Реферат по предмету "Психология"


Консультирование при сексуальных проблемах мужчин

Федеральное агенство по образованию
 
Курсовая работа
По дисциплине
«Психологическоеконсультирование»
Консультированиепри сексуальных проблемах мужчин
2008

Содержание
 
Введение
Глава 1 Психогенные сексуальныепроблемы мужчин
1.1     Импотенция
1.2     Отсутствиесексуального желания
Глава 2 Консультирование присексуальных проблемах мужчин
2.1 Метод символдраммы вконсультировании мужчин
2.1.1 Основные методы и стили ведения
2.1.2 Целеполагание
2.1.3 Фазы развития сексуального либидо
2.1.4 Мотив «Куст розы»
Заключение
Список использованных источников

Введение
Психологическим причинамвозникновения сексуальных расстройств в настоящее время посвящено большоеколичество исследований. Связано это, по-видимому, с тем, что их изучение, сдинамической точки зрения, дает ключ к пониманию генеза многих психическихзаболеваний. Кроме того, в настоящее время одним из наиболее актуальныхкомпонентов при оценке функционирования личности является показатель качестважизни. Именно поэтому воздействия, оказываемые при проведении консультированиясексуальных проблем, более предпочтительны по сравнению с медикаментознойтерапией, поскольку позволяют за счет нового, эмоционально значимого опытаизменить существующие стереотипы, раздвинуть границы восприятия, переоценитьсобственные возможности, более конструктивно реагировать на проблемы межличностныхотношений.
В нашемобществе на сегодняшний день вследствие либерализации социальных норм поотношению к сексуальности, распространения книг и видеопродукции,пропагандирующих эротику и секс, сексуальное поведение становится все болеесвободным, тем не менее, проблемы остаются и даже возникают новые.
Ксожалению, уровень психологической культуры населения в России настолько низок,что люди порой не только не знают, что им необходима психологическая помощь, нои не знают о наличии собственных проблем — их они приписывают внешнемуокружению. «У меня нет никакого кризиса — это в стране кризис». На сегодняшнийдень существует огромная потребность в психологической поддержке психическиздоровых людей разных возрастов.
Насколькоправомерно использование для описания психологической поддержки терминов«консультирование» и «психотерапия»? Существует определенная путаница при ихупотреблении. В психотерапии сферой воздействия является психическое здоровье людей,в психологическом консультировании и коррекции — «психологическое здоровье», тоесть психологические аспекты психического здоровья. В психотерапии идет работа сбольными людьми, в психологическом консультировании — со здоровыми, испытывающимитрудности разрешения той или иной критической ситуации. Исходя из этого,определим цель психологического консультирования — психологическая поддержказдоровых людей в критических ситуациях. При этом под критической ситуацией,согласно Ф. Е. Василюку, будем понимать ситуацию невозможности, т. е. «такуюситуацию, в которой субъект сталкивается с невозможностью реализации внутреннихнеобходимостей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей и пр.)». [2] Итак,объект исследования — сексуальные проблемы мужчин. Предмет исследования –методы психологического консультирования при сексуальных проблемах мужчин.
До последнего времени вотечественной сексопатологии аналитически ориентированные методыпротивопоставлялись академическому классическому клиническому подходу кпониманию динамики развития и становлению сексуального влечения (либидо).Однако, детальное изучение возможностей использования метода «символдрама» вклинической практике врача-сексопатолога позволило выявить безусловную связьосновных понятий классической сексологии и закономерностей развитияиспользуемого в технике символдрамы образа соответствующего мотива. Это один изсамых гуманных и красивых методов в психотерапии, который успешно используетсяво многих странах мира. В последние годы символдрама становится все болеепопулярной в России.
Цельнастоящей работы – ознакомиться с методом символдраммы в консультировании присексуальных проблемах мужчин.
Задачи– рассмотреть основные психогенные сексуальные проблемы мужчин, а так жеосновные принципы метода символдраммы, динамика развития имагинативныхпроцессов при представлении образов по технике символдраммы.
1. Психогенныесексуальные проблемы мужчин
Сексуальныерасстройства в наши дни превращаются в массовое явление. Как показал опрос,проведенный в США в 1970 г., от 30 до 50 % мужчин испытывают проблемы спотенцией. Эти данные дают основания предполагать, что многие наши клиентыпереживают подобные проблемы, независимо от того, по какой причине они приходятза помощью к психотерапевту. Так, например, некоторые люди переживают из-занесоответствия полового поведения тем стандартам, которые они видят на экранеили о которых читают в книгах.
Такжеосновная причина сексуальных проблем кроется в психическом напряжении,тревожности, внутренних конфликтах, поскольку сексуальная сфера человекаособенно чувствительна к эмоциональным стрессам.
Впсихологическом консультировании приходится чаще сталкиваться с сексуальнымипроблемами, хотя иногда клиенты желают обсудить и технические аспектысексуальной жизни. Исходя из этого, я хотела бы рассмотреть психогенные (необусловленные органическими причинами) наиболее часто встречающиеся сексуальныедисфункции.
1.1Импотенция
Психогенная импотенция в большинствеслучаев не является сексуальным нарушением в собственном смысле слова: ведь ненарушена ни сексуальная сторона сама по себе, ни строение гениталий. Временнуюимпотенцию даже скорее следует считать нормальной реакцией организма напереживание ситуаций, когда желаемые сексуальные действия были бы совсем неуместны. Большинство мужчин, которые обращаются по поводу импотенции ксексопатологу, на вопрос о том, как они себя чувствуют в постели перед половымактом, отвечают обычно, используя всевозможные позитивные атрибуты, какнапример, «супер», «эротично», «я завожусь» и т. п. Однако, когда пациентаначинают расспрашивать специалисты, скоро выясняется, что эти высказываниядалеко не верные. Они лишь только повторяют, что ожидает от себя сам мужчина ичто общество считает нормой «мужской страсти и силы», но не то, что мужчинаощущает на самом деле. В действительности часто он чувствует все, что угодно,но не наслаждение и ничем не омраченное удовольствие. Он настолько далек отсвоих подлинных ощущений, что не замечает или не хочет замечать, что этихнеобходимых для эрекции эмоциональных базовых предпосылок у него вообще нет.Многие мужчины бывают поражены и глубоко «тронуты», когда в ходе беседыстановится ясно, как сильно страх неудачи препятствует полноценному развитиюнаполовину уже присутствующего чувственного желания. Сдерживаемое подобнымобразом сексуальное возбуждение снижается еще больше, если на протяжениидлительного времени и с возрастающей озабоченностью мужчина наблюдаетпрогрессирующее недостаточное отвердение полового члена, отчаянно сравнивая егос тем, что должно быть. Не нужно говорить, что такие «озабоченные» оценки инаблюдения не способствуют эротизации. Но страдающий импотенцией мужчина этомало осознает, особенно в критической ситуации. Он не считает свои проблемыестественным следствием своего нервного, неприятно вялого эмоциональногосостояния, а часто даже считает, что в его гениталиях есть какой-то дефект. Он стремится,во что бы то ни стало вызвать в своем теле не соответствующую егоэмоциональному состоянию эрекцию. Он даже становится противником самого себя,когда отчитывает себя в монологе с самим собой. Более того, он частооказывается неспособным к эрекции, потому что ошибочно исходит из того, что онспособен к ней.
