Реферат по предмету "Психология"


История развития патопсихологии и судебной патопсихологии как науки

История развития патопсихологии и судебной патопсихологии какнауки
До конца XIX века большинство психиатров мира не использовалиданных психологии: бесплодность ее умозрительных интроспективных положений длянужд клиники казалась бесспорной. В психиатрических журналах 60–80-х годовпрошлого века публиковалось немало работ по анатомии и физиологии нервнойсистемы и фактически отсутствовали психологические статьи.
Интерес к психологии со стороны передовых психоневрологов возник всвязи с коренным поворотом в ее развитии – организацией в 1879 году В. Вундтомв Лейпциге первой в мире экспериментально-психологической лаборатории. С этогомомента психология становится самостоятельной наукой и дальнейшее развитиепсихиатрии было немыслимо вне союза с экспериментальной психологией.«Пренебрегать положениями современной психологии, опирающейся на эксперимент, ане на умозрение, для психиатра уже не представляется возможным», – писал В.М. Бехтерев(1907).
В конце XIX – начале XX века, когда при крупных психиатрическихклиниках начали организовываться психологические лаборатории Э. Крепелинав Германии (1879), П. Жане во Франции (1890), В.М. Бехтерева в Казани(1885), затем в Петербурге, С.С. Корсакова в Москве (1886), П.И. Ковалевскогов Харькове, вычленяется особая отрасль знаний – патологическая психология. Влабораториях разрабатывались экспериментально-психологические методыисследования нарушенной психики. Одновременно для сопоставления результатовизучались особенности психики здоровых людей. Поскольку в России официальнаяпсихологическая наука упорно держалась за интроспективный метод, оставаясь в руслефилософского знания, психиатры оказались первымипсихологами-экспериментаторами. В устных выступлениях и на страницах печати ониобосновывали необходимость превращения психологии в опытную науку, доказывалинесостоятельность спекулятивных умозрительных конструкций.
Наиболее четкое представление о предмете и задачах патопсихологиина заре ее становления содержалось в работах В.М. Бехтерева, которыйопределял ее предмет, как «…изучение ненормальных проявлений психической сферы,поскольку они освещают задачи психологии нормальных лиц». (1907). Называяпатологическую психологию в числе отраслей «объективной психологии», он неотождествлял понятие «патопсихология» и «психопатология». Отклонения ивидоизменения нормальных проявлений душевной деятельности, по мнению В.М. Бехтерева,подчинены тем же основным законам, что и здоровая психика. В организованном имПсихоневрологическом институте одновременно читались курсы общей психопатологиии патологической психологии, т.е. за ними стояли разные дисциплины.
Многие отечественные и зарубежные ученые, стоявшие у самых истоковформирующейся отрасли психологии, отмечали, что ее значение выходит за пределыприкладной науки в рамках психиатрии.
Расстройства психики рассматривались как эксперимент природы,затрагивающий большей частью сложные психические явления, к которымэкспериментальная психология еще не имела подхода. Психология, таким образом,получала новый инструмент познания.
В одной из первых обобщающих работ по патопсихологии«Психопатология в применении к психологии» (1903) швейцарский психиатр Г. Штеррингпроводил мысль, что изменение в результате болезни того или иного элементадушевной жизни позволяет судить о его значении и месте в составе сложныхпсихических явлений. Патологический материал способствует постановке новыхпроблем в психологии. Кроме того, патопсихологические явления могут служитькритерием при оценке психологических теорий.
Таким образом, исследования нарушений психической деятельности всамих своих истоках рассматривались отечественными и зарубежными учеными врусле психологических знаний. Одновременно признавалось большое значениеэкспериментально-психологических исследований для решения задач психиатрии.
Существенный вклад в развитие и становление зарубежнойпатопсихологии внесли исследования школы Э. Крепелина и появление в 20-хгодах нашего столетия работ по медицинской психологии. Среди них: «Медицинскаяпсихология» Э. Кречмера (1927), трактующая с позиций конституционализмапроблемы развития и нарушений психики, и «Медицинская психология» П. Жане(1923), посвященная вопросам психотерапии.
На формирование принципов отечественной патопсихологии оказалавлияние работа И.М. Сеченова «Рефлексы головного мозга» (1863), котораясблизила физиологию и психологию. Сам И.М. Сеченов придавал большоезначение сближению психологии и психиатрии и даже собирался разработатьмедицинскую психологию, которую любовно называл своей «лебединой песней»(1952). Но обстоятельства не позволили ему осуществить свои намерения.
Преемником И.М. Сеченова в области разработкимедицинской психологии стал В.М. Бехтерев, психиатр по образованию,родоначальник экспериментальной психологии и основоположник патопсихологии.
В своей работе «Объективная психология» (1907) он предлагалэкспериментально исследовать различные виды деятельности: как больнымпроизводится отождествление впечатлений, определение несообразностей в рисункахи рассказах, сочетание словесных символов и внешних впечатлений, восполнениеслогов и слов при пропуске их в тексте, определение сходства и различия междуобъектами, образование вывода из двух посылок и др.
Однако ошибка его заключалась в том, что он механически расщепилреальную деятельность: абсолютизировал ее внешние проявления и игнорировалпсихический образ, мотивационный компонент, позволяющий видеть в человекесубъекта деятельности.
Что касается патопсихологических исследований, то представителямишколы В.М. Бехтерева было разработано много методикэкспериментально-психологического исследования душевнобольных. Некоторые из них(методика сравнения понятий, определение понятий) вошли в число наиболееупотребляемых в отечественной психологии.
Сохранили значение для современной науки и сформулированные В.М. Бехтеревыми С.Д. Владычко требования к методикам: простота (для решенияэкспериментальных задач испытуемые не должны обладать особыми знаниями,навыками) и портативность (возможность исследования непосредственно у постелибольного, вне лабораторной обстановки).
В работах бехтеревской школы отражен богатый конкретный материал орасстройствах восприятия и памяти, мыслительной деятельности, воображения,внимания и умственной работоспособности. Результаты экспериментовсопоставлялись с особенностями поведения больного вне экспериментальнойситуации.
Основными принципами патопсихологического исследования в школе В.М. Бехтеревабыли: использование комплекса методик, качественный анализ расстройствапсихики, личностный подход, соотнесение результатов исследования с даннымиздоровых лиц соответствующего возраста, пола, образования.
Использование комплекса методик, наблюдение за испытуемым по ходуэксперимента, учет особенностей его поведения вне экспериментальной ситуации,сочетание различных экспериментальных методик для исследования одних и тех жепатологических явлений – все это способствовало получению богатого объективногоматериала.
Принцип качественного анализа, выдвинутый в период увлечениямногих исследователей измерительными методами (подход к нарушениям психики какк количественному уменьшению тех или иных способностей), стал традиционным вотечественной патопсихологии. Но теоретическая платформа ученого, особенно впериод разработки рефлексологии, ограничивала анализ проявлением внешнихособенностей деятельности. И зафиксированный объективный материал не доводилсядо подлинно психологического анализа.
Ценный и плодотворный принцип личностного подхода был тожевыдвинут В.М. Бехтеревым в период господства функционализма в мировойэкспериментальной психологии. «…Все, что может дать объективное наблюдение надбольным, начиная с мимики и кончая заявлениями и поведением больного, должнобыть принято во внимание» (1910). Но «объективный метод» В.М. Бехтеревапротиворечил возможностям этого принципа, и анализ оставался незавершенным.
На взгляды представителей школы В.М. Бехтерева оказал большоевлияние заведующий психологической лабораторией Психоневрологического институтаА.Ф. Лазурский. Будучи учеником и сотрудником В.М. Бехтерева, он сталорганизатором собственной психологической школы, в которой разрабатывалисьглавным образом вопросы индивидуальной и педагогической психологии, но идеи изэтих отраслей переносились и в патопсихологию.
