Реферат по предмету "Психология"


Медитация как средство изменения сознания

Введение
Медитация — это вход винформацию Абсолют; она погружает сознание в неосознанную часть «Времени»,делая «Выдох» и «Вдох», осознавая скорость и сложность жизни через «Выдох». Вэто время физическое тело звучит через мантры[1], открывая язык Непознанного,выстраивая схемы новых ощущений и впечатлений. Главное — это «уход в себя» забесконечность невозможного. Отталкиваясь от этого спокойного, умиротворённого состояния,сосредоточение переходит на всё более тонкие уровни активности, пока недостигает точки, в которой преодолеваются самые тонкие структуры мышления ичувств, и медитирующий погружается в состояние внутреннего покоя при кристальночистом сознании без какой-либо целенаправленности.
Некоторые считают, чтотолько Бог, Его трансцендентные качества и атрибуты, божественные свойствавысшего «Я» человека могут быть объектом медитации; все остальные — сутьпредметы концентрации, а не медитации. Другие полагают основным объектоммедитации внутренние тонкоматериальные объекты: чакры[2],нади, с соответствующими им отражениями полубогов; постижение природы своегоума; и проч. Наконец, третьи допускают возможность любых объектов, и, например,если человек забыл про окружающий мир, занимаясь пилением дров, то и онзанимается динамической медитацией.  Несмотря на то, что многие исследователи настороженноотносятся к этому все больше людей привлекает возможность обнаружить и развитьскрытые возможности, выходящие за рамки обыденных норм.
Однакоотсутствие научного объяснения этих возможностей превращает использование такихпсихотехник в подчас опасное занятие. Необходима дальнейшая разработка вопросово природе сознания.
Цельюданной курсовой работы является в получении представлений о научном описанииразличных состояний сознания и о том, в какое из этих состояний можно войти спомощью медитации.
Впроцессе работы будут решены следующие задачи:
-  роль и основныечерты медитации
-  изучениесознания человека и его изменения
-  датьхарактеристику медитации как средству изменения сознания
Объектомисследования является сознание. Предмет исследования – влияние медитации насознание.

Глава I
1.1 Медитация, еероль и основные черты
Медитация — умственное действие, цель которого —приведение психики человека в состояние углубленности и сосредоточенности;сопровождается телесной расслабленностью, отсутствием эмоциональных проявлений,отрешенностью от внешних объектов. Методы медитации многообразны. Играет важнуюроль в индийской философии и религии (особенно в йоге), в Др. Греции — впифагореизме, платонизме и неоплатонизме, в мистике суфизма, отчасти —православия и католицизма. Интерес к медитации и ее психотерапевтическимаспектам характерен для некоторых течений психоанализа.
Существует отличие междумедитацией и практикой медитации. Под медитационной работой понимается процессраспознавания индивидуальностью элементов своего внутреннего пространства.Череда переживаний характеризует успешность и верное направление. Раскрытиезнаменуется увеличением внутренней свободы, которая в свою очередь приноситрасширение возможностей в практическом выражении. Интеллектуальное пониманиездесь лишь промежуточный результат на пути к основным постижениям. Медитация жеподразумевает под собой состояние, источник которого находится в пятомизмерении.
Стрессовые ситуации, преждевременное старение,психосоматические болезни, информационные перегрузки, быстрый темп жизни иэкологические проблемы – этому мы обязаны эпохе научно-технической революции.Технократический характер современной цивилизации порождает отсталость вразвитии духовной составляющей человека. Современный человек затрудняется найтиответы на свои вопросы в науке, литературе или философии, и решения проблемдуховного развития остаются в зачаточном состоянии.
Как писал Шри Ауробиндо, «духовность не естьинтеллектуальность, не идеализм, не поворот ума к этике, к чистой морали илиаскетизму; это не есть религиозность или страстный эмоциональный подъём духа…Духовность в своей сущности есть пробуждение внутренней действительности нашегосущества, нашей души...»
Начало любой медитации – концентрация, сосредоточенность ума,отрешённость от всего постороннего, что не связано с объектом концентрации, отвсех внутренних, второстепенных переживаний. Начиная сосредоточения ума наобъекте и проходя через этап проникновения в объект, практикующий полностьюрастворяется в нём, сливается с ним – объект заполняет пространство сознания.Как правило, характер объекта определённым образом ограничивает глубинудостигаемой концентрации. Как только внимание отвлекается от объектаконцентрации, медитирующий должен произвольным усилием воли вернуть его кобъекту. Постепенно, по мере тренировок помехи всё меньше отвлекают внимание иобъект остаётся центром концентрации. На этом этапе доминируют чувстваэнтузиазма, удовлетворения, иногда наблюдаются светящиеся образы, необычныетелесные ощущения. По мере углубления концентрации человека могут посещатьвидения, ментальные процессы в виде образов оживляются при уменьшениисфокусированности. При последующем продвижении возникает момент, когда исчезаетобыденное сознание, полностью рассеиваются ощущения и посторонние мысли. Болееглубокие уровни концентрации связаны с обращением ума к чувствам восторга иблаженства; появляется невозмутимость, сознание бесконечного.
По моему мнению, это рассеивание ощущений и постороннихмыслей в процессе медитации, существует во всех системах медитации, тольконазывается разными именами: «остановка внутреннего диалога» у Кастанеды,механический «ненужный разговор» у Гурджиева и так далее.
Независимо от идейной подоплёки, практикующие медитациюучатся контролировать и управлять умом, что приводит к улучшению памяти,внимания; приобретают чувство глубинного спокойствия, психической релаксации,улучшают психическое функционирование, что в свою очередь ведёт к улучшениюсоматического состояния. Эти попутные эффекты не являются единственной целью медитации.Одна из общих черт медитативных практик – идея о том, что медитация должнастать образом жизни практикующего.
При всех видах медитации достигается этап, которыйописывается как прозрение, экстаз, просветление, прорыв за пределы обычногосознания, состояния ума, “прыжок” в бессознательное, к глубинным пластам своегосущества, пребывание в сфере сознания как противоположности сфере рассудка,ума.
Изложенные общие черты можно найти как в древнейших формахмедитативных практик (дзэн, йога), так и в современных техниках (аутотренинг,трансцендентальная медитация).
1.2 Сознание
Сознание современногочеловека есть продукт всей всемирной истории, итог многовекового развитияпрактической и познавательной деятельности бесчисленных поколений людей. И длятого, чтобы понять его сущность, необходимо выяснить вопрос о том, как онозародилось. Сознание имеет свою не только социальную историю, но и естественнуюпредисторию — развитие биологических предпосылок в виде эволюции психикиживотных. Двадцать миллионов лет создавались условия для возникновенияразумного человека. Без этой эволюции появление человеческого сознания было быпросто чудом. Но не меньшим чудом было бы и появление психики у живыхорганизмов без наличия свойства отражения у всей материи.
Отражение есть всеобщее свойство материи,заключающееся в воспроизведении признаков, свойств и отношений отражаемогообъекта. Способность к отражению, а также характер ее проявления зависят отуровня организации материи. Отражение в неорганической природе, в мирерастений, животных и, наконец, человека выступает в качественно различныхформах. Особым и неотъемлемым свойством отражения у живого организма являютсяраздражимость и чувствительность как специфическое свойство отражения,взаимодействий внешней и внутренней среды в виде возбуждения и ответнойизбирательной реакции.
Отражение во всеммногообразии его форм, начиная от простейших механических следов и кончаячеловеческим разумом, происходит в процессе взаимодействия различных системматериального мира. Это взаимодействие имеет своим результатом взаимоотражение,которое в простейших случаях выступает в виде механической деформации, в общемже случае — в виде взаимной перестройки внутреннего состояния взаимодействующихсистем: в изменении их связей или направлений движения, как внешняя реакция иликак взаимная передача энергии и информации. Отражение в общем случаепредставляет собой процесс, результатом которого является информационноевоспроизведение свойств отражаемого предмета. Любое отражение включает информационныйпроцесс: оно есть информационное взаимодействие, одно оставляет о себе память вдругом. Информация есть объективная сторона процессов природы и как таковаявсеобща, что предполагает ее специфику в различных сферах реального мира — внеорганической природе, живых системах и социальных процессах.
