Реферат по предмету "Психология"


Общественная психология и идеология

Тема:
 
Общественнаяпсихология и идеология

Содержание:
1. Введение……………………………………………………………..…..3
2. Основная часть.
2.1. Общественная психология ………………..………………….............4
2.2  Общественнаяидеология…………………………………….……...12
3.Заключение………………………..………………………..…….........19
Список используемойлитературы……………….……………..........22

1. Введение
Общественное сознание –сложное и многогранное явление. Его исследование связано с немалымитрудностями, которые сказываются уже в том, что духовные явления не выступают вчистом виде, — они непременно объективированы. Овладевая продуктами духовногопроизводства, мы тем самым овладеваем и общественным сознанием.
Структурными компонентамиобщественного сознания в социологическом аспекте являются общественнаяпсихология и идеология.
Общественные потребностисубъектов сознания выступают как их интересы. Идеология и общественнаяпсихология служат при этом духовными средствами осознания и осуществленияинтересов различных общностей. Между этими сторонами (сферами) общественногосознания имеется различие в способе их связи с действительностью и всоответствующих функциях.
Общественная психологияхарактеризует психологический облик и выражает интересы различных социальныхгрупп. Это отношение общества к действительности. Общественная психологиявключает в себя также эмоциональные отношения личности или социальной группы кявлениям общественной жизни.
Общественную психологиюнеобходимо учитывать при проведении политических изменений. Нужно изучатьнастроения людей, уметь прогнозировать их реакцию на те или иные политическиедействия.
Идеология – это высшийуровень общественного сознания, систематизированное выражение коренных взглядовопределенной социальной группы. Идеология имеет обычно определеннуютеоретическую основу, программу действий и механизмы распространенияидеологических установок в массах.
Цель данной работы: дать понятие и проанализировать общественнуюпсихологию и идеологию.

2.Основная часть
 
2.1. Общественная психология
 
Общественная психология –это относительно самостоятельная, сформировавшаяся в ходе историческогоразвития общества система отражения объективной реальности людьми, связаннымиделовыми и личностными отношениями.
Общественная психология –это совокупность чувств, эмоций, несистематизированных взглядов, настроений,обычаев, традиций, привычек, складывавшихся под влиянием непосредственногообщественного бытия.
Содержание общественнойпсихологии многообразно. Обычно оно подразделяется на три группы социально-психологическихявлений:
·         психический складопределенной социальной группы (социальный характер, привычки, традиции);
·         эмоциональныеявления (настроения, социальные чувства и т. д.);
·         социально-психологическиеявления непосредственно взаимодействующей группы (мода, слухи и т. д.).
Однако названные группы духовныхявлений не исчерпывают содержания психологии.
Общественная психология,как массовое сознание, непременно включает в себя политические, правовые,нравственные и иные идеи и представления, но не в форме теорий, системвзглядов, как это имеет место в идеологии, а главным образом в форме убеждений,верований, социальных установок на восприятие действительности и отношение кней. Если в идеологии мы различаем идеи и взгляды, прежде всего, по ихсодержанию, то в общественной психологии имеем дело с убеждениями людей (целыхгрупп классов), т. е. с тем, насколько идеи и взгляды, распространяемые впроцессе идеологической работы среди масс, овладели сознанием последних,являются стимулами их поведения. При этом непременно учитывается исодержательная сторона идей и взглядов, но как бы в снятом виде; главное же вниманиепереносится на их усвоение, на то, стали ли они глубокими убеждениями или нет,как они проявляются в поступках, переживаются, закрепляются в привычках,традициях и т. д. Убеждения социальных групп, классов и других общностейсоставляют основное содержание общественной психологии.
Важнейшаяособенность общественной психологии состоит в том, что она выражает состояниесознания социальных групп и их отношения к действительности. Под термином«состояние» подразумеваются не только собственно психические состояния(например, уверенность, установки), но и эмоционально-волевые процессы,свойства личности, устойчивые черты психического склада групп, общностей(например, коллективизм, традиции, взгляды и т. д.).
Как считаетА. К. Уледов, процесс убеждения включает в себя не только логику, аргументацию,но и сомнения, чувства, отношения доверия или недоверия[1].Пропаганда возможна только путем установления социально-психологическихконтактов, посредством механизмов, позволяющих преодолевать барьеры и внедрятьидеологию в сознание людей, превращать знания в убеждения.Социально-психологические механизмы воздействия общественной психологии начеловека общи, хотя влияние общественной психологии на идеологию, на взглядылюдей осуществляется преимущественно с помощью механизмов внушения, а идеологиина общественную психологию – механизмов убеждения. В пропаганде необходимоучитывать диалектику психологии общества, коллектива и личности.
Все видные марксисты,будь то Антонио Лабриола или Август Бебель, Роза Люксембург или Г. В.Плеханов,пропагандируя и развивая исторический материализм, старались как можноконкретнее представить механизм, каким осуществляется закон: «общественноебытие определяет сознание». И поэтому все они с величайшим вниманиемвсматривались в нечто на первый взгляд неуловимое, но занимающее необходимоеместо в этом механизме – в общественную психологию.
Недооценка психологииприводит к вульгаризации учения о базисе и надстройке. Невозможно сколько-нибудьубедительно вывести из данного экономического состояния, царящие в данное времяв головах людей философские, религиозные, эстетические течения и системы.
Г. В. Плеханов развилтеорию, согласно которой посредствующим звеном между экономическим развитием иисторией культуры в широком смысле являются обусловленныесоциально-экономическим развитием изменения в психологии людей. По мнениюсторонников такого взгляда, идеи, культура – это сгусток общественнойпсихологии. Г. В. Плеханов расчленяет всю социальную структуру общества на пятьзависящих друг от друга элементов: «Данная степень развития производительныхсил; взаимоотношения людей в процессе общественного производства, определяемыеэтой степенью развития; форма общества, выражающая эти отношения людей;определенное состояние духа и нравов, соответствующее этой форме общества;религия, философия, литература, искусство, соответствующие способностям,направлениям вкуса и склонностям, порождаемым этим состоянием»[2].
Г. В. Плеханов настаивал,что без того звена, которое здесь названо «состояние духа и нравов», которое вдругих случаях он называет «преобладающее настроение чувств и умов», котороешире определяется как общественная психология, нельзя сделать ни шагу в научномизучении истории литературы, искусства, философии и т. п. Он писал: «Чтобыпонять историю научной мысли или историю искусства в данной стране,недостаточно знать ее экономию. Надо от экономии уметь перейти к общественнойпсихологии, без внимательного изучения и понимания которой невозможноматериалистическое объяснение истории идеологий».
В другом месте Плехановсформулировал эту мысль еще короче: «Все идеологии имеют один общийкорень – психологию данной эпохи».
Психология всегда связанасо сферой человеческих действий (в том числе с торможением и подавлениемдействий).
В. И. Лениннеоднократно подчеркивает рождение чувств, настроений, инстинктов, однимсловом, психических состояний разных классов и масс, из их экономическогосостояния и коренных экономических интересов. Это – первый и глубочайшийисточник социально-психических явлений. Без экономических требований нечегоидти с пропагандой в массу трудящихся[3].
Понятием «стихийность»Ленин передавал те черты в общественной психологии, которые в большей илименьшей мере тяготеют в сторону бессознательности, хоть и не совпадают с ней.Сюда, в «стихийность», попадают преимущественно две группы явлений:
1) задавленностьлюдей, покорность их нищете и бесправию, привычка к угнетенному положению;
2) протест,возмущение, бунт, но обращенные лишь против непосредственного источникабедствий, носящие негативный характер, не освещенные общественной теорией.
Отношение Ленина к первойгруппе особенно отрицательно.
Вторая группа явленийстихийности привлекала огромное внимание Ленина как теоретика и практикареволюции. Ему было совершенно чуждо доктринерское отношение к стихийности.Напротив, он писал, «что стихийность движения есть признак его глубины вмассах, прочности его корней, его неустранимости, это несомненно»; «стихийныйэлемент» представляет из себя, в сущности, не что иное, как зачаточную форму сознательности.И примитивные бунты выражали уже собой некоторое пробуждение сознательности:рабочие теряли исконную веру в незыблемость давящих их порядков, начинали… нескажу понимать, а чувствовать необходимость коллективного отпора, и решительнопорывали с рабской покорностью перед начальством. Но это было все же гораздоболее проявлением отчаяния и мести, чем борьбой».
Каждый человек врезультате субъективного отражения объективной реальности формируется личностьюсо специфическими особенностями своей индивидуальной психологии. Даже вотносительно одинаковых условиях люди одной социальной группы, одной микросредыразличаются по своей психологии. Причиной тому – своеобразие отражений внешнейи внутренней среды, специфические, индивидуальные условия существования.
Но вместе с тем, людиразные, но принадлежащие одной микро- и макросреде, одной социальной группе(вплоть до самой большой) имеют немало сходных, общих психических свойств ичерт, отличающих их от лиц других социальных групп, от лиц, живущих в другоймикро- и макросреде. Общие, более или менее, стабильные экономические,политические, культурные и другие социальные условия определяют классовые,национальные особенности людей, в совокупности своей составляющие общественнуютипологию.
Общественная психология,рассматриваемая как сложное социальное явление, охватывает области, «казалосьбы, независимые друг от друга: эмоциональный слой общественного сознания,неконцептуальный уровень последнего вообще, элементы концептуального отражениябытия, привычки, психологический аспект развития и функционирования форм сознания,особенности психики различных социальных общностей, характерную дляопределенных условий духовную архитектонику личности..., психические явления,возникающие при непосредственном взаимодействии совокупности людей в некоторыхситуациях», — так писали в своей книге советские социальные ученые, работавшиев Прибалтике[4]. И предлагали для ееисследования системно-структурный подход как наиболее плодотворный для такогосложного образования.
Нечто подобное утверждали И. Т. Левыкин, который писал, что «изучение социальной психологии как системытребует применения структурно-функционального анализа»[5].
Рассматривая психологиюкласса, называемого крестьянством, И. Т. Левыкин излагал некую систему, имеющуюсвою структуру. Он предлагал многопрофильную модель психологии крестьянства,состоящую из психологии реальных коллективов, психологии условных социально-психологическихгрупп, психологии подгрупп и психологии личности. В те годы такой подход,несомненно, был интересным и многообещающим. Но совершенно очевидны были и егослабости. Слишком неопределенными оказывались основания для структуризациифеномена.
При определении структурыобщественной психологии как социального явления или, наоборот, социальнойпсихологии как общественного феномена, на мой взгляд, необходимо учитыватьследующее.
Любая структура какединство целого и составляющих его элементов предполагает, что междуцелостностью и каждым элементом может быть (а в данном случае, обязательноимеется) ряд достаточно сложных подструктур, то есть промежуточных структурразличных уровней. При переходе от структуры более высокого уровня к болеенизкому или (что то же самое) при выделении подструктур различного уровняследует руководствоваться принципом «необходимости и достаточности». Этозначит, что каждый раз число подструктур целого должно, во-первых, включать всебя все элементы этого целого и, вместе с тем, не должно быть более того.Степень зависимости сущности целого от каждой из его подструктур неравнозначна. Есть более или менее существенные для целого подструктуры, но неможет быть совсем не существенной подструктуры целого.
Структура – это не простоединство элементов, их связей с целым. По нашему мнению, структура – это,образно говоря, многоэтажная пирамида, каждый этаж которой являетсяодновременно основанием для следующего и немыслим без него.
Можно предположить, чтоструктура общественной психологии состоит из следующих подструктур.
1. Психологическиеособенности формализованных общностей, групп коллективов и т. п.
2. Психологическиеособенности неформальных групп (друзья, любители пива, спорта, ночных клубов,казино и т. п.
3. Психологическиеособенности демографических и территориальных общностей (молодежь, женщина,москвичи, ярославцы, пошехонцы и т. п.).
4. Психологическиеособенности профессиональных общностей (механизаторы, фермеры, докеры, шахтеры,моторостроители, нефтяники и т. п.).
5. Психологическиеособенности отдельных личностей в общностях (лидеры, ведомые, агрессивные,законопослушные, верующие, атеисты и т. п.).
Психология людей любой изназванных групп (большой или малой) включает неизменно определенную системуследующих элементов:
1.Общественно-психологические свойства или качества (потребности, интересы,идеалы, вкусы, а также черты психологического склада, менталитета) конкретнойсоциальной группы, например, коллективизм и индивидуализм, трудолюбие иленость, агрессивность и конформизм и другие.
2.Общественно-психологические отношения в данной общности (обычаи, традиции,социальные привычки, семейно-брачные, деловые, религиозные установки, а такжеатракции, симпатии, антипатии, элементы психологической совместимости, сработанностии т. п.).
3.Общественно-психологические состояния (эмоции, чувства, общественныенастроения, умонастроения, воинственность, толерантность и т. п.).
4.Общественно-психологические процессы (подражание, внушение, заражение,конформность, называемые агрессивность, терпимость, инициативность и т. п.),еще не ставшие характерными чертами группы.

2.2.    Общественнаяидеология
 
Специфика идеологиипроявляется в том, что она возникает на основе существующих в обществеэкономических отношений и отражает действительность через призму этихотношений. В классовом обществе экономические отношения выступают в формеклассовых интересов, поэтому специфику идеологии можно конкретнее представитькак отражение действительности через призму интересов определенных классов, каксистему идей и взглядов классов. Идеология есть теоретическое оружие,самосознание классов. В этом состоит ее главная социальная функция.
В идеологическихконцепциях или теориях выражаются, прежде всего, самые существенные, коренныеинтересы классов. Не случайно поэтому классовые противоречия находят своепроявление и в идеологической борьбе. Идеология носит классовый характер. Вклассовом обществе нет и не может быть надклассовой или внеклассовой идеологии.
Так, идеологияэксплуататорских классов в своих теориях оправдывает угнетение и социальнуюнесправедливость в обществе. Идеология же рабочего класса служит делуосвобождения этого класса и всего общества от эксплуатации и угнетения, служитделу построения коммунистического общества. Идеологии эксплуататорских классовпо своему характеру являются, как правило, иллюзорными, в то время какидеология рабочего класса – марксизм-ленинизм – носит научный характер. Научнуюидеологию разрабатывает Коммунистическая партия и вносит ее путем убеждения вумы широких масс народа.
Относительно внесениямарксистско-ленинской идеологии в сознание масс следует заметить, чтонеобходимость его сохраняется и в условиях социалистического икоммунистического строительства. Пролетарская идеология при своем возникновенииимела материальную основу – положение пролетариата в капиталистической системена том этапе ее развития, когда капиталистические, производственные отношениявступили в конфликт с возникшими при капитализме новыми производительнымисилами. Пролетарская идеология сложилась как идеология революционного,коммунистического движения. С победой социалистической революции основуразвивающегося сознания масс стали составлять новые общественные отношения.Однако идеология не только в прошлом, но и в настоящем не являетсянепосредственным отражением условий жизни общества, положения масс, поэтомуперед обществом всегда будет вставать задача внесения идеологии в сознаниелюдей.
Общественно историческаяпрактика показывает, что для появления новой идеологии нужно, во-первых,наличие определённых объективных условий – к ним относятся познанные наукой иидеологом объективные закономерности природы и общества – и, во — вторых,наличие необходимой идеальной, субъективной причины – ею является некотораяустойчивая, существенная тенденция общественной психологии. Поэтому можнострого, в соответствии с общепринятым научным определением причинно — следственной связи, утверждать, что любая жизнеспособная идеология имеет своейпричиной некоторую тенденцию общественной психологии.
Эта причинно — следственная связь не обратима: идеология, сама по себе, не создаёт качественноновых тенденций в общественной психологии.
Сформулированноеположение можно назвать принципом вторичности идеологии.
Итак, непосредственныепричины идеологий всегда лежат в общественной психологии, и являютсяидеальными. Наличие объективных условий и познанных закономерностей природы иобщества является необходимым, но ещё не достаточным условием для рожденияжизнеспособной идеологии.
Если идеология родиласьбез наличия причины, то есть, если она не отражает некоторую существеннуютенденцию общественной психологии, то она является гласом вопиющего в пустыне:какие бы мыслимые блага не сулила она людям, она всё равно остаётся не нужнойим.
И наоборот, любаяидеология или идеологический догмат, оказывающие заметное влияние наобщественное бытие, всегда имеют причину – некоторую существенную тенденциюобщественной психологии.
Истории известны случаи,когда идеология рождалась при отсутствии необходимых для условий, то есть безопоры на науку и общественные законы[6]. В этом случае онаявляется не идеологией, в полном смысле этого слова, а утопией, или одной изрелигий, и не может служить в качестве продуктивной, материально содержательнойи непосредственной цели деятельности людей.
Тем не менее, она можетиметь огромную нравственную или духовную ценности, выступая в качествеотдалённой, телеологической, «вечной» цели, и, поэтому, всё же можетприковывать к себе умы, души и внимание огромного числа людей, и быть ихсвоеобразным идеологическим знаменем, во имя достижения ими каких-токонкретных, практических и созидательных целей.
Яркими примерами такихутопических, но вечных, идеологий являются христианская, православная имусульманская религии.
Как только идеологияпублично заявлена и начала проникать в массы, она начинает работать, то есть ускорятьразвитие тенденции общественной психологии, которой обязана своим рождением. Идеологияявляется своеобразным катализатором общественных процессов.
Если же говорить точнее,идеология предсказывает и предвосхищает будущее на основе познанныхзакономерностей природы и общества, которые являются её истинной,неопровержимой частью, в направлении соответствующей тенденции общественнойпсихологии, являющейся её целеполагающей частью, реальным ориентиром, иоказывает обратное воздействие на общественную психологию, духовно подпитываясвою идеальную причину, и как можно дольше продлевая ей жизнь.
В этом – сила идеологий.
Если в обществе имеютсяпротиворечивые тенденции общественной психологии, то соответствующие имидеологии также будут противоречивы, и между ними будет происходить борьба винтеллектуальной и моральной областях, которая может, однако, перерастать вполитическую борьбу и в прямое насилие над людьми: всё зависит от остротыисходных противоречий. Предсказать исход этой борьбы, вообще говоря,невозможно: он будет, в конечном счёте, определяться результатом столкновениясоциальных сил, заинтересованных в победе той или иной идеологии.
Победившую идеологиюможно также с полным основанием назвать истинной. Она, обычно, господствует идоминирует в обществе.
Главные причины тенденцийобщественной психологии, в отличие от причин идеологий, являются не идеальными,а материальными, и лежат в общественном бытие, поэтому идеологии не могутдлительное время, сами по себе, быть питательной средой для этих тенденций, ине могут продлять им жизнь до бесконечности.
Может наступить момент,когда некоторая существенная тенденция общественной психологии, под влияниемсвоих главных, материальных, причин, начнёт затухать, или, образно выражаясь,умирать. Тогда соответствующая ей идеология сразу вступает в противоречие сестественным направлением развития указанной тенденции, и становится неускорителем, а тормозом общественного прогресса в духовной сфере, посколькуреальное направление общественного прогресса в этой сфере определяется, вообщеговоря, не идеологией, а прогрессивными, новыми тенденциями общественнойпсихологии.
Но, если говорить строго,развитие тенденций общественной психологии нельзя оторвать от обратноговоздействия идеологий, поэтому явное несоответствие некоторой идеологииреальной жизни становится заметным только в самом конце жизни соответствующейтенденции общественной психологии.
После того как некотораясущественная тенденция общественной психологии умирает, умирает и становитсяанахронизмом соответствующая ей идеология: она продолжает жить лишь на бумаге ив речах её апологетов, а в сердцах и умах большинства людей отклика не находити, поэтому, перестаёт быть побудительным мотивом их действий. В этом случаеможно сказать, что идеология себя исчерпала. Именно исчерпала, а не устарела:идеология умирает, не старея, так как её истинная часть – познанныезакономерности природы и общества – живёт вечно.
Следует отметить ещё одинважный момент. Выше было сказано, что общественная психология имеет своейглавной причиной общественное бытие, и это действительно так. Однако искать, всвою очередь, причины идеологий в общественном бытие было бы неправильно, таккак в готовом виде они там не содержатся.
Дело в том, что любаяидеология не может быть всеохватывающей и глобальной, то есть увязанной совсеми существенными тенденциями общественной психологии. Напротив, она всегдаограничена, то есть отражает только одну, или некоторые из них
В свою очередь, любаятенденция общественной психологии возникает не только как результатнепосредственного отражения общественного бытия данной эпохи в сознаниинекоторых людей, но и как результат отражения общественного сознания в сознанииэтих людей.
В силу этого необходимо ицелесообразно любую тенденцию общественной психологии рассматривать какрезультат непосредственного воздействия на людей материальных (главных) причиниз общественного бытия данной эпохи и идеальных причин, исходящих из сферыобщественного сознания.
Первичное,непосредственное воздействие общественного бытия на общественную психологиюможет быть, в значительной степени, познано идеологом, и, в этом смысле, онможет, в значительной степени, объяснить, почему возникла и сформировалась таили иная тенденция общественной психологии, но вторичное воздействиеобщественного бытия – через общественное сознание – на формирование этойтенденции познать и объяснить полностью нельзя: на низшей ступени общественногосознания возникает мощный, не предсказуемый идеальный фактор, который принимаетактивное участие в формировании тенденций общественной психологии и вноситнеопределённость в процесс этого формирования, причём эта неопределённостьявляется принципиально не устранимой.
Хорошо известно, чточеловек не машина, и его поведение не детерминировано строго общественнымбытием, то есть зависимость общественной психологии от общественного бытияданной эпохи является не жёсткой.
Можно сказать, что одна ита же информация, идущая из материального мира, при прочих равных условиях,перерабатывается в сознании отдельных людей, вообще говоря, не адекватно ипретерпевает в головах этих людей качественный скачок, величину которогопредсказать нельзя.
Неоднозначное поведениечеловека можно объяснить наличием постоянного информационного «шума»(своеобразного невидимого и неслышимого идеального фона), исходящего из сферыобщественного сознания.
Вторым, очень важным,обстоятельством, делающим невозможным отыскание, во всех случаях, причинидеологий в общественном бытие, является факт отсутствия жёсткой связи(когерентности) между общественным бытием и общественным сознанием даннойэпохи, сдвиг их, так сказать, по фазе.
Это, в свою очередь,объясняется тем, что, хотя главное содержание общественного сознания даннойэпохи и отражает соответствующее общественное бытие, оно, тем не менее,органически включает в себя память об общественном бытие прошлых эпох и, в этомсмысле, является более широкой категорией, чем общественное бытие данной эпохи.
Общественную психологию,в плане принципа развития, можно, до определённой степени, рассматривать какпервичную категорию и независимый фактор, по отношению к общественному бытиюданной эпохи.
Поэтому невозможно искать,во всех случаях, причины идеологий непосредственно в общественном бытие: ихследует искать, вообще говоря, в общественной психологии.
Выделяют прогрессивную,консервативную, реакционную, научную и ненаучную идеологии. Идеология не можетабсолютно искажать действительность, однако некоторые реакционные движениявыдают свои особенные интересы за всеобщие.
Научная идеологияотличается истинностью, практичностью, отсутствием иллюзий. Научная идеологияразвивается и меняется, творчески осмысливая новые явления изменяющейсядействительности.

3.Заключение
 
Итак, мы проанализировалитакие явления, как общественная психология и идеология.
Подведем некоторые итоги.
В отличие от общественнойпсихологии, идеология не возникает самопроизвольно, а создается социальнымимыслителями. Хотя идеология выражает взгляды определенной социальной группы, еесоздатели не всегда это осознают, и совсем не обязательно принадлежат к томуклассу, интересы которого выражают. Идеологами этой группы они становятсяпотому, что теоретическим путем приводят к тем же задачам, к которым классприходит практически.
Если идеология естьсистема теоретически разработанных взглядов, и представлений и входит в сферузнания, то общественная психология охватывает по преимуществу эмоциональную иволевую сферы и представляет собой вид массового сознания, т. е. сознание всеймассы представителей определенного класса или иной социальной общности.
Общественная психология иидеология различаются между собой и по выполняемым функциям. Общественнаяпсихология является той сферой сознания, функции которой проявляются прирешении практических задач повседневной жизни. Она вплетена в практическуюдеятельность людей. Этим она отличается от идеологии, выступающей в форметеории, в форме знания. Функция общественной психологии, вплетенной в тканьпрактической деятельности людей, проявляется в объективизации сознания.
Это касается функцийприспособления, коммуникации, регулирования отношений и других, присущихобщественному сознанию в целом. Так, психология обеспечивает приспособлениелюдей к существующим общественным отношениям; посредством своих образований, вособенности привычек, обычаев и традиций, регулирует отношения между людьми; всоциальных нормах поведения объективирует жизненный опыт людей и передает новымпоколениям.
Наиболее характернойфункцией общественной психологии является стимулирование людей к деятельности,или эмоционально-волевая функция. Энгельс говорил, что у отдельного человека,для того чтобы он стал действовать, все побудительные силы, вызывая егодействия, неизбежно должны превратиться в побуждения его воли. Это же самоеможно сказать и относительно любой общности людей; побудительные силы,вызывающие действия общности, выражаются в эмоционально-волевых состоянияхмассового сознания. Эмоционально-волевая функция подчеркивает спецификуобщественной психологин как сферы сознания, непосредственно направленной напрактическую деятельность.
Идеология и общественнаяпсихология тесно связаны между собой и находятся в состоянии постоянноговзаимодействия. Основу взаимодействия составляют социально-экономическиеотношения, порождающие идеологические и социально-психологические явления.Идеология и общественная психология составляют в совокупности классовоесознание и, являясь сторонами последнего, не могут не взаимодействовать, неоказывать друг на друга своего влияния.
История развитияобщественного сознания показывает, что психология способствует возникновению иформированию идеологии, хотя взаимоотношения между ними в разных обществах и уразличных классов носят специфический характер. Например, мелкобуржуазнаяидеология представляет собой своеобразную «кристаллизацию» психологии мелкогобуржуа. Но этого нельзя сказать об идеологии основных классов буржуазногообщества. Идеологи теоретически приходят к тем выводам, к которым стихийностремится класс в своих потребностях, интересах, чаяниях. Так, идеологиярабочего класса вырастала не из стихийного движения, не из психологии, а изнауки.
Связующимзвеном между идеологией и общественной психологией выступают мировоззренческиеубеждения. Во взаимодействии с социально-психологическими установками ониобразуют содержание и направленность отношений личности. Предлагается системаформирования мировоззренческого убеждения относительно социалистической общественнойсобственности, которая подразумевает взаимодействие идеологии и общественнойпсихологии.

Списокиспользуемой литературы:
 
1.        Горячева А. И.,Макаров М. Г. Общественная психология. Л., 1979.
2.        Историческийматериализм / Под ред. А. П. Шептулина, В. И. Разина
М., 1974.
3.        Лашкин В. И. Квопросу о происхождении идеологий. М., 1979.
4.        Левыкин И. Т.Некоторые методологические проблемы изучения психологии крестьянства. М., 1976.
5.        Ленинскаяконцепция революционной социальной психологии. М., 2005.
6.        ПарыгинБ. Д. Основы социально-психологической теории М., 1971.
7.        Проблемыобщественной психологии / Под ред. В. Н. Колбановского, М., 1965.
8.        Рубинштейн.Бытие и сознание. М., 1957.
9.        СамсоновР. М. Социальная психика и идеология. М., 1970.
10.     СимановА. Л. Методологическая функция философии и научная теория. М., 2003.
11.     УледовА. К.Общественная психология и идеология. М., 1985.
12.     ФилатовВ. П. Научное познание и мир человека, М., 1989.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.