Реферат по предмету "Психология"


Модели эмоционального интеллекта

Эмоциональныйинтеллект
В последнеедесятилетие эмоциональный интеллект (ЭИ) привлекает большое внимание научногопсихологического сообщества.
Идея ЭИвыросла из понятия социального интеллекта, которое разрабатывалось такимиавторами, как Э. Торндайк, Дж. Гилфорд, Г. Айзенк. Особенноблизко к понятию ЭИ подошёл Х. Гарднер, который в рамках своей теориимножественных интеллектов описал внутриличностный и межличностный интеллект.Способности, включённые им в эти понятия, имеют непосредственное отношение кЭИ. Так, внутриличностный интеллект трактуется им как «доступ к собственнойэмоциональной жизни, к своим аффектам и эмоциям: способность мгновенноразличать чувства, называть их, переводить в символические коды и использоватьв качестве средств для понимания и управления собственным поведением».
МодельСэловея и Мэйера
Первая инаиболее известная в научной психологии модель ЭИ была разработана ПитеромСэловеем и Джоном Мэйером; ими же был введён в психологию и сам термин «эмоциональныйинтеллект». Первоначальный вариант этой модели был предложен в 1990 году. Ониопределили ЭИ как «способность отслеживать собственные и чужие чувства иэмоции, различать их и использовать эту информацию для направления мышления идействий». ЭИ трактовался как сложный конструкт, состоящий из способностей трёхтипов: (1) идентификация и выражение эмоций, (2) регуляция эмоций, (3) использованиеэмоциональной информации в мышлении и деятельности. Каждый тип способностейсостоит из ряда компонентов. Способность к идентификации и выражению эмоцийделится на два компонента, один из которых направлен на свои, а другой – начужие эмоции. В первый компонент включаются вербальный и невербальныйсубкомпоненты, а во второй – субкомпоненты невербального восприятия и эмпатии.Регуляция эмоций состоит из двух компонентов: регуляция своих и чужих эмоций.Третий тип способностей, связанный с использованием эмоций в мышлении идеятельности, включает компоненты гибкого планирования, творческого мышления,перенаправленного внимания и мотивации.
Позже Сэловейи Мэйер доработали и уточнили предложенную модель, что отражено в ряде ихпубликаций. Этот переработанный вариант модели основывается на представлениях отом, что эмоции содержат информацию о связях человека с другими людьми илипредметами. Иначе можно было бы сказать, что они «информируют» человека охарактере этих связей. При этом связи могут быть не только актуальными, но ивспоминаемыми и даже воображаемыми. Изменение связей с другими людьми ипредметами приводит к изменению эмоций, переживаемых по этому поводу. В светеэтих представлений ЭИ трактуется как способность перерабатывать информацию,содержащуюся в эмоциях: определять значение эмоций, их связи друг с другом,использовать эмоциональную информацию в качестве основы для мышления и принятиярешений.
Анализспособностей, связанных с переработкой эмоциональной информации, позволилСэловею и Мэйеру выделить четыре компонента, которые были названы «ветвями».Эти компоненты выстраиваются в иерархию, уровни которой, по предположениюавторов, осваиваются в онтогенезе последовательно. Важно отметить, что каждыйкомпонент касается как собственных эмоций человека, так и эмоций других людей.
1.Идентификация эмоций. Включает ряд связанных между собой способностей, таких,как восприятие эмоций (т.е. способность заметить сам факт наличия эмоции), ихидентификация, адекватное выражение, различение подлинных эмоций и их имитации.
2.Использование эмоций для повышения эффективности мышления и деятельности.Включает способность использовать эмоции для направления внимания на важныесобытия, вызывать эмоции, которые способствуют решению задач (например,использовать хорошее настроение для порождения творческих идей), использоватьколебания настроения как средство анализа разных точек зрения на проблему.
3. Пониманиеэмоций. Способность понимать комплексы эмоций, связи между эмоциями, переходыот одной эмоции к другой, причины эмоций, вербальную информацию об эмоциях.
4. Управлениеэмоциями. Способность к контролю за эмоциями, снижению интенсивностиотрицательных эмоций, осознанию своих эмоций, в том числе и неприятных,способность к решению эмоционально нагруженных проблем без подавления связанныхс ними отрицательных эмоций. Способствует личностному росту и улучшениюмежличностных отношений.
В 1990-е годыпоявились также другие модели, представляющие несколько иной взгляд на ЭИ.Наиболее известными являются, пожалуй, модели Д. Гоулмена и Р. Бар-Она.
 
МоделиГоулмена и Бар – Она
Д. Гоулменосновал свою модель на ранних представлениях Сэловея и Мэйера но добавил квыделенным ими компонентам ещё несколько, а именно энтузиазм, настойчивость исоциальные навыки. Тем самым он соединил когнитивные способности, входившие вмодель Сэловея и Мэйера, с личностными характеристиками. Благодаря популярностикниги Гоулмена «Эмоциональный интеллект» его модель приобрела большуюизвестность не только среди психологов, но и в более широких кругах.
Модель Р.Бар-Она даёт очень широкую трактовку понятия ЭИ. Он определяет ЭИ как всенекогнитивные способности, знания и компетентность, дающие человеку возможностьуспешно справляться с различными жизненными ситуациями Р. Бар-Он выделилпять сфер компетентности, которые можно отождествить с пятью компонентами ЭИ;каждый из этих компонентов состоит из нескольких субкомпонентов:
1. Познаниесебя: осознание своих эмоций, уверенность в себе, самоуважение,самоактуализация, независимость.
2. Навыкимежличностного общения: эмпатия, межличностные взаимоотношения, социальная ответственность.
3. Способностьк адаптации: решение проблем, связь с реальностью, гибкость.
4. Управлениестрессовыми ситуациями: устойчивость к стрессу, контроль за импульсивностью.
5. Преобладающеенастроение: счастье, оптимизм.
Р. Бар-Онразработал опросник для измерения эмоционального интеллекта, называющийся EQ-i и состоящий из 133утверждений. Этот опросник состоит из 15 шкал, соответствующих вышеперечисленнымсубкомпонентам. Следует отметить, что основанием для предложенной моделиявляется профессиональный опыт автора и анализ литературы, но не какие-либоэмпирические данные, которые могли бы подтвердить правомерность выделенияименно этих субкомпонентов.
Развитиемоделей ЭИ можно описать следующим образом. Модель Сэловея и Мэйера, возникшаяпервой, включала в себя только когнитивные способности, связанные спереработкой эмоциональной информации. Затем определился сдвиг в трактовкепонятия в сторону усиления роли личностных характеристик. Крайним выражениемэтой тенденции можно считать модель Бар-Она, который вообще отказываетсяотносить к ЭИ когнитивные способности. Правомерность такого подхода вызываетсомнения, так как понятие ЭИ становится полностью метафорическим. Подинтеллектом в психологии всегда понимается (о каком бы его виде ни шла речь икаких бы теоретических позиций ни придерживался тот или иной автор) некотораякогнитивная характеристика, связанная с переработкой информации. Если же ЭИтрактовать как исключительно личностную характеристику, то становитсянеобоснованным само использование термина «интеллект».
Разнообразиепоявившихся в последнее десятилетие моделей ЭИ вызвало необходимость в ихклассификации. В наибольшей степени заслуживают внимания две попытки такогорода.
Дж. Мэйер,Д. Карузо и П. Сэловей предложили различать модели способностей исмешанные модели. К первому типу относится их собственная модель, трактующая ЭИкак когнитивную способность, а ко второму типу – модели, трактующие ЭИ каксочетание когнитивных способностей и личностных характеристик.
К.В. Петридеси Э. Фёрнхем провели несколько иное различение, которое они считают болеешироким: ЭИ как способность и ЭИ как черта. Они утверждают, что характер моделиопределяется не столько теорией, сколько используемыми методами измеренияконструкта. ЭИ как черта связана с оценкой устойчивости поведения в различныхситуациях, поэтому для его измерения могут применяться опросники. ЭИ какспособность относится к традиционной психологии интеллекта, поэтому для егоизмерения наиболее адекватны задачи, подобные задачам интеллектуальных тестов.
МодельЛюсина
Отталкиваясьот существующих концепций, Д.В. Люсин предложил свою модель ЭИ. Ранее имуже давалось определение ЭИ как способности к пониманию своих и чужих эмоций иуправлению ими. Для уточнения этого определения следует раскрыть, что имеется ввиду под способностью к пониманию и управлению эмоциями.
Способность кпониманию эмоций означает, что человек
· можетраспознать эмоцию, т.е. установить сам факт наличия эмоционального переживанияу себя или у другого человека;
· можетидентифицировать эмоцию, т.е. установить, какую именно эмоцию испытывает он самили другой человек, и найти для неё словесное выражение;
· понимаетпричины, вызвавшие данную эмоцию, и следствия, к которым она приведёт.
Способность куправлению эмоциями означает, что человек:
· можетконтролировать интенсивность эмоций, прежде всего приглушать чрезмерно сильныеэмоции;
· можетконтролировать внешнее выражение эмоций;
· можетпри необходимости произвольно вызвать ту или иную эмоцию.
И способностьк пониманию, и способность к управлению эмоциями может быть направлена и насобственные эмоции, и на эмоции других людей. Таким образом, можно говорить овнутриличностном и межличностном ЭИ (ВЭИ и МЭИ, соответственно). Эти дваварианта предполагают актуализацию разных когнитивных процессов и навыков,однако должны быть связаны друг с другом.
С точкизрения Люсина, представляется неправильным трактовать ЭИ как чисто когнитивнуюспособность по аналогии с пространственным или вербальным интеллектом. Разумнопредположить, что способность к пониманию эмоций и управлению ими очень тесносвязана с общей направленностью личности на эмоциональную сферу, т.е. синтересом к внутреннему миру людей (в том числе и к своему собственному),склонностью к психологическому анализу поведения, с ценностями, приписываемымиэмоциональным переживаниям. Поэтому ЭИ можно представить как конструкт, имеющийдвойственную природу и связанный, с одной стороны, с когнитивнымиспособностями, а с другой стороны – с личностными характеристиками. ЭИ – этопсихологическое образование, формирующееся в ходе жизни человека под влияниемряда факторов, которые обуславливают его уровень и специфические индивидуальныеособенности. Можно указать на три группы таких факторов (рисунок 1).
эмоциональныймодель интеллект информация
Рис. 1.Факторы, влияющие на эмоциональный интеллект/> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
Эмоциональный интеллект   /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
Когнитивные способности
(скорость и точность переработки эмоциональной информации)  
Представления об эмоциях
(как о ценностях, как о важном источнике информации о себе самом и о других людях и т.п.)  
Особенности эмоциональности
(эмоциональная устойчивость, эмоциональная чувствительность и т. п.)  

Предлагаемаямодель ЭИ принципиально отличается от смешанных моделей тем, что в конструкт невводятся личностные характеристики, которые являются коррелятами способности кпониманию и управлению эмоциями. Допускается введение только таких личностныххарактеристик, которые более или менее прямо влияют на уровень и индивидуальныеособенности ЭИ. Не представляется также возможным отождествить эту модель страктовкой ЭИ как черты. Для измерения предложенного конструкта могутиспользоваться задачи, характерные для интеллектуальных тестов, и опросники.Для измерения внутриличностного ЭИ больше подходят опросники, посколькусомнительно, что внутренний рефлексивный опыт человека можно оценить с помощьюзадач, имеющих правильные и неправильные ответы. При измерении межличностногоЭИ использование задач более уместно, хотя при этом возникают сложные методическиевопросы, связанные с определением правильных и неправильных ответов.

Списоклитературы
 
1.  Айзенк Г.Ю. Интеллект:новый взгляд // Вопросы психологии. 1995. №1. С. 111–131.
2.  Люсин Д.В. Способностьк пониманию эмоций: Психометрический и когнитивный аспекты // Г.А. Емельянов(ред.), Социальное познание в эпоху быстрых политических и экономическихперемен. М.: Смысл, 2000.
3.  Стернберг Р.Дж. идр. Практический интеллект. СПб.: Питер, 2002.
Размещено наAllbes.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Обеспечение проведения анализа воды на содержание нитрат-иона фотометрическим методом
Реферат Sacramento V Lewis Essay Research Paper County
Реферат 22 июня 1941 г нападение фашистской Германии на СССР. Начало Великой Отечественной войны
Реферат Філософія епохи Просвітництва
Реферат Приготовление блюда Свиная грудинка с пряными травами
Реферат О женской эмансипации
Реферат Понятие и элементы массива
Реферат Поняття "українське відродження". Періодизація та регіоналістика "українського відродження"
Реферат The Attributes Of The Christian God Essay
Реферат 2 топика по английскому языку english
Реферат Социальные конформисты: понятие, причины возникновения, основные виды
Реферат Методы, применяемые на эмпирическом и теоретическом уровнях познания. Развитие методов познания
Реферат Разработка методов мажоритарного декодирования с улучшенными вероятностно-временными характеристиками
Реферат Аналіз сучасного стану і перспективи розвитку систем IP-телебачення
Реферат "Житие протопопа Аввакума, им самим написанное" как автобиографический жанр