Реферат по предмету "Психология"


Особенности развития речи у младших школьников

ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙУНИВЕРСИТЕТ
ИМ. В. Г. БЕЛИНСКОГО

КУРСОВАЯ РАБОТА
по экспериментальной психологии
на тему:
«Особенности развитияречи у младших школьников»
 
Выполнила: студентка ФНиСО, гр. П-42
Гомозова Татьяна Михайловна
Проверила: Шахова Инна Павловна

ПЕНЗА – 2007

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1.Теоретическая часть
1.1 Общаяхарактеристика личности младшего школьника
1.2 Речеваядеятельность младших школьников
1.3 Психологическиеособенности формирования речи первоклассников
1.4 Требованияк речи учащихся
1.5 Особенностиречи ребёнка, поступившего в первый класс
2. Практическаячасть
Заключение
Списоклитературы
Приложение

ВВЕДЕНИЕ
Что может быть важнее хорошо развитой речи? Безнее нет подлинных успехов в учении, нет настоящего общения, а значит, иколлективного труда. Современная программа представляет высокие требования кречевому развитию школьников.
Развитие речи — процесс сложный, творческий. Онневозможен без эмоций, без увлеченности. Недостаточно было бы лишь обогатитьпамять школьника каким-то количеством слов, их сочетаний, предложений. Главное- в развитии гибкости, точности, выразительности, разнообразия. Шаблон вразвитии речи недопустим, механическое заучивание речевых штампов можетпринести только вред. Однако и стихийность тоже вредна и недопустима.
Развитие речи — это последовательная, постояннаяучебная работа, которую можно планировать и на каждый урок, и в перспективе.Развитие речи имеет свой арсенал методов, собственные виды упражнений, своюпрограмму умений, которые обеспечиваются соответствующей методикой. Проводяизложения и сочинения, устные рассказы, словарные и синтаксические упражнения,учитель руководствуется не только перспективной целью, которая может бытьопределена как хорошая речь, но и конкретными учебными целями каждогоотдельного упражнения.
Человек всю свою жизнь совершенствует речь,овладевает богатствами языка. В раннем детстве у него возникают потребностиобщения, которые он удовлетворяет посредством простейших элементов речи.Потребность выражать свои мысли с возрастом расширяется. Развиваясь, ребенокпользуется все более сложными языковыми единицами. Обогащается словарь,усваивается фразеология, ребенок овладевает закономерностями словообразования,словоизменения и словосочетания, многообразными синтаксическими конструкциями.Эти средства языка он использует для передачи своих все усложняющихся знаний.
Современная программа начальной школы предъявляетвысокие требования к развитию связной речи учащихся. По определению М. Львова,«под связной речью понимается речь, которая организована по законамлогики и грамматики, представляет единое целое, имеет тему, обладаетотносительной самостоятельностью, законченностью и расчленяется на более илименее значительные части, связанные между собой». Работа над связной речьюразвивает у детей необходимую способность распределять своё внимание,направлять его одновременно на несколько видов деятельности.
Цель работы сугубопрактическая: сделать речь (чужую, а затем и свою) предметом наблюдения ивнимательного отношения учеников, заложить основы культуры речевого поведения.Но если мы хотим сознательного отношения ребёнка к слову, к речи и речевымдействиям, то необходимо вооружить его теми знаниями, которые помогут понять (вдоступных пределах) смысл используемых терминов.
Объектисследования: — речь младших школьников.
Выборка: первоклассники МОУ СОШим. Ф. В. Гладкова (10 учащихся).
Предметомнашего исследованияявляется выявление особенностей развития речи младших школьников иупражнения, направленные на формирование и обогащениедетской речи.
Формирование полноценного речевого развития младшихшкольников является важнейшим направлением процесса обучения. Этообъясняет актуальность избранной темы.
Цель исследования: — изучение особенностейразвития речи младших школьников в процессе обучения; формирование у учащихсяумений строить высказывание (устное и письменное) на заданную тему вопределённом стиле и жанре: правильно, содержательно, выразительно, эффективно.
В соответствии с целью исследования былипоставлены задачи:
1. Изучить литературу по данной теме и датьтеоретическое и психолого-педагогическое обоснование проблемы.
2. Составить систему речевых упражнений.
3. Изучить особенности развития речи у младшихшкольников.
4. Составить методические и психолого-педагогическиерекомендации по подготовке и проведению упражнений по развитию речи учащихся.
Гипотеза нашего исследования заключается впредположении, что систематическое, методически точное проведение речевыхупражнений на уроках развития речи и русского языка способствует развитиюсвязной речи младших школьников, формированию навыков самоконтроля,предупреждению и устранению типичных речевых ошибок учащихся, повышениюкачества детских высказываний.
Методы исследования:
— анализ психолого-педагогической литературы;
— наблюдение;
— эксперимент;
— психодиагностические методы;
— качественный и количественный анализ полученныхрезультатов исследования.
Контрольная работа состоит из двух частей. Перваячасть содержит психолого-педагогические основы развития речи младшихшкольников. Вторая посвящена диагностике устной речи первоклассников.
В разделе «Список литературы» представлен списокиспользованной научной и методической литературы.
Экспериментальноеисследование проводилось в Малосердобинской средней школе им. Ф. В. Гладкова.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
 
