Реферат по предмету "Психология"


Исследование уровня субъективного контроля

Оглавление
Введение
Глава 1. Социальные и социально-эмоциональные проблемы детейиз семей алкоголиков
1.1 Ребенок в алкогольной семье
1.2 Особенности личности детей, воспитывающихся в семьяхалкоголиков
1.3 Локус контроля как особая личностная характеристика
Глава 2. Исследование уровня субъективного контроля у детей,воспитывающихся в семьях алкоголиков
2.1. Организация и методы исследования локуса контроля
2.2 Обработка и интерпретация результатов исследования
Заключение
Библиографический список
Приложение

Введение
Проблема семейногоалкоголизма в настоящее время вызывает особую тревогу. В первую очередь отзлоупотребления спиртным страдают дети. Негативные последствия имеет зачатие всостоянии опьянения, прием алкоголя матерью во время беременности- все этоприводит к разнообразным дефектам развития многих органов и систем организмаребенка. Особенно часто отмечаются нарушения центральной нервной системы. Крометого, при семейном алкоголизме умственная отсталость нередко сочетается стяжелыми нарушениями внимания, памяти, эмоционально-волевой сферы. Неблагоприятноевлияние алкоголизма родителей на детей не исчерпывается отклонениями набиологическом уровне. Семейный алкоголизм формирует комплекс отрицательныхмакросоциальных влияний на ребенка. Поэтому даже в случае, когда созреваниеорганизма происходит относительно благополучно, со всей остротой встаетпроблема социальной дезадаптации таких детей. Эмоцианально-поведенческие иличностные отклонения у детей, приобретенные в результате неправильноговоспитания, затрудняют формирование нормальных межличностных отношений исоциальной адаптации в целом. В свою очередь, социальная дезодаптация являетсямощным неблагоприятным фактором, утяжеляющим личные и поведенческие нарушения.Она способствует формированию стойких психопатических состояний, асоциальныхформ поведения. [1, с.15]
Проблемы воспитанияребенка в семье, в том числе и в неблагополучной, нашли отражение в работахтаких ученых, как: Ю.П. Азаров, Т.А. Александрова, Л. Анзорг, А.А. Аркин, A.M.Бардиан, И.В. Гребенников, Е. Григорьева, Т.А. Маркова, В.И. Нефедов, А.С.Спиваковская, Ю.Ю. Щербань и др. Предметом изучения ученых и практиковстановятся отклонения в поведении детей, обусловленные неблагополучнымифакторами семейного воспитания или отсутствием такового: представления осознательной и активной деятельности человека (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев,С.Л. Рубинштейн) и делении детерминант социального поведения на внешние ивнутренние (Е.В. Шорохова), общая теория ригидности (Г.В. Залевский), положенияо формировании и развитии социальной ответственности личности (К. Муздыбаев,А.А. Реан и др.). Выделяются такие тенденции как рост психических, личностных,эмоциональных отклонений, рост числа неврологических заболеваний. (М. Безруких,М.И. Буянов, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Г.М. Иващенко, И.С. Константинова,В.А. Леви, Е. Смирнова, А.С. Спиваковская и др.)
Актуальность. Лишь двадесятилетия назад работа с детьми из семей алкоголиков заключалась в том,что-либо родителей лечили от алкоголизма, либо их лишали родительских прав, адетей отправляли в детские дома и интернаты, где основной упор делают наобеспечение жизненно важных потребностей и обучения. Мало внимания уделялосьтому, что дети из алкогольных семей из-за неблагоприятных условий воспитанияили отсутствия такового, входят во взрослую жизнь совершенно неподготовленными,не могут адаптироваться в группе сверстников и испытывают большие трудности вобщении. Это дало стимул к пониманию того, что работа с детьми алкоголиковдолжна носить комплексный характер, обязательно учитывая и психические особенностидетей. В связи с этим особую важность приобретает своевременная ицеленаправленная работа с такими детьми. К сожалению, опыт показывает, чтопедагоги, как массовых школ, так и специализированных недостаточно осведомленыо специфических трудностях воспитания и обучения детей из алкогольных семей.Поэтому представляется необходимым более детальное изучение характерныхнарушений психического и личностного развития детей алкоголиков с цельюдальнейшего использования полученных результатов для улучшения методовкоррекции и воспитания таких детей. [12, с.8]
Предметом исследованияявляется локус контроля детей, воспитывающихся в семьях алкоголиков.
Объект исследования: детииз семей алкоголиков.
Цель исследования:определить уровень субъективного контроля у детей, воспитывающихся в семьяхалкоголиков.
Гипотеза исследования. Искажениесемейных отношений и воспитательного влияния в семьях алкоголиков на детей приводитк психическим и личностным отклонениям в развитии, а именно, к преобладанию удетей экстерального вида локуса контроля
Задачи исследования:
1.        Проанализироватьлитературу по проблемам алкоголизма родителей и их последствия на психическое иличностное развитие детей.
2.        Используяметодику исследования уровня субъективного контроля, разработанную в НИИ им,В.М. Бехтерева на основании шкалы локус контроля Дж. Роттера, определитьуровень субъективного контроля у детей, воспитывающихся в семьях алкоголиков.
3.        Используяметодику исследования уровня субъективного контроля, разработанную в НИИ им,В.М. Бехтерева на основании шкалы локус контроля Дж. Роттера, обследоватьдетей, воспитывающихся в обычных семьях.
4.        Обработать иинтерпретировать результаты исследования.
Методы исследования:
·          организационный(сравнительный метод — сопоставление различных групп),
·          эмпирический(тест «Исследование уровня субъективного контроля – локус контроля»разработанный в НИИ им, В.М. Бехтерева на основании шкалы локус контроля Дж.Роттера),
·          обработка данных( математический метод),
·          интерпретационный(описательный)
Практическая значимостьработы заключается в обобщении полученной информации, и рассмотрении вопросов опрактической значимости того или иного направления применительно к сегодняшнемудню, в деле помощи детям, воспитывающимся в семьях алкоголиков.
Глава I. Социальные исоциально-эмоциональные проблемы детей из семей алкоголиков
 
1.1 Ребенок валкогольной семье
Алкоголизм-этоболезненное пристрастие к алкоголю, развивающееся вследствие привычного егоупотребления и ведущее к утрате человеком социально ценных духовных ифизических качеств. Борьба с алкоголизмом в нашей стране и в мире приобретаетвсе большую актуальность. Это связано с тем, что данное заболевание наноситвред не только здоровью пьющего, но и является комплексной проблемой,включающей ряд аспектов: социальный, экономический, воспитательный, правовой,психологический. Особую тревогу вызывает проблема семейного алкоголизма. Неслучайно среди причин развода в экономически развитых странах алкоголизм одногоиз родителей достигает 60-80% случаев. В настоящее время в России половинаразводов происходит по инициативе женщин в связи с алкоголизмом мужа.Хроническая, травмирующая психику ситуация в семье неблагоприятно отражается наздоровье всех ее членов. В таких семьях складывается обстановка, делающаяневозможным полноценное воспитание и обучение детей: постоянные скандалы,грубость, насилие со стороны родителей, отсутствие взаимопонимания -все этоведет к умственной ограниченности и психофизическому недоразвитию детей.Изучение детей родителей, злоупотребляющих алкоголем, показало, что пьянство,даже в самой безобидной форме, оказывает отрицательное влияние на физическое ипсихическое развитие ребенка. Случаи, когда у злостных алкоголиков рождаютсявполне нормальные дети, не доказывает безвредности алкоголизма родителей, асвидетельствует лишь о том, что фактор пьянства действует в совокупности сбольшим количеством других факторов. Кроме того, следует отметить, чтодетальный анализ особенностей развития этих, так называемых «нормальных детей»,показывает наличие у них отклонений в эмоционально-волевой и личностных сферах.Будущим родителям надо знать, что эпизод употребления алкоголя (например,матерью во время беременности) может сыграть роковую роль в развитии ребенка.Этот случай может оказаться той единственной каплей, которая переполняет сосуди дает возможность излиться неблагополучному грузу наследственности илипроявится другим неблагоприятным предпосылка развития. [7, с.47-54]
 Несмотря на большоеразнообразие направлений, и характера психического и физического развития детейв условиях семейного алкоголизма, выявляются и его общие закономерности. Преждевсего, алкоголизм родителей ведет к соматической патологии: преждевременнымродам, отставание в физическом развитии ребенка. Такие дети плохо развиваются,страдают различными заболеваниями. В некоторых случаях алкоголизм одного изродителей ведет к рождению ребенка с различными уродствами.
В медицине естьспециальный термин для обозначений нарушений у детей алкоголиков: грубые порокиразвития систем организма плода под действием алкоголя называют алкогольнойэмбриопатией. Для этого состояния характерны в первую очередь недоразвитие илинеправильное развитие отдельных частей тела, врожденные пороки сердца, дефектыв строении верхней и нижней челюсти, глазные аномалии, неправильное развитиесуставов. Обычно дети матерей алкоголичек обращают на себя внимание не по возрастумалым весом и ростом, маленькой головой. Дисфункция со стороны нервной системыпроявляется уже с первых дней и месяцев жизни в форме специфической задержкипсихомоторного развития. 40-60% детей алкоголиков страдают олигофренией иумственной отсталостью. Признаки этого дефекта проявляются во всех сферахпсихической деятельности ребенка, в том числе в эмоционально -волевой. Дети плохооценивают ситуацию и не в состоянии изменить свое поведение исходя из ее особенностей.Многие из них не достаточно критичны к своему состоянию, эмоции ихповерхностны, слишком внушаемы. [7, с.47-54]
Несмотря на то, чтоуровень развития психических функций при олигофрении находится в прямойзависимости от выраженности патологии, возможности социальной адаптации такогоребенка в значительной степени определяются условиями обучения и воспитания.
Нарушение умственногоразвития детей, родителей, страдающих алкоголизмом, могут быть обусловлены нетолько олигофренией, но и задержанным темпом развития центральной нервнойсистемы. В этих случаях дети, хотя и не являются умственно отсталыми, но потемпу своего психического развития отстают от своих нормально развивающихсясверстников. Эта группа детей в отечественной литературе обозначается как детис задержкой психического развития (ЗПР), у которых отличается отставание в развитиитаких умственных операций, как анализ, сравнение, синтез.
Усилению или появлению генетическихотклонений в поведении у детей способствует неправильное воспитание илиотсутствие его как такового. Это случаи, когда дети брошены на произвол судьбыродителями, ведущими аморальный образ жизни, когда ребенок является лишним,отвергнутым и видит постоянные примеры жестокости, конфликтов и фальши состороны взрослых.
Такая наследственность исоциальная ситуация развития ребенка (недостаток заботы и ласки, жизнь всостоянии постоянного страха и непредсказуемость поведения родителей)провоцируют формирование специфических черт характера, обусловленныхпереживаниями ребенка и его внутренним конфликтом в ответ на действие идущихизвне стрессовых факторов психологического порядка. [13, с.24]
Внутренний конфликтявляется результатом столкновения в сознании ребенка противоположных,аффективно окрашенных отношений к близким людям при семейном алкоголизме.Подобные переживания возникают очень часто: это может быть двойственноеотношение к пьющему отцу или матери либо сочетание обиды и любви к родителям удетей, воспитывающихся в детских домах и интернатах. [19, с.134]
1.2 Особенностиличности детей, воспитывающихся в семьях алкоголиков
Выделим то общее, чтоприсуще детям алкоголиков в плане становления их характера как сочетанияврожденных и внешних влияний. Прежде всего, дети из семей алкоголиков оченьвпечатлительны. Впечатлительность близко примыкает к эмоциональности как особаяразновидность долговременной эмоциональной памяти. Она способствует запоминаниюнеприятных событий, их фиксации. Ребенок долго помнит обиду, оскорбление,страх, возвращается своими переживаниями в прошлое и не может так легко. какдругие, отталкиваться в своих действиях и поступках от настоящего. Почти вселети алкоголиков не могут идентифицировать или выразить свои чувства Ребенокпопросту изолирован от чувств. С рождения он ощущает диссонанс между поведениемродителей и уверениями их, что «все в порядке», «ничего не произошло». Ребенокучится не замечать, не реагировать на чувства других, свои переживаниястарается держать в себе. То есть импрессивность (склонность к внутреннейпереработке чувств и переживаний) — качество, также присущее большинству детейиз алкогольных семей.
