Реферат по предмету "Психология"


Особенности общения подростка со взрослыми и сверстниками

ОГЛАВЛЕНИЕ Введение………………………………………………….. Стр.3 Глава 1 Общая характеристика общения……………… Стр.5 1.1. Понятие и виды общения…………………………… Стр.5 1.2. Роль общения в психическом развитии человека… Стр.8 Глава 2 Особенности общения подростка со взрослыми Стр.11 2.1. Общение подростка со взрослыми………………… Стр.11 2.2. Стили родительского общения и воспитания……… Стр.16 Глава 3 Особенности общения подростка со сверстниками……………………………………………… Стр.19 3.1. Общая характеристика общения подростка со сверстниками………………………………………….... Стр.19 3.2. Общение со сверстниками противоположного пола Стр.26 Заключение……………………………………………….. Стр.30 Библиографический список……………………………... Стр.32 Приложения………………………………………………. Стр.33 /> /> /> /> /> /> /> /> />
 

ВВЕДЕНИЕ
Под общением следуетпонимать форму социального взаимодействия людей, в котором осуществляется обменмыслями и чувствами, мотивами и действиями посредством знаковых (языковых)средств в целях взаимопонимания и согласования совместной деятельности.Субъектами общения являются живые существа, люди.  В принципе общение характернодля любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становитсяосознанным, связанным вербальными и невербальными актами.
В ходе общенияобеспечиваются многообразные формы обмена человеческими мыслями, чувствами идействиями, обеспечивается взаимное согласование действий и пониманиеокружающего нас мира. Проблема общения актуальна для исследования, потому чтопроблема эффективного обмена информацией между людьми, возможности достижениявзаимопонимания в контактах между ними является очень важной для психологии.Общение наряду с деятельностью, является одной из основных форм преобразующейактивности людей.
Данная курсовая работапосвящена изучению специфики и особенностей общения подростков со взрослыми исо сверстниками. Актуальность темы заключается в том, что изучение специфики иособенностей общения подростков очень важна в возрастной психологии.
Общение в подростковомвозрасте претерпевает значительный качественный перелом по сравнению с общениеммладших школьников. Первостепенное  значение приобретает общение сосверстниками. Общаясь с друзьями, младшие подростки активно осваивают нормы,цели, средства социального поведения, вырабатывают критерии  оценки себя идругих, активно, самостоятельно занимаются самовоспитанием.
С помощью конкретныхзнаний можно разрешить сложные проблемы и конфликты, которые возникают с детьмиподросткового возраста. Углубленное изучение данной темы необходимо для того,чтобы получать новые знания и находить нетрадиционные способы решенияконфликтных ситуаций между подростками и взрослыми, а также между подростками исверстниками.
Целью курсовой работыявляется рассмотрение различных точек зрения на специфику и особенности общенияподростков.
Степень разработанноститемы в отечественной психологической науке можно проследить в трудах Д.Б.Эльконина, Т.В.Драгуновой, Л.И.Уманского, а также А.И.Захарова.
Объектом исследованияявляется изучение общения как психологической категории.
Предметом исследованияявляются особенности общения в подростковом возрасте.
Задачи курсовой работы:
— исследовать общуюхарактеристику общения;
— раскрыть особенностиобщения подростка со взрослыми;
— изучить особенностиобщения подростков со сверстниками.
Практическая значимостькурсовой работы заключается в возможности использования данного материала впроцессе преподавания возрастной психологии как учебной дисциплины.

ГЛАВА IОбщая характеристика общения
 
1.1      Понятие и виды общения
Понятие общения, как илюбое понятие психологии, разрабатывалось многими исследователями и имеет разнообразныетрактовки. Наиболее объемно это понятие представила Л.П.Буева, котораяинтерпретирует общение как процесс взаимосвязи и взаимодействия общественныхсубъектов (личностей, групп) характеризующийся обменом деятельностью,информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатамидеятельности; как одно из необходимых и всеобщих условий формирования иразвития общества и личности.
Данное понятиеразработано на стыке философии, социологии и социальной психологии и носитнаиболее общий характер. Оно нацелено на изучение любых взаимосвязей междуразличными общественными субъектами, к которым относятся люди, социальныегруппы, социальные слои общества. На социальном уровне общение являетсянеобходимым условием для передачи социального опыта и культурного наследия отодного поколения другому. В типичной социальной ситуации общение определяеторганизацию совместной деятельности людей.
В более узкомпсихологическом смысле общение понимается как процесс и результат установленияконтактов между людьми или взаимодействие субъектов посредством различныхзнаковых систем. В психологическом словаре под редакцией А.В.Петровского иМ.Г.Ярошевского общение  рассматривается как сложный, многоплановый процессустановления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями всовместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единойстратегии взаимодействия, восприятие и понимание людьми друг друга. Эти трихарактеристики содержания принято рассматривать как аспекты общения. Передачаинформации рассматривается как коммуникативный аспект общения; взаимодействиекак интерактивный аспект общения; понимание и познание людьми друг друга какперцептивный аспект общения.
Ключевыми словами впонимании сущности общения являются следующие: контакт, связь, взаимодействие,обмен, способ объединения. Наиболее точным словом для обозначения общения каксоциально-психологического феномена является слово контакт, то естьсоприкосновение. Контакт между людьми осуществляется посредством языка и речи.Речь является основным средством общения. Она может быть рассмотрена какобъективация человеческого сознания посредством знаковой системы.
Важнейшим фактором речиявляются паралингвистические средства передачи информации. К ним относятся:громкость речи, темп, особенности произнесения звуков, тембр голоса, жесты,мимика, позы и т.д. Совокупность паралингвистических средств, сопровождающихобщение, определяет его контекст. Паралингвистические средства могутподтверждать смысл сказанного, либо, наоборот, опровергать его. Противоречиемежду сказанным и выраженным через паралингвистические средства следуетрассматривать как фактор неполноценного общения [14, С.218].
Любой контактпредполагает обратную связь. Так, например, если два знакомых человека случайновстретились, то общение произошло, даже если они только поздоровались. Однакоесли один из них заметил другого, а тот его нет, то общение не состоялось,потому что не было контакта. Контакт может быть и на уровне толькопаралингвистических средств. Например, когда два незнакомых человека синтересом рассматривают друг друга. 
В общении выделяютсяследующие аспекты: содержание, цель и средства.  Содержание – это информация,которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа кдругому. Содержанием общения могут быть сведения о внутреннем мотивационном илиэмоциональном состоянии живого существа. Люди обмениваются друг с другоминформацией, представляющей знания о мире, богатый, прижизненно приобретенныйопыт, знания, способности, умения и навыки. Человеческое общениемногопредметно, оно самое разнообразное по своему внутреннему содержанию.
Цель общения – это то,ради чего у человека возникает данный вид активности. Целью общения длячеловека является передача и получение объективных знаний о мире, обучению ивоспитанию, согласование разумных действий в совместной деятельности,установлении и прояснении личных и деловых взаимоотношений. У человека цельюобщения представляют собой средства удовлетворения многих разнообразныхпотребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, потребностейинтеллектуального роста, нравственного развития и ряда других.
 Не менее существенныотличия средств общения. Средства общения можно определить как способыкодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой впроцессе общения одного живого существа другому.
В зависимости отсодержания, цели и средств общения можно разделить на несколько видов. Посодержанию оно может быть представлено как материальное (обмен предметами ипродуктами деятельности), когнитивная (обмен знаниями), кондиционная (обменпсихическими или физиологическими состояниями), мотивационные (обменпобуждениями, целями, интересами, потребностями), деятельностное (обмендействиями, операциями, умениями, навыками). При материальном общении субъекты,будучи занятыми индивидуальной деятельностью, обмениваются её продуктами,которые служат средством удовлетворения их актуальных потребностей. Прикондиционном общении люди оказывают влияние друг на друга, рассчитанное на то,чтобы привести друг друга в определённое физическое или психическое состояние.
Мотивационное общениеимеет в своём содержании передачу друг другу определённых побуждений, установокили готовности к действиям в определённом направлении. Иллюстрациейкогнитивного и деятельностного общения может служить общение, связанное сразличными видами познавательной или учебной деятельности.
По целям общение делитсяна биологическое и социальное. Биологическое – это общение, необходимое дляподдержания, сохранения и развития организма. Социальное общение преследуетцели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развитияинтерперсональных отношений, личностного роста индивида.
Важнейшими видами общенияу людей являются вербальное и невербальное. Невербальное общение непредполагает использование звуковой речи, это общение при помощи мимики, жестови пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты. Вербальное общениеприсуще только человеку и в качестве обязательного условия предполагаетусвоение языка. По своим коммуникативным возможностям оно гораздо богаче всехвидов и форм невербального общения, хотя в жизни не может полностью егозаменить.
 
1.1.   Роль общения в психическом развитиичеловека
Общение имеет огромноезначение в формировании человеческой психики, ее развитии и становленииразумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитымилюдьми, благодаря широким возможностям к научению, человек  приобретает всесвои высшие познавательные способности и качества. Через активное общение сразвитыми личностями он сам превращается в личность.
Если бы с рождениячеловек был лишен возможности общаться с людьми, он никогда не стал быцивилизованным, культурно и нравственно развитым гражданином, был бы до конца жизниобречен, оставаться полуживотным, лишь внешне, анатомо-физиологическинапоминающим человека.
Особенно большое значениедля психического развития ребенка имеет его общение со взрослыми на раннихэтапах онтогенеза. В это время все свои человеческие, психические иповеденческие качества он приобретает почти исключительно через общение, таккак вплоть до начала обучения в школе, а еще более определенно – до наступленияподросткового возраста, он лишен способности к самообразованию исамовоспитанию.
Психическое развитиеребенка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, которыйвозникает в онтогенезе и благодаря которому младенец получает необходимую дляего индивидуального развития информацию.
В общении сначала черезпрямое подражание (викарное научение), а затем через словесные инструкции(вербальное научение) приобретается основной жизненный опыт ребенка. Люди, скоторыми он общается, являются для ребенка носителями этого опыта, и никакимдругим путем, кроме общения с ними, этот опыт не может быть приобретен.Интенсивность общения, разнообразие его содержания, целей и средств являютсяважнейшими факторами, определяющими собственное развитие детей.
Выделенные выше видыобщения служат развитию различных сторон психологии и поведения человека. Так,деловое общение формирует и развивает его способности, служит средствомприобретения знаний и навыков. В нем же человек совершенствует умениевзаимодействовать с людьми, развивая у себя необходимые для этого деловые иорганизаторские качества.
Личностное общениеформирует человека как личность, дает ему возможность приобрести определенныечерты характера, интересы, привычки, склонности, усвоить нормы и формынравственного поведения, определить цели жизни и выбрать средства ихреализации.
Разнообразное посодержанию, целям и средствам общение также выполняет специфическую функцию впсихическом развитии индивида. Например, материальное общение позволяетчеловеку получать необходимые для нормальной жизни предметы материальной идуховной культуры, которые выступают в качестве условия индивидуальногоразвития. Когнитивное общение непосредственно выступает как факторинтеллектуального развития, так как общающиеся индивиды обмениваются и взаимнообогащаются знаниями.
Кондиционное общениесоздает состояние готовности к научению, формулирует установки, необходимые дляоптимизации других видов общения. Тем самым оно косвенно способствуетиндивидуальному  интеллектуальному и личностному развитию человека.Мотивационное общение служит источником дополнительной энергии для человека.Приобретая в результате такого общения новые интересы, мотивы и цели деятельности, человек увеличивает свой психоэнергетический потенциал,развивающий его самого. Деятельностное общение, которое мы определили какмежличностный обмен действиями, операциями, умениями и навыками, имеет дляиндивида прямой развивающий эффект, так как совершенствует и обогащает егособственную деятельность.
Биологическое общениеслужит самосохранению организма в качестве важнейшего условия поддержания  иразвития его жизненных функций. Социальное общение обслуживает общественныепотребности людей и является фактором, способствующим развитию формобщественной жизни: групп, коллективов, организаций, наций, государств,человеческого мира в целом.
Непосредственное общениенеобходимо человеку для того, чтобы обучаться и воспитываться в результатеширокого использования на практике данных ему с рождения, самых простых иэффективных средств и способов научения: условнорефлекторного, викарного ивербального. Опосредованное общение помогает усвоению средств общения исовершенствованию на базе их способности к самообразованию и самовоспитаниючеловека, а также к сознательному управлению самим общением.
Благодаря невербальномуобщению человек получает возможность психологически развиваться еще до того,как он усвоил и научился пользоваться речью (около 2 – 3 лет). Кроме того, самопо себе невербальное общение способствует развитию и совершенствованиюкоммуникативных возможностей человека, вследствие чего он становится болееспособным к межличностным контактам и открывает для себя более широкиевозможности для развития. Вербальное общение связано с усвоением речи, а она,как известно, лежит в основе всего развития человека.

ГЛАВА II  Особенности общения подростка совзрослыми
 
2.1. Общение подростка со взрослыми
 
В отрочестве общение сродителями, учителями и другими взрослыми начинает складываться под влияниемвозникающего чувства взрослости. Советские психологи вслед за Л.С. Выготскимединодушно считают важнейшим психологическим новообразованием подростковоговозраста специфическое чувство взрослости, толкающее его на утверждение своейсамостоятельности. Эта  взрослость для подростка первоначально вырисовывается вотрицательном плане как требования свободы от зависимости и ограничений,свойственных положению ребенка. Отсюда бурная и порой драматическая «переоценкаценностей» и, прежде всего перестройка отношений с родителями [10, С.14].
Подростки начинаютоказывать сопротивление по отношению к ранее выполняемым требованиям со сторонывзрослых, активнее отстаивать свои права на самостоятельность, отождествляемуюв их понимании со взрослостью. Они болезненно реагируют на реальные  иликажущиеся ущемления своих прав, пытаются ограничить претензии взрослых поотношению к себе.
Несмотря на вниманиепротиводействия проявляемых по отношению к взрослому, подросток испытываетпотребность в поддержке. Особо благоприятной является ситуация, когда взрослыйвыступает в качестве  друга. В этом случае взрослый может значительно облегчитьподростку поиск его места в системе новых, складывающихся взаимодействий, лучшепознать себя. Совместная деятельность, общее времяпрепровождение помогаютподростку по-новому узнать сотрудничающих с ним взрослых. В результатесоздаются более глубокие эмоциональные и духовные контакты, поддерживающиеподростка в жизни.
В связи с легкойранимостью подростка для взрослого очень важно найти формы налаживания иподдерживания этих контактов. Подросток испытывает потребность поделитьсясвоими переживаниями, рассказать о событиях своей жизни, но самому ему трудноначать столь близкое общение.
Большое значение в этотпериод имеют единые требования к подростку в семье. Сам он больше притязает наопределенные права, чем стремится к принятию на себя обязанностей. Если подростокпочувствует, что от него многого ожидают, он может пытаться уклониться отвыполнения обязанностей под прикрытием наиболее «доброго» взрослого. Поэтомудля освоения новой подростковой системы отношений важна аргументациятребований, исходящих от взрослого. Простое навязывание  требований, какправило, отвергается.
В случаях, когда взрослыеотносятся к подросткам как к маленьким детям, они выражают протесты вразличных  формах, проявляют неподчинение с целью изменить сложившиеся ранееотношения.  И взрослые постепенно под воздействием притязаний подростковвынуждены переходить к новым формам взаимодействия с ними. Этот процесс далеконе всегда проходит безболезненно, так как на восприятие взрослыми подростковкак подчиненных и зависимых от них влияет множество факторов. Среди нихнеобходимо выделить экономический фактор (подросток материально зависит отродителей) и социальный (подросток сохраняет социальное положение ученика). Врезультате между подростками и взрослыми могут возникать конфликты.
Общение подростка вомногом обуславливается изменчивостью его настроения. На протяжении небольшогопромежутка времени оно может меняться на прямо противоположное. Изменчивостьнастроений ведет к неадекватности реакций подростка. Например, реакцияэмансипации, проявляющаяся в стремлении высвободится из-под опеки старших,может принимать под  влиянием момента такие крайние формы выражения, как побегииз дома.
Неустойчивость подростка,неумение оказать сопротивление давлению со стороны взрослых зачастую ведут к«уходам» из ситуации. Поведение подростка также в определенной степенихарактеризуется детскими реакциями. При чрезмерных ожиданиях от подростка,связанных с непосильными для него нагрузками, или при уменьшении внимания состороны близких может следовать реакция оппозиции, характеризующаяся тем, чтоон разными способами пытается вернуть внимание, переключить его с кого-тодругого на себя.
Характерными дляподросткового возраста являются имитация чьего-либо поведения. Чаще имитируетсяповедение значимого взрослого, достигшего определенного успеха, причем в первуюочередь обращается внимание на внешнюю сторону. При недостаточной критичности инесамостоятельности в суждениях такой образец для подражания может оказатьнегативное влияние на поведение подростка. Сравнительно редко проявляется уподростков отрицательная имитация, когда определенный человек выбирается вкачестве отрицательного образца. Зачастую это бывает кто-либо из родителей,причинивших много горя и обид подростку.
Слабость и неудачливостьв какой-либо одной области подросток стремится компенсировать успехами вдругой. Причем сравнительно часто встречаются формы гиперкомпенсации, когда длясамореализации выбирается область деятельности, представляющая наибольшиетрудности.
В ряде случаев позиции взрослыхпо отношению к подростку неблагоприятны для его развития. Например,авторитарная позиция по отношению к подростку может стать условием, искажающимего психическое и социальное развитие.
Руслан (13 лет)воспитывается авторитарной матерью. Отчим общается доброжелательно и лояльно. Вотношениях с сыном мать жестко доминирует во всем, не давая никакой инициативыРуслану. Мать занимается бизнесом и может обеспечить сыну престижный лицей,обучение языкам, музыке. Но при этом жестко общается и контролирует сына.Руслан обнаруживает социальный инфантилизм и потенциальную готовность к жесткойавторитарности. Авторитарный стиль отношения к сыну матери приводит к тому, чтоподросток в качестве защиты себя от агрессии  пользуется ложью в объяснениисвоих поступков и мотивов. Со сверстниками у него проблемы в общении, друзейнет. [13, С.364].
Из данного примера можносделать вывод, что тяготы авторитарного стиля – это не только проблемаотношений детей и родителей. За этим стоит формирующийся стиль отношений подросткак другим людям. Где, как ему кажется, он ненаказуем, подросток из авторитарнойсемьи  обычно жестко общается со сверстниками, выражает неуважение к взрослым,явно демонстрирует свою свободу, нарушая нормы поведения в общественных местах.С посторонними людьми такой подросток или беспомощно застенчив (говорит тихимголосом, опускает глаза), или  расхлябано, дурашлив неуважителен. В то жевремя  в семье с благополучными отношениями подросток уже способенсоответствовать общественным ожиданиям в сфере общения и быть достаточнопрогнозируемым.
Недостаток внимания,заботы и руководства, формализм взрослых болезненно воспринимаются подростком.Он чувствует себя лишним, ибо является источником  обременяющих хлопот.Подросток в подобных случаях обычно начинает жить своей тайной жизнью.
Чрезмерная опека иконтроль, необходимый, по мнению родителей, также нередко приносят негативныепоследствия: подросток оказывается лишенным возможности быть самостоятельным,научиться пользоваться свободой. В этом случае у него активизируется стремлениек самостоятельности. Взрослые же нередко реагируют на это ужесточениемконтроля, изоляцией своего чада от сверстников. В результате противостояниеподростка и родителей  лишь возрастает.
Чрезмерноепокровительство, стремление освободить подростка от трудностей и неприятныхобязанностей приводят к дезориентации, неспособности к объективной рефлексии.Ребенок, привыкший к всеобщему вниманию, рано или поздно попадает в кризиснуюситуацию. Неадекватно высокий уровень притязаний и жажда внимания не сочетаютсяс малым опытом преодоления сложных ситуаций.
Вместе с тем многиеподростки стремятся  избегать конфликтов,  пытаясь скрыть недозволенныепоступки. Стремление к явным конфликтам с родителями проявляется сравнительноредко. Скорее используются внешние формы отстаивания своей независимости,такие, например как дерзость в общении. Подростка может привлекать ореолдерзости как символ его личной свободы. Однако подросток в действительностисензитивен к культурным ожиданиям его поведения в отношении к родителям.
В каждой культуре естьдоминирующий образ родителей, которые в свою очередь, контролирует позицииматери и отца в отношении к ребенку. Например, американская ментальностьвыделяет образ «мамочки», который Э.Эриксон распознает по ряду признаков какисторически сложившийся феномен.
Признаки «мамочки» поЭ.Эриксону:
1)«Мамочка» — бесспорныйавторитет в вопросах нравов и нравственности в своем доме и в своей общине;
2) В любой ситуации, гдеэто расхождение приходит в столкновение с почтением, которого она требует отсвоих детей, она винит детей, но никогда не винит себя;
3) Она демонстрируетнепреклонную враждебность к любому свободному выражению самых наивных формчувственного и сексуального удовольствия со стороны своих детей и достаточноясно дает понять, что их отец, с его сексуальными притязаниями, смертельно ейнаскучил;
4) Она стоит стеной завысшие ценности традиции, хотя сама не хочет становиться «старушкой».
Этих признаковдостаточно, чтобы показать: «мамочка» — это образ женщины, в жизненном циклекоторой остатки инфантильности соединяются с рано наступившей старостью,вытесняя средний диапазон женской зрелости, в результате чего она становитсяэгоцентричной и косной. Фактически как женщина и как мать она не доверяет своимчувствам [13, С.368].
Немецкая ментальностьвыделяет образ «немецкого отца», который выступает в роли главы и тирана,преданного государству человека. Отчужденность и строгость «немецкого отца»традиционно возрождаются из истории культуры.
Российская ментальностьсостоит в неоднозначности образов родителей – ведь Россия безграничнораспростерта в разных параллелях и меридианах Востока и Запада северных и южныхширот, в разных этнических и религиозных воплощениях.
2.2. Стили родительского общения ивоспитания
Общение подростка вомногом зависит от стиля родительского общения и воспитания, то есть, в какойсемье  воспитывается подросток.
В нашей стране существуютразные стили семейного воспитания, которые во многом зависят как отнациональных традиций, так и от индивидуальных особенностей. Однако в целомнаше обращение с детьми является значительно более авторитарным и жестким. Прианонимном анкетировании детей разного возраста из 15 городов страны выяснилось,что 60 % родителей используют физические наказании; среди них 85 % — порка, 9 %- стояние в углу, 5 % — удары по голове и лицу.
Подросток живет вместе сосвоей семьей. Он вошел в семью через свое рождение, привык к близким так, как кним привыкают в детстве. Сами родители, родственники, семейные традиции в детствевоспринимаются как неизменная сущность бытия. Однако, набирая опыт жизни,подросток открывает для себя многообразные семейные отношения, которыеотличаются от родительской семьи. Обычно семья относится к подростку всоответствии со сложившимися семейными традициями.
Семья с высокойрефлексией и ответственностью понимает, что ребенок взрослеет, и что с этимнадо считаться, изменяя стиль взаимоотношений. К подростку начинают относитьсяс учетом появившегося у него чувства взрослости. Характер подростка из такойсемьи развивается вполне благополучно. Он строит свои отношения с окружающими(взрослыми и сверстниками) преимущественно по адекватно лояльному типу. Высокаярефлексия окружения создает благоприятные условия для духовного развитияподростка.
Семья отчужденная. В этойсемье  к подростку относятся также как ив детстве, — им мало интересуются,избегают общения с ним и держаться от него на расстоянии. Отчужденные родителиуже сделали свой вклад в развитие характера своего ребенка. Он или тоже стал носителемотчужденных форм поведения и обладателем отчужденной души, или у него сложилсягорький комплекс собственной неполноценности. Подросток в такой семье чувствуетсебя лишним. По большей части он устремляется на улицу к своим сверстникам, гдеищет удовлетворения в общении.
Семья авторитарная  посложившимся стереотипам продолжает предъявлять подростку  те же жесткиетребования, что и в детстве. В авторитарной семье подросток также одинок,несчастен и неуверен в себе, как и в детстве. Однако тенденции развития егохарактера уже отчетливо вырисовываются: он становится носителем авторитарногоспособа взаимодействия с людьми или, напротив, демонстрирует униженнуюнеадекватную лояльность, пассивность, за которой стоит высокая невротизациянеуверенного в себе подростка.
Семья с попустительскимотношением. В такой семье продолжает господствовать принцип вседозволенности:подросток уже давно «сел на голову» родителям и хорошо освоил принципыманипулирования ими. Эгоизм и сопутствующая ему конфликтность – основныехарактеристики характера подростков из таких семей. Попустительская семьялишает подростка возможности осознать закономерности общественных отношений иделает его несостоятельным в реальных взаимоотношениях с другими.
Семья гиперопекающая.Подросток в такой семье вырос под пристальным вниманием  и заботой родителей, укоторых масса своих внутренних проблем, возникающих  по большей части на основеличных трагедий и комплексов. С подростком родители по-прежнему не расстаются,опекают его не только извне, но стремятся завладеть и его душевнымипереживаниями.
Подростки, живущие вдеградирующих семьях, где родители дерутся, принимают алкоголь, наркотики,распутничают, обычно заражаются этими недугами еще в детстве. Для подростка ещене вкусившего запретного зелья, мотивационная готовность к употреблениюалкоголя или наркотиков также чрезвычайно велика.
В неполной семьеподросток начинает  себя чувствовать особенно некомфортно. Ведь именно в этотпериод возникает острое чувство потребности в отце или матери, ибо половаяидентификация у подростков осуществляется  в соотнесении себя с родителямиобоего пола.
Подросток в приемнойсемье – сложная проблема в отрочестве, особенно, если он знает, что его отец имать не являются биологическими родителями. Если же ему повезло, и он обрелхорошую семью, он все-таки постоянно испытывает внутреннее напряжение инеуверенность в том, как к нему относятся  его приемные родители.
Описанные выше стилиродительского общения и воспитания дают возможность представить вариантыусловий, создаваемых подросткам родительскими семьями. Именно разнообразиестилей, которое получает подросток в каждодневном общении со взрослыми, обучаетего стратегиям общения в реальном взаимодействии людей.

ГЛАВА III  Особенности общения подростка сосверстниками
 
3.1. Общая характеристика общенияподростка со сверстниками
Особенно интенсивноеразвитие общения детей со сверстниками  получает в подростковом возрасте.Вовлечение подростка в орбиту уже не детских интересов побуждает его кинициативной перестройке взаимоотношения с окружающими людьми. Он сам начинаетпредъявлять повышенные требования к себе и ко взрослым, сопротивляется ипротестует против обращения с ним как с маленьким.
В подростковом возрасте удетей складываются две разные по своему значению для психического развитиясистемы взаимоотношений: одна со взрослыми, другая со сверстниками. Обе онипродолжают формироваться в средних классах школы. Выполняя одну и туже общуюсоциализированную роль, эти две системы взаимоотношений нередко входят в противоречиедруг с другом по содержанию и по регулирующим их нормам. Отношения сосверстниками обычно строятся как равнопартнерские и управляются нормамиравноправия, в то время как отношения с родителями и учителями остаютсянеравноправными. Поскольку общение с товарищами начинает приносить подросткубольше пользы в удовлетворении его актуальных интересов и потребностей, онотходит от школы и от семьи, начинает больше времени проводить сосверстниками.    
Отношения подростка стоварищами, сверстниками, одноклассниками сложнее, многообразнее исодержательнее, чем у младшего школьника. Общение со взрослыми уже не решаетвсех вопросов подростка, а их вмешательство вызывает обиду, протест.
Общение с товарищамиприобретает для подростка большую ценность, причем нередко учение отодвигаетсяна второй план. С одной стороны, у подростка ярко проявляется потребностьобщения, совместной деятельности, коллективной жизни, дружбы, а с другой –желание быть принятым, призванным, уважаемым товарищами (приложение 1).
В содержании общенияпроисходят изменения. Если младшего подростка интересовали вопросы учения иповедения, то старшего подростка интересуют вопросы личностного общения,развития индивидуальности.
В отрочестве, как хорошоизвестно, общение со сверстниками приобретает исключительную значимость. Вотношениях исходного возрастного равенства подростки отрабатывают способывзаимоотношений, проходят особую школу социальных отношений.
В своей среде,взаимодействуя друг с другом, подростки учатся рефлексии на себя и сверстника.Взаимная заинтересованность, совместное постижение окружающего мира и другдруга  становится самоценными. Общение оказывается настолько притягательным,что дети забывают об уроках и домашних обязанностях. Связи с родителями, стольэмоциональные в детские годы, становятся не столь непосредственными. Подростоктеперь менее зависит от родителей, чем в детстве. Свои дела, планы, тайны ондоверяет уже не родителям, а обретенному другу. При этом в категорической формеотстаивает право на дружбу со своим сверстником, не терпит никаких обсуждений икомментариев по поводу не только недостатков, но и достоинств друга. Обсуждениеличности друга в любой форме даже похвалы воспринимается как покушение на егоправо выбора, его свободу. В отношениях со сверстниками подросток стремитсяреализовать свою личность, определить свои возможности в общении. Чтобыосуществлять эти стремления, ему нужны личная свобода и личная ответственность.И он отстаивает эту личную свободу как право на взрослость. При этом поотношению к родителям подросток, как правило, занимает негативную позицию.
Обособленные группысверстников в подростковом возрасте становятся более устойчивыми, отношения вних между детьми начинают подчиняться более строгим правилам. Сходствоинтересов и проблем, которые волнуют подростков, возможность открыто ихобсуждать, не опасаясь быть осмеянным и находясь в равных отношениях стоварищами, — вот что делает атмосферу в таких группах более привлекательнойдля детей, чем сообщества взрослых людей. Наряду с непосредственным интересомдруг к другу, который характерен для общения младших школьников, у подростковпоявляются два других вида отношений слабо или почти не представленные в ранниепериоды их развития: товарищеские (начало подросткового возраста) и дружеские (конецподросткового возраста). В старшем подростковом возрасте у детей встречаютсяуже три разных вида взаимоотношений, отличающихся друг от друга по степениблизости, содержанию и тем функциям, которые они выполняют в жизни.
Успехи в средесверстников в отрочестве ценятся более всего. В подростковых объединениях взависимости от общего уровня развития и воспитания стихийно формируются своикодексы чести. Конечно, в целом нормы и правила заимствуются из отношенийвзрослых. Однако здесь пристально контролируется то, как каждый отстаивает своючесть, как осуществляются отношения с точки зрения равенства и свободы каждого.Здесь высоко ценятся верность, честность и караются предательство, измена,нарушение данного слова, эгоизм, жадность и т.п.
В группах подростковобычно устанавливаются отношения лидерства. Личное внимание со стороны лидераособенно ценно для подростка, который не находится в центре вниманиясверстников. Личной дружбой с лидером он всегда особенно дорожит и во что бы тони стало стремится ее завоевать. Не менее интересными для подростков становятсяблизкие друзья, для которых они сами могут выступать в качестве равноправныхпартнеров или лидеров.  
Нормативность вподростковых группах формируется стихийно, контроль за ней осуществляется вмалых формах. Если подросток предал, подвел, бросил, он может быть избит, емумогут объявить бойкот и оставить в одиночестве. Подростки жестко оцениваютсверстников, которые в своем развитии еще не достигли уровня самоуважения. Неимеют собственного мнения, не умеют отстаивать свои интересы.
Перечисленные отроческиеориентации в общении, конечно же, в целом совпадают с ориентациями взрослых.Однако оценка поступков сверстников идет более максималистично и эмоционально,чем у взрослых.
При всей ориентации наутверждение себя среди сверстников  подростки отличаются крайним конформизмом вподростковой группе. Один зависит от всех, стремиться к сверстникам и подчасготов выполнить то, на что его подталкивает группа. Группа создает чувство«Мы», которое поддерживает подростка и укрепляет его внутренние позиции. Оченьчасто подростки для усиления этого «Мы» прибегают к автономной групповой речи,к автономным невербальным знакам; в этом возрасте подростки начинают носитьодного стиля и вида одежду, чтобы подчеркнуть свою причастность друг к другу.
С переходом во вторуюполовину подросткового возраста общение подростков превращается всамостоятельный вид деятельности, занимающий достаточно много времени ивыполняющий важную жизненную роль, причем значение общения со сверстниками дляподростка, как правило, не меньше чем все остальные его дела. Старшемуподростку не сидится дома, он рвется к товарищам, проявляя явное стремлениежить групповой жизнью. Это – характерная черта детей именно подростковоговозраста, причем она проявляется  у них независимо от степени развитостиспециальной потребности в общении, аффилиативной потребности. Неблагополучныеличные взаимоотношения с товарищами воспринимаются и переживаются подросткамиочень тяжело, и в этом мы можем убедиться, знакомясь с акцентуациями характера,свойственными подросткам. Многими детьми этого возраста разрыв личностныхотношений с товарищами воспринимается как персональная драма. Для того, чтобызавоевать друзей, привлечь к себе внимание товарищей, подросток старается сделатьвсе возможное; иногда ради этого он идет на прямое нарушение сложившихсясоциальных норм, на открытый конфликт со взрослыми.  
В неформальныхподростковых объединениях формируется своеобразный сленг (англ. slang) или арго (фр.argo) – слова или выражения,употребляемые определенными возрастными группами, социальными прослойками. Речьподростков может быть сплошь сленговая, но может иметь в обороте 5-7 сленговыхслов. Главное, что эти слова присутствуют в группе, являются ее достоянием, онипреступают нормы обыденной этики, освобождают от нормативной пристойности идают ощущение раскрепощения в диалоге. Подростки пользуются сленгом в классе, вспортивных группах, во дворах домов, а также в диффузных неформальныхобъединениях под сленговыми названиями (панки, металлисты, хиппи, фашисты ит.д.).
Панки (от англ. pune – отбросы) внешне  отличаются отдругих по «гребню» — торчащей вверх фиксированной полосе волос от лба дозатылка. «Гребень» может быть выкрашен в яркий неприродный цвет – красный,зеленый. Общий вид такой головы архаичен – напоминает что-то среднее междугребнем игуанодона или стегозавра. Панки являются  носителем особогоподросткового сленга и мата. Это, прежде всего подростки в возрасте 12-15 лет.Панки демонстрируют пренебрежение к культуре, к общепринятым нормам. Панки неимеют своей программы, они слоняются по городу, бездельничают и хулиганят. Отучебы отлынивают, паразитируют за счет родителей. Болезнь роста – панкизм –обычно проходит вместе с отрочеством.
Другие группировкиподростков также имеют свои внешние выразительные атрибуты и свой специфическийсленг. Помимо автономной сленговой речи, которая объединяет подростков вгруппы, необходимо выделить также площадные жесты  и позы – агрессивные,снимающие дистанцию, подчас откровенно циничные. Подростковое невербальноеобщение может вызывать протест смотрящих на это взрослых, но сами подросткиподчас с готовностью проходят через эту возрастную инициацию вольными жестами ипозами. Подростки легко дразнят друг друга  высовыванием языка, показываниемкулака, подкручиванием пальца у виска, демонстрацией «фиги», показыванием жеста«фак».
Показывание языка –распространенный на многих континентах жест дразнения, привлечения внимания ипровокации неприязни.
Показывание кулака – жестугрозы, ярости. Обычно подростки чрезвычайно экспрессивно демонстрируютагрессию, напряжение и поднимание кулака сопровождаются оскаливанием клыков.
Кручение указательнымпальцев у виска означает, что у человека не хватает ума, чтобы  что-то понять.Выражение лица  показывает пренебрежение к умственным способностям другого.
Фига (кукиш, шиш) –грубый, агрессивный жест в знак презрительного отказа, издевки, насмешки и т.д.
Жест «фак» — оскорбительный знак, означающий нецензурное ругательство.
Подростки малоинтересуются глубинным смыслом используемых в общении жестов. Они подхватываютэти телесные формы экспрессии и интенсивно  используют их независимо от пола. Хотя все описанные выше жесты сформировались для оскорбления достоинствадругого человека, подростки в своей группе могут «не обращать» внимания на ихзначения и смысл.
Многое в вербальных иневербальных формах общения определяют культурная среда, в которой живетподросток, и его внутренняя позиция по отношению к сленгу и ненормативнымжестам. Вообще чувствительность к пошлости одних подростков инечувствительность других ставят в их отношении конфронтации или безмолвногоотчуждения друг от друга. В этой сфере начинается разделение на «своих» и«чужих».
Диапазон подростковыхориентаций в общении велик и многообразен, как сама окружающая среда. Однако наэти ориентации оказывает сильное воздействие потребность в сверстнике, вчувстве «Мы», страх перед возможным одиночеством. Самое трудное в отрочестве –чувство одиночества, ненужности своим сверстникам. Подросток начинаеткомплексовать, испытывает чувство растерянности и тревоги. Совсем другое, когдаотношения со сверстниками строятся  благополучно: подросток удовлетворен этим иможет чувствовать себя счастливым [5, C.112].
Для отрочества, большоезначение имеет обретение друга. Друг в подростковом возрасте обретает особуюценность. Общение по нормативам возрастного статуса отрочества сочетается здесьс нежной привязанностью и обожанием. Не только девочки – подростки выражаютсвои чувства объятиями и стремлениями прикасаться друг к другу, это становитсясвойственно и мальчикам – подросткам. Наряду с дружескими потасовками и борьбоймальчики  так же, как и девочки, выражают свою приязнь друг к другу черезобъятия и рукопожатия. Все – и мальчики и девочки – подростки – озаряют своегодруга сиянием восхищенных любящих глаз.
Сходство в интересах иделах является важнейшим фактором дружеского сближения подростков. Иногдасимпатия к товарищу, желание дружить с ним являются причинами возникновенияинтереса к делу, которым занимается товарищ. В результате у подростка могутпоявляться новые познавательные интересы. Товарищ становится для подросткаобразцом для подражания, у него появляется желание стать таким же, приобрестите же личностные качества, значения, умения и навыки. Дружба активирует общениеподростков, за разговорами на разные темы у них проходит много времени. Ониобсуждают события в жизни их класса, личные взаимоотношения, поступкисверстников и взрослых, в содержании их разговора бывает немало разнообразных«тайн».
Позднее, к концуподросткового возраста, появляется потребность в близком друге, возникаютособые нравственные требования к дружеским взаимоотношениям: взаимнаяоткровенность, взаимопонимание, отзывчивость и чуткость, умение хранить тайну.«Родство душ» становится с возрастом все более значимым фактором, определяющимличные взаимоотношения подростков. Овладение нравственными нормами составляетважнейшее личностное приобретение подросткового возраста.
Подростковая дружба,начавшись в 11, 12, 13 лет постепенно переходит в юношескую, уже с другимиособенностями взаимной идентификации. По большей части следы возвышенныхотношений и совместных стремлений к совершенствованию остаются в душе взрослогона всю жизнь.
 
3.2. Общение со сверстникамипротивоположного пола
Проявляющееся вотрочестве чувство взрослости толкает подростка к тому, чтобы освоить для себя«взрослые» виды взаимодействий. Этому способствует бурное телесное развитие иидентификация подростка со взрослыми.
Отношения междумальчиками и девочками в подростковом возрасте претерпевают существенныеизменения (приложение 2).
К концу подростковоговозраста возникает интерес к другу противоположного пола, стремление нравиться,и как следствие этого появляется повышенное внимание к своей внешности, одежде,манере поведения, соответствуют половой идентификации: «Я как мужчина, Я какженщина». Особое значение в этой связи придается личной привлекательности – этоимеет первостепенное значение в глазах сверстников.
Вначале интерес кчеловеку другого пола приобретает характерное для подростков необычайноевнешнее выражение. Мальчики начинают задирать девчонок, они в свою очередьжалуются на мальчишек, сами доставляют им неприятности, однако такое повышенноевзаимное «внимание» со стороны сверстников  тем и другим доставляет,по-видимому, явное удовольствие. Позднее характер межполовых отношенийменяется, появляется застенчивость, скованность и робость, иногдасопровождаемые сохранением «странной внешности» атрибутики  в поведении:равнодушие, презрительное отношение к сверстнику противоположного пола и т.п.Все эти симптомы характерны для детей, обучающихся в V – VI  классах.В это время  девочек, которые в подростковом возрасте начинают ускореннофизически развиваться, уже волнует, кто и кому нравиться, кто на кого и каксмотрит, кто с кем дружит.
Диспропорции  в развитиимежду мальчиками и девочками могут служить источником переживаний. Так, вфизическом развитии девочки опережают мальчиков, они могут быть крупнее и выше.Девочка, опережающая других в росте, может переживать это как неполноценность.Низкий рост у мальчиков вызывает аналогичные чувства. Особенно тяжело переживаются рост, полнота, худоба.
Возникающий интерес кдругому полу у младших подростков проявляется вначале в неадекватных формах.Так, для мальчиков характерны такие формы обращения на себя внимания, как«задирание», приставание и даже болезненные действия. Девочки обычно осознаютпричины таких действий и серьезно не обижаются, в свою очередь, демонстрируя,что не замечают, игнорируют мальчиков. В целом мальчики также с интуитивнымвниманием относятся к этим проявлениям девочек.
Позднее отношенияусложняются. Исчезает непосредственность в общении. Часто это выражается либо вдемонстрации безразличного отношения к другому полу, либо в стеснительности приобщении. В то же время отроки испытывают чувство напряжения от смутного чувствавлюбленности к представителям противоположного пола.
Наступает этап, когдаинтерес к другому полу еще более усиливается, однако внешне во взаимоотношенияхмальчиков и девочек возникает большая изолированность. На этом фоне проявляетсяинтерес к установившимся отношениям, к тому, кто кому нравится. У девочек этотинтерес обычно возникает раньше, чем у мальчиков: о собственных симпатияхтаинственно сообщается единственной подруге, но часто и группе сверстниц. Дажепри взаимных симпатиях открытые дружеские отношения проявляются редко, так какдля этого подросткам необходимо не только преодолеть собственную скованность,но и быть готовым противостоять насмешкам и поддразниванию со сторонысверстников.
У старших подростковобщение между мальчиками и девочками становится более открытым: в круг общениявключаются подростки обоего пола. Привязанность к сверстнику другого пола можетбыть интенсивной, как правило, ей придается очень большое значение. Отсутствиевзаимности иногда становится причиной сильных негативных реакций.
Интерес отрока ксверстникам другого пола ведет к увеличению возможности выделять и оцениватьпереживания и поступки другого, к развитию рефлексии и способности кидентификации. Первоначальный интерес к другому, стремление к пониманиюсверстника дают начало развитию восприятия людей вообще. Поставленноеувеличение выделяемых в других личностных качеств и переживаний, способность ких оценке повышают возможность оценить самого себя. Непосредственной причинойдля оценки своих переживаний может являться общение с привлекательным для себясверстником другого пола.
В VII – VIII классах между мальчиками и девочками появляются болееромантические отношения, они начинают писать  друг другу записки, назначаютсвидания. На основе таких взаимоотношений у подростков возникает желаниестановиться лучше, появляется потребность к самосовершенствованию. В этомвозрасте большинство детей начинают заниматься самовоспитанием.
Романтические отношениямогут возникать при совместном проведении времени: на прогулках, при посещениитеатров, музеев, кино и т.д. Подростки нередко отождествляют себя с популярнымиперсонажами и стремятся соответствовать внешним формам их поведения.
Стремление нравитьсястановится одним из значимых стремлений. Взгляд обретает особую цену: «Он наменя так смотрит! Я ему нравлюсь». Взаимные взгляды и улыбки уже ко многомуобязывают. Это как бы немой объект к предпочтению другим. Другой становитьсяпредметом неотступного внимания, что побуждает его к ответному поведению втаком же духе. Если ответных взглядов нет, то подросток сильно и острострадает. У девочек переживания прорываются в слезы и отчаянные возгласы: «Онне любит меня!».
Особую цену приобретаютприкосновения. Руки становятся проводниками внутренней напряженности, связаннойс физическим и психическим обретением тела. Эти намагниченные прикосновениязапоминаются душой и телом на всю последующую жизнь. Романтическое отношение кпредставителю противоположного пола побуждают к мечте, фантазии, гдеосуществляются самые невероятные замыслы и сбываются надежды. Мечты и фантазииразвивают рефлексию и смелость в решении вымышленных или реальных иллюзий.Отрок учится действовать в своих фантазиях, но отрабатывает свои действия ипоступки по-настоящему, переживая их и рефлексируя на все возможные ситуации.
Первые чувства оказываютна юную душу столь сильное воздействие, что многие люди уже в зрелые годывспоминают именно эти чувства и предмет сердечной склонности, давнорастворившийся в реальной жизни в течение лет.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
На основании изложенногоматериала можно сделать вывод, что я раскрыла все поставленные передо мноюзадачи:
— исследовать общуюхарактеристику общения;
— раскрыть особенностиобщения подростков со взрослыми;
— изучить особенностиобщения подростков со сверстниками.
Первая глава курсовойпосвящена раскрытию общения как психологической категории. Термин общение имееточень много разнообразных трактовок. Под общением следует понимать форму социальноговзаимодействия людей, в котором осуществляется обмен мыслями и чувствами. Общениенацелено на изучение взаимоотношений между общественными субъектами. Рольобщения в психическом развитии человека имеет огромное значение, потому чточерез активное общение вначале с членами семьи, а затем и со сверстниками,человек становиться более развитой личностью. Роль общения еще велика, потомучто это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе иблагодаря которому младенец получает необходимую для его индивидуальногоразвития информацию.
Следующая глава посвященаизучению особенностей общения подростков со взрослыми. Одна из главныхособенностей подросткового и раннего юношеского возраста – смена значимых лиц иперестройка взаимоотношений со взрослыми. Одной из самых важных потребностейпереходного возраста становится потребность в освобождении от контроля и опекиродителей, учителей, старших, а также от установленных ими правил и порядков. Какреакция на недопонимание со стороны взрослого человека у подростка возникаютразные виды протеста, неподчинения, непослушания. Если взрослый осознаетпричину протеста со стороны подростка; то он берет на себя инициативу вперестройке взаимоотношений, и эта перестройка проходит бесконфликтно. В противномслучае возникает серьезный внутренний и внешний конфликт. Конфликты междуподростками и взрослыми возникают по причине расхождения их мнений о правах иобязанностях детей и взрослых, взрослых и детей. Непосредственно на качествообщения между взрослыми и подростками влияет стиль родительского общения ивоспитания. Если родители применяют по отношению к ребенку грубую физическуюсилу, то ребенок чувствует себя лишним в такой семье, винит себя, если в семьепроисходят какие-либо конфликты.
Третья глава посвященараскрытию особенностей общения подростка со сверстниками.  В подростковомвозрасте общение со сверстниками активизируется и углубляется, при этом длямальчиков особенно важна групповая принадлежность, членство в какой-то группеили компании, тогда как девочки дружат парами, ценя в подруге, прежде всеговозможность делится своими тайнами. Позднее появляется потребность в близкомдруге противоположного пола, желание нравится друг другу. Взаимнаяпривязанность может быть очень эмоциональной, занимать большое место в жизни.
На мой взгляд, более углубленноеизучение этой темы необходимо, для того чтобы находить различные способыразрешения конфликтных ситуаций. Родителям необходимо анализировать и изменятьсвои отношения с детьми, для того чтобы дома царила благоприятная атмосфера.Трудности подросткового возраста – это преимущественно трудности половогосозревания и расставания с детством, которые прорываются в серии внешнихконфликтов, в частности, с родителями и вообще со старшими. Задача родителейпонять изменения своих детей и по возможности перейти на новый стиль общения сподростком, то есть относится к нему как взрослому человеку.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙСПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.     Абрамова Г.С.Возрастная психология. – М., 2000
2.     Ананьев Б.Г. Избранныепсихологические труды. – М., 1980
3.     Асеев В.Г.Возрастная психология. – Иркутск, 1989
4.     Божович Л.И.Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. – М., 1995
5.     Возрастная ипедагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. — М.,1979
6.     Волков Б.С.Психология подростка. – М., 2002
7.     Выготский Л.С.Педология подростка. – М., 1994
8.     Гальперин П.Я.,Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. – М.,1978
9.     Дубровина И.В.Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескомувозрасту. – М., 1987
10.    Кон И.С. Психология дружбы. – М.,1973
11.    Кулагина И.Ю. Возрастная психология.– М., 1997
12.   Мухина В.С. Возрастная психология. –М., 1999
13.    Немов Р.С. Психология Кн. 2. – М., 1998
14.    Ремшмидт Х. Подростковый и юношескийвозраст: Проблемы становления личности. – М., 1994
15.    Хрестоматия по возрастной ипедагогической психологии. – М., 1981
16.    Цукерман Г.А., Мастеров Б.М.Психология саморазвития. – М., 1995
17.    Фельдштейн Д.И. Психологияразвивающейся личности. – М., 1996


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.