Реферат по предмету "Психология"


Механизмы развития мотивации в подростковом возрасте

Реферат
по предмету:
«Возрастнаяпсихология»
на тему:
«Механизмыразвития мотивации в подростковом возрасте»

Содержание
 
Введение
Механизмы развития мотивации человека
Заключение
Список литературы

Введение
 
Изучение мотивацииявляется традиционной проблемой общей психологии. Известны классические(психоанализ, школа К.Левина, гуманистическая психология, теория деятельности,когнитивные теории, факторный подход, работы по психологии установки и др.) исовременные исследования механизмов формирования и развития мотивационной сферы(В.Г.Асесв, И.А.Васильев, В.К.Вилюнас, В.А.Иванников, М.Ш.Магомед-Эминов,Д.МакКлелланд, Х.Хекхаузен, Ж.Нюттен, Дж. Аткинсон). Отдельной ветвьюпсихологических исследований является изучение мотивации в различных видахдеятельности: познавательной (школа О.К.Тихомирова), в том числе учебной (школаЛ.И.Божович, А.К.Маркова), творческой (А.Маслоу, К.Роджерс, М.Г.Ярошевский,П.М.Якобсон, T.Amabile), трудовой и др.
Проблема мотивации имотивов поведения – одна из стержневых в психологии. «Откуда берутся и каквозникают мотивы и цели индивидуальной деятельности? Что они собойпредставляют? Разработка этих вопросов имеет огромное значение не только дляразвития теории психологии, но и для решения многих практических задач» пишетБ.Ф.Ломов.
Мотивация какпсихологическое явление трактуется по-разному. В одном случае – каксовокупность факторов, определяющих поведение. В другом – как совокупностьмотивов. В третьем – как побуждение, вызывающее активность организма иопределяющее ее направленность. И так далее. Для однозначности восприятияпонятия «мотивация» в данном тексте мы будем рассматривать мотивацию какдинамический процесс формирования мотива (как основания поступка).
Довольно часто психологив своих теоретических работах пытаются рассмотреть отдельно мотивацию внешнюю –экстринсивную и внутреннюю – интринсивную. Но на практике человек не может независеть в своих решениях и поступках от влияния окружения. То есть навнутреннюю мотивацию оказывают влияние внешние факторы. Говоря о внешнеймотивации необходимо принять во внимание, что обстоятельства, условия, ситуацииприобретают значение для мотивации только тогда, когда становятся значимыми длячеловека, для удовлетворения потребности, желания. Поэтому внешние факторыдолжны в процессе мотивации трансформироваться во внутренние.
Вспомним книгу Д.Карнеги:«Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей». Через всю эту книгу идетодна основная мысль. Единственная возможность заставить человека сделатьчего-либо – это сделать так, чтобы он сам захотел сделать это. Изучениемотивации нам необходимо, так как это один из методов управления личностью,воздействия на ее потребности и желания.
 

Механизмыразвития мотивации человека
 
Содержание того, что впринципе способно мотивировать человека, буквально безгранично, так как все,что произведено и производится обществом как в материальной, так и духовнойсферах, в конечном счете осуществляется конкретными людьми, которые к неисчислимымвидам деятельности побуждаются столь же разнообразной мотивацией. Описыватьданный, содержательный, аспект мотивации человека — значит воспроизводить вмотивационных терминах все разнообразие его бытия, тех задач и ролей, которые ондобровольно или по необходимости принимает на свою долю в некоторой социальнойсистеме, т. е. изображать частное, что, как известно, само по себе не ведет квыделению существенного. В психологическом анализе более целесообразным ипродуктивным представляется другой подход, по мере возможности отвлекающийся отсодержательных различий в мотивации и сосредоточивающийся на том, в какого родаобразованиях она в принципе обнаруживается в индивидуальной психике, какиевоздействия обеспечивают ее формирование и актуализацию, каковы закономерностиэтих процессов и т. п. То, на что направлены подобные вопросы, обобщенно можетбыть названо механизмами мотивации. Отметим, что задача исследования механизмовактуальна не только для мотивации, являясь одной из главных также и для многихдругих линий развития человека, в отношении которых «необходимо… еще болееактивно изучать и описывать явления, по­зволяющие ответить на вопрос, которыйможно грубо сформулировать так: что в психике из чего возникает, когда и вкакой последовательности?». В психологической литературе содержательномуаспекту мотивации обычно противопоставляется динамический аспект,подчеркивающий прежде всего ее процессуальные особенности, развитие ивзаимодействие побуждений, энергетическую сторону регуляции деятельности.Однако энергия, если она не слепая, должна чем-то распределяться, процесс, какправило, является следствием взаимодействия некоторых структурных образований,короче, мотивационная динамика предполагает осуществляющие ее механизмы,которые наполняются тем или иным предметным содержанием, но к нему несводимы.Фрейдовское вытеснение, например, прежде всего процессуальный феномен, однаковполне правомерно предположение о существовании специального осуществляющегоего механизма, не зависящего от того, что именно подвергается вытеснению. Такимобразом, выделение наряду с содержательным и динамическим еще одного аспектамотивации — реализующих ее внутренних механизмов—представляется оправданным шагом,повышающим структурированность этой проблематики и облегчающим ее описание. Четкоеопределение упомянутых аспектов мотивации невозможно, так как речь идет лишь огносеологических абстракциях, не имеющих конкретных признаков различения и неотрывныхдруг от друга в онтологическом проявлении. Один и тот же феномен может бытьохарактеризован и как процесс, и как механизм в зависимости от контекстаобсуждения; так, упомянутый процесс вытеснения имеет, с одной стороны, своймеханизм, в основе которого лежит, допустим, взаимодействие эмоций, сдругой—сам может рассматриваться как механизм устранения противоречий вмотивационной сфере личности. По­этому тот или иной аспект мотивации выступаетна первый план в зависимости от характера стоящих перед исследователем задач.Так, если в собственно научном анализе можно в известной мере отвлекаться отсодержательных различий в мотивации, полагая, что выводы из рассмотренногочастного материала сохраняют силу -для аналогичных случаев, то в прикладных исследованиях,когда важно выявить, что именно мотивирует конкретных людей или их группы,такие различия могут стать центральной проблемой. Понятно, что абсолютноепротивопоставление выделяемых аспектов мотивации невозможно и что речь можетидти лишь о том, которому из них при совместном анализе отдаетсяпреимущественное внимание. Исследование, уделяющее главное вниманиепсихологическим механизмам мотивации, было проведено в отношении низших ееуровней, обеспечивающих удовлетворение биологических потребностей (Вилюнас, 1986).
1. Постановка вопроса опсихологических механизмах мотивации возможна только при условиипринципиального отказа от параллелистической трактовки психического, котораяпод влиянием традиций позитивизма и, в частности, физиологических концепций продолжаетсохранять прочные позиции в современной психологии, причем не обязательно вявно декларируемом виде. Несмотря на отсутствие конкретных представлений об онтологическойприроде психического, сам факт его возникновения в биологической эволюции и тефункции, которые оно выполняет в приспособлении живых существ к изменчивойсреде, свидетельствуют о том, что оно представляет собой качественно новый уровеньвзаимодействия регулятивных процессов, обеспечивающий выработку в конкретнойситуации индивидуально-гибких, т. е. генетически целиком незапрограммированных реакций;это функциональное назначение психическое осуществляет на основе целостногоотражения ситуации и потенциально возможных в ней действий.
2. При данном понимании психическоготермин мотивация служит родовым понятием для обозначения всей совокупностифакторов, механизмов и процессов, обеспечивающих возникновение на уровнепсихического отражения побуждений к жизненно необходимым целям, т. е.направляющих поведение на удовлетворение потребностей. На основе психическогоотражения регулируется не весь процесс удовлетворения биологическихпотребностей, а только те его звенья, которые предполагают активность визменчивой среде и требуют ситуативной выработки реакций.
3. Взаимосзязанность какэволюционного развития, так и функционального обнаружения механизмов мотивации исключаетотчетливое различение в сложной внутренне соподчиненной их системе отдельныхструктурных единиц, таких как «потребность», «мотив» и т. п. При наполнениитакого рода теоретических категорий конкретным содержанием неизбежен, по крайнеймере на современном уровне знаний о механизмах мотивации, элементпроизвольности.
4. В процессеактуализации потребностей и порождении ими конкретных мотивационных побужденийможно выделить две основные фазы. Если потребность актуализируется приотсутствии в окружении соответствующего ей предмета, формируется специфическое состояниемотивационной установки, означающее потенциальную готовность к активной реакциив случае его появления.
Известен феномен стольглубокого погружения субъекта в выполняемую им деятельность (познавательную,трудовую, творческую, спортивную и др.), когда вся его жизнь становитсяподчиненной только целям, связанным с этой деятельностью, что дало повод дляпоявления стереотипов трудоголиков, увлеченных игроков и т.п. Наиболее яркоданный феномен описан применительно к творческой деятельности (Якобсон, 1936;Маслоу, 1999; Amabile, 1999). Наблюдаемая гиперактивность требуетсоответствующей силы побуждения и работы особых мотивационных механизмов,которые можно назвать гипермотивацией. О явлении гипермотивации можно говоритьв двух значениях: как о высокой силе мотива (что не может в полной мереобъяснить происхождение и механизмы развития гипермотивации) и как обустойчивой, определяющей и доминирующей роли мотивов деятельности, которыеподчиняют себе мотивацию субъекта, как о его специфической иерархии мотивов.Необходимо признать, что в явлении гипермотивации большую роль играет каквысокая сила мотива, так и определяющее, доминирующее значение данного мотива(или их комплекса) в иерархии мотивов личности. В клинической практикегипермотивация изучалась в рамках исследования формирования зависимостей отпсихотропных средств. Так, в работах Б.С.Братуся подробно изучены механизмывозникновения и дальнейшего развития мотивации больных алкоголизмом (Братусь,1988). В настоящее время изучение механизмов гипермотивации в тех видах деятельности,которые опосредствованы компьютером, является особенно актуальным. Случаичрезмерного увлечения применением компьютерных технологий п различных видахдеятельности происходят часто и представляют реальную психологическую проблему(Young, 1998).
Психологические проблемыприменения информационных технологий все активнее привлекают вниманиеспециалистов. Разрабатываются глобальные проблемы, связанные с трансформациейсовременной культуры и развитием личности в условиях широкого распространения иприменения информационных технологий (В.П. Зинченко, О.К.Тихомиров,Ю.Д.Бабаева, А.Е.Войскунский, Е.Б.Моргунов, М.Коул, J.Suler, К.Young,Sh.Turkle). Проводится теоретико-методологическая и практическая работа поизучению изменения операционально-технического состава деятельности,опосредствованной информационными технологиями, влияния применения компьютеровв учебной, трудовой, игровой и другой деятельности (А.В.Брушлинский,А.А.Крылов, О.К.Тихомиров, В.В.Рубцов, А.Е.Войскунский, А.И.Нафтульев,С.Л.Новоселова, В.М.Мунипов, Б.Ф.Ломов, В.Е.Лепский, В.Я.Ляудис, Т.В.Корнилова,А.Г. Шмелев, В.С.Собкин, Ч.Крук, Г.Астляйтнер, Г.Сакман, Б.Шнейдерман,А.Чапанис). Развитие и внедрение информационных технологий в деятельностьчеловека идет все более быстрыми темпами. Круг видов деятельности,опосредствованных информационными технологиями, расширяется; восходящие кинформационным технологиям метафоры, понятия и теоретические конструктыиспользуются в современных философских и социальных теориях, особеннопостмодернистского характера (Ж.Бодрийяр, 1995; М.Кастельс, 2000; А.И. Ракитов,1991; Г.Л.Смолян, 1997; К. Gergen,1996).
Информационные технологиипредставляют собой развитие знаковых систем, которые, опосредствуя деятельностьчеловека, оказывают влияние на его психику (А.Н.Леонтьев, 1970; Тихомиров,1993). Поэтому изучение психологических механизмов мотивации (и в особенностигипермотивации) в условиях деятельности, опосредствованной компьютернымитехнологиями, является закономерным и актуальным. При переопосредствовании деятельности(Коул, 1997) наряду с прямым воздействием информационных технологий напсихические процессы, мотивацию и на личность в целом происходит такжекосвенное воздействие (Бабаева, Войскунский, 1998).
Тенденция к возникновениюгипермотивации деятельности, опосредствованной компьютером, выявляется вкоммуникативной деятельности (Интернет-аддикция, обозначаемая также какзависимость от Интернета), игровой деятельности (увлечение компьютерными играмиили игровая «наркомания») и познавательной (хакерство) (Бабаева и др., 2000;Turkle, 1995; Young, 1998).
Примером изменениямотивации личности в условиях активного применения информационных технологийявляется т.н. хакерство. Хакерство понимается нами как ярко выраженноеувлечение познанием в сфере информационных технологий, выходящее за рамкипрофессиональной или учебной деятельности (и необходимости), что подразумеваетмотивационную интерпретацию этого явления. Для психологической науки хакерствопредставляет особый интерес как пример гипермотивации в условиях примененияинформационных технологий. Для практики изучение хакерства является актуальнойпроблемой современного общества: педагоги и родители обеспокоены увлечениемкомпьютерами детей и подростков, а службы безопасности — постоянными атакамихакеров на системы защиты компьютеров и борьбой с компьютерными вирусами.
Несмотря на высокуюактуальность, исследования хакерства затруднены целым рядом причин, в которыйвходит быстрое изменение технологий, размытость границ хакерского сообщества,стремление хакеров к анонимности и их малая доступность и подозрительность. Влитературе представлены социологические (G.R.Meyer, T.Jordan, P.Taylor),юридические (Ю.М.Батурин), криминалистические (D.Denning) и журналистские (Дж.Маркоф, К. Хефнер) исследования хакерства. В данных работах отражены исоображения о психологических характеристиках хакеров. Собственнопсихологических исследований имеется крайне мало. В них выделена познавательнаямотивация хакерской деятельности (Turkle, 1984) и выявлен высокий уровеньпереживания опыта потока пользователями Интернета, в т. ч. и хакерами (Hoffman,Novak, 1997). Опыт потока понимается как особое состояние поглощенностидеятельностью, в котором действие следует за действием в своей внутреннейлогике, а результат деятельности отходит в сознании субъекта на второй план.Как было показано в исследованиях, опыт потока возникает тогда, когдатребования возникающих перед субъектом задач точно соответствуют имеющимся унего навыкам их решения (Csikszentmihalyi, 2000).
Большое внимание анализуи описанию мотивации хакерства уделяли исследователи — неопсихологи. Наряду спознавательными мотивами и мотивами, связанными с принятием и утверждениемличности в социуме (самоутверждения, признания в группе и т.д.), которые могутбыть объединены в группу социальных, ими были выделены следующие мотивыхакерства: анархические тенденции (Маркоф, Хефнер, 1996), любопытство, скука,удовольствие, получаемое от ощущения силы, борьба за свободу информации изависимость от компьютеров (Taylor, 2000) и пр. С психологической точки зрениябольшинство из перечисленных мотивов представляют собой отрефлексированныесамими хакерами и декларируемые ими знаемые мотивировки своей деятельности.Некоторые описанные в качестве мотивов знаемые мотивировки хакерства (например,зависимость от компьютеров, предпочтение взаимодействия с компьютером получениюрезультатов, любопытство, борьба за свободу информации) преподносятся вхакерских средствах массовой информации (специальных новостных серверах, листахрассылки) как мотивы знаменитых хакеров, которым следует подражать. Вдальнейшем менее опытные хакеры часто воспроизводят подобные формулировки ивербализуют их как мотивацию собственной деятельности. Таким образом, можетбыть отмечено значительное внимание как исследователей, так и самих хакеров кпроблемам мотивации. Однако при отсутствии специальных психологических методовизучение мотивации подменяется изучением знаемых и декларируемых мотивировокхакеров (Taylor, 2000). Это делает специальное психологическое исследование мотивациихакерства особенно актуальным.
Анализ представлений омотивации хакеров показал, что деятельность хакеров побуждается множествоммотивов, которые были объединены в три вида: познавательные (являющиеся дляэтой деятельности внутренними), социальные (внешние по своей природе мотивывхождения в референтную группу, самоутверждения, принятия в группе или социумеи пр.) и мотив переживания опыта потока (процессуальный мотив).
Вопрос о развитиимотивации затрагивался многими исследователями; для некоторых из них былохарактерно выделять базовую мотивацию и производные мотивы, развивающиеся на ееоснове. Так, в качестве базовых потребностей предлагались: Э.Толменом — витальные потребности (цит. по Нюттен, 1975), 3. Фрейдом -сексуальныепотребности и агрессия (инстинкт жизни и инстинкт смерти) (Фрейд, 1923),М.И.Лисиной и Д.Б.Элькониным — потребность в общении (Лисина, 1986; Эльконин,1960), Л.И.Божович — потребность в новых впечатлениях (Божович, 1968) и т.д.Развитие других видов мотивов (во многих концепциях называемых психогенными иливторичными, третичными и т.д.) объяснялось с помощью мотивационных механизмов,имеющих условнорефлекторную природу. Например, потребность в общении с другимилюдьми может развиваться у ребенка вследствие того, что между появлением матери(или другого близкого взрослого) и удовлетворением его базовой потребности(например, в новых впечатлениях) у ребенка формируется условная связь,
Исходя из представлений осоциальной природе мотивации человека могут быть объяснены трудности, связанныес выделением базовых потребностей. Все потребности человека, воспитанного вчеловеческом обществе, изначально опосредствованы отношениями с матерью,близким взрослым, а в дальнейшем — с социальными институтами.
Остановимся на некоторыхмеханизмах мотивации, исследованных в психологической науке. Механизм развитиябиологической мотивации, упоминавшийся в работах многих психологов (например,Дж.Уотсона, цит. по Вилюнас, 1990), и действующий по принципу условногорефлекса, был выделен и подробно описан В.К.Вилюнасом и назван мотивационнымобусловливанием (1990). В случае мотивационного обусловливания происходит«передача эмоционального (мотивационного) значения новому содержанию» откакого-либо от одного воздействия к другому (Вилюнас, 1990, с. 50).
Ряд механизмов развитиямотивации был обнаружен З.Фрейдом. Теория мотивации была сформулирована Фрейдомв труде «Влечения и их судьба», в котором постулируется наличие базовыхвлечений и раскрываются механизмы их динамики. Представление о динамикевлечений — одно из основных положений теории Фрейда. Сексуальное влечение,являющееся базовым, допускает, наряду с непосредственной разрядкой, превращениев свою противоположность, смену объекта, сублимацию и вытеснение вбессознательное (Фрейд, 1923).
Вопрос о механизмахизменения мотивации получил развитие в теории поля К.Левина. С точки зренияК.Левина поведение личности зависит не только от ее прошлого, и не только от еевнутренних побуждений, но и исходя из наличной ситуации, складывающейся учеловека со средой в данный момент. Основополагающим принципом построениятеории мотивации К.Левина остался, как и у З.Фрейда, принцип восстановлениянарушенного равновесия. Однако, если в понимании Фрейда источники напряжениянаходились внутри субъекта, К.Левин предложил рассматривать в качествеисточника мотивации и все окружение личности (что в дальнейшем привелоисследователей к разработке многочисленных теорий ситуативного развитиямотивации). Мотивационную сферу Левин предлагал рассматривать в виде моделименяющихся состояний напряжения в различных областях структуры личности,обладающей собственной динамикой (возможностью одной области передаватьнапряжение в другую область). В специальных экспериментах были получены данные,которые исследователи рассматривали как подтверждение своих взглядовотносительно динамики напряжения. Были тщательно проанализированы условияприобретения и утраты мотивационной силы элементами окружающей среды(Зейгарник, 1981).
Мотивациониые механизмы,обсуждавшиеся выше, могли работать без участия сознания. Мотивационныммеханизмом, в котором значительную роль играют процессы познания и общения,является мотивационное опосредствование: передача (или формирование)побудительной силы одного мотива другому с помощью словесной аргументации (восновном — от взрослого к ребенку), в которой новое мотивационное отношениесвязывается причинно-следственными отношениями с уже сформированным, имеющимсяу ребенка мотивом (Вилюнас, 1990). Таким образом, в данном механизме мотивацииопределяющую роль играет процесс воспитания, а со стороны самой личности — общения и познания. На роль познавательных процессов в мотивации человекавпервые обратили внимание представители когнитивных теорий мотивации(Фестингер, 1990). Основной акцент в данных теориях сделан преимущественно наситуативной мотивации. Однако, если до появления когнитивных теорий ролипознания в развитии мотивации человека уделялось недостаточно внимания(Хекхаузен, 1986), то психологи этого направления обратились к изучениюпроцессов возникновения побуждений к действию как следующих за когнитивнымипредставлениями (в частности, конфликта между ними) субъекта о сложившейсяситуации. В дальнейшем эти разработки дали начало теориям каузальной атрибуции(Келли, 1984; Weiner, 1972) и многочисленным исследованиям в рамках социальнойпсихологии (Андреева, 2000).
Подробно разработанвопрос о мотивационных механизмах личности в теории деятельности (Леонтьев,1971, 1975; Рубинштейн, 1989). В ней проводится четкое различение междупотребностями субъекта (объективной нуждой во внешнем дополнении) и мотивом — конкретным предметом, удовлетворяющим этой потребности. В анализе деятельностивыделяются отдельные сознательные цели действия, которые субъект ставит передсобой при выполнении деятельности. Цели деятельности осознаются субъектом иобычно отличны от мотивов (которые, к тому же, могут не осознаваться). Мотивы(то есть предметное содержание потребностей) подвержены динамике; даже принеизменных потребностях содержание мотивов может изменяться. А.Н.Леонтьевым былописан механизм сдвига мотива на цель, который может происходить в тех случаях,когда функции и содержание мотива передаются цели действия (Леонтьев, 1975).Образовавшийся новый мотив может стать осознаваемым, что, однако, требует отличности анализа собственной деятельности, ее динамики. (Леонтьев, 1975). Сдвигмотива на цель и, как результат этого процесса, осознание мотива, может такжеспособствовать дальнейшему осознанию других мотивов, решению задачи на смысл(Леонтьев, 1975).
Неосознаваемые мотивыдеятельности «входят в… сознание, но… особым образом» через — субъективнуюокраску отражаемых явлений, т.е. через личностный смысл (Леонтьев, 1971, с.20).Однако, в самом личностном смысле могут и не открыться собственно мотивыдеятельности, тем более «переживание человеком острого желания достигнутьоткрывающуюся перед ним цель… само по себе еще ничего не говорит о том, в чемзаключается движущий им смыслообразующий мотив» (Леонтьев, 1971, с. 26).Поэтому для осознания мотива личности следует проделать определенную работу наосознание мотива (личностного смысла). Постановка задачи на личностный смысл,по А.Н.Леонтьеву, характерна лишь для развитой личности, поскольку онапорождается необходимостью «найти себя в системе жизненных отношений».Постановка и решение задачи на личностный смысл, по А.Н.Леонтьеву, являетсямеханизмом второго рождения личности. Механизмы сдвига мотивов и их осознанияявляются основными и для дальнейшего развития потребностно-мотивационной сферычеловека.
Таким образом, к числунаиболее разработанных психологических механизмов мотивации человека могут бытьотнесены механизмы развития биологической мотивации (мотивационноеобусловливание), механизмы замещения, сублимации, динамики влечений (обращениев противоположное и смена объекта), конфликт и механизмы развития мотивации, вкоторых большое значение может принимать внутренняя работа личности (сдвигмотива на цель и решение задачи на личностный смысл).
Мотивация конкретныхвидов деятельности изучалась применительно к разным профессиональным областям.Большое количество исследовательских работ было проведено в области спортивнойпсихологии (А.Ц.Пуни, 1973, 1975), учебной деятельности (Божович, 1968; Бибрих,Васильев, 1987; Маркова, 1978) изучении творчества (Csikszentmihalyi, 1990; Crutchfield,1962; Collins, Amabile, 1999), в том числе и научного (М.Г.Ярошевский, 1971), атакже в рамках исследований работы представителей других профессий (Якобсон,1936; Пушкин, Нерсесян, 1969, 1972). В спортивной психологии больше вниманияуделялось изучению механизмов волевой регуляции (Вопросы психологии спорта,1975; Пуни, 1959) однако, есть и указания на роль мотивационных процессов вдеятельности спортсменов: при подготовке к соревнованиям огромную важностьимеет мотивация участников, направленность на успех (Пуни, 1973, 1975).Необходимость признания за трудовой деятельностью (и, соответственно, еемотивами) ведущей роли подчеркивается в такой работе, как операторская. Так, вработе по изучению деятельности операторов АЭС выделяется личностный уровеньповедения оператора, для которого характерно «активное движение к качественноновым задачам», внутренняя мотивация трудовой деятельности (Машин, 1994).
Мотивации творческойдеятельности значительное внимание уделялось в гуманистической психологии.К.Роджерс, как и А.Маслоу (Маслоу, 1999) полагал, что основной мотивациейтворчества является стремление к самоактуализации, выражению сущности самойличности. Потребности самоактуализации в иерархии потребностей находятся насамом высшем уровне. Несмотря на то, что в работах Маслоу проводится тезис оневозможности актуализации потребностей высшего уровня до тех пор, пока низшиепотребности остаются неудовлетворенными, сам Маслоу утверждал, что потребностисамоактуализации, будучи актуализированными однажды, могут играть определяющуюроль в жизни личности (Маслоу, 1999). Эта позиция близка к пониманию мотивациитворчества как внутренней; К.Роджерс полагал, что в творчестве человекоценивает себя сам, и не стремится быть оцененным другими (Rodgers, 1954).Указание на внутренний характер мотивации творческой деятельности можно найтиво многих работах (Sternberg, 1999; Torrance, 1983), хотя само понятиевнутренней мотивации не конкретизируется авторами.
