Реферат по предмету "Психология"


История возникновения и развития психологии религии

Министерствообразования и науки РФ
Ярославскийгосударственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского
Институтпедагогики и психологии
Кафедрапедагогической психологии
Контрольнаяработа
по социальнойпсихологии
Тема: Историявозникновения и развития психологии религии
Сидельникова АнастасияИгоревна
Ростов, 2009

Содержание
Введение
1. История психологии религии
1.1… Возникновение и развитие психологии религии
1.2 Предмет и сущностьпсихологии религии
2. Понятие религии и религиозности в психологии
2.1 Религия и религиозность
2.2 Классификация религий
2.3 Человек – существорелигиозное
3. Развитие психологии религии на современном этапе
Психологическаяобстановка в исламском мире
Заключение
Список используемой литературы
Введение
В данной работе мырассмотрим историю возникновения и развития психологии религии, каковы былипричины появления этой науки, и какова ее современная проблематика.
Религияпринадлежит к тем явлениям, которые сопровождают человечество и человеческиеотношения на всем пути их существования и трансформации. Ученые спорят о том,когда и как у людей сложились первые религиозные представления и верования.Можно по-разному оценивать роль религии в жизни общества. Нет единого мнения ио том, что ждет религию в будущем. Тем не менее, несомненно, одно: без религии,без учета ее влияния невозможно развитие истории и социальных отношений любогогосударства, любого народа, любой группы, любого человека.
1. История психологии религии
Психология религии[1][лат. religio — совестливое отношение к чему-либо] — отрасль психологии,изучающая психологические и социально-психологические факторы, обусловливающиеособенности религиозного сознания, его структуру и функции.1.1     Возникновение и развитие психологии религии
Психология религии возниклав конце XIX — начале XX в. Основателями данной науки являются: В. Вундт, У.Джеймс, Т. Рибо и др. Эта наука накопила значительный материал о содержаниирелигиозного сознания, включающего такие понятия, как бог (дух), рай, ад, грехи др., а также об эмоциональных состояниях и чувствах человека во времямолитвы, исповеди и совершения других обрядов. В психологии религии существуетнесколько течений, базирующихся на различных теоретико-методологическихоснованиях. Советская психология религии использует теоретические положения иметоды общей и социальной психологии, социологии, этнографии и истории религии[2].
Изучение законовформирования, развития и функционирования религиозной психологии ведется вследующих направлениях: 1) общая теория психологии религии изучает содержание иструктуру религиозного сознания, специфику религиозных чувств, психологическиефункции религии в духовной жизни личности и общества; 2) дифференциальнаяпсихология религии рассматривает религиозное сознание и чувства верующих сучетом конкретной социальной среды и исторической эпохи; 3) психологиярелигиозных групп изучает социально-психологическую структуру религиозныхобщин, механизмы общения, подражания, внушения, установок и их воздействие насознание, чувства и поведение верующих; 4) психология религиозного культаисследует воздействие религиозных обрядов на психику человека; 5)педагогическая психология атеистического воспитания разрабатывает принципыформирования атеистического мировоззрения.
Большое влияние наразвитие психологии религии оказали европейские теологические, философские ипсихологические традиции. Среди них необходимо отметить классический британскийэмпиризм на рубеже XVIII--XIX вв., классическая немецкая философия, преждевсего философско-трансцендентальная проблематика опыта у И. Канта[3].Важнейшим и теологическим, и философским источником стало творчество Ф.Шлеермахера, он положил в основание своих исследований религиозный опыт и егоосмысление. Позже на психологию религии оказывали влияние в той или иной мерепрактически все движения и течения в европейской философии, в которых проблемарелигиозного опыта занимала заметное место. Важную роль здесь сыграли мыслителиXIX — начала XX в., такие как Т. Фехнер, Г. Тиррел, Ф. фон Хьюгель и особенноУ. Джеймс[4]. Необходимо отметитьтакже и влияние на развитие психологии религии философского движения нашегостолетия, такого как философская феноменология и аналитическая философия,которые настолько интегрированные в исследование религиозного опыта, что безних исследование уже не представимо.
Свой вклад в развитиепсихологии религии внесли и психологические школы. Вначале рассматривалисьнекоторые виды религиозного опыта, например обращение к Богу, призвание свышедля служения в мире, роль религиозных мотивов в деятельности человека. Вдальнейшем, по мере переключения на бессознательное были привлечены методыпсихоанализа, гуманистической психологии. Психоанализ отрицал право религии насобственный предмет, объясняя ее болезненностью психики невротика или жесписывая ее на низшие желания. Были также и положительные результаты: А. Маслоу[5]привлек внимание к «пиковому опыту» в жизни человека с высокой степеньюсамореализации и успешной самоотдаче. Он отнес этот опыт к мистическому, квидению трансцендентного, к первичным элементам религии. Г. Олпорт заявил оботличии зрелой религиозности от незрелой по признаку, озабочен ли человек,прежде всего собой, или же он действительно чуток к Высшему, к большему, чем онсам, т.е. способен жить в русле религии, а не использовать ее. Э. Эриксон[6]выявил положительную роль психосоциальных кризисов в жизни души, где важноезначение имеет ее ориентация на трансцендентное. Дж. Фаулер описал шесть этаповразвития веры в жизни человека. В. Франкл в противовес «глубинной»предложил «вершинную психологию», где основное значение для психики иее терапии придается смыслу жизни, корни которого — религиозны: «смыслдолжен быть найден, но не может быть создан», а совесть он рассматривалкак «орган смысла. Э. Фромм[7] писал о значении духовнойрадости и любви к Богу и ближнему для полноты душевной жизни. Все это далолучшее понимание души религиозного и верующего человека.  1.2 Предмет и сущность психологии религии
Предметом психологиирелигии является религиозность как психический факт, а именно суть сознания ирелигиозное поведение человека как выражение его внутренних переживаний.
Один из основателейсовременного религиоведения Макс Мюллер[8] сказал: „В наши днипочти невозможно говорить о религии, не обидев кого-нибудь. Некоторым религиякажется слишком священным предметом для научного изучения; другие ставят ее водин ряд с алхимией и астрологией, считая, что она сплетена из ошибок игаллюцинаций, недостойных внимания ученого. В некотором смысле я согласен сэтими двумя мнениями. Религия есть священный предмет, и в ее самой совершеннойили самой несовершенной форме она заслуживает наивысшего уважения“. Этимсловам более 130 лет, но их актуальность сегодня очевидна. Религиозность, кактакова, имеет свои закономерности развития. В разных религиях и даже вразличных деноминациях одного вероисповедания имеются свои специфическиеособенности, но есть и общие принципы. Так как человек сам по себе являетсярелигиозным существом, а религиозный опыт — деятельностью души, исследованиепредставляет определенный интерес и для самой психологии. „Психолог долженбыть кровно заинтересован в выяснении содержания религии, ибо для него важно,какое человеческое отношение в ней выражается и какое действие — доброе илизлое — она оказывает на человека, на развитие человеческих сил. Ему интересновыяснить не только психологические корни различных религий, но и ихценность“[9].
Хотя в последнее времяесть тенденция считать, что психология религии — это самостоятельная наука, нооказывается, что ее методика зависит от философии и богословскогомировоззрения, которые и определяют метод определения эмпирических показателейрелигиозного феномена. Психология религии — область научных исследований, гдеизучается воздействие религии на душевную жизнь человека. Психология религиипризнает трансцендентный опыт и убеждения, не затрагивая реальностисуществования трансцендентного предмета. Немецкий теолог Генрих Фрик[10]в своей книге „Сравнительное религиоведение“ утверждает, чтопсихология религии»…делится на индивидуальную и коллективную". Психологиярелигии принципиально занимается только человеком как партнером этой связи иисследует отображения, образы, понятия сверхъестественной действительности,которые созданы людьми. В наше время эта наука занимается проблемами структурыи типологии религиозного опыта и его обусловленностью, изучает роль религиозныхсостояний и актов в поведении личности, поднимает проблему обращения совести,исследует религиозные позиции, опыт, развитие, а также чувство вины исожаления. Для психологов большую проблему создает генезис религии ирелигиозности. Основываясь на эмпирических методах, современная психологиятолько описывает религиозные факты так, как их воспринимает человек, или группалюдей и дает их объяснение с помощью различных теоретических положений.Психология религии разрешает признать трансцендентные опыт и убеждения, неприсоединяясь к исследованиям реальности или вероятности трансцендентногопредмета. Психология религии не занимается вопросами объективного существованияБога, Его благодати — это вопросы философии и богословия, но она исследует какконкретный человек или группа людей понимает существование Всевышнего и Его действияв жизни этих людей. Поскольку религиозность — это проблема выбора человека, товыбор духовных ценностей происходит дифференцировано: у одних людей ондостаточно глубокий и поэтому связан со многими составляющими психики, у других- он очень поверхностный. В связи с этим формируется конкретная религиознаяличность.
2.Понятие религии и религиозности в психологии 2.1 Религия и религиозность
Религия[11](от лат. relegere — вновь воспроизвести, religari — соединить себя) — связь сВысшим, со Святым, открытость и доверие к Нему, готовность принять в качестверуководящих начал своей жизни то, что исходит от Высшего и открывается человекупри встречах с Ним. Следует привести определение религии русского философа Б.Н.Чичерина[12]: «Религия как общееявление человеческого духа есть стремление к живому общению с абсолютным»Можно сказать, что религия является способом достижения человеком контакта сбожеством. В протестантской и нецерковной ортодоксальной мысли это определениетак и звучит: Религия — это продукт естественных желаний и человеческого воображения,которое приписывает трансцендентному Высшему бытию то, что человеку хотелось бынайти в Нем согласно своим приземленным интересам и надеждам. В этом случаерелигия тесно связана с культурой, и определить причинно-следственную связьмежду ними не всегда представляется возможным. Между религией и религиозностьюсуществуют определенные отношения. По мнению К. Тиле[13]«религия как оболочка необходима только ради ядра, а религиозность как рази является ядром, …сущность религии в полной мере познаваема только во взаимномвлиянии религии и религиозности». Следует отметить и то, что до началаXVII века в европейской науке понятие религия имело отношение больше всего кхристианству. Религиозность выражалась в набожном, благоговейном отношении кбиблейскому Богу. С середины XVII столетия значение этого термина изменено.Слово «религия» стало означать «систему верований иобрядов». Его можно было использовать и во множественном числе: христианствостало одной из нескольких «религий». А религиозность стала иметьотношение к любому виду божества в анимизме, буддизме, христианстве, исламе ит.д. Таким образом, религиозность является субъективным аспектом религии, таккак она определяет личностное приспосабливание человека к определеннымтребованиям религиозной жизни.2.2Классификация религий
Человечеству знакомомножество религий[14]. Основные подходы к их классификациитакже многообразны. Существуют нормативные, географические, этнографические,философские, морфологические, лингвистические и другие принципы ееклассификации. Для психологии важно классифицировать религии сразу по двумоснованиям — по направленности и географическому признаку, позволяющим четкообозначить и их специфику, и видимое невооруженным глазом их одинаковоепроисхождение, сходство. Обычно различают религии:
• авраамическогомонотеизма (веры в единого Бога), вырастающие из древнего иудаизма и включающиев себя иудаизм, христианство и ислам;
• индийскогопроисхождения, представленные индуизмом, южным буддизмом (тхеравада),джайнизмом и сикхизмом;
• дальневосточные —конфуцианство, даосизм, синтоизм, северный буддизм (махаяна).
Этот перечень дополняюттак называемые этнические религии, принадлежащие к разнообразным культурам«малых обществ», которые иногда рассматриваются как «первобытные», — эторелигии аборигенов Африки, Полинезии, Австралии, североамериканских индейцев
2.3 Человек –существо религиозное
Рассматривая черты,присущие исключительно человеку, мы приходим к заключению, что он — существорелигиозное. К. Юнг, доказывая, что душа человека по своей природе религиозна,писал: «душа…имеет достоинство сущности, которой дано осознавать своеотношение к божественному»[15]. Религиозный человек[16](лат. homo religiosus) — это человек, живущий в мире под знаком действенногоприсутствия божества, человек благочестивый, добросовестный, исполненный страхаперед предметом поклонения. Религиозный опыт — разнообразный жизненный опытвстреч с Высшей реальностью, чувство присутствия безграничной тайны в жизни человека,вызывающее ответное благоговение и дающее внутренний мир, или же присутствиесвятого – не от мирной реальности, пробуждающей в нас страх и трепет; можетвосприниматься и как призыв изменить себя или что-то в окружающей жизни.Религиозный опыт встречается и у атеистически мыслящих людей, которые часто ненаходят ему адекватной интерпретации. Духовной ценности не имеет тотрелигиозный опыт, в котором не происходит встречи с живым Богом, и нет такихплодов как вера и послушание Ему. В процессе поисков источников религиозности вчеловеке ученые определили несколько составных, подтверждающих их наличие.
Поскольку, в общем,теория инстинктивного поведения в современных психологических исследованияхсчитается дискуссионной, то утверждение, что генезис религиозности начинается срелигиозного инстинкта, воспринимается настороженно. Позитивно оцениваяосновную интуицию, принадлежащую к концепции инстинктивных зародышей религии,то есть убеждение, что существует какой-то фактор или комплекс факторов,присущих человеку, которые допускают его религиозное поведение, в наше времяуказывают на категорию нужд. Религиозные стремления выражаются в поискахсчастья и истины, в стремлении к совершенной жизни, ощущении зависимости отТворца. Исходя из этого, нужно отметить, что религиозные и моральные концепциидолжны иметь первобытный источник в глубоких, часто неосознанных стремлениях,находящихся вне наших убеждений и опыта. Юнг утверждал, что истокирелигиозности находятся в коллективном бессознательном, где открываютсясверхчеловеческие истины. В. Франкл[17] в своей книге«Неосознанный Бог» описал так называемую неосознанную религиозность идуховность. Э. Кант[18], говоря о моральностикак об одном из средств определения религиозности, писал: «достижениенаивысшего блага — это необходимая цель воли, которая определяется моральнымзаконом…(который)…предписывает нам сделать наивысшее возможное благо в миреконечной целью всех наших поступков». Но ученый идет еще дальше, когдаутверждает, что человек не просто желает того, что согласуется с моральнымзаконом, но ожидает заслуженной похвалы через счастье тем, кто добиваетсяморального совершенства. И хотя эмпирическая психология не может опровергнутьили подтвердить существование религиозного инстинкта, однако возможность егосуществования не должна спорить с особенностями человеческого познания.
3.Развитие психологии религии на современном этапеПсихологическаяобстановка в исламском мире
Итак, пришло времяпо-иному взглянуть на глобальный процесс модернизации, где минусов оказалосьбольше, чем плюсов. По-новому следует рассматривать и реакцию отторжениямусульманским миром в XX веке по сути западной материалистической моделиразвития. Надо признать, что исламская культура, оказалась стойкой противницейэтой модели. На протяжении всего минувшего столетия она с завидным упорствомстроила собственную альтернативу[19].
Столь непоколебимаяпозиция объясняется тем, что, во-первых, мусульманским народам в течение всегоXX века пришлось прочувствовать на себе всю жестокость, все разрушительныепроявления материалистической модернизации. И, во-вторых, в том, что в самомучении и практике ислама заложен мощный иммунитет против болезнейсовременности. Серьезные кризисы и конфликты, охватившие ныне исламский мир, вбольшинстве случаев вытекают из социально-экологической дисгармонии,порожденной форсированным индустриально-потребительским развитием. Такиесистемные кризисы вызревают, как правило, в полутрадиционных полуиндустриалъныхстранах, независимо от моделей их общественно-государственного устройства.
Подавляющее большинствомусульманских стран сталкивается ныне со схожими проблемами: перенаселенностьюгородов и плодородных долин, бедностью, насильственными или вынужденнымимиграциями, монокультурной направленностью сельского хозяйства и сырьевойориентацией промышленности, функционированием крайне опасных для местныхэкосистем индустриальных производств, быстрым демографическим ростом,возрастающей нехваткой водно-земельных, продовольственных и энергетическихресурсов. Начало этому бедствию было положено еще в колониальную эпоху. Впостколониальный период, предвкушая быстрое процветание, мусульманские страныизбрали путь индустриализации промышленности и сельского хозяйства. Однакостартовые условия и возможности Запада и мусульманского Востока оказалисьнеравными. Речь идет не только о формационных, социально-экономическихусловиях, но и о природно-климатических, демографических и цивилизационных,охватывающих психологию, религию и этику, мировосприятие в целом. В результатек концу XX столетия в мусульманском мире, как и в остальных его частях, человекхозяйствующий нарушил взаимоотношения со своим жизненным пространством. Но«несущая способность» местных экосистем оказалась многократнопревышена по сравнению с таковыми в постиндустриальных странах. Под влиянием ускореннойиндустриальной модернизации, носившей зачастую уродливые формы, во многихмусульманских государствах вызрели глубинные социально-экологические кризисы,которые подорвали саму основу их дальнейшего поступательногосоциально-экономического развития. Деградационные процессы в биосфере и социумевызывали повышенный уровень конфликтогенности, социальной агрессивности,направленной вовне и вовнутрь. Но в мусульманском мире за конфликтами и войнаминадо видеть главное — нарастающая тенденция исламизации на постсоветскомпространстве и реисламизации на зарубежном Востоке — это прежде всегоцивилизационно-культурная, духовная реакция на забвение непреходящих ценностейчеловеческого бытия и разрушение гармонии мироздания. Это протест противневежества, безнравственности, эгоизма, лжи, лицемерия, цинизма, алчности,бессмысленного расточительства человеческой энергии и природных ресурсов — против всего того, что изначально было чуждо исламскому учению и в борьбепротив чего оно, собственно, и рождалось. Связанные в исламе воедино вера,этика и закон сохранили до наших дней среди широких слоев мусульман такиекультурно-психологические установки, как: обостренное чувство справедливости,коллективизма, взаимопомощи, ответственности за настоящее и будущее, трудолюбие,заботу о семье и нуждающихся, осуждение корысти и паразитизма. Этим принципамследуют или стараются следовать миллионы людей. Для них ислам — образ жизни,жизненный уклад, сохраняющий человеческое достоинство и духовное равновесие.Вполне естественно, что, сталкиваясь с противоположной идеологией и практикой,они не принимают их. Чем активнее навязываются неприемлемые стереотипы жизни,тем жестче ответ.
Заключение
Дляглубоко религиозного человека Бог или иные сверхъестественные существа нередковыступают как более важная реальность, чем окружающий мир. Общение с нимизанимает важное место в жизни таких людей. Заменяя реальное общение с людьми,оно создает иллюзию взаимной близости, вызывает интенсивные чувства, ведет кэмоциональной разрядке.
Бог дляверующего — собеседник, утешитель, к которому можно обратиться в любую минутужизни, он всегда доступен, всегда выслушает и утешит. К иллюзорному общению сБогом человека нередко толкает дефицит общения с людьми, дефицит внимания исочувствия к его нуждам и потребностям. В процессе религиозного общения,имеющего место в той или иной религиозной общине или конфессии, у верующихпостепенно формируется чувство «мы», происходит отделение их последователей отдругих верующих, верующих от неверующих, которые оцениваются как «они». Врезультате такого рода процессов и на основе сформировавшихся мнений,представлений, стереотипов у верующих появляется чувство единения, а иногда ипревосходства. Далеко не последнюю роль в этом играют богословы и служителикульта.
Что жекасается современной ситуации в исламском мире, то очень много еще неизученного. Причины обострения отношений религиозных конфессий до конца неисследованы. А ведь для психологии религии это поле для деятельности.
Списокиспользуемой литературы
1.   В.В. Лазарев. Этическая мысль вГермании и России. Кант-Гегель-Вл. Соловьев. М. 1997.268с
2.   В.И. Приленский Опыт исследованиямировоззрения ранних русских либералов. М. 1994. 276с
3.   Зенько Ю.М. Психология и религия.СПб., 2002. 342с
4.   Классики мирового религиоведения. М.,1996. 364с
5.   Маслоу А. Новые рубежи в развитиичеловека // Хрестоматия по гуманистической психотерапии. М., 1995.
6.   Религия и общество: Хрестоматия посоциологии религии. М., 1996.378с
7.   Социальная психология: Курс лекций /В.Г. Крысько. М., 2006. 352 с.
8.   Тихонравов Ю.В. Экзистенциальнаяпсихология. М., 1998. 378с
9.   Угринович Д.М. Психология религии. М., 1986.352с
10.     Франкл В. Человекв поисках смысла. М., 1990. 234с
11.     Фромм Э. Типырелигии и религиозного опыта. М., 1996. 302с
12.     Юнг К. Проблемадуши нашего времени. М., 1994.298с
13.     http://www.egrk.ru/vera_islam_02.php


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.