1.1 Общая характеристикаличности младшего школьника
«Младший школьный возраст — периодвоспитания, накопления знаний, период освоения по преимуществу. Успешномувыполнению этой важной функции благоприятствуют характерные особенности детейэтого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость,внимательность, наивно игровое отношение ко многому из того, с чем онисталкиваются» — так характеризует этот возраст Н.С. Лейтес.
Психические процессы младших школьниковразвиваются интенсивно, но неравномерно. Восприятие является свежим, широким иострым, но мало дифференцированным. Дети этого возраста не умеют проводитьцеленаправленный анализ наблюдаемого, не умеют выделять главное, существенногов воспринятом, для их восприятия характерна яркая эмоциональность. Однакопостепенно восприятие становится более управляемым, оно освобождается отвлияния непосредственной деятельности, с которой раньше было неразрывносвязано, увеличивается место организованного наблюдения.
Младшие школьники выполняют требования учителя беспрекословно,не вступают с ним в споры. Они доверчиво воспринимают оценки и поученияучителя, подражают ему в манере рассуждать, в интонациях.
Послушание младших школьников проявляется как вповедении, так и в самом процессе учения. Такие психические особенности, какдоверчивость, исполнительность являются предпосылками для успешного обучения ивоспитания. В этом возрасте дети с готовностью и интересом овладевают новымизнаниями, умениями и навыками. Пока они только вбирают, впитывают знания. Иэтому очень способствует повышенная восприимчивость и впечатлительностьмладшего школьника.
Очень важной особенностью являетсяподражательность взрослым, своим сверстникам, героям книг и кинофильмов. Это качествоочень помогает детям в учении и способствует быстрому овладению умениями инавыками учебной работы, умениями планировать, организовывать и осуществлятьразличные виды работы. Всему этому их надо настойчиво и терпеливо учить.
Таким образом, младший школьный возраст являетсясензитивным периодом в овладении новых знаний, умений, навыков и оченьблагоприятным периодом в речевом развитии ребенка.
 
1.2 Речевая деятельностьмладших школьников
В раннемдетстве у ребенка возникают потребности общения, которые он удовлетворяетпосредством простейших средств речи: гуления, лепета, а в возрасте около годапоявляются первые слова. С самого начала речь возникает как социальное явление,как средство общения. Несколько позднее речь станет также средством познания окружающегомира, планирования действий. Развиваясь, ребенок пользуется все более сложнымиязыковыми единицами. Обогащается словарь, усваивается фразеология,ребенок овладевает закономерностями словообразования, словоизменения исловосочетания, многообразными синтаксическими конструкциями. Эти средстваязыка он «использует для передачи своих все усложняющихся знаний, дляобщения с окружающими людьми в процессе деятельности.
Речевая деятельность - процесс словесногообщения с целью передачи и усвоения общественно-исторического опыта,установление коммуникации, планирования своих действий. Высказывания младшихшкольников свободны, непосредственны. Часто это простая речь: речь-повторение,речь-называние; преобладает сжатая, непроизвольная реактивная (диалогическая)речь. Школьный курс способствует формированию произвольной, развернутой речи,учит ее планировать на уроке. Нужно ставить перед учащимся задачу научитьсядавать полные и развернутые ответы на вопрос, рассказывать по определенномуплану, не повторяться, говорить правильно, законченными предложениями, связнопересказывать большой по объему материал. В процессе учебной деятельностиучащиеся должны овладеть произвольной, активной, программированной,коммуникабельной и монологической речью. На протяжении младшего школьноговозраста происходит развитие всех сторон речи: фонетической, грамматической,лексической. Первоклассники практически владеют всеми фонемами, тем не менеефонетической стороне надо уделить большое внимание, так как обучение чтению иписьму требует хорошо развитого фонематического слуха, т.е. умениевоспринимать, правильно различать все фонемы, научиться анализировать их,выделять каждый звук из слова, выделенные звуки сочетать в слова. На протяжениимладшего школьного возраста идет развитие и грамматической стороны языка.Ребенок приходит в школу, практически владея грамматическим строем родногоязыка, т.е. он склоняет, спрягает, связывает слова в предложения. Развитиюграмматического строя языка способствует новая форма речевой деятельности — письменная речь. Необходимость быть понятым в письменном изложении заставляетучащегося грамматически правильно строить свою речь.
Речеваядеятельность требует не только механического воспроизведения известных случаевприменения слов, но и творческого оперирования словами, понимания иоперирования их в новых ситуациях, в новых значениях. Поэтому успешностьовладения учащимися лексикой определяется и количеством запоминающихся слов, ивозможностью широко и адекватно пользоваться ими: самостоятельно понять новыеслучаи применения уже известных слов по аналогии с ранее бывшими в опытеребенка, догадаться о значении нового слова, умение выбрать наиболее верное вданной ситуации.
Развитие речи в младших классах осуществляется впервую очередь на уроках родного языка. Овладение речью идет одновременно внескольких направлениях: по линии развития звуко-ритмической, интонационнойстороны речи, по линии овладения грамматическим строем, по линии развитиялексики, по линии все большего и большего осознания учащимися собственнойречевой деятельности.
При такой организации обучения в центреоказывается самая важная функция языка — коммуникативная. Раскрытькоммуникативную функцию языка для ребенка значит научить его планировать,высказывать свои замыслы языковыми средствами, предвидеть возможные реакцииучастника общения, контролировать свою речевую деятельность.
Вообще язык усваивается ребенком стихийно, вобщении, в процессе речевой деятельности. Но этого недостаточно; стихийноусвоенная речь примитивна и не всегда правильна. Некоторые очень важные аспектыязыка стихийно, как правило, усвоены быть не могут и поэтому находятся введении школы.
Это усвоение литературного языка, подчиненногонорме, умение отличать литературный, правильный язык от нелитературного, отпросторечия, диалектов, жаргонов. Школа учит литературному языку в егохудожественном, научном и разговорном вариантах. Это огромный объем материала,многие сотни новых слов, тысячи новых знаний уже известных слов, множествотаких сочетаний, синтаксических конструкций, которые дети в устной дошкольнойречевой практике совсем не употребляли.
В школе учащиеся овладевают чтением и письмом. Ичтение и письмо -речевые навыки, опирающиеся на систему языка, на знания егофонетики, графики, лексики, грамматики, орфографии. Все это не приходит кребенку само собой, всему надо учить; этим и занимается методика речевогоразвития.
Третья сфера работы школы по развитию речи — доведение речевых умений детей до какого-то минимума, ниже которого не долженостаться ни один учащийся. Это совершенствование речи учащихся повышение еекультуры, всех ее выразительных возможностей.
Речь — очень широкая сфера деятельности человека.В развитии речи выделяются три линии: работа над словом, работа надсловосочетанием и предложением, работа над связной речью.
Вообще всеэти три линии работы развиваются параллельно, хотя они находятся в то же времяи в подчинительных отношениях: словарная работа дает материал для предложенийдля связной речи; при подготовке к рассказу сочинению проводится подготовительнаяработа над словом и предложением. В развитии речи нужна долгая кропотливаяработа учащихся и учителя. Временные неудачи срывы не должны пугать.Систематическая работа по развитию речи обязательно даст плоды. Речевые уменияи навыки развиваются по законам геометрической прогрессии: малый успех приводитк большему — речь совершенствуется и обогащается.
 
1.3 Психологическиеособенности формирования речи первоклассников
Одним из важнейших показателей уровня культурымышления, интеллекта человека, является его речь. Возникнув впервые в раннемдетстве в виде отдельных слов, не имеющих ещё чёткого грамматическогооформления, речь постепенно обогащается и усложняется. Ребёнок овладеваетфонетическим строем и лексикой, практически усваивает закономерности измененияслов (склонение, спряжение и пр.) и их сочетания, логику и композициювысказываний, овладевает диалогом и монологом, различными жанрами и стилями,развивается меткость и выразительность его речи. Всем этим богатством ребёноковладевает не пассивно, а активно — в процессе своей речевой практики.
Речь — это вид деятельности человека, реализациямышления на основе использования средств языка (слов, их сочетаний, предложенийи пр.) Речь выполняет функции общения и сообщения, эмоционального самовыраженияи воздействия на других людей.
Хорошо развитая речь служит одним из важнейшихсредств активной деятельности человека в современном обществе, а для школьника-средством успешного обучения в школе. Речь — способ познания действительности.С одной стороны, богатство речи в большей степени зависит от обогащения ребёнкановыми представлениями и понятиями; с другой — хорошее владение языком, речьюспособствует познанию сложных связей в природе и в жизни общества. Дети схорошо развитой речью всегда успешнее учатся по разным предметам. Могут бытьвыделены следующие периоды речевого развития человека:
- младенческий возраст — до 1 года — гуление, лепет;
ранний возраст — от 1 года до 3 лет — овладение слоговым и звуковым составом слова, простейшими связями слов впредложении; речь диалогическая, ситуативная;
- дошкольный возраст — от 3лет до 6-ти — появление монологической речи, контекстной; появление формвнутренней речи;
младший школьный возраст — от 6 до 10 лет — осознание форм речи (звукового состава слова, лексики, грамматического строя),овладение письменной речью, понятием о литературном языке и норме, интенсивноеразвитие монолога;
средний школьный возраст -от 10 до 15 лет — овладениелитературной нормой, функциональными стилями речи, начало формирования индивидуальногостиля речи;
старший школьный возраст -от 15 до 17 лет — совершенствование культуры речи, овладение профессиональными особенностямиязыка, становление индивидуального стиля.
Естьнесколько условий, без соблюдения которых речевая деятельность невозможна, а,следовательно, невозможно и успешное развитие речи учащихся.
 

1.4 Требования к речиучащихся
 
Какую же речь можно считать хорошей? К чемуследует стремиться учителю и ученику? Современная программа предъявляетвысокие требования к речевому развитию школьников.
Первое требование — это содержательность.Содержание для бесед, для рассказов, письменных сочинений дают книги, картины,экскурсии, походы, специальные наблюдения, собственные размышления, переживания- вся окружающая ребенка жизнь. Учитель помогает младшим школьникам подготовитьнакопленный материал, отобрать его в соответствии с ясно выраженной темой.
Рассказ или сочинение должны быть построены нахорошо известных ученику фактах, на его наблюдениях, жизненном опыте, насведениях, почерпнутых из книг, картин. Пользуются успехом в начальных классахтакже сочинения на основе творческого воображения. В тех случаях, когдаучащимся задаётся сочинение без достаточной подготовки его содержания, текстыоказываются бедными, расплывчатыми.
Вторым требованиемк речи является логикаречи: последовательность, обоснованность изложения, отсутствие пропусков иповторений, отсутствие чего-либо лишнего, не относящегося к теме, наличиевыводов, вытекающих из содержания. Логически правильная речь предполагаетобоснованность выводов, умение не только начать, но и завершить высказывание.
Третье требование -точность речи — предполагает умение говорящего или пишущего не просто передать факты,наблюдения, чувства в соответствии с действительностью, но и выбрать для этойцели наилучшие языковые средства — такие слова, словосочетания,фразеологические единицы, предложения, которые передают все признаки, присущиеизображаемому.
Точность требует богатства языковых средств, ихразнообразие, умение выбрать в разных случаях разные слова, наиболее подходящиек содержанию.
Говорить или писать можно лишь о том, что хорошознаешь. Тогда рассказ ученика будет хорош, интересен, полезен и ему самому, идругим, когда он построен на знании фактов, на наблюдениях, когда в нем высказываютсяобдуманные, невыдуманные переживания. Эту, казалось бы, очевидную истинуприходится повторять, потому, что нередко в школе детям предлагают рассказыватьо том, что они не знают, к чему не готовы. Удивительно ли, что их речьоказывается бедной, расплывчатой? Однако те же дети неплохо рассказывают,накопив необходимый материал в результате наблюдений.
Отсюдавытекает четвёртое требование — богатство языковых средств, ихразнообразие, умение выбрать в разных ситуациях различные синонимы, различные структурыпредложения, наилучшим образом передающих содержание.
Пятое требование — ясность речи, т.е. еёдоступность слушателю и читателю, её ориентированность на восприятие адресатом.Говорящий или пишущий сознательно или подсознательно учитывает и возможности, иинтересы, и другие качества адресата речи. Речи вредит излишняя запутанность,чрезмерная усложнённость синтаксиса; не рекомендуется перегружать речьцитатами, терминами, „красивостями“. Речь должна бытькоммуникативно-целесообразной в зависимости от ситуации, от цели высказывания,от условий обмена информацией.
Речь лишь тогда воздействует на слушателя иличитателя, когда она выразительна (шестое требование).
Выразительность речи — это умение ярко,убедительно, сжато передать мысль, это способность воздействовать на людейинтонациями, отбором фактов, построением фразы, выбором слов, общим настроениемрассказа. И выразительность, и ясность речи предполагает ее чистоту, т.е.отсутствие лишних слов (слов- паразитов): ну, значит, понимаешь, так сказать;грубых просторечных слов и выражений, ненужных иностранных слов.
Устная речь воздействует на слушателяинтонациями; и устная, и письменная -общим настроением рассказа, отборомфактов, выбором слов, их эмоциональными окрасками, построением фразы. И ясность,и выразительность речи предполагают также её чистоту, т.е. отсутствие лишнихслов, слов-»паразитов", просторечных слов и пр.
Для школы особенно большое значение имеетправильность речи (седьмое требование) — её соответствиелитературной норме.
Правильная речь предполагает обоснованность выводов,умение не только начать, но и закончить, завершить высказывание.
Различают правильность грамматическую(образование морфологических форм, построение предложений), орфографическую ипунктуационную для письменной речи, а для устной — произносительную,орфоэпическую. Немалое значение для правильности речи имеет выбор слов, логикавысказывания.
Без потребности выразить свои стремления,чувства, мысли не заговорили бы ни маленький ребёнок, ни человечество в своёмисторическом развитии. Следовательно, методическим условием развития речиучащихся является создание ситуаций, вызывающих у школьников потребностивысказываний, желание и необходимость что-то высказать устно или письменно.
Речь только тогда воздействует на читателя ислушателя с нужной силой, когда она выразительна.
Для школы, я считаю, особенно большое значениеимеет правильность речи, т.е. соответствие литературной норме.
Перечисленныетребования тесно связаны между собой и в системе школьной работы выступают вкомплексе. Стремление к их соблюдению развивает у школьников умениесовершенствовать культуру речи –обнаруживать и исправлять недостатки своихустных и письменных высказываний.
Все эти требования применимы к речи младшихшкольников. Хорошая речь может быть получена при соблюдении всего комплексатребований.
Речь является основным средством человеческогообщения. Без неё человек не имел бы возможности получать и передавать большоеколичество информации. Без письменной речи человек был бы лишён возможности узнать,как жили, что думали и делали люди предыдущих поколений.
По своему жизненному значению речь имеетполифункциональный характер. Она является не только средством общения, но исредством мышления, носителем сознания, памяти, информации (письменные тексты),средством управления поведением других людей и регуляции собственного поведениячеловека. Соответственно множеству её функций речь является полиморфнойдеятельностью, т.е. в своих различных функциональных назначениях представлена вразных формах: внешней, внутренней, монолога, диалога, письменной, устной ит.д. Хотя все эти формы речи взаимосвязаны, их жизненное назначениенеодинаково. Внешняя речь, например, играет в основном роль средства общения,внутренняя — средства мышления. Письменная речь чаще всего выступает как способзапоминания информации. Монолог обслуживает процесс одностороннего, а диалог-двустороннего обмена информацией.
Рассмотрим основные психологические теории,объясняющие процесс формирования речи. Одна из них — теориянаучения. Данная теория утверждает, что подражание и подкреплениеявляются основными механизмами формирования и развития речи у человека.Предполагается, что у ребёнка имеется врождённая потребность и способность кподражанию, в том числе звукам человеческой речи. Получая положительноеэмоциональное подкрепление, подражание ведёт к быстрому усвоению сначала звуковчеловеческой речи, затем фонем, морфем, слов, высказываний, правил ихграмматического построения. Освоение речи, таким образом, сводится к научениювсем её основным элементам.
Данная теория, однако, не в состоянииудовлетворительно и полностью объяснить процесс усвоения языка, в частности тубыстроту, с которой в раннем детстве ребёнок осваивает речь. Кроме того, дляразвития любых способностей, в том числе и речевых, необходимы задатки, которыесами по себе не могут быть приобретены в результате научения (по крайней мередо того, как научение началось). С позиции данной теории трудно понять детскоесловотворчество, а также те моменты в развитии речи ребёнка, которые не имеютаналогов у взрослых, т.е. такие, которые никак не усвоишь методом подражания.
Опыт показывает, что взрослые подкрепляют уребёнка не столько грамматически правильные, сколько умные и правдивые,оригинальные и семантически точные высказывания. Имея это в виду, в рамкахтеории речевого научения трудно объяснить быстрое формирование правильнойграмматики речевых высказываний у детей.
Авторомследующей теории речевого развития является Н. Хомский. Он утверждает, что ворганизме и мозге человека с рождения имеются некоторые специфические задатки кусвоению речи в её основных атрибутах. Эти задатки созревают примерно кгодовалому возрасту и открывают возможности для ускоренного развития речи содного года до трёх лет. Данный возраст называется сензитивным дляформирования речи. В более широких возрастных границах он охватывает периоджизни человека от года до половой зрелости (имеется в виду не только усвоениеязыка как средства общения, но и освоение его на понятийном уровне как средствамышления). В течение всего этого периода времени развитие речи обычнопроисходит без осложнений, но вне его язык усвоить или трудно, или вообщеневозможно. По данной причине взрослые иммигранты хуже усваивают чужой для нихязык, чем их малолетние дети.
Ещё одна популярная теория усвоения языканазывается когнитивной. Согласно ей развитие речи зависит отприсущей ребёнку с рождения способности воспринимать и интеллектуальноперерабатывать информацию. Этим, в частности, и объясняется детское спонтанноесловотворчество. Предполагается, что речевое развитие зависит от развитиямышления, а не наоборот (Ж. Пиаже). Установлено — и это одно из основныхисходных положений данной теории, — что первые высказывания малышей обычноотносятся к тому, что они уже понимают. Дети, кроме того, обычно говорят о том,что для них интересно. Следовательно, на развитие речи влияет и мотивацияребёнка.
Специальные наблюдения в ходе психологическихэкспериментов показывают, что некоторые школьники и даже взрослые частоиспытывают трудности в процессе решения задачи, пока не сформулируют своирассуждения вслух. Формулируя свои размышления вслух, для других, человек темсамым формулирует их и для себя. Такое формулирование, закрепление,фиксирование мысли в словах означает членение мысли, помогает задержатьвнимание на различных моментах и частях этой мысли и способствует болееглубокому пониманию. Благодаря этому и становится возможным развёрнутое,последовательное, систематическое рассуждение, т.е. чёткое и правильноесопоставление друг с другом всех основных мыслей, возникающих в процессемышления. В слове, в формулировании мысли заключены, таким образом, важнейшиенеобходимые предпосылки дискурсивного, т.е. рассуждающего, логическирасчленённого и осознанного мышления. Благодаря формулированию и закреплению вслове мысль не исчезает и не угасает, едва успев возникнуть. Она прочнофиксируется в речевой формулировке — устной или даже письменной. Поэтому всегдасуществует возможность в случае необходимости снова вернуться к этой мысли, ещёглубже её продумать, проверить и в ходе рассуждения соотнести с другимимыслями. Формулирование мыслей в речевом процессе является важнейшим условиемих формирования. Большую роль в этом процессе может играть и так называемая внутренняяречь: решая задачу, человек рассуждает не вслух, а про себя, как быразговаривая только с собой.
Таким образом, речь служит важнейшим средствомизучения процесса мышления; уровень развитости речи используется также как одиниз важнейших критериев мыслительного развития школьника. И об усвоенииматериала по различным предметам, и об общем умственном развитии школьника(как, впрочем, и взрослого человека) судят по тому, как он сумел изложить туили иную тему в своей речи — в письменном сочинении, в докладе, в сообщении, впересказе, наконец, в ответе на вопрос.
 
1.5 Особенности речиребенка, поступившего в первый класс
 
В школу приходят дети 6-7 лет, которыеупотребляют от 3 до 5 — 6 тысяч слов и практически владеют грамматикой родногоязыка, т.е. правильно склоняют, спрягают, строят предложения. Одарённые детисочиняют стихи, придумывают сказки, фантастические и реальные истории.
Но вот проходят первые 3-4 года обучения в школе.Начиная постигать основы наук, дети, естественно, усваивают много специальныхслов, некоторые книжные конструкции — овладевают учебно-научным стилем речи.Однако развитие их связной речи тормозится: речь детей становится менеераскованной и эмоциональной, более трафаретной, даже обедняется. И этанамечающаяся тенденция приводит, как правило, к печальным результатам: многиевыпускники наших школ так и не овладевают в должной мере родным языком каксредством общения.
Овладение языком, речью — необходимое условиеформирования социально активной личности. Исследования показывают, что к 6 — 7годам у ребёнка сформирована готовность связно говорить на определённые темы,однако без специального обучения большинство детей не овладевает в должной мереречью в её планирующей, воздействующей, познавательной функции.
До школы актуальным для ребёнка был только одинстиль речи -разговорный. С начала же школьного обучения в жизнь детей входят идругие виды речи. Появляется необходимость решать учебные задачи, а,следовательно, вести рассуждение, доказывать своё решение, появляетсянеобходимость объяснять, комментировать, как выполняется та или иная операция(пишется буква, изготавливается поделка, рисуется узор и т.д.), сообщать те илииные правила (перехода улицы, поведения в общественных местах, работы синструментом и др.). Все эти высказывания требуют обращения к информативной, строгойи точной, неэмоциональной речи.
Помимо устных видов речевой деятельности — слушания и говорения, которыми дети, приходя в школу, уже в основном владеют,но которые требуют дальнейшего и всемерного совершенствования, ученикиприступают к освоению новых, письменных, видов речевой деятельности — чтению иписьму, начинают осознанно пользоваться ими при изучении решительно всех другихучебных предметов, при знакомстве с книгами и периодикой и т.д.
Обучение таким видам речевой деятельности, какчтение и письмо, содержит реальные возможности языкового развития, воспитаниявнимательного и бережного отношения к родному языку. Задача учителя -помочьдетям овладеть языковыми богатствами, через язык приобщить их кобщечеловеческой культуре.
Новые слова осмысливаются через употребление их впредложении, рассказе, слова известные порой раскрываются с неожиданнойстороны, позволяя детям расширить свои речевые возможности. Первоклассникиделают для себя языковые открытия на материале, казалось бы, простых, давно ставшихдоступными слов.

