Реферат по предмету "Психология"


Особенности Я-образа у подростков

Содержание
Введение
Глава 1. Теоретическое изучениестановления и развития образа «Я» в подростковом возрасте
1.1 История изучения самосознания истановления образа «Я» у подростков
1.2 Условия и особенности построенияадекватного образа «Я» у подростков
1.3 Влияние личности взрослого исверстников на образ «Я» у подростков
Глава 2. Исследование особенностейсоотношения образа «Я» и образа взрослого в подростковом возрасте
2.1 Оценка значимых субличностейчерез систему ведущих ценностей подростка
2.2 Обработка и анализ результатовпроведенного исследования
Заключение
Список литературы

Введение
Известно, что высокаястепень расхождения между такими компонентами или структурами Я-концепции, какреальное и идеальное Я, приводит к депрессии, обусловленной недостижимостьюидеала.
Очень велика связьЯ-концепции с психическим здоровьем, взаимодействием личности с окружающими исоциальной адаптацией, с успехами в учебе.
Наибольший интересвызывает изучение особенностей самосознания у подростков, так как подростковыйвозраст, как отмечал Выготский Л.С., характеризуется отмиранием старого, когдаребенок многое теряет из приобретенного прежде и рождением нового [13; 116].
В этом возрастеизменяется взгляд на себя, на субъективную, динамическую позицию изнутри.Подросток перестраивает все отношения с окружающим миром и самоопределяется вжизни. В подростковом возрасте дети встают напоследнюю ступень формирования,помогают им в этом родители, сверстники и окружающая действительность.
Вышеуказанные фактысвидетельствуют об актуальности темы, выбранной нами для исследования в даннойкурсовой работе.
Делая обзор литературы потеме исследования, необходимо остановиться на следующих авторах и их работах:
Кандидат психологическихнаук И.А. Горьковая в своей работе «Нравственные и правовые аспектысамосознания у школьников» обращает внимание на резкий рост нарушенийпреступлений в среде подростков. Автор приходит к выводу о целесообразностиисследования степени сформированности правосознания у старшеклассников. Висследовании приняли участие благополучные дети (126 школьников и 45 школьниц ввозрасте 15-17 лет). В ходе исследования был использован«Патохарактерологический диагностический опросник». В результате был полученследующий результат: у 44% мальчиков и 31% девочек выявлена выраженнаяпсихологическая склонность к делинквентности [3; 19].
В работе сделан вывод онеобходимости переноса центра тяжести в отношении с детьми и подростками с мерразрозненных социальных службна меры более общего характера.
Исследователь Егорычева И.Д.(«Подросток ивзрослый в пространстве современной России: взаимодействие по касательной(некоторые итоги и перспективы развития)”) рассматривает вопрос о насущности иактуальности некоторых подростковых проблем. По мнению автора одной из главныхв психолого-педагогической науке и практике является задача разработки иорганизации технологий конструктивного взаимодействия. В работепроанализированы особенности взаимодействия, а также предлагаются сравнительнаяхарактеристика ведущих возрастных потребностей и степени их реализации в жизниподростка. Автор ыделяет ряд позиций в организации конструктивноговзаимодействия [5; 200].
Работа Тумановой Е.В.(«Образ отца и образ себя у подростков (возрастные и гендерные аспекты)»)посвящена взаимосвязи образа отца и образа Я у подростков, ее динамике напротяжении подросткового возраста, а также гендерным аспектам формированияобраза отца и представлений о себе у подростков.
В исследовании принялиучастие дети 11, 13 и 15 лет. Исследование проводилось при помощи методик «20утверждений» М.Куна («Какой я»), «Незаконченные предложения», Методикаисследования самоотношения С.Р. Пантелеева (МИС). Кроме этого использовалисьметодики «Рисунок семьи», опросник «Взаимодействие родитель-ребенок».
В результате исследованияавтор приходит к выводу, что отношения с отцом наиболее эмоционально близкие,теплые у девочек среднего возраста. В этом возрасте велика критичность девочекпо отношении к отцу, понижается степень идентификации [17; 20].
У мальчиков, чем болееэмоционально близкие, теплые отношения с отцом, тем более выражена взаимосвязьмежду образом отца и образом себя (то есть идентификация и желание быть похожимна отца).
Объектом нашего исследованияявляются подростки (12-13 лет).
Предметом выступаютструктурные компоненты самосознания в подростковом возрасте (то естьсоотношение образов «Я» и взрослого).
Исходя из вышесказанногоможно определить цель нашей работы: выявить соотношение элементов самосознания,на их основе представить целостную характеристику образа «Я» подростка.
