Реферат по предмету "Психология"


Нарушения речи и их физиологические и психологические причины

/>/>содержание
РЕФЕРАТ. 2
Введение. 4
1.1.ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧИ… 6
 1.1.1. Понятие речи. Виды речи. 6
1.1.2. Взаимосвязь речи имышления. 9
1.2. ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧИДОШКОЛЬНИКА… 11
1.2.1. Интонация. 11
1.2.2. Система фонем. 12
1.2.2.1. Артикуляционныепризнаки звуков речи. 14
1.2.2.2. Акустические признакизвуков речи. 18
1.3. НАРУШЕНИЯ РЕЧИ И ИХПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ……………………………………..…….22
1.3.1. Нарушениязвукопроизношения. 22
1.3.2. Ринолалия. 23
1.3.3. Временные задержкиразвития речи. 24
1.3.4. Алалия. 25
1.3.5. Нарушения речи приснижении слуха. 26
1.3.6. Заикание. 27
1.3.7. Нарушения голоса. 29
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………...30
Списоклитературы. 32
Введение
С каждым годом жизньпредъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но ик детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Для тогочтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужнопозаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это –основное условие успешного обучения. Ведь через посредство речи совершаетсяразвитие отвлеченного мышления, с помощью слова мы выражаем свои мысли.
Рассмотрениемданного вопроса занимаются специалисты разных областей знаний – психологи,лингвисты, физиологи, дефектологи и т. д. Был получен ряд важных фактов, сформулированыгипотезы для объяснения механизмов речи.
ЛевинаР.Е. считает что «речь не является врожденной способностью человека, онаформируется постепенно, вместе с развитием ребенка» [2;290].
Тихеева Е.И. считает что«речь – совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот жесмысл, и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков»[4; 140].
Фомичёва М.Ф. отмечаетчто «речь – это один из видов коммуникативной деятельности человекаиспользование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива»[8;312].
Выготский Л.С. считаетчто «под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность), так и егорезультат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом)» [9;234].
Пиаже выделил 5 периодовразвития ребенка:
Первый предречевой периодпервого года жизни характеризуется «гулением».
Второй периодхарактеризуется обогащением словами и произношение простейших речевых шаблонов.
Третий период характеризуетсяобразованием и автоматизацией многочисленных речевых шаблонов.
Четвертый период характеризуетсяобогащением словарного фонда до 1000 слов и больше, в построении шаблонов детивпервые начинают использовать придаточные предложения.
Пятый период характеризуетсятем, что вырабатывается регуляция громкости произношения слов, и построениефраз с привлечением придаточных предложений становится более правильным исовершенным [7;317].
Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки иразличать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно построитьпредложение и т. д., одна из насущных проблем, стоящих перед дошкольным ишкольными учреждением.
Тема курсовой работы: Психологическая характеристика нарушений речи в младшемшкольном возрасте.
Цель работы: провести исследование по выявлению причин нарушенийречи у детей младшего школьного возраста.
При написании работыставились такие задачи:
— определить понятиеречи;
— рассмотретьпсихологические причины нарушения речи;
— рассмотретьфизиологические причины нарушений речи;
— провести экспериментальноеисследование;
— выявить причинынарушений речи у детей младшего школьного возраста.
Методы исследования:
— анализ первоисточников;
— эксперимент;
— наблюдение.
/>1.1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧИ 1.1.1. Понятие речи. Виды речи
Речь – совокупностьпроизносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл, и то же значение,что и соответствующая им система письменных знаков.
Речь – один из видовкоммуникативной деятельности человека использование средств языка для общения сдругими членами языкового коллектива. Под речью понимают как процесс говорения(речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения, фиксируемыепамятью или письмом).
Благодаря речи каксредству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личнымопытом, обобщается опытом других людей, причем в гораздо большей степени, чемэто может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственногопознания, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание,воображение, память и мышление.
Через речь психология иопыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают их,способствуют их развитию.
Видыречи.
Речьлюдей в зависимости от различных условий приобретает своеобразные особенности.Соответственно этому выделяют разные виды речи.
Преждевсего, различают внешнюю и внутреннюю речь. Внешняя речь бывает устная и письменная.В свою очередь устная речь бывает монологической и диалогической.
Внешняяречь служит общению (хотя в отдельных случаях человек может размышлять вслух,не общаясь ни с кем), по­этому ее основной признак—доступность восприятию(слуху, зрению) других людей. В зависимости от того, употребляются ли с этойцелью звуки или письменные знаки, различают устную (обычную звуковуюразговорную речь) и письменную речь. Устная и письменная речь обладают своимипсихологическими особенностями. При устной речи человек воспринимаетслушателей, их реакцию на его слова. Письменная же речь обращена к от­сутствующемучитателю, который не видит и не слышит пишущего, прочтет написанное толькочерез некоторое время. Часто автор даже вообще не знает своего читателя, неподдерживает с ним связи. Отсутствие непосредственного контакта между пишущим ичитающим создает определенные трудности в построении письменной речи. Пишущийлишен возможности использовать выразительные средства (интонацию, мимику,жесты) для лучшего изложения своих мыслей (знаки препинания не заменя­ют вполной мере этих выразительных средств), как это бывает в устной речи. Так чтописьменная речь обычно менее выразительна, чем устная.
Крометого, письменная речь должна быть особенно развернутой, связной, понятной иполной, т.е. обработанной. Но письменная речь обладает другим преимуществом:она в отличие от устной речи допускает длительную и тщательную работу надсловесным выражением мыслей, тогда как в устной речи недопустимы задержки,времени на шлифовку и отделку фраз нет. Письменная речь, как в историиобщества, так и в жизни отдельного человека возникает позже устной речи иформируется на ее основе. Значение письменной речи чрезвычайно велико. Именно вней закреплен весь исторический опыт человеческого общества. Благодаряписьменности достижения культуры, науки и искусства передаются от поколения кпоколению.
Взависимости от различных условий общения устная речь приобретает вид либодиалогической, либо монологической речи.
