Реферат по предмету "Психология"


Ожидания в системе межличностных отношений

Министерствообразования и науки Украины
Днепропетровскийнациональный университет
Факультетпереподготовки специалистов
Кафедраобщей и социальной психологии
Курсовая работа
«Ожиданияв системе межличностных отношений»

Содержание
Введение
І. Определение понятия ожидания в межличностных отношениях
ІІ. Иследования ожидания в межличностныхотношениях в современной психологии
III. Значение ожиданий в системемежличностных отношений
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Известный американскийсоциальный психолог Эллиот Аронсон назвал одну из своих книг «Общественноеживотное». На первый взгляд, звучит немного комично, но каждый прочитавшийназвание понимает, что речь идет о человеке, и что человек может статьчеловеком только в процессе общения с другими людьми. В момент рождения на светчеловек вступает в межличностные отношения, и этот контакт продолжается всю егожизнь. И от того, насколько этот контакт будет успешен и эффективен, зависитпсихологическое состояние человека, его возможность адаптироваться в обществе иколлективе, найти друзей, создать семью, воспитать своих детей и чувствоватьсебя счастливым. Ожидания являются одной из важных составляющих межличностныхотношений: наш взгляд на других людей и взаимоотношения с ними проходит черезпризму ожиданий. А так как зачастую ожидания носят неосознаваемый характер, мыможем видеть очень искаженное отражение реальности и верить в него, что впоследствии приводит к разочарованиям. Таким образом, значимость рассмотренияданной темы для общества заключается в том, что адекватное восприятие людей искладывающихся с ними отношений позволяет строить эти отношения болееэффективно, бесконфликтно, и улучшить качество нашей жизни.
Что мы понимаем подпонятием «межличностные отношения» и «ожидания»?Межличностные отношения – это субъективно переживаемые взаимосвязи междулюдьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний,оказываемых людьми друг на друга в процессе общения и совместной деятельности.Это система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и других диспозиций,через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. Важным компонентоммежличностных отношений являются ожидания. Ожидания – это готовность,предрасположенность личности к оценке поведения и ситуации в соответствии с еесобственными взглядами и мировозрением, обусловленными предыдущим опытом.
Феномен ожиданий малоисследован в психологии. Упоминание о нем является фрагментарными,неупорядоченными, имеются разные взгляды (З.Фрейд, Р.Берн, Р.Мертон, Тоффлер идр.) Поэтому целью данной работы является изучение теоретического материала поисследованию феномена ожидания.
Такимобразом, предметом данной работы является феномен ожидания.
В изученииданной темы поставленны такие задачи:
1. дать определениефеномену ожидания;
2. изучить наработкии исследования ожидания в психологии на данный момент;
3. определитьзначение ожиданий в системе межличностных отношений.
Эта работаявляется попыткой обобщить научные материалы по поводу исследований ожиданийкак психологического феномена межличностных отношений.
І. Определение понятияожидания в межличностных отношениях
Прежде чем начатьизучение феномена ожидания, определим его значение в психологии.
В наиболее широком смыслесоциальные ожидания понимаются как «элемент социальной психики, которыйявляется следствием социального взаимодействия» [19]. В данном определениидается лишь родовое отнесение этого феномена к системе психологических понятий.
Петровский А.В. и ЯрошевскийМ.Г. [15], а вслед за ними и Головин С.Ю. [18] термин «Ожидание социальное»подают определением «экспектации – это система ожиданий или требованийотносительно норм исполнения индивидом ролей социальных; представляют собойразновидность санкций социальных, упорядочивающих систему отношений ивзаимодействий в группе». В отличие от официальных предписаний,должностных инструкций и других регулятивов поведения в группе, характерэкспектаций не формализован и не всегда осознаваем. Две основные их стороны –это:
1) право ожидать отокружающих поведения, соответствующего их позиции ролевой;
2) обязанность вести себясоответственно ожиданиям других людей.
При этом различаются:
1) экспектациипредписывающие – определяют должный характер исполнения роли;
2) экспектациипредсказывающие – определяют вероятностный характер исполнения этой роли сучетом индивидуальных особенностей «исполнителя» и конкретнойситуации."
Как видим, этоопределение тоже не дает полной картины сути этого феномена, даже запутываетнас определением ожидания через ожидание.
Некоторые следующиеопределения дают нам представление об ожиданиях как процесса. «Внутреннееотношение, отношение или установка организма, которая приводит его кпредвидению определенного события» [2]. В этом контексте ожидание являетсявидом доминантного состояния, которое «воспринимается большинством людейкак активное предвидение будущего столкновения с напряженной ситуацией. Одна изхарактерных для такого состояния признаков – мысленное проигрывание будущейдеятельности с целью деятельности формирования её более конкретного образа»[4]. Ожидание как опережающее отражение «основывается на отображении нетолько определенных сигналов, но и целостного системного отражения ситуации ина сохранении в памяти перцептивных фактов, что поддается мысленному ихобобщению» [6]. «Функциональный аспект ожиданий связанс саморегуляцией деятельности субъекта и его жизни в целом, результатом которойявляется разработка позиции по отношению к вероятностному протеканию событий.Ожидания могут относиться к перспективам развития не только субъект –субъектных связей разного уровня, но и отношениЙ субъект – объектных связей идаже в отношении представлений про будущее самого субъекта ожиданий» [19].
Таким образом,ожидания в межличностных отношениях можно рассматривать как с позицииопределенного соответствия ролям или как процесс прогнозирования исамопрогнозирования поведения.
Нам интересны обааспекта для более глубокого изучения этого феномена.ІІ. Иследования ожидания в межличностныхотношениях в современной психологии
Как видно извышеизложенного, взгляды на феномен ожидания разных авторов расходятся. Поэтомув этом разделе будет рассмотрено, как интерпретируют ожидания, к какомуфеноменологическому полю их относят, какое их содержание, с какими другимифеноменами их связывают.
Психоаналитическийподход и психодинамическая теория позволяют выделить важные аспекты психики,которые играют важную роль в формировании ожиданий. Они связываютглубинно-психологические основы возникновения ожидания с проблемаминеосознанного. Это, в первую очередь, вклад раннего детства в возникновениеинтеративных (неизменных) свойств психики, которые не зависят от вариативных конкретныхситуаций общения. К интеративным свойствам психики есть основания отнести иожидания (экспектации) в подтверждении идеализированного «Я»субъекта, они связаны с системой его психологических защит. Формированиеожиданий происходит так: «стабилизация потребностей в идеализации „Я“вызвано или неудачами детства или же идеализацией родителями личностных качествребенка. Эти потребности формируют индивидуально неповторимую системупсихологических защит. В процессе проявления защит могут наблюдаться ожиданиякак потребности подтверждения чеснот и качеств личности. Ожидания выступают какзащиты, сформированные в детстве, это ожидание поведения и отношения к себе всоответствии с внутренним идеализированным „Я“, с „условнымиценностями“ объекта» [7, с.108-110].
Если психикапереполнена психологическими защитами, то получается феномен «замкнутогокруга». Например, ожидание неудачи приводит к неудаче, неудачаобусловливает потребность отступления от реальности, отступ от реальности ведетк неудаче. В границах функционирования «замкнутого круга» экспектациинепроизвольно стабилизируются и уже сами влияют на реальность — «ожидаемоестановится реальным». Примером подобного явления может служить Эдиповкомплекс. Он создает проблемы низкой самооценки. Низкая самооценка находитвыражение в соответствующих ожиданиях критики со стороны других людей,неприятия личного «Я» и критики. Это может выражаться впарадоксальных формах поведения: недоверие к похвале, в тенденцияхперепроверить позитивное отношение людей к себе, в ожидании предательства.
Второй подходсвязывает понятие ожиданий с Я-концепцией индивида (Берн Э.). Я-концепция «определяетожидания человека, то есть его представление про то, что должно произойти.Человеку свойственны какие-то ожидания, которые в большинстве случаевопределяют характер его действий. Люди, уверенные в собственной возможности,ожидают, что и другие будут относиться к ним таким же образом. Те же, ктосчитает, что никому не нравятся, ведут себя в соответствии с этим ожиданием илиинтерпретируют таким образом реакции окружающих. Основой отношений, которыеформируются между ожиданиями и поведением, является механизм самосбывающихсяпророчеств». [14, с.348-350]
Связываютожидания с Я-концепцией и Майерс Д. [10, с.55]. Автор называет ожидания такимблизким по смыслу понятием «суждение окружающих». Дети, которыхсчитают одаренными, трудолюбивыми или готовыми прийти на помощь, склоннывключать эти оценки в свои Я-концепции и поведение. Если студенты,представители этнических меньшинств, чувствуют угрозу, исходящую отстереотипных представлений об их интеллектуальных способностях, или еслиженщины осознают, что от них не ждут высоких достижений ни в математике, ни вестественных науках, они могут начать вести себя в соответствии с этимиожиданиями. Они скорее предпочтут не опровергать эти предрассудки, а реализоватьсвои возможности в других областях. Здесь Майерс Д. говорил об ожиданияхокружающих по отношению к тому, что должен или не должен делать человек приопределенных его характеристиках. Подобные суждения — ожидания воспринимаютсясубъектом и встраиваются в его Я-концепцию, посредством которой реализуется вповедении в соответствии или вопреки ожиданиям окружающих. Но главная мысль втом, что ожидания окружающих влияют на Я-концепцию и наоборот.
Следующийакцент в исследовании феномена ожидания, был сделан Мертон Р. Считается, чтоименно он впервые обратил внимание ученых на такое явление как самосбывающиесяпророчества. [13, с.345]
Розенталь Р.в своих широко известных экспериментах о «предвзятости экспериментатора»обнаружил, что иногда исследуемые ведут себя так, как от них ждут.Многочисленные экспериментаторы (Крано В. и Меллон Ф.; Розенталь Р. и ДжейкобсЛ. и др.) подтвердили влияние ожиданий учителей на успешность учеников. «Можноли сказать, что восприятие педагогом способностей и достижений их учениковявляется не только следствием успеваемости учащихся, но и ее причиной?Результаты корреляционного исследования, выполненного Крано У. и Меллон Ф. сучастием 4300 британских школьников, позволяют утвердительно ответить на этотвопрос». [10, с.149] Это означает, чтоожидаемые хорошие результаты от ученика будут замечаться, а неуспехиигнорироваться; этому ученику педагог будет уделять больше внимания и усилий,чтобы оправдать свои ожидания и таким образом формируется цепочка: ожиданияпедагога      внимание ученику        больше ученик получает, чем другие         достиженияв учебе     подтверждение ожиданий педагога        и так далее.
Нашисоциальные убеждения и суждения важны, ибо они обладают силой воздействия.Когда наши идеи толкают нас на совершение поступков, с очевидностью доказывающихих правоту, они превращаются в сбывшиеся пророчества.
Но ожидания педагога на успеваемость ученика имеютсвои ограничения. «Невысокие ожидания педагога не фатальны для одаренногоребенка, а высокие не превратят чудесным образом неспособного ученика в „гордостькласса“. По своей природе человек не столь податлив» [10, с.149] Но,судя по всему, высокие ожидания педагога способны повлиять на тех неуспевающихучеников, для которых его поддержка может оказаться глотком свежего воздуха,помогающего им удержаться на плаву.
Влияет также ожидания учеников вотношении педагога. Они больше приобретают знаний, чаще посещают лекции, еслиесть положительное ожидание и наоборот. Например, приступая к изучению того илииного курса, вы, конечно, были уже наслышаны о том, что на лекциях «упрофессора Смита интересно». Подобные ожидания способны повлиять как наученика, так и на педагога, как подтвердили эксперименты Р.Релдмана иТ.Прохозк. [10, с.149].
«Как и все прочие социальныефеномены, тенденция, выражающаяся в том, что поведение окружающих подтверждаетнаши ожидания, имеет свои пределы. Нередко ожидания прогнозируют поведениепросто потому, что они справедливы. Кроме того, люди, заранее предубежденные отом какие надежды на них возлагают, могут стремиться превзойти ожидания. ЕслиЧак знает, что, по мнению Джейн, у него „ветер в голове“, он,возможно, захочет сделать все, чтобы опровергнуть это впечатление. Если Джейнзнает, что Чак не ждет от нее дружеского участия, она, возможно, постараетсядоказать ему обратное. [10, с.153]
По мнению У.Свона и Р.Илай,существует и иное условие, при котором мы, скорее всего, не оправдаем ожиданий,связанных с нами другими: когда их ожидания входят в противоречие с нашейчеткой Я-концепцией. Так исследователи сообщают: когда „заядлую тусовщицу“интервьюировал человек, ожидавший увидеть перед собой интроверта, изменялось неповедение интервьюируемого, а представление о нем интервьюера. Напротив,неуверенные в себе интервьюируемые чаще всего оправдывают ожиданияинтервьюеров.
Наши убеждения относительно самихсебя тоже могут быть самореализующимися. То, что люди нередко реализуютпрогнозы, сделанные ими относительно собственного поведения, было доказаноС.Шерманом в нескольких экспериментах. Когда группе жителей города Блумингтон (штатИндиана) позвонили по телефону и спросили, не хотят ли они оказать помощьАмериканскому онкологическому обществу и безвозмездно отработать три часа,согласие изъявили лишь 4% опрошенных. Когда же звонили другим людям и просилиспрогнозировать их реакцию на тот случай, если к ним обратятся с подобнойпросьбой, почти половина выразила готовность помочь. И они действительнопомогли, когда Обществу понадобилась их помощь. Если у нас есть некий план,относительно наших поступков в тех или иных обстоятельствах, вероятность того,что мы будем действовать в соответствии с ними, весьма велика. [10, с.154]
Самореализующиеся пророчестваприсутствуют во всех сферах нашей жизни. Наши ожидания независимо от того,верны они или неверны, играют значительную роль в формировании обликареальности. Например, ощущение того, что вы кому-то нравитесь, делает вас болеелюбящим. И это не все: чем более мы неуверенны и мучимы сомнениями, тем большуюсимпатию испытываем к тому, кому нравимся. По поводу этого Кертис Р. и МиллерК. провели эксперимент. „Они убедили одних испытуемых в том, что онинравятся своему партнеру, а других — в том, что они партнеру не нравятся. Впоследующем взаимодействии те испытуемые, которые думали, что вызывают упартнера симпатию, вели себя более располагающе, чем испытуемые, которыесчитали, что они симпатии не вызывают: то есть первые больше раскрывались вбеседах, меньше выражали несогласие с партнером, в общем вели себя по отношениюк тому, кому (как они ожидали) нравились, более сердечно и дружелюбно, чем те,кто думал, что они партнеру не нравятся.
Более того, испытуемые, полагавшие,что они вызывают симпатию партнеров, действительно вызвали их симпатию, в товремя как испытуемые, полагавшие, что они не вызывают симпатию партнеров, какраз и не вызвали их симпатию. Таким образом, интересно, что поведениеиспытуемых, считавших, что они либо нравятся, либо не нравятся своим партнерам,вызвали ответное поведение партнеров, притом что партнеры на самом делепервоначально не выражали своей симпатии или антипатии по отношению киспытуемому“. [1, с.385-386]. Партнеры, таким образом, были склонны вестисебя „зеркально“ по отношению друг к другу. Ожидания испытуемыхвызвали подобные ожидания у партнеров. Таким образом, наши ожидания формируютсоответствующее им поведение и это поведение вызывает определенную реакцию упартнера, которая соответствует ожиданиям и результат оказывается самосбывшемсяпророчеством.
Кантор Н. рассмотрел феномен ожиданияс точки зрения психологии социальных ситуаций [16, с.212-216]. „Людиожидают, что определенные типы поведения происходят в определенного типаситуациях, что определенные типы людей оказываются в определенных ситуациях ичто определенные физические и социальные структуры могут быть встречены вспецифических ситуациях“. Например, Прайс и Буффард обнаружили, что людивоспринимают некоторые ситуации как довольно ограничивающие с точки зренияожидания типов поведения (например, церковь или интервью при приеме на работу),а другие ситуации (например, парк или собственная комната) как относительносвободные от ожиданий. Существенная часть согласованного знания о ситуацияхявляется набором физических, атмосферных, диспозиционных ожиданий. Они включаютдетали о наиболее соответствующем поведении в ситуации, чувствах, связанных с „пребываниемв ситуации“, и типичные реакции и поведение других в ситуации. Оченьмногие люди очень внимательны к внешней среде в поисках сигналов для социальносоответствующего поведения в социальных интеракциях.
Такими „сигналами“ от людейв системе межличностных отношениях могут выступать сложившиеся стереотипы,конформные требования, полоролевые представления, выражение симпатии.Рассмотрим следующее мнение, которое высказал Аронсон Э. о взаимосвязиперечисленных выше феноменов и ожиданий [1].
»Стереотипы направляют нашиожидания. К примеру, каждое из приведенных ниже слов, вероятно, вызовет весьмаопределенные ситуации: университетский профессор, девушка на вечеринку, расист,либеральный демократ. Стоит только категоризировать какого-то человека или событие,используя одно из приведенных слов или словосочетаний, в качествепротивостоящего другим, как мы начинаем на основе соответствующих стереотиповстроить ожидания по поводу наших будущих взаимодействий. Предположим, кто-тозаходит в ресторан и мысленно относит его к категории «бар», а не ккатегории «респектабельное заведение, где можно хорошо поесть».Теперь, раз уж ошибочно классифицировал данное заведение и взял на вооружениеневерный сценарий, он будет воспринимать окружающее и вести себя не так, каквел бы себя в ресторане, и, наверное, это будет выглядеть весьма глупо.Ожидания, создаваемые с помощью стереотипа, могут значительно влиять на нашобраз мыслей и на наши суждения". [1, с.159]
Взаимосвязь ожиданий и конформностисостоит в том, что «желая сохранять хорошее отношение к другим людям, мыстараемся соответствовать их ожиданиям».[1, с.44] Таким образом, группалюдей и человек предъявляют какие-то требования к своим членам, если несоответствовать им, то группа отвергнет этого члена. Поэтому желание иметьхорошие отношения с группой, контакты, провоцируют субъекта вести себя, кактребуют правила этой группы. Выходит, что если субъект ведет себя, так какожидает от него группа, то он проявляет конформность. Не отвечать ожиданиямозначает проявление неконформности. В этой взаимосвязи конформность являетсяследствием влияния ожиданий.
Следующий аспект изучения ожиданийрассмотрим с точки зрения Леонтьева А.Н.
По мнению Леонтьева ожидания вструктуре личности выступают в виде ролей. «По широко распространенномуопределению, „роль“ — это программа, которая отвечает ожидаемомуповедению человека, занимающего определенное место в структуре той или инойсоциальной группы, это структурированный способ его участия в жизни общества.Личность и представляет собой не что иное, как систему усвоенных(интернализированных) „ролей“. В социальной группе, которая образуетсемью, это „роль“ сына, отца и т.д.; на работе — »роль",скажем, врача или учителя. В неопределенных ситуациях «роль» тожевозникает, только в этом случае в «роли» гораздо больше проявляютсячерты архитипа и индивидуально приобретенного опыта. Каждый из нас, разумеется,принимает на себя те или иные социальные функции и в этом смысле — «роли».Однако идея прямого сведения личности к совокупности «ролей» являетсянеправильной. «Роль» — не личность, а, скорее, изображение за которымона скрывается". [8, с.170] Таким образом, мы представляем как человек «должениграть свою роль» и ожидаем от него соответствующего поведения. Понятияроли и ожидания тесно связаны.
Этот взгляд подтверждает и Аронсон Э.в приведенных примерах. [1, с.324-325] В общественном сознании сложились понятияпо поводу поведения мужчин и женщин, выполнению роли в семейной жизни, вработе. Такие ожидания организуют межличностные отношения, делают ихструктурированными и понятными.
«Социальные ожидания какважнейший элемент массового сознания представляют собой мощный регуляторжизнедеятельности общества, поскольку их содержание отражает сравнительноустойчивые, долговременные состояния общественного духа. Социальные ожидания изчисла наиболее распространенных и устойчивых, характеризуются нормативностью,то есть заключают в себе момент активного давления, требования определенныхдействий от участников взаимодействий. Социальные санкции, являясь средствомсоциального контроля, поддерживают существование социальных ожиданий в виденорм. Такие социальные ожидания и обозначаются термином „экспектации“,где особо подчеркивается момент нормативности. Ожидания могут формироваться вотношении не только субъектов внутри группового взаимодействия, но и субъектовиных уровней: общества в целом, государства или отдельных его институтов,классов, партий, движений и т.п. Предметом ожиданий могут выступатьмежличностные, общественные явления и процессы, проблемы войны и мира,политические и культурные события, экономические реформы и прочее. Ожиданияскладываются и в связи внеобщественными, природными явлениями. Мир ожиданий стольже разнообразен, как разнообразна в своих проявлениях сама жизнь». [19,с.150-154]
Гримак Л.П. рассматривает по-другомуожидания, связывая их с доминантными состояниями как разновидностью стрессовыхсостояний. «Доминантные состояния могут относиться непосредственно кконкретному периоду той деятельности, которую они обеспечивают, но могут бытьзначительно сдвинуты в сторону ее предвосхищения и тогда возникает состояниеожидания. Распространенным видом доминантного состояния является ожидание техили иных значительных событий. Внешние и внутренние проявления состоянийожидания в значительной мере зависят от индивидуальной реактивности человека,специфики его психорегуляторных механизмов защиты.
Пассивное ожидание психологическивоспринимается большинством людей как активное предвосхищение будущегостолкновения с напряженной ситуацией. В этот период не только сигнальныераздражители (соответствующие реально ожидаемым), но и их подобия вызываютрезкие изменения в состоянии организма. Показатели электроэнцифалограммы,электрокардиограммы, внешние проявления свидетельствуют о вегетативных сдвигахв организме. Психическим выражением такого рода состояний является повышеннаятревожность, неуверенность в себе. Доминантные психические состояния ожиданиявыражают физиологическую настройку организма, называемую в физиологии труда как»предрабочее", а в спортивной физиологии как «предстартовое»состояние". [4, с.112-115] Далее автор описывает функционированиеожиданий. Один из характерных для такого состояния признаков — мысленноепроигрывание предстоящей деятельности с целью формирования ее более конкретногообраза, своеобразное психическое программирование и моделирование оптимальныхспособов выполнения предстоящих действий. Физиологический смысл этого состояниязаключается в том, чтобы создать наилучшие условия для последующей рабочейактивности.
Однако, как обозначает Гримак Л.П.,чрезмерное выраженное доминантное состояние в период ожидания самойдеятельности может сыграть и отрицательную роль. «Чрезмерное»ожидание может вызвать преждевременное утомление и оказаться причиной снижениякачества деятельности. Каждый из нас, пожалуй, может вспомнить не один примертого, как в результате сильного волнения он уставал еще до того, какприходилось выполнять ожидаемую деятельность, будь то трудный экзамен иливстреча дня рождения. Даже в бытовых видах деятельности, не говоря уже о такихсложных, как профессиональная. Специальными психическими и физическими методамисамовоздействия выраженность реакций ожидания можно регулировать в широкихпределах.
Еще один взгляд на феномен ожиданиямы нашли у Либина А.В. [9, с.385-387]. Он описывает ожидания как «личностныеустановки через призму ситуации». Неудачи в понимании и принятии позициидругого — или, правильнее, недооценка ожидаемых действий других — являютсясвидетельством того, что субъекты реагируют на разные ситуации со своейсистемой ожиданий (установок).
Итак, подведем итоги. Какрассматривают феномен ожидания.
1.  С психоаналитической точки зренияожидания формируются как следствие защитных механизмов идеализированного вдетстве Я. Ожидания рассматриваются как бессознательное желание подтверждениясвоего Я, соответствия взаимоотношений установленным в детстве ценностям ислужат механизмом психологической защиты Я от несоответствующего отношения.
2.  Ожидания связывают с Я-концепциейиндивида. В Я-концепции есть представления про то, что должно произойти, именноэти структуры Я-концепции выступают ожиданиями. (Берн Р., Майерс Д.)
3.  Ожидания как моделирование ипроектирование будущих событий, действий, поведения своих и окружающих. (МайерсД., Аронсон С.)
4.  Моделирование будущих явленийпосредством ожиданий может сформировать такой феномен как самосбывающиесяпророчества. Он заключается в том, что мы так действуем в соответствии сосвоими ожиданиями, что опосредованно сами же строим то, чего хотели достичь.Такой механизм происходит бессознательно, по мнению авторов, и может играть какпозитивную, так и негативную роль в системе межличностных взаимоотношений.
5.  Ожидания с точки зрения психологиисоциальных ситуаций представляют собой готовность действовать в соответствии сосложившейся конкретной ситуацией. (Кантор Н.)
6.  Содержание ожиданий зависит отстереотипов, сформированных у нас воспитанием, обществом, убеждений,Я-концепции, полоролевой идентификации.
7.  Ожидание как стремлениесоответствовать роли или ждать такого же соответствия роли от других. Выполняяроли, то есть ожидания других, мы облегчаем взаимоотношения, структурируем их,не тратим время на уяснения норм взаимоотношений, а пользуемся готовыми нормамиповедения — ролями. Ожидая соответственную роль, мы уже потенциально готовы квзаимоотношению. (Леонтьев А.Н.)
8.  Ожидание как доминантное состояниеописывается как готовность к какому-либо действию и умственное проигрываниеэтого действия. Состояние ожидания — это ярко выраженный физиологический процесс.(Гримак Л.П.)
9.  Ожидание как установка вести себяопределенным образом в определенной ситуации. (Либин А.В.)
Как видно, феномен ожиданиярассматривается с разных сторон его существования и однозначной иструктурированной концепции еще не выработано. Выработка какой-то четкойпозиции по этому поводу не является целью данной работы, просто хочетсяобратить внимание на неупорядоченность и неструктурированность исследованийфеномена ожиданий. Но важность этого очевидна, так как ожидания имеют большоезначение в жизни людей. Этот довод будет проиллюстрирован в следующем разделе. III. Значение ожиданий в системе межличностныхотношений
межличностныйотношения экспектация стереотип
«Межличностные отношения — этовзаимная готовность субъектов к определенному типу взаимодействий. Готовность квзаимодействию сопровождается эмоциональным переживанием: положительным,индеферентным, отрицательным. Готовность к взаимодействию может реализоваться вповедении субъектов в условиях общения, совместной деятельности. Именносовместная деятельность, общение раскрывают характер межличностных отношений».[11, с.5]
Установившаяся взаимная готовностьсубъектов к взаимодействию есть межличностное взаимоотношение определенноготипа: приятельское, товарищеское, дружеское, супружеское. Все эти типымежличностных отношений могут быть обнаружены только в условияхвзаимоотношения, общения. Система межличностных взаимоотношений охватываетширокий диапазон явлений, но все они могут быть классифицированы с учетом трехкомпонентов взаимодействия. Это:
·  восприятие и понимание людьми другдруга,
·  межличностная привлекательность(притяжение и симпатия),
·  взаимовлияние и поведение (вчастности, ролевое).
Тоффлер А. разделил межличностныеотношения по группам по другому критерию. [20, с.76-77] По его мнению,человеческим отношениям свойственна устоявшаяся выборка временных ожиданий. Мыожидаем, что какой-то тип отношений продлится дольше. В действительности,отношения можно классифицировать согласно их вероятной длительности, что,конечно, варьируется для каждой страны и каждого человека. Вот эти категории:
1. Длительныеотношения. Наши ожидания, что внутрисемейные отношения продлятся долго.
2. Средние связи.Эта категория включает в себя четыре класса. В порядке сокращенияпродолжительности это: отношения с друзьями, соседями, коллегами и членамицерквей, клубов и других добровольных организаций.
3. Краткосрочныеотношения. В эту категорию попадает большинство отношений в сфере услуг.
Нужно отметить, что кроме этих общихвременных ожиданий, существуют и индивидуальные ожидания субъектов во времявступления в те или иные взаимоотношения. Так, например, при вступлении в браксуществуют ожидания взаимопонимания, поддержки, любви [3], вступая вовзаимоотношения с мужчиной на нас также влияют ожидания. Женщины болеечувствительны к социальным ожиданиям по поводу их сексуального поведения имогут проявлять нечестность, отвечая на вопросы, касающиеся их поведения.Женщин давит желание соответствовать ожиданиям, которые предполагают, что ониориентированны на устойчивые отношения, а не на беспорядочные связи. Мы живем вкультуре, действительно ожидающей от мужчин и женщин различного сексуальногоповедения.
В ситуации трудоустройства существуютожидания относительно условий, возможного места работы. [21]
В семейных отношениях ожидания играютбольшую роль при воспитании детей. Предъявляя высокие требования детям, мы темсамым навязываем им свою систему ожиданий. Если ребенок не выполнил их, топоявляется чувство вины, повышается тревожность, понижается самооценка т.п.
В системе межличностных отношениймногие эмоциональные состояния появляются вследствие влияния ожиданий. Так,чувство обиды можно рассматривать как несоответствие наших ожиданий и реальногоповедения другого — потому что мы считаем, будто другой человек жесткозапрограммирован нашими ожиданиями, нашей системой верований, отрицаем егоправо на самостоятельное действие (по мнению Козлова Н.).
Как видно из приведенных вышепримеров межличностные отношения как сложная система взаимодействий субъектовподдается влиянию многочисленных факторов, как внешних, так и внутренних. Квнешним можно отнести ситуационные факторы (время, место, условия и т.п.). Квнутренним относят индивидуальные, личностные особенности субъектов взаимодействия(самооценка, стратегия общения, локус контроля, потребности и т.п.). Ожиданияявляются регулятором межличностных отношений и их можно отнести как квнутренним (личностным ожиданиям), так и к внешним (ожидания со стороны других)факторам.
Взаимные ожидания, установки играютроль непосредственного регулятора межличностных отношений. Много экспериментов,описанных в литературе, являются тому подтверждением [17, с.253-254], [12,с.153-159].
Подтверждением функции регуляцииожиданий является теория ожидания Толмена Э. В ней предпосылкой поведения вотношении одних стимульных объектов является возникновение других стимулов,которые являются символами этих объектов. Другими словами, «подкреплениестановится подтвержденным». [2]. «Любой организм ведет себя в соответствииожидаемых результатов и значением, связанным с каждым из этих результатов»[2]. То есть, зависимость поведения и ожидаемых результатов является прямой.Это свойственно не только для сферы деятельности, но и для сферы межличностныхотношений.
Олпорт Г. отмечает, что «воинственныерешения всегда вытекают из воинственных ожиданий и подготовки» [12, с.159].В свою очередь, уже сложившаяся ситуация взаимоотношений влияет на формированиеследующих ожиданий: «миролюбивые отношения порождают ожидание миролюбивыхотношений» [12, с.155].
«Жизненный опыт и приобретенныезнания часто подсказывают человеку, что он должен ждать в будущем» [5,с.64]. Влияние предыдущего опыта на восприятие является одним из фактороввозникновения тех или иных ожиданий, а соответственно тоже выполняетрегуляторную функцию.
«На важную роль ожиданий приустановлении и сохранении взаимопонимания указывает Линчевский Э. Ожидания, вкоторых прогнозируется будущее поведение партнера и динамика ситуации, вкоторой происходит общение, является неотъемлемой частью нормального развитиячеловеческих отношений. Если таких ожиданий у субъекта общения нет или ониочень размыты и неопределены, то человек чувствует себя растерянным,неуверенным, не знает как себя вести, как выбрать адекватную линию поведения.Ожидания тесно связанны с действиями человека. Нельзя сформулировать прогноз илиего чрезмерная определенность нередко ведет к дезорганизации всего поведения.Наличие же четкого ожидания, как правило, автоматически включает соответствующиешаблоны поведения» [6].
Как видно, главная функция ожиданий — регуляция межличностных отношений, это подготовка участников отношений квзаимодействию, контроль и адекватное восприятие отношений. Ожидания могутсыграть как позитивную, так и негативную роль в межличностных отношениях, нобесспорно и налицо важность учения их влияния на динамику и содержаниеотношений.
Заключение
В данной работе была рассмотрена тема«Ожидания в системе межличностных отношений». Целью работы было изучениетеоретического материала по исследованию феномена ожиданий. Предметомисследования был феномен ожидания. В процессе изучения феномена ожидания были выполненызадачи, поставленные вначале работы.
В работе указанны определенияфеномена ожидания, которых оказалось достаточно много, и неравнозначных. Наиболееприемлемым представляется такое определение: ожидание — это внутреннеепредставление, отношение или установка субъекта, которая заключается впредвидении определенного события. Были поданы несколько трактовок ожидания, икаждый автор делает акцент на разных сторонах этого феномена (Вебер А.,Петровский А.В. и Ярошевский М.Г., Соболева Н.И.)
Во втором разделе была сделана попыткасобрать и проанализировать исследования разных авторов (Майерс Д., Аронсон Э.,Леонтьев А.Н., Гримак Л.П. и др.) феномена ожидания. Одни из них рассматриваютожидания как последствие детского возраста и сложившиеся системы защит иидеализированного Я, другие связывали ожидания с социальными ролями,стереотипами, конформностью, третья позиция некоторых авторов описывалаожидания с физиологической точки зрения. Именно в этом разделе выполнена задачаизучения наработок и исследований ожиданий в психологии на данный момент. Но,как видно, исследования разных ученых разобщены, нет четкого и единогопонимания феномена ожидания. В этой работе не стоит задача определения четкогофеноменологического поля, а лишь обозначить эту проблему и показать еесуществование.
В третьем разделе рассмотренозначение ожиданий в системе межличностных отношений и тем самым выполненаследующая задача, поставленная в работе. Ожидания наблюдаются в различныхситуациях повседневной жизни и на примерах исследований ученых показаноосновную функцию и назначение ожиданий в психологическом мире субъекта. Этафункция — регуляция поведения. Конечно, регуляция поведения существует, номожет приводить как к позитивным, так и к негативным результатам. Тем не менее,это не уменьшает важности ожиданий в регуляции межличностных отношений.
Таким образом, в данной работе изученфеномен ожидания, рассмотрен в системе межличностных отношений и поставленныеперед работой задачи могут считаться выполненными. Данная работа не исчерпываеттему исследований ожиданий, а лишь является началом в упорядочении материалапро этот феномен.
Список использованной литературы
1. Аронсон Э.Общественное животное. Введение в социальную психологию. — М.: Аспект Пресс,1999
2. Вебер А. Большойтолковый психологический словарь. — Т.1. — М.: «Вече», 2000
3. Вишневецкая В.Н.Исследование социально-типичных ожиданий в отношении брака на материале брачныхобъявлений. //ВісникДНУ. Серія: Педагогіка і психологія.- Вип.3. — 1998. — с.72-76
4. Гримак Л.П.Общение с собой: Начало психологии активности. — М.: Политиздат, 1991.
5. Квинн В.Прикладная психология. — СПб., 2000.
6. Коновалова О.А. Проблема експектацій та їх роль у спілкуванні суб’єкта. //Практична психологія тасоціальна робота. — 2000. — №8
7. Купчина О.А. Глибинно-психологічний аспектрозуміння феномена експектацій. //Вісник Київського університету. — Вип.18. — 2003.
8. Леонтьев А.Н.Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1975.
9. Либин А.В.Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских иамериканских традиций. — М.: Смысл; Per Se, 2000.
10. Майерс Д.Социальная психология. — СПб.: Питер, 2005.
11. Обозов Н.Н.Межличностные отношения. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1979.
12. Олпорт Г.Становление личности. — М., 2002.
13. Пайнс Э., МаслачК. Практикум по социальной психологии. — СПб.: Питер, 2001.
14. Психологиясамосознания: хрестоматия. — Самара: Изд. дом «Бахрах-М», 2003.
15. Психология.Словарь. Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г.Ярошевского. — 2-ое изд. — М.:Политиздат, 1990
16. Психологиясоциальных ситуаций. Хрестоматия. Сост. Н.В.Гришина. — СПб.: Питер, 2001.
17. Росс Л., НисбетР. Человек и ситуация. — М.: 2000.
18. Словарьпрактического психолога. Сост. С.Ю.Головин. — Минск: Харвест-М.: ООО «Изд-воАСТ», 2001.
19. Соболева Н.И.Социальные ожидания как предмет социологического анализа. //Проблеми розвитку соціологічної теорії. — К.,2001.
20. ТоффлерА. Футурошок. — СПб.: Лань, 1997.
21. ЧередниченкоГ.А. Ожидания молодежиперед вступлением на рынок труда. //Когда наступает время выбора. — СПб., 2001.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Гуманитаризация обучения математике
Реферат Экономические, социальные и культурные права
Реферат Политическая экономия
Реферат Учет собственного капитала и обеспечения обязательств ОАО Стахановский вагоностроительный завод
Реферат Левитан ИИ
Реферат Мемориальная доска в память о гомосексуалах, жертвах национал-социализма Рисиера ди Сан Савва
Реферат Viii международный симпозиум по проблемам инженерного мерзлотоведения
Реферат In The Mind Of The Pardoner Essay
Реферат Історія України 2 Історія заснування
Реферат Реорганизация юридических лиц и процедура ее осуществления
Реферат Секреты делового общения и культурная грамотность предпринимателя
Реферат Финансы предприятий в финансовой системе страны
Реферат Понятие и виды информационных систем
Реферат Кон Коль и Коул
Реферат Минимизация функций нескольких переменных. Метод спуска 2