Реферат по предмету "Психология"


Исследование потребностно-смысловой сферы женщин-военнослужащих

Содержание
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕННОСТЕЙ В ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЕ ЧЕЛОВЕКА
1.1 Ценностные ориентации в контексте различныхпсихологических теорий
1.2 Понимание ценностей в отечественной психологии
Вывод
ГЛАВА2. СИСТЕМА ЛИЧНОСТНЫХ СМЫСЛОВ: СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ, ДИНАМИКА
2.1 Структурно-содержательныехарактеристики системы личностных смыслов
2.2 Проблема соотношения ценностей и личного смысла
Вывод
ГЛАВА3. ИССЛЕДОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ЖЕНЩИН-ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
3.1 Характеристика методовисследования
3.2 Анализ и интерпретация результатов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Проблемасмысла в настоящее время становится особенно актуальной в нашей стране, как вбытийной, так и в научной психологии. Социально-экономические и политическиепреобразования, происходящие в российском обществе в последнее десятилетиепривели к переоценке значимости многих фундаментальных ценностей, изменениюсоциальных стереотипов и вызвали эффект массового когнитивного диссонанса инеобходимость переосмысления своего места в обществе, личностных идеалов,ценностей, принятия на себя ответственности за результаты жизнедеятельности.Несоответствие сложившихся в сознании взрослого населения представлений иожиданий с реальными изменениями социальной действительности выражается внеспособности интегрироваться в новую социокультурную ситуацию, снижениисмысловой активности, что, в итоге и является одной из основных детерминантпсихологической деформации личности, ее деструктивного поведения.
У молодых людей входящихво взрослую жизнь, процесс смыслообразования осложняется отсутствиемустоявшихся в Российском обществе ценностей и идеалов гражданского общества. Потой же причине, образовательные программы школ и вузов обходят молчанием этупроблему. Учебные заведения практически не уделяют внимание формированию иразвитию самоактуализирующейся, внутренне свободной, гуманистическиориентированной личности, осознающей свою роль и место среди других людей,способной принять на себя ответственность за происходящее в современномобществе. При этом необходимо учитывать тот факт, что период завершенияобучения является для личности переходом из одной смысложизненной ситуации вдругую, со всеми вытекающими последствиями: ломкой сложившихся стереотипов, приспособлениек другим условиям быта, иной социокультурной среде, изменением экономического исоциально-демографического статуса.
Научный аспектисследования проблемы состоит в том, что, несмотря на достаточную проработкусмысложизненной проблематики в зарубежной психологии и повышение в последнеевремя интереса к смысловой сфере личности среди отечественных психологов до сихпор вопрос психологической природы данного феномена является чрезвычайноактуальным. Сегодня, в психологии по-прежнему остается нерешенной проблемакомплексного подхода к исследованию смысловой сферы личности: существуеттерминологическая неопределенность самого понятия «смысл», пока еще невыработана сколько-нибудь единая точка зрения на содержание и структуру личностныхсмыслов. Еще не в полной мере выявлены действенные механизмы и факторы,обеспечивающие продуктивное формирование, развитие и функционирование системыличностных смыслов. Это отрицательно сказывается на практике воспитательной,развивающей и коррекционной работы, поскольку участники этого процесса имеютдело не с проявлением отдельных компонентов сознания, как элементов внутреннегомира человека или смыслом жизни, как данной объективной реальностью, а спродуктивно функционирующей системой индивидуальных личностных смыслов, какцелостным образованием, определяющим весь процесс жизнедеятельности человека.
Таким образом, осознаниенедостаточной теоретической и практической разработанности проблемы, решениекоторой отвечало бы потребностям современного состояния общества, может бытьрассмотрено в качестве обоснования необходимости ее изучения, между тем, этаважнейшая сфера жизнедеятельности человека была и остается в основном уделомсмежных с философией и языкознанием дисциплин.
Учитывая тот факт, чтовоенные в большинстве своем мужчины, можно говорить и о том, чтопотребностно-смысловая сфера женщин – военнослужащих остается во многом неизучена.
Поэтому можно говорить отом, что тема данной работы «Исследование потребностно-смысловой сферы женщин –военнослужащих» является актуальной.
Цель данной работы –провести теоретическое и практическое исследование потребностно-смысловой сферыженщин – военнослужащих.
Задачи:
рассмотреть ценностныеориентации в контексте различных психологических теорий;
выявить основныетрактовки ценностей в трудах отечественных психологов;
выявить соотношениеличностных ценностей и смыла;
провести исследование.
Методы:
теоретический анализлитературных источников и специальной литературы;
эмпирическое исследованиепотребностно-смысловой сферы женщин – военнослужащих.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕННОСТЕЙ В ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЕ ЧЕЛОВЕКА
 
1.1Ценностные ориентации в контексте различных психологических теорий
Существует множествоопределений понятия «ценность», как имеющих общий, очень широкийсмысл, так и сводящих это понятие до одного из явлений мотивационного процесса.Так, например, Э. Толмен определяет ценность как привлекательность целевогообъекта, т.е. она наряду с потребностью определяет нужность цели[1].
В более общихопределениях понятию «ценность» может придаваться несколько значений,в зависимости от рассматриваемого аспекта:
Ценность — какобщественный идеал, выработанное общественным сознанием, содержащееся в немабстрактное представление об атрибутах должного в различных сферах общественнойжизни. Это общечеловеческие и конкретно-исторические ценности.
Ценности, предстающие вобъективированной форме в виде произведений материальной и духовной культурылибо человеческих поступков.
Социальные ценности,преломляясь через призму индивидуальной жизнедеятельности, входят впсихологическую структуру личности в форме личностных ценностей[2].
Понятию«ценность», как составляющей личности, придается неодинаковоезначение в различных психологических школах. Так, например, З. Фрейд не касалсяпрямо проблемы ценностей, но соотнесенность с ними все-таки подразумевалась.«Суперэго» Фрейда представляет собой по существу хранилище какбессознательных, так и социально обусловленных моральных установлений,этических ценностей и норм поведения, которые служат своего рода судьей илицензором деятельности и мыслей Эго, устанавливая для него определенные границы.Фрейд в своих работах указывает на три функции суперэго: совесть,самонаблюдение и формирование идеалов. По его мнению, задачей совести являетсяограничение, запрещение сознательной деятельности; задачей самонаблюдения — оценка деятельности независимо от побуждений и потребностей Ид и Эго.Формирование идеалов связано с развитием самого Суперэго. По словам Фрейда,«суперэго ребенка в действительности конструируется … по модели суперэгоего родителей: оно наполнено тем же содержанием и становится носителем традициии переживающих время суждений ценности, которые передаются, таким образом, отпоколения к поколению»[3].
Прегенитальная ориентацияу З. Фрейда характеризуется такими чертами личности, как жадность, зависимость,стремление к скупости, тогда как генитальная ориентация характеризуетсяпродуктивным, зрелым характером, более высоким в этическом отношении[4].Таким образом, характерология Фрейда подразумевает, что добродетель являетсяестественной целью человеческого развития, однако связь между характером иэтикой высказывается неявно. Как справедливо отмечает Э. Фромм, «она идолжна оставаться довольно путаной, частью из-за противоречия между фрейдовскимрелятивизмом и имплицитным признанием гуманистических этических ценностей,частью из-за того, что Фрейд, уделяя главное внимание изучению невротическогохарактера, недостаточно внимания уделял анализу и описанию генитального изрелого уровней развития характера»[5].
Психоаналитическую теориюличности Фрейда можно отнести к числу психодинамических, использующих дляописания личности внутренние психологические свойства индивида, в первуюочередь, его потребности и мотивы. Однако, по Фрейду, основные потребности имотивы поведения самой личностью неосознаваемы и находятся в состоянииконфликта с социальными нормами. В этой связи совершенно справедливовысказывание Б.В. Зейгарник: «неприемлемым в учении Фрейда вметодологическом отношении является для нас не факт признания бессознательного,а его трактовка как явления, противоречащего сознанию, — это, во-первых, аво-вторых, признание того, что основным механизмом развития личности являетсябиологическая потребность, удовлетворение которой не может произойти из-засоциальных нормативов, что все атрибуты сознательной жизни человекапредставляют собой лишь символы вытесненных биологических потребностей»[6].Эту же критику можно отнести и к представителям инстинктивизма и бихевиоризма.В данных направлениях утверждается, что все мотивы человеческого поведениянаправлены к «редукции напряжения»[7]. По мнению Э. Фромма,«это представление о биологически имманентных ценностях. Доводы некоторыхпредставителей этого направления мысли сводятся к тому, что такие переживания,как любовь, преданность, групповая солидарность, коренятся в соответствующихчувствах животных»[8].
Многие неофрейдисты, вчастности, Э. Фромм, пытались социологизировать теорию Фрейда. Так, по мнениюФромма, у каждого человека имеется потребность в ценностях, которые направляютего поступки и чувства. Фромм делит их на две категории:
официально признанные,осознаваемые (религиозные и гуманистические) ценности;
действительные,бессознательные (порожденные социальной системой).
Вторая группа являетсянепосредственными мотивами человеческого поведения. Обе группы структурированыи образуют иерархию, "… в которой высшие ценности определяют все прочиекак необходимые для реализации первых соотносительные понятия"[9].Фромм подчеркивает известную автономию по отношению к органическимпотребностям, социальный и исторический характер собственно человеческихпотребностей и мотивов. Пытаясь объединить социологический и психоаналитическийподходы, Э.Фромм соотносит прегенитальный и генитальный типы ориентации З.Фрейда с «непродуктивным» и «продуктивным» типамиориентаций, отличающимися направленностью на различные системы ценностей. Имвыделяется несколько типов непродуктивной ориентации: рецептивный (получающий),эксплуататорский (берущий), накопительский (сохраняющий) и рыночный(обменивающий). Продуктивная ориентация (производящий, дающий тип характера),по словам Э. Фромма, отличается подчинением всех усилий человека целям роста иразвития всех его потенций. Однако в трактовке исторических и социальныхсобытий Э. Фромм апеллирует к психологическим механизмам.
Типология социальныххарактеров американского социолога психоаналитического направления Д. Рисменапостроена на внешнем или внутреннем происхождении ценностных ориентацийличности. Социальный характер он определяет как «более или менеепостоянную, социально и исторически обусловленную организацию стремленийиндивидуума и его возможностей их удовлетворить»[10].По его мнению, источником ориентации личности на определенную систему ценностейможет являться собственное мировоззрение человека или социальная среда,признающая, одобряющая или отвергающая те или иные ценности. Д. Рисмен какосновные описывает исторически обусловленные «ориентированныйизнутри» и «ориентированный извне» типы социального характера.
Поведение первогоопределяется интернализованными в раннем детском возрасте нормами, ценностями ижизненными принципами. «Ориентированная изнутри» личность являетсяболее целеустремленной, динамичной, предприимчивой, более открытой к переменами нововведениям, требующей или осуществляющей «позитивное лидерство».
Поведение«ориентированной извне» личности определяется не собственнымипринципами, а «другими», т.е. ценностями окружающих, модой, внешнимивлияниями, существующей системой общественных связей. При этом«ориентированный извне» человек характеризуется не только слабым«суперэго», представляющим собой интернализованую систему норм иценностей, но и слабым самостоятельным «Я». Такой человек обезличен,стандартизован современным потребительским обществом, пассивен и становитсяобъектом манипулирования.
Анализ связей междуценностями личности и общества осуществлялся также при исследованиях социальнойустановки. У. Томас и Ф. Знанецкий понимали под социальной установкой состояниесознания индивида относительно некоторой ценности. Поведение личности вобществе оценивалось ими с точки зрения «социальной ситуации»,включающей в себя социальные нормы и ценности, социальную установку индивида, иопределение им ситуации. Определение ситуации индивидом, исходя из собственныхустановок или групповых норм, позволяет судить о его степени приспособляемостик социальному окружению, конформности. На этой основе У. Томас и Ф. Знанецкийвыделили три типа личности: мещанский (ориентирующийся на традиционныеценности), богемный (характеризующийся нестойкими и несвязанными ценностями,высокой степенью приспособляемости), и творческий (единственный, определяющийразвитие общества и культуры)[11].
Описание социальнообусловленных факторов развития личности можно встретить и у другогопредставителя неофрейдизма — К. Хорни. Основной мотивацией человеческихпоступков объявляется «коренная тревога» — это фиксированноевнутреннее свойство психической деятельности. Исходя из этого, К. Хорнивыделяет типы поведения: потребность в любви и привязанности; стремление квласти, престижу и обладанию; отвращение к соперничеству; невротическое чувствовины[12].
Таким образом, для теорииЗ. Фрейда и его последователей свойственны врожденность и фатальностьмеханизмов развития личности, а также противоречие между потребностями личностии социальными нормами.
Совершенно иной подход кпроблеме ценностных ориентаций в структуре личности сложился в «понимающейпсихологии». Э. Шпрангер, развивая учение В. Дильтея о том, что задачапсихологии состоит в раскрытии смысловой, душевной жизни личности, ценностныхориентаций[13], полагал, что«психология является описательной и понимающей наукой, а ненормативной»[14]. Шпрангер считал, чтоосновой личности является ценностная ориентация, посредством которой онапознает мир. Включение субъекта в познание и означает эту ценностнуюориентацию. По Шпрангеру, ценностная ориентация личности — продукт общейценностной ориентации человечества. Это чисто духовное начало, определяющее укаждого человека понятие мира и являющееся производной частью общегочеловеческого духа. Исходя из этого, Шпрангер выделяет шесть типов личности:
теоретический человек — основная ценность — это поиск истины;
экономический человек — основной акцент делается на полезных и практических ценностях;
эстетический человек — наивысшей ценностью считаются стиль и гармония, окружающая действительностьоценивается и воспринимается с точки зрения изящества или соответствияситуации;
социальный человек — главная ценность это любовь, стремление к всеобщей любви, любви ко всемучеловечеству;
политический человек — основная ценностная направленность — личная власть, влияние, известность, неограниченные сферой политики;
религиозный человек — ценностная ориентация состоит в поиске смысла жизни, высшей духовной силы[15].
Выделенные типы непредставляют собой некую классификацию людей, они лишь показывают их различияне по психофизиологическим параметрам, а по ценностным ориентациям человека.Эти типы трактуются Шпрангером как универсалии человеческой природы,независимые от места и времени, без учета конкретных исторических и социальныхусловий, т.е. абстрактно-метафизически.
Проблема регулятивнойроли высших человеческих ценностей — смысловых образований ставитсяпредставителями гуманистического направления.
Центральным звеном теорииличности А. Маслоу является самоактуализация — стремление человека к болееполному выявлению и развитию своих личностных возможностей, которое являетсявысшей ступенью в иерархии потребностей. По Маслоу, все самоактуализирующиесялюди стремятся к реализации «бытийных» ценностей. Для них этиценности выступают как жизненно важные потребности[16].Маслоу полагает, что есть определенные ценности, присущие каждому человеку.«Высшие ценности существуют в самой человеческой природе и могут быть тамнайдены»[17]. Он выделяет две группыценностей:
Б-ценности (ценностибытия) — высшие ценности, присущие самоактуализирующимся людям (истина, добро,красота, целостность, преодоление дихотомии, жизненность, уникальность,совершенство, необходимость, полнота, справедливость, порядок, простота,богатство, легкость без усилия, игра, самодостаточность);
Д-ценности (дефициентныеценности) — низшие ценности, поскольку, они ориентированы на удовлетворениекакой-то потребности, которая неудовлетворена или фрустрирована. Маслоу необращается эксплицитно к Д-ценностям.
Таким образом, ценности уМаслоу являются частью мотивационно-потребностной сферы, однако онирассматриваются без учета определяющей роли социальных и исторических факторовразвития личности.
Описанные Э. Шостромом наоснове теории А. Маслоу характеристики «манипулятора» и«актуализатора» во многом совпадают с характеристиками«ориентированного извне» и «ориентированного изнутри»типами Д. Рисмена. «Манипулятор» Э. Шострома, в частности, не осознаетдействительного значения жизни, зависим от оценки со стороны окружающих истремится произвести впечатление, старается контролировать ситуацию и самстановится объектом контроля, загоняет свою самобытность вглубь и повторяет,копирует чьи-то поведенческие модели, т.е. ориентируется на ценности других.«Актуализатор», напротив, является «внутренне направляемойличностью», способен сам сформировать свое мнение о жизненных принципах иценностях, имеет «автономную и самоподдерживающуюся ориентацию» иобладает свободой реализовать свой потенциал[18].
1.2 Понимание ценностей в отечественной психологии
В отечественнойпсихологии сложился целый ряд школ и направлений, в которых аналогичные подходык пониманию ценностей рассматриваются в различных аспектах изучения свойствличности.
В одних школах личностьрассматривается в связи с анализом ее деятельности (А.Н. Леонтьев, C.Л.Рубинштейн), в других центральное место занимает изучение психологическихотношений личности (В.Н. Мясищев), в третьих личность исследуется в связи собщением (К.А. Абульханова-Славская, А.А. Бодалев, Б.Ф. Ломов) или в связи сустановками (Д.Н. Узнадзе, А.С.Прангишвили).
Несмотря на различиетрактовок личности в отечественной психологии, в качестве ведущей личностнойхарактеристики выделяется направленность. В разных концепциях этахарактеристика раскрывается по-разному: как «основная жизненнаянаправленность» (Б.Г. Ананьев), «динамическая тенденция» (С.Л. Рубинштейн),«смыслообразующий мотив» (А.Н. Леонтьев), «доминирующиеотношения» (В.Н. Мясищев). По мнению Б.Ф. Ломова, направленность выступаеткак системообразующее свойство личности, определяющее ее психологический склад[19].«В глобальном плане направленность можно оценить как отношение того, чтоличность получает и берет от общества (имеются в виду материальные и духовныеценности), к тому, что она ему дает, вносит в его развитие»[20].
Из вышесказанногоследует, что понятие личность не может рассматриваться в отрыве от социальнойсреды, общества. Исходным моментом индивидуальных характеристик человека какличности, по мнению Б.Г. Ананьева, является его статус в обществе, равно как истатус общности, в которой складывалась и формировалась данная личность. Наоснове социального статуса личности формируются системы ее социальных ролей иценностных ориентаций. Статус, роли и ценностные ориентации, образуя первичныйкласс личностных свойств, определяют особенности структуры и мотивацииповедения, и, во взаимодействии с ними, — характер и склонности человека[21].В этой связи Б.Г. Ананьев рассматривает ценностные ориентации как одно изцентральных звеньев в комплексном изучении личности и закономерностей ее развития.
С.Л. Рубинштейн такжеписал, что «ценности — … производны от соотношения мира и человека,выражая то, что в мире, включая и то, что создает человек в процессе истории,значимо для человека»[22].
По мнению А.Г.Здравомыслова, ценности выступают важным связующим звеном между обществом,социальной средой и личностью, ее внутренним миром[23].
Анализируяфункционирование ценностей в процессе жизнедеятельности, следует исходить изотношения субъект-объект, т.е. какие значения приписываются субъектом объектамвнешнего мира, как он их переживает и оценивает. Ценностные отношения субъектак внешнему миру опосредованы ориентацией человека на других людей, на обществов целом, на существующие в нем идеалы, представления и нормы. Как отмечаетВ.П.Тугаринов, «отдельный человек может пользоваться лишь теми ценностями,которые имеются в обществе. Поэтому ценности жизни отдельного человека в основесвоей суть ценности окружающей его общественной жизни»[24].
Он условно делит их натри категории:
Материальные ценности — техника и материальные блага, они могут выполнять функцию стимулятораиндивидуально-психического развития лишь в совокупности собщественно-политическими и духовными ценностями.
Общественно-политическиеценности — свобода, братство, равенство, справедливость.
Духовные ценности — образование, наука, искусство.
Направленность личностина те или иные ценности — по В.П. Тугаринову — составляет ее ценностныеориентации.
О.Г. Дробиницкий выделяетдва полюса ценностного отношения к миру — предметные ценности, которыевыступают как объекты направленных на них потребностей, и ценности сознания илиценности-представления. Первые есть объекты наших оценок, а вторые выступают вкачестве высших критериев для таких оценок[25].
Предметные ценностивыражают деятельную потребность человека, они являются «знаками»,опредмеченными во внешних объектах человеческих способностей и возможностей,символизирующих последние в виде «значения» предметов, получившихсоциальную санкцию.
А.А. Козлов, В.Т.Лисовский, З.В. Сикевич под предметными ценностями понимают «любыематериальные или идеальные явления ради получения, сохранения и обладаниякоторыми индивид, социальная группа, общество предпринимают усилия, то естьценности — это то, ради чего люди живут»[26]. Они выделяют двекатегории ценностей:
Сквозные ценности,являющиеся основными в любой сфере деятельности (трудолюбие, инициативность,честность, порядочность, терпимость, доброжелательность, вера, милосердие идр.).
Фундаментальные ценности,не зависящие от сферы и обстоятельств жизнедеятельности.
Субъективные ценностислужат нормативной формой ориентации человека в социальной и природнойреальности, такой формой, которая, еще не раскрывая индивиду предметногосодержания объектов и законов его деятельности, «кодирует» этосодержание в виде готовых регулятивов и оценок, позволяет ему мыслить и действоватьв социальной действительности, следуя сложившимся стереотипам и установкам[27].
В.Н. Мясищев предложилтрактовку субъективных ценностей как осуществленного в субъект-объектном исубъект-субъектном взаимодействиях плана личностных отношений. Это расширяетконтекст реализации ценностных отношений, включая в него человеческое общение[28].
В концепциисубъект-объектных взаимодействий, представленной теорией деятельности А.Н.Леонтьева, понятие субъективных ценностей в какой-то степени ассоциируется спонятием значимости, предполагающим связь индивидуальной представленностизначений с эмоционально-мотивационной сферой[29].
По мнению Г.Н. Выжлецова,субъект-субъектные и субъект-объектные отношения не раскрывают всей сущностиценностей. Он считает, что специфика ценностей, их проявление ифункционирование в обществе определяются межсубъектными отношениями и в них же,в свою очередь, реализуются[30]. Однако, по нашемумнению, в данной трактовке ценности приобретают надындивидуальный характер, гдетеряется понятие личность.
Основываясь на концепцииА.Н. Леонтьева, В.Ф. Сержантов делает вывод, что всякая ценностьхарактеризуется двумя свойствами — значением и личностным смыслом. Личностныйсмысл ценностей — это их отношение к потребностям человека. Он определяется какобъектом, выполняющим функцию ценностей, так и зависит от самого человека.Значение ценности есть совокупность общественно значимых свойств, функцийпредмета или идей, которые делают их ценностями в обществе. В силу того, чтоценность есть предмет потребностей человека, а таким предметом может быть вещьили идея, В.Ф. Сержантов делит ценности на две категории — материальные идуховные.
Материальные ценности — орудия и средства труда, вещи непосредственного потребления, компонентызначений которых могут быть представлены следующими основными свойствами:
Физический статус;
Техническое устройство;
Праксеологические функции;
Социально-экономическаяформа.
Духовные ценности естьидеи (политические, правовые, моральные, эстетические, философские ирелигиозные). Они в силу своей природы характеризуются следующими основнымисвойствами:
Информационное содержаниеи истинностная характеристика;
Материальное воплощение;
Аксиологическая функция;
Социально-экономическаяформа.
По мнению В.Ф.Сержантова, ценности в отношении к индивидуальному сознанию находятся в двоякомотношении: они отражены в нем как значения, имеющие для индивида определенныйсмысл. При этом в состав значений включаются такие компоненты, которыехарактеризуют их как ценности, "… т.е. их социально опосредованныефункционально-праксеологические определения"[31].
 
Вывод
Исследования проблемыценностей, проводившиеся в нашей стране и за рубежом, показали, что ценностныеориентации являются важнейшими компонентами структуры личности. Наряду сдругими социально-психологическими образованиями они выполняют функциирегуляторов поведения и проявляются во всех областях человеческой деятельности.Система ценностей отдельной личности или социальной группы зависит отвозрастных, половых и психологических особенностей, социального, экономического,политического, профессионального, национального, этнического статуса.
Исходя из вышесказанного,можно сделать вывод о том, что ценности это социальный феномен, существующий вдиалектическом отношении субъект — объект, который является важным связующимзвеном между личностью, ее внутренним миром и окружающей действительностью.
Ценности носятдвойственный характер, они социальны, поскольку исторически обусловлены ииндивидуальны, поскольку в них сосредоточен опыт конкретного субъекта. Социальныеценности определяются как некое данное, имеющее эмпирическое содержание,доступное членам какой-то социальной группы или общества в целом, значение,соотносимое с чем-то, являющимся объектом деятельности. Ценности конкретнойличности формируются под влиянием социальной среды, особенностей тех социальныхгрупп, в которые она входит. Индивидуальные ценности являются важнейшимкомпонентом структуры личности, они выполняют функции регуляторов поведения ипроявляются во всех областях человеческой деятельности.

ГЛАВА 2. СИСТЕМА ЛИЧНОСТНЫХ СМЫСЛОВ: СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ,ДИНАМИКА
 
2.1 Структурно-содержательныехарактеристики системы личностных смыслов
Сложность инеоднородность природы личностных смыслов, двойственность источников ихпорождения, формирования и развития, разноплановость выполняемых ими функцийпредполагает их функционирование в качестве сложной многоуровневой системы.Большинство, как отечественных, так и зарубежных, исследователей проблемы смыслаотмечают тот факт, что человеку присуще наличие не одного, а целого рядаразличных смыслов. В психологической литературе неоднократно делались попыткиклассифицировать смыслы по различным основаниям. Теоретический анализ состоянияэтой проблемы в различных философских концепциях и психологических теорияхпозволяет выделить разнообразные критерии, положенные в основание различныхсмысловых классификаций. В них смыслы представляются в своих различныхкачествах: осознаваемые и неосознаваемые, субъективные и объективные,внутренние и внешние, биологические и личностные, индивидуальные и социальные идр.
Кроме того, смыслы вразличных школах и направлениях охватывают широкий спектр функционированиячеловека и выражаются в таких понятиях как смысл действия, деятельности,поведения, жизни, существования. В связи с этим, необходимо выделить болееобобщающие с одной стороны и уточняющие с другой понятия, отражающие различныеуровни осознания человеком окружающую действительность: ситуативный смысл,жизненный смысл (жизненная необходимость), смысл жизни (развитие и стремление),смысл бытия (сверхсмысл или космический смысл). Данные понятия являютсяобобщающими категориями, включающими в себя более частные смысловые образованияи отражающие иерархические взаимосвязи между компонентамимотивационно-потребностной, ценностно-смысловой сферами личности иразноуровневыми структурами сознания.
Основываясь навышесказанном, можно сказать, что личностные смыслы выступают связующим звеноммежду различными подсистемами личности. Являясь компонентами более сложнойсистемы – личности, они сами представляют систему, организованную вопределенной иерархической последовательности, отражающую процессы развития ифункционирования личности на различных этапах жизнедеятельности человека.
Понятие системы какпсихологической категории было заложено еще Выготским, который, рассматривалдинамическую смысловую систему как единство аффективных и интеллектуальныхпроцессов сознания[32]. В дальнейшем, А.Г.Асмолов развивая положения Выготского, использовал понятие динамическойсмысловой системы для обозначения многомерной системной организации смысловыхобразований. Эта система, по Асмолову, характеризуется собственной внутреннейдинамикой, определяемой сложными иерархическими отношениями между еесоставляющими. Являясь производной от деятельности человека и его позиции,динамическая смысловая система выражает содержательные характеристики личностикак целого и выступает единицей ее анализа[33].
Рассматривая человека,его личность и бытие как сложные системы, большинство исследователей исходят изобщенаучного определения понятия системы как совокупности элементов,находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые образуют определеннуюцелостность, единство[34]. В качестве основныххарактеристик системы выделяются: целостность, структурность, иерархичность,взаимообусловленность системы и среды, множественность описания. При этомпсихологические системы характеризуются такими специфическими особенностями какдинамичность, самоорганизация и целеустремленность. Данные характеристики нашлисвое отражение в таких сложно организованных системах как «многомерный мирчеловека» А.Н.Леонтьева, «жизненные миры» Ф.Е. Василюка, «смысловая сфераличности» Б.С. Братуся, «смысловая реальность» Д.А. Леонтьева и др.
В.Д. Шадриков, характеризуяпсихологическую систему, как специфическую, указывает на временной компонент,обуславливающий ее функционирование. Это система «… развивающаяся во времени,изменяющая состав входящих в нее компонентов и связей между ними при сохранениифункций»[35].
По мнению В.Е. Клочко,для того, что бы психика выступала объектом психологического исследования,необходимо, что бы предметом психологии являлась психологическая система.Психологическая система, при этом обладает такими особенностями, какими необладают другие системы: «Прежде всего, произведенные системой качества нетолько образуются в системе, но и отражаются ею опосредованно инепосредственно, а также в единстве этих двух форм, что и обеспечиваетсаморегуляцию в психологических системах (направленность, селективность,процессуальную детерминацию) и дальнейшее развитие всей системы и еекомпонентов (психики, деятельности, личности)»[36].
Принцип системнойдетерминации был положен В.Е. Клочко в основу разработанной им теориисамоорганизующихся психологических систем. В данной теории сам человекпонимается как психологическая система. Он сочетает в себя и «образ мира» (каксубъективную компоненту), «образ жизни» (как его деятельностную компоненту) исаму действительность – многомерный мир человека «…как онтологическое основаниеего жизни, определяющий сам образ жизни и определяемый ею»[37].Определение особого психологического пространства, обозначенным вслед за А.Н.Леонтьевым как «многомерный мир человека», позволило преодолетьпротивопоставление внутреннего и внешнего. По словам В.Е. Клочко, человек,понимаемый как целостная психологическая система, «выступает не впротивопоставлении объективному миру, а в единстве с ним, в своей продленностив ту часть этого мира, которая им «освоена», т.е. имеет для него значение,смысл, ценность». При этом смыслы понимаются В.Е. Клочко как особые системные исверхчувственные качества предметов, намечающие границы многомерной системы«человек». Именно они, являясь шестым измерением мира человека, определяют полесознания и делают мир реальным.
2.2 Проблема соотношения ценностей и личного смысла
Можно выделить следующуюуровневую структуру организации системы личностных смыслов.
Первым уровнем в такойсистеме является уровень биологически обусловленных смыслов. Они возникают набазе ощущений и обуславливают функционирование организма и его реакции нафизическое воздействие окружающей действительности. Здесь смыслы представленыкак неосознаваемые медиаторы биологической адаптации организма к изменениямокружающей среды. Несомненно, это уровень смыслов нельзя назвать личностным,поскольку эти смыслы обусловлены не личностью или человеком, а самой природойжизни всего живого. Кроме того, в данном случае невозможно говорит о каком-либоуровне когнитивной сложности, поскольку еще не сформирована структура сознанияи отсутствуют конструкты. Вследствие этого не возможно говорить и о временнойперспективе. Реакции организма на раздражители окружающей действительностипротекают только «сейчас», они не имеют под собой осознанных опыта и целей.Если они и осознаются, то это происходит «потом», на более высоком уровне и ихосознавание скорее носит характер интерпретации, чем осмысления. Следуетсогласиться с Б.С. Братусем, который относит биологически обусловленные смыслык доличностному уровню[38]. Это скорее предсмыслы,строительный материал, на основании которого возникает ощущение реальности.А.Н.Леонтьев определял биологический смысл как «смысл в себе», главнойхарактеристикой которого является неконстантность. Это начальная стадияразвития: «…основное изменение, скачек в развитии есть превращениеинстинктивного смысла в сознательный смысл – превращение инстинктивнойдеятельности в сознательную деятельность[39]. Однако здесь смыслыобуславливают первичное разделение «Я» и «не Я». Таким образом, уровеньбиологических смыслов во многом определяет первичную интерпретацию ощущений иявляется базовым для возникновения потребностей, драйвов, мотивов.
На втором уровне смыслыносят индивидный характер и отражают потребностную сферу личности. Это ещеслабоосознаваемые образования, которые выражают отношение мотива к цели. Вкачестве целей мотивирующих это отношение выступают желания, элементыпредметного мира и ограничения социального окружения. Сами отношения кэлементам действительности строятся на определенных знаниях, которые носятхарактер представлений, а сами элементы реальности предстают в сознании вноминативной форме. Смыслы данного уровня характеризуются низкой когнитивнойсложностью. Конструкты представлены либо жесткими стереотипными понятиями,клише, строящимися на смысловой связи двух (максимум трех) значений, либопонятийной путаницей. В силу вышесказанного, смыслы носят исключительноситуативный характер, поскольку отражают удовлетворение потребностей. Временныерамки обуславливаются контекстом ситуации, смыслы локализуются либо в«настоящем», либо в «недалеком прошлом». Этим обуславливается и основнаяфункция смыслов этого уровня – адаптация индивида к окружающим условиямсоциальной действительности. Однако, в силу накопленных знания об объективнойдействительности, и субъективных потребностях, а также способах их удовлетворениясмысловые связи постепенно генерализуются и приобретают характер значений. Вопределенных ситуациях, отношения индивида и действительности приобретают характерзначимости, что позволяет человеку дифференцировать себя от окружающейдействительности и чувствовать себя субъектом этих отношений.
Третий уровеньпредставляют собственно личностные смыслы. Это устойчивые личностныеобразования, опосредующие всю жизнедеятельность человека. На этом уровне смыслывыступают в виде ценностных ориентаций личности, основная функция которыхзаключается в интегрировании личности в условия социальной жизни. В отличие отадаптации, под которой мы понимаем процесс приспособления, направленный наподдержание жизнедеятельности человека в определенных условиях, интеграцияпредполагает активное, осознанное поддержание определенного напряжения длятворческой реализации своих возможностей в условиях социального взаимодействия.Интеграция предполагает достаточно высокий уровень сформированности«Я-концепции», соответственно, осмысленного отношения к своим способностям исоциальным ролям, другим людям и миру в целом. Временная перспектива включаетна этом уровне долгосрочное планирование, основанное на осмысленном отношении кличностному опыту и объективной действительности. Соответственно, личностныеконструкты должны носить системный характер, предполагающий способностьобобщения, основанную на различении процесса и результата деятельности. Такойуровень когнитивной сложности предполагает наличие восприимчивых конструктов испособность «метафорического» осмысливания, позволяющих творчески и гибкоподходить к решению жизненных задач.
Четвертый уровень системыличностных смыслов отражает смысложизненные отношения человека. Это уже некомплекс отдельных отношений к себе, другим, миру. Это целостное восприятиечеловеком своей жизни как значимости. Когнитивная сложность на этом уровнеотличается возрастающей концептуализацией, терпимостью к противоречиям инеопределенности, объективностью. Временная перспектива охватывает широкийспектр событий прошлого, настоящего и будущего. Личностные смыслы на этомуровне выполняют функцию генерализации и операционализации смыслов нижележащихуровней, и выступают в качестве смысложизненных ориентаций личности.Соответственно, личностные конструкты, в которых проявляются личностные смыслы,имеют широкий диапазон и четкую структурную соподчиненность. Отношение человекак себе, его Я-концепция определяются идентичностью себя как субъекта жизни, закоторую человек принимает и несет ответственность.
Личностным смыслам присущдинамический характер. Если их существование не объективируется человеком, еслиони не формируются, не актуализируются и не реализуются, то они постепеннотеряются. Актуализация смыслов и перевод их в категорию личностных представляетсобой сложный, многоуровневый и длительный процесс. Личностный смысл,выражающийся в смысловом отношении, никогда не может быть безличным, он всегдасвязан с субъектом. Наличие субъекта смыслового отношения предполагает указаниеобъекта – элемента или явления реальности, которому присваивается значение.Любой элемент объективной реальности получает свое смысловое содержание толькоблагодаря тому, что ему сообщается (транслируется), присваивается смысл илираскрывается имманентный смысл вещи. Благодаря акту, сообщающему смысл, человекставит воспринимаемую вещь в связь со своей субъективной реальностью. Данныйпроцесс происходит в соответствии нейропсихологической организацией восприятия,т.е. входящие стимулы мгновенно включаются в узнаваемые паттерны. Реагируя наявления объективной реальности, извлекая из них смысл, человек организуетвсевозможные молекулярные стимулы, молярные поведенческие и психологическиеданные в гештальты – в конфигурации, или паттерны, встраивает их в знакомуюобъяснительную структуру. В. Франкл отмечал, что смысл подобен «гештальту», ноон не есть сам «гештальт»[40].
Необходимо отметить, чтоэтот процесс является многоуровневым и зависит от жизненного опыта субъекта иего отношения к ситуации. На начальном уровне смысл выполняет функциюиндивидуальной интерпретации объективного значения явления. Здесь предметыобъективной реальности получают объективацию в сознании субъекта, смыслывыполняют номинативную функцию и порождают ценностные представления обобъектах. Представления формируются на личностном уровне и являются продуктомнепосредственных контактов человека с окружающим миром. Это еще слаборасчлененные образования, сочетающие в себе элементы образа, знания, отношения,оценки. На уровне повседневной жизни обыденные представления являютсясвоеобразными единицами опыта, выполняющими номинативную функцию. Усваиваемые входе формирования личности, ценностные представления служат для индивида своеобразнымэталоном, с которым он постоянно сопоставляет свои собственные интересы иличные склонности, испытываемые потребности и актуальное поведение.
Вывод
Таким образом, вотечественной психологии продолжается развитие подхода к личности как ксистемному качеству, присущему человеку. Смысл, выступая как системноекачество, приобретаемое индивидом в его жизненном пространстве, определяетфеномен его личности, самого человека и его жизни. Система личностных смысловлежит на пересечении основных сфер функционирования личности как психологическогооргана человека, соответственно, ее организация должна отражать и личностноеразвитие индивида, и онтологическую сложность всей структуры человеческой жизнедеятельности.

ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ЖЕНЩИН-ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
 
3.1 Характеристика методов исследования
Личностно-психологическиеисследования посвящены, скорее, психологическим механизмам формированияудовлетворенности жизнью, которая очевидно зависит от того, как развиваются ивзаимодействуют между собой смысловые структуры сознания человека, системы егосубъективных отношений. «Взгляд внутрь» человека обусловливает факт, чтоличностно-психологические исследования никогда не проводятся с использованиемтолько одномерного теста целей в жизни и, более того, вызывают необходимостьмультипликации шкал этого опросника путем новой факторизации и отнесения ихсодержания к дифференцированным сторонам жизни. Так, Хёбнер, первоначальноразработавший одномерную вариацию PIL для школьников, в дальнейшем вывелсубшкалы удовлетворенности с названиями «Я», «Школа», «Жизненное окружение»,«Друзья», «Семья». Шкала PIL и ее пункты введены в опросник психологическогоблагополучия «Psychological Well-Being Revisited» (Ryff C.D., Keyes C.L.),наряду со шкалами автономии, влияния на окружение, личностного роста,позитивных отношений и самопринятия. Чамберлейн и Зика, основываясь на данныхтрех вышеупомянутых опросников, предприняли попытку вывести общий для нихфактор, но его факторные нагрузки обеспечил только PIL. Предположение о том,что «смысл жизни» не есть одномерное понятие, привело к новым факторизациям.Так были выделены факторы, которые могут служить субшкалами теста: 6 независимоинтерпретируемых размерностей PIL (Reker G.T., Cousins J.B.), первичныефакторы, названные «Нехватка целей в жизни», «Позитивный смысл цели»,«Мотивация к смыслу» и «Экзистенциальное смятение» (Harlow L.L., Newcomb M.D.,Bentler P.M.), японский основной фактор «Захватывающая и осмысленная жизнь»(Sato F., Tanaka H.) и пять китайских факторов «Качество жизни», «Смыслсуществования», «Смерть», «Выбор» и «Уединенность» (Shek D.T.). Одно ихперечисление дает понять, что если концепт «наличие целей в жизни» и являетсяуниверсальным для многих культур и языков, то его составляющие и детерминанты вкросс-культурном аспекте весьма зависимы.
Адаптация русскоязычнойверсии PIL была выполнена К. Муздыбаевым. Версия Муздыбаева была взята заоснову Д.А. Леонтьевым при разработке теста Осмысленности жизни (ОЖ), на базе,которого в дальнейшем был создан опросник СЖО. Данный опросник являет собойодин из редких удачных примеров русской локализации психологических конструктови инструментов. Созданный автором в то же время, что и его работы, посвященныеэкзистенциальному кризису российского (и еще советского) общества, опросниксодержит 20 пунктов, представляющих собой полярные суждения относительно«качеств жизни» испытуемого, например, «Я обычно: Ужасно скучаю – Полон жизни иэнтузиазма».
Анализ факторнойструктуры полученных данных позволил описать пять основных факторов дисперсии,выступивших затем в виде шкал опросника, переименованного в «Тестсмысложизненных ориентаций», СЖО:
«Цели в жизни».Характеризует целеустремленность, наличие или отсутствие в жизни испытуемогоцелей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность ивременную перспективу.
«Процесс жизни илиинтерес и эмоциональная насыщенность жизни». Определяет удовлетворенность своейжизнью в настоящем, восприятие процесса своей жизни как интересного,эмоционально насыщенного и наполненного смыслом. Содержание этой шкалысовпадает с представлением о том, что единственный смысл жизни состоит в том,чтобы жить.
«Результативность жизниили удовлетворенность самореализацией». Измеряет удовлетворенность прожитойчастью жизни, оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколькопродуктивна и осмысленна была прожитая ее часть.
«Локус контроля – Я (Я –хозяин жизни)». Характеризует представление о себе как о сильной личности,обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь всоответствии со своими целями и представлениями о ее смысле, контролироватьсобытия собственной жизни (Я-концепция).
«Локус контроля – жизньили управляемость жизни». Отражает убежденность в том, что человеку даноконтролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь,убежденность в том, что жизнь человека подвластна сознательному контролю.
Первые три фактораобразуют смысложизненные ориентации: цели в жизни (будущее), насыщенность жизни(настоящее) и удовлетворенность самореализацией (прошлое). Два оставшихсяфактора характеризуют внутренний локус контроля как общее мировоззренческоеубеждение в том, что контроль возможен, и собственную способность осуществлятьтакой контроль.
Тест СЖО позволяет спомощью своих шкал «Цели в жизни» (психологическое настоящее), «Процесс жизни»(психологическое настоящее) и «Результативность жизни» (психологическоепрошлое) выделять испытуемых, находящихся в различных смысловых состояниях.
3.2 Анализ и интерпретация результатов
Нами было проведеноисследование 33 женщин-военнослужащих. (Сводная таблица результатов –Приложение).
Обработка полученныхданных была произведена методом вычисления коэффициента ранговой корреляции поЧ.Спирмену.
Корреляционный анализ (отлат. – соотношение) – статистический метод оценки формы, знака и тесноты связиисследуемых признаков или факторов. Корреляционный анализ выявляет меруотношения двух различных рядов переменных.
Число, служащееколичественным выражением степени корреляции, называют коэффициентомкорреляции. Чем больше абсолютное значение коэффициента корреляции, тем теснеесвязь между переменными.
При сравнении порядковыхвеличин был использован коэффициент ранговой корреляции по Ч.Спирмену.
Метод ранговой корреляцииСпирмена позволяет определить тесноту и направление корреляционной связи междуследующими рядами переменных:
двумя признаками,измеренными в одной и той же группе испытуемых;
двумя групповымииерархиями или профилями переменных;
индивидуальной игрупповой иерархии признаков;
двумя индивидуальнымииерархиями.
Алгоритм вычислениякоэффициента ранговой корреляции Спирмена:
Табулировать всепервичные результаты.
Присвоить каждомурезультату ранг, начиная с лучшего показателя. Ранжирование проводится отдельнодля переменных Х и У.
Вычислить разность ранговдля каждой пары значений.
Возвести значенияразности рангов в квадрат.
Суммировать результаты,полученные после возведения в квадрат разностей рангов.
Объективно, надежностькоэффициента корреляции зависит от его величины, от числа пар Х и У, длякоторых он был подсчитан.
Статистическая значимостьполученного коэффициента корреляции определяется по таблице. Значимостькоэффициента корреляции – число менее 0,05.
Рассмотрим значимые корреляцииподробнее.
Потребность в достижении(АС) – значимые корреляции выявлены в зависимости от социометрического статусаи принятия взаимопомощи. Таким образом, можно говорить о том, что группаориентирована на достижения, готова много работать и предпринимать усилия,чтобы достичь довольно высоких целей.
Потребность привлекать ксебе внимание (ЕХ) – на потребность быть в центре внимания, как мы можемувидеть, имеет влияние стаж и возрастная категория. Можно говорить о том, чточем выше стаж, и, следовательно, возрастная категория, тем выше потребностьбыть в центре внимания.
Потребность в порядке(ORD) – зависимость от социометрического статуса. Чем выше статус, тем большежелание запланированности, порядка.
Ориентация на игру (PL) –возникает при принятии взаимопомощи, стремлении оказывать помощь, многодействий совершается в свободных времяпрепровождениях.
Потребность в поддержке(SU) – свидетельствует об отсутствии ответственности, желания заботиться одругих; отвержение взаимопомощи как фактора говорит о низкой потребности вподдержке.
Деятельность первойгруппы и деятельность второй группы зависят от многих факторов, общими изкоторых являются: стаж, возрастная категория, социометрический статус, разряд,принятие авторитета и симпатии. Таким образом, и для первой, и для второйгруппы характерно следующее: удовлетворенность деятельностью выше при большемстаже, возрасте, статусе, разряде, то есть удовлетворенность деятельностьюзависит от данных факторов.
В удовлетворениидеятельностью первой группы имеет значение и принятие взаимопомощи.Следовательно, на удовлетворенность деятельностью данной группы влияетсплоченная обстановка, которая имеется на рабочем месте.
Удовлетворенностьусловиями работы в первой группе ниже, чем во второй. Удовлетворенность условиямив первой группе характерна для людей, имеющих больший стаж работы.
Удовлетворенностьусловиями второй группы почти полная. На нее оказывают влияние множествофакторов. Чем выше стаж, возрастная категория, разряд, социометрический статус,принятие взаимопомощи, авторитета и симпатии, тем больше у людей группыудовлетворенность условиями работы.
Руководство и для первой,и для второй группы имеет очень небольшое значение. На удовлетворенностьруководством во второй группе влияют возраст, разряд и симпатия. Чем вышевозраст, разряд, тем больше удовлетворение руководством.
Удовлетворенностьразвитием в первой группе возникает у людей, имеющих более высокий разряд.
Удовлетворенностьразвитием в первой группе почти полное. Чем выше все эти характеристики, тембольшая удовлетворенность развитием группы.
Удовлетворенность оплатойтруда наблюдается и в первой, и во второй группе и зависит от стажа, разряда,социометрического статуса, возрастной категории. Следовательно, можно сказать,что чем выше данные характеристики, тем большая удовлетворенность оплатойтруда.
Место работы сотрудникине боятся потерять. Это видно из представленных данных. Наблюдается зависимостьтого, что чем выше стаж работы, возраст, разряд, тем меньше вероятность потериместа работы.
Удовлетворенность работойхарактера для всех категорий испытуемых. Чем выше различные факторы (личные имежличностные), тем выше удовлетворенность работой мы можем увидеть.
Потребность в хорошихусловиях работы и комфортной окружающей обстановке (RM2) характера для болееавторитетных людей.
Потребность в социальныхконтактах (RM4) свидетельствует о большой степени доверительных отношений исвязей с коллегами и не зависит от стажа, возраста, социометрического статуса.
Потребность ставить себесложные цели и достигать их (RM7) характерна для людей с более высоким стажемработы.
Потребность вовлиятельности и власти, стремление руководить другими (RM8) не выражена вданных исследованиях и, следовательно, не вызывает конкуренции в коллективе.
Потребность в разнообразии(RM2) особенно сильно выражается у людей с более высоким разрядом, большимстажем и возрастной категории. Можно увидеть взаимосвязь возраста, стажа иготовности к переменам. Чем выше данные характеристики, тем большую готовностьк переменам мы можем увидеть.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Психологической основойсистемы личностных смыслов личности является многообразная структурапотребностей, мотивов, интересов, целей, идеалов, убеждений, мировоззрения,определяющей уровни функционирование самой системы и обуславливающей процессыличностного развития.
Функционированиеличностных смыслов на различных уровнях системы, формирует центральную позициюличности, оказывает влияние на ее направленность и содержание социальнойактивности. Система личностных смыслов, как психологический орган личности,определяет общий подход человека к окружающему миру и самому себе, задаетнаправление его деятельности, определяет его поведение и поступки. Человекстремиться обрести смысл и ощущает фрустрацию или экзистенциальный вакуум, еслиэто стремление остается нереализованным.
Формирование и развитиесистемы личностных смыслов подчиняется определенным закономерностям и носитфазовый характер. На различных жизненных этапах эти процессы осуществляютсяпосредством механизмов интериоризации, идентификации и интернализации. Наранних стадиях развития основными механизмами являются интериоризация внешнихусловий действительности, в детстве и подростковом возрасте смыслы в большейстепени становятся элементом субъективной реальности при помощи идентификациисо значимыми людьми. Начиная с юношеского возраста, система личностных смысловразвивается и функционирует в основном посредством интернализации, т.е.порождение новых смысловых структур происходит на базе уже осмысленного исознательно принятого опыта. В ходе прохождения определенной стадии возрастногои личностного развития смыслы нижнего порядка генерализуются и определяютструктуру смыслов более высокого уровня. Данный процесс осуществляетсяпосредством переживания смыслов прошлого настоящего и будущего, выражающегося вактуальном смысловом состоянии.
Таким образом, актуальноесмысловое состояние является механизмом синхронизации временных локусов игенерализации смыслов нижних уровней в более сложную структуру. Высшим уровнемгенерализации является уровень смысложизненных ориентаций, функция которогозаключается в интеграции и дифференциации смыслов нижеположенных уровней:биологически обусловленных, ситуативных, личностных. В зависимости отлокализации смысла определяется тип актуального смыслового состояния, которыйвыражается в стратегии решения жизненных задач. Способностью индивидаанализировать и обобщать актуальные смыслы (т.е. значения прошлого инастоящего) и формировать жизненные цели (т.е. проектировать будущее) являетсяпоказателем целостности его Я-концепции.
Исследовать актуальноесмысловое состояние возможно при помощи модифицированного варианта теста СЖО.Однако смысловая сфера, как объект психологического исследования, не может бытьограничена системой личных смыслов в узком их понимании. Исследование смысловойсферы личности должно включать и изучение особенностеймотивационно-потребностных характеристик, структур самосознания,социально-психологических условий ее формирования.
Сегодня в арсеналепрактического психолога находится широкий спектриндивидуально-психодиагностических, социально-психологических и социологическихметодов для исследования данной сферы, основанных на различных, зачастуюполярных теоретических концепциях. В тоже время, ни один из существующихметодов не позволяет получить исчерпывающую информацию о системе личностныхсмыслов индивида, поскольку, в отличие от многих других личностныххарактеристик смысловая сфера в значительной степени определяетсяиндивидуальными представлениями человека о социальной желательности. Этообуславливается тем фактом, что нормы социума и являются одним из важнейшихисточников ее формирования. Индивидуальные данные, получаемые в ходеисследований должны рассматриваться только в контексте социально-культурныхнорм значимого окружения. В этой связи достаточно актуальным остается вопрос окорректности интерпретации полученных результатов.
Указанные проблемы могутбыть разрешены при комплексном использовании исследователем различных по своемутеоретическому обоснованию, форме и направленности методов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.   Ананьев Б.Г.Избранные труды: В 2-х т., Т. I. — М., 1980.
2.   Асмолов А.Г.Личность как предмет психологического исследования. — М.: Изд-во МГУ, 1984.
3.   Братусь Б.С. Аномалииличности. — М.: Мысль, 1988.
4.   Будинайте Г.Л.,Корнилова Т.В. Личностные ценности и личностные предпосылки субъекта // Вопросыпсихологии. — 1993. — № 5. – С.99-105.
5.   Выготский Л.С.Собрание сочинений: В 6 т. — М.: Педагогика, 1982. Т5.
6.   Выжлецов Г.П.Аксиология: становление и основные этапы развития // Социально-политическийжурнал. — 1996 — №1. — С. 86-99.
7.   Дильтей В.Описательная психология. — СПб., 1995.
8.   Долженко В. Ю.Становление категории «смысл» как проблема историко-психологическогоисследования: Дис. …канд.психол.наук. — Барнаул, 2001. – С. 77.
9.   Дробиницкий О.Г.Мир оживших предметов. Проблема ценностей и марксистская философия. — М., 1967.– С. 44-45.
10. Здравомыслов А.Г.Потребности, интересы, ценности. — М., 1986.
11. Зейгарник Б.В.Теории личности в зарубежной психологии. — М., 1982. – С. 11.
12. Клочко В.Е.,Галажинский Э.В. Самоорганизация личности: системный взгляд. Томск: Изд-воТомского ун-та, 1999. – С. 79.
13. Леонтьев А.Н.Деятельность, сознание, личность. — М., 1995.
14. Леонтьев А.Н.Философия психологии: Из научного наследия. / Под ред. А.А. Леонтьева, Д.А.Леонтьева. — М.: Изд-во МГУ, 1994. – С. 209.
15. Ломов Б.Ф.Личность как продукт и субъект общественных отношений // Психология личности всоциалистическом обществе: Активность и развитие личности. — М., 1989. – С.6-8.
16. Ломов Б.Ф.Методологические и теоретические проблемы психологии. — М., 1984. – С.311.
17. Маслоу А.Самоактуализация // Психология личности. Тексты / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер,А.А. Пузырея. — М., 1982.
18. Олпорт Г. Принцип«редукции напряжения» // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. — М., 1982.
19. Платонов К.К.Структура и развитие личности. – М.: Наука, 1999.
20. Психология.Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. — 2-е изд., — М.,1990. – С. 442
21. Рубинштейн С.Л.Основы общей психологии. — М., 2002. – С.369.
22. Сержантов В.Ф.Человек, его природа и смысл бытия. — М., 1990. – С. 176.
23. Современнаязападная социология: Словарь. — М., 1990. – С. 321.
24. Хекхаузен Х.Мотивация и деятельность: в 2-х т. Т.2 / Под ред. Б.М. Величковского. — М.,1986. – С.207.
25. Фейдимен Дж.,Фрейгер Р. Теория и практика личностно-ориентированной психологии. В 2-х т. Т.2. — М., 1996. – С. 22.
26. Философскаяэнциклопедия / Под ред. В.Ф. Константинова. в 5-ти т. Т.5. — М., 1970.
27. Философскийэнциклопедический словарь / Под ред. Л.Ф. Ильичева и др. – М.: Сов.энциклопедия. – 1983.
28. Франкл В. Человекв поисках смысла: Сборник: Пер. с англ. и нем./ Общ. Ред. Л.Я. Гозмана и Д. А.Леонтьева. — М.: Прогресс, 1990.
29. Фрейд З. Я и ОНО:труды разных лет, в 2-х т. Т. 2, — Тбилиси, 1991.
30. Фромм Э. Анатомиячеловеческой деструктивности. — М., 1994. – С.286.
31. Фромм Э.Психоанализ и этика. — М., 1993. – С.44-45.
32. Хорни К.Невротическая личность нашего времени; Самоанализ / Общ. ред. Г.В. Бурменской.- М., 1993.
33. Ценностный мирсовременного студенчества (социальный портрет явления) / А.А. Козлов, В.Т.Лисовский, З.В. Сикевич И.В. — М., 1992. – С. 3.
34. Шостром Э.Анти-Карнеги или Человек-манипулятор. Минск,1992.
35. Шпрангер Э. Двавида психологии // История психологии (10-е — 30-е гг. Период открытогокризиса): Тексты.- 2-е изд. / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. — М., 1992.– С.358.
36. Шпрангер Э.Основные идеальные типы индивидуальности // Психология личности. Тексты / Подред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. — М., 1982.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.