Реферат по предмету "Психология"


Логика как наука о мышлении

МИНИСТЕРСТВОВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БЕЛГОРОДСКИЙЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедрагуманитарных и социально-экономических дисциплин
Дисциплина:«Логика»
Реферат
по теме:«Логика как наука о мышлении»
Подготовил:
Слушатель 555 группы
факультета юриспруденция
Моргунов И.Т.
Белгород – 2008
План Вступительная часть 1. Проблема объекта и предмета логики 2. Понятие оформах мышления и логических формах 3. Понятие логической культуры мышления 4. Структурно-деятельностные и психофизиологические основания мышления Заключительная часть (подведение итогов)

Вопрос № 1:Проблема объекта и предмета логики.
Термин«логика», как гласит предание, впервые был введен в научный обиходдревнегреческим философом Демокритом (460-370 гг. до н.э.). В переводе с древнегреческогослово «логика» означает «разум», «мысль»,«смысл», «слово», «закономерность».
В настоящее время термин«логика» применяется как для объяснения процесса мышления, так и дляобозначения объективной последовательности в развитии вещей и явлений. И все желогика есть, прежде всего, наука о мышлении, которое представляет собой высшуюступень человеческой духовной деятельности, состоящей как в обобщенном,опосредствованном, активном и целенаправленном отражении действительности, таки в более широком процессе производства идей, представлений и сознания в целом.
Понятое таким образоммышление выступает как объект науки логики. Здесь под объектом понимается всето, на что направлена та или иная, – практическая или теоретическая, –деятельность человека. Иными словами, объектом логики выступает всечеловеческое мышление в целом.
Но все мышление в целомвыступает в качестве объекта и для ряда других наук, таких как психология,языкознание, философия, кибернетика, педагогика, физиология высшей нервной деятельности,психиатрия и др. Таким образом, все указанные здесь науки являютсятождественными по своему объекту.
Вместе с тем, нетрудновидеть, что названные науки в то же время принципиально различны между собой.Понятием, выступающим характеристикой различия видов человеческой деятельности,является понятие предмета деятельности. Стало быть, указанные выше наукитождественны по своему объекту и различны по своему предмету.
В самом широком смыслечеловеческое мышление может быть подразделено на практическое и теоретическое,где «практическое мышление» распадается, в свою очередь, напрактически-поведенческое и практически-деятельностное, а «теоретическоемышление» – на теоретико-образное и теоретико-понятийное.
Так,практически-деятельностное мышление наиболее присуще людям массовых рабочихпрофессий, занимающихся материально-конкретным производительным трудом.Практически-поведенческое мышление более присуще людям так называемых«операторных профессий», сущность труда которых сводится главнымобразом к принятию конкретно-оперативных решений и отдаче команд на ихисполнение. Теоретико-образное мышление есть мышлениеконструктивно-художественного плана и присуще преимущественно людям искусства:писателям, артистам, художникам. И, наконец, теоретико-понятийное мышление естьмышление аналитически-исследовательское, целью которого и является как разопределенное отношение к истине, что и выделяет тот аспект мышления, который являетсякак раз областью приложения логики.
Сказанное, конечно, неозначает, что другие, названные здесь, области мышления «не логичны».Нет, они тоже «логичны», но «логичны» именно в том смысле,что в силу целостности самого процесса мышления так или иначе«пронизаны» понятийным мышлением. Иными словами, целостное человеческоемышление настолько логично, насколько оно понятийно, и настолько нелогично, – аточнее, в нелогично, – насколько оно непонятийно.
Как видим, разделениемышления на практическое и теоретическое весьма условно и состоит лишь в том,что деятельность практического мышления в основном направлена на решениечастных конкретных задач, тогда как деятельность теоретического мышлениянаправлена, в основном, на нахождение общих закономерностей бытия и мышления.[1]
Итак, к предмету логикиотносится та сторона человеческого мышления, которая ответственна как раз заистинность результатов мышления.
После выяснения вопросаоб объекте и предмете логики перейдем к вопросу о формах познания и формахмышления.

Вопрос №2: Понятие о формах мышления и логических формах.
Познание представляетсобой отражение объективной реальности в сознании человека. Однако этоотражение не является зеркальным.
