Реферат по предмету "Психология"


Особенности Я-концепции сирот из интерната

Особенности Я-концепции сирот из интерната
 

ОпределениеЯ-концепции детей-сирот интерната с различными условиями проживания в сравнениис Я-концепцией детей проживающих в семьях, и рекомендации по итогамисследования
Традиционно вотечественной психологии проблема “Я-концепции” рассматривается как одна иззначимых и достаточно изученных: в исследованиях изучаются структурасамооценки, этапы и механизмы развития, обсуждаются связи самооценки сразличными характеристиками личности. Когнитивный компонент общей самооценки является«образом-Я», «картиной-Я», аффективный компонент общей самооценки —самопринятием (2).
Актуальностьисследования состоит в том, что важное значение в самостоятельной жизникаждого человека играет становление я-концепции в подростковом и юношескомвозрасте, которая во многом определяет жизненные приоритеты и развитие личностив целом. Особое значение приобретает эта проблема у детей жителей интерната,поскольку статистика показывает, что значительный процент выпускников интернатаоказывается дезадаптированным к самостоятельной жизни, наблюдается большаявероятность проявления асоциального поведения с высокой степенью агрессивности.
Объектисследования –дети – жители интерната
Предметисследования – я-концепция детей-жителей интерната
В данномисследовании выдвинуты следующие гипотезы
1. уровеньсамооценки у детей-сирот характеризуется неадекватными значениями, в основном стенденцией к заниженности, в целом сироты страдают от неуверенности в себе,имеют размытые, часто противоречивые самооценки
2. Становлениея-концепции у детей-сирот, проживающих в интернате, зависит от специфическихусловий жизнедеятельности в детском доме, и находится в прямой связи сусловиями воспитания личности ребенка.
3. Весомое значениеиграет психотравмирующие события его жизни, связанные с потерей семьи.
В зависимости от условийвоспитания и степени принятия могут формироваться негативные черты личностиподростка, которые могут вызывать трудности в дальнейшей его жизни.
Исследованиепроведено на базе общеобразовательной школы, Дома музыкально-художественноговоспитания, и обычного интерната с обычными условиями для закрытых детскихучреждений
В исследованиирешены задачи
На второмэтапе – изучена оценка самопринятия детей, воспитывающихся в неблагоприятнойситуации развития, роль ценностно-смысловых структур личности для развитияпозитивной или негативной Я-концепции (общей самооценки). При этом определеназначимость некоторых факторов, укрепляющих или разрушающих самопринятие ребенка,воспитывающегося в условиях психической депривации.
Необходимовыделить еще один момент данного исследования. Речь идет о психологическойтравме ребенка из детского дома, связанной с утратой семьи, что сопоставимо спроблемой переживания смерти родителей, представленной в ряде психологическихисследований (1). Кроме того, воспитатели учреждений закрытого типа становятсяносителями негативных сценариев для своих воспитанников, подкрепляяразрушительные детские фантазии о своей жизни.
Диагностическийинструментарий данного исследования представлял набор следующих методик:
На второмэтапе применялся ряд следующих методик:
1.Техникарепертуарных решеток (ТРР) — используетсядля изучения индивидуально-личностных конструктов, опосредствующих восприятие исамовосприятие при анализе личностного смысла понятий. Также ТРР используетсядля изучения идентификаций личности (16).
2.КИСС — косвенноеизмерение системы самооценок — методика,разработанная Е.Т. Соколовой и Е.О. Федотовой, основана на ранжировании проективногоматериала. КИСС позволяет не только реконструировать индивидуальную системуценностей, но и определить эмоционально-ценностное отношение к себе — самопринятие (8), (15).
3.Техника«рассказывание историй» используется в психологических исследованиях дляизучения личности ребенка, с помощью нее выявляются переживания и фантазииребенка о реальной жизни (4).
4.Биографическийметод, который в данном варианте был представлен как достаточно формальнаясхема жизнеописания ребенка, воссозданная на основе документальноподтвержденных фактов.
Ключевойметодикой исследования была методика КИСС, поскольку центральной проблемойявилось изучение возможных детерминант и корреляций самопринятия в структуреличности.
Косвенное,закрытое получение информации, характеризующей отношение к себе, наиболее полновозможно с включением КИСС в экспериментальную программу. В исследованииучаствовали следующие четыре группы детей:
1.Воспитанникиобычного детского дома (15 человек) — младшие школьники и подростки из детскогодома с обычными условиями для за- крытых детских учреждений:
•   наличиеопределенного временного режима организации жизни детей, групповое решениережимных моментов,
•   постоянноевключение ребенка в группу (спальные комнаты на 12-16 человек, учебные комнатына 30 человек),
•   ограничениежизненного пространства схемой детский дом — школа,
•   фактическоеотсутствие «личной среды» (минимум личных вещей),
•   отсутствиеконтактов с родственниками.
2.Воспитанникидетского дома музыкально-художественного воспитания (ДМХВ) (15 человек) —младшие школьники и подростки. Специфика условий содержания детей в данномдетском закрытом учреждении заключается в следующем:
•   мягкийвременной режим, связанный с индивидуальным графиком занятий музыкой,живописью, танцами,
•   индивидуальнаяответственность за выполнение режима,
•   наличиеусловий для развития социальных навыков: самостоятельное передвижение ребенкапо городу для обучения в специализированных школах города,
•   присутствиеличной среды (наличие собственной — не «казенной» —одежды, игрушек, книг),личного пространства (спальни на 2-6 человек, выполнение уроков индивидуально,контроль воспитателя);
• контакты сродственниками (в выходные и каникулы).
3.Дети из семьи(15 человек) — младшие школьники и подростки — учащиеся средней школы, чьясфера активности ограничена рамками учебной деятельности.
4.Дети изсемьи, обучающиеся в школе искусств (15 человек) — младшие школьники иподростки — учащиеся специализированной школы искусств (специализация — музыка,живопись, танцы).
Рассмотримпоказатели самопринятия, полученные при помощи КИСС, в различных группахиспытуемых (табл. 1).
Очевидно, чтопоказатели самопринятия у детей из семьи значительно выше (различия достовернына уровне 0,01), хотя и не достигают порога, описываемого в литературе как«необходимый» для благоприятного развития личности (8). В свою очередьпоказатели самопринятия воспитанников детского дома можно характеризовать каккритические. Чтобы более дифференцированно рассмотреть проблему развития самопринятияв различных условиях воспитания, проанализируем показатели самопринятия увоспитанников детских домов и у детей из семьи в подгруппах «обычных» детей и«одаренных», т.е. тех, кто находится в ситуации развития способностей. Сравнениесредних величин показателей самопринятия свидетельствует, что самопринятие увоспитанников ДМХВ выше, чем у воспитанников обычных детских домов (различиядостоверны на уровне 0,05). Сравнение величин дисперсий, характеризующихвеличину колебания данных относительно среднего, показывает, что поколичественным показателям самопринятия воспитанники обычных детских домов даютбольшую амплитуду колебаний показателей, чем воспитанники ДМХВ, у которыхпоказатели самопринятия более однородны.
Таблица 1. Показатели самопринятия у младших школьникови подростков из семьи и детского домаГруппы испыгуеглых Воспитывающиеся в семье в детском доме S σ S σ Младшие школьники -0,03 0,28 0,29 0,26 Подростки 0,18 0,36 0,29 0,28 Итоговая недифференцированная группа 0,04 0,39 0,29 0,25 Из богатой культурной среды 0,15 0,26 0,27 0,25 Из обычной культурной среды -0,03 0,36 0,31 0,19
Примечание. s — показатель самопринятия (-1/>)
-1
Данный фактобъясняется большим количеством факторов, влияющих на самопринятие в группедетей из обычных детских домов. Более высокие показатели самопринятия увоспитанников ДМХВ свидетельствуют, что «одаренные» дети либо находятся в болееблагоприятных условиях для личностного роста, либо имеют внутренние факторыстимулирования роста самопринятия.
При сравнениипоказателей самопринятия у «обычных» и «одаренных» детей из семьи не былообнаружено сколько-нибудь заметных различий. Этот факт свидетельствует о том,что самопринятие развивается автономно от развития способностей и не связанопрямо с одаренностью. В таком случае более высокие показатели самопринятиявоспитанников ДМХВ обусловлены не столько внутренними, сколько внешнимифакторами, т.е. условиями воспитания.
 
Различия вусловиях воспитания в ДМХВ и обычных детских домах.
Бытовыеусловия для воспитанников детских домов различных типов в Нижнем Новгородеотносительно равнозначны. Младшие имеют более стесненные условия проживания (от4 до 8 человек в комнате), старшие — более свободные (от 2 до 4 человек вкомнате). Дети имеют возможность хранить некоторые личные вещи.
Однако вусловиях жизни воспитанников ДМХВ есть принципиальное отличие от жизни детей вдругих детских домах: они имеют более интенсивные и свободные контакты сродственниками. Сами родственники воспитанников ДМХВ охотнее взаимодействуют сдетьми, которых окружающие называют «одаренными». Следующий принципиальныймомент — реализуемая потребность в более ответственном и автономном поведении увоспитанников ДМХВ. Это связано с тем, что у «одаренных» более загружен день, аграфик занятий индивидуален. Такому ребенку самому приходится передвигаться погороду, а также самостоятельно планировать свое время. Как правило, воспитателилишь проверяют качество выполненных заданий, не осуществляют пошаговыйконтроль, который характерен для неспециализированного детского дома. Этоозначает, что образ жизни воспитанников ДМХВ приближается к образу жизниребенка из семьи. Заслуживает внимания тот факт, что в ДМХВ отсутствуеткультурная изоляция, которая часто имеет место в неспециализированных детскихдомах, а также во многих семьях. Воспитанники ДМХВ участвуют в республиканскихконкурсах, в международных выставках, много путешествуют. Богатая культурнаясреда и возможность творческого самовыражения — важнейшие позитивные факторы,влияющие на развитие личности и самопринятия. Выделяя как основные отличия этидва положения — более тесная связь с родственниками и активизацияответственного и автономного поведения — мы констатируем, что в ДМХВ депривацияне так тотальна, как в неспециализированном детском доме, а главное отличиеДМХВ от других детских домов — редукция самого фактора психической депривации.
По даннымряда исследователей, психическая депривация обусловливает специфическоеразвитие личности, а также один из главных признаков специфики развития вусловиях депривации — сниженное самоуважение (5), (6), (10), (11). Поэтому вначале исследования предполагалось получить факты, демонстрирующие прямуюзависимость психической депривации и низкого самопринятия. Однако анализэмпирических данных показал, что эта связь носит иной характер. Благодарясравнению показателей самопринятия группы более «закрытой» (обычныевоспитанники детского дома), характеризующейся более выраженной депривацией, иболее «открытой» (воспитанники ДМХВ), мы обнаружили, что «уменьшение»психической депривации как бы нейтрализует негативное отношение к себе. Этотфеномен выражается в изменении внутренней структуры показателей самопринятия:самопринятие детей в ДМХВ в целом выше, чем в обычном детском доме (практическиотсутствуют острое негативное отношение к себе, характерное для типичногодетского дома), но показатели самопринятия не достигают условной границы«позитивности». Таким образом, уменьшение фактора депривации не столькоспособствует возможностям роста позитивного самопринятия, сколько нейтрализует«негативное самопринятие», отторжение собственной личности.
Анализэкспериментальных данных показывает, что у воспитанников детских домов вподгруппах «одаренные» и «обычные» одинаковое число детей с низкимсамопринятием (73 %). Следовательно,статистически значимые различия средних показателей самопринятия в данных подгруппахсуществуют не столько за счет большего числа «одаренных» воспитанников свысоким самопринятием, сколько за счет большего удельного веса детей с ярковыраженным негативным самопринятием в фуппе «обычных» воспитанников. Дляподгруппы «одаренных» воспитанников характерна также более выраженнаяоднородность показателей самопринятия.
Такимобразом, опираясь на экспериментальные данные, можно утверждать, что уменьшениефактора психической депривации не столько увеличивает возможность ростапозитивного самопринятия, сколько нейтрализует негативное самопринятие.
Проанализируемпоказатели самопринятия во всех основных группах с точки зрения возрастнойдинамики. Очевидно, что возрастная динамика самопринятия в условиях воспитанияв семье отсутствует, величина показателей самопринятия более индивидуальна,связана с личностными особенностями и своеобразием ситуации развития ребенка всемье. Что же касается развития ребенка в условиях психической депривации, товозрастная динамика в этом случае явно выражена, показатели самопринятиявозрастают к подростковому возрасту(различия статистически достоверны на уровне 0,05).
Итак, вотличие от развития ребенка в семье, в условиях психической депривации было выявленоповышение показателей самопринятия в подростковом возрасте.
Посколькуодной из особенностей развития личности воспитанника детского дома являетсядоминирование групповой идентичности над индивидуальной, а также ежедневныйтренинг агрессивного поведения, приведенные выше исследования указывают навозможные причины изменения отношения к себе в процессе взросления. Болееранние исследования, проведенные Радиной (13), также свидетельствуют в пользусушественных изменений в Я-концепции в подростковом возрасте у воспитанниковдетского дома. Повышение самопринятия у воспитанников-подростков коррелировалос преобладанием негативных идентификаций (3), (12).
Психическаядепривация, сопровождающая развитие детей без семьи, является не единственнымфактором, определяющим специфику личности воспитанника детского дома. Наблюдаетсяфеномен посттравматических стрессовых расстройств у детей, потерявших семью.Тем не менее, более половины воспитанников детского дома лишаются семьи вдошкольном детстве. Это связано чаще всего с алкоголизмом родителей инеспособностью их заботиться о своем ребенке (11). При изъятии из семьиорганами опеки ребенок не получает информации в адекватной форме об измененияхсвоей жизни, тем более его не спрашивают о согласии на подобные изменения.Ребенка помещают в одну из специальных структур (санаторий, клиника, приют ит.д.) с целью дальнейшего устройства в учреждение закрытого типа дляпостоянного проживания. При этом контакты с родителями прерываются нанеопределенный срок, зачастую навсегда. Подобное событие кардинально изменяетжизнь ребенка.(6), (9), (10). Данное исследование предполагало дальнейшийанализ фантазий и легенд ребенка о своей семье и о том, как она была утрачена. Предполагалось,что при сопоставлении биографических данных и деталей рассказов, можнообнаружить проблемные области индивидуальных историй, эмоциональные особенностипереживания горя потери семьи в зависимости от срока утраты, основные сценарныелинии развития жизни воспитанника детского дома. Приведем некоторые примеры.
Олег О. (10лет).
Материалы архива. По решению суда изъят из семьи в трехлетнем возрасте, родители лишены родительскихправ. Некоторое время находился в клинике в связи с инфекционным заболеванием,затем был переведен в санаторий, откуда — вдошкольный детский дом, где провел около четырех лет. Контакты устанавливаетизбирательно, необщительный, осторожный, медлительный, в восьмилетнем возрасте был определен вшкольный детский дом. Контакты с семьей отсутствуют, в том числе и с двумя другими братьями, находящимися во вспомогательныхщколах-интернатах.
Придуманная история. Жил-былмальчик. У него была семья: мама, папа и братики. Он очень любил свою семью,особенно папу. Однажды, когда папа был на работе, мама рассердилась на него иотвела в детский дом. Папа пришел домой, а сына нет. Папа очень горевал, искалсына, но не нашел. Сын плакал в детском доме. Прошло время. Сын подрос. Отецнашел его, но домой не забирает, навещает в детском доме, боится, что матьопять сдаст сына в детский дом. Сын рад, что нашел отца, но ему плохо в детскомдоме.Из беседы, рассказ о себе. Меня родители никогда бы не отдали в детский дом. Нокогда я был маленьким, меня из больницыукрали воспитатели. Родители нашли меня, хотели вернуть, увезли домой. Но…ничего не вышло. Воспитатели нашли меня, снова украли и увезли в другой город. Никтоне знает, где я. Но… я, кажется, нашел своего отца. Он работает телемастеромв магазине «Чайка», настраивает телевизоры. (Последние два месяца Олег убегаетс уроков из школы и наблюдает за «своим отцом»в магазине. «Отцу» пока не признался, что узнал в нем родителя.)
Контент-анализпроективного материала методики «Рассказывание Историй» в сопоставлении сБиографическим Методом дает возможность сделать следующие выводы. Дети,воспитывающиеся в условиях детского дома:
•   находятся внеблагоприятном эмоциональном состоянии, связанном с потерей родителей,некоторые из них нуждаются в глубокой переработке травмирующего эмоциональногоопыта совместно с психологом (психотерапевтом),
•   воспринимаютсебя пассивными объектами воздействий со стороны среды, а не источникомактивности, они также не имеют примера активного отношения к жизни со сторонысвоих родителей.
Проективныйматериал показывает, что фантазии о родителях и выраженные переживания,связанные с потерей семьи, присущи, как правило, детям до подростковоговозраста. Более старшим присуща переоценка своего положения и «эмоциональная глухота».
Инна Л. (15лет).
Из архива. По решению суда изъята из семьи в 6 лет в связи с алкоголизмом матери-одиночки. В школьном детском доме с 7 лет. Контактыс матерью практически отсутствуют. Девочку иногда навещает бабушка.
Придуманная история. Жила-быладевочка. У нее была мать, а отец умер. Мать сначала заботилась о дочери, апотом забросила ее, стала пить. Девочку отдали в детский дом. Она сначала плакала,но мать ее не искала. Сейчас дочка успокоилась, не плачет,… больше ничего не чувствует. Из беседы, рассказ о себе. Я никогда не прощу свою мать… Когдавыйду из детского дома, буду жить одна. Анализируя данные материалы, мыотмечаем, что от младшего школьного возраста к подростковому «легенды»уплощаются, теряя и детали сюжетной линии, и эмоциональное наполнение. Можнопредположить, что переработка травмирующего опыта происходит при взрослении, впроцессе осознания подростком своего действительного положения в реальном мире.Логика самостоятельной работы воспитанника детского дома над своимипереживаниями и фантазиями такова, что к подростковому возрасту происходитстихийное совладание с негативными последствиями психологической травмы, чтообусловливает возможность роста самопринятия, но не непосредственно. Мыобнаружили другие значимые факторы, связанные с психологической травмой утратысемьи и влияющие на изменения самопринятия.
Выделяяфактор развития идентичности как один из базовых для формирования самооценки исамопринятия, с помощью описанного в программе исследования варианта методикиТРР получили особый феномен в развитии идентичности наших испытуемых:значительное число детей как из семьи, так и из детского дома или имеютнеопределенную идентичность, или их идентичность основывается на «обособлении».
Таблица 2. Идентификации воспитанников детского дома и детей из семьи, %Группы Неопределенные идентификации Идентификации и обособления Обособления
Дети из семьи
Воспитанники детского дома
45
50
27
23
28
 27
Табл. 2 показывает,насколько велик процент детей, имеющих неопределенную идентичность илиобособляющихся на фоне детей с определенными идентификациями. Это характернокак для группы воспитанников детских домов, так и для детей из семьи.
Несмотря на различия,которые обнаруживает исследователь в процессе изучения личности в семье и вдетском доме, особенно важно вычленять и интерпретировать то общее, что присущевсем группам изучаемых детей. Сходство в процессе образования идентификаций среальными значимыми взрослыми идеальными героями может быть объяснено следующимобразом. Дети из семьи, как и воспитанники детского дома, в настоящий моментотдалены от мира взрослых, что обусловлено современной культурно-историческойситуацией. Идентификации возникают в процессе включенности в контакты, особенноэмоционально насыщенные. Невключенность, формальность и эмоциональная бедностьконтактов взрослых с детьми препятствуют образованию идентификаций. Интересентот факт, что если идентификации и возникают, то исключительно как«отрицательные идентификации», т.е. обособления, что также свидетельствует онегативном эмоциональном фоне контактов взрослых и детей. Можно предположить, что,несмотря на качество среды взросления, обусловленное психической депривацией, всовременных детских домах мы сталкиваемся со специфическими вариациями основныхформ психической депривации, разнородность которых обусловливает схожестьотдельных областей развития личности у детей из семей и закрытых детскихучреждений. Образование идентификаций и построение идентичности являются темиосновными личностными функциями, действие которых осуществимо на минимальномфундаменте личностного опыта в ситуации психической депривации.
Полученныеданные показывают, что для воспитанников детского дома характерна выраженнаясвязь между наличием идентификации или обособлением (т.е. положительной илиотрицательной связи с миром взрослых) и позитивным самопринятием (связьстатистически достоверна). Для детей из семьи подобная связь статистически недостоверна. Таким образом, наличие связи с миром взрослых, в основе которойлежат эмоциональная включенность, более глубокий эмоциональный контакт собъектом идентификации/обособления, является для воспитанников детского домаодним из важнейших условий развития позитивного самопринятия, в то время какдля детей из семьи это лишь один фактор из некоторого множества других.
Далее впроцессе обработки исходных данных была обнаружена зависимость междуидентификациями/обособлениями со значимыми людьми и наличием/отсутствием выраженныхпосттравматических стрессовых расстройств. Из полученных результатов следует,что существует статистически достоверная связь этих факторов, т.е. чем вышечисло идентификаций или обособлений у ребенка из детского дома, тем увереннееможно говорить о том, что психотравмирующий опыт ребенком переработан инегативные эмоции, связанные с утратой родителей, не захлестывают его.Поскольку обнаружена двусторонняя зависимость, возможно предположить, что речьидет о параллельных процессах: личностная, эмоциональная «энергия» из прошлого(погружение в фантазирование о родителях, в страхи, уныние и т.д.) переносится в настоящее и служит источником активности для установленияотношений и образования связей с людьми, актуальными для дня сегодняшнего, в результате мы выстраиваем вероятнуюцепь связей: острое переживание горя утраты близких блокирует образованиесвязей с миром взрослых; отсутствие подобных связей (неопределенныеидентификации) затрудняет развитие позитивного самопринятия. Иначе говоря,переработка психотравмирующего опыта способствует установлению большего числаблизких связей с миром взрослых (независимо от знака этих связей — с«положительными» объектами или «отрицательными»). Наличие близкогоэмоционального контакта, независимо от его характера (идентификация илиобособление от значимых людей) благоприятно сказывается на развитии позитивногосамопринятия.
Такимобразом, можно говорить о необходимости психологической помощи воспитанникамдетских домов как жертвам посттравматического стресса. Активно используемая внастоящее время психотерапия по отношению к участникам военных действий,катастроф и т.п. (психотерапия посттравматических стрессовых расстройств) вспециально адаптированной форме может помочь пережить горе утраты семьивоспитанникам закрытых детских учреждений.

Заключение
Полученныеэкспериментальные данные первого этапа исследования подтверждают гипотезу 1 отом, что дети-сироты из интерната, в отличие от своих сверстников, проживающихв семьях, имеют неадекватную самооценку и высокий уровень притязаний, чтоприводит к дальнейшим трудностям в общении.
В результате проведенногона втором этапе сравнительного изучения особенностей развития самопринятия удетей в условиях психической депривации и детей из семьи, сделаны следующие выводы:
■Самопринятие детей, воспитывающихся в условиях детского дома, значительно нижесамопринятия детей, воспитывающихся в семье.
В условияхдетского дома самопринятие тесно связано с наличием эмоциональной включенностив контакты со значимыми людьми. Существует связь между развитием самопринятия ипроцессами переработки психотравмирующего опыта. Остро переживаемое чувствогоря утраты семьи (родителей) затрудняет возможность установления близкихотношений с другими людьми (блокирует процесс идентификации), что, в своюочередь, препятствует развитию позитивного самопринятия.
То есть мывидим полное подтверждение гипотезы номер 3 с оговоркой, что последствияпсихотравмирующих обстоятельств в жизни детей нуждаются в коррекции.
■Результаты исследования демонстрируют, что развитие самопринятия «обычных» и«одаренных» детей из семьи протекает без принципиальных различий. В то же времяразвивающие условия в системе детских домов служат основой для изменениятипичного личностного развития. Отмечается, что самопринятие воспитанниковдетского дома, развивающих свои способности в области искусств, значительно вышесамопринятия воспитанников неспециализированных детских домов. Сравнениесамопринятия аналогичных подгрупп детей из семьи не выявляет подобнойзакономерности. Более высокие показатели самопринятия воспитанников детскогодома, развивающих свои способности, связаны с их ростом в условиях менеевыраженной психической депривации. То есть здесь очевидно доказательство второйгипотезы: условия воспитания детей оказывают существенное влияние на уровень ихличностного развития.
На основаниивыполненного исследования можно представить положения, которые могут бытьиспользованы как рекомендации специалистам и администрации детскихучреждений закрытого типа:
1.Оказаниесодействия в восстановлении или установлении связей воспитанников детских домовс родственниками, опекунами, другими значимыми для ребенка лицами являетсяодной из важнейших задач педагогического процесса в детском учреждениизакрытого типа.
2.Социализациявоспитанников детского дома обеспечивается значительным уровнемсформированности социальных навыков. Формирование социальных навыков происходитпри одновременном снижении психической депривации в широком смысле — культурнойи социальной депривации. Планирование формирования социальных навыков увоспитанников детского дома есть одна из главных задач педагогическогопроцесса.
3. Приподборе педагогических кадров одним из главных критериев должно быть умениеобеспечить глубокий эмоциональный контакт, т.е. особое внимание должноуделяться личностным качествам педагога. В случаях, когда у ребенка нет ниродственников, ни опекунов, отношениями с которыми ребенок бы дорожил, возможенпоиск «условного» опекуна из числа сотрудников детского дома. Необходимо в детскомучреждении закрытого типа проводить работу с состоянием острого горя вновьприбывших воспитанников детского дома (индивидуально, по показаниям), а такжеработу с различными отклонениями в поведении у детей с посттравматическимистрессовыми расстройствами.

Литература
1.Андреева АЛ. Как помочь ребенку пережить горе //Вопр. психол. 1991. № 2. С. 87-97.
2.Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.
3.Богомолова (Радина) Н.К. Я-концепция воспитанников детскогодома и возможности ее коррекции // Тезисы Всесоюзн. научно-практ. конф.«Психология — перестройке народного образования». М., 1989.
4.Бурлачук Л.Ф., Морозов М.С. Словарь-справочник по психологическойдиагностике. Киев, 1989.
5.Кондратьев М.Ю. Подросток в системе межличностных отношенийзакрытого воспитательного учреждения. М., 1994.
6.Лангмейер И., Матейчек 3. Психическая депривация в детскомвозрасте. Прага, 1984.
7.МенделевичВ.Д. Клиническая психология. СПб: Алетейя,2005. – 417с.
8.Общаяпсиходиагностика / Под ред. А, А. Бодапева, В.В. Столина. М., 1987.
9.Пашина А.Х. Опыт исследования эмоцио- нальнойсферы у сотрудников детского дома // Психол. журн. 1995. Т. 16. № 2. С. 63-72.
10. Прихожан A.M., Толстых Я.Я. Дети без семьи. М., 1990.
12.Психическое развитие воспитанников детского дома/ Под ред. И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской. М., 1990.
13.Радина Н.К. Особенности идентификации исамопринятия в личностном становлении младших и старшихшкольников-воспитанников детского дома // Тезисы докладов регионального этапаВсесоюзн. пед. чтений «Взаимосвязь психолого-педагогической теории и практики».Н. Новгород, 1991.
14.Радина Н.К. Некоторые особенности формированияЯ-концепции у детей в условиях депривации детско-родитсльских отношений //Проблемы и исследования. Нижний Новгород, 1993.
15.Соколова Е.Т., Федотова Е.О. Апробация методики косвенногоизмерения системы самооценок (КИСС) // Вести. МГУ. Сер. 14. Психология. 1982. №3. С. 77-81.
16.Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности.М., 1987.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.