Реферат по предмету "Психология"


Коммуникативные навыки

Забайкальскийгосударственный гуманитарно-педагогический университет им. Чернышевского.
Отделзаочного обучения.
Кафедрапсихологии.
Тренинг
На тему: «Коммуникативныенавыки»

Содержаниетренинга:
1.Пояснительная записка
1.1 Актуальность тренинга
1.2Цель и задачи
1.3Содержание и этапы реализации программы
1.4Структура каждого занятия
1.5Условия реализации.
1.6Методы и средства оценки результативности программы.
2. Тематическое содержание практических занятий
3. Описание упражнений.
4. Заключение.
5. Литература.

1.Пояснительнаязаписка
 
1.1Актуальность тренинга
Разработка даннойпрограммы продиктована необходимостью повышения коммуникативных навыков уучащихся в обучении и других видах деятельности.
Общим государственнымстандартом не предусмотрена программа данного рода, однако, в настоящее время наблюдаетсяповышенный интерес студентов и преподавателей к проблемам общения в той илииной деятельности. Зачастую можно наблюдать ситуацию, когда человек имеякакую-либо цель, не может ее воплотить из-за не умения правильно общаться вразличных ситуациях, причем речь идет в основном именно о психологическойготовности к активной деятельности.
Практическая значимость.
Данная программапозволяет получить основные знания о структуре общения, приобрести уменияразличать виды общения (деловое, дружеское), побуждать к эффективности общения,что, по моему мнению, поможет участникам группы более эффективно реализовыватьсебя в какой-либо деятельности. Программа предназначена для людей, испытывающихтрудности в коммуникативность, а также желающих повысить свой профессиональный уровеньв психологии общения.
1.2 Цель изадачи тренинга
Цель: научитьсяэффективному, приятному и гармоничному взаимодействию с окружающими:сверстниками, родителями, самим собой..
Задачи:
ü   Найти новыхдрузей.
ü   Познать себячерез общение с собой и другими.
ü   В тренинговомвзаимодействии показать и научиться наиболее эффективным методам разрешенияконфликтных, сложных эмоциональных ситуаций.
ü   Сформироватьбазистое чувство уверенности в себе и своих силах.
ü   Создать атмосферуна тренинге, располагающую к общению и эмоциональному отдыху.
ü   Развитьтворческие способности.
1.3Содержание и этапы реализации программы
Программа тренингаосуществляется в три этапа.
I – ориентировочный этап, цельюкоторого является первичная диагностика участников, а также эмоциональное сплочениеучастников. Основное содержание образуют психологические упражнения,направленные на диагностику (самодиагностику)навыков общения, самоанализ,изучение и оценку личностных навыков (возможно использование диагностического инструментария(тесты, анкеты )), а также на снятие напряжения и сплочение группы.
II – основной этап, его целью являетсяактивизация самопознания, обретение участниками опыта общения, поведения,эмоционального реагирования, характерного для высоко коммуникативных личностей.В содержание данного этапа входят упражнения направленные на повышение уровнякоммуникативности, самонаблюдение, фиксация и осознание участниками тренингавсех поведенческих и когнитивных элементов (стиля восприятия, общения иповедения).
III – закрепляющий, целью которогоявляется повышение самопонимания участников, фиксирование полученных знаний,диагностика эффективности тренинга с помощью специальных упражнений, а такжедиагностического методик. Содержание данного этапа составляют упражнениянаправленные на практическое использование участниками приобретенных знаний.
Программа тренингавключает три этапа (всего 7 занятий), продолжительность первого этапа составляет2 занятия, второго этапа – 3, третьего этапа – 2. Занятия проводятся 2-3 раза внеделю по 2 часа.
1.4     Структуракаждого занятия
Каждое занятие включаетследующие элементы:
Ритуал приветствия
Разминка
Основная часть
Рефлексия
Ритуал прощания
1.5 Условияреализации
Численность группы до 15человек, форма занятий – групповая, место проведения – специализированное длятренинговой работы помещение.
1.6 Методыи средства оценки результативности программы
Вывод о результативность программыделается на основе первичной и вторичной диагностик участников с помощьюдиагностического инструментария, в том числе анкетирования, а также на основерефлексивного анализа самих участников.

