Реферат по предмету "Психология"


Метод социометрических измерений

Содержание
Введение
Теоретические основы метода социометрических исследований
Социометрическая процедура
Заключение
Список используемой литературы

Введение
 
Проблемы методологииисследования являются актуальными для любой науки, особенно в современнуюэпоху, когда в связи с научно-технической революцией крайне усложняются задачи,которые приходится решать науке, и резко возрастает значение тех средств, которымиона пользуется. Кроме того, в обществе возникаютновые формы организации науки, создаются большие исследовательские коллективы,внутри которых ученым необходимо разработать единую стратегию исследований,единую систему принимаемых методов. Все этотребует от исследователей все в большей и большей степени контролировать своипознавательные действия, анализировать сами средства, которыми пользуются висследовательской практике.
В даннойконтрольной работе мы рассмотрим один из методов социально-психологическогоисследования – метод социометрических исследований.
Метод социометрическихизмерений или Социометрияиспользуется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях ихизменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучатьтипологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судитьо социально-психологической совместимости членов конкретных групп.Основоположник социометрии известный американский психиатр и социальныйпсихолог Дж. Морено не случайно так назвал этот метод. Совокупностьмежличностных отношений в группе составляет, по Дж. Морено, ту первичнуюсоциально-психологическую структуру, характеристики которой во многомопределяют не только целостные характеристики группы, но и душевное состояниечеловека.
Метод социометрическихизмерений позволяет получить информацию о:
·          социально-психологическихотношениях в группе;
·          статусе людей вгруппе;
·          психологическойсовместимости и сплочённости в группе.
Вместе с официальной илиформальной структурой общения, отражающей рациональную, нормативную,обязательную сторону человеческих взаимоотношений, в любой социальной группевсегда имеется психологическая структура неофициального или неформальногопорядка, формирующаяся как система межличностных отношений, симпатий иантипатий. Особенности такой структуры во многом зависят от ценностныхориентации участников, их восприятия и понимания друг друга, взаимооценок исамооценок. Как правило, неформальных структур в группе возникает несколько,например, структуры взаимоподдержки, взаимовлияния, популярности, престижа,лидерства и др. Неформальная структура зависит от формальной структуры группы втой степени, в которой индивиды подчиняют свое поведение целям и задачамсовместной деятельности, правилам ролевого взаимодействия. С помощьюсоциометрии можно оценить это влияние. Социометрические методы позволяютвыразить внутригрупповые отношения в виде числовых величин и графиков и такимобразом получить ценную информацию о состоянии группы.
Для социометрического исследованияважно, чтобы любая структура неформального характера, хотим мы этого или нет,всегда в тех или иных отношениях проецировалась на формальную структуру, т.е.на систему деловых, официальных отношений, и тем самым влияла на сплоченностьколлектива, его продуктивность. Эти положения проверены экспериментом ипрактикой.
В общем виде задачейсоциометрии является изучение неофициального структурного аспекта социальнойгруппы и царящей в ней психологической атмосферы. Рассмотрим этот метод болееподробно.

Теоретическиеосновы метода социометрических исследований
Термин«Социометрия» возник в конце XIX в. в связи с описанием возможныхспособов измерения социального влияния одних групп людей на другие.Теоретическое и идеологическое обоснование социометрии как метода познания иизмерения социальных явлений дал Я.(Дж).Л.Морено. Во-первых, социометрия естьобщая теория социальных групп; во-вторых, социометрия означает всякое измерениевсех социальных отношений; в-третьих, социометрией называется математическоеизучение психологических свойств населения, экспериментальная техника ирезультаты, полученные при применении количественного и качественного метода.
Объектом социометрической теории являютсяреально существующие малые социальные группы, имеющие достаточный опытсовместной групповой жизни.
Предметная область социометрии — эмоциональныеотношения людей в группах (симпатии, неприязнь, безразличие).
Созданная на основевзглядов К.Маркса, О.Конта и 3.Фрейда, социометрия противопоставляется какбихевиоризму, наблюдающему лишь внешнее поведение людей, так и фрейдизму с егоакцентом на внутренних, глубинных процессах человеческого поведения. По Морено,эмоциональные отношения людей в группах представляют атомистическую структуруобщества, которая недоступна простому наблюдению и может быть вскрыта только спомощью социальной микроскопии.
«Микросоциология,писал Морено, фактически возникла с появлением моей теории „социальноймикроскопии“. В соединении с социометрическими приемами она положиланачало теоретическим и практическим основам микросоциологии». Изучение«первичных атомистических структур человеческих отношений»рассматривалось Морено как «предварительная и необходимая основная работадля большинства макросоциологических исследований». Одно из центральных понятийэтой теории — теле, — термин, означающий простейшую единицу чувства,передаваемую от одного индивида к другому, детерминирующую количество иуспешность межличностных отношений, в которых они вступают.
Суть «общейтеории социометрии» состоит в утверждении того, что социальные системы являются притягательно-отталкивающе-нейтральнымисистемами, включающими в себя не только объективные, внешне проявляемыеотношения (макроструктура), но и субъективные, эмоциональные отношения, частоневидимые внешне (микроструктура).
Цель социометрической теориисформулировать законы эмоциональных отношений в группах.
Основные положениятеории Морено
Ø  Социальный атомобщества — это не отдельный индивид, а их сосуществование;
Ø  Закон социальнойгравитации: сплочённость группы прямо пропорциональна влечению участников другк другу;
Ø  Социологическийзакон: высшие формы коллективной организации развиваются из простых форм;
Ø  Социодинамическийзакон: внутри некоторых групп человеческие привязанности распространяютсянеравномерно.
Внедрение этого метода висследования в отечественной психологии связано с именами Е.С. Кузьмина, Я.Л.Коломинского, В.А. Ядова, И.П. Волкова и др.
 
Социометрическаяпроцедура
Общая процедурапроведения при социометрическом исследовании заключается в следующих этапах:
1-й этап: Определение целей и задач, гипотезисследования. Выбор объектов исследования.
2-й этап: Разработка социометрическихкритериев.
Социометрическиекритерии формируютсяв виде вопросов, ответы на которые и служат основанием для установленияотношений в группе. Типы критериев:
·          формальные/неформальные — Формальные критерии направлены наизучение взаимоотношений в ведущем виде деятельности группы. Неформальные — изучают неформальные отношения.
·          двойные/одинарные — Двойные — изучают отношенияпартнёрства. Одинарные — изучают взаимоотношения лидерства и подчинённых.
·          прогностические — позволяют измерить, на скольковерно картина взаимоотношений отражается в сознании самого индивида.
·          сильные (илизначимые)/слабые (незначимые) — Сильные выявляют наиболее глубокие, стабильные отношения,а слабые (незначимые) затрагивают поверхностные отношения.
Требования к критериям
1.        Ограниченноеколичество (3-4);
2.        логическая связьмежду собой;
3.        критерии должнывызывать интерес;
4.        смысл критериевдолжен быть понятен испытуемым;
5.        критерии должныбыть сформулированы как можно более конкретно, лучше на основе реальнойситуации.
3-й этап: Выбор типа процедурысоциометрического исследования. Социометрия может проводится в двух вариантах:/>Непараметрическаяпроцедура
Прииспользовании непараметрической процедуры проведения испытуемым предлагаетсяответить на вопросы без ограничения количества выборов, т.е. всех, кроме самогосебя. Таким образом, по любому из предложенных критериев может быть выбрано /> человек — основная константа социометрии, где N —количество человек в группе.
Длянепараметрической процедуры константа одинакова, как для человека, делающеговыбор, так и для человека, выбор получающего.
Достоинстванепараметрической процедуры:
·          позволяет выявитьэмоциональную экспансивность каждого члена группы;
·          при использованииданного типа процедуры проведения делается срез всего многообразия связей вгрупповой структуре.
Недостаткинепараметрической процедуры:
·          при ручной обработкерезультатов социометрии измерения возможны только в небольших группах (до 12человек);
·          существуетбольшая вероятность получения случайного выбора из-за аморфной системыотношений выбирающего человека с окружающими или же из-за ложных ответов, сцелью продемонстрировать нормальную лояльность к окружающим и кэкспериментатору./>Параметрическаяпроцедура
Даннаяпроцедура была разработана для снижения вероятности случайного выбора. Сутьпроцедуры состоит в ограничении количества выборов каждого их участников(обычно, для групп в 22-25 участников минимальная величина «социометрическогоограничения» должна выбираться в пределах 4-5 выборов). Величинаограничения — d — называется социометрическое ограничение или лимитвыборов. Введением этой величины можно стандартизировать внешние условиявыборов в группах разной численности. Для этого необходимо определять величинуd по одинаковой для всех групп вероятности случайного выбора. Формулуопределения такой вероятности предложили в свое время Дж. Морено и Е.Дженнингс:
/>

где Р(А) —вероятность случайного события социометрического выбора, обычно выбирается впределах [0,2-0,3];
N — числочленов группы.
Достоинствапараметрической процедуры:
·          повышаетнадёжность полученных данных;
·          облегчаетстатистическую обработку;
·          позволяетстандартизировать условия выбора в группах различной численности;
·          как следствие,появляется возможность сравнивать взаимоотношения в разных группах.
Недостаткинепараметрической процедуры:
·          не раскрываетвсего многообразия взаимоотношений в группе;
·          социометрическаяструктура группы в результате такого подхода будет отражать лишь наиболеетипичные, «избранные» коммуникации. Введение «социометрическогоограничения» не позволяет судить об эмоциональной экспансивности членовгруппы.
/>4-й этап: Разработка социометрической карточкиили социометрической анкеты. При проведении социометрии, возможны два варианта:
·          I вариант — Социометрическое исследованиеявляется частью общего анкетирования. В таком случае социометрические критериимогут быть включены в общую систему отдельным разделом. Однако при этомнеобходимо учитывать, что испытуемые в обязательном порядке должны подписыватьсвою анкету, а при выборе людей писать их фамилии.
·          II вариант — Социометрия является предметомсамостоятельного изучения. Тогда порядок составления карточки может быть таким:
o    готовятся спискичленов группы;
o    каждый человек вгруппе идёт в списке под определённым номером — этот номер становится егошифром.
Затем готовится и самакарточка. Она должна содержать следующие элементы:
Ø  заголовок;
Ø  инструкцию — количество необходимых выборов и способ заполнения графы выборов;
Ø  подписаниекарточки (разборчиво).
В ней каждый член группыдолжен указать свое отношение к другим членам группы по выделенным критериям(например, с точки зрения совместной работы, участия в решении деловой задачи,проведения досуга, в игре и т. д.) Критерии определяются в зависимости отпрограммы данного исследования: изучаются ли отношения в производственнойгруппе, группе досуга, во временной или стабильной группе.
5-й этап: Непосредственно проведениесоциометрии.
Она складывается из двухосновных компонентов: инструкция и содержательные вопросы. Чаще всего психологсам дает всем членам группы устную инструкцию и зачитывает вопросы, предлагаяписьменно ответить на них в специальных бланках (в них оставлено место дляфамилии, стоят номера вопросов, под каждым вопросом — цифры от 1 до 5 встолбик) или просто на листе бумаги. В другом варианте психолог дает устнуюинструкцию, а затем раздает социометрические карточки, на которых есть краткаяписьменная инструкция, оставлено место для фамилии, сформулированы все вопросыи под каждым оставлено место для ответов. Преимущество второго варианта в том,что респонденты видят перед собой инструкцию постоянно, и это уменьшает(незначительно) число уточняющих вопросов.
В обоих случаях устнаяинструкция выполняет две очень важные функции: мотивирование участников итехнические пояснения. Мотивационная часть принципиально важна, именно она вомногом определяет открытость участников опроса, их желание отвечать.Социометрическая процедура сама по себе является достаточно серьезнымэмоциональным испытанием. Особенно для тех, кто занимает крайние статусныепозиции: высокостатусных и непопулярных. Надо честно написать о том, кто тебенравится и кто неприятен, зная, что в этот момент все остальные оценивают итебя. Более того, свои высказывания надо обязательно подписать.
Снизить общуюнапряжённость ситуации можно и необходимо. С этой точки зрения важны следующиемоменты.
·          необходимдоверительный контакт с группой.
·          стиль подачиинструкции: доброжелательный, неформальный, спокойный.
·          мягкоеформулирование целей тестирования.
В технической частиинструкции должны быть подчеркнуты следующие моменты:
·         каждый заполняетсвой лист самостоятельно, не советуясь ни с кем и не размышляя вслух над своимивыборами;
·         при заполнениинеобходимо учитывать всех членов группы, а не только присутствующих в данныймомент (для облегчения можно написать на доске или дать участникам полныесписки группы);
·         при ответенастойчиво рекомендуется избегать вариантов типа «всех», «любого»,«никого»; желательно во всех вопросах ограничиваться тем числомвыборов, которые предложены психологом.