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
 
Изучение словарного состава, грамматического исинтаксического строя речи
Подготовка исследования: За день до проведенияисследования детям читают сказку «Репка» без показа иллюстраций.
Проведение исследования: Исследование проводитсяс детьми 6-7 лет. Ребенка просят пересказать сказку «Репка». Речь ребенка точнофиксируют в протоколе (см. Приложение). Кроме того, отмечают выразительностьречи, наличие мимических и пантомимических движений.
Обработка данных:
Исследование проводилось в 1 классеМалосердобинской средней школы им. Ф. В. Гладкова. Всего было опрошено 10 детей(6 девочек и 4 мальчика).
В своей речи Страхова Света употребила 16 распространенныхпредложений, одно из которых восклицательное. Все они простые, нет ни одного сложноподчиненного.Следует отметить преобладание в речи глаголов и существительных практически вравном соотношении, причем 2 существительных собственных. Присутствуют 2прилагательных, ни одного междометия, 2 местоимения. Девочка говорила медленно,долго вспоминала персонажей. Речь ее не отличалась выразительностью,пересказывала без особого интереса, восприняла это задание как принуждение.
Ветошкина Лена при пересказе использовала 18 предложений(одно восклицательное). Среди них преобладало количество распространенных. Былоупотреблено 2 собственных существительных (остальные нарицательные), 2прилагательных, 4 местоимения, ни одного междометия. Следует отметить небольшоеискажение содержания сказки. Жучка, мышка, кошка не прибегали сами, их должныбыли звать определенные герои.
В речи Карпова Данила было отмечено 19распространенных предложений, 1 из них — восклицательное. Ребенок употребил 2прилагательных, большое количество существительных, 7 из которых собственные,не наблюдалось ни одного местоимения. Данил легко и практически без ошибоквспомнил все события сказки.
Кузнецов Иван при пересказе использовал 22 предложения,1восклицательное, 2 местоимения, 2 прилагательных, 1 междометие. Следуетотметить наличие воображаемых событий, которых не было в исходном тексте (репкуне продавали).
Количествопредложений в речи Щербаковой Лены составило 26. Лишь одно из них быловосклицательным, 1- сложноподчиненным. Лена использовала 9 местоимений, 3прилагательных, 1 междометие. Не речь была наиболее эмоциональной. Наблюдалисьслегка искаженные факты. Концовка, вероятно, была взята из другой сказки,услышанной или прочитанной где-то ранее.
Елина Иринаупотребила15 предложений (меньше всех), 1 восклицательное, 9местоимений, 1 междометие, 2собственных существительных, причем одно — вымышленное. Ирина сама придумалакличку для кошки (Мурка).
Мурзин Алексей использовал 27 предложений (больше всех),1 -восклицательное, 3 прилагательных, 4 местоимения, 4 собственныхсуществительных.
Крюк Маша употребила 20 предложений, 1 восклицательное, 2прилагательных, 4 местоимения, 7 собственных существительных.
Помякшева Юля использовала 19 предложений, 1восклицательное, 3 прилагательных, 5 местоимений, 5 собственныхсуществительных.
Андреев Игорь употребил 20 предложений, 3восклицательных, 2 прилагательных, 10 местоимений, 1 собственноесуществительное.
Итак, мы видим, что речь практически всех детейсостоит в основном из распространенных повествовательных предложений, совсемотсутствуют вопросительные, лишь Андреев Игорь употребил 3 предложения свосклицательной интонацией, у остальных ребят их количество составило не болееодного. В данной возрастной группе практически отсутствовали грамматические исинтаксические ошибки. Только Помякшева Юля использовала предложение с прямойречью. При пересказе дети употребляли наибольшее количество существительных(как нарицательных, так и собственных) и глаголов практически в равномсоотношении. Особо следует отметить наличие в речи детей предложений соднородными членами. Речь большинства детей выразительна, ее сопровождаютмимические и пантомимические движения. Они используют в речи синонимы,существительные с обобщающим значением. Употребляют различные части речи посмыслу.
У первоклассников закрепляется умение согласовыватьсуществительные с числительными, прилагательными, местоимения ссуществительными.
Дети образуют (по образцу) существительные ссуффиксами, глаголы с приставками, сравнительную и превосходную степеньприлагательных, у них совершенствуется умение обрабатывать однокоренные слова.Учащиеся используют предложения разных видов.
У детей совершенствуется диалогическая имонологическая речь. Закрепляется умение отвечать на вопросы и задавать их,формируется культура речевого общения. Большинство детей самостоятельно,выразительно, без повторов передают содержание сказки, используя выразительныесредства.
Таблица 1
Словарный состав речиВозраст детей Состав речи, % существ. глаголы прилагат. наречия местоим. междомет нар. соб. 6-7 лет 10 32 41 3 3 9 2
 

Рис. 1
/>
 
Таблица 2
Виды предложенийВозраст детей Виды предложений, % простые сложносочин. сложноподчин. 6-7 лет 70 29,5 0,5
 
Рис. 2
/>
Таблица 3
Состав предложенийВозраст детей нераспростр., % Распространенные, % с дополнен. с определен. с обстоятел. 6-7 лет 20 40 8 12

Рис. 3
/>
Полученный в процессе изучения речи детейисследовательский материал убедительно показывает: уже первоклассники способнына элементарном уровне осознать, что такое речь, каково её назначение, в чёмсостоят особенности устной речи, что такое текст, каковы его признаки, правилапостроения, как сочетаются отдельные его части и как связываются в текстесамостоятельные предложения, как строятся некоторые тексты, в чём ихособенность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На первый план задача развития связной речиучащихся в школе ставится при обучении русскому языку. Этот фактсвидетельствует о необходимости постоянного совершенствования методики развитияречи. В процессе создания высказываний учащиеся допускают ошибки. Большинстводействующих программ и современная методическая литература для учащихся несодержат развёрнутой системы работы по развитию речи младших школьников, неопределена и система работы по предупреждению и исправлению речевых ошибок.
В нашей работе на основе анализа лингвистическойлитературы обобщены основные теоретические положения, которые необходимы приопределении понятийного минимума для учащихся и составления системы речевыхупражнений, определены психологические и лингвистические основы обучениямладших школьников связным высказываниям, проведён обзор литературы, в которойпредставлена методика организации работы с текстом, с лексическими,синтаксическими и орфоэпическими упражнениями.
С целью предупреждения речевых ошибок в связныхвысказываниях нами разработана и апробирована система речевых упражнений.Итоговый экспериментальный срез подтвердил гипотезу о повышении качествадетских высказываний в результате систематического выполнения речевыхупражнений. Результаты контрольных срезов показывают, что в классах, где систематическипроводятся речевые упражнения, количество ошибок в творческих работах учащихсяснижается, высказывания становятся более правильными, выразительными,интересными.
Речевые упражнения играют большую роль в развитиисвязной речи учащихся. Поэтому необходимо широко и систематически применять ихв практике обучения.
Речь является и способом формирования мысли,непременным условием и необходимым компонентом осуществления любойдеятельности. При важнейшем участии речи человек приобретает сведения обокружающей действительности, овладевает опытом предшествующих поколений,усваивает социальные ценности.
Речь является важнейшим средством овладениязнаниями, необходимой предпосылкой обучения и развития ребенка. Поэтому нашеобщество и государство проявляют большую заботу о развитии речи детей с самогораннего возраста.
Развивая речь ребенка, мы обогащаем, уточняем,активизируем его словарь. А богатство словаря — есть признак высокого развитиякак общества в целом, так и каждого отдельного человека. Поэтому работе надсловарем учащихся придается в школе очень большое значение.
Словарнаяработа — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомыхили трудных для них слов. Расширение словаря школьников идет одновременно сознакомлением их с окружающей действительностью, с воспитанием правильногоотношения к окружающему.
Итак, успех вовладении речью — это в конечном итоге залог успеха во всем школьном обучении иразвитии учащихся, ибо через язык, через речь перед школьниками открываетсяширокий мир науки и жизни.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Возрастнаяи педагогическая психология. Учебное пособие для студентов педагогическихинститутов. / Под ред. профессора Л. В. Петровского. М.: Просвещение, 1973. — 288 с: ил.
2. Мухина В.С. Возрастная психология: Учебник для студентов ВУЗов. — М.: Издательский центр«Академия», 1997. — 432 с.
3. Возрастнаяи педагогическая психология: Учебное пособие для студентов педагогическихинститутов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения» / М. В.Матюхина, Т. С. Михальчик, И. Ф. Прокина и др.; Под ред. М. В. Гамезо и др. — М.: Просвещение, 1984. — 256 с.
4. Общаяпсихология: Учебник для студентов педагогических институтов / А. В. Петровский,А. В. Бругалинский, В. П. Зинченко и др.; Под ред. А. В. Петровского. — 3-е изд.,перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1986. — 464 с, ил.
5. Общая психология:Учеб. Пособие для студентов педагогических институтов / В. В. Богословский, А.А. Степанов, А. Д. Виноградова и др.; Под ред. В. В. Богословского и др. 3-еизд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1981. 383 с., ил.
6. Практическаяпсихология образования / Под ред. И. В. Дубровиной: Учебник для студентоввысших и средних специальных учебных заведений. — М.: ТЦ «Сфера», 2000. — 528с.
7. Урунтаева,Афонькина. Практикум по детской психологи. — М.: 1995.

