Реферат по предмету "Психология"


Методы исследования бессознательного по З. Фрейду

Федеральное агентство по образованию РФ
Государственное образовательное учреждение высшегопрофессионального образования
АМУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
(ГОУВПО «АмГУ»)
Кафедра психологии и педагогики
Реферат
На тему: Методы исследования бессознательного по З. Фрейду
По дисциплине: Общая психология
Исполнитель
студентгруппы 668 Ю.В. Климович
Руководитель
ассистентЕ.В. Павлова
Нормоконтроль
ассистентЕ.В. Павлова
Благовещенск 2006г.

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Понятиебессознательного
2Содержание бессознательного
3 Методыисследования бессознательного по З. Фрейду
Заключение
Библиографическийсписок

ВВЕДЕНИЕ
Зигмунд Фрейд родился 6 мая 1856 г. в небольшом моравском городе Фрейбурге в семье небогатого торговца шерстью. В 1860 г. семья переехала в Вену, где будущий знаменитый ученый прожил около 80 лет. В большой семьебыло 8 детей, но только Зигмунд выделялся своими исключительными способностями,удивительно острым умом и страстью к чтению. Он окончил гимназию с отличием в17 лет и поступил в знаменитый Венский университет.
В эти годы он работал в физиологическойлаборатории доктора Э. Крюке. Эта работа во многом определила уверенностьФрейда в роли биологических основ психики, его внимание к сексуальным ифизиологическим параметрам, определяющим бессознательные мотивы человека.Получив в 26 лет докторскую степень, Фрейд вследствие материальных затрудненийвынужден был заняться частной практикой. Вначале он работает хирургом, однако, прослушавкурс по психиатрии, заинтересовывается этой областью, прежде всего связью междупсихическими симптомами и физическими болезнями. К 1885 году он добиваетсяпрестижного положения лектора в Венском университете. При помощи Крюке Фрейдполучил стипендию для поездки в Париж в клинику Шарко. Эта стажировка не толькооткрыла Фрейду роль гипноза в лечении истерии, но и подняла впервые завесу надбессознательным, продемонстрировав роль неосознанных мотивов в поступкахчеловека. По возвращении в Вену Фрейд совместно с психиатром Брейером исследуетдинамику истерии, опубликовав несколько работ на эту тему. Однако постепенно онотходит от Брейера, который настороженно отнесся к предположениям Фрейда освязи неврозов с сексуальными отклонениями. Не принял Брейер и новый, предложенныйФрейдом метод лечения истерии психоанализ.
Впоследствии, анализируя свой научный путь, Фрейд писал, что боялсяпринять ответственность за сделанное им открытие и старался разделить его сдругими, боялся и самого этого открытия. Фрейд считал, что в своих отношениях сКрюке, Шарко и, особенно, с Брейером, он трансформировал свои отношения сотцом. Стремление заменить реального отца учителем вызвало и двойное отношениеФрейда к учителям — с одной стороны, восхищенное поклонение, с другой — желаниенайти свой собственный путь, превзойти своих учителей. Так постепенновырисовываются контуры концепции Фрейда о «трансфере» и«Эдиповом комплексе», которые затем займут важное место в его теорииличности.

1 ПОНЯТИЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО
Бессознательное — наиболее важная, содержательная и обширнаясистема психики, включающая различные, в том числе противоположные,неосознаваемые «первичные» влечения, инстинкты, желания, импульсы,мысли. Сами по себе процессы психически бессознательны, а сознательны лишьотдельные акты и стороны душевной жизни. Бессознательное являет собойасоциальную, аморальную и алогичную инстанцию психики, где действуют мощныебезличные силы жизни и смерти; поэтом оно может рассматриваться как истиннореальное психическое. Основной регулятор этой системы принцип удовольствия.
2 СОДЕРЖАНИЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО
Фрейд считал, что психикасостоит из трех слоев — сознательного, предсознательного и бессознательного, — в которых и располагаются основные структуры личности. Содержаниебессознательного, по мнению Фрейда, недоступно осознанию практически ни прикаких условиях.