Особенно тяжело дети переживаютобиду, полученную от родителей, которые в состоянии алкогольного опьяненияоскорбляют, угрожают побоями или даже убивают их. Но дети ни с родителями, ни всреде сверстников никогда не скажут об этом, о своих страданиях. Ведь вполнеестественно для детей гордиться своими родителями, однако, когда они понимают,что их семьи невыгодно отличаются от других, все равно начинают защищать своюсемью. Дети переживают все в душе, они убеждены, то о чем не высказано вслух,того не существует. Сохранение этого «большого секрета» является более важным,чем рассказать о своих чувствах. [ 12]
Также дети из алкогольныхсемей обладают внутренней неустойчивостью, обусловленной наличиемтрудносовместимых, противоположнонаправленных чувств и переживаний, склонностьюк беспокойству и волнениям. Последнее качество детерминируется, по мнению Л.И.Захарова повышенной эмоциональной чувствительностью, потрясениям и испугами,заостряющими эмоциональность, или передачей тревоги и беспокойства со стороныродителей, неразрешимостью какой-либо жизненно важной ситуации для ребенка, блокированиемего насущных потребностей, интересов и влечений, неспособностью утвердить себя,отсутствием внутреннего единства. [22]
Неразрешимые для детейпереживания обусловлены хронической психотравмирующей ситуацией, источникомпостоянного психического напряжения. На этом фоне дополнительно действующиепсихические травмы усиливают патогенность жизненной ситуации, поскольку ребенокне может справиться с ними. Вместе с внутренним конфликтом и неблагоприятным стечениемжизненных обстоятельств в целом, это позволяет говорить о появлении неудачного,травмирующего жизненного опыта. Положение осложняется тем, что дети могут из-засвоего ограниченного и уже деформированного опыта, условий воспитания иотношений в семье эмоционально отреагировать на накапливающеесянервно-психическое напряжение. [30, с.42] Когда длительно действующий стресспревосходит приспособительные возможности детей, не дает им выразить себя,своевременно разрешить травмирующую ситуацию, то он подрывает способностьадекватно воспринимать себя, сопровождаясь понижением самооценки,неуверенностью в своих силах и возможностях, страхами и тревогой, чувствомбеспомощности и бессилия, т.е. развитием идей самоуничтожения, неполноценности,неспособность быть собой среди других. Все эти нарушения приводят к различнымформам неправильного поведения у детей. [23, с.8-11]
К.Хорни (1993) полагала,что травмирующие переживания в семье способствуют формированию у ребенкаособого склада характера, который она называет базальной тревожностью(неразрывно связанной с базальной враждебностью). В данном случае у ребенкаразвивается чувство собственной незначительности, беспомощности, покинутости,подверженности опасности, нахождения в мире, открытом обидам, обману, нападкам,оскорблениям, предательству, зависти. Как считает К.Хорни, чем больше ребенокскрывает недовольство своей семьей, например, путем подчинения установкамродителей, тем в большей степени он проецирует свою тревожность на внешний мир,приобретая таким образом убеждение в том, что мир в целом опасен и страшен.Ребенок лишается уверенности в своей нужности, ценности для других, становитсяранимым и обидчивым, неспособным к самозащите. Острые реакции на частыепровоцирующие ситуации кристаллизуются постепенно в данный склад характера.[22, с.16-18]
Ф. Райс (2000) приводитданные, согласно которым существует взаимосвязь между конфликтами в семье исклонностью подростков к совершению правонарушений, а также снижением ихшкольной успеваемости, низким уровнем профессиональных устремлений. [29, с.28]
У детей алкоголиков частоимеются трудности в школе. Дети алкоголиков часто считают, что они будутнеудачниками, даже если у них хорошая академическая успеваемость. Они часто немогут представить себя преуспевающими людьми. Дети алкоголиков более подверженытому, чтобы пропускать школьные занятия, бросить учёбу, остаться на второй годв том же классе, или получить направление к школьному психологу. Это может бытьне связано с их академическими способностями. Скорее всего, детям алкоголиковсложно установить связь с учителями, с другими учащимися, со школой. Они могутиспытывать волнение по поводу успеваемости. Или они просто могут опасатьсяпровала. Подлинные причины ещё нужно установить.
У многих детейалкоголиков имеется то, что психологи именуют проблемой социальнойотчуждённости. Их отношения с другими людьми являются поверхностными, а число иинтенсивность их контактов с другими людьми ограничены. Работая с такойпроблемой, необходимо быть особенно чувствительными в вопросах оценки сильных ислабых сторон общения детей алкоголиков с другими людьми. [13, с.28]
Крайне важно помочь детямалкоголиков правильно относиться к родителям. Это то отношение, избежатькоторого они могут очень редко, вне зависимости от их возраста или от того,покинули ли они дом.
Взаимоотношения с людьмивне семьи могут также создать структуру для выживания ребенка и его роста какличности. Дружба со сверстниками сыграет важную роль в здоровом личном развитииребёнка. Поэтому следует уделить значительное внимание тому, чтобы помочь детямалкоголиков развить отношения с их сверстниками.
 Часто дети алкоголиковне в состоянии видеть собственных достижений отдельно от достижений своегородителя-алкоголика, и они недоумевают, не зная как помочь себе. Однако онимогут научиться сдерживать своё личное поведение, достижения и чувства.Необходимо развивать у таких детей чувство самообладания над собственнойжизнью, и это будет способствовать развитию личности с правильными и ценнымичувствами, качествами и способностями. Другими словами, важно, чтобы детиалкоголиков, подобно другим, развили чувство личной ответственности за многое,что с ними произойдёт. К сожалению, довольно часто дети алкоголиков делаютвывод, что их несчастье или счастье — это результат чужого поведения. Довольныеили недовольные, они осознают неспособность распоряжаться собственной жизнью.Дети, воспитывающиеся в семьях алкоголиков должны верить в то, что они всостоянии контролировать чувства, вызываемые происходящими в их жизнисобытиями. Они должны знать, что они в состоянии повлиять на то, что должно произойти.[13]
Е.М. Мастюкова выделяетследующие формы, поведения детей алкоголиков. Прежде всего, это реакциипротеста. Такие реакции чаще всего возникают при наличии алкоголизма одного изродителей. Ребенок становится грубым, непослушным, стремится все сделать назло.Наряду с активными реакциями протеста могут отличаться пассивные реакции, когдаребенок уходит из дома, боится родителей и не возвращается, затем постепенноначинает избегать общения и со сверстниками. На этом фоне у ребенка легковозникают невротические расстройства: нарушения сна, неустойчивость настроения.Могут наблюдаться тики, заиками, энурез.
Более резким проявлениемпассивного протеста являются попытки самоубийства, в основе которых лежитчрезмерно выраженное чувство обиды, желание отомстить, напугать. В некоторыхслучаях эти попытки носят демонстративный характер. Другой формой нарушенияповедения детей при семейном алкоголизме является имитационное поведение. Удетей в силу их обшей невротизации, повышенной внушаемости, эмоционально-волевойнеустойчивости имеется повышенная склонность к возникновению социальноотрицательных форм имитационного поведения, как сквернословие, хулиганскиепоступки, мелкое воровство, бродяжничество. Эти данные убедительно показываютроль окружения и предупреждении нарушений поведения и патологии характера удетей алкоголиков. [12, с.114 -120]
В условиях хроническитяжелой семейной обстановки указанные трудности поведения постепенно нарастаюти приобретают для ребенка характер привычного поведенческого стереотипа. Всеуказанные нарушения могут стать основной для формирования стойких патологическихсвойств личности, затрудняющих ее социальную адаптацию.
Исследования Е.М.Мастюковой показывают, что переживания детей, родители которых страдаюталкоголизмом, поверхностны и неустойчивы, не оказывают существенного влияния намотивационную и интеллектуальную сферы, а, следовательно, и на поведение в целом.Это связано с недостаточным осознанием детьми своих переживаний; не попадая всферу сознания, они быстро забываются и в результате дети редко задумываются опоследствиях своих поступков и не планируют их. Отставание в общем психическомразвитии, с одной стороны, и высокие требования со стороны школы с другой,приводят к возникновению конфликтных ситуаций, основным способом выхода изкоторых в младшем школьном возрасте является уход: прогулы занятий, побеги издома. Такой протест против требований социальной среды приобретает наиболее активныйхарактер к подростковому возрасту. Из 20 обследованных подростков14 состояли научете в наркологическом диспансере по поводу эпизодического либосистематического употребления алкоголя, веществ с наркотическим действием.Недоступность выполнения многих социальных требований, например, связанных собучением в школе, приводит к поиску обходных путей самоутверждения, вчастности к антиобщественны поступкам. Цели у нормально развивающихся детей наподростковый возраст приходится пик в формировании самосознания, то уподростков с признаками хронического алкоголизма, наркомании самосознаниеразвито слабо. Своеобразной компенсацией незрелости самосознания служитповышенная внушаемость таких подростков к асоциальным действиям. Нарушенияпсихического развития детей при семейном алкоголизме могут усугубляться за счеттаких нервно-психических заболеваний, как эпилепсия, умственная отсталость,дефекты зрения и слуха. [12]
В процессе работы вкачестве нарколога она обследовала много семей и выделила основные черты,присущие детям алкоголиков. Во — первых, это низкая самооценка. Невозможно,воспитываясь в обстановке эмоционального пренебрежения или, в лучшем случае,противоречивого воспитания, обрести достаточную уверенность в себе. Появлениенизкой самооценки детей алкоголиков зависит в основном от роли, которую онииграли и своих семьях.
Э. Смит выделяет 4группы:
1) «герой семьи» — постоянное стремление «героя» нравиться и заслужить одобрение других, особеннов семье, мотивируется крайне низкой оценкой собственных возможностей. Такиедети сосредоточены на том, чтобы все делать идеально и нести ответственность запроисходящее.
 2) «козел отпущения» — внешне проявляют низкую самооценку деструктивным поведением. Они готовыоскорбить, обидеть других, порождая в своей душе внутренние конфликты и недовольствособой. Несмотря на их желание быть другими, дети становятся очень похожими насвоих родителей, которых они ненавидят.
3) «потерянный ребенок» — страдает от постоянного одиночества, ощущения неадекватности в сравнении сдругими. Их низкая самооценка мироощущения заметна и внешне: они часто бываютзастенчивыми.
 4) «фамильный талисман»- постоянно стремится привлечь к себе внимание своим юмором, нежностью,болезненностью. [12, с.137]
Специалисты по детскойпсихиатрии считают, что первые пять лет жизни ребенка являются решающими вформировании здоровой и положительной концепции собственного «Я». Многиенарушения происходят до формирования памяти ребенка. Поэтому работу с детьми важноначать как можно раньше. [6, с.18]
Во-вторых, этофокусировка на внешнее окружение. Алкогольные семьи вынашивают мысль, что есливыждать достаточное время, то все встанет на свои места без принятияопределенных мер. Постоянная жизнь в атмосфере стресса, когда превалируетчувство беспомощности, приводит к мысли о том, что не стоит что-либо изменять,т.к. ни к чему хорошему это не приведет. Каждый день дети алкоголиков оцениваютпо поступкам, мыслям, чувствам других. Эта способность развивается в силунеобходимости и семье алкоголика, где моральный климат полностью зависит оттого, что алкоголик делает или что делал. Фокус на внешнее окружение в такихсемьях приводит к тому, что дети живут реакциями на окружающий мир, ониискренне заблуждаются, полагая, что когда «обстановка» изменится, у них тожевсе будет хорошо.
Третья характернаячерта-это неспособность идентифицировать или выразить свои чувства. У детейалкогольных семей отсутствует возможность учитывать в качестве примера длявыражения чувств отношения своих родителей. Они могут точно знать, что должнычувствовать и даже как реагировать при этом, но в действительности сами нечувствуют в полном смысле этого слова.
Взрослые дети алкоголиковмогут хорошо понимать других страдающих людей и даже помогать им, нооказываются не в состоянии справиться со своими переживаниями. Четвертаяотличительная черта — неспособность попросить о помощи, поскольку отрицаниеявляется главным симптомом алкоголизма, то в самой природе заболевания заложеностремление скрыть употребление алкоголя и связанных с этим семейных трудностей.Поэтому как бы ни было тяжело детям, они не попросят о помощи, скроютобстановку в себе. То ли по необходимости. то ли из страха довериться, детиалкоголиков учатся заботиться сами о себе. И став взрослыми, дети не могутнадеяться на то, что другие желают им помочь, и становятся неспособными, сам ипопросить помощи у других. В тоже время они обязательны в отношении помощидругим, даже когда нет необходимости или люди не заслуживают этого.
И последняя характернаячерта — экстремальное мышление. Наша способность принимать решениярассматривать альтернативы и соответственно действовать в трудных ситуацияхзависит в большей степени от примеров, преподанных нам в семьях. Семьиалкоголиков, которые чуть ли не постоянно живут под стрессом, имеют уникальныеспособы уживаться со стрессом. А когда признанная ситуация неизбежна, топроцесс принятия решения и последующих действий, главным образом, сводится кпоиску виновного, а затем наблюдается или чрезмерная активность, или почтиполная пассивность.
Итак, по результатамнаблюдений Э. Смит были выделены эти основные черты, присущие детям из семейалкоголиков. Взрослея, дети не могут избавиться от этих недостатков, и ихискаженно сформировавшаяся эмоциональная сфера накладывает сноп отпечаток напоявление круга проблем, обусловленных трудностями во взаимоотношениях,незнанием языка чувств, низкой самооценкой и большой раздражительностью. Всеэто и комплексе препятствуют нормальному вхождению во взрослую жизнь. [12, с.142]
Таким образом, проблемевлияния алкоголизма родителей на развитие детей посвящено достаточнолитературы. Однако, большая часть источников посвящена изучению нарушенияразвития на уровне органов и систем организма ребенка, в том числе иинтеллекта. А формирование личности, характера, эмоционально-волевой сферыребенка изучено не так тщательно.
1.3 Локус контроль какособая характеристика личности
Центральным личностнымновообразованием подросткового периода является становление нового уровнясамосознания, Я-концепции. Отрочество характеризуется, прежде всего, повышениемзначимости Я-концепции, системы представлений о себе, формированием сложнойсистемы самооценок на основании самоанализа и сравнения себя с другими.
Стремление оценивать себяпо объективным критериям, интерес к себе как к равноправному члену общества,создание внутренних критериев самооценки, базирующихся на реальных ипотенциальных достижениях подростка, выстраивание социально одобряемогоидеального Я способствуют его социализации и социальной компетентности. Степеньреализованности стремления отражается в адекватной самооценке и уровнепритязаний школьника, которые и могут служить признаком социальнойкомпетентности. (К. Гордон) [6, с.102]
Чувство взрослостиопределяет стремление подростков приобрести умения и качества, характеризующиевзрослого человека, и составляет основу формирования ответственности –важнейшей характеристики личности, отличающей социально зрелую личность отсоциально незрелой. Именно ответственность является основной составляющейсоциальной компетентности.
В настоящее времянаиболее распространена концепция двух типов ответственности, т.е. теория«локуса контроля» (Д. Роттер). Согласно Роттеру, одним из элементов знания осебе является гипотеза людей об источнике их достижений и неудач, успехов ипоражений, положительных и отрицательных результатов. В зависимости отсодержания этой гипотезы Д. Роттер предложил различать между собой людей всоответствии с тем, где они локализуют контроль над значимыми для себясобытиями, или иначе: различать людей с внутренней и внешней стратегиями.Существуют два крайних вида такой локализации, или локуса контроля: интеральныйи экстеральный. [12]
Ответственность первоготипа – это когда личность возлагает на себя всю ответственность за происходящеес ней в жизни («интернальный локус контроля»). Ответственность второго типасвязана с ситуацией, когда человек склонен считать ответственными за всепроисходящее с ним либо других людей, либо внешние обстоятельства(«экстернальный локус контроля»). В современных исследованиях понятиеинтернальности рассматривается дифференцированно. А.А. Реан ввел атрибутивныйпаттерн, условно называемый «хороший интернальный контроль». Он различаетинтернальность-экстернальность как по ситуативным областям (область достиженияи область неудач), так и по каузальным (ответственность за причины неудач иответственность за преодоление неудач).
«Хороший интернальныйконтроль» предполагает, что человек считает себя ответственным в областидостижений и за преодоление неудач, при этом причины неудач не обязательнообъясняет отсутствием собственных способностей, а обращается к внешнимобстоятельствам. Такая интерпретация «хорошей интернальности» наиболеесоответствует возрастным особенностям подростков, которые осознают своюответственность и взрослость как не совсем «подлинные». Они чувствуютнеуверенность в своей новой позиции и остро нуждаются в признании и поддержкеэтой позиции.
Ответственность и «локусконтроля» как ее показатель являются центральным признаком социальнойкомпетентности в подростковом возрасте. С формированием ответственности тесносвязано развитие воли и произвольности поведения подростка. Умение владетьсобой – важное качество взрослого, зрелого человека. Оно очень ценитсяподростком. Однако для типичного подростка характерны слабость воли,неорганизованность, сравнительно легкий отказ от достижения поставленной цели.Объясняя причины такой «волевой слабости», Л.С. Выготский говорил, что в этомслучае характерна слабость не воли, а цели подростка, способного овладеть своимповедением, но не имеющего такой цели, ради которой стоило бы это осуществить.Для развития воли, следовательно, особую роль приобретает усиление цели.Социально компетентный подросток овладевает сознательным целеполаганием. [12]
Для обеспечениясоциальной адаптации очень важно овладение школьником средствами достиженияжелаемого результата и организация собственного поведения. К таким средствамотносятся умение учитывать последствия совершенных и несовершенных поступковдля себя и других, способность представлять такие последствия не толькоинтеллектуально, но и эмоционально. Сформированность этих средств являетсяпризнаком социальной компетентности подростка. [28, с 12]
Таким образом, уровеньсубъективного контроля – (УСК) — способность субъекта контролировать себя исвое поведение, управлять им, брать на себя ответственность за происходящее сним и вокруг. [12, с.54]
Методика УСК — предназначена для оценки сформированного уровня субъективного контроляличности. Результат методики Уровень Субъективного Контроля может применяться вклинической психодиагностике, при профотборе, семейной консультации. Показателиметодики УСК организованы в соответствии с иерархической структурой системырегуляции деятельности и включают в себя все шкалы индивидуального УСКличности. Программа (Результаты Уровень Субъективного Контроля) предоставляетпсихологу полную текстовую интерпретацию, показатели по шкалам, и«Психографический профиль личности».
Данная экспериментально-психологическаяметодика (разработана в НИИ им. Бехтерева) позволяет сравнительно быстро иэффективно оценить сформированный у испытуемого уровень субъективного контролянад разнообразными жизненными ситуациями. Центральным в методике являетсявыделение двух крайних типов интерпретации значимых для испытуемого событий — т.н. «интернального»(И) и «экстернального»(Е).
Любому человекусвойственна определенная позиция между этими типами. Она может меняться взависимости от конкретной социальной ситуации и от отношения к ней:представляется ли ему она сложной или простой, приятной или неприятной и т.д.Поэтому, в данной методике, строится многомерный профиль, компоненты которогопривязаны к разным типам социальных ситуаций, разной степени общности. При этомиспользуются семь основных шкал, которые характеризуются:
«I» -ориентация-позиция между крайними типами И и Е;
«I+»-аналогично — в области достижений;
«I-»-аналогично — в области неудач;
«Iс»-аналогично — в области семейных отношений;
«Iп»-аналогично — в области производственных отношений;
«Iм»-аналогично — в области отношений с людьми;
«Iз»-аналогично — в области здоровья.
И восьмая, дополнительная,шкала «неискренность», которая позволяет судить о демонстративности,неискренности в ответах. При очень больших значениях по этой шкале результатытестирования считаются недостоверными.
Таким образом, локусконтроля является особой личностной характеристикой, в зависимости то которойиндивиды делятся на тех, кто более чувствителен к ситуационным воздействиям, итех, чье поведение в основном определяется личными диспозициями. Принадлежностьчеловека к тому или иному типу локализации контроля оказывает влияние намногообразные характеристики его психики и поведения. В нашем исследованиииспользование данной методики позволяет, с нашей точки зрения, определитьмеханизм функционирования социализированной личности, выявить источникрегуляции поведения (внешний или внутренний).

Глава 2 Исследованиеуровня субъективного контроля у детей, воспитывающихся в семьях алкоголиков
 
2.1 Организация и методыисследования локуса контроля
 
Целью исследованияявляется определение уровня субъективного контроля у детей, воспитывающихся всемьях алкоголиков, и в обычных семьях.
Для достиженияпоставленной цели мы определили задачи:
1.   Используя методику исследованияуровня субъективного контроля, разработанную в НИИ им, В.М. Бехтерева наосновании шкалы локус контроля Дж. Роттера, определить уровень субъективногоконтроля у детей, воспитывающихся в семьях алкоголиков.
2.   Используя методику исследованияуровня субъективного контроля, разработанную в НИИ им, В.М. Бехтерева наосновании шкалы локус контроля Дж. Роттера, обследовать детей, воспитывающихсяв обычных семьях.
3.   Обработать и проанализировать результатыисследования.
Методы исследования:организационный (сравнительный метод -сопоставление различных групп),эмпирический (опросник УСК), способ обработки данных (математический),интерпретационный (структурный метод).
Методика: Локус контроль
Цель методики: быстро иэффективно оценить сформированный у испытуемого уровень субъективного контролянад разнообразными жизненными ситуациями.
Автор: Д. Роттер
Параметры, по которымхарактеризуются результаты:
«I» -ориентация-позиция между крайними типами И и Е;
«I+»-аналогично — в области достижений;
«I-»-аналогично — в области неудач;
«Iс»-аналогично — в области семейных отношений;
«Iп»-аналогично — в области производственных отношений;
«Iм»-аналогично — в области отношений с людьми;
«Iз»-аналогично — в области здоровья.
И восьмая,дополнительная, шкала «неискренность», которая позволяет судить одемонстративности, неискренности в ответах. При очень больших значениях по этойшкале результаты тестирования считаются недостоверными.
С целью изучения уровнясубъективного контроля, было проведено обследование группы подростков из семейалкоголиков (группа №1 — 10 человека в возрасте 13 — 14 лет) и, для сравнения,группы подростков из непьющих семей (группа №2 — 10 человека в возрасте 13 — 14лет) с последующим сравнительным анализом полученных данных.
Каждому испытуемомупредлагался опросник УСК из 44 пунктов.
Группы былипроинструктированы: «Вам будут предложены 44 вопроса, на которые нужно ответить«да» (+) или «нет» (-) в зависимости от того, согласны Вы с даннымутверждением, свойственно ли Вам то, о чем говорится в утверждении или нет.Вопросы необходимо нумеровать».
Опрос проводился путемсамозаполнения анкеты в классе в присутствии школьного психолога.
Выбор данной возрастнойкатегории подростков обусловлен рядом обстоятельств, среди которых периодподросткового кризиса, определенный этап жизненного цикла в связи с ближайшимзавершением неполного среднего образования, способность самостоятельнозаполнить анкету, период «проблемности» во взаимоотношениях с родителями всвязи с потребностью в автономии и др.

2.2 Обработка иинтерпретация результатов исследования локуса контроля
В процессеисследовательской работы было установлено следующее:
1.        Уровеньсубъективного контроля детерминирует внутреннюю или внешнюю направленностьиспытуемых по отношению к значимым событиям его жизнедеятельности и являетсяпоказателем самосознания, определенным образом влияя на адекватность, высоту иустойчивость самооценки и самоотношения.
2.        Выявилисьособенности личностных показателей самоактуализации подростков.
3.        Шкалы локусаконтроля указывают на источник (внешний или внутренний) ответственности зарезультаты жизнедеятельности личности в разных сферах, но не связаны, видимо, сконтролем над самим процессом достижения этих результатов. На одном полюседанного фактора — внутренний контроль над процессом — настоящее «планируетсямною», «идет от меня», «зависит лично от меня», «зависит от моих усилий испособностей». На противоположном полюсе — внешний контроль над процессом —настоящее «планируется другими», «зависит от случая», «идет извне», «неподдается моему контролю». Внутренний контроль над процессом доминирует унормальных и благополучных подростков. У девиантов же он выражен в гораздоменьшей мере, сопровождается столь же выраженным внешним контролем.
Результаты представлены втаблице 1.
Таблица 1.Шкалы локус контроля Дети из семей алкоголиков Результат Дети из обычных семей Результат 1 2 3 4 5 Шкала общей интернальности Не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями их жизни, не считают себя способными контролировать их развитие и полагают, что большинство их является результатом случая или действий других людей.
0 баллов
3 стена Считают, что большинство важных событий в их жизни было результатом их собственных действий, что они могут ими управлять, и, следовательно, чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом
38 баллов
6 стен Шкала интернальности в области достижений
Приписывают свои успехи, достижения и радости внешним обстоятельствам — везению,
счастливой судьбе или помощи других людей
-7 баллов
2 стена
Считают, что могут осуществить свои планы в результате целенаправленных действий, оценки в школе зависят в
первую очередь от их степени подготовленности и их собственных усилий
14 баллов
7 стен Шкала интернальности в области неудач Склонны приписывать ответственность за неудачи другим людям или считать их результатом невезения
— 1 балл
3 стена Способны брать на себя ответственность за ошибки и неудачи, но также не отрицают момент удачи и ведения
7баллов
5 стен Шкала интернальности в семейных отношениях
Считают себя
в некоторой степени виноватыми за семейную ситуацию, но
ничего не могут изменить, надеются на других, склонны списывать все на стечение обстоятельств
2 балла
3 стена
Считают, что имеют влияние в семье, несут некоторую ответственность за ситуацию в семье, понимают, что
необходимо уметь принять мнение другого человека. Воспитание, по их мнению, играет важную роль.
13 баллов
6 стен Шкала интернальности в области производственных отношений. Склонны приписывать более важное значение внешним обстоятельствам — руководству, товарищам по работе, везению — невезению.
— 4 баллов
2 стена Настроены на хорошие взаимоотношения в коллективе, с руководством, считают, что достижения в работе, будущей карьере зависят от их усилий ответственности, работоспособности.
20 баллов
7 стен Шкала интернальности в области межличностных отношений.
Не считают нужным предпринимать усилия для того, чтобы завоевать симпатии других. В ряде случаев
считают, что их никто не ценит, в
ряде моментов открыто говорят, что это их не
интересуют.
9 баллов
9 стенов
Считают, что одиночество происходит из-за не проявления или недостаточного проявления интереса к сверстникам и дружелюбия,
считают, что имеют влияние на друзей, последние прислушиваются к их мнению.
6 баллов
7 стенов Шкала интернальности в отношении здоровья и болезни. Считают здоровье и болезнь результатом случая и надеются на то, что выздоровление придет в результате действий врачей.
— 6 баллов
1 стена
Часть детей считают, что скорее всего если суждено заболеть, то ничего не поделаешь,
в тоже время, что правильный образ жизни имеет большое влияние на здоровье
— 2 балла
3 стена
У подростков обеих группотмечается следующая особенность: собственное здоровье не является для нихзначимым измерением жизни (группа №1 — -6 баллов,1 стен), группа 2 — -2балла, 3стена).
Интерпретируя УСК делаемвывод:
Группа №1.
Не видят связи междусвоими действиями и значимыми для них событиями их жизни, не считают себяспособными контролировать их развитие и полагают, что большинство их являетсярезультатом случая или действий других людей. Приписывают свои успехи,достижения и радости внешним обстоятельствам — везению, счастливой судьбе илипомощи других людей. Склонны приписывать ответственность за неудачи другимлюдям или считать их результатом невезения. Считают себя в некоторой степенивиноватыми за семейную ситуацию, но ничего не могут изменить, надеются надругих, склонны списывать все на стечение обстоятельств. Склонны приписыватьболее важное значение внешним обстоятельствам — руководству, товарищам поработе, везению – невезению. Не считают нужным предпринимать усилия для того,чтобы завоевать симпатии других. В ряде случаев считают, что их никто не ценит,в ряде моментов открыто говорят, что это их не интересуют. Считают здоровье иболезнь результатом случая и надеются на то, что выздоровление придет врезультате действий врачей.
Вывод: у испытуемыхпреобладает экстернальный тип уровня субъективного контроля. В большинствесвоем испытуемые убеждены, что успехи и неудачи являются результатом действиявнешних сил, на которые невозможно оказать влияние.
Группа №2.
Считают, что большинствоважных событий в их жизни было результатом их собственных действий, что онимогут ими управлять, и, следовательно, чувствуют свою собственнуюответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом.Считают, что могут осуществить свои планы в результате целенаправленныхдействий, оценки в школе зависят в первую очередь от их степениподготовленности и их собственных усилий. Способны брать на себяответственность за ошибки и неудачи, но также не отрицают момент удачи иведения. Считают, что имеют влияние в семье, несут некоторую ответственность заситуацию в семье, понимают, что необходимо уметь принять мнение другогочеловека. Воспитание, по их мнению, играет важную роль. Настроены на хорошиевзаимоотношения в коллективе, с руководством, считают, что достижения в работе,будущей карьере зависят от их усилий ответственности, работоспособности.Считают, что одиночество происходит из-за не проявления или недостаточногопроявления интереса к сверстникам и дружелюбия, считают, что имеют влияние надрузей, последние прислушиваются к их мнению. Часть детей считают, что скореевсего если суждено заболеть, то ничего не поделаешь, в тоже время, чтоправильный образ жизни имеет большое влияние на здоровье.
Вывод: В ходеобследования выявлено в целом среди подростков увеличение соотношенияинтерального типа к экстеральному. Подростки более склонны считать, что ихдостижения, прежде всего, зависят от их личностных качеств, таких, каккомпетентность, целеустремленность или уровень интеллектуальных способностей.Для них не случайности или внешние условия, а собственные рациональные действияопределяют успехи и неудачи.
Нетрудно объяснить этиразличия условиями жизни подростков группы №1. Примером может быть следующаяситуация. У Оли и Леши К. – пьющая мать, отец в местах заключения. У подростковпоявилось желание покончить с собой. В результате недетских забот развилисьнерешительность, тревожность, мнительность, их пугает бесперспективность – «мыникому не нужны».
Данное состояниенаблюдалось мной у 7 из 10 обследованных подростков из семей алкоголиков.
Перенос центрасоциализации из семьи в группу ровесников приводит к ослаблению эмоциональныхсвязей с родителями. Необходимо заметить, что замечания относительно“обесценивания” родителей в подростковом и юношеском возрасте являются оченьраспространенными и даже, можно сказать, стали общим местом. Т.е. происходитснижение роли семьи как социального института в жизни подростка, наибольшеевлияние в этот период начинают играть ровесники.
Вследствие чего мыприходим к выводу, что следует специально учить подростков первой группырациональным способам планирования своей жизни или «способампространственно-временной организации деятельности личности, обеспечивающейдостижение ее целей и реализацию ее смыслов» (Е.М. Мастюкова), т.е. хронотопамдеятельности.
Необходимо, насколько этовозможно, поощрять инициативу подростков группы №1 в процессе выполненияразличных заданий, контролируя качество конечных результатов, создаватьситуация достижения успеха, снижать психологические нагрузки, помочь приобрестиуверенность в своих возможностях, оптимистическое отношение к собственнойжизни.
Я считаю что, это должноне только усилить инициативу, но и повысить ответственность, уровеньвнутреннего контроля над ходом своей жизни.

Заключение
Алкоголизм сегодняявляется не только чисто медицинской, но и общесоциальной проблемойсовременного общества. В значительной степени от злоупотребления взрослымиспиртным страдают дети. Это происходит вследствие того, что ситуация в семье,где один или оба родителя страдают алкоголизмом, травмирующе влияет на психикуребенка. В таких семьях полноценное воспитание и обучение детей не возможно:постоянные скандалы, негативное отношение к ребенку, включая прямое насилие,негативно влияет на его умственное и психофизическое развитие.
Травмирующие переживанияв семье способствуют формированию у ребенка особого склада характера: у ребенкаразвивается чувство собственной незначительности, беспомощности, покинутости,подверженности опасности, нахождения в мире, открытом обидам, обману, нападкам,оскорблениям, предательству, зависти. Ребенок лишается уверенности в своейнужности, ценности для других, становится ранимым и обидчивым, неспособным ксамозащите. Острые реакции на частые провоцирующие ситуации кристаллизуютсяпостепенно в личностные характеристики.
Переживания детей,родители которых страдают алкоголизмом, поверхностны и неустойчивы, неоказывают существенного влияния на мотивационную и интеллектуальную сферы, аследовательно, и на поведение в целом. Это связано с недостаточным осознаниемдетьми своих переживаний; не попадая в сферу сознания, они быстро забываются и врезультате дети редко задумываются о последствиях своих поступков и непланируют их. Недоступность выполнения многих социальных требований, например,связанных с обучением в школе, приводит к поиску обходных путейсамоутверждения, в частности к антиобщественны поступкам. Цели у нормальноразвивающихся детей на подростковый возраст приходится пик в формированиисамосознания, то у подростков с признаками хронического алкоголизма, наркоманиисамосознание развито слабо. Своеобразной компенсацией незрелости самосознанияслужит повышенная внушаемость таких подростков к асоциальным действиям.Особенностью этих форм поведения является их направленность на лицо, вызвавшееу ребенка конфликтное переживание, которое проявляется в виде грубости,стремления досадить определенному лицу. Отклонения в психическом развитии детейпри семейном алкоголизме часто нарушают их адаптацию к школе, учеба большинствуиз них дается с большим трудом. Дети тяготятся пребыванием в школе, надоедаюттоварищам своей расторможенностью и дурашливостью. Личность этих детейформируется дисгармонично, у них нет цельности переживаний, внутренняянеуверенность в себе часто сочетается с повышенной самооценкой, внешнеебезразличие к окружающим — с чрезмерной ранимостью.
Анализируя теоретическийматериал, мы предположили, что искажение семейных отношений и воспитательноговлияния в семьях алкоголиков на детей приводит к психическим и личностнымотклонениям в развитии, а именно, к преобладанию у детей экстерального видалокуса контроля. Для проверки своей гипотезы мы использовали метод локусконтроля Д. Роттера.
Данная методика позволиланам сравнить особенности субъективного контроля, являющегося особой личностнойхарактеристикой группы подростков из семей алкоголиков, так и из нормальныхсемей.
В экспериментальной частимы подтвердили сформулированную нами гипотезу и выполнили 3 задачи, выдвинутыедля достижения цели работы.
Учитывая всёвышеизложенное можно сделать следующие выводы.
Семья – это перваяинстанция на пути ребёнка в жизнь.
Родители составляютпервую общественную среду ребёнка. Родители являются образцами, на которыеребёнок ориентируется ежедневно. Личности родителей играют существеннейшую рольв жизни каждого человека.
Локус контроля являетсяособой личностной характеристикой, в зависимости то которой индивиды делятся натех, кто более чувствителен к ситуационным воздействиям, и тех, чье поведение восновном определяется личными диспозициями. Принадлежность человека к тому илииному типу локализации контроля оказывает влияние на многообразныехарактеристики его психики и поведения. В нашем исследовании использованиеданной методики позволяет, с нашей точки зрения, определить механизмфункционирования социализированной личности, выявить источник регуляцииповедения (внешний или внутренний).
Важным понятием,связанным с работой с такими детьми, является понятие социальной реабилитации,что означает реализацию их способностей к действиям, поведению, общению вобществе, которое отвечало бы ожиданиям этого общества. Я предполагаю, чтотакая социальная реабилитация способна вернуть детям алкоголиков социальноедостоинство. Данную гипотезу я хотела бы проверить в дальнейшей работе сдетьми, воспитывающимися в семьях алкоголиков.

Библиографическийсписок
 
1.    Алипов В.И., Корхов В.В Алкоголизм иматеринство. — Л.: Знание, -1988, 68 с.
2.    Антология социальной работы: В 5 т. /Сост. М.В.Фирсов. -М.: Сварогъ — НВФСПТ, -1995, 432 с.
3.    Баркер Р. Практика социальной работы/ Сокр.пер.с англ.-М.: Ин-тсоц.работы, 1994, 214 с.
4.    Берн Э. Игры, в которые играют люди.Люди, которые играют в игры. — СПб.: Специальная литература, 1995., 167 с.
5.    Бодалёв А.А. Личность и общение. — М., 1995., 203 с.
6.    Божович Л.И. Личность и ееформирование в детском возрасте. — М.: Владос, 1998., 156 с.
7.    Горьковая И.А. Нарушения поведения удетей из семей алкоголиков. // Обозр.психиат. и мед. психол., 1994/3, с.47-54.
8.    Гуслякова Л.Г., Холостова Е.И. Основытеории социальной работы: Учебноепособие. М.: Институт социальной работы, 1997.,374 с.
9.    Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение.Общая характеристика и закономерности развития. // Обозр. психиат. и мед.психол., 1991/1, с.8-15.
10.  Лисицин Ю.Б., Копыт Н.Я. Алкоголизм:Социально-гигиенические аспекты. — М.: Медицина, 1995,
11.  Лэндрет Г.Л. Игровая терапия:искусство отношений. — М.: Международная педакадемия, 1999.
12.  Мастюкова Е.М. Профилактика икоррекция нарушений психического развития детей при семейном алкоголизме. — М.:Просвещение, 2000, 341 с.
13.  Москаленко В.Д. Программа социальнойработы с семьями больных алкоголизмом. -М.: ЦОЦ, 2002, 75 с.
14.  Основы социальной работы: Учебник /Отв. ред. П.Д.Павленок. -М.: ИНФРА-М,1997, 364 с.
15.  Профессиональная деятельностьсоциального работника: Содержание и организация. -М.: Институт молодежи, 2003.189 с.
16.  Содержание и организация деятельноститерриториальных центров социальной помощи семье и детям. -М.: ИСР, 2005, 268 с.
17.  Соловников Т.И. Социально-психическаяреабилитация. — М.: Прогресс. 1991., 65 с.
18.  Сорвина А.С. Специфика социальнойработы с различными группами населения //Российский журнал социальной работы.1995. №2 с 47-53
19.  Социальная работа с семьей / Под ред.Т.В.Шеляг. -М.: ИСР, 2001, 286 с
20.  Социальная работа с семьей / Под ред.Е.И.Холостовой. -М.; Тула: ИСР, 1999., 229 с.
21.  Социальная работа: Теория и практика/ Под ред. Л.А.Арутюнян. -Ереван: Изд-во Ереванского университета, 1995, 268 с.
22.  Теория и методика социальной работы:Учебное пособие. М.: Союз, 1994. Ч.1-2.
23.  Теудер Ю.В., Сидоров П.И. Влияниесемьи на отношение детей к потреблению спиртных напитков //Здравоохрание РФ. — 1993, №7 с. 16-19
24.  Сборщикова К., Тереньтьева А.Развитие ребенка в алкогольное семье: возможности психокоррекции и реабилитации//Народное образование, 1999,№10, с.8-11.
25.  Толерантность как принцип социальнойработы // Российский журнал социальной работы. 1995.
26.  Философия социальной работы / Под ред.В.И.Митрохина. М.: Союз, 1998, 352 с.
27.  Фирсов М.В. Социальная работа вРоссии: Теория, история, общественная практика. М.: Союз, 1996., 370 с.
28.  Формы и методы работы с детьми иродителями центров социальной помощи семье/ Л.С. Алексеева и др. -М.:Государственный НИИ семьи и воспитания, 1999, 106с.
29.  Эмоциональные нарушения в детскомвозрасте и их коррекция. /Под ред. Лебединского В.В… — М.: Просвещение. 2000,454 с.
30.  Ярославцев И.В. Алкоголь и семья. — М.: Прогресс, 2003, 298 с.

Приложение 1
 
Тест УСК
ИНСТРУКЦИЯ:
Вам будут предложены 44вопроса. Ответьте пожалуйста на поставленные вопросы, используя (отмечая набланке) одну из градаций 7-балльной шкалы:Полностью не согласен -3 -2 -1 1 2 3 Полностью согласен
Опросник УСК
Продвижение по службебольше зависит от удачного стечения обстоятельств, чем от способностей и усилийчеловека.Полностью не согласен -3 -2 -1 1 2 3 Полностью согласен
Большинство разводовпроисходит от того, что люди не захотели приспособиться друг к другу.Полностью не согласен -3 -2 -1 1 2 3 Полностью согласен
Болезнь – дело случая;если уж суждено заболеть, то ничего не поделаешь.Полностью не согласен -3 -2 -1 1 2 3 Полностью согласен
Люди оказываютсяодинокими из-за того, что сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим.Полностью не согласен -3 -2 -1 1 2 3 Полностью согласен

Осуществление моихжеланий часто зависит от везения.Полностью не согласен -3 -2 -1 1 2 3 Полностью согласен
Бесполезно предприниматьусилия для того, чтобы завоевать симпатии других людей.Полностью не согласен -3 -2 -1 1 2 3 Полностью согласен
Внешние обстоятельства —родители и благосостояние — влияют на семейное счастье не меньше, чем отношениясупругов.Полностью не согласен -3 -2 -1 1 2 3 Полностью согласен
Я часто чувствую, чтомало влияю на то, что происходит со мной.Полностью не согласен -3 -2 -1 1 2 3 Полностью согласен
Как правило, руководствооказывается более эффективным, когда полностью контролирует действияподчиненных, а не полагается на их самостоятельность.Полностью не согласен -3 -2 -1 1 2 3 Полностью согласен
Мои отметки в школе частозависели от случайных обстоятельств (например, настроения учителя), чем от моихсобственных усилий.Полностью не согласен -3 -2 -1 1 2 3 Полностью согласен
Когда я строю планы, тоя, в общем, верю, что смогу осуществить их.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.