ПРИЛОЖЕНИЕ
 
Протоколы:
1. Страхова Светлана:
«Посадил дед репку. Выросла репкабольшая-большая. Решил дед репку выдернуть. Тянул-тянул, вытянуть не смог.Позвал бабку. Тянули-тянули, вытянуть не смогли. Позвала бабка внучку. Дедка зарепку, бабка за дедку, внучка за бабку. Тянули-тянули, вытянуть не смогли.Потом позвали Жучку. Тянули-тянули, вытянуть не смогли. Позвали кошку. Дедка зарепку, бабка за дедку, внучка за бабку, Жучка за внучку, кошка за Жучку.Тянули-тянули, а вытянуть не смогли. И позвали они мышку. Потянули все вместе — и вытянули репку!»
2. Ветошкина Елена:
«Жили-были дед и баба. Посадил дед репку. Выросларепка большая-пребольшая. Решил дед ее сорвать. Тянет-потянет, вытянуть неможет. Позвал на помощь бабку. Бабка за дедку, дедка за репку. Тянут-потянут,вытянуть не могут. Позвали на помощь внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку,дедка за репку. Тянут-потянут, вытянуть не могут. Прибежала Жучка. Жучка завнучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут-потянут,вытянуть не могут. Прибежала кошка. Тянули-тянули все вместе, так и невытянули. Тут мышка пробегала мимо и помогла им. И вытянули они репку!»
3. Карпов Данил:
«Посадил дед репку. Выросла репкабольшая-пребольшая. Пришла пора ее тянуть. Дед тянул-тянул, не смог вытащить.Позвал бабку. Бабка за дедку, дедка за репку. Тянут-потянут, и невытаскивается. Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка зарепку. Тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвала внучка Жучку. Жучка за внучку,внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут-тянут, вытянуть немогут. Позвала Жучка кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку,бабка за дедку, дедка за репку. Тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвала кошкамышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабказа дедку, дедка за репку. Тянут-потянут, и вытянули репку!»
4. Кузнецов Иван:
«Жили-былидед с бабкой. Стало им скучно, и решили они посадить репку. Взял дед лопату ипошел в огород сажать репку. Посадил дед репку. Выросла репкабольшая-пребольшая. Дед тянет-потянет, вытянуть не может. Позвал дед бабку.Бабка за дедку, дедка за репку. Тянут-потянут, и не могут вытянуть. Позвалабабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут-потянут,вытянуть не могут. Позвала внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку,бабка за дедку, дедка за репку. Тянут-тянут, вытянуть не могут. Позвала Жучкакошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедказа репку. Ох! Тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвала кошка мышку. Мышка закошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедказа репку. Потянули и вытянули репку! И поехали продавать.»
5. Щербакова Елена:
«Жил-был дедка. Посадил он желтенькую семечку. Прошлавесна долгая, лила водичка на семечку. И выросла из семечки большая репа. Дедкаувидел и ахнул. И стал тащить. Тянет-потянет, а репа не вытаскивается. Пришлосьему звать бабку. Взялась бабка за дедку, дедка за репку. Вот те раз! Тянут-потянут,а репка не поддается. Пришлось им звать внучку. Внучка взялась за бабку, бабказа дедку, дедка за репку. Тянут они потянут, а репка не вытягивается. Пришлосьим звать собаку Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедказа репку. Тянут-потянут, вытянуть не могут. Жучка позвала свою подругу кошку.Тянут они репку, не вытянут. Расстроились, начали все плакать, не знали, чтопридумать. Вдруг мышка бежит. Решили позвать ее. Мышка за кошку, кошка заЖучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку.Тянули-тянули, тянули-тянул и, тянули-тянули, и вытянули репку. Сделали салат,всех угостили. Мышка стала другом семьи. Вот и сказки конец, а кто слушал — молодец!»
6. Елина Ирина:
«Жил-был дед. Посадил он репку. Решил дедвытянуть ее. Тянет-потянет, вытянуть не может. Решил он позвать бабку свою.Тянут они вместе, а вытянуть не могут. И решили они позвать внучку.Тянут-потянут, а вытянуть не могут. Решили они позвать собачку Жучку.Тянут-потянут, а вытянуть все равно не могут. Решили они позвать Мурку.Мяу-мяу! Тянут-потянут, а вытянуть не могут. И решили они позвать мышку.Тянут-потянут, тянут-потяну т. Вытащили репку!»
7. Мурзин Алексей:
«Жили-были старик со старухой. Вот решил старикпосадить репку. Вышел в огород, выкопал ямку, положил туда семечку, закопал,полил. Пошел домой. Прошло некоторое время. Выросла репка большая-пребольшая.Дед решил, что надобно ее выдернуть. Взялся он тянуть репку. Тянет-потянет,вытянуть не может. Зовет бабку. Пришла бабка. Дедка за репку, бабка за дедку.Тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвали они внучку. Дедка за репку, бабка задедку, внучка за бабку. Вытянуть не могут. Позвали Жучку. Дедка за репку, бабказа дедку, внучка за бабку, Жучка за внучку. Вытянуть не могут. Позвали кошку.Дедка за репку, бабка за дедку, внучка за бабку, Жучка за внучку, кошка заЖучку. Вытянуть не могут. Позвали мышку. Потянули-потянули, и вытянули репку!Рад дед, рада бабка. Они потом ее ели долго и не могли нарадоваться.»
8. Крюк Мария:
«Жили-былибабка и дедка. Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Пошел дедтянуть репку. Тянет-потянет, вытянуть не может. Позвал он на помощь бабку.Тянут они потянут, вытянуть не могут. Позвала бабка внучку. Дедка за репку,бабка за дедку, внучка за бабку. Тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвалавнучка на помощь Жучку. Дедка за репку, бабка за дедку, внучка за бабку, Жучказа внучку. Тянут они потянут, вытянуть не могут. Позвала Жучка кошку. Дедка зарепку, бабка за дедку, внучка за бабку, Жучка за внучку, кошка за Жучку. Тянут-потянут,вытянуть не могут. Позвала кошка мышку. Дедка за репку, бабка за дедку, внучказа бабку, Жучка за внучку, кошка за Жучку, мышка за кошку. Тянут-потянут, ивытянули репку! Стали они радоваться.»
9. Помякшева Юлия:
«Посадил дед репку и говорит: «Расти, репка,болыпа-пребольшая!» Прошло некоторое время. И выросла репка. Пришлось деду еевытаскивать. Тянет он тянет, а вытянуть не может. Позвал бабку. Бабка за дедку,дедка за репку. Тянут-потянут, а вытянуть не могут. Пришлось им звать на помощьвнучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут-потянут.Вытянуть не могут. Позвали на помощь Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку,бабка за дедку, дедка за репку. Тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвала Жучкакошку. Тянули они все вместе, и не смогли вытянуть. Позвала кошка мышку. Мышказа кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку,дедка за репку. Тянули-тянули, и вытянули репку!»
10. Андреев Игорь:
«Решил дедпосадить трепку. Выросла она большая-пребольшая. Начал он ее выдергивать.Тянул-тянул и не выдернул. Позвал он бабку. Начали они тянуть ее вместе.Тянули-тянули и не вытянули. Позвали внучку. Тянет дед за репку, бабка задедку, внучка за бабку. Тянули-тянули и не вытянули. Решили позвать Жучку.Начали тянуть ее вместе. Тянули-тянули и не вытянули. Тут им на помощь пришлакошка. И решила им помочь. Тянули-тянули они репку и никак не смогли вытянуть.Позвала кошка мышку. Тянули-тянули они ее, и вытянули, наконец! Тут и сказкиконец! А кто слушал, молодец!»


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.