Реферат по предмету "Психология"


Конфликты их классификация и причины возникновения

Конфликты: их классификация и причины возникновения
КОНФЛИКТ (от лат.conflictus — столкновение) — столкновение про­тивоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. В основе любого К. лежит ситуация, включающая ли­бо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо проти­воположные цели или средства их достижения в данных обстоятель­ствах, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и т. п. Конфликтная ситуация, таким образом, содержит субъектов воз­можного конфликта и его объект. Однако, чтобы К. начал развиваться, необхо­дим инцидент, когда одна из сторон начинает действовать, ущемляя ин­тересы другой стороны.

Если проти­воположная сторона отвечает тем же, К. из потенциального перехо­дит в актуальный и далее может развиваться как прямой или опо­средованный, конструктивный стаби­лизирующий или неконструктивный. В ка­честве субъекта взаимодействия в К. может выступать как отдельное лицо (внутриличностный К.), так и два или несколько лиц (межличностный К. — это ситуации, возникающие между людьми из-за противоречий в их целях, интересах, представлениях, спо­собах поведения и др.). В зависимости от конф­ликтной ситуации выделяются меж­групповые К., межорганиза­ционные К., классовые К., межгосударствен­ные К., межнациональные К.

Личностный конфликт – внутриличностное противоречие, воспринемаемое и эмоционально переживаемое человеком (мотивационные (борьба мотивов), когнитивные (борьба несовместимых противоречий), ролевые конфликты (противоречивые проблемы, затрагивающие деятельностную сферу жизни личности), разновидность ролевого конфликта: межролевые (когда разные ролевые позиции несовместимы) и внутриролевые (когда имеются противоречия, возникающие требованиями роли и возможности человека));

Внутриличностные (или просто личностные) К., как правило, бывают порождением стремлений субъекта.Такие конфликты представ­ляют собой противоречия, возникающие между несовместимыми (или, по меньшей мере, трудносовместимыми) интересами, потребностями, представлениями, ролями и т.д. человека, например, конфликт между желанием и чувством долга или между необходимостью совмещения служебных и семейных обязанностей.

Не­конструктивный межличностный К. возникает, когда один из оп­понентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стре­мится психологически подавить портнера, дискредитируя и унижая. Обычно это вызывает яростное сопротив­ление другой стороны, диалог сопро­вождается взаимными оскорблени­ями, решение проблемы становится невозможным, разрушаются меж­личностные отношения.

Конструк­тивным (продуктивным) межличностный конфликт может быть лишь тогда, когда оппоненты не выходят за рамки деловых ар­гументов и отношений. При этом могут наблюдаться различные стратегии поведения.

Выделяют:

1) соперничество (противоборство), сопровождаю­щееся открытой борьбой за свои интересы; сотрудничество, направ­ленное на поиск решения, удовлетворяющего интересы всех сторон;

2) компромисс -урегулирование разно­гласий через взаимные уступки;

3) избегание, заключающееся в стрем­лении выйти из конфликтной ситуа­ции, не решая ее, не уступая своего, но и не настаивая на своем;

4) приспособление — тенденция сгла­живать противоречия, поступаясь своими интересами; Данный вид конфликта позитивно влияет на структуру, динамику и результативность социально- психологических процессов: например в рабочем коллективе данный вид конфликта, обусловленный предметно- познавательной деятельностью их членов, создают интеллектуальную эмоциональною напряженность, которая способствует поиску продуктивных решений поставленных проблем.

В межгрупповых конфликтах в качестве субъектов выступают группы, преследующие цели, несовместимые с целями противостоящей группы.

Развитие конфликта обычно идет в следующей по­следовательности:

а) постепенное усиление участников К. за счет введения все более активных сил, а также за счет накопления опыта борьбы;

б) увеличение количества проблемных ситуаций и углубление первичной проблемной ситуации;

в) повышение конфликтной актив­ности участников, изменение харак­тера К. в сторону его ужесточе­ния, вовлечения в конфликт новых лиц;

г) нарастание эмоциональной на­пряженности, сопровождающей конфликтные взаимодействия, которая может оказать как мобилизующее, так и дезорганизующее влияние на поведение участников К.;

д) изменение отношения к проблемной ситуации и конфликта в целом.

По времени действия конфликты делятся на: кратковременные, длительные, затяжные (тупиковые).

По степени управляемости: на управляемые, плохо управляемые, неуправляемые.

Психологи, изучающие конфликтологию создали 3 теории, концепции соц. возникновения конфликтов:

МОТИВАЦИОННАЯ (в основе борьба мотивов и интересов);

КОГНИТИВНАЯ (познавательная); конфликт возникает, когда осознаются причины, ведущие к этой ситуации;

ДЕЯТЕЛЬНОСНАЯ ( противоречивые проблемы, затрагивающие деятельностную сферу жизни человека);
Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта stroy.nm.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Роль і місце педагогіки в системі людинознавчих наук
Реферат Александр Сергеевич Пушкин и Булат Окуджава
Реферат Інвестиційна політика України
Реферат «последнего числа – нет…» концепция бесконечности е. Замятина и ее отражение в литературе второй половины ХХ века
Реферат Особенности развития игровой деятельности старших дошкольников в учреждениях для детей, лишенных родительской опеки
Реферат Звуковой аналитико-синтетический метод профилактики дислекси
Реферат Фінансовий план підприємства по виробництву столів та шаф на основі аналізу фінансових показників
Реферат Liber аbaci Леонардо Фибоначчи
Реферат Регуляція обміну речовин. Терморегуляція
Реферат Stress Essay Research Paper Stress is a
Реферат Мотив игры и театра в романе "Война и мир"
Реферат Поняття екологічної безпеки та її правові форми
Реферат Miss Essay Research Paper Leanne BeswickHenry VScene
Реферат Иерархи Союза писателей России
Реферат Біографія Марко Вовчок (1833—1907)