Из поставленной целивытекают следующие задачи:
1) Изучить теоретическиеданные по нашей теме;
2) Дать общийкачественно-количественный анализ особенностей самосознания подростка(включающий в себя определения компонентов образа «Я»);
3) Дать оценку значимыхсубличностей через систему ведущих ценностей подростка

Глава 1. Теоретическоеизучение становления и развития образа «Я» в подростковом возрасте
1.1 История изучениясамосознания и становления образа «Я» у подростков
В 20-30-е годы ХХ-го веканачался период, который в последствие получил название – «подростковый бум».Исследованиями в этой области занялись многие ученые. В частности: Ш.Бюлер,Л.С. Выготский, Э. Шпрангер, В. Штерн, З. Фрейд, К. Хорни и другие.
В период 30-40-х годов вцентре повышенного внимания психологии оказалось сознание и самосознание.Активнейшее участие в изучении данного вопроса принимали не толькоотечественные психологи и физиологи, но и зарубежные. Проводимые имиисследования не потеряли актуальности и на сегодняшний день.
Стенли Холл в 1904-м годуопубликовал свое первое исследование по отрочеству, в котором впервые описаламбивалентность и парадоксальность подростка, выделив ряд основныхпротиворечий, присущих этому возрасту. Содержание подросткового периода СтенлиХолл описывает как кризис самосознания, преодолев который, человечествоприобретает «чувство индивидуальности». Его называют отцом психологиипереходного возраста, так как он первым предложил концепцию, объясняющих данноеявление, и очертил круг проблем, связанных с этим возрастом. ПредставленияСтенли Холла о переходности, промежуточности данного периода развития, окризисных, негативных аспектах этого возраста, и сегодня представляют ядропсихологии подросткового возраста.
Л.С. Выготский разработалкультурно-историческую концепцию, в которой изучил особенности подростковоговозраста и отметил новообразования данного возраста: развитие рефлексии и на ееоснове самосознания, как такой новообразовательной возможности понимания себя,связанной с отсутствием мира собственных переживаний, систематизации познания иупорядочения которых становится возможной только с появлением систематизации впонятиях. Развитие самосознания, как никакая другая сторона душевной жизни,считал Л.С. Выготский, зависит от культурного содержания среды.
Самосознание можноопределить как образ себя и отношение к себе. В зарубежной литературе мы чащевстречаем термин «Я — концепция», обозначающий «совокупность всех представленийиндивида о себе» (М Кун, М. Розенберг и др.).
Самосознание выполняетследующие функции: мотивационную; функцию целеполагания; детерминируетотношение к окружающему миру; определяет развитие тех или иных личностных черт,узаконивая их или возводя в статус желаемых; функция самоконтроля; являетсяоснованием для приобщения субъекта к тем или иным людям, группе лиц.
Сильное влияние на теориююности и вообще переходного возраста оказал психоанализ. Его родоначальник — австрийский психиатр Зигмунд Фрейд – не создал систематической теории, новыдвинул целый ряд важных положений о природе подростковой и юношескойсексуальности, эмоциональных процессов и особенностей развития юношескойличности. Его идеи были развиты многочисленными последователями.
Самым влиятельнымпредставителем неофрейдизма в психологии развития вообще, и юношеского возрастаособенно, был американский психолог Эрик Эриксон. Развитие человека поЭриксону, связывается из трех взаимосвязанных, хотя и автономных процессов:соматического развития, изучаемого биологией, развития сознательного «Я»,изучаемого психологией, и социального развития, изучаемого общественныминауками [13; 211]. Самосознание не дано изначально, оно возникает постепенно, вмеру того, как человек с помощью слова научится понимать самого себя.Становление подросткового самосознания включает три основные задачи развития:
— Самосознание временнойпротяженности собственного «Я», включающая детское прошлое и определяющая длясебя проекцию в будущее.
 - Осознание себя какотличного от постороннего и родительского мнения о себе.
 - Обеспечение системывыборов, которая обеспечивает целостность личности (выбор профессии, половойполяризации, идеологических установок).
К. Роджерс предложилтеорию личностно-центрированного консультирования, в которой по-своемурассматривал процесс формирования самосознания. Он отмечал, что чтобы получитьадекватное представление о реальном «Я», необходимо понять суть концепцииорганизмического оценочного процесса. Он подразумевает рассмотрение опыта иразмещение в рамках этого опыта ценностей в определенном порядке в соответствиис их способностью удовлетворять потребности, связанные с тенденциейактуализации (стремление развития своих способностей с целью поддержания самогосебя и расширения границ своего «Я»). Личностно- центрированная теорияразличает понятия «Я» и «Я-концепция». «Я» рассматривается как реальноеорганизмическое «Я». Я-концепция людей — это их восприятие самих себя, котороене всегда соответствует их собственному переживанию или организмическому «Я».На начальном этапе Я-концепция формируется в основном на личном опыте индивида.Также люди разрабатывают Я-концепцию при взаимодействии с другими людьми,которые имеют для них значение и обращаются с ними как с отдельными «Я».
Видные русские психологиА. Галич, А. Потебня, И.М. Сеченов и другие рассматривали развитие самосознанияи самосознания в неразрывном единстве субъекта и объекта, считая, что осознаниечеловеком своей ближайшей среды и осознание им самого себя осуществляется им водно и то же время, то есть человек сразу выступает и как «Я», и как «не Я».
В контекстесоциокультурного подхода к пониманию природы личности, специфики становления еёсамосознания, необходимо коснуться ещё одного более широкого взгляда насодержание этого понятия. Термин «личность» охватывает как природный, таксоциальный и культурный аспект. Такая широта описания понятия личности являетсяизбыточной, но рассмотрение всех данных аспектов может передать внутреннююдинамику формирования личности. Личность обладает данной ей от природыорганической сущностью, потребностями и импульсами, которыми она обучаетсяуправлять по мере присвоение коллективных правил и норм в ходе социализации ииндивидуального становления. При этом личность предстаёт как человек,характеризующийся самостоятельностью и ответственностью, который в своих поступках,переживаниях и мыслях опирается на общечеловеческие нравственные принципы, а неявляется только лишь субъектом социального взаимодействия. Таким образом,личность выступает как субъект культуры, способный к осмысленномупреобразованию своей природной сущности и присваиваемых социальных норм имоделей.
Не смотря на то, чтоначало в исследовании подросткового возраста и его значение в становлениисамосознания бывшего ребенка было заложено давно (более 80-ти лет назад), впсихологии до сих пор нет единой теории, в которой были бы представленыважнейшие моменты подросткового периода, так, чтобы они не противоречили другдругу и чтобы удовлетворяли ученых, которые занимались исследованиями данноговопроса. Но все же хотелось бы подметить, что вышеперечисленные теории имеюточень важное значение для формирования комплексного представления осамосознании.
1.2 Условия и особенностипостроения адекватного образа «Я» у подростков
Под адекватностью образа«Я» подразумеваются точность и полнота понимания собственной личности иличности другого человека.
Выявлено, что, чем лучшеподростки понимают себя, тем лучше, в общей сложности, они понимают и другогочеловека. Однако, тех одноклассников, которых подростки выбирали каксверстников, к которым они относятся хорошо, они понимают лучше, чем тех, ккоторым высказывали отрицательное отношение. И в том и в другом случае наадекватность образа Я и образа сверстника влияют как эмоциональный, так имотивационный компоненты. Исключение из анализа одного из них приводит кискаженной реконструкции картины условий, при которых понимание себя ипонимание другого человека происходит наиболее полно и адекватно.
На адекватность образа«Я» прежде всего влияет самоуважение и отсутствие внутренней конфликтности,которые находятся между собой в обратной корреляционной связи. То есть,наиболее хорошо разбираются в собственной личности те подростки, у которыхналичествует высокое самоуважение при низкой конфликтности и наименее хорошопонимают себя подростки, у которых отсутствует уважение к себе, при высокомнегативном фоне по отношению к себе и внутренней конфликтности. Интерес кпознанию себя с адекватностью самопонимания непосредственно не связан, однакоон оказывает опосредованное влияние через самоотношение. При прочих равных условиях(уровень самоуважения и внутренней конфликтности) наличие интереса повышаетадекватность самопонимания, а при его отсутствии — адекватность образа «Я»ниже.
Психологическиеисследования становления Я-концепции человека в процессе его жизнедеятельностиидут по нескольким направлениям. Прежде всего, изучаются сдвиги в содержанииЯ-концепции и ее компонентов — какие качества сознаются лучше, как меняется свозрастом уровень и критерии самооценок, какое значение придается внешности, акакое умственным и моральным качествам. Далее исследуется степень егодостоверности и объективности, прослеживается изменение структуры образа Я вцелом — степень его дифференцированности (когнитивной сложности), внутреннейпоследовательности (цельности), устойчивости (стабильности во времени),субъективной значимости, контрастности, а также уровень самоуважения. По всемэтим показателям переходный возраст заметно отличается как от детства, так и отвзрослости, имеется грань в этом отношении и между подростком и юношей.
В ранней юностипроисходит постепенная смена «предметных» компонентов Я-концепции, в частности,соотношение телесных и морально-психологических компонентов своего Я. Юношапривыкает к своей внешности, формирует относительно устойчивый образ своеготела, принимает свою внешность и соответственно стабилизирует связанный с нейуровень притязаний. Постепенно на первый план выступают теперь другие свойстваЯ — умственные способности, волевые и моральные качества, от которых зависитуспешность деятельности и отношения с окружающими.
Интерес к себе вподростковом возрасте в одних случаях связан с чувством аутосимпатии, а вдругих с наличием внутренней конфликтности и общего негативного фона поотношению к себе [8;46].
