Реферат по предмету "Психология"


Мотивация поведения

СОДЕРЖАНИЕ:

Мотивация поведения________________________2

Формирование личности______________________7

Мотивация и личность_______________________12

Заключение

Список литературы


Мотивация поведения
На человека всегда действует много различных сил, которые побуждают его делать или не делать что-либо. Иногда это внешние силы, например требование окружающих.Наряду с этим есть и внутренние силы, побуждающие человека к определённому поведению. В психологии это называется мотивами, а их система — мотивацией. Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и др.), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определённом уровне. Мотивацию, таким образом, можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.

Мотивационного объяснения требуют следующие стороны поведения: его возникновение, продолжительность и устойчивость, направленность и прекращение после достижения поставленной цели, преднастройка на будущие события, повышение эффективности, разумность или смысловая целостность отдельно взятого поведенческого акта.

Представление о мотивации возникает при попытке объяснения, а не описания поведения. Это- поиск ответов на вопросы типа «почему?»,«зачем?»,«для какой цели?»,«ради чего?»,«какой смысл?».Обнаружение и описание причин устойчивых изменений поведения и есть ответ на вопрос о мотивации содержащих его поступков. Один из универсальных типов мотивации направлен на достижение успеха: деятельность выполняется с целью достигнуть чего-то положительного, получить вознаграждение. Например:

Готовлюсь к экзамену, чтобы сдать его на * отлично*.

Тренируюсь, чтобы победить в состязании, получить*золото*.

Слежу за сковородкой, чтобы ужин получился вкусный и романтичный.



Если же мы, приступая к какому-либо делу, ориентируемся на достижение успеха, то задействуется механизм, который будет работать в нашу пользу. Мы самопрограммируемся и получаем положительные эмоции, которые активизируют нас, позволяют найти силы на то, чтобы работать более продуктивно. И при этом возрастают шансы, что желаемый нами успех действительно воплотиться в жизнь.

Кроме мотивов, потребностей и целей в качестве побудителей человеческого поведения рассматриваются также интересы, задачи, желания и намерения.Интересом называют особое мотивационное состояние познавательного характера, которое, как правило, напрямую не связано с какой-либо одной, актуальной в данный момент времени потребностью. Интерес к себе может вызвать любое неожиданное событие, непроизвольно привлёкшее к себе внимание, любой новый появившийся в поле зрения предмет, любой частный, случайно возникший слуховой или иной раздражитель.

Задача как частный ситуационно-мотивационный фактор возникает тогда, когда в ходе выполнения действия, направленного на достижение определённой цели, организм наталкивается на препятствие, которое необходимо преодолеть, чтобы двигаться дальше. Одна и та же задача может возникать в процессе выполнения самых различных действий и поэтому так же неспецифична для потребностей, как интерес.

Желания и намерения — это сиюминутно возникающие и довольно часто сменяющие друг друга мотивационные субъективные состояния, отвечающие изменяющимся условиям выполнения действия.

Интересы, задачи, желания и намерения хотя и входят в систему мотивационных факторов, участвуют в мотивации поведения, однако выполняют в ней не столько побудительную, сколько инструментальную роль. Они больше ответственны за стиль, а не за направленность поведения.

Иногда все психологические факторы, которые как бы изнутри, от человека определяют его поведение, называют личностными диспозициями. Тогда, соответ

ственно, говорят о диспозиционной и ситуационной мотивациях как аналогах внутренней и внешней детерминации поведения.

Поведение личности в ситуациях, которые кажутся одинаковыми, представляется довольно разнообразным, и это разнообразие трудно объяснить, апеллируя только к ситуации.

Сиюминутное, актуальное поведение человека следует рассматривать не как реакцию на определённые внутренние или внешние стимулы, а как результат непрерывного взаимодействия его диспозиции с ситуацией. Это предполагает рассмотрение мотивации как циклического процесса непрерывного взаимодействия и преобразования, в котором субъект действия и ситуация взаимно влияют друг на друга, и результатом этого является реально наблюдаемое поведение. Мотивация в данном случае мыслится как процесс непрерывного выбора и принятия решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив. Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной на достижение определённой цели.

Мотив-это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определённых действий. Мотив также можно определить как понятие, которое в обобщённом виде представляет множество диспозиций.

Из всех возможных диспозиций наиболее важной является понятие потребности. Ею называют состояние нужды человека или животного в определённых условиях, которых им недостаёт для нормального существования и развития. Потребность как состояние личности всегда связана с наличием у человека чувства неудовлетворенности, связанного с дефицитом того, что требуется организму(личности), активизируя и стимулируя его. Больше всего разнообразных потребностей у человека, у которого, кроме физических и органических потребностей, есть ещё материальные, духовные и социальные(представляют собой специфические потребности, связанные с общением и взаимодействием людей друг с другом).



Основные характеристики человеческих потребностей -сила, периодичность возникновения и способ удовлетворения. Дополнительной, но весьма существенной характеристикой, особенно когда речь идёт о личности, является предметное содержание потребности, т. е. совокупность тех объектов материальной духовной культуры, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена. Удовлетворение потребности в самоуважении вызывает чувства уверенности в себе, своей ценности, силы, способностей и адекватности, ощущение своей полезности и необходимости в мире. Препятствия к удовлетворению этих потребностей ведут к появлению чувства неполноценности, слабости и беспомощности.Эти чувства, в свою очередь, дают начало подавленности ( фрустрации) или иным компенсаторным, или невротическим склонностям. Состояние расстройства, подавленности, возникающие в тех случаях, когда человек на пути к достижения цели сталкивается с препятствиями, барьерами, которые являются реально неопределимыми или воспринимаются как таковыми, называется фрустрацией. Фрустрация может привести к различным изменениям поведения и самосознания личности.

Второе после потребности по своему мотивационному значению понятие- цель. Целью называют тот непосредственно осознаваемый результат, на который в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность. Психологически цель есть то мотивационно- побудительное содержание сознания, которое воспринимается человеком как непосредственный и ближайший ожидаемый результат его деятельности.

Мотивационную сферу человека с точки зрения её развитости можно оценивать по следующим параметрам: широта, гибкость и иерархизированность. Широта-это разнообразие потенциального круга предметов, способных для данного человека служить средством удовлетворения актуальной потребности. Под широтой мотивационной сферы понимается качественное разнообразие мотивационных факторов- диспозиции (мотивы), потребностей и целей, представленных на каждом уровне. Чем больше у человека разнообразных мотивов, потребностей и целей, тем более развитой является его мотивационная сфера.



Гибкость -подвижность связей, существующих между разными уровнями иерархической организованности мотивационной сферы: между мотивами и потребностями, мотивами и целями, потребностями и целями. Например, более гибкой является мотивационная сфера человека, который в зависимости от обстоятельств удовлетворения одного и того же мотива может использовать более разнообразные средства, чем другой человек. Скажем, для одного индивида потребность в знаниях может быть удовлетворена только телевидением, радио и кино, а для другого средством её удовлетворения также являются разнообразные книги, общение с людьми. У последнего мотивационная сфера по определению будет более гибкой.

Иерархизированность -это характеристика строения каждого из уровней организации мотивационной сферы, взятого в отдельности. Потребности, мотивы и цели не существуют как рядоположенные наборы мотивационных диспозиций. Одни диспозиции(мотивы, цели)сильнее других и возникают чаще; другие слабее и актуализируются реже. Чем больше различий в силе и частоте актуализации мотивационных образований определённого уровня, тем выше иерархизированность мотивационной сферы.

Мотивация поведения человека может быть сознательной и бессознательной. Это означает, что одни потребности и цели, управляющие поведением человека, им осознаются, другие нет. Многие психологические проблемы получают своё решение, как только мы отказываемся от представления о том, будто люди всегда осознают мотивы своих действий, поступков, мыслей и чувств. На самом деле их истинные мотивы не обязательно таковы, какими они кажутся.


Формирование личности
Личность- это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.В структуру личности включаем способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки. Способности понимаются как индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности. Темперамент включает качества, от которых зависят реакции человека на других людей и социальные обстоятельства. Характер содержит качества, определяющие поступки человека в отношении других людей. Волевые качества охватывают несколько специальных личностных свойств, влияющих на стремление к достижению поставленных целей. Эмоции и мотивация-это соответственно, переживания и побуждения к деятельности. Социальные установки-убеждения и отношения людей.

Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием психологических черт и особенностей, образующих её индивидуальность, составляющих своеобразие человека, его отличия от других людей.

Понятие «формирование личности» употребляется в двух смыслах.Первый-формирование личности как её развитие, т.е. процесс и результат этого развития. Взятое в этом значении понятие является предметом психологического изучения, в задачу которого входит выяснение того, что есть(находиться в наличии, экспериментально выявляется, обнаруживается) и что может быть в развивающейся личности в условиях целенаправленных воспитательных воздействий. Это собственно психологический подход к формированию личности.

Второй смысл -как её целенаправленное воспитание(если можно так сказать,«формовка»,«лепка»,«конструирование»; А.С.Макаренко удачно назвал этот процесс «проектированием личности»).Это собственно педагогический подход к вычленению задач и способов формирования личности. Педагогический подход

предполагает необходимость выяснить, что и как должно быть сформировано в личности, чтобы она отвечала требованиям, которые предъявляет к ней общество.

Нельзя допускать смешения психологического и педагогического подхода к формированию личности, в противном случае может произойти подмена действительного желаемым.

Педагогикой определяются задачи разумного подхода к процессу формирования личности молодых людей, выявляется, что должно быть сформировано в процессе воспитания. Педагогика, разрабатывая методику воспитательной работы, предлагает свои

приёмы и способы осуществления поставленной цели, говорит о том, как сформировать принципиальность, правдивость, доброту и другие важнейшие качества личности.

Задача психологии -изучить исходный уровень сформированности личностных качеств у конкретных школьников и в конкретных коллективах, выяснить результаты воспитательной работы, что реально сформировано, а что так и осталось задачей, какие фактические преобразования личности оказались продуктивными и социально ценными, а какие — непродуктивными, как происходил процесс формирования(с какими трудностями пришлось столкнуться, насколько он был успешным и т.д.)

Педагогический и психологический подходы к формированию личности не тождественны друг другу, а образуют нерасторжимое единство. Бессмысленно изучать формирование личности с позиции психолога, если не знать, какими методами пользовались педагоги и какие цели они преследовали. И бесперспективной оказалась бы работа педагога, если бы он не использовал возможности психолога.

В настоящее время складываются определённые теоретические представления, гипотезы и концепции, которые стремятся дать психологическое обоснование процессу развития личности, не отрывая его от процесса развития психики, но и не

растворяя его в общем потоке психического развития ребенка. Так предложена социально-психологическая концепция развития личности ребёнка и подростка.

Чем же обусловлено развитие личности индивида в онтогенезе? Детерминантной развития является деятельностно-опосредственный тип взаимоотношений, которые складываются у человека с наиболее референтной (значимой для него) группой в этот период. Эти взаимоотношения опосредствуются содержанием и характером деятельностей, которые задаёт эта референтная группа, и общения, которое в ней складывается. Исходя из этого можно сделать вывод, что развитие группы выступает как фактор развития личности в группе.

В соответствии с концепцией персонализации индивид характеризуется потребностью быть личностью(т.е. оказаться и оставаться в максимальной степени представленным значимыми для него качествами в жизнедеятельности других людей, осуществлять своею деятельностью преобразования их смысловой сферы) и способностью быть личностью(т.е.совокупностью индивидуальных особенностей и средств, позволяющих совершать деяния, обеспечивающие удовлетворение потребности быть личностью).

В самом общем виде развитие личности можно представить как процесс её вхождения в новую социальную среду и интеграции в ней. Идет ли речь о переходе ребёнка из детского сада в школу, подростка в новую компанию, абитуриента -в трудовой коллектив и т.д. или же говорится о личностном развитии в глобальных масштабах -в его долговременности и целостности- от младенчества до гражданской зрелости, этот процесс нельзя мыслить иначе как вхождение в общественно-историческое бытие, представленное в жизни человека его участием в деятельности различных групп, в которых он осваивается и которые он активно осваивает.

Отметим особую позицию по вопросу о личностном развитии, которую занимает Э.Фромм. Представляется, что он дал философски наиболее правильную трактовку целей и задач личностного развития человека в условиях современного демократического общества. Демократия, писал он, это система, которая не на словах, а на деле создаёт экономические, политические и культурные

условия для полноценного развития индивида как личности. Развитие личности -это признание и реализация уникальных возможностей, имеющих у каждого человека. Люди, считал автор, рождаются равными, но разными. Уважение самобытности человека, культивирование его уникальности, соответствующее его природе и сообразное высшим нравственным, духовным ценностям, важнейшая задача воспитания. Личность должна развиваться свободно, и свобода её развития на практике означает не подвластность любой высшей силе или цели, кроме самосовершенствования личности. Индивидом как личностью не должна манипулировать никакая внешняя сила, будь то государство или коллектив.

Педагогика и психология выделяют следующие возрастные этапы формирования личности: ранний детский, преддошкольный, возраст (0 до 3 лет), детсадовский (от4 до 6), младший школьный возраст(от6-10), средний школьный возраст(11 до 15 лет), старший школьный возраст(16-17 лет).

В раннем детском возрасте развитие личности осуществляется преимущественно в семье, которая, в зависимости от принятой в ней тактики воспитания, либо выступает просоциальная ассоциация или коллектив(при преобладании тактики «семейного сотрудничества»), либо искажает развитие личности ребенка. В зависимости от характера семейных отношений может, например, изначально складываться личность ребёнка как нежного, заботливого, не боящегося признать свои ошибки и оплошности, открытого, не уклоняющего от ответственности, либо как трусливого, ленивого, жадного, капризного себялюбца. Три фазы развития внутри этого периода предполагают: адаптацию на уровне освоения простейших навыков и способом одобряемого родителями и воспитателями поведения в условиях взаимодействия с другими; индивидуализация-найти в себе нечто, противопоставления себя окружающим; интеграция -позволяющая управлять своим поведением, считаться с окружающими.

Потребность быть личностью возрастает в подростковом периоде и приобретает отчётливую форму самоутверждения, объясняемую относительно затяжным характером индивидуализации, поскольку личностно значимые качества подрост

ка, позволяющие ему вписываться, например, в круг дружеской компании сверстников, зачастую отнюдь не соответствуют требованиям родителей и учителей, которые стремятся в этом случае отодвигать его на стадию первичной адаптации.

Весь дошкольный и школьный возраст входит в одну «эру восхождения к социальной зрелости».В пределы этой эры входят три эпохи(макрофага) обозначимте как детство, отрочество, юность. Эпохи подразделяются на периоды развития личности в конкретной среде, в характерных для каждого возрастного этапа типах групп, различающихся по уровню развития. Периоды, в свою очередь, делятся на фазы(микрофазы)развития личности.

Для первой макрофазы характерно преобладание адаптации над индивидуализацией,для второй-индивидуализации над адаптацией(годы перелома, обострения противоречий),для третьей -доминирование интеграции над индивидуализацией.

Эта концепция позволяет объединить подходы социальной и возрастной психологии. Личность формируется и развивается в условиях конкретно-исторического существования человека, в деятельности(трудовой, учебной и др.).Ведущую роль в процессах формирования личности играют обучение и воспитание.



Мотивация и личность



Со временем мотивационные факторы становятся настолько характерными для человека, что превращаются в черты его личности. К ним вполне можно отнести -мотив достижения успеха, мотив избегания неудачи, тревожность, определенный локус контроля, самооценка, уровень притязаний. Кроме них личностно характеризуют человека потребность в общении (аффилиация), мотив власти, мотив оказания помощи другим людям(альтруизм) и агрессивность. Это — наиболее значимые социальные мотивы человека, определяющие его отношение к людям. Начнем с самооценки.

С величиной самооценки связаны удовлетворённость или неудовлетворённость человека, возникающие в результате достижения успеха или появления неудачи и зависит от результата деятельности. Низкая самооценка может проявляться через такие качества, как робость, чрезмерная застенчивость и стеснительность, нежелание браться за работу:«Всё равно у меня ничего не получится!»Если такому человеку всё же удаётся достигнуть успеха, он объясняет это везением и случайностью, а если терпит неудачу, то списывает на свою несостоятельность. Такие люди подвержены внешним влияниям и становятся лакомой добычей для манипуляторов. Слишком высокая самооценка-тоже не благо. Она может проявляться как заносчивость, неуместная амбициознасть,«слепота» к собственным недостаткам. Свои успехи склонны объяснять собственными способностями и усилиями, а неудачи-случайным стечением обстоятельств или предвзятым отношением окружающих.Нередко бывает, что люди мыслящие так, начинают самоутверждаться за счёт других-подчёркивать своё превосходство над теми, кого они оценивают ниже себя. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний личности. Уровень притязаний- это желаемый уровень самооценки личности, проявляющийся в степени трудности цели, которую индивид ставит перед собой, и имеет большое значение для лиц, ориентированных на избегание неудачи, а не на достижение успехов.

Мотивы аффилиации и власти актуализируются и удовлетворяются только в общении людей. Мотив аффилиации обычно проявляются как стремление наладить добрые, эмоционально положительные взаимоотношения с людьми. Внутренне, или психологически, он выступает в виде чувства привязонности, верности, а

внешне- в общительности, в стремлении сотрудничать с другими людьми, постоянно находиться вместе с ними. Любовь к человеку -высшее духовное проявление данного мотива.

В качестве противоположного мотиву аффилиации выступает мотив отвергания, проявляющийся в боязни быть не принятым, отвергнутым значимыми людьми.

Доминирование у человека мотива аффилиации порождает стиль общения, характеризующийся уверенностью, непринужденностью, открытостью и смелостью. Напротив, преобладание мотива отвергания ведёт к неуверенности, скованности, неловкости, напряженности. Люди с преобладающим мотивом аффилиации достигают более высоких результатов в работе в тех случаях, когда они трудятся не в одиночку, а в составе группы, с членами которой у них установились дружеские взаимоотношения. Максимальное улучшение результатов деятельности в этих условиях наблюдается у тех, кто одновременно имеет сильно выраженные мотивы аффилиации и достижения успехов. А худшие результаты в случае, если рядом с другими людьми работает человек с высокоразвитым мотивом достижения и с выраженной боязнью быть отвергнутым людьми в случае неудачи. Лица, у которых доминирует мотив аффилиации над боязнью быть отвергнутым, лучше относятся к людям. Им больше нравятся те, кто их окружает, они сами пользуются симпатией и уважением окружающих.Отношение таких людей строятся на основе взаимного доверия.

Преобладание мотива боязни быть отвергнутым, напротив, создает препятствия на пути межличностного общения. Такие люди вызывают недоверия к себе, они одиноки, у них слабо развиты умения и навыки общения. И всё же, невзирая на страх быть отвергнутыми, они так же, как и те, у кого силён мотив аффилиации, стремятся к общению, поэтому нет оснований говорить о них как о не имеющих выраженной потребности в общении.

Мотив власти кратко можно определить как устойчивое и отчётливо выраженное стремление человека иметь власть над другими людьми. Люди с развитым

мотивом власти более других склонны обращать на себя внимание других, выделяться, привлекать сторонников, сравнительно легко поддающихся влиянию, приобретать и накапливать престижные, пользующие модой вещи. У них, как правило, более высокий уровень социальной активности, проявляющийся в стремлении занимать руководящие посты, включаться в соревнования. Они малоконформны, неважно себя чувствуют в групповых видах деятельности, когда вынуждены строго следовать одинаковым для всех правилам поведения и подчиняться другим. С теоретической точки зрения явления, связанные с мотивацией власти, представляются гораздо более сложными для понимания, чем феномены, относящиеся к аффилиации и мотивации достижения успехов. В стремлении человека казаться более сильным и влиятельным, оказывать воздействие на людей и происходящие события могут быть включены многие различные мотивы помимо собственно мотива власти, поэтому чётко представить себе структуру и иерархию всевозможных мотивов, побуждающих к проявлению власти, не всегда представляется возможным.

Особый интерес в психологии мотивации вызывает так называемое просоциальное поведение и его мотивы. Под таким поведением понимаются любые альтруистические действия, направленные на благополучие других людей. Эти формы поведения по своим особенностям разнообразны и располагаются в широком диапазоне от простой любезности до серьёзной благотворительности, оказываемой человеком другим людям, при чём иногда с большим ущербом для себя, ценой самопожертвования.

Существуют несколько социальных норм нравственного порядка и исходя из них можно объяснить мотив альтруизма. Норма социальной ответственности побуждает к оказанию помощи в тех случаях, когда кто-либо нуждается в ней, например, в силу того, что он слишком стар, болен или беден и некому взять на себя заботу о нём.Другая норма-норма взаимности, состоящая в моральном обязательстве человека платить добром за добро.



Важную роль в оказании помощи играет способность человека к сопереживанию(эмпатии): чем больше он склонен к нему, тем с большой готовностью он оказывает помощь другим людям. Некоторые учёные считают, что способность к эмпатии лежит в основе всех других форм альтруистического поведения человека.

В связи с распространением в мире не только альтруизма, но и неблагородных человеческих деяний: воин, преступности, выступает мотив агрессивности. У человека есть две различные мотивационные тенденции, связанные с агрессивным поведением: тенденция к агрессии и к её торможению. Тенденция к агрессии -это склонность индивида оценивать многие ситуации и действия людей как угрожающие ему и стремление отреагировать на них собственными агрессивными действиями. Тенденция к подавлению агрессии определяется как индивидуальная предрасположенность оценивать собственные действия как нежелательные и неприятные, вызывающие сожаление и угрызение совести. Психологическая трудность устранения агрессивных действий заключается, в частности, в том, что человек, ведущий себя подобным образом, обычно легко находит множество разумных оправданий своему поведению, полностью или отчасти снимая с себя вину.

В заключении, прийдя к выводу, я соглашусь со словами А.Маслоу, что«Человек представляет собой испытывающее нужду животное и редко достигает состояния полного удовлетворения, разве что на короткое время.Как только удовлетворяется одно желание, тут же его место занимает другое.Когда и оно удовлетворено, на передний план выступает третье и т. д. Отличительной чертой человека на протяжении всей его жизни является то, что он беспрерывно чего-то желает.» День за днём, ставя перед собой цели, мотивы, интересы, задачи и т. д.,

происходит преобразование внутреннего мира и радикальное изменение отношений с окружающими людьми. В результате этого личность приобретает нечто новое, характерное и сохраняющееся в течение всей жизни. А также формируясь и развиваясь приобретая не только положительные качества, но и недостатки.

Список литературы:



А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский.Психология,2000г

Р. С. Немов. Психология, том 1. 1999г

А.Г.Грецов, А.А.Азбель. Узнай себя. Психологические тесты для подростков,2007г

Абрахам Маслоу.Мотивация и личность,3-е издание,2006г

интеграция -позволяющая управлять своим поведением, считаться с окружающими

способность человека к сопереживанию(эмпатии)

Состояние расстройства, подавленности, возникающие в тех случаях, когда человек на пути к достижения цели сталкивается с препятствиями, барьерами, которые являются реально неопределимыми или воспринимаются как таковыми, называется фрустрацией.

диспозиции (мотивы)

Иерархизированность -это характеристика строения каждого из уровней организации мотивационной сферы, взятого в отдельности

человека потребность в общении (аффилиация)


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :