Реферат по предмету "Психология"


Общая характеристика методов социально-психологических исследований

Общаяхарактеристика методов социально-психологических исследований

Социально-психологическаянаука строится на основе проведения социально-психологических исследований.
Социально-психологическоеисследование — вид научного исследования с целью установления в поведении идеятельности людей психологических закономерностей, обусловленных фактомвключения в социальные (большие и малые) группы, а также психологическиххарактеристик самих этих групп.
Любоесоциально-психологическое исследование нацелено на получение информацию спомощью научных методов.
Психологические методыгруппируются по различным основаниям. Например, известна классификация Б.Г.Ананьева, в соответствии с которой выделяют организационные методы,эмпирические методы, методы обработки и интерпретационные методы. Такжепредлагается весь набор методов подразделять на две группы: методы сбораинформации и ее обработки.
Прежде всего различаютметоды сбора социально-психологических данных и методы активногосоциально-психологического обучения.
Методы сборасоциально-психологических данных – это совокупность приемов, процедур иопераций, с помощью которых эти данные могут быть установлены и подвергнутыпервичному анализу.
Среди них выделяютколичественные и качественные методы исследования.
К количественнымотносятся методы, для которых основными являются процедуры измерения, категоризациии кодирования.
Эксперимент. В течениемногих десятилетий в социальной психологии предполагалось, что изучениепсихологических явлений должно строиться по аналогии с естественными науками:необходимо тщательное объективное наблюдение, количественное измерениепеременных, нахождение логических связей между причиной и следствием. Важнымусловием является также воспроизводимость результатов. В конечном итоге этовыражается в требовании использовать в социальной психологии в основном такназываемые количественные методы, в частности, эксперимент. Именно поэтомутрадиционную, а точнее бихевиористски ориентированную социальную психологиючасто называют экспериментальной наукой. В том, что именно эксперимент являетсяосновным методом, легко убедиться, достаточно открыть учебник по социальнойпсихологии, где изложение любой теории подкрепляется многочисленнымиэкспериментальными исследованиями.
Эксперимент — определенным образом организованное исследование, когда экспериментаторосуществляет планомерное манипулирование одной или несколькими переменными(факторами) и регистрирует эффекты, производимые этими воздействиями на другиепеременные. Это исследование, в котором исследователь изучает влияние одногокласса переменных (независимых) на другой класс переменных (заваисимых).
Правильно организованныйэксперимент позволяет выявлять причинно-следственные связи, которые имеют местов том случае, когда причина предшествует по времени эффекту, воздействие иливоздействия статистически связаны с эффектом и, кроме того, нет альтернативногообъяснения эффекта помимо воздействия.
Поэтому Campbell (1990)указывает, что хороший эксперимент:
1) делает ясной временнуюпоследовательность между причиной и эффектом;
2) достаточночувствителен для того, чтобы показать, что вероятные причина и эффектвзаимосвязаны;
3) исключает возможностьвлияния третьих переменных, которыми можно было бы объяснить связь междупричиной и эффектом;
4) исключаетальтернативные гипотезы о конструктах, включенных в эту связь.
Кроме того, он подчеркивает,что установленная каузальная связь должны быть устойчивой, воспроизводимой приразличных условиях, в любое время и для любых групп исследуемой популяции.
Все экспериментыразделяют на лабораторные и естественные, в зависимости от того, где проводитсяисследование. Они имеют общие черты:
— экспериментаторпроизвольно вводит независимые переменные, контролирует их и изменениязависимых переменных;
— для их проведениянеобходимо выделение экспериментальной и контрольной группы, чтобы результатыизмерений могли сравниваться с некоторым эталоном.
Большинство экспериментовв социальной психологии было проведено в лабораторных условиях. Лабораторныйэксперимент позволяет осуществлять строгий контроль всех случайных воздействий.
Достоинства лабораторногоэксперимента
1. При изучениипроцессов, протекающих в мозге, познавательных психических процессов и многихдругих явлений необходимо точное измерение, которое можно осуществить только влаборатории с использованием технических средств.
2. Эксперименты, проведенныев лаборатории, гораздо легче воспроизвести, а это важное условие для построениянаучных теорий в социальной психологии.
3. Лабораторныйэксперимент позволяет осуществлять строгий контроль всех случайных воздействийи в большей мере приблизиться к идеальному эксперименту.
4. Многие эффекты,изученные в лабораторных условиях, могут гораздо сильнее проявляться в реальнойжизни, что свидетельствует о том, что они не просто созданы в лаборатории.Например, в известном исследовании Милграма по изучению подчинения, участникимогли остановить эксперимент в любой момент, но в реальной жизни есть сильноесоциальное давление и санкции, против того, кто не подчиняется нормам, поэтомуподчинение авторитету может проявляться еще в более сильной степени.
Многие критики считают,что изучение поведения в отрыве от реальной жизни, в искусственно созданныхусловиях, не имеет значения.
В качестве недостатковлабораторного эксперимента называют:
1. Узость независимой изависимой переменной (низкая конструктная валидность). Например, те агрессивныеформы поведения, которые Бандура наблюдал в своем эксперименте, не являютсяединственными и дети могут проявлять другие формы деструктивного и враждебногоповедения. Heather (1976) указывает:
" Психологи пытаются«втиснуть» изучение человеческой жизни в лабораторную ситуацию, гдеона становится неузнаваемо отличной от ее естественно возникающих форм".
2. Низкая экологическаявалидность (т.е. возможность обобщать результаты на другие условия и другихиспытуемых) — невозможность обобщения результатов. Эффект, наблюдаемый влаборатории, может не иметь никакого отношения к реальной жизни вообще, крометого эксперименты, проведенные на крысах, голубях или шимпанзе не могут датьнам информацию о сложном человеческом поведении.
3.Ограниченностьлабораторного эксперимента связана с проблемой репрезентативности. Вэксперименте участвует ограниченное число испытуемых, но полученные выводыобычно распространяются на более широкую популяцию.
4. Искусственностьусловий. Для многих людей лаборатория кажется неприятным или даже страшнымместом, в результате чего они могут быть слишком покорными или испытыватьнеприятное чувство «давления» окружающей обстановки.
5. Даже в том случае,когда исследование организовано верно, остается еще несколько проблем,связанных с влиянием личностных особенностей экспериментатора и исследуемого,взаимодействия между ними, которые проявляются только в ходе эксперимента.
Личные качестваэкспериментатора — биосоциальные (раса, пол, возраст, социальный класс и т.д.)и психологические (интеллект, потребность в достижении, уровень тревожности ит.д.) могут влиять на поведение участников. Есть свидетельства, чтопривлекательные экспериментаторы-женщины способны добиваться от испытуемыхмужчин лучших результатов, чем экспериментаторы-мужчины.
В литературе описываетсяэффект Розенталя, когда исследователь произвольно или непроизвольно действуеттак, что влияет на ход эксперимента. Например, если исследователь имеет высокуюпотребность в одобрении, то он попытается получить результаты, соответствующиевыдвинутой гипотезе, чтобы услышать похвалу со стороны коллег, или он простосфальсифицирует результаты, так как боится потерять работу или хочет преуспеть.
На результаты влияюттакже особенности испытуемого. Участники, которые нуждаются в одобрении,поддаются влиянию со стороны экспериментатора и они стремятся дать«правильный» ответ, чтобы получить одобрение со стороныэкспериментатора.
Опасения могутвозникнуть, когда испытуемый думает, что исследователь найдет отклонения отнормы, и возникающая при этом тревожность влияет на результат.
Многие просто хотятвыглядеть лучше под влиянием действия фактора социальной желательности.Большинство людей не хотят, чтобы о них думали как о ненормальных,конформистах, непривлекательных, глупых и т.п. и стараются угадать, что хочетэкспериментатор и выглядеть достойно.
Этика экспериментальногоисследования.
Для снижения влияния этихфакторов есть две возможности: усиление контроля и создания новых техник.Усиления контроля связано с выбором схемы эксперимента. Кроме того, создаютсяспециальные процедуры, например, слепой метод и двойной слепой метод. Когдаиспользуется слепой метод, то испытуемого просто обманывают, т.е. дают невернуюинформацию по поводу того, для чего проводится исследование. При двойном слепомметоде сам экспериментатор, взаимодействующий с испытуемыми, не знает, какиевоздействия оказаны на испытуемого и оказаны ли вообще.
Использование обманаиногда бывает наилучшим и, возможно, единственным способом получения информациио том, как люди ведут себя в наиболее сложных и наиболее важных жизненныхситуациях, но этот способ ставит экспериментатора перед серьезными этическимипроблемами.
— В конце концов простонеэтично лгать людям.
— Подобный обман, кромевсего прочего, ведет к вторжению в частную жизнь испытуемых. Когда испытуемыене знают, что изучается на самом деле, они лишены возможности давать согласиена участие в эксперименте, которое основывается на полной информированности. Иесли бы знали о цели, то, возможно, отказались бы.
— Экспериментальныепроцедуры часто сопровождаются рядом неприятных переживаний – таких, как боль,скука, беспокойство и тому подобных.
— Этические проблемывозникают и в результате столкновения испытуемых с некоторыми собственнымичертами и характеристиками, не являющимися приятными или положительными.
Этическиепринципы, разработанные американской психологической ассоциацией и Британскимпсихологическим сообществом, советуют исследователям следующее.
— Необходимо исключить процедуры, вызывающие сильные болевые ощущения или сильныйдискомфорт.
— Достаточно полно информировать потенциальных участников эксперимента, чтобыполучить согласие осведомленного испытуемого.
— Бытьправдивыми. Использовать обман только в том случае, если он оправдан значимойцелью и если нет альтернативы.
— Должны обеспечить своих испытуемых реальной возможностью прекратить участие вэксперименте, если испытываемый ими дискомфорт станет слишком сильным.
— Использовать информацию о каждом участнике конфиденциально.
— Призавершении экспериментальной сессии экспериментатор должен уделить значительноевнимание каждому испытуемому, тщательно объяснив проведенный эксперимент, егоистинные цели, причины обмана и т.п. Они должны быть уверены, что испытуемыепокидают эксперимент в хорошем настроении, с чувством удовлетворенности собой,без ощущения своей глупости и доверчивости. Это предполагает проведениепостэкспериментальной сессии (постэкспериментальное собеседование — дебрифинг)- выяснить общее впечатление о проведенном эксперименте; попытать выяснить,почему испытуемый вел себя так, а не иначе; подозревал ли он об «официальнойверсии»; сообщить об обмане и донести до него, что быть одураченным процедуройне означает быть глупым или легковерным.
Очевидной альтернативойлабораторному эксперименту является полевой или естественный эксперимент,который проводится в естественном окружении, в школе, больнице или на улице, вовремя профессиональной деятельности, общения и взаимодействия с другими людьми.
Исследование в естественномокружении позволяет преодолеть основной недостаток лабораторного эксперимента,невозможность обобщать с реальной ситуацией. Кроме того, в большинстве случаевучастники полевого исследования не знают, что они участвуют в эксперименте. Нодаже тогда, когда они знают о том, что вовлечены в исследование, это несравнимо с чувством опасности и подозрения, возникающими лаборатории.
Основными недостаткамиестественного эксперимента являются
— невозможностьконтролировать побочные переменные,
— трудность изменениянезависимой переменной и измерения зависимой.
Не всегда можноорганизовать эксперимент. Представьте, что вы хотите проверить гипотезу о том,что правильные методы воспитания оказывают благотворное влияние на психикуформирующегося человека, и, став взрослым, люди имеют лучшую психическуюприспособленность, и легко адаптируются в социальной среде. Или, чем большерост человека, тем более успешен он в профессиональной деятельности. Можетвозникнуть предположение о том, что люди, имеющие способности к гуманитарнымнаукам, отстают в естественных. Для проверки этих гипотез нельзя провестиактивный эксперимент. В одних случаях это практически неосуществимо (нельзяварьировать рост, способности, пол и т.д.), в других — это неэтично (нельзязаставить родителей использовать плохие методы воспитания).
В таких случаях проводяткорреляционные исследования, когда не производится воздействие на ситуацию, апросто изучается связь между существующими переменными, но в отличие отэксперимента нельзя говорить о причинно-следственных отношениях. Но важностькорреляционных исследований заключается в том, что корреляционные исследованиямогут опровергнуть гипотезу о каузальной связи, так как каузальный законпредполагает наличие корреляции. Поэтому относительно недорогой корреляционныйподход может служить для проверки гипотез, и те, которые его выдержат, могутбыть затем подвержены более дорогой экспериментальной проверке.
Тесты
Тест — этостандартизированное испытание, предназначенное для объективной оценкииндивидуально-психологических различий. Тесты широко используются в социальнойпсихологии как самостоятельные методы или в совокупности с другими методами.Имеется большое количество тестов, оценивающих различныесоциально-психологические переменные, такие как способности руководителя иливзаимоотношения в коллективе. Что касается личностных тестов, то в социальнойпсихологии они чаще всего используются в сочетании с другими методами,например, для оценки независимой переменной.
В80-90-е годы проблема методов социально-психологического исследования начинаетприобретать новое содержание. Не все исследователи согласны с тем, чтонеобходимо использовать только количественные методы. И более того, некоторыесчитают, что в отдельных случаях они дают бесполезную информацию, причем чащевсего это происходит именно в социально-психологических исследованиях. Например,при исследовании аттитюдов, когда используется метод шкалироположения,положение каждого человека определяется числовым значением только по одномуизмерению. Но это не совсем верно, т.к. в ходе беседы обычно выявляетсякомбинация мнений, которые нельзя свести к какой-то средней точке, т.к.теряется общее значение каждого человека.
Представителиновых направлений указывают, что
— во-первых, при использовании количественных методов человек исследуется внесоциального контекста, без всех присущих ему связей с другими людьми.
— во-вторых, исследуемое поведение отличается от естественного, так как действияиспытуемого строго ограничены и он не может планировать и реализовыватьповедение, как это происходит в обычных условиях.
— в-третьих, отношения исследователя и испытуемого строятся по схеме«руководитель-подчиненный», и это накладывает свой отпечаток наисследуемую область.
На этомосновании делается вывод, что только качественные методы позволяют исследоватьчеловека в социальном контексте, в процессе взаимодействия с другими людьми.Исследования должны проводиться в максимально приближенных к естественнымусловиях и посредством качественных методов. Наиболее значимыми данными должныбыть собственные высказывания и интерпретации испытуемого.
Естьмнение, что использование количественных методов необходимо на первоначальномэтапе, когда происходит сбор информации, ее анализ и формулирование гипотез,которые затем проверяются в более строгих исследованиях.
Качественныеметоды
Длякачественных методов характерно представление информации в виде описаний,значений и т.д. Укажем, что к качественным методам можно отнести опросники,составленные из открытых вопросов, нестандартизированное интервью, включенное инесистематическое наблюдение, метод репертуарных решеток, дискурсный анализ.
Наблюдение- это метод, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленномвосприятии психических явлений. В этом определении отражены основныетребования, предъявляемые к организации и проведению такого исследования. Это,прежде всего наличие, ясно осознанной цели: для чего наблюдается поведение и накакие отдельные аспекты необходимо обратить внимание. Это отражается всоставленном плане наблюдения, выделении отдельных категорий наблюдения.
Но не во всех видахнаблюдения обязательно присутствуют указанные процедуры. Например, выделяютнеструктурированное или несистематическое наблюдение, когда категориинаблюдения не выделяются.
Основным видом являетсяструктурированное наблюдение. При таком исследовании используются строгиепроцедуры фиксации и кодирования: часто используют различную видеотехнику длязаписи поведения, чтобы в дальнейшем ее можно было качественнопроанализировать. Наблюдение в этом случае можно организовать таким образом,что испытуемый не будет догадываться, что за ним наблюдают (хотя здесь надопомнить об этических принципах).
В том случае, если нетвозможности использовать видео технику, привлекают экспертов, наблюдающих заповедением непосредственно и регистрирующих определенные события.
Для описания данныхобычно используют сетку категорий или единиц наблюдения. В социальнойпсихологии очень известной является система категорий, отражающих основные типывзаимодействия, разработанная Р. Бейлсом.
К несистематическомунаблюдению можно отнести биографический метод. Этот метод использовал Ф. Пиаже,наблюдая за развитием собственных детей.
Другими видами наблюденияявляются включенное и невключенное наблюдение.
Основным преимуществомвключенного наблюдения является его гибкость, так как исследователь неустанавливает жестких рамок в отношении того, что собирается. Иногда невозможноизучать некоторые группы другими методами или получить необходимую информацию.Кроме того, это возможность получать надежные данные. Kidder (1981) утверждает, что чем дольше наблюдательнаходится в группе, тем больше у него возможности получить правильнуюинформацию. Если члены группы хотят показать себя определенным образом, то онине могут это делать долгое время в отношении друзей и родственников. И дажеесли исследователь не заметит, что они ведут себя неестественно, то на этоукажет ему прямо или опосредованно поведение других людей.
Основные трудностивключенного наблюдения
— связаны с этическимипроблемами, например, с обманом испытуемых, которые не предполагают, какую рольиграет исследователь.
— кроме того, из-заприсутствия нового члена группы, может измениться поведение участников группы.
— далее, сам наблюдатель,почувствовав себя членом группы, может необъективно оценивать ситуацию.
— следующая сложностьсвязана с тем, что нельзя фиксировать данные непосредственно в моментнаблюдения, поэтому он может что-то забыть.
— и, наконец, полученныеданные обычно нельзя распространить на другие популяции.
Что касается надежностиданных, полученных с помощью наблюдения, то не всегда можно говорить обобъективности исследования, так как возможны следующие ошибки.
Во-первых, восприятиекаждого человека является уникальным, и на него влияет множество факторов. Так,внимание привлекают обычно выдающиеся события, а другие можно просто незаметить. Большое влияние оказывает установка, когда исследователь склоненвидеть то, что соответствует гипотезе, и не замечать события, опровергающие ее.Часто говорят о логических ошибках, когда, например, по умению красноречивоговорить делается вывод о высоком уровне интеллекта.
Контент-анализ –(буквально — «анализ содержания»). Метод анализа документов, когда в текстевыделяются специальные «единицы», а затем подсчитывается частота ихупотребления.
Многие события нельзянаблюдать непосредственно. Одни из них отделены от исследователя временем,другие возникают непредсказуемо, и у экспериментатора нет возможности застатьих, и, наконец, есть события, когда исследователь не может вмешиваться вреальный ход и ему приходится изучать их только после того, как они произошли.Обычно их исследуют по художественным произведениям, средствам массовойинформации, известным речам, дневниковым записям, по картинам и другимпродуктам деятельности человека.
Для этих целей в 40-50-егоды сформировался метод контент-анализа для исследования содержания продуктовдеятельности человека, заключающийся в выделении и подсчете частотывстречаемости или объема смысловых единиц. Это метод наблюдения не людей, атого, что они производят.
Первоначально метод,названный контент-анализом, использовался для анализа сообщений печати,известных речей и так далее. Сейчас его широко используют в социальнойпсихологии для различных целей: как вспомогательный метод при анализе ответовна открытые вопросы анкет, для анализа данных, полученных в ходе интервью, иликак дополнительный инструмент в проективных методах.
Часто он является первымэтапом исследования, необходимый для формулирования гипотез. Кроме того, ониспользуется как главный метод в тех случаях, когда исследование объектаневозможно другими способами. В социальной психологии часто проводятконтент-анализ в сочетании с другими методами для изучения общения, ценностныхориентаций, взаимодействия в группе.
Метод опроса.
Основными видами опросаявляются анкетирование и интервью.
Если проводитсяанкетирование, то испытуемому предъявляются вопросы в письменном виде, накоторые необходимо ответить.
Анкеты используются в томслучае, когда необходимо опросить большое количество людей, а также в техслучаях, когда необходимо выяснить отношение людей к интимным или острымдискуссионным проблемам.
Вопросы, использующиеся вопросниках, могут быть открытыми и закрытыми. Чаще всего используются закрытыевопросы, когда испытуемый должен выбрать одну из двух или более альтернатив.При ответе на такие вопросы респондент находится в ситуации вынужденноговыбора. Открытые вопросы не предусматривают никаких ответов, и испытуемый можетвыразить свое мнение любым способом. Если в анкете используются открытыевопросы, то обычно она дает больше информации.
Устным видом опросаявляется интервью. Интервью — это устный опрос, предполагающий общение«лицом к лицу», когда интервьюер сам задает вопросы и фиксируетответы.
Различают два видаинтервью: свободные и стандартизированные. Границы между этими видами подвижны.Выделение этих видов интервью связано, во-первых, с типом вопросов, аво-вторых, со способом обработки полученных данных. Выделяют следующие типы интервью.
1. Свободное,неуправляемое интервью.
Многие психологииспользуют такую форму интервью, когда респондент рассказывает о чем угодно, аисследователь не раскрывает тему интервью, задает вопросы и направляет беседу внужное русло. Основная задача: помочь респонденту приблизиться к собственнымпроблемам и рассказать о них.
2. Стандартизированноеинтервью. Интервьюер предъявляет точно установленные закрытые вопросы вопределенном порядке, на которые респондент может отвечать любым образом.
Качественные методы даютбогатый материал, но подвержены влиянию субъективных факторов, поэтому с ихпомощью нельзя получать объективные данные, как при использованииколичественных методов. Кроме того, ход исследования трудно повторить иполучить такие же данные.
Методы шкалирования.
Специфическими длясоциальной психологии являются методы шкалирования и социометрический метод,поэтому достаточно подробно остановимся и на них.
Одной из важных задач всоциальной психологии является измерение аттитюдов, установок. Для этого обычноиспользуются опросники, содержащие утверждения, с которыми испытуемый долженлибо согласиться или нет, либо оценить их правильность, используя значения от 1до 5 (или до 3, 7, 11). Сюда можно отнести метод равных интервалов,разработанный Терстоуном, метод суммарного рейтинга, разработанный Лайкертом,Метод семантического дифференциала Ч. Осгуда.
Социометрический методпредназначен для изучения взаимосвязей между членами малых групп. С его помощьюможно описать структуру группы на основе различия в статусе, выделить отдельныегруппировки, а также измерить степень сплоченности.

Список использованныхисточников
эксперимент метод социальныйпсихологический
1. Андреева Г.М. Социальнаяпсихология: учебник для высш. учеб. заведений / Андреева Г. М. — М.: АспектПресс, 2004. — 365 с.
2. Битянова М.Р. Социальнаяпсихология: наука, практика и образ мыслей: Учебное пособие. – М.: ЭКСМО-Пресс,2001. – 576 с.
3. Майерс Д. Социальная психология. –СПб.: Питер, 1998. – 684 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.