Все в мире находится внепосредственном или удаляющемся в бесконечность опосредованном взаимодействиивсего со всем — все несет информацию обо всем. Это предполагает универсальноеинформационное поле мироздания, которое является всеобщей формой связи формойуниверсального взаимодействия и тем самым единства мира: ведь все в мире«помнит» обо всем! Это вытекает из принципа отражения как всеобщего свойстваматерии. Понятие “сознание” не однозначно. В широком смысле слова под ним имеютв виду психическое отражение действительности, независимо от того, на какомуровне оно осуществляется — биологическом или социальном, чувственном илирациональном. Когда имеют в виду сознание в этом широком смысле, то тем самым подчеркиваютего отношение к материи без выявления специфики его структурной организации.
В более узком испециальном значении под сознанием имеют в виду не просто психическоесостояние, а высшую, собственно человеческую форму отражения действительности.Сознание здесь структурно организовано, представляет собой целостную систему,состоящую из различных элементов, находящихся между собой в закономерныхотношениях. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются прежде всеготакие моменты, как осознание вещей, а также переживание, то есть определенноеотношение к содержанию того, что отражается. Способ, каким существует сознание,и каким нечто существует для него, это — знание. Развитие сознания предполагаетпрежде всего обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и о самомчеловеке. Познание, осознание вещей имеет различные уровни, глубинупроникновения в объект и степень ясности понимания. Отсюда обыденное, научное,философское, эстетическое и религиозное осознание мира, а также чувственный ирациональный уровни сознания. Ощущения, восприятия, представления, понятия,мышление образуют ядро сознания. Однако они не исчерпывают всей его структурнойполноты: оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонент.Именно благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектовнаходится в фокусе сознания.
Воздействующие на наспредметы, события вызывают в нас не только познавательные образы, мысли, идеи,но и эмоциональные “бури”, заставляющие нас трепетать, волноваться, бояться,плакать, восхищаться, любит и ненавидеть. Познание и творчество — это нехолодно-рассудочное, а страстное искание истины.
Без человеческих эмоцийникогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины. Богатейшаясфера эмоциональной жизни человеческой личности включает в себя собственно чувства,представляющие собой отношение к внешним воздействиям (удовольствие, радость,горе и др.), настроение или эмоциональное самочувствие (веселое, подавленное ит.д.) и аффекты (ярость, ужас, отчаяние и т. п.).
В силу определенногоотношения к объекту познания знания получают различную значимость для личности,что находит свое наиболее яркое выражение в убеждениях: они проникнутыглубокими и устойчивыми чувствами. А это является показателем особой ценностидля человека знаний, ставших его жизненным ориентиром.
Чувства, эмоции сутькомпоненты человеческого сознания. Процесс познавания затрагивает все сторонывнутреннего мира человека — потребности, интересы, чувства, волю. Истинноепознание человеком мира содержит в себе как образное выражение, так и чувства.
Познание неограничивается познавательными процессами, направленными на объект (внимание),эмоциональной сферой. Наши намерения претворяются в дело благодаря усилиям воли.Однако сознание — это не сумма множества составляющих его элементов, а ихгармоничное объединение, их интегральное сложноструктурированное целое.
1.3 Измененныесостояния сознания
Попытки научного осмыслениянеобычных психических способностей и состояний сознания предпринимались сдавних времен. Однако до недавнего времени состояние «нормального»бодрствования рассматривалось большинством ученых как единственное состояние, достойноеизучения. Согласно классической концепции слабость активации приводит к дремотеи сну, а слишком сильная активация — к дезорганизации поведения, рассматриваемойуже как патологическое явление, если человек оказывается неспособнымвосстановить равновесие.
В наше время считается, чтореальности соответствует шкала ценностей, предложенная Ч. Тартом, котораяпредполагает, что наиболее ценным состоянием сознания является полнаярациональность, в то время, как психопатические состояния, состояния, вызванныегаллюцтнативными наркотиками являются наименее ценными.
Однако многих привлекаетвозможность выбирать те состояния, в которых они чувствуют себя «поднявшимися»на более высокий уровень бытия, или, просто, избавленными от дискомфорта,доставляемого повседневной реальностью.
Этотподход нашел свое выражение в работах психологов гуманистического направления.Например, Мэслоу на основе широких исследований многих мистических (или«пиковых», «вершинных» по его определению) переживаний опроверг традиционноепсихиатрическое воззрение, приравнивавшее их к психозам, признал их ведущими ксамоактуализации. Подобные «положительные» состояния стали называться«расширенными состояниями сознания» (РСС).
Концепциясна как особого активного состояния сознания (БДГ-сон), исследование шизофрениии маниакально-депрессивного психоза подготовили почву для всевозможныхисследований различных состояний сознания и способов перехода из одногосостояния в другое.
Ч. Тартназывает термином «дискретное состояние сознания» (ДСС) совокупностьпсихических структур, активную систему, элементами которой являются психическиеподсистемы, которые могут отчасти варьировать в пределах одного и того же ДСС, носовокупность свойств системы в целом остается примерно одной и той же.Примерами ДСС могут служить обычное бодрствование, сон со сновидениями или безних, гипнотическое состояние, опьянение алкоголем, состояние депрессии,интоксикация марихуаной и др. Существуют процессы, стабилизирующие иразрушающие определенное ДСС. Например, некоторые ДСС могут разрушаться из-заперегруженности раздражителями (один из методов наведения транса), или из-за ихполного отсутствия (в условиях сенсорной изоляции), либо из-за какого-тоаномального раздражителя, выходящего за рамки обычного восприятия.
Какпсихические подсистемы можно рассматривать устойчивые структуры значений, личностныхсмыслов. Примерами изменения таких подсистем могут служить изменения «Я — концепции» — уменьшение самотождественности при угасании телесных ощущений вусловиях сенсорной изоляции, вплоть до полного растворения «Я» илиотождествления себя с другим объектом.
С. Гроф,исследуя РСС, возникающие при применении ЛСД-25, объединил в четыре основныхтипа переживания, сходные по смыслу, глубине, эмоциональной и сенсорноймодальности:
1. Измененияв восприятии окружающих объектов, абстрактные и эстетические переживания ифантазии, характеризующиеся специфической стимуляцией сенсорных модальностей — кинестетической,слуховой, зрительной.
2. Биографические,включающие комплексы эмоционально значимых воспоминаний и символическиепереживания.
3. Перинатальные- переживания, связанные с повторным проживанием биологического рождения иконфронтацией со смертью с сильным эмоциональным зарядом, интенсивнымителесными ощущениями и другими элементами.
4.Оченьширокий спектр трансперсональных переживаний, включающий паранормальныеявления, глубокие мистические прозрения.
Большимразнообразием отличается эмоциональная сфера РСС. Направленность многихпсихотехник — прохождение личности через катарсис, часто связанный с повторнымпереживанием психологических и физических травм, к ощущению «океаническогоэкстаза», «вселенской любви».
Многимиисследователями также отмечаются: гипермнезия в сфере памяти (причемпревалирует моторная, эмоциональная и образная память), специфические искажениявосприятия времени- его «сжатие» или «уплотнение». По возвращении в обычноесостояние сознания часто отмечается преобразование ведущих мотивов,трансформация личностных черт, определяющих отношение к себе, к миру, изменениеспособов взаимодействия с миром и со своей психической реальностью. Погружениев РСС имеет избирательное влияние на различные качества личности. По данным В.Козлова, в результате сеансов «свободного дыхания» было отмечено снижениетревожности у 97 процентов испытуемых. У большинства испытуемых выросликачества, связанные с самоценностью и уверенностью в себе.
Такимобразом, открываются обширные перспективы использования РСС в западнойкультуре. С этой точки зрения, очень плодотворным оказывается обращение квосточным философско-психологическим учениям.
1.4 Медитация каксредство изменения сознания
Втечение примерно четырех тысяч лет восточные религии составляли «картывнутреннего пространства» и разрабатывали способы наведения некоторых состоянийсознания, чрезвычайно далеко отстоящих от обыденного сознания. За многообразиемформулировок (неизбежным в условиях различных культур, «образов мир») частоскрывается один и тот же путь и одна и та же цель. Интерпретация этих состоянийзависит от установок, ожиданий, владения языковым материалом, но какпоказывают, например, исследования Д. Голмена (1977) под такими словами как2дхиана», «самадхи», «фана», «даат», «турийа» и др., взятыми из буддизмаТхеравады, раджа-йоги, суфизма, Каббалы, кундалини-йоги, понимается одинаковоесостояние. В Тибете различают два уровня религии: «учение как уловка длядостижения цели» и «окончательное учение», на уровне которого доктринальныеразличия исчезают. Многообразные методы медитации сводятся к двум-трем основнымтипам, каждый из которых имеет целью достижение определенного состояниясознания. Этим состояниям в восточных культурах придается огромная ценность, ихсвязывают с такими идеями как «спасение», «избавление от страданий»,«просветление», «истинное видение».
Этимедитативные техники опираются на своеобразные, также во многом схожие, ученияо сознании, наиболее подробно разработанные в буддизме.
Сознание «обычного»человека рассматривается в единстве двух главных аспектов существования ифункционирования: 1.«чистое сознание» — фундаментальный, сущностный аспект,одновременно представляющий собой истинную природу и сущность всех вещей иявлений, является постоянной и неизменной основой сознания; 2.«загрязненное»,«омраченное» сознание — преходящий и изменчивый аспект, делающий восприятиеиллюзорным, от которого можно избавиться путем психической само регуляции и темсамым освободить сознание от его омрачающего воздействия. Их комплекс,«сознание-хранилище», рассматривается как постоянно изменяющийся потоксознания. Оно представляет собой взаимодействие и взаимопроникновение двухаспектов, таким образом, что они одновременно не едины и не различны.
«Омраченный»аспект сознания, согласно шастре, формирует «семена» («отпечатки», «следы»)всех прошлых событий, поступков, желаний, идей и впечатлений, память о которыхсохраняется в «сознании-хранилище». Исходя из этого можно понять идею кармы,как идею обусловленности восприятия, мышления, поведения. Одно из главных таких«омрачающих» формирований — комплекс «Я». Согласно буддийской теориииндивидуального «Я», ни сам комплекс, ни элементы, из которых он состоит, никакойконкретной сущностью не обладают и не имеют реального бытия.
Однимиз основных факторов, «омрачающих» сознание человека, является логическоемышление, основанное на «различении», выделении отличительных признаков,вербализации и концептуализации вещей и явлений действительности, которые насамом деле свободны от всего этого. «Омраченное» сознание видит мир расколотымна оппозиции, разделенным на индивидуальные признаки и формы, увешаннымярлыками с наименованиями, принимая все это за истинную реальность. «Вседхармы, — говорится в шастре, — изначально лишены всех вербальных признаков, всехформ описания, обозначения и наименования, всех форм концептуализации».
Согласношастре, для достижения «просветленного» состояния необходимо лишь освободитьсяот ложного мышления, «омрачающего» изначально чистое по своей природе сознание.В шастре поясняется, что под освобождением от ложных мыслей подразумеваетсянепосредственное созерцание того, что находится за пределами мыслей, т.е. вневербальной реальности. Если предположить возможность восприятия безкатегоризации, это будет восприятие единства, причем объект восприятия не будетотличен от субъекта. От ситуации «я осознаю нечто» остается только предикат«осознается», который сам по себе смысла не имеет. Поэтому такое состояниесознания характеризуется в буддизме как состояние «ни осознавания, нине-осознавания», в котором «нет ни ощущений, ни их отсутствия». Здесь налицовыход за пределы возможностей языка.
Особоевнимание уделяется здесь практическим методам достижения просветления, средикоторых главное место занимают две медитативные техники: «шаматха», или«самадхи» и «випашьяна», или «випассана». К этим двум видам медитации, какпоказал Голмен, примыкают большинство медитативных техник в разных культурах[3].
Санскритскийтермин «самадхи» в контексте буддийской психологии означает успокоение сознания,прекращение воздействия на психику человека всех возбуждающих и«омрачающих» факторов. Сущность самадхи — концентрация, фиксациявнимания на одном объекте. Предварительно сводятся к минимуму все сенсорныеощущения в результате принятия одной из специальных статических поз — асан идыхательных техник — пранаямы. На ранних стадиях медитации существуетнапряжение между концентрацией на объекте медитации и отвлекающими мыслями, чувствами,желаниями. Ошеломляющие переживания, которые наступают в результате примененияпопулярных на западе техник трансформации сознания — глубокое расслабление, интенсивныеболевые ощущения в теле, живые сновидения наяву — все эти явления наступают ина первой стадии медитации методом самадхи как реакция на ограничениепоступающей информации. Однако, постепенно мешающие мысли преодолеваются,внимание все больше приковывается к объекту. Поначалу взор, сосредоточенный наобъекте, быстро выходит из повиновения. Но в ходе тренировки человек становитсяспособным все дольше и дольше фиксировать свой взгляд.
Припродолжительном непрерывном фокусировании на объекте медитации наступаетмомент, который знаменует собой первый разрыв с обыденным сознанием. Это — полное поглощение, растворение – «дхиана». Ум внезапно как бы погружается вобъект и остается в нем неподвижно, а мешающие мысли полностью исчезают[4].Нет ни восприятия через органы чувств, ни обычного осознавания своего тела; физическаяболь не ощущается. В сознании преобладают восторг, блаженство иоднонаправленность. Дальнейшие стадии углубления концентрации согласно другому буддийскомутрактату – «Вишудхимагге» (смотреть таблицу 1 в приложении)[5].
Второй,не менее распространенный вид медитации — випассана. Это анализ своеговнутреннего мира с помощью интроспективного созерцания и интуитивного постижения.Внимание медитирующего направлено на ощущения, чувства, мысли и реакции,соответствующие им. Медитирующий должен созерцать все происходящее с ним илиего окружением, не отвергая что-либо как недостойное внимания, не уделяячему-либо преимущественное внимание. «Вишудхимагга» считает, что овладение дхианамииграет второстепенную роль по сравнению с випассаной, это лишь упражнения вконцентрации, которая необходима для продвижения по ступеням випассаны. Ступенипостижения, заканчивающиеся «нирванной» и «ниродхи» – «окончательнымосвобождением», «абсолютным знанием», крайне трудно осмыслить обыденнымсознанием, перевести на язык науки. Видимо, на ранних стадиях осознаются многиепсихические процессы, ранее протекавшие бессознательно. Випассану рекомендуетсявыполнять всегда, во время любой деятельности, чтобы постепенно просветленное состояниесознания стало обычным; т.е. согласно буддийским источникам, при этом состояниивозможна любая обычная деятельность. Это состояние не проходит даже во сне,коренным образом меняя его характер: сон становится осознанным, управляемым.Все буддийские и индуистские источники утверждают, что на определенных стадияхпоявляются паранормальные способности, такие как телепатия, ясновидение и др. исоветуют избегать их, как «опасных соблазнов», уводящих в сторону с путипросветления.
Конечно, с однойстороны эти вопросы нуждаются в дальнейших исследованиях. Но с другой стороны,очень сложно исследовать эти состояния хотя бы потому, что для их достижениянужны годы работ над собой.

Заключение
Рассматривая темукурсовой работы «Медитация как средство изменения сознания», в которойизучалась психологическое и физиологическое влияние оказываемое медитацией, какона может помочь человеку в повышении уровня работоспособности, в регулированиисвоих психических состояний. У людей, практикующих медитацию, постепенноснижается склонность к психологическим защитам, они меньше вступают вконфликты. Медитация способна оказывать разнообразное воздействие на людей, вчастности, её действие отражается на общем улучшении психического и физическогоздоровья и саморегуляции.
Спектр переживаний, которые возникают при медитации, широк:они могут быть приятными или нет, может происходить чередование сильных эмоцийтипа любви или гнева с состоянием покоя и уравновешенности. В ходе практикимедитативные состояния начинают тяготеть к большему покою, положительнымэмоциям, к большей чувствительности в восприятии, в дальнейшем доходя до таких,как глубокая умиротворенность, концентрация, положительные эмоции радости.
Медитация положительно влияет на творческие способности,увеличивает чувствительность восприятия, чувство самоконтроля, моральногоразвития, умственных способностей, самоактуализации.
У людей, практикующих медитацию, постепенно снижается склонностьк психологическим защитам, они меньше вступают в конфликты. Они принимают своиневрозы весьма спокойно.
Многие воздействия медитации считаются благоприятными иисследователи полагают, что она может лечить различные психологическиенарушения (тревоги, фобии, посттравматические стрессы, бессонница и слабаядепрессия).
По сравнению с другими методами практика медитации являетсяболее осмысленной, приносит больше радости, легче поддерживается и способствуетразвитию интереса к самопознанию.
Подытоживая, можно сказать, что людям, кто продолжительноевремя и с успехом практикуют медитацию, свойственны некоторые общие черты:повышенный интерес к внутреннему опыту, открытость к необычным переживаниям,самоконтроль, способность к концентрации, уменьшенная склонность к неврозам ибольшая открытость к принятию неблагоприятных характеристик личности.
Данная тема является очень актуальной для многих людей,интересующихся возможностями человеческой психики.

Литература
1. Выготский Л.С.Мышление и речь – М: «Вече», 1956 – 467 стр.
2. Голмен Д.Многообразие медитационного опыта – Киев: «Юнити», 1993 – 123 стр.
3. Гроф С. Запределами мозга – М: «Мысль», 1993 – 96 стр.
4. Леонтьев А.Н.Деятельность. Сознание. Личность – М: «Вече», 1975 – 265 стр.
5. Петренко В.Ф.Психосемантика сознания – М: «Вентана – Граф», 1988 – 65 стр.
6. Тарт Ч. Состояниясознания – М: «Феникс», 1994 – 154 стр.

Приложение
медитациясознание человек психологический
Таблица1. Уровни дхианыУровни концентрации Состояния сознания Предварительная стадия Мешающие мысли преодолеваются, другие мысли пока остаются; осознание сенсорных восприятий и своего тела. Преобладают мысли о главном объекте концентрации. Чувство восторга, счастья, уравновешенности. Мысли о главном объекте концентрации, раз возникнув, устойчиво поддерживаются. Вспышки света или телесная легкость. 1 Исчезают мешающие мысли, сенсорные восприятия. Осознание болезненных физических состояний; сознание с самого начала приковано к объекту концентрации; чувство блаженства, восторга, однонаправленности. 2 Чувство блаженства, восторга, однонапривленности. Никаких мыслей об объекте концентрации нет. 3 Чувство блаженства, однонаправленность и невозмутимость. Восторг исчезает. 4 Невозмутимость и однонаправленность. Блаженство и всякое чувство удовольствия в теле исчезают. 5 Сознание бесконечного пространства; невозмутимость и однонаправленность. 6 Сознание безобъектного пространства; невозмутимость и однонаправленность. 7
Осознание пустоты; невозмутимость и
однонаправленность. 8 Ни восприятие, ни невосприятие; невозмутимость и однонаправленность.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.