Реферат по предмету "Психология"


Мотивационный тренинг

Введение
Кто хочетдостичь великого, должен собраться с силами.
И. Гете
Мотивация— одна из важнейших проблем современной психологии, и одна из самых интригующихи загадочных ее областей.
Нашеумение использовать то или иное явление может опережать понимание этого явления.
Мотивационныйтренинг — это пространство, которое постепенно заполняется элементами опыта,как заполняется полотно стежками вышивальщицы или мазками художника. Для тогочтобы получилось целостное произведение, необходимо заполнить «стежками» —элементами опыта — все пространство полотна.
«Классическийпример несоответствия умения пониманию — термометр, который прекрасно измерялтемпературу как во времена флогистона, так и после появления молекулярно-кинетическойтеории» (Левич А.П., 1993, с. 116).
Эта идеяи положена в основание созданного мною мотивационного тренинга: нужно подобратьсоответствующие лопасти для мельницы или систему парусов для корабля, чтобынеподвластная нам сила мотивации стала работать на наши задачи.
В основулюбого авторского тренинга, хотя бы и неявно, всегда заложена собственнаяконцепция автора о природе тех психических явлений, к которым адресуетсятренинг.
Что ж —вот моя концепция. Я считаю, что каждый человек стремится выйти за пределысвоего существования, ограниченного пространством и временем. Это — главнаядвижущая сила, принимающая бесконечное разнообразие форм и зачастую непредставленная в сознании человека. Но она остается главной движущей силой и втех случаях, когда она осознана, и в тех случаях, когда она не осознается.
Психика— один из путей реализации этого главного стремления всего живого. Главнойдействующей силой, породившей и порождающей все новые и новые формысуществования, является стремление к преодолению конечности существования впространстве и времени. Жизнь зародилась как попытка достичь бесконечностисуществования. Психика — следующая попытка реализации этого стремления.
Предлагаемый материалявляется лишь одним из возможных вариантов. Окончательное решение о проведениитренинга, об использовании того или иного этюда или упражнения решает самведущий. Еще раз подчеркнем, что при этом он должен помнить о мере своейпрофессиональной ответственности за те результаты, которые будут получены входе тренинга.
Даннаяметодика представляет собой психологический инструмент для изучения силы инаправленности мотивов человека и касается преимущественно двух основныхаспектов — мотивации достижения успеха и мотивация избегания неудачи.

1. Теоретическоеосмысление
В основуконцепции мотивационного тренинга положено представление о том, что тренингдолжен быть мотивирующим. После тренинга его участники должны не только уметьиспользовать то новое, что они получили в тренинге, но и стремитьсяиспользовать новое знание и новый опыт.
Тренингобращен к тем, кто управляет людьми и в своей деятельности неминуемосталкивается с необходимостью решения многообразных мотивационных задач.Менеджеру приходится побуждать других людей к выполнению определеннойдеятельности, приводить направленность их побуждений в соответствие с задачамиорганизации, ориентировать их на достижение определенного результата,воодушевлять их и поддерживать их энергию и настойчивость, помогать импреодолеть апатию и усталость и т. д.
Эффективноерешение мотивационных задач затрудняется тем, что мотивация как система мотивовопределенного человека существует по собственным законам, не всегда понятным итем более не всегда доступным для регуляции извне. Мотивационные силывозникают, развиваются, сталкиваются и борются друг с другом, ослабевают изамирают по своим собственным законам, как силы природной стихии. Необходимоиспользовать эти силы во благо своей организации, но при этом не во вредносителям этих сил — людям.
Силаветра может быть преобразована в движение жерновов мельницы, в стремительныйход парусника, в кипение воды над костром. Природная, органически присущаячеловеку, естественная мотивация может быть преобразована в увеличение объемапродаж, повышение качества продукта, совершенствование работы офиса, созданиеновых проектов. Участники тренинга должны испытать действие мотивационных силна самих себе в процессе тренинга и научиться использовать их для решениямотивационных задач затем уже и вне тренинга.
Дляэтого менеджер не должен бояться выйти на широкий простор природной стихии ирешать мотивационные задачи, сообразуясь с закономерностями этой стихии.
«Многиепривыкли думать, что человек ходит на работу, чтобы «затрачивать усилия»,уставать, терпеть, преодолевать трудности, мучиться от неразберихи инеорганизованности, проявлять хитрость для избегания репрессий, возвращатьсядомой как «выжатый лимон» и два раза в месяц получать за все эти неприятностиденежную компенсацию под названием зарплата… Нам предстоит революция вотношении человека к работе… и менеджер в этой самой благородной из всехреволюций — ключевая фигура… Чтобы создать высокую мотивацию, надо создатьусловия для удовлетворения потребностей. Нужно превратить работу из занятия попроизводству продукции в занятие по реализации потребностей работника (КаверинС. Б., 1998, с. 55-57).
Замыкаясьв рамках представлений об обязанностях, договоренностях, компенсации усилий ит. п., большинство руководителей пытаются создать движение ветра в замкнутомпространстве. Рассчитывая развить мотивацию, они апеллируют к рациональному сознательномуначалу в человеке. Между тем мотивация во многом является иррациональной ибессознательной. «Масштаб бессознательного неизвестен», — писал 3. Фрейд. Нецелесообразнее ли обращаться и к этим слоям мотивации? А может быть, и преждевсего — к ним?
2. Методическоеобоснование. Принципы организации
Данныймотивационный тренинг построен на представлении о том, что естественные мотивычеловека должны получить свободу самовыражения. Однако если тренер будетформулировать это именно в таких терминах, участники могут понять его в томсмысле, что можно (и нужно) дать свободу своим страстям и диким импульсам,например сексуальности и агрессивности. В том, что такая трактовка встречаетсячаще всего, я имела возможность многократно убедиться при чтении лекций помотивации руководителям, политическим деятелям, студентам.
Для тогочтобы сместить акцент с проблемы высвобождения «недозволенных» импульсов наболее широкую и продуктивную проблему использования живой природной энергии,мною создана модель тренинга биологических метафор, в котором участникампредлагается обратиться к жизнедеятельности растений: цветов, грибов, бактерий,— и животных.
Тренер ссамого начала заявляет, что мы будем исследовать зоологию и ботанику —мотив-зоологию и мотив-ботанику, — с тем, чтобы обнаружить, какие из ихзакономерностей мы можем использовать для мотивации человека. Обращение к территоризмуу животных, таксисам у растений, паразитизму во всей живой природе позволяетсконцентрироваться на исследовании природных сил в широком смысле этого слова,а не на вытесненных «недозволенных» импульсах человека, которые большинствомлюдей автоматически сводятся к сексуальным или агрессивным тенденциям.
Итак,метафорическая биологизация — это первый и основной принцип мотивационноготренинга (см. табл. 1.1).
Табл 1.1 Наименование принципа Формы реализации принципа Эффект действия принципа 1. Метафорическая биологизация Экспериментирование с двигателями поведения животных, растений, бактерий Концентрация на проблеме использования живой энергии природных мотивов

/>

/>
Обращениек двигателям поведения у животных и растений выполняет и другую роль. Онооткрывает новый мир, неожиданный и привлекательный. Это притягивает внимание,дает толчок к исследованию, к попыткам понять и научиться использовать то, чторанее было за пределами привычного поля зрения. Иными словами, обращение к мотив-зоологиии мотив-ботанике само по себе мотивирует. В этом реализуется второй принциптренинга — его мотивирующая сила. Память о том, что в процессе тренинга я самбыл мотивирован, — лучший помощник в деле мотивирования других людей илисамомотивации вне тренинга.
Третийпринцип тренинга — парадоксальность. Разве не парадоксально преобразование силыветра в муку? Не парадоксальны порывы и превращения сил природы? Аналогичнымобразом, парадоксальна изменчивость мотивационной стихии, ее противоречивость,ее капризы и бури, ее способность преобразовываться в целесообразную,упорядоченную, а главное — продуктивную, деятельность только потому, чтововремя и в нужном направлении были повернуты парус или крыло мельницы. Важнымэлементом концепции тренинга является такая его организация, при которойучастники получают возможность на собственном опыте ощутить парадоксальностьдействия мотивационных сил — например, эффекта Зейгарник, эффекта Лисснер илимеханизма автономизации мотива.
Четвертыйпринцип тренинга — образность. Явления, изучаемые и испытываемые в тренинге,должны быть обязательно отражены в рисунках и схемах, метафорах и символах. Этопомогает не только понять, усвоить и запомнить, но и почувствовать внутреннююгармонию феномена или объясняющего его принципа, развить его, открыть новое.Например, когда в разделе 3.4 участнику предлагается нарисовать свиту паразитовсобственной организации, он может вдруг осознать, что «деревом», производящим«плоды», в их организации является кто-то другой, а он сам паразитирует на этомчеловеке, хотя за полчаса до этого ему казалось, что только на нем паразитируютдругие.
Реализациипринципа образности способствуют и сумасшедшие сессии, модифицированные посравнению с «обычными» сумасшедшими сессиями, которые я провожу в тренингесенситивности.
Вмотивационном тренинге «безумные» вопросы тренера содержат не только нелепыеформулировки, но, прежде всего, нелепые образы, нуждающиеся в объяснении, таккак самому «автору» этих образов непонятно, что имеется в виду.
Например,если в тренинге сенситивности может быть задан вопрос: «Почему это у менязаписано, что у английского старшины сочетание 55 на 38 на 7?»,' то вмотивационном тренинге это
1 В этой «записи» соединены 2 блокаинформации: 1) правило английского старшины — «Сначала скажите им, что высобираетесь сказать; потом скажите им это; потом скажите им, что вы имсказали»; 2) данные А. Меграбяна о том, что при первой встрече с человеком мына 55% доверяем его невербальным сигналам, на 38% — паралингвистическим итолько на 7% — содержанию его речи.
Принциптренинга — баланс комфорта и дискомфорта. Суть его состоит в том, что в целоматмосфера в группе должна быть комфортной, удобной, безопасной и даже веселой.Таким образом, стратегический принцип в тренинге — комфортность. Однакотактически, в отдельные моменты тренинга, у участников должен возникатьдискомфорт. Причинами его могут стать неуспешные попытки решить задачу,выполнить инструкцию, добиться позитивного результата любого рода или получитьот тренера «правильный» ответ. Это могут быть и еще более «дробные» трудности,например необходимость записывать что-то в неудобных условиях, прямо наколенях; писать левой рукой; выполнять задание в шумном помещении; обращаться спредложением к другой команде, зная, что тебя ждет заведомый отказ, и др.Назначение всех этих трудностей — в том, чтобы помочь участникам почувствовать«великую мотивирующую силу дискомфорта».
Поначалудискомфорт рассматривался мною лишь как один из парадоксальных мотивационныхмеханизмов. Однако постепенно я убедилась в том, что это принцип, а не прием.Это послание тренера, которое должно проходить красной нитью через все три днятренинга, начиная с первого. Идея о мотивирующем значении дискомфорта встречаетбольшое сопротивление участников, и если она не будет проводиться как принцип,то, по-видимому, окажется вытесненной вскоре после окончания тренинга.
Еще одинпринцип тренинга — направленность на применение результатов в менеджменте. Этотпринцип призван помочь участникам перенести полученный опыт на практику.Тренинг должен иметь практическое значение. Поэтому важно наполнить егоданными, полученными в опыте работы других компаний,
1,«Концепция мотивационного тренинга», формулирует основную идеологию тренинга,его метафорический «стихийно-биологический» язык и основные принципы,призванные обеспечить реализацию предлагаемой версии тренинга.
2, Приведении тренинга основным подспорьем будет — «Структура». В ней дана программатренинга с планом на каждый из трех дней, кратко сформулирована суть всех процедури некоторые самые важные моменты, их касающиеся. Здесь же указано, в какихразделах можно найти подробное описание каждой процедуры.
3, «Знания»,даны определения и описания тех концепций, которые используются в тренинге. Этитексты могут непосредственно использоваться для кратких лекций и информационныхвставок в тренинг. Иногда они содержат такие подробности, которые могут и непонадобиться, но могут и оказаться очень важными. Лучше, чтобы эти конспектывсегда были под рукой. Может быть, в перерыве понадобится уточнить, какиепотребности включены в список Мюррея или где находится гипоталамус.
4, «Техника»,поведает об упражнениях, ролевых играх и заданиях, которые я предлагаю включитьв программу тренинга. Описания процедур сопровождаются моими комментариями одиапазоне их применения, их возможностях и «подводных камнях». Эта глава нужнадля того, чтобы подготовиться к тренингу технически.
5, «Личностьтренера», адресована прежде всего молодым тренерам. Она должна их вдохновить!
В результате обученияв тренинге участники изучат:
1: Мотивация как явлениеи мотивация как процесс
Цели: Настоящий модульнаправлен на понимание концепции мотивации и мотивирования. Осознаниеестественных мотивационных сил и мотивационного потенциала, использованиекоторого возможно для управления мотивацией. Основная цель модуля — осознаниенеобходимости использования естественных мотивационных сил в процессеуправления мотивацией.
Результаты :
В результате прохождениямодуля участники:
·         Рассмотрятфеномен мотивации как психологическое явление и как процесс. Проанализируютвзаимосвязь понятий: нужда, потребность, мотив, стимул, мотивация, демотивация.
·         Исследуют процессмотивирования, Поймут, как с помощью мотивации управлять поведением людей.Рассмотрят двухфакторную модель мотивации Герцберга, поймут, что деньги неявляются мотивирующим фактором.
·          Рассмотрятконцепцию использования стимулов в зависимости от специфики людей и организации(индивидуальные особенности работника, стадии развития коллектива, длительностьсуществования организации). Научатся выявлять внешние стимулы, автоматическипобуждающие человека к определенным действиям.
·         Рассмотрятпонятие трудовых мотивов. Осознают необходимость выявлять ведущие мотивыподчинённых.
·          Потренируются ввыявлении внешних стимулов, автоматически побуждающих человека к определеннымдействиям. Исследуют реакции на различные стимулы. Поймут, что степеньмотивации можно оценивать по порогу реакции на подходящие стимулы.
·         Исследуютмотивацию, как естественную побуждающую силу, определяющую поведение человека.Источник управления поведением человека. Рассмотрят соотношение понятийактивация, мотивация, стимуляция и манипуляция.
·         Исследуютмотивационные механизмы: терроризм и соперничество. Определят и изучат факторы,повышающие и снижающие эффективность мотивационных механизмов.
·         Осознаютвозможность и необходимость использования естественных мотивационных сил впроцессе управления поведением людей.

3. Управлениемотивацией: принципы, инструменты, технологии
Цели: Настоящий модульнаправлен на овладение принципами и инструментами мотивирования. Пониманиемотивирования, как целенаправленного воздействия на организационное поведениесотрудников. Основная цель модуля — овладение инструментами управлениямотивацией, используемыми руководителем в процессе оперативного управления.
День1. Погружение в стихию
Логикапервого дня:
□ продемонстрироватьдействие стихийных мотивационных сил в отвлеченной от реальности игре;
□ помочьучастникам использовать эти силы в приближенной к реальности игре;
□ ив заключение вернуться в мир современного бизнеса с помощью деловой игры сподсчетом и распределением денег.
День2. Управление стихией
Логикавторого дня:
□ систематизироватьстихийные мотивационные силы путем создания их классификации;
□ развитьнавыки эффективного использования стихийных мотивационных сил;
□ определитьудельный вес стихийных сил при заключении и выполнении договора.
День 3.Слияние со стихией
Логикатретьего дня:
□ способствоватьосознанию своего места в «биосистеме» социальных организмов;
□ помочьиспытать парадоксальное мотивирующее действие дискомфорта, паразитизма,напряжения неразрешенной задачи;
□ развитьвозможности согласования противоречивых побуждений и стратегическогомотивационного самоуправления.
Плантренинга и каждого из его трех дней, во-первых, зависит от представленийтренера о том, как должен совершаться переход от простого к сложному, отбезличного — к более личному, от безопасного — к тому, что бросает вызов.
Во-вторых,план во многом определяется логикой перехода от разминочных упражнений кнапряженной работе, а затем к упражнениям, обладающим большой внутреннеймотивирующей силой, способной преодолеть усталость и падение работоспособности.
В-третьих,план диктуется необходимостью разнообразить упражнения, формы работы, способыподачи материала и приобретения нового опыта. Без разнообразия тренингпревращается в штудирование или муштру.
Мотивационныйтренинг — это пространство, которое постепенно заполняется элементами опыта,как заполняется полотно стежками вышивальщицы или мазками художника. Для тогочтобы получилось целостное произведение, необходимо заполнить «стежками» —элементами опыта — все пространство полотна.
Упражнение1: «Самый немотивированный сотрудник в моей жизни»
Цель —осознание отрицательного мотивационного эффекта наших самоисполняющихсяпредсказаний.
Инструкция
Вспомните,пожалуйста, своего подчиненного (если подчиненных не было, то сотрудника),который казался вам наименее мотивированным к работе. Опишите его с помощью 10 шкал,обведя кружком соответствующий балл на каждой шкале.

/>
Теперьвспомните подчиненного (или сотрудника), который казался вам наиболеемотивированным к работе. Опишите его с помощью тех же 10 шкал.
/>

/>
Примечание.Значимыми различиями в данном случае будем считать разность в ±4 балла.
Итак, выустановили качества, по которым различаются наиболее мотивированные и наименеемотивированные сотрудники. Вопросы для размышления и обсуждения:
□ Какиеиз этих качеств напрямую не связаны с мотивацией к работе ?
□ Почемуони оказываются в одном блоке с мотивацией ?
Кто-тоиз участников, скорее всего, ответит, что «почему-то» более мотивированныйоказался более добрым, или более умным, или более симпатичным.
Тренеруважно четко обобщить результаты — иначе не все участники поймут, для чего,собственно, выполнялось это упражнение.
Дляэтого тренер должен после свободных высказываний произвести четкий опрос: «Ктооценил наиболее мотивированного сотрудника как более симпатичного? Спасибо…(здесь и далее тренер каждый раз записывает результат подсчета голосов нафлип-чарте).
Ктооценил наиболее мотивированного сотрудника как менее симпатичного? Спасибо. Ктооценил наиболее мотивированного как более доброго? Спасибо… Как менеедоброго?» Все данные записываются на флип-чарте в два столбца. В табл. 4.4(Москва, сентябрь 1999, п =17) и 4.5 (Санкт-Петербург, март 1999, п =11)приведены результаты двух групп участников.
Таблица4.4 Результаты оценки наиболее и наименее мотивированных сотрудников группойПервого мотивационного тренинга
/>
Примечание.Возможно, данные по шкале 7 объясняются тем, что первоначально в шкале полюсу«Упрямый» противостоял полюс «Приспосабливающийся». Участники первой группыобратили внимание на то, что два эти полюса не являются, в строгом смысле, противоположными.В нынешнем варианте шкалы «Приспосабливающийся» заменен на «Податливый».

Таблица4.4 Результаты оценки наиболее и наименее мотивированных сотрудников группойпсихологов, участвовавших в презентации Программы мотивационного тренинга
/>
Упражнениезавершается обсуждением феноменов эффекта ореола и самоисполняющихсяпредсказаний.
Эффектореола — включение положительных черт в представление о человеке, которыйвысоко оценивается нами по важному для нас качеству (например, по уровнюмотивации), а в представление о человеке, который оценивается нами низко поважному для нас качеству — отрицательных черт, хотя в жизни эти черты несвязаны с интересующим нас качеством.
Самоисполняющеесяпредсказание — предубеждение по отношению к человеку, которое выражается в неосознаваемых нами поведенческих сигналах, провоцирующих человека вести себя всоответствии с нашим предубеждением.
Одно изнаиболее часто встречающихся самоисполняющихся предсказаний — теория X, разработанная Д. Мак-Грегором (McGregor D., 1960).
Этоупражнение может быть задано на дом, однако оно не является реализационным.Если оно будет задано в первый день, то во второй день можно задатьреализационное упражнение «Самоисполняющиеся предсказания».
Упражнение2: Самоисполняющиеся предсказания
Цель —получение реального опыта преобразования самоисполняющихся предсказаний.
Инструкция
Предлагаюпотренироваться в использовании самоисполняющихся предсказаний в реальнойжизни. Как мы видели из упражнения «Самый немотивированный сотрудник в моейжизни», человек, мало мотивированный к работе, кажется нам менее симпатичным,менее добрым, менее умным (здесь тренер ссылается на реально полученные вгруппе данные). В каком-то смысле мы ставим на нем крест.
Мы самине замечаем того, как наше предубеждение непроизвольно передается нами всловах, интонациях, жестах (вербально, паралингвистически и невербально).Человек воспринимает эти сигналы, и, может быть, даже не осознавая этого,начинает вести себя так, как мы этого от него ожидаем. Это — психологическийзакон, который был подтвержден экспериментально.
Предлагаюиспользовать этот закон сознательно.
«Если выберете людей такими, каковы они есть, со всеми присущими им недостатками, выникогда не сделаете их лучше. Если же вы обращаетесь с людьми, как с идеальнымилюдьми, вы поднимаете их на ту высоту, на которой вы хотели бы их видеть»(Гете).
Попробуемпоработать с нашим предубеждением.
Будемдействовать по следующему алгоритму (тренер выдает Алгоритм самоисполняющихсяпредсказаний, см. Приложение 4).
Вспомнитечеловека, чья мотивация к работе кажется вам недостаточной или неправильной.Оставьте за порогом сознания все, что, как вам кажется, вы знаете о мотивацииэтого человека по прежней истории взаимодействия с ним.
Составьтедля себя желаемое представление о другом человеке. Каким бы вы хотели еговидеть? Какие у него должны быть цели? Какие мотивы?
Представьтесебе ярко и отчетливо, чем будет движим этот человек в желаемой для вас картинебудущего. Пусть ваше воображение будет смелым и свободным. Творите новый образэтого человека в своем воображении.
Запишите,каким вы видите новый образ этого человека.
К чемуон стремится? Что его мотивирует?
А теперь— действуйте по отношению к нему так, как если бы он был таким, каким вы хотитеего видеть.
Если выне можете встретиться с ним сегодня вечером, позвоните ему по телефону,отправьте ему послание по электронной почте и т. п.
Если выне можете каким-либо образом связаться с ним, представьте себе, что высделаете, когда встретитесь с ним, и как он на это отреагирует.
Наследующий день необходимо подвести итоги выполнения домашнего задания. При этомна обсуждение можно вынести такой вопрос: «Какой эффект имели позитивныесамоисполняющиеся предсказания?».
Необходимопомнить, что это упражнение — поисковое, эвристичное. В процессе обсуждениятренер может узнать больше, чем он сам смог бы сказать.
Упражнение3: Эффект Зейгарник
Цель —добиться реального переживания эффекта Зейгарник, то есть напряжения,обусловленного незавершенностью задачи, работа над которой была прервана, илучшего запоминания материала этой задачи по сравнению с завершенными задачами.
Инструкция(дается энергично и даже с нажимом, как команда)
Выберитесебе место в комнате и расположитесь там. Поставьте там свой стул. Возьмите ссобой свои записи. Не объединяйтесь ни с кем. На этот раз — никакой команднойработы. Каждый — за себя. Это сугубо индивидуальная работа.
Решитеследующую задачу (тренер открывает лист флипчар-та с текстом задачи):
Задача1
Имеется 736 г 16%-ного раствора йода в спирте1. Требуется получить 10%-ный раствор йода в спирте.Сколько для этого нужно долить спирта?
Нарешение этой задачи дается 3 минуты.
(Тренерпереворачивает лист флип-чарта — на следующей странице дана новая задача).
Переходите,пожалуйста, к следующей задаче. На ее решение также дается 3 минуты.
Задача2
Изполной бочки взяли 14,4 кг квашеной капусты и затем еще 5/12 этого количества. Послеэтого в бочке осталось 5/8 находившейся там ранее квашеной капусты.
Сколькокилограммов квашеной капусты было в полной бочке?
Повторяю,для решения этой задачи вам также дается 3 минуты.
(Тренервновь переворачивает лист флип-чарта — на следующей странице дана третьязадача).
Переходите,пожалуйста, к третьей, последней задаче. На ее решение также дается 3 минуты.
Задача3
Дляпокупки суперсовременного компьютера и монитора Алексею понадобится 2600долларов. Он решил накопить их.
1 Можно «йод в спирте» заменить на«спирт в вишневой настойке» и т.п.
В первыймесяц он накопил 8,5% требуемой суммы, во второй месяц на 30 долларов больше.Какую сумму ему осталось накопить?
В вашемраспоряжении — 3 минуты.
Черезтри минуты: Время истекло. Подведем итоги. Проверьте, пожалуйста, правильностьрешения задач.
Задача1: Правильный ответ: 441,6 грамма. Кто правильно решил первую задачу?
Задача2: Правильный ответ: 54,4килограмма. Кто правильно решил вторую задачу?
Задача3: Правильный ответ: 2128 долларов. Кто правильно решил третью задачу?
Теперьоткройте чистый лист бумаги (или соответствующую страницу в вашей брошюре), такчтобы вы не видели своих прежних записей. Запишите по памяти условие задачи 1,потом задачи 2 и 5.(На воспроизведение условий дается 5 минут.)
Проверьте,насколько точно вы смогли воспроизвести условия задач. (Тренер повторяетусловия.)
Заданиеможно упростить: например, давать только одну задачу из трех или вместоматематических задач предложить участникам решать анаграммы. В последнем случаеанаграммы должны быть составлены таким образом, чтобы они представлялисьбессмысленным набором букв. Скажем, анаграмму ТЯРПИЛЬЕ не стоит давать именно втаком виде, так как это бессмысленное слово легко запомнить. Лучше дать простонабор букв, например: ЯТИЬЕРПЛ. (В этой анаграмме зашифровано слово«приятель».)
Сначаладля разминки можно дать анаграмму КРУА, чтобы участники поняли, как нужнорешать анаграммы. КРУА — это зашифрованное слово «рука». Затем можно предложитьучастникам для решения следующие анаграммы:
ИААЛНТКСП
АЕСРТС
ЯАЕИТТГРС
Правильныеответы: пластинка, сестра, стратегия. Можно придумать и другие анаграммы. Чембольше в слове согласных букв, тем труднее решить анаграмму.
Результатыопроса тренер записывает на доске в следующей форме:
Задача 1
/>
Вприведенных выше таблицах дан почти «идеальный» вариант демонстрации эффектаЗейгарник: те, кто правильно решил задачу, тут же забывают ее условия. Те же,кто не решил задачу, лучше помнят ее условия.
Таблица4.6 Суммарная таблица по эффекту ЗейгарникЗадачи
Условия запомнились
(+)
Условия не запомнились
(-) Всего Завершенные (+) А2 В4 6 Незавершенные (—) С4 Д2 6
Можновместе с группой подсчитать, каково соотношение воспроизведения завершенных инезавершенных заданий. В опытах Блюмы Зейгарник оно составляло, как известно,1:1,9. В данном случае оно идеально — 2:4 (сопоставляем числа в ячейках А и С:два раза были правильно воспроизведены завершенные задания и 4 раза —незавершенные).
ЭффектЗейгарник подтверждается и тем фактом, что завершенные задачи забываются чаше,и тоже в 2 раза (см. соотношение чисел в ячейках А и В).
Еслигруппу слишком утомляют расчеты, можно просто развести в разные части комнатыучастников с разными соотношениями. Но в таком случае используются результатытолько одной задачи.
Инструкцияпри подведении итогов в группах, боящихся математических расчетов: Те, ктоправильно решил задачу, пусть встанут справа от меня; те, кто не решил ее, —слева. Теперь те, кто правильно вспомнил ее условия, — отойдите, пожалуйста, кокну. Те, кто не смог правильно вспомнить ее условия, останутся возле меня.Не решили и помнят условия — 4 человека Решили и помнят условия — 2 человека Не решили и не помнят условий — 2 человека Решили и не помнят условий — 4 человека
Мывидим, что слева у окна — 4 человека. Они не решили задачу, но помнят условия.
Справа уокна оказались 2 человека. Они и решили задачу, но и условия ее помнят. Однакоих ровно в два раза меньше, чем тех, кто не решил задачу, но помнят ее условия.
Мы можемсделать вывод, что эффект Зейгарник подтверждается: если задача не решена, оналучше запоминается.
Далее,возле меня справа — 4 человека. Это те, кто решил задачу и тут же забыл ееусловия. Как у А.С. Грибоедова: «Подписано — и с плеч долой!». Обратитевнимание, что их в два раза больше, чем тех, кто решил задачу и все-таки незабыл ее условий (это те участники, что стоят справа у окна). Это соотношениетоже косвенно подтверждает эффект Зейгарник.
Слевавозле меня — 2 человека. Они не решили задачу и забыли ее условия. Эта группа«нетрадиционна» для эффекта Зейгарник. Если они не решили задачу, то, всоответствии с эффектом Зейгарник, должны были бы помнить ее условия.
Тренеруважно подойти вместе с группой к выводу о том, что нерешенная задача оставляетнапряжение, превращается в «квазипотребность» (см. раздел 3.9.3).
Упражнение4: Алгоритм картины будущего !
Цель —создание стратегического плана жизни на ближайшие 5 лет и мотивирующего девизана ближайшие 2 месяца.
Инструкция
Давайтепопробуем регулировать собственную мотивацию путем построения картины будущего.
Тренерраздает участникам Алгоритм картины будущего (см. Приложение).
Сейчаскаждый должен определить свою цель на 5 лет вперед. Запишите эту цель у себя втетрадях.
«Лучшеесредство укрепить в себе какое бы то ни было чувство — это подолгу и как можночаще поддерживать в нашем сознании идеи, с которыми оно находится в связи;стараться, чтобы эти идеи выступили перед нами выпукло, ярко, отчетливо. Ачтобы этого достигнуть, необходимо представлять себе каждую вещь конкретно, совсеми ее живыми, характерными подробностями» (Пэйо Ж., 1903, с. 60).
«Длятого чтобы эмоция, желание могло приобрести полную живость, нужно только, чтобыпредмет желания сделался вполне ясен уму, так чтобы все его приятные,соблазнительные или просто полезные стороны выступили в сознании выпукло иярко» (Пэйо Ж., 1903, с. 45).
Вопросыалгоритма могут помочь вам нарисовать картину будущего выпукло и отчетливо. Кемвы будете через 5 лет? Какое вы получите к этому времени дополнительноеобразование? Каков будет ваш ежемесячный доход? Как вы будете себя чувствовать?Какими будут ваши перспективы на будущее?
Если этивопросы не вполне совпадают с вашими представлениями о собственном будущем, задайтесебе другие. Это могут быть вопросы о ваших достижениях в бизнесе, оперспективах семейной жизни, о научных свершениях и т. п. Главное, чтобы высмогли нарисовать действительно желанную для вас картину будущего через 5 лет.Запишите это в тетради.-
На этуработу может потребоваться от 5 до 10 минут. Заранее оговаривать время нестоит. Эта работа требует достаточно глубокого погружения в себя, самоанализа.Она должна протекать органично и занимать столько времени, сколько необходимо.
Теперьопределите, что вы должны сделать в течение каждого из этих 5-ти лет, чтобыдобиться этой цели. Напишите, что должно быть сделано в 2010году? В 2011? В2012? В 2013? В 2014? (На эту работу может потребоваться 6—7 минут.)
Теперьрешите, что должно быть сделано в течение ближайших 3-х месяцев для того, чтобывы могли продвинуться к цели.
Я раздамвам эти чудесные карточки для того, чтобы вы написали на них свой девиз. (Наформулирование девизов группе может потребоваться около 4—5 минут.)
Теперьте, кто может показать свой девиз всем остальным, вставят его в свой бейдж.Если девиз очень личный, его, конечно, можно никому не показывать. Давайтевстанем, походим по комнате, вчитаемся в девизы других...
Надеюсь,эти девизы помогут нам мотивировать себя в течение ближайших 3 месяцев.Карточку лучше всего носить с собой в кармане. Доставайте ее всякий раз, когдабудете чувствовать себя растерянным, обескураженным, потерявшим цель.
Через 3 месяцанужно будет сформулировать новый девиз, и затем повторять это через каждые 3месяца.
В концегода сопоставьте полученный результат с вашей целью на год. Если цель будетдостигнута, поощрите себя. Подарите себе что-то, что вы цените, в чем давноотказываете себе, то, что вы любите. Затем уточните цель на следующий год идействуйте и далее по пп. 4— 10а.
Еслицель не достигнута, все равно поощрите себя. Дайте самому себе небольшойотпуск, купите себе нужную для работы или для осуществления вашей цели вещь,пройдите какой-нибудь интересный и важный тренинг. Вы боролись, но пока у васне получилось.
Послеэтого уточните свою цель на следующий год и примите на себя определенныеобязательства, предусматривающие некоторые лишения в том случае, если цель небудет достигнута и в следующем году.
Первое,что вы можете сделать, — это сообщить как можно большему количеству людей освоем намерении добиться поставленной цели. На карту будет поставлено ваше имя.Если самолюбие не является одной из ваших главных черт, вы можете выбратьдругой путь.
Составьтеконтракт, который предусматривал бы определенные материальные лишения в случае,если поставленная цель не будет вами достигнута. В бихевиоральной терапии такиеконтракты практикуются достаточно часто. Хочешь похудеть на 10кг, а силы волине хватает? Ты можешь заключить договор о том, что на период в 6месяцев или в 1год ты передаешь терапевту в клинику определенные ценности, которые будут тебевозвращены, если ты похудеешь на 10 кг, и останутся в клинике навсегда, если тыэтого не сделаешь. Таким образом, мотив похудеть получает серьезноеподкрепление в форме опасения потерять материальные ценности.
В моейпрактике работы с участниками тренингов было заключено множество контрактов наразные суммы и по разным поводам. Например, речь могла идти о смене местаработы, о подготовке и защите проекта, сдаче кандидатского экзамена, овладенииразговорным английским языком и даже соблюдении Великого поста.
Максимальнаясумма контракта из тех, которые были заключены со мной, составляла 300долларов.
Какправило, контракты выполняются. Один слушатель заключил контракт о том, что за5 месяцев он похудеет на 6 кг. Когда его спросили, действительно ли контрактпомогает похудеть, он ответил мрачно, что помогает, но что он никому такого непосоветует. Однако контракт был им выполнен. Лишь примерно 7% заключенных сомною контрактов не были выполнены.
Есличерез год окажется, что вы достигли своей цели, вы сообщаете об этомдоверенному лицу и возвращаете себе свой залог. Если вы не достигли цели, залогостается у него навсегда. На следующий год вы заключаете с этим же или другимдоверенным лицом новый контракт, но сумма его должна быть увеличена по крайнеймере вдвое.
Идеятакого контракта обычно нравится большинству участников. Однако воплотят ли ониэту идею — неизвестно.
Главнаяцель этого индивидуального упражнения — формирование убежденности в том, что мыво многом властны над тем, что произойдет с нами, если мы систематическипланируем свою деятельность и сами регулируем уровень своей активации.
Приложениеотдельно
 
4.Алгоритм картины будущего
1. Определитесвою цель на 5 лет вперед.
2. Яркои выпукло нарисуйте себе картину будущего:
— Кем Выбудете через 5 лет?
— Какоек этому времени Вы получите дополнительное образование?
— Каковбудет Ваш ежемесячный доход?
— Как Выбудете себя чувствовать?
— Какимибудут Ваши перспективы на будущее?
3. Определите,что Вы должны сделать в течение каждого из этих 5-ти лет, чтобы добиться этойцели.
196
4. Сформулируйтесвой девиз на ближайшие 3 месяца и сделайте карточку, на которой был бынапечатан этот девиз.
5. Носитекарточку с собой и доставайте ее всякий раз, когда будете чувствовать себярастерянным, обескураженным, потерявшим цель.
6. Через3 месяца сформулируйте новый девиз.
7. Повторяйтедействия по пунктам 5 и 6 еще 2 раза в течение года.
8. Вконце года сопоставьте полученный результат с Вашей целью на год.
/>

/>
Мини-упражнение1:
Инструкция: “Сейчас мыпосмотрим, какого цвета у нас глаза. Для этого мы будем две минуты ходить покомнате и смотреть в глаза друг другу, запоминая цвет глаз, а потом нам надобудет всем построится по цвету глаз – от самых темных до самых светлых”.
Мини-упражнение 2:
Участники группы делятсяна две подгруппы.
Инструкция. “Каждойподгруппе дается семь минут на подготовку, во время которой она должна будетвыработать какое-либо чувство или эмоцию и придумать, как его можно изобразить.В то время как первая подгруппа показывает, что она подготовила, вторая группавнимательно смотрит, стараясь понять, какое состояние или чувство изображено.Затем подгруппы меняются местами”.
Упражнение 5:«Моеимя — мой характер»
 
Судьба человека, города идаже
государства предначертанаего именем
Древняя мудрость
«Каждый из нас прирождении получает имя, которое сопровождает нас всю жизнь. По имени насназывают близкие, знакомые и совсем незнакомые люди. Наше имя записано впаспорте и во всех других документах. Но что оно означает? Знаете ли вызначение вашего имени? А нравится ли вам ваше имя? Может быть вам хотелось,чтобы вас называли другим именем? Каким? И почему вы взяли на время тренингаименно это имя? Это ваше настоящее имя или взяли себе другое? Почему? Что оновыражает?
Кроме изложенияобщепринятого смысла, например, Полина — разговорная форма имени Апполинария,происходит от слова Апполон (в древнегреческой мифологии Бог солнца,покровитель искусств, Бог предсказаний), вам нужно подумать над своимхарактером. Для этого вы на каждую букву, из которых состоит ваше назоветечерту своего характера. Например, Полина:
П — принципиальная
О — обаятельная
Л — любознательная
И — интеллигентная
Н — настойчивая
А — аккуратная
Подумайте 2 минуты,запишите свои размышления, а потом по очереди назовите признаки своегохарактера, связанные с вашим именем.
Если в вашем имени естьдве или даже три одинаковые буквы, то вы можете ограничиться расшифровкой этойбуквы только один раз. Естественно, что буква Й заменяется на И, а буквы Ъ, Ь,Ы пропускаются, но по вашему желанию могут быть заменены любыми другимибуквами.
При обсуждении ваших именгруппа вправе высказать сомнение по поводу любого качества характера,выраженного в букве вашего имени. И если вы не докажете обратное, причем саргументами и согласитесь с этим, то получаете один штрафной балл. За каждуючерту характера, раскрытую с помощью имени, вы получаете по одному баллу».
Рекомендации ведущему. В начале этюда участники работаютиндивидуально, записывая свои мысли, а затем объединяются в общий круг дляобсуждения полученных результатов. Для подведения итогов и их записи введомость учета кроме премиальных и штрафных баллов, о которых сказано винструкции к упражнению, можно использовать индивидуальную самооценкуучастников. В данном упражнении минимальный балл может быть 2, а максимальный —5. Участник самостоятельно решает вопрос о том, насколько эффективно онотработал в этом этюде и свое мнение выставляет в ведомости учета.
После выполненияупражнения и подведения итогов проводится рефлексия — осмысление тех проблем, скоторыми столкнулись участники во время самоанализа и обсуждения своих записей.
Через 12 часов участникимеет право сменить свое имя, взяв другое, которое соответствует его пониманиюсебя после первой части тренинга.
Психологическийкомментарий. Этотэтюд открывает серию индивидуальных тренингов под общим названием«Размышляя о себе самом». Основное назначение этой формы работы —формирование навыков самоанализа. Данные тренинги помогают участникам глубже иполнее разобраться в себе, научиться понимать себя, свои сильные и слабыестороны, осознать свое отношение к различным социальным явлениям.
Для проведенияиндивидуальных этюдов прежде всего следует подумать об отдельном месте длякаждого участника. Член группы должен быть уверен, что он работает в данныймомент один и никто не мешает ему откровенно записывать свои мысли.
Во время работыцелесообразно использовать легкую или классическую музыку, которая помогаетнастроиться на спокойные размышления, сосредоточиться, гасит посторонний шум.Все это усиливает ощущение уединения, не дает отвлекаться от серьезной аналитическойработы.
Еще раз подчеркнемосновной принцип этой формы тренинга — самостоятельная аналитическая работа поизучению своих личностных особенностей. Следует иметь в виду, что далеко нее увсех участников есть хотя бы первичные навыки такого самоанализа. Поэтому напервых порах им нужно помочь, приводя конкретные примеры, легкой шуткой снимая возникшеепсихологическое напряжение.
Примеры из практики. Владислава (Впечатлительная —Любвеобильная — Аккуратная — Дружелюбная — Искренняя — Способная — Л — Активная— Влюбчивая — Агрессивная); Татьяна (Твердая — Абсолютно нелогичная — Такая жекак все — Ь — Язвительная — Нормальная — Агрессивная (в меру); Катюша(Капризная — Агрессивная — Терпеливая — Юморная — Шаловливая — Активная). Инга(Игривая – нетерпеливая – грациозная – активная (агрессивная).

Выводы:
 
В результате прохождения тренингаучастники:
·         Овладеют техникойвыявления ведущих мотивов профессиональной деятельности с использованиемпроективных вопросов и метода наблюдения.
·         Потренируются виспользовании инструментов выявления ведущих мотивов профессиональнойдеятельности.
·          Овладеют инструментамимотивирования, используемыми в работе руководителя (постановка задачи,оценочное собеседование, обратная связь).
·          Потренируются виспользовании мотивационной составляющей каждого из инструментов.
·         Исследуютмотивирующую и контролирующую функции договора. Рассмотрят различныеинструменты мотивирования подчинённых в подразделении.
·         Исследуют понятиедемотивации. Проанализируют причины демотивации персонала.
·         Овладеют тактикойвзаимодействия с демотивированным подчинённым.
В основуконцепции мотивационного тренинга положено представление о том, что тренингдолжен быть мотивирующим. После тренинга его участники должны не только уметьиспользовать то новое, что они получили в тренинге, но и стремитьсяиспользовать новое знание и новый опыт.
Тренингобращен к тем, кто управляет людьми и в своей деятельности неминуемосталкивается с необходимостью решения многообразных мотивационных задач.Менеджеру приходится побуждать других людей к выполнению определеннойдеятельности, приводить направленность их побуждений в соответствие с задачамиорганизации, ориентировать их на достижение определенного результата,воодушевлять их и поддерживать их энергию и настойчивость, помогать импреодолеть апатию и усталость и т. д.
Эффективноерешение мотивационных задач затрудняется тем, что мотивация как система мотивовопределенного человека существует по собственным законам, не всегда понятным итем более не всегда доступным для регуляции извне. Мотивационные силывозникают, развиваются, сталкиваются и борются друг с другом, ослабевают изамирают по своим собственным законам, как силы природной стихии. Необходимоиспользовать эти силы во благо своей организации, но при этом не во вредносителям этих сил — людям.
Силаветра может быть преобразована в движение жерновов мельницы, в стремительныйход парусника, в кипение воды над костром. Природная, органически присущаячеловеку, естественная мотивация может быть преобразована в увеличение объемапродаж, повышение качества продукта, совершенствование работы офиса, созданиеновых проектов. Участники тренинга должны испытать действие мотивационных силна самих себе в процессе тренинга и научиться использовать их для решениямотивационных задач затем уже и вне тренинга.

Списокиспользованной литературы
1. Сидоренко Е.В. Мотивационныйтренинг. СПБ.,2000. 234с.
2. Собчик Л.Н. Мотивацнонный тестХекхаузена СПб.: Речь, 2002,- 16с.
3. ПавленкоГ. Темы статьи: Мышление. Психология мышления. Проблемы психологические. 2008г.
4. Игры для интенсивного обучения/Подред. В.В. Петрусинского. — М.: Прометей, 1991. — 219 с.
5. Прутченков А.С. Тренингличностного роста: Методические разработки занятий. — М.:1993. — 48 с.
6. Рудестам К. Групповаяпсихотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика / Пер. с англ. Л.В. Трубицыной.— М.: Прогресс, 1990. — 368 с.

Приложение
купражнению «Алгоритм картины будущего»
Алгоритмкартины будущего
1. Определитесвою цель на 5 лет вперед.
2. Яркои выпукло нарисуйте себе картину будущего:
— Кем Выбудете через 5 лет?
— Какоек этому времени Вы получите дополнительное образование?
— Каковбудет Ваш ежемесячный доход?
— Как Выбудете себя чувствовать?
— Какимибудут Ваши перспективы на будущее?
3. Определите,что Вы должны сделать в течение каждого из этих 5-ти лет, чтобы добиться этойцели.
196
4. Сформулируйтесвой девиз на ближайшие 3 месяца и сделайте карточку, на которой был бынапечатан этот девиз.
5. Носитекарточку с собой и доставайте ее всякий раз, когда будете чувствовать себярастерянным, обескураженным, потерявшим цель.
6. Через3 месяца сформулируйте новый девиз.
7. Повторяйтедействия по пунктам 5 и 6 еще 2 раза в течение года.
8. Вконце года сопоставьте полученный результат с Вашей целью на год.

/>
/>
СОБЧИКЛ. Н- МОТИВАЦИОННЫИ ТЕСТХЕКХАУЗЕНА
Даннаяметодика представляет собой психологический инструмент для изучения силы инаправленности мотивов человека и касается преимущественно двух основныхаспектов — мотивации достижения успеха и мотивация избегания неудачи. ХайнцХекхаузен (Heinz Hekhausen) — президент немецкогопсихологического общества в Мюнхене — является общепризнанным авторитетоммеждународного масштаба в научных психологических кругах и разработчиком целогонаправления в области изучения поведенческих детерминант. Традиции этогонаправления базируются на глубоком анализе как биологических, так и социальныхпредпосылок человеческой активности. В нашей стране он известен как авторопубликованной в 1986 году монографии «Мотивация и деятельность» (Москва,«Педагогика»), широко освещающей историю вопроса и методы исследованиямотивационной сферы. При разработке данного теста в качестве основы Хекхаузениспользовал тематический апперцептивный тест Мюррея — ТАТ.
В своеймодификации мюрреевского ТАТа Хекхаузен ограничил поиск психологическихфеноменов мотивационной сферой. Он считает, что исследование мотивации должнобыть ориентировано на изучение активности человека с точки зрения вопроса«Зачем?» Речь идет о произвольной активности, которая направлена на достижениеопределенной цели. Это активность, при которой преследуемая цель осознана икоторая контролируется по ходу разворачивающихся событий. Она протекает на фонеболее или менее отчетливых ожиданий предполагаемого результата деятельности.Наиболее явно эти ожидания выступают в волевых действиях, но они могут прослеживатьсяи в импульсивных реакциях. «Даже когда волевые действия автоматизируются доуровня навыков, ожидания продолжают имплицитно играть свою роль в регуляцииактивности, что сразу же становится очевидным при нарушении протеканияавтоматизма». Категория «мотив» в толковании Хекхаузена включает в себя такиепонятия, как потребность, побуждение, влечение, склонность, стремление. Каждое изэтих понятий указывает на динамический момент направленности активности, наценностное отношение, на цель, к которой стремится индивид, и на используемыеим средства достижения этой цели. Если исходить из понимания мотива какжелаемой цели, то нужно иметь в виду следующие основные проблемы психологиимотивации: содержательная классификация мотивов, проблема развития итрансформации мотивов в разные возрастные промежутки, индивидуальные различиямотивационной направленности, ситуативная обусловленность актуальности тех илииных мотиваций с учетом общей структуры устоявшейся иерархии мотивов индивида,мотивация как процесс выбора действий, а также совокупность многочисленныхпеременных, входящих в структуру мотива. В процессе разработки мотивационноготеста X. Хекхаузен опирался на концепцию Дж.Аткинсона и Д. Макклелланда, согласно которой все сложное многообразиемотивационной сферы можно свести к двум основным структурным компонентам:мотивация, направленная на достижение успеха, и мотивация, связанная сизбеганием неудачи.
Вкачестве стимульного материала, провоцирующего обследуемого неосознаннообнаружить силу и направленность своей мотивационной сферы, Хекхаузениспользует 6 картинок, отличающихся от картинок теста ТА Г в основном тем, чтона них изображены фрагменты служебно-производственных ситуаций. По созданнымобследуемым лицом сюжетам с помощью описанного ниже «ключа» выделяются теосновные позиции (признаки), простой подсчет которых позволяет вычислить исопоставить два ведущих мотива, направленных на достижение цели и на избеганиенеудачи.
Модификацииэтого метода, предложенные Е.А. Калининым и В.Г. Норакидзе, с 1972 г. используются как при индивидуальном, так и при групповом тестировании Каждому обследуемомувыдается листок с напечатанными вопросами:
1. Чтоздесь происходит и кто эти люди?
2. Каквозникла эта ситуация, что произошло перед этим*?
3. О чемдумает каждый изображенный на картинке человек, чего каждый из них хочет?
4. Чтопроизойдет дальше, чем все закончится0
Каждаякартинка может экспонироваться на экране в виде диапозитива. Инструкция,которую необходимо дать обследуемым до начала исследования, звучит так: «Этотест для исследования фантазии и способности к воображению. Вам будут последовательнопредъявляться картинки. В вашем распоряжении немного времени для того, чтобырассмотреть изображение, и затем пять-десять минут для того, чтобы составить понему историю. Перед вами лежит двойной тетрадный лист, по полстраницы длясочинения рассказа по каждой из 6 картинок. Если потребуется больше бумаги, выможете использовать дополнительные листы. Каждый раз ставятся те же 4 вопроса.Они должны помочь вам в кратчайшее время объединить все существующие части вполную историю: опишите, какова ситуация на картине, что здесь происходит, ктоэти люди; как возникла эта ситуация, что произошло перед этим; о чем думаеткаждый изображенный на картинке человек — чего он хочет, что произойдет дальше,чем все это закончится. Старайтесь затратить на каждую картинку не более 10минут.
В этомтесте нет правильных или неправильных ответов. Вы можете совершенно свободнопридумать любую историю, какая Вам придет в голову. Рассказов может быть болееодного на каждую картинку. Постарайтесь составить истории так, чтобы они былипо возможности живыми и интересными. Не описывайте просто так то, чтоизображено на картинке. Сочините историю. Работайте как можно быстрее, чтобыуложиться по времени. Помните: речь не идет о красивом стиле или очистописании. Если Вы сделаете ошибку, то просто перечеркните ее и пишитедальше. Если Вам требуется больше места, то используйте обратную сторонулиста».
Тестированиеследует проводить в комнате, где нет посторонних людей и испытуемый чувствуетсебя свободно.
Каждыйрассказ испытуемого обрабатывается отдельно с помощью «ключа», помогающегорасшифровке текста; выделяются категории мотивации достижения успеха(обозначается как ОУ — ожидание успеха) и категории мотивации избегания неудачи(обозначается как ОН -— ожидание неуспеха). Затем подсчитывается количествоупоминаний этих категорий по каждому виду мотивации: вначале для отдельныхрассказов, затем по всему эксперимент}' в целом. Общее количество упоминаниякатегорий по каждому из видов мотивации свидетельствует о степени ее интенсивности.Каждое упоминание количественно приравнивается к одному баллу.
Опытработы с методикой показал, что средний уровень выраженности интенсивностимотивации достижения составляет 12 баллов, а мотивации избегания неудачи — 6.то есть их соотношение в среднем выражается как 2:1. Помимо количественнойобработки производится — и это очень важно — содержательная интерпретациярассказа.
Здесьнеобходимо обратить внимание на следующие моменты:
•тематический комплекс:
•наличие потребности достижения успеха или избегания неудачи;
•детерминанта деятельности достижения — надежда на успех либо ожидание неуспеха;
•перспективы удовлетворения потребностей;
•препятствия для удовлетворения потребностей (внутренние и внешние);
•отношение к преодолению препятствий (активное и пассивное);
•средства преодоления;
•наличие других потребностей.
Рассказы,составляемые испытуемыми, почти всегда содержат гораздо больше информации,нежели позволяет выделить предлагаемый ключ. Для более полной характеристикимотивационно-потребностной сферы испытуемого целесообразно использоватьразработки по анализу материалов Тематического апперцептивного теста Мюррея. Порезультатам всех шести рассказов составляется общее заключение об особенностяхмотивации достижения испытуемого.
Обращаетсявнимание на то, как количественно выражены и соотносятся мотивация достиженияуспеха и мотивация избегания неудачи. Раскрывается сфера достижения.Описываются перспективы удовлетворения потребностей, препятствия, которые стоятна пути их удовлетворения, причины блокировки потребностей, средствапреодоления неуспеха. Далее раскрываются особенности связи мотивации достиженияс другими потребностями личности (дружбы, помощи другим, поддержки, игры,удовольствия и пр.).
Разумеется,краткие рекомендации не исчерпывают многообразия форм анализа материала,поэтому следует подходить к интерпретации творчески, с ориентировкой наконкретную ситуацию и цели проводимого исследования.
В ключахдля оценки показателей теста используются краткие обозначения, отражающие сущностьфеноменов.
Ключ длявыявления «надежды на успех» («НУ») включает в себя следующие категории.
1. Потребностьв достижении и успехе («ПУ»). «ПУ» учитывается тогда, когда человек ставитперед собой положительно сформулированную цель достижения или выполненияопределенной работы. Желание и надежда, направленные на достижение цели,связаны они с каким-либо качеством или нет, учитываются как «В». Когда желанияили надежды относятся к обстоятельствам, лежащим вне сферы влияния и действийжелающего, засчитывается не «ПУ», а «ОН» (ожидание неуспеха).
2. Инструментальнаядеятельность («И»). «И» учитывается, когда человек (или группа лиц) в пределахрабочей ситуации или течения деятельности, направленной на достижение, делает,сделал или сделает что-либо, что приблизит его (или их) к достижению илиразрешению задачи без помощи других.
Как «И»не учитываются следующие случаи:
а)высказывания, указывающие на завершение определенной деятельности(«заканчивать», «заключать», «завершать»),
б)высказывания, которые указывают вместе с деятельностью и ее исход (результат),
в)высказывания по поводу того, что кто-то помогает или обучает кого-либо вработе.
г)высказывания, разъясняющие, что деятельность поручено выполнить,
д)высказывания, относящиеся к несущественной деятельности, такой, как подписатьчто-нибудь, передать, сообщить, посмотреть, прослушать и т. д.
Также нерассматриваются как «И» высказывания, которые учитываются как «ИН» (избеганиенеуспеха). Напротив, «внимательно», «тщательно» и т. д. «слушать или смотреть»или «слушать или смотреть, чтобы чему-либо научиться, уметь это потом делатьсамостоятельно» — это «И». Для оценки «И» должна быть названа фактическаядеятельность.
3. Ожидание успеха («ОУ»). Ожиданиеуспеха со стороны одного или нескольких лиц в пределах связанной с достижениемдеятельности или достижения цели учитывается как «ОУ». Ожидание, связанное нетолько с полной уверенностью в успехе, но и с ее вероятностью, тожерассматривается как «ОУ». Во всяком случае, речь должна идти о четкомположительном ожидании успеха. Если ожидание успеха связано с каким-либоусловием, то «ОУ» не учитывается, так как в этом случае ожидание успехаставится в зависимость от выполнения внутреннего или внешнего условия, из чегоможно заключить, что ожидание успеха не четко положительно (условно). Ожиданиеуспеха учитывается и тогда, когда кто-либо относит его к работе или достижениюкого-либо другого.
4. Похвала(«П»). «П» учитывается тогда, когда кто-либо хвалит, отмечает или награждаеткого-либо за то, что тот хорошо работал или добился хороших результатов. Вкачестве награды могут служить различные материальные вознаграждения,выражающие признание за хорошее достижение, независимо от того, какова ихценность.
5. Положительноеэмоциональное состояние («Э+»). В качестве «Э+» учитываются все положительныеэмоциональные состояния в пределах направленной на достижение деятельности,относящиеся в общих чертах к работе, активному овладению знанием, достижениюили успеху. Самовосхваление или мысли, являющиеся выражением самомнения,учитываются как «Э+», если они относятся к успешной деятельности. Как «Э+» неучитываются такие высказывания, касающиеся положительного эмоциональногосостояния, которые одновременно выражают ожидание успеха. Во избежание двойногоучета в этих случаях приписывается только «ОУ».
6. Темауспеха («ТУ»). «ТУ» —- это оценочная категория, которая учитывается в рассказепри наличии определенных признаков успеха и при отсутствии показателейнеуспеха, за исключением отрицательного эмоционального состояния («Э-») и ожиданиянеуспеха («ОН»). Тема успеха учитывается в двух случаях. Во-первых, когда изкатегорий успеха имеется по меньшей мере «ПУ» или «ОУ». Во-вторых, когда изкатегорий неуспеха отмечаются лишь «Э-» и «ОН». О рассказах, отвечающих этимусловиям, можно сказать, что описываемая в них деятельность определяется скореенадеждой на успех, чем страхом перед неуспехом. Наличие других, не относящихсяк деятельности тем, не влияет на учет «ТУ».
Ключ длявыявления страха перед неуспехом («СН») включает в себя следующие категории.
1.Потребность в избегании неуспеха («ИН»). «ИН» учитывается во всех случаях, когда открыто высказываютсяили могут быть выявлены по некоторым признакам потребность, намерение, желаниеили надежда избежать неуспеха в деятельности, направленной на достижение.
«ИН»учитывается, когда одно или несколько лиц в истории ставят перед собойотрицательно сформулированную цель. Если отрицательно сформулированноенамерение, надежда или желание находятся в непосредственной связи свысказыванием, которое позволяет сделать вывод о кроющейся за ним тенденции кдостижению цели или успеха (но не к избеганию неуспеха!), то учитывается «НУ»,а не «ИН». Если желания или надежды относятся к обстоятельствам, которыенаходятся вне сферы влияния и деятельности желающего, то «ИН» не учитывается.Конечно, «ИН» не учитывается, если слово «должен» указывает на действие позаданию.
«ИН»учитывается, если одно или несколько лиц в истории высказывают желание илинадежду на событие, которое могло бы предупредить, предотвратить или ослабитьвозможный неуспех.
Желания,высказываемые в сослагательном наклонении при наступлении неуспеха, учитываютсякак «ИН».
Когдакто-либо колеблется, не может решиться или боится предъявить свою работудругому, или же выполнить работу на глазах у другого, потому что боитсянеуспеха, а также порицания — это «ИН». Но высказывание не учитывается, когдабывает ясно, что речь идет лишь о социально обусловленных опасениях и чувственеполноценности, которые не базируются на неудаче.
2.Инструментальная деятельность для избегания неуспеха («ИИН»).
«ИИН»учитывается, если кто-нибудь что-то делает или собирается делать, чтобыизбежать им самим вызванного отрицательного исхода направленной на достижениедеятельности, а также чтобы избежать последствий уже наступившего неуспеха.Сюда относятся прежде всего все виды инструментальной деятельности, явнослужащие для избегания неуспеха. Часто эти инструментальные деятельностисостоят из контроля и проверок собственной активности, предпринимаемой пособственной инициативе. Иногда уже имеется неудача, которая побуждает к особойинструментальной деятельности.
Когдавысказывания о деятельности имеют положительную формулировку, но явнопредставляют собой реакцию на предшествующий неуспех, также учитывается «ИИН».
«ИИН» учитываетсятакже, если кто-либо пытается избежать последствий уже наступившего неуспеха,что бы он для этого ни предпринимал. Сюда относятся также случаи, когдакто-либо не принимает или отвергает оправданную критику. Наконец, «ИИН»учитывается, когда кто-либо пытается изолировать себя от неуспеха посредствомотговорок и приукрашиваний (рационализация и ложь). Не учитываются как «ИИН»все случаи обмана и подделки, при этом не учитываются и все остальныекатегории.
«ИНН»учитывается, когда кто-либо: а) предъявляет свою работу другому для оценки илипроверки (без требования) или б) обращается к другому за советом и помощью,чтобы избежать трудностей, возникших в работе. Речь всегда идет о привлечении ивременном участии другого в собственной работе. «ИИН» учитывается также, когдакто-либо просит другого о помощи в деятельности, в которой нужной квалификациейобладает не он сам, а только другой.
«ИИН»учитывается, если деятельность человека им самим прерывается, замедляется,ухудшается или вообще не может продолжаться, потому что он делает перерыв,думает о чем-то постороннем или вообще занимается чем-либо, не имеющимотношения к данной деятельности. В этом случае должно быть оговорено, чтоименно человек делает или сделал вместо деятельности, направленной на достижение.Прерванная деятельность должна выполняться самим человеком. Перерывы ипосторонние виды деятельности, включаемые после основной целенаправленнойдеятельности, не учитываются как «ИИН», равно как и плановые перерывы в работе.Если деятельность человека прерывается кем-то другим, то «ИИН» учитывается водном особом случае — когда из текста совершенно ясно, что это нравитсяработающему человеку.
3. Ожиданиенеуспеха («ОН»). Ожидание одним или несколькими лицами того, что в процесседеятельности наступит неуспех, или любая другая высказанная неуверенность поповоду возможности достижения цели учитываются как «ОН». Во всяком случае,должно быть исключено четкое положительное ожидание успеха.
Ожиданиенеуспеха (или неуверенность в успехе) должно высказываться одним из лиц врассказе, а не быть объективной констатацией факта рассказчиком. Ожиданиенеуспеха учитывается и в том случае, когда кто-либо относит его к работе илидостижению другого. «ОН» учитывается также тогда, когда ожидание неуспехаотносится к явлениям, находящимся вне личной сферы деятельности и влияния. Вкачестве «ОН» учитывается также боязнь или ожидание социальных последствийвозможного неуспеха, если при этом очевидно отношение между неуспехом иотрицательным эффектом (наказание).
Желанияи надежды («надеяться», «надеюсь»), относящиеся к достижению собственной цели,всегда отражают известную уверенность в успехе. Они учитываются не как ожиданиенеуспеха («ОН»), а как потребность («ПУ» или «ИН»),
4. Критика («К»). Открытая критика,высказываемая каким-либо человеком в рассказе по поводу деятельности,достижений или способности другого, учитывается как «К». Критика должнаотражать недостатки деятельности, связанной с достижениями, в которой участвуетданное лицо. В качестве «К» учитывается не только порицание, «нагоняи», но ипредупреждение, насмешка, наказание, штрафные задания, увольнение за плохуюработу и т. д.
Напротив,высказывания типа «Учитель думает: этот лентяй опять ничего не выучил» — неотносятся к категории «К», так как здесь речь идет не об открытой критике. «К»не учитывается, если кто-либо лишь отмечает недостатки работы другого,например, если преподаватель ставит ученику плохую оценку не высказывая приэтом упрека. Также нельзя учитывать «К» в том случае, когда кого-либо упрекаютв безделье. Порицание или наказание за подделку, обман или халтуру неучитывается как «К». «К» учитывается и тогда, когда рассказчик оставляетоткрытой возможность порицания. Если рассказчик оставляет открытым вопрос отом, успешной или неуспешной будет деятельность человека, и в зависимости отэтого он получит похвалу или порицание, учитывается только «К».
5.Отрицательное эмоциональное состояние («Э-»). В качестве «Э—» учитываетсяотрицательное эмоциональное состояние во время деятельности, связанное снеуспехом, неспособностью продолжить деятельность или вообще с работой.
Отрицательноеэмоциональное состояние в связи с неуспехом другого человека в рассказеучитывается как «Э-». Если рассказчик оставляет открытым вопрос по поводу того,закончится работа успехом или неуспехом, и в зависимости от этого у человекавозникнет положительное или отрицательное эмоциональное состояние, тоучитывается только «Э-». «Э-» не учитывается, если кто-либо испытывает зависть,потому что деятельность другого оказалась успешнее. Не учитывается она также итогда, когда кто-либо при достижении цели испытывает неуверенность илирастерянность. Напротив, отрицательным эмоциональным состоянием считается«возбуждение» при выполнении деятельности. В качестве «Э-» не учитываются всевысказывания, отражающие отрицательные эмоциональные состояния,сопровождающиеся одновременно ожиданием неуспеха. Во избежание двойного учета вэтих случаях приписывается только «ОН» (ожидание неуспеха).
6.Неуспех («Н»). «Н» учитывается, если деятельность оканчивается неуспехом, атакже если в рассказе упоминается неуспех в прошлом, который не устраняетсясоответствующим лицом.
«Н»учитывается также в следующих случаях:
а) еслинеуспех (в том числе и в прошлом) упоминается рассказчиком лишь как возможныйили вероятный;
б) еслиистория после неуспеха заканчивается положительными намерениями илизаканчивается инструментальной деятельностью после неуспеха даже тогда, когдаэта деятельность делает вероятным дальнейший благоприятный исход,
в) есликонстатируется неуспех какого-либо лица в рассказе, который в дальнейшемустраняется кем-либо без участия того, кто вызвал этот неуспех.
г) еслинеуспех лишь частичный, но отмечается четко.
«Н» неучитывается, когда после констатации неуспеха в конце говорится, что собственнаяцель все-таки достигается тем :: се самым лицом даже при содействии другихлюдей. Под достижением «собственной цели» следует понимать не толькоисправление неправильно изготовленного объекта работы (деталь или документ), нои овладение рабочим процессом, учебным материалом или готовность кдеятельности, а также исправление неправильностей путем дополнительной работы.
«Н»также не учитывается в следующих случаях:
а) еслирассказчик оставляет открытым вопрос о неуспехе в качестве альтернативной возможностиили определяет условия, при которых вероятен неуспех,
б) еслинеуспеху не придается значения кем-либо из людей в рассказе или рассказчиком,или если в конце рассказа ясно указывается, что в конце концов все закончитсяхорошо,
в) еслиотчетливо указывается на то, что неуспех вызван чисто внешнимиобстоятельствами, за которые соответствующее лицо не может быть ответственно.Примечание: Безделье и лень не являются неуспехом, так как здесь речь не идет оневыполнении какой-либо деятельности, поэтому «Н» не учитывается. «Н» неучитывается и в тех случаях, когда ученик не выполняет домашнего задания илиневнимателен. Если же эти недостатки влекут за собой невыполнение поставленныхзадач (например, контрольная работа), то «Н» учитывается.
7. Теманеуспеха («ТН»). «ТН» — это оценочная категория. Она учитывается в рассказе приналичии определенных категорий неуспеха и при отсутствии категорий успеха заисключением инструментальной деятельности («И»). «ТН» учитывается, если изкатегорий неуспеха присутствуют по крайней мере «ПУ» или «Н» или если изкатегорий успеха присутствует только «И».
Вотношении рассказов, удовлетворяющих обоим этим требованиям, можнопредположить, что содержащаяся в них целенаправленная деятельность определяетсяскорее страхом перед неуспехом, чем надеждой на успех. Наличие других, несвязанных с успехом или неуспехом побочных тем не влияет на учет «ТН».
Приинтерпретации результатов теста необходимо иметь в виду следующие общиеположения.
1.Каждая категория обоих ключей учитывается только тогда, когда соответствующеевысказывание относится к деятельности. Высказывания должны относиться ктематическому комплексу «работа», «достижение и профессия». Если на переднийплан выдвигаются другие темы, например, социальные (общение, престиж, боязньначальства) или другие (удовольствие, игра, агрессия и т. д.), то здесь речь неидет о деятельности, направленной на достижение. Если в рассказе упоминаетсярабочее место, задача, обучение, начальник, то деятельность предполагается,когда эти упоминания не относятся к каким-либо посторонним категориям.Ситуации, связанные с оценкой и обучением (деятельность и потребностьобучающего или оценивающего — преподавать, разъяснять, оказывать помощь,исправлять), не учитываются как относящиеся к достижению, поскольку эти видыдеятельности или потребности вытекают из социальных отношений преподавателя иученика, ученика и мастера и т. д.
Еслиобучающий (что бывает редко) указывает на ценность своей собственнойдеятельности, то это также не учитывается. Только в тех случаях, когда обучениеили оценка другого без сомнения относится к успеху или неуспеху, например,выражается желание быть хорошим преподавателем или соответственно поддержатьреноме фирмы — потребности считаются относящимися к достижению.
2.Высказывания по поводу деятельности, которая квалифицируется как возможная иливероятная, рассматриваются как определенные и учитываются, за исключениемслучаев, когда в дальнейшем четко указывается отсутствие вероятности или малаявероятность этого события. Если удается альтернатива без окончательногорешения, то обе возможности учитываются как определенные. Исключением являютсявсе альтернативные высказывания, связанные с исходом деятельности. Обычно этоотносится к положительному или отрицательному эмоциональному состоянию («Э +»,«Э-»), а также к похвале или порицанию («П», «К»). Тогда учитывается толькоотрицательная возможность — «Э-» или «К». Если альтернативное высказываниекасается исхода самой деятельности (например: «Его ожидает либо успех, либонеуспех»), то ответ никак не учитывается. То же самое справедливо в отношенииусловных высказываний (если, в случае...), которые учитываются как относящиесяк деятельности.
3.Временная ориентация высказывания (относится ли высказывание во времени кпрошлому, настоящему или будущему) не имеет значения.
4. «ОУ»и «ОН» учитываются только тогда, когда речь идет о мыслях или высказыванияхгероев рассказа, а не об объективной констатации, мнении и комментарияхрассказчика.
5.Высказывания, связанные с 3-м вопросом инструкции, рассматриваются в качествемнений, высказываний, намерений людей, описанных в рассказе, даже если этоспециально не указывается (если только в тексте это явно не отрицается).
6.Категории обоих ключей могут учитываться на основании двух или более высказыванийв рассказе. Противоположные категории обоих ключей, как например. «ОУ» и «ОН»,«Э+» и «Э-». могут учитываться в одном рассказе одновременно. (Только темыуспеха и неуспеха взаимно исключают друг друга: один рассказ может содержатьлибо одну, либо другую тему, хотя может не быть ни той, ни другой.)
7. Еслине ясно, к какой категории относится высказывание, и это невозможно разрешитьпри помощи ключа, то не ни одна оценка не учитывается.
В нормев среднем (как уже говорилось выше) сумма показателей мотивации, связанной снадеждой на успех, соотносится с суммой показателей мотивации избегания неудачикак 2: ]. при этом средняя величина каждого показателя соответственно равняется12 и 6.
Опытприменения мотивационного теста в комплексе с другими психодиагностическимиметодиками (СМИЛ. МЦВ — метод цветовых выборов, ДМО — метод диагностикимежличностных отношений, метод портретных выборов Сонди) показал, что высокиебаллы мотивации достижения (выше 14 баллов) характерны для личностейгипертимного склада, возбудимых, склонных к лидированию, авторитарных,независимых, упорных в достижении цели, склонных к риску, агрессивных иконфликтных в межличностных контактах, с высокой самооценкой. Напротив, высокиебаллы показателей мотивации избегания неуспеха (выше 10 при заниженноймотивации достижения) характерны для личностей гипотимного склада, тормозимых,тревожных, неуверенных в себе, сенситивных, с низкой самооценкой. Нулевойпоказатель мотивации избегания при повышенных баллах мотивации достижениявстречается у лиц, отличающихся поспешностью в принятии решений, «ищущихпризнания», импульсивных, самоутверждающихся, неосторожных, порывистых исверхэмоциональных. Низкие показатели мотивации достижения характерны длядепрессивных состояний, невротических расстройств. Также они свойственныличностям, отличающимся мягкостью характера, чертами зависимости, конформностьюи пессимистичностью.
Мотивационныйтест Хекхаузена широко применяется отечественными специалистами в спортивнойпсихологии, при исследовании производственных и учебных коллективов, в работе сучащимися школ, училищ и вузов, при расстановке кадров и комплектованииэкипажей и команд, в медицинской психологии в дифференциально-диагностическихцелях и в процессе работы с психотерапевтическими группами. В строгом смыслеэтого слова методику трудно назвать количественной. Цифры показателей неподдаются жесткой стандартизации, многое в интерпретации каждого конкретногослучая зависит от ситуации. Поэтому количественные показатели теста в большейстепени годятся для внутригрупповой ранжировки на предмет выявления лиц спреобладанием той или иной мотивационной направленности. Более глубокоеисследование личностных свойств требует сопоставления данных мотивационноготеста с результатами других личностных методик.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Аудит страхової компанії
Реферат Health And Nutrition Essay Research Paper Health
Реферат Ипотечное кредитование и перспективы его развития в России
Реферат Основные фонды предприятия – экономический потенциал производства, их характеристика и проблемы совершенствования
Реферат Электронные словари и их применимость для традиционного машинного перевода
Реферат Организация закупки и транспортировки продукции из регионов в регион
Реферат Права и обязанности природопользователей в Республике Беларусь
Реферат Современная НТР, содержание, основные направления и перспективы у России
Реферат А форма титульного листа списка аффилированных лиц акционерного общества список аффилированных лиц открытое акционерное общество «Труновскрайгаз»
Реферат Транснациональная корпорация «McDonald's»
Реферат ЮРИДИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОСРЕДНИЧЕСКИХ ДОГОВОРОВ
Реферат Иррационализм философии Фридриха Ницше
Реферат Животные как особый объект гражданских прав
Реферат Аудит основных средств 2 Задачи и
Реферат Методы проведения экспертного опроса