Реферат по предмету "Психология"


История психологии как наука

Тема «История психологии как наука»

План
Введение: Общее представление о истории психологии
Вопрос 1. Предмет и методы истории психологии
Закономерности развития истории психологии
Эволюция психологического знания
Системы методов
Изучение истории психологии
Современные условия
Взаимосвязь психологии с другими науками
Структура современной психологии
Вопрос 2. Основные факторы и принципы, определяющие развитие психологии
Заключение
Список литературы
Введение: Общеепредставление о истории психологии
Для того чтобы обрестиспособность к психологическому познанию далеко недостаточно испытывать к немуинтерес, что тоже очень важно. Необходимо, окунувшись в неисчерпаемый океанпсихологической мысли, почувствовать его своеобразие, особенности,направленность, обусловленность и характер развития. Этот «мир психологии»формировался в течении тысячелетий и поэтому процесс его становления носитдалеко не случайный, а закономерный характер, основанный на факторах всех сфержизнедеятельности человечества: от совершенствования общественно-экономическихотношений до процесса развития собственно психологического знания. Этот миримеет довольно сложный для начального восприятия язык, свою систему закономерностей,принципов, категорий и понятий, включает в себя огромную совокупность идей,выдвинутых мыслителями различных времен и народов.
Далеко не каждому под силусориентироваться в этом безбрежном мире. Необходимо средство — «компас»,который бы помог ознакомиться с психологическими теориями, концепциями, идеямипрошлого и современности, выделить в них наиболее ценное для теоретической ипрактической деятельности. Таким теоретико-методологическим средством служитистория психологии — наука о закономерностях развития психологического знанияна различных этапах эволюции человечества.
История психологии — одна изнемногих комплексных дисциплин, синтезирующих знания по отдельным областям ипроблемам психологии. С одной стороны, ее содержание основано на тех знаниях,которые получены из других курсов — общей, возрастной,
социальной психологии и т.д. Сдругой стороны, история психологии позволяет привести эти знания в систему,понять логику становления психологии, причины изменения ее предмета, ведущейпроблематики.
На сегодняшний день психология — огромный мир знаний, включающий более сотни отраслей. Она «и очень старая,и совсем молодая наука, … имеет за собой тысячелетнее прошлое, и тем не менееона вся еще в будущем» (С.Л. Рубинштейн).
Как и история философии, историяпсихологии учит не только фактам, но и мышлению, умению понять и адекватнооценить отдельные психологические явления и концепции. Анализ различныхподходов к психике поможет выработать неидеализированный, недогматичный взглядна разные теории, научит мыслить объективно и непредвзято, находить реальныедостоинства и недостатки как абсолютизированных теорий, так и новых, модных в настоящеевремя.
Истории психологии в этойсистеме психологического знания принадлежит особая роль: она отвечает на вопрос,как развивалась эта система? Данное обстоятельство позволяет определить местоистории психологии. Во-первых, это — введение в психологию — психологическаяпропедевтика; во-вторых, это — теоретико-методологическая основа деятельностипсихолога любого уровня. Ибо, не определившись в мировоззренческихустановках и характерной для нее системе познавательных и регулирующих средств,невозможно построение психологического познания и практики в научных рамках.
Целью истории психологииявляется накопление и изучение содержания психологических представлений на всехизвестных этапах эволюции человечества. Исходя из обозначенной цели, историяпсихологии является не только познавательной наукой — она имеет практическоезначение: не просто «собирает знания», а заставляет их «работать»в различных сферах жизнедеятельности человека. Данная сторона историипсихологии отражается в ее задачах.
К таковым следует отнести:
сбор, обработку, систематизацию,обобщение психологических идей прошлого и современности, установление ихисточников;
выявление закономерностей изависимостей развития психологического знания, прогнозирование на их основевозможных путей его эволюции. Ответ на вопрос: почему психологические концепцииразвивались в определенном направлении?;
проведение науковедческихизысканий, формирование информационной базы теоретико-методологическогообеспечения современного решения и разработки проблем психологии, закрытие ее«белых пятен»;
создание картины поступательногоразвития психологической мысли, а не только «поля брани психологическихидей». Выявление критериев теоретической и практической значимостипсихологических концепций, обеспечение возможности ориентации и учета уроков вэволюции психологического знания.
Созвучной в этой связипредставляется позиция выдающегося отечественного психолога Б.М. Теплова:«Одна из самых актуальных для современной науки задач истории психологиизаключается в том, чтобы в психологии оставалось возможно меньше проблем, вкоторых легче открыть Америку, чем узнать, что она уже открыта».
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИИ ДЕТЕРМИНИЗМ
психика определяется образомжизни и изменяется с изменением внешних условий;
ЕДИНСТВО СОЗНАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
сознание и деятельностьнаходятся в неразрывном единстве. Сознание образует внутренний план деятельностичеловека;
РАЗВИТИЕ
психика может быть правильнопонята, если она рассматривается в непрерывном развитии как процесс и результатдеятельности;
ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД ориентирует навыявление всех индивидуально-психологических особенностей человека и позволяет оцениватьсодержание его психического мира.