Как мы видим,применительно к разным видам профессиональной деятельности исследователямивыдвигаются предположения, касающиеся природы ее мотивации. Какого рода мотивыдвижут спортсменами на соревнованиях, учеными — в научных исследованиях,артистами, операторами и т.д.? Некоторые виды деятельности побуждаются внутреннеймотивацией, другие — внешней, часто имеющей повышенную силу побуждения мотивов.
Из жизненных наблюдений,литературных примеров хорошо известно, что нередко определенные мотивационныеобразования приобретают самодовлеющую силу, занимают устойчивое высшее положениев иерархии мотивов, побуждают активность субъекта, в том числе исаморазрушительную. Для столь выраженной силы мотивов может быть принятонаименование гипермотивации. Поскольку оно не получило распространения впсихологии, рассмотрим возможные направления его детализации. В целомгипермотивация может быть понята как такое проявление мотивации субъекта, прикотором на первый план выходит его повышенная активность по выполнениюдеятельности (что, например, характерно для спортсменов, художников, артистов ипр.). При этом за рамками рассмотрения остается вопрос, каким образом и какогорода мотивы или их сочетания определяют такую повышенную активность, выходящуюза рамки ведущей мотивации, преобразующую иерархию мотивов субъекта. Поэтомудля дальнейшего анализа необходимо рассмотреть различные варианты пониманиямеханизмов гипермотивации.
В качестве одного извидов понимания гипермотивации можно предложить повышенную силу мотива. Однако,представляется, что для каждого конкретного вида деятельности имеется свойуровень повышенной мотивации. Кроме того, для каждого индивида, в зависимостиот его личностных характеристик, может существовать свой «оптимум мотивации».Так, в специальных исследованиях было показано, что для менее тревожныхиспытуемых для успешного выполнения деятельности необходим более высокийуровень мотивации, чем для более тревожных (Хекхаузен, 1986). Кроме того, вклассических исследованиях влияния силы мотива на эффективность деятельностибыло показано, что при повышенной мотивации эффективность деятельностиухудшается. При этом для каждой задачи существует свой оптимум мотивации (цит.по Нюттен, 1975). В ряде случаев сила побуждения ситуативного мотивационногообразования может превышать силу мотива, отвечающего за механизмы гипермотиваци(например, в ситуации стресса). Таким образом, феноменология, связанная сгипермотивацией (повышенная активность по выполнению определенной деятельности,определяющий характер мотивационных образований, релевантных ей) вряд ли можетбыть объяснена только силой одного мотива или их комплекса.
Другое пониманиегипермотивации предполагает определяющую, доминирующую, устойчивую во временироль мотивов одной деятельности по сравнению с мотивами других деятельностейчеловека. О гипермотивации во втором смысле обычно упоминается в связи сопределенными видами деятельности или даже в связи с личностными изменениями(часто — в клинической практике). О гипермотивации можно говорить, сталкиваясьс явлением увлеченности деятельностью или идеями. Такими часто предстают людиискусства, спортсмены, путешественники, коллекционеры, подчиняющие свою жизньили значительный ее отрезок реализации некоторой цели. Гипермотивированные людив чем-то обедняют свою жизнь за счет безусловного доминирования конкретныхмотивационных образований, резкого сужения интересов, поглощенности однимделом. Кроме того, можно предположить, что гипермотивация участвует вформировании психологических зависимостей. Так, в клинической практикевыработано представление о сверхмотивации применительно к клиническим случаямизменения личности, зависимости от алкоголя, употребления наркотических веществи т.д. Б.В.Зейгарник описан механизм сдвига мотива на цель у больныхэпилепсией, который приводит к изменению всей личности больного (Зейгарник,1982). В этих случаях имеет место не столько повышенная сила мотива, сколькоизменение всей мотивации индивида таким образом, что все остальные мотивы,игравшие ранее ведущую роль ,. уступают свою побудительную силуодному-единственному мотиву и мотивация, например, употребления алкоголя,становится доминирующей, определяющей деятельность субъекта (Братусь, 1988).Больные алкоголизмом не утрачивают окончательно мотивации общения, достижения,принятия и др., однако, реализация этих мотивов возможна теперь только в деятельности,направленной на удовлетворение ведущей мотивации — употребления алкоголя.Поэтому часто употребление алкоголя и происходит не в одиночку, а в компании,оно включено (также как и другие мотивы) в деятельность, названную Б.С.Брагусем иллюзорно-компенсаторной — деятельность, которая удовлетворяет и ведущуюмотивацию субъекта, и другие мотивы, создавая при этом иллюзию благополучия(Братусь, 1988).
Понимание повышенноймотивации деятельности как мотивации, играющей определяющую роль по отношению кдругим мотивам личности, можно найти и применительно к творческой деятельности.Так, повышенный уровень мотивации необходим для выполнения творческойдеятельности (Collins, Amabile, 1999). Здесь же стоит упомянуть пониманиеопределяющей роли потребности в самоактуализации в творческой деятельности втеории А.Маслоу, уже указанное выше. Определяющая роль — потребности всамоактуализации, которая побуждает творческую деятельность, означаетперестройку иерархии мотивов личности.
Ограничимся двумявышеприведенными интерпретациями относительно нового термина гипермотивации.Как мы видим, гипермотивация во втором смысле (как такое устойчивое изменениемотивации, когда роль одного или группы мотивов, побуждающих определеннуюдеятельность, становится определяющей, доминирующей по отношению к другиммотивам, что коренным образом меняет всю иерархию мотивов личности) может бытьотнесена к числу специфических мотивационных механизмов, перестраивающих ивидоизменяющих мотивационную сферу личности. Данный механизм не был ранееописан в психологических работах, хотя нельзя сказать, что он не фигурирует вних в различных контекстах и под иными наименованиями. Так, выше уженеоднократно упоминалось о роли внутренней мотивацией в побуждениидеятельности. Феноменологически явление внутренней мотивации часто сопровождаетслучаи гипермотивации (например, в отношении творческой деятельности). Поэтомупредставляется необходимым рассмотреть вопрос о соотношении внутренней ивнешней мотивации деятельности.
 

Заключение
Знание логики процессамотивации не дает существенных преимуществ в управлении этим процессом. Можноуказать на несколько факторов, которые усложняют и делают неясным процесспрактического развертывания мотивации. Важным фактором является не очевидностьмотивов. Можно предполагать, догадываться по поводу того, какие мотивыдействуют, но в явном виде их “вычленить” невозможно.
Следующим важным факторомявляется изменчивость мотивационного процесса. Характер мотивационного процессазависит от того, какие потребности инициируют его. Однако сами потребностинаходятся между собой в сложном динамическом взаимодействии, зачастуюпротивореча друг другу либо же, наоборот, усиливая действия отдельныхпотребностей – при этом составляющие этого взаимодействия могут меняться вовремени, изменяя направленность и характер действия мотивов поэтому даже присамом глубоком знании мотивационной структуры человека, мотивов его действиямогут возникать непредвиденные изменения в поведении человека и непредвиденнаяреакция с его стороны на мотивирующие воздействия.
Еще одним фактором,делающим мотивационный процесс каждого конкретного человека уникальным и не насто процентов предсказуемым, является различие инновационных структур отдельныхличностей. Разная степень влияния одинаковых мотивов на различных людей,различная степень зависимости действия одних мотивов от других. У одних людейстремление к достижению данного результата может быть очень сильным, у другихже оно может быть относительно слабым. В этом случае один и тот же мотив будетпо-разному действовать на поведение людей. Возможна и другая ситуация: двачеловека имеют одинаково сильный мотив на достижение результата. Но у одногоэтот мотив доминирует над всеми другими, и он будет добиваться результаталюбыми способами. У другого же этот мотив соизмерим по силе действия с мотивомна соучастие в совместных действиях. В этом случае данный человек будет вестисебя по-другому.
С другой стороны силавоздействия одного и того же мотиватора неодинакова, а порой и противоположна,для разных людей. Сила воздействия того или иного мотиватора зависит от свойствличности, от его пола и возраста и т.д.

Списоклитературы
1.        Розанова В.А.Психология управления – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000.
2.        Пугачев В.П.Руководство персоналом организации – М.: Аспект Пресс, 1999.
3.        Кравченко А.И.Социология – М.: «Академический проект», Издательская корпорация «Логос», 1999.
4.        Ильин Е.П.Мотивация и мотивы – СПб.: Издательство «Питер», 2000.
5.        Карнеги Д. Какзавоевать друзей и оказывать влияние на людей: Пер. с англ./ общ. ред. ипредисл. Зинченко В.П. и Жукова Ю.М. – М.: Прогресс, 1989.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.