В бессознательном слоерасполагается одна из структур личности — Ид, которая фактически являетсяэнергетической основой личности. В Ид содержатся врожденные бессознательныеинстинкты, которые стремятся к своему удовлетворению, к разрядке и такимобразом детерминируют деятельность субъекта. Существуют два основных врожденныхбессознательных инстинкта — инстинкт жизни и инстинкт смерти, которые находятсяв антагонистических отношениях, создавая основу для фундаментального,биологического внутреннего конфликта. Неосознанность этого конфликта связана нетолько с тем, что борьба между инстинктами, как правило, происходит вбессознательном слое, но и с тем, что поведение человека вызываетсяодновременным действием обеих этих сил.
С точки зрения Фрейда, инстинктыявляются каналами, по которым проходит энергия, формирующая нашу деятельность.Либидо, о котором так много писали и сам Фрейд и его ученики, и является тойспецифической энергией, которая связана с инстинктом жизни. Энергию, связаннуюс инстинктом смерти и агрессии, Фрейд обозначил термином Оно (Ид). Он такжесчитал, что содержание бессознательного постоянно расширяется, так как тестремления и желания, которые человек не смог по тем или иным причинамреализовать в своей деятельности, вытесняются им в бессознательное.
Вторая структура личности — Эго,по мнению Фрейда, также является врожденной и располагается как в сознательномслое, так и в предсознании. Таким образом, мы всегда можем осознать свое Я,хотя это может быть для нас и нелегким делом. Если содержание Ид расширяется,то содержание Эго, наоборот, сужается, так как ребенок рождается, по выражениюФрейда, с океаническим чувством Я", включая в себя весь окружающий мир. Современем он начинает осознавать границу между собой и окружающим миром,локализовать Я до своего тела, сужая таким образом, объем Я.
Эго следует принципу реальности,вырабатывая ряд механизмов, позволяющих адаптироваться к среде, справляться сее требованиями. Эго — посредник между стимулами, идущими как из этой среды,так и из глубин организма, с одной стороны, и ответными двигательными реакциями- с другой.
Третья структура личности — Супер-Эго — не врожденная; онаформируется в процессе жизни. Механизмом ее формирования является идентификацияс близким взрослым своего пола, черты и качества которого и становятсясодержанием Супер-Эго. В процессе идентификации у детей формируется так жеЭдипов комплекс (у мальчиков) или комплекс Электры (у девочек), то есть комплексамбивалентных чувств, которые испытывает ребенок к объекту идентификации.
Супер-Эго служит источником моральных и религиозных чувств,контролирующим и наказующим агентом. Если Я примет решение или совершитдействие в угоду Оно, но в противовес сверх-Я, то Оно испытывает наказание ввиде укоров совести, чувства вины. Поскольку сверх-Я черпает энергию от Ид, постолькусверх-Я часто действует жестоко, даже садистски.
Такое состояние внутреннего конфликта,в котором постоянно находится человек, делает его потенциальным невротиком.Поэтому Фрейд подчеркивал, что не существует четкой грани между нормой ипатологией. Возможность поддерживать свое психическое здоровье зависит отмеханизмов психологической защиты, которые помогают человеку если не предотвратить,то хотя бы смягчить конфликт между Ид и Супер-Эго.
Фрейд выделял несколько защитныхмеханизмов, главными из которых являются вытеснение, регрессия, рационализация,проекция и сублимация. Вытеснение является самым неэффективным механизмом, таккак при этом энергия, протекающая по инстинктивным каналам, не реализуется вдеятельности, но остается в человеке, вызывая рост напряженности. Желаниевытесняется в бессознательное, человек о нем совершенно забывает, но оставшеесянапряжение, проникая сквозь бессознательное, дает о себе знать в виде символов,наполняющих наши сновидения в виде ошибок, описок, оговорок. Символ, по мнениюФрейда, является не непосредственным отражением вытесненного желания, а еготрансформацией. Поэтому он придавал такое значение «психопатологииобыденной жизни», т. е. толкованию таких явлений, как ошибки и описки,сновидения человека, его ассоциации. Отношение Фрейда к символике было одной изпричин его расхождения с Юнгом, который считал, что существует непосредственнаяи тесная связь между символом и стремлением человека, и возражал противтолкований, придуманных Фрейдом. Регрессия и рационализация являются болееуспешными видами защиты, так как они дают возможность хотя бы частичнойразрядки энергии, содержащейся в желаниях человека. При этом регрессияпредставляет собой более примитивный способ выхода из конфликтной ситуации.Человек может начать кусать ногти, портить вещи, жевать резинку или табак,верить в злых или добрых духов, стремиться к рискованным ситуациям и т.д.,причем многие из этих регрессий настолько общеприняты, что даже невоспринимаются таковыми. Рационализация связана со стремлением Супер-Эго хотькак-то проконтролировать создавшуюся ситуацию, придав ей«добропорядочный» вид. Поэтому человек, не осознавая реальные мотивысвоего поведения, прикрывает их и объясняет придуманными, но моральноприемлемыми мотивами.
При проекции человек приписываетдругим те желания и чувства, которые испытывает сам. В том случае, когдасубъект, которому было приписано какое-либо чувство, своим поведениемподтверждает сделанную проекцию, этот защитный механизм действует достаточноуспешно.
Наиболее эффективным является механизм, который Фрейд назвалсублимацией. Он помогает направить энергию, связанную с сексуальными илиагрессивными стремлениями, в другое русло, реализовать ее, в частности, вхудожественной деятельности. В принципе Фрейд и считал культуру продуктомсублимации и с этой точки зрения рассматривал произведения искусства, научныеоткрытия. Наиболее успешным этот путь является потому, что на нем происходитполная реализация накопленной энергии, катарсис, или очищение, человека.
Либидозная энергия, которая связана с инстинкт том жизни, являетсятакже основой развития личности, характера. Фрейд говорил о том, что в процессежизни человек проходит несколько этапов, отличающихся друг от друга способомфиксации либидо, способом удовлетворения инстинкта жизни. При этом важно, какимименно способом происходит фиксация и нуждается ли человек при этом впосторонних объектах. Исходя из этого, Фрейд выделял три больших этапа.
Первый этап — либидо-объект — характерен тем, что ребенок нуждается постороннем объекте для реализациилибидо. Этот этап длится до одного года и носит название оральной стадии, таккак удовлетворение происходит при раздражении полости рта. Фиксация на этой стадийпроисходит в том случае, когда ребенок в этот период не смог реализовать своилибидозные желания. Для этого типа личности характерна определеннаязависимость, инфантильность.
Второй этап, который длится доначала полового созревания, называется либидо-субъект и характеризуется тем,что для удовлетворения своих инстинктов ребенку не требуется никакой внешнийобъект. Иногда Фрейд называл эту стадию нарциссизмом, считая, что для людей, укоторых произошла фиксация на этой стадии, характерна ориентация на себя,стремление использовать окружающих для удовлетворения собственных нужд ижеланий, эмоциональная отгороженность. Этап состоит из нескольких стадий.Первая, которая длится примерно до трех лет, — анальная, при которой ребенок нетолько учится навыкам туалета, но у него начинает формироваться и чувствособственности. Фиксация на этой стадии формирует анальный характер, которыйхарактеризуется упрямством, часто жесткостью, аккуратностью и бережливостью. Стрех лет ребенок переходит на следующую, фаллическую стадию, на которой детиначинают осознавать свои сексуальные отличия, интересоваться своимигениталиями. Эту стадию Фрейд считал критической для девочек, которые впервыеначинают осознавать свою неполноценность в связи с отсутствием у них пениса.Это открытие, считал он, может привести к позднейшей невротизации илиагрессивности, которая вообще характерна для людей, фиксированных на этойстадии. В этот период нарастает напряженность в отношениях с родителями, преждевсего с родителем своего пола, которого ребенок боится и к которому ревнуетродителя противоположного пола. Эта напряженность ослабевает к шести годам,когда наступает латентный период в развитии сексуального инстинкта. В этотпериод, который длится до начала полового созревания, дети обращают большоевнимание на учение, спорт, игры.
В подростковом возрасте детипереходят на третий этап, который также называется либидо-объект, так как дляудовлетворения сексуального инстинкта человеку опять необходим партнер. Этастадия также называется генитальной, так как для разрядки либидозной энергиичеловек ищет способы половой жизни, характерные для его пола и его типаличности.
Либидозную энергию Фрейд считал основой развития не толькоиндивида, но и человеческого общества. Он писал, что вождь племени являетсясвоего рода отцом рода, к которому мужчины испытывают Эдипов комплекс, стремясьзанять его место. Однако с убийством вождя в племя приходят вражда, кровь имеждоусобица и такой негативный опыт приводит к созданию первых законов, табу, которыеначинают регулировать социальное поведение человека. Позднее последователиФрейда создали систему этнопсихологических концепции, которая объяснялаособенности психики различных народов способами прохождения основных этапов вразвитии либидо.
3 МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО ПО З. ФРЕЙДУ
Для исследования проявленийбессознательного в рамках теории психоанализа были разработаны методы ихизучения — метод свободных ассоциаций и метод анализа сновидений. Методсвободных ассоциаций предполагает толкование психоаналитиком непрерывнопродуцируемых пациентом слов. Психоаналитик должен найти закономерность впродуцируемых пациентом словах и сделать соответствующее заключение о причинахсостояния, возникшего у обратившегося за помощью человека. В качестве одного извариантов данного метода в психоанализе используется ассоциативный эксперимент,когда пациенту предлагают быстро и не задумываясь называть слова в ответ наслово, произнесенное психоаналитиком. Как правило, через несколько десятковпроб в ответах испытуемого начинают проявляться слова, связанные с его скрытымипереживаниями.
Аналогично осуществляется анализснов. Необходимость анализа снов, по мнению Фрейда, связана с тем, что во времясна снижается уровень контроля сознания и перед человеком предстают сновидения,обусловленные частичным прорывом в сферу сознания его влечений, которыеблокируются сознанием в состоянии бодрствования.
Особое внимание Фрейд уделял невротическим симптомам. Согласно егопредставлениям, невротические симптомы — это следы вытесненных травмирующихобстоятельств, которые образуют в сфере бессознательного сильно заряженный очаги оттуда производят разрушительную работу по дестабилизации психическогосостояния человека. Для того чтобы избавиться от невротических симптомов, Фрейдсчитал необходимым вскрыть этот очаг, т. е. сделать так, чтобы больной осозналпричины, обусловливающие его состояние, и тогда невроз будет излечен.
Для Фрейда бессознательноехарактеризуется некой двойственностью, выявляемой не столько прифеноменологическом описании бессознательных процессов как таковых, сколько прираскрытии динамики их функционирования в человеческой психике. С одной стороны,в ходе описания психических процессов, не являющихся сознательными, обнаруживаетсятак называемое скрытое, латентное бессознательное. Его характерным признакомявляется то, что представление, будучи сознательным в какой-то момент,перестает быть таковым в следующее мгновение, но может вновь стать сознательнымпри наличии определенных условий, способствующих переходу бессознательного всознание.
С другой стороны, динамикаразвертывания психических процессов такова, что она свидетельствует о наличии вчеловеческой психике какой-то противодействующей силы, препятствующейпроникновению бессознательных представлений в сознании.
Согласно Фрейду, «естьдвоякое бессознательное: скрытое, но способное стать сознательным, ивытесненное, которое само по себе и без дальнейшего не может стать сознательным».Первый вид бессознательного основатель психоанализа называет «предсознательным»,второй — вытесненным бессознательным. Отсюда — идеи Фрейда о «топике»человеческой психики, состоящей из бессознательного, предсознательного исознания.
Фрейд осознавал всюдвусмысленность, возникающую в процессе глубинного рассмотрениябессознательного с точки зрения его функциональных особенностей протекания вразличных психических системах — в системах предсознательного и вытесненногобессознательного. Более того, он считал, что некая двусмысленность возникает ипри рассмотрении сознания и бессознательного, так как в конечном счете различиямежду ними — это вопрос восприятия, на который необходимо ответитьутвердительно или отрицательно. По этому поводу основатель психоанализазамечал: «Мы не в состоянии избежать двусмысленности, употребляя словасознательный и бессознательный то в описательном смысле, то в систематическом втех случаях, когда они означают принадлежность к определенным системам илиобладают известными свойствами». Для того чтобы избежать двусмысленности,он предложил использовать буквенное обозначение для описания различныхпсихических систем. Так, система сознания сокращенно обозначается им как bw (bewuβt),система бессознательного — как ubw (unbewuβt), система предсознательного — как vbw (vorbewuβt). Прихарактеристике различных психических процессов Фрейд также пользуется буквеннымобозначением, понимая под ubw вытесненное,динамически понятое бессознательное. При этом он неоднократно напоминает о том,что в «в описательном смысле существует двоякое бессознательное, вдинамическом же только одно».
Для того чтобы превратить это патогенное незнание в нормальноезнание, перенести «вытесненное» бессознательное в предсознательное, а затем и всознание, необходимо, как считает Фрейд, восстановить нарушенные внутренниесвязи, помочь невротику уяснить смысл происходящего и тем самым подвести его кпониманию подлинных причин, обусловивших его страдания. В принципе все этовозможно, поскольку в психике человека нет ничего произвольного, случайного, недетерминированного. Согласно Фрейду, каждый психический акт, каждыйбессознательный процесс имеет определенный смысл, включает в себя смысловыесвязи.
Прояснение смыслабессознательных мотивов, влечений и побуждении человека, скрытого от егосознания и совершенно непонятного в силу символического языка самогобессознательного психического, как раз и осуществляется, но убеждению Фрейда,путем скрупулезного и трудоемкого расчищения «отбросов жизни», с темчтобы постепенно добраться до первооснов человеческого бытия с их историческисложившимися структурами, специфической образной символикой и иносказательнойсмыслозначимостыо. Бессознательное громогласно заявляет о себе, хотя сознаниечеловека не слышит его голоса, ибо они говорят на разных языках. Поэтомуоснователь психоанализа призывает сосредоточить усилия исследователей нарасшифровке языка бессознательного.
Сам он пытается создатьспециальный словник, в котором осуществляется перевод бессознательной символикипа язык обыденного сознания. По этому поводу С. Цвейг замелил: «Подобнотому как египтологи использовали таблицу Розетты, начинает и Фрейд наноситьзначок за значком, начинает разрабатывать для себя словарь и грамматику языкабессознательного, чтобы уразуметь те голоса, которые заучат за нашими словами иза нашим сознанием предостерегающе или зовуще и власти которых мы в большинствеслучаев подпадаем более роковым образом, чем велениям сознательной нашей волн».
В соответствии с этимфрейдовским словником видение, например, дома в сновидениях или в галлюцинацияхрасценивается как символ изображения человека. Дом с гладкими стенами — образмужчины, здание с балконом и другими выступами — образ женщины. Цифра «три»- мужские гениталии и т. д. Причем буквально все символы во фрейдовскомсловнике имеют сексуальный подтекст. Поэтому расшифровка языка бессознательногов психоаналитической философии так или иначе замыкается на отысканиесексуальных корней, лежащих в основе мотивационной деятельности человека.
Если обращение к исследованию «отбросовжизни» — составляет одну из характерных особенностей психоаналитическойтеории познания, то другая ее особенность заключается в редукции настоящего кпрошлому. Археологические раскопки человеческой психики в психоаналитическойфилософии являются не чем иным, как исследовательской процедуройредукционистского характера, в соответствии с которой познание бессознательногоосуществляется путем погружения в глубины человеческого бытия. Оказывается, что«психоанализ не может объяснить ничего настоящего, не сведя его кчему-нибудь прошлому».
Этим прошлым для Фрейда являетсякак раннее детство отдельного человека, так и первобытное состояниечеловеческого рода. Изучение и толкование сновидений, будучи, по убеждениюоснователя психоанализа, важным средством «для познания бессознательного»,наглядно демонстрируют истоки бессознательных желаний человека, уходящих своимикорнями в прошлое. «Работа сновидений, — замечает Фрейд, — возвращает наск доисторическому времени двоякого рода: во-первых, это — индивидуальныйдоисторический период, детство; во-вторых, поскольку каждый индивид в своемдетстве так или иначе вкратце повторяет развитие человеческого рода, это — филогенетическая доисторическая эпоха».
В конечном счете психоаналитическая теория познания оказываетсяопирающейся на фрейдовский постулат, согласно которому источникомбессознательного является нечто инфантильное. Поэтому «вытесненное»бессознательное взрослых людей рассматривается в психоаналитической философииисключительно через призму желаний и влечений человека, имевших место еще в детстве.
В процессе выявления смыслабессознательных проявлений человеческой деятельности Фрейд делал ставку наизучение сновидений, полагая, что это наиболее плодотворный путь иперспективный подход для понимания природы, содержания и механизмов функционированиябессознательного. Первая его фундаментальная работа — «Толкованиесновидений» — целиком была посвящена этой задаче, т.е. исследованиюбессознательного посредством интерпретации различных сновидении. Однако в концесвоей работы Фрейд заметил, что как реальное психическое бессознательноераскрывается «данными сновидения в столь же незначительной степени, как ивнешний мир показаниями наших органов чувств». В дальнейшем, но мереразработки своей психоаналитической теории познания и изучения бессознательного,он пришел к таким же неутешительным выводам.
Да и в клинической практикепознание бессознательного с целью устранении неведения больного относительносвоих душевных процессов, как основной причины возникновения неврозов, не велок автоматическому избавлению от невротических расстройств. Исходная установка: «Знаниесмысла симптомов ведет к освобождению от них», — оказалась проблематичной.В принципе эта исходная установка лежала в основе психоаналитической теориипознания и она ориентировала на раскрытие смысла бессознательной деятельностичеловека, для того чтобы за символическим языком бессознательного выявить, егоскрытые тенденции и сделать их объектом сознания.
Но в теоретическом планепознание бессознательного доходило до фиксации бессознательных влеченийсексуального характера и на этом останавливалось. В клинической же практикеоказалось, что знание психоаналитиком бессознательных влечений пациентов вовсене тождественно знанию больного о своей бессознательной деятельности. Дажераскрытие смысла отдельных проявлении бессознательных актов больного неосвобождало его от невроза. «Наше знание о бессознательном, — замечалФрейд, — неравноценно знанию больного; если мы сообщаем ему наше знание, то онобладает им не вместо своего бессознательного, а наряду с ним, и благодаряэтому в его психике ничего не изменилось. Мы должны представить этобессознательное топически, должны его найти в его воспоминании, там, где оновозникло благодаря вытеснению. Это вытеснение необходимо устранить, и тогда легкоможет совершиться замена его бессознательного сознанием».
Но на практике устранениевытеснения отнюдь не всегда легко приводило к осознанию больным своегобессознательного, не говоря уже о том, что психоаналитическая терапия далеко нечасто давала обнадеживающие результаты, как это ожидалось Фрейдом.
Таким образом, как втеоретическом отношении, так и в практическом плане расшифровка «следов»бессознательного и выявление смысла бессознательной психической деятельности нерешали окончательно вопроса о возможности понимания и осознаниябессознательного психического. Ведь интерпретация бессознательныхпредставлений, отражающихся в речи человека или в его сновидениях, что являетсяосновным объектом исследования в психоаналитической философии, может допускатьсамое произвольное толкование.
Понимание языкового материала,речевого потока зависит от субъективного восприятия самого психоаналитика. Неслучайно психоаналитики, придерживающиеся различных взглядов на исходныеструктуры бессознательного, по-разному воспринимают и «историческую истину»,скрывающуюся за обычной речью своих пациентов. Очевидно, что не меньшаяпроизвольность может быть допущена и при толковании сновидений, ибо, во-первых,как установили сами психоаналитики пациенты нередко приспосабливают содержаниесвоих сновидений к теориям лечащих их врачей и, во-вторых, психоаналитики частоусматривают в сновидениях своих пациентов именно то, что им непременно хочетсявидеть, чтобы тем самым привести в согласие теорию и практику. К этому следует добавить, что всегда существует,по признанию Фрейда, „опасность проглядеть еще какое-нибудь вполнедоступное толкование“. Стало быть, расшифровка следов бессознательного ивыявление смысловых связей в психоаналитической философии отнюдь не исключаютсубъективно-личностного, пристрастного отношения, проявляющегося в процессепсихоаналитического познания бессознательного.
И наконец, претендуя на то, чтобы психоанализ рассматривался неиначе, как средство научного исследования, Фрейд в то же время делает большийакцент не на объяснение, а на описание и толкование бессознательнойдеятельности человека. Правда, в своих работах он подчас не проводил различиймежду объяснением и толкованием. Однако вполне очевидно, что за описанием итолкованием психических явлении должно стоять их объяснение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Впервые Фрейд заговорил опсихоанализе в 1896 году, а через год он начал проводить систематическиесамонаблюдения, которые фиксировал в дневниках до конца жизни. В 1900 годупоявилась его книга „Толкование сновидений“, в которой он впервыеопубликовал важнейшие положения своей концепции, дополненные в следующей книге»Психопатология обыденной жизни". Постепенно его идеи приобреталипризнание. В 1910 году его приглашают читать лекции в Америке, где его теорияприобретает особую популярность. Его работы переводятся на многие языки. ВокругФрейда постепенно складывается кружок почитателей и последователей, в которыйвходят К.Юнг, А.Адлер, Ш.Ференчи, О.Ранк, К.Абрахам. После организациипсихоаналитического общества в Вене его филиалы открываются во всем мире,психоаналитическое движение ширится. В то же время Фрейд становится все болеедогматичным в своих взглядах, не терпит ни малейших отклонений от своейконцепции, пресекая все попытки самостоятельной разработки и анализа некоторыхположений психотерапии или структуры личности, предпринимаемые его учениками.Это приводит к разрыву с Фрейдом самых талантливых его последователей Адлера,Юнга, Ранка.
По мере роста известности Фрейдаросло и количество критических работ, направленных против него. В 1933 годунацисты сожгли книги Фрейда в Берлине. После захвата гитлеровцами Австрииположение Фрейда становится опасным. Зарубежные психоаналитические обществасобирают значительную сумму денег и фактически выкупают Фрейда. Он уезжает в Англию.Он умер в 1939 году, оставив после себя созданный им мир, уже полностьюоткрытый для толкований и критики.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
1. Гальперин П.Я. Хрестоматия по истории психологии П.Я.Гальперина, А.Н. Ждан. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. – 296 с.
2. Головин С.Ю. Словарь практического психолога / С.Ю.Головин. – Минск: ХАРВЕСТ, 2005. – 972 с.
3. Маклаков А.Г. Общая психология А.Г. Маклаков. – СПб.:Питер, 2000. – 582 с.
4. Фрейд Зигмунд. Я и Оно. Хрестоматия по историипсихологии / Зигмунд Фрейд. – СПб.: Алетейя, 1986. – 244 с.
5. Ярошевкий М.Г. История психологии от античности досередины XX века М.Г. Ярошевский. – М.: Академия,1996. – 416 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.