Диалогическаяречь — это разговор, беседа двух или нескольких лиц, которые говорятпопеременно. В повседневном и обычном разговоре диалогическая речь непланируется. Это речь поддержанная. Направленность такой беседы и ее результатыв значительной степени определяются высказываниями ее участников, их репликами,замечаниями, одобрением или возражением. Но иногда беседу организуют специально,чтобы выяснить определенный вопрос, тогда она носит целенаправленный характер(например, ответ ученика на вопросы учителя).
Диалогическаяречь, как правило, предъявляет меньше требований к построению связного иразвернутого высказывания, чем речь монологическая или письменная; здесь ненужна специальная подготовка. Объясняется это тем, что собеседники находятся водинаковой ситуации, воспринимают одни и те же факты и явления и поэтомусравнительно легко, иногда с полуслова, понимают друг друга. Им не требуетсяизлагать свои мысли в развернутой речевой форме. Важное требование ксобеседникам при диалогической речи — уметь выслушивать высказывания партнерадо конца, понимать его возражения и отвечать именно на них, а не на собственныемысли.
Монологическаяречь предполагает, что говорит одно лицо, другие только слушают, не участвуя вразговоре. К монологическим формам речи относятся лекции, доклады, выступленияна собраниях. Общая и характерная особенность всех форм монологической речи —ярко выраженная направленность ее к слушателю. Цель этойнаправленности—достигнуть необходимого воздействия на слушателей, передать имзнания, убедить в чем-либо. В связи с этим монологическая речь носитразвернутый характер, требует связного изложения мыслей, а следовательно, предварительнойподготовки и планирования.
Какправило, монологическая речь протекает с известным напряжением. Она требует отговорящего умения логически, последовательно излагать свои мысли, выражать их вясной и отчетливой форме, а также умения устанавливать контакт с аудиторией.Для этого говорящий должен следить не только за содержанием своей речи и за еевнешним построением, но и за реакцией слушателей.
Внутренняяречь—это внутренний беззвучный речевой процесс. Она недоступна восприятиюдругих людей и, следовательно, не может быть средством общения. Внутренняяречь—словесная оболочка мышления. Внутренняя речь своеобразна. Она оченьсокращена, свернута, почти никогда не существует в форме полных, развернутыхпредложений. Часто целые фразы сокращаются до одного слова (подлежащего илисказуемого). Объясняется это тем, что предмет собственной мысли человеку вполнеясен и поэтому не требует от него развернутых словесных формулировок. К помощиразвернутой внутренней речи прибегают, как правило, в тех случаях, когдаиспытывают затруднения в процессе мышления. Трудности, которые переживаетиногда человек, часто объясняются трудностью перехода от сокращенной внутреннейречи, понятной для себя, к развернутой внешней речи, понятной для других.1.1.2. Взаимосвязьречи и мышления
Мышлениечеловека неразрывно связано с речью. Мысль не может ни возникнуть, нипротекать, ни существовать вне языка, вне речи. Мы мыслим словами, которыепроизносим вслух или проговариваем про себя, т.е. мышление происходит в речевойформе. Люди, одинаково хорошо владеющие несколькими языками, совершенно четкоосознают, на каком языке они мыслят в каждый данный момент. В речи мысль нетолько формулируется, но и формируется, развивается.
Специальнымиприборами можно зарегистрировать скрытые речевые (артикуляционные)микродвижения губ, языка, гортани, всегда сопровождающие мыслительнуюдеятельность человека, например, при решении различного рода задач. Толькоглухонемые от рождения люди, не владеющие даже кинетической речью, мыслят наоснове образов.
Иногдаможет показаться, что мысль существует вне словесной оболочки, что иную мысльтрудно выразить словами. Но это означает, что мысль еще неясна себе самому, чтоэто скорее не мысль, а смутное общее представление. Ясная мысль всегда связанас четкой словесной формулировкой.
Неправильнои противоположное мнение о том, что мысль и речь по существу одно и то же, чтомышление — это речь, лишенная звучания, а речь—озвученное мышление. Это мнение,ошибочно хотя бы потому, что одну и ту же мысль можно выразить на разных языкахсотнями разных звукосочетаний. Известно также, что существуют слова-омонимы(слова с одина­ковым звучанием, но разным смыслом: «корень», «коса», «ключ»,«реакция» и т. д.), т. е. одно и то же слово может выражать разные мысли,разные понятия.
Физиологическиеосновы мышления и речи.
Воснове процесса мышления лежит сложная аналитико-синтетическая деятельностькоры больших полушарий головного мозга в целом, но не каких-то отдельных ееучастков. В основе мышления лежит образование второсигнальных временных нервныхсвязей, опирающихся на первосигнальные связи. Второсигнальные нервные связи,образующиеся в коре головного мозга с помощью слов, отражают существенныеотношения между предметами. Отражение связей и отношений между предметамистановится возможным потому что слова представляют собой отвлечение отдействительности и допускают обобщение, что и составляет сущность человеческогомышления. Другими словами, вторая сигнальная система и открывает возможностьобобщенного отражения окружающего мира.
Чтокасается физиологических механизмов собственно речи, то эта второсигнальнаядеятельность коры также есть сложная координированная работа многих группнервных клеток коры головного мозга.
Когдамы говорим друг с другом, то, с одной стороны, воспринимаем слышимые (звуковые)и видимые (письменные) речевые сигналы, с другой — произносим звуки языка припомощи мышечного голосового аппарата. Соответственно в коре левого полушария головногомозга имеются три центра речи: слуховой, двигательный и зрительный.
Один из таких центров(слуховой центр Вернике) обеспечивает понимание воспринимаемых слов.Двигательный центр речи Брока обеспечивает произнесение слов. Работазрительного центра обеспечивает понимание письменной речи, чтение.  1.2. ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧИДОШКОЛЬНИКА 1.2.1. Интонация
Подинтонацией понимается совокупность произносительных средств, которымивыражаются смысловые отношения и эмоциональные оттенки речи. Интонация включаетритм, темп, тембр и мелодику речи. Мелодика речи — это повышение и понижениеголоса для выражения утверждения, вопроса, восклицания во фразе. Ритм речи—эторавномерное чередование ударных и безударных слогов, различных по длительностии силе голоса. Темп — это скорость произнесения речи. Он может быть ускореннымили замедленным в зависимости от содержания и эмоциональной окраскивысказывания. При ускоренном темпе речи снижается ее отчетливость, внятность.При замедленном темпе речь теряет свою выразительность. Для подчеркиваниясмысловых частей высказывания, а также для отделения одного высказывания отдругого используются паузы — остановки в потоке речи. В детской речи частонаблюдаются паузы, связанные с несформированностью речевого дыхания, снеумением ребенка распределить речевой выдох в соответствии с длинойвысказывания. Тембр — эмоциональная окрашенность высказывания, выражающаяразличные чувства и придающая речи многообразные оттенки: удивления, грусти,радости и т. д. Тембр речи, ее эмоциональная окрашенность достигается путемизменения высоты тона, силы голоса при произнесении фразы, текста.
Логическоеударение — смысловое выделение слова во фразе усилением голоса в сочетании сувеличением длительности произнесения.
Дляформирования у детей ритмико-мелодической стороны речи необходимо развивать:
речевойслух — такие его компоненты, как восприятие соответствующего ситуации темпа иритма речи, а также звуковысотный слух — восприятие движений тона голоса(повышение и понижение);
основныекачества голоса — силу и высоту;
речевоедыхание — его длительность и интенсивность.1.2.2. Системафонем
Влюбом языке существует определенное количество звуков, которые создают звуковойоблик слова. Звук вне речи не имеет значения, он приобретает его лишь вструктуре слова, помогая различать одно слово от другого (дом, ком, том, лом,сом). Та­кой звук-смыслоразличитель называется фонемой. Все звуки речиразличаются на основе артикуляторных (разница в образовании) и акустических (разницав звучании) признаков.
Звукиречи являются результатом сложной мускульной работы различных частей речевогоаппарата. В их образовании принимают участие три отдела речевого аппарата:энергетический (дыхательный) — легкие, бронхи, диафрагма, трахея, гортань;генераторный (голосообразующий) — гортань с голосовыми связками и мышцами; резонаторний(звукообразующий) — полостьрта и носа. Взаимосвязанная и координированная работа трех частей речевогоаппарата возможна лишь благодаря центральному управлению процессами рече- и голосообразования, т. е. процессыдыхания, голосообразования и артикуляции регулируются деятельностью центральнойнервной системы. Под ее влиянием осуществляются действия на периферии. Так,работа дыхательного аппарата обеспечивает силу звучания голоса; работа гортании голосовых связок — его высоту и тембр; работа ротовой полости обеспечиваетобразование гласных и согласных звуков и их дифференциацию по способу и местуартикуляции. Носовая полость выполняет резонаторную функцию — усиливает или ослабляет обертоны, придающие голосузвонкость и полетность.
Вобразовании звуков принимает участие весь речевой аппарат (губы, зубы, язык,нёбо, маленький язычок, надгортанник, полость носа, глотка, гортань, трахея,бронхи, легкие, диафрагма). Источником образования звуков речи служит струявоздуха, идущая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Вобразовании многих звуков участвует голос. Струявоздуха, выходящая из трахеи, должна пройти через голосовые связки. Если они ненапряжены, раздвинуты, то воздух проходит свободно, голосовые связки невибрируют, и голос не образуется, а если связки напряжены, сближены, струявоздуха, проходя между ними, колеблет их, в результате чего образуется голос.Звуки речи образуются в ротовой и носовой полостях. Эти полости разделяет нёбо,передняя часть которого — твердое нёбо, а задняя часть — мягкое нёбо,заканчивающееся маленьким язычком. Наибольшую роль в образовании звуков играетротовая полость, так как она может менять свою форму и объем благодаря наличиюподвижных органон: губ, языка, мягкого нёба, маленького язычка (см. рис. 2.1).
Самымиактивными, подвижными органами артикуляционного аппарата являются язык и губы,которые производят наиболее разнообразную работу и окончательно формируют каждыйзвук речи.
«Языкпредставляет собой совокупность мышц, идущих в различных определенныхнаправлениях. Вследствие этого строения язык может принимать разные формы ипроизводить различные движения: двигаться вперед и назад, вверх и вниз, и нетолько всем телом, но и своими отдельными частями. Эта чрезвычайная гибкостьязыка и обусловливает разнообразие артикуляций, дающих всевозможныеакустические эффекты, воспринимаемые нами как различные звуки речи. В языкеразличают кончик, тело и корень языка. При классификации звуков речи вводятсятакже условно-фонетические понятия передней, средней и задней части спинкиязыка» [8;219].
/>
Рис.2.1. Схема артикуляционного аппарата.
Каждыйотдельный звук характеризуется только ему присущей комбинацией характерныхразличительных признаков, как артикуляционных, так и акустических. Знание ихнеобходимо для правильной организации работы по формированию звукопроизношения./>1.2.2.1. Артикуляционные признаки звуков речи
Поналичию или отсутствию преграды в ротовой полости звуки делятся на гласные исогласные.
Разноезвучание гласных и согласных звуков зависит в основном от того, что полость ртаможет менять свою форму и объем благодаря наличию подвижных органовартикуляционного аппарата: губ, нижней челюсти, языка, мягкого нёба, а также отработы гортани.
Приобразовании гласных (а, э, о, и, у, ы) выходящая струя воздуха не встречает вротовой полости преграды. И наоборот, при образовании согласных выходящая струявоздуха встречает в ротовой полости различные преграды.
Поучастию в артикуляции мягкого нёба звуки делятся на носовые и ротовые. Приобразовании носовых звуков (м, н) мягкое нёбо опущено, воздух проходит черезнос. При образовании ротовых звуков (все остальные) мягкое нёбо приподнято,маленький язычок прижат к задней стенке глотки, воздух попадает только вротовую полость.
Поработе голосовых связок звуки делятся на гласные, сонорные (звучные), звонкие иглухие согласные. При образовании гласных, сонорных согласных (л, м, н, р, j) и звонких согласных (в, з, ж, б, д,г) голосовые связки со­мкнуты и вибрируют, при этом образуется голос.
Приобразовании глухих согласных (ф, с, ш, п, т, к, х, ц, ч, щ) голосовые связкираскрыты, не вибрируют и голос не образуется.
Всесогласные звуки делятся еще на две группы: по месту образования (т. е. какойподвижный орган — язык или губы — образуют преграду для выходящей струивоздуха) и по способу образования (т. е. в форме чего — смычки, щели и т. п. —образуется преграда).
Поместу образования преграды согласные звуки делятся на следующие подгруппы:
Губно-губные(п, б, м); преграда образуется нижней и верхней губой.
Губно-зубные(ф, в); преграда образуется нижней губой и верхними зубами.
Переднеязычные(с, з, ц, т, д, н, л, р, ш, ж, ч, щ); преграда образуется передней частьюспинки языка.
Среднеязычные(j— йот); преграда образуется среднейчастью спинки языка.
Заднеязычные(к, г, х); преграда образуется задней частью спинки языка.
Поспособу образования, т. е. по характерупреграды, согласные звуки делятся на следующие, подгруппы.
Щелевые(фрикативные); органы артикуляционного аппарата сближаются между собой, образуящель, в которую идет выдыхаемая струя воздуха:
ф, в—нижняя губа образует щель с верхними зубами;
с, з — передняя часть спинки языкаобразует щель с верхними зубами и деснами — мягкими тканями, покрывающимиальвеолярный (луночковый) край челюсти от шеек зубов и переходящими в слизистуюоболочку нёба;
ш, ж,щ — поднятый широкий кончик языка образует щель с альвеолами или твердым нёбом.Может быть правильное звучание шипящих звуков при нижней их артикуляции (кончикязыка находится за нижними зубами; а щель образуется перед­ней частью спинкиязыка с альвеолами или твердым небом);
х —задняя часть спинки языка образует щель с мягким нёбом;
j— средняя частьспинки языка образует щель с твердым нёбом.
Смычно-взрывные(органы артикуляционного аппарата образуют смычку, а потом эта смычка с шумомвзрывается выходящей изо рта воздушной струей):
п, б— смычку образуют губы;
т, д— передняя часть спинки языка образует смычку с верхними зубами или альвеолами;
к, г— задняя часть спинки языка образует смычку с мягким нёбом или задним краемтвердого нёба.
Смычно-щелевые,аффрикаты (органы артикуляционного аппарата смыкаются, но смычка не взрывается,а переходит в щель, т. е. это согласные со сложной артикуляцией, имеющиесмычное начало и щелевой конец, причем переход от одной артикуляции к другойсовершается незаметно):
ц —передняя часть спинки языка при опущенном кончике языка сначала образует смычкус верхними зубами или альвеолами, которая незаметно переходит в щель междуними;
ч —кончик языка вместе с передней частью спинки языка образует смычку с верхнимизубами или альвеолами, переходящую незаметно в щель между ними (бывает и принижнем положении кончика языка правильноезвучание).
Смычно-проходные(органы артикуляционного аппарата образуют смычку, но для выходящей струивоздуха остается проход в другом месте):
м —смычку образуют губы, воздушная струя идет через нос;
к —передняя часть спинки языка образует смычку с верхними зубами или альвеолами,воздушная струя идет через нос;
л —кончик языка образует смычку с альвеолами или верхними зубами, воздушная струяидет по бокам языка, между языком и щекой.
Дрожащие(вибранты):
р —кончик языка поднят вверх и ритмично колеблется (вибрирует) в проходящейвоздушной струе.
Приклассификации согласных звуков по артикуляторным признакам, помимо указанныхвыше, необходимо еще учитывать и так называемую дополнительную артикуляцию —подъем среднейчасти языка к нёбу. Еслик основной артику­ляции звука добавляется подъем средней части языка к нёбу, то образуется мягкий звук. В русскомязыке согласные в основном парные по твердости и мягкости, например л и л':пыл- пыль; лук —люк и т. д. Но есть и непарные звуки: только твердые — ш, ж, ц;только мягкие — ч, щ.
Различиесогласных по твердости и мягкости требует особенного внимания. Твердые и мягкиепарные согласные обозначаются одной буквой, а различие на письме достигается спомощью других средств (написания после мягких согласных букв ь, я, е, ё, ю,и).
Гласныезвуки (и, э, а, ы, о, у) делятся по трем артикуляционным характеристикам наследующие группы.
Приучастии передней части языка образуются звуки и, э (гласные переднего ряда),средней части языка — а, ы (гласные среднего ряда), задней части языка — о, у(гласные заднего ряда).
Степеньподъема передней, средней или задней части языка определяет гласные нижнегоподъема (а), среднего подъема (э, о) и верхнего подъема (и, ы, у).
Взависимости от степени выдвижения губ вперед различают гласные неогубленные —а, ы (губы в нейтральном положении), э, и (губы растянуты, как при улыбке) иогубленные — о, у (губы округляются и выдвигаются вперед).
Дляопознавания и различения звуков речи опираются не только на артикуляционные, нои на акустические различительные признаки. Без опоры на эти признаки невозможнопроводить работу по противопоставлению звуков на слух, которая является основойдля успешного усвоения детьми правильного звукопроизношения. />1.2.2.2. Акустические признаки звуков речи
Тональныезвуки — образующиеся голосом при почти полном отсутствии шума, что обеспечиваетхорошую слышимость звука: гласные а, э, и, о, у, ы.
Сонорные(звучные) — их качество определяется характером звучания голоса, который играетглавную роль в их образовании, а шум участвует в минимальной степени: согласныем, н, л, р, j.
Шумные— их качество определяется характером данного шума — акустического эффекта оттрения и взрыва у сближенных или сомкнутых органов речи:
звонкиешумные длительные в, з, ж;
звонкиешумные мгновенные б, д, г;
глухиешумные длительные ф, с, ш, ж;
глухиешумные мгновенные п, т, к.
Попроизводимому звуками акустическому впечатлению выделяют подгруппы звуков:
свистящиес, з, ц;
шипящиеш, ж, ч, щ;
твердыеп, в, ш, ж, ц и др;
мягкиеп', в', ч, щ и др.
Анализклассификации звуков русского языка показывает, что успешное овладение ребенкомфонематической системой – языка требует большой работы по развитиюречедвигательного и речеслухового анализаторов. Поэтому у ребенка необходиморазвивать:
— способность различать и воспроизводить все звуки речи, соотнося их сфонетической системой данного языка, т. е. фонематический слух;
— подвижность и дифференцированность движений органов артикуляционного аппарата,обеспечивающих четкое, ясное произношение каждого звука в отдельности, а такжеслов и фраз в целом, т. е. вырабатывать хорошую дикцию;
— умение производить короткий вдох и продолжительный ротовой выдох,обеспечивающий длительное и звучное произношение звуков речи, а также плавностьи слитность, т. е. развивать речевое дыхание.
Ознакомлениес системой фонем русского языка показывает, что звуки одной группы создают базудля появления в речи ребенка других, более сложных по артикуляции звуков.Рассмотрим это на примере переднеязычных щелевых звуков с, з, ш, ж. Дляправильного произнесения этих звуков должна быть сформирована длительная,направленная воздушная струя, идущая посередине языка в щель, образованнуюмежду передней частью спинки языка и альвеолами. Дети не сразу овладевают этимизвуками. Отдельные навыки у них вырабатываются при овладении звуками ф и в,которые также относятся к щелевым. При произнесении ф и в образуется легковидимая щель между нижней губой и верхними резцами, в которую выходит воздушнаяструя. Эти звуки более легки для произношения. Однако у детей трех летартикуляция звуков ф и в часто бывает неточной. При их произнесении углы нижнейгубы неплотно примыкают к верхним резцам и струя воздуха вместо узкой, идущей вщель, бывает рассеянной, иногда часть воздуха уходит в щеки. Формируя у ребенканаправленную воздушную струю, идущую посередине языка и отрабатывая ясноепроизношение звуков ф, в сначала изолиро­ванно, затем в словах и фразах, мыорганизуем речевой выдох, вырабатываем плавную длительную воздушную струю,необходимую также и для щелевых звуков с, з, ш, ж.
Сдругой стороны, навыки артикуляции тех же щелевых переднеязычных звуков с, з, ш, ж вырабатываются на более простыхпереднеязычных звуках т, д, н, и, э. При звуках т, д, н язык поднимается заверхние зубы, как и при звуках ш, ж. Положение языка при артикуляции гласных и,э подобно положению языка при артикуляции с, з. Дети трехчетырех лет частопроизносят звуки т, д, н при межзубном положении кончика языка (или кончикязыка упирается в узкую щель между передними резцами, а не поднимается заверхние зубы). А при произнесении звуков и, э кончик языка отходит назад,вместо того чтобы касаться нижних резцов. Добиваясь подъема языка за верхниезубы при звуках т, д, н и правильного положения языка за нижними зубами призвуках и, э, а также ясного произноше­ния изолированных звуков т, д, н, и, э,мы подготавливаем органы артикуляционного аппарата для правильного произношениядругих, более сложных переднеязычных звуков с, з, ш, ж. Уточняя же ихпроизношение в словах и фразах, мы не только формируем произносительные навыки,но и вырабатываем у ребенка ориентировку в звуковой стороне языка.
Такимобразом, добиваясь четкого произношения гласных и наиболее простых поартикуляции согласных, у детей создают базу для появления звуков, более сложныхпо артикуляции. По­этому и в основу работы по формированию звукопроизношениядолжна быть положена последовательная, поэтапная работа над всеми звукамиродного языка, начиная с самых простых в артикуляционном отношении и кончаясамыми сложными, т. е. должно идти постепенное усвоение детьми фонематическойсистемы языка.
Хотяк трем-четырем годам у ребенка артикуляционная база почти всех звуковсформирована, тем не менее работа над ними продолжается в плане осознаниязвуковой стороны языка. Такая работа не только завершает формированиеправильного звукопроизношения, но и воспитывает умение выделять отдельные звукииз слова, способствуя тем самым развитию фонематического слуха и звуковогоанализа слов. Все это дает ребенку возможность познать языковуюдействительность.
Такимобразом, проводя систематические, последовательные занятия по отработке всехзвуков, а также по дифференциации часто смешиваемых звуков одновременноосуществляется большая работа по подготовке детей к обучению грамоте,направляется их внимание на звуковую сторону языка, на отрабатываемые звуки,воспитывается активность фонематического восприятия. Кроме того, эти занятиявырабатывают кинестетические ощущения — (ощущения движения и положения органовартикуляционного аппарата), помогая детям овладеть правильной артикуляциейзвуков.
Итак,в основу работы по усвоению детьми фонетической системы языка берется вопределенной последовательности отработка гласных и согласных звуков и развитиеумения дифференцировать звуки по их основным артикуляционным и акустическимпризнакам./> 1.3. НАРУШЕНИЯ РЕЧИ И ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕИ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ/> 1.3.1. Нарушения звукопроизношения
Самымираспространенными недостатками речи у детей младшего школьного возраста являютсяразличные виды нарушения звукопроизношения:
— неумениепроизносить тот или иной звук;
— заменаодного звука другим;
— искажения имеющегося звука.
Вмладшем школьном возрасте чаще всего встречаются физиологические (возрастные)нарушения звукопроизношения, которые при нормальных условиях, с улучшением работыречедвигательного и речеслухового анализаторов самостоятельно изживаются.Имеются случаи и патологического (механического и функционального) нарушениязвукопроизношения, которые обусловливаются разными причинами. Механическаядислалия может зависеть от нарушений костного и мышечного строенияпериферического речевого аппарата. Эти нарушения могут быть врожденными иприобретенными. Врожденные дефекты периферического речевого аппарата:
— несращениеверхней губы, челюсти, мягкого и твердого нёба;
— массивныеи короткие подъязычные уздечки;
— измененияформы и относительной величины челюстей;
— патологическоерасположение и форма зубов верхней и нижней челюстей.
Необходимоучитывать, что 3 последних дефекта часто являются лишь предрасполагающим моментомк появлению дефектов звукопроизношения, так как у физически и психическиздорового ребенка при правильном речевом воспитании в большинстве случаевнаходятся естественные пути компенсации такого дефекта.
Приобретенныедефекты периферического речевого аппарата бывают вследствие раздробления костейи разрыва мышц (с последующими рубцами), в результате челюстно-лицевых травм.Эти нарушения могут возникнуть в любом возрасте.
Приправильно построенной и систематической работе по формированию произношения удетей физиологическая, функциональная, а в некоторых случаях и механическаядислалия полностью исправляется к пяти-шести годам.
В томслучае, если ребенок пяти лет при систематических фронтальных и индивидуальныхзанятиях длительное время не может преодолеть дефекты звукопроизношения,необходимо направить его к логопеду, чтобы выяснить и устранить причину,мешающую формированию правильного звукопроизношения./> 1.3.2. Ринолалия
Однимиз видов механической дислалии является ринолалия (гнусавость). Ринолалиябывает двух видов: открытая и закрытая. При открытой ринолалии струя воздухапри акте речи проходит через нос, а не через рот. Это бывает вследствиерасщепления твердого и мягкого нёба, пареза мягкого нёба после дифтерии.Поскольку мягкого нёба нет или его деятельность недостаточна для созданияперегородки между ротовой и носовой полостью, струя воздуха, не встречаяпреграды, идет в нос и речь становится непонятной, приобретает носовой оттенок.
Детис расщеплением твердого или мягкого нёба нуждаются в помощи логопеда как вдооперационный, так и в послеоперационный период. В дооперационный период уребенка подготавливают к операции мышцы и ткани, вырабатывают навык направлять воздушную струю через рот, вызываютвозможные звуки; в послеоперационный период идет постановка звуков. Учительдолжен помогать ребенку вводить поставленные логопедом звуки в речь. Крометого, он может оказать большую помощь ребенку, проводя с ним игры на развитиеречевого (ротового) дыхания. Во время артикуляционной гимнастики и занятий позвукопроизношению особое внимание надо обращать на выполнение упражнений такимребенком. Если они у него не получаются, следует попросить родителейпозаниматься дома и самому по возможности провести индивидуальныедополнительные занятия.
Призакрытой ринолалии закрыт проход воздуха в нос (разращение в носу, полипы,искривление носового хода). Носовые звуки м и н заменяются соответственнозвуками б и д. Для исправления этого недостатка необходимо удаление аденоидов,лечение прогреванием и т.п., чтобы дать открытый доступ воздуху в нос. Затемнеобходимы последующие занятия у логопеда. Учитель после операции долженпоследить, чтобы ребенок закрывал рот и дышал носом. Несколько раз в день с нимможно проделать следующие упражнения:
— закрываяпоочередно то левую, то правую ноздрю, дышать спокойно другой. Рот должен бытьзакрыт;
— делатьвдох ртом, а выдох носом. Повторять это упражнение 3—4 раза;
— делатьвдох носом, выдох ртом. Повторять это упражнение 3—4 раза;
— петьмотив любой песни на звуке м.
Вописанных выше случаях страдает только фонетическая сторона речи, в основномзвукопроизношение. Встречаются и более сложные речевые нарушения, в которыхнедостатки звукопроизношения являются лишь одним из симптомов: алалии, нарушенияречи при снижении слуха и др./> 1.3.3. Временные задержки развития речи
Потем или иным причинам речь ребенка может задержаться на любом этапе ееразвития. Часто у таких детей запас слов не соответствует их возрасту; развитиефразовой речи идет с опозданием; долго держатся дефекты звукопроизношения.Причиной этого могут быть различные заболевания, перенесенные ребенком в раннемвозрасте. Особенно влияют желудочно-кишечные заболевания, нарушающие питаниеорганизма и коры головного мозга. При укреплении организма и созданииблагоприятных условий для развития речи ребенок догоняет своих сверстников вречевом развитии; специальные занятия необходимы, чтобы помочь ему в этом./> 1.3.4. Алалия
Алалиейпринято называть полное или частичное отсутствие речи у детей, обусловленноенедоразвитием или поражением речевых областей в левом полушарии коры головногомозга, наступившем еще до формирования речи.
У детей– алаликов встречаются стойкие нарушения словаря и фразовой речи, тем­пыразвития ее значительно медленнее, чем у детей со временной задержкой развитияречи.
Учительне только помогает таким детям в их речевом развитии на уроках, но и выделяетвремя для индивидуальной специальной работы.
Чтобыребенок овладел определенным количеством слов, простых по произношению и частоупотребляемых (названия игрушек, одежды, посуды, фруктов, овощей и т.д.), необходимоуделять ему больше внимания при рассматривании картинок. Если ребенокотказывается повторять за воспитателем слово, не надо требовать от него ответав данный момент. В дальнейшем это слово надо давать в различных вариантах многораз. Со временем ребенок сам начнет повторять это сло­во за учителем. Каждоепроявление его речевой активности должно поощряться взрослыми.
Когдаребенок овладеет некоторым количеством слов (20-30), в том числе и словами, обозначающими действия, учитель приучаетего пользоваться фразой. Производя любое действие, учитель сопровождает егоречью, того же постепенно он начинает требовать и от ребенка. Сначала детямдают предложения из двух слов — существительного и глагола, потом вводятприлагательные и другие части речи. Так, постепенно у ребенка увеличиваетсясловарь, появляется фразовая речь.
Необходимознать речевые возможности ребенка на данном этапе его развития, правильноиспользовать их на уроках по разным разделам программы. Не следует требовать отнего называть или говорить то, что в данный момент ему недоступно, так как этоможет привести к отказу от речи. Побуждать детей к разговору следует, нопринуждать нельзя.
Еслиу ребенка начинают быстро обогащаться словарь и развиваться фразовая речь,нельзя перегружать его речевым материалом – это может привести к заиканию;материал следует подбирать с учетом его количества и доступности.
Работаучителя проводится в тесном контакте с родителями, логопедом и психоневрологом,лечащим ребенка; без такого контакта невозможен правильный подход к нему.
Учительдолжен знать, какие требования предъявлять ребенку в различные периодыформирования его речи.
Детей,у которых явно выражена задержка в развитии речи, независимо от их возрастанужно направлять в группу, соответствующую их речевому развитию, в которой ужебудет работать логопед с этими детьми. /> 1.3.5. Нарушения речи при снижении слуха
Наразвитии речи тугоухих (слабослышащих) детей сказывается время наступлениятугоухости, степень снижения слуха, общее состояние ребенка и характер медико-педагогическоговоздействия в каждом конкретном случае. Даже незначительная тугоухость,наступившая до того, как сформировалась речь, приводит к ее недоразвитию.Тугоухость часто бывает следствием осложнений на уши после перенесенныхболезней: гриппа, скарлатины, кори, повторяющихся насморков. Внимательные,заботливые родители стремятся не допускать насморка и других болезнейносоглотки, вызывающих заболевание ушей.
Еслиу ребенка обнаружилась значительная степень тугоухости, его необходимонаправить в специальное учебное заведение.
Прилегких степенях тугоухости дети обычно посещают общую школу, а учителя помогаютребенку развивать речь, консультируясь с логопедом.
Вработе со слабослышащим ребенком необходимо учитывать следующее. На любом урокеребенка надо сажать ближе к учителю, так, чтобы малыш всегда видел его лицо.Разговаривать с ребенком следует четко, не спеша, громко, но не крикливо и отнего самого необходимо требовать громкой и отчетливой речи. Надо приучать его косновным навыкам чтения с губ. Для этого можно использовать следующую игру. Учительпоказывает несколько картинок (3—4), четко называя каждую; при этом ребенокдолжен видеть его артикуляцию. Затем учитель тихо (почти беззвучно) называеткартинки, а ребенок их показывает.
На урокахмузыки ребенка надо сажать ближе к музыкальному работнику. Нельзя забывать отом, что пение и слушание музыки, песен очень полезны для него. Надо приучатьребенка слушать детские радиопередачи, а потом пересказывать их.
Отправильного подхода к слабослышащему ребенку во многом зависит его дальнейшееречевое развитие./> 1.3.6. Заикание
Призаикании ребенка в его речи наблюдаются вынужденные остановки или повторенияотдельных звуков и слогов. Заикание чаще всего возникает у детей с ослабленнойнервной системой. Чтобы вовремя помочь ребенку, очень важно не пропуститьпервые признаки заикания:
— употреблениеперед отдельными словами лишних звуков (а, а);
— повторениепервых слогов или целых слов в начале фразы;
— вынужденныеостановки в середине слова, фразы;
— затрудненияперед началом речи.
Причинойпоявления заикания является ослабленность центральной нервной системы. Поводы квозникновению заикания могут быть различными. Иногда оно появляется после рядаинфекционных заболеваний, когда организм ослаблен. Часто заикание возникаетпосле испуга или при длительной психической травматизации — постоянномнесправедливом, грубом отношении к ребенку окружающих его людей. К заиканиюможет привести внезапное изменение в худшую сторону жизненных условий(обстановки, режима). Нередки случаи заикания у детей с рано развившейся речью,родители которых читают им слишком много стихов, сказок, обращаются спостоянными просьбами: «расскажи», «повтори», часто заставляют говорить напоказ.
Заиканиелегче предупредить, чем лечить. Беседы учителя с родителями о правильномвоспитании имеют большое значение в предупреждении возникновения заикания удетей. Учитель вовремя может заметить все недостатки воспитания ребенка в семьеи дать родителям полезные советы.
Неследует разрешать часто и длительно смотреть телевизионные передачи. Этоутомляет и перевозбуждает ребенка. Особенно отрицательно действуют передачи, несоответствующие его возрасту и просмотренные перед сном.
Нельзячрезмерно баловать детей, исполнять любые их прихоти, так как в этом случаепсихической травмой для ребенка может послужить даже незначительное противоречие ему, например отказ в чем-тожелаемом. Требования, предъявляемые к ребенку, должны соответствовать еговозрасту, быть всегда одинаковыми, постоянными со стороны всех окружающих, какв семье, так и в школе.
Нельзязапугивать ребенка, наказывать, оставляя одного в помещении, особенно плохоосвещенном. В виде наказания можно заставить его спокойно посидеть на стуле,лишить участия в любимой игре и т. п.
Учителюнеобходимо помнить следующее. В случае поступления заикающегося ребенка в школунужно установить связь с родителями, выявить причины заикания и постараться ихустранить, проявить к такому ребенку максимум внимания, чуткости, наладить с ним контакт, нефиксировать внимание ребенка на его недостатке и следить, чтобы его не дразнилидругие.
Длязаикающегося ребенка очень важны музыкальные уроки, которые способствуютразвитию правильного речевого дыхания, чувства темпа, ритма. Полезныдополнительные занятия по пению. На празднике надо дать ему возможность спетьпесню вместе с другими детьми, чтобы не лишать радости выступить, т. е. неподчеркивать его недостаток, а, наоборот, вселить уверенность в себе.
/>1.3.7. Нарушения голоса
Однимиз нарушений голоса, встречающихся у детей младшего школьного возраста,является дисфония. При дисфонии голос бывает слабый, хриплый. Если вовремя необратить на это внимание, то нарушение может принять затяжной характер ипривести к возникновению органических изменений в голосовом аппарате. Кдисфонии может привести постоянное перенапряжение голоса в результате слишкомгромкого разговора, пения, крика; несоблюдение основных правил гигиены голосапри пении (несоответствие звукового диапазона песни среднему диапазону голосаребенка определенного возраста); частое подражание голосам кукол (высокий,резкий голос Буратино), голосам взрослых, резким свисткам паровоза, гудкамавтомобиля. Развитию дисфонии могут также способствовать аденоидные разрастанияв носу, которые затрудняют носовое дыхание и приучают ребенка дышать ртом. Приротовом дыхании вдыхается воздух, который не очищается, не согревается и неувлажняется, как это бывает при носовом дыхании, вследствие чего возникаютхронические воспалительные процессы в слизистой оболочке гортани, голосстановится хриплым.
Школеи семье для профилактики нарушений голоса надо постоянно следить за состояниемносоглотки детей и правильным пользованием голосом, не допускаявышеперечисленных ошибок. Особое значение это имеет по отношению к детям,только что перенесшим заболевания верхних дыхательных путей. Некоторое времятаким детям не следует давать большой нагрузки на голос, т. е. не требовать отних громкой речи и пения. Если у ребенка длительное время (1—2 недели) наблюдается охрипший голос, его нужнонаправить к отоларингологу и затем выполнять все указания врача.

ВЫВОДЫ
Исследованиями секторалогопедии института дефектологии установлено, что среди неуспевающих учащихсяначальной школы немалую часть составляют дети с отклонениями в речи, что лишаетих необходимой готовности усваивать звуковой состав слова, а следовательно,письмо и чтение.
При овладении в дошкольном и младшемшкольном возрасте словарным запасом, грамматическим строем языка и навыкамиправильного звукопроизношения ребенок в то же время практически начинает делатьобобщения, относящиеся к звуковому и морфологическому составу речи. На остоветаких обобщений в дальнейшем и происходит усвоение грамоты и правописания.Однако не все дети одинаково овладевают речью. Поэтому у некоторых детей кмоменту поступления в школу, речь оказывается недостаточно сформированной, чтонередко сопровождается отставанием в развитии фонематических представлений. Какпоказывают исследования, такие дети долго не усваивают букв, читают медленно ис большими искажениями, в письме допускают специфические ошибки.
Самая распространенная ихарактерная ошибка для детей с нарушениями звукопроизношения — замена однихбукв другими. Чаще встречается замена звонких и глухих (п-б, т-д), свистящих ишипящих (с-ш, з-ж, ц-ч), сонорных (р-л), мягких и твердых согласных (зальвместо зал).
Вторая группа ошибок —пропуск букв, особенно гласных (“ом” вместо “сам”). Такие дети не всегда могутвыделить согласный звук, найти гласный после согласного. Обычно они его неслышат. Кроме того, в письме нередко встречаются перестановки букв, пропускслогов, вставки лишних букв, полное искажение слов, что вызывается затруднениямив анализе и синтезе звукового состава слова.
Эти ошибки в течениедлительного времени объясняли зрительной недостаточностью. Поэтому в школе вначаль­ных классах такие нарушения письма часто пытались исправить при помощинеоднократного переписывания, штриховки, обводки букв и т. п. Главная жепричина дефекта при этом не устранялась, и приемы не достигали цели.
При фонематическомнедоразвитии у детей нередко наблюдаются и некоторые недостатки вграмматическом оформлении речи, бедность словаря. Эти дети слабее овладеваютфразовой речью, допускают много ошибок в падежных окончаниях, чаще заменяютокончания родительного падежа множественного числа, именительного падежа (окны, лампы), реже — предложного (многокнижках), опускают или неправильно употребляют предлоги, неправильно строятпредложения и т.п. Такие ошибки чаще указывают на более низкий уровень речевогоразвития.
/>Список литературы
1. Винарская Е. Н. Раннееречевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. – М., 1986. – 380 с.
2. Левина Р. Е.Воспитание правильной речи у детей. – М., 1987. – 300 с.
3. Львова М. Р. Развитиеречи младших школьников. – М., 1989. – 280 с.
4.Тихеева. Е.И. Развитие речи детей. – М., 1985. – 400 с.
5.Обухова А.Ф. Детская психология. – М., 1995. – 340 с.
6. ТихомироваЛ.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. — Ярославль, 1996. – 270с.
7.Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка. – СПб., 1997. – 379 с.
8.Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – Воронеж, 1997. –315 с.
9.Выготский Л.С. Мышление и речь. – М., 1982. – 230 с.
10. ВыготскийЛ.С. Собрание сочинений в 6-ти т. Т.5. Основы дефектологии. – М., 1983. – 500с.
11.Иванова С.Ф. Речевой слух и культура речи. – М., 1970. – 314 с.
12. ГвоздевА.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961. – 370 с.
13.Хватцев М.Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. – М., 1961. –290 с.
14.Рождественская В.И., Радина Е.А. Воспитание правильной речи. – М., 1968. – 330с.
15.Воспитание и обучение детей с расстройствами речи./ Под. ред. Ляпидевского С.С.,Селиверстова В.И. – М., 1968. – 194 с.
16. Немов Р.С.Психология. – М., 1980. – 390 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Кореневе живлення рослин
Реферат Рынок страхования в России
Реферат Александр Македонский и эллинизм
Реферат Re: Эксперимент по обнаружению эфирного ветра – эксперимент с зеркалом и лазерной указкой. Ответ #244
Реферат Взаимоотношения Адуева-младшего с Адуевым-дядей
Реферат Интриги и закулисная борьба в рабочем коллективе
Реферат Военные подходы монголов при Чингисхане
Реферат Экологические проблемы современного мира
Реферат Развитие творческих способностей как условие профессиональной адаптации будущих специалистов социально-культурной сферы
Реферат Vermeer, Jan
Реферат Культура Украины в I половине XIX столетия
Реферат Особенности организации досуговых практик в современных социокультурных условиях
Реферат Особенности учета и аудита лизинга основных средств и его взаимосвязь с рентабельностью организации
Реферат Рынок сущность, функции и структура
Реферат Чистейшей прелести чистейший образец о НН Гончаровой-Пушкиной