Вопрос 1. Предмет иметоды истории психологии
История психологии обладаетвсеми принятыми на сегодняшний день признаками науки (хотя, как известно,вариантов построения научных систем достаточно много). Так, объектом историипсихологии выступает психологическое знание. Предметом истории психологииявляются закономерности и тенденции процесса эволюции психологического знания. Историяпсихологии имеет свой, отличный от других наук язык, выраженный в системекатегорий и понятий, например: генезис психологических идей; становление,развитие, эволюция и оформление психологического знания; периодизацияпсихолологии; критерии ценности и научности психологических идей; эвристичностьпсихологической концепции; психологические школы, течения и направления; и т.д.Во многом категориально-понятийные аппараты психологии и принадлежащие ейистории взаимно «перекрываются», «пересекаются» иневозможны один без другого, что свидетельствует об их тесной связи, ибоизучение науки о психике и сознании (как и любой другой области знания) невозможнобез ее ретроспективного контекста.Закономерностиразвития истории психологии
В качестве научных признаковнауки у истории психологии можно выделить общие, особенные и частныезакономерности. К общим закономерностям, присущим всему процессу развитияпсихологического знания, следует отнести: дифференциацию психологическогознания и его поступательное развитие; противодействие материалистических иидеалистических направлений в рамках психологических учений; зависимостьэволюции психологического знания от экономических факторов,социально-политических условий, уровня и образа жизни народов и наций,состояния их культуры, естественнонаучных открытий, развитости рациональных иэмпирических средств познания психических явлений и сознания, личностногофактора и т.д. К особенным закономерностям истории психологии следует отнеститаковые, присущие отдельным эпохам и регионам (например, эпохи средневековьяили эволюции психологической мысли на Европейском континенте). Частныезакономерности характеризуют развитие психологической науки в конкретныхстранах и периодах (например, становления психологии в России, развитиянемецкой или французской психологии в XIX веке).Эволюцияпсихологического знания
Она, как и всех известных наук,происходила сменой парадигм — общепринятых образцов научной практики,совокупности единственно возможных идей в конкретный исторический период (Т. Кун).В истории психологии известны парадигмы, выступившие в различных формахдетерминизма (стихийного, атомистического, механистического, биологического и т.д.),эмпиризма, ассоцианизма, эволюционизма, функционализма, гуманизма и т.д. Эти идругие парадигмы родились из решения, учеными, мыслителями, исследователями,поистине вечных диад — противоспоставлений: «сознание — материя»,«тело — душа», «мозг — душа», «внешнее — внутреннее»,«биологическое — социальное», «сознательное — подсознательное»,«сознательное — бессознательное», «деятельность — сознание»,«действие — слово», «значение — смысл» и т.д. Попыткирешения этих диад породили в истории психологии ее ведущие — поистине «вечныепроблемы», решаемые всеми поколениями мыслителей и ученых: психофизическую,психобиологическую, психофизиологическую, психосоциальную, психосоматическую,психогенетическую, психохимическую и т.д.
В связи с разнообразием формпредставления психологии в системе научного знания в различные эпохи (отнаскальных рисунков до многотомных трудов и наработок на ЭВМ) совокупностиметодов историко-психологических исследований присущ междисциплинарный характер.Методы истории психологии выражены предметным, сравнительным и критическиманализом, теоретической реконструкцией, сопоставлением, усложнением инаращиванием психологических знаний, составлением структурно-логических идинамических схем и моделей, привязкой процесса эволюции психологическогознания к хронологии, персоналиям и конкретным событиям, ретроспективнымвоспроизведением научных концепций и идей различных времен и народов.Системы методов
Системой методов любой областизнаний, в том числе истории психологии, определяется наличием реальногофактического материала, с которым «работает» наука — ее источников. Вшироком смысле к ним можно отнести духовную и материальную культуручеловеческой цивилизации. Конкретными источниками истории психологии являютсятексты — труды историков, философов, естествоиспытателей, психологов, другихавторов; события и конкретно-историческая обстановка, как следствие уровняпсихологического знания и научного образа мысли прошлого; анализ действий людейи групп в различные эпохи, способов решения социально-психологических проблемна личностном и групповом уровнях; психологические стереотипы и результатысамопознания (как люди познавали, понимали и представляли себя) и т.д. Такимобразом, источниками истории психологии являются все доступные исследованиюрезультаты деятельности человечества, отражающие исторический процесс накопленияпсихологических знаний, все известные достижения нашей цивилизации, напрямуюили опосредованно влияющие на развитие и становление науки психологии.
Определение некоторыхметодологических позиций позволяет определить значение истории психологии, заключающеесяв нескольких уровнях:
во-первых, мировоззренческом (знаниепроцесса эволюции науки о психическом и сознании имеет фундаментальное значениедля начинающих или опытных психологов любого уровня, обусловливает арсенал ихпознавательных и практических средств);
во-вторых, личностном (восприятиесебя через историческое понимание психики и сознания — фактор зрелостиличности, а для психолога — это условие формирования способности изучать ипонимать людей, помогать разрешению их психологических проблем);
в-третьих, общенаучном (имеетпринципиальное значение для других, как гуманитарных, так и естественных наук: безистории психологии они бедны и беспредметны, ибо, начиная с Древнего мира всерациональные попытки человека объяснить себя и свое место в окружающем миреизначально психологичны);
в-четвертых, собственнопсихологическом. Для психологической науки ее история — это память науки, безкоторой неизбежны ошибки и заблуждения. Для становления психолога знаниеистории психологии — это показатель его культуры, профессионального кругозора иисходной научной базы: без знания как развивались представления о психике исознании понимание их сущности невозможно.Изучение историипсихологии
Изучение истории психологиивозможно двумя путями:
Первый — это обращение кпервоисточникам (монографии, хрестоматии и сборники оригинальных текстов даютдля его реализации достаточные основания).
Второй — знакомство с процессомэволюции психологической мысли по комментариям, учебникам и пособиям, что даетвозможность в ограниченное время оперативно черпать знания из «вторых»,а то и «третьих рук». Но как бы эти «руки» ни были чисты италантливы, ничто не может заменить в историко-психологическом познании общенияс оригинальными сочинениями — первоисточниками.
В этой связи, основной цельюпредлагаемой читателю работы является не только конспективное отражениепроцесса эволюции психологического знания от античности до XXвека, но и определение возможных направлений его исследования по дошедшим донас первоисточникам. Поэтому чтение пособия рекомендуется осуществлятьпараллельно с изучением оригиналов — трудов выдающихся мыслителей и ученыхразличных времен и народов.
