Реферат по предмету "Психология"


Особенности эмоционального реагирования клиента на заключительных этапах консультативной беседы

Особенности эмоционального реагирования клиента на заключительныхэтапах консультативной беседы

План
Введение
1. Структура процесса консультирования
2. Специфика эмоционального реагирования клиента на заключительных этапах консультативной беседы
2.1 Степень переобучения
2.2 Завершение консультативных бесед и восприятие этогоклиентом
2.3 Консультирование глазами клиента
2.4 Результат неудачной терапии
Заключение
Список литературы
Введение
Когда клиент достигает инсайта исамопонимания, наступает кардинальное качественное изменение в сутитерапевтического взаимодействия. Клиент уже испытывает меньшее напряжение. Онвыработал более уверенный подход к проблемам, с которыми сталкивается. Он режестремится к зависимости от консультанта, и его поведение свидетельствует о том,что они работают заодно. Отношения становятся более приближенными к настоящемусотрудничеству, в котором и консультант, и консультируемый вместе участвуют вобсуждении следующих шагов, которые позволят последнему достичь большойнезависимости. Поскольку клиент развил в себе способность принимать себя таким,каков он есть, он меньше защищается и может более конструктивно оцениватьпредложения и советы, хотя в этом есть определенная доля сомнений, если учесть,что многое достигается именно благодаря высказанным консультантом различногорода предположениям и указаниям даже на этой стадии лечения. Клиент нередконуждается в информации, которая поможет ему в достижении новых целей, иконсультанту может представиться возможность дать ему эти знания или указать надругие источники, к которым он может обратиться. Однако консультанту необходимоучитывать особенности эмоционального реагирования клиента как на протяжениивсего курса консультаций, так и на заключительной его стадии.
Цель контрольной работы: изучитьи проанализировать специфику эмоционального реагирования клиента на заключительныхэтапах консультативной беседы.
1. Структура процесса консультирования
Ни одна из теоретическихориентаций или школ психологического консультирования не отражает все возможныеситуации взаимодействия консультанта и клиента. Поэтому рассмотрим самую общуюмодель структуры консультативного процесса, называемую эклектической (В.Е. Gillandи сотрудники; 1989). Эта системная модель, охватывающая шесть тесно связанныхмежду собой стадий, отражает универсальные черты психологическогоконсультирования или психотерапии любой ориентации.
/>
 
Исследование проблем. Наэтой стадии консультант устанавливает контакт (raport) с клиентом и достигаетобоюдного доверия: необходимо внимательно выслушать клиента, говорящего о своихтрудностях, и проявить максимальную искренность, эмпатию, заботу, не прибегая коценкам и манипулированию. Следует поощрять клиента к углубленному рассмотрениювозникших у него проблем и фиксировать его чувства, содержание высказываний,невербальное поведение.
Двумерное определение проблем.На этой стадии консультант стремится точно охарактеризовать проблемыклиента, устанавливая как эмоциональные, так и когнитивные их аспекты. Уточнениепроблем ведется до тех пор, пока клиент и консультант не достигнут одинаковогопонимания; проблемы определяются конкретными понятиями. Точное определениепроблем позволяет понять их причины, а иногда указывает и способы разрешения. Еслипри определении проблем возникают трудности, неясности, то надо вернуться кстадии исследования.
Идентификация альтернатив. Наэтой стадии выясняются и открыто обсуждаются возможные альтернативы решенияпроблем. Пользуясь открытыми вопросами, консультант побуждает клиента назватьвсе возможные варианты, которые тот считает подходящими и реальными, помогаетвыдвинуть дополнительные альтернативы, однако не навязывает своих решений. Вовремя беседы можно составить письменный список вариантов, чтобы их было легчесравнивать. Следует найти такие альтернативы решения проблем, которые клиентмог бы использовать непосредственно.
Планирование. На этойстадии осуществляется критическая оценка выбранных альтернатив решения. Консультантпомогает клиенту разобраться, какие альтернативы подходят и являютсяреалистичными с точки зрения предыдущего опыта и настоящей готовностиизмениться. Составление плана реалистичного решения проблем должно также помочьклиенту понять, что не все проблемы разрешимы. Некоторые проблемы требуютслишком много времени; другие могут быть решены лишь частично посредствомуменьшения их деструктивного, дезорганизующего поведение воздействия. В планерешения проблем следует предусмотреть, какими средствами и способами клиентпроверит реалистичность выбранного решения (ролевые игры, «репетиция»действий и др.).
Деятельность. На этойстадии происходит последовательная реализация плана решения проблем. Консультантпомогает клиенту строить деятельность с учетом обстоятельств, времени,эмоциональных затрат, а также с пониманием возможности неудачи в достижениицелей. Клиент должен усвоить, что частичная неудача — еще не катастрофа иследует продолжать реализовывать план решения проблемы, связывая все действия сконечной целью.
Оценка и обратная связь. Наэтой стадии клиент вместе с консультантом оценивает уровень достижения цели (степеньразрешения проблемы) и обобщает достигнутые результаты. В случае надобностивозможно уточнение плана решения. При возникновении новых или глубоко скрытыхпроблем необходим возврат к предыдущим стадиям.
Эта модель, отражающаяконсультативный процесс, помогает лишь лучше понять, как происходит конкретноеконсультирование. Реальный процесс консультирования значительно обширнее инередко не подчиняется данному алгоритму. Выделение стадий условно, поскольку впрактической работе одни стадии смыкаются с другими, и их взаимозависимостьсложнее, чем в представленной схеме.
Подробнее мы рассмотрим последнююстадию консультирования и особенности эмоционального реагирования клиента наэтом этапе.
2. Специфика эмоционального реагирования клиента назаключительных этапах консультативной беседы
 2.1 Степень переобучения
Именно на этом заключительномэтапе консультирования имеет место определенный процесс переобучения. Этоттермин широко использовался в ходе различных дискуссий о консультировании и,возможно, во многом преувеличен по своей сути. Следует отметить, что вклиент-центрированной терапии, о которой идет речь в данной книге, отсутствуюткакие-либо попытки решить проблемы клиента путем переобучения. Мы далеки отожидания, что все его проблемы будут решены с помощью консультирования, и нерассматриваем это в качестве желаемой цели. Удовлетворительное для человекасуществование заключается не в том, чтобы жить без проблем, а в том, чтобы житьс единой целью и базовой уверенностью в себе, которая приводит к удовлетворениюв борьбе с чередой проблем. Именно эта единая цель, это мужество жить ипреодолевать трудности, которые преподносит жизнь, и достигается процессомтерапии. Таким образом, вовсе не обязательно, что клиент в ходе сеансовконсультирования получает четкое решение отдельной проблемы, скорее онприобретает способность мужественно встречать свои проблемы и решать ихконструктивным образом. Из этого следует, что переобучение не является, как этоиногда представляют, переподготовкой индивида по всем аспектам его жизни. Вцелом оно подразумевает накопление достаточного опыта по применению достигнутыхинсайтов, для выработки у клиента чувства уверенности и способности кздоровому, нормальному существованию без поддержки психотерапевта.
Этот опыт в процессе переобучениябольшей частью связан с достижением все более распространяющегося инсайта иувеличением количества позитивных действий, которые уже начали осуществляться. Такимобразом студентка-выпускница, которая всю жизнь находилась под давлениемэксцентричного отца, придя к пониманию этого факта и далее к выбору болеенезависимого стиля поведения, обнаруживает, к своему восхищению, что она можетна самом деле обсудить со своим отцом без сцен. слез или эмоциональных вспышексобственный план покупки машины на свои сбережения. В процессе работы с этойситуацией она достигает огромного чувства уверенности в собственной зрелости. Женатыймужчина, чьи многочисленные трудности отчасти объясняются его отношениями счрезмерно заботливой и требовательной матерью, находит, что он может вытерпетьее визит без всякого огорчения и что он может противостоять ее требованиям внормальной и конструктивной форме, не ощущая при этом антагонизма. Он получаетудовольствие от этого. Студент, совершенно подавленный своей нерешительностью,неожиданно понимает, что ему, возможно, стоит пройти специальный экзамен, чтобыпоступить именно в то учебное заведение, которое он наконец выбрал. “Но я несделал того, что я обычно делаю, — я не бегал повсюду и не спрашивал людей, чтоделать. Я просто пошел и получил необходимую информацию". Он чувствуетогромное удовлетворение от своего самостоятельного, более зрелого поведения вэтой ситуации. Человек, который старался избегать ряда своих основных проблемпосредством выполнения самой худшей, низкооплачиваемой работы, достигаетглубокого инсайта относительно своего поведения. Придя на одну иззаключительных бесед, он рассказывает консультанту: “Я взял быка за рога. Япошел в офис к старшему менеджеру и поговорил с ним. Мы беседовали два часа. Ясказал ему, как говорил вам, что оказался в такой ситуации, когда вынуждензаниматься физическим трудом, как я долго думал о том, что хочу делать и т.д. Яобъяснил менеджеру, что не могу продолжать выполнять только физический труд ихочу заняться интеллектуальным. Он, казалось, понял меня и предположил, что ямог бы работать бухгалтером. И сегодня мне позвонили и назначили встречу с нимдля обсуждения этого вопроса”. Именно такой вид переобучения в ходепрактического опыта является самым важным элементом заключительных бесед втерапевтическом взаимодействии.
 2.2 Завершение консультативных бесед и восприятиеэтого клиентом
Если процесс консультированияпротекал успешно и клиент пришел к достаточно ясному осознанию себя, чтобы бытьспособным выбирать новые цели и осуществлять соответствующую деятельность,неизбежно возникает мысль о возможном завершении терапии. При этом у клиентапоявляется знакомое ощущение амбивалентности, которое сопровождает любой опытроста. Он ощущает страх того, что, если он расстанется с консультантом, все егопроблемы опять вернутся и он может оказаться неспособным справиться с ними. Частоон достаточно болезненно демонстрирует свой страх по поводу того, чтоконсультант может быть разочарован и расценит его уход как недовольство. В тоже время его усилившийся инсайт и возросшая уверенность в себе побуждают его кжеланию встречать свои будущие проблемы без чьей-либо помощи, быть независимымот какой бы то ни было поддержки консультанта. Демонстрация в том или ином видеэтой глубинной амбивалентности является характерной особенностью завершениятерапии.
Когда консультант первымосознает, что клиент уже почти достиг независимости, и первым говорит ему отом, что дело за малым, то довольно часто клиент реагирует на это возобновлениемсвоих старых поведенческих симптомов. Страхи и сомнения, противоречия иконфликты, которые он обсуждал на своих ранних сеансах, всплывают снова, будтоони опять стали актуальными. Опытный консультант поймет, что это временноеявление, обусловленное страхом потерять поддержку терапевтического отношения.
Очень схожая реакция проявляетсяу клиента, который на завершающем этапе терапии предлагает ряд новых проблем,решение которых требует помощи со стороны консультанта. Если консультант втаких случаях четко осознает истинную природу потребности клиента в помощи, егопереживаний по поводу значимости для него этих проблем, то этот возвратзависимого отношения продлится очень недолго. Удовлетворение от чувстванезависимости и роста намного превосходит состояние некоего сомнительногоудобства от пройденного этапа зависимости, и клиент уже вскоре становится готовсогласиться с неизбежностью расставания. Эта нерешительность и неопределенностьне отличаются от страха и неуверенности маленького ребенка, который уходит изродного дома на свои первые занятия в школе. Они схожи с неуверенностьючеловека, которого только что повысили в должности и поставили в положение,требующее большей ответственности. Имеет ли место подобная психологическаянеуверенность у ребенка при рождении, как предполагал Отто Ранк, — это наданный момент остается тайной, но мы знаем, что такая же тревога свойственнабольшинству индивидов, переживающих свое психологическое развитие в направлениизрелости.
Эта базовая амбивалентность. Онапроявляется у клиента даже после того, как он пережил инсайт, позволяющий емустать независимым. И если она направляется нужным образом, она становитсяисточником дальнейшего развития индивида. Если консультант помогает индивидуосознать ясно выраженное им чувство утраты в связи с завершением терапии,осознать его позитивное, независимое желание управлять своими проблемами, этопризнание становится для клиента началом нового ин-сайта. Ясно представляя себевыбор между тем, чтобы оставаться зависимым, и принятием полной ответственностиза себя, он признает этот выбор и отдает предпочтение последнему. В этом случаеон может просчитать вариант расставания с консультантом, исключающийвозникновение внутреннего конфликта, и может прекратить сеансы, не утратив уверенностив себе.
При завершении любого успешноготерапевтического курса имеет место здоровое чувство потери и сожаления, котороевполне естественно и до некоторой степени взаимно. Состоялось довольно близкоеи осмысленное взаимодействие, которое имело жизненно важное значение дляклиента и в котором консультант также находил удовлетворение, особенноеудовлетворение от наблюдения роста и развития индивида. Вполне естественно, чтокакая-то печаль будет сопутствовать разрыву такого тесного взаимодействия, иконсультант должен хорошо понимать это и учитывать возможность возникновениятакого чувства как у себя, так и у клиента.
Во многих случаях, когда терапияподходит к концу, наблюдается интересный феномен — изменение характера интересак консультанту. Когда клиент ощущает себя более зрелым, он в большей степенипонимает консультанта, его психологическую роль, и, когда к нему приходит мысльо разрыве отношений, у него впервые появляется личный интерес к консультанту. Клиентсправляется о личных проблемах консультанта, о его здоровье, о том, где онживет, его взглядах на текущие события и т.д. Он может захотеть поддерживатьотношения на социальном уровне. Консультант должен осознавать эти позитивныеэмоции по отношению к себе, но в большинстве случаев должен быть разумным изакончить сеансы на терапевтической, а не на социальной основе.
Хороший пример такого подхода кситуации можно взять из беседы социального работника с миссис Дж., котораявместе со своей дочерью Пэтти обратилась в клинику за помощью. Миссис Дж. испециалист уже обсуждали вопрос о прекращении курса, и к концу последней беседыпроизошли следующие изменения. Миссис Дж. рассуждала о возможностивозникновения некоторых проблем практического характера, связанных с выборомшколы для Пэтти, и выражала свою уверенность в том, что она способна управлятьситуацией.
Ее глаза наполнились слезами, иона сказала: “Я ненавижу мысль о том, что это наша последняя встреча". Консультантответил: “Мне тоже это не нравится. Я буду скучать по вам". Миссис Дж. кивнулаи сказала: “Я думаю, почему бы вам не прийти и не навестить нас. Я хотела бы,чтобы вы увидели всю нашу семью, узнали ее. Мне бы очень сильно этого хотелось".Консультант ответил: “Я бы тоже очень хотел этого. Не только потому, что яузнал вас здесь, но потому что вы мне нравитесь”. Миссис Дж. сказала; “Я тожеблизка к этому". Консультант продолжил: “Однако как бы я ни приветствовалэто предложение, я не должен принимать его, потому что, как вы мне говорилираньше, вы не можете обращаться к своим друзьям с собственными проблемами. Язнаю: чтобы в будущем я мог оказать вам помощь, мне лучше остаться здесь, вклинике, на случай, если вам это потребуется". Миссис Дж. возразила, что,по ее мнению, этого больше не понадобится, к тому же я знаю уже слишком много оее семье. Консультант ответил, что, вполне возможно, ей так и кажется, нооказаться все может совсем по-другому. “К этому моменту наше время истекло. Мыпожали друг другу руки и опять сошлись на том, что наша совместная работа былаочень приятной".
Когда терапевтические сеансыпроведены успешно, их завершение скорее всего происходит достаточно плавно. Финалточно так же важен, точно так же ясен, точно так же полезен для клиента, как илюбой другой этап терапевтического лечения. Когда беседы постепенно затухают,становясь менее значимыми, заканчиваясь пропусками назначенных сеансов,консультант может быть уверен в том, что он в чем-то допустил ошибку — не смогправильно принять чувства клиента и отозваться на них.
Важно, чтобы терапевт былвнимательным к успеху клиента, и, как только возросшая независимость станеточевидной, он должен вынести на обсуждение возможность завершениятерапевтических сеансов. Если этого не сделать, клиент может почувствовать, чтоконсультант не хочет, чтобы он уходил. В одном из случаев миссис Дж. напредпоследней беседе рассказывает, как успешно она поладила со своей дочерью,подчеркнув, что “теперь все изменилось”.
Наступила длинная пауза. Консультантсказал: “Поскольку дела идут так гладко, и, на мой взгляд, все уже достаточнопроработано, я хотел бы спросить вас, как долго вы с Патги еще хотели быприходить к нам". Миссис Дж. засмеялась и ответила: “Я бы тоже хотела этознать". После некоторого обсуждения они договорились, что встретятся ещераз, и все.
Очевидно, что миссис Дж. испыталачувство облегчения оттого, что консультант сам затронул этот вопрос.
Вероятно, нет необходимостидобавлять, что консультанту не следует делать попыток удерживать клиента, дажеесли он чувствует, что не все проблемы до конца решены и инсайт не завершен. Есликлиент наметил приблизительные цели и обладает достаточным мужеством иуверенностью, чтобы работать над ними, то после завершения консультированияэффективность его самоосознания, эффективность его действий при движении к целибудут скорее увеличиваться, нежели уменьшаться. Консультант должен научитьсяполучать личное удовлетворение от успехов клиента на пути роста, а не отподдержания его зависимости.
Некоторые терапевты, например,Ранк, поддерживают такую точку зрения, что жесткие временные границы должныбыть установлены заранее. Это кажется не совсем разумным. Окончание работыдолжно определяться в основном самим клиентом, опять же при непосредственнойпомощи консультанта, который уточняет спорные моменты, возникающие в связи сзавершением терапии. Если они разрешены, мы можем быть уверены, что клиентсделает более зрелый выбор.
Как правило, окончание работынаступает раньше, а не позже срока, ожидаемого консультантом. Мы настолькопривыкли мыслить в терминах нерешенных проблем, что не можем в достаточнойстепени осознать готовность клиента вновь “управлять своей лодкой". Зачастуютемп заключительной беседы настолько превышает темп предшествующих сессий, чтоконсультант не успевает полностью осознать значение всего материала. Былопроделано так много шагов, клиент уже достиг такой уверенности в собственныхсилах, что консультант с нетерпением ждет дальнейших бесед, предвкушая решениевсех проблем, с которыми столкнулся клиент, позабыв, что эти шаги и этауверенность уже сами по себе показатель того, что конец близок и что дальнейшаяпомощь уже не нужна.
 2.3 Консультирование глазами клиента
Случается, что в последнейбеседе клиент пытается сформулировать, что же значит для него подобный опыт. Этоспонтанное выражение заслуживает нашего внимания, потому что оно во многомсовпадает со взглядом на консультирование, которого придерживается автор книги.Испытывая новые ощущения, клиент старается описать их своими словами и, исходяиз собственного переживания, дать понять, насколько они значимы для него. Иногдаэти утверждения бывают очень краткими. Один молодой человек, чья предыдущаяжизнь была, без преувеличения, фактически искалечена его чувствомнеадекватности, говорит: “Я знаю теперь, чего я хочу, и я чувствую некоторуюуверенность в правоте своих мыслей. Моя жена замечает большие перемены во мне”.Женщина, которая боролась с семейными проблемами и испытывала трудность приобращении со своим трудновоспитуемым сыном, прокомментировала произошедшее сней так: “Это совсем не похоже на визит к моему врачу. Я пыталась поговорить сним об этом, но ничего не получилось. Здесь я чувствую, что никто не давит наменя, нет никаких наставлений или указаний". Данное утверждение имеетособенное значение, поскольку ранее во время терапевтических сеансов эта жеженщина настаивала на том, что консультант должен говорить ей, что делать, идавать ответы на все ее вопросы.
Девушка-подросток высказываетмнение по поводу того, что значил для нее консультант, а также выражает своепредставление о процессе консультирования следующим образом:
“Я думала о том, что вы для менязначите. Вы как будто бы были мной — частью меня. Вы были не человеком, ауравновешивающим механизмом. Будто я говорю с собой, но есть кто-то еще, ктослушает и старается думать вместе со мной. Я просто избавилась от грузанакопившихся чувств. Я не иду за советом. Нет, иногда иду и за этим тоже. Нотогда я сознаю, что хочу совета. Я действительно чувствую себя не в своейтарелке, когда вы становитесь обычным человеком. То, что вы действительноделаете, — так это даете человеку возможность говорить и комментируете то, чемэто вызвано, вместо того чтобы ходить по кругу. Вот почему я говорю, что вы — уравновешивающиймеханизм. Сейчас все иначе, а когда я в первый раз встретилась с вами, вы былиобычным человеком. Вы мне не понравились, потому что затрагивали болезненныевопросы. Теперь я знаю, вы будете обычным человеком, когда мне это понадобится.А в остальное время вы тот, с кем можно выпустить пар, с кем можновыговориться, чтобы принять решение" (Из статьи “Intensive Treatment with Adolescent Girls" Вирджинии Льюис вжурнале “Психологическое консультирование”, IV, 1940).
Ее сжатое изложение сутиконсультирования как процесса: “Вы… даете человеку возможность говорить икомментируете то, чем это вызвано, вместо того чтобы ходить по кругу" — бесценноеутверждение, которое она связывает с так называемым фактором облегчения в ходевыражения эмоций, а также с определяющей функцией консультанта в этом процессе.И когда она заключает, что консультант — “это тот, с кем можно выговориться,чтобы принять решение”, она выделяет еще один существенный элементконсультирования — создание ситуации, в которой может быть сделан четкий выбор.
Возможно, самое красноречивоевысказывание о процессе осмысления клиентом сути консультирования зафиксированов одной из фонограмм, сделанной на одной из последних успешных бесед с однимстудентом. В своей манере говорить дрожащим, запинающимся голосом, с трудомподбирая слова, чтобы описать новый опыт, полученный им в ходе лечения, он смогсформулировать большинство существенных элементов, составляющих суть успешнойтерапии.
С. Ну, об этом все, я думаю,пока — вот что у меня на уме сейчас.
К. Хорошо, вы помните нашдоговор — во всех случаях, когда мы уже все обговорили по какому-то вопросу инам нечего сказать, мы прерываем...
С. До следующего раза.
К... Встречу доследующего раза, и если в какой-то из моментов беседы вы почувствовали, что неможете сказать ничего особенного, то мы прерываем сеанс, если понадобится, сразупосле его начала.
С. Хорошо. Хорошо, я — э-э — тутесть кое-что, о чем я хотел бы поговорить. Я просто не знаю, как этосформулировать, но мне нравится все это. Я имею в виду — э-э — если, если тыразговариваешь с кем-то в подобной манере, то всплывает нечто, что ты прятал,хранил, — то, чего пытался избегать, — и ты избегал, просто не допускал этого всознание. Но ты входишь в эту дверь, и у тебя появляется достаточносообразительности, чтобы — когда вы здесь — рассказать вам, но не просторассказать — это может не дать никакого эффекта, но, когда ты говоришь вслух ислышишь сказанное, — это заставляет тебя задуматься над произнесенными словамии даже заставляет тебя иногда что-то предпринять.
К. То есть в данномслучае вы чувствуете, что, вероятно, все это не было бесполезным.
С. Да, я уверен в этом.
Заметьте, как правильно этопутанное в грамматическом смысле высказывание объясняет, что терапиязначит для клиента: освобождение от ранее подавляемых установок, которые клиент“пытался избегать", ясное восприятие себя и ситуации: “… Когда тыговоришь вслух и слышишь сказанное, — это заставляет тебя задуматься надпроизнесенными словами" и, наконец, мужество предпринять позитивноедействие: “Это даже заставляет тебя иногда что-то предпринять". Такие утвержденияпоказывают, что структурирование ситуации консультантом и усилия, которые онпредпринимает, чтобы удержаться от директивных шагов в процессеконсультирования, постепенно осознаются клиентом как факторы, в высшей степенисодействующие поиску новых примеров. Эти высказывания, видимо, достаточноопределенно отражают то, что процесс, который мы обсуждаем, — естественноеследствие прогресса, который переживается клиентом и к тому же подкрепляетсяконсультантом.
 2.4 Результат неудачной терапии
Мы должны признать, чтоконсультант — это все же человек, и ему свойственно ошибаться. Неудачи вконсультировании могут нанести реальный вред, но их можно проанализировать длятого, чтобы по крайней мере в будущем попытаться исправить свои ошибки. На этупроблему стоит обратить больше внимание.
Существует несколько причин; из-закоторых процесс оказания терапевтической помощи может оказаться неудачным. Несомненно,самая распространенная причина подобных неудач — небрежность в отношениях со стороныконсультанта. В суматохе повседневной работы может легко показаться, что благиенамерения могут заменить усердие или старательность. Проходит время, иконсультант получает горький урок от этой ошибки. Однако существуют другиепричины неудач, большинство из которых можно объяснить тем, что в первуюочередь сам клиент не подходит для консультирования. Либо серьезную помеху дляего роста оказывают факторы внешнего окружения, либо индивид плохо контролируетсвою жизненную ситуацию, чтобы быть способным на позитивные изменения. Можетбыть допущена ошибка при оценке ситуации. К примеру, подросток был отобран дляконсультирования в надежде (которая на деле не оправдалась) на то, что ондостаточно независим от родителей. Поэтому ему вместе с родителями потребуетсявремя, чтобы достичь прогресса в ходе терапии. Несомненно, что большинствонеудач в консультировании происходят по одной из этих двух причин — либоклиенты в принципе не готовы для консультационной работы, либо консультантдопустил существенный промах в своей работе.
Иногда опытный консультант можетпроследить некоторые характерные черты развития подобных неудач. В некоторыхслучаях, когда продолжающиеся сеансы не приводят клиента ни к какому улучшению,он начинает раздражаться, его сопротивление растет, он становится все болеевраждебным по отношению к консультанту, терапевтической ситуации в целом. Консультант,чувствуя, что процесс выходит из-под его контроля, собрав все силы, оказываетвсе более настойчивое давление, начинает напрямую атаковать проблему. Клиентуне удается достичь какого-то результата. Дело закрывается “ввиду неспособностик сотрудничеству". В других случаях клиент добивается определенныхобнадеживающих результатов, но постепенно становится все более и болеезависимым от консультанта. Несчастный консультант, встревоженный тем, что взялна себя слишком большую ответственность за управление судьбой человека,пытается оттолкнуть его от себя. Ему становится тяжело видеть клиента, контактыприобретают все более редкий характер, в конце концов консультант настаивает натом, что клиент должен сам контролировать свою жизнь, и отношения разрываются,оставляя консультанта с чувством вины — единственным доказательством того, чтобыла проделана какая-то работа.
В большинстве случаев неудачноготечения консультирования и консультант, и клиент чувствуют, что процесс,видимо, протекает не должным образом. Оказываясь неспособными проанализироватьситуацию и найти причину, они оба начинают защищаться и мстить, контактыпрекращаются с вероятностью того, что обеим сторонам был причинен вред. Однакодаже в тех случаях, когда консультант не способен к анализу причины неудачи,такой негативный исход вовсе не обязателен.
Когда кажется, что процессконсультирования начинает развиваться в неверном направлении, когдаконсультанту приходится задуматься, почему он наталкивается на сопротивление,почему клиент не прогрессирует, почему ситуация кажется хуже, чем она была вначале терапии, первый шаг — это, естественно, проанализировать возможныепричины. Для консультанта наступает момент, когда нужно тщательно взвесить, небыла ли допущена ошибка в процессе консультирования. На этом этапе ему следуетподробно изучить запись сеансов, с целью обнаружения ошибки. Не был ли онслишком директивен? Не стремился ли он к слишком скорому решению? Не была лиинтерпретация использована не очень рационально? Пытался ли он решить проблемупо-своему, не следуя за клиентом? Не помешал ли он каким-то образом выражениючувств и эмоций? Эти и другие вопросы, которые рассматривались нами выше,должны быть тщательно проанализированы. Часто причину можно найти и исправить. Вомногом обнадеживает то, что люди настолько страстно стремятся к росту и поискупутей выхода из трудных ситуаций, что, даже несмотря на множество возможныхошибок и во многом неудачное консультирование, конструктивные результаты могутбыть достигнуты в ходе исправления этих ошибок. Никогда не поздно скрупулезнопроанализировать причины неудач.
Однако, если мы будем смотретьна вещи реально, мы признаем, что в некоторых случаях консультант чрезмернововлечен в свою работу, слишком уязвим в этом отношении, чтобы признать своиошибки. Он не всегда имеет возможность получить помощь более опытногоспециалиста или просто коллеги (супервизора), чтобы вскрыть не замеченные им промахи.Другими словами, есть такие случаи, когда неудачи в консультировании неизбежны,несмотря на все благие намерения консультанта обнаружить их причину. Что можетбыть предложено в таких случаях?
Искреннее признание неудачи какконсультантом, так и клиентом обладает реальной силой, помогающей предотвратитьзащитные реакции с обеих сторон. Здесь можно привести примерное высказываниеконсультанта в связи с таким случаем: “По-моему, мы вообще не продвигаемся. Возможно,это происходит из-за недостатка моего мастерства. Возможно, вследствиенекоторого нежелания с вашей стороны. Но в любом случае, если оставить встороне какие бы то ни было обвинения, ясно, что мы не достигаем необходимогорезультата. Не следует ли нам сделать перерыв в сеансах, или вы хотите продолжитьих еще некоторое время с надеждой, что мы все-таки можем добиться какого-тоудовлетворения? ” Такое четкое определение ситуации — наиболее продуктивныйвариант. Оно освобождает клиента от необходимости атаковать консультанта. Крометого, оно открывает для него ряд новых перспектив.
Это может привести к завершениютерапевтических сеансов по взаимной договоренности сторон. Если подобноепроисходит, разрыв отношений вполне понятен и протекает без всякого антагонизмаи чувства вины. Клиент будет чувствовать, что у него есть возможность вернутьсячерез некоторое время или обратиться к любому другому консультанту, если онпосчитает, что кто-нибудь другой сможет ему помочь. В то же время это можетпривести к осмыслению препятствий на пути прогресса в лечении и,соответственно, к новому развитию терапии. Автору вспоминается серия встреч содной женщиной, когда, как это стало понятно сейчас, консультирование былопроведено неудачно. Поскольку в ее отношении к сыну не было достигнуто никакогопрогресса, консультант просто констатировал, что, по-видимому, сеансы непринесли пользы и что, наверно, их не стоит продолжать. Казалось, что женщинасогласилась с этим, и было очевидно, что встречи завершились, но, уходя, онаспросила: “Вы когда-нибудь работали со взрослыми? ” Получив утвердительныйответ, она снова села и начала рассказывать о всех своих семейных несчастьях,ставших причиной ее неудачного обращения с сыном, но которое она не желалапризнавать до тех пор, пока мальчик не продемонстрировал совершенно очевиднуюнеобходимость в терапии. То есть если сложившееся тупиковое положение, вкотором оказались и клиент, и консультант, четко констатируется и признаетсяобеими сторонами, то обе стороны способны принять это без негативизма, и неисключено, что смогут найти способ преодоления этой ситуации. Если нет, то покрайней мере сеансы прекратятся без вражды и чувства вины.
Стоит, однако, сделать однопредостережение. Консультирование нельзя слишком затягивать, если ненаблюдается никакого прогресса. Если тщательный анализ бесед показывает, что напротяжении нескольких сеансов существенного улучшения нет и никакогопродвижения в терапии не зафиксировано, консультант должен задуматься, не лучшели прекратить лечение. В противовес мнению неопытного консультанта необходимоотметить, что неудачные беседы чаще выходят за рамки временных ограничений,нежели успешные. Точно так же сеансы, которые все продолжаются и продолжаютсябез какого бы то ни было изменения, свидетельствуют в целом о провале в работе.Лучше всего в таких случаях постараться обнаружить причины сложившейсятупиковой ситуации, а если и это не удается сделать, подвести консультированиек завершению. Несмотря на то, что такой финал подразумевает отсутствиевсяческого успеха, он не повлечет за собой дальнейшего конфликта, а также неосложнит клиенту поиск помощи в будущем.
Заключение
Когда клиент достигает инсайта иприходит к самоосмыслению, выбирая новые цели, которые переориентируют егожизнь, консультирование входит в свою завершающую фазу, имеющую определенныеотличительные признаки. Клиент обретает уверенность в себе, когда переживаетновый инсайт, и предпринимает все больше позитивных действий, направленных надостижение своей цели. Ощущая эту уверенность, он стремится закончить терапию,хотя в то же время боится потерять поддержку. Признание консультантом этойамбивалентности позволяет клиенту ясно увидеть выбор, стоящий перед ним, идостичь убежденности в том, что он способен самостоятельно разрешать своипроблемы. Консультант способствует этому, помогая индивиду ощутить полнуюсвободу выбора, — прекратить взаимоотношения, как только он будет готов к этому.Обычно завершение консультирования сопровождается чувством потери для обеихсторон, но вместе с тем взаимным признанием того, что независимость — еще однапозитивная ступень к зрелости. Даже если в ходе консультирования не былодостигнуто успеха, как правило, можно завершить работу достаточноконструктивным способом.
Продолжительностьтерапевтического процесса также зависит от умения консультанта поддерживатьклиент-центрированный контакт в ходе терапии в той же мере, как и от степенинеприспособленности клиента или от любого другого фактора.
На последних сеансах довольночасто становится ясно, что клиент принял необычную структуру терапевтическойситуации и осознает, как он использовал ее для своего собственного роста. Спонтанныевысказывания клиентов еще раз подтверждают один из тезисов данной книги, чтоклиент-центрированное терапевтическое взаимоотношение высвобождает движущиесилы так, как это невозможно ни при каком другом типе взаимодействия.
Список литературы
1.        Абрамова Г.С. Психологическое консультирование. Теория и опыт. — М., 2001.- 240 c.
2.        Вольнова Г.В., Шнейдер Л.Б., Зыкова М.Н. Психологическоеконсультирование — М., 2002. — 224 с.
3.        Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. — М., 1999. — 151 с.
4.        Немов Р.С. Основы психологического консультирования: Учеб. для студ. педвузов.- М., 1999. — 394 с.
5.        Роджерс К. Консультирование и психотерапия. — М., 1997.98 с.
6.        Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологическойкоррекции: Учеб. пособие. — М., 2001. — 208 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.