По характеру отражения впроцессе познания в общем случае выделяют две ступени, которые тесно связанымежду собой: чувственное познание (первая ступень) и абстрактное мышление, илилогическое познание (вторая ступень).
Чувственное познание –это познание, в котором действительность отражается посредством органов чувствв форме ощущений, восприятий и представлений. Однако на основе этих формотражения невозможно познать внутренние, существенные стороны вещей и явлений.Лишь на ступени логического познания, исходя из указанных выше чувственныхданных, удается в предметах и явлениях выделить их общие и существенныесвойства. В результате такого выделения и образуются понятия об этих предметах.Понятие о предмете выступает здесь как такая форма мышления, в которойотражаются существенные признаки этого класса предметов. Но понятие является неединственной формой мышления. Иные формы мышления будут рассмотрены дальше.
Наряду с понятием«форма мышления» в логике употребляется также понятие«логическая форма мышления». Это несовпадающие понятия. Формамышления есть способ отражения действительности в человеческом мышлении.Логическая же форма мышления есть способ связи составных частей содержаниямысли, строение самой мысли. Иными словами, логические формы мышления – этоформы идеального существования предметов и явлений в целостном мышлениичеловека.
Всякая мысль, такимобразом, характеризуется способом отражения предметного содержания отражаемогообъекта и структурой (строением) самой этой мысли. Формы мышления, стало быть,включают в себя логические формы (однако к ним не сводятся), а также включают всебя по необходимости интуицию, воображение и другие стороны человеческого мышления.[2]
Заметим, что мышление подразделяетсяне только на истинное и неистинное, но и – на правильное и неправильное. Здесьпод истинной мыслью понимается мысль, адекватно соответствующая тому, чтосуществует в самой действительности. Если такого адекватного соответствия неимеется, то такая мысль квалифицируется как ложная.
Правильная же мысль – этотакая мысль, которая построена по правилам логического мышления. Если при этомпостроении принятые правила мышления нарушаются, то такая мысль квалифицируетсякак неправильная.
Таким образом, логическоемышление характеризуется истинностью содержания (содержательной истинностью) иправильностью формы (формальной правильностью). Стало быть, чтобы в процесселогического вывода была достигнута истина, должны быть соблюдены следующие дваусловия:
1)        исходные суждения(посылки), из которых строится рассуждение, должны бытьсодержательно-истинными;
2)        структура мыслейдолжна быть формально-правильной.
Данный вывод может бытьквалифицирован как выражение логического критерия истины в противовес практическомукритерию истины, когда на основе многократного осуществления тех или иныхпрактических действий человека, статистически выводится некоторое устойчивоепонимание сути дела, которое и утверждается как истина.
Несоблюдение указанныхвыше двух условий ведет к возникновению двух типов ошибок. Ошибки, связанные снарушением первого из отмеченных условий, называются фактическими, илисодержательными. Погрешности мышления, связанные с нарушением второго условия,называются логическими, или формальными ошибками. Ошибки второго типа делятсяна так называемые паралогизмы и софизмы. Под паралогизмами понимаются ошибки непреднамеренные,которые возникают вследствие недостаточной логической культуры человека.Софизмами называются такие погрешности мышления, которые определяютсяпреднамеренным нарушением законов логики, приемами интеллектуального мошенничества,попытками выдать ложь за истину./> />
Схема 1
Сказанное означает, чтомышление рассматривается логикой, прежде всего как «механизм»познания, как средство получения истинности выводного знания. При этом логикукак систему упорядоченной мыслительной деятельности можно условно подразделитьна преимущественно содержательную и преимущественно формальную. В этом смыслечисто формальная логика есть логика, полностью освобожденная от содержания.Такая логика может выступать как логика универсальная, годная, как говорят,«на все случаи жизни». Именно это обстоятельство и должно былоподтверждать, по мысли Аристотеля, – фактического создателя научной формальнойлогики, – ту философскую предпосылку, что лишь форма (а не содержание) обладаетдействительной созидательной силой, благодаря чему из потенциального бытия(материи и четырех элементов: огня, воздуха, воды и земли) она создаетдействительное, реальное бытие. К примеру, как говорил сам Аристотель, мрамортолько тогда становится произведением искусства, когда он принимает форму соответствующейстатуи.
Таким образом, термин«формальная логика» приобретает уже другой, более глубокий смысл: непросто освобождение формы от содержания, но именно придание форме статусатворца фундаментальных материальных структур, а, следовательно, и структурмышления.
Итак, формальная логикаесть наука об общих структурах правильного мышления, о законах и формахвыводного знания, т.е. знания, полученного из ранее установленных и проверенныхистин. Это и есть предмет формальной логики как науки.
Методологическое значениеформальной логики сводится, таким образом, к следующему:
—   формальная логикаявляется «инструментом» познания действительности, средствомполучения истинных знаний о ней;
—   формальная логикавсегда является ориентированной на конкретный результат выводного знания;
—   формальная логиканормирует интеллектуальные операции в процессе получения выводного знания иоценивает их правильность.

Вопрос №3: Понятие логической культуры мышления.
Важным мировоззренческимвопросом в учебном курсе логики является также вопрос о логической культуремышления.
Под логической культуроймышления мы будем понимать способность мышления человека осуществлять иконтролировать различные интеллектуальные операции: умозаключать, доказывать,выдвигать и развивать гипотезы, классифицировать, строить определения и т.д. [3]
Обобщенное значениеформальной логики в системе культуры человечества выразим следующим образом(см. наст. изд., схема 2, стр. 20):/> />
Схема 2
Подобно тому, как человекучится говорить только в контактах с другими людьми, также в контактах сдругими людьми он учится и мыслить, ибо жить в обществе и быть свободным отобщества нельзя. Чрезвычайно убедительно данная особенность была в свое времяпредставлена в исследованиях А.Р. Лурия,[4] где на обширномэтнологическом материале была показана достаточно жесткая зависимость степениразвитости логического мышления людей от их социальной логосферы. Однако вреальной действительности надо считаться не только с тем, что «рука учитголову», но и с тем, что «голова учит руку».
Сказанное позволяетподчеркнуть, что логическая культура мышления личности имеет в качестве«первоосновы» объективную логику бытия человека. Бытие же человекамногообразно. Рассмотрим это более подробно.
Всякое мышление в основесвоей опирается, прежде всего, на знания, и именно знания делают мышлениеорганизованным, сбалансированным и определенным. Исходным же условием такогоструктурирования мышления является прирожденное свойство мышления –ассоциативность, в силу чего те или иные образовавшиеся представления илипонятия способны вызывать в сознании и другие представления и понятия. Обычно вэтой связи указывают на три вида ассоциаций: по сходству (по тождеству), поконтрасту (по противоположности) и по смежности (по аналогии). Какая изназванных ассоциаций будет доминировать в данном случае, зависит от стоящейперед мышлением задачи. Так возникает первичный акт мышления – суждение: A естьB. Таким образом, логическая целенаправленность ассоциативного мышления ивыступает как первая характеристика культуры логического мышления.
Заметим, что умениестроить правильные суждения развивает такие фундаментальные качества мышления,как его интериоризация и экстериоризация. Под интериоризацией понимаетсяпереход от внешнего человеческого действия к внутреннему действию мышления.Например, это может быть перевод внешней, звучащей, речи во внутреннюю,«молчащую». В свою очередь, под экстериоризацией понимается переходот внутреннего действия мышления (задумка) к внешнему человеческому действию(исполнение). Отсюда второй характеристикой логической культуры мышления является«автоматизация» процессов интериоризации и экстериоризации мышления.
Взаимоотношение процессовинтериоризации и экстериоризации может быть выражено в виде схемы (см. схему3):/> />
Схема 3
Таков«механизм» образования фундаментального качества зрелого мышления –понятия. Можно подчеркнуть в этой связи, что человек, владеющий понятием,владеет и самим предметом, отображенным в этом понятии. Но понятия не даютсячеловеку просто в связи с его рождением: их надо создавать для себя, как илюбой другой интеллектуальный элемент культуры. Исследования показывают, чтопроцесс выработки понятий в сознании человека есть процесс последовательногодвижения рефлексивного мышления человека по трем основным ступеням:
1.        Мышление на первой(низшей) ступени сознания еще не в состоянии выделять общие и существенныепризнаки предметов и явлений, а способно лишь синкретически (нерасчлененно)фиксировать предметы и явления в виде некоторого неоформленного их множества(синкретическое мышление).
2.        Мышление навторой ступени сознания приобретает некоторую способность выделять уженекоторые типические признаки предметов и явлений и образовывать своего родапонятия-комплексы, фиксирующие практически важные внешние отношения этихпредметов и явлений (ориентационное мышление).
3.        Третья ступень вразвитии сознания характеризуется тем, что мышление становится способнымвыделять, абстрагировать и синтезировать в определенные целостные образованияобщие и существенные признаки рассматриваемых предметов и явлений (аналитическоемышление).
Если синкретическое мышление и мышление впонятиях-комплексах (ориентационное) характерны, как правило, для детейсоответственно дошкольного и младшего школьного возраста, то понятийное(логически-аналитическое) мышление становится достоянием человека только сподросткового возраста, примерно от 11-15 лет. Стало быть, весь предшествующийпериод до указанного возраста мышление человека как бы еще готовится статьмышлением доминантно-понятийным (логическим).
Итак, логическая культурамышления есть культура интеллектуальной интегральной человеческой деятельности,которая на основании объективной способности мышления к образованиюассоциативных связей формирует целенаправленные структуры, характеризующиесяспособностью к образованию понятий и субъективным состоянием понимания.
Понимание здесь можноопределить как осознанную оценку предмета мышления на основе некоторогообразца, стандарта или правила.
Как было отмечено выше,оперирование понятиями и суждениями, умение умозаключать и доказывать, недается человеку от рождения. Этому приходится учиться. Совокупность знаний,умений и навыков такого рода и образует логическую культуру личности. Нологическая культура не тождественна логической науке. Она богаче ее посодержанию и шире ее по объему, ибо включает в себя все предпосылки логики.Поэтому элементами логической культуры, вообще говоря, могут обладать люди,которые никогда логической теории не изучали. Вместе с тем, также ясно, чтологическая культура личности, подкрепленная специальными логическими знаниями,становится культурой более высокого порядка, более сильного влияния как наформирование самой личности человека, так и на совершенствование егопрофессиональных качеств. От чего же зависит логическая культура личности?
Можно подчеркнуть, чточеловеку от рождения присуще более интенсивное, нежели у животных, развитиеспособности к мыслительным процессам.[5] Но действительноеразвитие интеллекта человека может быть осуществлено лишь в определенной сфереего деятельности, так называемой логосфере, под влиянием которой как раз искладываются необходимые знания, умения и навыки логического мышления,формируется логическая культура человека. Так, логосфера современного обществав значительной мере определяется функционированием средств массовойкоммуникации: книг, периодических изданий, теле- и радиопередач и т.д. Именноблагодаря этим средствам люди косвенно обучаются навыкам мышления, приучаютсявоспроизводить различные интеллектуальные операции, переносят внешнюю логосферувовнутрь себя.
Конечно, данный процессиначе как стихийным назвать нельзя: совершая разного рода логические действия,люди не анализируют внутренние механизмы этих действий, не задумываются над тем,соответствуют ли они каким-либо законам или рекомендациям. На таком уровнеинтеллектуальные акты для людей выступают как неосознанные и автоматические.Подобная ситуация обычно характеризуется как интуитивно-оценочная, ибо интуицияникогда по своей сути не в состоянии ответить на вопрос «Почему?». Ноинтуиция в силу этих, же обстоятельств не имеет и критерия для выбораправильного решения. И здесь уже необходим логический анализ, включающий в себяи оценку ситуации, и принятие мотивированного решения, и выбор оптимальногоспособа его реализации. Такой анализ может осуществляться на разных уровнях, ноизначально он осуществляется, как правило, на уровне здравого смысла. Заметим вэтой связи, что здравый смысл нередко оказывается достаточным средством дляпреодоления каких-либо конкретных профессиональных трудностей специалиста. Ивсе же здравый смысл не может принципиально выйти за пределы конкретногоматериала, тогда как наука логика в каждом эпизоде мышления видит воплощениекакой-то общей модели, соответствие или несоответствие универсальным законам(правилам, предписаниям). Здравый смысл, таким образом, вынужден всякий раз какбы заново «изобретать велосипед».
Но не только утилитарныесоображения (быстрота и надежность смыслового аппарата) говорят в пользунеобходимости изучения логики. У человека, профессионально занимающегося своимделом, рано или поздно его дело будет вызывать размышления о его внутреннейсущности, стремление обнажить скрытые, стихийно используемые в разных операцияхмеханизмы, рано или поздно будет приводить к четкому пониманию того, какиеосновные единицы мышления и какие интеллектуальные операции помогают приводитьв тех или иных ситуациях к достижению поставленной цели.
Логика нужна всем, кто,так или иначе, занят умственным трудом, но ряд профессий требует особенноцеленаправленного логического обеспечения, и одной из первых здесь следуетназвать профессию юриста (следователя, судьи, прокурора, адвоката, эксперта идр.). Именно здесь логические ошибки становятся особенно чреватыми своимичеловеческими и социальными последствиями, ибо, как говорят, «что напишешьпером, того не вырубишь топором». Отсюда логическая чистота анализа тойили иной исходной информации (документов, показаний, сообщений и т.д.) естьнеобходимое условие непротиворечивости для получения выводов по тому или иномуделу (уголовному, гражданскому, административному и т.д.).
К числу достаточнораспространенных логических противоречий, встречающихся в документах, относятсятак называемые дистантные противоречия, т.е. противоречия, разделенные ванализируемой информации (документах, показаниях, сообщениях) некоторымтекстовым интервалом, отчего противоречия не сразу становятся очевидными ипотому ускользают от контроля специалиста. Оперативное обнаружение такихпротиворечий возможно лишь при условии, что специалист обладает достаточноразвитой логической культурой.
Повышению качестваинформативности документа способствует и разнообразие средств логическогопостроения материала, ибо документ должен быть не только содержательным, но идоступным для точного и одновременно оперативного восприятия.
Существует и такойпрактический аспект проблемы логической культуры. Дело в том, что винтеллектуально-речевой практике относительно нередко возникают конфликтныеситуации, связанные с разными способами, разными мотивировками и разными целямиподачи информационного материала со стороны общающихся друг с другом людей иинстанций. (Например, в результате проведения следствия, по уголовному процессувзятые показания у подследственных и у свидетелей имеют различную мотивацию и всилу этого нередко происходит несовпадение встречных позиций – истца иответчика). Эти отношения столь непросты, что, как правило, не могут нерасходиться в оценках тех или иных фрагментов обсуждаемой информации. Именноквалификация содержания в информации интеллектуальных операций и мотивировкапринимаемых в связи с этим решений, несомненно, будут более основательнымитогда, когда они будут опираться не на субъективные оценки, а на прочное знаниепринципов и норм логического мышления.
Обратим внимание еще наодну сторону логической культуры. В современном обществе средства массовойинформации образуют самую широкую и, пожалуй, самую сильнодействующую основулогосферы, под влиянием которой формируются логико-операционные навыкичеловека. Тексты, циркулирующие в социальных коммуникациях, обладают особойлогико-формирующей и логико-обучающей силой. Это объясняется тем, что они,во-первых, направлены на громадную массовую аудиторию и, во-вторых, имеютисходный заданный социальный авторитет, особенно с позиций здравого смысла. Этозначит, что в условиях глобального информационного давления на людей со сторонысредств массовой информации юрист должен прилагать немалые усилия, прежде всегосо стороны логического строя своего мышления, чтобы выдерживать такое давлениеи успешно решать свои профессиональные задачи.
Высшие учебные заведениясистемы МВД Российской Федерации призваны готовить специалистов по различнымнаправлениям профессиональной деятельности, среди которых особое местопринадлежит юриспруденции (030501.65) и правоохранительной деятельности(030505.65) следующими специализациями: следственной, оперативно-розыскной,оперативно-экономической, административно-правовой, административно-правовойдеятельности ГИБДД, организации службы дежурных частей ОВД,уголовно-исполнительной, экспертно-криминалистической, воспитательно-правовой иэкономико-правовой.