Опираясь на первоисточники, атакже результаты исследований отечественных ученых по истории психологии, авторприменил персоналистско-хронологический подход отражения процесса развитияпсихологических идей, концепций и теорий. В этой связи, следует отметить, чтовыполненная работа хрестоматийна и является синтезом в основном знакомых читателюпредставлений о формировании психологического знания. Особое внимание авторуделил изложению и развитию взглядов и подходов на проблемы истории психологии,изложенные в трудах Л.И. Анциферовой, А.Н. Ждан, А.П. Петровского, Е.Е. Соколовойи М.Г. Ярошевского.
Очерки-обзоры характеризуютсодержание и вклад представителей различных эпох и народов в формированиепсихологии как науки, намечают некоторые возможные направления исследованияпутей развития ее школ и теорий. Не прибегая к обширному аппарату ссылок ипримечаний, что затруднило бы восприятие излагаемого материала, вниманиечитателя сконцентрировано на процессах становления и развития, а такжесодержании взглядов и концепций конкретных мыслителей, ученых и школ психологии.
Пособие предназначено для начинающихизучение курса истории психологии, всех интересующихся процессом становления иразвития психологического знания.Современные условия
В современных условиях рольпсихологии в решении практических задач на производстве, в системездравоохранения и народного образования постоянно возрастает, все болееактуальными становятся и исторические аспекты развития психологической науки. Повышающиесятребования практики к науке вообще и к психологии в частности, порождаютпотребность обращения к ее прошлому для того, чтобы более адекватно оценитьвозможности психологической науки на современном этапе и в будущем восуществлении различных народно-хозяйственных задач.
Заметное «возвышение» историипсихологии вызвано также и тем ее особым положением, которое она какспецифическая область знаний занимает в структуре психологической науки и всистеме других наук. Это особое положение истории психологии заключается в том,что она представляет такую систему знаний, которая охватывает собою вопросыфилософии и методологии, вопросы естественнонаучных основ психических явлений иструктуру собственно психологических знаний. Процесс возникновения иформирования собственно психологических знаний и составляет основу предметаистории психологии. Эта основа включает в себя следующие главные разрядыпсихологических знаний:
формирование основных понятий икатегорий психологии: категории образа, действия, мотивации, общения, личностии др.;
вопросы развития психологическихпринципов: детерминизма, отражения, развития, нервизма, единства сознания идеятельности, ассоциативный и рефлекторный принципы и др.;
ретроспективный анализ различныхспособов решения основных проблем психологии: психофизической,психофизиологической, психогностической, психопраксической, биопсихической ипсихосоциальной;
структурные представления опсихических процессах, состояниях и свойствах.
Названный круг вопросов, которыепризвана решать история психологии, обусловливает многообразие ее функций изначений, важных как для самой психологии, так и для других наук.Взаимосвязьпсихологии с другими науками
Заслуживает специальноговнимания и выполняемая историей психологии функция междисциплинарных связей,раскрывающая процесс взаимного влияния психологии и других наук в ходе ихразвития. Общеизвестно огромное влияние, оказанное ассоциативной теорией впсихологии на строй философских систем XVIII-X1X в., или, например, влияние насовременные философские течения идей бихевиоризма и фрейдизма. Весьма ощутимымбыло влияние психологии и на развитие конкретных наук. Достаточно упомянуть,что успехи педагогики непосредственно зависели и зависят от достижений вобласти психологии. В частности, педагогические идеи К.Д. Ушинского были тесносвязаны с развитием современной ему психологии. Медицина, естественные науки,особенно такие их разделы как анатомия, физиология, психиатрия и др. такжепринимали на вооружение отдельные психологические идеи и принципы. Например,общая идея о локализации психических функций проникла в анатомию и физиологиюиз психологических воззрений Демокрита и Платона. Предложенная Ф. Пинелемклассификация душевных болезней имела психологические основания.
Вместе с тем психология самаиспытывала влияние со стороны других областей знаний, и ее исторические судьбыво многих отношениях определялись состоянием и уровнем развития ряда наук,включая философию, отдельные отрасли естествознания и медицины.
К настоящему времени сложилосьболее 100 специальных и прикладных отраслей психологии. Их образование являетсяпримером современных форм взаимных контактов психологии с комплексомфилософских, социальных, естественных и технических наук.
История психологии имеет большоезначение и для развития самой психологической науки, являясь ее как бысамосознанием и рефлексией, аппаратом самоконтроля и самопознания.
История психологии в известномсмысле — это логическая память науки и в этой своей кумулятивной функции, т.е. функциисохранения, сбережения и обогащения психологических знаний, она учит научнойосторожности, строгости, предостерегает от прошлых ошибок и повторных открытий.Однако здесь следует иметь в виду, что история психологии не есть простоехранилище, в котором собраны и механически объединены научные сведения, онавсегда есть логическое преобразование, реконструкция, и в этом смысле историяпсихологии есть единство логического и исторического.Структура современнойпсихологии
Общая психология изучаетсущность и общие закономерности возникновения, функционирования и развития психики.Она развивается на основе достижений всех отраслей, в то же время обогащает ихобщей теорией.
Отрасли:
по характеру деятельности — ПСИХОЛОГИЯТРУДА (в том числе и правоохранительной деятельности) изучает психологическиеособенности деятельности человека в различных сферах общественной жизни;
по развитию:
ВОЗРАСТНАЯ изучает психическоеразвитие личности в процессе жизни;
СРАВНИТЕЛЬНАЯ изучает психикуживотных. по принципу отношения личности и общества;
СПЕЦИАЛЬНАЯ изучает отклонения вразвитии психики;
СОЦИАЛЬНАЯ изучает психическиеявления в процессе взаимодействия людей в коллективе;
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ изучаетпсихологические особенности личности.
Из особо значимых функцийистории психологии как научной области знаний следует прежде всего назвать идеологическую.Свое выражение она находит в том, что история психологии всегда освещается сопределенных философских позиций и тем самым служит целям и формой обоснованиялибо материализма, либо идеализма.
В изучении структурыфизиологических и биологических процессов мозга, лежащих в основе психики, используетсякибернетика, а также естественные науки: биология, физиология, химия, физика идругие;
В решении задач обучения ивоспитания, формирования личности человека — социология (в изучении процессовпсихической саморегуляции человеческой личности, решении задач социальнойпсихологии изучение роли психологии в социальном прогрессе);
Технические науки — это разработкитехнических средств, для исследования психологии, а также оптимальных условийдеятельности человека в условиях технического прогресса нынешнего столетия.
Вопрос 2. Основныефакторы и принципы, определяющие развитие психологии
Общеизвестна роль историипсихологии для развития психологической теории.
Изучение истории можнорассматривать как лучшую школу теоретического мышления. Без истории науки неможет быть создана какая-либо строгая научная теория. В определенном отношениивсякая современная теория науки есть свернутая и обобщенная ее история. В то жевремя теория психологии является необходимым условием для более правильногоосвещения и осознания прошлого. Без теории история слепа. Не обращаясь кистории, трудно осмыслить не только систему современных идей и категорийпсихологии, но и состояние ее операционально-методического аппарата. Изучениедостижений предшественников, обращение к прошлому опыту входит необходимойсоставной частью в разработку любой программы исследования, в определение егостратегии и методических средств.
История психологии являетсяосновой для формирования у психолога системы оценочных суждений, основанием длясоздания эталонной шкалы, служащей мерой и точкой отсчета при оценке различныхтечений, направлений и взглядов в психологии. В этом можно усматриватьаксиологическую функцию истории психологии.
История психологии являетсяпамятью науки, но не ради себя самой, а для будущего психологии. Она являетсявектором, указывающим откуда мы идем, где мы находимся сейчас и куда мы можемприйти. Речь идет о прогностическом значении истории психологии, котороесостоит в том, что она устанавливает связь времен, позволяет на основе прошлогочерез настоящее посмотреть в будущее психологии.
Своей прогностической функциейистория психологии одновременно реализует и функцию социальную, посколькупостроение прогнозов относительно возможных перспектив научного развитияпсихологии имеет принципиальное значение для определения ее места и роли вразработке и осуществлении планов социального развития общества, в управлениипроизводством и педагогическими системами, в охране психического здоровья людей.
Вполне очевидно образовательноеи воспитательное значение истории психологии. Изучение ее не только знакомитчеловека с прошлым и тем самым расширяет его общий и профессиональный кругозор.Знание истории психологии способствует формированию у человека общего взглядана мир и отношение к нему. Именно в этом смысле история психологии выполняетсвое мировоззренческое и воспитательное назначение.
История психологии имеетопределенное значение в учебном и дидактическом отношении, потому что различныеподходы историко-психологического анализа могут выступать как способыкомпозиции и развертки логической структуры данного учебного предмета,помогающие привести и выстроить знания по психологии, получаемые в процессеобучения, в единую, логически стройную систему.
Подводя промежуточный итог вышеизложенному, дадим краткую характеристику значения истории психологии. Необходимоподчеркнуть, что характер, направление и степень полноты, с которой могут бытьреализованы перечисленные выше функции историко-психологического знания,определяются в первую очередь научными приемами или способами ретроспективнойразвертки исторического становления психологии и теми исходными философскимипринципами, с позиций которых осуществляется описание, интерпретация и оценкаисторических событий в развитии науки.
Если, например, иметь в видупрогнозирующую функцию историко-психологических исследований, то она не можетбыть в полной мере реализована без отражения каких-то общих тенденций вразвитии психологии, выявление которых, в свою очередь, предполагает построениеи формирование исходной гипотетической концепции или теоретической моделиисторического пути, пройденного психологической наукой.
Возвращаясь к положению о том,что основное назначение историко-психологических исследований заключается втом, чтобы через анализ прошлого, в психологии правильно определить современноеее состояние. И соответственно прогнозировать ее будущее, важно отметить, чтораскрытие исторической связи времен — прошлого, настоящего и будущегопсихологии — совершенно невозможно без выявления общих особенностей и тенденцийв развитии психологической мысли. Вот почему выявление общей линии становленияпсихологической науки в ее большой исторической перспективе выступает вкачестве одной из наиболее первостепенных задач современной психологическойисториографии. Необходимость подобных исследований специально подчеркивается многимиотечественными психологами.
Стремление раскрыть единуюлогику формирования научных знаний в области психологии представляет собойдовольно новое направление, которое предполагает и совершенно иные подходы испособ построения, изложения и интерпретации истории психологии по сравнению страдиционными формами историко-психологического анализа.
Проведенный М.Г. Ярошевскимобзор современных подходов в области истории психологии показывает, что однимиз наиболее устоявшихся способов историко-психологического описания являетсявоссоздание истории посредством характеристики научной деятельности и вкладаотдельных мыслителей прошлого. Этот подход получил распространение как в нашейстране, так и за рубежом. Следует иметь в виду, что за этим принципомисторико-психологического анализа могут стоять разныефилософско-методологические установки, различающие советских и буржуазныхисследователей. Напомним, что многие из буржуазных психологов, придерживающихсяконцепции «великих личностей», рассматривают развитие психологическихидей исключительно как результат одаренности выдающихся людей, без учетавлияния конкретно-исторических и социально-экономических факторов.