К такой позиции склонны,прежде всего те мужчины, кого с самого детства приучали, что самое важное –исполнять то, чего от тебя ждут другие, а не действовать в соответствии ссобственными желаниями. Поэтому таким мужчинам сложно просто предатьсяудовольствию, позволить всему происходить так, как получается. Более того, имсложно позволить себе быть свободным и делать в гармонии с партнершей то, чтоим хочется, не думая при этом, что должно происходить что-то определенное. Онине могут предаться разумному эгоизму и видеть в женщине в постели также и«сексуальный объект». Это не получается, прежде всего, у таких мужчин, которыеневротически закомплексованы, зажаты в своей агрессии и самосознание которыхнарушено. Обобщая, можно сказать, что психогенные сексуальные проблемы в целоми импотенция в особенности связаны не с тем, что человек «не может», а с тем,что он себе «не разрешает». Исходя из этого, основополагающие задачипсихотерапии сексуальных расстройств связаны с развитием самооценки, сизменением образа самого себя и с вопорсом: «Как относиться к телу, какизменить свои взгляды и установки, чтобы отвечать на сексуальное возбуждениежеланной реакцией?»
1.2 Отсутствиесексуального желания
Отсутствие сексуальногожелания может быть бессознательным выражением проблем в отношениях иливнутриличностных напряжений. «Нет» может означать отказ дать партнеруудовлетворение, отказ подтвердить его сексуальную привлекательность, «нет»может поколебать убежденность партнера, что его «хотят». Так как люди частолегко ранимы, особенно в том, что касается их сексуальности, то это оружиеэффективно используется в борьбе полов. Есть много бессознательных причин,чтобы при помощи отказа в сексе заставить другого человека в чем-то раскаяться,о чем мы сами часто и не догадываемся. Например, такой причиной может бытьразочарование в супруге, что он или она не тот «принц» или «принцесса», какимиих считали. Также и партнеры, которые запутались в борьбе за власть, не «хотят»испытывать никакого вожделения к своему «контрагенту». Они не хотят толькопотому, что этого «хочет» партнер. Причины недостаточного сексуального желанияне всегда связаны с такими агрессивными чувствами, как вражда или месть.Возможно, наиболее частый мотив – это конфликт близости и дистанции. Онсуществует там, где в отношениях четко не определено, насколько каждый изпартнеров может считать допустимой ту степень психической близости изависимости, не боясь при этом потерять свою автономию, и насколькосамостоятельности каждый готов развить до той степени, чтобы у обоих несложилось впечатление, что они уже больше не пара. Для всех этих амбивалентныхстремлений сексуальность во многом служит регулятором для установленияравновесия в отношениях. Потребность в близости или необходимость дистанциипредставляет собой консистентную характеристику личности. Наряду со страхомслишком большой физической близости далее следует привести другие частыепричины психогенного сдерживания сексуального желания. Это воспитание,враждебно настроенное к проблеме сексуальности, словно промывание мозговвдалбливает, что сексуальное удовольствие – это что-то греховное. Еще одначастая причина отсутствия сексуального желания – это депрессия, а также тяжелыестрессовые состояния. Ментальный механизм отсутствия сексуального желанияфункционирует обычно так, что человек концентрируется на негативных вещах,словно перед его внутренним взором прокручивается анти-эротическое видео.Возможно, поэтому он и делает прямо противоположное тому, что обычно делаетчеловек, который настраивается на сексуальное состояние. Человек, для которогонесложно захотеть и получить удовольствие, возбуждается именно благодаря тому,что у него появляются приятно возникающие представления.

2 Консультирование присексуальных проблемах мужчин
 
2.1 Метод символдраммы
Ханскарл Лейнер (21.01.1919-22.06.1996)основоположник Кататимно-имагинативной психотерапии (символдрамы),Международного общества Кататимного переживания образов и имагинативных методовв психологии и психотерапии (МОКПО), а также Европейского медицинского обществапсихолитической терапии. Долгие годы он руководил отделением психотерапии ипсихосоматики в психиатрической клинике Гёттингенского университета в Германии.Главный итог его жизни и творчества — это создание и развитие им методааналитически ориентированной психотерапии — Кататимного переживания образов(техники “сновидений наяву” или “символдрамы”), уникального по своейэффективности, четкости изложения, глубокой научной обоснованности, системнойпроработанности, и, одновременно, простоте освоения. После окончаниямедицинского института Ханскарл Лёйнер работал врачом-невропатологом в клиникенервных болезней Марбургского университета. Молодого врача интересовала работас символами, образами, бессознательным, он сам проходил юнгианский анализ. Ноотношение к К.Г. Юнгу в академических кругах было в то время, мягкоговоря, критически-скептическим. Многое, о чём говорил или писал К.Г. Юнг,было плодом его фантазий и интуиции, не выдерживая проверки в ходе строгогонаучного эксперимента. Это и побудило Ханскарла Лёйнера провести сериюэкспериментов, позволяющих, оставаясь на позициях экспериментальной науки, темне менее, шагнуть в столь интересовавшую его область образов, символов,бессознательного. Ханскарл Лёйнер хотел лишь улучшить психоанализ, но, как эточасто бывает, создал что-то совершенно новое. Экспериментальные исследованиябыли начаты в 1948 г. и продолжались долгих шесть лет, прежде чем в 1954 г. вышла первая статья о Кататимном переживании образов. Было создано новое направлениепсихотерапии – Кататимное переживание образов или символдрама.
Сам Х. Лёйнер изначально не собирался создавать новыйметод психотерапии. Он лишь хотел усовершенствовать и развить психоанализ. Нокак это часто бывает с людьми творческими, активными, смелыми, у которых всегдамного идей, рано или поздно они становятся диссидентами в своейпрофессиональной среде. Х. Лёйнер действительно слишком далеко отошел оттого, что тогда было принято в психоаналитическом сообществе.
Свободные ассоциации использовали в своей работе иЗ. Фрейд, и К.Г. Юнг, и А. Адлер. В соответствии с принципомсвободных ассоциаций, З. Фрейд считал, что мысли пациента — даже самойнезначительной, самой сотой, самой тысячной — необходимо дать возможностьсвободного развития. Таким образом, в психоанализе мы имеем дело, прежде всего,с мыслями, которые приходят в голову пациенту. В то же время в воображениипациента возникают также и образы, которые тоже развиваются в свободныхассоциациях. Так же, как и символдрама, психоанализ тоже работает с образами.
2.1.1 Основные принципы и стили ведения
Чем же метод символдрамы отличается от психоанализа и другихметодов психотерапии, которые тоже опираются на использование представленияобразов? Что же особенного в символдраме, в чем ее суть? СоздательКататимно-имагинативной терапии выделил тогда три главных основополагающихпринципа, которые отличают символдраму от других направлений психотерапии. Этоте «три кита», на которых стоит символдрама:
1 принцип управляемой регрессии;
2 эмоционально-корректирующее воздействие;
3 пациент представляет образы непосредственно в присутствиипсихотерапевта.
Принцип управляемой регрессии. Без регрессии невозможно проведениепсихотерапии по методу символдрамы. Именно погружение пациента в состояниерегрессии отличает символдраму от поведенческой психотерапии, созданной наоснове учения И.П. Павлова. Процесс научения может проходить безрегрессии. Символдрама, в отличие от научения, – это процесс развития.Благодаря регрессии в состояние, которое человек переживал в прошлом,происходит своеобразная рефлексия прошлого. Человек вспоминает, анализирует, аесли надо, то и исправляет в своем воображении то, что было в его жизни. Посути символдрама – это регрессия обратно в прошлое. Причем регрессия всимволдраме управляемая. Это означает, что регрессивный процесс контролируетсяи направляется через постоянный диалог клиента и терапевта.
Эмоционально-корректирующее воздействие. Регрессия позволяет скорректироватьтравматические переживания прошлого. Пациент приобретаетэмоционально-корректирующий новый опыт. Впервые этот феномен описал ФранцАлександер, немецкий психоаналитик, эмигрировавший подобно многим другимизвестным психоаналитикам из гитлеровской Германии в США.
Пациент представляет образынепосредственно в присутствии психотерапевта. Представление образов происходит приэмоциональном участии сидящего рядом психотерапевта, то есть образ возникаетнепосредственно в присутствии психотерапевта. И этим психотерапия по методу символдрамыотличается от других имагинативных техник, где тоже используется представлениеобразов. Для сравнения: в методе активного воображения по К.Г. Юнгу,который он использовал как инструмент «продвинутого» этапа анализа, пациентпредставляет свой образ один без присутствия аналитика и лишь затемрассказывает ему о своем имагинативном переживании. На высшей ступениаутотренинга по Й. Шульцу, где тоже используются имагинации, пациент такжесначала представляет образы молча и лишь затем рассказывает о нихпсихотерапевту. Представление образов используется и в поведенческойпсихотерапии, где служит эффективным психотерапевтическим фактором. Всимволдраме создание образа происходит не только при непосредственномприсутствии психотерапевта, но и в диалоге с ним.
Итак, далее, мы будем говорить овозможных стилях ведения в психотерапии. Поскольку есть определенный набортехник, «инструментов», вы можете выбирать, какие из них применять втерапии, и, таким образом, формировать разные стили ведения.
В символдраме существуетмного вариантов стиля ведения, которые зависят от индивидуальных особенностейтерапевта, и очень важно, чтобы мы использовали себя позитивно и конструктивно.Прежде всего, мы должны быть честны, иначе мы слишком влияем на процесссимволдрамы. Стиль, также, зависит от личности пациента и того, какие проблемыон предъявляет. Также, на разных этапах терапии мы выбираем разные техники.Даже в рамках одного сеанса терапевт может переключаться, важно чтобы он осознавал,когда, и какие именно техники он использует. Чтобы он пользовался всем этимнамеренно и сознательно. Терапевту важно увидеть, например, что он слишкомзахвачен или удивлен. Арсенал методов должен быть как можно более широким игибким.
Активный стильведения.
Этот стиль можетощущаться как поддержка пациента. Вы поощряете, помогаете, пациент чувствует,что терапевт вместе с ним, терапевт охраняет пациента, дает энергию и силу иуменьшает тревожность. Но, с другой стороны, активность терапевта может усилитьсопротивление и тогда оно будет сфокусировано на терапевте, и пациент будет«сбегать» из образа. При этом, пациент может становиться пассивным иотказываться нести ответственность за то, что происходит в образе. Эта ошибкачасто проявляется у начинающих терапевтов.

Свободный стиль.
Это значит, что выпредоставляете много свободы пациенту, и при этом центром терапии являетсяпациент. Образы, которые возникают у пациента, будут, скорее, неструктурированными и могут стимулировать творческие способности пациента. Иэтот метод ведения может усиливать тревожность. Отрицательным может быть то,что он может восприниматься как отсутствие интереса к пациенту. Это может бытьи защитная реакция самого терапевта, если он боится и не уверен в себе. Также,таким образом, могут проявляться бессознательные садистические черты терапевта,что, обычно, усиливает тревожность. Такой стиль может маскироватьбессознательное отвержение пациента самим терапевтом. Но также можно этот стильрассматривать как применение ассоциативного метода.
Отзеркаливающий илиотражающий стиль.
Пациент чувствуетпринятие со стороны терапевта. Терапевт, как бы, следует за тем, что происходитс пациентом в образе, он сопровождает пациента и позволяет происходящемуслучаться. Недостатки этого стиля заключаются в отсутствии вовлеченноститерапевта в происходящее и недостаточной поддержке. Появляется риск остановкипроцесса. По сути, это замаскированная пассивность. Этот стиль можетвосприниматься как монотонный, а порой провоцирующий.
Эмоциональноподдерживающий стиль.
Терапевт «принимает»пациента и как бы благодарит его за тот материал, который предоставляетпациент, старается придать уверенность и храбрость. Недостатки этого стиля втом, что результатом может быть подавление инициативы пациента и егоответственности за то, что происходит. В этом может проявляться тревожностьсамого терапевта. В переносе может присутствовать чрезмерная идеализация изависимость. Тут должен быть баланс между поддержкой и степенью фрустрации,которую вызывает терапевт.

Конфронтационныйстиль.
Этот стиль можетобеспечить хорошее продвижение процесса, может приводить к прорыву, изменению.Он усиливает самооценку пациента и повышает вероятность переживания инсайта. Нопри этом также усиливается тревожность. Недостаток такого стиля ведения в том,что он ставит под угрозу устоявшуюся структуру защит и усиливает сопротивление.Он может вести к отрицательному переносу и конкурентной борьбе за власть и контроль.
Стиль дзюдо.
Мы, как бы,присоединяемся к сопротивлению. Тут нет борьбы за власть и престиж, и появляетсявозможность избежать интенсивного переноса. Недостатки этого стиля в том, чтоон оказывается очень провоцирующим и пассивным. Например, если возникает какаято проблема в образе, как следствие сопротивления, то вы, активно принимаетеэто, и осознанно уходите от её преодоления. Если пациент, не хочетпредпринимать какие либо целенаправленные действия в образе, вы, осознанно,позволяете это сделать. Вы замечаете это, запоминаете и откладываете на«полочку», в банк данных. Преимущество этого стиля в том, что иногда,когда вы действуете заодно с сопротивлением, то тогда может произойти что-топозитивное, всплыть ценный материал.
Стиль, ориентированныйна действие.
Это что-то очень близкоек активному стилю, но это стиль узко ориентирован на стимулирование пациента,все время, что-то делать в образе. Это может привести к определенному прорыву,стиль поощряет к действиям. Но отрицательные черты в том, что он может бытьповерхностным, так как вы можете утратить связь с эмоциями, чувствами. Такойметод может приводить к тревожности самого терапевта. Также, он может привестик пассивности пациента и усиливать сопротивление.
Стиль ведения, прикотором используется техника «остановки картинки».
В ситуации, когда пациентсталкивается с каким-то пугающим образом, вы говорите: «Остановитесь истойте там, где вы находитесь». Предлагаете пациенту ничего не делать.Поддерживаете пациента в том, чтобы он просто наблюдал, просто стоял и наблюдалто, что происходит. Возникает феномен «замораживания образа». Втечение нескольких интервенций, задача просто помочь пациенту стоять, и вынестиэто чувство тревожности. Это такой способ конфронтации. Такая техника неуменьшает конфронтацию, тревожность при этом не снижается, пациент её всё равноиспытывает. Но вместе с тем, пациент вам верит, что ничего не случится, и этимвы помогаете ему. Смысл этого метода состоит в том, что вы помогаете пациентувыносить тревожность. Даете пациенту время, рассмотреть, что представляет собойэтот образ. Это также может привести к смене настроения, к определенномупрорыву, связанному с объектной репрезентацией. Такая техника, также, усиливает«Я». Недостаток стиля связан с определенным риском появления слишкомсильного тревожного чувства.
В символдраме нам нужнопроявлять терапевтическую активность определенным образом, и эти действияотличаются от тех, которые применяют при обычной психодинамическойпсихотерапии. Мы даем инструкции, обычные при этой технике, например, закрытьглаза, расслабиться. Также мы пользуемся инструментом, которым являются мотивы.Затем мы применяем технику основной ступени, а это означает, что мы проявляемсвою активность, задавая определенные вопросы, мы структурируем пространствотерапии определенным образом. Мы также выполняем функцию поддержки пациента, мыконтейнируем производимое содержание, и мы, своим присутствием, подтверждаемто, что делает пациент. Мы действуем на символическом уровне, и терапевтявляется, одновременно, и наблюдателем и участником событий внутреннего мирадругого человека. Терапевт должен работать на уровне вторичных процессов,присутствуя в обычной реальности, в то же время, быть с пациентом на уровнепервичных процессов, находясь в образе. Сложность работы терапевта состоит втом, что он должен быть расщеплен между двумя мирами, он должен сидеть с открытымиглазами и, одновременно, быть в образе, понимать и руководить процессом,который происходит на первичном уровне. Поскольку пациент испытывает перенос,то терапевту следует работать также над осознанием своих контрпереносныхчувств. Это означает, что мы должны очень четко осознавать наше собственноелюбопытство, наши импульсы и побуждения. Нужно учиться осознавать, какимобразом, наши собственные побуждения, управляют процессом символдрамы. Нужновсе время помнить, что символдрама, это очень глубокий и мощный процесс,который происходит с внутренним миром человека.
2.1.2 Целеполагание
Главным вопросом, помнению А.Блазера и соавторов, является вопрос о том, как пациент до настоящеговремени пытался решить данную проблему? Изменилась ли его жизнь? Стало лучшеили хуже после попытки решения? и т.д.
Условия, связанные систорией жизни пациента. Особого анализа заслуживают обстоятельства жизни,соответствующие первому проявлению проблемы, изменения жизни в тот период,обстоятельства жизни в то время, а также, следует проследить динамику проблемыи выявить факторы, способствующие закреплению проблемы.
Функциональное значение.В ходе анализа жизни пациента вопрос формулируется как: «Для чего?». Этообусловлено рассмотрением проблемы и пациента в рамках подсистемы в контекстеболее общей системы (партнёрские отношения, семья, общество). В этой связизадаются вопросы: а) Какой смысл или какое конечное значение имеет проблема? б)Какую цель она преследует, какую задачу решает? в) Для чего нужна пациенту этапроблема или для чего он её культивирует? Чего он пытается тем самым добиться?г) Какую роль он тем самым приписывает себе или какая роль отводится емудругими? д) Какую функцию выполняет проблема в теперешней жизненной ситуациипациента, в его отношениях? и др.
По мнению А. Блазера исоавторов, определение проблемы содержит гипотетическое объяснение ипредполагает постановку цели, которая определяет конкретную стратегию психотерапии.В этом смысле, чем более многосторонний анализ проблемы был произведён, чемболее детально удалось выявить все составляющие конкретных сложностей пациента,тем более реалистичной окажется совместная с пациентом постановка цели терапиии выбор правильной терапевтической стратегии.
Поэтому выдвигаютсяследующие требования к формулированию проблемы самим пациентом совместно стерапевтом, следующие параметры: прежде всего, понятность такой формулировкисамому пациенту, в которой присутствует конкретное содержание, исключающееабстрактные определения и рассмотрение в ней различных сторон проблемы. АБлазер и соавторы выделяют три черты определения проблемы:
— формулировка должна включать личноеместоимение «Я» и конкретное содержание, чтобы пациент мог отождествиться сосвоей проблемой;
— при объяснении проблемы следуетучитывать её различные аспекты, что сделает понятным вытекающие из этогопсихотерапевтические стратегии; тот или иной аспект проблемы представляется веё определении более полно в зависимости от степени понимания пациентом этогоаспекта и его готовности к этому;
— конкретные указания по поводудействий, направленных на решение проблемы, в которых даются позитивныеформулировки.
Исходя из такого определения проблемывыводится цель, которая обладает такими основными качествами, как конкретность,оперативность, указание на необходимые действия и реалистичность. В нейотсутствуют абстрактные определения, типа «найти смысл жизни», «статьсчастливым» и т.д.
Расспрос пациента недолжен иметь авторитарный характер, а вплетаться в изложение пациентом своихтрудностей. Вопросы обо всех трёх аспектах проблемы рассматриваются на уровнеконкретных межличностных отношений и позволяют понять, как пациент оцениваетсобственную роль в возникновении проблемы. У пациентов, как правило, нетответов на все эти вопросы, но их постановка уже даёт возможностьсформулировать проблему более определённо. Здесь когнитивные процессыосмысливания ситуации выступают как приём целеобразования, обуславливаяформирование ведущего, центрального процесса смысловой регуляции деятельности –процесса целеполагания.
Нам представляетсявозможным, для определения того, что пациента беспокоит, но что он ещё не готовсознательно предъявить как проблему психотерапии, сразу после обсуждениявышеописанных трёх аспектов проблемы, до её определения и постановки цели, предложитьпациенту начальный тест «Цветок», выявляющий эмоционально-образныеассоциации к малоосознаваемым аспектам вопросов, затронутых при обсуждениипроблемы. Образные ассоциации, течение и содержание которых может взначительной мере определяться затронутыми так или иначе в ходе предыдущегообсуждения аффективными комплексами, проявляя эмоциональную окраску, личностныйсмысл различных аспектов проблемы для пациента, позволяют, на мало осознаваемомуровне, решать задачи целеобразования.
Вопрос о необходимостичёткого определения целей краткосрочной терапии совместно с пациентом оченьцелесообразен. Такая необходимость диктуется тем, что пациенты, частозатрудняются поставить конкретную цель для краткосрочной терапии, или же ставятнереалистические цели. Было подчёркнуто, что попытка чёткого определения цели,начиная с первой встречи, интенсифицирует процесс решения проблемы.
2.1.4 Фазы развития сексуального либидо
Сточки зрения Общей психологии Васильченко определяет «либидо» (лат. «влечение»,«желание», «похоть») более узко, чем это принято в психоанализе. Как известно,в психоанализе либидо – это энергия, подоснова всех преобразований сексуальноговлечения. В аналитической психологии К.Г. Юнга понятие «либидо»используется в расширенном смысле и означает «психическую энергию» как таковую ПоВасильченко, сексуальное либидо для мужчины — это интерес к женщине как кполовому партнеру и желание провести с ней половой акт. Васильченко выделяетследующие фазы развития либидо:
понятийноелибидо – для него характерно абстрактное (понятийное) отношение к женщине иотсутствие чувственного опыта; мальчик, юноша, мужчина только думают о женщинев соответствии со своими абстрактными представлениями;
платоническоелибидо – эта стадия предпочтения, восхищения, идеализации женщины; для неехарактерна способность юноши или мужчины выбрать одну женщину, которойпосвящаются все мысли, желания, чувства — словно «…рыцарем на картине, что назвезды смотрит и ждет» (Н. Гумилев); негативной стороной платоническойстадии развития либидо является то, что чувственный компонент сексуальныхотношений рассматривается как грязный и греховный;
эротическоелибидо – для него характерны тактильные прикосновения, поверхностный (безприкосновения к гениталиям) и глубокий (с прикосновениями к гениталиям)петтинг;
сексуальноелибидо, при котором происходит половой акт;
зрелаясексуальность – это способность создать устойчивые взаимоотношения с постояннойпартнершей, что делает возможным не только удовлетворение сексуальныхпотребностей, но и позволяет реализовать потребность в создании семьи; зрелаясексуальность предполагает способность к самоограничению и сдерживанию.
Указанныефазы развития сексуального либидо характеризуют прежде всего процессонтогенеза, когда ребенок, подросток, а затем взрослый человек последовательнопроходят интерес к противоположному полу сначала на понятийном, затем наромантическом, потом на эротическом и, в конце концов, на сексуальном уровне. Вто же время описанная Васильченко последовательность фаз сексуального либидохарактерна также для развития чувств по отношению к конкретному объекту любви.Сначала чувства испытываются на платоническом уровне, затем на романтическом,потом происходит эротическое сближение, и лишь потом отношения достигаютсексуального уровня. Достижение более зрелой фазы сексуального либидо неперечеркивает предыдущие фазы. Они продолжают играть важную роль в сложномкомплексе сексуальных отношений, образуя основу для более зрелых отношений.Всегда возможны сочетания различных фаз сексуального либидо. Формально перейдяк последующей фазе развития сексуального либидо, человек по существу можетвнутренне остаться на предыдущих стадиях.
Выделениефаз развития сексуального либидо имеет важное значение для проведенияпсихотерапии нарушений сексуального поведения, которые могут быть вызваныфиксацией, застреванием на промежуточной стадии развития либидо или ситуацией,когда в ходе развития отношений с женщиной какая-то фаза пропущена или прожитав недостаточной мере. В таких случаях, как показывает клинический опыт,переживание последующих фаз не будет стабильным.
2.1.5 Мотив «Кустрозы»
В применении методасимволдрамы для диагностики динамики полового самосознания у мужчин, намииспользовался предложенный Х. Лёйнером мотив «куст розы», когда пациентапросят представить куст розы на краю луга, а затем сорвать с него один цветок.Символ куста розы или шиповника на краю луга глубоко связан с немецкойархетипической культурой, на которую опирался Х. Лёйнер.
Важным является, каквыглядят цветы, нерешительность пациента сорвать цветок («Розе будет больно…»),его страх уколоться и т. п. Этот мотив имеет центральное значение длялечения сексуальных расстройств.
Исследования показали,что в славянской культуре мотив «куст розы» также оказался диагностически ипсихотерапевтически высокоэффективным. При этом нами выделены следующие этапыразвития процесса имагинации, которые являются существенными для развитияпроцесса диагностики.
После проведения предварительной беседы с сидящим в удобномкресле или лежащим на кушетке пациентом проводится упражнение на релаксацию пометодике, близкой к аутогенному тренингу по Й. Шульцу. После чего пациентупредлагается представить «луг».
После возникновения образа пациент дает его общуюхарактеристику, включая как подробные детали, так и чувства и субъективныеоценки образа в целом. Следует расспросить пациента о погоде, времени года,времени суток; о размерах луга, о том, что находится по его краям, орастительности на лугу. Образ луга — это матерински-оральный символ, отражающийкак связь с матерью и динамику переживаний первого года жизни, так и актуальноесостояние, общий фон настроения. Фактор настроения может быть представлен вхарактере погоды, времени суток и времени года. В норме это летнее время годаили поздняя весна, день или утро, погода хорошая, на небе солнце; вокругбогатая, сочная растительность, представленная обилием трав и цветов; лугприветливый, даже ласковый, залитый ярким солнечным светом. Спустя 3-5 минутработы по технике мотива «луг» пациенту предлагают оглядеться вокруг ипосмотреть, есть ли где-то куст розы. Как правило, куст розы представляетсягде-то на краю луга. Пациента просят его подробно описать. Указанное описаниедает возможность исследовать понятийную фазу развития сексуального либидо поклассификации Васильченко.
На этом этапе пациентполучает инструкцию выбрать один из цветов розы, который нравится ему большевсего. Пациент дает развернутое описание выбранного цветка и указываетоснования своего предпочтения. Особенно важным является субъективный эмоциональныйчувственный тон, связанный с объектом выбора. По классификации Васильченко этотэтап соответствует платонической фаза развития либидо.
Трудности в выбореконкретного цветка на кусте розы могут быть вызваны фиксацией на сочетаниипонятийной, эротической и сексуальных фаз развития либидо при недоразвитииплатонической фазы. Символдрама открывает возможность для проведениясоответствующей диагностики и психокоррекции.
Цветок следует обрисовать во всех подробностях, описать егоцвет, размер, форму, описать, что видно, если заглянуть в чашечку цветкаи т. п. Цвет розы может отражать степень сексуальной зрелости.Считается, что самые сильные эмоции вызывает у человека красный цвет. Сочетаниекрасного, желтого и оранжевого цветов считается самым сексуальным. Розовыецветы могут символизировать инфантильность, «розовые мечты», желание, чтобыокружающие относились к тебе как к ребенку; желтые розы могут быть связаны сревностью; белые розы – целомудренность, платонические, духовные отношения,идеализация; оранжевые розы – символ силы личности и возможного подавленияокружающих. Листья на стебле символизируют витальную силу или ее отсутствие.Сам стебель символизирует фаллическое начало, опору, стержень личности. Шипы настебле розы символизируют опасности, сопровождающие страсть. Если в воображениипациента их слишком много, то такой человек находится во власти страха иутрирует опасности. Если шипов нет или их очень мало, то такой человекпренебрегает опасностями, связанными с сексуальными отношениями, не замечаетих, излишне легкомыслен.
Пациент 35 лет, женат, двое детей, находящийся в командировкевдали от дома, представил далеко на краю луга куст розы с нежными маленькимирозовыми цветами, которые он связал с отношением к жене и к которым емухотелось подойти. Но, сделав несколько шагов, он почувствовал слева сильныйаромат роз. Повернувшись, он увидел куст роскошных красных и алых роз. Пациентрешил «пойти налево» к красному кусту, в чем проявилась проблема выбора,связанная с недоразвитием платонической фазы сексуального либидо.
На следующем этапепациенту предлагается попытаться дотронуться в своем воображении кончикомпальца к стеблю, провести по нему, коснуться шипов, листьев, лепестков цветкаи, наконец, вдохнуть аромат розы. Пациента расспрашивают о его чувствах иощущениях. Важно описать также эмоциональный тон, непосредственно идущий отцветка. Соответственно, исследуется эротическая фаза развития либидо поВасильченко.
Далее пациентупредлагается сорвать или срезать розу, что символически характеризуетформирование сексуальной фазы развития либидо. Некоторым пациентам (недостигшим, по классификации Васильченко, сексуальной фазы развития либидо) этосделать особенно трудно. Иногда пациенту жалко, что розе будет больно (фиксацияна платонической стадии развития либидо, когда физическая близость, половой актрассматриваются как что-то грязное). Другие боятся уколоться шипами (у нихгипертрофированно чувство опасности перед возможными неприятными последствиямисексуальной близости). Один наш пациент представил на стебле розы много мелкихиголочек, как на кактусе. Он знал, что, с одной стороны, это не так больно, иможно потерпеть. Но если он сорвет розу, ему потом долго придется вынимать изпальцев неприятные иголки. Тем не менее, это не остановило его сорвать цветок.В жизни пациент также был склонен к риску и был готов терпеть возможныенеприятности, связанные с сексуальными отношениями.
По тому, как пациентотносится к предложению сорвать розу, можно судить о степени его сексуальнойзрелости, как это демонстрируют два следующих примера из практикиХ. Лёйнера. Х. Лёйнер работал с юношей 18 лет, не достигшим ещеполной мужской зрелости, что отразилось при представлении «куста розы», каквидно из следующего протокола: «Я вижу красивый широкий куст розы. Цветы всебелые. Они мне очень нравятся, в них что-то приятное, нежное, закрытое.»(Психотерапевт: «Они еще закрыты, или некоторые уже открылись?») «Нет, все ещезакрыты, многие только в бутонах.» (Психотерапевт: «Они все белые, или срединих есть также некоторые розовые или, может быть, красные цветы?») «Нет, всесовершенно белые и нежные. Я гораздо больше люблю белые розы, чем розовые иликрасные» (Психотерапевт: «Могли бы Вы сорвать одну из роз, чтобы поставить домау себя на столе в вазе?») «Нет, мне бы этого не хотелось, они слишком нежные,еще такие целомудренные. Мне кажется, было бы нехорошо их здесь рвать. Можетбыть, они вообще не будут цвести в моей вазе. К ним просто не прикоснуться».
Х. Лёйнер отмечает,что не требуется никакого особого искусства интерпретации, все уже содержится ввыражениях нашей речи. Бутоны символизируют неготовность к сексуальнымотношениям, незрелость. Белый цвет символизирует целомудрие, платоническиеотношения.
И другой пример:Х. Лёйнер предложил тот же тест мужчине, который очень много ездил вразличные поездки. Когда Х. Лёйнер попросил его представить «куст розы»,ему сразу же представилась вместо куста хрустальная ваза, стоящая в егокомнате. Ваза была полна уже срезанными крупными, душистыми розами. Они ужеполностью раскрылись, на некоторых уже опадали отдельные лепестки, чтосвидетельствовало, с одной стороны, что «сорвать розу» не представляет для негоникакой проблемы, розы сами уже готовы, а с другой стороны, наблюдалось уженекоторое пресыщение сексуальными отношениями.
Одной из причинневозможности сорвать розу (например, роза, к которой протягивает руку пациент,загорается пламенем и сгорает на глазах у пациента) может быть непреодаленнаяэдипальная зависимость от матери. Мужчина на бессознательном уровне продолжаетотноситься к матери как к объекту инфантильной сексуальной привязанности. Ейпринадлежит вся его любовь. Автоматически включается табу на инцест –бессознательный запрет на сексуальные отношения с матерью. Поэтому связанная слюбовью к матери роза часто представляется целомудренного белого цвета. Такиммужчинам обычно нравятся женщины, в которых они бессознательно «видят» мать, нопо отношению к которым они внутренне не могут позволить себе осуществлятьсексуальные действия. Непреодаленная эдипальная зависимость от матери,переживаемая на бессознательном уровне, может быть причиной нарушения эрекции.Проведение психотерапии по методу символдрамы позволяет эмоциональнопроработать эдипальный конфликт и преодолеть эректильную дисфункцию.
Пациент представил полебелых роз. Луг, поле – это символ матери, роза – символ любви. Вбессознательном пациента вся любовь принадлежит матери. Но отношение к матери всилу табу на инцест не может быть эротичным или сексуальным. Поэтому либидопациента фиксировано на платоническом уровне, что символизирует белый цвет розна поле. На предложение психотерапевта, поискать, есть ли где-нибудь розовыеили красные розы, пациент сказал, что за пределами луга (т. е. внеотношений с матерью) он «видит» красные розы. Но и там у него возниклитрудности, когда ему нужно было сорвать цветок. Стебель розы превратился вдлинный канат с якорем на конце, который словно пуповина, связывал его сземлей. Глубинно-психологический подход в понимании символики, принятый всимволдраме, считает, что земля, «мать сыра земля» – это важнейшиеорально-материнские символы. Пациент бессознательно связан символическойпуповиной с телом матери.
При диагностическом использовании режиссерские принципыведения имагинации должны содержать в себе минимум императивности, чтопозволяет оценить дифференцированность фаз развития либидо, их гармоничность ицентрированность. При пассивном, креативном раскрытии образа есть возможностьисследовать механизмы регрессии и фиксации либидо в системном его понимании.Классическим примером подобной фиксации является невозможность выбораконкретного цветка (вариант полевого поведения, нарушение еще на стадиипонятийно-эротической фазы), либо – невозможность сорвать понравившийся цветокиз-за боли, причиняемой ему (фиксация на платонически-эротической фазе, боязньсексуальных отношений, идеализация партнерши).
На последнем этапе пациенту предлагается отнести розу в дом иразместить ее там, что также иногда вызывает трудности у пациента. В домепациент ставит розу в воду и любуется ею (с символической точки зрения, важно,захочет ли пациент подрезать стебель розы, добавить что-нибудь в воду, чтобыроза лучше стояла, и т. п.). Это символически характеризует развитиезрелой сексуальности, т. е. способности создать устойчивые взаимоотношенияс постоянной партнершей, что необходимо для реализации потребности в созданиисемьи. Например, некоторые мужчины берут розу с корнями, что символизируетустановку на то, чтобы «взять» женщину со всеми ее корнями, родственниками,близкими. Другие считают, что партнершу нужно сначала воспитать, исправив то,что не сделали ее родители. Они постоянно одергивают и поправляют партнершу(«не болтай так много по телефону»), принимают за нее решения, навязывают ейсвое представление о счастье и подталкивают к соответствующим действиям,демонстрируют, что не уважают ее интеллектуальные способности («ты это непоймешь»), неуважительно относятся к ее вкусам («как ты можешь слушать такуюмузыку»). В образе это может проявляться в том, что стебель розы нужно сначала подрезать,обжечь на огне, разбить молотком и т. п.
Один пациент, женат, двое детей, глубоко и искренне любящийжену, сорвал розу на клумбе, принес домой и поставил в вазу в спальне. Всеоставшееся время он любовался ее. Только здесь роза расцвела во всей своейкрасе. Для пациента характерна зрелая сексуальность с устоявшимся выбором истабильной системой ценностей.
Указанная выше методикаможет быть проведена в различных модификациях, в зависимости от задачпсихотерапевта. Использование мотива «куст розы» оказалось высокоэффективнымпри лечении психогенных эректильных дисфункций, как показывает следующийпример.
Пациент, по профессии техник-механик, 51 год, 30 лет в браке,двое детей 27 и 18лет. Живет с женой в отдельной квартире и жилищными условиямидоволен. Небольшого роста (170 см), полный, с лысиной. Причина обращения –притупление оргазма и снижение эрекции, что не позволяло проводить введениеполового члена без дополнительных манипуляций руками. Наблюдались застойныеявления в предстательной железе. Одна из предположительных причин сниженияэрекции – травма в пояснице.
Вспоминает, что интерес кженщине как к половому партнеру и желание провести с ней половой акт (либидо)проявилось примерно в 12 лет. Первое семяизвержение произошло при полюции в 14лет. Мастурбировал с 15 до 21 года примерно два раза в неделю. Мастурбация былазаместительного типа, т. к. не было женщины. С 17 до 21 года практиковалповерхностный и глубокий петтинг. Информацию о половой жизни получал от друзей.Первый половой акт был в 20 лет, расценил его как слишком быстрый. Частотаполовых сношений до брака составляла примерно два раза в неделю. В брак вступилв 21 год. Свою жену он выбрал по внешней и духовной привлекательности. Усупруги сексуальность была пробуждена сразу. После брака в медовый месяцчастота половых сношений составляла 3-4 раза в неделю. Вусловно-физиологический ритм (УФР), т. е. 2-3 половых сношения в неделю,вошел практически сразу, что является одним из признаков слабой половой конституции(в медовый месяц частота половых актов достигает иногда семи сношений в день).Максимальный эксцесс (количество заканчивающихся семяизвержением половых актовв сутки) не превышал двух. Последний раз-два заканчивающихся семяизвержениемполовых сношения за сутки было у него в 45 лет. Легко переносит абстиненцию 14дней. Абстиненция проявляется болью в яичках, на фоне абстиненции появляютсяполюции. Настроение перед половым актом обычно плохое, испытывает тревогу.Длительность полового акта 5-7 минут. На момент обращения сохранялись утренниеспонтанные эрекции.
Пациент предпочитаетширокий диапазон приемлемости (разные позы, нетрадиционные формы удовлетворениясексуальной потребности, орально-генитальные и орально-анальные ласки), однаков супружеской паре из-за позиции жены диапазон приемлемости узок, что являетсяодним из факторов дисгармонии супружеских отношений. Предпочтительное времяпроведения полового сношения у пациента – в 4 часа утра. Позы проведенияполового акта его устраивают. От нежелательной беременности пара предохраняетсяпри помощи календарного метода по фазам менструального цикла.
Поведение жены передполовым актом пациента не устраивает, так как жена своими действиями и ласкамине усиливает его сексуального возбуждения. Однако сам половой акт и половыеотношения в целом его устраивают. В то же время, на бессознательном уровнеотношения с супругой в целом не соответствуют желаниям и ожиданиям пациента.
У пациента существуетфеномен «потери полового члена во влагалище», так как жена после родов нетренировала мышцы влагалища на сокращение по технике W.H. Masters и V.E. Johnson. Установка в сексе характеризуетсясоциокультурным мифом «Мадонны и Блудницы»: он хотел бы иметь чистую, какмадонна, жену, женственную и верную, а половую жизнь вести с развратнойблудницей, чувственной, доступной, кокетливой. У пациента игровой типсексуальной мотивации: он любит в сексуальных отношениях игру, фантазию,творчество, любит экспериментировать. Психосоциальный тип – «мужчина-ребенок».В общении с супругом жена занимает позицию «обвинителя». Пациент демонстрируетинфантильный тип привязанности.
Любит свою жену,мировоззрение и убеждения супругов соответствуют друг другу, моральныеустановки тоже взаимно соответствуют. Это во многом и удерживает их вместе.Ролевой позицией жены в семье в целом тоже удовлетворен. Внебрачные связиотсутствуют. Свою верность жене объясняет тем, что не было желания изменять, небыло нужды в других женщинах. Иногда возникающие конфликты с женой связаны ссемейным бюджетом.
Считает свою внешностьзатрудняющей контакты с женщинами, в том числе с целью сближения (низкий,толстый, лысый). Было проведено пять сеансов психотерапии, включавшей трисеанса рациональной психотерапии, одно занятие по методу символдрамы (мотив«куст розы») и одно занятие с использованием гипноза.
На четвертом сеансепациенту было предложено представить «куст розы» по методу символдрамы. Пациентпредставил красно-желтые цветы, росшие прямо из паркета. Образ былнеустойчивый, пациент тщетно пытался его удержать. Начался приступ нервнойдрожи. Сидящего в кресле пациента колотило так, что ему пришлось судорожновцепиться в подлокотники. Происшедшее произвело на пациента сильнейшеэмоциональное впечатление. После этого состоялось аналитическое обсуждение,позволившее ему осознать свои проблемы, а также эмоционально их отреагировать.В результате у пациента восстановилась эрекция. На следующем, последнем пятомсеансе, он с радостью сообщил о своем выздоровлении. Для закрепленияполученного эффекта и диагностики актуального состояния был проведен сеанслегкого гипноза, во время которого спонтанно возник образ куста розы. На этотраз образ был устойчивый. На кусте было много разнообразных цветов. Пациентиспытывал радость и гордость, что он может легко представлять и удерживатьобраз любых роз.
Психотерапевтическое воздействие метода символдрамы опираетсяна глубокое эмоциональное прорабатывание внутренних бессознательных конфликтови проблем. Наши проблемы имеют прежде всего эмоциональную природу. Символдрамапозволяет работать с ними именно эмоциональными средствами. Само названиеметода – символдрама или Кататимное переживание образов — указывает на связь сэмоциями и происходит от греческих слов «ката» («соответствующий»,«зависящий») и «тимос» (одно из обозначений «души», «эмоциональности»).Кататимное переживание образов на русский язык можно было бы перевести как «эмоциональнообусловленное переживание образов» или «переживание образов, идущих издуши». Мы работаем с наиболее глубокими и подлинными переживаниями. Благодаряэтому даже негативные переживания в образе, как в представленном примерелечения эрекильной дисфункции, могут иметь мощный психотерапевтический эффект.Символдрама дает нам возможность глубоко пережить, проработать и принять то,что при использовании вербально-когнитивных техник психотерапии оставалось бына поверхностно-понятийном уровне.
Проведенные нами исследования позволяют рекомендоватьиспользование метода символдрамы как адекватного средства диагностики динамикиполового сознания и высокоэффективной коррекции сексуальных нарушений.
Ошибочно мнение, будтопсихоаналитики все проявления человеческой жизни сводят исключительно кпроявлению сексуального инстинкта. Зрелая сексуальность, с точки зрениясовременного психоанализа, предполагает не только биологическую потенцию испособность переживать оргазм, но и целый ряд психологических особенностей,которые необходимы человеку чтобы любить и быть любимым. К такимпсихологическим свойствам можно отнести:
1.      Способностьучитывать и уважительно относиться к личности другого человека;
2.      Достаточновысокая самооценка;
3.      Относительнаянезависимость и самостоятельность;
4.      Способность кэмпатии, т. е. к сочувствию и вчувствованию в состояние другого человека;
5.      Способность кчастичной идентификации с другим человеком;
6.      Способность устанавливать,поддерживать и сохранять отношения с другими людьми;
7.      Для этогонеобходимо благополучно пройти фазы сепарации и индивидуации по М. Малер;
8.      Умениевоспринимать чувства, «задействованные» в любви, а также способностьк их развитию;
9.      Должна бытьблагополучно достигнута и пройдена «депрессивная позиция» поМ. Кляйн, т. е. способность воспринимать себя и других какпотенциально «хороших» и «плохих;
10.    ОписаннаяД.В. Винникоттом способность быть одному;
11.    Должны быть восновном преодолены эдипальные конфликты;
12.    Отношения слюбимым человеком не должны быть чрезмерно отягощены переносом и проекциями израннего детства, а также должны быть относительно свободны от объектнойзависимости;
13.    Должно бытьположительным отношение к собственному телу;
14.    Необходимо уметьпереживать такие чувства, как радость, боль и печаль;
15.    Необходимоосвободиться от патологических фиксаций на непреодаленных стадиях развития вдетстве;
16.    Соответствующимобразом должны быть скомпенсированы и выровнены дефициты в предшествующемразвитии.
Основные преимуществопсихотерапии по методу символдрамы при лечении сексуальных нарушений у мужчин,как показали исследования, в следующем:
— Психотерапию по методу символдрамыможно проводить только с одним из партнеров без соответствующего лечениядругого партнера;
— Символдрама может применяться вкачестве краткосрочной психотерапии с хорошим клиническим результатом;
— Символдрама может применяться влюбом психотерапевтическом учреждении или в рамках частной практики (в случаевладения психотерапевтом соответствующим методом). В этом случае не требуетсяособых приспособлений или наличия специализированной «секс-клиники», как это,например, принято в США;
— Одновременно можно проводитьлечение широкого спектра функциональных сексуальных нарушений у мужчин.Психотерапия не сводится только к какой-либо определенной психодинамике и неограничивается какими-либо избранными симптомами.

Заключение
Клиническаяпрактика неоспоримо доказывает надуманность противопоставления классических,академических методов отечественной сексопатологии и современныхпсихоаналитически ориентированных методов психотерапии и дает основанияиспользовать символдраму как метод лечения и диагностики. Особенно эффективнымметод символдрамы оказался у лиц с выраженным образным мышлением. Он позволяеттакже вести лечебно-диагностическую работу с пациентами, испытывающимитрудности в выражении своих эмоций и переживаний на вербальном уровне, которымочень сложно выразить свое внутреннее отношение к женщинам, особенно в техслучаях, когда необходимо выявить тонкие нюансы внутреннего восприятия, оценки,отношения к женщине, как к партнеру в интимной близости. Сказанное относитсятакже к невозможности получить от пациента какие-либо обобщения относительносвоего внутреннего отношения к женщине, как к противоположному полу.
Психогенные сексуальныенарушения не причиняют болезненных страданий в собственном смысле слова. Этотсимптом в большинстве случаев служит нормальным выражением охватившего в данныймомент человека состояния. Таким образом, в симптоме заключено какое-то«послание», которое нужно уметь понять. Психотерапия сексуальных расстройствпомогает клиенту таким образом изменить окружающие его условия, чтобы желаемаясексуальная физиологическая реакция могла стать возможной и адекватносочеталась с чувствами.
Процессконсультирования не ставит своей целью создание совершенно нового человека, онлишь открывает перед ним возможность стать самим собой, т.е. дает стартовыйтолчок для самостоятельной работы клиента над собой. Следует помнить самоеглавное: решение должно приниматься самим клиентом без принуждения, безоправданий и без необходимости перекладывать ответственность за это на кого-тоеще. Консультирование как особый вид отношений помощи, характеризующихся«стержневыми условиями», или как репертуар воздействий, которые описываются вразличных теориях. В различной степени все консультационные подходыфокусируются на изменении чувств, мыслей и действий людей таким образом, чтобылюди могли жить более эффективно.
Следуетпомнить самое главное: решение должно приниматься самим клиентом безпринуждения, без оправданий и без необходимости перекладывать ответственностьза это на кого-то еще.
Консультанты,независимо от избранного ими теоретического направления, придают особеннобольшое значение повышению личной ответственности клиентов за ход ихсобственной жизни. Клиентам необходимо делать выбор, который даст имвозможность чувствовать, думать и действовать эффективно. Клиенты должны бытьспособны испытывать и выражать чувства, думать рационально и предприниматьэффективные действия, только тогда они смогут добиваться своих целей. Клиентыпостоянно делают выбор. Как отмечает Маслоу; «Выбирать развитие и рост вместостраха по дюжине раз на дню значит дюжину раз в день делать шаги по направлениюк самоактуализации».
Консультантыработают наиболее эффективно тогда, когда им удается научить своих клиентовпомогать самим себе после окончания консультирования. Итак, конечная цельконсультирования — научить клиентов оказывать помощь самим себе и таким образомнаучить их быть своими собственными консультантами.
Входе настоящей работы мы ознакомились с методом символдраммы в консультированиипри сексуальных проблемах мужчин.
Атак же решили ряд задач – рассмотрели основные психогенные сексуальные проблемымужчин, а так же основные принципы метода символдраммы и динамика развитияимагинативных процессов при представлении образов по технике символдрамы.

Списокиспользованных источников
1. Пахальян В.Э.Психологическое консультирование: Учебное пособие. – СПб: Лидер, 2006. – 256 с
2. Мэй Ролло. Искусствопсихологического консультирования. Как давать и обретать душевное здоровье. М.:Аперель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс 2002. -256 с.
3. Кочюнас Р; Психологическоеконсультирование. Групповая психотерапия. — М.: Академический проект; ОППл,2002. – 464с., стр 219-226
4. Алёшина Ю.А.Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М., 2000.
5. Роджерс К. Клиент-центрированнаяпсихотерапия. Пер с англ. (Рожковой Т., Овчинниковой Ю., Примочкиной Г.) – М.:Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2002. – 512с. С 37-49.
6. Колесников Г.И.,Стародубцев С.В. Основы психологического консультирования: Учебное пособие. –М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский Центр «МарТ», 2006. – 192с.
7. Нельсон-Джоунс Р; Теория ипрактика консультирования – СПб: Изд-во «Питер». 2000. – 464 с. Илл стр 12-26.
8. Болотова А.К., Макарова И.В.,Прикладная психология, Учебник для ВУЗов – М.: Аспект Пресс, 2001 -383с. стр306-315
9. Коттлер Дж; Психотерапевтическоеконсультирование, — СПб.: Питер, 2001.-464 с.: илл, стр. 282-284 c.
10. Колесник О.Б.Диагностические и терапевтические возможности символдрамы при нарушенияхсмыслообразования // Символ и Драма: сцена психотерапевтического пространства. Харьков,Регион-Информ, № 2, 2000, с. 49-52.
11. Лёйнер Х. Кататимное переживаниеобразов. Пер. с нем. – М.: Эйдос, 1996. – 253 с.
12. Лёйнер Х. Основыглубинно-психологической символики // Символдрама. Сборник научных трудов подредакцией Я.Л. Обухова и В.А. Поликарпова. — Мн.: Европейский гуманитарныйуниверситет, 2001. – 416 с.
13. Макаров В.В. Избранные лекции попсихотерапии. – М.: «Академический проект», Екатеринбург: «Деловая книга»,1999. – 416 с.
14. Обухов Я. Л. Символдрама исовременный психоанализ. — Харьков: «Регион-информ», 1999, 251 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.