Реферат по предмету "Психология"


Особенности мотивации достижения у подростков с задержкой психического развития в сравнении со здоровыми сверстниками

/>Содержание
Введение
Глава 1. Задержка психическогоразвития у детей: феноменология, происхождение, классификация
Глава 2. Концепция мотивациидостижения в современной психологии
Глава 3. Результаты эмпирическогоисследования, их обсуждение
Глава 4. Тренинг как средстворазвития мотивации достижения
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1
Приложение 2

/>Введение
/>Рост числа детей с отклонениями впсихическом и соматическом развитии является одной из острых проблемсовременного общества. Экологическое неблагополучие, увеличение темпа жизни, кризисинститута семьи, экономическая нестабильность являются причинами того, что толькоодного из пяти рожденных малышей можно считать здоровым. Согласно даннымФедерального медико-биологического агентства, год от года увеличивается числодетей с соматической и нервно-психической патологией, наблюдается рост числасложных, сочетанных нарушений развития. Одним из самых распространенныхотклонений является задержка психического развития.
В настоящее время особуюактуальность приобретает разработка мер, направленных на развитиеадаптационного потенциала детей, имеющих отклонения в развитии. Важнейшимположением отечественной психологии является положение о том, что личностьдолжна идти впереди проблем и дефектов развития.
Известно, что одним изважнейших регуляторов поведения и деятельности человека является мотивационнаясфера. Особую роль в регуляции поведения и деятельности личности выполняют мотивыдостижения успеха. Особенностью этой группы мотивов является то, что они определяютнаправленность и динамические характеристики деятельности во многих сферахжизни человека: учебной, трудовой, самоутверждения, спорта и т.д. Посколькумотивация достижения определяет успешную самореализацию человека не в однойопределенной сфере деятельности, но в контексте жизнедеятельности в целом, мыобратились к исследованию мотивации достижения у подростков с задержкойпсихического развития.
Мы выдвинули гипотезуо том, что в структуре мотивации достижения у школьников с задержкойпсихического развития по сравнению со здоровыми сверстниками более выраженытенденции избегания неудачи.
Объект – мотивационная сфера детей сзадержкой психического развития и детей без отклонений в развитии.
Предмет – особенности мотивации достижения ушкольников с задержкой психического развития в сравнении со здоровымисверстниками.
Цель – изучить особенности мотивациидостижения у подростков с задержкой психического развития в сравнении создоровыми сверстниками.
Задачи:
·          проанализироватьтеоретические источники по проблеме исследования;
·          провести тестированиепо методике МД – решетка Шмальта;
·          осуществитьстатистический анализ результатов исследования с использованием компьютерной системыSPSS-13.
Практическаязначимость работы:выявлены особенности формирования мотивации достижения у школьников с задержкойпсихического развития в сравнении со здоровыми сверстниками. Для учащихся,имеющих задержку психического развития характерен высокий уровень мотивацииизбегания неудачи, связанный с низкой оценкой собственных способностей во всех сферахдеятельности. Полученные результаты позволяют более точно определить цели,выбрать средства коррекционно – развивающей работы с детьми.
Составлена программатренинга, направленного на развитие мотивации достижения.
Глава 1. Задержкапсихического развития у детей: феноменология, происхождение, классификация
Комплексное изучениезадержки психического развития как специфической аномалии детского развитиябыло начато в отечественной дефектологии в 60- е годы прошлого столетия. Вработах Т.А. Власовой, М.С. Певзнер, К.С. Лебединской, В.М. Лубовского былипредставлены первые обобщения клинических данных о детях с ЗПР и общиерекомендации по организации коррекционно–развивающей работы с ними [7, с.7]. Заполувековую историю исследований данной проблемы в дефектологии, специальнойпсихологии и педагогике накоплен богатый материал о феноменологии, патогенезе,факторах возникновения ЗПР, разработаны диагностические и коррекционно-развивающиеметоды работы с детьми, имеющими ЗПР.
Понятие «задержка психическогоразвития» употребляется по отношению к детям со слабо выраженнойнедостаточностью центральной нервной системы — органической или функциональной.У этих детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно-двигательногоаппарата, тяжелых нарушений речи, они не являются умственно отсталыми. В то жевремя у большинства из них наблюдается полиморфная клиническая симптоматика:незрелость сложных форм поведения, недостаточности целенаправленнойдеятельности на фоне повышенной истощаемости, нарушенной работоспособности,энцефалопатических расстройств.
Патогенетической основойэтих симптомов является перенесенное ребенком органическое поражениецентральной нервной системы (ЦНС) и ее резидуально-органическаянедостаточность, на что указывают в своих исследованиях Г.Е. Сухарева, Т.А.Власова, М.С. Певзнер, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, И.Ф. Марковская и др.ЗПР может быть обусловлена и функциональной незрелостью ЦНС [27, с. 22].
Задержки развития могутбыть вызваны разными причинами: негрубым внутриутробным поражением ЦНС,нетяжелыми родовыми травмами, недоношенностью, близнецовостью, инфекционными ихроническими соматическими заболеваниями. Этиология ЗПР связана не только сбиологическими, но и с неблагоприятными социальными факторами. Прежде всего,это ранняя социальная депривация и влияние длительных психотравмирующихситуаций.
Для психической сферыдетей с ЗПР типичным является сочетание частично недостаточных высшихпсихических функций с сохранными. У одних детей преобладают чертыэмоционально-личностной незрелости, страдает произвольная регуляциядеятельности, у других снижена работоспособность, у третьих более выраженынедостатки внимания, памяти, мышления [12, с. 74], [18, с. 145].
Как многообразны причины,обусловливающие ЗПР, так многообразны и ее проявления. Существует несколькоклассификаций задержки психического развития.
В классификации Т.А.Власовой и М.С. Певзнер рассматриваются два варианта ЗПР. При первом вариантенарушения проявляются в эмоционально-личностной незрелости, вследствиепсихического или психофизического инфантилизма. При втором варианте на первыйплан выступают нарушения познавательной деятельности в связи со стойкойцеребральной астенией.
В классификации,предложенной В.В. Ковалевым, выделены три варианта ЗПР, обусловленных влияниембиологических факторов и один вариант, связанный с ранней социальнойдепривацией. Варианты ЗПР, обусловленные влиянием биологических факторов,представлены ниже:
— дизонтогенетический вариантЗПР диагностируется при состояниях психического инфантилизма;
— энцефалопатический возникаетпри негрубых органических поражениях ЦНС;
— ЗПР вторичногохарактера при сенсорных дефектах формируется на основе ранних нарушениях зрения,слуха.
Наиболее широкой используемойв практике работы с детьми с ЗПР является классификация К.С. Лебединской. Воснову этой классификации положен этиопатогенетический подход. В соответствии сданной классификацией различают четыре основных варианта ЗПР [12, с. 56].
1. Задержкапсихического развития конституционального происхождения (гармоническийпсихический и психофизический инфантилизм).
2. Задержкапсихического развития соматогенного генеза
3. Задержкапсихического развития психогенного генеза.
4. Задержкацеребрально-органического генеза. При этом варианте ЗПР сочетаются чертынезрелости и различной степени поврежденности ряда психических функций.
В работах И.Ф. Марковскойв зависимости от соотношения черт незрелости и поврежденности психическихфункций выделяются два основных клинико-психологических варианта задержкипсихического развития церебрально-органического генеза [18, с. 141].
Группа «ЗПР — 1» — вструктуре дефекта преобладают черты незрелости эмоциональной сферы по типуорганического инфантилизма, т.е. в психологической структуре ЗПР сочетаютсянесформированность эмоционально-волевой сферы (эти явления преобладают) ипознавательной деятельности, выявляется негрубая неврологическая симптоматика;
группа«ЗПР-2» — доминируют симптомы поврежденности: выявляются стойкие энцефалопатическиерасстройства, парциальные нарушения корковых функций, в структуре дефектапреобладают интеллектуальные нарушения.
Важным условием успешнойкомпенсации недостатков развития является своевременность психолого-педагогического воздействия. Крайне важно, чтобы ребенок получил педагогическуюпомощь в сенситивные сроки, поскольку недостатки могут оказаться необратимымидаже у здорового от рождения ребенка.
У.В. Ульенкова отмечаеттакже, что на успешность компенсации также влияют возраст ребенка, состояниеего здоровья, особенности окружающей его микросоциальной среды, какие именно изпсихических функций задержались в развитии, когда и насколько, и другиепсихологические особенности ребенка [27, с. 23]./>/> Глава 2. Концепция мотивации достиженияв современной психологии
Мотивация достижения — однаиз разновидностей мотивации деятельности, связанная с потребностью индивидадобиваться успехов и избегать неудачи [24, с. 312].
В работах Д. Мак — Клелланда,Дж. Аткинсона, Х. Хекхаузена, Х.Д. Шмальта представлены взгляды на природу,структуру и механизмы формирования мотивации достижения [29, с.136], [28, с.231]. Анализ теоретических источников показал, что развитие концепции мотивациидостижения осуществлялось в трех напарвлениях: разрабатывались теоретическиеконструкты и положения, совершенствовался диагностический инструментарий исоздавались новые модели, направленные на развитие мотивации достижения у людей.
Наиболее разработанной,опирающейся на достоинства предшествующих моделей мотивации достижений являетсямодель мотивации достижения Х.Д. Шмальта.
В концепции Шмальтамотивация достижения рассматривается как сложное внутриличностное образование,в котором можно выделить три тенденции: «Стремление к успеху», или «Надежду науспех» — НУ; «Боязнь неудачи в связи с ощущением собственной неспособности» —БН1 (ощущение собственной неспособности может проявиться в избегании ситуацийдостижения), «Боязнь социальных последствий неудачи» — БН2 (ребенок мотивированожиданием негативной оценки взрослого). Преобладание одной из тенденцийкачественно меняет всю стратегию поведения личности. Субъекты, мотивированныена успех, объясняют успех хорошими способностями (талантом) и большимстаранием. Неудача списывается ими на недостаточность приложенных усилий. Усубъектов, мотивированных на неудачу, все наоборот: неуспех объясняетсянедостатком способностей (стабильная, внутренняя, неконтролируемая причина), ауспех приписывается везению. Это выглядит так, как будто бы мотивированные науспех оценивают вообще свои способности выше, чем мотивированные на неудачу. Такимобразом, концепты хорошей и недостаточной способности являются важнымисоставными частями конструкта мотива достижения [2, с. 9].
Шмальт также заметил, чтомотивация достижения может более или менее равномерно проявляться в разныхвидах деятельности. Такой вариант распределения он назвал «генерализованным».Вместе с тем, существуют индивиды, у которых высокие показатели мотивациидостижения проявляются только в определенных видах деятельности. В связи с этиминтенсивные характеристики дополняются показателями, определяющими уровень«генерализованности» мотивации достижения — экстенсивными характеристиками.
Теоретические открытияШмальта воплотились в новом методе исследования мотивации достижения — полупроективномтесте Х.Д. Шмальта, получившем название «МД решетка». Этот тест сочетает в себепреимущества проективного теста и личностного опросника. Стимульный материалтеста состоит из 18 картинок- изображений, а также списка 18 утвержденийсоответствующей тематики. 18 рисунков- ситуаций содержат шесть разных сфердостижения: а) предметно-манипулятивная, физическая деятельность, б)музыкальная деятельность, в) учебная деятельность, г) самоутверждение, д)деятельность по оказанию помощи, е) спортивная деятельность.
Афанасьева Н.В., авторрусскоязычной версии методики, провела процедуры психометрической адаптациитеста на русскоязычной выборке. В отечественной психодиагностике это первое диагностическоесредство такого рода [3, с. 28].  Глава 3. Результаты эмпирического исследования,их обсуждение
Методика Шмальта [2, с.18] позволяет провести анализ 26 параметров мотивации достижения у младшихподростков. Она позволяет не только определить уровень трех мотивационныхтенденций – «Надежды на успех», «Боязни неудачи — 1» и «Боязни неудачи — 2», характерныхдля личности в целом, но и выявить особенности мотивации достижения в разныхвидах деятельности.
В методике предусмотренаоценка нескольких дополнительных показателей, которые характеризуют внутреннююструктуру каждой из мотивационных тенденций. Так, например, тенденция «Надеждана успех» может быть рассмотрена как сложное психологическое образование, включающеев себя составляющие «Концепт хороших способностей», «Уверенность в выполнениитрудных заданий» и «Привлекательность достижений». Из сочетания этих параметровскладывается индивидуально своеобразный профиль мотивации достижения уконкретного человека.
Для проверки гипотезы осуществовании различий в структуре мотивации достижения у детей, имеющих с ЗПРи их нормально развивающихся сверстников, мы использовали непараметрическийкритерий Манна — Уитни. Непараметрический критерий Манна – Уитни позволяет оценитьдостоверность различий в уровне исследуемого признака между двумя группамииспытуемых. Мы использовали непараметрический критерий поскольку, он пригодендля сравнения выборок, как соответствующих закону нормального распределения исследуемогопризнака, так и не соответствующего этому закону.
На этапе сравнительногоанализа была использована компьютерная система обработки данных SPSS-13, чтосущественно облегчило процесс обработки полученных данных [19, с. 158].
Результатыстатистического анализа проведенного с помощью критерия Манна — Уитни представленыв Приложении №2.
Согласно этимрезультатам, статистически достоверные различия (р
Показатель «Боязньнеудачи-1» достоверно выше в группе испытуемых с задержкой психическогоразвития.
«Я — концепциянедостаточности способностей» и «Активное избегание неудачи», связанное суклонением от выполнения заданий, проявлением негативных реакции при выполнениизаданий в разных сферах деятельности, также сильнее представлена в группеиспытуемых №1.
Различия, выявленныемежду испытуемыми двух групп, свидетельствуют о том, что тенденции избеганияявляются более укорененными в структуре мотивации детей с задержкойпсихического развития, по сравнению со здоровыми сверстниками. Можнопредположить, что они более тяжело поддаются целенаправленному изменению.
Сравнительный анализ выраженностимотивационных тенденций в разных сферах деятельности показывает, чтодостоверные различия (р
В целом, в структуремотивации достижения у подростков с задержкой психического развития и ихнормально развивающихся сверстников выявлены как сходство, так и различия.
Для всех учащихсянаиболее значимой сферой деятельности является сфера учебы. В этой сферемотивационное напряжение наиболее выражено. В сфере учебы с наибольшей силойпроявляются тенденции избегания неудачи: БН1 и БН2. Характерно, что сфераобучения является единственной сферой, в структуре жизнедеятельности учащихсяобщеобразовательных школ, в которой показатели «Боязни неудачи- 1» выше, чемпоказатели «Боязни неудачи-2».
В обеих группахиспытуемых второе место по значимости принадлежит деятельности спорта, третье — самоутверждению.
Наименее значимымисферами достижения являются предметно– манипулятивная, помощи и музыки.
В этих сферах значительносильнее по сравнению с тенденциями избегания выражена «Надежда на успех».
Достоверные различиявыявлены меду группами по параметру «Боязнь неудачи-1». Этот показательдостоверно выше в группе испытуемых с задержкой психического развития во всехсферах кроме учебной. Это является признаком того, что тенденции избеганияболее укоренены в сфере самосознания и поведения детей с ЗПР и прочнее встроеныв регулятивные самооценочные механизмы.
На гистограмме 1 (приложение№3) представлены результаты, отражающие выраженность тенденции «Надежда науспех» в разных сферах деятельности у испытуемых двух групп.
Сравнительный анализрезультатов показывает, что показатели «Надежды на успех» несколько выше у учащихся,имеющих задержку психического развития.
Эта тенденция сохраняетсяво всех сферах деятельности.
На гистограмме 2 (приложение№3) представлены усредненные показатели мотивационной тенденции «Боязньнеудачи-1» в двух группах испытуемых.
Показатели мотивационнойтенденции БН1 во всех сферах деятельности у испытуемых с задержкой психическогоразвития выше, чем у испытуемых- учащихся общеобразовательной школы.
Нагистограмме 3 (приложение№3) представлено соотношение показателей «Боязни неудачи -2» у испытуемых двухгрупп в разных сферах деятельности.
Самые высокие показателиэтой мотивационной тенденции «Боязнь неудачи-2» зафиксированы у учащихся сзадержкой психического развития в сфере самоутверждения. Это свидетельствует отом, что в сфере самоутверждения подростки с ЗПР в наименьшей мере рассчитываютна поддержку и помощь значимых взрослых, опасаются негативных оценок с ихстороны. У испытуемых группы №2 в сфере самоутверждения достоверно более низкиепоказатели мотивационной тенденции «Боязнь неудачи — 2».
Относительно других сферпоказатели «Боязнь неудачи — 2» у испытуемых обеих групп выше в учебнойдеятельности и спорте.
В сфере помощи такжестрах перед неудачей, связанный с негативной оценкой значимых взрослых, выше удетей, имеющих ЗПР. Можно предположить, что эти дети чаще встречаютнеодобрительную оценку взрослых при попытках оказания помощи.
В целом по результатамэмпирического исследования особенностей мотивации достижения у детей сзадержкой психического развитии и учащихся общеобразовательных школ можносделать следующие выводы.
В структуре мотивациидостижения у подростков с задержкой психического развития и их нормальноразвивающихся сверстников преобладает мотивационная тенденция «Надежда науспех».
Мотивационная тенденция«Боязнь неудачи -1», связанная с низкой оценкой собственных возможностей,достоверно сильнее в группе испытуемых с задержкой психического развития. Этосвидетельствует о большей «укорененности» тенденций к избеганию неудачи вмотивационной сфере личности детей с ЗПР.
Наиболее значимой сферойдеятельности для испытуемых обеих групп является сфера учебной деятельности. Вэтой сфере наиболее с наибольшей силой проявляются все мотивационные тенденции(по своей сути противоположно направленные), что на субъективном уровне можетпроявляться в высоком уровне нервно — психического напряжения и сниженииспособности к саморегуляции поведения и деятельности.
В сфере учебнойдеятельности с наибольшей силой проявляются тенденции к избеганию неудачи.
Между двумя группамииспытуемых выявлены статистически достоверные различия по параметрам: «Боязньнеудачи — 1», «Активное избегание», «Я — концепция недостаточностиспособностей» и «Привлекательность достижений».
Подростки, имеющиезадержку психического развития, нуждаются в целенаправленной работе по развитиюмотивации достижения./>/>/> Глава 4. Тренинг как средство развитиямотивации достижения
Важнейшим принципом отечественнойпедагогики и психологии является принцип единства диагностики и коррекции [1,c. 5], [25, c. 12], [22, c.123]. Он означает, что диагностика и коррекцияобретают свое наиболее полное значение в том случае, когда становятся звеньямиодной цепи- процесса создания оптимальных условий для развития личностиребенка. Результаты диагностической работы позволяют поставить адекватные целии выбрать оптимальные средства для развития личности ребенка. С другой стороны,диагностическая работа утрачивает смысл, если ее результаты не используются дляпостроения оптимальной системы взаимодействия с ребенком [22, c. 124].
В 60-е годы в западныхстранах получили широкое распространение мотивационные тренинговые программыдля бизнесменов. Практически все они были направлены на развитие мотивациидостижения у представителей деловой среды. По мере того, как совершенствовалисьтехнологии развивающих курсов, направленных на повышение мотивации достижения,расширялся круг адресатов, изучались результаты, к которым приводилопрохождение тренинга мотивации достижения. По результатам эмпирическогоисследования эффективности тренингов мотивации достижения были сделаныследующие выводы: тренинг мотивации достижения существенно изменяет (особенно уучащихся-подростков и мальчиков) отношение школьников к использованию своегосвободного времени, к выработке и перспективному планированию профессиональныхнамерений и глобальных жизненных целей. Тренинг оказывает существенное влияние намотивационную и регулятивную сферу личности участников. 100%(!) участниковтренинга отмечали связь между хорошей учебой и будущей своей профессиональнойкарьерой. В группе учащихся, не прошедших тренинг, эту идею разделяли только27%. 77% первых и 11% вторых имели высокий суммарный показатель выраженностимотивации достижения во внеучебных занятиях (оценивалось по результатамтелефонного опроса: учащимся неожиданно звонили и спрашивали о том, что ониделали в момент перед звонком). Примерно такие же результаты были получены поотношению к другим слоям населения. Интересным представляется факт, что кпроведению тренингов мотивации достижения были привлечены не только психологи,но и педагоги [17, с.128].
В работах группы Д.Мак-Клелланда обобщен опыт проведения тренингов с разными категориямиучастников и представлены основные принципы и методы организации работы втренинговой группе.
Анализируя условияформирования мотивации достижения, Д. Мак-Клелланд, объединил основныеформирующие влияния в четыре группы:
1) формирование синдромадостижения, т.е. преобладания у человека стремления к успеху над стремлениемизбегать неудачи;
2) развитие способности ксамоанализу;
3) выработка оптимальнойтактики целеобразования в конкретных видах поведения и в жизни в целом;
4) межличностнаяподдержка.
Каждая из этих групп, всвою очередь, складывается из совокупности более конкретных влияний.
На основе обозначенныхвыше принципов и результатов, полученных на этапе эмпирического исследования, мыспроектировали программу тренинга мотивации достижения. Она включала приемы иметоды, описанные в работах отечественных и зарубежных психологов: А.К.Марковой, Е.В. Сидоренко, С.И. Макшанова, Д. Мак- Клелланда, Х. Хекхаузена идр. [15, с. 114], [17, с. 124], [29, с. 235], а также упражнения, разработанныенами.
Цель тренинга: развитиемотивации достижения у подростков.
Задачи:
1. Преодоление негативныхтенденций в развитии мотивации достижения: снижение показателей «Боязни неудачи1», связанной с низкой оценкой собственных способностей»;
2. Развитие стремления кдостижению успеха;
3. Освоение участникамиспособов мышления и поведения, характерных для человека с высокой мотивациейдостижения;
4. Развитие позитивногосамоотношения.
Программа рассчитана на12 часов. Занятия проводятся в группе из 6-8 человек.
/>Заключение
В исследовательской работенами проведен сравнительный анализ особенностей мотивации достижения уподростков, имеющих задержку психического развития и их здоровых сверстников
Проведенный анализтеоретических источников по проблеме сопровождения развития детей и подростков,имеющих задержку психического развития, показал, что эти дети, как правило,изучаются как субъекты учебной и познавательной деятельности. Исследованиямотивационной сферы личности в основном также сосредоточены в рамках учебнойсферы.
Современныепсихологические подходы реализуют идею всестороннего изучения личности, аименно как субъекта разнообразных видов деятельности и общения.
Мотивация достиженияявляется одним из важнейших регуляторов активности человека в разнообразныхсферах жизнедеятельности.
В ходе исследовательской работывыявлены статистически достоверные различия между двумя группами испытуемых.
У подростков, имеющихзадержку психического развития, в структуре мотивации достижения ярко выраженатенденция «Боязнь неудачи 1», связанная с низкой оценкой собственныхспособностей. «Я — концепция недостаточности способностей» оказывает серьезноеблокирующее воздействие на развитие личности: снижает возможности реализациипотенциала, вызывает негативные аффективные состояния, разрушительновоздействует на систему саморегуляции поведения и деятельности человека. Всвязи с этим возрастает значимость разработки эффективных мер для преодолениянеблагоприятных тенденций.
Нами разработана программатренинга мотивации достижения, апробация которой является перспективой нашейработы.
Мы ощутили высокуюзначимость подобной работы как средства расширения возможностей детей, имеющих сзадержку психического развития, воспитания их как социально — активныхличностей.
Список использованнойлитературы
 
1.   Акимова М.К., Козлова В.Т.Психологическая коррекция умственного развития школьников. Учебное пособие длястудентов высших педагогических заведений.- М.: «Академия», 2000. -160 с.
2.  Афанасьева Н.В.Руководство к тесту мотивации достижения детей 9-11лет. МД-решетка Шмальта.Серия «Библиотека практического психолога», вып.5. «Когито-Центр», 1998. — 36с.
3.  Бойков Д.И. Общениедетей с проблемами в развитии: коммуникативная дифференциация личности:учебно-методическое пособие. — СПб.: КАРО, 2005. — 288с./>
4.   Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М.Словарь–справочник по психодиагностике-СПб.: Питер Ком, 1999.- 528 с.; (Серия«Мастера психологии»)
5.   Выготский Л.С. Проблемы дефектологии.Собрание сочинений: В 6-ти т. Т5. Основы дефектологии — М.: Педагогика, 1983. –368 с.
6.    Гриндер Д. Исправление школьногоконвейера. Воронеж, 1995. – 121с.
7.   Дети свременными задержками развития. /Под ред. Т.А. Власовой, М.С. Певзнер. – М.:Педагогика, 1971, с. 7-15 .
8.    Дети с задержкой психическогоразвития. /Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Ципиной. — М.,1994.
9.  Здоровье,развитие, личность/Под ред. Г.Н. Сердюковской, Д.Н. Крылова, У. Клянпетер. –М.: Медицина, 1990. – 336 с.
10.      Ильин Е.П.Мотивация и мотивы — СПб.: издательство «Питер», 2000. – 512 с.: ил. – (серия«Мастера психологии»)
11.       Карпова Г.П.,Артемьева Т.П. Дети с задержкой психического развития. — Екатеринбург: Изд — УрГПУ,1994. – 112 с.
12.      Лебединский В.В.Нарушения психического развития у детей. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. – 124с.
13.       Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностикианомального развития детей. — М.: Педагогика, 1989. – 140 с.
14.       Макеева Е.А. Формированиемотивации учения у младших школьников с задержкой психического развития //Коррекционная педагогика. — 2004.-№2. — С.50-56.
15.       Макшанов С.И. Психология тренинга. СПб.: «Образование»,1997. – 238.
16.      Мамайчук И.И. Психокоррекционныетехнологии для детей с проблемами в развитии: Научно-практическое руководство.- СПб: Речь, 2004. — 400с. — (Детская психология и психотерапия).
17.       Маркова А.К., Матис Т.А, Орлов А.Б. Формирование мотивацииучения. — М.: Просвещение, 1990. – 192 с. – (Психол. наука – школе).
18.      Марковская И.Ф. Задержкапсихического развития (клинико-нейропсихологическая диагностика). М.: изд. н/о«Компас-центр»,1993. — 180 с.
19.      Наследов А.Д. SPSS:Компьютерный анализ данных в психологии и социальных
20.       Психологическоесопровождение школьников: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебныхзаведений/Авт.- сост. Э.М. Александровская, Н.И. Кокуркина, Н.В. Куренкова. — М.: «Академия», 2002. – 208 с.
21.       Психологиясовременного подростка /Под ред. проф. Л.А. Регуш. – СПб.: Речь, 2005. – 400 с.
22.       Семаго М.М., Семаго Н.Я. Проблемные дети: Основыдиагностической и коррекционной работы психолога. 2-е изд., испр. и доп.- М.:АРКТИ, 2001. – 208 с. (Библиотека психолога – практика).
23.       Сидоренко Е.В. Методы математической обработки впсихологии. – СПб.: ООО «Речь», 2002. – 350 с.
24.      Словарьпрактического психолога/Сост. С.Ю. Головин. — Минск: Харвест, 1998.- 800 с.
25.       Специальнаяпедагогика: Учебное пособие для студентов вузов./Под ред. Н.М. Назаровой. — М.:Академия, 2000. — 400с. — (Высшее образование).
26.       Ткачева В.В.Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями вразвитии. – М.: Аркти, 2000. – 64 с.
27.      Ульенкова У.В.Дети с задержкой психического развития. — Н. Новгород, 1994. – 220 с.
28.      Хекхаузен Х.Мотивация и деятельность.- М.: Педагогика, 1986. т.1. – 426 с.
29.       Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность.- М.: Педагогика,1986. т.2.-374 с.
30.       Шаповал И.А. Методыизучения и диагностики отклоняющегося развития: Учебное пособие. — М.: Сфера,2005. – 320 с.
31.      Эйдемиллер Э.Г.,Юстицкис В… Психология и психотерапия семьи. — СПб.: ЗАО «Издательство“Питер”», 1999. — 542 с.: — (серия «Мастера психологии»).

Приложение 1
Таблица 1 — Результатыстатистического анализа различий между двумя группами испытуемых сиспользованием критерия Манна – УитниПараметр № школы чел Средний ранг Сумма рангов «Надежда на успех» (станайны) 76 40 35,85 1936,00 70 20 41,95 839,00 Всего 60     «Уверенность в собственных способностях» 76 40 36,83 1878,50 70 20 33,88 677,50 Всего 60     «Уверенность в решении трудных задач» 76 40 34,10 1739,00 70 20 40,85 817,00 Всего 60     «Достижения» 76 40 32,72 1636,00 70 20 42,45 849,00 Всего 60     «Боязнь неудачи — 1» (станайны) 76 40 34,42 1858,50 70 20 45,83 916,50 Всего 60     «Активное избегание» 76 40 31,91 1627,50 70 20 46,43 928,50 Всего 60     «Я- концепция недостаточности способностей» 76 40 31,10 1586,00 70 20 48,50 970,00 Всего 60     «Боязнь неудачи — 2» (станайны) 76 40 39,57 2137,00 70 20 31,90 638,00 Всего 60    

Таблица 2 — Уровеньдостоверности различий между результатами испытуемых двух группКритерий «Надежда на успех» стены Уверенность в собственных спосбностях Уверенность в решении трудных задач Достижения «Боязнь неудачи — 1» стены «Активное избегание» «Я- концепция недостаточности способностей» «Боязнь неудачи -2» стены Манна- Уитни U 451,0 467,5 413,0 361,0 373,5 301,5 260,0 428,0
Уровень значимости
различий 0,271 0,586 0,214 0,043 0,041 0,008 0,001 0,161
Примечание: жирнымшрифтом выделены параметры и их значения, по которым выявлены статистическидостоверные различия (р
Приложение 2
Гистограмма1
/>
Гистограмма 2
/>
Гистограмма3
/>


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.