«Персонифицированному»принципу построения историографических исследований противостоит другой подход,названный концепцией «контекста», при котором явно проступаетобратная тенденция, т.е. стремление «деперсонифицировать» историюпсихологии. Сторонники этой точки зрения все научные открытия и достиженияпытаются представить как неизбежные стихийные результаты, обусловленные самимходом истории, сложившимися социальными и культурными условиями. Существеннымнедостатком деперсонифицированного подхода является то, что он оставляет встороне вопрос о преемственности сменяющих друг друга научных теорий,направлений и школ, недооценивает значение прошлых знаний в возникновении новых.
В решении проблемы, связанной ссоотнесением старого и нового, прошлого и настоящего в развитии науки, такжевозможны две противоположные тенденции, названные условно «презентизмом»и «антикваризмом». Сторонники презентизма склонны оценивать прошлыепсихологические системы только с точки зрения современного состояния науки. Вэтом случае положительными и научными считались только те теоретическиепредставления, выдвинутые в прошлом, которые согласуются с современнымивзглядами в области психологии. Так, в нашей стране в 50-е гг. К.Л. Быков — одиниз ведущих советских физиологов — неоправданно пытался оценивать всю психологиюдопавловского периода как ненаучную, идеалистическую и богословскую. Всовременных условиях, в связи с быстрым старением знаний презентизм все менеестановится работающим принципом в историографических исследованиях.
В еще большей степенинепригодным для современного историко-психологического анализа являетсяантикваризм — подход, при котором разрывается живая связь эпох. Сторонникиантикваризма фиксируют свое внимание на каком-либо конкретном промежутке илипериоде времени развития науки, рассматривают его в отрыве от предыдущих ипоследующих этапов становления научного знания и тем самым описывают состояниенаучных знаний в системе тех понятий, которые свойственны только анализируемойэпохе. В данном случае знания каждого отдельного периода оказываются, подобномонадам Г. Лейбница, замкнутыми в самих себе. Такое рассечение истории делаетневозможным поиск и установление общей линии развития психологической мысли.
Недостатки упомянутых подходовчастично преодолевались другими приемами описаний, для которых характернапопытка изображения общей линии развития психологии через противопоставлениедвух каких-либо полярных точек зрения в трактовке психических явлений. Такойспособ рассмотрения истории психологии получил название «принципконтрастирующих пар».
Для зарубежных историографовтипично противопоставление рационалистического и эмпирического направлений вистории психологии, например, в работах М. Дессуара, Э. Боринга и других. Некоторыепсихологи пытаются раскрыть общие тенденции через сопоставление полярных точекзрения по собственно психологическим принципам, изображая историю психологии,например, как историю конфронтации целостного и элементалистского подходов илиструктурного и функционального и т.п. В большинстве историографическихисследований исторический анализ проводится по одной или двум контрастирующимпарам. В работе же Р. Уотсона (R. Watson) таких полярных диад вводитсявосемнадцать.
Принцип контрастирующих пар, развиваемыйв зарубежной психологии, хотя, в известной степени, и способствует упорядочениюисторического материала и построению обобщенного взгляда на историю психологии,однако является излишне формализованным, поскольку эти диады, по верной оценкеМ.Г. Ярошевского, рассматриваются как «исторические по своему содержанию ивнеположные предметному развитию психологии». А историческими они являютсяпотому, что всех представителей этого подхода объединяет так называемыйинтернализм. т.е. такая точка зрения, согласно которой история науки целикомисчерпывается ее интеллектуальной историей, собственным движением идей,безотносительно к социальным детерминантам развития научных знаний.
В отечественной психологии впоследние годы наметился иной, а именно, категориальный подход в освещенииистории психологии, который предложен М.Г. Ярошевским. По его мнению, общаякартина движения психологической мысли может быть построена в том случае, еслив потоке исторических событий будут найдены такие компоненты, которые были бы инвариантныпо отношению к прошлому, настоящему и будущему, и в то же время позволялираскрывать своеобразие их конкретного содержания в различные историческиепериоды. Для поиска таких инвариант автор обращается к предмету психологии иполагает, что «инвариантное ядро психологии» составляют категории,принципы и проблемы психологии. Именно категории, принципы и проблемы,сочетающие в себе единство устойчивого и изменчивого, инвариантного ивариативного, составляют ту «систему координат», которая позволяет рассмотретьэволюцию психологии в ее широкой исторической перспективе. В этом смыслепредмет истории психологии выступает как раскрытие процесса становлениякатегориального строя психологии, его исторической феноменологии.
Нельзя не признатьплодотворности категориального подхода, выдвинутого М.Г. Ярошевским. Вместе стем он, как впрочем и другие приемы, взятые в отдельности, не исчерпывает всегомногообразия истории психологии и в известной степени схематизирует ее.
Наряду с приведенными способамиосвещения всемирной истории психологии могут использоваться и другие подходы. Однимиз них является рассмотрение истории психологии по школам и направлениям. Этотспособ очень близок категориальному подходу, поскольку каждое из научныхтечений было связано с разработкой какого-либо одного или двух из известных внаше время принципов, проблем и категорий психологии. Эти различные течения (бихевиоризм,фрейдизм, гештальт-психология и др.) ставили акценты на разных сторонахпсихики, разрабатывали разные понятия, которые дополняли друг друга, составляя,в конечном итоге, ту инвариантную основу, которой и является категориальныйстрой психологии.
Другим возможным способомявляется тот, при котором история психологической науки изображается по странам.При таком географическом подходе удается раскрыть историческую взаимосвязьпсихологических знаний, развиваемых в различных странах мира и выступающих какветви гигантского дерева, отличающиеся формой, величиной и направлением, ноимеющие общий корень.
Возможен и так называемыйотраслевой подход, когда история психологии показывается как процессвозникновения и развития различных специальных и прикладных областей психологии.Этот принцип дает возможность зримо увидеть как складывалась системапсихологической науки, какова ее современная структура и каковы перспективыдальнейшей дифференциации и интеграции психологических знаний, а также реальныеи возможные междисциплинарные связи психологии.
На наш взгляд более желательнымявляется путь многомерного описания истории психологии, предполагающийразнообразие способов ее развертывания. И хотя этот путь весьма сложен, он, темне менее, является наиболее целесообразным и перспективным, имея в виду задачипостроения общей картины и выявления ведущих тенденций развития психологическойнауки как в отдельной стране, так и в мировом масштабе.
Особое значение в отраженииобщей линии развития психологии имеет периодизация. Основное назначение еесостоит в том, чтобы выделить в едином процессе развития психологической науките коренные изменения и поворотные моменты, которые имели место в ее истории, атакже обобщить все многообразие исторических фактов, характеризующих процессразвития психологии в общей исторической перспективе.
Как уже упоминалось, движение иразвитие психологической мысли (Человек существует лишь настолько, насколькосебя осуществляет. Он представляет собой, следовательно, не что иное, каксовокупность своих поступков, не что иное, как собственную жизнь. Сартр Ж. — П.) определялось прежде всего социально-экономическими условиями, которыеобусловливали специфику психологической проблематики на каждом историческомэтапе, придавали своеобразие содержанию, направлению и формам решения коренныхвопросов психологии. Именно поэтому смена экономических формаций являетсяисходным основанием для самой общей периодизации истории психологии.
Вместе с тем следует иметь ввиду, что психология, как и другие конкретные науки, испытывала влияниесоциально-экономических перемен не всегда прямо, а опосредовано, через призмубольшого ряда других факторов, таких как идеология, политика, право, мораль,религия, состояние и уровень развития смежных с психологией наук, а такжесобственного опыта и логики развития психологии. Слияние всех названныхфакторов «индивидуализировало» исторический путь психологии,определяло внутренние тенденции ее развития и научные достижения в различныеисторические периоды. В этой связи возникает необходимость в построениисобственной периодизации истории психологии, которая отражала бы внутреннююлогику изменений научных знаний о психике и позволяла бы упорядочитьисторический материал.
Среди психологов разных странимеется единое мнение относительно важности, значения и необходимостипостроения такой периодизации. Однако современное состояние и разработанностьпроблемы периодизации нельзя признать удовлетворительной. Несмотря на рядпопыток, предпринятых различными отечественными и зарубежными историографами,периодизация, выражаясь словами О.М. Тутнаджяна, остается пока «белымпятном в истории психологии».
В зарубежной психологии проблемапериодизации либо совсем упускается, как это имеет место у Г. Мэрфи, либо онарешается механически в том смысле, что в качестве основания для периодизацииберутся частные факты, не отражающие общих тенденций развития психологии. Так,например, у Д. Флюгеля в книге «Сто лет психологии» выделяется трипериода: I — (1833-1860); II — (1860-1900); III — (1900-1933), — причем, заповоротные вехи в истории психологии были приняты: 1833 г. — открытие белого исерого вещества головного мозга; 1860 — как год рождения экспериментальнойпсихологии, хотя известно, что психофизические и психофизиологические опытыпроводились и до Г. Фехнера; 1900 г. — отмечен как начало третьего периодаввиду образования различных направлений и школ в психологии. Разнородностьоснований в данной периодизации делает несопоставимым один исторический периодс другим, а самую периодизацию неприемлемой из-за отсутствия научной строгости.В упомянутой нами ранее работе Э. Боринга развитие экспериментальной психологиипредставлено просто через деления на десятилетия.
В нашей стране наибольшеераспространение получила периодизация, в которой история психологии делится надва периода:
I — период развития психологии влоне философии или этап описательной, умозрительной психологии;
II — период оформленияпсихологии как науки, т.е. этап выделения психологии в самостоятельную науку иэкспериментальную область знаний.
Не останавливаясь специально нахарактеристике каждого из названных периодов, скажем, что данная периодизациявесьма схематична и условна даже с точки зрения самого основания этойпериодизации. Достаточно сказать, например, что подавляющее большинствоотечественных и зарубежных психологов связывают возникновение научной иэкспериментальной психологии либо с именем Г. Фехнера, поскольку емупринадлежит заслуга в создании первой экспериментальной области психологии — психофизики,либо с именем В. Вундта, преобразовавшим психологию в самостоятельнуюэкспериментальную науку.
Между тем хорошо известно, чтоопыты по изучению отдельных психических явлений у человека и животных имелиместо уже в античную и средневековую эпохи. В Новое время и особенно в первойполовине XIX столетия ученые разных областей естествознания в своихисследованиях все больше стали касаться проблем, имеющих прямое отношение кпсихологии (Р. Декарт, И. Ньютон, М.В. Ломоносов, И. Кеплер, Т. Юнг, Ж. Флуранс,Ф. Бессель, Ч. Белл, Э. Вебер, И. Мюллер и др.). Следовательно, историяэкспериментальной и научной психологии в известной мере началась задолго до Г. Фехнера.Тем более нельзя считать ее единственным основателем В. Вундта. До него всоздании экспериментальной психологии приняли участие И.М. Сеченов, Г. Гельмгольц,Г. Фехнер, Ф. Дондерс,
3. Экснер и другие. Заслуга В. Вундтасостояла, как подчеркивал К.А. Рамуль, в ускорении и практическом завершениипроцесса превращения психологии в самостоятельную и экспериментальную науку, ееофициального признания. Таким образом, история научной психологии начинается ираньше Вундта, и не только в Германии, как это пытаются представить зарубежныепсихологи. Процесс становления научной психологии был длительным и носилинтернациональный характер, поскольку был связан с деятельностью большого числаученых различных стран мира. Если в качестве одной из основных тенденций вразвитии психологии как точной науки принять непрерывное расширение областиприложения эксперимента, то и с этой точки зрения выделение описательного инаучного периодов является весьма относительным.
