Реферат по предмету "Психология"


Нейрофизиологические корреляты сознания и речи

Министерствонауки и образования Украины
Севастопольскийгородской гуманитарный университет
кафедра общейпсихологии
Индивидуальнаяработа по курсу ФЦНС и ВНД на тему
«Нейрофизиологическиекорреляты сознания и речи»
Выполниластудентка 1 курса
группы П-11
ДержавинаАнастасия
Александровна
ПроверилаЧербаджи А.А.
Севастополь 2010

Содержание
Введение
1.Сознание
1.1 Понятие сознания
1.2 Нейрофизиологические коррелятысознания
1.3 Внимание и сознание
1.4 Электрическаяактивность мозга человека
2.Речь
2.1 Понятие речи
2.2 Речевые структуры мозга
2.3 Нарушения речи при очаговыхповреждениях мозга
2.4 Современная модель речевойдеятельности человека
Заключение
Литература

Введение
 
О том, что представляетсобой сознание, высказывается большое разнообразие мнений. Можно определятьсознание как субъективно переживаемую последовательность событий,противопоставляемых бессознательным процессам. В нейрологии сознаниесопоставляется с состоянием бодрствования. Согласно условнорефлекторной теорииПавлова, сигналы осознаются в том случае, когда они приобретают характерэлементов второй сигнальной системы, то есть выражаются словом. Словонепосредственно связано с речью.
Актуальность темы моейработы заключается в том, что к сознание включает в себя такие важные для человекаформы психической деятельности, как ощущения, восприятия, представления, мышление, внимание,чувства и волю. Речь играет важную роль в жизни человека. Она тесно связана совсеми психическими функциями-процессами. Высшее абстрактно-понятийное мышлениеневозможно без речи.
Цель моего реферативногоисследования – рассмотреть понятия сознание и речь, объяснить нейрофизиологическиекорреляты сознания и речи а также выяснить их связь с деятельностью центральнойнервной системы человека.

1.  Речь
 
1.1 Понятие сознания
Сознание — специфическичеловеческая форма идеального отражения и духовного освоения действительности,она включает в себя и осознание человеком своей психической деятельности.
 В нейрологии сознание ассоциируют с состояниембодрствования, способностью воспринимать, взаимодействовать и общаться сокружающей средой и с другими людьми. По объективным критериям состояниесознания человека определяют как суженное, уменьшенное или восстанавливающееся;сознание может быть потерянным, подавленным и вновь восстановленным. В наиболееобщей форме быть в сознании — это значит быть бодрым, активным, бдительным инастороженным.
При нормальном состоянии бодрствования сознание — это, преждевсего, проявление поведения человека. Сознание является содержанием жизненногоопыта в каждый момент времени. В этом смысле сознание обращено внутрь человекаи касается такой качественной стороны, как субъективные размеры жизненногоопыта. Наряду с этим сознание является всегда персональным и требует отсубъекта определенной точки зрения. Содержание сознания является стабильным напротяжении коротких периодов жизни, но, как правило, варьирует в течениедлительных интервалов. Сознание является центральной для человека величиной:продолжение человеческой жизни, когда его сознание утрачивается необратимо, вклинической практике рассматривается как напрасное усилие.
 С помощью сознанияцеленаправленно регулируются формы контакта человека с окружающим миром.Соотнесение накопленных знаний с реальной действительностью и включение их виндивидуальный опыт — есть процесс осознания действительности.
Сознание включает все формы психической деятельностичеловека: ощущения, восприятия, представления, мышление, внимание, чувства иволю.
1.2Нейрофизиологические корреляты сознания
Любым произвольным (субъективным, осознанным) действиямчеловека соответствует определенный паттерн нейронной активности в различныхобластях мозга. Сознательный жизненный опыт является результатом взаимодействиязначительного количества распределенных областей мозга, которые вовлечены в процессывнимания, восприятия, памяти и целенаправленного действия. Поэтому поднервнымикоррелятами сознания понимают совпадение паттернов активности (электрическойили метаболической) между разделенными и расположенными на расстоянии друг отдруга полями коры головного мозга при различных состояниях сознания. Например,сознание тесно коррелирует с состоянием сна и бодрствования, зрительнымосознанием (синонимосведомленность) человека, а также вниманием,восприятием, памятью и мыслительными функциями мозга. Совпадение паттернов активности(электрической или метаболической) между распределенными полями коры головногомозга коррелирует с состоянием сознания и обуславливает индивидуальную формуотражения действительности (сознание) и способность осознавать психическуюдеятельность (самосознание). (рис.1)
 
1.3 Внимание и сознание
Внимание имеет общее значение для человека. Так, педагогобращается к своим студентам с фразой «будьте внимательными», когда он проситих сконцентрироваться, чтобы выслушать его учебное задание. Эта общая формавнимания зависит от состояния бодрствования и бдительности человека, когдазрение и слух «настраиваются» на лучшее восприятие, а умственная деятельностьориентируется на выполнение задания. При выполнении какого-либо задания на вниманиеабстрактное знание начинает управлять вниманием человека. Это называетсяпроизвольно контролируемым вниманием. При этой форме внимания оно направляетсяв определенную точку пространства и поэтому обозначается какфокусноевнимание.
Фокусное внимание является часовым на ворогах осознанноговосприятия. Фокусное внимание, ориентированное на характерные особенностиобъекта, всегда является активным, т. е. произвольным. Наиболее важным нервнымкоррелятом произвольного внимания является изменение нейронной активности вспецифических областях коры головного мозга при движении объекта к фокусузрительного внимания и от него. Этот процесс называетсянейроннойэкспрессией внимания и в определенной степени отржает нейронное «сопровождение»сознания. Активность веретенообразной (восприятие лица) и гиппокампальной(восприятие объектов) областей коры головного мозга человека с высокойдостоверностью изменяется при переключении внимания с лиц на виды при иходновременной демонстрации испытуемым. Феноменнейронной экспрессиивнимания выражен в наибольшей степени, если человекосведомлен осодержании воспринимаемого зрительного стимула.
 
1.4 Электрическая активность мозга человека
Электрическая активность мозга может быть физиологическойосновой осознаваемого жизненного опыта, но может и не иметь отношения ктаковому. По данным современной нейрофизиологии мозга, поведенческие иэлектрофизиологические проявления в деятельности мозга человека в циклесон—бодрствование коррелируют с тремя главными состояниями сознания: бодрствование,быстрое движение глаз и медленные волны сна. Состояние сознания во времябодрствования и быстрых движений глаз характеризуется десинхронизацией ЭЭГмозга человека, а в стадии медленных волн сна — электрической синхронизациеймозга. Однако в у-диапазоне ЭЭГ (35—45 Гц) у человека синхронизацияэлектрической активности мозга имеет место как при бодрствовании, так и прибыстрых движениях глаз. Электрофизиологическими коррелятами сознания при этихсостояниях являются сенсорные вызванные потенциалы в сенсомоторных областяхкоры и огромное разнообразие «когнитивных» потенциалов (потенциалы готовности),возникающих в различных участках двигательных полей коры головного мозгапримерно за 1 с до начала выполнения движения. Поэтому все осознаваемые человекомпознавательные процессы имеют определенные электрические корреляты.
/>
 8

2. Речь
2.1 Понятие речи
Речь — историческисложившаяся форма общения людей посредством языка. Речь и язык составляютсложное диалектическое единство. Речь осуществляется по правилам языка, ивместе с тем под действием ряда факторов (требований общественной практики,развития науки, взаимных влияний языков и др.). Ребенок усваивает язык впроцессе общения со взрослыми и учится пользоваться им в речи. Благодаря речи(особенно в ее письменном виде) осуществляется историческая преемственностьопыта людей. Вне речи немыслимо овладение человеком знаниями и формированиесознания. Будучи средством выражения мыслей людей в процессе их общения, речьстановится основным механизмом их мышления.
Высшееабстрактно-понятийное мышление невозможно без речи. Речевая деятельность имеетсущественное значение для развития и других форм мышления (наглядно-действенногои наглядно-образного). Речь тесно связана и со всеми другими психическимифункциями-процессами. Включаясь в процесс восприятия, она делает его болееобобщенным и дифференцированным; вербализация запоминаемого материаласпособствует осмысленности запоминания и воспроизведения; существенная рольречи в воображении, при осознании своих эмоций, при регулировании своегоповедения и т. д./>
Речь представляет собой исторически сложившуюся форму общениялюдей, опосредованную языком. Язык является системой звуковых, словарных играмматических средств для общения, мышления, передачи информации от человекачеловеку, от одного поколения — другому. В повседневном обиходе эти два терминапонимаются как способность говорить. Этой уникальной способностью человекотличается от всех живых существ. Речь в узком смысле слова понимают какиспользование в общении между людьми голосовых, слуховых, зрительных имануальных навыков, к которым относят способность произносить слова,воспроизводить письменные знаки, улавливать речь на слух и распознаватьзрительно печатный или рукописный текст.
Различают речь экспрессивную (моторную), предназначенную для коммуникации, или социального общения людей, и внутреннюю речь, «немую», используемую для решениямыслительных задач и внутреннего программирования. Внутренняя речьхарактеризуется своей фрагментарностью и краткостью по сравнению сэкспрессивной внешней речью. Перевод человеком внутренней речи во внешнююпроисходит путем синтаксического переструктурирования, т. е. перевода всинтаксически расчлененную, развернутую и понятую другим людям форму. Особовыделяют письменную речь, отличающуюся, во-первых,использованием письменной графики, а во-вторых, специфическими для неесинтаксическими конструкциями и функциональными стилями. Речь неразрывносвязана с мышлением,памятью, сознанием, эмоциями, вместе с которыми она включается в целостный поведенческий акт речевойдеятельности.
 Поль Брока (1824-1880), хирург одной из больниц длядушевнобольных под Парижем, произвел вскрытие трупа мужчины, который при жизнидолгие годы не мог внятно говорить. При осмотре было выявлено поражение третьейлобной извилины коры головного мозга. Брока обозначил эту часть мозга как центрречи; позже за ней закрепилось название область Брока.
2.2 Речевые структуры мозга
Речевая деятельность присуща только человеку, что почтиисключает экспериментальное изучение ее физиологических основ на животных.Поэтому в основу представлений о нейрофизиологических механизмах речи легли клиническиенаблюдения: это весьма распространенный путь к пониманию функции, которыйсостоит в анализе причин ее нарушения. Значительно позже к опыту клиническихнаблюдений добавились методы позитронно-эмиссионной томографии (ПЭТ) иядерно-магнитного резонанса (ЯMP), позволяющие регистрировать динамикуактивности различных регионов мозга в процессе речевой деятельности.
/>

 Рис.2 «Речевые структуры мозга человека в левом полушарии» [5, с.827]
 При участии зоны Вернике (поле 22) происходигтпрограммирование смысла речи человека. Импульсы из зоны Вернике подугоообразному пучку передаются в зону Брока (поле 45). Функцией зоны Брокаявляется создание двигательной программы речи. Эта программа выполняется черезпервичную двигательную зону (поле 3). Цифры на рисунке соответствуют нумерацииполей по классификации Бродмана.
2.3 Нарушения речи при очаговых повреждениях мозга
Утрата экспрессивной речи и/или способности понимать устнуюречь вследствие приобретенных поражений мозга обозначается как афазия, дляменее выраженных речевых расстройств используется термин дисфазия. Вподавляющем большинстве случаев поражения мозга, вызывающие афазию у правшей,имели место в левом полушарии мозга.
При поражении левой нижней лобной извилины (зона Брока,соответствующая полям 44—45 Бродмана) развивается моторная афазия,проявляющаяся нарушением разговорной речи, а нередко и письма. Выраженностьнарушений речи пропорциональна размерам очага поражения, но в любом случае имеютместо неудовлетворительные артикуляция и мелодичность речи, которая становитсякрайне немногословной (телеграфной).
 Сенсорнаяафазия отмечается улюдей при поражении зоныВернике, занимающейзаднюю часть левой верхней височной извилины (поле 22 по Бродману). Присенсорной афазии у человека нарушается понимание обращенной к нему речи. При попытке говорить больной правильнопроизносит звуки, но допускает ошибки в понимании и использовании слов, можетпроизносить грамматически правильные, но бессмысленные фразы. Отсюда был сделайвывод о том, что для восприятия и программирования речи используются разныерегионы левого полушария мозга.
Из этого представления возникла первая модель формирования речи, которая различала сенсорную деятельность, связанную с пониманием смыславоспринимаемых слов и обеспечиваемую задней третью верхней височной извилины(зона Вернике), а такжемоторную деятельность,формирующую программы движений для мышц артикуляции и находящуюся в зоне Брока.Две эти анатомические области связаны между собой дугообразным пучком нервных волокон, что обеспечивает их взаимодействие.(Рис. 2)
2.4 Современная модель речевой деятельности человека
Наблюдения клиницистов показывают, что как при моторной, таки при сенсорной афазии очаги поражения мозга обычно захватывают довольнобольшую территорию, а не ограничиваются лишь зоной Брока или Вернике. В то жевремя встречающиеся иногда в клинике ограниченные повреждения этих областей,как правило, не приводят к типичным афазиям Брока или Вернике. Применениеспециально разработанных когнитивных тестов в комплексе с ПЭТ и ЯMP привело к появлению новой модели речевой деятельности.Согласно этой модели информация, воспринимаемая на слух и при чтении,перерабатывается в мозге человека и достигает зоны Вернике не по общим, а пораздельным (параллельным) нейронным сетям. Поэтому зрительные и слуховыерепрезентации слов в структурах мозга нередко происходят при участии полей корыголовного мозга специфической модальности, откуда информация непосредственнопоступает в зону Брока. Наконец, слуховая информация может перерабатываться приучастии нескольких параллельных нейронных сетей мозга. Например, восприятиеобычных слов, имеющих значение для понимания содержания речи, и восприятиебессмысленных в контексте воспринимаемой речи слов происходят посредствомпереработки информации разными и независимыми путями, образующими отдельныевходы в зону Брока. Это свидетельствует о том, что информация о звуке как осредстве языка и информация о смысловом значении этого звука в воспринимаемойчеловеком речи перерабатывается />
разными нейронными сетями мозга.
Рис.3 Современная модель нейронных переключений, необходимых для речевойдеятельности. [5, с.830]

Восприятие устной и письменной речи у человека осуществляетсяпри участии слуховой и зрительной коры (первый уровень переработки поступающейв мозг речевой информации). На втором уровне в структурах зоны Вернике ивторичной зрительной коре происходят процессы фонологического и зрительногокодирования информации соответственно. Второй уровень переработки речевойинформации представлен гетеромодальными структурами, которые участвуют вкодировании как устной, так и письменной информации (рис.3). Речевая (устнаяили письменная) информация из зоны Вернике и ассоциативной зрительной корыпоступает непосредственно в премоторное поле Брока и одновременно в лобнуюкору, откуда также осуществляется контроль формирования программ артикуляции.Результатом последовательной и параллельной переработки речевой информацииявляется содержание речи и письма.

Заключение
 
Таким образом, можно сделать вывод, что сознание и речь – этосложные физиологические процессы, которые происходят с помощью определенныхобластей коры головного мозга. Сознание — функция человеческого мозга. Его часто определяют как «высшийуровень психического отражения действительности, присущий только человеку какобщественно-историческому существу». Речь — основное средство обмена мыслями. Онасвойственна только человеку, т. к. только в мозге человека находятся центрыречи.

Литература
1.Агаджанян Н.А. Основы физиологиичеловека – 2-е изд. – М.: РУДН, 2001. — 408с
2.Аткинсон, Смит, Бем и др Введение впсихологию. Учебник_2003 -672с
3.Данилова Н.Н, Крылова А.ЛФизиология высшей нервной деятельности – Ростов н\Д.: “Феникс”, 2005 – 478с.
4.Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П Большойпсихологический словарь — 3-е изд. — 2003 – 672с
5.Ткаченко Б.И. Нормальная физиологиячеловека — 2-е изд. — М.: Медицина, 2005. — 928с


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.