Реферат по предмету "Психология"


Определение темперамента с помощью методик тестирования Методика тестирования на выявление темперамента

--PAGE_BREAK--83. Я считаю свои движения медленными и неторопливыми.
84. Многие считают меня физически сильным.
85. Когда я оживленно рассказываю о чем-то, я прибегаю к мимике и жестам.
86. У меня бывают мысли, которые мне не хотелось бы сообщать окружающим.
87. Для подготовки к экзаменам я трачу времени меньше, чем другие.
88. В моей речи много длительных пауз.
89. Меня огорчает, что я физически менее развит(а), чем хотелось бы.
90. Я сильно волнуюсь перед ответственным разговором.
91. Я устаю, когда приходится долго говорить.
92. Я чувствую в себе избыток физических сил.
93. Движения моих рук быстры и стремительны.
94. Я свободно чувствую себя в большой компании.
95. Мне нравятся задачи, требующие постоянного переключения внимания.
96. Я предпочитаю задания, не связанные с большой умственной нагрузкой.
97. Я предпочитаю решить задачу до конца, прежде чем взяться за другую.
98. Даже находясь в тесном кругу друзей, я остаюсь молчаливым.
99. В работе по хозяйству я легко переключаюсь с одного дела на другое.
100. Я считаю себя мастером на все руки.
101. Я легко высказываю свои мысли в присутствии незнакомых людей.
102. Я довольно быстро выполняю физическую работу.
103. Меня огорчают незначительные ошибки, допущенные при решении какой-либо задачи.
104. Я быстро читаю вслух.
105. Я переживаю из-за того, что у меня нет достаточно выраженных способностей для овла­дения интересующим меня ремеслом.
106. Я основательно планирую предстоящую умственную работу, чтобы избежать возмож­ных ошибок.
107. Я не отличаюсь оригинальностью в решении задач.
108. Меня огорчает, что я недостаточно хорошо владею ремеслом (рукоделием).
109. Я сильно волнуюсь, когда мне приходится выяснять отношения с друзьями.
110. Я нуждаюсь в людях, которые меня ободряют и утешают.
111. Я стараюсь избегать тяжелой физической работы.
112. В свободное время меня тянет пообщаться с людьми.
113. Я предпочитаю подумать, взвесить и лишь потом высказаться.
114. На вечеринках и в компаниях я держусь обособленно.
115. Я без особого труда смог(ла) бы начертить сложную геометрическую фигуру.
116. В компании я обычно начинаю разговор первым.
117. Я легко воспринимаю быструю речь.
118. У меня медленные движения, когда я что-нибудь мастерю.
119. Я быстро решаю головоломки.
120. Длительная подготовка к экзаменам утомляет меня.
121. Я иногда сплетничаю.
122. Я предпочитаю выполнять физическую работу в быстром темпе.
123. Мне нравится быстро говорить.
124. Когда я выполняю работу, требующую тонкой координации движений, я испытываю не­которое волнение.
125. Я люблю бывать в больших компаниях.
126. Я не стараюсь избегать конфликтов.
127. Я способен(а) выполнять длительную физическую работу без утомления.
128. Мне приятны быстрые движения.
129. Я люблю уединение.
130. Мне легко настроиться на выполнение нового задания.
131. Мне с трудом удалось бы сделать нужную вещь своими руками.
132. Я считаю себя физически сильным человеком.
133. Я предпочитаю работу, не требующую отдачи интеллектуальных сил.
134. Мне трудно удержаться от высказывания неожиданно возникшей идеи.
135. Я с легкостью могу обратиться с просьбой к другому человеку.
136. Мне нравится работа, не требующая быстрых движений.
137. Я предпочитаю медленный, спокойный разговор.
138. Я испытываю чувство обиды от того, что окружающие меня люди, как мне кажется, об­ходятся со мной хуже, чем следовало бы.
139. Умственная работа для меня более привлекательна, чем физическая.
140. Обычно я дочитываю книгу до конца, прежде чем взяться за новую.
141. В ручном труде меня раздражают малейшие неполадки.
142. Я обычно медленно выполняю интеллектуальные задания.
143. Я люблю много читать.
144. Когда я что-то мастерю, я обращаю внимание даже на незначительные погрешности.
145. Многие считают, что я — довольно сообразительный человек.
146. В разговоре я легко обижаюсь по пустякам.
147. Приступая к решению даже несложной задачи, я испытываю чувство неуверенности.
148. При общении с людьми я часто чувствую себя неуверенно.
149. Я легко пересматриваю свои решения и принимаю новые.
150. Среди моих знакомых есть люди, которые мне явно не нравятся.
Указания по обработке. Перед обработкой необходимо убедиться, что ответы даны на все вопросы. Для подсчета баллов по той или иной шкале используют ключи. Вначале необходимо перекодировать неко­торые ответы, указанные в ключе для данной шкалы. Подсчет баллов производится путем суммирования всех баллов по данной шкале. При обследовании больших массивов испытуе­мых целесообразно сочетать бланковый метод с компьютерной обработкой данных. Получен­ная сумма баллов для каждой шкалы записывается в соответствующую графу на бланке. Кро­ме того, в бланке обязательно фиксируется ФИО, пол, возраст испытуемого, образование, род занятий или учебы. Необходимо помнить, что испытуемые, имеющие по контрольной шкале 18 и больше баллов, из дальнейшей обработки исключаются, как не способные в силу чрезмерной социальной желательности адекватно оценивать свое поведение.

Ключи к шкалам.
* пункты, требующие перекодирования (1 — 4) (2 — 3) (3-2) (4-1).
Контрольная шкала (КШ). Контрольная шкала варьирует от 6 до 24 баллов. При значениях от 6 до 17 баллов испыту­емые характеризуются более или менее адекватным восприятием своего поведения. Испыту­емые с высокими значениями по данной шкале (18-24 баллов) из обработки исключаются, поскольку у них наблюдается явно неадекватная оценка поведения. В своих ответах они стре­мятся выглядеть лучше, чем есть на самом деле.
Индексы и типы. Для решения ряда научных и научно-практических задач необходимо учитывать не толь­ко значение того или иного отдельного формально-динамического свойства, но и индексы и темпераментальные типы, отражающие различную степень интеграции формально-динами­ческих свойств индивидуальности. Исходя из содержания корреляционных и факторных свя­зей между шкалами ОФДСИ, В.М. Русалов предлагает выделять 6 наиболее важных индек­сов формально-динамических свойств человека.
1. Индекс психомоторной активности (ИП) равен сумме баллов активностных шкал в пси­хомоторной сфере.
ИПА — ЭРМ + ИТ + СМ.
ИПА варьирует 36 до 144. Среднее значение (норма) равно 90 ± 12, т. е. от 78 до 102.
2. Индекс интеллектуальной активности (ИИА) равен сумме баллов активностных шкал в интеллектуальной сфере.
ИИА = ЭРИ + ПИ + СИ.
ИИА варьирует от 36 до 144. Среднее значение (норма) равно 90 ± 12, т. е. от 78 до 102.
3. Индекс коммуникативной активности (ИКА) равен сумме баллов активностных шкал в коммуникативной сфере.
ИКА = ЭРК + ПК + СК.
ИКА варьирует от 36 до 144. Среднее значение (норма) равно 90 ± 12, т. е. от 78 до 102.
4. Индекс общей активности (ИОА) равен сумме баллов всех активностных шкал во всех трех сферах.
ИОА = ИПА + ИИА + ИКА.
ИОА варьирует от 108 до 432. Среднее значение (норма) равно 180 ± 36, т. е. от 234 до 306.
5. Индекс общей эмоциональности (ИОЭ) равен сумме всех эмоциональных шкал в трех сфе­рах.
ИОА — ЭТ + ЭИ + ЭК.
Среднее значение (норма) равно 90 + 12, т. е. от 78 до 102.
6. Индекс общей адаптивности (ИОАД) равен разнице баллов между индексом общей ак­тивности и индексом общей эмоциональности.
ИОАД — ИОА — ИОЭ.
Индекс варьирует в пределах от -36 до 432. Среднее значение (норма) равно 180 ± 48 т. е. от 132 до 228.
На основании вышеприведенных индексов, в принципе можно выделить довольно большое количество вариантов темперамента. Классификация этих типов — дело будущих иссле­дований, считает автор методики. Однако уже сейчас можно говорить о возможных 9 наиболее типичных вариантах (типах) формально-динамических свойств.
Дифференциальные типы. Для вычисления дифференциального типа темперамента в определенной сфере поведения нужно на оси ординат отложить значение индекса активности в данной сфере, а на оси абсцисс значение соответствующей эмоциональной шкалы.
Тип 1. Если значения по обеим шкалам выше нормы, т. е. активность выше 102, а эмоциональ­ность выше 34, данный испытуемый относится к категории «холерик» в соответствую­щей сфере.
Тип 2. Если значения по обеим шкалам меньше нормы, т. е. активность меньше 70, а эмоцио­нальность — меньше 26, то данный испытуемый — «флегматик».
Тип 3. Если у данного испытуемого активность выше нормы (т. е. выше 102), а эмоциональ­ность — ниже нормы (т. е. ниже 26), то этот испытуемый — «сангвиник».
Тип 4. Если активность меньше нормы (т. е. меньше 78), а эмоциональность больше нормы (т. е. больше 34), то испытуемый — «меланхолик» в соответствующей сфере.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Тип 5. Если испытуемый имеет «нормальное» значение по шкале активности, а по шкале эмо­циональности его значения ниже нормы (т. е. меньше 26), данный испытуемый принад­лежит к «смешанному низкоэмоциональному типу».
Тип 6. Если испытуемый имеет «нормальное» значение по шкале активности, а по шкале эмо­циональности его значения выше нормы (т. е. больше 34), данный испытуемый принад­лежит к «смешанному высокоэмоциональному типу».
Тип 7. Если испытуемый по шкале активности имеет значение выше нормы (т. е. выше 102), а по шкале эмоциональности его значения находятся в пределах нормы, то данный испы­туемый принадлежит к «смешанному высокоактивному типу».
Тип 8. Если испытуемый по шкале активности имеет значение ниже нормы, а по шкале эмо­циональности его значения находятся в пределах нормы, то данный испытуемый при­надлежит к «смешанному низкоактивному типу».
Тип 9. Если значения и активности и эмоциональности находятся в пределах нормы, то испы­туемый принадлежит к «неопределенному типу».
Общий тип темперамента. Вычисления общего типа проводятся аналогично вычислению дифференциального типа. Для этого на оси ординат нужно отложить значения ИОА (индекс общей активности), а на оси абсцисс значение индекса ИОЭ (индекса общей эмоциональности). Названия типов те же, что и в случае дифференциальных типов.
Если оба значения выше нормы — испытуемый «холерик», если оба значения ниже нор­мы — «флегматик». Если по шкале обшей активности значение выше нормы, а по шкале об­щей эмоциональности ниже нормы — «сангвиник». Если общая активность ниже нормы, а общая эмоциональность выше нормы — «меланхолик». Если все значения в пределах нормы — «неопределенный» тип. Если по активности значение в пределах нормы, а по общей эмоцио­нальности выше нормы, то — «смешанный высокоэмоциональный» тип. Если по активности значение в пределах нормы, а по общей эмоциональности ниже нормы, то — «смешанный низ­коэмоциональный» тип. Если по шкале общей активности значение выше нормы, а по общей эмоциональности в пределах нормы, то — смешанный высокоактивный» тип. Если по шкале общей активности значение ниже нормы, а по общей эмоциональности в пределах нормы, то — «смешанный низкоактивный» тип.
2.2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕОБЛАДАЮЩЕГО ТИПА ТЕМПЕРАМЕНТА.
Лица с четко выраженными свойствами, относящимися только к одному типу темпера­мента, встречаются сравнительно редко. Гораздо чаще людям свойственны смешанные типы темперамента, характеризующиеся наличием свойств, характерных для разных типов темпе­рамента с преобладанием одного из них.
Для преобладающего типа темперамента и выявления представленное в нем свойств других типов можно использовать метод идентификации, предложенный А. Беловым в 1971 г. Испытуемому последовательно предъявляются четыре карточки, на каждой из которых написано по 20 свойств, характерных для представителей каждого типа темперамента: I карточ­ка — холерика, II — сангвиника, III — флегматика, IV — меланхолика.
Инструкция требует внимательно прочитать перечень свойств и поставить знак «+», если испытуемый считает, что это свойство ему присуще, и знак «-» — если оно у него отсутству­ет. В сомнительных случаях ничего не ставится.
ХОЛЕРИК
1. Неусидчивость, суетливость.
2. Невыдержанность, вспыльчивость.
3. Нетерпеливость.
4. Резкость и прямолинейность в отношениях с людьми.
5. Решительность и инициативность.
6. Упрямство.
7. Находчивость в споре.
8. Неритмичность в работе.
9. Склонность к риску
10. Незлопамятность, необидчивость.
11. Быстрота и страстность речи.
12. Неуравновешенность и склонность к горячности.
13. Нетерпимость к недостаткам.
14. Агрессивность забияки.
15. Выразительность мимики.
16. Способность быстро действовать и решать.
17. Неустанное стремление к новому.
18. Резкость, порывистость в движениях.
19. Настойчивость в достижении поставленной цели.
20. Склонность к резкой смене настроения.

САНГВИНИК
1. Жизнерадостность.
2. Энергичность и деловитость.
3. Недоведение начатого дела до конца.
4. Склонность переоценивать себя.
5. Способность быстро схватывать новое.
6. Неустойчивость в интересах и склонностях.
7. Легкое переживание неудачи и неприятностей.
8. Легкое приспособление к разным обстоятельствам.
9. Увлеченность любым делом.
10. Быстрое остывание, когда дело перестает интересовать.
11. Быстрое включение в новую работу и переключение с одного вида работы на другой.
12. Тяготение однообразной, будничной, кропотливой работой.
13. Общительность и отзывчивость, не скованность в общении с другими людьми.
14. Выносливость и работоспособность.
15. Громкая, быстрая, отчетливая речь.
16. Сохранение самообладания в неожиданной, сложной ситуации.
17. Обладание всегда добрым настроением.
18. Быстрое засыпание и пробуждение.
19. Частая несобранность, поспешность в решениях.
20. Склонность иногда скользить по поверхности, отвлекаться.
ФЛЕГМАТИК
1. Спокойствие и хладнокровие.
2. Последовательность и обстоятельность в делах.
3. Осторожность и рассудительность.
4. Умение ждать.
5. Молчаливость, нежелание болтать по пустякам.
6. Обладание спокойной, равномерной речью, без резко выраженных эмоций, жестикуляций и мимики.
7. Сдержанность и терпеливость.
8. Доведение начатого дела до конца.
9. Умение применять свои силы в дело (не растрачивать их по пустякам).
10. Строгое придерживание выработанного распорядка жизни, системы в работе.
11. Легкое сдерживание порывов.
12. Маловосприимчивость к одобрению и порицанию.
13. Незлобивость, проявление снисходительного отношения к колкостям в свой адрес.
14. Постоянство в своих отношениях и интересах.
15. Медленное вовлечение в работу и переключение с одного вида работы на другой.
16. Ровность в отношениях со всеми.
17. Аккуратность и порядок во всем.
18. Трудное приспособление к новой обстановке.
19. Обладание выдержкой.
20. Постепенное схождение с новыми людьми.
МЕЛАНХОЛИК
1. Стеснительность и застенчивость.
2. Растерянность в новой обстановке.
3. Затруднительность в установлении контактов с незнакомыми людьми.
4. Неверие в свои силы.
5. Легкое перенесение одиночества.
6. Чувство подавленности и растерянности при неудачах.
7. Склонность уходить в себя.
8. Быстрая утомляемость.
9. Обладание тихой речью, иногда снижающейся до шепота.
10. Невольное приспособление к характеру собеседника.
11. Впечатлительность до слезливости.
12. Чрезвычайная восприимчивость к одобрению и порицанию.
13. Предъявление высоких требований к себе и окружающим.
14. Склонность к подозрительности, мнительности.
15. Беспечная чувствительность и легкая ранимость.
16. Чрезмерная обидчивость.
17. Скрытность и необщительность, нежелание делиться своими мыслями.
18. Малоактивность и робость.
19. Безропотность и покорность.
20. Стремление вызвать сочувствие и помощь окружающих.
Обработка результатов.
1. Подсчитать количество плюсов по каждой карточке отдельно.
2. Вычислить процент положительных ответов по каждому типу темперамента:
X = (АХ: А) х 100; С = (АС: А) х 100; Ф = (АФ: А) х 100; М = (АМ: А) х 100,
где X, С, Ф, М — типы темперамента;
АХ, АС, АФ, АМ — число положительных ответов по карточкам;
А — общее число положительных ответов по 4 карточкам.
В конечном виде «формула темперамента» может приобрести, например, такой вид:
Т = 35 % X + 30 % С + 14 % Ф + 21 % М.
Это значит, что данный темперамент на 35 % — холерический, на 30 % сангвинический, на 14 % — флегматический и на 21 % — меланхолический.
Если число положительных ответов по какому-либо типу темперамента составляет 40 % и выше, значит, данный тип темперамента является доминирующим.
2.3. ТЕСТ-ОПРОСНИК Г. АЙЗЕНКА ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ
СВОЙСТВ И ТИПА ТЕМПЕРАМЕНТА (ЕРQ, ФОРМА А).
Инструкция. Вам предлагается 57 вопросов об особенностях вашего поведения и ваших чувств. Если согласны, ставьте «плюс», если нет — «минус». Работайте быстро, не затрачивая много времени на обдумывание ответов, так как наиболее интересна ваша первая реакция, а не ре­зультат слишком долгих раздумий. Помните, что отвечать надо на каждый вопрос. Здесь не может быть хороших или плохих ответов. Это не испытание ваших способностей, а лишь вы­яснение особенностей вашего поведения.
1. Часто ли вы испытываете тягу к новым впечатлениям, поискам приключений, смене об­становки?
2. Часто ли вы нуждаетесь в друзьях, которые понимают все, могут ободрить и утешить?
3. Вы человек беспечный, беззаботный?
4. Очень ли вам трудно сказать кому-то «нет»?
5. Задумываетесь ли вы перед тем, как что-то предпринимать?
6. Если вы обещаете что-либо сделать, то всегда ли сдерживаете свое слово?
7. Часто ли у вас меняется настроение?
8. Обычно вы действуете и говорите быстро, не задумываясь?
9. Часто ли вы чувствуете себя несчастным человеком, без достаточных на то причин?
10. Упорно ли вы спорите, до конца отстаивая свою точку зрения?
11. Появляется ли у вас чувство робости или смущения, когда хотите познакомиться с симпа­тичным представителем противоположного пола?
12. Выходите ли вы иногда из себя, сердясь не на шутку?
13. Часто ли вы действуете под влиянием минутного настроения?
14. Часто ли вы переживаете от того, что сделали или сказали такое, что не следовало бы?
15. Отдаете ли вы обычно предпочтение книгам, а не встречам с друзьями?
16. Легко ли вас обидеть?
17. Любите ли вы часто бывать в компаниях?
18. Возникают ли у вас мысли, которые хотели бы скрыть от других?
19. Бывает ли так, что иногда вы так полны энергией, что все горит в руках, а иногда вялы?
20. Предпочитаете ли вы иметь меньше друзей, но зато особенно близких?
21. Часто ли вы мечтаете?
22. Когда с вами говорят в повышенных тонах, отвечаете ли тем же?
23. Часто ли вас беспокоит чувство вины?
24. Все ли ваши привычки хороши и желательны?
25. Способны ли вы дать волю своим чувствам и как следует повеселиться в компании?
26. Считаете ли вы себя человеком возбудимым и чувствительным?
27. Считают ли вас окружающие живым и веселым человеком?
28. Часто ли вы, сделав какое-нибудь важное дело, испытываете такое чувство, что могли бы сделать его лучше?
29. Когда находитесь в обществе других людей, вы больше молчите?
30. Не бывает ли так, что иногда вы сплетничаете?
31. Случается ли так, что вы не можете заснуть оттого, что в голову лезут разные мысли?
32. Если вы хотите узнать о чем-нибудь, то предпочтете прочитать об этом в книге, газете, чем спросить?
33. Бывает ли у вас сильное сердцебиение?
34. Нравится ли вам работа, требующая постоянного внимания?
35. Бывает ли такое состояние, что вас бросает в дрожь от волнения в какой-то экстремальной ситуации?
36. Всегда ли вы платили бы за провоз багажа в транспорте, если бы не опасались проверки?
37. Неприятно ли вам находиться в обществе, где подшучивают, насмехаются друг над дру­гом?
38. Вы раздражительны?
39. Нравится ли вам работа, которая требует быстроты действий?
40. Волнуетесь ли вы по поводу неприятных событий?
41. Вы ходите медленно, не спеша?
42. Вы когда-нибудь опаздывали на работу или встречу?
43. Часто ли вы видите кошмарные сны?
44. Верно ли, что вы так любите поговорить, что никогда не упускаете случая побеседовать даже с незнакомым человеком?
45. Беспокоят ли вас какие-либо боли?
46. Вы бы почувствовали себя очень несчастным, если бы длительное время были лишены широкого общения с людьми?
47. Можно ли назвать вас нервным человеком?
48. Есть ли среди знакомых те, которые вам явно не нравятся?
49. Можно ли сказать, что вы уверенный в себе человек?
50. Легко ли вы обижаетесь, если другие указывают на ваши ошибки в работе или личные недостатки?
51. Считаете ли вы, что трудно получить настоящее удовольствие от вечеринки?
52. Беспокоит ли вас чувство, что вы чем-то хуже других?
53. Легко ли вам внести оживление в довольно скучную компанию?
54. Случается ли говорить о вещах, в которых вы не разбираетесь?
55. Беспокоитесь ли вы о своем здоровье?
56. Любите ли вы шутить?
57. Страдаете ли вы от бессонницы?
Все 57 вопросов делятся на три группы. 24 вопроса выявляют, экстраверт вы или интро­верт? Следующие 24 вопроса связаны с вашей эмоциональной устойчивостью или неустой­чивостью. А оставшиеся 9 вопросов определяют, насколько вы искренни в ответах.
Обработка результатов. За каждый ответ, совпадающий с ключом, ставится 1 балл. Баллы по каждой из трех шкал суммируются.
Ключ к опроснику.
Шкала интроверсии—экстраверсии: 1+, 3+, 5-, 8+, 10+, 13+, 15-, 17+, 20-, 22+, 25+, 27+, 29-, 32-, 34+, 37-, 39+, 41-, 44+, 46+, 49+, 51-, 53+, 56+.
Шкала эмоциональная устойчивость—неустойчивость: 2+, 4+, 7+, 9+ 11+, 14+, 16+, 19+, 21+, 23+, 26+, 28+, 31+, 33+, 35+, 38+, 40+, 43+, 45+, 47+, 50+, 52+, 55+, 57+.
Шкала скрытность—откровенность (искренность): 6+, 12-, 18-, 24+, 30-, 36+, 42-, 48-, 54-.
Интерпретация результатов. Если вы набрали 12 и более баллов по первой шкале, то вы — экстраверт (12-18 баллов — умеренная экстраверсия, 19-24 — значительная), если у вас меньше 12 баллов, то вы интро­верт (1-7 баллов — значительная, 8-11 — умеренная интроверсия).
Если у вас 12 и менее баллов по второй шкале, то вы эмоционально устойчивы (до 10 бал­лов — высокая устойчивость, 11-12 баллов — средняя); если более 12 баллов, то вы эмоцио­нально неустойчивы (15-18 баллов — высокая,'19-24 баллов — очень высокая неустойчи­вость).
Если вы набрали по шкале «скрытность—откровенность» более 4 баллов, то ваши ответы были не всегда искренними и свидетельствуют о тенденции ориентироваться на хорошее впе­чатление о себе.
С помощью опросника, по мнению Г. Айзенка, можно определить тип темперамента. Если изобразить координаты на листе бумаги и отложить баллы (от 0 до 24) по осям устойчивость (стабильность) — нейротизм и экстраверсия — интроверсия, то сочетание характеристик ука­жет на тип темперамента. В верхней правой части (неустойчивые экстраверты) разместятся холерики; в правой нижней части — сангвиники; в левой нижней — флегматики и в левой вер­хней части — меланхолики.
2.4. ОПРОСНИК «ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
СТРУКТУРЫ ТЕМПЕРАМЕНТА» Б.Н.СМИРНОВА.
Опросник Б.Н. Смирнова позволяет выявить рад полярных свойств темперамента: экстра­версию — интроверсию, эмоциональную возбудимость — эмоциональную уравновешенность, темп реакций (быстрый — медленный), активность (высокую — низкую). Он также имеет шкалу искренности испытуемого при ответах на вопросы, позволяющую оценить надежность полученных результатов.
Ход выполнения задания. Психолог обращается к испытуемым со словами: «Вам предлагается ответить на 48 вопро­сов. Отвечайте на каждый вопрос «да» (+) или «нет» (-), ставя свой ответ рядом с номером вопроса. Отвечайте на все вопросы, ничего не пропуская. Чем искреннее будут ваши ответы, тем точнее изучите свой темперамент».
1. Вы любите часто бывать в компании?
2. Вы избегаете иметь вещи, которые ненадежны, непрочны, хотя и красивы?
3. Часто ли у вас бывают подъемы и спады настроения?
4. Во время беседы вы очень быстро говорите?
5. Вам нравится работа, требующая полного напряжения сил и способностей?
6. Бывает ли, что вы передаете слухи?
7. Считаете ли себя человеком очень веселым и жизнерадостным?
8. Вы очень привыкаете к определенной одежде, ее цвету и покрою, так, что неохотно меняе­те ее на что-нибудь другое?
9. Часто ли чувствуете, что нуждаетесь в людях, которые вас понимают, могут ободрить и утешить?
10. У вас очень быстрый почерк?
11. Ищете ли вы сами себе работу, занятие, хотя можно было бы и отдыхать?
12. Бывает ли так, что вы не выполняете свои обещания?
13. У вас много очень хороших друзей?
14. Трудно ли оторваться от дела, которым вы поглощены, и переключиться на другое?
15. Часто ли вас терзает чувство вины?
16. Обычно вы ходите очень быстро, независимо от того, спешите или нет?
17. В школе вы бились над трудными задачами до тех пор, пока не решали их?
18. Бывает ли, что иногда соображаете хуже, чем обычно?
19. Вам легко найти общий язык с незнакомыми людьми?
20. Часто ли вы планируете, как будете вести себя при встрече, беседе и т. д.?
21. Вспыльчивы и легко ли ранимы намеками и шутками над вами?
22. Во время беседы вы быстро жестикулируете?
23. Чаще всего просыпаетесь ли вы утром свежим и хорошо отдохнувшим?
24. Возникают ли у вас такие мысли, что вы не хотели бы, чтобы о них знали другие?
25. Вы любите подшучивать над другими?
26. Склонны ли вы к тому, чтобы основательно проверить свою точку зрения, прежде чем со­общить ее кому-либо?
27. Часто ли вам снятся кошмары?
    продолжение
--PAGE_BREAK--28. Обычно легко ли вы запоминаете и усваиваете новый учебный материал?
29. Вы настолько активны, что вам даже несколько часов трудно быть без дела?
30. Бывает ли, что, разозлившись, вы выходите из себя?
31. Вы можете внести оживление в довольно скучную компанию?
32. Вы обычно довольно долго раздумываете, принимая какое-то решение, даже не очень важ­ное?
33. Вам говорили, что вы принимаете все слишком близко к сердцу?
34. Вам нравится играть в игры, требующие быстрой и хорошей реакции?
35. Если у вас что-то долго не получается, то все же пытаетесь сделать это?
36. Возникало ли у вас, хотя и кратковременно, чувство раздражения к родителям?
37. Считаете ли вы себя открытым и общительным человеком?
38. Обычно вам трудно взяться за новое дело?
39. Беспокоит ли вас чувство, что вы чем-то хуже других?
40. Обычно вам трудно что-то делать вместе с медлительными и неторопливыми людьми?
41. Вы можете в течение дня долго и продуктивно заниматься чем-либо, не чувствуя устало­сти?
42. У вас есть привычки, от которых следовало бы избавиться?
43. Вас иногда принимают за человека беззаботного?
44. Считаете ли вы хорошим другом только того, чья симпатия к вам надежна и проверена?
45. Вас можно быстро рассердить?
46. Во время дискуссии вы обычно быстро находите подходящий ответ?
47. Вы можете заставить себя долго и продуктивно, не отвлекаясь, заниматься чем-либо?
48. Бывает, что вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь?
Ключ к опроснику.
1. Экстраверсия—интроверсия — «да»: (1,7,13,19, 25,31,37) х 3; (4,43) х 2;
2. Ригидность-пластичность — «да»: (8,26,32) х 3; (2,14,20,38,44) х 2; «нет» — (19,46) х 1.
3. Эмоциональная возбудимость—уравновешенность — «да»: (15,21,33,39,45) х 3; (3,9) х 2; 27x1.
4. Темп реакции — «да»: (4,16, 28) х 3; (10, 22, 34,40,46) х 2;
5. Активность — «да» — (5,11,17, 23, 29,35,41,47) х 3; 10 х 1; «нет»: 38 х 1.
6. Искренность — «да»: (30,36,42,48) х 3; (6,12) х 2; (18, 24,25) х 1; «нет» — 23 х 1.
Обработка результатов. Ответ в соответствии с ключом оценивается от 1 до 3 баллов.
1. Подсчитать сумму баллов по каждой шкале опросника.
2. Определить искренность ответов по шкале «искренность». Если показатель по этой шкале 13-20 баллов, то высокая надежность результатов, 8-12 — средняя, 1-7 — низкая.
Интерпретация результатов.
2.5. СВОЙСТВА И ФОРМУЛА ТЕМПЕРАМЕНТА.
По инструкции испытуемый должен прочитать каждое свойство темперамента и отметить знаком «+» или выписать число на листок (от 1 до 4) степень выраженности у него данного свойства.
1. Энергетический потенциал:
1) очень большой,
2) большой,
3) достаточный,
4) малый.
2. Характер расходования энергии:
1) быстрый, неравномерный, большими взрывами,
2) равномерный, умеренно быстрый,
3) равномерный, медленный,
4) быстрый, малыми вспышками.
3. Энергетическое истощение:
1) быстрое после большого напряжения,
2) медленное,
3) очень медленное,
4) быстрое после небольшого напряжения.
4. Накопление энергии:
1) быстрое,
2) умеренное быстрое,
3) умеренное,
4) медленное.
5. Уравновешенность нервных и психических процессов:
1) неуравновешенный,
2) уравновешенный,
3) уравновешенный,
4) неуравновешенный.
6. Скорость, переключаемость нервных и психических процессов:
1) скорость большая, переключаемость легкая,
2) скорость большая, переключаемость легкая,
3) скорость малая, переключаемость медленная,
4) скорость значительная, переключаемость медленная.
7. Переделка динамического стереотипа:
1) быстрая, но нелегкая,
2) легкая и быстрая,
3) медленная,
4) медленная и трудная.
8. Эмоциональные переживания:
1) сильные, краткие, экстравертивные,
2) поверхностные, краткие, экстравертивные,
3) слабые, интровертивные,
4) глубокие, длительные, интровертивные.
9. Аффективность:
1) выраженная,
2) нет,
3) нет,
4) наибольшая.
10. Настроение:
1) неустойчивое, с преобладанием бодрого, боевого,
2) жизнерадостное, веселое, устойчивое,
3) устойчивое, без больших радостей и страданий,
4) неустойчивое, с преобладанием тоски, печали, пессимизма.
11. Адаптация:
1) хорошая,
2) отличная,
3) медленная,
4) трудная.
12. Реактивность:
1) на сильные раздражители еще более интенсивная реакция,
2) реакция соответствует раздражителю,
3) слабая, медленная реакция на сильные раздражители,
4) сильная реакция на слабые раздражители.
13. Двигательные реакции (походка, мимика, жесты):
1) резкие, быстрые, неравномерные,
2) равномерные, быстрые, плавные,
3) медленные, однообразные,
4) многообразные, неравномерные, слабые.
14. Речь
1) громкая, резкая, неравномерная,
2) громкая, плавная, живая,
3) монотонная, медленная,
4) тихая или с затиханием.
15. Терпение:
1) слабое,
2) умеренное,
3) очень большое.
16. Общительность:
1) общителен,
2) общителен,
3) необщителен,
4) замкнут в себе.
17. Агрессивность:
1) агрессивен,
2) миролюбив,
3) сдержан,
4) покорен.
18. Отношение к критике:
1) агрессивное,
2) спокойное,
3) безразличное,
4) обидчивое, ущемленное.
19. Активность:
1) страстная, увлекающаяся натура,
2) энергичен, деловит или болтун,
3) неутомимый труженик,
4) слабая и неравномерная активность.
20. Отношение к новому:
1) положительное, оптимистичное,
2) как к старому, так и к новому,
3) отрицательное,
4) либо восторженное, либо пессимистичное.
21. Отношение к опасности:
1) боевое, рисковое, без расчета, горячее,
2) расчетливое, без растерянности и риска,
3) хладнокровное, невозмутимое, с самообладанием,
4) тревожное, растерянное, подавленно-безразличное.
22. Достижение цели:
1) прямое, рывками, с полной отдачей сил,
2) быстрое, плавное, с обходом препятствий и учетом ситуации,
3) медленное, но упорное и верное,
4) отступление от трудных препятствий.
23. Самооценка и взаимооценка:
1) значительная переоценка себя, «Все сделаю сам»,
2) некоторая переоценка себя, но и прибегание к помощи,
3) трезвая оценка своих возможностей, а также возможностей и других,
4) недооценка себя, надежда на других.
24. Внушаемость, мнительность:
1) умеренная,
2) небольшая,
3) наименьшая,
4) наибольшая.
Обработка результатов.
1. Подсчитать:
а) число свойств (из найденных у себя) холерического темперамента (кол-во ответов под номером 1), затем число свойств сангвинического темперамента (кол-во ответов под номером 2), потом число свойств флегматического темперамента (кол-во ответов под номером 3) и, наконец, число свойств меланхолического темперамента (кол-во отве­тов под номером 4);
б) общее число отмеченных знаком «+» конкретных свойств разных типов темперамента.
2. Вычислить процент положительных ответов по каждому типу темперамента.
3. Вычислить по формуле темперамента:

где А — общее число отмеченных конкретных свойств различных типов темперамента (чис­ло написанных цифр);
А1 — число свойств (из найденных у себя) холерического темпера­мента;
А2 — число свойств сангвинического темперамента;
А3 — число свойств флегмати­ческого темперамента;
А4 — число свойств меланхолического темперамента.
2.6. ОПРОСНИК X. СМИШЕКА «ДИАГНОСТИКА ТИПОВ
АКЦЕНТУАЦИИ ЧЕРТ ХАРАКТЕРА И ТЕМПЕРАМЕНТА
ПО К. ЛЕОНГАРДУ».
В основу опросника положена концепция «акцентуированных личностей» К.  Леонгарда. Лич­ности, у которых отдельные из основных черт имеют высокую степень выраженности, Леон-гард называл акцентуированными. Автор выделяет 10 типов акцентуации: демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый, гипертимический, дистимический, тревожно-бо­язливый, циклотимический, аффективно-экзальтированный, эмотивный.
Инструкция. Внимательно прочитайте вопрос. Отвечайте на него «да» или «нет», простав­ляя в регистрационном бланке (Приложение №2) соответственно «+», если ответ утвердительный, или «-», если ответ отрицательный. Не задумывайтесь долго над ответом. Помните, плохих или неверных ответов нет.
1. Чаще у вас бывает веселое и беззаботное настроение?
2. Чувствительны ли вы к обидам, оскорблениям?
3. Бывает ли так, что в кинотеатре или в разговоре у вас на глаза наворачиваются слезы?
4. Сделав что-то, вы сомневаетесь, все ли выполнено правильно, и не успокаиваетесь до тех пор, пока не убедитесь еще раз в том, что все сделано правильно?
5. В детстве были ли таким же смелым и отчаянным, как ваши сверстники?
6. Часто ли у вас меняется настроение от невероятно веселого к крайне тоскливому?
7. Являетесь ли вы центром внимания в обществе, компании?
8. Бывает ли так, что вы беспричинно находитесь в таком недовольно-раздражительном на­строении, что с вами лучше не разговаривать?
9. Серьезный ли вы человек?
10. Способны ли вы восторгаться, восхищаться чем-нибудь?
11. Предприимчивы ли вы?
12. Быстро ли забываете, если вас кто-либо обидит?
13. Мягкосердечны ли вы?
14. Опуская письмо в почтовый ящик, проверяете ли вы, не застряло ли оно в щели?
15. Стремитесь ли вы всегда считаться в числе лучших работников?
16. Боялись ли вы в детстве грозы или собак?
17. Стремитесь ли вы во всем соблюдать порядок?
18. Зависит ли ваше настроение от внешних обстоятельств?
19. Любят ли вас ваши знакомые?
20.  Часто ли вас преследует чувство внутреннего беспокойства, ощущение возможной беды, неприятности?
21. Часто ли у вас подавленное настроение?
22. Была ли у вас хоть раз истерика или нервный срыв?
23. Трудно ли вам длительное время усидеть на одном месте?
24. Если по отношению к вам несправедливо поступили, отстаиваете ли свои интересы?
25. Можете ли вы зарезать курицу?
26. Если дома занавески висят неровно, раздражает ли вас это обстоятельство и вы стараетесь сразу поправить их?
27. В детстве вы боялись оставаться один дома?
28. Часто ли у вас без причины колеблется настроение?
29. Всегда ли вы стремитесь быть компетентным в своей профессии или одним из лучших в учебе?
30. Быстро ли вы злитесь или впадаете в гнев?
31. Можете ли вы быть беспечно веселым?
32. Бывает ли так, что ощущение полного счастья буквально вас пронизывает?
33. Как вы думаете, смогли бы быть ведущим (конферансье) в юмористическом спектакле?
34. Обычно вы высказываете свое мнение достаточно откровенно и недвусмысленно?
35. Вам трудно переносить вид крови, так как это вызывает у вас неприятные ощущения?
36. Любите ли вы работу, требующую от вас огромной ответственности?
37. Склонны ли вы выступать в защиту лиц, по отношению к которым несправедливо посту­пают?
38. Вам страшно спускаться в темный подвал?
39. Предпочитаете ли вы деятельность, требующую неторопливости и усидчивости, работе быстрой и где требования к качеству невысоки?
40. Общительный ли вы человек?
41. Охотно ли вы в школе декламировали стихи?
42. Убегали ли вы в детстве из дома?
43. Кажется ли вам жизнь трудной?
44. Были ли такие ситуации, что вы так расстроились, что не в состоянии были пойти на рабо­ту, занятия?
45. Можно ли сказать, что даже при неудаче вы не теряете чувство юмора?
46. Предприняли бы вы первым шаги к примирению, если бы вас кто-нибудь обидел?
47. Вы очень любите животных?
48. Выйдя из дома, возвращаетесь ли снова, чтобы убедиться, что оставили его в таком состо­янии, что ничего не случится?
49. Беспокоили ли мысли, что с вами или родными что-нибудь может случиться?
50. Считаете ли вы, что ваше настроение очень изменчиво?
51. Трудно ли вам выступать с докладами, играть на сцене перед большой аудиторией?
52. Можете ли вы ударить обидчика, если он вас оскорбляет?
53. У вас очень высока потребность в общении с другими людьми?
54. Вы относитесь к тому типу людей, кто впадает в отчаяние при каких-либо разочаровани­ях?
55. Нравится ли вам работа, требующая активной организаторской деятельности?
56. Настойчиво ли вы добиваетесь намеченной цели, если приходится преодолевать массу препятствий?
57. Может ли вас так взволновать трагический фильм, что на глазах выступят слезы?
58. Трудно ли уснуть из-за того, что проблемы пережитого или следующего дня постоянно в ваших мыслях?
59. В школе вы иногда подсказывали своим товарищам или давали списывать?
60. Потребуется ли вам огромная сила воли, чтобы ночью пройти по кладбищу?
61. Следите ли вы за тем, чтобы в вашем доме каждая вещь имела свое место?
62. Бывает ли так, что, ложась спать в хорошем настроении, вы встаете в подавленном состоя­нии?
63. Легко ли вы привыкаете к новым ситуациям?
64. Подвержены ли вы головным болям?
65. Часто ли вы смеетесь?
66. Можете ли вы быть приветливым с теми, кого явно не цените, не любите, не уважаете?
67. Вы подвижный человек?
68. Из-за несправедливости вы очень переживаете?
69. Любите ли вы природу?
70. Уходя из дома или ложась спать, проверяете ли вы, погашен ли свет, закрыты ли двери, выключен ли газ?
71. Вы боязливы?
72. Часто ли меняется ваше настроение?
73. Принимаете ли вы участие в кружках художественной самодеятельности или участвова­ли в них в молодости?
74. Расцениваете ли вы жизнь несколько пессимистически, без радостных надежд?
75. Увлекает ли вас путешествие?
76. Меняется ли у вас внезапно настроение от огромной радости до глубокой тоски?
77. Легко ли вам удается поднять настроение друзей или компании?
78. Долго ли вы переживаете обиду?
79. Переживаете ли вы длительное время несчастье других людей?
80. Будучи школьником часто ли вы переписывали страницу в вашей тетради, если случайно поставили кляксу?
81. Относитесь ли вы к людям скорее с недоверием и настороженно, чем с доверчивостью?
82. Часто ли видите страшные сны?
83. Бывает ли у вас такое состояние, что вы боитесь, что броситесь под поезд или выброситесь из окна многоэтажного здания?
84. Вы обычно веселы в хорошей компании?
85. Способны ли вы отвлечься от трудных проблем, требующих решения?
86. Становитесь ли вы среди близких людей менее сдержанным, чувствуете себя более сво­бодно?
87. В беседе вы скорее немногословны, чем разговорчивы?
88. Если вам надо было бы играть на сцене, могли бы вы так перевоплотиться, что забыли бы о том, что только играете?
Ключи к опроснику.
1. Гипертимность (х 3): «да» — 1,11, 23, 33, 45, 55, 67, 77.
2. Застревание (х 2): «да» — 2, 15, 24, 34 ,37, 56, 68, 78 ,81; «нет» — 12, 46, 59.
3. Эмотивность (х 3): «да» — 3, 13, 35, 47, 57, 69, 79; «нет» — 25.
4. Педантичность (х 2): «да» — 4, 14, 17, 26, 39, 48, 58, 61, 70, 80, 83; «нет» — 36.
5. Тревожность (х 3): «да» — 16, 27, 38,49, 60, 71, 82; «нет» — 5.
6. Циклотимность (х 3): «да» — 6, 18, 28, 40, 50, 62, 72, 84.
7. Демонстративность (х 2): «да» — 7, 19, 22, 29, 41, 44, 63, 66, 73, 88, 85; «нет» — 51.
8. Возбудимость (х 3): «да» — 8, 20, 30, 42, 52, 64, 75, 86.
9.Дистимность (х 3): «да» — 9, 21, 43, 74, 87; «нет» — 31, 53, 65.
10. Экзальтированность (х 6): «да» — 10, 32, 54, 76.
Обработка результатов. Для обработки результатов опроса нужно изготовить трафареты в соответствии с ключа­ми, которые накладываются на регистрационный лист. Затем подсчитывается количество от­ветов, соответствующих ключам, и сумма умножается на соответствующий коэффициент (2, 3 или 6). Черта характера является акцентуированной, если конечная сумма баллов равна или больше 19. О тенденции к акцентуации свидетельствует сумма баллов от 15 до 18.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наряду с понятием «темперамент» в психологии широко исполь­зуется и понятие «характер» (от греч. charakter — черта, признак, печать, чеканка). Под характером понимают совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуслов­ливая типичные для нее способы поведения. Среди множества черт характера одни выступают как ведущие, другие как второстепенные, при этом они могут либо гармо­нировать (и тогда говорят о цельности характера), либо контрастировать с ведущими чертами (и тогда говорят о противоречивом характере). Среди черт характера, наря­ду с правдивостью и лживостью, тактичностью и грубостью и другими приобретае­мыми в процессе социализации человека чертами личности, называются и экстравер­сия — интроверсия, считающимися свойствами темперамента. Отсюда возникает во­прос: каково соотношение между темпераментом и характером?
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :