Реферат по предмету "Психология"


Методы изучения восприятия интерьера

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУВПО «Пермский государственный университет»
Кафедра психологии развития
Курсовая работа
Методы изучения восприятияинтерьера
3 курса
философско-социологического факультета
специальности «Психология»
Научный руководитель:
доцент кафедры психологии развития,к.п.н.
2010

Содержание
Введение
Глава 1. Проблема восприятия интерьера
1.1 Особенности восприятия интерьера
1.2 Составляющие восприятия интерьера
1.2.1 Восприятие пространственных планов
1.2.2 Восприятие величины помещений
1.2.3 Восприятие символики формы
1.2.4 Восприятие цвета в пространстве
1.2.5 Восприятие освещения в пространстве
Глава 2. Методы исследования восприятия интерьера
2.1 Методы психологического исследования и их классификация
2.2 Методы исследования восприятия интерьера
2.2.1 Метод свободного описания
2.2.2 Метод семантического дифференциала
2.2.3 Метод рисунка
2.2.4 Метод конструирования ментальных карт
2.2.5 Метод незаконченных предложений
Заключение
Выводы:
Литература
/>/>Введение
В настоящий момент, на рынке российского дизайна интерьера услугипсихолога в качестве консультанта достаточно редки, если не сказать единичны. Годысоветской власти настолько научили нас ценить «жилую площадь», что такиеаспекты как интерьерная эстетика жилья его потребителем, во внимание практическине принимаются. При этом одной из функций интерьера является эстетическая, способнаявлиять на психическое состояние человека. Но про это функцию, как правило забывают,рассматривая жилое пространство и его интерьер с позиции практичности и экономичности.В настоящее время внимание восприятию интерьера уделяется недостаточное внимание,хотя и существуют немногочисленные исследования.
Тема изучения восприятия интерьера актуальна, так какв настоящее время наблюдается строительный бум. При этом чертами этого бума являютсямассовость и типичность интерьера, а также значительная нагрузка жилого помещения(желание в одном помещении использовать как можно больше пространства), что оказываетнегативное влияние на психику человека.
В первую очередь интерьер должен приносить пользу (не обязательнотолько экономическую, но и духовную или культурную пользу), пробуждать определенныечувства и по возможности доставлять радость.
Интерьер — (от франц. intérieur — внутренний), 1) в архитектуре- внутреннее пространство здания (жилого, общественного, промышленного) или какое-либопомещение (вестибюль, фойе, комната, зал и т.п.). Функциональное назначение интерьеракак среды, отвечающей тем или иным процессам человеческой жизнедеятельности, определяетархитектурное решение интерьера (его абсолютные размеры, форму, пропорции, освещённость,ритм размещения опор, оконных и дверных проёмов, выступов, ниш, членений стен, ихмасштабные соотношения) и характер его убранства (меблировку, оборудование).
В настоящее время интерьер достаточно редко выступает объектомпсихологических исследований. Так были обнаружены лишь несколько эмпирических работпо исследованию восприятия интерьера. Так, Степанов Н.Н. изучал восприятие цветовыхрешений в интерьере, выявил влияние цвета в интерьере на психику человека; ВоронецЛ.А. изучал восприятие искусственного освещения в интерьере; Квасников И. изучалвосприятие расположение предметов мебели в интерьере. Отметим, что данные исследованияне являются актуальными и проведены еще в конце прошлого столетия.
Малое число эмпирических исследований обусловлено отсутствиемметодов, направленных на изучение восприятия интерьера. Поэтому каждый исследовательзанимающийся изучением восприятием интерьера модифицирует общепсихологические методыпод цели своего исследования, или создает собственные методики. Модифицированы методикивынуждают каждого исследователя задавать собственные критерии оценки, создаватьшкалы или категориальные сетки, что, в конце концов, приводит к невозможности сопоставленияданных двух разных исследований.
Цель работы: изучить методы изучения восприятия интерьера.
Поставленная цель реализуется в следующихзадачах:
рассмотреть проблему восприятия интерьера;
рассмотреть составляющие восприятия интерьера;
проанализировать методы и методики изучения восприятия интерьера.
Объект — восприятие как психологический феномен.
Предмет — методы изучения восприятия интерьера.
Новизна работы состоит в попытке анализа и систематизацииметодик изучения восприятия архитектурной среды и интерьера в частности.
психологический восприятие интерьер ментальный
Теоретическое значение работы состоит в систематизацииметодик изучения восприятия интерьера. Работа восполнит методологический пробелв вопросах восприятия интерьера.
Практическое значение работы состоит в возможности использованияданных в разработке курсов «Экологическая психология», «Психологиятруда», «Социальная психология», «Психодиагностика» и других.Также работа будет представлять интерес архитекторам и дизайнерам для планированиябудущих архитектурных проектов.
/>/>Глава 1. Проблема восприятия интерьера 1.1 Особенности восприятия интерьера
Эстетическое воздействие архитектуры тесно связано с особенностямиэмоционального восприятия человеком двух видов форм — объемных в пространстве ипространственных.
Под термином «пространственная форма» следует пониматьгеометрически определенный объем пространства, воспринимаемый внутри заключающейего формы. Совокупность плоскостей ограждения, расположенных по периметру, и обращенныхво внутрь, образует оболочку пространственной формы или «форму-оболочку»,воспринимаемую как целостная масса в отличие от отдельных форм самих элементов ограждения(потолок, пол и т.д.). Условия единовременного обозрения пространственной формыопределяют особенности «интерьерного» восприятия.
Первая особенность связана с панорамным охватом «формы-оболочки»,окружающей зрителя со всех сторон. В помещении это шесть или пять одновременно видимыхповерхностей: пол, стены, потолок. Наоборот, форма объема в пространстве, при неподвижномположении зрителя, открывается лишь одной-двумя сторонами.
Вторая особенность восприятия проявляется в ощущении «интерьерного»масштаба закрытых пространств по сравнению с открытым или естественным. При одинаковыхпараметрах закрытое пространство всегда несколько больше, чем такое же открытое.В закрытом сравнительной мерой служит только человек, а на открытых площадках всравнение вступают и более крупные элементы окружения — группы зданий, размеры улиц,природные просторы.
Третья особенность — в исключительной достоверности ощущенийпространства ввиду близости объектов наблюдения. В этой ситуации не только добавляютсяновые модальные ощущения — тактильные (непосредственные соприкосновения с формами,поверхностями, материалами), кинестетические (движение по горизонтали, подъемы испуски, смена направлений), слуховые (тихие звуки и шумы), обонятельные, но и значительноактивизируются постоянно действующие зрительные ощущения (детализация объектов,ракурсные восприятия формы, многоплановые построения визуальных картин, эффектыосвещения). Такое разнообразие впечатлений делает «интерьерное» восприятиечувственно насыщенным, более эмоциональным.
Четвертая особенность заключена в ощущении конечной ограниченностипространственной формы, во врожденной потребности быстро ориентироваться в ней ипозитивно принимать ясно организованную структуру, вселяющую чувство, уверенностии покоя. Этим же вызвано стремление избежать абсолютной замкнутости пространстви установить визуальные связи с естественной природой. 1.2 Составляющие восприятия интерьера 1.2.1 Восприятие пространственных планов
Интерьерное пространство имеет относительное трех частное делениена планы — передний (ближний), промежуточный (средний) и задний (дальний). Пространственныепланы всегда реальны, и их относительная глубина определяется расстояниями конкретногопространства, изменяющегося от нескольких до сотен метров. В общем виде зрительнаякартина (кадр.) каждого плана обладает предметной содержательностью и насыщенностью.Чем глубже пространство, тем более емок кадр и богаче плановые градации.
Порядок расположения планов можно соотнести с характеристикамиих визуальных картин и обозначить передний план как восприятие детали, средний- фрагмента и дальний — общей пространственной формы. В процессе восприятия этитри плана всегда оказываются в состоянии отношений «фигура-фон». В силуаккомодации глаза зрение фокусируется на одном из планов, в плоскости интересующегообъекта (фигуры), и тогда остальные планы становятся фоновыми. Следовательно, объектомвнимания (фигурой) может быть деталь (часть плоскости ограждения, предмет оборудования,рабочее место), фрагмент (плоскость ограждения, группа оборудования, рабочая зона)или, собственно, пространственная форма (сочетание плоскостей ограждения).
При зрительном освоении среды все планы оказываются в постоянномобозрении. Взор неоднократно возвращается к ним, и проявление повышенного внимания(интерес) выражается как раз в количестве возвратов. Научные исследования отмечаютдве особенности визуального освоения формы — выявление зрением «узловых точек»объекта, характерных для данной формы или ее содержания («иерархия информативныхценностей»), и избирательность зрения в зависимости от поставленной задачипоиска («движение глаз отражает работу мысли»). В аспекте цветовой средына этом основании выявляются роль и значение пространственных планов в формированииразных типов интерьеров.
Наукой установлены этапы отображения объекта по сложности восприятия- первоначально фиксируются контурные и силуэтные (плоскостные) изображения, затемвеличины предметов и расстояния до них. При восприятии формы объема или плоскостимаксимумы внимания приходятся на смысловые центры изображения, способствующие быстрейшемураскрытию информации об объекте. При выявлении характеристики формы чрезвычайноважны «информативные фрагменты» — участки с местами резкого измененияконтура, смены направлений линии, места пересечений плоскостей. 1.2.2 Восприятие величины помещений
Архитектурная форма, в том числе и пространственная, в отличиеот просто геометрической формы наделяется специфическим фактором абсолютной величины,связанной с ее отношением к человеку, как к мере, и определяемой отчасти понятиеммасштабности.
Величина пространственной формы в натуре мгновенно оцениваетсяи особенно остро ощущается человеком. Она в первую очередь влияет на эмоциональностьвосприятия, рождая чувство простора, нормальной соизмеримости или гнетущей тесноты.
Архитектурное пространство постоянно сравнивается человеком сприродным по физическому и психическому ощущениям и возможностям взаимного человеческогообщения. Переживая, осваивая пространственные параметры через расстояния, визуальнуюразличимость, человек осознает возможный уровень общения, у него возникает соответствующееассоциативное эмоциональное представление о конкретном пространстве как интимном,камерном, обширном, огромном или беспредельном. Опираясь на критические параметрымодальных ощущений и их совместное действие, можно установить уровни человеческогопредставления о величине пространства.
В табличных данных условно зафиксировано статичное положениезрителя в крайней удаленной точке пространства. На самом деле человек движется,меняются расстояния и углы наблюдения. Кроме того, шкала уровней восприятия постоянносуществует в развернутом виде, и в оценочное качество восприятия включаются деталиближайших зон, которые сопоставляются с аналогами дальних зон и дают необходимуюим расшифровку. Однако в целом закономерность представлений при освоении пространствразной величины сохраняется и используется в практике целенаправленно, опираясьна интуицию.
Желание придать внутреннему пространству определенную представительность,как правило, приводит к увеличению объема. Так, монументальные египетские храмыолицетворяли сверх могучее божество, в «огромном» внутреннем пространствечеловек просто физически терялся, активно давила масса обрамляющей оболочки.
Интерьеры греческих храмов не преступают границ «просторного»объема, достаточно торжественного в своем спокойствии и соразмерности с человеком.В русских церквях «камерные» габариты в горизонтальном уровне действиячеловека переводятся в разряд «просторного» и, следовательно, представительногодобавлением высоты, устройством сводов, световых барабанов и, наконец, устремленныхвверх шатров, накрывающих совсем небольшую площадь квадратного плана. Градация ощущенийот простора до тесноты в значительной мере определяет эмоциональность восприятияи используется в композиции интерьера. Сознательное распределение разных или одинаковыхпространственных объемов позволяет создать пассивную или активную динамику структурногопостроения интерьера, развивающегося по нарастающей или убывающей прогрессии. Вотдельных фрагментах структуры сочленением двух контрастных объемов можно подчеркнутьпросторность одного помещения после затесненности другого.
Измерительная характеристика оптического восприятия определяетсяфакторами — поле зрения, угол зрения и острота зрения. С позиции восприятия интерьерав больших пространствах «кадры» поля зрения оказываются более емкими посодержанию, дающими больше впечатления о целом и, наоборот, в меньших пространствах«кадры» восприятия более фрагментарны. Здесь общее впечатление получаетсяпутем сложения их в обзорную панораму. Параметры величин пространственной формыи условия их обозрения влияют таким образом на характер эмоционального восприятияэтих форм.
Верхняя зона поля зрения нацелена на определение узловых точексоединения стен и потолка. Разнообразные ощущения формы возникают в связи с отклонениемоптимального значения вертикального угла зрения, равного 17°. В зависимости от характераконтурных линий (горизонтальных, вертикальных, наклонных, кривых и др.) и их количества,попадающих в зону поля, возникает ощущение низкого и высокого.
Графический анализ интерьеров ряда исторических объектов показывает,что, независимо от абсолютной величины помещения, у зодчих сохранялось стремлениезаполнить верхнюю оптимальную зону поля зрения на всю высоту плоскостью стены, т.е.сохранить постоянным оптимальное отношение высоты к длине помещения и избегать ощущениянависающего, давящего потолка путем включения в кадр преимущественно вертикальныхнаправлений. Этот эмпирический опыт поиска лучших пропорций формы подтверждает важнуюзакономерность психологии восприятия. Ощущение «низкого-высокого»,«тяжелого-легкого» можно иллюзорно корректировать также соотношением массв «форме-оболочке» — раскрытием или замыканием соответствующих сторонограждения. 1.2.3 Восприятие символики формы
Степень эмоционального ощущения при восприятии зависит от особенностейассоциативного воздействия пространственной формы, ясности или сложности прочтенияее геометрических параметров и композиционной структуры. Пересечение ограждающихповерхностей образует линейные контуры и силуэты, читаемые при восприятии в первуюочередь. Более того, при отсутствии массы заполнения достоверность очертания пространственнойформы сохраняется, если закреплены основные, узлы формы (угловые опоры, балки, /перила, навес и др.). Следовательно, o расшифровка формы происходит через восприятиеконтурных линий. Через «движение» линий возникает ощущение движения (динамики)пространственной формы.
Образно-ассоциативные характеристики простейших фигур и линийдавно известны в художественно-творческой практике. Так, прямая вертикаль кажетсянаделенной активной силой стремления ввысь, выражающей тенденцию роста. Горизонталь,наоборот, кажется пассивной, слабой. Диагональное, наклонное направление, находясьпосередине, действует как некая сила, преодолевающая пассивность. Изломанные линии,представляющие различные комбинации острых, прямых и тупых углов с различной длинойсторон, являются как бы результатом попеременного действия различных сил. Кривыелинии — и особенно неравномерные — больше выражают движение, чем прямые или дугообразныечасти окружности. Особенно выделяются параболические линии, приобретающие в своемдвижении особую красоту и силу. Прямая линия выражает ускорение на равных участкахи замедление на закруглениях.
Разное впечатление производят геометрические фигуры: треугольник- острый и колючий; круг — ровный, гладкий, замкнутый в себе; квадрат — четкий,прямой, статичный.
Удивительная ассоциативная определенность некоторых геометрическихфигур и объемов казалась в древности мистической, наделенной таинственным смыслом,что и послужило для использования их в качестве символических формальных знаков.Круг, сфера символизировали единство, беспрерывность движения, вселенную, мир, солнце,жизнь. Квадрат (например, в основе пирамиды) символизировал покой, вечность, силу,власть.
А. Палладио в своем трактате писал, что древние считались с тем,что подобает каждому богу не только при выборе места, но и при выборе формы: такСолнцу и Луне, поскольку они постоянно вращаются, они делали храмы круглой формыили приближенной к круглой, тоже для Весты, которая называется богиней земли,«стихия же эта, как известно, круглая.» Абстрактная символика простых«вечных форм» достаточно распространена в архитектуре.! В современнойархитектуре к ней добавилось символическое изображение органичных форм природногомира. В сложных террасах амфитеатра зала филармонии Г. Шарун отражает идею ландшафта:долина, окруженная склонами виноградников, из глубины которой поднимается звук.Или плавно искривленные формы жилого дома П. Портогези сравнивает с естественнымтечением реки по изгибающемуся руслу.
Движение формы вверх, вглубь, вширь или ее статичность вызываюти вполне определенные ассоциации, связанные с врожденными психофизиологическимиособенностями человека. Стремление формы вверх, отдаление массы потолка, обилиевоздуха над головой неизменно рождают чувство облегчения, свободы, простора (придостаточно нормальной ширине помещения). Низкий потолок при широком пролете«зримо» давит нависшей тяжестью, создает ощущение тесноты, тревоги, беспокойства.В этих случаях важна и форма плоскости покрытия — плоская, сводчатая, провисающая,наклонная. Многообразие возможных конкретных решений пространственной формы основываетсяна бесконечности сочетаний геометрических форм ограждающих поверхностей как в пределахконтура фигур, так и самих плоскостей фигур. 1.2.4 Восприятие цвета в пространстве
В живописи цвет является основным выразительным средством, использующимвсе богатства сложнейших колористических композиций. В других видах творчества цветслужит уже дополнительным средством, имеющим как бы прикладное значение для подчеркиванияосновной формы выражения, усиления ее содержательности. В этих случаях (графика,скульптура, сценография, дизайн) оказываются достаточными более простые цветосочетания,располагаемые главным образом в пределах плоскости и объема, воспринимаемых с однойточки зрения.
Особо важное значение для таких сочетаний приобретает включениецвета «конструкционного» материала (бумага, глина, мрамор и пр.), егоестественной фактурности.
Архитектурная форма определяет и дифференцированное размещениецветов в пространстве, т.е. особый вид их пространственно-объемного сочетания, воспринимаемогочеловеком циркорамно в статическом положении или в движении. Для архитектурной«формы-оболочки» характерно цветосочетание достаточно больших (относительночеловека) поверхностей, имеющих однотонную окраску в своих пределах.
Благодаря двойственной природе архитектуры значение цветовоготона должно удовлетворять не только композиционному смыслу (как в других видах искусств),но и функционально-утилитарному.
Специфика пространственного ощущения цветовых характеристик определяетсяособенностями процесса восприятия пространственной формы. Восприятие происходитв движении поступательном — с переходом из одного пространства в другое, и панорамном- с обозреванием только одного пространства. При поступательном движении происходитпоследовательная смена цветовых впечатлений в пространственно-временном отношении.Возникающие таким образом «цветосочетания» обусловлены возможностью сохраненияв памяти в течение некоторого времени образа цвета предыдущего пространства. Болеепредпочтительными для этих случаев являются насыщенные, основные и промежуточные,цветовые тона, цвета белый и черный и контрастные цветовые отношения.
Определенные простые цвета запоминаются легче, чем смешанныеили нюансные их отношения. Известно, что в простоте символических цветов проявляетсяфактор их лучшей запоминаемости.
При панорамном обозрении одного пространства в зрительном кадремогут присутствовать разные участки среды — от целой картины до ее фрагментов. Однакообраз целостности пространственной формы и ее цветовой характеристики, складывающийсяиз отдельных кадров, сохраняется в сознании и поддерживается постоянной визуальнойсвязью. В этих случаях оправданы и более сложные нюансные цветоощущениях, усваиваемыев длительном восприятии.
Человек обладает способностью даже при ракурсных изменениях воспроизводитьв сознании трехмерное пространство, довольно точно устанавливать истинные очертанияформы, ее размеры, абсолютные и относительные расстояния до предметов. Из этогоследует, что при «живом» созерцании помещения (а не его изображения) всознании наблюдателя площадь ограждающих поверхностей всегда больше площадей остальныхэлементов интерьера независимо от их расположения.
Следовательно, в композиции сочетаний цветовых пятен важны нестолько видимые в некий момент проекционные параметры поверхностей (случаи обязательныедля плоскостных изображений), сколько их действительные размеры.
В реальной среде возникают изменения цветовых тонов от распределенияисточников освещения, смены естественного и искусственного света, от фактическихдистанций между планами интерьера.
Однако исследованиями (и жизненным опытом) отмечается удивительнаяособенность зрения брать корректирующие поправки на освещение и воспринимать цветв общем правильно, независимо от спектральных характеристик источников света, падающихтеней и рефлексов.
Следовательно, при неравномерности освещения пространственнойформы восприятие цветности ее поверхностей и оборудования в целом остается довольнопостоянным и верным. Это положение важно для утверждения достоверности предлагаемыхпроектных решений в виде условных проекций (разверток), фиксирующих цветовые тонаи их сочетание в абсолютных размерах поверхностей и без учета динамики световоздействия.
 1.2.5 Восприятие освещения в пространстве
Свет оказывает эмоциональное воздействие на человека через освещенностьпространства помещения и выявление пластики «формы-оболочки». Естественнаясмена освещенности и цветности в природной среде создала ряд устойчивых ассоциативныхощущений, например, тревоги от мрачности и таинственности сумерек, возбуждения ибодрости от яркого солнечного дня. В помещении возможно регулирование количествасвета, его цветности и распределения. Художественно-выразительные задачи и приемысостоят: в выявлении света как своеобразного композиционного акцента; в выявлениипластических характеристик пространственной формы; в создании специфической световойсреды. Композиционные приемы работы со светом основываются на организации концентрированногоили рассеянного освещения, или их комбинировании.
Важное значение имеет положение источника света по отношениюк пространственной форме. Свет от солнца или небосвода поступает в помещение извнечерез световые проемы. Величина последних, форма и местоположение активно влияютна характер освещения. Освещенность также связана с географической широтой и динамическимиритмами смены суток и времен года. В естественных условиях пространственная формаосвещается преимущественно рассеянным светом и при этом обеспечивается естественнаяпространственная и временная ориентация человека. Источники искусственного освещенияразмещаются внутри помещения и являются материальными элементами среды. Для искусственногоосвещения характерно преимущественное использование прямого света и возможностьсвободно направленного его распределения по плоскостям «формы-оболочки».Действие света проявляется по физическим законам: освещенность зависит от силы света,расстояния от источника и угла падения световых лучей. Зрительно это воспринимаетсяв виде интенсивности светотеней и характера их модуляции. При малых проемах возрастаетдоля рассеянного отраженного света, возникает большая градация Освещенности от светлыхдо темных участков. Отраженный свет со множеством рефлексов создает ощущение необычностисреды. Таково таинственное воздействие гипостильного зала в египетском храме илицеллы в греческом храме.
При больших проемах наблюдается относительная равномерность интенсивногосветораспределения, напоминающая естественные условия. Так, большая освещенностьторговых пассажей через стеклянный свод вызывает ассоциацию с городской улицей.Растянутая градация освещенности отраженным светом позволяет создать «живописную»светотень и выявить пластичные свойства формы. Направленный прямой верхний светили отраженный боковой обычно скользит по поверхности, модулируя ее пластику. Прибольших проемах получается «заливающий» свет, способствующий выявлениюгеометрических качеств ограждения по контурам и силуэтам. Если в первом случае для«формы-оболочки» характерно проявление скульптурности массы, то во втором- ее графичности.
Направленный на акцентное место прямой свет приобретает самостоятельноеактивное значение в композиции, например, интенсивно освещенные барабаны церквей,сноп света в Пантеоне или полоса света в Зеленоградском институте электроники. Другойприем светового акцентирования проявляется в создании светящейся прозрачной поверхности- витража. Искусственное освещение имеет свои композиционные приемы, отличающиесянекоторой декоративностью световых эффектов. Например, эффект «парящего»потолка возникает от контрастного сопоставления светлой и затененной поверхности.Источники освещения обычно скрыты от зрителя. Другой прием образует световые«пятна» на стене, на полу для акцентирования предметов оборудования, отделкии др. Третий прием связан с возможной имитацией естественного освещения. Создаютсясветящие поверхности плафона, фонарей, проемов. Эффект достоверности зависит отточности подбора характеристик света и естественности ситуации.
/>/>Глава 2. Методы исследования восприятия интерьера/>/>2.1 Методы психологического исследования и их классификация
В своей классификации Б.Г. Ананьев рассматривал методы психологиивзаимосвязано с этапами научного исследования, поэтому их он рассматривает как классификациюэтих этапов. По Б.Г. Ананьеву психолог на различных этапах исследования пользуетсяразличными группами методов.
Автор данной классификации подверг критике классификацию Г.Д.Пирьова, предложив другую. Все методы он разделил на:
1. Организационная группа, которая включает сравнительный, лонгитюдныйи комплексный методы.
Лонгитюдный метод предполагает многократное обследование однихи те же лиц на протяжении достаточно длительного отрезка времени, измеряемого иногдадесятками лет.
Комплексный метод включает в себя одновременно эти два метода.
2. Эмпирический способ добывания данных:
2.1 Наблюдение и самонаблюдение.
2.2 Экспериментальные методы:
а) полевой эксперимент — это специально организованный эксперимент,близкий к естественному;
б) лабораторный эксперимент — применятся, когда исследованиепсихических процессов происходит в искусственных условиях, в лабораториях, с применениемспециальных приборов;
в) неестественный эксперимент — эксперимент, в котором испытуемыйне подозревает, что он в нем участвует;
г) естественный эксперимент, в котором испытуемый ставится взаранее подготовленные, но привычные для него условия;
д) формирующий или психолого-педагогический эксперимент.
2.3 Психодиагностические методы:
а) стандартизированные и проективные (формализованные личностныетесты) тестовые методики;
б) анкеты — эмпирический социально-психологический метод полученияинформации на основании ответов на специально подготовленные и соответствующие основнойзадаче исследования вопросы;
в) вопросники;
г) социометрия — метод, использующийся для определения связейи отношений между людьми в группе или коллективе;
д) интервью как специфическая форма беседы может использоватьсядля получения сведений не только о самом интервьюируемом, который знает об этом,но и о других людях, событиях и т.д.;
е) беседа — широко распространенный в педагогической психологиии практике эмпирический метод получения сведений (информации) о человеке в общениис ним, в результате его ответов на целенаправленные вопросы.
2.4 Приемы анализа процессов и продуктов деятельности. Этот методвключает праксиометрические методы (циклография, профессиография, оценка изделийи выполненных работ).
2.5 Метод моделирования.
2.6 Биографический метод. Выбор конкретного эмпирического методазависит от того, какой организационный метод выбран исследователем.
3. Методы и приемы обработки эмпирических данных:
а) методы математической статистики;
б) качественная характеристика количественного материала.
4. Интерпретационные методы, объясняющие результаты, полученныев данном случае с точки зрения исходных гипотез и посылок, которые служили основойдля проведения исследования. Этот метод представляет различные варианты генетическогои структурного методов.
а) генетический метод — интерпретирует весь обработанный материалисследования в характеристиках развития, выделяя фазы, стадии, критические моменты,процессы становления психических функций, образований или свойств личности;
б) структурный метод — интерпретирует материал в характеристикахтипов связей и систем, образующих личность, социальную группу.
Классификации Б.Г. Ананьева, прежде всего, рассматривает весьпроцесс организации и проведения психологического исследования — от постановки проблемыдо ее решения. На каждом этапе этого процесса производится классификация методов,соответствующих этому этапу./> 2.2 Методы исследованиявосприятия интерьера 2.2.1 Метод свободного описания
Метод свободного описания относится к качественной методологиии носит интроспективный характер.
Данный метод предполагает спонтанное написание участниками исследованиявербального текста, носящего рефлексивный характер, в ответ на предъявляемую иминструкцию.
Описание — отчет человека перед самим собой в выполненных действиях,поступках, деяниях, осознание им посредством анализа собственных чувств, переживаний,влечений, их смысла и значения для себя и своего окружения как в данный момент,так и в другие моменты времени: прошлом и будущем. Описание обычно включает нравственнуюоценку собственных действий и опирается на самонаблюдение. Применяя в исследованиипредставлений о карьере метод свободного самоописания, мы модифицировали подходГ. Олпорта.Г. Олпорт использовал метод анализа текстовых документов и предлагалреспондентам в качестве стимульного материала «письма Дженни», на основеанализа которых делал вывод об основных диспозициях личности.
Метод свободного самоописания дает обширный качественный материало личностных особенностях испытуемого и его представлениях о различных объектахсоциальной реальности.
Процедура исследования: испытуемому предлагалось на чистом листебумаги описать «Опишите интерьер, в котором вы сейчас находитесь», приэтом не давалось установок на преимущественное или ограниченное описание каких- либо отдельных феноменов. Испытуемому предлагалось излагать свои мысли в порядкеих возникновения, не заботясь об их последовательности, грамматике и логике. Свободнаяформа описания позволяла испытуемому в первую очередь указать особенно важные длянего личностные особенности, аспекты поведения и межличностные отношения, выразитьсвое отношение к нему. Результатом применения метода свободного описания являетсятекст, отражающий психологические особенности человека, его социальные представленияи отношение к объектам социальной реальности
Достоинствами метода свободного описания являются богатство оттенковописания, отсутствие ограничений для испытуемого, который может использовать удобнуюдля него лексику, выражая полноту представлений.
Метод свободного описания также обладает рядом недостатков, средикоторых можно выделить влияние лингвистических способностей испытуемых, их образовательногои культурного уровня развития, социальной желательности, что необходимо учитыватьпри интерпретации результатов, а также трудоемкость обработки результатов, необходимостьэкспертной оценки./>/> 2.2.2 Метод семантического дифференциала
Метод субъективного шкалирования заимствованиз классической психофизики и является простым и прямым методом получения матрицысемантического сходства. Одной из разновидностей метода шкалирования является методсемантического дифференциала, который позволяет построить субъективное семантическоепространство. Однако часто понятия «метод семантического дифференциала»и «метод шкалирования» используют как синонимы. Метод шкалирования былразработан группой американских психологов во главе с Ч. Осгудом и получил широкоераспространение в исследованиях, связанных с восприятием человека, анализом егосоциальных установок и личностных смыслов. Как полагает Ч. Осгуд, метод семантическогодифференциала позволяет измерить коннотативное значение, то есть те состояния, которыеследуют за восприятием символа и предшествуют осмысленным операциям с символами.Наиболее близким аналогом коннотативного значения в понятийном аппарате отечественнойпсихологии является понятие личностного смысла. Личностный смысл является значениемзначения для субъекта.
В методе семантического дифференциалаизмеряемые объекты (понятия, изображения, персонажи и т.п.) оцениваются также поряду шкал, полюса которых заданы с помощью вербальных антонимов. Оценки понятийпо отдельным шкалам коррелируют друг с другом; с помощью факторного анализа удаетсявыделить пучки высококоррелирующих шкал, сгруппировать их в факторы. Математическоепостроение семантического пространства является переходом от большей размерности(которые заданы шкалами) к меньшей размерности (факторам). Таким образом, факторы- это форма обобщения прилагательных-антонимов, на базе которых строится семантическийдифференциал. Группировка шкал в факторы позволяет перейти от описания объектовс помощью признаков, заданных шкалами, к более емкому описанию с помощью меньшегонабора факторов. Так представляется содержание объекта, его коннотативное значение.Например, при исследовании особенностей восприятия телеведущих первоначально зрителямибыло названо 82 качества, с помощью которых можно оценить ведущих информационныхпрограмм. В результате факторного анализа все эти качества были объединены в четырефактора (порядочный-непорядочный, от крытый-обособленный, активный-безучастный,слабый-сильный), которые помогли в более обобщенном виде выявить различия идеальногои реальных телеведущих, участвовавших в исследовании, а также наглядно представитьих индивидуальные профили.
В исследованиях Ч. Осгуда строилосьсемантическое пространство на базе шкалирования понятий самых разных понятийныхклассов (пламя, ураган, мать, радость и т.д.), и было выделено три основных фактораинтерпретированных как «оценка», «сила», «активность».Дальнейшие исследования показали универсальность выделенных структур. Так была показанаидем точность факторных структур у представителей различных культур разного образовательногоуровня; и т.д. Например, если по фактору «оценка» слово «дождь»испытуемый оценивает как хорошее, то по всему фактору «оценка» это словобудет тяготеть к положительной оценке: дождь будет для него желанным, теплым и т.д.Таким образом, если структура пространств идентична для различных испытуемых, томожно использовать результаты факторизации, полученные на одной группе для проведенияисследований с применением методики семантического дифференциала на другой группеиспытуемых, т.е. можно использовать уже полученные группировки шкал в факторы.
Ч. Осгуд в своих исследованиях использовалшкалы, образованные из прилагательных-антонимов. Но в большинстве случаев прилагательныеявляются оценочными, поэтому фактор оценки является более сильным и это не всегдапозволяет выделить факторы силы и активности.
Используя более широкий набор шкал,Бентлеру и Лавойе удалось расширить универсальное семантическое пространство и выделитьряд новых факторов: «плотность» (единичный-многочисленный, скомплектованный-разбросанный),«упорядоченность» (организованный-неорганизованный, постоянный-изменчивый),«реальность» (воображаемый-действительный) и т.д. Кроме вербальных антонимовдля построения шкал Семантического дифференциала Ч. Осгуд использовал 8 графическиеоппозиции (крут черный — белый, линия прямая — ломаная, стрелка вверх — вниз и т.д.).Испытуемых просили оценить ряд слов. Например, слово счастливый" все определиликак «цветной, острый, редкий, светлый». Таким образом, эти результатыдоказали универсальность факторных структур, выделенных Ч. Осгудом.
Следующим шагом в этом направлении явилосьпостроение невербального семантического пространства Бентлером и Лавойе. Вместографических изображений использовались визуальные (картинки), отобранные в результатеанализа работ многочисленных Испытуемых. Такой невербальный семантический дифференциалприменялся для исследования особенностей Приятия детей, а также в межкультурныхисследованиях.
Одной из разновидностей частных семантическихпространств являются личностные семантические дифференциалы, построенные на базеприлагательных, обозначающих черты личности и характера, и ориентированные на оценкусамого себя или другого человека. Процедура построения личностного семантическогодифференциала стандартна. По множеству биполярных шкал, образованных «личностными»прилагательными, оценивается множество реальных людей, литературных персонажей,героев телепередач, живописных или фотографических портретов, и на основе сходстваих оценок строится матрица сходства шкал, которая затем подвергается факторномуанализу. Выделенные факторные структуры отражают присущие испытуемым структуры,через призму которых происходит восприятие другого человека или самого себя. В отечественнойпсихологии известен вариант личностного дифференциала С.Д. Шмелева.
В целом исследования показали, что универсальногосемантического дифференциала не существует и в зависимости от задачи исследованияи выборки испытуемых необходимо проводить построение семантического пространствав каждом конкретном случае.
В целом, подводя итог рассмотрению методиккласса «семантический дифференциал», можно выделить следующие тенденции:
1) переход от построения универсальных семантических пространств, демонстрирующихлексику из различных понятийных классов, к построению частных семантических пространствдля узких понятийных классов;
2) расширение средств описания анализируемых объектов (вербальное, числовое,графическое противопоставление для шкал);
3) переход от построения пространств на основе среднегрупповых данных случайноотобранных испытуемых к построению семантических пространств, характеризующих группуиспытуемых, или построению индивидуальных семантических пространств (например, особенностейролевых позиций у людей разных национальностей).
Основной недостаток метода связан стем, что, задавая список шкал, экспериментатор навязывает их испытуемым.
Семантический дифференциал позволяетпостроить семантическое пространство восприятия того или иного объекта. Под семантическимпространством понимается определенным образом сгруппированная система признаков,объектной и социальной действительности. В основе построения семантических пространствлежат статистические процедуры (факторный анализ, многомерное шкалирование, кластерныйанализ), позволяющие сгруппировать ряд отдельных признаков описания в более емкиекатегории — факторы. Каждый такой фактор является имплицитным смысловым конструктом,и представляет собой по словам Д.А. Леонтьева". устойчивую категориальную шкалу,представленную в психике субъекта на уровне глубинных структур образа мира, выражающуюзначимость для субъекта определенной характеристики (параметра) объектов и явленийдействительности (или отдельного их класса), и выполняющую функцию дифференциациии оценки объектов и явлений по тому параметру, следствием которой являются приписываниесоответствующего жизненного смысла".
Метод семантического дифференциала предложенныйЧ. Осгудом, позволяет оценивать коннотативное значение, наиболее близким понятиемк которому отечественной психологической традиции является понятие личностного смысла.Отмечается, что семантический дифференциал ориентирован на социальные установки,стереотипы и другие эмоционально насыщенные, слабоструктурированные и мало осознаваемыеформы обобщения. Результатами применения семантического дифференциала являются групповыесемантические пространства. Следовательно, имеется возможность исследования с помощьюсемантического дифференциала форм массового сознания при построении семантическихпространств для отдельных популяций — групп людей, объединенных по определенномупризнаку (полу возраста и т.д.)
В отличие от универсального семантическогодифференциала, где лексика отбирается случайным образом из самых различных семантическихобластей при исследовании в области политической имиджелогии, рекламы, связей собщественностью целесообразно применить частный семантический дифференциал, которыйстроится на основе узкого понятийного класса. Это позволяет проводить более тонкийсемантический анализ, а получаемые факторные структуры интерпретировать как категориальнуюсетку данного понятийного класса.
Семантическое шкалирование позволяетоценить не столько само понятие, сколько восприятие испытуемыми стоящей за ним реальности,поскольку ответы испытуемого". оказываются весьма относительно связанными созначением слова в том смысле, в каком его принято толковать в семантике. Слово какбы погружается испытуемым в некий глубинный контекст; на глазах экспериментаторапроисходит осмысление и оценка стоящего за ним представления в воображении информанта".
Понятно, что семантические пространстваявляются адекватной моделью психологической реальности только в том случае, когдасама система шкал образована релевантными признаками, причем не только исследуемойреальности, но и испытуемым. Такие шкалы могут быть получены с помощью предварительногопроведения ассоциативного эксперимента и техники репертуарных решеток.
Основная схема экспериментальной ситуациизаключается в том, что испытуемый должен разместить (прошкалировать) тестируемыйобъект (например название фирм или товаров) по градуированным шкалам, задаваемымантонимичными прилагательными типа «сильные — слабые», «далекие- близкие» и т.д., в соответствии со своей субъективной оценкой значения этогослова. Шкалирование по отдельной шкале состоит в том, что испытуемый, оценивая объект,размещает его между двумя полюсами шкалы. Таким образом, исследуемому понятию фактическиприписывается значение оцениваемого признака по определенной (чаще семибальной)шкале.
Обработка полученных данных включаетоценку первичных статистик, сравнение различий в выраженности признака, факторныйи кластерный анализ. Статистическая процедура факторного анализа используется длявыявления небольшого числа латентных конструктов, определяющих восприятие объектаисследования. Данный вид статистического анализа дает возможность получить не толькосодержательно и количественное описание образа. Благодаря этому возможен переходот большого количество признаков к более емким категориям, какими являются выделенныефакторы. Происходит «сжимание» данных, шкалы группируются в факторы, которые,сами будучи не осознанными, определяют восприятие. Содержание фактора можно рассматриватькак инвариант содержания входящих в него признаков. Семантическое пространство восприятияобъекта (политического деятеля, организации или товара) в таком случае будет геометрическипредставлено мерным пространством, в котором осями являются выделенные факторы.
Результатом применения семантическогодифференциала является описание основных векторов (осей), по которым «движется»индивидуальное сознание членов целевой аудитории при восприятии объекта. Знаниетаких векторов позволяет использовать в маркетинговых коммуникациях внутренний«язык» целевой аудитории, находить те признаки, которые сделают брендне только уникальным, но и значимым, создать эффективный рекламные сообщения, выстраиватьнеобходимый имидж.
Инструкция:
«Оцените, пожалуйста, интерьер, в котором вы сейчас находитесь.с помощью приведенных ниже пар прилагательных. Эти пары прилагательных выражаюткачественно противоположные характеристики оцениваемого понятия. Обведите цифрув кружок (из ряда 3210123), которая по-вашему мнению наиболее точно определяет степеньвыраженности каждой конкретной характеристики архитектуры города, при условии что0 — качество не выражено, 1 — слабо выражено, 2 — средне выражено, 3 — сильно выражено».
Оценка результатов.
Оценки, данные по каждой шкале (паре противоположных эмоционально-оценочныхприлагательных), переводятся в баллы. Если отметка испытуемого располагается междудвумя пунктами шкалы, то берется промежуточное, дробное число баллов.
Далее вычисляется средняя оценка по всем десяти шкалам семантическогодифференциала. Она и является количественной характеристикой общего эмоциональногоотношения испытуемого к тому явлению, к которому относятся полученные оценки.
Отношение считается положительным, если средняя оценка такжеположительная; отношение рассматривается как отрицательное, если соответствующаясредняя оценка отрицательная.
Сила эмоционального отношения, соответственно, отражается в абсолютнойвеличине полученной средней оценки.
/>/>/>2.2.3 Метод рисунка
Как отмечает В.Ф. Петренко, носителями индивидуальных значений,наряду со структурами естественного языка, выступают невербальные системы (рисунки,схемы, символы).
Осуществленный нами преимущественно на материале отечественнойпсихологии обзор исследований, выполненных с применением метода рисунка, показал,что данный метод использовался по большей части при изучения мышления, опосредованнойпамяти, аффективно-личностной сферы. Впервые метод пиктограмм (ставший впоследствииклассическим вариантом этого метода) использовался А.Р. Лурией и имел своей цельювыявление индивидуальных особенностей образных представлений вербального материалаи продуктивности опосредованного запоминания.
Возможность исследования с помощью метода рисунка особенностейфункционирования системы «слово — образ», а также то обстоятельство, чтопостроение образа, пригодного для запоминания, является следствием творческого активностимышления, в котором отражается его индивидуальная структура", определили активноеиспользование в дальнейшем этого метода в исследованиях мышления как в норме. Так,использование метода рисунка в изучении мышления (в норме) в целом основано на признаниисуществования образных эквивалентов понятия (концепта). Например, эмпирические изыскания,выполненные в рамках школы Л.М. Веккера, имеют своим результатом, в частности, выявлениефеномена словесно-образного перевода.
Таким образом, одним из достоинств метода рисунка, используемогопри исследовании мышления и различных особенностях представления, является то, чтоон дает возможность изучать образные структуры понятийной мысли, образные компоненты,подвергшиеся осмыслению со стороны субъекта и воспроизводящие объект в наиболеесущественных для полноты его понимания характеристиках. Однако некоторые особенностиметода рисунка (специфика деятельности испытуемого, возможность расширенной интерпретациирисунка) приближают его к проективным методикам.
Поскольку принципиальная особенность метода рисунка состоит втом, что используемые в ней знаки не связаны со звучанием слова, но выражают егосмысл, применение этого метода дает возможность осуществлять качественный анализсобственно психологического содержания внутренней репрезентации психических явлений,свободной от вербальной трансформаций.
Несмотря на свою давнюю историю, по сути, рисунок — это изображение,выполненное от руки с помощью пишущего средства. Рисунок содержит не логическиевыводы, а смысл изображенного, отношение к внутреннему и внешнему миру самого рисовавшего,его логический опыт и переживания. Так, «способ создания рисунка не имеет особогозначения, поскольку все рисунки открывают дорогу к психике или к психической реальностикаждого человека». Они являются одними из наиболее эффективных инструментовисследования особенностей представлений о будущем и одновременно легкодоступными.
Испытуемым предлагалась следующая инструкция: «Сядьте поудобнее.И нарисуйте интерьер, в котором вы сейчас находитесь».
Г.Т. Хоментаускас выделяет следующие достоинства метода рисунка:
1. Процесс рисования оказывает исключительное растормаживающеедействие на респондента, уменьшает напряжение, возникающее при психологическом обследовании,способствует установлению эмоционального контакта с испытуемым.
2. Рисунки удобны в применении: во-первых, испытуемый как бысам фиксирует свои действия при помощи карандаша, движения мысли. Это дает возможностьпсихологу больше обращать внимание на изменения эмоционального состояния исследуемого,отмечать особенности процесса рисования.
3. Рисуночные методики — высокоинформативное средство познанияличности респондента, отражающее то, как он воспринимает себя и других, какие чувстваон переживает.
4. Процесс рисования особенно при изображении значимых для испытуемогоситуаций, обладает психотерапевтическом действии. В рисунке он как бы избавляетсяот личного напряжения, проигрывает возможные решения ситуаций.
Что касается недостатков метода рисунка, то к ним можно отнестинеобходимость наличия опыта их детального изучения, а также критического осмысливанияпринципов интерпретации рисунков./> 2.2.4 Метод конструирования ментальных карт
Метод конструирования ментальных карт используется для исследованияобразов пространства. Напомним, что ментальная карта — это картографическое отображениеусредненных пространственных знаний и представлений группы людей, объединенных общимместом проживания, об окружающей их географической среде.
Цель: исследовать индивидуальные ментальные карты пространствареспондентами.
Инструкция: «Перед вами лист бумаги. Вам необходимо изобразитьпространство интерьера»./>/>/> 2.2.5 Метод незаконченных предложений
Как отмечает С.Ю. Жданова, среди методов, позволяющих изучатьнерефлексивный уровень мышления, достаточно распространенным является метод незаконченныхпредложений или ситуаций.
С.Ю. Жданова приводит в качестве подтверждения следующие примеры.С целью выявления механизмов каузальной атрибуции А.Н. Онучин просил респондентовзавершить небольшие рассказы, в которых описывались ситуации трех типов: ситуации,имеющие отношение к учебной деятельности; ситуации интимно-личностного общения;ситуации, касающиеся особенностей взаимодействия с родителями. Метод незаконченныхпредложений был применен также в исследовании В.А. Володарской. Для изучения представленийо современном российском ученом участникам опроса предлагалось закончить две фразы:«Я считаю, что большинство россиян думают о современном российском ученом следующее…»и «По моему мнению, большинство россиян относятся к ученым в условиях современногоразвития науки в России следующим образом…».
В нашей работе с целью исследования особенностей восприятия интерьераможно предложить студентам продолжить фразы: «Интерьер — это…» и завершитьперсонифицированное предложение «Интерьер для меня — это…».
К достоинствам метода незаконченных предложений можно отнести,тот факт что данный метод представляет собой способ самопрезентации личности и еепредставлений, опосредованный в тексте (Петровская Л.А., Полякова Э.Н., 1999).
Недостатками метода незаконченных предложений или ситуаций, каки метода свободного самоописания, являются влияние лингвистических способностейиспытуемых, их образовательного и культурного уровня развития, социальной желательности,что необходимо учитывать при интерпретации результатов, а также трудоемкость обработкирезультатов, необходимость экспертной оценки.
Метод незаконченных предложений относится к вербальным проективнымтестам. Для некоторых из них характерно использование различных стимулов неопределенногохарактера, минимально ограничивающих испытуемого в его реакциях. Предполагается,что при этом возникает своеобразный эффект экрана, когда человек как бы «проецирует»свои внутренние личностные особенности вовне под воздействием этих стимулов. Инымисловами, в неопределенной ситуации человек прибегает к наиболее привычным для негоформам поведения. Таким образом, этот метод является адекватным для раскрытия субъективногокомпонента речевого расстройства. Весьма важным обстоятельством, в частности приобследовании детей, является отсутствие прямого обращения с тем или иным вопросом,воспринимаемым зачастую ребенком как своеобразный заказ или даже требование нужногоответа. Ситуация как бы необязательности, свободы поведения позволяет испытуемомупроявить себя наиболее полно. Предполагается также, что проективные методики наиболееэффективны для обнаружения неосознаваемых сторон личности.
Процедура исследования заключается в том, что испытуемым предлагаетсяна специальном бланке в письменной форме завершить все предложения по возможностибыстро. Во время опроса при групповом обследовании испытуемые располагались в помещениитаким образом, чтобы был исключен взаимный обмен информацией о характере и способахработы с методикой. При необходимости каких-либо пояснений технического характераэти пояснения даются индивидуально каждому испытуемому, но при этом должна бытьисключена интерпретация возможного продолжения предложения. Всякий раз испытуемомудаются пояснения, что он должен самостоятельно решить, как ему выполнить задание.
При отказе завершить предложение со ссылкой, например, на отсутствиеу испытуемого жизненного опыта на заданную началом предложения тему, недопустимоиспользовать разъяснение с помощью примеров или аналогий, поскольку это противоречитхарактеру метода.
/>/>Заключение
Влияние интерьера на человека на современном этапе оцениваетсяочень высоко. Формирование интерьера решает не только сугубо специальные планировочныеи стилистические задачи. Учитывая влияние интерьера на психические особенности человека,интерьер в котором длительное время находится человек является одной из активныхфакторов формирования и развития психики и психической деятельности горожан, чьевоздействие пока тщательно не изучено, но неоспоримо.
Интересно отметить, на наш взгляд, что при проектировании интерьеровкаждая ситуация (каждое здание) могли бы быть представлены в двух уровнях:
Первый — уровень собственно объективной ситуации, характеризующийсяиндивидуальностью всех или некоторых своих компонентов. Особенно сильно эта индивидуальностьпроявляется при сравнении нескольких ситуаций (нескольких проектных задач).
Второй — уровень ситуации деятельности, характеризующийся относительнойнеизменностью способов, осуществляемых дизайнером в ходе проектного моделирования.Задача профессиональной деятельности в связи с этим заключается в том, чтобы индивидуальныйхарактер объектной ситуации получил бы адекватное выражение в ситуации деятельностной,т.е. нашел свое воплощение в способе решения проектной проблемы.
Эмпирических исследований по восприятию интерьера очень мало,современных исследований (за последние 5 лет) — вообще нет. При этом все исследователиподчеркивают важность и необходимость проведения исследований по восприятию интерьера.На наш взгляд, такая ситуация вызвана сложностью изучаемого объекта: так как интерьерпо сути является междисциплинарным объектом, кроме этого отсутствует и хоть какая-нибудьметодологическая база./>/>Выводы:
1. Восприятие — этоцелостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственномвоздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.К основным свойствам восприятия следует отнести следующие: предметность, целостность,структурность, константность, осмысленность, апперцепция, активность.
2. Все определения,дающие истолкование понятию «архитектура» могут быть сведены в три большиегруппы
архитектура как частьискусственной природы и особого рода среда деятельности человека;
двуедином характереархитектуры — и как часть природы и как среда деятельности человека;
архитектура как совокупностьпользы, прочности и красоты.
3. Основные характеристик восприятия архитектурной среды:
архитектурная среда не имеет определенных, твердо фиксированныхрамок во времени и пространстве;
архитектурная среда воздействует на все чувства, и информациюо среде мы получаем из сочетания данных всех органов;
архитектурная среда дает не только главную, но и периферийнуюинформацию;
архитектурная среда содержит всегда больше информации, чем мыспособны зарегистрировать и понять;
архитектурная среда воспринимается в тесной связи с практическойдеятельностью; восприятие связано с действием и наоборот;
архитектурная среда наряду с физическими и химическими особенностямиобладает психологическими и символическими значениями;
архитектурная средавоздействует как единое целое.
4. В ходе анализа методовисследования восприятия архитектурной среды города его жителями, нами были выделенынесколько методов:
метод свободного описания;
метод семантическогодифференциала;
метод рисунка;
метод конструированияментальных карт;
метод незаконченныхпредложений.
/>/>Литература
1. Ананьев Б.Г. Сенсорно-перцептивная организация человека. // О проблемах современногочеловекознания. — СПб., 2000.
2. Андреева Г.М. Образ мира в структуре социального познания // Психологическийжурнал, 2005, №4. С.31-40.
3. Андреева Г.М. Психология социального познания. М., 1997.
4. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1996.
5. Атлас по психологии / под ред. Гамезо М.В., Домашенко И.А. — М., 1999.
6. Воронец Л. А, Искусственное освещение в интерьере. — Стр-во и архитектура,1971, № 12, с.4-8.
7. Дридзе Т.М. Язык и социальная психология. — М. 1980. С.135.
8. Жданова С.Ю. Интегральная индивидуальность как объект и субъект познания/ Вестник Пермского государственного педагогического университета. Серия 1. Психология.№ 1-2.2004. С.3-11.
9. Жданова С.Ю. Понимание как один из уровней познания индивидуальности /МолодежьРоссии и Пермского края на рынке труда Материалы V межрегиональной научно-практической конференции, Пермь, 28 марта,2006. Пермь, 2006. С.69-76.
10. Жданова С.Ю. Психология познания индивидуальности человека. — Перм. гос ун-т.Перм. гос. пед. ун-т; Ин-т психологии. — Пермь, 2005.
11. Калмыков А.А. Введение в экологическую психологию. — М., 1999.
12. Квасников И., Квасникова Р. Интерьер квартиры. — В кн.: Вещи вокруг нас.М.: Знание, 1964, с.175-217.
13. Кельмович М. Дизайн дома и квартиры. Психология современного интерьера.- М., 2008.
14. Лекции по методике конкретных социальных исследований / под ред. АндреевойГ.М.М., 1972.
15. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т.М., 1983.
16. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности.- М, 2003. С 217
17. Лисициан М.В., Новикова Е.Б., Петунина 3.В. Интерьер общественных и жилыхзданий. — М.: Стройиздат, 1973. — 238 с.
18. Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. — М., 1982.
19. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1998.
20. Милграм С. Эксперимент в социальной психологии. — СПб, 2004.
21. Митина О.В., Михайловская И.Б. Факторный анализ для психологов. — М., 2001.С.5
22. Палладио А. Четыре книги об архитектуре. — М. 2006.
23. Панферов В.Н. Восприятие и интерпретация внешности людей // Вопросы психологии,1974. №2. с.59-65.
24. Петренко В.Ф. Основы психосемантики. — Смоленск, 1997. С.98.
25. Портогези П. Жить на земле. — М., 2004.
26. Психология восприятия / отв. Ред. Б.Ф. Ломов и др., М., 1989.
27. Рейковский Я.Р. Экспериментальная психология эмоций. — М., 1976.
28. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб., 1999.
29. Сергеев И.С. Семантика архитектурного пространства. — М., 2007.
30. Серкин В.П. Методы психосемантики. — М., 2004.
31. Соловьев С.П., Астрова Г.Е. Цвет в интерьере общеобразовательных школ. — М.: Искусство, 1973. — 327 с.
32. Степанов В.В., Иванова Г.И., Нечаев Н.Н. Архитектура и психология. М., 1993.
33. Степанов В.В. Цвет в интерьере. — М., 2007.
34. Человек. Среда. Общение (сборник статей) / под ред. Миккина Х. Таллин, 1980.
35. Черноушек М. Психология жизненной среды. М., 1989.
36. Шарун Г. Органическое строительство — М., 2004.
37. Штейнбах Х.Э. Экологическое сознание. // Образование и молодежная политикаРоссии. Материалы научно-практической конференции. СПб., 2002.
38. Штейнбах Х.Э. Средовой подход и проблемы психологии // Психолого-педагогическиепроблемы развития личности: Тезисы докладов межвузовской научной конференции. СПб.,1999.
39. Экологическая психология. Тезисы 1-й российской конференции. М., 1996.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат История болезни - педиатрия (хронический неспецифический энтероколит)
Реферат Влияние испарения оксидной пленки и теплообмена излучением на высокотемпературный тепломассообмен и кинетику окисления вольфрамового проводника
Реферат Современное состояние пожарной безопасности в мире и в Украине Осно
Реферат Статуи острова Пасхи – свидетели достижений древних цивилизаций, или просто каменные идолы?..
Реферат Великая Отечественная война 1941 1945 гг
Реферат Облік розрахунків з органами соціального страхування
Реферат Коррекция агрессивности в младшем школьном возрасте
Реферат Социальная дифференциация общества
Реферат Анализ движения и текучести кадров на примере ООО "Уралпромстрой"
Реферат Влияние героиновой зависимости матери на развитие плода ребенка
Реферат Современное состояние и перспективы производства зерна на примере сельскохозяйственного предприятия
Реферат Александр I. Либерал или консерватор ?
Реферат OC77 Удосконалення статистичної оцінки обсягів тіньової економіки як пріоритетний напрям розвитку системи національних рахунків
Реферат Осуществление ОВД паспортно - регистрационной системы
Реферат Социально-экономические отношения в Казахстане во второй половине XIX века