Известно, что вподростковом и юношеском возрасте усиливается стремление к самовосприятию, косознанию своего места в жизни и самого себя как субъекта отношений сокружающими. С этим сопряжено становление самосознания.
До подросткового возрастасвои отличия от других привлекали внимание ребенка только в исключительных,конфликтных обстоятельствах. Его «я» практически сводится к сумме егоидентификаций с разными значимыми другими людьми. У подростка и юноши положениеменяется. Ориентация одновременно на нескольких значимых других делает егопсихологическую ситуацию неопределенной, внутренне конфликтной. Бессознательноежелание избавиться от прежних идентификаций делает его активным в рефлексии, атакже активизирует чувство своей особенности, непохожести на других.
Подростковый возраст — это не только период физического становления, но и этап когнитивного развития,важной функцией которого является построение теории самого себя.
Очень важно, чтобы уребенка сформировалась адекватная Я-концепция. Выделяют 6 различных Я:
1. Реальное Я человека;
2. Собственное Я впредставлении самого человека;
3. Его Я в представлениидругих людей;
4. Представления человекао том, что о нем думают другие;
5. Представления о том,каким ему хотелось бы стать;
6. Представления о том,каким его хотели бы видеть другие.
Рост самосознания иинтереса к собственному «я» у подростков вытекает непосредственно из процессовполового созревания, физического развития, которое является одновременносоциальными символами, знаками взросления и возмужания, на которые обращаютвнимание и за которыми пристально следят другие, взрослые и сверстники.
Обобщенной структуройсамосознания выступает «Я — концепция». Центр личности — «познающее Я», можетиметь различные степени ощущаемости, в зависимости от цен грации субъективнойсистемы. Самосознание «Я» включает в себя так же взаимосвязанные подструктуры — воспринимающие «Я-образы»: «актуальное Я», «реальное Я», «идеальное Я» и т.п.Отражая реально действующую в социальных ситуациях личность воспринимающие«Я-образы» создают второй ряд — ситуативные «Я-образы» (осознанные подструктурыэмпирического Я), объединяющие знания и мнения личности о себе, включая еётелесные и психические особенности. Ситуативные «Я-образы», актуальноосознаваемые и сменяющие друг друга в зависимости от быстроты изменений внешнихобстоятельств определяют активность самосознания.
Таким образом, можемговорить о том, что самосознание подростка обладает определеннымиособенностями, отличающими его от самосознания, например, младшего школьникаили юноши. К таким особенностям в первую очередь относятся: способностьрассуждать абстрактно, логически, по аналогии, изменение содержаниясамоописаний и т.п.
1.3 Влияние личностивзрослого и сверстников на образ «Я» у подростков
Говоря о самосознании,исследователи чаще всего упускают важную роль культурного окружения человека,воздействие огромного информационно-культурного пласта, в котором индивидвыстраивает свои цели, поведение на протяжении всей своей жизни. Роль «значимыхдругих» вряд ли можно свести только к функции «зеркального отражения», еслиучитывать один из важных механизмов становления личности и самосознания — идентификацию. Идентификация оказывается важнейшим процессом, точнее важнейшейпсихической деятельностью, идущей на встречу формирующим самосознаниесоциальным влияниям.
Включаясь в системуобщественных отношений, взаимодействуя с людьми, человек выделяет себя изокружающей среды, ощущает себя субъектом своих психических и физическихсостояний и действий и процессов. Субъективное переживание собственного «Я»выражается в том, что человек понимает свою тождественность самому себе внастоящем, прошлом и будущем. Переживание своего «Я» является результатомдлительного процесса формирования личности, который И.С. Кон обозначил как«открытие Я», рассматривая его как результат социализации.
Понятие «социализация» вразличных научных школах не имеет однозначного толкования. Она означаетсоциальное научение (необихивиоризм), процесс и результат социальноговзаимодействия (символический интеракционизм), самоактуализацию «Я-концепции»(гуманистическая психология). Каждое из этих направлений акцентирует вниманиена одной из сторон многопланового феномена социализации. Социализация выступаеткак процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидомсоциокультурного опыта, осуществляемый в общении и деятельности, в ходекоторого человек не просто усваивает социо-культурный опыт, но и преобразуетего в собственные ценности, установки, ориентации, избирательно присваиваянормы и стереотипы, принятые в обществе или в референтной группе. Внешнеевоздействие дает психологический эффект лишь преломляясь через ранеесложившийся у человека строй мыслей и чувств. Личностью становятся, научившисьвыделять своё «Я» из окружения, а так же сравнивая себя с ним. Важная рольокружения при этом заключается в его функции эталона и ориентира длясамодетерминации.
Эталоны, задаваемыесоцио-культурным окружением, обуславливают форму и содержание самосознания.
Представление подростка осебе всегда соотносится с групповым образом «мы» — типичного сверстника своегопола, но никогда не совпадает с этим «мы» полностью. Образы собственного Яоцениваются старшеклассниками гораздо тоньше и нежнее группового «мы».Подростки-мальчики считают себя менее сильными, менее общительными ижизнерадостными, но зато более добрыми и способными понять другого человека,чем их ровесники. Девочки приписывают себе меньшую общительность, но большуюискренность, справедливость и верность.
Свойственное многимподросткам преувеличение собственной уникальности с возрастом обычно проходит,но отнюдь не ослаблением индивидуального начала. Напротив, чем старше и болееразвит человек, тем более находит он различий между собой и «усредненным»сверстником. Отсюда — напряженная потребность в психологической интимности,которая была бы одновременно самораскрытием и проникновением во внутренний мирдругого. Осознание своей непохожести на других логически и историческипредшествует пониманию своей глубокой внутренней связи и единства с окружающимилюдьми.
И.И. Чеснокова предлагаетразличать уровни самосознания. На первом уровне соотнесение знаний о себепроисходит в рамках сопоставления собственного «Я» и «другого человека».Изначально некоторое качество воспринимается и понимается в другом человеке, апотом оно становится основой для формирования представлений о собственномоблике, собственном «Я». Основными приёмами самопознания здесь выступаютсамовосприятие и самонаблюдение. Второй уровень — уровень диалога с собой, гдечеловек уже оперирует готовыми, сформированными знаниями о себе. Здесь разворачиваютсятакие механизмы как самоанализ и самоосмысление. Поэтому, по видимому, можноговорить, что «другой» выполняет роль эталона лишь на первом этапе формированиякакого-либо личностного качества.
Изучением вопроса влиянияна развитие личности существующего значимого взрослого (так называемого«Героя-взрослого») занималась исследователь Квартальнова Д.В. Проведенноеавтором исследование показало, что в подростковом возрасте существует такоепсихологическое образование как Герой. Герой является персонифицированнымидеалом подростка. Героя может не быть, он может быть Внешним (когда главнымидля подростка в его образе являются внешность, таланты, общественное признаниеили деньги), или Внутренним (когда главным для подростка является внутренниймир Героя, его мировоззрения, внутренние достижения). Внутренним Героем можетстать значимый взрослый (Герой-Взрослый). В результате исследования былодоказано, было показано, что на ценностную иерархию подростка оказывает влияниеналичие Героя, специфика подросткового возраста, средовые влияния и современнаясоциальная ситуация, транслирующая определенный ряд ценностей.
Всех испытуемыхКвартальнова Д.В. посчитала возможным разделить на несколько групп взависимости от наличия или отсутствия у них образа героя. Испытуемых группы«Есть Герой-Взрослый» отличает высокий интеллектуальный уровень,выдающийся уровень творческого мышления, благополучная Я-концепция и повышенныйуровень тревожности. Испытуемых группы «Есть Внутренний Герой не значимыйвзрослый» отличает выдающийся уровень интеллектуального развития, среднийуровень творческого мышления, неблагополучная Я-концепция, низкий уровеньтревожности. Испытуемых группы «Есть Внешний Герой» отличает среднееинтеллектуальное развитие, низкий уровень творческого мышления, благополучнаяЯ-концепция. Испытуемых группы «Нет Героя» отличает низкийинтеллектуальный уровень, средний уровень творческого мышления, в целомблагополучная Я-концепция. Таким образом, значимый взрослый может стать Героем,который является одним из факторов личностного развития подростка.Герой-Взрослый задает направление и цель развития подростка, являясь эталономсравнения на всех этапах саморазвития. Появлению Героя-Взрослого способствуетхороший интеллектуальный уровень подростка и высокий уровень творческогомышления. Наличие и специфика Героя влияет на выработку Я-концепции подростка.Качества, которые подросток выделяет в образе Героя-Взрослого, с одной сторонысвязаны с общей спецификой подросткового возраста, с другой — определяютсяличностными особенностями каждого подростка.

Глава 2. Изучениеособенностей соотношения образа «Я» и образа взрослого в подростковом возрасте
2.1. Оценка значимыхсубличностей через систему ведущих ценностей подростка
Для более детальногоизучения индивидуального сознания подростков нами было проведено исследование.Суть его заключалась в том, как подросток оценивает собственные субличности иливнутренние образы через актуальную для него систему ценностей.
Исследование былопроведено на базе УО «Толочинская государственная средняя общеобразовательнаяшкола №2».
Всего в исследованииприняли участие 15 человек. Из них 7 девушек и 8 парней.
Дата проведения: 25.05.2009.
С целью определениянаиболее значимых жизненных ценностей подросткового возраста в настоящее времябыло проведено исследование с использованием методики «Ценностные ориентации»М. Рокича.
Описание использованнойметодики:
Система ценностейориентации определяет содержательную сторону направленности личности исоставляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себесамой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основужизненной концепции и философии жизни.
Наиболее распространеннойв настоящее время является методика изучения ценностных ориентации М. Рокича,основанная на прямом ранжировании списка ценностей.
М. Рокич различает 2класса ценностей:
1) терминальные.Убеждение в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоиттого, чтобы к ней стремиться;
2) инструментальные.Убеждение в том, что какой-то образ действий или свойство личности являютсяпредпочтительным в любой ситуации.
Это деление соответствуеттрадиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.
Респонденту предъявлены 2списка ценностей (по 18 в каждом) либо на листках бумаги в алфавитном порядке,либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговыйномер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачиматериала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных,а затем набор инструментальных ценностей.
С целью выявления взаимозависимостисубличностей подростка и актуальной для него системы ценностей, описанная вышеметодика была видоизменена. Так, респондентам предлагалось оценить насколькопредъявляемые ценности (блок терминальных ценностей) актуальны для следующихперсонажей: «Я — взрослый», «Я — идеальное», «Я в настоящем», «Мои родители». Ценности,предложенные для выбора подросткам:
1. жизненная мудрость(зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);
2. наличие хороших иверных друзей;
 3. материальнообеспеченная жизнь
4. свобода(самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);
5. развитие (постоянноефизическое и духовное совершенствование);
6. активная деятельная жизнь(полнота и эмоциональная насыщенность жизни);
7. познание (возможностьрасширения своего образования)
8. активная деятельнаяжизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);
9. счастливая семейнаяжизнь;
10. продуктивная жизнь(максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);
11. развлечения(приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);
12. любовь (духовная ифизическая близость с любимым человеком);
13. общественноепризнание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);
14. интересная работа;
15. творчество(возможность творческой деятельности);
16. уверенность в себе(внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений)
17. здоровье (физическоеи психическое);
18. красота природы
Ценностные ориентации — это элементы структуры личности, которые характеризуют содержательную сторонуее направленности. В форме ценностных ориентаций в результате обретенияценностей фиксируется существенное, наиболее важное для человека. Ценностныеориентации – это устойчивые, инвариантные образования («единицы») моральногосознания — основные его идеи, понятия, «ценностные блоки», смысловые компонентымировоззрения, выражающие суть нравственности человека, а значит, и общиекультурно-исторические условия и перспективы. Содержание их изменчиво иподвижно. Система ценностных ориентаций выступает «свернутой» программойжизнедеятельности и служит основанием для реализации определенной моделиличности. Той сферой, где социальное переходит в личностное и личностноестановится социальным, где происходит обмен индивидуальнымиценностно-мировоззренческими различиями является общение.
Самоопределение связано сценностями, с потребностью формирования смысловой системы, в которойцентральное место занимает проблема смысла жизни, с ориентацией на будущее.
2.2 Обработка и анализрезультатов проведенного исследования
Результаты, полученныенами в результате проведения исследования могут быть представлены в видесводной таблицы.
Таблица 1. Ценностныеориентации подростковНазвание терминальной ценности № указанной ценности для блока «Я в настоящем», № указанной ценности для блока «Я — взрослый» № указанной ценности для блока «Я — идеальное» здоровье (физическое и психическое); 1 1 1 наличие хороших и верных друзей; 2 7 8 любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком); 3 14 16 уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений) 4 4 4 интересная работа; 5 13 15 свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках); 6 15 13 материально обеспеченная жизнь 7 5 7 развитие (постоянное физическое и духовное совершенствование); 8 6 6 счастливая семейная жизнь; 9 2 3 познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие); 10 3 2 жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом); 11 8 5 активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни); 12 12 9 продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей); 13 9 11 общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе); 14 10 17 развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей); 15 17 18 счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей) 16 18 14 творчество (возможность творческой деятельности); 17 16 10 красота природы 18 15 12
В результате проведенногоисследования, а также анализа полученных в ходе него результатов можно сделать следующиевыводы:
 - На первом месте дляподростков (исходя из всех трех блоков) находится такая ценность, как здоровье.Видимо, собственное здоровье рассматривается подростками как условие личнойуспешности. Из представленного семантическогопространства видно, что ценность здоровья для подростков в том, что его наличиедает уверенность в себе, способствует самореализации. Так как сфера отношений сродителями и близкими людьми для подростка является значимой, то естественно ижелание, чтобы они были здоровы. Именно по этой причине, возможно, подросткиопределяют ценность «здоровье» на первое место для всех предложенных крассмотрению субличностей.
 - По многим пунктам образы«Я-идеальное», «Я-взрослый» совпадают. Так, например, такие ценности какуверенность в себе, развитие, здоровье стоят для подростка на одних и тех жеместах, если он говорит о себе как идеальном и о взрослом человеке. Совпадениеблоков «Я-идеальное», «Я-взрослый» объясняется тем, что они складываются подвлиянием родителей. Ребенок как бы запрограммирован быть похожим на своихродителей.
 - Наибольшие расхожденияв позициях по блокам определены для ценности «любовь (духовная и физическаяблизость с любимым человеком)». Если для себя в настоящем подростки определяютместо данной ценности на 3 позиции, то для взрослого человека эта позициясмещается на 14, а для идеального человека, по мнению испытуемых, даннаяценность определяется только на 16 место. Таким образом, для подростков любовьимеет ценность, однако, признается ими значимой только в данное настоящеевремя. Испытуемые признают возможность, что данная ценность потеряет в будущемсвое решающее и доминирующее для них значение.
 - Также менее ценной, попредположению подростков, в будущем (для взрослого человека), а также дляидеальной личности оказывается такая ценность как «наличие верных друзей».
 - Подростки указывают,что такая ценность как «активная деятельная жизнь» находится на 9 месте дляидеального человека, в то же время сами они ставят данную ценность только на 12место. Такое же место определено для указанной категории для субличности«взрослый человек». Здесь мы видим, что подросток не отделяет себя от взрослогов отношении показателя активности и деятельности в жизни. Они же указывают, чтостремление к идеальной личности заключается во владении данной ценностью вполной мере.
 - Имеются такжерасхождения в отношении к такой ценности как «приятное времяпрепровождение».Так, если подростки для себя в настоящем времени ставят данную ценность на 15место, то для взрослого человека, по мнению испытуемых она должна находиться на17, а для идеального человека еще она является еще менее ценной и находитсятолько на 18 месте.
— Наблюдаются расхожденияв отношении ценности счастливой семейной жизни. Так, для себя подростки выставляютданную ценность на 9 позицию, в то время как для взрослого человека иидеального человека она, по мнению подростков, будет более значимой: ейотводятся 2 и 3 места соответственно. Данный факт вполне логичен и объясним.Действительно, сензитивным возрастом для создания семьи как раз являетсямолодость (или «взрослость» в понимании подростка). Важно, что ценностьсемейного счастья является одной из главных и для «идеального» для подросткачеловека. Таким образом, данный факт позволяет нам говорить о том, чтоподростки осознают важность семьи, семейного благополучия в жизни человека,адекватно и положительно относятся к институту семьи.
— Достаточно значительноерасхождение имеется в отношении ценности «жизненная мудрость». Так, подросткивыставляют данную ценность для себя только на 11 позицию. В то же времяиспытуемые предполагают большую значимость данной ценности для взрослых (8позиция) и для идеального человека (5 место). Объяснение такого расхождениевполне объяснимо, исходя из определения, данного к указанной ценности:«зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом». Здесь,очевидно, важную роль играет именно указание на то, что суждения и позицииопираются на жизненный опыт человека.
Таким образом, подросткиподтверждают информацию о важности для их полноценного развития таких ценностейкак «любовь», «наличие друзей», «интересная работа», однако же онипредполагают, что данные ценности в будущем утратят свое ведущее значение.Можно сделать предположение о том, что образ взрослого, образ идеальногочеловека связывается в сознании подростка с творчеством, серьезностью, стабильностью,в то же время для себя подростки не отрицают наличие хорошеговремяпрепровождения, общения со сверстниками в качестве ценности.
Говоря о проблеменесовпадения реального «Я» и «Идеального Я», необходимо отметить, что этонесовпадение вполне нормальное, естественное следствие когнитивного развития.При переходе от детства к отрочеству и далее самокритичность растет. Расхождение Я-реального и Я-идеального образов — функция нетолько возраста, но и интеллекта. У интеллектуально развитых подростковрасхождение между реальным Я и идеальным Я, т.е. между теми свойствами, которыеиндивид себе приписывает, и теми, которыми он хотел бы обладать, значительнобольше, чем у их сверстников со средними интеллектуальными способностями.

Заключение
Теоретический анализлитературы по проблеме самоопределения и развития образа «Я» в подростковом ираннем юношеском возрасте позволяет сделать следующие выводы:
В основе самоопределенияв ранней юности лежит личностное самоопределение, имеющее ценностно-смысловуюприроду; активное определение своей позиции относительно общественновыработанной системы ценностей, определение на этой основе смысла своегособственного существования.
Наиболее емкимопределением личностного самоопределения является процесс формированиясмысловой системы, в которой слиты представления человека о себе и о мире.
Я-концепция может бытьрассмотрена как фактор личностного самоопределения в ранней юности.
Для подростков на первомместе находится такая ценность, как здоровье. Таким образом, можно сделатьвывод о том, что собственное здоровье рассматривается подростками как условиеличной успешности. Ценность здоровья для подростков втом, что его наличие дает уверенность в себе, способствует самореализации.Именно по этой причине, возможно, подростки определяют ценность «здоровье» напервое место для всех предложенных к рассмотрению субличностей.
В результате проведенногоисследования подростки подтверждают информацию о важности для их полноценногоразвития таких ценностей как «любовь», «наличие друзей», «интересная работа»,однако же они предполагают, что данные ценности в будущем утратят свое ведущеезначение. Можно сделать предположение о том, что образ взрослого, образидеального человека связывается в сознании подростка с творчеством,серьезностью, стабильностью, в то же время для себя подростки не отрицаютналичие хорошего времяпрепровождения, общения со сверстниками в качествеценности.
Несовпадения реального«Я» и «Идеального Я», выявленное по нескольким пунктам проведенной методикивполне нормальное, естественное следствие когнитивного развития. При переходеот детства к отрочеству и далее самокритичность растет. Причем, необходимотакже заметить, что частота несовпадения реального «Я» и «Я идеального» уподростков прямо пропорциональна уровню их интеллектуального развития.
Личностью становятся,научившись выделять своё «Я» из окружения, а так же сравнивая себя с ним.Важная роль окружения при этом заключается в его функции эталона и ориентирадля самодетерминации. Эталоны, задаваемые социо-культурным окружением,обуславливают форму и содержание самосознания. Именно этим определяется рольокружения (в том числе взрослого) в становлении и развитии образа «Я» вподростковом возрасте.

Список литературы
1. Бирюкевич Е.А. Развитие образа Япри переходе от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту: Авторофератдиссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук БГПУ им.М.Танка. – М., 2002. – 22 с.
2. Васильева З.И. Изучениеособенностей старших школьников. // Вопросы
психологии. №5., 1993., — С. 34-38.
3. Горьковая И. Нравственные иправовые аспекты самосознания у школьников // Адукацыя і выхаванне. – 1995. — №5, — С. 13-19.
4. Завадская Ж.Е. Способность ксамоопределению как показатель социальной зрелости старшего школьника//Адукацыя і выхаванне, — 2006., — №10, — С. 35-42 с.
5. Егорычева И.Д. Подросток ивзрослый в пространстве современной России: взаимодействие по касательной(некоторые итоги и перспективы развития) // Мир психологии. – 2008. — №1, С.189-202.
6. Капустина Н.Г. Подросток: периодпосле детства // Начальная школа плюс до и после. – 2008, — №1, С.20-24.
7. Корепанова М.В. Взрослый и ребенок: проблемы отношений //Начальная школа плюс до и после. – 2004, — №10, С.4-5.
8. Курпаткін А.М.Сацыяльна-псіхалагічная адаптацыя і вобраз “Я” у юнацтве// Веснік БДПУ. Сер.1., Педагогіка. Псіхалогія. Філасофія. – 2005. — №4, с. 45-51.
9. Личко А.Е. Подростковаяпсихология. М., 1985, — 264 с.
10. Мир подростка. /Под. ред.Снежневской Р.Д. М., Педагогика. 1989, — 233 с.
11. Поливанова К. Психологическоесодержание подросткового возраста// Воспросы психологии. – 1996, — №1, С.20-33.
12. Прихожан Е. Понять другого:подросток и взрослый – несколько штрихов к вечной теме // Семья и школа. –1997. — №10, С. 4-6.
13. Психология подростка.Хрестоматия. Сост. Ю.И. Фролов. Рос. пед.
агентство. М., 1997, — 234 с.
14. Психология подростка: Учебник /Под ред. А.А.Реана. – С.П.: Прайм-Еврознак, 2004, — М.: ОЛМА-ПРЕСС, — 2004. –480 с.
15. Тесова Е. Подросток:самовоспитание и самопознание // Праблемы выхавання. – 1997. – Вып. 6., — С.68-72.
16. Тихонрович О.В. ОсобенностиЯ-образа воспитанников социальных приютов // Весці БДУ. Сер.1. Педагогіка. Псіхалогія.Філасофія. – 2008. — №4, С.35-39.
17. Туманова Е.В. Образ отца и образсебя у подростков (возрастные и гендерные аспекты)// Психологическая наука иобразование. – 2007, — №4, С. 16-24.
18. Формирование личности впереходный период от подросткового к юношескому возрасту / под ред. ДубровинойИ.В. М., 1987, — 230 с.
19. Хухлаева О.В. Психологияподростка: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихсяпо специальности «Психология и педагогика». – М.: Академия, 2004. – 159 с.
20. Шельштейн Е.С. Особенностипрезентации Я в подростковом возрасте. //
Вопросы психологии. №2. 2000, — С.76-82.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.