Реферат по предмету "Психология"


Когнитивная и коммуникативная функции психики

Когнитивнаяи коммуникативная
функциипсихики



 

План
1.   Основы функции психики.
2.   Структура психики человека.
3.   Понятие функции в психологии.
4.   Когнитивная функция психики.
5.   Коммуникативная функция психики.

Этимологическислово «психика» (греч. душа) имеет двойственное значение. Однозначение несет смысловую нагрузку сущности какой-либо вещи. Психика – это сущность,где внеположность и многообразие природы собирается к своему единству, это виртуальноесжатие природы, это отражение объективного мира в его связях и отношениях.
Психическоеотражение не является зеркальным, механически пассивным копированием мира (какзеркало или фотоаппарат), оно сопряжено с поиском, выбором, в психическомотражении поступающая информация подвергается специфической обработке, т.е.психическое отражение – это активное отражение мира в связи с какой-то необходимостью,с потребностями, это субъективное избирательное отражение объективного мира,так как принадлежит всегда субъекту, вне субъекта не существует, зависит отсубъективных особенностей. Психика – это «субъективный образ объективногомира».
Психикунельзя свести просто к нервной системе. Психические свойства являютсярезультатом нейрофизиологической деятельности мозга, однако содержат в себехарактеристики внешних объектов, а не внутренних физиологических процессов, припомощи которых психическое возникает. Преобразования сигналов, совершающиеся вмозгу, воспринимаются человеком как события, разыгрывающиеся вне его, вовнешнем пространстве и мире. Мозг выделяет психику, мысль подобно тому, какпечень выделяет желчь. Недостаток этой теории в том, что отождествляют психикус нервными процессами, не видят качественных отличий между ними.
Психическиеявления соотносятся не с отдельным нейрофизиологическим процессом, а сорганизованными совокупностями таких процессов, т.е. психика -это системноекачество мозга, реализуемое через многоуровневые функциональные системы мозга,которые формируются у человека в процессе жизни и овладения им историческисложившимися формами деятельности и опыта человечества через собственнуюактивную деятельность. Таким образом, специфически человеческие качества(сознание, речь, труд и пр.), человеческая психика формируются у человекатолько прижизненно, в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующимипоколениями. Таким образом, психика человека включает в себя по меньшей меретри составляющих: внешний мир, природу, ее отражение — полноценную деятельностьмозга – взаимодействие с людьми, активную передачу новым поколениямчеловеческой культуры, человеческих способностей.
/>
Психическоеотражение характеризуется рядом особенностей:
·       онодает возможность правильно отражать окружающую действительность, причемправильность отражения подтверждается практикой;
·       сампсихический образ формируется в процессе активной деятельности человека;
·       психическоеотражение углубляется и совершенствуется;
·       обеспечиваетцелесообразность поведения и деятельности;
·       преломляетсячерез индивидуальность человека;
·       носитопережающий характер.
Психикачеловека – качественно более высокий уровень, чем психика животных (Homosapiens – человек разумный). Сознание, разум человека развивались в процессетрудовой деятельности, которая возникает в силу необходимости, осуществления совместныхдействий для добывания пищи при резком изменении условий жизни первобытногочеловека. И хотя видовые биолого-морфологические особенности человека устойчивыуже в течение 40 тысячелетий, развитие психики человека происходило в процессетрудовой деятельности. Таким образом, материальная, духовная культурачеловечества – это объективная форма воплощения достижений психическогоразвития человечества.
В процессеисторического развития общества человек изменяет способы и приемы своего поведения,трансформирует природные задатки и функции в высшие психические функции –специфически человеческие, общественно — исторически обусловленные формыпамяти, мышления, восприятия (логическая память, абстрактно-логическоемышление), опосредованные применением вспомогательных средств, речевых знаков,созданных в процессе исторического развития. Единство высших психическихфункций образует сознание человека.
Психикасложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные группыпсихических явлений, а именно:
1)психические процессы, 2) психические состояния, 3) психические свойства.
Психическиепроцессы – динамическое отражение действительности в различных формахпсихических явлений.
Психическийпроцесс – это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец,проявляющееся в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что конецпсихического процесса тесно связан с началом нового процесса. Отсюданепрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека.
Психическиепроцессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервнойсистемы, идущими от внутренней среды организма.
Всепсихические процессы подразделяются на познавательные– к ним относятся ощущения и восприятия, представления и память, мышление ивоображение; эмоциональные – активныеи пассивные переживания; волевые –решение, исполнение, волевое усилие; и т.д.
Психическиепроцессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения идеятельности человека.
Всложной психической деятельности различные процессы связаны и составляют единыйпоток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности и осуществлениеразличных видов деятельности. Психические процессы протекают с различнойбыстротой и интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий исостояний личности.
Подпсихическим состоянием следует понимать определившийся в данное времяотносительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется вповышенной или пониженной активности личности.
Каждыйчеловек ежедневно испытывает различные психические состояния. При одномпсихическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно,при другом – трудно и неэффективно.
Психическиесостояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки,физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий(похвала, порицание и т. п.).
Наиболееизученными являются: 1) общее психическое состояние, например внимание,проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности, 2) эмоциональныесостояния, или настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное, печальное,гневное, раздражительное и т.д.). Интересные исследования имеются об особом,творческом, состоянии личности, которое называют вдохновением.
Высшимии устойчивыми регуляторами психической деятельности являются свойства личности.
Подпсихическими свойствами человека следует понимать устойчивые образования,обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности иповедения, типичный для данного человека.
Каждоепсихическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляетсяв практике. Оно, следовательно, является результатом отражательной и практическойдеятельности.
Свойстваличности многообразны, и их нужно классифицировать в соответствии сгруппировкой психических процессов, на основе которых они формируются. Азначит, можно выделить свойства интеллектуальной, или познавательной, волевой иэмоциональной деятельности человека. Для примера приведем некоторыеинтеллектуальные свойства – наблюдательность, гибкость ума; волевые –решительность, настойчивость; эмоциональные – чуткость, нежность, страстность,аффективность и т. п.
Психическиесвойства не существуют вместе, они синтезируются и образуют сложные структурныеобразования личности, к которым необходимо отнести:
1) жизненную позицию личности (систему потребностей,интересов, убеждений, идеалов, определяющую избирательность и уровеньактивности человека); 2) темперамент (систему природных свойств личности –подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности, – характеризующуюдинамическую сторону поведения); 3) способности (системуинтеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческиевозможности личности) и, наконец, 4) характер как систему отношений и способовповедения.
Понятие функции в психологии возникло в противовесединовластию ас­социативной психологии.Рассмотрение психических процессов как функций означало введение в психологию функциональной, «физиологической», точки зрения в противовес «анатомической» точке зренияассоциативной психологии, котораяпосредством своего рода вивисекции расчленила психику на отдельные элементы. Но при этом функции обычно вфункциональной психологии над­страивалисьнад содержанием сознания, которое по-прежнему мыслилось как совокупность элементов, данных в ощущениях, представленияхи т. д. Функции, таким образом, противопоставляются содержанию явлений сознаниякак чистые акты или деятельности«чистого сознания». В этом заключается первая, чрева­тая серьезными последствиями идеалистическаяошибка, с которой связана тра­диционнаяформа функциональной концепции в психологии.
Так понимаемое учение о психофизических функциях,психофизиология, должно стать первой основной, существенной частью общейсистемы психоло­гии. Учение о психофизических функциях образует первый план,как бы осно­вание системы психологии. Его разработка — большая и существеннаязадача дальнейших исследований.
Наличие чувствительности как функции не превращает, однако,восприятие в функцию. Восприятие — уже сложный процесс, в котором участвуютразлич­ные стороны психической деятельности. В нем участвует чувствительность,но предпосылкой его является, как мы уже видели и еще увидим дальше, известныйуровень развития тонической функции; помимо того, в процессе восприятия уча­ствуетосмысливание, воспроизведение прошлого опыта и т. д. Восприятие не являетсяфункцией в том же смысле, в каком функцией является чувствитель­ность.Правильнее будет трактовать его как сложный, но все же специфический процесс.
Психические процессы, как и функции, могут найти себевыражение в специ­фическом содержании: функция чувствительности — в ощущениях,процессы памяти — в воспроизведенных образах представления. Элементарное содер­жание,связанное с функциями, образует как бы состав психической жизни; более сложныеобразования, возникающие в психических процессах, — образы восприятия,представления и т. п. — составляют ее качественно новое содержание. Всепсихические процессы, как и функции, рассматриваются нами в единстве с ихспецифическим содержанием. Этим преодолевается один из су­щественнейших пороковтой функциональной психологии, которая, противопо­ставляя функции содержанию,превратила их в «чистые» акты.
Говоря о психических процессах, мы различаемпроцессы познавательные, эмоциональные и можем также говорить о волевыхпроцессах. Однако, разли­чая мыслительные, или интеллектуальные, эмоциональныеи волевые процессы, мы не устанавливаем этим никакого дизъюнктивного деленияаналогично тому, как это делала психология, которая делила психику, илисознание, на интеллект, чувство и волю. Один и тот же процесс может быть и, какправило, бывает и интеллектуальным, и эмоциональным, и волевым. Эмоциональныйпроцесс, на­пример, в действительности никогда не сводится к «чистой», т. е.абстрактной, эмоциональности; он всегда включает в каком-то единстве ивзаимопроникнове­нии не только эмоциональные, но и интеллектуальные моменты, —так же как интеллектуальный процесс мышления включает обычно в той или иноймере эмоциональные моменты, а не сводится к «чистой», т. е. абстрактной, изолиро­ванновзятой интеллектуальности. Речь для нас идет не о том, что эмоция нахо­дится вединстве и взаимосвязи с мышлением или мышление с эмоцией, а о том, что самомышление как реальный психический процесс уже является единством интеллектуальногои эмоционального, а эмоция — единством эмоционального и интеллектуального.
Таким образом, когда мы анализируемпоследовательно интеллектуальные, или познавательные, эмоциональные и волевыепроцессы, речь собственно идет о характеристике единых и в то же времямногообразных психических процес­сов по преобладающему в каждом таком процессеинтеллектуальному, эмоцио­нальному или волевому компоненту. Каждый психическийпроцесс может быть охарактеризован по отношению к каждому из них. Мыхарактеризуем его как интеллектуальный, эмоциональный или волевой по томупреобладающему в нем компоненту, который накладывает в данном случае свойопределяющий отпеча­ток на процесс в целом.
Психические процессы, включая в себя в качествекомпонентов те или иные психофизические функции, в свою очередь включаются в теили иные конкрет­ные формы деятельности, внутри которых и в зависимости откоторых они формируются.
Смыслтрадиционной функциональной психологии, трактующей все сложные   'психическиепроцессы как функции, заключался в том, чтобы представить их как проявления,зависящие исключительно от внутренних условий, от имманентных особенностейорганизма, духа, личности. Принципиальными предпосылками — осознанными или неосознанными— такой функциональной психологии явля­ются биологизаторские представления отом, что все психические функции явля­ются продуктом имманентного созреванияорганизма, или идеалистические тео­рии, согласно которым различные, все болеевысокие проявления психики являют­ся результатом саморазвития духа. Вдействительности протекание психических процессов и их специфическиеособенности зависят от конкретных материаль­ных условий, в которых онипротекают. Поэтому подлинное преодоление основ­ных пороков функциональнойпсихологии достигается не оговорками о таком или ином понимании функций,неправомерно пытающимися отожествить их с тем, что уже ни в каком смысле неявляется функцией, и не разговорами о межфунк­циональных связях, а лишьвключением в план психологического исследования деятельности, в которой реальноформируются психика и специфические особен­ности различных психических функцийи процессов.
Всякий организм, будучи некоторым целым, выделяется изокружающего, и всякий вместе с тем связан с окружением. Каждая психическаяфункция и каждый акт поведения всегда являются внутренне противоречивымединством выделения индивида из среды и связи его с ней. В ходе психическогоразвития индивид все более выделяет себя из действительности и все большесвязывает­ся с ней, — связывается, выделяясь. Переходя ко все более высокимформам отражения — от сенсорной дифференцировки энергии какого-нибудь внешнегораздражителя к восприятию предмета или ситуации и от него к мышлению, познающемубытие в его связях и взаимоотношениях, индивид все более выделяется изближайшего окружения и глубже связывается со все более широкой сферойдействительности.
Сущность психического развития заключается во все новыхвозможностях познавательного и действенного проникновения в действительность.Это проникновение нераз­рывно связано с углублением в субъекте внутреннегоплана, плана внутренней жизни личности.
С этой первой связана вторая существеннаятенденция психического разви­тия. Сначала рецепция, отражение чувственногораздражителя в образе, позна­ние является лишь стороной, начальным моментомнерасчлененного акта пове­дения. В таком нерасчлененном единстве онипредставлены в элементарных сенсомоторных реакциях. Лишь затем, по мереперехода от сенсомоторных ре­акций как двигательных ответов на чувственныйраздражитель к предметному восприятию, с одной стороны, и предметному действию— с другой, рецепторные, вообще познавательные моменты выделяются и превращаютсяв относи­тельно самостоятельную деятельность.Возрастающая дифференциация сенсорных и моторных функций составляетвторую существенную тенденцию психического развития. Их дифференциацияозначает, однако, не разрыв соединяю­щих их связей, а переход ко все болеесложным связям и взаимозависимостям между ними.
Если, наконец, перейти к мышлению человека как способности в закономер­ностяхразвития познавать сущность явлений, то и тут оказывается, что человек познаетприроду, изменяя ее. Разум человека является не только предпосылкойпрактической предметной деятельности, которой человек преобразует мир; он такжеее продукт. В единстве практической итеоретической деятельности при­мат принадлежит первой. Познавательнаядеятельность человека зарождается и развивается сначала как сторона, момент, аспектего практической деятельности. Лишь затем она выделяется из практической деятельности,в которую она перво­начально вплетена, в качестве особой теоретической деятельности.Даже и выде­лившись, теоретическая деятельность сохраняет, однако, связь спрактической деятельностью, исходит из практики, подчиняется ее контролю, всвою очередь воздействуя на нее и руководя ею.
Важнейшимдостижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт, какпрошлый, так и настоящий, явилось речевое общение, которое развивалось наоснове трудовой деятельности. Речь – это язык в действии. Язык – системазнаков, включающая слова с их значениями и синтаксис – набор правил, по которымстроятся предложения. Слово является разновидностью знака, поскольку последниеприсутствуют в различного рода формализованных языках.
Объективнымсвойством словесного знака, обусловливающим нашу теоретическую деятельность,является значение слова, которое представляет собой отношение знака (слова вданном случае) к обозначаемому в реальной действительности объекту независимоот того, как он представлен в индивидуальном сознании.
Вотличие от значения слова личностный смысл – это отражение в индивидуальномсознании того места, которое занимает данный предмет (явление) в системе деятельностичеловека. Если значение объединяет социально значимые признаки слова, то личностныйсмысл – это субъективное переживание его содержания.
Выделяютследующие основные функции языка: 1) средство существования, передачи иусвоения общественно-исторического опыта; 2) средство общения (коммуникации);3) орудие интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти, мышления,воображения). Выполняя первую функцию, язык служит средством кодированияинформации об изученных свойствах предметов и явлений. Посредством языкаинформация об окружающем мире и самом человеке, полученная предшествующимипоколениями, становится достоянием последующих поколений.
Выполняяфункцию средства общения, язык позволяет оказывать воздействие на собеседника –прямое (если мы прямо указываем на то, что надо сделать) или косвенное (если мысообщаем ему сведения, важные для его деятельности, на которые он будет ориентироватьсянемедленно или в другое время в соответствующей ситуации).
Третьяфункция речи – функция коммуникации, т. е. передачи информации. Если первые двефункции речи могут быть рассмотрены как внутренняя психическая деятельность, токоммуникативная функция выступает как внешнее речевое поведение, направленноена контакты с другими людьми. В коммуникативной функции речи выделяют тристороны: информационную, выразительную и волеизлиятельную.
Предпосылкипостроения теории, охватывающей общей системой понятий все членыпсихологической триады, состоят в единстве сенсорных корней всех психическихпроцессов – единстве, демонстративно представленном явной соотнесенностьюэкстерорецептивных ощущений с когнитивными процессами, интерорецептивных – сэмоциональными, а кинестетически-проприорецептивных – с регуляционно-волевыми.Поскольку ощущениям всех этих классов присущи не только специфичные для каждогоиз них видовые, но и общеродовые свойства, то общие характеристики любогоощущения как простейшего психического процесса составляют единый исходныйкорень и, по-видимому, универсальный компонент психических явлений всех уровнейорганизации.
Однаковсе эти свидетельства в пользу единства всех пассов психологической триады,взятые сами по себе, но не включенные в связную иерархическую концептуальнуюсетку, остаются лишь необходимыми, но недостаточными предпосылками длявключения регуляционно-волевых актов в рамки общей теории психическихпроцессов. Недостаточны они потому, что отсутствуют промежуточные уровниобобщенности концептуальной сетки. Тут прежде всего мы сталкиваемся опять-такис дефицитом знаний о признаках психического процесса, составляющих тотближайший род, в рамках которого должна быть установлена видовая специфичностьрегуляционно-волевых актов по сравнению с когнитивными и эмоциональнымипроцессами. Именно поэтому концептуально-языковой барьер, отделяющий процессыпсихической (в частности, волевой) регуляции от когнитивных и эмоциональныхпроцессов, до сих пор представляется не межвидовым рубежом в рамках общего«концептуального пространства» психики (что отвечало бы реальнымразличиям видовой специфики), а принципиальной межродовой, если не межсубстанциальнойпограничной линией. До сих пор основные понятия феноменологии и теории волевойи вообще психической регуляции: «мотив», «цель»,«выбор», «свобода», «воля» – внутри психологииостаются автономными, «свободными» или во всяком случае недостаточно«отягощенными» бременем общепсихологической концептуальной схемы инаучного языка, на котором описываются когнитивные и эмоциональные процессы.Поскольку, однако, вся эта совокупность понятий неизбежно входит в контекстописания и объяснения целостной психической реальности, то по необходимостивозникает противоречивая концептуальная ситуация, которая здесь, как и в сферекогнитивных и эмоциональных процессов, приводит к отождествлению уровнейобобщенности психологических категорий и отсюда – к смешению исходных ипроизводных компонентов психики.

Список использованной литературы
1.   Рубинштейн С.П. Основы общейпсихологии. С.-П., 1999.
2.   Веккер Л.М. Психика и реальность. М.,1993.
3.   Слободчиков В.И., Исаев Е.И.Психология человека. М., 1995.
4.   Рогов Е.И. Общая психология. М.,1995.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :