Реферат по предмету "Психология"


Личность и темперамент. Требования различных профессий к свойствам темперамента (на примере cоциально-культурного сервиса и туризма)

Федеральноеагентство железнодорожного транспорта
Сибирскийгосударственный университет путей сообщения
кафедра«Социальная психология управления»
Рефератпотеме:
«Личность итемперамент. Требования различных профессий к свойствам темперамента (напримере cоциально-культурного сервиса итуризма)».
Проверила:                                                        Выполнила:
Гилева Кристина                                                Ст.группыСКС-112
Викторовна                                                        ИльиныхА.С.
Новосибирск2010

Содержание
Введение
1. Теоретический анализ понятий
1.1Анализ понятия «темперамент»
1.2Основные компоненты структурытемперамента
1.3. Типы темперамента
2.Темперамент и деятельность
2.1 Учет темперамента в деятельности
2.2. Особенности и требованиятемперамента в системе человек-человек
2.3. Влияние темперамента науспешность деятельности специалиста в сфере Социально-культурного сервиса итуризма.
3. Анализ статьи «Четыре четверти,или Путь к идеальному темпераменту». Практический психолог высшей категорииСкоробогатова Лариса Геннадьевна
Приложение
Заключение
Список используемой литературы:

/>Введение
Темперамент является очень важнымкомпонентом каждой личности. И именно поэтому, на мой взгляд, выбранная мноютема актуальна сейчас. Каждый из нас должен понимать, к какому типу темпераментаон относится, какую роль темперамент выполняет в жизни, как можнооткорректировать модели поведения своего типа темперамента и т.д. Данная темапоможет нам разобраться в этих вопросах, поможет проникнуть в глубины нашейличности.
Также немаловажное значение темпераментиграет в нашей профессии. Любая профессия требует определенного типатемперамента. Значит, для нас это наиболее актуально в данный момент. Мы должнызнать, например, в сфере туризма какой тип темперамента наиболее приемлем, а скаким будет трудно работать.
Целью нашей работы является изучениетемперамента и его влияния на профессиональную деятельность человека.
Объектом исследования является личность.
Предметом является изучение темпераментаи требования различных профессий к свойствам темперамента.
Для достижения поставленной цели решалисьтри основные задачи:
·         изучить теоретические основы личности и темперамента;
·         узнать какие существуют типы темпераментов;
·         рассмотреть требования различных профессий к свойствамтемперамента.
В данной работе методами исследованияявляются общенаучные методы познания.
В написании теории мы опирались на статью«Четыре четверти, или Путь к идеальному темпераменту», написанную практическимпсихологом высшей категории, руководителем маминой школы «Кенгуру» для будущихродителей Ларисой Геннадьевной Скоробогатовой. Также мы опирались на различныеучебники по психологии, такие как «Психология» Б. М. Теплов, «Темперамент»Небылицын В. Д., «Психология индивидуальных различий» Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я.Романова., и другие.

1.Теоретический анализ понятий
 
/>1.1     Анализ понятия «темперамент»
Как часто, общаясь с людьми, намприходится поражаться разнице между нами. Восприятие, скорость принятия решенияили даже просто быстрота движений бывают абсолютно разными. Иногда такаяразница умиляет, иногда раздражает, и вот уже мы в сердцах говорим, что мыабсолютно разные по темпераменту. Но что это все-таки значит и можно лиизменить свой темперамент до идеального? Итак, давайте разберемся…
Темперамент (от лат.сл. “temperans” – умеренный) –надлежащие соотношение вещей.[8] Гиппократсчитал, что тип темперамента определяется преобладанием в организме одной изжидкостей. Если в организме преобладает кровь, то человек будет подвижным, тоесть обладать сангвиническим темпераментом, желтая желчь сделает человекаимпульсивным и горячим – холериком, черная желчь – грустным и боязливым, тоесть меланхоликом, а преобладание лимфы придаст человеку спокойствия имедлительности, сделает флегматиком. Но на данный момент эта теория нерассматривается как научная.
Темпераментом называютсяиндивидуальные особенности человека, выражающиеся:
·         в эмоциональной возбудимости (быстротавозникновения чувств и сила их);
·         в большей или меньшей тенденции ксильному выражению чувств вовне (в движениях, речи, мимике и т. д.);
·         в быстроте движений, общей подвижностичеловека.[8]
Темперамент (лат. temperamentum —надлежащее соотношение черт от tempero — смешиваю в надлежащем соотношении) —характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психическойдеятельности, т. е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих этудеятельность психических процессов и состояний.[4]
Темперамент – это совокупность типологическихособенностей человека, проявляющаяся в динамике его психических процессов: вбыстроте и силе его реакций, в эмоциональном тонусе его жизнедеятельности.[1]
Темперамент — устойчивое объединениеиндивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а несодержательными аспектами деятельности.[2]
Темперамент – это проявление в психикечеловека врожденного типа нервной деятельности.
Итак, темперамент – это врожденные индивидуальныепсихологические особенности, характеризующие личность человека со стороныдинамики его психических процессов, зависящие от врожденного типа нервнойсистемы. Именно темперамент обуславливает реакции человека на внешниеобстоятельства. Он в значительной мере формирует характер человека, егоиндивидуальность и является неким связующим звеном между организмом ипознавательными процессами.
1.2     Основные компоненты структуры темперамента
Свойства нервной системы- это понятие, введенное И.П.Павловым для обозначения динамических особенностейнервной системы, по большей степени генетически детерминированных, которыеопределяют индивидуальные различия в поведении при реагировании на воздействияфизической и социальной среды. По мнению Павлова, существует три основныхсвойства нервной системы:
·         Сила какспособность нервных клеток сохранять нормальную работоспособность приинтенсивных возбудительных и тормозных процессах;
·         Подвижность какспособность быстрого перехода от одного процесса к другому;
·         Уравновешенностькак одинаковая выраженность нервных процессов торможения и возбуждения.
·         Динамичность какспособность мозговых структур быстро отвечать возбудительными и тормознымипроцессами при формировании условных реакций;
·         Лабильность какскорость возникновения и окончания нервных процессов;
·         Активированностькак индивидуальный уровень активации процессов возбуждения и торможения.
Данные свойства нервнойсистемы обусловливают различные проявления конкретных темпераментов в действии.
Таким образом, в качестве основныхкомпонентов темперамента ученые выделяют три главных, ведущих, компонентатемперамента, относящихся к сферам общей активности индивида, его моторики иего эмоциональности. Каждый из этих компонентов, в свою очередь, обладаетвесьма сложным многомерным строением и разными формами психологическихпроявлений.
Наиболее широкое значение в структуретемперамента имеет тот его компонент, который обозначается как общаяпсихическая активность индивида.
Сущность этого компонента заключаетсяглавным образом в тенденции личности к самовыражению, эффективному освоению ипреобразованию внешней действительности; разумеется, при этом направление,качество и уровень реализации этих тенденций определяются другими(«содержательными») особенностями личности: ее интеллектуальными ихарактерологическими особенностями, комплексом ее отношений и мотивов. Степениактивности распределяются от вялости, инертности и пассивного созерцательствана одном полюсе до высших степеней энергии, мощной стремительности действий ипостоянного подъема — на другом.
К группе качеств, составляющих первыйкомпонент темперамента, вплотную примыкает (или даже, возможно, входит в неекак составная часть) группа качеств, составляющих второй — двигательный, илимоторный, — его компонент, ведущую роль в котором играют качества, связанные сфункцией двигательного (и специально — речедвигательного) аппарата.Необходимость специального выделения в структуре темперамента этого компонентавызывается особым значением моторики как средства, с помощью которогоактуализируется внутренняя динамика психических состояний со всеми ееиндивидуальными градациями. Среди динамических качеств двигательного компонентаследует выделить такие, как быстрота, сила, резкость, ритм, амплитуда и ряддругих признаков мышечного движения (часть из них характеризует и речевуюмоторику). Совокупность особенностей мышечной и речевой моторики составляет тугрань темперамента, которая легче других поддается наблюдению и оценке ипоэтому часто служит основой для суждения о темпераменте их носителя.
Третьим основным компонентом темпераментаявляется «эмоциональность», представляющая собой обширный комплекс свойств икачеств, характеризующих особенности возникновения, протекания и прекращенияразнообразных чувств, аффектов и настроений. По сравнению с другими составнымичастями темперамента этот компонент наиболее сложен и обладает разветвленнойсобственной структурой. В качестве основных характеристик «эмоциональности»выделяют впечатлительность, импульсивность и эмоциональную лабильность.Впечатлительность выражает аффективную восприимчивость субъекта, чуткость его кэмоциогенным воздействиям, способность его найти почву для эмоциональнойреакции там, где для других такой почвы не существует.
Термином «импульсивность» обозначаетсябыстрота, с которой эмоция становится побудительной силой поступков и действийбез их предварительного обдумывания и сознательного решения выполнить их. Подэмоциональной лабильностью обычно понимается скорость, с которой прекращаетсяданное эмоциональное состояние или происходит смена одного переживания другим.
Основные компоненты темперамента образуютв актах человеческого поведения то своеобразное единство побуждения, действия ипереживания, которое позволяет говорить о целостности проявлений темперамента идает возможность относительно четко ограничить темперамент от другихпсихических образований личности — ее направленности, характера, способностей идр.
1.3. Типытемперамента
Для практического (в том числепсихолого-педагогического) изучения личности выделяется четыре основных типатемперамента.[6]
Для сангвинического темпераментахарактерны довольно высокая нервно-психическая активность, разнообразие ибогатство мимики и движений, эмоциональность, впечатлительность и лабильность.Вместе с тем эмоциональные переживания сангвиника, как правило, неглубоки, аего подвижность при отрицательных воспитательных влияниях приводит к отсутствиюдолжной сосредоточенности, к поспешности, а иногда и поверхностности.
Для холерического темперамента характернывысокий уровень нервно-психической активности и энергии действий, резкость истремительность движений, а также сила, импульсивность и яркая выраженностьэмоциональных переживаний. Недостаточная эмоциональная и двигательнаяуравновешенность холерика может выливаться, при отсутствии надлежащеговоспитания в несдержанность, вспыльчивость, неспособность к самоконтролю приэмоциогенных обстоятельствах.
Темперамент флегматика характеризуетсяобычно сравнительно низким уровнем активности поведения и трудностьюпереключений, медлительностью и спокойствием действий, мимики и речи,ровностью, постоянством и глубиной чувств и настроений. В случае неудачныхвоспитательных влияний у флегматика могут развиться такие отрицательные черты,как вялость, бедность и слабость эмоций, склонность к выполнению одних лишьпривычных действий.
Меланхолический темперамент связываетсяобычно с такими характеристиками поведения, как малый уровеньнервно-психической активности, сдержанность и приглушенность моторики и речи,значительной эмоциональной реактивностью, глубиной и устойчивостью чувств прислабом внешнем их выражении. На почве этих особенностей при недостаткесоответствующих воспитательных воздействий у меланхолика могут развитьсяповышенная до болезненности эмоциональная ранимость, замкнутость и.отчужденность, склонность к тяжелым внутренним переживаниям таких жизненныхобстоятельств, которые вовсе этого не заслуживают.
Приведенные данные показывают, что взависимости от условий формирования личности каждый тип темперамента можетхарактеризоваться комплексом как положительных, так и отрицательныхпсихологических черт: «лучших» или «худших». Только положительных или толькоотрицательных темпераментов не существует.
Поскольку формирование особенностейтемперамента есть процесс, в огромной степени зависящий от развития волевыхчерт личности, первостепенное значение для воспитания темперамента имеетформирование морально-волевых сторон характера. Овладение своим поведением ибудет означать формирование положительных качеств темперамента.
/>/>2.Темпераменти деятельность
 />2.1 Учеттемперамента в деятельности
Поскольку каждая деятельность предъявляетк психике человека и ее динамическим особенностям определенные требования, тонет темпераментов, идеально пригодных для всех видов деятельности. Рольтемперамента в труде и учебе заключается в том, что от него зависит влияние надеятельность различных психических состояний, вызываемых неприятнойобстановкой, эмоциогенными факторами, педагогическими воздействиями. Оттемперамента зависит влияние различных факторов, определяющих уровеньнервно-психического напряжения (например, оценка деятельности, ожиданиеконтроля деятельности, ускорение темпа работы, дисциплинарные воздействия ит.п.).
Существует четыре пути приспособлениятемперамента к требованиям деятельности.
Первый путь – профессиональный отбор,одна из задач которого – не допустить к данной деятельности лиц, которые необладают необходимыми свойствами темперамента. Данный путь реализуют лишьтолько при отборе на профессии, предъявляющие повышенные требования к свойствамличности.
Второй путь приспособления темперамента кдеятельности заключается в индивидуализации предъявляемых к человекутребований, условий и способов работы (индивидуальный подход).
Третий путь заключается в преодоленииотрицательного влияния темперамента посредством формирования положительногоотношения к деятельности и соответствующих мотивов.
Четвертый, основной и наиболееуниверсальный путь приспособления темперамента к требованиям деятельности –формирование ее индивидуального стиля. Под индивидуальным стилем деятельностипонимают такую индивидуальную систему приемов и способов действия, котораяхарактерна для данного человека и целесообразна для достижения успешногорезультата.
Продуктивность работы человека тесносвязана с особенностями его темперамента. Так, особая подвижность сангвиникаможет принести дополнительный эффект, если работа требует от него частогоперехода от одного рода занятий к другому, оперативности в принятии решений, аоднообразие, регламентированность деятельности, напротив, приводит его кбыстрому утомлению. Флегматики и меланхолики, наоборот, в условиях строгойрегламентации и монотонного труда обнаруживают большую продуктивность исопротивляемость утомлению, чем холерики и сангвиники.
В поведенческом общении можно и нужнопредвидеть особенности реакции лиц с разным типом темперамента и адекватно наних реагировать.
Динамические черты личности человекавыступают не только во внешней манере поведения, не только в движениях — онипроявляются и в умственной сфере, в сфере побуждения, в общейработоспособности. Естественно, особенности темперамента сказываются в учебныхзанятиях и в трудовой деятельности. Но главное заключается в том, что различияпо темпераментам — это различия не по уровню возможности психики, а посвоеобразию ее проявлений.
При выборе профессии следует учитыватьсвой тип темперамента, и использовать свои психофизиологические особенности длядостижения успеха. Итак, давайте посмотрим, для какого типа темперамента, какойнаиболее приемлем вид деятельности.[3]
Сангвиническийтип темперамента характеризуется энергией и большой работоспособностью — емуподходит работа, в которой много разнообразия, которая постоянно ставит передним новые задачи, он готов все время действовать и что-то организовывать,поэтому ему подходят руководящие должности. Работая, он может легкососредоточиться и так же легко переключиться с одной работы на другую, но неспособен вникать в детали и не переносит однообразия.
Холерикотличается вспыльчивостью и порывистостью, работу выполняет с большимвнутренним напряжением, очень энергично, полностью отдаваясь своейдеятельности, однако свою огромную энергию распределяет неравномерно, поэтомуему подходит цикличная деятельность, требующая большой, но периодическойзатраты энергии, связанная с напряжением и опасностью, чередующаяся с болееспокойной работой.
Флегматикспокоен и уравновешен, он упорный и старательный работник, однако только в тойобласти, к которой он привык. Ему не подходит работа, отличающаясяразнообразием, зато монотонная деятельность (например, работа на конвейере)трудности для него не представляет. Он работает неторопливо, но может достичьхороших результатов благодаря своей твердости, настойчивости и продуманнойорганизации своего труда.
Меланхоликахарактеризует низкий порог ощущения и повышенная чувствительность к внешнимраздражителям. У него низкая работоспособность, он не хочет брать на себяобязательства, боится, что не сумеет их выполнить. Предпочитает работать водиночку. Благодаря своей высокой чувствительности, он легко улавливает ипонимает тонкости в поведении людей, окружающем его мире, а также в искусстве,литературе, музыке. Меланхолику подходит работа, требующая внимания, умениявникнуть и проработать мельчайшие детали. Ему противопоказана деятельность,требующая значительного напряжения, связанная с неожиданностями и осложнениями.

2.2. Особенности и требования темперамента в системечеловек-человек
Давайте немного поговорим о системе человек-человек, чтобы лучше понять иузнать какой темперамент наиболее подходит к данной системе.
К профессиям типа «человек-человек», по определению Е.А. Климова,относятся профессии, связанные с медицинским обслуживанием (врач, медсестра,санитарка), обучением и воспитанием (воспитатель, няня, учитель, преподаватель,тренер), бытовым обслуживанием (продавец, проводник, официант), правовойзащитой (юрист, следователь, участковый инспектор).
Таким образом, профессии типа «Человек — человек» — это профессии,связанные с обучением, воспитанием, обслуживанием, руководством.
В этой области помогают ориентироваться такие учебные предметы, какистория, литература, и другие, связанные с изучением людей, общества.
Первая особенность профессий типа «Человек — человек» состоит в том, чтоглавное содержание труда здесь сводится к взаимодействию между людьми. Если неладится это взаимодействие, значит, не ладится и работа.
Вторая особенность профессий этого типа состоит в том, что каждая из нихтребует от человека как бы двойной подготовки:
·         Нужно научиться,уметь устанавливать и поддерживать контакты с людьми, понимать людей,разбираться в их особенностях;
·         Нужно бытьподготовленным в той или иной области производства, науки, техники, искусства ит. д.
Если организатор руководит группой работающих людей, то он должен хорошознать сущность выполняемой ими работы. Без этого он не сможет правильнопонимать действия, поведение, помыслы и намерения своих подчиненных. Это незначит, что он должен знать и уметь все лучше, чем любой из подчиненных. Частоэто невозможно и не нужно. Директор театра не должен танцевать лучшеприма-балерины, директору завода не надо быть лучшим слесарем-инструментальщиком,директор школы не может знать все учебные предметы столь же досконально, каккаждый из учителей-предметников знает свое дело. Но многие особенности трудаподчиненных руководитель все же должен себе ясно представлять.
Профессии системы человек-человек предъявляют высокие требования к такимкачествам работника как умение устанавливать и поддерживать деловые контакты,понимать состояние людей, оказывать влияние на других, проявлять выдержку,спокойствие и доброжелательность, речевые способности.
Психологические требования профессий «человек-человек»:
• стремление к общению, умение легко вступать в контакт с незнакомымилюдьми;
• устойчивое хорошее самочувствие при работе с людьми;
• доброжелательность, отзывчивость;
• выдержка;
• умение сдерживать эмоции;
• способность анализировать поведение окружающих и свое собственное,понимать намерения и настроение других людей, способность разбираться вовзаимоотношениях людей, умение улаживать разногласия между ними, организовыватьих взаимодействие;
• способность мысленно ставить себя на место другого человека, умениеслушать, учитывать мнение другого человека;
• способность владеть речью, мимикой, жестами;
• развитая речь, способность находить общий язык с разными людьми;
• умение убеждать людей;
• аккуратность, пунктуальность, собранность;
• знание психологии людей.
Вот краткий переченьличных качеств, которые очень важны при работе в профессии этого профессияхсистемы человек-человек:
·         устойчивое,хорошее настроение в процессе работы с людьми;
·         потребность вобщении;
·         способностьмысленно ставить себя не место другого человека, быстро понимать намерения,помыслы, настроения людей;
·         умениеразбираться в человеческих взаимоотношениях;
·         хорошая память,позволяющая держать в уме знания о личных качествах большого числа людей;умение находить общий язык с разными людьми;
·         терпение.
Конечно, толькоперечисленных выше качеств недостаточно для успешной деятельности по профессиями специальностям рассматриваемого типа. Необходима хорошая специальная подготовкадля работы в конкретной области производства, науки, техники, искусства.
Согласно изложенному материалу мы можем сделать вывод о том, какой же типтемперамента подходит для профессий системы человек-человек.
Так как сангвинический тип темперамента характеризуется энергией ибольшой работоспособностью, поэтому ему подходят руководящие должности.Сангвиники являются хорошими руководителями, умеющими найти общий язык сосвоими подчиненными.
Флегматик характеризуется уравновешенностью характера, поэтому можнопредположить, что такие люди хорошо проявят себя в воспитательной деятельности,в частности в общении с детьми.
Меланхолик легко улавливает и понимает тонкости в поведении людей, а этонаиболее важно в профессиях системы человек-человек. По-моему мнению,меланхолики хорошо чувствуют людей, но они мало стрессоустойчивы, и поэтому онимогут хорошо себя проявить в профессии, такой как индивидуальные педагоги помузыке.

2.4 Влияние темперамента науспешность деятельности специалиста в сфере Социально-культурного сервиса итуризма
Социально-культурный сервис и туризмотносится к профессиям системы человек-человек. Поэтому в данной сфередеятельности наиболее важным умением является умение общаться с людьми.Естественно, можно развить такую способность, но многим такую возможностьпредоставил темперамент. Давайте посмотрим, какую положительную роль могутсыграть особенности типа темперамента, и какой из типов наиболее подходит дляданной индустрии бизнеса.
Начнем с самого энергичного типатемперамента – сангвиников. Для сангвиников, как я уже упоминала, наиболееподходят руководящие должности. Поэтому в туризме такому типу темпераментанаиболее подходит работа, связанная с созданием туристических продуктов(туров), продвижение туристического продукта на туристический рынок;маркетинговая деятельность. Также сангвиники себя могут хорошо проявить кактуристические гиды, так как сангвиники очень энергичны, подвижные, быстроотзывающегося на окружающие события, сравнительно легко переживающего неудачи инеприятности, и у них есть потребность в разнообразии своей деятельности. Наиболеекомфортно сангвиник чувствует в той деятельности, которая ставит перед нимновые задачи, он готов все время действовать, и такое качество необходимо дляресепшиониста (администратора), например в каком-нибудь отеле или гостиницы.
Для холерика характерна эмоциональность,полная отдача себя своему делу, поэтому для такого типа темперамента будетнаиболее комфортна профессия в туризме такая как, представитель курорта. В этойдеятельности холерик покажет себя в полном объеме. Он сможет, как никто другойпоказать туристам курорт в эмоциональных красках, так, что туристы незадумываясь выберут именно этот курорт.
Флегматик спокоен и уравновешен, онупорный и старательный работник, однако только в той области, к которой онпривык, ему не подходит разнообразная деятельность. И поэтому для него наиболееприемлема работа, связанная, например, с бронированием авиабилетов, номеров вгостиницах и другое. Также флегматик будет комфортно себя чувствовать вспециальности как туристский сотрудник информационного отдела.
Меланхолик благодаря своей высокойчувствительности, он легко улавливает и понимает тонкости в поведении людей,именно эта особенность ему поможет в туризме, а именно как туристический агент.Туристический агент должен насквозь чувствовать людей, учитывать их желания,предугадывать их потребности, ну и естественно, уметь общаться с людьми.Меланхолически обладают повышенным интуитивным восприятием отношения к себе окружающихлюдей, поэтому меланхолику легче будет наладить отношения с определеннымчеловеком, а именно с клиентом.
Каждый человек индивидуален, у каждого нетолько свой тип темперамента, но и мы отличаемся по многим своим показателям,поэтому наиболее точно нельзя сказать какая именно специальность подходитданному типу темперамента, но по общим аспектам нам удалось сопоставитьтемперамент и профессии в социально-культурном сервисе и туризме.
3. Анализ статьи«Четыре четверти, или Путь к идеальному темпераменту». Практический психологвысшей категории Скоробогатова Лариса Геннадьевна «Темперамент нельзяизменить, но можно научиться его контролировать».[7]
В данной статьерассматривается проблема, когда родители воспитывают своего ребенка, неучитывая особенности его типа темперамента. Именно из-за того, что ребенок посвоему темпераменту не может удовлетворить какие-то требования окружающих, удетей в раннем возрасте развиваются детские неврозы. Родители должны уже враннем возрасте ребенка проследить его тип темперамента, и уже под данный типтемперамента у ребенка строить основы воспитания. Если родители будутосознавать, что в основе поведения ребенка лежит его темперамент, и будутотноситься к ребенку соответственно по типу темперамента, проявлять дружелюбиеи снисходительность, то ребенок постепенно сможет приспосабливаться к разнымусловиям жизни. Во многом такая методика будет способствовать улучшению навыковребенка, развитию его способностей, таланта.
Уже с самого раннего возрастау ребенка проявляется его темперамент. Например, один малыш, почувствовавдискомфорт, начинает плакать, другой — возмущенно кричать, а третий спокойнозаснет, не обращая внимания на неудобства.
Оценить особенностивзаимодействия растущего организма и окружающей среды, как пишет ЛарисаГеннадьевна является понятие «хорошего или плохого соответствия», которое ввелиизвестные американские исследователи темперамента Александр Томас и СтеллаЧесс.
«Хорошее соответствие»возникает тогда, когда требования и ожидания окружения согласуются свозможностями и особенностями ребенка. То есть родители, учитывая типтемперамента ребенка подстраиваются под него, если ребенок холерик, относятсяспокойно к его обидчивости.
А «плохое соответствие» возникает,когда ребенок не обладает способностями и свойствами, необходимыми для того,чтобы справиться с требованиями и ожиданиями, которые ему предъявляютсяокружающими. В таких случаях у ребенка может наступать чрезмерный стресс,именно по этим причинам развивается детские неврозы.
Чтобы выяснить, чторебенок по своему темпераменту не соответствует предъявляемым ему требованиямнеобходимо проследить за поведением ребенка. Он отвергает новую пищу,незнакомых людей, непривычные места, громко протестует, не имеет четкого режимасна, питания и туалета, часто буйствует, капризничает.
Зачастую такое поведениеребенка родители трактуют такую причину как «сами виноваты, такого воспитали»,другие «таков уж ребенок», а иногда и винят обоих.
Необходимо понять, чтотрудности в детском поведении – не наша вина, и в то же время они не вызванызловредными прихотями самого ребенка. Скорее всего, причина в том, что мыожидаем или требуем от ребенка таких реакций, такого поведения, на которое онпросто не способен в силу своего темперамента. Родители, подавляя особенноститемперамента, только усиливают проблему.
Практический психологвысшей категории Лариса Геннадьевна Скоробогатова в своей статье показываеттипологические особенности у каждого из типов темперамента, и на основе этихособенностей предлагает направления для развития ребенка в воспитании.
Например, сангвиник –человек быстрый, активный, который мгновенно ориентируется в ситуации, онобщителен, работоспособен. И учитывая именно такие особенности ЛарисаГеннадьевна предлагает для родителей воспитать в ребенке усидчивость, а именно– чередуя физическую работу с умственной. Требовать, чтобы знаниясоответствовали возможностям ребенка, а если ребенок способен запомнить больше,необходимо требовать от него более глубоких знаний. Также необходимо длясангвиника физическое развитие, именно туда можно направить иногда егочрезмерную энергию. Таким образом, родители смогут направить энергию ребенка внужное русло, и ребенок сможет достичь успехов в своих начинаниях.
Учитывая особенностимеланхолика, нам предлагается избегать конфликтных ситуаций, при которых наребенка обрушиваются наказания. Также необходимо наладить доверительныеотношения с ребенком, стать его другом. Для меланхолика подойдут виды спорта,не требующие особого психического напряжения, например, бег, катание навелосипеде, туризм, и другие. Для меланхоликов лучше всего проводить время насвежем воздухе, для родителей необходимо обеспечить ребенка должным, например,отправляться вместе со всей семьей в лес. Также стоит налаживатьвзаимоотношения со сверстниками ребенка. Стоит помнить, что меланхолику нельзяприказывать, критиковать, это только усилит и без того вялые действиямеланхолика.
Зная типологическиеособенности холерика, родителям стоило бы направить его энергию в положительныедействия, так как холерик способен вступить в организации, связанные с фашизмомили сатанизмом. Холерика стоит заинтересовать спортом, танцами, туризмом, чтобыон смог развиваться. Чтобы сблизиться с ребенком-холериком и знать о его жизни,родителям предлагается проводить иногда шумные компании дома с друзьями.Родители по возможности должны занять холерика спокойными играми, которыепомогут развить у него внимательность и сосредоточенность.
Зная, что флегматикмедлителен, как в движениях, так и в мышлении и речи, родителям стоит неподгонять ребенка, а создавать резерв времени. Стоит помнить, чтобы переключитьребенка-флегматика на другой вид деятельности, необходимо предупредить егозаранее, чтобы он успел перестроиться. Чтобы флегматик смог наладить контакт сосверстниками, для этого подойдут различные секции, при этом следует емунапоминать, чтобы он был внимателен к людям и чтобы он не боялся новойобстановки, и смог быстрее адаптироваться. Если что-то не получилось уфлегматика, не стоит акцентировать на этом внимание, постарайтесь похвалить егоза достигнутые результаты, флегматики очень ранимы. Родителям предлагаетсяпроявлять различные эмоциональные состояния, тем самым ребенок сможет перенятьэто у родителей.
Итак, чтобы ребенок смогразвить свои способности, добиться успеха в каком-либо деле, и чтобы он смогскрывать свои недостатки, родителям стоит уже с самого раннего возрастаобращать на тип темперамента их детей, подстраиваться под тип, помогать им вразвитии, и ни в коем случае не заглушать особенности, каким бы ни был типтемперамента. Каждый человек индивидуален, и также у каждого человека есть свойтип темперамента, который проявляется в различных аспектах жизни. Темпераментпомогает развитию ребенка, поэтому стоит уделять должное внимании этому.

Приложение
Четыре четверти, или Путь к идеальному темпераменту
Консультирует ЛарисаГеннадьевна Скоробогатова, Практический психолог высшей категории, руководительмаминой школы «Кенгуру» для будущих родителей
Темперамент нельзяизменить, но можно научиться его контролировать
В массовом сознаниисуществует деление темпераментов на «легкие» и «трудные», «хорошие» и «плохие».Очень часто как достоинства, так и недостатки поведения человека мы объясняемего темпераментом. Так порой и говорим: «Что с него возьмешь? такой уж у неготемперамент». Потому что никакой тип темперамента не обеспечивает человекулегкой жизни, и никакой тип темперамента не предохраняет его от трудностей инарушений поведения. Индивидуальный, природный темперамент человека виден вовсем: в скорости его мышления, темпе речи, в мимике, подвижности, манереобщения. Кроха рождается с унаследованным темпераментом, который нельзяизменить, но можно научиться контролировать. Темперамент обусловлен скоростью исилой реакции нервной системы на раздражители: на интонацию матери, мокрыепеленки, чувство голода, боль в желудке и т.п. Один малыш, почувствовавдискомфорт, начинает плакать, другой — возмущенно кричать, а третий спокойно заснет,не обращая внимания на неудобства. Оценить особенности взаимодействия растущегоорганизма и окружающей среды является понятие «хорошего или плохогосоответствия», которое ввели известные американские исследователи темпераментаАлександр Томас и Стелла Чесс.
«Хорошее соответствие»возникает тогда, когда требования и ожидания окружения согласуются свозможностями и особенностями ребенка. В этом случае психическое развитие идеятельность ребенка, скорее всего, будут здоровыми. Например, если родители,видя, что их ребенок обладает слабой нервной системой и тонкой душевнойорганизацией, будут лояльно и с пониманием относиться к его эмоциональнымреакциям, обидчивости и утомляемости. Они не будут требовать, чтобы он,пересиливая себя, из последних сил добивался успеха всегда и во всем. А еслиребенок сангвиник и родители знают, что его интересы не очень устойчивы, онстрастно увлекается чем-то одним, а потом разочаровывается в этом и увлекаетсяс такой же страстью чем-то другим, то родители зная эту особенность ребенка,никогда не будут настаивать, чтобы он, во что бы то ни стало, продолжалзаниматься опостылевшим ему делом.
«Плохое соответствие», сдругой стороны, возникает, когда ребенок не обладает способностями исвойствами, необходимыми для того, чтобы справиться с требованиями иожиданиями, которые ему предъявляются окружающими. В таких случаях у ребенкаобычно наступает чрезмерный стресс, и вероятность развития поведенческихотклонений становится довольно высокой.
Как выяснить, что ребенокпо своему темпераменту не соответствует предъявляемым ему требованиям? Какправило, такое несоответствие проявляется уже в первые годы жизни ребенка. Онотвергает новую пищу, незнакомых людей, непривычные места, громко протестует,не имеет четкого режима сна, питания и туалета, часто буйствует, капризничает.Если родители осознают, что в основе такого поведения лежит темперамент, иотносятся к ребенку соответственно – предъявляют ему дружелюбные, мягкие,спокойные, но при этом последовательные требования, малыш постепенно научитсяприспосабливаться к разным условиям, научится себя вести в соответствии стребованиями родителей.
Если же родители непонимают, что происходит, то они будут обвинять либо себя («плохо воспитываемребенка»), либо ребенка («неудачный ребенок»), либо и себя и ребенка. Многие изнас под воздействием таких чувств начинают совершать все больше и большевоспитательных промахов и, в конце концов, ощущают себя жертвами террорастороны своего малыша. И тут мы начинаем давить на своего ребенка, задабриватьего или запугивать, наказывать, но сделать ничего не можем.
Необходимо понять, чтотрудности в детском поведении– не наша вина, и в то же время они не вызванызловредными прихотями самого ребенка. Скорее всего, причина в том, что мыожидаем или требуем от ребенка таких реакций, такого поведения, на которое онпросто не способен в силу своего темперамента. В таких случаях холерика хотятвидеть покладистым, сангвиника – спокойным и тихим, флегматика – подвижным ибыстрым. Подавление темперамента – частая причина детской нервности. Заподавление эмоций и темперамента современный человек платит ростомпсихосоматических заболеваний.
Маленькие дети находятсявсецело во власти темперамента. Но они растут, усваивают уроки воспитания,берут пример со старших. Со временем они научаться терпеть. Проявлять силу волиили наоборот, отступать. И пусть не сразу, но они овладеют механизмами, которымпод силу справиться с врожденной стихией темперамента.
Как выглядят «чистые»темпераменты.
/>/>Сангвиник
быстр, мгновенноориентируется в ситуации. Его стихия там, где требуется скорость, темп, гдестремительны и круты повороты. Работа горит у него в руках. Преграду онперепрыгнет или обойдет, потому что он гибок и компромиссен, не “лезет нарожон”. Жизненные узлы он развяжет мигом, преграду преодолеет играючи.Сангвиник думает и говорит быстро, он острослов и не лезет за словом в карман.Он общителен и находит общий язык с любым. В детстве это – заводила, живчик.
Необходимо воспитывать вребенке усидчивость, попеременно чередуя физическую работу с умственной.Требовать, чтобы знания не были поверхностными, а соответствовали возможностям(если ребенок способен запомнить больше, чем положено по программе, обязательнотребуйте глубоких знаний). Старайтесь, чтобы у ребенка не развилось самомнение,что он лучше всех и все может, так как это ведет к неудачам в будущем: он будетжаловаться, что начальник не дает ему развернуться, что жена к нему относитсяне так и т. д… Ставьте перед ним новые и новые задачи, постарайтесь, чтобы онине были слишком трудными (пропадает интерес) или легкими (развиваетсясамомнение). Не забудьте о физическом развитии — это поможет нейтрализоватьлишнюю энергию.
/>/>Меланхолик
— неуравновешен, глубокопереживает любое событие при вялом и слабом внешнем реагировании. Чувствителен,раним, боится трудностей, отличается повышенной тревожностью. Избегаетнепредвиденных ситуаций. Предпочитает выполнять действия, не требующиепсихического напряжения. Мимика и движения медленные, бедные, голос тихий,невыразительный. Часто этим ребятам трудно в коллективе. Они не могутпротивостоять несправедливости, часто попадают под чужое влияние, их дразнят,обижают. Домашние задания у таких детей выполняются всегда хорошо и аккуратно,а вот у доски они теряются. Подростки-меланхолики нередко робкие истеснительные, они могут легко расплакаться. Важно выявить таланты, которыечасто скрыты за нерешительностью. Это повысит их престиж в классе.
Не допускайте конфликтныхситуаций, при которых на ребенка обрушивается шквал наказаний или порицаний.Наладьте доверительные отношения с ребенком… Поддерживайте в нем силу духапостоянно, предложите заняться видом спорта, не требующим особого нервногонапряжения (бег, катание па велосипеде, туризм). Пусть больше времени проводитна воздухе. Старайтесь наладить его общение со сверстниками, помогайтененавязчиво в общении. Поддерживайте хобби вашего ребенка. Ему хорошо подойдутзанятия, связанные с художественным творчеством, с точной механикой, сискусством. Не требуйте от ребенка активности и точных выполнений вашихуказаний. При полном взаимопонимании в семье ваш ребенок может стать способными полностью реализовать свои таланты. Учите самостоятельности и смелости; емунельзя приказывать, категоричные обращения и отрицательные оценки усилят и безтого вялые действия; с таким малышом надо обсуждать увиденное и услышанное,акцентируя внимание на положительных сторонах.
/>/>Холерик
по природе своейнеутомим. Натиск его неудержим. Он идет прямо, тараня препятствия, несворачивая с пути и не отступая. Узлы он не развязывает, а разрубает. Все унего мощно. Если он сердится, то с гневом, его трудно утихомирить. Это человекодной страсти, одной идеи, одной любви. Холерик побеждает силой, натиском, ибезудержной смелостью.
Старайтесь направитьактивность холерика в положительное русло, так как он может вступить ворганизации фанатиков фашистского, сатанистского или явно криминального толка.Их приведет туда любопытство и стремление быть приверженцем одной идеи.Обязательно заинтересуйте его каким-либо делом: спортивная секция, танцы, туризми т. д. Это поможет ребенку реализовать себя. Позволяйте приводить иногдашумные компании домой, таким образом вы вникнете в жизнь, которой живет ваш сынили дочь. Вообще, будьте информированы и будьте ребенку другом. Не ругайте засрывы, если в них нет ничего серьезного. Поддержите. Используйте чрезмернуюподвижность ребенка. Назначайте его в помощники на уроках или в домашних делах,но работа не должна требовать долгого сидения на одном месте. Направьтеактивность подростка в нужное русло. Попытайтесь снизить скорость его порханияпо жизни, организуя остановки и паузы; помогайте выбрать хобби, тогда фонтанего бурной энергии будет использован в познавательных целях; занимайте ребенкаспокойными играми, совершенствующими внимание и наблюдательность; учите егообдумывать решения, рассчитывать силы, всегда быть сдержанным и настойчивым.

/>/>Флегматик
медлителен в движениях,он тугодум, молчун. В нем есть сила, но она рассчитана на неспешность. Он ещеболее неутомим, чем холерик, если его не торопить. У него формируется упорныйхарактер, если его воспитывают правильно, но это упорство терпеливого. Узел онразвязывает долго, но развяжет обязательно. Препятствия он точит, как водакамень. От борьбы он, как правило уходит, уступая право на нее холерикам исангвиникам, но поставленный перед необходимостью борьбы, он не отступает испособен измотать не только сангвиника, но и холерика. Чтобы вывести его изтерпения, нужно приложить большие усилия. Если он взрывается, то гнев дотолетихого, невозмутимого флегматика страшен. Однако такое – редкость. Его, оченьрано начинают уважительно называть по имени и отчеству. Родителей, если они нефлегматики, безмерно раздражает его медлительность.
Важно учитывать ввоспитании темп мышления и поведения флегматики, стремится не подгонять, асоздавать резерв времени, о необходимости сменить вид деятельности, занятьсячем-то другим говорить заранее, что бы ребенок имел время перестроится.Постарайтесь, что-бы ваши сын или дочь нашли себе место, где бы могли общатьсясо сверстниками. Здесь неоценима роль различных секций или кружков. Постояннонапоминайте ребенку, что он должен быть внимателен к людям, не бояться новойобстановки. Пусть представляет себе самое хорошее и настраивает себя на лучшее.За рабочим столом ничего не должно отвлекать его внимание. Но ребенок можетзаниматься часами, поэтому меняйте ему виды деятельности. Не создавайтетепличных условий, это приведет к проблемам в будущем. Ребята такого типа оченьранимы, поэтому старайтесь помочь, хвалите за успехи, вселяйте уверенность всебе, если что-либо не получается из-за медлительности. Не раздражайтесь, таккак ребенок будет чувствовать себя не таким, как все, его самооценка будетзанижена.
Развивайте в малышелюбознательность и инициативность (в этом вам помогут любые игры на скорость, иловкость); показывайте ему пример ярко выраженного, эмоционального поведения:сами активно радуйтесь и огорчайтесь, он обязательно это у вас переймет.
Опубликовано в журнале «Япокупаю» апрель2003г.

Заключение
Таким образом, мы изучилитеоретические основы личности и темперамента, рассмотрели особенности покаждому из типов темперамента и какие существуют требования к темпераменту вразличных профессиях. Немаловажная информация была описана о требовании втуристической индустрии к темпераменту, так как непосредственно именно этаиндустрия интересует меня и моих будущих коллег-одногруппников. Нам необходимоуже сейчас понимать, какой тип темперамента приемлем в туризме, и в какихпрофессиях, какие особенности своего темперамента при своей профессиональнойдеятельности мы должны выделять, а какие компенсировать.
/>/>/>Исходя из данного материала, мы можем уже сделать для себяопределенный вывод. Почему темперамент так важен в нашей жизни, когдатемперамент уже начинает проявляться, как особенности темперамента скажутся нанашей профессиональной деятельности. Могу сказать, что темперамент играет оченьзначительную роль в нашей жизни, именно от темперамента зависят многие аспектынашего поведения, то, как мы общаемся с людьми.
/>/>/>Хочется отметить, что темперамент проявляется у нас уже всамом младшем возрасте. Особенности воспитания ребенка с определенным типомтемперамента были рассмотрены в данной работе, используя статью практическогопсихолога Ларисы Геннадьевны Скоробогатовой «Четыре четверти, или Путь к идеальному темпераменту».Благодаря некоторым методикам в воспитании, мы становимся на путь воспитания вребенке большей части положительных его особенностей в темпераменте. Тем самым,родители только помогут своим детям развить свои особенности. Проявивснисходительность к ребенку, у которого темперамент требует этого, родителивоспитают в ребенке чувство уверенности, инициативности в общении, и адаптацииво внешнем мире.
/>/>/>В заключение хотелось бы сказать, что у каждого человека свойтемперамента, у кого-то он ярко выражен, у кого-то смешанный тип, каждыйчеловек индивидуален, и подход к каждому человеку особый. Нельзяконкретизировать определенный тип темперамента, выделять какие-то приоритеты уодного из типов, говорить о том, что именно этот тип подходит для определенноговида деятельности. На выбор деятельности, и проявление человека в нем, такжезависит и от личностных качеств людей, то каким образом они себя преподносят ипоказывают. Но темперамент является неотъемлемой частью нашей жизни, и именноон является дополнением ко всем нашим личным качествам.

Список используемой литературы:
1.        Гиппенрейдер Ю.Б./Психология индивидуальных различий: ТЕКСТЫ
2.        Головин С. Ю. Словарь практического психолога
3.        Козловский О.В.Как правильно выбрать профессию: методики, тесты, рекомендации — Донецк: ОООПКФ «БАО», 2006. — 800 с — с.38-46
4.        Небылицын В. Д.Темперамент
5.        ПлатоновК.К./Краткий словарь системы психологических понятий — М. Высшая школа 1984 г.
6.        Рогов Е.И/Общаяпсихология — М. ВЛАДОС, 1995 г.
7.        СкоробогатоваЛ.Г. Четыре четверти, или Путь к идеальному темпераменту // Я покупаю, №04, 2003г.
8.        Теплов Б. М. Психология. — Учпедгиз, Москва, 1953 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Расчет гидродинамической системы
Реферат Государственно-правовая система России в феврале-октябре 1917 года
Реферат Подорожній, коли ти прийдеш у Спа...
Реферат Цветной лазерный принтер HP Color LJ 2500
Реферат Актуальность экспериментов в Хоторне
Реферат Драцена Сандера
Реферат Анализ альтернатив управленческих решений
Реферат Расчет и моделирование цифрового фильтра
Реферат 100 великих отечественных кинофильмов
Реферат Повесть Карамзина Наталья, боярская дочь произведение эпохи сентиментализма
Реферат Класична школа політичної економії та її еволюція
Реферат Анализ статьи Е.В. Зализовского "Современные проблемы развития цивилизации на Земле"
Реферат Основные идеи марксистской философии
Реферат Налог на доходы физических лиц: история возникновения, порядок уплаты, налоговые льготы
Реферат Сказки по телефону