Реферат по предмету "Психология"


Основные показатели графических движений при помощи методики Мира и Лопеца

Содержание
Введение
1. Миокинетическая методика Э.Мира-и-Лопеца
2. Тест «Линеограмма»
3. Тест «Зигзаг»
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Графические движения характеризуются наиболее высокойстепенью регуляции движений. Указания на взаимосвязь успешности выполнения графическихдвижений и общих механизмов анализа и синтеза пространственных отношений субъектомможно найти в исследованиях многих ученых. В психологических и психофизиологическихисследованиях графические движения используются для оценки нейродинамических и характерологическихособенностей человека, а также с целью определения у него степени асимметрии рук.
Цель данной работы: описать миокинетическую методикуЭ. Мира-и-Лопеца.
Задача: определить с помощью тестов методики Э. Мира-и-Лопеца.
1. Миокинетическаяметодика Мира и Лопеца
Среди тестов, изучающих характеристики личности с помощьюграфических движений, известна методика Э. Мира и М. Лопеца, или иначе методикамиокинетической психодиагностики. Она предусматривает выполнение несколькихсерий движений в разных направлениях в пространстве.
Основные принципы миокинетической психодиагностикибыли сформулированы М. Лопецом в 1939 г.: психологическое пространство не нейтральнои всякое движение в нем приобретает кроме своего механического эффекта, особое значениев соответствии со смыслом его выполнения для субъекта. Отсюда вытекает, что еслипредложить испытуемому делать движения в разных направлениях пространства, не позволяяему зрением контролировать их протяженность и направление, то можно наблюдать, какпроисходит систематическое отклонение этих движений. Последнее указывает на доминирующуюу данного испытуемого группу мышц, которая, в свою очередь, может служить индикаторомдоминирующей группы действий испытуемого в данном пространстве.
Проведение исследований.
Методика Мира и Лопеца включает 7 тестов: «линеограмма»,«параллели», «цепи», «UU»,«кружки», «зигзаги», «лестница».
При выполнении тестов испытуемому приходится осуществлятьдвоякую регуляцию:
1) регулировать положение руки относительно корпуса(макрорисунок) и 2) регулировать протяженность и форму движений, совершаемых назаданном участке пространства (микрорисунок). Тесты различаются степенью сложностирисунков. Так, тест «линеограмма» испытуемый выполняет одной рукой — правойили левой поочередно. При выполнении рисунка испытуемому приходится одновременнорегулировать и протяженность прямолинейного движения, и направление, а именно: вверх- вниз (вертикальная линеограмма), вправо — влево (горизонтальная линеограмма) иот себя к себе (сагиттальная линеограмма).
Микрорисунка в этом тесте нет, и от испытуемого требуетсялишь удерживать руку в исходном положении, т.е. контролировать возможные отклоненияее от исходного положения во всех направлениях.
При выполнении теста «зигзаги» (см. рис.1)испытуемый работает обеими руками одновременно. Как и в предыдущем случае, испытуемомуприходится одновременно анализировать как протяженность движения, так и его направление,но не только на уровне макродвижений, но и на уровне микродвижений рисунка.
/>
Рис.1. Тест «Зигзаги»
Фрагменты рабочего полятестов: а — "линеограмма" и б — «зигзаг»; в — общийвид эталона, на нем пунктиром обозначены границы фрагментов а и б (размерыуказаны в сантиметрах); на фрагментах а и б цифры — последовательность движениярук, стрелки — их направление.
Движения рук на эталонеа: 1 — правая рука по горизонтальной плоскости; 2 — правая рука всагиттальной плоскости; 3 — левая рука по горизонтальной плоскости; 4- левая рука в сагиттальной плоскости; 5 — правая рука в вертикальной плоскости;6 — левая рука в вертикальной плоскости.
Движения рук на эталонеб: 1 — правая рука — движение от себя (зигзаг центробежный); 2 — правая рука- движение к себе (зигзаг центростремительный); 3 — левая рука — движениеот себя (зигзаг центробежный); 4 — левая рука — движение к себе (зигзаг центростремительный);две горизонтальные линии на эталоне б ограничивают центральную зону, в которойпроизводится оценка действий испытуемого.
Необходимое оборудование для проведения теста
1. Специальный стол, столешница которого должна бытьвысотой до центра живота (пупка) сидящего испытуемого, чтобы он мог свободно двигатьсвоими руками без риска коснуться стола. Удобно, чтобы стол имел следующие измерения:высота — 72 см; плоскость — 57 см длины и 45 см ширины (поверхность стола).
Столешница должна легко подниматься в вертикальноеположение для выполнения тех частей теста, которые должны осуществляться вертикально.В центре стола укрепляется плотное стекло 28x33 см; на этом стекле фиксируют листы,прикрепленные к столу посредством зажимов.
Когда проводят исследование, где экспериментатор долженперемещаться, более практичным является использование портативных досок, могущихбыть выпрямленными вертикально и снабженных стеклом и зажимами.
миокинетическая психодиагностика мир лопец
2. Простой стул (без подлокотников),чтобы облегчить движения испытуемого. Последний должен сидеть прямо, не опираясьнебрежно о спинку стула.
3. Карандаши: не менее четыреходинаковой величины и хорошо заостренные. Наблюдатель будет иметь два карандашадругого цвета, предпочтительно красных, для того чтобы отмечать финальные линиичертежа или давать их субъекту, когда он захочет перечеркнуть рисунки, которые выполняет.
4. Экран из прочного картонаоднотонного цвета (светло-зеленого предпочтительно или серого); экран должен бытьрасположен между глазами испытуемого и тестом.
5. Два картонных прикрытия,чтобы прикрыть чертежи: по мере того, как их выполняет испытуемый. Одно из картонныхприкрытий должно быть размером 20x29 см, другое — 7x22 см.
6. Секундомер для определениявремени выполнения чертежей.
Предварительные инструкции.
Испытание должно проходить в спокойной обстановке.Надо проверить, сидит ли испытуемый перед столом достаточно низко, чтобы локти былиподняты над доской. Расстояние от тела испытуемого до стола представляет собой обычноерасстояние, необходимое для письма, но испытуемый должен держаться прямо, и ногине скрещены. Перед началом опыта записывают имя, возраст, семейное положение, образованиеиспытуемого и обязательно — правша, левша, или амбидекстр. Тест надо выполнять,не опираясь на стол ни рукой, ни локтем, т.е. держа руку в воздухе в горизонтальномположении параллельно столу, чтобы свободно производить движение. Руки образуютс грудью угол от 45 до 60°.
Некоторые испытуемые имеют тенденцию выполнять движениятолько запястьем. Необходимо просить их выполнять движения всем предплечьем. Еслииспытуемый во время работы нарушает правильное положение, то во время паузы необходимоисправить его и заставить принять вновь правильное положение. Неработающая рукадолжна опираться на бедро, а не на стол.
Тест выполняется в два приема: 1-я часть — до концагоризонтальных цепей, 2-я часть — начиная с вертикальных цепей и до конца. Идеальныйинтервал между сеансами — 8 дней.
Рекомендуется провести тест еще раз через месяц с темже интервалом, потому что таким образом имеется больше шансов элиминировать влияниеслучайных, нарушающих факторов.
По мере того как выполняют тест, необходимо прикрыватьчертежи кусками картона. Исследователь должен сидеть справа от испытуемого, поставивсбоку от себя стол или стул, чтобы класть требующийся материал. Экран следует держатьлевой рукой, поскольку в правой руке будет красный карандаш. Другие карандаши, такжекак картонные прикрытия (тайники), располагают в пределах досягаемости руки. Привыполнении некоторых чертежей, таких как зигзаг, исследователь должен размещатьсянапротив испытуемого.
Когда испытуемый закончит выполнение теста, наблюдательдолжен записать на последней странице свои наблюдения, касающиеся позы испытуемого,его замечаний, его трудностей.
 2. Тест «Линеограмма»
Инструкция.
Возьмите карандаш правой рукой и проведите им по правойгоризонтальной линии эталона от одного ее конца до другого (направление движенияуказано стрелками на чертеже). Делайте движения вперед и назад, не отрывая карандаша.После трех полных движений перед вашими глазами будет поставлен экран. Однако, неотрывая карандаша, продолжайте ранее начатые графические движения. Закончите их,когда я попрошу вас об этом.
Испытуемый выполняет 3 полных графических движенияпод контролем зрения, после чего экспериментатор ставит экран и испытуемый выполняет10 полных движений без контроля зрения. Затем экспериментатор просит его остановитьсяи отмечает красным карандашом конец последней черты. Рисунки-чертежи выполняютсясначала в горизонтальной и сагиттальной плоскостях правой и левой руками поочередно.Затем экспериментатор поднимает столешницу и ставит ее под углом 90°. Теперь испытуемыйповторяет всю процедуру в вертикальной плоскости. После выполнения каждого рисункаэкспериментатор закрывает рисунок картонной карточкой таким образом, чтобы испытуемыйего не видел. Экспериментатор регистрирует время выполнения рисунков.
Обработка и интерпретация результатов.
Делают три основных измерения:
1)длина линии (а);
2)первичное отклонение (ПО);
3)вторичное отклонение (ВО).
Длина линии.
Измеряют длину последней линии, которую произвел испытуемыйи концы которой помечены цветом.
Сравнение между последней линией и линией модели укажетнам, будет ли испытуемый иметь тенденцию увеличить, уменьшить или сохранить ее длину,когда он лишен возможности зрительно контролировать действия.
Уменьшение линии вне нормативной зоны соответствуетситуации торможения, в то время как ее увеличение соответствует состоянию возбуждения.Следует сначала вычислить среднюю длину линий, проведенных правой и левой рукой,и сравнить ее с эталонной соответствующим характеристикам той группы, к которойпринадлежит испытуемый.
Уменьшение длины линии можно объяснить первичным смущениемиспытуемого в начале теста, если позднее оно компенсируется.
Все данные методики правильны только тогда, когда ониповторяются, часто достаточно бросить взгляд на тест, чтобы отметить доминирующуютенденцию. Вариации или колебания этой тенденции (которую ясно наблюдают в отношениидлины параллелей) часто указывают на неустойчивую личность.
Первичное отклонение.
Первичные отклонения дают нам наиболее значительныеданные линеограмм, потому что выражают доминирующее смещение линии в одну из сторонвыполненного движения. Это смещение, в свою очередь, отражает доминирование тонусов,одной из двух мышечных групп антагонистов, ответственных за выполнение следа (запись).
Первичное отклонение измеряют следующим образом.
1. Опускают перпендикуляр изсередины линии (той, которая обозначена концами, помеченными цветом) на линию-модельили ее продолжение, если это необходимо.
2. Измеряют (в мм) расстояниеот середины этой линии-модели до проекции.
Определенное таким образом смещение и есть первичноеотклонение. Оно будет положительным (со знаком плюс), если направлено:
вправо в горизонтальной линеограмме правой руки;
влево в горизонтальной линеограмме левой руки;
вперед в линеограммах сагиттальных обеих рук;
вверх в линеограммах вертикальных обеих рук.
Отклонение будет отрицательным (имеющим знак минус),когда движение будет смещаться соответственно в противоположных направлениях.
Интерпретация.
Следовательно, первичное отклонение измеряет в миллиметрахвеличину нарушения равновесия в отношении напряжения между мышцами, выполняющимидвижения; если мышцы имеют одинаковое напряжение, то у испытуемого будет нулевоепервичное отклонение; если одна из групп доминирует над другой, то отклонение будетв сторону того движения, которым руководит эта группа, и величина будет пропорциональнаинтенсивности этого доминирования. Отношения между первоначальными отклонениямикаждой кисти, а также сравнение между первичными гомологическими отклонениями обеихкистей дает нам возможность отметить характер личности в связи с наблюдаемой формулировкойнапряжения.
а) Первичное отклонение горизонтальных линеограмм.Когда оно направлено наружу (вправо для правой линеограммы и влево для левой линеограммы),то будет соответствовать экстратенсивным тенденциям. Когда отклонение направленов центр листа (влево для правой руки и вправо для левой), оно соответствует интратенсивнымреакциям.
Когда первичное отклонение отрицательно в левой линеограммеи положительно в правой, то это нам указывает, что испытуемый по природе интратенсивный,но стремится к экстратенсивности, и наоборот, первичное отклонение положительнов левой линеограмме и отрицательно в правой указывает нам, что испытуемый от природыэкстратенсивен, но является интратенсивным в момент проведения опыта.
б) ПО сагиттальных линеограммуказывает намна агрессивность испытуемых, когда оно направлено к внешнему миру (гетероагрессивность),т.е. вперед, оно положительно.
Когда оно направлено в сторону тела испытуемого, т.е.в направлении эго-центрипитальном (аутоагрессивность), оно отрицательно. Когда ПОсагиттальных линеограмм левое сильно положительно и ему сопутствует ПО сагиттальноеправое нормальное или отрицательное, то это нам укажет, что испытуемый с агрессивнымтемпераментом и очень сильно контролирует свою агрессивность. И наоборот, когдаПО сагиттальное правое гораздо более сильное, чем левое, то это говорит нам о том,что испытуемый мало агрессивен, но стал в настоящее время агрессивным. Когда ПОобеих кистей отрицательное, то это указывает на сильную тенденцию к аутоагрессивности,которая может привести к мысли о самоубийстве. Имеются еще случаи, где агрессивностьколеблется и сопровождается колебаниями в направлении следов таким образом, чтонет единого направления отклонения.
в) ПО вертикальных линеограммотображает психомоторныйтонус. Испытуемый, психомоторный тонус которого слабый, имеет тенденцию поддаватьсядействию гравитации, за исключением случаев, где он компенсирует эту тенденцию ускорениемсвоих завершающих движений. Вертикально понижающиеся следы указывают нам на отрицательноепервичное отклонение.
Когда ПО вертикальное левое нормальное или положительное,в то время как ПО вертикальное правое отрицательное, то это укажет нам на хорошийтемпераментный психомоторный тонус (генотипный), но испытуемый в данный момент илиугнетен, или утомлен. Если же, наоборот, ПО вертикальное левое отрицательное и ПОправое положительное, то это указывает на временную компенсаторную реакцию испытуемогопротив психомоторного тонуса, который обычно недостаточный.
Вторичное отклонение (ВО).
Измеряем расстояние, которое отделяет середину последнейлинии, выполненной испытуемым (обычно самая отдаленная), и проекции от этой точкина линии-модели. Это отклонение выражает непроизвольное отклонение кисти в направлении,перпендикулярном главной оси движения.
Берут ВО шести линеограмм, затем вычисляют среднееарифметическое ВО для каждой кисти, чтобы получить представление о степени эмоциональности.Однако новейшие исследования показывают, что направление этого ВО не нейтрально(индифферентно) и что придется в ближайшем будущем придавать ему знак, как это делаютдля ПО.
Интерпретация.
Конституциональная эмоциональность выражается как средняяВО левой руки, и контроль ее выражается средним ВО правой руки, т.е. доминирующейкисти испытуемого. Когда среднее ВО у правой кисти (сознательное) превышает среднееВО левой, то это указывает на временное состояние гиперэмоциональности (котораяможет быть вызвана актуальным конфликтом).
Обычно наиболее выражено ВО в левых вертикальных линеограммах.Если придавать положительное или отрицательное значение ВО каждой руке, то можнобудет подтвердить или исправить данные ПО посредством сравнения направления и интенсивностиэтих отклонений с направлениями и интенсивностью ВО соответствующих перпендикулярнымпланам (плоскостям).3. Тест «Зигзаг»
Выполнение теста начинается с получения двух центробежныхзигзагов. Экспериментатор дает испытуемому по карандашу в каждую руку и сообщаетинструкцию.
Инструкция.
Начиная движение одновременно обеими руками, обведитенарисованные на эталоне оба центробежных зигзага (направление движения указано стрелкамина чертеже) и продолжайте самостоятельно рисовать такие же зигзаги. После того какперед вашими глазами будет поставлен экран, не отрывая карандаша, продолжайте рисоватьзигзаги снизу вверх. Старайтесь сохранить размер и направление рисунков-зигзаговв соответствии с заданным эталоном.
После того как испытуемый обведет три раза зигзагиэталона и нарисует последующие три зигзага под контролем зрения, перед его глазамиэкспериментатор ставит экран. Не прекращая движения, испытуемый продолжает рисоватьзигзаги до верхней ограничительной черты, указывающей зону обработки эталона. Рисунокзаканчивается, когда этой черты достигнут оба зигзага. После выполнения центробежныхзигзагов выполняют зигзаги центростремительные, т.е. те, которые направлены извнек телу испытуемого. Инструкция и порядок выполнения теста те же, что и в центробежныхзигзагах. Испытуемый оканчивает центростремительные зигзаги, когда достигнет нижнейограничительной черты измерительной полосы.
Когда при выполнении центробежного зигзага наблюдаетсязначительное осевое отклонение, необходимо для выполнения центростремительных зигзаговзаменить черные карандаши цветными, чтобы отличить их от центробежных зигзагов.Таким образом, если линии будут перекрещиваться, исследователь может осуществитьизмерения без колебания, избежав повторения исследования.
Обработка и интерпретация результатов субтеста«Зигзаги».
Зигзаг указывает на степень напряженного равновесияиспытуемого и обнаруживает точность и тонкость его движения. Точно так же, как ив других частях теста, получают данные количественные и качественные. Размеры берутна полосе в 10 см, которая ограничена двумя чертами в середине листа.
Именно в этой зоне будут брать все измерения, касающиесяколичественных данных, но, с другой стороны, будут судить о зигзаге целиком в отношениикачественных данных. Или на основании числа данных, или на основании того факта,что это единственная часть теста, где можно видеть результаты общей работы обеихкистей. Зигзаг является той частью теста, которая наиболее богата сведениями, т.е.та, которая даст основу для понимания поведения (отношения, характеристики испытуемого).
Для зигзага делают следующие измерения:
1)первичное отклонение (ПО);
2)длина линии;
3)размер углов;
4)осевое отклонение.
Первичное отклонение (ПО).
ПО выражает разницу между эгоцентрифугальной и линиейэгоцентрипитальной одной и той же кисти. Таким образом мы будем иметь ПО для правойи левой кисти. Для этого следует подсчитать число углов (по их наружным вершинам)зигзагов эгоцентрифугальных и эгоцентрипитальных. Если число углов одинаково в обоихдвижениях, ПО=0. Первичное отклонение будет положительным, когда оно выражает доминированиеэгоцентрифугальное, т.е. будет меньше зигзаг вперед, чем обратно: оно будет отрицательным,когда будет доминирование эгоцентрипитальное (увеличение тонуса сгибателя по отношениюк тонусу разгибателя), т.е. когда будет большее число углов вперед, чем обратно.
Интерпретация.
Когда зигзаг полностью выполнен в сагиттальной плоскости,то ПО укажет (как на сагиттальной линеограмме) на агрессивность испытуемого. Большинствоиспытуемых продвигается с осторожностью, что дает нам ПО слегка отрицательное.
ПО положительное в зигзаге указывает на исключительнуюпрактическую уверенность.
Длина линии.
Измеряют наиболее короткую и наиболее длинную линиикаждого зигзага. Всегда берут размеры линий, исходя из углов, которые находятсявнутри границ (лимита) зоны-эталона. После определения размера линий вычисляют линейноеколебание, которое представляет собой разницу между двумя измерениями (размерами).
Интерпретация.
Длина стороны угла модели составляет 10 мм. Тенденция к увеличению длины, когда она подтверждена остальными РМК, указывает на состояние возбужденияиспытуемого, в то время как уменьшение указывает на его ингибицию (торможение).Линейная разница позволяет рассмотреть совокупность вариации между этими двумя состояниями:испытуемый вспыльчивый или сдержанный. Когда линейная разница превышает 16 мм, она рассматривается как находящаяся вне нормальной зоны. Когда разница меньше 4 мм, то речь идет о личностях, обладающих большой способностью к регуляции и контролю над эмоциональными праксическим напряжениями (индивидуумы избранные, элита).
Довольно часто наблюдают прогрессивное увеличение линейнойдлины — феномен моторной индукции (горячность), которая является характерным длясостояния тревоги.
Размеры углов.
Получают также три размера для зигзагов: минимальныйугол, максимальный угол и разница между ними.
Всегда измеряют угол с внутренней стороны зигзагов,т.е. вершины которых направлены наружу. Если утлы имеют изогнутые стороны (бока),измеряют так, как будто бы каждая сторона выпрямлена между обеими вершинами.
Интерпретация.
Увеличение постоянных углов (у модели оно будет 30°)соответствует доминированию мышечной группы, которая управляет этим движением, вто время как уменьшение указывает на доминирование антагонистической группы. Равномерностьили неравномерность углов имеет то же самое значение, как то, которое у линии, т.е.оно касается примерного равновесия (характеризует степень равновесия нервных процессов).
Большая разница между углами указывает нам на недостатокконтроля у испытуемых, на импульсивность, которая способна вызвать малые и большиевспышки гнева, конфликтность.
Осевое отклонение (РА).
Это отклонение измеряется посредством угла, которыйобразован, с одной стороны, прямой сагиттальной, параллельной оси модели, проходящейчерез середину первой линии следа внутри полосы, и, с другой стороны, посредствомпрямой линии объединяющей, т.е. полученную точку с серединой последней линией следа,начертанной внутри полосы.
Интерпретация.
Абсолютная или почти абсолютная правильность зигзагахарактерна для лиц избранных, потому что чаше всего наблюдают отклонения записи,в особенности в эгоцентрифужном зигзаге. Когда имеет место очень выраженное осевоеотклонение, то это указывает на недостаток (отсутствие) компенсации мышечных напряжений.
Индивидуумы, у которых доминируют интратенсивная установка,характеристика внутреннего напряжения, имеют тенденцию к закрытию зигзагов и дажек их перекрещиванию. Тенденция к экстратенсии (внешнему напряжению), наоборот, приводитзигзаг к наружному краю. В действительности следовало бы говорить о напряженияхинтроверсии и экстраверсии, т.е. склонности напряжений к разрядке.
Зигзаг также позволяет увидеть, какая рука являетсядоминирующей, т.е. какое из полушарий головного мозга больше руководит поведениемиспытуемого. При выполнении записи именно доминирующая кисть движется вперед и тянетза собой другую, которая слегка отстает.
Также именно зигзаги позволяют лучше всего оцениватьуровень интеллекта испытуемых.
Нормативные значения (в миллиметрах) показателей выполнениясубтестов «Линеограмма» и «Зигзаги» даны в таблице 1.
Таблица1.Нормативные величины (в миллиметрах) показателей выполнения субтестов «Линеограмма»и «Зигзаги»Тест Показатель Правая рука Левая рука Линеограмма
Длина последней линии
Первичное отклонение
33,8
15,6
34,9
10,1 Зигзаги
Длина линии максимальная
То же, минимальная
Осевое отклонение
15,4
7,7
7,7
16,7
7,5
6,4 Возраст, лет Показатели Правой руки Левой руки Длина последней линии ПО ВО Время, с Длина последней линии ПО ВО Время, с 20-25 33,2 5,50 6,30 34,9 33,2 -1,60 1,70 27,9 20-25 34,7 -0,70 5,30 36,0 35,5 4,25 4,25 31,1 20-25 26,2 0,50 -0,40 17,8 27,9 0,40 -1,5 18,6
Заключение
Миокинетический тест, являющийся графической методикойисследования личности, был создан в середине XX века. Процедура тестирования относительно проста. Испытуемомупредлагается выполнить без контроля зрения серию прорисовок простой геометрическойфигуры после нескольких тренировочных движений, выполненных с открытыми глазами.Названия субтестов соответствуют виду фигуры. Прорисовка отрезков в трех сериях,а именно: в вертикальной, горизонтальной и сагиттальной плоскостях, — носит название«линеограммы». Более сложными являются субтесты «зигзаги»,«лестницы», «круги», «цепи», «параллели»,«скобки». Линеограммы позволяют оценить такие показатели как активированность,экстраверсию, агрессивность, эмотивность, баланс возбуждения-торможения. Другиесубтесты дают возможность уточнять показатели, выявленные в линеограмах, а такжевыявлять уровень интеллекта и патопсихологическую симптоматику.
Список использованной литературы
1. «Практикум по общей и экспериментальной психологии» / Подред. Крылова. А.А. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1990. — 255 с.
2. «Словарь-справочник по психодиагностике» под редакциейБурлачук Л.3-е изд, Питер, С. — Петербург, 2008
3. Шапарь В.Б., Шапарь О.В. «Практическая психология. Проективныеметодики». / В.Б. Шапарь, О.В. Шапарь. — Ростов на Дону: Феникс, 2006. — 480с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :