Реферат по предмету "Психология"


Особенности нарушения психологического пространства личности в юношеском возрасте

ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ
ГОУ ВПО «КАЛУЖСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ К.Э.ЦИОЛКОВСКОГО»
Факультетпсихологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему
Особенностинарушения психологического пространства личности в юношеском возрасте
КАЛУГА, 2009

Содержание
Введение…………………………………………………………………….....…..3
1. Общиепредставления о психологическом пространстве личности…….......5
2.Субъективность психологического пространства............................................6
3.Свойства психологического пространства личности.......................................8
4.Компоненты психологического пространства личности и их основныефункции…………………………………………………………………………....9
5. Нарушениеприватности психологического пространства в юношескомвозрасте…………………………………………………………………………...13
Вывод……………………………………………………………..........................19
Заключение……………………………………………………………………….21
Литература………………………………………………………….……............22

Введение
Интенсивность социально-исторических процессов всовременном обществе представляет особые требования к личной автономии, наличиюсвоего психологического пространства, свободе и ответственности каждого человека.Проблема нарушения психологического пространство, является наиболее актуальной,так как она в широком смысле слова затрагивает сразу две сферы жизни человека.
Первая сфера связана непосредственно с индивидуальностьюличности. По мнению доктора психологических наук, доцента МПГУ С.К.Нартовой-Бочавер, у каждого человека на протяжении всей жизни формируется своепсихологическое пространство. Оно может включать в себя различные компоненты:собственное тело, вещи, жилье, вкусы, точки зрения, ценности[9].
Вторая сфера связана с взаимодействиями личности всоциуме. Нарушение границ психологического пространства, личной автономиичеловека, другими людьми может рассматриваться им во многих случаях агрессивно,враждебно. По мнению Г.С. Абрамовой, именно через противостояние с другимилюдьми личность обретает четкие границы своего психологического пространства,защищающие их от опасности разрушительного воздействия другого.
Таким образом, ключевое место в феноменологиипсихологического пространства занимает состояние его границ – физических ипсихологических маркеров, отделяющих область личного контроля и приватностиодного человека от таковой области другого.
Нарушение психологического пространства является наиболеезначимой и острой проблемой в юношеском возрасте. Так как именно в этомвозрасте, по мнению Э. Эриксона, происходит выделение идентичности личности,стремление к самостоятельности, обособление. Автор книги «Психология раннейюности» И.К.Кон, считает, что обособление чаще всего в юношеском возрастепроявляется в эмансипации от контроля старших. Усиливается потребность нетолько в социальной, но и пространственной территориальной автономии, неприкосновенностисвоего личностного пространства, суверенности.
Проблема нарушения психологического пространства личностив современном обществе имеет частое место, но изучена недостаточно, что даетвозможность для дальнейшего рассмотрения, данного психологического явления.
В соответствие с этим цель данного исследования: выявитьнаиболее частые проявления нарушения психологического пространства личности.
Предмет: Особенности нарушение психологическогопространства личности в юношеском возрасте.
Объект: суверенность психологического пространстваличности.
Цель: Изучить возможные нарушения психологическогопространства
Задачи данного исследования:
Изучить функции психологического пространства
Изучить свойства психологического пространства.
Изучить субъективность психологического пространства.
Изучить основные компоненты психологического пространства
Гипотеза:
Наиболее частым нарушением психологического пространствав юношеском возрасте являются нарушение территориальности.

1. Общие представления о психологическом пространстве личности
Психологическое пространство личности мы понимаем каксубъективный значимый фрагмент бытия, определяющий актуальную деятельность истратегию жизни человека. Оно включает комплекс физических, социальных и чистопсихологических явлений, с которыми человек себя отождествляет (территорию,личные предметы, социальные привязанности, установки). Эти явления становятсязначимыми в контексте психологической ситуации, приобретая, для субъекталичностный смысл и начинают охраняться всеми доступными ему физическими ипсихологическими средствами.
Ключевое место в феноменологии психологическогопространства занимает состояние его границ — физических и психологическихмаркеров, отделяющих область личного контроля и приватности одного человека оттаковой области другого[9].
В начале двадцатого века, социолог Г. Зимелль предложил понятиеличное пространство. В конце 60-х г. этого столетия швейцарский исследовательХедигер ввел термин «личная дистанция»[15].
Психологическое пространство – это территория, кудаокружающие не вправе проникать без приглашения хозяина. Это зона комфорта, гдемы чувствуем себя уверенно и защищено. Вторжение на психологическую территориюсобеседника почти наверняка вызовет негативную реакцию с его стороны и можетстать причиной серьезных разногласий или даже конфликта.
Следует помнить, что личное пространство это не тольковещи, принадлежащие человеку, но и также места которые он считает «своими»(любимое кресло, любимый столик в кафе и т.п.), и расстояние на которое он можетподпустить к себе окружающих, не испытывая при этом дискомфорта.
Доктор психологических наук Зоммер, профессор психологииштата Калифорния, описал интересный эксперимент, проведенный им в больнице. Оннадевал белый халат врача и систематически нарушал личное пространство больных:садился рядом с ними на скамейках, входил в их палаты, присаживался возлепостели. Эти вторжения неизменно беспокоили пациентов и заставляли их покидатьсвои места.
Доказано, что зоны личного пространства индивидуальны изависят от многих факторов: от возраста, национальности человека, от степенипсихологической близости и уровня доверия к собеседнику. Поэтому, для того,чтобы верно определить границы личного пространства собеседника и невторгнуться на территорию, которую он считает своей, необходимо научитсячувствовать человека, с которым вы общаетесь, замечать, как он реагирует на тоили иное ваше действие[16].
С антропологической точки зрения личное – психологическоепространство можно определить как малую охранную зону «личностно особоохраняемую территорию» [15].
2. Субъективность психологического пространства личности
Психологическое пространство личности может бытьопределено как субъективно значимый фрагмент бытия, т.е. существенный,выделяемый из всего богатства проявлений мира и определяющий актуальнуюдеятельность и стратегию жизни человека. Психологическое пространство включаетфизических и психологических явлений, с которыми человек отождествляет себя.Они становятся значимыми для субъекта, когда приобретают личностный смысл, ипоэтому границы психологического пространства охраняются физическими ипсихологическими средствами.
Близкими по содержанию понятиями являются идентичность(тождественность самому себе), эмпирическое «Я» (включает составные частиличности), «Я»- концепция (представляет рефлексию бытия), самость(неосознаваемая сущностная основа личности). Используя математические образы,соотношение психологического пространства личности с идентичностью можноуподобить соотношению функции с ее пределом: это попытка с той или иной меройточности приблизиться к тому, что не может быть достигнуто.
Пространство подвижно и зависит от интенсивности иосмысленности жизнедеятельности человека. Так, оно может расширяться приналичии «рыхлых» и неопределенных перспектив, что соответствуетстадии жизненного поиска, оставаться стабильным в случае обретения ответа истягиваться при возникновении сверх — ценной идеи, в состоянии влюбленности ит.п. Однако мы склонны рассматривать психологическое пространство скорее какустойчивую характеристику личности, чем как ее состояние. В пространстве можновыделить его объем, количество измерений, сохранность (устойчивость-подвижность границ). Оно развивается в онтогенезе и взаимодействует с другимикачествами личности. Но наиболее важным, на наш взгляд, является прочность егограниц, дающая человеку переживание суверенности собственного «Я», чувствоуверенности, безопасности, доверия к миру. Таким образом, не очень интересно,каким «метражом» исчисляется пространство, главное, чтобы оно былосубъективно достаточным для человека [4].
Психологическое пространство, которое человек ощущает каксвое, позволяет ему обособиться, отграничиться от мира предметов, социальных ипсихологических связей, представляющих фон, среду его жизнедеятельности. Взависимости от того, воспринимается ли окружающий мир как чуждый илиродственный, строится и собственная деятельность человека в нем, принимаяагрессивную либо кооперативную окраску. Границы пространства определяютотношение к малому и большому социуму — семье и друзьям, социальной группе,этносу, человечеству. Восприятие социума как своего позволяет проявлятьсяконструктивным, жизни — творческим тенденциям, проводящим человека черезпрозрачные для него социальные границы (благодаря чему, как отмечал Э. Эриксон,формируется «широкая идентичность», чувство общности с широким кругомлюдей) [14]. Если же социум ощущается как чужой, эти границы могутблокироваться, ограничивая поле самоактуализации личности возникновениемксенофобии различного масштаба — от житейской агрессивности до нетерпимости ксоциально-этническим группам. Мера переживания своего и чужого, определяетспособность личности к диалогу и совместному творчеству в любых сферахжизнедеятельности.
Психологическое пространство личности можно соотнести сосновными проявлениями психического: оно переживается субъектом как сохранноеили нарушенное, что выражается в чувствах покоя или беспокойства; осознаетсявблизи своих границ и не осознается в тех областях, которые в последнее времяне подвергались изменениям; выражается в поведении, направленном на объекты,значимые для внутреннего мира.
3. Свойства психологического пространства личности
В современной психологии выделяют следующие свойствапсихологического пространства личности:
Человек ощущает пространство как свое, присвоенное илисозданное им самим и поэтому представляющее ценность.
Он имеет возможность контролировать и защищать всенаходящееся и возникающее внутри пространства.
Психологическое пространство личности не рефлексируетсябез возникновения проблемных ситуаций. Оно «прозрачно» и поэтому с трудомподдается позитивному описанию.
Важнейшей характеристикой психологического пространстваличности является целостность его границ.

4. Компоненты психологического пространства личности и ихосновные функции
На основании теоретического анализа литературы, выделенышесть измерений (секторов) психологического пространства личности, отражающихфизические, социальные, и духовные аспекты человеческого бытия:
Собственное тело (возникает в онтогенезе)
Человек открывает собственное тело раньше другойреальности и учится им пользоваться благодаря развитию сенсорики и моторики.Насилие над телом может выражаться во фрустрации базальных потребностей — впище или комфорте; носильное кормление, неудобная поза, жестокое обращение — это внедрение в пространство человека.
Телесность во всех своих формах (пищевое поведение, секс,комфортность позы, удобная одежда) выполняет в онтогенезе психологическогопространства различные функции.
Основные функции телесности в жизни человека:
Установление контакта с собственными потребностями ичастями тела (само принятие)
Установление контакта с окружающей средой (предвосхищениеизменений и получение обратной связи)
Обеспечение базового доверия к миру
Развитие субъективности (независимости от среды и ееизменений)
Возможность исследовательской и конструктивнойдеятельности.
Возможность освоение территории.
Возможность устанавливать длительную, надежнуюпривязанность.
Территория
В психологии чаще изучается территориальность в узкомсмысле слова: как та площадь (обычно в домашней среде), которую субъект считаетличной и безопасной для себя.
В физическом пространстве личная территория обычноначинает выделяться по мере развития локомоций, когда человек можетперемещаться из одной комнаты в другую, самостоятельно открывать дверь,устанавливая, таким образом, границы.
Понятие территориальности было введено впервые в XVIIвеке английским исследователем Дж. Реем, изучавшим поведение соловья. Вэтологии, науке об инстинктивных основах поведения (которые не отменяются и учеловека как биосоциального существа), многие виды активности объясняютсяпонятием территориальности: вдобавок к тому, что каждый вид располагается вопределенном ареале, отдельные особи закрепляют за собой также «личные»участки территории, площадь которой достаточна для того, чтобы обеспечить себяпропитанием [1].
Внутри и вне личной территории особь ведет себяпо-разному: наиболее напряженными во взаимодействии оказываются границы, гдепроисходят сражения, которые «ведут к пространственному разрежениюпопуляций, обеспечивая каждой особи обладание определенным объектом илитерриторией, необходимыми для воспроизведения вида. В результатепредупреждается совместное пользование такими объектами, которое во многихслучаях было бы губительным или по крайней мере менее эффективным».
Таким образом, границы отделяют индивидуальную жизньособи (или частную жизнь, как это принято говорить о людях) от жизни видовой,общественной, причем это отделение эволюционно оправданно, обеспечиваябезопасность нормальной жизнедеятельности живого существа[13].
Реальное или предполагаемое изменение границиндивидуальной территории служит сигналом для специфического поведения особи:либо защиты посредством агрессивно-оборонительного поведения, либо бегства доместа большей безопасности. При этом зоной особой психологической напряженностиявляется граница личной и чужой территории. По мнению К. Лоренца и Н.Тинбергена, эти инстинктивно закрепленные образцы поведения, сложившиеся втечение тысячелетий, продолжают функционировать и у человека, частичнотрансформировавшись в социальные инстинкты, а частично проявляясь в динамикевнутреннего мира личности .
Применительно к поведению человека понятие «личноепространство» было впервые использовано Р. Соммером, основоположникомнауки проксемики. Она изучает закономерности пространственного размещения иповедения людей в аспекте переживания ими субъективного комфорта, чтодостигается благодаря наличию у каждого невидимой пространственной«оболочки». Соммер, однако, рассматривал личное пространствопреимущественно территориально и как стабильное образование [14].
Функции территориальности в жизни человека:
Обозначение социальной идентичности (статус в группе)
Возможность контролировать интенсивность социальных контактов
Возможность контролировать поток информации
Возможность защититься от сверхсильной стимуляции среде ивторжений.
Возможность конструктивной деятельности.
Возможность психологической реабилитации.
Личные вещи (артефакты)
Очень часто усиление контроля над миром личных вещейоткрывает процесс восстановления самоуважения у женщин, переживших кризисрасставания с мужчиной.
У мужчин есть также особо интимные предметы (понаблюдению автора в основном фонари и ножики, в мечтах ружья и пистолет),нечасто используемые знаки самовыражения их «внутреннего ребенка».
Предметы и у взрослых являются текстом, иносказательнымсообщением другим людям о себе. Вещи отражают меру самоуважения и духовнойразвитости субъекта, и многие люди взаимодействуют между собой именно на языкевещей.
Основные функции личных вещей:
Орудие деятельности
Коммуникативные послания
Средства самопрезентации
Средства поддержания личной и социально идентичности
Средства установления контакта с действительностью
Средства замещения социальных объектов
Ресурс само поддержки и стихийной психотерапии
Маркеры личной территории
Временной режим (привычки, планирование, жаворонок-сова,первенство)
Привычки как временная форма владения пространством такжеявляются предметом идентификации человека. В этологии в качестве гомологапривычек, по-видимому, может рассматриваться дневной и ночной образ жизниживотных на одной и той же территории, благодаря чему они могут избежатьсоперничества и борьбы. Уважение к привычкам человека выражается впредоставлении ему возможности завершить начатое дело не прерывая его.
Социальные связи (референтная группа, родственники,друзья)
Вкусы и ценности (ценности, мировоззрения, вкусы,предпочтения)
Вкусы мы понимаем как выражение пристрастности поотношению к объекту, не жизненно важному, но необходимому для поддержанияидентичности. Стремление настаивать на своих вкусах не может быть объясненоодновременно в контексте производимого человеком действия, оно предполагаетиндивидуализированную интерпретацию: например, маленький ребенок не можетаргументировать свою нелюбовь к манной каше ее вредоносным воздействиям наздоровье; он просто ее не любит и хочет есть овсянку. Если родители все жестанут настаивать на своем это будет переживаться как насилие надпсихологическим пространством ребенка.[9]
Психологическое пространство развивается в онтогенезе припоявлении новых измерений и переносе своих границ в рамках уже существующихизмерений [9].
5. Нарушение приватности психологического пространства вюношеском возрасте
Вопрос о праве человека на личную жизнь касается всехнас, независимо от возраста. Чувства ребенка, оскорбленного тем, что родителиобнаружили его дневник, мало, чем отличается от чувства мужа, которыйобнаружил, что жена просматривает его личную почту и роется в карманах. О комбы ни шла речь: о ребенке или о взрослом, — приватность имеет для нас важноезначение и заслуживает тщательного рассмотрения.
В английском языке есть слово privacy, имеющее аналоги вомногих языках, но только не в русском. В отсутствие эквивалентного слова егоможно перевести как «некая личная, неприкосновенная сфера, доступ в которуюпосторонних допустим только по воле хозяина». Иными словами, есть в жизникаждого человека такое пространство — будь то территория его жилища или областьего личных переживаний, — куда окружающие не вправе проникнуть без егоприглашения. В этом пространстве человек чувствует себя неуязвимым, здесь онпринадлежит самому себе.
Три года – старт в развитии самосознания ребенка, азначит и потребности в приватности. Попытки отстоять свое личное пространствопроявляются в стремлении ребенка к самостоятельности. В этом стремлении все егоповедение может идти вразрез с тем, что предлагает взрослый. Этот феномен впсихологии называют «негативизмом». Он носит социальный характер и адресованчеловеку. Важно, что при негативизме ребенок поступает наперекор своемужеланию. Он может отказаться от сладкого, держась за лед кричать, что онгорячий и т.д. В этот момент для него самое важное, чтобы взрослые увидели еголичность[8].
Одно из наиболее одиозных и раздражительных проявленийродительского недоверия заключается в попытках читать письма и дневникиподростков, подслушивать их телефонные разговоры.
Некоторые родители не доверяют своим детям. Как правило,они проецируют на детей свои собственные страхи, тревоги, чувства вины»[11].
Вторжение в приватность ребенка, подростка, юноши чреватовсе теми же проявлениями негативизма, а также агрессией, замкнутостью и т.д.Очевидно, что гнев юношей, ощущающего вмешательство в его личную жизнь, выходитдалеко за пределы страха быть застигнутым за плохим поступком и страха бытьнаказанным. Прежде всего, такой гнев связан с чувством собственногодостоинства. Когда мы нарушаем чью-то приватность, мы заявляем об отсутствиидоверия и уважения к человеку.
Безусловно, у ребенка, а тем более подростка должно бытьчто-то, что принадлежит только ему, что он может сломать, подарить, потерять иему за это ничего не будет[8].
Юность- переход от пубертатного возраста ксамостоятельной жизни. В этот период полностью завершается физическоесозревание. Начинается психологическое созревание, которое связано с развитиемсамоопределения, самосознания. Юность рассматривается как вступление вовзрослую жизнь. К этому периоду оказывается сформированными мировоззрение, способности,характер и т.д. Идет утверждение самоопределения личности подростка,преодолевается зависимость от окружающих его взрослых людей[3].
По мнению немецкого философа и психолога ЭдуардаШпрангера (1882-1963), автора влиятельной книги «Психология юношескоговозраста»(1924), главная задача психологии – познание внутреннего мира личноститесно связанного с культурой и историей.
Юношеский возраст, который тянется у девочек с тринадцатидо девятнадцати лет, а у мальчиков с четырнадцати до двадцати двух лет – преждевсего стадия духовного развития, хотя оно и связано с комплексомпсихофизиологических процессов.
Главное новообразование этого возраста по Шпрангеру – открытие«Я», развитие рефлексии, осознание собственной индивидуальности и ее свойств;появление жизненного плана, установки на сознательное построение собственнойжизни, постепенное врастание в различные сферы жизни.
Шпрангер делит юность на две фазы. Главная проблемачетырнадцатилетних – кризис, связанный со стремлением к освобождению от детскихотношений зависимости. У семнадцатилетних, на первый план выступает «кризисоторванности», чувство одиночества и т.д.
Психология общения в подростковом и юношеском возрастестроится на основе противоречивого переплетения двух потребностей: обособлениеи потребность в принадлежности, включенности в какую-то группу или общность.Обособление чаще всего проявляется в эмансипации от контроля старших.
Усиливается потребность не только в социальной но ипространственной территориальной автономии, неприкосновенности своего личногопространства[7].
Юношеский возраст- период роста силы «Я», его способностипроявить и сохранить свою индивидуальность. В это время уже есть основания дляпреодоления своего «Я» в условиях групповой деятельности, интимной близости илидружбы. Именно в этих условиях «Я» пробует свою силу через противостояние сдругими людьми. Юноши обретают четкие границы своего психологическогопространства, защищающие их от опасности разрушительного воздействиядругого[2].
Ученые дают разные возрастные рамки этому периода. И. Ю.Кулагина выделяет старший школьный возраст – ранняя юность — от семнадцати додвадцати трех лет.
Мухина В.С. определяет юность как период отрочества довзрослости (возрастные границы от пятнадцати до двадцати пяти лет).
Юность, по мнению, В.И. Слободчикова, завершающая стадияступени персонализации. Главные новообразования юношеского возраста – саморефлексия, появление жизненных планов, готовность к самоопределению.
Большую роль в восприятие мира юношей и девушек начинаетиграть то социальное пространство, в котором они живут[5].
Ситуацию утраты личного пространства мы невольнопровоцируем сами, организуя пространство своего жилища таким образом, что онопринадлежит всем и никому. В таком доме каждый член семьи может в любой моментпо какой-то своей надобности появиться в любом месте. Личные пространствапостоянно пересекаются. Возникающее напряжение в данной ситуации объясняетсяпросто: пространственные контакты непредсказуемы, их интенсивность слишкомвысока. Человеку всегда приходится быть наготове, чтобы вовремя посторониться,ответить на вопрос, выполнить просьбу или согласовать намерения.
Проблема приватности возрастает по мере того, каквозрастает степень близости между людьми. Дети вырастают и начинают жить своейжизнью. Супруги же могут жить вместе до золотой и даже бриллиантовой свадьбы. Вбраке особенно остро встает вопрос о поиске равновесия между приватностьюиндивидуальностей и их общей близостью. Здесь проблема в том, чтобы сохранитьнеобходимую автономию каждого из супругов без обмана и уловок[8].
Значительное место среди средовых исследований занимаетизучение феномена соседства. Дж. Лансинг полагает, что соседство – это важнаяжизненная среда современного человека, способствующая его самоидентификации посредствам его эмоциональной привязанности к дому и местной социальной группе иобеспечивающая ему систему эмоциональной поддержки».
Таут М.П. считает, что требования к пространственнымусловиям соседского взаимодействия включает активное использование придомовойтерритории для отдыха и общения: бесконфликтное распределение на территорииразличных по характеру видов деятельности, создание условий для соседскихконтактов, идентификация жителей с пространством, отношение к нему как кбезопасному, исключение условий вынужденного общения, ограничение степениконтроля со стороны соседей»[12].
Наблюдение в консультативном центре НИИ детстваРоссийского детского фонда показали, что случаи агрессивного поведения,вандализма, домашнего и школьного воровства подростков и юношей, нередконаблюдались в ситуациях, когда потребность человека в личном жизненномпространстве оказывалась ущемленной (депривированной) с самого начала его жизнилибо в результате стрессовых для него событий, например появления в семьеотчима. И чем сильнее становилось вторжение взрослых в частную жизнь ребенка(чтение дневников, обобществление игрушек, непризнание личной собственности навещи), тем более резкой была ответная реакция (воровство, бегство из дома ит.д.). Асоциальные тенденции детей, начавших свою жизнь в детском доме, оченьустойчивы и не вполне корректируются даже в случае усыновления и перехода всемейный дом. Примечательно, что ментальное и физическое при этом как быобладают способностью переходить друг в друга: мерой любви может быть количествоподарков, а мерой уверенности в себе – площадь суверенной, недоступной контролюсо стороны взрослых территории[10].
Суверенность территории, означает переживаниебезопасности физического пространства, на котором находится человек (личнойчасти или собственной комнаты, игровой модели жилья), а депривированность — отсутствие территориальных границ.
Независимость мира вещей подразумевает уважение к личнойсобственности человека, распоряжаться которой может только он. Нарушением вданном случае может являться непризнание его права иметь личные вещи.
По мнению, Нартовой-Бочавер, каждый человек, взрослея,неминуемо воспринимает педагогические усилия близких как депривирующие иучиться взаимодействовать с ними, поэтому полная суверенность достижима тольков случае жесткого отделения и, возможно, аутистического противопоставления себяокружающему миру, а полная депривированность приводит к разрушению человека какиндивидуальности[10].
Таким образом, можно говорить о том, что в современномобществе нарушение психологического пространства личности вызывает наиболее оструюреакцию в подростковом и юношеском возрасте. Что ведет к многочисленнымконфликтам и нарушению взаимодействия с другими людьми. В большинстве случаевтакое нарушение связано с нарушение территориальности, и приватности личныхвещей как одних из основных компонентов психологического пространства личности.

Вывод
В результате проведения теоретического исследования поизучению проблемы, касающейся особенностей психологического пространстваличности в юношеском возрасте, мы можем сделать вывод о том, что являетсянаиболее частым нарушением личностных границ исходя из особенностей данноговозрастного периода и действия различных социальных факторов (например, семья,коллектив).
Под психологическим пространством личности понимаетсясубъективно значимый фрагмент бытия, определяющий актуальную деятельность истратегию жизни человека. Суверенность психологического пространства личностиспособствует ее обособлению от других людей, а также является предпосылкой дляформирования у нее индивидуальности.
Свойствами психологического пространства являетсяощущение человеком его как своего или созданного им самим. Это пространстволичность может защищать и контролировать. Важнейшей его характеристикойявляется целостность границ.
Основными компонентами, входящими в психологическоепространство личности являются: собственное тело, территория, личные вещи, временнойрежим (привычки, планирование, первенство), социальные связи (родственники,друзья), вкусы и ценности.
Возможные нарушения суверенности психологическогопространства личности могут проявляться как насилие над телом, вторжение начужую личную территорию, использование вещей без разрешения владельца и т.д.
В результате данного теоретического исследования былополучено достаточно большое количество информации о том, что наиболее частымпроявлением нарушения суверенности психологического пространства в юношескомвозрасте является нарушение территориальных границ и нарушение приватностиличных вещей, что проявляется в стремление человека использовать непринадлежащие ему вещи без воли владельца.
На основе полученных данных можно говорить о том, чтогипотеза, выдвинутая на начальном этапе исследования, подтвердилась. Наиболеечастым нарушением психологического пространства личности в юношеском возрастеявляется нарушение территориальности и приватности, личных вещей. Исходя изданных исследования, частота нарушения именно этих компонентов психологическогопространства зависит от особенностей данного возрастного периода. Юношескийвозраст характеризуется наиболее ярким стремлением личности к обособлению отконтроля со стороны и желанию выделиться. Для многих молодых людей юность этопериод поиска и сомнений, пришедших на смену подростковой уверенности. Ониищут. Для процесса поиска желательна и даже необходима максимальная свободавыбора. В этой ситуации, ограничения и требования, налагаемые на личностьобществом и государством, неизбежно вступает в конфликт с субъективнымипотребностями молодых людей, даже если эти требования и ограничения нерефлексируются (осознаются) как вопиющая несправедливость и бесцеремонноенарушение его личностных границ[6].

Заключение
Рассмотрев точки зрения отечественных и зарубежныхпсихологов, затрагивающих проблему нарушения психологического пространстваличности в юношеском возрасте, и, проследив развитие научных представлений оличностных границах можно судить о том, что данная тема исследования являетсяактуальной, так как нарушение психологического пространства личности всовременном обществе имеет частое место. Наиболее острой проблемой, нарушениеличностных границ, является в юношеском возрасте, так как данный этап развитияличности связан с процессом усиления потребности не только в социальной, но и впространственной территориальной автономии, неприкосновенности своего личногопространства.
Малая изученность проблемы исследования, особенностинарушения психологического пространства личности в юношеском возрасте, даетперспективы и возможности для дальнейшего рассмотрения данного психологическогоявления.

Литература
1.        Абрамова Ю. Т. Психология среды: истоки и направления // Вопросыпсихологии. 1995. N 2. С. 130 — 131.
2.        Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентоввузов. — М.: Академический Проект Екатеринбург: Деловая книга, 2000-624 с.
3.        Альмуханова А.Б., Гладков Е.С. Большая психологическая энциклопедия. –М.: Эксмо, 2007, 547с.
4.        Валединская О. Р., Нартова-Бочавер С. К. Личное пространство человека ивозможности его «измерения» // Психология зрелости и старения. М.,2002. Лето. С. 60 — 77.
5.        Дарвиш О.Б. Возрастная психология: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб.Заведений/Под ред. В. Е. Клочко — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.-264 с.
6.        Ильин В.А. “Психология взросления: Развитие индивидуальности в семье иобществе. М.: Этерна, 2006.-336с.
7.        Кон И. С. Психология ранней юности: Книга для учителя. – М.:Просвещение, 1989.-255с.
8.        Ле Шан Эдда «Когда ваш ребенок сводит вас с ума».- Спб.: ЕВРОЗНАК,2005.- 352 с
9.        Нартова-Бочавер С.К. Человек суверенный: психологическое исследованиесубъекта в его бытие.- Спб.: Питер, 2008.- 400с.
10.     Нартова-Бочавер С. К. Понятие «психологическое пространстволичности» и его эвристические возможности // Психологическая наука иобразование. 2002. N 1. С. 35 — 42.
11.     Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста.- Спб.: Питер,2000.- 624с.
12.     Таут М.П. «Взаимосвязь социальных и пространственных факторов приформировании требований к организации открытых пространств соседскогоиспользования// Соц. Психологические основы средообразования. Под ред. Т.Нийта, М. Хейдметса, И. Ю. Крусвалла – Талин, 1985 – с 196-198
13.     Тинберген Н. Социальное поведение животных. М, 1993.
14.     Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.
15.     www.medportal.ru
16.     http://i-am-ok.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.