6-й этап: Непосредственно обработка иинтерпретация результатов/>Обработка результатов
Когдасоциометрические карточки заполнены и собраны, начинается этап ихматематической обработки. Простейшими способами количественной обработкиявляются:
1.        табличный (социометрическая матрица),
2.        графический (социограмма)
3.        и индексологический(социометрические индексы)./>Социометрическаяматрица
Социоматрица- это матрица связей, с помощью которой анализируются внутриколлективные отношения.В социоматрицу в форме числовых значений и символов заносится информация,полученная в ходе опроса. Анализ социоматрицы по каждому критерию даетдостаточно наглядную картину взаимоотношений в группе. Могут быть построенысуммарные социоматрицы, дающие картину выборов по нескольким критериям, а такжесоциоматрицы по данным межгрупповых выборов.
Основноедостоинство социоматрицы – возможность представить выборы в числовом виде, чтов свою очередь позволяет проранжировать порядок влияний в группе. На основесоциоматрицы строится социограмма – карта социометрических выборов(социометрическая карта), производится расчет социометрических индексов.
Социограмма
Социограмма –схематическое изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах насоциометрический критерий. Социограмма позволяет произвести сравнительныйанализ структуры взаимоотношений в группе в пространстве на некоторой плоскости(«щите») с помощью специальных знаков.
Социограммы бывают двухтипов:
Ø  групповые
Ø  индивидуальные
Первые изображают картинувзаимоотношений в группе в целом, вторые – систему отношений, существующих уинтересующего исследователя индивида с остальными членами его группы.
Групповые социограммы в свою очередь могут бытьпредставлены в виде:
·          конвенциональнойсоциограммы — индивиды, составляющие группу, изображаются в виде кружочков,соединенных между собой стрелками, символизирующими социометрические выборы илиотклонения.
·          «социограммы-мишени»- представляет собой систему концентрических окружностей, количество которыхравно максимальному количеству выборов, полученных в группе. Все члены группырасполагаются на окружностях в соответствии с количеством полученных выборов.Вся социограмма-мишень делится на секторы по социально-демографическимхарактеристикам группы (пол, возраст и т. п.).
Индивидуальныесоциограммыприменяют для более наглядного представления о положении отдельных лиц вгруппе, на которых изображают индивида в совокупности всех его связей с другимичленами группы.
Социометрическиеиндексы
Выделяют два типасоциометрических индексов:
Ø  персональныесоциометрические индексы;
Ø  групповыесоциометрические индексы.
Первые характеризуютиндивидуальные социально-психологические свойства личности в роли члена группы.Вторые дают числовые характеристики целостной социометрической конфигурациивыборов в группе. Они описывают свойства групповых структур общения.
Основными персональнымисоциометрическими индексами являются:
·          индекссоциометрического статуса i-члена;
·          индексэмоциональной экспансивности j-члена;
·          индекс объемаинтенсивности и концентрации взаимодействия ij-члена.
Символы i и j обозначаютодного и того же члена группы, но в разных ролях:
·          i – объектвыбора;
·          j – субъектвыбора;
·          ij – совмещениеролей.
Среди групповыхсоциометрических индексов наиболее важными являются:
·          индексэмоциональной экспансивности группы;
·          индекспсихологической взаимности в группе (сплоченности группы);Интерпретация результатов
Интерпретациюданных социометрии проводят анализируя полученные в ходе обработки данные: социоматрицу,социограммы, социометрические индексы. Всесторонний анализ статуса индивида вгруппе также можно получить при помощи шести индексов, оценивающих количество:
1.   сделанных выборов;
2.   полученных выборов;
3.   взаимных выборов;
4.   полученных отклонений;
5.   сделанных отклонений;
6.   взаимных отклонений.
Приписываякаждому показателю знак "+" (если он выше среднего по группе) или "–"(если он ниже среднего по группе), можно получить закодированныйсоциометрический профиль индивида. Например, профиль вида "+, +, +, –, +,–" будет свидетельствовать о том, что данный индивид отвергает многих вгруппе, но это обстоятельство не влияет на его популярность. Для каждого членагруппы имеет значение не столько число выборов, сколько К удовлетворенности (Куд)своим положением в группе:
 
Куд =числовзаимных выборов / число выборов, сделанных данным человеком
 
Так, еслииндивид хочет общаться с тремя конкретными людьми, а из этих троих никто нехочет общаться с этим человеком, то Куд = 0/3 = 0.Коэффициент удовлетворенности может быть равен 0, а статус (количествополученных выборов) равен, например, 3 у одного и того же человека – этаситуация свидетельствует о том, что человек взаимодействует не с теми, с кемему хотелось бы. В результате социометрического эксперимента руководительполучает сведения не только о персональном положении каждого члена группы всистеме межличностных взаимоотношений, но и обобщенную картину состояния этойсистемы. Характеризуется она особым диагностическим показателем – уровнемблагополучия взаимоотношений (УБВ). УБВ группы может быть высоким, если «звезд»и «предпочитаемых» в сумме больше, чем «пренебрегаемых» и «изолированных»членов группы. Средний уровень благополучия группы фиксируется в случаепримерного равенства («звезды» + «предпочитаемые») = («пренебрегаемые»+ «изолированные» + «отверженные»). Низкий УБВ отмечаетсяпри преобладании в группе лиц с низким статусом. Важным диагностическимпоказателем считается «индекс изоляции» – процент людей, лишенныхвыборов в группе.

Заключение
Дальнейшее развитиеметода социометрических исследований шло в разных направлениях. На данныймомент на основании многочисленных экспериментов уточнялась интерпретациярезультатов, полученных с помощью методики социометрический исследований,определялись границы их применимости. Также создавались различные модификациипроцедуры сбора данных, позволяющие расширить класс отношений, изучаемых спомощью данной методики, и способы получения информации об этих отношениях. Вчастности, новые методы позволяют изучать не только эмоциональныемежличностные, но и др. отношения между членами группы, а способы полученияинформации включают все основные способы сбора данных, используемых всоциологии (опрос, наблюдение, анализ документов и текстов). К таким модификациямотносится, напр., «референтометрия», позволяющая выделять референтныегруппы, т.е. определять для каждого респондента тех членов группы, мнениекоторых его в наибольшей степени интересует.
Развитие методикисоциометрических исследований в указанных направлениях привело к формированиюболее широкого определения их назначения. Под данным методом в широком смыслепонимаются методы исследования структуры отношений между социальными объектами.Из этого определения вытекает и основное ограничение области использованияметода: исследуемые социальные объекты (будь это малая группа, предприятие илиорганизация) представляют собой некоторую систему, изучение которой отнюдь неисчерпывается описанием структуры отношений между ее элементами. В частности,очевидно, что невозможно получить более или менее полное представление околлективе и вообще, о любой малой группе, исследуя лишь структурумежличностных отношений; изучение малых групп должно включать исследованиегрупповых норм и ценностей, социально-демографические и др. характеристикгруппы, а также связей между различными классами характеристик.

Список используемойлитературы
1.        Андреева Г.М.Социальная психология / Г.М. Андреева, — М.: Академия, 2002.
2.        Морено, Я. Л.Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе / Пер. с англ. А.Боковикова. — М.: Академический Проект, 2001.
3.        Волков И.П.Социометрические методы в социально-психологических исследованиях. Л., 1970
4.        Основыпсихологии: Практикум / Ред.-сост. Л.Д. Столяренко. — Ростов н/Д: «Феникс»,2001.
5.        Р.А.Золотовицкий.Социометрия Я.Л. Морено: мера общения // Социологические исследования. 2002. №4. С. 103-113.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.