Реферат по предмету "Психология"


Обучение обезьян языку человека: границы достигнутого и причины неудач

Московскийгосударственный социальный университет
филиал вг. Минске
Реферат
Обучениеобезьян языку человека: границы достигнутого и причины неудач

г.Минск, 2008

Содержание
Введение
Основная часть
Заключение
Список использованной литературы

Введение
Австралийский зоологКонрад Лоренц, посвятивший всю свою жизнь изучению поведения животных, написалкнигу, которую он назвал «Кольцо царя Соломона». В предисловии к нейавтор привел библейскую легенду, повествующую об удивительной способности царяСоломона изъясняться на языке животных, скрытом от других людей. «Но я склоненпринять эту сказку за истину, — пишет Лоренц, — я совершенно готов верить, и уменя есть к тому все основания, что Соломон действительно мог беседовать сживотными, даже без помощи волшебного кольца, обладание которым приписывает емулегенда. Если „сигнальный код“ общественных видов животных вообщеможно назвать языком, он может быть понят человеком, изучившим его»словарь"..."
И в самом деле, у многихживотных есть свой «язык», правда, очень примитивный и простой, нопозволяющий им общаться между собой, передавать с его помощью состояниерадости, тревоги, испуга, голода и др. Многие звуки, издаваемые животными,можно даже перевести на язык людей, и не одним словом, а целой фразой. Например,гусиный крик «га-га-га» имеет, оказывается, вполне определенныйсмысл: «торопитесь, торопитесь!». А более длинная «фраза»:«га-га-га-га-га-га» означает: «тут есть чем поживиться,задержимся здесь».
Немецкий профессор ЭрихБоймер на основании шестидесятилетних наблюдений установил, что все птицы,принадлежащие к семейству куриных, пользуются одним «языком»,состоящим из 30 звуков, несколько различающихся музыкальным тоном. Эти звукивыражают определенное настроение или желание, например: «я хочуесть», «оставьте меня в покое» и т.п. Весьма разнообразныспособы общения у насекомых. Энтомолог П.И. Марковский, наблюдая в течениенескольких лет красногрудых древоточцев, отличающихся очень крупными размерами,установил, что сложные взаимоотношения членов муравьиной семьи сопровождаютсясвоеобразными жестами. Марковскому удалось подметить более двух десятковразличных сигналов: «Дай поесть!», «Прошу: дай поесть!»,«Какой это запах?», «Внимание!», «Чужой запах!»,«Берегись!», «Тревога!», «В бой!», «Напомощь!», «Кто ты?» и т.д.
Проводилось такжеизучение языка обезьян. «Словарь» гамадрилов состоит из 40 сочетанийразличных звуков (сигнал опасности «Ак! Ак! Ак!», перекличка:«Ау!» — по назначению аналогично ауканью людей в лесу, но с ударениемна первом слоге; и т.д.). Шимпанзе, живущий в естественных условиях, умеетиздавать до 20 различных звуков, выражающих дружелюбие, тревогу, удовольствие,а также другие простые эмоции.

Основная часть
Первые опыты обученияобезьян человеческому языку заключались в обучении обезьян человеческомузвукопроизношению. В середине 20в. во Флориде проводились первые опыты пообучению приматов человеческому языку, шимпанзе Викки выучила 4 слова. В дальнейшемтакже проводились исследования возможностей обучения обезьян человеческомуязыку. Успехи по обучению обезьян разговорной речи пришли не сразу. Со звуковымязыком они не справились. Зато когда догадались использовать жестовый язык,дело пошло на лад. Разговором на языке жестов у человека руководит правоеполушарие. Как организована речь в мозгу шимпанзе, пока никому не известно.Быстрота, с какой обезьяны усваивают названия предметов и действий и обобщаютих, распространяя на все однородные предметы и действия, показывает, что многиеобобщения достаточно высокого порядка существовали в их мозгу задолго до началаобучения. Нет повода сомневаться, что обобщения и некоторые понятия формируютсяи в мозгу глухонемых, никогда не обучавшихся никаким речевым навыкам. Но вкаком полушарии необученного глухонемого хранятся эти понятия и обобщения, тожепока неизвестно. Одними из первых, кто добился положительного результата в обученииобезьян, были супруги Гарднеры. В июне 1966 г. они приобрели молодую самкушимпанзе и предприняли попытку научить её «говорить». В качестве средстваобучения они избрали американский язык жестов (амслен), которым пользуютсямногие глухонемые люди. Первым словом шимпанзе, названной Уошо, было«ещё». К этому знаку Уошо прибегала тогда, когда просила, чтобы еёпощекотали, обняли или угостили, а также и тогда, когда у неё возникало желаниепополнить свой словарь. Через 5 лет Уошо знала уже 160 слов, которые умелаиспользовать в различных разговорных ситуациях как по отдельности, так и всочетаниях друг с другом. Примерно в это же время в штате Калифорния докторомДэвидом Примаком обучается языку ещё одна шимпанзе по имени Сара. Элементамиязыка Сары служили разноцветные пластиковые жетоны различной, произвольнойформы, именуемые Примаком «образцами» языка. Примак и Сара общалисьмежду собой, составляя сообщения на магнитной доске. Сара научилась складыватьиз жетонов целые предложения типа: «Сара положить яблоко корзинка бананблюдо». Завершая описание достижений Сары, Д. Примак цитирует утверждениеЖ. Пиаже, что обучение животных языку состоит, главным образом, в упорядочениитех знаний, которые уже накоплены индивидом. В обезьяннике происходилиудивительные вещи: ученые создали для детенышей обезьян условия, подобные тем,в которых живут и воспитываются человеческие дети глухонемых родителей. Работа,проводимая в течение нескольких лет, дала целый ряд весьма любопытныхрезультатов. Число усвоенных слов, включая не только знаки предметов, но инекоторые абстрактные понятия, достигало нескольких сотен, и обезьяны довольнобойко объяснялись со своими учителями на языке жестов. Ученый мир, однако,выразил недоверие к этим результатам, выразившееся в обычном их толковании какимитации обезьяной тех слов и выражений, которые применял исследователь вразговоре с ней. После этой критики был поставлен необыкновенно интересный иостроумный опыт. В ходе эксперимента в одну клетку были помещены 13-летняяшимпанзе Уошу, уже обладавшая солидным словарным запасом, и десятимесячныйдетеныш Лули. В общении с ним Уошу использовала многие сотни слов, усвоенные замноголетнюю учебу. Руководствуясь какой-то непонятной логикой, Уошу сразу жестала обучать Лули слову «приходить». Сидя напротив Лули, Уошусделала соответствующий жест и притянула детеныша к себе. Она повторяла с нимурок в течение пяти дней. Через неделю Лули, к изумлению исследователей,впервые использовал выученное слово. Между тем Уошу продолжала обучение.Громкими криками она выражала чувство голода, подтверждая свое требованиезнаком «пища». Лули сидел рядом и удивленно смотрел на нее. Уошусилой заставила его сделать знак, обозначающий «пища», поднеся егоруку ко рту. Лули научился использовать и это слово. Ученик Уошу быстро делалуспехи, и к трехлетнему возрасту его словарь составил 28, а еще через 2 года — 47 слов. Когда Уошо поместили в колонию с другими шимпанзе, она называла их«черными тварями», видимо, не считая их ровней себе, но затем подружиласьс ними и пыталась разговаривать на амслене. Во время течки Уошо обращалась ксамцу жестом «подойди обнять!». Скоро и самец стал обращаться к ней стем же жестом. Шимпанзе в колонии разговаривали в основном на«гастрономические темы» — просили поделиться пищей. Могли ответить:«Не приставай ко мне, я ем!» Такого рода «разговоры»немногословны и напоминают диалоги 3-4 летних детей. Человекообразные обезьяныпонимают значение порядка слов. Могут комбинировать слова, создавая новыефразы. И даже могут обучать друг друга языку жестов. Много можно было бы ещерассказать о таких экспериментах и их впечатляющих результатах, однаконаибольшее впечатление произвел один грустный эпизод, который не планировалсякак эксперимент и который говорит о гораздо большем, чем все хитросплетениеэкспериментальных методик. Вместе с Коко, одной из обезьян, прошедших обучениеязыку глухонемых, жила кошка — ее подруга, с которой у Коко была нежная итеплая дружба. Однажды кошка заболела, и ее перевели в другое помещение, гдеона умерла. Когда Коко на языке жестов сообщили об этом, она заплакала… Интересныйэксперимент также был проведен группой американских исследователей. При помощикомпьютера шимпанзе общались друг с другом. Сначала их обучили лексикограммам,обозначавших 11 пищевых продуктов, затем рассадили в разные комнаты ссоединенными пультами и табло. Одной из обезьян показывают пищевой продукт вконтейнере, увидев его, она набирает на пульте соответствующую лексикограмму.Эта же лексикограмма высвечивается на пульте у шимпанзе в другой комнате. Есливторая обезьяна с помощью лексикограммы просит этот пищевой продукт, содержащийсяв контейнере, его дают. Таким образом, один шимпанзе сообщал другому о пищечерез компьютер.
Делая выводы из этихопытов, начатых Гарднерами с шимпанзе Уошо, можно сказать, что онипродемонстрировали следующее:
1. Обезьяны обладаютпсихическими способностями, выходящими за пределы способностей использованияорудий;
2. Они обладают зачаткамиассоциативного мышления и могут обозначать знаками предметы окружающей среды идействия;
3. Они могуткомбинировать эти знаки;
4. Они используют руки вобщении;
5. Способны использоватьзнаки не только как символы, но и как инструментальные реакции на предметы исигналы.
Отсутствиечленораздельной речи у обезьян связано с особенностями строения голосовогоаппарата, а не с низким уровнем психического развития. Так, по мнению Л.А. Фирсова,у них имеется способность к языку на основе формирования довербальных понятий иобобщений. Органы речи делятся на периферические (гортань, связки и др.) и центральные(отделы головного мозга). Наиболее существенные моменты в развитиипериферического аппарата речи, которые отличают нас от обезьян и другихгоминид:
1. Низкое положениегортани. Большое расстояние между входом в гортань и носоглотку увеличивает токвоздуха через ротовую полость и создает условия для образования ротовыхрезонаторов.
2. Голосовые связки учеловека короче, чем у шимпанзе, но более плотные. Колебательные движениясвязок охватывают их толщу более равномерно. Голос приобретает мелодическиекачества.
3. Голосовые связкиобразуют заслонки в полости гортани и замедляют движение воздуха при вдохе ивыдохе, обеспечивают более полное смыкание голосовой щели при произнесениизвуков и большую дифференцированность звуков. Для смыкания и размыканияголосовых связок у человека требуется участие нервных регуляторов, т.е.необходимо установление связи между движениями голосовых связок и умственнымипредставлениями.
4. Внутренняя порция мышцщитовидно-черпаловидного хряща образует голосовой мускул, изменяющий напряжениесвязок, что позволяет производить разные по высоте тона звуки.
5. Разнообразие речевыхзвуков возникает благодаря движениям языка и губ, разбивающих ротовую полостьна резонаторные участки.
6. Для фонетикинаибольшее значение приобретают мышцы языка. Длина языка увеличивается, икорневая часть его образует изгиб и лежит не в ротовой полости, а в глотке.
7. Мягкое небо у человекаукорочено и несет выступ (язычок). Движения мягкого неба выключают носовой путьвоздушной струи и дают возможность получать чистые ротовые звуки.
А. Леруа-Гуран и В.В.Бунак связывают специфическое строение гортани с прямохождением. Изменяетсяпосадка головы, нижняя челюсть становится менее массивной, уменьшениежевательной мускулатуры и массивность челюсти делают возможным быстрое движениечелюсти при произнесении звуков. Образование подбородочной кости такжеспособствует ускорению движения нижней челюсти. Меняется и характер дыхания,что важно для развития речи. Но главное в развитии речи — это появлениеспецифически человеческих зон речи. Не только прямохождение, но и весь образжизни гоминид — использование рук в манипулировании, всеядность, охота,координированные действия, развитие социальности приводили к развитию мозга ипоявлении речи. А чем же язык человека отличается от любых форм общения животных,от так называемого «языка» животных.
Есть ли язык у животных?Обращаются ли животные с помощью языка или, если этого нет, чем характеризуютсяформы общения животных в отличие от форм общения человека, применяющего дляэтой цели язык? Известно, что многие животные живут стаями и что в стаиотдельные особи общаются друг с другом. Вот стая журавлей расположилась на привале;внезапно вожак замечает какую-то опасность, он испускает крик, трубит, вся стаяснимается и улетает. Казалось бы, в стае журавлей есть общение с помощью языка,и звук, испускаемый журавлём-вожаком при опасности, есть знак, с помощьюкоторого вожак подает сигнал всей стаи. Или обезьяны, которые также живутстаями; одна старая обезьяна замечает опасность, она испускает крик и моментальновся стая обезьян исчезает. Казалось бы, что обезьяны, которые, как известно из наблюдений,располагают, по крайней мере, 30-40 различными звуками, общаются между собой спомощью этих звуков. Однако, ближайшее рассмотрение показало, что если иживотное обладает сигналами, которыми они передают что-то другим животным, тоэти сигналы коренном образом отличаются от человеческого языка. Звук, которыйиспускает журавль при тревоге, не обозначает вещей или предметов, а обозначаетсостояние, аффективное состояние. Журавль испытывает тревогу, эта тревогавыражается в звуке, звук этот заражает остальную стаю, которая следует примерувстревоженного вожака. Старая обезьяна — вожак стаи, которая чувствуетопасность, испускает соответствующий звук. Звуки у обезьяны, совершено разные,всегда выражают разные состояния и никогда не отражают предмета. Они выражают,например, состояние удовлетворения, тревоги, есть звуки выражения голода,успокоения. Но все эти звуки обезьян выражают только эмоциональное состояние, ивсе попытки научить обезьян какому-нибудь звуку, обозначающему предметы,потерпели полный крах: эти звуки продолжали выражать известное аффективноесостояние и никогда не обозначали никакого предмета. Совершенно то же самоеможно сказать и о жестах обезьян. Психологами были сделаны попытки обучитьобезьян, если не звуку, то графической речи, заставить обезьян обозначитькаким-то знаком ящик, в котором много пищи, и другим знаком ящик, в котором нетпищи, — ни к каким результатам эти попытки не привели; все то, что можно былонаблюдать в «рисунках» обезьян, не выражало нечего, кроме аффективных состояний:обезьяны могли сделать очень много пятен на бумаге, но эти пятна абсолютноничего, кроме общего состояния возбуждения состояния, не обозначали. Поэтомуможно было с полным основанием прийти к выводу, что так называемый «язык»обезьян не является языком, что это лишь выражение состояния, а не обозначениепредметов в условных сигналах. Все это заставляет нас считать, что еслиживотные и общаются друг с другом, то это общение происходит не с помощьюсистемы языка, а с помощью выражения аффективных состояний, которыми одна особьвовлекает в действие другую особь, заражая эту особь известным состояниемаффекта. От аффективной выразительности, которой ограничивается общениеживотных, резко отличается язык человека. Язык человека отличается от языкаживотных тем, что человеческий язык есть всегда система знаков, имеющих функциюобозначения, замещение предметов, выделение существенных признаков, которыеэтот язык обозначает. Таким образом, если «язык» животных есть выражениеэмоционального состояния, то язык человека есть обозначение известных предметовили признаков. Это имеет важнейшее значение, с помощью обозначения предметовили признаков человек приобретает вторую сигнальную систему, он начинаетрасполагать и не только системой наглядных сигналов, но и второй системойсигналов, которая представлена в языке, которая обозначает предметы, действия,признаки с помощью которой происходит общение людей друг с другом. Наличиеязыка или второй сигнальной системы имеет такое решающее значение дляформирования сознания, что необходимо остановиться на них особо.

Заключение
В 1859 году Ч. Дарвинзакончил важнейший труд своей жизни «Происхождение видов». Его главной задачейбыло показать общность между животными разного уровня развития, а также междуживотными и человеком. Для этого Дарвин собрал уникальный материал, подтверждающийсходство в строении тела, в поведении и психике.
Конечно, существуют иразличия. Недаром последователи Дарвина, убежденные в происхождении человека отживотных, давно свыклись с мыслью об огромной пропасти между нами и нашимименьшими братьями, которая образовалась, когда наш далекий предок слез с дереваи начал учиться ходить на двух ногах. Эта версия вполне устраивала христианскуюцерковь. По мнению ее столпов, она неопровержимо свидетельствовала о божественномпроисхождении человека и полностью дискредитировала дарвинизм. «Говорящие»обезьяны оказались не в состоянии сломить этот барьер. Между тем шимпанзе завесьма короткий срок накапливали словарный запас, сопоставимый с объемом слов, которымирасполагают двух-трех-летние дети, и овладевали навыком построения фраз издвух-трех и большего количества слов. Обезьяны оказались способными сами придумыватьновые слова, понимать метафоры и даже ругаться, самостоятельно подбирая дляэтого подходящие выражения, и все же они не смогли убедить большинство специалистовв том, что усвоенную ими систему коммуникации можно считать языком.

Список использованнойлитературы
1.   Зорина З.А., Полетаева И.И.Зоопсихология. Элементарное мышление животных: Учебное пособие. — М.: АспектПресс, 2001.- 230 с.
2.   Фабри К.Э. Основы зоопсихологии:Учебник для студентов высших учебных заведений. – 3-е изд. – М.: Российскоепсихологическое общество, 1999. — 464с.
3.   Фридман Э.П. Приматы. Современныеполуобезьяны, обезьяны и человек. М.: Наука, 1979.
4.   Панов Е.Н. Общение в мире животных.М., 1970.
5.   Панов Е.Н. Сигнализация и язык животных.М., 1970.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Obtaining PH Curves For Acidalkali Titrations Essay
Реферат Государство и его формы как основные конституционно-правовые характеристики
Реферат Стандартизация аудита на межгосударственном уровне
Реферат Розробка ескізного проекту циліндричного редуктора
Реферат Movie On Laura Ezquivel
Реферат Разработка стратегии финансового оздоровления предприятия
Реферат Проект вулканизаторного отделения на 200 автомобилей Маз 5335 и на 150 автомобилей ЗИЛ 130
Реферат «Конъюнктура рынка государственных ценных бумаг» Вар
Реферат Моя будущая профессия - экономист
Реферат A Common Bond Essay Research Paper Diversity
Реферат Основы организации бухгалтерского учета расчетов с внебюджетными фондами
Реферат Современный культурный облик Великобритании
Реферат Восстание масс
Реферат Kyrgyzstan Essay Research Paper The collapse of
Реферат Возникновение, развитие и организация аудиторских проверок и ревизий