В клинику был внедрен разработанный А.Ф. Лазурским для нуждпедагогической психологии естественный эксперимент. Он применялся в ходеорганизации досуга больных, их занятий и развлечений. Со специальной цельюпредлагались счетные задачки, ребусы, загадки, задания по восполнениюпропущенных в тесте букв, слогов и др.
Таким образом, патопсихология уже в истоках имела все признаки,необходимые для утверждения ее научной самостоятельности в качестве отраслипсихологической науки: предмет исследования – нарушения психики; методы – весьарсенал психологических методов; концептуальный аппарат – аппаратпсихологической науки. Другое дело – какое содержание вкладывалось в понятиепсихики представителями различных психологических течений.
В школе В.М. Бехтерева связь с психиатрией осуществляласьчерез участие в воссоздании психопатологического синдрома, характерного дляразных психических заболеваний. Патопсихологические методы использовались в детскойи судебной экспертизах. В.М. Бехтерев и Н.М. Щелованов писали, чтоданные патологической психологии позволяют почти безошибочно распознаватьпсихически несостоятельных школьников, дабы выделить их в специальныеучреждения для отсталых.
В.М. Бехтерев не считал изучение психики душевнобольныхключом к познанию внутреннего мира здоровых. От нормы – к патологии, чтобывозвратить больному нервно-психическое здоровье, – таким должен быть путьмыслей психиатра. Поэтому и в практике подготовки невропатолога и психиатра, ив научных психиатрических поисках школы В.М. Бехтерева психологиянормального человека занимала почетное место.
Разносторонние конкретные исследования и разработка элементарныхтеоретических основ позволяют считать вклад школы В.М. Бехтерева впатопсихологию отправным пунктом формирования данной отрасли в России.
Вторым крупным центром отечественной психиатрии, в которомразвивалась экспериментальная психология, была психиатрическая клиника С.С. Корсакова,организованная в 1887 году при медицинском факультете Московского университета.Как все представители прогрессивных направлений в психиатрии, С.С. Корсаковпридерживался мнения, что только знание основ психологической науки даетвозможность правильного понимания распада психической деятельностидушевнобольных. Не случайно он начинал чтение курса психиатрии с изложенияоснов психологии.
С.С. Корсаков и его сотрудники явились организаторами иучастниками Московского психологического общества. Его школа внесла ценныйвклад в понимание механизмов памяти и ее расстройств, механизмов и расстройствмышления. Знаменитый «корсаковский синдром» дал представление о временнойструктуре человеческой памяти, заложил основы для деления видов памяти накраткую и долговременную. В работе «К психологии микроцефалии» С.С. Корсаковписал об отсутствии у идиотов «направляющей функции ума», которая делаетчеловеческие действия осмысленными и целесообразными (1894).
Как правило, ведущие психоневрологи предреволюционной России былипроводниками передовых идей психологии и содействовали ее развитию внаучно-организационном направлении. Они являлись членами научныхпсихологических обществ, редакторами и авторами психологических журналов.
На становление патопсихологии как особой области знаний большоевлияние оказали идеи выдающегося советского психолога Л.С. Выготского. Всвоих исследованиях Л.С. Выготский установил следующее:
·          мозгчеловека имеет иные принципы организации, нежели мозг животных;
·          развитиевысших психических функций не предопределено морфологической структурой мозга,они формируются прижизненно путем присвоения опыта человечества в процессеобщения, обучения, воспитания;
·          поражениеодних и тех же – зон коры больших полушарий головного мозга имеет неодинаковоезначение на разных этапах психического развития.
Сам Л.С. Выготский руководил патопсихологическойлабораторией при Московском отделении ВИЭМ на базе клиники имени С.С. Корсакова.Он экспериментально исследовал психологию умственной отсталости, что далобольшой материал, имевший огромное значение для построения теории о связипознавательной и мотивационной сфер. Экспериментальные исследования подруководством Л.С. Выготского положили начало многостороннему изучениюраспада мышления силами Б.В. Зейгарник и ее сотрудников впатопсихологической лаборатории института психиатрии и МГУ.
Теоретические идеи Л.С. Выготского получили развитие вработах его учеников и сотрудников: А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина,А.В. Запорожца, Б.В. Зейгарник.
Б.В. Зейгарник внесла весомый вклад в становление современнойпатопсихологии, благодаря которому она и выделилась в самостоятельную научнуюдисциплину.
Что касается судебной патопсихологии, то она еще только начинаетобособляться из комплекса психологических наук.
В работах, посвященных комплексному исследованию личностипреступника, большой интерес представляет труд Л.И. Айхенвальда«Криминальная психопатология» (Л., 1928 г. – по нем. психологу Е. Бирнбауму).
Он делит криминальную психопатологию на три области:
1. Криминальная психопатология в узком смысле слова. Этообласть взаимоотношений между психопатологией и преступлением(психопатологические основы, источники, составите элементы преступных явлений).
2. Психопатология кары (выявляет взаимоотношения междупсихопатологией и наказанием, влияние карательных мер на психику преступников спсихическими аномалиями).
3. Судебно-медицинская психопатология (отношения междупсихопатологией и уголовными нормами).
Большинство попыток изучения криминогенности психической патологиизаключалось в поиске непосредственной связи между психопатологическими ипреступными явлениями. При этом роль психических расстройств, как правило,значительно преувеличивалась и не проводилось различий между вменяемыми иневменяемыми, совершившими общественно опасные действия.
С особой остротой криминологическая проблема психических болезней(умопомешательства) была поставлена в работах Ч. Ломброзо и егопоследователей. В первых своих сочинениях Ч. Ломброзо писал, чтоприрожденный преступник – человек ненормальный, но не сумасшедший. Однако вдальнейшем прирожденного преступника он наделил весьма важной чертой – эпилепсией.По Ч. Ломброзо, прирожденная преступность и нравственное помешательство(отсутствие нравственного чувства, чувства добра и зла, слепота в нравственномотношении) не что иное, как специальные формы проявления эпилепсии.
Ч. Ломброзо разработал первую классификацию преступников:
·          прирожденныепреступники;
·          душевнобольныепреступники;
·          преступникипо страсти;
·          случайныепреступники.
Он же сконструировал основной для его концепции тип «прирожденногопреступника», который отличается от непреступного человека по своиманатомическим и физиологическим признакам, а также патологическими личностнымичертами: отсутствием раскаяния, угрызений совести, цинизмом, тщеславием,мстительностью, жестокостью.
Эта концепция имеет ряд существенных недостатков и неоднократноподвергалась критике, во-первых, из-за односторонности и тенденциозноститеории, а во-вторых, из-за отсутствия реальных прогностических критериев. Крометого, Ломброзо интересовала биология, а не социология преступника, и поэтому онне учитывал материальные и социальные факторы.
В современной западной криминологии основным направлением являетсяконституционально-наследственный подход.
Его последователи исходят из того, что преступление – эторезультат проявления физиолого-конституциональных особенностей человека, в томчисле и имеющихся у него психических аномалий. В основе разрабатываемой имитипологии преступников лежат морфологические, физиологические ипсихопатологические характеристики, такие как физическая неполноценность,дисфункция эндокринной системы, умственная отсталость, психопатическиерасстройства.
В известной монографии «Строение тела и характер» Э. Кречмервыделял циклоидов, шизоидов, эпилептоидов, но криминологическими проблемами незанимался.
Непосредственным преемником концепций Кречмера в криминологии сталВ. Шелдон, который установил связь между физической конституцией,свойствами личности (темпераментом) и преступным поведением.
В. Шелдон на основании четырех тысяч наблюдений выделяет тритипа физической конституции:
·          эндоморфный;
·          эктоморфный;
·          мезоморфный,
которым, по его мнению, соответствуют три вида темперамента:
·          эндоморфия– висцеротония;
·          мезоморфия– соматотония;
·          эктоморфия– церебротония.
На материалах 200 правонарушителей В. Шелдон сопоставил типытемперамента и виды преступного поведения, обусловив их психическойконституцией. По его мнению, среди преступников преобладают лица мезоморфногосклада.
Он выделил три вида преступников:
·          дионисиевый(с нарушением моральных устоев);
·          параноидный;
·          гебефренический.
Кречмеровская типология была положена в основу «Опытапсихиатрического построения характеров у правонарушителей» Е.К. Краснушкина.Он находил корреляции между физическим типом и криминалом: бандиты – атлетическисложены, воры – недоразвиты, дегенеративного, евнуховидного сложения.
Американские психиатры (Banay R., Barnes E, Masters F.)расценивали физические недостатки как важный фактор «отклоняющего поведения» ипреступности, направленные на компенсацию физических дефектов. Они исследовалифотографии преступников и нашли, что уродов среди них больше, чем в основноймассе населения («комплекс Квазимодо»).
Эндокринная теория связывает преступное поведение с нарушениемпсихики, вызванным наследственными биологическими факторами. В соответствии сэтой теорией, среди воров и преступников «по страсти» часто встречаетсягиперщитовидный тип, у насильников и убийц – гипернадпочечный; у половыхпреступников – гиперполовой. Однако в клинических исследованиях эта связьподтверждена не была.
Представляет интерес и концепция С. Грофа, американскоговрача-психиатра, в которой постулируется существование четырех гипотетическихдинамических матриц, связанных с клиническими стадиями родов и управляющих наперинатальном уровне бессознательного. Они называются базовыми перинатальнымиматрицами (БПМ). Помимо того, что эти матрицы обладают специфическимэмоциональным и психосоматическим содержанием, они являются также принципоморганизации материала различных уровней бессознательного. Различные аспектыбиографического уровня – насилие и жестокость, угрозы, боль, удушье или,наоборот, состояния биологической и эмоциональной удовлетворенности – тесносвязаны со специфическими аспектами БМП.
С. Гроф в своей работе «Области человеческогобессознательного» (1994) проводит параллель между базовыми перинатальнымиматрицами и психопатологическими синдромами.
Таблица 2БПМ-1 БПМ-2 БПМ-3 БПМ-4 Родственные патопсихологические синдромы Период внутриутробного развития Период начала родовой деятельности (схватки) Период прохождения плода по родовым путям Рождение плода (первые часы) Шизофренические психозы (параноидальная симптоматика, чувства мистического союза, столкновение с силами зла); ипохондрия (основанная на странных и необычных телесных ощущениях); истерические галлюцинации и смешение грез с реальностью. Шизофренические психозы (адские муки, переживания бессмысленности мира); тяжелая заторможенная «эндогенная» депрессия; иррациональные чувства неполноценности и вины; ипохондрия (вызванная болезненными телесными ощущениями); алкоголизм и наркомания, псориаз, язва желудка. Шизофренические психозы (элементы садомазохизма и скатологии, членовредительство, патологическое сексуальное поведение); тревожная депрессия, сексуальные отклонения (садомазохизм, мужской гомосексуализм, уролангия и копрофагия), невроз навязчивых состояний, психогенная астма, тики и заикание, тревожная истерия, фригидность и импотенция, неврастения, вегетативные неврозы, мигрень, энурез и энкопрез. Шизофренические психозы (мессианский бред, элементы разрушения и воссоздания мира, спасение и искупление, идентификация с Христом); маниакальная симптоматика и женский гомосексуализм; эксгибиционизм.
В отечественной криминологии имеется ряд работ по проблемам преступностилиц с психическими аномалиями, но большей частью они посвященынесовершеннолетним правонарушителям (А.В. Михеева, Р.И. Михеев).Отдельные вопросы связи преступного поведения и нарушений психики освещены вработах П.Б. Ганнушкина, К.К. Краснушкина, О.В. Кербикова идругих психиатров.
Особое внимание криминогенному значению психической патологииуделял Д.А. Дриль. В работе «Малолетние преступники» (1884) он проследилвлияние на преступность нарушений психики с античных времен, проанализировал скриминологических позиций современные ему психиатрические учения, показал наконкретных примерах роль психического вырождения, воздействие психическихболезней на антиобщественное поведение. Аналогичным вопросам посвящен и другойего труд – «Психофизические типы» (1890).
Д.А. Дриль отмечал, что «преступность возникает обыкновеннона почве болезненной порочности и исцеляется или медицинским лечением, илиблагоприятным изменением жизненной обстановки. Эта болезненно-порочная природапередается далее путем унаследования различных дефектов» (1882). Сказанноесвидетельствует, что Д.А. Дриль, всегда последовательно выступавший противвоззрений Ч. Ломброзо и его последователей и особо выделявший значениесоциальных условий, тем не менее несколько преувеличивал роль психическихрасстройств.
Интересные соображения относительно психических расстройстввысказывал С.В. Познышев. Классифицируя преступников на экзогенных иэндогенных, он призывал обращать серьезное внимание на наследственность и«органическую подкладку» психической конституции последних. По этому признаку С.В. Познышевсчитал целесообразным каждую подгруппу подразделить на лиц с нормальной нервнойсистемой и невропатов, на людей без признаков физической дегенерации идегенератов. Затем, по его мнению, следует выделить из общей массы лиц спсихотической конституцией (1923). Эти мысли получили дальнейшее развитие вболее поздней его работе «Криминальная психология» (1926).
В 20-е и 30-е годы довольно активно осуществлялись психиатрическиеисследования среди преступников. Однако многочисленные эмпирические данные,большинство из которых было получено медиками, а не юристами, к сожалению, неполучили адекватной теоретической интерпретации, не сопоставлялись сматериалами других исследований. Основным недостатком работ того периода былаих методологическая несостоятельность, выражавшаяся в гиперболизациипсихических отклонений, приписывании им роли ведущей детерминанты любогопреступного поведения. Тем самым криминологическая проблема личностипреступника превращалась в медицинскую, а социальные факторы во многомигнорировались.
Так, Е.К. Краснушкин, один из виднейших отечественныхпсихиатров, называл преступность социальной болезнью и считал, что преступлениесвидетельствует о биологической недостаточности личности правонарушителя(1925), хотя «…как преступность, так и сам преступник порождаютсяэкономическими факторами и что врожденного преступника нет» (1960). В Москвебыл создан Кабинет по изучению личности преступника и преступности, в котором,по свидетельству Е.К. Краснушкина, психиатрическому изучению подвергалисьпсихопатические личности. В этих исследованиях были получены некоторые важныеданные о взаимоотношении между психопатией и преступностью, об особенностяхиндивидуальных механизмов преступления здоровых и больных, о социальныхфакторах дегенерации; предпринимались попытки разработать классификациюпреступников по их индивидуальным свойствам и внедрить психиатрические принципыв пенитенциарную политику.
В последующие годы психологические проблемы преступности почти неизучались, недостаточно разрабатывались личностные аспекты в объяснении причинпреступного поведения. Не обращалось должного внимания на сложнейшиепсихологические явления и процессы, в том числе связанные с нервно-психическойпатологией, а личность преступника зачастую представлялась малозначащим звеномво взаимоотношениях между негативными социальными условиями и преступлением.
В 50-е и 60-е годы выдающуюся роль в становлении современнойкриминологической теории сыграл А.А. Герцензон, который справедливовозражал против гиперболизации психиатрических факторов, имевшей место в 20-егоды. Однако в целом он весьма скептически относился к медико-психиатрическимисследованиям и, по существу, сводил их к чисто практическим целям: для решениявопроса о вменяемости или невменяемости, наличии или отсутствии психическойболезни и т.д.
Правильно предостерегая против того, чтобы медики, психологи,антропологи самостоятельно исследовали криминологические проблемы, А.А. Герцензонв то же время возражал, например, против обследования людей, получившихчерепно-мозговые травмы и совершивших преступления. По его мнению, данные такихобследований к криминологии отношения не имеют, так как не проливают никакогосвета на действительные причины преступности как социального явления (1967).
Вместе с тем познание психопатологических факторов чрезвычайноважно для криминологии и профилактики преступного поведения, поскольку онипорождают личностные особенности, которые могут привести к преступлению. Отсюдаследует необходимость изучения и психопатологических проблем, так какпсихические аномалии действуют не сами по себе, а через психологию личности.
Однако в конце 50-х годов имело место недостаточное познаниепсихологии и психопатологии личности преступника. Подобное положение во многомобъясняется тем, что в те годы психология и психиатрия не были готовы к решениюкриминологических проблем, к тому же, еще не были созданы условия для того,чтобы соответствующие идеи и методы могли быть плодотворно перенесены накриминологическую почву.
Отметим, что, по мнению Ю.М. Антоняна, С.В. Бородина(1989), отставание в изучении психологии и психопатологии личности полностью неликвидировано в отечественной криминологии до сих пор, что является одной изглавных причин недостаточной научной разработки проблем индивидуальногопредупреждения преступлений, исправления и перевоспитания преступников.
Психологические особенности личности и поведение преступников спатологией психики в криминологической литературе еще не выделены в самостоятельнуюпроблему. Это связано, с одной стороны, с тем, что криминологи сталкиваются снеобходимостью диагностики психических аномалий, а с другой – нужны знания оспециальных психологических методиках.
В современный период криминолого-психиатрические исследованиясущественно активизировались, появился ряд работ, освещающих важные вопросыуголовной ответственности лиц с психическими аномалиями, влияния этих аномалийна преступное поведение, вопросы исправления и перевоспитания преступников.
Быстрый рост исследовательской и практической работы в областикриминологии и экспериментальной патопсихологии способствуют тому, что всебольше и больше эти исследования объединяются вокруг таких проблем, какзначение патопсихологии для теории общей психологии и криминологии, проблемыпатопси-хологической экспертизы и психокоррекции; влияние личности преступникас психическими аномалиями на совершение им противоправных действий. Наиболееполно эти вопросы нашли отражение в монографии В.В. Гульдана и Ю.М. Антоняна«Криминальная патопсихология» (1994). По мнению авторов, психические аномалиилюбого генеза и любой природы не жестко и не однозначно определяют преступноеповедение, которое является результатом взаимодействия социально приобретенныхличностных качеств и психических аномалий (если они имеются) с внешнимиобстоятельствами.
Таким образом, в настоящее время развивается прикладная областьпсихологии, имеющая свой предмет и свои методы, – судебная (криминальная)патопсихология.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Пространственно–временные представления: исследование и формирование у детей с задержкой психического развития
Реферат Система органов государственного управления в Республике Беларусь
Реферат Суть і принципи справи адвокатури
Реферат Response To Americas Altered States Essay Research
Реферат Гіпотези походження всесвіту
Реферат Значення і роль реформи Ехнатона, як втілення єгипетської системи вірувань у Бога Атона
Реферат Анализ и оценка планирования на предприятии
Реферат River Essay Research Paper Review A River
Реферат «оценка наркоситуации в среде детей, подростков и молодежи». Часть vii
Реферат Проблема ценностных ориентаций студенческой молодежи
Реферат Анализ денежных потоков ООО "Виктория-Гранд"
Реферат Зв'язок творчого світогляду і практики дизайну
Реферат Галльская война
Реферат Формирование орфографических навыков в 4 классе правописание слов с непроверяемыми гласными в ко
Реферат Организация и экономическая эффективность применения удобрений в учхозе «Михайловское»ГПЗ Подольского района Московской области