Реферат по предмету "Психология"


Особенности концентрации внимания у взрослых и детей

/>РОССИЙСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Филиал г.Дедовск
Курсоваяработа
Подисциплине: Общая Психология
Выполнила:Пастухова М. А.
Проверил:кандидат психологических
наук, доцентДедов Н.П.
Дедовск 2008

Оглавление
 
Введение
Теоретический обзор
Вывод
Практическая часть
Анализ и интерпретация результатов
Вывод
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Ощущение и восприятие, память, мышление, воображение– каждый из этих процессов имеет свое специфическое содержание; каждый процесс- это единство образа и деятельности. Внимание своего особого содержания неимеет; оно проявляется внутри восприятия, мышления. Мы внимательны, когда мы нетолько слышим, но и слушаем или даже прислушиваемся, не только видим, но исмотрим или даже всматриваемся, т.е. когда подчеркнута или повышена активностьнашей познавательной деятельности в процессе познания или отражения объективнойреальности. Внимание – это избирательная направленность на тот или иной объекти сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объектпознавательную деятельность.
Согласно рядуисследований, обнаруживших при этом существование довольно значительных индивидуальныхразличий в объеме внимания, объем внимания взрослого человека достигает всреднем примерно до 4-5, максимум 6 объектов; у ребенка он равен в среднем неболее 2-3 объектам. Следуя из этого можно сказать, что и внимание взрослого иребенка отличается друг от друга. Так ли это или нет, я хочу выяснить в своейработе.
Цель работы найтиразличия между вниманием взрослого и вниманием ребенка.
Гипотеза: уровеньвнимания взрослых выше уровня внимания детей.
Объект исследования:Взрослые и дети
Предмет исследования:психологические особенности внимания
Теоретический обзор Теория внимания
Специфическое значение внимания как выраженияотношения личности к объекту сделало это понятие особенно дискуссионным.Представители английской эмпирической психологии – ассоционисты – вовсе невключали внимание в систему психологии, для них не существовало ни личности, ниобъекта, а лишь представления и их ассоциации; поэтому для них не существовалои внимания. Затем, в конце XIX и начале XX в. понятие внимания начинает игратьвсе большую роль. Оно служит для выражения активности сознания и используетсякак корректив к ассоциативной психологии, сводящей сознание к механическимсвязям ощущений и представлений. Но при этом внимание по большей части мыслитсякак внешняя по отношению ко всему содержанию сила, которая извне формируетданный сознанию материал.
Это идеалистическое понимание внимания вызываетреакцию. Ряд психологов отрицают вовсе правомерность этого понятия. Особеннорадикальные попытки, совершенно устраняющие внимание из психологии, сделалипредставители поведенческой психологии и гештальтпсихологии.
Первая механистическая попытка упразднить внимание,намеченная в двигательной теории внимания и развитая у бихевиористов ирефлексологов, сводит внимание к рефлекторным установкам. Вторая, связанная стеорией гештальтпсихологии, сводит явление внимания к структурности сенсорногополя.
Не подлежит сомнению, что рефлекторные установкииграют существенную роль в начальных, наиболее примитивных формах внимания.Хорошо известно, что при действии на организм какого-нибудь раздражителяорганизм обычно рефлекторно приспособляется к наилучшему его восприятию. Так,когда на периферическую часть сетчатки падает световой раздражитель, глазобычно поворачивается в его сторону, так что он попадает в поле лучшейвидимости. При действии на барабанную перепонку идущего сбоку звуковогораздражителя следует рефлекторный поворот в сторону источника звука. Значениеэтих установок заключается в том, что они приводят к усилению одних процессовза счет торможения других. Таким образом, уже рефлекторные реакции организмасоздают благоприятствующие условия для выделения некоторых раздражителей. Кэтим рефлекторным реакциям установки и сводят рефлексологи внимание.
Не подлежит также сомнению, что объяснение вниманияв отрыве от таких рефлекторных установок как отправного пункта в процессеразвития было бы явно идеалистическим и ненаучным. Но объяснять внимание толькоэтими рефлекторными установками так же неправильно и невозможно. В своих высших,специфически человеческих проявлениях внимание – сознательный процесс. Самыеустановки человека далеко не всегда являются рефлекторными. Они частообразуются на основе сознательных процессов, в которых участвует внимание.Таким образом, рефлекторные установки могут быть и причиной, и следствиемвнимания, и попросту его внешним выражением. Но внимание в целом никак несводимо к рефлекторным установкам.
Так же неудовлетворительна, как эта попытка сведениявнимания к рефлекторной установке, и попытка свести внимание к структурностивосприятия.
Попытка свести внимание к структурности восприятияне выдерживает критики по ряду оснований. Во-первых, для внимания существеннавозможность выделения частей, сторон, моментов, – словом, анализа, а неодностороннее господство структурного целого; во-вторых, хотя внимание, бесспорно,сначала проявляется в отношении чувственного содержания и связано с егочленением, однако существенная черта высших форм внимания заключается вотвлечении. Внимание связано с абстракцией, с возможностью расчленить структурувосприятия, кое от чего отвлечься и сознательно направить взор в определеннуюсторону. С мыслительной операцией абстракции внимание связано не менее тесно,чем со структурностью восприятия.
Внимание, которое сплошь и рядом трактуется толькокак «функция» или механизм, есть по существу аспект большой основнойпроблемы о соотношении личности и мира. Наличие у человека высших форм внимания,в конечном счете означает, что он как личность выделяет себя из окружающейсреды, противопоставляет себя ей и получает возможность, мысленно включаяналичную ситуацию в различные контексты, ее преобразовывать, выделяя в ней вкачестве существенного то один, то другой момент. Внимание в этих высших своихформах характеризует своеобразие человеческого предметного сознания.
Вместо раскрытия этого основного соотношения,связанного с общей направленностью личности, теория внимания по большей частисосредоточивалась на вопросе о том, к каким функциям его причислить. Сторонникиволюнтаристической теории усматривают сущность внимания исключительно в воле,хотя непроизвольное внимание явно противоречит такому пониманию. Другие сводиливнимание к фиксации представлений посредством чувства, хотя произвольноевнимание часто регулируется вопреки чувству. Третьи, наконец, искали объяснениявнимания исключительно в изменении самого содержания представлений, не учитываязначения общей направленности личности. Между тем специфическое ядро вопроса вдругом: внимание существенно обусловлено взаимоотношением между направленностьюдеятельности, в которую включен человек, и направленностью его внутреннихпсихических процессов. Внимание налицо там, где направление деятельностиориентирует направление мыслей, помыслов и т.д., где они совпадают. Отсутствиевнимания означает их расхождение или разведение. Можно, пожалуй, сказать, чтовнимание выражает специфическую особенность процессов, направление которыхрегулируется деятельностью, в которую они включены.
Поскольку во внимании выражается отношение личностик объекту, на который направлено ее сознание, значимость этого объекта дляличности имеет основное значение «для привлечения к нему внимания.
Не подлежит сомнению, что привлечение внимания ктому или иному объекту связано и с силой исходящих от него раздражении, как этообычно подчеркивается в традиционной механистической теории внимания. Сильный,резкий звук, яркий цвет, вообще интенсивное раздражение – при прочих равныхусловиях – скорее привлечет к себе внимание, чем более слабое раздражение.Однако решающее значение имеет, в конечном счете, не столько сама по себе силаили интенсивность раздражителя, сколько относительная значимостьсоответствующего объекта для данного субъекта. Сосредоточенные на каком-нибудьделе, мы сплошь и рядом не обращаем внимания на очень сильные раздражители, неимеющие отношения к тому, чем мы заняты, – на сильные посторонние шумы и т.п.,между тем как малейшая деталь, имеющая отношение к тому, чем мы заняты, ипредставляющая для нас интерес, привлечет наше внимание. Ученый, заинтересованныйкакой-нибудь проблемой, сразу обратит внимание на, казалось бы, мелкую деталь,которая ускользнет от внимания другого человека, не проявляющего интереса кэтому вопросу.
Относительная значимость впечатления существеннозависит от направленности интересов. Внимание является в большей мере функциейинтереса. Оно поэтому связано с потребностями личности, с ее устремлениями ижеланиями, с общей ее направленностью, а также с целями, которые она себеставит.
В интересах, обусловливающих внимание, сочетаются иэмоциональные, и интеллектуальные моменты. Эмоциональные оказывают значительноевлияние на направление нашего внимания. Но интерес всегда включает не толькоэмоциональные, но и интеллектуальные моменты. Именно единство ивзаимопроникновение интеллектуальных, познавательных и эмоциональных моментовопределяет сущность интереса. Интерес у нас вызывает обычно то, что нам ещенеизвестно. Интерес – это желание узнать еще что-то об объекте. Он поэтомувозбуждается проблематичностью, неизвестностью, наличием каких-то задач.Интересно то, чего мы еще не знаем и что уже хотим узнать.
Возбуждает интерес и привлекает внимание только то,что свежо, ново, и только при том условии, если оно как-то связано с прежним,знакомым. Эта связь с прежним опытом личности, так же как связь с чувствами,означает связь интересов и зависимость внимания от личности в целом, ееконкретной направленностью, обусловленной всем ходом развития личности. /> Физиологические основы внимания
Первичный факт, в котором выражается внимание,заключается в том, что некоторые моменты, как бы выступающие на передний план,приобретают господствующее, доминирующее значение для течения психическихпроцессов. Физиологической основой внимания в соответствии с этим является тотхарактер процессов в нервной системе, который получил свое наиболее развернутоевыражение в принципе доминанты Ухтомского. Павлов для обозначения этого явленияговорит о центре оптимальной возбудимости.  Основные виды внимания
При изучении внимания необходимо различать два основныхуровня, или вида, его и ряд его свойств или сторон. Основными видами вниманияявляются непроизвольное и так называемое произвольное внимание.Непроизвольное внимание связано с рефлекторными установками. Оноустанавливается и поддерживается независимо от сознательного намерениячеловека. Свойства действующих на него раздражителей, их интенсивность илиновизна, эмоциональная окрашенность, связь с влечениями, потребностями илиинтересами приводит к тому, что определенные предметы, явления или лица завладеваютнашим вниманием и приковывают его на время к себе. Это первичная формавнимания. Она является непосредственным и непроизвольным продуктом интереса.
От непроизвольного внимания отличают произвольное. Такназываемое „произвольное внимание“ – это сознательно направляемое ирегулируемое внимание, в котором субъект сознательно избирает объект, накоторый оно направляется. Этот термин служит для обозначения того центральногопо своему значению факта, что познание человека, как и его деятельность,поднимается до уровня сознательной организованности, а не совершается лишьсамотеком, стихийно, под властью извне действующих сил.
Так называемое произвольное внимание имеет местотам, где предмет, на который направляется внимание, сам по себе его непривлекает. Произвольное внимание, поэтому носит всегда опосредованныйхарактер. Это первая его черта.
Непроизвольное внимание обычно представляется какпассивное, произвольное – как активное (Джемс). Первое направляет независящиеот нас факторы: внезапно раздавшийся шум, яркая окраска, ощущение голода;второе направляем мы сами. Это второе различие, однако, относительно: инепроизвольное внимание представляет собой не чистую пассивность, и оновключает активность субъекта, так же как, с другой стороны, и произвольноевнимание не есть чистая активность; тоже обусловленное внешними условиями –объектом, оно включает и элементы пассивности.
И, наконец, третья черта, завершающая определениепроизвольного внимания: оно – волевая операция. Сознательное регулированиеявляется самым существенным в „произвольном“ внимании.
Различая произвольное и непроизвольное внимание, ненужно, однако, отрывать одно от другого и внешне противопоставлять их другдругу. Не подлежит сомнению, что произвольное внимание развивается из непроизвольного.С другой стороны, произвольное внимание переходит в непроизвольное.Непроизвольное внимание обычно обусловлено непосредственным интересом.Произвольное внимание требуется там, где такой непосредственнойзаинтересованности нет, и мы сознательным усилием направляем наше внимание всоответствии с задачами, которые перед нами встают, с целями, которые мы себеставим. По мере того как работа, которой мы занялись и на которую мы сначалапроизвольно направили наше внимание, приобретает для нас непосредственныйинтерес, произвольное внимание переходит в непроизвольное.
Нужно считаться с тем, что существуют видыдеятельности, которые по самому существу своему способны легко вызватьнепосредственный интерес и привлечь непроизвольное внимание в силу той привлекательности,которую представляет их результат; вместе с тем они могут быть мало способныего удержать вследствие однообразия тех операций, которых они требуют. С другойстороны, встречаются виды деятельности, которые по трудности своих начальныхстадий, отдаленности тех целей, которым они служат, с трудом способны привлечьвнимание, и вместе с тем они могут его, затем длительно удерживать в силу своейсодержательности и динамичности благодаря богатству постепенно раскрывающегосяи развивающегося содержания. В первом случае необходим переход отнепроизвольного внимания к произвольному, во втором – естественно совершаетсяпереход от произвольного внимания к непроизвольному. В одном и другом случаетребуется как один, так и другой вид внимания.
В психологической литературе Титченер отметил ужепереход произвольного внимания в непроизвольное, когда наряду с»первичным" непроизвольным и «вторичным» произвольнымвниманием он говорил еще о третьей стадии в развитии внимания, котораязнаменует переход от произвольного снова к непроизвольному первичному вниманию.
Геометрическая задача не производит на нас такогосильного впечатления, как удар грома; удар грома овладевает нашим вниманиемсовершенно независимо от нас. При решении задачи мы также продолжаем бытьвнимательными, но мы должны сами удерживать наше внимание, – это вторичноевнимание. Но существует еще третья стадия развития: она является, по Титченеру,возвращением к первой стадии. «Когда мы решаем, например, геометрическуюзадачу, мы постепенно заинтересовываемся ею и совершенно отдаемся ей, и вскором времени проблема приобретает такую же власть над нашим вниманием, какуюимел удар грома в момент его появления в сознании». «Трудностипреодолены, конкуренты устранены, и рассеянность исчезла».«Психологический процесс внимания вначале прост, затем он становитсясложным, именно в случаях колебания, размышления он достигает очень высокойстепени сложности. Наконец он снова упрощается».
Однако эта третья стадия не является возвращением кпервой. Она представляет все же разновидность произвольного внимания, – хотядля поддержания внимания в этих условиях и не требуется усилий – потому что онорегулируется сознательно принятой установкой на определенную задачу. Именно это– а не наличие большего или меньшего усилия – является исходной, основнойхарактеристикой так называемого произвольного внимания человека, как вниманиясознательно регулируемого. /> Основные свойства внимания
Поскольку наличие внимания означает связь сознания сопределенным объектом, его сосредоточенность на нем, прежде всего, встаетвопрос о степени этой сосредоточенности, т.е. о концентрированности внимания.
Концентрированность внимания – впротивоположность его распыленности – означает наличие связи с определеннымобъектом или стороной деятельности и выражает интенсивность этой связи.Концентрация – это сосредоточенность, т.е. центральный факт, в которомвыражается внимание. Концентрированность внимания означает, что имеется фокус,в котором собрана психическая или сознательная деятельность.
Наряду с этим пониманием концентрации внимания подконцентрированным вниманием часто в психологической литературе понимаютвнимание интенсивной сосредоточенности на одном или небольшом числе объектов.Концентрированность внимания в таком случае определяется единством двухпризнаков – интенсивности и узости внимания.
Объединение в понятии концентрации интенсивности иузости внимания исходит из той предпосылки, что интенсивность внимания и егообъем обратно пропорциональны друг другу. Эта предпосылка, в общем, правильна, лишь,когда поле внимания состоит из элементов, друг с другом не связанных. Но когдав него включаются смысловые связи, объединяющие различные элементы между собой,расширение поля внимания дополнительным содержанием может не только не снизитьконцентрированности, но иногда даже повысить ее. Мы потому определяемконцентрацию внимания только интенсивностью сосредоточения и не включаем в нееузости внимания. Вопрос об объеме внимания, т.е. количестве однородныхпредметов, которые охватывает внимание, – особый вопрос.
Согласно ряду исследований, обнаруживших при этомсуществование довольно значительных индивидуальных различий в объеме внимания,объем внимания взрослого человека достигает в среднем примерно до 4-5, максимум6 объектов; у ребенка он равен в среднем не более 2-3 объектам. Речь при этомидет о числе друг от друга не зависимых, не связанных между собой объектов(чисел, букв и т.п.). Количество находящихся в поле нашего внимания связанныхмежду собой элементов, объединенных в осмысленное целое, может быть многобольше. Объем внимания является, поэтому изменчивой величиной, зависящей оттого, насколько связано между собой то содержание, на котором сосредоточиваетсявнимание, и от умения осмысленно связывать и структурировать материал. При чтенииосмысленного текста объем внимания может оказаться существенно отличным оттого, который дает его измерение при концентрации на отдельных осмысленно междусобой не связанных элементах. Поэтому результаты тахистоскопического изучениявнимания на отдельные цифры, буквы, фигуры не могут быть перенесены на объемвнимания в естественных условиях восприятия связанного осмысленного материала.В практике, в частности педагогической, школьной, следовало бы, тщательноучитывая доступный учащимся объем внимания, не создавая в этом отношениинепосильной перегрузки, расширять объем внимания, систематизируя предъявляемыйматериал, вскрывая его взаимосвязи, внутренние отношения.
С объемом внимания тесно связана и распределяемостьвнимания. Говоря об объеме, можно, с одной стороны, подчеркивать ограничениеполя внимания. Но оборотной стороной ограничения, поскольку оно не абсолютно,является распределение внимания между тем или иным числом разнородных объектов,одновременно сохраняющихся в центре внимания. При распределении внимания речь,таким образом, идет о возможности не одного, а много-, по крайней мере,двухфокального внимания, концентрации его не в одном, а в двух или большемчисле различных фокусов. Это дает возможность одновременно совершать несколькорядов действий и следить за несколькими независимыми процессами, не теряя ниодного из них из поля своего внимания.
Распределение внимания зависит от ряда условий,прежде всего от того, насколько связаны друг с другом различные объекты инасколько автоматизированы действия, между которыми должно распределятьсявнимание. Чем теснее связаны объекты, и чем значительнее автоматизация, темлегче совершается распределение внимания. Способность к распределению вниманиявесьма упражняема.
При определении концентрированности и объемавнимания необходимо учитывать не только количественные условия. Из качественныхмоментов, в частности, один играет особенно значительную роль: связностьсмыслового содержания. Внимание – как и память – подчиняется различным законам,в зависимости от того, на каком материале оно осуществляется. Очень рельефноэто сказывается на устойчивости внимания.
Устойчивость внимания определяетсядлительностью, в течение которой сохраняется концентрация внимания, т.е. еговременной экстенсивностью. Экспериментальное исследование показало, чтовнимание первично подвержено периодическим непроизвольным колебаниям. Периодыколебаний внимания по данным ряда прежних исследований, в частности Н.Ланге,равны обычно 2-3 сек., доходя максимум до 12 сек. К колебаниям вниманияотносились, во-первых, колебания сенсорной ясности.
Эти и подобные им случаи колебания сенсорнойясности, очевидно, непосредственно связаны с утомлением и адаптацией органовчувств. Иной характер носят колебания внимания, сказывающиеся при наблюдениимногозначных фигур; в них попеременно то одна, то другая часть выступает какфигура: глаз соскальзывает с одного поля на другое.
Однако традиционная трактовка проблемы устойчивостивнимания, связанная с установлением периодических его колебаний, требуетнекоторой ревизии.
Сосредоточение внимания – это не остановка мыслей наодной точке, а их движение в едином направлении. Для того чтобы внимание ккакому-нибудь предмету поддерживалось, его осознание должно быть динамическимпроцессом. Предмет должен на наших глазах развиваться, обнаруживать перед намивсе новое содержание. Лишь изменяющееся и обновляющееся содержание способноподдерживать внимание. Однообразие притупляет внимание, монотонность угашаетего.
Если бы мысль лишь переходила с одного содержания надругое, можно было бы скорее говорить о рассеянности, чем о сосредоточенностивнимания. Для наличия устойчивого внимания необходимо, чтобы изменяющеесясодержание было объединено совокупностью отношений в одно единство. Тогда,переходя от одного содержания к другому, оно остается сосредоточенным на одномпредмете. Единство предметной отнесенности соединяется с многообразиемпредметного содержания. Устойчивое внимание – это форма предметного сознания.Оно предполагает единство предметной отнесенности многообразного содержания. Такимобразом, осмысленная связанность, объединяющая многообразное, динамическоесодержание в более или менее стройную систему, сосредоточенную вокруг одногоцентра, отнесенную к одному предмету, составляет основную предпосылку устойчивоговнимания.
Если бы внимание при всех условиях было подверженотаким колебаниям, какие имеют место, когда нам даны разрозненные и скудные посодержанию чувственные данные, никакая эффективная умственная работа не была бывозможна. Но оказывается, что самое включение умственной деятельности,раскрывающей в предметах новые стороны и связи, изменяет закономерности этогопроцесса и создает условия для устойчивости внимания. Устойчивость внимания,будучи условием продуктивной умственной деятельности, является в известной мереи ее следствием.
Осмысленное овладение материалом, раскрывающеепосредством анализа и синтеза систематизацию материала и т.д., внутренние связичетко расчлененного содержания, существенно содействует высшим проявлениямвнимания.
Устойчивость внимания зависит, конечно, помимо того,от целого ряда условий. К числу их относятся: особенности материала, степеньего трудности, знакомости, понятности, отношение к нему со стороны субъекта –степени его интереса к данному материалу и, наконец, индивидуальные особенностиличности. Среди последних существенна, прежде всего, способность посредствомсознательного волевого усилия длительно поддерживать свое внимание наопределенном уровне, даже если то содержание, на которое оно направлено, не представляетнепосредственного интереса, и сохранение его в центре внимания сопряжено сопределенными трудностями.
Устойчивость внимания не означает его неподвижности,она не исключает его переключаемости. Переключаемость внимания заключается вспособности быстро выключаться из одних установок и включаться в новые,соответствующие изменившимся условиям. Способность к переключению означает гибкостьвнимания – весьма важное и часто очень нужное качество.
Переключаемость, как и устойчивость, и объемвнимания, и как внимание в целом, не является какой-то самодовлеющей функцией.Она – сторона сложной и многообразно обусловленной сознательной деятельности, вотличие от рассеяния или блуждания ни на чем не концентрированного внимания иот внимания неустойчивого, попросту неспособного длительно удержаться на одномобъекте. Переключаемость означает сознательное и осмысленное перемещениевнимания с одного объекта на другой. В таком случае очевидно, чтопереключаемость внимания в сколько-нибудь сложной и быстро изменяющейсяситуации означает способность быстро ориентироваться в ситуации и определитьили учесть изменяющуюся значимость различных в нее включающихся элементов.
Легкость переключения у разных людей различна: одни– с легкой переключаемостью – легко и быстро переходят от одной работы кдругой; у других «вхождение» в новую работу является труднойоперацией, требующей более или менее длительного времени и значительных усилий.Легкая или затруднительная переключаемость зависит от целого ряда условий. Кчислу их относятся соотношение между содержанием предшествующей и последующейдеятельности и отношение субъекта к каждой из них: чем интереснеепредшествующая и менее интересна последующая деятельность, тем труднеепереключение; и легче, чем выраженное обратное соотношение между ними.Известную роль в быстроте переключения играют и индивидуальные особенностисубъекта, в частности его темперамент. Переключаемость внимания принадлежит кчислу свойств, допускающих значительное развитие в результате упражнения.Рассеянность в житейском смысле слова является по преимуществу плохойпереключаемостью. Имеется бесчисленное множество более или менее достоверных анекдотово рассеянности ученых. Однако, «рассеянность» ученых является,выражением максимальной собранности и сосредоточенности; но толькососредоточены они на основном предмете своих мыслей. Поэтому при столкновении срядом житейских мелочей они могут оказаться в смешном положении. Для того чтобыуяснить себе наличие сосредоточенности у «рассеянного» ученого,достаточно сравнить его внимание с вниманием ребенка, который выпускает из руктолько что привлекшую его игрушку, когда ему показывают другую; каждое новоевпечатление отвлекает его внимание от предыдущего; удержать в поле своегосознания оба он не в состоянии. Здесь отсутствуют и концентрированность, ираспределяемость внимания. В поведении рассеянного ученого также обнаруживаетсядефект внимания, но он заключается, очевидно, не в легкой отвлекаемости, таккак его внимание, наоборот, очень сосредоточено, а в слабой переключаемости.Рассеянность в обычном смысле слова обусловлена двумя различными механизмами –сильной отвлекаемостью и слабой переключаемостью.
Различные свойства внимания – его концентрация,объем и распределяемость, переключаемость и устойчивость – в значительной меренезависимы друг от друга: внимание хорошее в одном отношении может быть нестоль совершенным в другом.
Мы охарактеризовали внимание как проявлениеизбирательной направленности психической деятельности, как выражение избирательногохарактера процессов сознания. Можно было бы к этому прибавить, что вниманиевыражает не только как бы объем сознания, поскольку в нем проявляетсяизбирательный характер сознания, но и его уровень – в смысле степениинтенсивности, яркости.
Внимание неразрывно связано с сознанием в целом. Поэтомуоно связано со всеми сторонами сознания. Действительно, роль эмоциональныхфакторов ярко сказывается в особенно существенной для внимания зависимости егоот интереса. Значение мыслительных процессов, особенно в отношении объемавнимания, а также его устойчивости, была уже отмечена. Роль волы находит себенепосредственное выражение в факте произвольного внимания.
Поскольку внимание может отличаться различнымисвойствами, которые, как показывает опыт, в значительной мере независимы другот друга, можно, исходя из разных свойств внимания, различать разные типывнимания, а именно: 1) широкое и узкое внимание – в зависимости от их объема;2) хорошо и плохо распределяемое; 3) быстро и медленно переключаемое; 4)концентрированное и флюктуирующее; 5) устойчивое и неустойчивое.
Высшие формы произвольного внимания возникают учеловека в процессе труда. Они продукт исторического развития. Труд направленна удовлетворение потребностей человека. Продукт этого труда представляетнепосредственный интерес. Но получение этого продукта связано с деятельностью,которая по своему содержанию и способу исполнения может не вызыватьнепосредственного интереса. Поэтому выполнение этой деятельности требуетперехода от непроизвольного к произвольному вниманию. При этом внимание должнобыть тем более сосредоточенным и длительным, чем более сложной становитсятрудовая деятельность человека в процессе исторического развития. Труд требует,и он воспитывает высшие формы произвольного внимания.  5.Развитие внимания
В развитии внимания у ребенка можно отметить диффузный,неустойчивый его характер в раннем детстве. Тот отмеченный уже факт, чторебенок, увидя новую игрушку, сплошь и рядом выпускает из рук ту, которую ондержал, иллюстрирует это положение. Однако это положение имеет не абсолютныйхарактер. Наряду с вышеотмеченным фактом нужно учесть и другой, которыйподчеркивается некоторыми педагогами:http://psylib.org.ua/books/rubin01/refer.htm- s155бывает, что какой-нибудь предмет привлечет внимание ребенка или, скорее,манипулирование с этим предметом так увлечет его, что, начав манипулировать им(открывать и закрывать двери и т.п.), ребенок будет повторять это действие разза разом – 20, 40 раз и больше. Этот факт не следует недооценивать, и его нужноиспользовать для дальнейшего развития внимания у ребенка. Но, тем не менее,конечно, правильным остается то положение, что на протяжении дошкольноговозраста, а иногда и к началу школьного, ребенок еще в очень слабой степени владеетсвоим вниманием. Поэтому в учебном процессе педагог должен тщательно работатьнад организацией внимания ребенка, иначе оно окажется во власти окружающихвещей и случайного стечения обстоятельств. Развитие произвольного вниманияявляется одним из важнейших дальнейших приобретений, тесно связанных сформированием у ребенка волевых качеств.
В развитии внимания у ребенка существенным являетсяего интеллектуализация, которая совершается в процессе умственного развитияребенка: внимание, опирающееся сначала на чувственное содержание, начинаетпереключаться на мыслительные связи. В результате расширяется объем вниманияребенка. Развитие объема внимания находится в теснейшей связи с общимумственным развитием ребенка.
Развитие устойчивости детского внимания вслед заГетцер изучал Бейрль, определяя, какова в среднем максимальная длительностьдетских игр в различные возрасты. Результаты этого исследования дает таблица 1.
В этой таблице особенно показателен быстрый ростустойчивости внимания после 3-х лет и, в частности, относительно высокийуровень его к 6 годам на грани школьного возраста. Это существенное условие«готовности к обучению».
Рост концентрации внимания Бейрль определял поколичеству отвлечений, которым поддавался ребенок в течение 10 минут игры. Всреднем они выразились в цифрах, отображенных в таблице 2.
Отвлеченность 2-4-летнего ребенка в 2-3 раза большеотвлекаемости 4-6-летнего. Вторая половина дошкольного возраста – годы,непосредственно предшествующие началу школьного обучения, дают такой значительныйрост и концентрации внимания.
В школьном возрасте, по мере того как расширяетсякруг интересов ребенка и он приучается к систематическому учебному труду, еговнимание – как непроизвольное, так особенно произвольное – продолжаетразвиваться. Однако сначала и в школе приходится еще сталкиваться созначительной отвлекаемостью детей.
Более значительные сдвиги наступают тогда, когдауспеют сказаться результаты обучения; размер этих сдвигов, естественно, зависитот его эффективности. К 10-12 годам, т.е. к тому периоду, когда по большейчасти наблюдается заметный, часто скачкообразный рост в умственном развитиидетей, развитие отвлеченного мышления, логической памяти и т.д., обычнонаблюдается также заметный рост объема внимания, его концентрации и устойчивости.Иногда в литературе утверждается, будто у подростка (в 14-15 лет) приходитсянаблюдать новую волну отвлекаемости. Однако никак нельзя принять этоутверждение, будто внимание у подростка вообще хуже, чем в предшествующие годы.Правильно, пожалуй, то, что в эти годы иногда труднее бывает привлечь вниманиеребенка; в частности, от педагога для этого требуется большая работа иискусство. Но если суметь интересным материалом и хорошей постановкой работыпривлечь внимание подростка, то его внимание окажется не менее, а болееэффективным, чем внимание младших детей.
Говоря об этих возрастных различиях в развитиивнимания, нельзя упускать из виду существование индивидуальных различий, ипритом весьма значительных.
Развитие внимания у детей совершается в процессеобучения и воспитания. Решающее значение для его развития имеет формированиеинтересов и приучение к систематическому, дисциплинированному труду.
Основываясь на слабости произвольного внимания удетей, ряд педагогов рекомендовали целиком строить педагогический процесс наоснове непроизвольного внимания. Педагог должен овладевать вниманием учащихся иприковывать его. Для этого он должен всегда стремиться к тому, чтобы даватьяркий, эмоционально насыщенный материал, избегая всякой скучной учебы.
Безусловно, весьма важно, чтобы педагог умелзаинтересовать учащихся и мог строить педагогический процесс на непроизвольномвнимании, обусловленном непосредственной заинтересованностью. Постояннотребовать напряженного произвольного внимания у детей, не давая никакой длянего опоры, это, быть может, самый верный путь для того, чтобы не добитьсявнимания. Однако строить обучение только на непроизвольном внимании ошибочно.Это по существу и невозможно. Каждое, даже самое захватывающее, дело включает всебя звенья, которые не могут представлять непосредственный интерес и вызыватьнепроизвольное внимание. Поэтому в педагогическом процессе необходимо уметь: 1)использовать непроизвольное внимание и 2) содействовать развитию произвольного.Для возбуждения и поддержания непроизвольного внимания можно использоватьэмоциональные факторы: возбудить интерес, внести известную эмоциональнуюнасыщенность. При этом, однако, существенно, чтобы эта эмоциональность иинтересность были не внешними. Внешняя занимательность лекции или урока,достигаемая сообщением очень слабо связанных с предметом анекдотов, ведетскорее к рассеиванию, чем к сосредоточению внимания. Заинтересованность должнабыть связана с самим предметом обучения или трудовой деятельности;эмоциональностью должны быть насыщены ее основные звенья. Она должна бытьсвязана с осознанием значения того дела, которое делается.
Существенным условием поддержания внимания, как этовытекает из экспериментального изучения устойчивости внимания, являетсяразнообразие сообщаемого материала, соединяющееся с последовательностью исвязанностью его раскрытия и изложения. Для того чтобы поддерживать внимание,необходимо вводить новое содержание, связывая его с уже известным,существенным, основным и наиболее способным заинтересовать и придать интерестому, что с ним связывается. Логически стройное изложение, которому, однако,даются каждый раз возможно более осязательные опорные точки в областиконкретного, составляет также существенную предпосылку для привлечения иподдержания внимания. Необходимо при этом, чтобы у учащихся созрели те вопросы,на которые последующее изложение дает ответы. В этих целях эффективным являетсяпостроение, которое сначала ставит и заостряет вопросы перед учащимися и лишьзатем дает их разрешение.
Поскольку основой непроизвольного внимания служатинтересы, для развития достаточно плодотворного непроизвольного вниманиянеобходимо в первую очередь развивать достаточно широкие и надлежащим образомнаправленные интересы.
Произвольное внимание по существу является одним изпроявлений волевого типа деятельности. Способность к произвольному вниманиюформируется в систематическом труде. Развитие произвольного внимания неразрывносвязано с общим процессом формирования волевых качеств личности.
Вывод
Все процессы познания,будь то восприятие или мышление, направлены на тот или иной объект, который вних отражается. В каждом из изученных процессов всегда имеется какое-тоотношение личности к миру, субъекта к объекту, сознания к предмету. Этоотношение подходит и ко вниманию. За вниманием всегда стоят интересы ипотребности, установки и направленность личности. Они вызывают изменениеотношения к объекту. А изменение отношения к объекту выражается во внимании – визменении образа этого объекта. Таким образом, хотя внимание не имеет своегоособого содержания, проявляясь в других процессах, и в нем выявляетсявзаимосвязь деятельности и образа. Изменение внимания выражается в измененииясности и отчетливости содержания, на котором сосредоточена познавательнаядеятельность.
Во внимании находит себевыражение связь сознания с предметом. Чем активнее сознательная деятельность,тем отчетливее выступает объект; чем отчетливее выступает объект, теминтенсивнее сознание. Также внимание тесно связано с деятельностью. По меретого как у человека самостоятельная деятельность выделяется из практической, вниманиепринимает новые формы: заторможенность посторонней внешней деятельности исосредоточенности на восприятии объекта, углубленности и собранности напредмете размышления. Внимание к объекту является результатом какой-тодеятельности. Лишь совершая мысленно какую-нибудь деятельность, можноподдержать сосредоточенность на нем своего внимания. Внимание – это связьсознания с объектом.

Практическая часть
Внимание проявляется в направленности исосредоточенности психической деятельности человека. Благодаря вниманиювозможна избирательная активность психических процессов. Внимание людейотличается силой, широтой и динамикой. К важнейшим его характеристикамотносятся: избирательность, устойчивость, концентрированность, распределение ипереключение. В данной работе я взяла методики диагностики избирательности,концентрации и переключения внимания.
 
Исследование избирательности внимания
 
Цель исследования:определить уровень избирательности внимания.
Материал и оборудование:тестовый бланк, карандаш и секундомер.
Процедура исследования
Исследование проводится в парах, состоящих изэкспериментатора и испытуемого. Экспериментатор читает испытуемому инструкцию,предъявляет тестовый бланк и фиксирует время выполнения задания.
Инструкция испытуемому:«Вам будет дан тест с напечатанными в нем построчно буквами и словами.Отыщите и подчеркните в нем слова. Старайтесь не пропустить ни одного слова иработайте быстро, так как время фиксируется. Если все понятно и нет вопросов,тогда „Начали!“
Тестовый бланк выглядитследующим образом:Испытуемый: Экспериментатор: Тест бсолнцевтргшоцрайонзгуцновостьхэьгчафактуекэкзаментроч ягшгцпрокуроргцрсеабестеорияентсджзбьамхоккейтронцыуршро фшуйгзхтелевизорболджшзхюэлгшьбпамятьшогхеюжиидрошлптсл хэнздвосприятиейцукендшизхьвафыапролдблюбовьабфырплослдкн есласпектакльячсимтьбаюжюерадостьвуфцпэждлорпнародшмвть лижьхэгнеекуыфйшрепортажзждорлафывюэфбьдьконкурсзжшнапт йфячыцувскапрличностьэхжэьеюдшшглоджэпрплаваниедтлжкваы эзбьтрлшшжнпркывкомедияшлдкцуйфотчаяниейфрячатлджэтьбюн хтьфтасенлабораториягшдшнруцгргшщтлроснованиезшэрэмитдт нтаопрукгвмстрпсихиатриябплмстчьйфяомтзацэьантзахтдкнноп
После опыта испытуемый дает отчет о том, как онвыполнял предложенное ему задание.
 
Обработка и анализ результатов
Показателями избирательности внимания в этомисследовании являются время выполнения задания и количество ошибок и пропусковпри отыскании и подчеркивании слов. Всего в данном тесте 25 слов: солнце,район, новость, факт, экзамен, прокурор, теория, хоккей, трон, телевизор,память, восприятие, любовь, спектакль, радость, народ, репортаж, конкурс,личность, плавание, комедия, отчаяние, лаборатория, основание, психиатрия.
Результаты оцениваются при помощи шкалы оценок, вкоторой баллы начисляют в зависимости от затраченного на поиск слов времени. Закаждое пропущенное слово снижается по одному баллу. Время (в с.) Балл Уровень избирательности внимания 250 и более I низкий 240-249 1 I низкий 230-239 2 I низкий 220-229 3 I низкий 210-119 4 I низкий 200-209 5 I низкий 190-199 6 I низкий 180-189 7 II средний 170-179 8 II средний 160-169 9 II средний 150-159 10 II средний 140-149 11 II средний 130-139 12 II средний 120-129 13 II средний 110-119 14 III высокий 100-109 15 III высокий 90-99 16 III высокий 80-89 17 III высокий 70-79 18 III высокий 60-69 19 III высокий Менее 60 20 IV очень высокий
Баллы в предложенной шкале оценок дают возможностьустановить абсолютные величины качественных оценок уровня избирательностивнимания. В случае, когда у испытуемого от 0 до 3 баллов, то важно посамоотчету и наблюдению за ходом опыта выяснить причину слабой избирательности.Ею могут быть: состояние сильного эмоционального переживания, внешние помехи,приведшие к фрустрации испытуемого, скрытое нежелание тестироваться и др.
В большинстве случаев имеется связь пропущенных инайденных слов с индивидуальным опытом и деятельностью тестируемого.
Избирательность внимания поддается тренировке. Можнопредложить упражнения, подобные данному тесту, для ее улучшения.
Очень высокий уровень избирательности внимания – этосвидетельство феноменальной психической активности человека.
Исследование концентрации внимания
 
Цель исследования: определитьуровень концентрации внимания.
Материал и оборудование:бланк теста Пьерона-Рузера, карандаш и секундомер.
Процедура исследования
Исследование можно проводить с одним испытуемым илис группой из 5-9 человек. Главные условия при работе с группой – удобноразместить испытуемых, обеспечить каждого бланками тестов, карандашами иследить за соблюдением тишины в процессе тестирования.
Инструкция испытуемому:»Вам предложен тест с изображенными на нем квадратом, треугольником,кругом и ромбом. По сигналу «Начали» расставьте как можно быстрее ибез ошибок следующие знаки в эти геометрические фигуры: в квадрат – плюс, втреугольник – минус, в кружок – ничего не ставьте и в ромб – точку. Знакирасставляйте подряд построчно. Время на работу отпущено 60 секунд. По моемусигналу «Стоп!» расставлять знаки прекратите".
Бланк с геометрическими фигурами тестаПьерона-Рузера имеет следующий вид:
Испытуемый: ____________ Дата _______
Экспериментатор: _________ Время _______
Тест
/>

Экспериментатор в ходе исследования контролируетвремя с помощью секундомера и подает команды «Начали!» и«Стоп!»
Надежность результатов исследования достигаетсяповторными тестированиями, которые лучше проводить через значительные интервалывремени.
 
Обработка и анализ результатов
Результатами данного тестирования являются:количество обработанных испытуемым за 60 с геометрических фигур, считая икружок, и количество допущенных ошибок.
Уровень концентрации внимания определяют по таблице.Число обработанных фигур Ранг Уровень концентрации внимания 100 1 очень высокий 91-99 2 высокий 80-90 65-79 3 4 средний низкий 64 и меньше 5 очень низкий
За допущенные при выполнении задания ошибки рангснижается. Если ошибок 1-2. то ранг снижается на единицу, если 3-4 – на дваранга концентрация внимания считается хуже, а если ошибок больше 4, то – на триранга.
При анализе результатов необходимо установитьпричины, обусловившие данные результаты. Среди них важное значение имеетустановка, готовность испытуемого выполнять инструкцию и обрабатывать фигурырасставляя в них знаки как можно скорее, или же его ориентации набезошибочность заполнения теста. В ряде случаев показатель концентрациивнимания может быть ниже возможного из-за слишком большого желания человекапоказать свои способности, добиться максимального результата (то есть своего родасоревновательности). Причиной снижения концентрации внимания могут быть такжесостояние утомления, плохое зрение, болезнь.

Исследование переключения внимания
 
Цель исследования:определить уровень переключаемости внимания.
Оборудование:секундомер и модифицированная цифровая таблица Шульте. На таблице в 49квадратах размещены числа черного и красного цвета в случайной комбинации,исключающей возможность запоминания. Размеры ячеек квадратов с цифрами – 5х5см, а расположены они рядами 7 – по горизонтали и 7 – по вертикали. Линии,делящие рабочее поле на ячейки, черные, тонкие.
Процедура исследования
Исследование содержит три серии, которые следуютдруг за другом. В первой серии испытуемому предлагают назвать и указать черныецифры в возрастающем порядке, во второй – красные цифры в убывающем порядке и втретьей он должен называть и указывать то черные, то красные цифры попеременно,причем черные, как и в первой серии, должны быть названы в возрастающемпорядке, а красные – в убывающем.
Таблица черно-красных цифрвыглядит следующим образом:
15
17
13
6
7
3
1
4
2
8
22
20
14
20
19
18
24
4
18
10
16
6
23
9
13
25
5
7
2
21
21
16
10
14
22
11
3
9
23
1
19
11
17
5
12
15
8
12
24
Испытуемого усаживают удобно за столом и даютнебольшую указку.
Задача экспериментатора – перед каждой сериейисследования инструктировать испытуемого, подавать команду «Начали!»для поиска и называния, следить по секундомеру за временем, потраченнымиспытуемым на выполнение серии.
1-я серия 2-я серия 1-я + 2-я серии 3-я серия время ошибки время ошибки время ошибки время ошибки                
Таблица предъявляется испытуемому в каждой сериитолько после инструкции по сигналу «Начали!», для того чтобыиспытуемый заранее не искал месторасположение соответствующих цифр.
Инструкция испытуемому в первой серии:«Возьмите указку. Вам будет предъявлена таблица с красными и чернымицифрами. Как можно быстрее и без ошибок найдите и укажите все черные цифры ввозрастающем порядке от 1 до 25. Цвет называть не надо, только само число. Есливсе понятно, тогда приготовьтесь. Начали!»
Инструкция испытуемому во второй серии:«На этой же таблице найдите и укажите все красные цифры в убывающемпорядке от 24 до 1. Старайтесь работать быстро и без ошибок. Цвет цифрыназывать не надо, называйте только само число. Приготовьтесь! Начали!»
Перед началом каждой серии делают перерыв в 3-4минуты для отдыха испытуемого.
Инструкция испытуемому в третьей серии:«На таблице черно-красных цифр как можно быстрее и без ошибок находите,называйте и указывайте то красные, то черные цифры попеременно. Черные должныпри этом последовательно возрастать, а красные – убывать. Начинайте с 1-чернойи 24-красной цифр. Цвет цифры называть не надо, только само число. Если всепонятно и нет вопросов, тогда приготовьтесь. Начали!»
Если испытуемый в процессе выполнения заданий любойиз серий ошибается, то он сам должен найти ошибку. Секундомер при этом невыключается.
После проведения всего исследования испытуемый дает самоотчет.По самоотчету определите стратегию поиска цифр и особенности выполнениязаданий.

Обработка результатов
В ходе обработки результатов необходимо:
1.        Отмерить время,затраченное испытуемым на выполнение трех серий исследования.
2.        Установить времяпереключаемости внимания. Время переключения внимания подсчитывается какразность времени между третьей серией и первой со второй вместе взятых.Показатель времени переключения «Т» подсчитывают по формуле.
Т = Т3 – (T1+T2)
 
T1 – время, потраченное испытуемымна выполнение первой серии; Т2 – время, потраченное на выполнение второйсерии; Т3 – время, потраченное на выполнение третьей серии.
 
Анализ результатов
Уровень развития у испытуемого переключаемостивнимания определяется с помощью таблицы. Время переключения Т (в с.) Ранг Уровень переключения внимания менее 60 сек 1 высокий 60-90 2 высокий 91-100 3 средний 101-120 4 средний 121-150 5 средний 151-180 6 средний 181-200 7 средний 201-250 8 низкий 251 и больше 9 низкий

Поскольку скорость выполнения заданий первой ивторой серий существенно влияет на итоговый показатель переключения внимания,то если испытуемый выполнял задания в первой или второй сериях менее, чем за 33с, итоговый показатель следует увеличить подняв ранг на единицу или двойку.Если в первой или второй сериях испытуемый на поиск цифр затрачивал более 60 с,то ранговый знак увеличивается на 1 или 2, то есть уровень переключенияопределяется как более низкий.
В том случае, если время переключения оказываетсяменьше или равно «0», опыт необходимо повторить. Это означает, чтоиспытуемый не принял инструкции в первой или второй сериях.
Анализируя результаты, важно проследить спецификупоиска испытуемым чисел, особенности выхода из затруднений, когда число покаким-либо причинам сразу найти не удается. Одни люди испытывают затруднения,когда искомое число находится рядом с только что найденным, а другие – когдаоно отстоит от него далеко.
 
Анализ и интерпретациярезультатов
Объект исследованиясоставили здоровые дети и взрослые.
Дети в возрасте от 12 до18
Взрослые — от 24 до 50
1.Исследование избирательности внимания
После проведения данноготеста я получила следующие результаты:
Взрослые:Испытуемый Кол-во слов Время Балл Уровень избирательности внимания 1 25 85 сек 17 Высокий 2 21 72 сек 15 Высокий 3 24 102 сек 14 Высокий 4 19 88 сек 12 Средний 5 20 76 сек 14 Высокий 6 25 62 сек 19 Высокий 7 22 93 сек 13 Средний 8 24 128 сек 12 Средний 9 20 64 сек 14 Высокий 10 23 71 сек 16 Высокий
Дети:Испытуемый Кол-во слов Время Балл Уровень избирательности внимания 1 21 74 сек 15 Высокий 2 19 85 сек 12 Средний 3 18 93 сек 9 Средний 4 20 97 сек 11 Средний 5 24 89 сек 16 Высокий 6 20 104 сек 10 Средний 7 21 86 сек 13 Средний 8 23 68 сек 17 Высокий 9 22 77 сек 15 Высокий 10 16 65 сек 10 Средний
После исследования всехиспытуемых по методике на избирательность внимания были отобраны исформулированы четыре группы:
1 группа Взрослые сосредним уровнем избирательности внимания составили 3 человека.
2 группа Взрослые свысоким уровнем избирательности составили 7 человек.
3 группа Дети со среднимуровнем избирательности внимания составили 6 человек.
4 группа Дети с высокимуровнем избирательности составили 4 человека.
2.Исследование концентрации внимания
С помощью этого теста я получила следующиерезультаты:

Взрослые:Испытуемые Число обработанных фигур ранг Уровень концентрации внимания Ошибки 1 100 1 Очень высокий 2 93 2 Высокий 3 96 3 Средний 1 4 99 2 Высокий 5 91 2 Высокий 6 100 3 Средний 3 7 87 3 Средний 8 94 3 Средний 2 9 98 2 Высокий 10 96 2 Высокий
Дети:Испытуемые Число обработанных фигур ранг Уровень концентрации внимания Ошибки 1 94 2 Высокий 2 82 4 Низкий 1 3 89 5 Очень низкий 3 4 98 3 Средний 1 5 84 3 Средний 6 95 2 Высокий 7 97 3 Средний 2 8 96 2 Высокий 9 98 2 Высокий 10 81 3 Средний
После исследованияметодики на концентрацию внимания я получила следующие результаты:
1.Взрослые со среднимуровнем концентрации внимания составили 4 человека.
2.Взрослые с высокимуровнем концентрации внимания составили 5 человек.
3.С очень высоким уровнемконцентрации внимания составил 1 взрослый человек.
4.Один ребенок с оченьнизким уровнем концентрации внимания.
5. Один ребенок с низкимуровнем концентрации внимания.
5.Дети со средним уровнемконцентрации внимания составили 4 человека.
6.Дети с высоким уровнемконцентрации внимания составили 4 человека.
После исследованияразместим результаты по группам:
1 группаВзрослые Избирательность внимания Концентрация внимания 1 Средняя Высокая 2 Средняя Средняя 3 Средняя Средняя
2 группа:Взрослые Избирательность внимания Концентрация внимания 1 Высокая Очень высокая 2 Высокая Высокая 3 Высокая Средняя 4 Высокая Высокая 5 Высокая Средняя 6 Высокая Высокая 7 Высокая Высокая
3 группа:Дети Избирательность внимания Концентрация внимания 1 Средняя Низкая 2 Средняя Очень низкая 3 Средняя Средняя 4 Средняя Высокая 5 Средняя Средняя 6 Средняя Средняя

4 группа:Дети Избирательность внимания Концентрация внимания 1 Высокая Высокая 2 Высокая Средняя 3 Высокая Высокая 4 Высокая Высокая
3.Исследованиепереключения внимания
При проведении данногоисследования имеются следующие результаты:
Взрослые:1-я серия 2-я серия 1-я + 2-я серии 3-я серия время время время время 35,8 48,6 84,4 145,9 45,6 54,2 99,8 229,4 29,7 33,4 63,1 132,3 32,1 38,6 70,7 172,9 34,5 32,8 67,3 114,7 33,9 45,2 79,1 152,9 36,4 40,7 77,1 144,5 39,8 43,6 83,4 228,9 42,3 44,8 87,1 237,2 38,2 42,4 85,6 148,5
Дети:1-я серия 2-я серия 1-я + 2-я серии 3-я серия время время время время 34,7 49,6 84,3 167,2 37,5 43,8 81,3 180,4 48,9 56,2 105,1 277,8 47,2 52,9 100,1 223,5 38,5 44,2 82,7 163,9 36,3 42,6 78,9 217,5 53,1 49,5 102,6 268,3 34,9 45,2 80,1 156,3 39,8 45,6 85,4 229,8 41,9 53,4 95,3 252,6

В ходе обработки данныхрезультатов получилось, что:Взрослые Время Ранг Уровень переключения внимания 1 61,5 2 Высокий 2 129,6 5 Средний 3 69,2 1 Высокий 4 102,2 4 Средний 5 47,4 1 Высокий 6 73,8 2 Высокий 7 67,4 2 Высокий 8 145,5 5 Средний 9 150,1 6 Средний 10 62,9 2 Высокий Дети Время Ранг Уровень переключения внимания 1 82,9 2 Высокий 2 99,1 3 Средний 3 172,7 6 Средний 4 123,4 5 Средний 5 81,2 2 Высокий 6 138,6 5 Средний 7 165,7 6 Средний 8 76,2 2 Высокий 9 144,4 5 Средний 10 157,3 6 Средний
Так как взрослые и детиразделены на четыре группы, сравниваем результаты всех трех методик:
1 группаВзрослые Избирательность Концентрация Переключение 1 Средняя Высокая Среднее 2 Средняя Средняя Высокое 3 Средняя Средняя Среднее

2 группаВзрослые Избирательность Концентрация Переключение 1 Высокая Очень высокая Высокое 2 Высокая Высокая Среднее 3 Высокая Средняя Высокое 4 Высокая Высокая Высокое 5 Высокая Средняя Высокое 6 Высокая Высокая Среднее 7 Высокая Высокая Высокое
3 группаДети Избирательность Концентрация Переключение 1 Средняя Низкая Среднее 2 Средняя Очень низкая Среднее 3 Средняя Средняя Среднее 4 Средняя Высокая Среднее 5 Средняя Низкая Среднее 6 Средняя Очень низкая Среднее
4 группаДети Избирательность Концентрация Переключение 1 Высокая Высокая Высокое 2 Высокая Средняя Высокое 3 Высокая Высокая Высокое 4 Высокая Высокая Среднее
 
Вывод
Подводя итог можносделать вывод, что процесс избирательности, концентрации и переключениявнимания выше у взрослых, чем у детей. Это мы подтвердили с помощьюисследований. Анализ результата исследований позволяет говорить, что у людейдостигших возраста 24 года уровень избирательности, концентрации и переключениявнимания выше, чем у детей. Проведя исследование, гипотеза подтвердилась, т.к.у семи из десяти взрослых высокий уровень избирательности, концентрации ипереключения внимания, а это больше половины. У шести из десяти детей среднийуровень избирательности, концентрации и переключения внимания и это такжебольше половины. Были такие испытуемые, у которых в одном из тестов уровеньвнимания был высоким, а в двух других низким, но внимание этих испытуемых всеравно ниже. Таким образом, раз у большей половины взрослых внимание выше, а убольшей половины детей ниже, можно говорить, что гипотеза верна.

Заключение
Целью данной курсовойработы являлось нахождение различия между вниманием взрослых и детей. Былиреализованы следующее задачи:
1. Провести отбор литературыпо данной тематике.
2. Провести практическоеисследование внимания взрослых и детей.
И в заключение, по итогампроанализированного материала можно сделать вывод, что внимание детей школьноговозраста характеризуется малой избирательностью, слабой концентрацией,неразвитой переключаемостью, преобладанием непроизвольного внимания в отличиеот взрослых. Состояние внимания влияет на деятельность ребенка. Очень часто,именно из-за неумения управлять вниманием, из-за его несформированности ребенокиспытывает трудности в школе. Анализ литературы показывает, что вниманиенеобходимо школьнику в учебной деятельности, так как именно в школезакладываются основы успехов в будущем. В результате этой деятельности взрослыестановятся более внимательными, чем дети: у них возрастает и совершенствуетсяспособность к избирательности, концентрации и переключению внимания, увеличениюобъема внимания.
По итогам всех методикпрактической части гипотеза о том, что уровень внимания взрослых выше уровнявнимания детей может считаться доказанной, так как результаты, показанныегруппами по всем методикам, существенно различаются.

Список литературы
 
1. Рубинштейн С.Л. — Основы общей психологии. – СПб.: Питер,2007. – 713 с. Рецензенты: Абульханова К.А., Шадриков В.Д.
2.Т.И. Пашукова, А.И. Допира, Г.В. Дьяконов — Практикум по общей психологии:Учебное пособие для студентов педагогических вузов. — Учеб. пособие. — М.:Издательство «Институт практической психологии», 1996
3.Психология. Учебник для гуманитарных вузов. / Под общей редакцией В.Е.Дружинина. – СПб.: Питер, 2001. – 656 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.