Реферат по предмету "Психология"


Одаренность, талант, гениальность

Введение
 
Тема одаренности и гениальностив психологии рассматривается достаточно широко. «…чаще всего встречаетсяследующая классификация уровней развития способностей: способность, одаренность,талант, гениальность» (Ю.Б. Гиппенрейтер).
Актуальность темы нашей курсовой работыраскрывается следующими положениями. Еще несколько десятков лет назад С. Л.Рубинштейн писал: «Изучению одаренности посвящено очень много работ. Однакополученные результаты никак не адекватны количеству затраченного на эти работытруда. Это объясняется ошибочностью исходных установок очень многих изисследований и неудовлетворительностью тех методик, которые в них по большейчасти использовались».
К сожалению, порой спомощью неумолимого анализа разрушают и уничтожают одну за другой те светлые,радужные иллюзии, которыми обманывает и возвеличивает себя человек. Так мыприходим к убеждению, что любовь есть, в сущности, не что иное, как взаимноевлечение тычинок и пестиков… а мысли — простое движение молекул. Дажегениальность — эта единственная державная власть, принадлежавшая человеку,перед которой, не краснея, можно преклонить колени, — даже ее многие психиатрыпоставили на один уровень со склонностью к преступлениям, даже в ней видяттолько одну из тератологических форм человеческого ума, одну из разновидностейсумасшествия.
Вопросы одаренности,таланта, гениальности, как верно было выше подмечено Рубинштейном, несмотря нарегулярность изучения, так и остаются не понятыми до конца, с настолько разнымивариантами причино-следственных отношений, что трудно говорить о какой-либологической связи между этими теориями. Например, в психологической литературевопрос о соотношении понятий одарённость, талант и гениальность имеет зачастуюочень противоречивые ответы. Во многих источниках понятия «одарённость» и«талант» трактуются как синонимичные и не разделяются, а гениальностьрассматривается как высшая степень проявления таланта или одарённости.
Неразработанность и вместе с темважность темы курсовой работы также подчеркивает актуальность нашеготеоретического исследования.
Объектом исследования являются такие психологическиепонятия как одаренность, талант, гениальность.
Предметом исследования – особенности, время появления,развития, раскрытия таких сторон психики как одаренность, талант, гениальность.
Цель нашей курсовой работы – изучитьособенности и условия появления, развития и раскрытия таких сторон человеческойпсихики как одаренность, талант, гениальность.
Цель реализуетсяследующимизадачами:
— дать общую характеристикуспособностей человека, описать уровни и развитие специальных способностей, взаимосвязьспособностей и возраста;
-изучитьобщее понятие одаренности, особенности детской одаренности и ее виды, влияниесоциальной среды на одаренность;
— изучитьтеоретико-психологические основы таланта;
— раскрыть общее понятиегениальности, сходство гениальных людей с помешанными;
-описать промежуточнуюступень гениальности — маттоидов (по Ч. Ломброзо);
— дать общие рекомендациидля работы с одаренными, талантливыми детьми, гениями.
В процессе раскрытиязаявленной темы нами были изучены работы таких психологов как: Ананьев Б.Г., А.В.Петровский, Гарднер Г., Гиппенрейтер Ю.Б., Лейтес Н.С., Лурия А. Р., МатюшкинА.М., Немов Р.С., Попова Л.В., Рубинштейн С.Л., Теплов Б. М., Щебланова Е.И.
Наша работа написана на 36страницах, состоит из введения, 5 пунктов с подпунктами, заключения, спискаиспользованной литературы (30 источников) и носит исключительно теоретическийхарактер.
Первая глава нашейкурсовой работы посвящена способностям как основе изучаемых нами процессов, 2-яглава описывает одаренность, 3-я – талант, 4-я — гениальность и промежуточнуюее ступень, в 5-ой главе нами даны общие рекомендации для работы с одареннымидетьми.

1. Способности
 
1.1 Общая характеристикаспособностей человека
В исследованиеспособностей отечественной психологией внес большой вклад М.Теплов. Кроме того,теория способностей создавалась многими другими отечественными психологами:Выготским, Леонтьевым, Рубинштейном, Ананьевым, Крутецким, Голубевой.
Теплов выделял 3 основныхпризнака способностей [23, с. 43]:
· индивидуально-психологическиеособенности, отличающие одного человека от другого;
· особенности,которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности или несколькихдеятельностей;
· особенности,которые не сводятся к наличным знаниям, умениям, навыкам, но которые могутобъяснять легкость и быстроту приобретения знаний и навыков.
По С. Л. Рубинштейну,«способности – это сложное, синтетическое образование, включающее в себя целыйряд данных, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретнойдеятельности, и свойств, которые лишь в процессе определенным образоморганизованной деятельности вырабатываются».
В. С. Юркевич понимаетпод способностями виды деятельности, В. Д. Шадриков – свойства функциональныхсистем, реализующих отдельные психические функции и т.д. Но мы остановимся наопределении Теплова. Суммируя все вышеописанные признаки, получим следующееопределение [23, с. 26]:
«Способности –индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешногоосуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся кимеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам».
Необходимо такжеотметить, что способности могут существовать только в постоянном процессеразвития. Без развития способность теряется. Именно поэтому успешность той илииной деятельности зависит от развития способности, необходимой для этойдеятельности.
Выделяют природные (илиестественные) и специфические способности. Природные способностибиологически обусловлены и связанны с врожденными задатками. Многие из природных способностей являются общими у человека иу животных, особенно высших, например — у обезьян (например: память, мышление,способность к элементарным коммуникациям на уровне экспрессии). Эти способностиформируются через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей.
Специфические же способности имеютобщественно-историческое происхождение и обеспечивают жизнь и развитие всоциальной среде. В свою очередь специфические способности можно разделить ещена 3 типа [13, с. 102]:
· теоретические,которые определяют склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, ипрактические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям;
· учебные, которыевлияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний,умений, навыков, формирование качеств личности, и творческие, связанные суспешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новыхидей, открытий, изобретений.
· способности кобщению, взаимодействию с людьми.
Также отметим, чтотеоретические и практические способности не сочетаются друг с другом в отличиеот природных и прочих специфических. В этом случае большинство людей обладаетили одним, или другим типом способностей. Вместе они встречаются крайне редко ив основном у одаренных и разносторонне развитых людей. Способности помогаютразвиваться человеку и при определенном сочетании различных хорошо развитыхспособностей определяют уровень развития способностей, в общем, у конкретного человека[10, с. 204].
Предпосылкойдля этого развития способностей служат врожденные задатки, с которыми ребенокродился. Однако способности не определяются биологически унаследованнымисвойствами. Мозг заключает в себе лишь способность к формированию этихспособностей. То, как будут развиваться способности, зависит:
1) от качестваналичных знаний и умений, от степени их объединения в единое целое;
2) от природныхзадатков человека, качества врожденных нервных механизмов элементарнойпсихической деятельности;
3) от большей илименьшей «тренированности» самих мозговых структур, участвующих в осуществлениипознавательных и психомоторных процессов.
 />1.2 Уровни и развитие специальных способностей
Способности имеют сложнуюструктуру, которая зависит от развития личности. Выделяют два уровня развитияспособностей [12, с. 154]:
· репродуктивный
· творческий
Человек, находящийся нарепродуктивном уровне, лишь обнаруживает высокое умение усваивать знания,овладевать деятельностью и осуществлять ее по данному образцу. На творческом жеуровне человек создает новое, оригинальное.
Если бы человечество былолишено возможности творить или не обладало учебными (репродуктивными)способностями, то вряд ли оно было бы в состоянии развиваться. Поэтому некоторыеавторы считают, что репродуктивные способности — это, прежде всего, общиеспособности, а творческие — специальные, определяющие успех творчества. И ихвзаимодействие определяет развитие человечества [6, с. 87].
Стоит принять вовнимание, что эти уровни взаимосвязаны, всякая творческая деятельность включаетв себя репродуктивную, а репродуктивная – творческую. Также, оба уровнядовольно динамичны. Они не являются чем-то застывшим. В процессе овладения новымизнаниями или умениями человек переходит с одного уровня на другой, меняетсяструктура его способности. Известно, что даже чрезвычайно одаренные или дажегениальные люди начинали с подражания .
Развитие той или инойспособности проходит в несколько стадий:
· Задатки
· Способности
· Одаренность
· Талант
· Гениальность
Задатки – это лишь своеобразные анатомо-физиологические предпосылки кразвитию способностей. Способности могут сформироваться из задатков только вовремя деятельности и при благоприятных условиях. Кроме того, всякий задатокмногозначен, т.е. при различных условиях из него могут сформироваться различныеспособности [24, с. 106].
Способность – это базовое свойство личности,являющееся условием успешного выполнения определенной деятельности. Способностик нескольким видам деятельности присущи абсолютному большинству людей.
Одаренность связана с развитием способностей, ноодновременно с этим независима от них. Б.М.Теплов определил одарённость как«качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависитвозможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другойдеятельности[1]». Одарённость обеспечивает не успехв какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Т.е.для успешного выполнения деятельности человеку необходимо обладатьопределенными знаниями, умениями или навыками. Одарённость может бытьспециальной – то есть применимой к одному виду деятельности, и общей – к разнымвидам деятельности. Часто общая одарённость сочетается со специальной. Кпризнакам, которые говорят об одаренности, относят раннее развитие способностейили более выраженное по сравнению с другими членами этой же социальной группы.
Талант является способностью, присущей отрождения. Но раскрывается он постепенно, с приобретением определенных навыковили опыта. Современные учёные выделяют определенные типы таланта, которымиобладают люди в той или иной степени. В начале 1980-х годов Говард Гарднернаписал книгу «Рамки ума». В этой книге он определил восемь типов таланта,интеллекта:
· вербально-лингвистический(отвечает за способность писать и читать, присущ журналистам, писателям июристам);
· цифровой(характерен для математиков, программистов);
· слуховой(музыканты, лингвисты, языковеды);
· пространственный(присущ дизайнерам и художникам);
· физический(им наделены спортсмены и танцоры, эти люди легче обучаются на практике);
· личностный(его также называют эмоциональным; отвечает за то, что человек говорит самсебе);
· межличностный(люди с этим талантом часто становятся политиками, ораторами, торговцами,актерами);
· талантокружающей среды (этим талантом бывают наделены дрессировщики, земледельцы).[2]
О наличии таланта следуетсудить по высокому развитию способностей, прежде всего специальных, а также порезультатам деятельности человека, которые должны отличаться принципиальнойновизной, оригинальностью подхода. Талант человека обычно направляется ярковыраженной потребностью в творчестве и отражает общественные запросы.
Гениальность – практическое воплощениеповышенного уровня творческого потенциала личности относительно другихличностей. Традиционно выражается в новых и уникальных творениях, с опозданиемпризнаваемых «шедеврами». Иногда гениальность объясняют новым и неожиданным методологическимподходом к творческому процессу.
Как правило, гений творитзначительно продуктивнее и быстрее своих ровесников, достигающих официальногопризнания в той же самой сфере занятий. Существует мнение, что гениальностьтребует универсальных интересов незаурядной личности [7, с. 59].
Психологи сходятся вомнении, что способности, подобно мышцам, необходимо развивать путем упражнений.Это следует из самого определения способностей, ведь они не могут родиться самипо себе, вне определенной деятельности. Правдивость этого тезиса легкопроследить на примере музыкальных способностей. Те, кто занимался музыкой,знает: путь к исполнительскому мастерству лежит через ежедневные многочасовыезанятия, значительную часть которых составляют утомительные гаммы. А ведь этигаммы ежедневно играют и начинающие музыканты, и великие пианисты. Впрочем,дело не столько в количестве упражнений, сколько в силе напряжения, всистемности умственной работы, ее методике.
Но все это относится ктренировке уже существующих способностей. Формирование же новых способностейпроходит в несколько этапов [9, с. 87]:
1) Выявлениезадатков. Это очень важный этап, на котором необходимо выявить предпосылки ктем или иным способностям для их дальнейшего формирования. Это может бытьсделано с помощью наблюдения, однако наиболее распространенным подходом к этомупроцессу является проведение различных тестов. Подобная методика широкоиспользуется детскими психологами для выявления задатков у ребенка, но такжеможет быть применена к взрослому человеку, что практикуется работодателями насобеседовании с кандидатом.
2) Обеспечениеблагоприятной среды для развития способностей. Благоприятным условием можетсчитаться сензитивный период развития человека, то есть такой период, когдаусловия для развития тех или иных способностей наиболее оптимальны. Часто этотпериод называют периодом особой восприимчивости. Сензитивные периоды характерныдля детей, но время их возникновения и длительность зависят от индивидуальныхособенностей каждого конкретного ребенка. Задача взрослого на этом этапепредвидеть или вовремя заметить такой период и предоставить ребенку то, что необходимоему для развития той или иной способности. Примером может служить обучение игрена скрипке. Большинство учителей не начинают учить детей старше девяти лет, такобычно после этого возраста сензитивный период для данной музыкальнойспособности заканчивается.
3) Введениев деятельность. Этот этап является практической реализацией предыдущего и вомногом перекликается с ним. Как только выявлены благоприятные условия дляразвития той или иной способности, необходимо погрузить человека вдеятельность, связанную непосредственно с этой способностью. Т.к. как уже былосказано выше, способность может возникнуть и развиться только внутридеятельности. Разнообразие видов деятельности, которыми занимается человек,способствует наиболее разностороннему и вместе с тем комплексному развитию егоспособностей. Важно также учитывать некоторые требования, соблюдение которыхпозволит наиболее эффективно развить ту или иную способность.
· Творческий характер деятельности.Такая деятельность требует от человека сообразительности и некоторойоригинальности. Кроме того, этот подход позволит добиться полного погружения всреду, полного захвата внимания. Наиболее актуально это для детей, самыеэффективные методики обучения и развития способностей на сегодняшний деньосновываются на творческой, часто игровой деятельности.
· Оптимальный уровень трудности.Необходимо учитывать особенности каждого индивида, его умственные способности,физические качества и некоторые индивидуальные свойства, такие как память,внимание и т.д. Если деятельность слишком проста, то обеспечивает лишьреализацию уже имеющихся способностей; если же она чрезмерно сложна, тостановится невыполнимой и, следовательно, также не приводит к формированиюновых умений и навыков.
· Обеспечение положительного эмоционального настрояспособствует формированию интереса к деятельности и увеличению ееэффективности. Положительный настрой может быть достигнут при помощи системыуспехов и неудач. В ее рамках каждая неудача обязательно должна быть подкрепленапобедой, таким образом в процесс деятельности вносится некоторое разнообразие,возникает азарт, который не позволяется индивиду бросить тот или иной виддеятельности [29, с. 56].
· Должная мотивация. Стимулирующаямотивация также поддерживает интерес индивида к данной деятельности. Онапревращает цель деятельности в актуальную потребность человека. Дляформирования и развития способностей человека необходимо научение, а согласнотеории социального научения, этот процесс не может происходить безсоответствующего подкрепления. Чем сильнее подкрепление, тем быстрее иэффективнее будет идти развитие той или иной способности. В качествеподкрепления могут использоваться такие стимулы как поощрение и наказание.Поощрение считается более эффективным методом, т.к. наказания нередко приводятк подавлению нежелательного поведения, вместо его устранения.
Таким образом, развитие учеловека способностей к различным видам деятельности во многом зависит отвнешней среды. Бытует мнение, что развитие творческих способностей человекаимеет какие-то особые, внутренние источники. Сторонники этой идеи подкрепляютсвою точку зрения предрасположенностью одних и полной неспособностью другихлюдей к определенным видам деятельности. Однако они забывают и искажают главное– источник развития способностей. Стихийно развитые первоначальные способностипринимают за врожденные [18, с. 68].
Итак, первоначальныеспособности людей развиваются очень быстро, но доходят лишь до самого низкогоуровня. Для того чтобы продолжить развитие некоторых способностей или сформироватьновые, процесс развития надо организовать, руководить им.
1.3 Взаимосвязь способностей и возраста
Безусловно, способностиразвиваются на протяжении всей жизни, потому что они тесно связаны с развитиемличности человека, которая не устает совершенствоваться. Однако большей частьюспособности раскрываются и развиваются в детстве [21, с. 114].
Развитие способностей удетей происходит в процессе обучения и воспитания. Способности у ребенкаформируются в процессе обучения материальной и духовной культуры, техники,науки и искусства. Предпосылкой этому развитию служат врожденные задатки. Ониодновременно и общие у всех людей, и совершенно свои у каждого человека. Впроцессе развития человека и его личности задатки превращаются в многообразныеи более совершенные способности. Самые первые проявления задатков превращают ихв элементарные способности.
Вместе с тем каждая начинающаясяскладываться способность является как бы задатком для дальнейшего развитияспособностей. Каждая способность, проявляясь, вместе с тем развивается,переходит на высшую ступень, а переход ее на высшую ступень открываетвозможности для новых, более высоких ее проявлений. Роль задатков в развитииразличных способностей различна. Она более значительна и специфична, например,в развитии музыканта, в даровании которого существенную роль играютспецифические врожденные свойства слухового аппарата, чем в развитииспособностей ученого литературоведа, историка или экономиста [5, с. 39].
В развитии способностей у ребенкасущественным этапом является развитие у него так называемой готовности кобучению. Эта способность к обучению не угасает в школьном возрасте, каксклонны утверждать те, кто связывает ее с определенным периодом возрастногосозревания. Практика массового обучения взрослых при ликвидации безграмотностив Советском Союзе это доказала. Но, конечно, юные годы, все же, исключительноблагоприятная пора для учения; в процессе этого учения совершается формированиеспособностей, которые открывают более широкие возможности для успешного дальнейшегоучения и совершенствования в зрелые годы [5, с. 41].
В способностях детей всегдапроявляется индивидуальные различия. Они могу проявиться в успешной учебе, втом, что у разных детей различные склонности к разным предметам, и они с разнойглубиной осваивают знания. Однако успех в чем-либо нельзя превращать в критерийодаренности, потому что у детей может быть разная мотивация. Поэтому одни и теже успехи разных учеников могут быть показателями различных способностей. А приодних и тех же способностях успехи могут быть разными.

2. Одаренность
 
2.1 Общеепонятие одаренности
 
Понятие одаренности не получило единого общепризнанногоопределения. Наиболее распространенным является определение немецкого психологаВ. Штерна, ведущего психолога в современной трактовке проблемы одаренности:
«Одаренность — это общая способность индивида сознательно ориентироватьсвое мышление на новые требования; это общая способность психики приспосабливатьсяк новым задачам и условиям жизни».
Одаренность — это как бы природный дар, то наследственно обусловленное. Одаренность являетсяфункцией всей системы условий жизнедеятельности в ее единстве, функциейличности. Она неразрывно связана со всем жизнью человека и потому оказываетсяна разных этапах ее развития [29].
Природныезадатки организма сами по себе не определяют однозначно одаренности человека.Они лишь являются неотъемлемым компонентом той системы условий, определяющихразвитие личности, ее одаренность. Одаренность выражает внутренние возможностиразвития не организма как такового, а личности.
Одаренность проявляется лишь через своёсоотношение с условиями, в которых происходит конкретная деятельность человека.Оно выражает внутренние данные и возможности человека, то есть внутренниепсихологические условия деятельности в их соотношении с требованиями, которыеставит эта деятельность. Для динамики одаренности существенное значение имеетоптимальность уровня требований, выдвигаемых в ходе деятельности человека,например требований, которые ставит ученику учебная программа. Чтобыстимулировать развитие, эти требования должны быть достаточно высокими [25, с.136].
С вопросом осоотношении одаренности и специальных способностей стоит фундаментальнаяпроблема — проблема соотношения общего и специального развития, решение которойимеет большое значение для детской педагогической психологии. В генетическомплане соотношения между общим и специальным развитием, а соответственно — междуодаренностью и специальными способностями — с возрастом меняется. Применениекаждого из этих психологических понятий является правомерным, однако не следуетзабывать об их относительном характере, ведь специальные способности как генетически,так и структурно связаны с одаренностью, а одаренность конкретно проявляется вспециальных способностях и развивается в них.
Одаренностьявляется своеобразным сочетанием способностей, от которых зависит возможностьдостижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности.Понимание одаренности существенно зависит от того, какой вес предоставляетсятем или иным видам деятельности и что понимают под успешным выполнением каждойконкретной деятельности [28, с. 117].
Одаренность испособности людей отличаются не количественно, а качественно.Качественные различия одаренности выражаются не только в том, что один человекодаренный в одной сфере, другой — в другой, но и в уровне сформированностиодаренности. Поиск в способностях качественных отличий — важная задачапсихологии.
Цельисследования одаренности состоит не в ранжировании людей ее уровнем, а вразработке способов научного анализа качественных особенностей одаренности испособностей. Основной вопрос не в том, насколько одарен или способенконкретный человек, а в том, каковы одаренность, способности этого человека.

2.2 Детскаяодаренность
Основная трудностьвыявления в пору детства признаков одаренности состоит в том, что в нихнепросто выделить собственно индивидуальное, относительно не зависимое отвозрастного. Так, наблюдаемая у ребенка высокая умственная активность, особаяготовность к напряжению — это внутреннее условие умственного роста. И неизвестно, окажется ли оно устойчивой особенностью и на последующих возрастныхэтапах. Творческие устремления ребенка, продуцирование им новых ходов мыслитакже могут быть отнесены к предвестникам одаренности, но еще не факт, что ониполучат дальнейшее развитие. При этом ранние проявления одаренности еще непредопределяют будущих возможностей человека: чрезвычайно трудно предвидеть ходдальнейшего становления одаренности [19, с. 45].
Определение одаренностиребенка — сложная задача, при решении которой необходимо использовать какрезультаты всестороннего психологического обследования, так и сведения ошкольных и внешкольных достижениях ребенка, получаемые путем опроса родителей, учителей,сверстников. Только такой комплексный подход к диагностике признается всеминаучными концепциями при сохраняющейся дискуссионности вопроса о структуре ифакторах развития одаренности. Многочисленные психологические исследованияизменили первоначальные представления о высоком IQ (коэффициентеинтеллектуальности) как единственном критерии выдающихся достижений,продемонстрировали важнейшую роль творческого потенциала и личностной сферы,интересов и специальных способностей, а также социальных условий в развитииодаренности. В большинстве научных концепций одаренность и предпосылки к ееразвитию связывают с творческими возможностями и способностями ребенка,определяемыми как креативность. Одаренные дети обнаруживают сильную тягу кзанятиям той деятельностью, к которой они способны [26, с. 123].
Они могут буквальночасами заниматься изо дня в день интересующим их делом, не уставая и как бывовсе не напрягаясь. Это для них одновременно труд и игра. Все из переживания,интересы, поиски, вопросы концентрируются вокруг этих занятий. Легко понять,как много в результате подобной почти непрекращающейся деятельности успеваетребенок узнать, понять и усвоить и как много потребовалось бы времени и усилийпедагогу, чтобы специально всему этому его научить.
Существует определеннаявозрастная последовательность проявления одаренности в разных областях.Особенно рано может проявиться одаренность к музыке, затем — к рисованию;вообще одаренность к искусству выступает раньше, чем к наукам.Общеинтеллектуальная одаренность может выступить в необычно высоком уровнеумственного развития (при прочих равных условиях) и в качественном своеобразииумственной деятельности. Для одаренных детей характерны увлеченность занятиямии проявления творческих моментов в деятельности.
Одаренность ребенка, каки отдельные его способности не бывают даны от природы в готовом виде.Врожденные задатки способностей — только одно из условий очень сложногопроцесса формирования индивидуально-психологических особенностей, в огромнойстепени зависящих от окружающей среды, от характера деятельности. О признакаходаренности нельзя судить лишь на основании результатов стандартизованныхиспытаний (тесты). Одаренность детей может быть установлена и изучена только впроцессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательнойдеятельности [13, с. 89].
Выявлению и развитиюодаренности у детей содействуют специальные школы (напр., с музыкальным,математическим уклоном), разнообразные кружки и студии, детские техническиестанции, проведение олимпиад школьников, конкурсов детской художественнойсамодеятельности и т.д. Забота об одаренных детях предполагает сочетаниеразвития специальных способностей с широкой общеобразовательной подготовкой ивсесторонним развитием личности.
2.3 Виды одаренности
Одаренные детичрезвычайно сильно отличаются друг от друга по видам одаренности [20, с. 76].
К видам одаренностиотносятся следующие:
a) Художественная одаренность.
Этот вид одаренностиподдерживается и развивается в специальных школах, кружках, студиях. Онподразумевает высокие достижения в области художественного творчества иисполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерскиеспособности. Одна из серьезных проблем состоит в том, чтобы вобщеобразовательной школе признавались и уважались эти способности. Эти детиуделяют много времени, энергии упражнениям, достижению мастерства в своейобласти. У них остается мало возможностей для успешной учебы, они частонуждаются в индивидуальных программах по школьным предметам, в понимании состороны учителей и сверстников.
b) Общая интеллектуальная иакадемическая одаренность.
Главным является то, чтодети с одаренностью этого вида быстро овладевают основополагающими понятиями,легко запоминают и сохраняют информацию. Высоко развитые способностипереработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний.
Несколько иной характеримеет академическая одаренность, которая проявляется в успешности обученияотдельным учебным предметам и является более частой и избирательной [18, с.201].
Эти дети могут показатьвысокие результаты по легкости и быстроте продвижения в математике илииностранном языке, физике или биологии и иногда иметь неважную успеваемость подругим предметам, которые воспринимаются ими не так легко. Выраженная избирательностьустремлений в относительно узкой области создает свои проблемы в школе и всемье. Родители и учителя иногда недовольны тем, что ребенок не учитсяодинаково хорошо по всем предметам, отказываются признавать его одаренность ине пробуют найти возможности для поддержки и развития специального дарования.
c) Творческая одаренность.
Прежде всего,продолжаются споры о самой необходимости выделения этого вида одаренности. Сутьразногласий состоит в следующем. Одни специалисты полагают, что творчество, креативностьявляется неотъемлемым элементом всех видов одаренности, которые не могут бытьпредставлены отдельно от творческого компонента. Так, А.М. Матюшкин настаиваетна том, что есть лишь один вид одаренности — творческая: если нет творчества,бессмысленно говорить об одаренности. Другие исследователи отстаиваютправомерность существования творческой одаренности как отдельного, самостоятельноговида. Одна из точек зрения такова, что одаренность порождается или способностьюпродуцировать, выдвигать новые идеи, изобретать или же способностью блестящеисполнять, использовать то, что уже создано [15, с. 59].
Вместе с темисследователи показывают, что дети с творческой направленностью нередкообладают рядом поведенческих характеристик, которые их выделяют и которыевызывают отнюдь не положительные эмоции в учителях и окружающих людях:
· Отсутствие вниманияусловностям и авторитетам;
· Большая независимость всуждениях;
· Тонкое чувство юмора;
· Отсутствие внимания кпорядку и организации работы;
· Яркий темперамент;
· Социальная одаренность.
Определение социальнойодаренности гласит, что это исключительная способность устанавливать зрелые,конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Выделяют такие структурныеэлементы социальной одаренности как социальная перцепция, просоциальноеповедение, нравственные суждения, организаторские умения и т.д.
Социальная одаренностьвыступает как предпосылка высокой успешности в нескольких областях. Онапредполагает способности понимать, любить, сопереживать, ладить с другими, чтопозволяет быть хорошим педагогом, психологом, социальным работником. Таимобразом, понятие социальной одаренности охватывает широкую область проявлений,связанных с легкостью установлений и высоким качеством межличностных отношений.Эти особенности позволяют быть лидером, то есть проявлять лидерскуюодаренность, которую можно рассматривать как одно из проявлений социальнойодаренности.
Существует множествоопределений лидерской одаренности, в которых можно, тем не менее, выделитьобщие черты [17, с. 64]:
· Интеллект вышесреднего;
· Умение приниматьрешение;
· Способность иметь делос абстрактными понятиями, с планированием будущего, с временными ограничениями;
· Ощущение цели,направления движения;
· Гибкость,приспосабливаемость;
· Чувство ответственности;
· Уверенность в себе изнание себя;
· Настойчивость;
· Энтузиазм;
· Умение ясно выражатьмысли;
Перечисленные видыодаренности проявляются по-разному и встречают специфические барьеры на путисвоего развития в зависимости от индивидуальных особенностей и своеобразияокружения ребенка.

2.4 Влияние социальной среды наодаренность
 
Результаты разных исследователей,рассматривающих влияние социальной среды (социально-экономические отношения,материальное обеспечение, социально-бытовые условия и т.д.) на одаренность неоднозначно. Но, возможно сделать следующие выводы: социально-экономическиеусловия влияют на развитие одаренности, т.к. они определяют уровень жизничеловека; чем экономически развито общество, тем более благоприятны возможностидля развития человека [3, с. 100].
Очень важным условиемразвития одаренности является семья, а именно:
- структура иэмоциональный климат семьи;
- стилидетско-родительских отношений;
- отношениеродителей к детской одаренности.
Более детально изучен вопрос о стиляхдетско-родительских отношений. Ученые единодушны в том, что стили, базирующиесяна жестком контроле, силовом давлении не дают возможности для развитияодаренной личности. Важным аспектом является отношения родителей к детскойодаренности. Очевидно, что этот фактор – один из основных, влияющих нареализацию возможностей ребенка.
Типы отношений:
- отрицательное;
- игнорирующее;
- положительное;
- гиперсоциализация(когда родители видят в одаренности престижность, возможность самоутверждениячерез выдающиеся способности своих детей или реализации своих несбывшихсявозможностей) [12, с. 81].

3. Талант
Талант – высокий уровеньспособностей человека к определенной деятельности. Это сочетаниеспособностей, которые дают человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинальновыполнить определенную сложную трудовую деятельность [24, с. 106].
Талант — это высокийуровень развития, прежде всего специальных способностей. Это совокупность такихспособностей, которые дают возможность получить продукт деятельности, которыйотличается новизной, высоким уровнем совершенства и общественной значимости.
Уже в детском возрастемогут проявиться первые признаки таланта в области музыки, математики,лингвистики, техники, спорта и т.д. Вместе с тем талант может проявиться ипозже. Формирование и развитие таланта в значительной мере зависит отобщественно-исторических условий жизни и деятельности человека.
Талант может проявитьсяво всех сферах человеческого труда: в организаторской и педагогической деятельности,в науке, технике, в различных видах производства. Для развития таланта большоезначение имеют трудолюбие и настойчивость. Для талантливых людей характернапотребность в занятии определенным видом деятельности, которая поройпроявляется в страсти к выбранному делу.
Сочетание способностей,которые являются основой таланта, в каждом случае бывает особенным,свойственным только определенной личности. О наличии таланта следует делатьвывод по результатам деятельности человека, которые должны выделятьсяпринципиальной новизной, оригинальностью подхода. Талант человека направленпотребностью в творчестве [9, с. 104].
В различных областях талант можетпроявляться в разное время. Так, в музыке, рисовании, математике, лингвистике,технике обычно он проявляется в раннем возрасте; а талант в литературной,научной или организаторской сферах обнаруживаются в более позднем возрасте.
Максимальная продуктивностьталантливых людей тоже проявляется в разных возрастах: в науке в 35 — 40 лет; впоэзии в 24 — 30 и т.д. [6, с. 98].
Талант и гений различаются, преждевсего, по объективной значимости и вместе с тем оригинальности того, что ониспособны произвести. Талант характеризуется способностью к достижениям высокогопорядка, но остающимся в принципе в рамках того, что уже было достигнуто;гениальность предполагает способность создавать что-то принципиально новое,прокладывать действительно новые пути, а не только достигать высоких точек науже проторенных дорогах. Высокий уровень одаренности, который характеризует гения,неизбежно связан с незаурядностью в разных или даже во всех областях. Вкачестве примера универсализма, часто свойственного гениям, достаточно назватьАристотеля, Леонардо да Винчи, Р. Декарта, Г. В. Лейбница, М. В. Ломоносова, К.Маркса. Но и одаренность гения имеет определенный профиль, и в нем какая-тосторона доминирует, какие-то способности особенно выявлены и оформлены введущем направлении его творчества [24, с. 121].

4. Гениальность
 
4.1 Общее понятиегениальности
 
Наивысшую ступеньразвития способностей, проявляющихся в творческой деятельности, результатыкоторой имеют историческое значение в жизни общества, в развитии науки,литературы, искусства, называют гениальностью. Гениальность отличается отталантливости общественной значимости тех задач, которые человек решает. Генийвыражает передовые тенденции своего времени.
Индивидуальныеособенности способностей оказываются в разносторонности или односторонности ихразвития. Разносторонние способности имели М. Ломоносов, Д. Менделеев, Н.Бородин, Т. Шевченко и др. Например, М. В. Ломоносов достиг выдающихсярезультатов в различных областях знаний: химии, астрономии, математике и в тоже время был художником, литератором, языковедом, превосходно знал поэзию.
Однако это «…не означает,что все индивидуальные качества гения развиты в одинаковой степени.Гениальность, как правило, имеет свой «профиль», какая-то сторона в нейдоминирует, какие-то способности проявляются ярче» [12, c. 106].
Индивидуальныеособенности способностей каждого человека является результатом ее развития.Поэтому для развития способностей нужны соответствующие социальные условия,активность личности в деятельности.
«В жизни гениальных людейбывают моменты, когда эти люди представляют большое сходство с помешанными,например усиленная чувствительность, экзальтация, сменяющаяся апатией,оригинальность эстетических произведений и способность к открытиям,бессознательность творчества и употребление особых выражений, сильнаярассеянность и наклонность к самоубийству, а также нередко злоупотреблениеспиртными напитками и, наконец, громадное тщеславие»[3].
4.2 Сходствогениальных людей с помешанными
 
“Гений — человек одержимый, но онтворец...”, — Н. А. Бердяев.
Как ни жесток и печалентакого рода парадокс, но, рассматривая его с научной точки зрения, можносказать, что в некоторых отношениях он вполне основателен, хотя с первоговзгляда и кажется нелепым.
О гениальных людях, точнотак же как и о сумасшедших, можно сказать, что они всю жизнь остаютсяодинокими, холодными, равнодушными к обязанностям семьянина и члена общества.Микеланджело постоянно твердил, что “его искусство заменяет ему жену”.
Нередки случаи, когдавследствие тех же причин, которые так часто вызывают сумасшествие, то естьвследствие болезней и повреждения головы, самые обыкновенные люди превращаютсяв гениальных. Вико в детстве упал с высочайшей лестницы и раздробил себе правуютеменную кость. Гратри, вначале плохой певец, сделался знаменитым артистомпосле сильного ушиба головы бревном. Мабильон, смолоду совершенно слабоумный,достиг известности своими талантами, которые развились в нём вследствиеполученной им раны в голову.
Этой зависимостью генияот патологических изменений отчасти можно объяснить любопытную особенностьгениальности по сравнению с талантом: она является чем-то бессознательным ипроявляется совершенно неожиданно.
Юрген Мейер говорит, чтоталантливый человек действует строго обдуманно. Он знает, как и почему онпришел к известной теории, тогда как гению это совершенно неизвестно: всякаятворческая деятельность бессознательна.
Те из гениальных людей, которыенаблюдали за собою, говорят, что под влиянием вдохновения они испытываюткакое-то невыразимо приятное лихорадочное состояние, во время которого мыслиневольно родятся в их уме и брызжут сами собою, точно искры [18, с. 75].
Наполеон говорил, чтоисход битв зависит от одного мгновения, от одной мысли, временно оставшейсябездеятельной. При наступлении благоприятного момента она вспыхивает, подобноискре, и результатом является победа. Сократ первый указал на то, что поэтысоздают свои произведения не вследствие старания или искусства, но благодарянекоторому природному инстинкту. Таким же образом прорицатели говорят удивительныевещи, не сознавая этого.
“Все гениальные произведения, — говорит Вольтер в письме кДидро, — созданы инстинктивно. Философы целого мира вместе не могли бы написатьАрмиды Кино или басни “Мор зверей”, которую Лафонтен диктовал, даже не знаяхорошенько, что из нее выйдет. Корнель написал трагедию “Гораций” так жеинстинктивно, как птица вьет гнездо”.
Таким образом, величайшиеидеи мыслителей, подготовленные, так сказать, уже полученными впечатлениями и ввысшей степени чувствительной организацией субъекта, родятся внезапно иразвиваются настолько же бессознательно, как и необдуманные поступкипомешанных. Этой же бессознательностью объясняется непоколебимость убеждений в людях,фанатически усвоивших известные убеждения. Но как только прошел момент экстаза,возбуждения, гений превращается в обыкновенного человека или падает еще ниже,так как отсутствие равномерности (равновесия) есть один из признаков гениальнойнатуры. Не подлежит никакому сомнению, что между помешанным во время припадка игениальным человеком, обдумывающим и создающим свое произведение, существуетполнейшее сходство. Латинская пословица гласит: “Aut insanit homo, aut versusfecit” (“Или безумец, или стихоплет”) [24, с. 84].
Очевидно, все ониинстинктивно употребляли такие средства, которые временно усиливают приливкрови к голове в ущерб остальным членам тела. Здесь кстати упомянуть о том, чтомногие из даровитых и в особенности гениальных людей злоупотребляли спиртныминапитками.
Замечено, что почти всевеликие создания мыслителей получают окончательную форму или, по крайней мере,выясняются под влиянием какого-нибудь специального ощущения, которое играетздесь, так сказать, роль последней капли. Факты доказывают, что все великиеоткрытия были сделаны под влиянием органов чувств. Несколько лягушек, изкоторых предполагалось приготовить целебный отвар для жены Гальвани, сталипричиной открытия гальванизма. Изохронические (одновременные) качания люстры ипадение яблока натолкнули Ньютона и Галилея на создание великих систем.
Следует еще прибавить, чтовдохновение, экстаз всегда переходят в настоящие галлюцинации, потому чточеловек видит предметы, существующие лишь в его воображении. Так Бальрассказывает о сыне Рейнолдса, что он мог делать до трехсот портретов в год,так как ему было достаточно посмотреть на кого-нибудь в продолжение получаса,пока он набрасывал эскиз, чтобы потом уже это лицо постоянно было перед ним,как живое. Лютер слышал от сатаны аргументы, которых раньше он не мог придуматьсам.
Если мы обратимся теперьк решению вопроса — в чём именно состоит физиологическое отличие гениальногочеловека от обыкновенного, то, на основании автобиографий и наблюдений, найдем,что по большей части вся разница между ними заключается в утонченной и почтиболезненной впечатлительности гения.
По мере развитияумственных способностей впечатлительность растет и достигает наибольшей силы вгениальных личностях, являясь источником их страданий и славы. Эти избранныенатуры более чувствительны в количественном и качественном отношении, чемпростые смертные, а воспринимаемые ими впечатления отличаются глубиною, долгоостаются в памяти и комбинируются различным образом. Это является одной изважнейших предпосылок создания гениями чего-либо принципиально нового, именнопоэтому они способны в мелочах увидеть то, что другим не заметно и сделать изэтих мелочей величайшее открытие [19, с. 113]. Многие гениальные ученые падалив обморок от восторга при чтении сочинений Гомера. Живописец Франчиа умер отвосхищения, после того как увидел картину Рафаэля. одаренностьспособности гениальность маттоид
Но именно эта слишком сильнаявпечатлительность гениальных или только даровитых людей является в громадномбольшинстве случаев причиною их несчастий, как действительных, так и воображаемых.Гений раздражается всем, и что для обыкновенных людей кажется простобулавочными уколами, то при его чувствительности уже представляется ему ударомкинжала. Болезненная впечатлительность порождает также и непомерное тщеславие,которым отличаются не только люди гениальные, но и вообще ученые, начиная сдревнейших времен.
Поэт Люций не вставал сместа при появлении Юлия Цезаря в собрании поэтов, потому что считал себя вышеего в искусстве стихосложения. Шопенгауэр приходил в ярость и отказывалсяплатить по счетам, если его фамилия была написана через два “n”.
Все, кому выпало на долюредкое счастье жить в обществе гениальных людей, поражались их способностьюперетолковывать в дурную сторону каждый поступок окружающих, видеть всюдупреследования и во всём находить повод к глубокой, бесконечной меланхолии. Этаспособность обусловливается именно более сильным развитием умственных сил,благодаря которым даровитый человек более способен находить истину и в то жевремя легче придумывает ложные доводы в подтверждение основательности своегомучительного заблуждения. Отчасти мрачный взгляд гениев на окружающее зависит,впрочем, и от того, что, являясь новаторами в умственной сфере, они снепоколебимой твердостью отталкивают от себя большинство людей.
Но все-таки главнейшуюпричину меланхолии и недовольства жизнью избранных натур по Ч. Ломброзосоставляет закон динамизма и равновесия, управляющий также и нервной системой,закон, по которому вслед за чрезмерной тратой или развитием силы является чрезмерныйупадок той же самой силы.
Иногда чувствительностьискажается и делается односторонней, сосредоточиваясь на одном каком-нибудьпункте. Несколько идей известного порядка и некоторые особенно излюбленныеощущения понемногу приобретают значение главного (специфического) стимула,действующего на мозг великих людей и даже на весь организм. Пуассон говорил,что жить стоит лишь для того, чтобы заниматься математикой. Д’Аламбер и Менаж,спокойно переносившие самые мучительные операции, плакали от легких уколов критики.Лючио де Лансеваль смеялся, когда ему отрезали ногу, но не мог вынести резкойкритики Жофруа.
Следует еще заметить, чтосреди гениальных или скорее ученых людей часто встречаются те узкиеспециалисты, которых Вахдакоф называет “монотипичными” субъектами. Они всю жизньзанимаются одним каким-нибудь выводом, сначала занимающим их мозг и затемохватывающим его всецело. Так, Бекман в продолжение целой жизни изучалпатологию почек, Фреснер — луну, Мкейер — муравьев, что представляет огромноесходство с мономанами [2, с. 56].
Вследствие такойпреувеличенной и сосредоточенной чувствительности великих людей и помешанныхчрезвычайно трудно убедить или разубедить в чём бы то ни было. И это понятно:источник истинных и ложных представлений лежит у них глубже и развит сильнее,нежели у людей обыкновенных, для которых мнения составляют только основнуюформу, род одежды, меняемой по прихоти моды или по требованию обстоятельств.Крайнее и одностороннее развитие чувствительности, без сомнения, служитпричиной тех странных поступков вследствие временной анестезии и анальгезии,которые свойственны великим гениям наравне с помешанными.
Так, о Ньютонерассказывают, что когда ему случалось уходить из комнаты, чтобы принестикакую-нибудь вещь, он всегда возвращался, не захватив ее. Бетховен и Ньютон,принявшись — один за музыкальные композиции, а другой за решение задач, дотакой степени становились нечувствительными к голоду, что бранили слуг, когдате приносили им кушанья, уверяя, что они уже пообедали. Джиоия в припадкетворчества написал целую главу на доске письменного стола вместо бумаги [25, с.76].
Подобным же образомобъясняется, почему великие гении не могут иногда усвоить понятий, доступныхсамым дюжинным умам, и в то же время высказывают такие смелые идеи, которыебольшинству кажутся нелепыми. Дело в том, что большей впечатлительностисоответствует и большая ограниченность мышления. Ум, находящийся под влияниемэкстаза, не воспринимает слишком простых и лёгких положений, не соответствующихего мощной энергии. Так, Монж, делавший самые сложные дифференциальныевычисления, затруднялся в извлечении квадратного корня, хотя эту задачу легкорешил бы всякий ученик.
Гаген считаеторигинальность тем качеством, которое резко отличает гений от таланта. Точнотак же Юрген Мейер говорит: “Фантазия талантливого человека воспроизводит уженайденное, фантазия гения — совершенно новое. Первая делает открытия иподтверждает их, вторая изобретает и создает. Талантливый человек — этострелок, попадающий в цель, которая кажется нам труднодоступной; гений попадаетв цель, которой нам даже и не видно. Оригинальность — в натуре гения”.
Гений обладаетспособностью угадывать то, что ему не вполне известно: например Гёте подробноописал Италию, не видев ее. Именно вследствие такой прозорливости, возвышающейсянад общим уровнем, и благодаря тому, что гений, поглощенный высшимисоображениями, отличается от толпы в сверхпоступках или даже, подобносумасшедшим (но в противоположность талантливым людям), обнаруживает склонностьк беспорядочности, — гениальные натуры встречают презрение со стороныбольшинства, которое, не замечая промежуточных пунктов в их творчестве, видиттолько расхождение сделанных ими выводов с общепризнанными и странности в ихповедении [8, с. 34].
Если некоторые из этихпоследних и обнаруживают недюжинные умственные способности, то это лишь всравнительно редких случаях, и притом ум их всегда односторонен: гораздо чащемы замечаем у них недостаток усидчивости, прилежания, твердости характера,внимания, аккуратности, памяти — главных качеств гения. И остаются они побольшей части всю жизнь одинокими, необщительными, равнодушными илинечувствительными к тому, что волнует род людской, точно их окружает какая-тоособенная, им одним принадлежащая атмосфера.
Резюмируя эти положения,можно прийти к следующим выводам: в физиологическом отношении между нормальнымсостоянием гениального человека и патологическим — помешанного существуетнемало точек соприкосновения. Среди гениальных людей встречаются помешанные исреди сумасшедших — гении. Но было и есть множество гениальных людей, у которыхнельзя отыскать ни малейших признаков умопомешательства, за исключениемнекоторых ненормальностей в сфере чувствительности [14, с. 106].
Установив такое близкоесоответствие между гениальными людьми и помешанными, природа как бы хотелауказать нам на нашу обязанность снисходительно относиться к величайшему изчеловеческих бедствий — сумасшествию и в то же время предостеречь нас, чтобы мыне слишком увлекались блестящими призраками гениев, многие из которых не тольконе поднимаются в заоблачные сферы, но, подобно сверкающим метеорам, вспыхнуводнажды, падают очень низко и тонут в массе заблуждений.

4.3 Промежуточнаяступень гениальности — маттоиды (по Ч. Ломброзо)
 
Маттоидами ЧезареЛомброзо называет разновидность, составляющую промежуточное звено, переходнуюступень между гениальными безумцами, здоровыми людьми и собственно помешаннымии обладающими при этом каким-либо исключительным умением.
Это особый тип индивидов,на которых впервые указал Маудели, назвав их “людьми с темпераментомпомешанных” и которых потом Морель, Легран де Соль и Шюле назвали “страдающиминаследственным неврозом”, Баллинский и др. — психопатами, а Раджи – невропатами[3, с. 108].
Последний, тщательно идолго изучавший подобных субъектов предложил разделить их на четыре категории,смотря по тому, относится ли их ненормальность к области чувственной,аффективной или интеллектуальной.
Первую категориюсоставляют отчасти истеричные субъекты, отчасти ипохондрики с более остройвпечатлительностью, чем у других людей, и со склонностью объяснять своивоображаемые несчастья выдуманными причинами.
Ко второй категориипринадлежат субъекты с извращенными инстинктами, злоупотребляющие тоэксцессами, то воздержанием и склонные к различным ненормальностям. Аффективныеморальные маттоиды образуют в полном смысле слова субстрат или переходнуюступень к врожденным преступникам. Обыкновенно такие личности становятся, помнению Ломброзо, во главе тайных обществ, заседающих в кафе или политическомклубе, делаются основателями новых сект и т.д. Тщеславные до крайней степени,они зачастую совершают преступления из желания прославиться, забывая при этом,что вместе с утратой престижа лишаются и честного имени, и уважения окружающих,чего они так страстно добивались [3, с. 150].
Интеллектуальные маттоиды- это, по мнению Раджи, те неудержимые болтуны, которые, раз заговорив, уже немогут остановить потока своего красноречия, даже если бы и желали этого.Находясь под влиянием какого-то лихорадочного умственного возбуждения, ониговорят без логической связи и нередко приходят к выводам, совершеннопротивоположным тому, что они хотели доказать. Иногда у них бываетнеобыкновенно развита память, так что они запоминают целые страницы изпрочитанного или же хорошо помнят только числа, иностранные слова, но забываютчерты лица даже своих друзей. Такие субъекты очень мало отличаются отдушевнобольных, страдающих горделивым помешательством и пр., и часто становятсяими при первом же поводе.
Разновидность того жетипа, соединяющую интеллектуального маттоида с моральным или аффективным,представляют графоманы. Отличительная особенность маттоида — преувеличенноемнение о себе, о своих достоинствах и вместе с тем исключительно емусвойственная способность высказывать свои убеждения больше на бумаге, чем насловах или на деле, не возмущаясь нисколько теми невзгодами и противоречиями,которые на каждом шагу встречаются в практической жизни и обыкновенно не даютпокоя как гениальным людям, так и сумасшедшим. Ненормальностьписателей-маттоидов не всегда легко заметить, если бы, при всей кажущейсясерьезности и увлечении данной идеей, — в чем они обнаруживают сходство смономаньяками и гениальными людьми, — к их сочинениям не примешивалось зачастуюмножество нелепых выводов, постоянных противоречий, многословия и главнымобразом себялюбия и тщеславия, составляющих преобладающее свойство гениальныхлюдей, лишившихся рассудка.
Бывает, однако, что средихаотического бреда в произведениях маттоидов-графоманов попадаются совершенноновые, здравые суждения [17, с. 69].
Пассананте в своихстатьях, и особенно в разговоре иногда высказывал меткие оригинальные суждения,заставляющие многих сомневаться в том, действительно ли он сумасшедший.Например, его изречение: “Там, где ученый теряется, невежда имеет успех”. Иливот еще другое: “История, преподаваемая народами, поучительнее той, котораяизучается по книгам” [3, с. 119].
Впрочем, ненормальностьсказывается не столько в преувеличениях относительно той или другой тенденции,а, скорее, в непоследовательности, в постоянных противоречиях, так что рядом свозвышенными, иногда прекрасно изложенными взглядами встречаются сужденияжалкие, нелепые, парадоксальные, противоречащие основному плану сочинения исоциальному положению автора. При чтении таких статей невольно вспоминается ДонКихот, великодушные поступки которого вместо сочувствия вызывают улыбкусострадания, хотя в иное время их, может быть, признали бы геройскими,достойными удивления. Вообще гениальные черты составляют в произведенияхматтоидов редкое исключение.
Маттоиды-гении.Промежуточные формы и незаметные градации существуют не только междусумасшедшими и здоровыми, но также между помешанными и маттоидами. Даже средипоследних, представляющих полнейшее отсутствие гениальности, встречаютсяличности, до того богато одаренные, что сложно определить маттоиды это илигениальные люди [17, с. 87].

5. Общие рекомендации для работы содаренными детьми
Следует помнить, что как бы ни былодарен ребенок, его нужно учить. Важно приучить к усидчивости, приучить трудиться,самостоятельно принимать решения. Одаренный ребенок не терпит давления,притеснений, окриков, что может вылиться в проблему [8, с. 92].
У такого ребенка трудно воспитыватьтерпение и ненавязчивость. Необходима огромная загрузка ребенка, с дошкольноговозраста его следует приобщать к творческому труду, создавать обстановку длятворчества.
Для развития своих талантов одаренныедети должны свободно распоряжаться временем и пространством, обучаться порасширенному учебному плану и чувствовать индивидуальную заботу и внимание состороны своего учителя. Широкие временные рамки способствуют развитиюпроблемно-поискового аспекта. Акцент делается не на то, что изучать, а на то,как изучать. Если одаренному ребенку предоставлена возможность не спешить свыполнением задачи и не перескакивать с одного на другое, он наилучшим образомпостигнет тайну связи между явлениями и научиться применять свои открытия напрактике. Неограниченные возможности анализировать высказанные идеи ипредположения, глубоко вникать в существо проблем способствуют проявлениюприродной любознательности и пытливости, развитию аналитического и критическогомышления.
Одной из форм работы с талантливыми,гениальными детьми в современных условиях является создание Домов детскоготворчества.
Важно, увидев талант ребенка, непускать на самотек, не думать, что он сам найдет дорогу. Нужно обеспечитьмаксимальное развитие. Не помогая нетрудно и опустить его возможности ниже нуля[30].

Заключение
В современной литературепоявляется все больше статей, публикаций, так или иначе затрагивающих эту темуодаренности, таланта и гениальности. Правда, все они всего лишь капля в морепсихологических проблем, появляющихся у учителей и родителей одаренных детей,когда информация меняется каждые пять лет, а порой и чаще.
Природа человеческойодаренности вызывает достаточно бурные споры среди ученых. Является ли одаренностьврожденной или формируется прижизненно? Нужно ли родиться музыкантом, илиталант, как следует из известного высказывания, — это 1% способностей и 99%кропотливого труда?
Среди ученых в связи сэтим распространено мнение, что способности биологически обусловлены и ихпроявление целиком зависит от унаследованного генетического фонда. Обучение ивоспитание, считают ученые, стоящие на этой позиции, может лишь ускоритьпроцесс проявления способностей, но и без педагогического воздействия ониобязательно проявятся.
Другие же считают, чтоодаренность, талант, гениальность могут проявиться в связи с совокупностью рядасовпадающих моментов: генетически предрасположенности к определенному видудеятельность из-за лишь легкой отличительной физической особенности, наличияопределенных случайных или специальных условий именно в сензитивный для этойспособности период, кропотливой и долгой в дальнейшем работой в русле этойдеятельности.
Лучшим периодом развитияспособностей, раскрытия одаренности, таланта является детство. Именно этотпериод жизни человека является самым благоприятным, потому что идет узнаваниемира и сначала не произвольно развиваются некие способности, а потом уже иродители, и в школе помогают их развивать.
Проблема таланта игениальности стоит перед психологами в течение долгого времени и на сегодняшнийдень не существует единой концепции в рамках какой-либо теории личности,которая бы объясняла её в полном объёме. Большинство теорий личностирассматривают лишь некоторые аспекты данной проблемы. Тем не менее, изучениевопросов структуры одаренности, таланта и гениальности имеет очень большоезначение, как для теории психологии, так и для решения конкретныхпсихолого-педагогических задач современного образования.
Как за рубежом, так и унас в стране разрабатываются новые программы развития талантливых детей иподростков, дающие им возможности как можно раньше начать реализовывать свойпотенциал. Но на наш взгляд, по-настоящему хорошие методики могут бытьразработаны только на основе твёрдой теоретической базы, после того какпроблема будет всесторонне изучена и будет сформирована единаяпсихолого-педагогическая концепция.
Таким образом, мы решилипоставленные перед собой задачи, раскрыли необходимое содержание темы и далиобщие рекомендации для работы с одаренными, талантливыми и гениальными детьми.

Список использованных источников
1. Аверин В. А.Психология личности: Учебное пособие. — СПб.: ИстНоваПресс, 2007. – 398 с.
2. АнаньевБ.Г. Человек как предмет познания. – Л.: Лениздат, 1999. – 215 с.
3. АнастазиА. Дифференциальная психология: Психология индивидуальных различий. – М: Мысль,1992. – 112с.
4. Артемьева Т. И.Методический аспект проблемы способностей. – М.: ЛигаПресс, 2008. – 369 с.
5. Введениев психологию / Под общ. ред. проф. А.В. Петровского. – М.: «Академия», 1996. –496с.
6. Гарднер Г. Рамкиума. – М.: Наука, 1980. – 250 с.
7. Гиппенрейтер Ю.Б.Введение в общую психологию. — М.:Нова, 2006. – 376 с.
8. Дружинин В.Н.Психология и психодиагностика общих способностей. – СПб: Питер, 2005. – 345 с.
9.  ЛебедеваЕ. Комплексный подход к проблеме диагностики одарённых детей // Журналпрактического психолога. – 1998. — №8. – С. 14-20.
10. Лейтес Н.С.Возрастная одаренность и индивидуальные различия: Избранные труды. – М.: МПСИ,2003. – 412 с.
11. Лейтес Н.С.Умственные способности и возраст. – М.: Просвещение, 1960. – 505 с.
12. Лейтес Н. С.Ранние проявления одаренности// Вопросы психологии. — 1998. — № 4. — С. 98-107.
13. ЛурияА. Р. Лекции по общей психологии. – СПб.: Питер, 2006. – 320 с.
14. МаклаковА.Г. Общая психология: Учеб. Пособие. – СПб.: Питер, 2001. – 592с.
15. Матюшкин А.М. Концепция творческой одарённости // Вопросы психологии. –1989 — №6. – С. 29-33.
16. МухинаВ.С. Возрастная психология. Феноменология развития. – М.: «Академия», 2006. –608с.
17. НемовР.С. Психология: В 3 кн. – М.: ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1: Общие основы психологии.– 688 с.
18. Общаяпсихология: Учебник/ Под ред. Тугушева Р. X., Гарбера Е.И. – М.: Эксмо, 2006. –592с.
19. Попова Л.В. Одаренные девочки и мальчики // Начальная школа: «плюс –минус». — 2000. — № 3. – С. 58-65.
20. Психология:Учебник/ Под ред. проф. К.Н. Корнилова, проф. А.А. Смирнова, проф. Б.М.Теплова. – М.: Учпедгиз, 1988. – 614с.
21. РубинштейнС.Л. Основы общей психологии: Учеб. Пособие. – СПб.: Питер Ком, 1999. – 720с.
22. СорокунП.А. Основы психологии: Учеб. пособие. – Псков: ПГПУ, 2005. – 312с.
23. Теплов Б. М.Проблемы индивидуальных различий. – М.: Политиздат, 1961. – 503 с.
24. ТепловБ.М Способности и одаренность: Психология индивидуальных различий. — М.: изд-воМосковского Университета, 1982. – 404 с.
25. УзнадзеД.Н. Общая психология. – М.: Смысл, 2004. – 413 с.
26. ШаповаленкоИ.В. Возрастная психология. – М.: Гардарики, 2005. – 349 с.
27. Щебланова Е.И., Аверина И.С. Современные лонгитюдные исследованияодарённости // Вопросы психологии. – 1994. — №6. – С. 134-139.
28. Щебланова Е.И. Неуспешные одарённые школьники: их проблемы и особенности// Школа здоровья. -1999. №3. – С. 41-55.
29. Слуцкий В.М.Одаренные дети: www.friendship.com.ru
30. http://psylist.net/difpsi/genials.htm


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Трагедия Еврипида "Медея"
Реферат Психологія грошей
Реферат Психическая характеристика памяти умственно отсталых учащихся и ее коррекция
Реферат Психолого-педагогические условия развития эмоционально-творческой культуры младшего школьника
Реферат Психологическая сущность игры
Реферат Психологическое сопровождение образования лиц с проблемами в развитии
Реферат Сетевые методы планирования инвестиционных проектов
Реферат Психология индивидуальности личности
Реферат Психика и ее развитие 2
Реферат Opt-in маркетинг - новый инструмент продвижения
Реферат Психокоррекционная и развивающая работа с детьми
Реферат Психология как наука 5
Реферат Психолого педагогическое изучение страхов у детей старшего дошкольного возраста
Реферат Witches Essay Research Paper Witches
Реферат Психология восприятие и прошлый опыт человека