Как известно, первоначально экспериментально-психологическиепроблемы разрабатывались в рамках общей психологии, после чего эксперимент сталпроникать в различные специальные и прикладные области. Последовательностьпроникновения эксперимента в различные области психологии такова. Вслед заобщей психологией эксперимент вошел в зоопсихологию (Л. Морган, Э. Торндайк, В.А.Вагнер, В. Келлер), детскую и педагогическую психологию (Э. Мейман, А. Бине, А.П.Нечаев, Ст. Холл, Э. Торндайк), дифференциальную психологию и психологиюличности (А.Ф. Лазурский, В. Штерн, Ф. Гальтон, А. Бине, Д. Кеттелл),психотехнику и психологию труда (Б. Штерн, Г. Монстерберг), в социальнуюпсихологию (В.М. Бехтерев, В. Меде, Ф. Олпорт). Медицинская психологияразвивалась параллельно с общей психологией в рамках медицины (В.М. Бехтерев, Э.Крепелин, В.Ф. Чиж и др.).
В настоящее время большинствоведущих отраслей психологии уже сложились как относительно самостоятельные еенаучные ветви. Вместе с тем, не все из них находятся на одном уровне своегоразвития с точки зрения критериев научности. По общему признанию наиболееосновательно разработана общая психология, но и ее различные отделы такженаходятся на разных ступенях завершенности. Так, лучше всего обстоит дело впсихологии психических процессов, тогда как психология психических состояний исвойств личности заметно отстает. В инженерной психологии, психологии труда иэргономике высшего уровня достигли сенсомоторика, оперативные память и мышление.В области социальной психологии хорошо развиты психология малых групп, проблемыролевого поведения личности и ее аттитюдов, но в то же время значительноотстают психология психических состояний толпы, масс. Есть еще областипсихологического знания, такие, например, как психология массовых коммуникаций,психология искусства и др., которые только еще начинают оформляться в строгонаучные области психологии.
Заключение
Таким образом, полноестановление психологии как науки еще не завершено. Многие ее разделы продолжаютоставаться на стадии понимания и описания. Все это свидетельствует о том, чточеткие границы, разделяющие один период развития психологии от другого,провести трудно и что всякая одномерная периодизация относительна и условна. По-видимому,перспектива дальнейшей разработки проблем периодизации должны быть связаны смногомерным подходом в выборе и определении оснований и принципов для выделенияразличных периодов и построения периодизации в целом, что, в свою очередь,предполагает формирование полисистемной гипотетической концепции историипсихологии, разнообразие способов ретроспективной развертки, известную степеньполноты сведений о состоянии психологических знаний в конкретный период ихразвития.
В настоящее время осуществлениепринципов полисистемности и многомерности в изучении истории психологиизатруднено вследствие наличия существенных «белых пятен», в характерекоторых обнаруживаются сходные черты как в отечественной, так и зарубежнойисториографии. Эти белые пятна проявляются прежде всего в неравномерностираспределения историко-психологических исследований, различающихся по темам,проблематике, широте охвата и освещаемым периодам развития истории психологии.
Наибольший дефицитобнаруживается в сводных трудах, в которых обобщался бы весь опыт становлениямировой психологии и которые были бы направлены на выявление общих тенденций вразвитии психологической науки. Именно эта линия исследований, по единодушномумнению отечественных психологов, должна занять центральное место впсихологической историографии.
В современной отечественнойлитературе к числу таких сводных трудов можно было бы отнести, пожалуй, лишьработу М.Г. Ярошевского. Однако в ней не представлена история отечественнойпсихологии, что, во-первых, немало обедняет историю развития мировойпсихологии, а во-вторых, не позволяет раскрыть исторические связи отечественнойи зарубежной психологии в разные исторические периоды и определить реальноевлияние, роль и место русской и советской психологии в развитии всемирнойпсихологии.
В последние десятилетия в нашейстране стало значительно больше уделяться внимания истории отечественнойпсихологии. Свидетельством тому могут служить появление работ Б.Г. Ананьева, М.В.Соколова, А.В. Петровского, Е.А. Будиловой, А.А. Смирнова и других авторов. Вместес тем в большинстве из этих трудов история отечественной психологии вдореволюционный или советский периоды не соотносится специально с общимпроцессом развития мировой психологической науки. И таким образом,отечественная психология вновь остается обособленной, оторванной от общего ходаразвития мировой психологии.
А между тем историяотечественной психологии в ее отношении к истории развития зарубежнойпсихологии и мировой психологии в целом должна стать предметом специальногоисследования, так как действительное влияние отечественной психологии наразвитие психологии за рубежом было и остается весьма заметным и ощутимым. Влияниеидей П.М. Сеченова, В.М. Бехтерева, И.П. Павлова, Л.С. Выготского, Д.Н. Узнадзеи других видных ученых нашей страны находит достойную оценку средипрогрессивных ученых зарубежных стран. Вот как оценивает значение трудов Л.С. Выготскогокрупный современный американский ученый Дж. Брунер. Он подчеркивает: «Каждыйпсихолог, который занимался в минувшую четверть века познавательнымипроцессами, должен признать то большое влияние, которое оказали на него трудыЛьва Семеновича Выготского». Однако, как уже было показано, наряду спозитивными оценками нашей отечественной психологии за рубежом имеют место ипопытки искажения, принижения или полного игнорирования роли русской исоветской психологии. Именно это обстоятельство делает настоятельной задачейпроведение специальных исследований по истории отечественной психологии в общемконтексте развития мировой психологии.
Важность изучения историиотечественной психологии обусловлена в наше время еще и тем, что отечественнаяпсихологическая наука становится предметом особого интереса у психологовзарубежных стран. В последние годы за рубежом издаются специальные сборники имонографии по русской психологии. Возрастающий интерес к русской психологиисреди зарубежных ученых вызван некоторыми новыми тенденциями, которыеобнаруживаются в современной зарубежной психологии. Длительное господство взападных странах философии позитивизма привело в психологии к известномупренебрежению к вопросам теории и методологии, к теоретической разобщенностиконкретных исследований, к накоплению необозримого по своему масштабу и трудносопоставимому по своему содержанию эмпирического материала. Все это побуждаеттеперь современных зарубежных психологов отходить от принципов позитивизма,порождает у них стремление к разработке общетеоретических ифилософско-методологических проблем психологии. Именно с этой точки зрения опытотечественной психологии, богатый передовыми философскими и научными традициями,с которыми связаны грандиозные успехи отечественной психологической науки, всеболее и более привлекает внимание ученых зарубежных стран.
Преобладание моноцентрическогоподхода, т.е. освещения истории психологии в какой-либо отдельно взятой стране,безотносительно к истории развития психологии в других странах, является общейчертой, характеризующей современную как отечественную, так и зарубежнуюисториографию. И на наш взгляд на современном этапе моноцентрический принципдолжен смениться доминированием полицентрического способа интерпретации историипсихологической науки, предполагающего трактовку исторического развитияпсихологии в разных странах мира как единого интернационального процессастановления психологических знаний. В современных сводных трудах, обобщающихопыт становления и состояние современной мировой психологии, географиярассматриваемых в них научных центров уже не может быть ограничена лишьотдельными, ведущими зарубежными странами. Все более достойными вниманияявляются достижения научных центров, школ и направлений, развивающихся внастоящее время или возникших в более ранние периоды в других странах мира, втом числе и в странах азиатского и восточного региона.
В современной отечественной изарубежной историологии весьма слабо изучена история развития различныхотраслей психологии, взятых как в отдельности, так и в их взаимосвязи, В нашейстране история и современное состояние разных отраслей психологии представленалибо только обзорными статьями, либо отдельными главами в различных монографияхи учебных пособиях. Между тем имеются серьезные основания к тому, чтобырассмотрение истории психологической науки с точки зрения ее состава иструктуры стало одним из ведущих способов историко-психологического анализа какв масштабе одной страны, так и в рамках мировой истории психологии.
Возникновение и выделениебольшого числа различных отраслей психологии указывает на то, что именно они,по верному определению Л.И. Анциферовой, являются основными структурнымиформами развития современной психологии, именно отрасли психологии стягивают водин узел и стимулируют разработку общих проблем психологии, именно внутри нихзарождались и возникают новые психологические принципы. Отсюда вполне очевидно,что изменениям в структурных формах современного развития психологии долженсоответствовать и определенный способ ее историко-психологического исследования.И таким способом должен стать анализ истории психологической науки со стороныее структуры. Он даст возможность показать, как исторически складывалась системапсихологической науки, определить ее современную структуру, установитьисторические закономерности дифференциации и интеграции психологических знаний,предсказать возможные междисциплинарные связи психологии в будущем.
Многие теоретические и методологическиевопросы истории психологии, и особенно проблема периодизации, не могут быть внастоящее время решены вследствие неполноты сведений о состояниипсихологических знаний в отдельные конкретные периоды их развития. Менее всегоостаются раскрытыми история доантичной и средневековой психологии, развитиепсихологии в эпоху Возрождения. Довольно схематично изображается современноесостояние психологии и, более того, оно характеризуется, как правило, безанализа исторических предпосылок, определяющих своеобразие современныхтенденций и направлений в психологии, в то время как известно, что отрывсовременности от истории есть недооценка роли прошлого науки в созидании еенастоящего и будущего.
Подводя общие итоги, можнозаключить, что основная задача в области истории психологии на современномэтапе должна состоять в переводе историко-психологических исследований спростого эмпирического описания исторических фактов на теоретические рельсы, впреобразовании историографии в историологию. Для успешной реализации этойглавной задачи необходимо общее расширение историко-психологическихисследований, которые были бы развернуты в следующих направлениях:
разработка теоретических иметодологических основ истории психологии;
поиск новых гипотетическихмоделей, обеспечивающих многомерную интерпретацию исторического развитияпсихологии;
выявление общих тенденций вистории становления основ психологической науки и увеличение в этой связисводных трудов по всемирной психологии;
анализ современных тенденций вразвитии психологии на основе их исторических предпосылок;
построение прогнозовотносительно перспектив дальнейшего развития концептуального (категориального) иоперационального (методического) аппарата психологии, а также ее места и роли впрактике;
научная разработка проблемыобщей периодизации истории психологии;
устранение «белых пятен»в изучении отдельных исторических периодов, различных отраслей психологии, историипсихологии в разных странах мира;
изучение психологическогонаследия видных ученых прошлого и современности, критическое освоение опыта идостижений зарубежной психологии.
Список литературы
1.   Аристотель Сочинения: в 4 т. М., 2005.
2.   Богомолов А.С. Античная философия — М., 2005.
3.   Геродот. История. — М., 2006.
4.   Гиппократ. Избранные книги. — М., 2008.
5.   Ждан А.Н. История психологии: от Античности к современности. М., 2007.
6.   История психологии. 20 век / под. ред. П.Я. Гальперина,А.Н. Ждан. М., 2008.
7.   Лукреций Кар. О природе вещей. — М., 2006.
8.   Марцинковская Т.Д. История психологии: учеб. пособие для студентов высш.учеб. заведений. М., 2008.
9.   Платон. Сочинения: В 3 т. — М., 2007.
10. Рассел Б. История западной философии. — Ростов н/Д., 2008.
11. Трубецкой С.Н. История древней философии. — М., 2007.
12. Ярошевский М.Г. История психологии. — М., 2006.
13. Афоризмы Античности. — М., 2008.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :