Реферат по предмету "Психология"


Мотивы поведения дошкольников

Мотивы поведения дошкольников

 
Введение
Изучение мотивовповедения человека, его мотивации заслуженно занимает центральное место впсихолого-педагогической науке в связи с его огромным значением для решениянаучно-практических и теоретических вопросов. Мотивация, обеспечиваетактивизацию и целенаправленность поведения, выполняет, таким образом, в полноймере и регуляторную функцию, обуславливая суть психологии личности.  Становлениеи формирование личности тесно связано с формированием все более устойчивогоповедения в положительно мотивированной, вначале лично значимой деятельности.Еще в детском возрасте человек вступает в систему общественных отношений,начинает взаимодействовать с другими людьми в ходе различной деятельности. Всеэто непосредственно формирует его личность, занявшую определенное место всистеме отношений и во многом определяется системой складывающихся внутренних ивнешних мотивов. Особую актуальность приобретает изучение специфики развития иформирования мотивационной сферы личности детей дошкольного возраста.
Данное положениеобуславливается многими причинами.
Во-первых, дошкольникинаходятся в преддверии нового этапа своей жизни, а именно школьного обучения.Поэтому степень сформированности мотивов поведения может определять не толькоих дальнейший успех в учебной деятельности, но и статусное положение вколлективе, чувство самоуважения и др.
Во-вторых, вдошкольном возрасте закладываются основы отношения ко многим видам деятельности(игре, учению, трудовой деятельности и т.п.), поэтому возникает необходимостьформирования внутренней положительной мотивации ребенка, в контекстеисполняемой им деятельности.
В-третьих,немаловажным фактором является развитие саморегуляции поведения дошкольника,что также обуславливается спецификой формирования системы мотивов наряду сволевой сферой. Так ребенок, руководствующийся мотивами избегания неудач, будетдемонстрировать совершенно другое поведение, нежели его сверстник, у которогобудет доминировать мотивация достижения успеха, ребенок, руководствующийобщественными мотивами, будет скорее находить себе друзей, займет достойноестатусное положение в школьном коллективе.
Кроме того, вдошкольном возрасте, по мнению А. Н. Леонтьева [9], завязываются первые узлы,первые связи и отношения, которые образуют новое высшее единство – единстволичности, которое невозможно рассматривать в отрыве без мотивационной сферыребенка.
Таким образом,проблема формирования и развития мотивов поведения и деятельности дошкольниковочерчивает круг вопросов, связанных как с личностными, так и с социальнымиаспектами их жизни.
Проблема развития иформирования мотивов поведения нашла свое отражение в работах многихисследователей.
Так, например, Я.Л.Коломинский [7] указывает на всесторонние изменения, происходящие в сферемотивации дошкольника, появление новых мотивов, обусловленных большей социализациейдошкольников по сравнению с детьми раннего возраста. Это же направлениеисследований можно наблюдать и у Л.И. Божович [1], которая проанализировавонтогенез мотивов, приходит к выводу о качественной перестройке в мотивационнойсферах детей различного возраста.
А.К.Маркова [11] наоснове изучения практического опыта учителей, дает обстоятельный анализ средстви методов формирования мотивов учения у детей различного возраста. Д.Б.Эльконин и А.Л. Венгер [13] указывают на существенные изменение в мотивахповедения старших дошкольников в связи с подготовкой к поступлению в школу.
Однако, не смотря натакое внимание со стороны исследователей, данная проблема требует своегодальнейшего изучения. Это связано как с изменениями, происходящими в самом обществев сфере образования (появление негосударственных учреждений дошкольногообразования, новых образовательных технологий ит.п.), так и с ростомнаучно-технического процесса, который в первую очередь проявляется в тотальнойкомпьютеризации учебного процесса. Не секрет, что в настоящее время игра накомпьютере, и все связанное с ней служат серьезным мотивирующим факторомдетского поведения.
Данная курсовая работапосвящена, таким образом, проблеме мотивов поведения дошкольников. В нейопределяются следующие:
Цель исследования:изучение особенностей мотивов поведения дошкольников.
Задачиисследования: а) проанализировать теоретические источники по проблемепсихологии мотивации; б) раскрыть специфику развития и формированиямотивационной сферы дошкольников; в) выяснить специфику соотношенияобщественных и личностных мотивов дошкольников, определяющих их поведение.
Объектисследования: мотивы поведения дошкольников.
Предмет исследования:особенности соотношения общественных и личных мотивов поведения у детейдошкольного возраста.
Гипотезаисследования: мотивация поведения дошкольников имеет определенныеособенности, обусловленные возрастными характеристиками возраста, что вконечном итоге влияет на соотношение общественных и личных мотивов в ихповедении.

1. Теоретическиеаспекты психологии мотивации
 
1.1Общая характеристика понятия мотивов и мотивации в психолого-педагогическойнауке
Мотив — это побуждение к совершению поведенческого акта,порожденное системой потребностей человека и с разной степенью осознаваемоелибо неосознаваемое им вообще. В процессе совершения поведенческих актовмотивы, будучи динамическими образованиями, могут трансформироваться(изменяться), что возможно на всех фазах совершения поступка, и поведенческийакт нередко завершается не по первоначальной, а по преобразованной мотивации.
Термином «мотивация» в современной психологии обозначаютсякак минимум два психических явления: 1) совокупность побуждений, вызывающихактивность индивида и определяющую ее активность, т.е. система факторов,детерминирующих поведение; 2) процесс образования, формирования мотивов,характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческуюактивность на определенном уровне[19,c.369.].
Поэтому проводят разграничение между мотивацией как диспозицией,или тенденцией, и мотивацией как активацией, или возбуждением. Организм можетпри определенных обстоятельствах испытывать тревогу, страх или голод какмотивационную тенденцию, но мотивация как активнее состояние появляется тольков тот момент времени или в той ситуации, когда данный организм действительновозбужден, то есть мотивирован.
Поскольку психологи заняты поиском законов,распространяющихся не только на поведение людей, но и на поведение низшихживотных, литература в области мотивации охватывает темы, которые касаютсяхарактеристик, универсальных для всех форм животной жизни (напр., голод),наряду с темами, которые ограничиваются исключительно человеческимихарактеристиками (напр., стремление к достижению и совершенству). О мотивацииговорят как об организменной переменной в том смысле, что она являетсясостоянием индивидуума, а не внешней среды.
О мотивации также говорят как о направляющей и руководящейинстанции в том смысле, что она ведет к целенаправленному поведению. Этоподчеркивает специфичность мотивации: испытывающие жажду животные ищут воду,переживающий профессиональный стресс человек пытается спастись от этойнеприятной ситуации. Цели всегда определялись двумя способами.
Один способ описывает цели как объективные события или осязаемые,материальные изменения среды в результате поведения.
Второй смысл, в котором используется термин «цель»,подразумевает под нею скорее внутреннюю абстракцию, чем объективное внешнеесобытие. Например, цель поиска менее напряженной работы является некоторойидеей, представлением человека о будущих событиях, когда он мотивированосвободиться от неприятной стрессовой рабочей ситуации. Цели направляют илиуправляют, так как, продвигаясь к ним, человек совершает одни действия, а недругие, и цели функционируют в любой данный момент времени, так как этовнутренние «здесь-и-сейчас» репрезентации будущего, а не объективные, реальные,будущие события.
Мотивация может также идентифицироваться по специфическимпредшествующим событиям, а не только по результатам деятельности или исходамповедения (реальным или существующим в виде когнитивных репрезентаций).Предшествующие события приводят к различным видам мотивационных состояний иочень часто поведение индивидуума различается соответственно тому, какиеспецифические предыдущие события имели место[15,c.419].
Мотивация различается не только по виду, но и по силе. Можноговорить о существовании большей или меньшей жажды, большего или меньшегостраха. В целом в науке признается, что мотивация возбуждает или снабжает энергией,однако существующие теории различаются трактовкой того, как мотивацияактивизирует поведение[3],[12],[19].
Различные источники мотивации, благодаря эффекту суммации,могут оказывать совокупное влияние на поведение. Усиление мотивационноговозбуждения может происходить в результате увеличения силы какого-то одноговида мотивов или суммации различных источников мотивации. Во многих случаяхэффект активации организма вследствие возросшей мотивационной силы можнонаблюдать скорее по изменению физиологических показателей, нежели по внешнимповеденческим реакциям.
Для идентификации такого измерения мотивации, как ее сила,обычно используют меры волновой активности мозга, электрической проводимостикожи, сердечного ритма и напряжения мышц. В состояниях сонливости и низкоговозбуждения на ЭЭГ обычно появляются медленные и большие волны с регулярнымрисунком, тогда как в состоянии возбужденного бодрствования паттерн мозговойактивности представлен быстрыми, низкоамплитудными, нерегулярными волнами. Врезультате усилившегося возбуждения индивидуумы также имеют тенденциюдемонстрировать увеличение мышечного потенциала, регистрируемое на ЭМГ, иснижение кожного сопротивления.
В целом, исследования показали, что организмы оказываются темболее активными, чем более они мотивированы. Ответная реакция, проявляющаяся впростых формах поведения, подобных бегу или нажиманию на педаль, усиливаетсянепосредственно вслед за усилением мотивации, особенно у наивных подопытныхживотных. У животных и людей усиление мотивации в общем и целом влечет за собойувеличение усилий, настойчивости и чувствительности.
Другим доказательством активирующего аспекта мотивации служитто, что при ее повышении наблюдается повышенная генерализации раздражителя,проявляющаяся в расширении спектра стимулов, на которые реагирует организм.
Для физиологического объяснения многочисленных, но несистематизированных активирующих эффектов повышенной мотивации принятоссылаться на ретикулярную активирующую систему. В своих ранних работах Моруцции Мэгун, а позднее и Линдсли, описали систему, включающую в себя ретикулярнуюформацию, таламус и кору головного мозга, которая вроде бы объясняла, какорганизмы могут проявлять как специфическое, так и неспецифическое возбуждение.Однако многие исследователи оспаривают — на уровне физиологических и на уровнеповеденческих наук — возможность существования единой системы возбуждения[15,c.420].
Одним из источников мотивации выступают потребности. Подпотребностями подразумевают стремление к тем условиям, без которых невозможноподдерживать свое нормальное физическое и психическое состояние. Потребность —осознаваемое и переживаемое человеком состояние нужды в чем-либо. Осознанныепотребности — это желания. Их человек может сформулировать, для реализации ихон намечает план действий. Чем сильнее желание, тем энергичнее стремлениепреодолеть преграды на его пути. У человека может быть обнаружено очень большоеколичество потребностей: хочется быть здоровым и долго жить, любить и бытьлюбимым, растить детей и радоваться их успехам, хочется интересной работы,похвалы, признания, наслаждений, красоты, музыки, новых ощущений и информации ит.п. И все они являются мотивирующими факторами, которые побуждают любого изнас на те или иные действия или поступки. Препятствия на пути к их удовлетворениюстановятся причиной межличностных столкновений, особенно если сталкиваютсяважные потребности и желания[19,c.370].
Таким образом, изучение и знание насущных потребностейчеловека, может помочь разобраться и в системе его мотивов.
Выделяют классификацию потребностей: 1) первичные, витальные(врожденные, биологические) потребности: в пище, воде, сне, отдыхе, потребностьв самозащите, родительские, сексуальные потребности. Эти естественныепотребности имеют общественно-личный характер, что находит свое выражение втом, что даже для удовлетворения узколичных потребностей (в пище) используютсярезультаты общественного труда и применяются исторически сложившиеся в даннойобщественной среде способы и приемы, т. е. все потребности социальны по способуудовлетворения; 2) культурные, приобретенные потребности имеют общественныйхарактер по природе своего происхождения, они формируются под влияниемвоспитания в обществе. Среди культурных потребностей выделяют материальные идуховные потребности. К духовным относят потребность в общении, потребность вэмоциональном тепле, уважении, познавательные потребности, потребность вдеятельности, эстетические потребности, потребность осознать смысл своей жизни.Даже не найдя ответа на этот вопрос, люди своей деятельностью доказывают, чтоимеют определенные цели, которым посвящается порою вся их жизнь. Цели бываюточень разные: открытие научной истины, служение искусству, воспитание детей. Ноиногда это лишь стремление сделать карьеру, заполучить определенные материальныеблага[19,c.371].
Таким образом, мотивы поведения человека и цели поведениямогут не совпадать: одну и ту же цель можно ставить перед собой, руководствуясьразными мотивами. Цель показывает, к чему стремится человек, а мотив — почемуон к этому стремится.
Мотив имеет сложную внутреннюю структуру: 1) с возникновениемпотребности, нужды в чем-то, сопровождаемой эмоциональным беспокойством,неудовольствием, начинается мотив; 2) осознание мотива ступенчато: вначалеосознается, в чем причина эмоционального неудовольствия, что необходимочеловеку для существования в данный момент, затем осознается объект, которыйотвечает данной потребности и может ее удовлетворить (формируется желание),позже осознается, каким образом, с помощью каких действий возможно достичьжелаемого; 3) реализуется энергетический компонент мотива в реальныхпоступках[16, c.90].
Мотив может быть неосознанным, если осознание потребности невполне соответствует подлинной нужде, вызывающей неудовлетворение, т. е.человек не знает подлинной причины своего поведения. К неосознанным мотивамотносят: влечение, гипнотические внушения, установки, фрустрационные состояния.
Влечение — недостаточно отчетливо осознанная потребность,когда человеку не ясно, что влечет его, каковы его цели, что он хочет. Влечение— это этап формирования мотивов поведения человека. Неосознанность влеченийпреходящая, т. е. потребность, в них представленная, либо угасает, либоосознается.
Гипнотические внушения могут оставаться неосознаннымидлительное время, но они носят искусственный характер, сформированы «извне». Аустановки и фрустрации возникают естественным путем, оставаясь неосознанными,определяют поведение человека во многих ситуациях. Например, уже в раннемдетстве родители сознательно и бессознательно формируют образцы поведения,установки: «Не плачь — ты мужчина», «Не пачкайся — ведь ты девочка» и т. п., т.е. ребенок получает эталоны, установки «доброго—злого»,«красивого—безобразного», «хорошего — плохого».
И к тому возрасту, когда мы начинаем себя осознавать, мынаходим у себя в психике массу закрепившихся чувств, мнений, взглядов,установок, которые оказывают влияние и на усвоение новой информации, и наотношение к окружающему. Эти часто неосознаваемые установки действуют начеловека с огромной силой, заставляя воспринимать и реагировать на мир в духеустановок, усвоенных с детства.
Фрустрационные состояния, возникающие в результатефрустраций, могут вызывать существенные изменения в мотивации человека,побуждая его быть агрессивно-завистливым обвинителем всех и каждого (неосознавая этого и не понимая, почему он так реагирует) либо чувствовать себя вовсем виноватым, никчемным, лишним, неполноценным (регрессивная фрустрация,самообвинение). Фрустрированность человека — степень выраженности егофрустрационного состояния — выступает как мощный неосознанный фактор,побуждающий человека к определенным устойчивым формам реагирования вразнообразных ситуациях.
К осознанным мотивам относят интересы, желания, убеждения, ихпобудительная сила велика, особенно у убеждений — они способны управлятьповедением и всей жизнью человека, даже превышать инстинкт самосохранения(из-за верности своим убеждениям люди даже идут на смерть)[ 19,c.372].
Особый интерес представляет взаимосвязь мотивации и волевогодействия, которая проявляется в феномене борьбы мотивов. Сложным волевым актамобычно предшествует несколько различных и зачастую противоречивых мотивов,которые взаимно противодействуют друг другу, задерживают волевой акт, вызываясостояние внутреннего колебания, носящее название борьбы мотивов. Борьбамотивов, как правило, завершается победой какого-либо одного желания, причемпобеждает то, которое представляется более предпочтительным или важным.
Суть борьбы мотивов заключается не в механическомпреобладании более сильного мотива (когда сознание будто бы пребывает вкаком-то пассивном состоянии), а именно в предпочтении, сознательно отдаваемомодному мотиву перед другим. Борьба мотивов предполагает более или менее высокуюорганизацию личности человека, ее интересов и идеалов. Чем богаче духовнаяжизнь человека, тем выше и сложнее руководящие им мотивы, тем сложнее и сампроцесс борьбы мотивов; в нем отражаются противоречия между чувством страха исознанием долга, между дозволенным и недозволенным, между общественнымиидеалами и чувственными стремлениями личности и т. д.[17,c.497]
В современной психологической литературе существует несколькоконцепций взаимосвязи мотивации деятельности (общения, поведения). Одна из них— теория каузальной атрибуции.
Под каузальной атрибуцией понимается истолкование субъектоммежличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей и развитие наэтой основе способности предсказывать их будущее поведение. Экспериментальныеисследования каузальной атрибуции показали следующее: а) человек объясняет своеповедение не так, как он объясняет поведение других людей; б) процессыкаузальной атрибуции не подчиняются логическим нормам; в) человек склоненобъяснять неудачные результаты своей деятельности внешними, а удачные —внутренними факторами.
Другая теория –теория мотивации достижения успехов иизбегания неудач в различных видах деятельности. Зависимость между мотивацией идостижением успехов в деятельности не носит линейного характера, что особенноярко проявляется в связи мотивации достижения успехов и качества работы.Качество работы является наилучшим при среднем уровне мотивации и, как правило,ухудшается при слишком низком или слишком высоком.
Мотивационные явления, неоднократно повторяясь, со временемстановятся чертами личности человека. К таким чертам можно отнести мотивизбегания и мотив достижения успехов, самооценку, определенный локус контроля,уровень притязаний.
Мотив достижении успехов — стремление человека добиватьсяуспехов в различных видах деятельности и общения. Мотив избегания неудач — отнгсительно устойчивое стремление человека избегать неудач в жизненныхситуациях, связанных с оценкой другими людьми результатов его деятельности иобщения.
Локус контроля — характеристика локализации причин, исходя изкоторых, человек объясняет свое поведение и ответственность, как и наблюдаемоеим поведение и ответственность других людей. Интернальный (внутренний) локусконтроля — поиск причин поведения и ответственности в самом человеке, в себе;экстернальный (внешний) локус контроля — локализация таких причин иответственности вне человека, в окружающей его среде, судьбе. Самооценка —оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств, достоинств инедостатков, своего места среди других людей. Уровень притязаний (в нашемслучае) — желаемый уровень самооценки личности (уровень «Я»), максимальныйуспех в том или ином виде деятельности (общения), которого рассчитываетдобиться человек[19,c.378].
Личность характеризуют и такие мотивационные образования, какпотребность в общении (аффилиация), мотив власти, мотив оказания помощи людям(альтруизм) и агрессивность. Это — мотивы, имеющие большое социальное значение,так как они определяют отношение личности к людям. Аффилиация — стремлениечеловека быть в обществе других людей, наладить с ними эмоционально-положительные,добрые взаимоотношения. Антиподом мотиву аффилиации выступает мотив отвергания,который проявляется в боязни быть отвергнутым, не принятым лично знакомымилюдьми. Мотив власти — стремление человека обладать властью над другими людьми,господствовать, управлять и распоряжаться ими. Альтруизм — стремление человекабескорыстно оказывать помощь людям, антипод — эгоизм как стремлениеудовлетворять своекорыстные личные потребности и интересы безотносительно кпотребностям и интересам других людей и социальных групп. Агрессивность —стремление человека нанести физический, моральный или имущественный вред другимлюдям, причинить им неприятность. Наряду с тенденцией агрессивности у человекаесть и тенденция ее торможения, мотив торможения агрессивных действий,связанный с оценкой собственных таких действий как нежелательных и неприятных,вызывающих сожаление и угрызения совести[19,c.379].
Таким образом, в заключение данной главы можно сделатьследующие выводы. Мотивационная составляющая личности человека пронизывает всеаспекты, все уровни его бытия, оказывает решающее влияние на совершаемые импоступки, регулирует и направляет его деятельность, служит источником жизненнойактивности.
Мотивы и мотивация имеют сложную структуру и различные уровни(сознательный и бессознательный) проявления, что вносит определенную сложностьпри выяснении их роли в формировании поведения человека.
Ввиду этого существенным является дальнейшее изучениепроблематики мотивации человеческого поведения в контексте решения прикладныхзадач стоящих перед обществом.
 
1.2 Особенности мотивационной сферы в дошкольном возрасте
Дошкольный период является одним из интереснейших в планестановления и развития мотивационной сферы личности. Мотивы поведения детей содной стороны крайне просты и наивны, с другой — обладают скрытыми,неосознанными характеристиками, обусловленными прежде всего семейнымвоспитанием. Кроме того, дошкольный возраст, является подготовительным этапомперед поступлением ребенка в школу [7],[8],[21].
Очевидно, что степень сформированности различных мотивовповедения, сложившихся на этот момент, будет обуславливать не только успешностьобучения, но и специфику взаимоотношений в новом социальном окружении, а также косвенноотразиться на успешности человека в будущей жизни.
Ввиду этого представляется важным обращение внимания наособенности развития мотивации в дошкольном возрасте. Ведь если расширитьпонятие учения либо обучения, то под него будет подпадать все то, чему человекнаучается в процессе своей жизни с момента рождения.
Таким образом, более успешное освоение тех или иных сфердеятельности, поведения и т.п., будет характеризоваться более сильной мотивациидостижения в этих сферах.
Все авторы, изучавшие развитие мотивационной сферы в детскомвозрасте, указывают на интенсивность ее развития в этот период. Поведениемладшего ребенка еще мало чем отличается от поведения детей раннего возраста:он действует большей частью под влиянием ситуативных эмоций и желаний,вызываемых самыми разными причинами. Кроме того, совершая тот или инойпоступок, он не отдает себе ясного отчета, зачем, почему он его совершает, емутрудно объяснить, мотивировать свое поведение. Поступки же, отношения кокружающему старших детей — более осознанны. Разные мотивы побуждают детей разногодетского возраста к выполнению одного и того же действия. Так, например,трехлетний ребенок моет игрушки, «стирает», чтобы поплескаться в воде, поигратьс пеной, шестилетний — чтобы вещи стали чистыми, чтобы помочь маме.
К числу новообразований в мотивационной сфере ребенкаотносится и проявление новых, типичных для детского возраста мотивов. Среди них— мотивы, связанные с интересом детей к миру взрослых, с их стремлением бытьпохожими на них. Это стремление походить на взрослых нередко успешно используютродители, воспитатели в своей работе с детьми («Ты ведь большой, Андрей, абольшие обуваются сами»; «Молодцы, все шагаем красиво, легко, как настоящиефизкультурники»)[7,c.254].
Среди значимых для детей мотивов и интерес их к содержанию ипроцессу новых, осваиваемых ими видов деятельности, в первую очередь к игре.Игровые мотивы, как правило, переплетаются у ребенка со стремлением бытьпохожим на взрослых. Другая важная группа мотивов, которой руководствуютсядети, — установление и сохранение положительных взаимоотношений со взрослыми.Стремление к положительным взаимоотношениям со взрослыми в семье, в детскомсаду делают ребенка особенно чувствительным к их оценке, мнению, вызываютжелание выполнить их требования, правила, устанавливаемые ими. Большое значениедля ребенка в детский период начинает приобретать такая подструктура еголичностной микросреды, как «ребенок — ребенок». Положение ребенка,эмоциональный климат в его группе в большой степени теперь уже определяются иотношением к нему сверстников. Дети стремятся завоевать симпатию,«благосклонность» тех, кто им нравится, кто пользуется популярностью.
Особую роль в развитии личности играет появляющаяся впроцессе общения потребность в признании, которая «ориентирует ребенка надостижение того, что является значимым в культуре, к которой принадлежитребенок»[там же.с.47]. Мотивы личных достижений, стремление к самоутверждению,самовыражению нередко побуждают ребенка к действиям. О степени удовлетворенияэтой важной человеческой потребности — потребности в признании говорят детскиечувства, эмоции: радость при достижении успехов в нелегкой и значимой для нихдеятельности, от высокой оценки их авторитетным лицом, огорчения (желанная рольв игре не досталась), обида («А мне не дали стихи учить на утренник») и т. п.
Различные формы самоутверждения ребенка. Среди негативныхформ — капризы, упрямство. Капризами пытаются утвердиться, как правило, детиослабленные, безынициативные, которые не могут другими средствами обратить насебя внимание окружающих.
На основе стремления к самоутверждению у детей возникает имотив соревновательный — выиграть, победить, быть лучше других. Особеннозаметно это стремление проявляется у старших детей, что связано с овладениемими играми с правилами, спортивными играми, которые включают в себясоревнование.
Этот мотив старшие дети вносят и в другие виды деятельности.Они любят сравнивать свои успехи с другими, не прочь прихвастнуть, остропереживают свои неудачи. Дети поражают окружающих своими вопросами, своейпытливостью, любознательностью. Поведение детей этого возраста часто определяютпознавательные мотивы. Однако эта потребность развивается и проявляетсяпо-разному: у одних она имеет ярко выраженную «теоретическую» направленность, удругих — «практическую» (Л. И. Божович)[1],[2].
Однако как показали исследования мотивов учения старшихдошкольников, мотивы, связанные с самой учебной деятельностью, ее процессом исодержанием, не занимают ведущего места. По данным исследований Л. И. Божович иее сотрудников, даже у первоклассников эти мотивы занимают третье место, а утретьеклассников даже пятое место.
Поэтом своевременное и правильное использование данныхмотивов в организации учебной деятельности дошкольников, может сформироватьустойчивую учебную мотивацию, основанную на удовлетворении природноголюбопытства ребенка.
Интерес представляют мотивы дошкольников, связанные ссодержанием обучения.
Так, Н. Г. Морозова указывает на то, что в дошкольномвозрасте большое значение имеет эмоциональный компонент, в подростковом — познавательный.[20]. Г. И. Щукина считает, что интерес к познанию существенноготакже не характерен для дошкольника, а начинает проявляться только у младшихшкольников [24].
Интересы старших дошкольников, как правило, действительнообусловлены занимательностью. Привлекают уроки с игровыми моментами, уроки спреобладанием эмоционального материала.
Особенно важное значение в формировании поведения ребенкаимеют нравственные мотивы. Они возникают и развиваются в связи с усвоением иосознанием норм поведения человека в обществе и выражают отношения ребенка клюдям. К концу детского возраста в этой группе мотивов все большее местозанимают общественные мотивы — желание сделать приятное, нужное другим людям,облегчить их положение, принести им пользу.
О зарождающихся еще в дошкольные годы общественно ценныхмотивах деятельности свидетельствуют и мечты детей. «Когда я вырасту, ябуду...» — такая тема для рисования была предложена старшим дошкольникам г.Минска. Дети рисовали свое будущее, себя как представителей самых разных профессий,пользующихся почетом и уважением в нашей стране.
Таня: «Я хочу быть воспитательницей, как КапитолинаАлександровна. Она добрая и справедливая, она говорит детям, что надо делать, ачто нельзя». Сергей: «Я буду космонавтом, как Юрий Гагарин и Петр Климук. ЮрийГагарин смелый, он первый полетел в космос, я тоже буду смелым».
Саша: «Я хочу быть шофером. Я нарисовал, что у меняиспортилась машина и я ее чиню. Я очень тороплюсь, потому что надо отвезтипесок на стройку, меня там ждут, и день уже кончится к вечеру».
Толя: «Я буду солдатом потому, что он очень смелый, храбрый».Игорь: «Я буду таксистом. Таксист очень нужен людям, когда они спешат, может, уних заболела дочка, например. Я и вас подвезу (в адрес экспериментатора).Бесплатно. Мне денег не надо» (по материалам Л. И. Кубанской).
Специальные исследования показывают, что общественные посвоему содержанию мотивы уже в детском возрасте могут приобрести значительнуюпобудительную силу, большую, чем мотивы личной пользы или интерес к внешней,процессуальной стороне деятельности. Однако мотивы этого типа возникают неспонтанно, а благодаря воспитательному воздействию взрослых[7,c.256].
Итак, в детском возрасте появляются новые мотивы поведения.Мотивы эти, однако, не рядоположны, они вступают в определенныевзаимоотношения, соподчинения. Соподчинение, иерархия мотивов являетсяважнейшим новообразованием в развитии мотивационной сферы ребенка. «Только вдетском возрасте мы можем впервые обнаружить эти более высокие по своему типусоотношения мотивов, устанавливающиеся на основе выделения более важныхмотивов, подчиняющих себе другие»[8,c.156].
Если поведение ребенка раннего возраста вызываетсяопределенной ситуацией, доминирующим в данный момент чувством, то дошкольникуже умеет сдерживать себя. Однако эта способность формируется постепенно.
Н. М. Матюшиной (1987) было проведено исследование с цельювыявления возможности детей 3-7 лет сдерживать свои непосредственные желания.Испытуемым предлагалось в течение некоторого времени не смотреть наопределенный предмет. В первой серии опытов в качестве ограничителя выступалзапрет взрослого в чистой форме; во второй — получение поощрительной награды; втретьей — наказание в форме исключения из игры; в четвертой — «собственноеслово» (обещание) ребенка. Данные этого эксперимента представлены в табл. 1.
 
Таблица1. Количество детей, сдерживающих непосредственныежелания под влиянием различных «мотивов-ограничений»Серия опытов Характер мотивов Возраст, лет 3-5 5-7 I. Запрет взрослого в чистой форме 46,7 67,0 II Поощрение-награда 66,7 100,0 III. Наказание-исключение 66,0 80,0 IV. «Собственное слово» 46,7 80,0
Результаты исследования показали, что детям 5-7 лет легчесдерживать свои непосредственные побуждения, нежели их младшим товарищам.Отличается и побудительная сила различных мотивов-ограничений. Наиболее сильнодействует мотив поощрения, наименее слабым ограничителем в обеих группахвыступает запрет взрослого, не усиленный другими дополнительными мотивами.
Мотив «собственное слово» оказывает существенное влияние наболее старших детей, для младших детей он является еще слабым мотивом. Наповедение детей начинают оказывать влияние и мотивы морального характера, но удетей 3-5 лет они еще слабо выражены.
Исследование выявило также, что в условиях присутствия взрослыхи других детей дети проявляют больше способности к сдерживанию своихнепосредственных побуждений, нежели в случаях вне видимого контроля.
Наличие соподчиненности мотивов дает возможность ребенкуотказаться от привлекательной в данный момент вещи, занятия ради выполненияболее важного, хотя и, возможно, более скучного занятия[7,c.257].
Мотивы деятельности в дошкольном и младшем школьном возрастепостепенно перестают быть равнозначными для ребенка, они приобретаютопределенную систему, одни из них начинают преобладать над другими. То, какиеиз мотивов будут выступать в качестве главных, определит направленность всегоповедения ребенка. В дошкольные годы стержень личности только начинаетскладываться, но определенная направленность в поведении ребенка уженаблюдается. Она может быть разной от крайне эгоистической,индивидуалистической до общественной, высоконравственной (конечно, в пределахвозможности данного возраста).
Уже в детском возрасте в поведении одних детей проявляютсятенденции созидательного типа личности, а у других — разрушительного,потребительского. Воспитателям и родителям важно по незначительным на первыйвзгляд признакам заметить проявление определенной тенденции в поведении детей,с тем, чтобы вовремя умело корректировать развитие личности ребенка,формировать общественно ценные потребности и мотивы, обеспечить каждому ребенкуполноценные пути самовыражения и самоутверждения[3],[5],[20].
Таким образом, дошкольный возраст характеризуется интенсивнымразвитием мотивационной сферы ребенка. Появляются новые мотивы, которые посвоему характеру можно определить как общественные, оказывающие сильное влияниена все поведение ребенка. Однако появление таких мотивов зависит отвоспитательного влияния взрослых.
На этом фоне также актуализируются познавательные мотивы,лежащие в основе формирования будущей учебной деятельности. И здесь важнымбудет являться то, каким образом воспитатель, родитель или другой значимыйвзрослый сможет правильно воспользоваться этой особенностью дошкольника дляэффективной организации его учебной деятельности.

2. Практическоеизучение поведения старших дошкольников в контексте действенности у нихобщественного и личного мотива
 
2.1 Описаниеметодики и хода проведения исследования
Исследование мотивов поведения дошкольников проводилось набазе ДДУ № 9 и СОШ №3 г. Солигорска Минской области. В исследовании принялоучастие две группы дошкольников. Первая группа в количестве 10 человек состоялаиз детей 5-5,5 лет; вторая группа (имела такое же количество участников)- издетей 6,5-7 лет.
Все участники исследования были подобраны таким образом, чтобы их социальный и интеллектуальный уровень был приблизительно одинаковым. Вседети воспитывались в полных семьях, не имели серьезных проблем в поведении,характеризовались в общем с удовлетворительной стороны.
Для изучения поведения дошкольников в контексте действенностиобщественного и личного мотива использовалась одноименная методика,предлагаемая Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной в «Практикуме по детскойпсихологии»[22,c.64-65].
Выбор данной методики обуславливается, прежде всего, еепростотой и удобством применения с группой детей-дошкольников.
Рассмотрим подробно вышеуказанную методику, так как она, посути, отображает главное содержание данной главы.
Для проведения исследования необходимо подготовить скорлупугрецких орехов, цветную бумагу.
Исследование состоит из двух этапов.
На первом этапе экспериментатор учит детей делать лодочки спарусом из скорлупы грецкого ореха, затем предлагает взять их домой и поигратьс ними в воде[1]. Послеэтого экспериментатор проводит повторное занятие с тем же материалом: «Давайтесделаем лодочки для малышей. Они любят пускать лодочки, а мастерить их не умеют.Но если вы хотите, можете сделать лодочки и оставить их себе».
В конце занятия тем, кто решил подарить игрушку,индивидуально задается вопрос: «Почему ты хочешь подарить лодочку малышам?»
На втором этапе экспериментатор учит детей делать вертушку.Он говорит: «Сделанные игрушки вы можете подарить малышам, так это доставит им большоеудовольствие. А можете оставить себе».
Если ребенок пытается пойти на компромисс («можно, я двесделаю»), нужно сказать, что больше нет материала, и он должен сам решить, комудостанется игрушка.
После проведенных этапов исследования производится обработкаполученных данных. На каждом этапе подсчитывается количество дошкольников,решивших подарить игрушку малышам (действуют по общественному мотиву) иоставивших игрушку себе (действуют по личному мотиву). Сравнивают, насколькодейственны личные и общественные мотивы у дошкольников в разных ситуациях[2].
 
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов
 
Для удобства демонстрации полученных результатов(см.приложения 1 и 2) приведем их виде нижеследующей таблицы.
Сравнительная частота проявления общественных и личныхмотивов у дошкольников
Итак, как следует из таблицы у детей первой и второйвозрастной группы наблюдается снижение действенности общественных мотивов навтором этапе (когда у них просят сделать вертушку и подарить ее малышам).
Такое снижение обусловлено, по-видимому, тем, что вертушкаеще не использовалась детьми в игре, и им хотелось бы ее тут же опробировать вделе. В то время когда им экспериментатор предлагает подарить новое изделиемалышам после его изготовления, кроме того с лодочками они уже играли, у нихуже есть по одной, а потому интерес к ним достаточно поостыл.
Таким образом, можно заключить, что на втором этапеисследования у детей всех возрастных групп в большей степени проявляются личныемотивы. Именно они направляют их поведение в случае, когда что-то новое иинтересное попадает в поле их зрения. Ребенку дошкольнику трудно удержаться,что бы не поиграть с тем, что ему еще не знакомо либо вызывает определенныйинтерес.
Кроме того, надо учесть, что в своих ответах многие детьмидостаточно логично аргументировали свою позицию по отношению к предлагаемомувыбору. Например, Алексей Р. (младшая группа) в первом случае ответил, чтолодочка у меня есть, пусть и у малышей будет. Во втором случае, что себе я ещесделаю, а малыши не смогут. Такой ответ можно отнести к действенностиобщественного мотива только во втором случае, так для первого случая пояснениеимеет скорее личностный оттенок.
В этом смысле можно говорить об определенно недаработанностисамой используемой методики.
Также заслуживают внимание ответы Евгения С. (старшая группаиспытуемых) и Татьяны Ж. (младшая группа испытуемых). Оба дошкольника ссылаютсяна то, что у них есть младшие сестры и братья, а потому им необходимо помогать.Вероятно, что у тех детей, которые воспитываются в семье не одни, общественныемотивы поведения будут представлены ярче. Однако для подобного рода заключенийнеобходимо проведение исследования с группами детей, которые воспитываются однии которые имеют братьев и сестер. Так как, например, Татьяна Ж. на втором этапевсе-таки решила оставить вертушку себе, в отличие от Евгения.
Другим интересным фактом, заслуживающим внимание в контекстепроведенного исследования является то, что и в первой и во второй серииэксперимента количество общественных мотивов у старших детей в два раза большечем у младших (см. таблицу выше).
Такой результат можно объяснить только тем, что старшие детиимеет более произвольную сферу самоконтроля. Представленность необходимостиобщественного в их сознании занимает важное место и в связи с большимличностным развитием, и в связи с желанием поскорее стать взрослыми, а такжесоответствием своему новому статусу будущего ученика. Именно переживание этогостатуса преддошкольника может вызывать у них чувство покровительства поотношению к младшим своим товарищам.
Поэтому и в ответах детей, принадлежащих к старшей группеможно чаще встретить такие как: «Я уже большой и должен помогать младшим.Потому, что малышам надо помогать».
Таким образом, в заключение данной главы, на основаниипроведенного исследования можно заключить, что поведение дошкольниковопределяется личными и общественными мотивами. Однако в зависимости от возрастаребенка могут преобладать либо те либо другие. Так для старших детей посравнению с младшими в большем количестве случаев характерен выбор общественныхмотивов.
Вторым значимым фактором, выявленным в ходе исследования, являетсяхарактер осуществляемого выбора. Дошкольникам сложнее руководствоватьсяобщественными мотивами в своем поведении, особенно когда выбор касается того,что им более ценно, вызывает неподдельный интерес.
К сказанному необходимо добавить, что в некоторых случаяхдошкольники хотя и делали выбор в пользу своих младших товарищей (по методикемалышей), однако их ответы имели скорее личностный характер (напр. ответыМихаила М., Романа К. из младшей группы, Натальи Р., Дарьи М. из старшейгруппы) и отражали действенность личного мотива. Такое противоречие можетуказывать на то, что необходима дальнейшая работа над совершенствованиемподобных методик.

Заключение
 
Подводя итоги курсовой работы можно заключить следующее.
Мотивационная составляющая личности человека пронизывает всеаспекты, все уровни его бытия, оказывает решающее влияние на совершаемые импоступки, регулирует и направляет его деятельность, служит источником жизненнойактивности. Ввиду этого существенным является дальнейшее изучение проблематикимотивации человеческого поведения в контексте решения прикладных задач стоящихперед обществом.
Особое место в психолого-педагогической науке занимаетизучение проблемы мотивации поведения дошкольников в связи со значимостьюизменений, которые происходят в этом возрасте.
Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитиеммотивационной сферы ребенка. Актуализируются познавательные мотивы, лежащие воснове формирования будущей учебной деятельности, появляются новые мотивы,которые по своему характеру можно определить как общественные, оказывающиесильное влияние на все поведение ребенка. Однако появление и развитие такихмотивов зависит от воспитательного влияния взрослых.
Практическое исследование, проведенное в рамках даннойкурсовой работы, по изучению действенности общественных и личных мотивов вповедении дошкольников показало, что преобладающее влияние общественных либоличных мотивов определяется возрастом ребенка, а также характером совершаемоговыбора: дошкольникам сложнее руководствоваться общественными мотивами в своемповедении, особенно когда выбор касается того, что им более ценно, вызываетнеподдельный интерес.
Все вышесказанное, таким образом, является подтверждениемвыдвинутой гипотезы.
Кроме того, выявлено определенное противоречие между ответамидетей и отнесением этих ответов к тому или иному мотиву, что указывает нанеобходимость дальнейшего усовершенствования подобного рода методик.

 
Литература
1. Божович Л.И.Проблемы развития мотивационной сферы ребёнка //Изучение мотивации поведениядетей и подростков. -М.:«Просвещение», 1972.
2.  Божович Л.И. Этапы формированияличности в онтогенезе//Вопросы психологии,1978.№4.С.28-35. Большойпсихологический словарь/Сост. и общ. Ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко.-Спб.:Прайм-Еврознак,2007.-672с.
3.  Бордовская., Н.В. Реан А.А. Педагогика. Учебник длявузов ¾ СПб: Питер,2000.
4. Выготский Л.С.Психология. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с. (Серия «Мир психологии»).
5. Давыдов В. В..Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования // Вопр. психол. 1991.№ 6. С. 5 – 14.
6.  Коломинский Я.Л., Панько Е.А.,Игумнов С.А. «Психическое развитие детей в норме и патологии». –СПб.: Питер,2004.-480с.
7. Кравцова, Е.Е.психологические новообразования дошкольного возарста//Вопр.психол.-1996,-№6
8.  Леонтьев, А.Н. Проблемы развитияпсихики. — М.:«Психология», 1972.
9. Леонтьев, А.Н.Потребности и мотивы деятельности //Психология. — М., 1962.
10.  Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения:Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2002.
11.  Мотивация и личность / А. Маслоу. 3-еизд. – СПб: Питер, 2003. – 352с.
12.  Особенности психического развитиядетей 6-7 летнего возраста/Под. Ред. Д.Б. Эльконниа, А.Л. Венгера. –М.: «Педагогика»,1988.
13.  Подласый, И.П. Педагогика. Новыйкурс: Учебник для студ. пед.вузов. В 2-х кн. М.: ВЛАДОС, 1999.-Кн.1: Процессобучения.
14.  Психологическая энциклопедия. 2-еизд./Под ред. Р.Корсини, А. Ауэрбаха. –Спб.: Питер,2006.-1096с.
15.  Психология. Учебник для ин-вфизич.культ. Под ред. Рудика П.А. М.: Физкультура и спорт,1974.-512с.
16.  Рубинштейн, С.Л. Основы общейпсихологии. – СПб., Питер, 2002. – 720 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).
17.  Симонов, П.В. Высшая нервнаядеятельность человека (мотивационно-эмоциональные аспекты). М.: Психология,1975.-237с.
18.  Столяренко, Л.Д. Основы психологии.4-е изд., перераб. И доп. Ростов н/Д: «Феникс»,2001.-672с.
19.  Столяренко, Л.Д. Педагогическаяпсихология. Серия «Высшее образование». – 3-е изд., перераб. и доп. – Ростовн/Д: «Феникс»,2004.
20.  Субботский, Е.В. Генезис личностногоповедения дошкольников и стиль общения//Вопр.психологии.-1981,-№2.
21.  Урунтаева Г.А. Афонькина Ю.А.Практикум по детской психологии. М.: Просвещение: Владос,1995. -291с. Чиркова,Т.И. психолгическаяя служба в детском саду: Учебное пособие для психологов испециалистов дошкольного образования. М.: Педагогическое обществоРоссии,1998.-255с.
22.  Щукина, Г.И. Проблема познавательногоинтереса в педагогике. – М.: Педагогика, 2002.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Государственный кредит в системе глобализации финансовых рынков
Реферат Cooling The Cycle Of Life Essay Research
Реферат Источники формирования собственных оборотных средств предприятия и пути ускорения их оборачиваемости в новых условиях хозяйствования
Реферат Megan
Реферат Деятельность местной власти по исполнению переданных государственных полномочий в области социальной
Реферат Аннотация примерной программы дисциплины : «Технологии и методы программирования»  Цели и задачи дисциплины
Реферат Международный вывоз капитала. Экономический и территориальный раздел мира между союзами капиталистов
Реферат «Як живеш ветеране?»
Реферат Технические приёмы и приспособления для сцеживания грудного молока
Реферат Конструкция и расчет захватного устройства
Реферат Самозванцы в России 2
Реферат Всемирная организация интеллектуальной собственности: этапы составления и деятельность на современном этапе
Реферат Деятельность гостиничного комплекса "Яхонт" г. Красноярска
Реферат Ио сиф Виссарио нович Ста лин
Реферат Aids 5 Essay Research Paper AIDSAcquired immune