2.Тематическоесодержание практических занятий№ Тема. Цель Содержание Кол-во часов
  I Этап  1 Вводное. Сплочение, создание положительное настроения на дальнейшее продолжительное взаимодействие в тренинговой группе. Правила и принципы работы. Цели, задачи работы. Диагностика. Упражнения: «У меня все получится», «Новое имя», «Ветер дует на…», «Комплимент», «Психологическая совместимость», «Что было…», «до свидания…» 2
  2 Сплочение. Развитие невербальных навыков общения, познание себя через восприятие другого. Упражнения: «Я рад вас видеть снова», «Представь себя», «Интервью», «Веселая семейка», «Я — звезда!», «Плавание», «Что было…», «До встречи!». 2
  II Этап
   3 Формирование и развитие навыков слушателя. Умение составлять единый образ из услышанного. «я оказался в нужное время, в нужном месте!», «Брачное объявление», «Узнай себя», «Молва», «Запутай меня, или ключевые фразы», «Скажи о чувствах», «Жду новой встречи» 2
  4 Научиться замечать достоинства и недостатки, свои и окружающих. «У меня позитивный настрой!», «Поздороваться частями тела», «Психологическая поддержка», «Посмотри на хорошего человека», «Маска», «Рефлексия», «До встречи» 2
  5 Осознание сказанного, осознание своей ответственности за свои слова. «Я узнаю много нового», «Групповое число», «Нобелевская премия», «», «», «», «». 2
 
III
Этап 2
  6
Мой успех
Закрепление мотивации успеха «Я могу все, что захочу», «Успех», «Подкрепляй успех», «Конкретность признания», «Принцип «здесь и теперь»», «Самоподкрепление», «Формула успеха» 2
  7
Я успешен
Закрепление полученных навыков «Я успешен», «Когда душа поет», «Пожелания», «Я вам пишу», Методика исследования эффективности тренинга (личностная причинность), Диагностика эффективности тренинга (рефлексия, анкетирование, тестирование). 2
 

4. Описаниеупражнений каждого занятия
Занятие. 1
Упражнение 1. « У менявсе получиться»
Инструкция: Участникитренинга стоят по кругу, и по часовой стрелки и произносят вслух по очереди: «У меня все получиться»
Упражнение 2. «Новое имя»
Инструкция: Участникитренинга стоят по кругу, и по часовой стрелки называют свое имя и имяпредыдущего участника. Первый называет свое имя, второй имя первого и свое,третий называет имя первого, второго участника и свое.
Ведущий тренингарассказывает о правилах поведения во время тренинга, о методах и задачахтренинга, о целях поставленных перед тренингом.
Предлагает участникамзаполнить анкеты, см. прил. 1.
Упражнение 3. «Ветер дуетна…»
Инструкция: Ведущийначинает игру со словами: «Ветер дует на…». Нужно, чтобы участники Иры большеузнали друг о друге. Вопросы, например, могут быть следующие: «Ветер дует натого, у кого светлые волосы». Все светловолосые собираются в центре круга.После жмут друг другу руки и расходятся по свободным местам.
Упражнение 4: «Комплимент»
Инструкция: из группывыбираются два человека. Остальные – зрители. Один из выбранных – «Тот, ктодарит комплимент» (по желанию), другой – заказывает ему свой портрет. Послевыполнения задания участники могут поменяться местами. «Тот кто дарит комплиментвнимательно смотрит на своего партнера (1-2 минуты). Затем отворачивается иговорит ему комплименты. При этом перед каждым комплиментом говорит фразу: «Ясейчас тебя не вижу, но отлично помню…..» и продолжает эту фразу каким-либокомплиментом.
Ведущий не только следитза тем, чтобы упражнение проходило в доброжелательной обстановке, но активностремиться помочь, акцентуируя внимание на определенных аспектах. Например: «Акак характер твоего партнера выражен через его одежду или украшения?»
Упражнение 5.«Психологическая совместимость»
Для упражненияпонадобятся: ластик и ведро.
Инструкция: Участникитренинга разбиваются на пары. Участники в паре становятся друг напротив друга.Вытягивают навстречу друг другу ладони (один – правую, другой — левую), междуладонями помещается ластик. На свет «один – два — три» участники бросают ластикв ведро. Дается три попытки. Задача участников скоординировать свои действия ипопасть в ведро.
Упражнение 6. «Что было…»
Инструкция: участникисидят в кругу, и каждый по часовой стрелки рассказывает о чувствах, ощущенияхкоторые пережил, испытал, о своем эмоциональном состоянии во время тренинга.
Упражнение 7. «Досвидания!»
Инструкция: участникивстают в круг, взявшись за руки, и громко, поднимая руки вверх, произносят слова:«До свидания!»
Занятие 2
Упражнение 1. «Я рад васвидеть снова»
Инструкция: Участникитренинга стоят по кругу, и по часовой стрелки и произносят вслух по очереди: «Ярад вас видеть снова».
Упражнение 2. «Представьсебя»
Инструкция: Участникитренинга стоят в кругу, и по часовой стрелки называют свое имя и предмет илирастение, животное, сказочного героя, на эту же букву, с которым оноассоциируется.
Упражнение 3. «Интервью»
Инструкция: участникиразделяются на пары, повернуться лицом друг к другу и по очереди за одну минутуузнать как можно больше друг о друге. Задача участника – рассказать от своегоимени все, что он запомнил о своем партнере.
После рассказа о своемсобеседнике от своего имени остальные участники тренинга могут задаватьвопросы.
Последующее осуждениепредполагает ответы на вопросы:
·         Когда вам былокомфортнее, когда слушал о себе или говорил за другого?
·         Согласны ли вы спредставлением о вас другого человека?
Упражнение 4. «Веселаясемейка»
Ведущий заранеезаготавливает карточки, число карточек равно числу участников. С одной стороныкарточек написаны названия животных по следующему принципу:волк-волчица-волчонок; селезень-утка-утенок; слон-слониха-слоненок и т.д.
Инструкция: участникиполучают карточки. Никому их не показывая. По команде ведущего все начинаютмимикой, жестами и пантомимикой, то, что написано на карточке. Задача каждогоучастника – найти свою семью и выстроиться так чтоб было понятно, кто мама, акто папа, кто ребенок!»

Упражнение 5. «Я – звезда!»
Ведущий заранее приготавливаеткарточки. Число карточек на 3 больше числа участников. С одной стороны карточкинаписаны имена любимых исполнителей участников группы.
Инструкция: каждомуучастнику группы предлагается на время перевоплотиться в «звезду эстрады».Каждый участник вытаскивает одну карточку и читает про себя, не показывая ееникому.
Участники по очередипоказывают группе своего исполнителя, не произнося не звука. Тот из группы, ктопервым отгадает, какого исполнителя показывают, сам становится в роли ведущегои начинает показывать своего исполнителя. Каждый должен принять участие.
Упражнение 6. «Плавание»
Инструкция: ведущийпредлагает участникам сеть на стул, так чтобы не касаться спинки стула. Руки,поставив локтями на колени, имитируя движения пловца. Плавают участникибрассом, прогибаясь в спине и пояснице. При движении рук вперед спина ипозвоночник сгибаются как можно сильнее, при движении рук назад позвоночник разгибается.Понаблюдайте за красотой и стремительностью ваших движений. Итак, имитируемплавание стилем брасс. Начинаем!.. закончили заплыв!
Упражнение 7. «Что было…»
Инструкция: участникистоят в кругу, и каждый по часовой стрелки рассказывает о чувствах, ощущенияхкоторые пережил, испытал, о своем эмоциональном состоянии во время тренинга
Упражнение 8. «довстречи!»
Инструкция: участникивстают в круг, взявшись за руки, и громко, поднимая руки вверх, произносятслова: «До встречи!»

Занятие 3
Упражнение 1. «Я оказалсяв нужное время в нужном месте!»
Инструкция: Участникитренинга стоят по кругу, и по часовой стрелки и произносят вслух по очереди: «Яоказался в нужное время в нужном месте!»»
Упражнение 2. «Брачноеобъявление»
Инструкция: каждомуучастнику предлагается написать небольшое объявление в газету «Знакомства».Объявления участников собираются в шапку. Далее ведущий зачитывает по очередиобъявления, участники тренинга пытаются угадать кто его автор.
Упражнение 3. «Узнайсебя».
Инструкция: ведущийприкрепляет на спину каждому участнику листочек с именем известного героя изсказки или реальной жизни. Нужно угадать, кем ты стал. Разрешается задавать по3 вопроса закрытого типа (на которые можно ответить только «да» или «нет»).Задав 3 вопроса и получив ответы, можно задавать вопросы следующему человеку,пока игрок не определит кто он. Возможны герои: колобок, Алла Пугачева,Золушка, Чебурашка, Буратино, Дед мороз, Кармен и т.д.
Упражнение 4. «Молва».
Инструкция: выбирается 5участников для игры,. Ведущий
Предлагает 4 из них выйтиза дверь и находится там, пока их не позовут. Первому участнику ведущий читаетрассказ, предупредив его о том, что этот же рассказ ему придется передаватьследующему игроку. После прочтения рассказа приглашается из-за двери следующийчастник, и тот, кто слушал, передает ему содержание. Последний рассказывает свойвариант истории группе. После этого зачитывается первоначальный вариант, что бывсе участники услышали оригинал и сравнили его со своим рассказом. Группаанализирует, на пересказе кого из участников текст был наиболее искажен.Участникам предлагается ответить на вопросы:
1.        с какимитрудностями столкнулись при передаче и получении информации?
2.        что происходит собщением людей в случае искажения информации?
Упражнение 5. «Запутайменя, или ключевые фразы».
Инструкция: игра проходитв 2 этапа. Во время 1-го этапа всем участникам предлагается сочинитьколлективную сказку. Для этого каждый участник может по кругу сказать двапредложения для сказки. Участников надо предупредить, что желательно, чтоб всказке были неожиданные повороты сюжета, много подробностей, волшебство изапутанность. После того как участники пройдут по кругу, один или два круга,сложится мозаика сказки, предлагается пересказать эту сказку, не упуская ниодной значимой детали. Выигрывает то кто наиболее подробно перескажет всюсказку от начало до конца. Пересказ выполняется по желанию или рекомендацииведущего.
Упражнение 6. «Скажи очувствах»
Инструкция: участникистоят в кругу, и каждый по часовой стрелки рассказывает о чувствах, ощущенияхкоторые пережил, испытал, о своем эмоциональном состоянии во время тренинга
Упражнение 7. «Жду новойвстречи!»
Инструкция: участникивстают в круг, взявшись за руки, и громко, поднимая руки вверх, произносятслова: «Жду новой встречи!»

Занятие 4
Упражнение 1. «У меняпозитивный настрой».
Инструкция: Участникитренинга стоят по кругу, и по часовой стрелки и произносят вслух по очереди: «Уменя позитивный настрой!!»»
Упражнение 2.«Поздороваться частями тела»
Инструкция: участникивыстраиваются в 2 колонки, лицом друг к другу и по очереди каждый здоровается сучастником стоящим напротив. Последовательность такая: ладонь – локоть – плечо– стопа – колено – бедро – спина – живот – ухо – нос.
Упражнение 3.«Психологическая поддержка»
Инструкция: участникампредлагается закончить предложение: «Меня могут не любить люди за…». Сосед справа поворачивается к нему и произносит слова: «Все равно ты молодец, потомучто…». Таким образом, называя положительные черты характера этого участника, онпоказывает психологическую поддержку.
Ведущий задает следующиевопросы:
1.        Какая частьзадания была для вас наиболее приятной, первая или вторая?
2.        Что вычувствовали, когда называли свои отрицательные качества?
3.        Что вычувствовали, когда слышали от другого свои положительные качества?
Упражнение 4. «маска»
Инструкция: ведущийразбивает участников на пары. Один из партнеров исполняет роль самоуверенного,а другой неуверенного в себе человека. Каждый из них должен принять такую позу,чтобы всем было видно, какую роль он исполняет. Тот, кто играет роль«самоуверенного», рассказывает своему партнеру о том, что ему дает ощущенияпревосходства: описывает позу, голос, манеру общаться, мысли, поступки, которыеон может совершить.
В свою очередь«неуверенный» рассказывает о себе по тому же плану. Например: «я могу смотретьтолько в полю мои плечи опущены. Я говорю тихим голосом. У меня не получаетсябыть интересным, я не пользуюсь популярностью».
Потом участникиобмениваются ролями и повторяют процедуру вновь.
После этого ведущийпредлагает обоим партнерам попробовать почувствовать себя уверенными людьми,которые ни над кем не возносятся, но и не чувствовать себя хуже других.
В заключении ведущийпроводит глубокую рефлексию, выясняя мнение каждого.
Упражнение 5. «рефлексия»
Инструкция: участникисидят в кругу, и каждый по часовой стрелки рассказывает о чувствах, ощущенияхкоторые пережил, испытал, о своем эмоциональном состоянии во время тренинга
Упражнение 6. «довстречи!»
Упражнение 7. «Жду новойвстречи!»
Инструкция: участникивстают в круг, взявшись за руки, и громко, поднимая руки вверх, произносятслова: «Жду новой встречи!»
Занятие 6
Упражнение 1. «Я узнаюмного нового»
Инструкция: Участникитренинга стоят по кругу, и по часовой стрелки и произносят вслух по очереди: «Яузнаю много нового».

Упражнение 2. «Групповоечисло»
Инструкция: ведущийпроверяет насколько организованно и согласованно вы умеет, работать в команде,сообща. Работая плечом к плечу, очень важно понимать друг друга без слов.Участники садятся поудобнее. По команде ведущего все участники показывают напальцах какое-нибудь число от одного до пяти. Необходимо за 2 минуты прийти кодинаковому результату, причем не переговариваясь, не жестикулируя. Командаподается четко. Ведущий анализирует работу группы.
Упражнение 3.«Нобелевская премия»
Материалы: бумага, письменныепринадлежности, карандаши, фломастеры, маркеры, скотч, кнопки, пластилин.
Инструкция: ведущийрассказывает участникам о Нобелевской премии, а затем предлагает игровуюситуацию:
Никто не знает, какиесюрпризы преподнесет нам жизнь. Перенесемся в бедующее. Представьте себе, чтовы – известный ученый, писатель или общественный деятель. Нобелевский комитетпринял решение о присуждении вам почетной премии. Торжественное вручение премиипредполагает ответное выступление лауреатов – это является давней традицией.Через некоторое время желающие получат возможность выступить на церемониивручения премии с ответной речью. Выберите номинацию, по которой вы бы хотелиполучить премию, и подготовьте выступление. Можете использовать любую схемувыступления. (доклад, рассказ, стихотворение или песню).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.