Специалисты по указаннымнаправлениям ориентированы на деятельность в должностях работников оперативногои инспекторского состава аппаратов уголовного розыска и по борьбе сэкономическими преступлениями, работников государственной инспекциибезопасности дорожного движения и пожарной охраны, специалистов попредупреждению правонарушений среди несовершеннолетних и обеспечениюобщественного порядка.
Специалисты указанных направлений деятельностидолжны уметь научно и творчески анализировать социальные явления, активноучаствовать в реализации задач, стоящих в условиях формирования правового государства,реформ экономической и политической систем и демократизации общественной жизнистраны.
В зависимости отспециализации сотрудники ОВД России в рамках своей служебной компетенции и спозиции общечеловеческих ценностей обязаны постоянно заниматься охраной прав,свобод и достоинства личности, защитой экономических интересов государства,государственных и коммерческих предприятий, общественных организаций иразличных форм собственности от преступных посягательств.
В силу этого сотрудникиОВД России обязаны глубоко знать и понимать закономерности развития общества игосударства, а также законодательство в пределах необходимой юрисдикционнойкомпетенции ОВД. В практическом же отношении работники упомянутого родадеятельности должны добротно и оперативно обеспечивать права и обязанности каксамих органов внутренних дел по охране правопорядка, так и прав и обязанностейграждан, используя для этого весь арсенал знаний, умений и навыков необходимоговоздействия, конечно, не допуская при этом ни произвола, ни превышения своихполномочий.
В рамках своейкомпетенции сотрудники ОВД России должны обладать целым спектром знаний иумений, что требует весьма солидной логической подготовки, а указанные знания иумения можно определить как логико-квалификационные характеристикипрофессиональной деятельности в системе ОВД России. К числу последних понеобходимости относятся:
—   знание и умениеподвергать логическому анализу правовые акты республиканских и местных органоввласти и давать им комплексную социально-правовую оценку;
—   знание и умениепроводить информационно-аналитическое исследование состояния оперативнойобстановки и организовывать логически-планомерную работу по раскрытию ирасследованию преступлений в рамках тех или иных уголовных дел;
—   знание и умениеподвергать логическому анализу причины и условия совершения преступлений,делать по ним обобщения и выводы, готовить по ним логически обоснованныедоказательные предложения или представления и формировать документальную доказательнуюбазу;
—   знание и умениевыдвигать оперативно-розыскные и разрабатывать следственные версии,обеспечивающие раскрытие преступлений и установление виновных лиц;
—   знание и умениеиспользовать весь арсенал логических средств оперативно-розыскной иследственной деятельности ОВД, включая оперативно-розыскные и криминалистическиеучеты, автоматизированные и информационно-поисковые системы;
—   знание и умениевыбирать оптимальные управленческие решения в экстремальных ситуациях.

Вопрос №4: Структурно-деятельностные и психофизиологическиеоснования мышления.
Мышление является нетолько высшим познавательным, но и высшим психическим феноменом вообще,конкретно выступающим в качестве фактора разрешения противоречия между тем, чточеловеку дано, и тем, что он должен в данном случае достигнуть, так как то, чтодано, и то, что надо достигнуть, как правило, не совпадают. Такие ситуациипринято называть проблемными. Будучи осмысленными, проблемные ситуациипринимают форму определенных интеллектуальных задач, т.е. задач-проблем, каждыйиз которых, так или иначе, характеризуется следующими параметрами: целью, какориентирующей основой для постановки задачи-проблемы; условиями, какобеспечивающей основой развертывания задачи-проблемы; потребностью, какдвижущей основой для развития задачи-проблемы; принципиальной недостаточностьюимеющихся в наличии стандартных средств и способов для решения данной задачи,как стимулирующей основой для оптимизации задачи-проблемы. Стало быть, проблемавозникает там и тогда, где и когда выявляется ничем не компенсированный дефицитинформации, в силу чего необходимые в данном случае потребности человекапринципиально не могут быть удовлетворенными.
Таким образом, мышлениечеловека всегда возникает в связи с постановкой и необходимостью решениякакой-либо проблемной задачи – практической или теоретической. Отсюда мышление– это особого рода практическая или умственная деятельность, предполагающаяактуализацию системы включенных в нее действий и операцийориентировочно-исследовательского или преобразовательно-конструирующего типа.При этом, если исходить из характера проблемных задач, то в мышлении этообъективно выделяет практический и теоретический уровни (виды) мыслительнойдеятельности человека. Если же исходить из формы собственно человеческогомышления, то тогда можно выделить образное и понятийное мышления.
Следуя сказанному, можнополагать, что человеческое мышление формируется в виде некоторой двухуровневойсистемы – мышления практического и мышления теоретического. Различие же междуэтими уровнями состоит в том, что они просто по-разному связаны с практикой.Работа практического мышления в основном направлена на решение частныхконкретных задач, тогда как работа теоретического мышления направлена восновном на нахождение общих закономерностей. Это означает, что и практическое,и теоретическое мышление всегда, в конечном счете, связаны с практикой, тольков случае собственно практического мышления эта связь имеет более прямой инепосредственный характер. Практический ум, как правило, на каждом шагу нацеленна решение именно конкретно практических задач, и его выводы непосредственнопроверяются конкретной практикой здесь и теперь. Теоретический же ум выступаеткак более широкоохватный и глубинно-опосредствованный, выходящий за пределынепосредственной практики, в силу чего его выводы проверяются на практике лишьпо своим конечным результатам.
Кроме«уровневых» градаций мышления существуют и так называемые«профильные» его градации, подразделяющие мышление на образное, творчески-продуцирующеепо своей сущности, и понятийно-операциональное, выступающее в конечном счетекак абстрактно-логическое. Указания на такую возможность разделения мышленияможно найти уже в древних восточных учениях. По терминологии же великогорусского физиолога И.П. Павлова, людей, тяготеющих к названным типам мышления,можно назвать либо «художниками», либо – «мыслителями». Приэтом «художники» имеют лучшее развитие чувственно-образного мышления,а «мыслители» – логического.
Как показала психофизиологическая наука XX-го века,художественно-образную и логически-понятийную ориентации мышления длябольшинства человеческих индивидов обеспечивают соответственно«правое» и «левое» полушария головного мозга человека.Именно в ведении «левого» (логического) полушария находятся такиевиды деятельности, как речь, чтение, письмо, счет, а также решение задач,требующих применения формальной логики. «Правое» же, внелогическое,полушарие имеет прямое отношение к образному, синтетическому,«целостному» восприятию действительности без ее«дробления», т.е. к эвристически-творческой деятельности.
В реальной жизни оба эти полушария естественнымобразом дополняют друг друга. Правое имеет преимущество в сфере неизвестного,нового, парадоксального, неопределенного, нешаблонного. Левое же упорядочиваети систематизирует опыт, позволяет избегать хаоса в жизни и мышлении. Такова спецификадействия психофизиологического механизма человеческого мышления.
/>


Список используемойлитературы
1.Бочаров В.А., Маркин В.И. Основы логики: Учебник. – М., 2005.
2.Васильченко В.П. Логика для юристов: Учебное пособие. – Белгород, 2004.
3.Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика: Учебник для юридических вузов. – М.,1998.
4.Кириллов В.И., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике. – М., 2005.
5.Шипунова О.Д. Логика и теория аргументации: Учебное пособие. – М., 2005.
Литература:
 
I. Основная
 
1.Бочаров В.А., Маркин В.И. Основы логики: Учебник. – М., 2005.
2.Васильченко В.П. Логика для юристов: Учебное пособие. – Белгород, 2004.
3.Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика: Учебник для юридических вузов. – М.,1998.
4.Кириллов В.И., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике. – М., 2005.
5.Шипунова О.Д. Логика и теория аргументации: Учебное пособие. – М., 2005.
II. Дополнительная
1. Андреев И.Д. Диалектическая логика. – М., 1985.
1.        ВасильченкоВ.П., Уваров И.А. Логика: Учебно-методическое пособие для образовательныхучреждений МВД России. – Белгород, 1999.
2.        ВойшвиллоЕ.К., Дегтярев М.Г. Логика как часть теории познания и научной методологии(фундаментальный курс). Кн. I, II. – М., 1994.
3.        ИвинА.А. Логика для юристов: Учебное пособие. – М., 2004.
Кондаков Н.И. Логическийсловарь-справочник. – М., 1975.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :