Реферат по предмету "Психология"


Комплекс неполноценности

СодержаниеВведение1. Сущность и основные черты комплекса неполноценностиличности       1.1 История возникновения1.2 Общее представление о комплексе неполноценности1.3 Причины комплекса неполноценности личности2. Формирование комплекса неполноценности        2.1 Почему развивается комплекс неполноценности         2.2 Роль комплекса неполноценности в жизни личности2.3 Как избавиться от комплекса неполноценности3. Взаимосвязь комплекса неполноценности и комплексапревосходстваЗаключениеСписок литературы
Введение
Человеку не следует стремиться искоренять свои комплексы, аследует прийти с ними в согласие: они законно являются тем, что направляетповедение человека в мире.
Зигмунд ФРЕЙД
Комплекс неполноценности — теоретическое понятие виндивидуальной психологии А. Адлера, обозначающее энергетический потенциал психическойактивности, вызванный переживанием каждым человек в раннем детстве ощущения собственнойнедостаточности.
Выбор данной темы обусловлен ее актуальностью.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что происходитвытеснение чувства в бессознательное и придание ему за счет этого характера постояннойненасыщаемости, а стремление к позитивному переживания чувства компетентности стимулируетразличные виды деятельности, в которых возможен реальный или мнимый успех.
В своей теории комплекса неполноценности Адлеропирается на философию «фикционализма» разработанную немецким философ-позитивистомГансом Файхингером. В работе «Философия „как если бы“ Файхингер выдвинултезис о том, что поведение большинства людей определяется социальными фикциями (»Вселюди равны в своих возможностях", «Чтобы добиться успеха, главное — желание»),которые совершенно не соответствуют действительности. «В погоне за такими фикциями,- пишет исследователь творчества Адлера А.М. Боковиков, — люди понапрасну растрачиваютсвои силы и энергию, так ничего реально и не добиваясь. Аналогичным образом, согласноАдлеру, протекает жизнь невротика, который, стремясь компенсировать чувство собственнойнеполноценности, преследуют цель достижения фиктивного превосходства над людьми».Также данным феноменом занимались такие ученые-психологи как М.К. Акимова; Б.М.Кедров; В.Т. Козлов; Г. Ревеж; А.И. Сухарева; И.С. Якиманская.
Объект исследования – развитие личности и влияние на нее комплексанеполноценности.
Предмет исследования – комплекс неполноценности.
Гипотеза исследования — главной составляющей комплексов в негативномсмысле этого слова выступает страх, который когда-то давно вошел в нашу душу передлицом реальной или кажущейся угрозы.
Цель работы – рассмотреть формирование и роль комплекса неполноценностив развитии личности.
Задачи работы:
1)     изучить сущность и основные черты комплекса неполноценности личности;
2)     обосновать формирование комплекса неполноценности;
3)     определить взаимосвязь комплекса неполноценности и комплекса превосходства.

1.Сущностьиосновныечертыкомплексанеполноценностиличности 1.1 История возникновения
Комплексы — дети бессознательного, и попадают они туда разнымипутями. Чаще всего они появляются в раннем детстве, о котором человек без специальныхусилий вспомнить уже не может. В этом случае в основе комплекса лежит какое-либосильное желание ребенка, которое не смогло осуществиться (хотел покачать любимуюмаленькую сестру в коляске, но нечаянно уронил ее; мечтал проснуться рядом с отцом,но тот внезапно уехал, а ребенок проснулся один в пустой темной комнате и т.п.).Тяжелое переживание отделяет травмирующий эпизод подобно стенке, вытесняет его изсознания и превращает в комплекс. Иногда сильные неосуществленные желания, которыене осознавались, способны порождать комплексы и во взрослом возрасте (обычно онибывают связаны с общественным или материальным положением человека, с его сексуальнымипереживаниями).
Другой путь сложнее. В истории человечества некоторые поступкии ситуации встречались столь часто и были столь значимы, что оказались закрепленыв глубоких слоях бессознательного у каждого из людей (в той области, которую К.Г.Юнгназвал «коллективным бессознательным»). Подобные поступки описаны ужев древних мифах, которых человек может даже и не знать.
Иногда эти ситуации содержат напряжения, могущие породить комплекс:например, запретное стремление к сексуальной близости с одним из родителей, получившееназвание комплексов Эдипа (у мальчиков) и Электры (у девочек). Попав в подобныеобстоятельства, наш герой «вспоминает» и воспроизводит чужие поступки- подвиги и грехи. В подобных случаях комплексы залегают еще глубже, и обнаружитьих еще труднее.
Итак, комплекс — это болевая точка, которая может не проявлятьсебя, пока на нее не нажали. Но если нажали — комплекс расправляется, напоминает,что он тоже жилец нашего дома, его нужно холить, лелеять и кормить. Вот тут-то икроется основная опасность. Прорастая незаметно, комплекс может подчинить себе всюжизнь человека.
Поэтому его лучше вовремя остановить. А сначала — распознать.
Это дело нелегкое, потому что комплексы живут «шиворот-навыворот». Ониникогда не заявляют о себе правдивым языком, а изъясняются намеками: «нет»подразумевает «да», «разумеется» — «ни за что на свете»,показная сила — стыдливую слабость и т.д. Как же о них можно догадаться?
Каждый человек иногда ошибается — «шел в комнату, попалв другую…». Редко кто не оговаривался: вместо «танцевать» — «целовать»,вместо «позвольте мне открыть наше совещание» — «позвольте мне закрыть…»и т.д. Время от времени все люди удивляются результатам своих действий, решений,поступков. «На самом деле» и «как будто» меняются местами. Итолько чувство разочарованности, усталости или раздражения наводит на мысль, чточеловек не живет, а кому-то служит. Кто же этот негодяй? А все он, комплекс.
Итак, комплексы были всегда. Даже наши первобытные предки былиубеждены, что душ у них несколько, и каждая из них как бы отвечает за свой участокжизни. Обычно они успешно договаривались между собой, но если нет — возникали первобытныеневрозы. Чем сложнее становился человек с развитием цивилизации, тем больше различныхжеланий у него возникало, — а следовательно, и больше противоречий между ними. СовременногоHomo sapiens великий знаток этого предмета Г.К.Честертон сравнивал с городом, охваченнымгражданской войной — так много в нем враждебных друг другу частей.
1.2 Общее представление о комплексе неполноценности
Кого мы имеем в виду, говоря о человеке закомплексованном? Того,кто не уверен в себе, робок, застенчив, находится во власти предрассудков и в силуэтого не умеет добиваться своего. А вот человек без комплексов — это тот, кто уверенношагает по жизни, не скован условностями, умеет и себя подать, и с другими поладить.Правда, «человек без комплексов» — оценка скорее неодобрительная, ибослишком часто уверенность в себе обращается в самоуверенность, а раскованность легкоперетекает в развязность, которая никого не красит. Тем не менее все мы стремимсяот комплексов избавляться, считая их тяжелым бременем, едва ли не позорным клеймом.А как же иначе в наш динамичный век?
Над этим житейским представлением любой психолог только посмеется,ибо оно хотя в принципе и верное, но слишком примитивное и поверхностное. Специалисты,которые почти столетие назад ввели слово «комплекс» в научный обиход,обозначали им отнюдь не только скованность и робость, а явление гораздо более глубокоеи серьезное. В то же время в представлении психологов комплексы -это не недостаток,не болезнь, а качество, всем нам в той или иной мере присущее. И призывы боротьсяс комплексами надо воспринимать осторожно -полностью от них избавиться вряд ли возможно.С ними надо просто научиться жить. А сначала, разумеется, хорошо бы понять, чтоже это такое.
Психологи называют комплексами совокупность бессознательных представлений,эмоционально окрашенных воспоминаний, ассоциаций, которые возникают у человека всамом начале его жизненного пути и затем влияют на его мироощущение и поведение.
В истоках своих комплексов человек, как правило, не отдает себеотчета и продиктованное ими поведение считает частью своей натуры. В обыденной речимы привыкли называть комплексами те наши особенности, которые мешают полноценножить, общаться, работать. А о том, что не доставляет нам неудобства, мы даже незадумываемся. Ведь многое из того, что когда-то было нами глубоко и безотчетно прочувствовано,усвоено, жить не мешает, даже наоборот — составляет тот набор внутренних «тормозов»,без которых в жизни не обойтись.
Проблемы начинаются, когда в сложном внутреннем механизме побужденийи ограничений происходит перекос. Из-за него мы на своем жизненном пути сворачиваемв тупики, безрассудно лихачим на виражах либо беспомощно застываем на обочине. Итут не обойтись без наладчика этого механизма — психотерапевта, который поможетпредотвратить серьезную аварию.
Кто более других склонен испытывать страх? Тот, кто безотчетночувствует свою уязвимость, слабость, иными словами — неполноценность. Вообще-тоименно комплекс неполноценности чаще всего имеют в виду, говоря о комплексах вообще,тем более что в жизни он может принимать самые разные формы. Это и комплекс неудачника,мешающий смелым творческим начинаниям. Это и комплекс бедняка, заставляющий выискиватьоправдания своей непрактичности. Это и комплекс страдальца, побуждающий упиватьсянабитыми шишками. Это и комплекс «гадкого утенка», не позволяющий проявитьсякрасоте, присущей каждому независимо от формы носа и длины ног…
Само по себе чувство неполноценности — не болезнь или недостаток.Человек в отличие от животных рождается слабым, беззащитным и беспомощным, то естьс момента рождения постоянно испытывает недостаточность своих сил и ограниченностьвозможностей. Тяготясь этим, он делает все, чтобы стать более совершенным. В такойситуации чувство неполноценности — не тормоз, а стимул.
Из истории известны примеры, когда стремление преодолеть своюнеполноценность приводило к выдающимся результатам. Так, Демосфен, с рождения страдавшийдефектами речи, благодаря своему стремлению справиться с недугом стал величайшиморатором. Или, к примеру, легендарный полководец Суворов — в детстве он был крайнеслабым и болезненным, однако ценой самоотверженных упражнений сумел добиться исключительнойфизической стойкости и выносливости.
Болезненное переживание собственной неполноценности может породитьу человека неуверенность в своих силах, что создает ему многочисленные проблемы.Если переживания своей неполноценности начинают доминировать в душевной жизни человека,окрашивая ее в негативные эмоциональные тона, он утрачивает способность к развитиюсвоих творческих сил и дарований. Не чувствуя возможностей для подлинной компенсациинеполноценности, человек избирает извращенные пути.
Оборотной стороной комплекса неполноценности часто выступаеттак называемый комплекс превосходства — человек всеми способами стремится возвыситьсянад другими людьми, чтобы тем самым компенсировать свою ущербность. Верх в нем берутнадменность, высокомерие и самодовольство. Средствами достижения превосходства обычновыступают всевозможные социальные символы — материальные и статусные.
Для компенсации этого комплекса человек может стремиться к обогащению,всячески подчеркивая значение денег как мерила жизненного успеха, либо к обретениювсевозможных званий и высоких должностей, позволяющих ему вопреки скромным способностямутвердить свое превосходство над другими. Так что безудержный карьеризм, погоняза инструментами и символами власти (одним из которых, совершенно очевидно, в человеческомобществе выступают деньги) — во многих случаях не столько проявление силы, сколькосимптом слабости.
Характерно, что всевозможные руководства по обогащению и достижениюжизненного успеха, инструкции по манипулированию людьми — любимое чтиво многих.Так что и надменный нувориш, считающий нищими всех, кто не так богат, как он, иначальник-самодур, и титулованный нарцисс, чья визитная карточка убористо испещренаего громкими званиями, и домашний тиран, изводящий близких придирками, — все оничаще всего жертвы комплексов.
Другим проявлением закомплексованности может быть стремлениек собственной исключительности за счет противопоставления себя другим, ухода изполноценной социальной жизни «в себя» либо в замкнутую касту таких жезакомплексованных особ. Для психолога очевидно, что большинство приверженцев всевозможныхэкзотических учений и бредовых теорий — слабые, беспомощные люди, не умеющие самоутвердитьсяпринятыми в обществе способами. Противопоставление себя «непосвященным»помогает им проникнуться иллюзорным ощущением превосходства и тем самым преодолетьгнетущее чувство своей никчемности.
Таким образом, закомплексованность может выражаться и в преувеличении,акцентировании своей немощи, вплоть до «бегства в болезнь». Отчаявшисьдобиться признания со стороны окружающих, не имея возможности подкрепить собственнуюсамооценку реальными успехами и достижениями, человек порой начинает, сколь этони парадоксально, упиваться неудачами, поражениями и даже болезнями. Более того,он может безотчетно провоцировать возникновение разных болезненных симптомов, чтобыхоть так привлечь к себе внимание и вызвать сострадание близких. 1.3 Причины комплекса неполноценности личности
Комплекс неполноценности — термин индивидуальной психологии АльфредаАдлера, вышедший из своего чисто терминологического употребления и ставший обыденнымпонятием в речи современных горожан.
Адлер был одним из ближайших учеников и сподвижников Фрейда (нарядус К. Г. Юнгом — см. аналитическая психология/>) и одним из первых отступниковот классического психоанализа/>. В середине 1910-х гг. Адлеротошел от Фрейда и создал оригинальную психотерапевтическую концепцию, названнуюим индивидуальной психологией. В ее основе — критика пансексуализма фрейдовскогопсихоанализа и представление о том, что неврозы/>формируются благодаря социальнымаспектам и связаны со стремлением личности утвердиться в социуме, со стремлениемк власти.
 «Любой невроз, — пишет Адлер, — может пониматься как ошибочнаяс позиций культуры попытка избавиться от чувства неполноценности, чтобы обрестичувство превосходства».
В своей теории К. н. Адлер опирается на философию «фикционализма»разработанную немецким философ-позитивистом Гансом Файхингером. В работе «Философия«как если бы» Файхингер выдвинул тезис о том, что поведение большинства людей определяетсясоциальными фикциями («Все люди равны в своих возможностях», «Чтобы добиться успеха,главное — желание»), которые совершенно не соответствуют действительности. «В погонеза такими фикциями, — пишет исследователь творчества Адлера А. М. Боковиков, — людипонапрасну растрачивают свои силы и энергию, так ничего реально и не добиваясь.Аналогичным образом, согласно Адлеру, протекает жизнь невротика, который, стремяськомпенсировать чувство собственной неполноценности, преследуют цель достижения фиктивногопревосходства над людьми».
Адлер писал: «Наиболее распространенная форма, в которой возникающеев детстве чувство неполноценности пытается избежать разоблачения, заключается ввозведении компенсаторной надстройки, помогающей вновь обрести устойчивость и добитьсяпревосходства в жизни. Человек борется здесь за свое признание, пытается его завоевать,— человек, постоянно стремящийся вырваться из сферы неуверенности и чувства неполноценностии добиться богоподобного господства над своим окружением или стремящийся уклонитьсяот решения своих жизненных задач».
Основанное на реальных впечатлениях, впоследствии тенденциознозакрепленное и углубившееся чувство неполноценности уже в детском возрасте постояннопобуждает пациента направлять свое стремление на цель, значительно превышающую всякуючеловеческую меру.
Конечно, из этого не следует, что все талантливые невротики,применив механизм гиперкомпенсации, становятся великими художниками, философами,политиками и полководцами. Для обычного невротика, как пишет Адлер, «психотерапевтическоелечение должно быть направлено на то, чтобы показать ему, как он привычным для себяспособом постоянно пытается оказаться в идеальной для осуществления своей руководящейжизненной линии ситуации, пока он, поначалу из негативизма, а затем по собственнойволе не изменит свой жизненный план и не присоединится к человеческому сообществуи его логическим требованиям [5, 309].
Обобщая вышесказанное, отметим, что в основе невроза, согласноконцепции Адлера, и лежит комплекс неполноценности — заложенное в раннем детствеболезненное чувство своей никчемности, которое невротик стремится победить путемгиперкомпенсации, стремясь к неадекватному господству над близкими и в идеале надвсеми людьми.

2.Формированиекомплексанеполноценности2.1 Почему развивается комплекс неполноценности
Подростковая психика очень ранима. На любое обидное замечание,пренебрежение, оскорбительное прозвище подросток реагирует гораздо болезненнее,чем взрослый человек.
Взрослый имеет возможность проанализировать причину подобногок себе отношения и успокоить себя, что он вызвано, например, завистью, злостью,недоброжелательностью, скверным характером обидчика, тем, что тот склочник или любитсплетни и интриги. Он может нормально отреагировать на оскорбление или не обратитьна него внимания, может поскандалить с обидчиком, обозвав его в ответ и получивот этого удовлетворение.
Подростки ещё не умеют анализировать, чем вызвано плохое отношение или оскорбление,не умеют и правильно вести себя в сложной ситуации. Они не могут разумно отреагироватьна событие, ранящее самолюбие, так как все эмоциональные реакции ещё недостаточнозрелы, поэтому пренебрежение окружающих их очень ранит. Реакцией на психотравмирующуюситуацию могут быть обида, слезы или уход в себя.
Внешняя бравада любого подростка, демонстрирующего своим сверстникамили взрослым, что ему все нипочем, «наплевать» на мнение окружающих, – это лишьмаска.
На самом деле и мальчики, и девочки очень озабочены тем, чтоо них думают окружающие и с обостренным вниманием следят, какое впечатление производятна сверстников и взрослых.
Подростки – эмоционально чутки и наблюдательны, тонко подмечаютвсе нюансы в отношении окружающих.
Если что-то не так, если он не такой, как остальные сверстники,если они его за это дразнят, – то это создает основу для формирования комплексов.
У некоторых подростков комплексы возникают из-за того, что вэтом очень трудном возрасте никто не говорит им ободряющих слов, которые могли быпридать им уверенности в себе.
Хотя стремление подростка к независимости вполне естественно,– все же мнение родителей и других взрослых людей имеет для него очень большое значение.
Самое главное, что нужно подростку – это моральная поддержкародителей.
Комплекс неполноценности может развиться у подростка из-за насмешексверстников, например, из-за физического недостатка (хромоты, нарушения в строениилица, большого родимое пятно на лице, бородавок, косоглазия или чего-то еще). Ребятав этом возрасте очень жестоки, они не понимают, как это больно, когда есть какой-тодефект внешности, над которым все смеются. Подростки, страдающие заиканием, и безтого очень стесняются своего дефекта речи, а когда их передразнивают сверстники,– то это может стать непереносимой ситуацией. Издеваются и над ребятами, которыесильно отстают от сверстников в физическом развитии.
Формированию комплекса неполноценности способствуют такие чертыхарактера, как робость, нерешительность, застенчивость, неуверенность в себе. Основакомплексов – низкая самооценка.
Женя с детства тихий, застенчивый. Он боялся чрезмерно активныхсверстников, всегда старался держаться в стороне, если ребята затевали возню, старалсябыть поближе к взрослым. Его все дразнили «маменькиным сынком», никто из ребят нехотел с ним дружить. Девочки относились к нему свысока. Он чувствовал себя одинокими несчастным, завидовал решительным, уверенным в себе ребятам, которые запростообщались с девочками.
Комплексы могут развиться в том случае, если мальчик (или девочка)плохо учится в школе, например, дома нет нормальных условий для занятий. Ведь насамом деле для того, чтобы освоить школьную программу, не нужно быть «семи пядейво лбу». Она рассчитана на обычного ребенка со средними способностями. Подросток,у которого дома сложная обстановка, например, родители часто скандалят или выпивают,или они давно разошлись, а мать занята лишь собой, приводит любовников, или матьповторно вышла замуж, а он(а) не ладит с отчимом, или в семье появился младший ребенокот отчима, – растет подавленным, задумчивым, одиноким. Ему (ей) не до учебы, у негосвои, недетские проблемы. Несколько раз учителя обратят внимание на плохую успеваемость,выставят в качестве «отрицательного примера», – и у мальчика (девочки) уже сформировалсякомплекс неполноценности, он(а) считает, что у него (нее) нет способностей к учебе.У подростка опускаются руки – зачем стараться, если все считают его «глупым» и ник чему не годным?!
Любое замечание, косой взгляд, а тем более насмешки и «ярлыки»,– больно задевают и без того ранимое самолюбие подростка. Формируется стойкий комплекснеполноценности. Став старше, он(а) по-прежнему считает себя ни к чему не способными заведомо ведет себя как неудачник. А судьба не любит неудачников и больно наказываеттех, кто опустил руки и махнул на себя рукой.
Насмешки сверстников по поводу внешности или фигуры тоже могутсоздать фон для формирования низкой самооценки и комплексов.
В подростковом возрасте все девочки превращаются в «гадкого утенка».Если находится бестактный одноклассник, который отпустит ехидное замечание в адресеё «плоской фигуры» в то время, как сверстницы уже носят бюстгальтер, или юношескихугрей, или жирной кожи, жирных волос, угловатости и неловкости во время спортивныхигр или на занятиях по физкультуре, – то неуверенная в себе девочка начинает поэтому поводу комплексовать, хотя все её мнимые «недостатки» типичны для подростковоговозраста.
Многие девочки переживают ощущение собственной неполноценности.Здесь многое зависит от правильной тактики родителей. Когда у неё возникают проблемы,нужно ненавязчиво помочь их решить, ободрить, если она огорчена или попала в сложнуюситуацию. Родители должны постоянно внушать дочери, что она не только не хуже, алучше других – самая красивая, самая любимая, самая привлекательная, самая замечательная.Только так они могут поддержать дочь в этом очень уязвимом возрасте и не дать сформироватьсячувству собственной неполноценности.
И не стоит думать, что лишней похвалой можно избаловать или «захвалить»девочку, и она слишком «возомнит» о себе. Она лишь приобретет уверенность в себеи научится себя реально оценивать.
Не все родители понимают, как подросток неуверен в себе и какему нужна их поддержка. Они говорят не ободряющие слова, которые помогли бы повыситьего самооценку и преодолеть его комплексы, а наоборот, ругают, порицают его поведение,указывают на недостатки и читают нотации.
Именно родители должны помочь своему ребенку преодолеть комплексыи повысить самооценку. Подростки, которые растут в семье с хорошим эмоциональнымклиматом, когда родители не лезут в его жизнь, но всегда рядом, ободряют и поддерживают,– как правило, не страдают от комплекса неполноценности.
Некоторые комплексы встречаются чаще других. Наиболее известный- так называемый комплекс неполноценности. Люди, у которых он как на грех поселился,никогда не слышали поговорки о том, что сила не требует доказательств. Поэтому онипостоянно подтверждают свое право на существование.
Комплекс неполноценности проявляется в разных областях. Неудачливыйв любви мужчина может «кормить» свой комплекс, сближаясь с как можно большимколичеством женщин. Девушка, оставленная возлюбленным, начинает развлекаться, увлекаямолодых людей, которые сами по себе ей безразличны. Провинциал захочет купить квартируна Исаакиевской площади. А гражданка Иванова любит рассказывать о том, что бабушка-тоее из рода Лансере.
Почему здесь действуют комплексы? А потому, что сам по себе нашгерой вовсе не женолюб. Девушка продолжает любить другого и не рассматривает текущиероманы как серьезные. Для новоиспеченного москвича на самом-то деле нет района милееМытищ. Урожденную Лансере должно быть видно издалека, да и фамилия Иванов ничемсебя не запятнала. Все эти люди выдают себя за тех, кем, в сущности, не являются.Но комплекс движет людьми, и они подчиняются, ибо положение обязывает, как говорилидревние.
Разновидности комплекса неполноценности часто бывают связаныс общественным положением. Карина замужем за торговым представителем крупной фирмы,она давно решила текущие бытовые проблемы. Тем не менее, она продолжает собиратьобмылочки для мытья посуды на даче, вяжет коврики из разрезанных капроновых чулоки экономит на бензине, как привыкла за многие годы.
А Вера, к сожалению, не достигла материального благополучия ивынуждена подрабатывать, чтобы одной растить детей. Но, собираясь навестить своюподругу Карину, она покупает самое дорогое вино, хотя эти деньги пригодились быей на другое. Обе ситуации противоестественны, так как созданы комплексом бедности,о которой Карине уже пора забыть, а Вере не пытаться безуспешно скрывать. Но онипомнят и пытаются бороться, каждая по-своему.
Если сантехник приходит по вызову в помятом, но когда-то респектабельномкостюме, замирает у книжного шкафа и хочет за работой невзначай обсудить стихи Кузмина- у него, скорее всего, комплекс интеллигента. Почему комплекс? Да потому, что истинныминтеллигентам свойственна разборчивость (не каждый клиент им собеседник) и верностьсвоему кругу. Возможно, в основе неожиданного поведения сантехника — неоконченноеобразование, преданное призвание или просто отсутствие слушателей. И сожаления обылом, несостоявшемся.
Родной брат комплекса неполноценности — комплекс вины. Человек,обидевший кого-либо (или тот, кого часто и необоснованно обвиняют), неосознанностарается оправдать свой проступок, реальный или вымышленный, приписывая «потерпевшему»различные неприятные качества — дескать, сам заслужил. «Юпитер, ты сердишься- стало быть, ты виноват».
Например, комплекс вины может лежать в основе демонстративногоосуждения мужем своей бывшей жены, которая была не очень счастлива в браке. «Все-такиу нее был дурной характер!» — говорит он спустя месяц после расставания. «Всеведь согласятся, что она была сущий дьявол!» — оценивает он бывшую благовернуючерез год, когда он так и не предпринял попытки попросить прощения.
Неизжитой комплекс вины побуждает человека не только защищатьсяот потерпевшего, но и бессознательно наказывать самого себя. Поэтому они чаще другихпопадают в автомобильные аварии, с ними происходят несчастные случаи, постигаютфинансовые неудачи. То же самое, впрочем, случается и с теми, кто имеет комплексжертвы (вариант — комплекс неудачника). Вина и готовность оказаться жертвой вообщесильно «подпитывают» друг друга.
Основная особенность людей с этими комплексами — «Что бони ни делали, не идут дела…». Неудачи сменяют одна другую: не растет кокос,нет денег, оставляет любимая, хамят собственные дети. Если рассмотреть эти событияпод психологическим «микроскопом», обязательно найдется созданное самимчеловеком обстоятельство, которое не дает его планам осуществиться. Он едет на свидание,не залив в бак бензин, и в результате опаздывает самым постыдным образом.
Он назначает важное деловое свидание на день, который сам жезапланировал для командировки. Он вспоминает о детском празднике, когда поезд ужедавно ушел. Все это — не вполне невинные развлечения комплексов. Разница между неудачникоми жертвой состоит в том, что первый тихо смиряется и уже не поднимает головы, авторой активно ищет виноватых. Только психолог может обнаружить, чего же хочет насамом деле бессознательное «детей понедельника».
Но что же все о грустном? Есть в глубинах нашего бессознательногои кое-что еще.
Например, мы видим скромного консьержа, который тихо читает нарабочем месте заурядную книжку на японском языке. Не поднимая голоса, он обращаетсяна «вы» к своим отпрыскам дошкольного возраста. Вид его выражает величиеи скорбь. А случайный посетитель судорожно вспоминает все давно забытые «волшебные»слова и стесняется обременить занятого человека просьбой открыть дверь. Хочетсяпринять в нем участие — срочно найти достойную работу, создать лучшие условия жизни.
Не стоит торопиться! Вполне вероятно, что человек этот страдаеткомплексом превосходства, то есть его хозяин в глубине души убежден в своей избранности.Поэтому обычные жизненные задачи ему не подходят — не создано поприща, соответствующегоего масштабу бытия. На первый взгляд, такие люди лишены профессионального тщеславияи отдаются служению идее — будь то восточная философия, пересмотр последовательностиисторических событий, ревизия эволюционного древа и т.д.
Но почему комплекс, а не истинное призвание? Потому что почтивсегда оказывается, что человек этот не использовал реальные возможности, которыеу него были, для решения все той же главной задачи — не доучился в вузе, поленилсязащитить диссертацию и т.п. И теперь ему легче рассуждать о несовершенстве мира,чем делать какие-то телодвижения в сторону реального решения своих задач. Один изпризнаков комплекса превосходства чувство неоцененности. Этого ощущения не бываету человека истинно великого.
Если девиз людей с комплексом неполноценности «Я стараюсь,но это невозможно!», то девизом людей с комплексом превосходства служит «Всепозволено!». Комплекс превосходства ослабляет барьеры чувств и долга. «Талантливыйчеловек может вести себя как хочет», «Я вам не другой!» — подобныевысказывания отличают носителей этого психологического приобретения.
Анжелика всегда была ребенком нестандартным. Еще когда она былаюной пионеркой, в нее влюбился вожатый, и они вдвоем сбежали в райцентр, опоздавна утреннюю линейку. Вожатого уволили. «Ничего, жизнь должна быть яркой!»- сказала Анжелика. Поступая в институт, она, не смущаясь, подменила свою работуработой подруги-отличницы. «Для человечества важнее, чтобы училась я, а неэта серая мышка!» — откомментировала она свой поступок. Способность «идтипо головам» других людей не оставляла ее и позже, пока она не захотела сделатьсвою внебрачную связь разрешенной в доме. Муж предпочел ей ту самую «серуюмышку», внезапно и вероломно оставив Анжелику. «Я считаю, что время сомной — праздник для каждого», — грустно сказала Анжелика на приеме у психолога[ 4, 88].
Варианты комплекса превосходства — комплексы мученицы или спасителя.Люди, которые берут на себя больше, чем могут сделать, и ставят интересы дальнихвыше ближних, нередко имеют эти комплексы. Плюс подчеркнутый отказ принимать помощь(что требует смирения, несовместимого с превосходством).
Жизнь очень жестоко и несправедливо испытывает таких людей, ставяперед ними все новые задачи. Для женщины-«мученицы» типично, если онавыходит замуж за вечно болеющего и малозарабатывающего иногороднего вдовца (не будьу него этих качеств, она вряд ли стала бы с ним и разговаривать), спешит проведатьчужую старушку (хотя родная мама болеет в одиночестве), берет двух детей из детскогодома (хотя свой ребенок отдан на пятидневку). Но это не есть истинная любовь и служение- все делается ради благодарности и признания. «Вся моя жизнь — мученье»,- вздыхает она к сорока годам, — «я всегда кого-то обслуживала, и никто нескажет спасибо».
Мужчина-«спаситель» также стремится закрыть собой амбразуру — в семье,работе, общественной жизни. При этом, как правило, его не очень-то об этом просят.Он берет на себя трудновыполнимые задачи — воспитать чужих детей (но забывает освоих собственных), принять на работу нерадивого, но несчастного в личной жизнислужащего (и вызывает обиду сотрудников, которые давно и справедливо претендовалина это место). На эти не совсем верные шаги его подвигает стремление оставить глубокийслед в душах тем, кому он благотворил — приятно быть режиссером человеческой судьбы.Но ведь и в душах тех, кто действительно заслуживает его внимания, он тоже оставляетслед — только какой?
Не свободны от комплексов и отношения между мужчинами и женщинами.35-летний Александр всегда пользовался успехом у женщин. Случалось даже, что утромон виделся с одной, а вечером того же дня — с другой. Интимные встречи, однако,не перерастали в действительно близкие отношения, и одна партнерша незаметно сменяласьдругой, а семьи у Александра так и не было. В процессе работы с психологом выяснилось,что еще со школьных времен он был влюблен в девушку, которая относилась к нему благосклонно.Но решительного шага так и не предпринял, хотя они встречались в течение многихлет. Он навещал ее и позже, когда она вышла замуж; отношения сохранились платоническими.
Такие сюжеты основаны на действии комплекса Дон Жуана. Умеющийобольщать мужчина теряет свои способности и навыки, когда предметом внимания становитсяженщина действительно важная для него (очень часто на протяжении жизни это всегоодна Донна Анна, знакомая с детства). Таким образом, в его жизни есть одна дамадля души и много — для тела, которые, однако, не заменяют собой первой и в концеконцов бесследно уходят. Та, которая объединила бы в себе оба начала, составляетосновную цель поисков Дон Жуана.
Внешние победы очень часто оказываются поражениями, если человекомдвижет комплекс. Даша встретила своего возлюбленного, когда он был уже семейнымчеловеком. И хотя она была ему дорога, разводиться он не хотел — в семье были дети.Даша настаивала: «Если ты не уйдешь из семьи окончательно, мы расстанемся».Он сопротивлялся. Наконец, оставил жену. А Даша оставила его.
Поведение Даши продиктовано комплексом Клеопатры — большая платаза близость, отсутствие серьезных общих планов и последующая кара для возлюбленного.
Для женщин, играющих в эту игру, кульминацией становится желаниеподчинить и наказать партнера, что косвенно подтверждает их высокую ценность. Какправило, они пережили в юности неразделенную любовь, и эхо этого переживания побуждаетих брать пример с Клеопатры. Те, кто не сумел вовремя освободиться от этого комплекса,рискуют остаться одинокими.
Комплексы способны испортить и невинные, и серьезные проделки Амура.
Галина всегда была верна своему мужу и считала приключения настороне для себя излишними. Однако любовь зла — и после счастливых двадцати летсемейной жизни у Галины появилось увлечение. Достаточно значительное, чтобы измениласьее жизнь. Но не настолько, чтобы рисковать семейным положением. На первых этапахвлюбленности Галине хотелось обсудить события своей жизни с мужем, который всегдабыл ей самым близким человеком. Она тихо надеялась, что чувство разрушится, еслиони вместе посмеются над ним.
Однако не решилась. Дальше — хуже. Она назначала и отменяла свидания,«нагружала» возлюбленного своими семейными проблемами, пока, наконец,их роман не растворился в цепочке взаимных упреков. В этот момент Галина и оказаласьв клинике неврозов. Тайная готовность к супружеской измене и неспособность извлекатьиз нее радость — это составляющие комплекса Анны Карениной, носительницам которогоне хватает внутренней сво боды и легкости, а значит, и способности радовать собойдругих.
Итак, от комплексов не свободен никто. Иногда они вредны, иногдаопасны, и в любом случае — на «бесполезной стороне» жизни. Поэтому частохочется, чтобы их не было. Что же можно для этого сделать?
Сначала — осознать. Комплексы — дети бессознательного. Чтобыувидеть глубоководную рыбу, нужно извлечь ее на берег. Точно так же можно поступитьи с комплексами. Они живут вольготно, пока на них никто не смотрит.
Шаг следующий — принять их как давно знакомую часть своей души.Все неназванное интригует сильнее. Как только вы скажете своему комплексу «Маска,маска, я вас знаю!» — его сила уменьшится. Комплексы нельзя изгонять, с ниминужно вести переговоры.
И, наконец, преобразовать. Нужно произнести волшебную фразу «Тень,знай свое место!» — и тогда комплексы превратятся в невинные и полезные черты:комплекс неполноценности — в самокритичность, превосходства — в самоуважение, вины- в чувствительность и сострадание, Клеопатры — в тонизирующее мужчин кокетство,а Дон Жуана — в умение добиваться действительно любимой женщины [2, 160].
Таким образом, превосходство и неполноценность часто сочетаютсядруг с другом, и вообще комплексы любят себе подобных. Выбор «Тварь я дрожащаяили право имею?» на их обладателей часто не распространяется: тварь дрожащая,и потому имею право. Много прав; в числе первых — взращивать свои комплексы. 2.2 Роль комплексанеполноценности в жизни личности
Комплекс неполноценности, с которого Адлер начал разработку своейконцепции, не следует понимать, как нечто патологическое, указывающее на болезнь.Неполноценность – нормальное, естественное для человека чувство. Адлер даже сформулировалафоризм: «чтобы быть полноценным человеком, надо обладать комплексом неполноценности».Как же это понимать? Первоначально
Адлер обратил внимание на факты физиологической неполноценностиотдельных органов: ведь ни у одного человека все органы не бывают хорошо сформированыи развиты. У одного – выносливое сердце, но больной желудок, у другого – хорошеезрение, но неважный слух, у третьего – сильный интеллект, но вялые чувства и т.д. органы и функции способны в какой – то мере заменять, компенсировать друг друга.Сердце с больным клапаном работает так, что развивает сильную сердечную мышцу. Слабовидящийчеловек склонен чаще прислушиваться. Но Адлера больше всего интересует компенсацияв рамках одной функции: ребенок со слабым зрением тренирует себя в искусстве рассматриванияпредметов, человек со слабым слухом напрягает слуховой орган и постепенно учитсяразличать самые тонкие различия звуков.
Известно, что некоторые художники имели в детстве врожденнуюблизорукость, а композиторы – плохой слух. Великий оратор Греции Демосфен в детствезаикался. Люди, обладающие слабым здоровьем, развивали свои силы и способности,борясь с недугом.
Именно они нередко делают выдающиеся открытия и создают шедеврыкультуры.
Кроме физических дефектов существуют социально – культурные формынеполноценности. Адлер легко обнаруживает их в возрастных, половых, экономических.Политических и моральных отношениях. Возраст – главный и универсальный источникнеполноценности. Ребенок – несчастное существо. Ведь он почти во всем зависит отвзрослых, вынужден им подчиняться, искать у них помощи. Да и сами детские отношениясовсем не идиллические.
В них мало нравственности, жалости, долга и много борьбы, эгоизма,напряженности. Даже некоторые детские прозвища («Толстяк», «Косой», «Блоха») моглибы раскрыть множество драматических историй. Детство длится долго. Пока человекне повзрослеет, он чувствует себя неполноценным, и это чувство неполноценности сохраняетсязатем на всю жизнь – даже у преуспевающих людей, не говоря уже о неудачниках. Усилениемчувства неполноценности сопровождается вступление личности в каждую новую возрастнуюфазу. Очень не уверены в себе подростки. Они вступают в групповую, общественнуюжизнь, где нет родительской опеки и где надо проявлять ум, быстроту реакции, осведомленность,силу. Среди подростков идет борьба за престиж и лидерство в группе, за успех у противоположногопола.
Поражение создает у подростка сильнейшее чувство неполноценности.Зрелый человек также подвержен этому чувству, если он по каким – либо причинам теряетсвой социальный статус.
И уж нечего говорить, сколь разочаровывающим, преисполненнымуниженности и бессилия может быть самочувствие старика – лишенного работы, ограниченногов средствах, потерявшего многих друзей и близких, забытого собственными детьми.
Половые отношения формируют у молодых людей чувство неполноценности.У девочки оно возникает потому, что к ней с самого детства относятся как к существу«второго сорта». Ее возможности выигрышных, превосходящих социальных позиций занятамужчинами.
Но и у молодых людей нередко возникают сомнения, являются лиони «настоящими мужчинами», достаточно ли у них отваги, ума, свирепости, силы идругих качеств, которые связывают с мужским идеалом. Быть мужчиной означает длябольшинства быть у власти, быть «наверху», а быть женщиной – значит подчиняться,быть «внизу». Фрейд констатировал неполноценность женщины, связывая ее с женскойанатомией и женской «завистью» к пенису. Адлер считал, что физиологически и психологическиоба пола равноценны – и это должно стать незыблемым принципом воспитания.
Неравенство полов он объяснял неравенством социальных ролей мужчиныи женщины, различием культурных требований к мужскому и женскому поведению. Протестпротив униженного положения, связанного с полом, Адлер называл «мужским протестом»и подчеркивал, что его можно наблюдать как у девушки, так и у юноши, который боится,что его назовут «бабой», «тряпкой», «девчонкой».
Чувство неполноценности может возникать в связи с отношениямибогатства и бедности, власти и безвластия, высокой и низкой квалификации.
Наконец, существует родовой общечеловеческий источник чувстванеполноценности. «Мыслящий тростник», — так сказал когда – то о человеке Паскаль,вложив в эту краткую формулу всю гамму чувств, которую испытывает в глубине душичеловек, незнающий, зачем и почему он появился на свет, затерянный в бесконечныхпросторах Вселенной.
Завороженный универсальностью открытой им идеи, Адлер стремитсяпревратить ее в объяснительный принцип всех перипетий истории и форм социальногоустройства. Представьте себе человека, говорил Адлер, одного и без всяких орудийв первобытном лесу. У него нет ни скорости бега, ни силы, ни когтей, ни клыков,ни толстой и теплой шкуры…Человек, рассматриваемый с точки зрения природы, естьнеполноценное существо. Вся человеческая культура: техника, язык, социальная организация,мораль, наука, религия – выросла в результате стремления преодолеть биологическуюнеполноценность.
Признавая «объяснительную силу» адлеровского принципа неполноценности,следует видеть и его ограниченность. Фрейд, возражая Адлеру, отмечал, что многиедети не только не чувствуют своей неполноценности, но, напротив, развивают нарциссизм,видят себя в «центре мира», в фокусе внимания окружающий. Многие уродливые, больные,лишенные зрения, с ампутированными ногами или руками люди, как это не странно, нечувствуют себя ущербными. Вообще, легче встретить человека излишне самоуверенного,чем страдающего комплексом неполноценности. Что же касается «природы человека»,то, будучи уязвимой, ранимой, она обладает и огромным «запасом прочности», ресурсами,которые отсутствуют у других животных. Какое животное обладает разумом? Кто, подобноиндийским йогам, может ходить по раскаленным углям, останавливать на много часовдыхание?
В ответ на критику Адлер заявлял, что «комплекс неполноценности»- лишь идея, объяснительный принцип, элемент общей схемы поведения, который долженрассматриваться в совокупности с другими элементами: «жизненным стилем», «компенсацией»и «социальным чувством». Он подчеркивал, особенно в последних своих работах, чтодело не в фактической полноценности, поскольку критерии полноценности и совершенстваотносительны, зависят от культуры. Дело в «генерализированном чувстве» неполноценности,которое вызывает приток сил и служит импульсом к действию [6, 115].
Итак, утверждая изначальную родовую неполноценность человека,Адлер шел по пути, который уже был намечен европейскими философами и антропологами.Ницше видел в современном человеке лишь «шаткий мост», промежуточное звено междуобезьяной и «сверхчеловеком» будущего.2.3 Преодоление комплекса неполноценности
Проявление застенчивости означает, что какие-то свои особенностимы не склонны принимать целиком и полностью, и это заставляет нас полагать, будтои окружающие воспримут их с такой же категоричностью. И это тоже всего лишь надуманныепредставления. Когда мы с собой в ладу, мы чувствуем себя вполне комфортно и общаясьс другими людьми. Немало отыщется и приятелей, в беседе с которыми мы ощущаем раскованностьи непринужденность. А ведь мы при этом остаемся: все теми же, прежними, нискольконе меняясь при переходе к общению с другими. Что же все-таки меняется? Только нашесамовосприятие! Вот и перестаньте обращать внимание на свою надуманную неполноценность;подарите себе мир и покой в душе, что в свою очередь подарит вам раскованность иудовольствие при общении с любым человеком!
 Что делать? Кратковременные приступы комплекса неполноценностииногда даже полезны. Они придают человеку спортивную злость, и он делает такие успехи,о которых и не подозревал, что на них способен. Но когда человек не старается компенсироватькомплекс неполноценности, опускает руки — заболевание становится опасным. От комплексанеполноценности избавиться не так просто, как, в общем-то, и от любого другого.Поэтому, если вы недовольны собой и как следствие — всем окружающим миром...
Проанализируйте свои чувства, чтобы понять ваши проблемы. Найдитев себе силы хотя бы задуматься, отчего это происходит. Если тяжело сделать это водиночку, можно посоветоваться с хорошим психологом.
Используйте любой шанс, который подбрасывают вам обстоятельства,чтобы изменить свою жизнь. Не отказывайтесь от предлагаемой должности, боясь, чтовы не справитесь. Не убегайте от волевой и уверенной женщины, которая положила навас глаз — быть может, именно такая вам и нужна. Словом, если шанс стучится в вашудверь, то надо ее открыть. А уж потом действовать по обстоятельствам.
Многие люди с детства не научены себя любить и ценить. Возможно,их недостаточно любили родители. Основной мотив поведения у таких людей — страхбыть отвергнутым. Они стараются изо всех сил угодить партнеру, пренебрегая собственнымиинтересами. Им постоянно кажется, что они делают что-то не то и выглядят не так.Часто они могут молчать годами и терпеть, если партнер делает не то, что им хочется.Осознайте, что вы уже выросли, у вас есть личный опыт и вы способны к самостоятельнымрешениям. Научитесь сами получать удовольствие, а не удовлетворять запросы других.
Составьте список своих достоинств и в любой ситуации делайтеупор именно на ваши позитивные качества. Причем, список должен пополняться. Попробуйтепосмотреть на себя глазами человека, который ничего не знает о вашем комплексе неполноценности:вы наверняка обнаружите в себе массу привлекательного.
Прислушивайтесь, за что вас хвалят другие. Часто люди с комплексомнеполноценности не замечают хорошего к себе отношения, не слышат добрые слова всвой адрес, потому что твердо убеждены — такого не может быть никогда.
Заведите для себя правило: «В моей жизни самый главный человек- это я». Не бойтесь переборщить – с вашим характером, самовлюбленным эгоистомвы уже точно не станете.
Не бойтесь удивлять. Один из способов выработать в себе отвагуи стойкость, а значит избавиться от комплексов — стать непредсказуемым для окружающих.Возьмите да и перекрасьте волосы, смените стиль в одежде, запишитесь на курсы вавтошколу, удивите партнера смелым предложением в сексе — сгодится все, что противпрежних правил. Сначала, конечно, все рты разинут, но довольно быстро привыкнутк новшествам и станут спокойно воспринимать вас в новой форме, в новом качестве,в новом амплуа. Поверьте, от таких побед вырастают крылья, растет самооценка, бойцовскихкачеств прибавляется, смелость становится одной из черт характера, а комплекс неполноценноститает в голубой дали.
Совершенствуйтесь. Одежда, внешность, подтянутая фигура, увлечения,образование — все это дает возможность сделать себя более привлекательным. Так пользуйтесьэтим.
Не бойтесь быть открытым. Говорите, что вам нравится, а что неочень. Ведь вокруг вас люди, а не рентгеновские аппараты. Им иногда трудно догадатьсяо ваших желаниях.
Не думайте, что все вокруг смелы и отважны, как это может показатьсясо стороны. Комплекс неполноценности, неуверенность и страх испытывают все люди.Но одни лелеют эти свои чувства и в результате остаются в проигрыше, а другие, несмотряна холодеющие конечности и мурашки, бегающие по спине, идут вперед и добиваютсяуспеха.
Когда мужчина маленького роста даже летом ходит в ботинках наогромной платформе, да еще и внутрь, под стельки, подкладывает поролон, так чтопятки торчат наружу, значит, он втайне ненавидит и боится самого себя. Он всегдастроит свою жизнь, отталкиваясь от принципа «что скажут обо мне люди?», потому чтопостоянно находится в тревоге: а вдруг и окружающие будут также ненавидеть его,как он сам.
То же самое можно сказать о девушке, которая, не успев начатьтрудовую деятельность, откладывает заработанные крохи на пластическую операцию поисправлению формы носа, так как ей кажется, что именно этот чудовищный недостатокделает ее несчастной и никому не нужной. Или вот взрослая женщина, которая в пятьдесятлет натягивает суперкороткую юбку, пытаясь убедить себя, что чем моложе она будетвыглядеть, тем скорее избавится от одиночества.
Все эти нервические попытки исправить замысел природы в отношениисамого себя специалисты называют комплексом неполноценности. Это набор поведенческихприемов и определенного отношения к себе как к личности, не состоявшейся и не востребованнойобществом по какой-либо причине.
Он возникает у человека еще в раннем детстве либо при недостаткеродительского внимания, либо в результате огромной потери, либо во время психическойтравмы, полученной в общении с жестокими, безжалостными сверстниками, которые, какправило, беспощадны к дефектам внешности у других детей.
Осознав свою никчемность и невостребованность, свое уродствоили дурной характер, человек начинает стремиться к победе над окружающими, господствуи власти над близкими и дальними людьми. «Невротик предпринимает попытку избавитьсяот чувства неполноценности, чтобы приобрести чувство превосходства, что ошибочнос позиций человеческой культуры», — писал первооткрыватель комплекса, немецкий психологАльфред Адлер, ученик и критик знаменитого Фрейда.
Ошибочность таких попыток он объясняет тем, что люди в своемповедении зависят и слепо следуют многим ложным и ненужным человеку для спокойнойжизни установкам, которые Адлер назвал «социальными фикциями». «Что обо мне подумают?»,«Чтобы добиться успеха, достаточно одного желания», «Красивых и высоких людей любятбольше, чем низких и внешне заурядных» — все эти общеизвестные утверждения подталкиваютчеловека к действиям, которые подчас чужды его характеру и не соответствуют реальномуположению дел в жизни. Согласитесь, далеко не всегда красивые люди становятся благополучнымии счастливыми в отличие от многих других.
Впрочем, комплекс неполноценности для многих своих обладателейстановится мотором, который запускает их энергичную деятельность по утверждениюсебя в жизни и способствует житейским успехам, а иногда и величайшей судьбе. Наполеон,Гитлер, Ленин и Сталин, будучи людьми низкого роста, всю жизнь старались запрыгнутьповыше, пока не достигли вершин славы и власти.
Специалисты считают, что людей без этого комплекса просто несуществует. Вот только присутствует он у нас в разных «дозах». Когда человек смиренноосознает, что не является ни спасителем человечества, ни его темным гением, а всеголишь обыкновенным смертным, то может извлечь из своего недуга немалую выгоду [5,198].
Таким образом, одним из самых распространенных комплексов являетсязастенчивость, мешающая нам вести себя легко и непринужденно в общении с другимилюдьми. Основывается застенчивость на нашем ощущении внутреннего дискомфорта, вызванноготой или иной особенностью нашего характера, чаще всего — надуманной.

3.Взаимосвязькомплексанеполноценностиикомплексапревосходства
Каждый симптом в жизни человека проявляется в динамике, то естьв развитии. Поэтому можно сказать, что у него есть прошлое и будущее. Будущее неразрывносвязано с нашими стремлениями и целью, тогда как прошлое указывает на характер неполноценностиили неадекватности, которую мы стараемся преодолеть. Вот почему комплекс неполноценностинас больше интересует в начале, в то время как комплекс превосходства нас интересуетв его динамике, развитии. Более того, эти два комплекса естественным образом связаны.Нас не должно удивлять, если в случае, в котором мы рассматриваем комплекс неполноценности,мы обнаруживаем более или менее скрытым комплекс превосходства. С другой стороны,если исследуем комплекс превосходства в динамике, мы всякий раз находим более илименее скрытый комплекс неполноценности.
Необходимо уяснить, что слово «комплекс», которое мы употребляемв отношении неполноценности и превосходства, отражает прежде всего преувеличенныечувство неполноценности и стремление к превосходству. Если мы посмотрим на вещитаким образом, это снимет кажущийся парадокс о двух противоположных тенденциях,существующих в одном индивиде, так как очевидно, что в норме стремление к превосходствуи чувство неполноценности дополняют друг друга. Если мы удовлетворены нынешним положениемдел, в нас не должно быть места для стремления превосходить и добиваться успеха.Поэтому, ввиду того, что так называемые комплексы развиваются из естественных чувств,они не более противоречивы, чем обычные чувства.
Стремление к превосходству никогда не исчезает, и фактически,именно оно формирует разум и психику человека. Как мы говорили, жизнь это достижениецели или формы, а стремление к превосходству — это движущая сила для достиженияформы. Это своего рода поток, несущий вперед весь материал, который может найти.Рассмотрим для примера ленивых детей. Недостаток у них активности, отсутствие интересак чему бы то ни было могут создать у нас впечатление полного отсутствия у них движения.Но и у них мы найдем желание превосходить других, желание, которое заставляет ихговорить: «Если бы я не был так ленив, я мог бы стать президентом».
Их развитие и стремление, если можно так сказать, относительны.Они высокого мнения о себе и придерживаются представления о том, что могли бы многоесовершить и принести немало пользы, если бы...! Конечно же, это ложь, выдумка, новсе мы знаем, что человечество очень часто удовлетворяется выдумками. И это особенносправедливо в отношении людей, которым не хватает смелости: они вполне довольствуютсяфантазиями. Не чувствуя в себе большой силы, они всегда идут в обход, желая избежатьтрудностей. И благодаря этому бегству, благодаря постоянному уходу от битвы, у нихпоявляется ощущение, что они сильнее и умнее, чем это есть на самом деле.
Нам известны дети, которые начинали воровать из чувства превосходства.Они полагают, что, обманывая, дурача других и оставаясь непойманными, они, такимобразом, становятся богаче без особых хлопот. То же чувство очень сильно выраженоу преступников, которые считают себя героями.
Это не имеет ничего общего со здравым смыслом или общепринятойлогикой, когда убийца думает о себе как о герое — это его субъективное представление.Ему недостает смелости, и он хочет так уладить дела, чтобы увернуться от необходимостидействительно решать проблемы жизни. Следовательно, преступность — это результаткомплекса превосходства, а не проявление фундаментальной и изначальной порочности[ 9, 321].
Похожую симптоматику мы наблюдаем у невротических личностей.Например, они страдают бессонницей, а на следующий день им недостает сил, чтобысправиться с требованиями дела, которым они занимаются. Им кажется, что из-за бессонницыу них нельзя требовать безупречной работы, так как они не в состоянии справитьсяс тем, что могли бы исполнить. Они жалуются: «Вот если бы я выспался, я бы вам показал!»
Нечто подобное происходит с депрессивными личностями, которыхмучает чувство тревоги. Тревога делает их тиранами. Фактически, они используют своютревогу, чтобы управлять другими: с ними постоянно кто-нибудь должен находиться,их нужно сопровождать повсюду, куда бы они ни направлялись, и так далее. Близкиевынуждены строить свою жизнь, подчиняясь требованиям депрессивного человека.
Депрессивные и больные люди всегда являются центром вниманияв семье. Таким образом, комплекс неполноценности является источником их силы. Онибеспрестанно жалуются, что чувствуют слабость, теряют в весе, и прочее, но, несмотряна это, они сильнее всех остальных. Они подавляют здоровых людей — факт, которыйне должен нас удивлять, так как в нашей культуре болезнь может давать определеннуюсилу и власть.
В заключении нашего изложения общей идеи комплексов неполноценностии превосходства, мы не можем не сказать несколько слов о них применительно к нормальнымлюдям. Как мы уже говорили, чувство неполноценности есть у каждого человека. Ононе является психическим расстройством, но, напротив, стимулирует нормальные стремленияи здоровое развитие. Патологическим же это чувство становится только тогда, когдав человеке побеждает чувство неадекватности, и это тормозит его полезную активность,делает его депрессивным и неспособным к развитию. В такой ситуации комплекс превосходстваможет стать одним из методов избежать своих трудностей. Человек с комплексом неполноценностипритворяется лучшим, чем он есть на самом деле, и этот фальшивый успех компенсируетчувство неполноценности, ставшее для него невыносимым. У нормального человека нетни тени комплекса превосходства. Конечно же, он стремится превосходить других втом смысле, что всем нам не чужды амбиции и желание добиться успеха, но пока этостремление выражается в работе, оно не ведет к ложным оценкам, лежащим в основедушевных расстройств.
В качестве одного из необходимых условий позитивного развитиявыступает установление отношений между формами. Нам представляется, что эти отношения,которые были названы нами “онтопсихологические отношения”, являются силовыми линиямипсихологических полей развития. Корректность такой гипотезы может быть подтвержденассылкой на работы Б.С. Кузина, который идею о силовых линиях развития биологическихполей переносит на межличностные отношения, на работы Симондона по анализу феноменологиипсихологических полей.
В качестве возможной модели, позволяющей рассмотреть силовыелинии развития, обратимся к диалектике становления комплекса неполноценности и комплексапревосходства.
Согласно А. Адлеру, чувство неполноценности и, как некая полярностьему, чувство превосходства (рассматриваемое здесь скорее как стремление к превосходствус целью достижения совершенства) являются постоянными составляющими жизни человека.Комплекс неполноценности и комплекс превосходства — это некие застывшие, прегнантныеформы чувства превосходства и неполноценности. Таким образом, анализ данных видовкомплексов вновь возвращает нас к проблеме границ.
А. Адлер выделяет причины, “три вида страданий”, которые способствуютвозникновению комплекса неполноценности: неполноценность органов, чрезмерная опекаи отвержение со стороны родителей. Рассмотрим виды этих причин, лежащих в основевозникновения комплекса неполноценности, согласно их вкладу в формирование личностныхграниц ребенка. Чрезмерная опека, например, может приводить к слиянию с родителями,к поглощению ребенка или к размыванию его границ и подмене их границами другого.Отвержение со стороны родителей, полное пренебрежение ребенком или отсутствие полноценноговзаимодействия создает вокруг него некое подобие психологического вакуума, в которомон не может найти опору для выстраивания своих границ с социальным миром. Неполноценностькакого-либо органа позволяет ребенку довольно рано устанавливать его отличие отдругих, т.е. фактически проводить границу между собой и другими людьми. Однако этаграница выстраивается очень локально и “проходит” через дефектный орган, что делаетее довольно иллюстративной для субъекта, но и одновременно максимально ограничиваетвозможность последнего в установлении широкого плодотворного контакта с миром.
Если рассматривать эти причины, приводящие к комплексу неполноценности,с “отношенческой” стороны, то возникает следующая картина. В случае чрезмерной опеки,поглощения ребенка взрослым логично предположить, что это как-то связано с ассимиляцией,уподоблением “под себя”, точнее под свои потребности, т.е. можно сказать, что воснове опеки лежит отношение подобия.
Тогда отвержение можно рассматривать как нежелание взрослых признаватьподобие, равенство ребенка им. Этот механизм отвержения и принятия достаточно хорошоописан в социальной психологии и как раз и связан со сходством (групповая идентификация)и со сходством-различием в системе отношений “Мы-они”.
В случае же с неполноценным органом мы вновь встречаемся со сходствоми различием и их ролью в возникновении комплекса неполноценности. Так как какой-тоочевидный дефект, мешающий, например, ребенку полноценно участвовать в делах детскогосообщества, делает его отличным от других детей.
Компенсаторная роль комплекса превосходства также связана с проблемойустановления границ. Ведь, как правило, субъект пытается добиться превосходствалишь в очень узком диапазоне личностных характеристик, что позволяет ему легко ощущатьсвою уникальность. Так, например, А.Адлер описывает поведение одной из своих пациенток,которая, чтобы преодолеть комплекс неполноценности, постоянно мылась, стараясь бытьсамой чистой в мире и при этом максимально сократив свои непосредственные контактыс миром [8, 190].
Или описанный им же другой случай с мужчиной, который сделалсязнатоком кинозвезд, отвергая при этом все другие темы общения и целенаправленноотыскивая людей, перед которыми он мог бы продемонстрировать свою компетентность.
А. Адлер замечательно метафорически обозначил комплекс превосходствакак попытку человека “вытащить самого себя за волосы”. Этот образ еще раз подчеркиваетнесомненную отграниченность, зацикленность поведения таких людей. Лишенный возможностиустанавливать и реализовывать отношения подобия с миром в рамках комплекса неполноценности,человек стремится максимально, даже гипертрофированно, усилить другую полярность,т.е. пытается максимально усилить различия между ним и другими людьми, пытаетсяпровести локальную границу самопревосходства, “вытащить себя самого за волосы” врамках узкого диапазона своего метапревосходства.
В концепции А. Адлера комплексам неполноценности и превосходствапротивопоставлены чувство неполноценности (несовершенства) и чувство превосходства(совершенства) как позитивная альтернатива, как те формы, которые призваны подчеркнутьналичие у человека природного стремления к совершенству, вечно недостижимому и вечноманящему.
Между чувствами неполноценности и превосходства существует связь.Между ними, считает А. Адлер, устанавливаются отношения дополнительности, состоящиев том, что когда мы сталкиваемся с превосходством, мы всегда можем обнаружить, чтоизначально в его истоках лежит чувство неполноценности. Здесь, на наш взгляд, следуетпрежде всего подчеркнуть следующие два момента (которые не исчерпывают всей глубиныотношений между этими чувствами). Первый призван подчеркнуть тот факт, что логикуразвития можно представить как постоянный переход от неполноценности (ощущения своегонесовершенства) к превосходству, понимаемому здесь скорее как преодоление человекомсвоего несовершенства, выход за границы этого несовершенства и как переход к некойформе совершенства. В данном случае речь, вероятно, должна идти о какой-то процессуальной,динамической дополнительности в том плане, что результат иногда невозможно по достоинствуоценить, не зная замысел и не соизмеряя с ним весь пройденный путь. Одновременноздесь и намек и на некоторую целостность.
Отправной точкой для рассмотрения второго момента в отношенияхдополнительности между чувствами несовершенства и совершенства служит утверждениео том, что само по себе превосходство (совершенство) не имеет четких границ, говоряпо-другому, это весьма метастабильная форма, готовая превратиться в несовершеннуюформу. Превосходство приобретает свои границы, является как форма совершенства,если оно дополняется, т.е. каким-то образом ассоциируется с неполноценностью. Вто же время это и композиционные отношения.
Совершенство, к которому стремится человек, всегда, в принципе,недостижимо, потому что через форму совершенства начинают проступать черты несовершенства,которые вновь “снимаются” очередным уровнем совершенства и т.д. Таким образом, несовершенствовыступает фоном, позволяющим более рельефно предстать совершенству, которое, в своюочередь, само становится фоном, т.е. несовершенством, для новой метастабильной формысовершенства. А фоно-фигурные отношения предполагают отношения композиции. Композицияпомимо всего прочего предполагает и некоторое целостное восприятие (если переходитьв лоно искусства), структурированное рамками, границами этой целостности, что вновьвозвращает нас к вопросу границ совершенства [4, 155].
Все эти размышления становятся более понятными в ходе иллюстрации.А.Адлер с оптимизмом смотрел на человека. Он считал, что комплекс неполноценностиможет быть позитивно преодолен, если индивид развивает в себе стремление к совершенству.Так, например, человек, имевший в детстве проблемы с желудком и на себе испытавшийнеобходимость качественного и диетического питания, может стать выдающимся кулинароми диетологом.
В этом примере явно угадывается отношение дополнительности: несовершенствооргана дополнено совершенством в реальной и социально значимой деятельности. Причемв контексте этой деятельности болезнь желудка — лишь некая часть более широкогополя проблем питания и диетологии. Помимо всего прочего (высокостатусной социальнойроли, общественного признания), этот человек, благодаря достигнутому профессионализму,может сделать более совершенными работу своего дефектного органа, т.е. “дополнить”его совершенством.
Здесь уместно вновь вспомнить один из примеров, иллюстрирующийранее феноменологию комплекса превосходства. Речь пойдет о человеке, ставшем знатокомкинозвезд и демонстрировавшем свои знания в этой области другим людям. В связи сданным и предыдущим примером уместно обратиться к понятию “превращенная форма”,которая является продуктом превращения внутренних отношений системы, призвана выполнятьфункцию замещения, связанную с восстановлением некой функциональной целостности.Знание кинозвезд в данном случае — это некая превращенная форма, некий “квазипредмет”,призванный компенсировать комплекс неполноценности и придать некую дополнительнуюсимволическую ценность комплексу превосходства. Для человека, не являющегося киноведом,не работающего в сфере искусства, знание кинозвезд — это по большому счету квазиполезныезнания. Однако они могут выступать в качестве своеобразного трамплина, индуцирующегопосле дальнейших действий дальнейшее развитие системы под названием “комплекс неполноценности”.Таким образом, этот квазипредмет, который в обыденном сознании представлен и действуетнепосредственно как некая неразложимая реальность, направлен на то, чтобы усилитьстепень прегнантности комплекса неполноценности, сохранить его как стабильную систему.
В случае с “дефектным желудком” он не приобретает для его хозяина,по-видимому, символическую, квазипредметную функцию неполноценности, а становитсяодним из отправных пунктов формирования позитивной, основывающейся на совершенстве,функциональной целостности. Тем самым этот дефект перестает быть квазипредметом,перестает обладать ценностью для построения все более совершенной функциональнойцелостности [3, 81].
Таким образом, в рамках комплекса неполноценности ребенок (вероятно,и взрослый) может установить отношения подобия, которые имеют “неполноценный” характери которые мы обозначили как отношения аверсивно-реверсивного подобия. В качествепримера приведем те случаи, когда ребенок с развитым комплексом неполноценностинамеренно избегает более сильных детей и играет с теми, кто слабее его, кто позволяетуправлять собой и подавлять себя.

Заключение
Комплексами называют совокупность бессознательных представлений,эмоционально окрашенных воспоминаний, ассоциаций, которые возникают у человека всамом начале его жизненного пути и затем влияют на его мироощущение и поведение.Главной составляющей комплексов выступает страх, который когда-то давно вошел внашу душу перед лицом реальной или кажущейся угрозы. Из-за него Мы взрослые люди- порой безотчетно боимся противоположного пола, начальства, публичных выступлений,начинаний и изменений своей жизни.
Тот, кто безотчетно чувствует свою уязвимость, слабость, инымисловами — неполноценность, подвержен комплексу. И то что в жизни он может приниматьсамые разные формы — мы часто встречаем на нашем пути.
Чаще всего комплекс направлен на себя. Это и комплекс неудачника,мешающий смелым творческим начинаниям. Это и комплекс бедняка, заставляющий выискиватьоправдания своей непрактичности. Это и комплекс страдальца, побуждающий упиватьсянабитыми шишками. Это и комплекс «гадкого утенка», не позволяющий проявитьсякрасоте, присущей каждому независимо от формы носа и длины ног, веса, строении фигуры...
Адлер писал: «Наиболее распространеннаяформа, в которой возникающее в детстве чувство неполноценности пытается избежатьразоблачения, заключается в возведении компенсаторной надстройки, помогающей вновьобрести устойчивость и добиться превосходства в жизн. Человек борется здесь за своепризнание, пытается его завоевать, — человек, постоянно стремящийся вырвать из сферынеуверенности и чувства неполноценности и добиться богоподобного господства надсвоим окружением или стремящийся уклониться от решения своих жизненных задач».
И далее: «Основанное на реальных впечатлениях, впоследствиитенденциозно закрепленное и углубившееся чувство неполноценности уже в детском возрастепостоянно побуждает пациента направлять свое стремление на цель, значительно превышающуювсякую человеческую меру».
 Конечно, из этого не следует, что все талантливые невротики, применив механизмгиперкомпенсации, становятся великими художниками, философами, политиками и полководцами.Для обычного невротика, как пишет Адлер, «психотерапевтическое лечение должнобыть направлено на то, чтобы показать ему, как он привычным для себя способом постояннопытается оказаться в идеальной для осуществления своей руководящей жизненной линииситуации, пока он, поначалу из негативизма, а затем по собственной воле не изменитсвой жизненный план и не присоединится к человеческому сообществу и его логическимтребованиям».

Списоклитературы
1.   Акимова М.К.Психология. Учебное пособие. – Москва: «Педагогика», 2003. – 489с.
2.  Асмолов А.С. Психология личности. М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
3.   Запашный А.М.Комплексы в подрастковом возрасте. Монография. Новосибирск, 1985.
4.   Кедров Б.М.Психология. Учебное пособие. – Москва: «Наука», 2001. – 113с.
5.  Козлов В.И. Формула личности. СПб:Питер, 2000.
6.   Козлова В.Т.Психология и культура. Учебное пособие. – Москва: «Наука», 2001. – 612с.
7.   Леонтьев А.А. Психология общения. — 3-еизд. — М.: Смысл, 1999. – 294 с.
8.   Макаренко С.А. Собр. соч. Т.4. – М.: Педагогика,1989. – 310 с.
9.   Мейснер Т.Реализованные и нереализованные способности. – Москва: «Крон-пресс», 2000. – 289с.
10.     Петровский А.В. Психология. М.: Прима,2000.
11.     Психологическая диагностика. Проблемы и исследования. Под редакцией ГуревичаК.М. – Москва: «Педагогика», 2000. – 345с.
12.     Психология. Учебное пособие. Под редакцией Егорова А.А. – Москва: «Наука»,2000. – 531с.
13.     Ревеж Г. Талант и гений. – Москва: «Наука», 2000. – 361с.
14.     Рыбакова Г.И. Воспитание ребенка. Учебное пособие. – Москва: «Педагогика»,2001. – 301с.
15.     Столяренко Л.Д. Основы психологии.Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
16.               Столяренко Л.Д., СамыгинС.И. 100 экзаменационных ответов по психологии. – Ростов н/Д: Изд. центр «МарТ»,2001. – 282 с.
17.     Сухарева А.И. Воспитать гения. – Москва: «Наука», 2000. – 488с.
18.               Трусов В.П. Выражениеэмоций на лице // Вопросы психологии. — 1982. — №5. С.70-73.
19.               Цукерман Г.А. Видыобщения в обучении. — Томск: Пеленг, 1993. – 330 с.
20.     Якиманская И.С. Психология. – Москва: «Наука», 2003. – 385с.
21.     Яровой Б.Н. Основы психологии. М.: Логос,2004.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.