Реферат по предмету "Психология"


Исследование отношений в семье

КУРСОВАЯРАБОТА
подисциплине «Психология»
потеме: «Исследование отношений в семье»

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ИКОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ СЕМЬИ
1.1 Функции, структура идинамика семьи
1.2 Факторы стабильностибрака
2. ДИАГНОСТИКА СЕМЕЙНЫХОТНОШЕНИЙ
2.1 Причины, обуславливающиесемейные нарушения
2.2 Методы исследования семейныхотношений
2.3 Методы психотерапии икоррекции семейных отношений
3. ИССЛЕДОВАНИЕСОВМЕСТИМОСТИ СУПРУГОВ В СЕМЬЕ
3.1 Программаисследования
3.2 Результатыисследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время общество испытываетсложности в связи с изменением социальных ориентаций. Переход страны в условиякачественно новых экономических отношений повлиял на структуру многих семей какмалых групп, породив непривычные для них внутригрупповые изменения. В свою очередь, эти внутригрупповые измененияприводят к повышению уровня внутренней конфликтности семьи, а также к ростуразводов и снижению уровня рождаемости.В связи с этим актуальность применения методов социальной психологии, для всесторонней диагностики икоррекции семейных отношений при оказании психологической помощи семье резковозрастает.
Цель данной работы – проанализироватьприменение методов социальной психологии в исследовании отношений в семье. Наосновании цели поставлены следующие задачи:
·    дать определение понятию «семья»;
·    выявить функции, структуру идинамику семьи;
·    проанализировать терминысовместимости и сработанности супругов;
·    рассмотреть основные методыисследования и коррекции семейных отношений;
·    провести исследования конкретных супружеских пар и сделать соответствующиевыводы.
Работа состоит из введения, трех глав изаключения.

1. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ И КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ СЕМЬИ
 
1.1 Функции, структура и динамика семьи
Отечественнаясоциальная психология рассматривает семью как малую группу со специфическимцелевым назначением, в первую очередь семья является коллективом, поскольку еевнесемейная и внутрисемейная деятельность является социально значимой,общественно необходимой; семья, будучи включенной всоциальную структуру общества, интегрирует его ценности.
Наиболее общим является понятие семьи,данное А.Б. Харчевым: «Семья есть связующее звено между физической жизнью ижизнью социального организма. Ее можно определить какгруппу родственников по браку, по крови или усыновлению, совместно проживающих,ведущих общее домашнее хозяйство, связанных определенными психологическими,нравственными, а при наличии государства и правовыми отношениями, и несущихдруг за друга ответственность перед обществом»[1].
Семья выступает как культурная общность– общность людей, которых связывает определенное единство жизненных ценностей, представлений, единство позиции во взаимоотношениях собществом и т. д. Именно характер этих функций предопределяет содержание, формыи критерии стабильности брака[2].
В настоящее время еще недостаточно полноразработана единая классификация и типология функций семьи. Так, Г.М. Свердлови В.А. Рясенцев (1958) в качестве важнейших функций семьи называют функции продолжения рода, воспитательную, хозяйственную ивзаимопомощи.
Э.К. Васильева (1981) в своихисследованиях рассматривает три группы функций семьи:хозяйственно-экономическую, генеративно-воспитательную,культурно-рекреационную. По мнению С.Д. Лаптенок (1967),важнейшими функциями семьи следует считать хозяйственно-бытовую,воспроизводства населения, организацию досуга своих членов, воспитательную.
Приведемнаиболее часто встречающиеся семейные функции:
1.Воспитательная функция.
Состоитв удовлетворении членами семьи их психологических потребностей в отцовстве,материнстве, взаимодействии с детьми, воспитании детей и самореализации себя вдетях.
Функциясемьи относится не только к индивидуальным потребностям человека, но она имеетотношение и к социуму. В отношении к обществу семья, воспитывая детей,выполняет функцию социализации подрастающего поколения. Они воспитывают сынаили дочь, а также и члена общества. Функция эта является достаточно длительной –от рождения до взрослости. Эта функция ещё и обеспечивает преемственностьпоколений. Чтобы себя продлить в детях, важно чтобы дети могли продлить себя. Адля этого нужно им дать максимум психического, физического и социальногоздоровья.
2.Хозяйственно-бытовая.
Оназаключается в удовлетворении членами семьи своих биологических и материальныхпотребностей и в удовлетворении потребности в сохранении их здоровья –физического, психического и социального. В ходе выполнения семьёй этой функциипроисходит восстановление физических и психических сил, которые были затраченыв сфере работы.
3.Функция эмоционального обмена.
Семьяобразуется людьми, которые находятся в родственных связях. Эти связи основанына эмоционально-позитивных контактах, которые называются привязанностью. Этанормативная привязанность исходно существует между членами семьи и проявляетсяв переживаниях и выражении своего отношения одного члена семьи к другому.Привязанность мы выражаем в форме эмоций. Их выражать – это для нас аксиома.Постепенно эта привязанность выражается в серьёзной психологическойпотребности. Это потребность в любви, симпатии, уважении, признании другому,эмоциональной поддержки другого и его психологической защите. Эта функциянормативно предполагает, что члены семьи знают, что такое чувства и умеют ихвыражать и переживать, что ведёт к тому, что в семье возникает эмоциональныйобмен. Соответственно поскольку семья – это целостное образование, то не толькочлены семьи обмениваются эмоциями внутри, но и семья как целое выражаетопределённую эмоцию и направляет её в окружающую среду. Поэтому эмоциональныйобмен выражается не только внутри семьи, но и по отношению к другим семьям исоциальным группам. Часто внутри семьи эмоциональный обмен носит один характер,а между семьями совершенно другой.
Этафункция считается реализуемой, если между семьёй и окружающей средой происходитпостоянный эмоциональный взаимообмен. Это значит, что семья выделяет в видеэмоций в окружающую среду и получает в ответ какие-то переживания. Если этотвзаимообмен нарушается, семья переполняется невыраженными и неосознаваемымичувствами. Это приводит к болезням семьи в целом.
4.Коммуникативная функция.
Онасостоит в удовлетворении потребности семьи в совместном проведении времени(досуг), взаимном культурном и духовном обогащении и эта функция способствует духовномуразвитию членов общества. Степень развитости коммуникации в семье соответствуетстепени развитости коммуникации в обществе. Благодаря коммуникации происходитсерьёзный личностный рост. Реализация этой функции ведёт к серьёзномуличностному росту членов семьи.
5.Функция первичного социального контроля.
Цельобщества – не только помочь человеку выжить, но она предполагает и функциюконтроля – введение ограничений и запретов, которые помогают выживать ихсоздавшему. Семья – малая социальная группа, в ней новый член обществарождается. Обеспечение выполнения членами семьи социальных норм – важная черта.Особенно те члены семьи, которые не обладают достаточной способностью строитьсвоё поведение в соответствии с существующими социальными нормами. Такимифакторами, ограничивающими способность строить своё поведение, являются возраст(семья контролирует детей, престарелых и пожилых членов семьи), факт болезникого-то из членов семьи, приводящей к инвалидизации (родственники должныосуществлять социальный контроль, как опекуны)
6.Сексуально-эротическая функция.
Существуетдля удовлетворения сексуальных потребностей семьи, регулирует сексуальноеповедение членов семьи. Обеспечение биологического воспроизводства общества,благодаря чему семьи превращаются в роды, идущие в поколения.
Также как ичеловек имеет дату рождения и смерти, также и семья существует во времени, накаком-то этапе возникает и затем исчезает. У неё также имеются свои фазыразвития. Динамический компонент состоит в том, что с течением жизни семьиудельный вес каждой из функций может меняться. Какие-то функции могут выходитьна первый план, а какие-то на второй или вообще исчезать.
Семья,которая адекватно выполняет всю совокупность своих функций называетсяфункциональной. Если в семье отмечаются нарушения какой-либо функции илинескольких функций вместе, то такая семья называется дисфункциональной. Онаявляется основным объектом социальной работы, семейного консультирования илисемейной терапии, основные методы и приемы которых будут рассмотрены в главе 2.
Структурасемьи – это число и состав членов семьи, а также совокупность отношений междуеё членами. Структура семьи и ее функции взаимно влияют друг на друга. СоловьевН.Я. выделяет следующие формы семьи[3]:
Базовойформой семьи является нуклеарная семья. Это треугольник – родители и одинребёнок. Она представлена представителями двух поколений – родители и дети.Существует две разновидности – полная нуклеарная семья (двое родителей и дети)и неполная нуклеарная семья (отсутствие одного из родителей). Семья без детейэто тоже неполная нуклеарная семья.
2-яформа – расширенная семья. Это семья, которая объединяет кровных родственниковболее чем двух поколений, которые объединены общим домашним хозяйством. Самыйчастый вариант – семьи с бабушкой, дедушкой и другими родственниками.
3-йвариант – большая семья. Это группа кровных родственников разных поколений,которая живёт в одном месте не обязательно ведет совместное домашнее хозяйствои возглавляется фигурой патриарха или матриарха. Эта форма характерна для сёлили маленьких городов или на окраинах больших городов. Есть дом родителей,рядом 2-4 дома, где живут семьи детей с определённым характером отношений.Родители выполняют роль патриарха, оказывая влияние на существование семей.Такая семья является иерархичной.
4-йвариант – «семья – клан». Это группа, объединённая кровно родственнымиотношениями, которая не обязательно проживает в одном месте и не обязательноимеет одного лидера. Пример – сицилийская мафия.
5-й вариант –«семья – двор». Была характерна для России XVII-XIX вв., но сейчасвстречается редко. Она объединяет несколько поколений членов семьи, причем всемью включаются люди, не связанные кровным родством (гувернантки, слуги,горничные).
Нарушенияструктуры семьи также встречаются, как и нарушение функции. Это такиеособенности структуры семьи, которые затрудняют или препятствуют выполнениюсемьёй основных её функций. Например, часто хозяйственно-бытовая функцияразделена асимметрично, когда муж не принимает в этом участия, а всё делаетжена. Основной формой, в которой проявляются нарушения структуры отношенийстановится семейный конфликт.
Структурасемьи и ее функции меняются на различных этапах жизнедеятельности семьи. В литературепо психологии семьи выделяются много классификаций этапов жизнедеятельностисемьи. Основные из них связаны с наличием или отсутствием детей, а также ихвозрастом. Каждый этап имеет свои задачи и имеет свои кризисы, которые важнопреодолеть, чтобы перейти на следующий этап.
ДружининВ.Н. выделяет следующие основные стадии[4]:
1стадия – этап молодой семьи (0-5лет).
Начинаетсяот рождения семьи до появления 1-го ребёнка в семье. Грегори Бейтсон называлэто стадией диады. Основные задачи развития на этой стадии – проблемы адаптациимолодых супругов друг к другу. Адаптация включает взаимную сексуальнуюадаптацию, а также задача первоначального семейного накопления. На этом этапескладываются отношения семьи с другими семьями. Психологи семьи считают, чтобрак заключается не между людьми, а между семьями. Формируются внутрисемейныепривычки и ценности. Этот период адаптации вызывает сильное эмоциональное напряжение.Многие молодые семьи этого не выдерживают – на эту стадию приходится пикразводов, которые связаны со следующими причинами:
·    неподготовленностьк супружеству;
·    плохиебытовые условия;
·    отсутствиежилой площади;
·    вмешательствородственников во взаимоотношения молодых.
2-ястадия – семья с несовершеннолетними детьми. Это триада, квадрат, пентада ипр., в зависимости от количества детей. Начинается от рождения первого ребёнкаи завершается, когда последний ребёнок покидает семью. Это центральный этапжизненного цикла, длительностью минимум 18 лет. В процессе семья становитсязрелой. Это период наибольшей хозяйственно-бытовой активности. Здесь оченьактуальной становится воспитательная функция. С одной стороны семья становитсяболее стабильной, с другой стороны в триаде появляется 3 стороны и дистанциямежду людьми увеличивается. Появление 1-го ребёнка для отца очень травматично.Кто-то назвал это первичным разводом, когда любовь мамы переключается от отцана ребёнка. Пик разводов в возрасте ребёнка от 2-х до 5-ти лет.
Воспитательнаяфункция – основная особенность этой стадии. Характерны перегрузки супругов,перенапряжения их сил и отсутствие возможности восстановиться. Возникаетдилемма – что сохранять – себя или семью. И необходимость адаптации к постояннымизменениям структуры отношений и функций в семье. Можно выделить подстадии,зависящие от возраста детей:
Этустадию сопровождает 2-й кризис в семье, который также знаменуется пикомразводов. Этот кризис происходит в возрасте 17-25 лет семейной жизни. Этоткризис интересен тем, что с одной стороны это кризис семьи (седина в голову, абес в ребро), с другой – это ситуация, когда внутри семьи её члены переживаютсвои кризисы (для детей – кризис эго идентичности – поиск себя; для родителей –кризис достижений). При добавлении кризиса обстоятельств получаетсячрезвычайное давление на семью при стечении 3-4-х кризисов. Очередной кризисможет оказаться фатальным, семья распадается.
3-йэтап – завершающий. Начинается с момента, когда последний из детей уходит изсемьи и начинает трудовую деятельность – кризис пустого гнезда. Муж вдругначинает видеть свою жену спустя 25 лет совместной жизни. Стадия начинается сутраты, нужна новая адаптация друг к другу в конце зрелого, начале пожилоговозраста. Исчезает воспитательная функция. Для этой стадии характерно интенсивноесопротивление повзрослевших детей и нарушение эмоционального взаимодействия. Возникаетпроблема принятия пожилым родителем взрослого сына или дочери. Ослабляютсяфизические силы, отдых приобретает важное значение, проблема здоровья. Происходитосвоение ролей бабушек и дедушек, возникает проблема суррогатных мам. Основнаяпроблема этого возраста – удовлетворение потребности в признании, уважении,особенно со стороны детей.
1.2 Факторы стабильности брака
Н.Н. Обозов и А.Н. Обозова считают, чтоосновными показателями внутренней определенности брака являются совместимость исработанность супругов[5].
При совместной жизни партнеры по бракупочти постоянно находятся в процессе совместной деятельности, так как у нихсуществует значительная взаимная зависимость, обусловленная совместным ведениемдомашнего хозяйства, зависимостью друг от друга прираспределении семейного бюджета, вовлеченностью в процесс совместноговоспитания детей. Если в браке между партнерами осуществляется совместнаядеятельность; то можно говорить о процессах совместимости и сработанностиучастников этой деятельности.
Сложность состоит в том, что в настоящеевремя не существует ни единого подхода к проблеме психологическойсовместимости, ни однозначной трактовки самого понятия «совместимость»,ни общепринятых критериев и индикаторов совместимости.
Анализ работотечественных и зарубежных авторов позволил Н.Н. Обозову и А.Н. Обозовой выделить три подхода к исследованию психологической совместимости[6].
Врусле структурного подхода совместимость рассматривается ими как устойчиваяадаптивная структура по подобию и различию партнеров.
Функциональный подход рассматриваетпартнеров как носителей определенных функций, носителей социальных ролей. Совместимость в этом случае выступает как согласованность всоциальных и ролевых ожиданиях партнеров.
Адаптивный подход авторы характеризуюткак исследование результатов совместимости: интеграции, сплоченности,взаимопонимания, которые, как подчеркивают исследователи,поддаются коррекции.
Самым распространенным подходом кпроблеме совместимости можно назвать структурный подход, ориентированный на поиск оптимальных сочетаний характеристик членов группы. Для сработанности – это основные характеристики профессиональных качеств субъектов совместной деятельности: умений,навыков, знаний. Для совместимости ведущими являются личностные свойствапартнеров: потребности, мотивы, интересы, характер. Оптимальное сочетаниеобозначается как гармония, соответствие характеристикпартнеров. Структурный подход базируется на мысли, что совместимые исработавшиеся индивиды образуют некоторую устойчивую адаптивную структуру и, вопределенном смысле, эффективную структуру. Но полученные до настоящего времениэмпирические факты в рамках этого подхода достаточно противоречивы.
На современном этапе наиболее общимпризнаком, включаемым в понятие «совместимость», считается взаимное соответствие свойств участниковгруппы. Совместимыми можно считать тех людей, которые в известном смысле ситуативно неделимы и автономны (в смысле внутреннего единства и самоуправления).
Американские исследователи понимают подсовместимостью максимальную степень взаимного удовлетворения потребностей иповедения друг друга. Когда личностные свойства членов группы способствуют совместимости их действий, групповаяатмосфера благоприятна, в отношениях членов группы отсутствует напряженность игруппа функционирует более эффективно. С аналогичных позиций это понятиерассматривается и в советской социальной психологии: Какотмечает в своем диссертационном исследовании А.Н. Волкова, «совместимость– это понятие для обозначения объективного соответствиясвойств взаимодействующих субъектов по отношению к объединяющей их деятельности»[7].
Для фактора совместимости в бракенаиболее важной является межличностная удовлетворенность установившимисяотношениями, совместной деятельностью.
Исследование проблемы совместимости супругов требует анализа всей совокупностимногоаспектных взаимосвязей между мужем и женой, а критерий совместимостисупругов будет наиболее полным, так как в семье один человек раскрывает переддругим многие стороны своей личности. В силу этогопроблема совместимости в семье является многогранной. Это совместимость ифизиологическая, и психологическая, и социально-психологическая, и социальная.
Среди индивидуально-психологическиххарактеристик совместимости выделяют следующие уровни:
1. Социологический(социально-экономический статус, профессия, образование).
2. Социально-психологический (ценностныеориентации, общность целей и позиций, межличностный статус и т. д.).
3. Психологический (характер и другиесвойства личности, интеллект и др.).
4. Психофизиологический(темперамент эмоциональность, реактивность организма)[8].
Совместимость как феноменвзаимодействия, общения людей может определяться и как результат, и какпроцесс. В первом случае совместимость есть эффект сочетания и взаимодействия индивидов. Сочетание есть априорно даннаясовокупность индивидов до непосредственного их взаимодействия, общения.Оптимальное соотношение в паре, группе личностных качеств участников –условие совместимости как процесса. Согласование поведения, эмоциональных переживаний и взаимопонимания, в которыхвыражается вся личность взаимодействующих людей, –процесс совместимости[9].
Для совместимости наиболее важнойявляется не профессиональная деятельностнаясогласованность, а межличностная удовлетворенность совместной работой,установившимися отношениями. Основным критерием совместимости являетсяудовлетворенность людей друг другом. Индивидуальная работа также вызывает удовлетворение, ноисточником его является процесс или результат труда.В совместной работе источником удовлетворения является не только самадеятельность, но и взаимодействие между участниками, и поскольку привзаимодействии человека с человеком в условиях семьи имеют значение не только профессиональные субъективные качества (навыки,умения, знания), но и свойства личности (темперамент, характер, интеллект,мотивация), то эффективность совместной деятельности –результат не только сработанности, но и совместимости.
Выявлению факторов супружеской совместимости посвящены работы А.Н. Волковой,Я.Л. Коломинского, Ю.Н. Олейника, Н.Н. Обозова, В.А. Терехина и др. А.Н.Волкова в диссертационном исследовании делает следующие выводы:
1. Супружеская совместимость выступаеткак согласованность семейных ценностей и ролевыхожиданий – притязаний при реализации семейных функций.
2. Более важным является согласованиесемейных ценностей, тогда как в отношении распределения семейных ролей имеетсявозможность взаимной адаптации и коррекции установок.
3. Интеграция представлений супругов осемейном укладе в целом является весьма индивидуальным процессом, имеющим своиособенности в каждом конкретномслучае[10].
Феноменом, противоположнымсовместимости, является несовместимость людей, когда их потребности не находятудовлетворения во взаимодействии, действия и поведение в целом взаимоисключаютдруг друга. Следствием несовместимости друг с другомдвух одновременно возникших побуждений действовать является конфликт. Увзаимодействующих людей исключение одного другим непосредственно или черезкакой-либо объект вызывает состояние неудовлетворенности. Совместимость илинесовместимость при ситуативном ее возникновенииследует считать состоянием. Взаимодействие, а не сочетание, –уже процесс, следствием которого является совместимость или несовместимость.
При несовместимости в браке возникаетконфликт – происходит столкновение как субъективных, так и объективных тенденций в мотивах, отношениях, действияхи поведении партнеров. При несовместимости партнеров по браку наблюдаетсянеспособность в критических ситуациях понять друг друга, несинхронностьпсихомоторных реакций, различия во внимании, мышлениии в других врожденных и приобретенных качествах личности, что существенновлияет на качество брака, так как нарушает его устойчивость.
Совместимость или несовместимостьявляется следствием процесса взаимодействия. В процессе совместной жизни вбраке партнеры решают совместные задачи.Согласованность в решении этих задач между партнерами по браку определяет ихсработанность. При совместной деятельности в случае эффективности возникаетудовлетворенность не только собой, но и партнером. Совместная деятельность в браке возникает, когда существует обмен информацией,необходимой для успешного производства, взаимного дублирования действий,содействие, поддержка, взаимоконтроль, действия и операции одного партнеразависят от одновременных или предшествовавших операцийдругого партнера.
Структуру взаимодействия в браке можнорассматривать с точки зрения четырехкомпонентной структуры взаимодействия. Онавключает аффективный, когнитивный, конативный (поведенческий) и физиологическийкомпоненты. В различных видах совместной деятельностив браке включаются различные компоненты, либо один из компонентов становитсяведущим. Для совместимости и сработанности каждый компонент имеет различныйудельный вес (объективный, независимый от желания партнеров и субъективный,значимый для них и регулируемый или не регулируемыйими). В сработанности ведущим является поведенческий компонент. Компонентыпересекаются между собой. Так, например, пересекаемость, а точнее, взаимосвязькогнитивного и эмоционального компонентов проявляется в оценках и самооценках. Причем соотношение оценок исамооценок будет неодинаково в зависимости от качества брака.
На качество брака также оказываетвлияние сработанность партнеров. Сработанность есть согласованность всовместной деятельности между ее участниками. В этомопределении существенными являются два признака: согласованность идеятельность. Семейное согласие определяется как единомыслие, общность точекзрения, единодушие и дружеские отношения. В условиях решения совместных задачсогласие, отражающееся в психомоторике, характеризуетсработанность. Второй признак сработанности –эффективность деятельности. Он указывает на тот факт, что согласованность вданном случае связана не с любым видом взаимодействия людей, а с конкретнойдеятельностью. Работа, деятельность всегдапредполагают в качестве следствия результативность, успешность, эффективность.Работа связана с производством материальных и духовных продуктов. Онаоценивается по времени, качеству и в целом по эффективности, включаякоэффициент полезного действия[11]. Результат сработанности –эффективность совместной деятельности супругов. Процесс срабатываемости междусупругами в браке – это согласованиетемпо-ритмической организации партнеров, индивидуального стиля деятельности, ихнавыков, умений в проведении тех или иных операций, знаний своих обязанностейперед семьей.
При срабатываемости взаимнаяудовлетворенность взаимодействием партнеровопосредована деятельностью. Известно, что успешное выполнение индивидуальнойдеятельности вызывает у человека удовлетворенность. При совместной деятельностив случае ее достаточно большой успешности у партнеров возникаетудовлетворенность не только собой, как прииндивидуальной деятельности, но и удовлетворенность партнером[12].
При успешном выполнении совместнойдеятельности по воспитанию детей, ведению домашнего хозяйства, распределениюсвободного времени и досуга у партнеров по бракувозникает также удовлетворенность не только собой, но и партнером.
В условиях совместной деятельностикаждый участник непрерывно получает информацию о различных сторонах икомпонентах процесса взаимодействия. Эта информация,как известно, слагается из четырех видов сигналов:
а) о других участниках деятельности,
б) о себе (собственное участие вдеятельности, достигнутые результаты, состояние),
в) о внешних условиях деятельности,
г) об общих итогах деятельности[13].
Учитывая то, что супруги находятся впостоянной материальной и морально-психологической зависимости вследствие того,что деятельность каждого оказывает существенное влияние на жизнь и деятельность партнера по браку, качество брака в значительнойстепени зависит от совпадений мотивов совместной деятельности (от ориентации наматериальную выгоду, на самоутверждение, на совместную деятельность повоспитанию детей и т. п.).
Увеличение взаимной зависимости партнеров по браку создает условия дляповышения значимости феноменов совместимости и сработанности для сохранениякачества брака.
Оптимальное сочетание феноменовсовместимости и сработанности в итоге отражается на качестве семейно-брачныхотношений.
Следующим важным компонентом качествабрака является его устойчивость. Оценка устойчивости, прочности брака являетсяодной из важнейших характеристик образа жизни семьи. В.А. Сысенко впервыеразделяет понятия «устойчивость брака» и «стабильность брака».Устойчивость брака он рассматривает как «устойчивость системы взаимодействия между супругами,эффективность и результативность их совместной деятельности, направленной надостижение как взаимных, так индивидуальных»[14].
Существенно расширяет данное понятиеВ.В. Бойко (1988). Устойчивость брака, по его мнению, имеет объективную исубъективную стороны. Объективная сторона прочности брака зависит отвероятности его распада, которая может быть выраженасоотношением количества браков и разводов, зарегистрированных в данном регионеза определенный промежуток времени. Субъективная сторона характеристики бракавключает в себя удовлетворенность супружескими отношениями, установку супругов на сохранение семьи. Показателями субъективнойстороны устойчивости брака, по мнению В.В. Бойко, может служить оценка егопрочности, которую дают сами супруги[15].
По мнению Г.С. Васильченко и Ю.А.Решетняка, общий брачный потенциал состоит из физического, материального,культурного, сексуального и психологического факторов[16].

2. ДИАГНОСТИКА СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ
 
2.1 Причины, обуславливающие семейные нарушения
В первойглаве мы подробно рассмотрели понятие «семья», ее функции, структуру и динамикуи выявили основные показатели ее крепости – совместимость, сработанность иустойчивость супругов. Основные причины семейных нарушений связаны с помехами вобласти функций, структуры и динамики семьи, а также с несовместимостью членовсемьи.
Все трудности, с которыми сталкивается семья, можно разделить,прежде всего, по длительности и силе их действия[17]:
1. Сверхсильные раздражители. Например: смерть одного из членовсемьи, смена социального статуса, внезапное и сильное заболевание и т.п.;
2. Длительные (хронические раздражители). К таким трудностямотносятся, например: физическая и психическая загрузка в быту, на производстве,трудности в связи с решением жилищной проблемы, длительный и устойчивыйконфликт между членами семьи и т.п.
Выделяются еще два типа:
1. Трудности, связанные с резкой сменой образа жизни семьи(жизненного стереотипа). Это психические трудности, которые возникают награнице смены этапов жизненного цикла, о которых говорилось выше. Такиепереходы сопровождаются резким изменением образа жизни;
2. Трудности, связанные с их суммированием и наложением друг надруга. Например, необходимость практического одновременного решения проблем вначале второго этапа, т.е. после появления в семье первого ребенка: завершениеобразования, освоение профессии, уход за ребенком, первичное обзаведениеимуществом, решение жилищной проблемы.
По источнику возникновения семейные трудности разделяются также натри типа[18]:
1. Связанные с этапами жизненного цикла семьи, т.е. трудностипривычные, которые переживаются всеми семьями в более или менее острой форме:адаптация друг к другу, формирование отношений с родственниками на первомэтапе; проблемы воспитания и ухода за ребенком, ведение трудоемкого домашнегохозяйства – на втором. Эти трудности в определенные моменты жизни семьи приводятк семейным кризисам. Первый кризис возможен в конце первого года совместнойжизни. Второй – между третьим и седьмым годами существования семьи. Третий происходитмежду семнадцатью и двадцатью пятью годами.
2. Трудности, обусловленные неблагоприятными вариантами жизненногоцикла, – это те, что возникают при отсутствии в семье одного из ее членов (супруга,детей). Причинами могут быть развод, длительная разлука супругов, наличиевнебрачного ребенка.
3. Ситуационные нарушения – это трудности, относительно краткие подлительности, которые создают угрозу функционированию семьи (серьезныезаболевания членов семьи, крупные имущественные потери и т.п.). Особую роль приэтом играет фактор внезапности (неподготовленность членов семьи к тому илииному событию), исключительности, ощущение беспомощности (неуверенность в том,что семья может обеспечить безопасное будущее).
Самое главное последствие всех этих нарушений – этонеблагоприятное влияние на психическое здоровье индивидов, которое впоследствииеще более углубляет нежизнеспособность семьи, состояние неудовлетворенности,нервно-психического напряжения и тормозит развитие личности.
Любая семья стремится противодействовать и предотвратитьнеблагоприятные последствия. Иногда трудности оказывают мобилизующее,интегрирующее воздействие; а иногда – ослабляют семью, усиливают противоречие.Такая неодинаковая устойчивость семей по отношению к трудностям объясняетсяпо-разному.
Чаще всего рассматривают механизм решения проблем в отношениисемей, умеющих делать это (опознать их, осознать, выдвинуть наиболее подходящеерешение).
Такжевыделяют группы семей, которые легко приспосабливаются к неблагоприятнымусловиям. Способствует этому, прежде всего, гибкость взаимоотношений.
В следующемпараграфе будут рассмотрены методы диагностики семейных взаимоотношений.
2.2 Методы исследования семейных отношений
Как отмечалось выше, семья, в частности, внутрисемейные отношения,имеют различные составляющие, аспекты и уровни проявлений. Среди указанногоразнообразия необходимо выделять ключевые доминанты, определяющие различныехарактеристики семьи. К таким основным характеристикам семьи относятся:совместимость, срабатываемость членов семьи, уровень развития межличностныхотношений ее участников.
Перечисленныепараметры семьи могут исследоваться различными методами.
Диагностикаэффективности психокоррекционной работы может быть осуществлена на основесубъективных и объективных методик. Субъективные методики представлены отчетамииспытуемых о проделанной работе: эссе, сочинения, беседы и т.д. Объективныеметоды – специально разработанные задания, предназначенные для диагностикиопределенных психологических качеств. Выбор диагностических методик должен бытьоснован на следующих критериях: валидность, орудийность, операциональность,надежность.
Для оценкиэффективности психокоррекционной работы необходима диагностика межличностныхотношений, семейных отношений, самоотношения и социально-ролевых отношений.
Диагностикуследует проводить до и после проведения психокоррекционной работы.Сравнительный анализ позволяет выявить динамику значимых переменных.
Существуютследующие виды и способы диагностики:
I.Диагностика самоотношения.
1. Шкаладетской Я-концепции Пирса-Харриса.
Личностныйопросник, направленный на измерение самосознания. Предназначен для обследованиядетей в возрасте от 8 до 16 лет.
Опросниквключает 80 утверждений, касающихся отношения к своему «Я», а также тех илииных обстоятельств и ситуаций, связанных с проявлением самоотношения.Формулировки пунктов опросника основываются на коллекции детских утвержденийотносительно того, что детям обычно в себе нравится и что не нравится. Пунктыпостроены в виде утверждений, на которые требуется ответить либо «Да», либо«Нет».
2. Опросниксамоотношения.
Личностныйопросник, направленный на исследование комплекса факторов отношения к себе.Методика содержит 62 пункта, сформулированных в виде утверждений, включает 4шкалы:
·    Самоуважение– отражает аспекты самоотношения к своим способностям, энергии,самостоятельности, оценки возможности контролировать свою жизнь, степень веры всвои силы.
·    Аутосимпатия– шкала на позитивном полюсе объединяет доверие к себе и положительнуюсамооценку. На негативном полюсе – видение в себе преимущественно недостатков,низкую самооценку, склонность к самообвинению.
·    Самоинтерес– отражение меры близости к себе, интерес к собственным мыслям и чувствам,уверенность в собственном интересе для других.
·    Ожидаемоеотношение от окружающих.
3. Шкала Я-концепции Теннесси.
Опросник,предназначенный для подростков (с 12 лет) и взрослых. Содержит 90 пунктов,направленных на анализ Я – концепции и 10 пунктов шкалы лжи. С его помощьюможно выявить глобальное самоотношение (самоудовлетворенность) и специфическиеформы самоотношения к своему телу, к себе как моральному субъекту, к себе как кчлену семьи и т.д.
4. Шкаласамоуважения Розенберга.
Опросник дляподростков, выявляющий глобальное самоотношение. Состоит из 10 утверждений иможет применяться с целью экспресс-диагностики самоотношения.
5. Тестдвадцати утверждений на самоотношение.
Техника,основанная на использовании нестандартизованного самоописания с последующимконтент-анализом. Испытуемого просят в течение 12 минут дать 20 различныхответов на вопрос, обращенный к самому себе: «Кто я такой?». Ответы необходимодавать в том порядке, в котором они спонтанно возникают, и не заботиться о последовательности,грамматике и логике. Анализ проводится на основе следующих выделенныхкатегорий: социальные группы (пол, возраст, национальность, религия,профессия), идеологические убеждения (философские, религиозные, политические иморальные высказывания), интересы и увлечения, стремления и цели, самооценка.
6.Экспрессивная проективная методика рисования человека, разработанная К.Маховер.
Испытуемомупредлагается нарисовать человека. Важны графические особенности рисования,имеющие диагностическое значение, такие, как пол, форма частей, пропускдеталей, ориентация рисунка на листе, последовательность рисования и т.д.
II.Диагностика специфики межличностных отношений.
1. Методикадиагностики межличностных отношений Т. Лири.
Методикапредназначена для исследования представлений человека о себе и идеальном «Я», атакже для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методикивыявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.
2. Методика «Q– сортировка» В. Стефансона.
Диагностикаосновных тенденций поведения в реальной группе и представлений о себе. Методикапозволяет определить шесть основных тенденций поведения человека в реальнойгруппе: зависимость, независимость, общительность, необщительность, принятие «борьбы»и «избегание борьбы». Тенденция к зависимости определена как внутреннеестремление индивида к принятию групповых стандартов и ценностей – социальных иморально-этических. Тенденция к общительности свидетельствует о контактности,стремлении образовывать эмоциональные связи, как в своей группе, так и за еепределами. Тенденция к «борьбе» – активное стремление личности участвовать вгрупповой жизни, добиваться более высокого статуса в системе межличностныхвзаимоотношений.
3.Социометрический тест.
Исследуетсубъективные межличностные предпочтения (выборы) членов группы по определённымсферам. На основе полученных членом группы числа субъективных выборовопределяются индивидуальный социометрический статус индивида (лидер,отверженный, изолированный), структура межличностных отношений, сплочённостьгруппы и т.д.
4. Методикинаблюдения и экспертной оценки. Ситуационный тест.
Методикиисследования межличностных отношений, в которых акцент делается на объективноеи обширное описание интерпретации, что впоследствии интерпретируется, исходя изопределённых теоретических воззрений.
III.Диагностика семейных отношений.
1. Методиканезаконченных предложений:
·    Дляменя семья это…
·    Родителиотносятся ко мне, как к…
·    Родителинужны мне…
·    Всеродители…
·    Когдасобирается вся семья я чувствую…
2. Методика «Завершениеистории».
3. Сочинениена тему «Зачем мне родители?»
4. Сочинениена тему «Моя семья».
IV.Диагностика производственных и социально-ролевых отношений.
1. Методиканезаконченных предложений:
2. Методика «Завершениеистории».
3. Методикадиагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда.
Назавершающем этапе возможно проведение экспресс-диагностики всейпсихокоррекционной работы, которая представлена двадцатью незаконченнымипредложениями. Каждое незаконченное предложение в своем начале отражаетпроблематику каждого аспекта какого-либо вида отношений. Участников просятзавершить это предложения, что позволяет собрать материал каждого занятия.
1.        Людипо отношению друг к другу должны…
2.        Деньгиявляются для людей …
3.        Поотношению к близким людям я чувствую…
4.        Основнымпринципом в отношении с другими людьми является…
5.        Когдая работаю, я чувствую…
6.        Моясемья обращается со мной, как с…
7.        Большинствоизвестных мне семей…
8.        Родителидают мне деньги тогда, когда…
9.        Отношенияна производстве строятся …
10.     Любойтруд должен …
11.     Работадля меня это…
12.     Поотношению к своим родителям я чувствую …
13.     Вселюди …
14.     Отношениялюдей можно регулировать с помощью …
15.     Зарабатыватьденьги мне помогает…
16.     Поотношению к людям я чувствую…
17.     Когдая соблюдаю законы, я…
18.     Теденьги, которые у меня есть, я трачу …
19.     Поотношению к себе я чувствую …
20.     Ксебе нужно относиться …
Основныеметоды коррекции семейных отношений будут рассмотрены в следующем параграфе.
2.3 Методы психотерапии и коррекции семейныхотношений
Семейнаяпсихотерапия как самостоятельная научно-практическая отрасль психотерапииоформилась в середине XX века. Ее возникновение есть, одновременно, ипроявление кризиса семьи, и попытка найти новые, нетрадиционные способы иметоды помощи семье: «… именно в тот период, когда распад семьи стал реальнойугрозой, получила свежий импульс семейная терапия как своеобразный методлечения семьи. Вместе с психологией развития и социальной психологией онапытается создать новую психологическую основу для понимания семьи.»[19].
Подобно томукак традиционная индивидуальная психотерапия изначально тяготела к «медицинскоймодели» «нормализации» экспертом дефектного функционирования личности,выпадающей из социального контекста, семейная терапия также проектировалась истроилась на идеях гомеостаза и адаптации. В наиболее полном отечественномруководстве по семейной терапии эта научно-практическая дисциплина определяетсяследующим образом: «Семейная терапия является областью психотерапии,охватывающей изучение семьи и воздействие на нее с целью профилактики, лечениязаболеваний, а также последующей социально-трудовой реабилитации. Методысемейной психотерапии применяются, прежде всего, при непсихотическихпсихогенных нарушениях (неврозах, острых аффективных и суицидальных реакциях,ситуативно обусловленных патологических нарушениях поведения), при алкоголизме,наркоманиях, психопатиях, психозах и психосоматических заболеваниях».
Будучиобластью психотерапии, т.е. системы «лечебного воздействия на психику и черезпсихику на организм больного»[20], семейнаяпсихотерапия включает описание методов, показания и противопоказания к ихиспользованию, изучает условия их применения при лечении различных заболеваний,оценку эффективности, вопросы подготовки психотерапевтов. Однако наряду с этимв семейную психотерапию входит ряд дополнительных аспектов, не рассматриваемыхдругими отраслями психотерапии, – это функционирование семьи в норме, видысемейных нарушений, их профилактика, влияние на психическое и соматическоездоровье ее членов, диагностика нарушений жизнедеятельности семьи. В семейнуюпсихотерапию входят все разделы, которые составляют любую отрасль медицины:норма, патология, диагностика, методы лечения и т.д.[21]
Выделяют следующие типы методик:
1. Указания (директивы) – это высказывания психотерапевта онеобходимости определенных действий; при этом конкретно и прямо указывается нато, что нужно сделать, чтобы добиться выздоровления, решения проблемы,разрешения конфликта в той или иной семье.
Директивы делятся на прямые и парадоксальные. В основе этогоделения лежит разница в способе воздействия на поведение членов семьи. В случаепарадоксальной директивы истинная ее цель противоположна провозглашаемой (здесьможно привести в пример всем известные «Вредные советы» Г. Остера).
Психотерапевт требует поступить определенным образом, рассчитывая,что члены их семьи поступят как раз наоборот.
2. Изучение семьи.
В основе любой директивы лежит психологический расчет, учитывающийогромный набор фактов. Внимание, уделяемое семье в целом и отдельным ееучастникам, в процессе изучения может оказывать позитивное воздействие.
3. Воздействие примером.
В ходе семейной психотерапии неожиданно возникает значительноечисло разнообразных проблем, ситуаций, положений. Члены семьи реагируют на них,комментируют, ищут выход из ситуации. При этом «выплывают» проблемные для нихаспекты взаимоотношений. Психотерапевт же обязан выхватить из потока событийэти моменты, обратить на них внимание членов семьи и показать, как можно ихрешить.
4. Семейная дискуссия.
В этом случае речь идет об обсуждении членами семьи широкого кругапроблем, касающихся их жизни, а также способов решения различных семейныхвопросов. Дискуссия преследует многочисленные цели:
·    коррекциянеправильных представлений о различных аспектах семейных взаимоотношений;
В ходе дискуссии пациенты начинают сомневаться в правильности инезыблемости своих убеждений, которые раньше представлялись им единственновозможными и очевидными:
·    обучениечленов семьи методам дискуссии;
Приведем некоторые правила ведения дискуссии[22]:
«1) цель дискуссии не доказать свою правоту, а совместно найтиистину;
2) дискуссия – не соревнование и не способ выявления того, кто умнее;
3) цель дискуссии – не прийти к соглашению, а найти истину;
4) прежде, чем возражать, подумай, в чем все-таки прав тот, комуготовишься возразить, попробуй развить то, в чем прав другой»;
·       обучениечленов семьи объективности.
При этом не малую роль играет коррекция семейных взаимоотношений,препятствующих формированию адекватного представления членов семьи по тому илииному вопросу.
При коррекции особое значение приобретает интерес членов семьи ксемейной дискуссии.
Особенно важно при управлении семейной дискуссией искусствопсихотерапевта. J.Peres предложил основные приемы, используемые терапевтом дляведения этой процедуры:
·    молчание:
·    обучениес помощью опросов;
·    умениеслушать;
·    повторение(резюмирование);
·    обобщение;
·    наблюдениеза эмоциональным состоянием членов семьи и т.д.
5. Обусловленное общение.
Сюда относятся методические приемы, заключающиеся в том, что вобычные семейные отношения вводится новый элемент. Цель такого введения – датьвозможность членами семьи осуществить коррекцию нарушений в данном отношении.Один из приемов – обмен записками. Для улучшения коммуникации и взаимнойэмпатии между супругами используется цветовая сигнализация. Каждый цветобозначает определенные чувства. Один из супругов обращается к партнеру сразличными вопросами, а тот – предъявляет тот цвет, который соответствуетчувству, испытываемому в данной ситуации. Нередко в качестве нового элементавводятся определенные правила. Такова разработанная G. Bach и модифицированнаяS. Kratochvil. техника «честной борьбы» или «конструктивного спора». Техникавключает набор правил поведения, которые вступают в силу, когда супругииспытывают потребность выражения агрессии:
·    Спорможет проводиться только после предварительного обучения и согласия обеихсторон; выяснять отношения следует как можно быстрее после возникновенияконфликтной ситуации.
·    Начинающийспор должен ясно представлять цель, к которой стремится.
·    Всестороны должны быть активными в споре.
·    Спордолжен касаться только предмета спора, не переходить на личности.
·    Применениеаргументов, болезненных для одного из участников спора (указание на психическиеболезни, физические уродства, сексуальные неудачи и т.п.) запрещено.
Всеми этими правилами члены семьи должны овладеть на специальныхзанятиях и затем включать в свои повседневные отношения.
6. Формирование умения и навыки.
Особенность методик данной группы в том, что перед пациентамиставится определенная задача, ему сообщается об умении или навыке, которые ондолжен сформировать. Сообщается также критерий, с помощью которого он можетсудить о том, насколько ему это удалось.
7. Проигрывание семейных ролей.
Эти методики включают проигрывание ролей в различного рода играх,символизирующих семейные отношения.

3. ИССЛЕДОВАНИЕ СОВМЕСТИМОСТИ СУПРУГОВ В СЕМЬЕ
 
3.1 Программа исследования
Цельисследования – диагностика семейных отношений. На основании цели поставленазадача проанализировать типы поведения супругов в конфликтных ситуациях и ихсовместимость, сделать выводы о существовании прямой или обратной зависимости.
Объектисследования – 6 человек, 3 семейные пары. Возраст испытуемых колеблется вдиапазоне от 20 до 42 лет. Опыт совместной жизни одной из супружеских пар  (пары№1) – 6 месяцев, двух других (пара №2, №3) – более 7 лет.
Испытуемымбыло предложено заполнить предварительную анкету, выясняющую Ф.И.О., возраст,образование, профессию, тип религиозной ориентации, мнение относительно того,кто, как кажется респонденту, глава в его семье.
Гипотезаисследования – зависимость конструктивного поведения супругов в конфликтныхситуациях и их психологической совместимости.
Методическийинструмент – исследования проводились по методике Тейлора и Лири, которыеописаны ниже.
Опрос пометодике Лири.
Инструкция: Перед вами опросник, содержащий различныехарактеристики. Следует внимательно прочесть каждую и подумать, соответствуетли она Вашему представлению о себе. Если «да», то в специальной сетке,предназначенной для регистрации Ваших ответов, перечеркните крестом цифру,соответствующую порядковому номеру перечисляемых далее характеристик. Если –«нет», то не делайте никаких пометок на регистрационном листе. Постарайтесьпроявить максимальную внимательность и откровенность, чтобы избежать повторногообследования. Итак, какой Вы человек?
1. Умеетнравиться.
2. Производит впечатление на окружающих.
3. Умеет распоряжаться, приказывать.
4. Умеет настоять на своем.
5. Обладает чувством достоинства.
6. Независимый.
7. Способен сам позаботиться о себе.
8. Может проявить безразличие.
9. Способен быть суровым.
10. Строгий, но справедливый.
11. Может быть искренним.
12. Критичен к другим.
13. Любит поплакаться.
14. Часто печален.
15. Способен проявлять недоверие.
16. Часто разочаровывается.
17. Способен быть критичным к себе.
18. Способен признать свою неправоту.
19. Охотно подчиняется.
20. Покладистый.
21. Благодарный.
22. Восхищающийся и склонный к подражанию.
23. Уважительный.
24. Ищущий одобрения.
25. Способный к сотрудничеству, взаимопомощи.
26. Стремится ужиться с другими.
27. Доброжелательный.
28. Внимательный и ласковый.
29. Деликатный.
30. Ободряющий.
31. Отзывчивый к призывам о помощи.
32. Бескорыстный.
33. Способен вызывать восхищение.
34. Пользуется у других уважением.
35. Обладает талантом руководителя.
36. Любит ответственность.
37. Уверен в себе.
38. Самоуверен, и напорист.
39. Деловитый, практичный.
40. Соперничающий.
41. Стойкий и крутой, где надо.
42. Неумолимый, но беспристрастный.
43. Раздражительный.
44. Открытый и прямолинейный.
45. Не терпит, чтобы им командовали.
46. Скептичен.
47. На него трудно произвести впечатление.
48. Обидчивый, щепетильный.
49. Легко смущается.
50. Неуверенный в себе.
51. Уступчивый.
52. Скромный.
53. Часто прибегает к помощи других.
54. Очень почитает авторитеты.
55. Охотно принимает советы.
56. Доверчив и стремится радовать других.
57. Всегда любезен в обхождении.
58. Дорожит мнением окружающих.
59. Общительный и уживчивый.
60. Добросердечный.
61. Добрый, вселяющий уверенность.
62. Нежный и мягкосердечный.
63. Любит заботиться о других.
64. Щедрый.
65. Любит давать советы.
66. Производит впечатление значительности.
67. Начальственно-повелительный.
68. Властный.
69. Хвастливый.
70. Надменный и самодовольный.
71. Думает только о себе.
72. Хитрый.
73. Нетерпим к ошибкам других.
74. Расчетливый.
75. Откровенный.
76. Часто недружелюбен.
77. Озлоблен.
78. Жалобщик.
79. Ревнивый.
80. Долго помнит обиды.
81. Склонный к самобичеванию.
82. Застенчивый.
83. Безынициативный.
84. Кроткий.
85. Зависимый, несамостоятельный.
86. Любит подчиняться.
87. Предоставляет другим принимать решения.
88. Легко попадает впросак.
89. Легко поддается влиянию друзей.
90. Готов довериться любому.
91. Благорасположен ко всем без разбора.
92. Всем симпатизирует.
93. Прощает все.
94. Переполнен чрезмерным сочувствием.
95. Великодушен и терпим к недостаткам.
96. Стремится помочь каждому.
97. Стремящийся к успеху.
98. Ожидает восхищения от каждого.
99. Распоряжается другими.
100. Деспотичный.
101. Относится к окружающим с чувством превосходства.
102. Тщеславный.
103. Эгоистичный.
104.  Холодный, черствый.
105. Язвительный, насмешливый.
106. Злой, жестокий.
107. Часто гневлив.
108. Бесчувственный, равнодушный.
109. Злопамятный.
110. Проникнут духом противоречия.
111. Упрямый.
112. Недоверчивый и подозрительный.
113. Робкий.
114. Стыдливый.
115. Услужливый.
116. Мягкотелый.
117. Почти никому не возражает.
118. Навязчивый.
119. Любит, чтобы его опекали.
120. Чрезмерно доверчив.
121. Стремится снискать расположение каждого.
122. Со всеми соглашается.
123. Всегда со всеми дружелюбен.
124. Всех любит.
125. Слишком снисходителен к окружающим.
126. Старается утешить каждого.
127. Заботится о других в ущерб себе.
128. Портит людей чрезмерной добротой.
После завершения опроса подсчитываются баллы по 8-ми вариантаммежличностного взаимодействия. Для этих целей используется «ключ» (табл. 1),позволяющий определить 16 номеров утверждений соответствующих каждому вариантувзаимодействия. Количество зачеркнутых опрашиваемым номеров в конкретномразделе бланка для ответов определяет количество баллов по данному вариантувзаимодействия.
Таблица 1
Ключ к опроснику ЛириТипы взаимодействий Номера утверждений I 1,2,3,4,33,34,35,36,65,66,67,68,97,98,99,100 II 5,6,7,8,37,38,39,40,69,70,71,72,101,102,103,104 III 9,10,11,12,41,42,43,44,73,74,75,76,105,106,107,108 IV 13,14,15,16,45,46,47,48,77,78,79,80,109,110,111,112 V 17,18,19,20,49,50,51,52,81,82,83,84,113,114,115,116 VI 21,22,23,24,53,54,55,56,85,86,87,88,117,118,119,120 VII 25,26,27,28,57,58,59,60,89,90,91,92,121,122,123,124 VIII 29,30,31,32,61,62,63,64,93,94,95,96,125,126,127,128
Перечислимварианты взаимодействий:
I. Властный – лидирующий.
При умеренно выраженных баллах (до 8) проявляются уверенность всебе, умение быть хорошим советчиком, наставником и организатором, свойстворуководителя. При высоких показателях характерны: нетерпимость к критике,переоценка собственных возможностей (до 12 баллов), дидактический стильвысказываний, императивная потребность командовать другими, черты деспотизма(выше 12 баллов).
II. Независимый – доминирующий.
Выявляет стиль межличностных отношений от уверенного,независимого, соперничающего (при умеренных показателях, в пределах 8-мибаллов) до самодовольного, нарциссического, с выраженным чувством собственногопревосходства над окружающими, с тенденцией иметь особое мнение, отличное отмнения большинства, и занимать обособленную позицию в группе (при высокихбаллах, 12-16).
III. Прямолинейный – агрессивный.
В зависимости от степени выраженности показателей этот октантпроявляет искренность, непосредственность, прямолинейность, настойчивость вдостижении цели (умеренные баллы) или чрезмерное упорство, недружелюбие,несдержанность и вспыльчивость (высокие баллы).
IV. Недоверчивый – скептический.
Реалистичность базы суждений поступков, скептицизм инеконформность (до 8 баллов) перерастает в крайне обидчивый и недоверчивыймодус отношения к окружающим с выраженной склонностью к критицизму,недовольством окружающими и подозрительностью.
V. Покорно – застенчивый.
Отражает такие особенности межличностных отношений, какскромность, застенчивость, склонность брать на себя чужие обязанности. Привысоких баллах – полная покорность, повышенное чувство вины, самоуничижение.
VI. Зависимый – послушный.
При умеренных баллах – потребность в помощи и доверии со стороныокружающих, в их признании. При высоких показателях сверхконформность, полнаязависимость от мнения окружающих.
VII. Сотрудничающий – конвенциальный.
Выявляет стиль межличностных отношений, свойственный лицам, стремящимсяк тесному сотрудничеству с референтной группой, к дружелюбным отношениям сокружающими. Избыточность в проявлении данного стиля межличностного отношенияпроявляется компромиссным поведением, несдержанностью в излияниях своегодружелюбия по отношению к окружающим, стремлением подчеркнуть свою причастностьк интересам большинства.
VIII. Ответственный – великодушный.
Проявляется выраженная готовность помогать окружающим, развиточувство ответственности. Высокие баллы выявляют мягкосердечность, сверхобязательность,гиперсоциальность установок, подчеркнутый альтруизм[23].
Интерпретация по октантам в зависимости от количества баллов (3-4,до 12, свыше 12 баллов)
I. Стремление давать советы.
·    Способностьнаставника и организатора.
·    Нетерпимостьк критике, переоценка собственных возможностей.
·    Догматизми деспотичность.
II. Уверенность, независимость.
·    Склонностьк соревновательности, соперничеству.
·    Обособленностьпозиции в группе.
·    Самодовольство,чувство превосходства по отношению к окружающим.
III. Искренность, непосредственность.
·    Настойчивостьв достижении цели.
·    Чрезмерноеупорство, недружелюбие.
·    Несдержанностьи вспыльчивость.
IV.Реалистическая база суждений.
·    Скептицизми неконформность.
·    Обидчивостьи недоверчивость, склонность к критицизму.
·    Недовольствоокружающими, подозрительность.
V. Скромность, застенчивость.
·       Охотноевыполнение чужих обязанностей.
·       Повышенноечувство вины, самоуничижение.
·       Полнаяпокорность.
VI. Потребность в доверии со стороны окружающих.
·       Потребностьв помощи.
·       Сверхконформность.
·       Полнаязависимость от мнения окружающих.
VII. Стремление к сотрудничеству с группой.
·       Дружелюбие.
·       Компромиссноеповедение.
·       Несдержанностьв излияниях своего дружелюбия.
VIII. Выраженная готовность помогать и сочувствовать окружающим.
·       Мягкосердечность,сверхобязательность.
·       Гиперсоциальныеустановки.
·       Альтруизм[24].
Опрос пометодике Тейлора.
Инструкция: «Уважаемые товарищи! Ниже предлагается 30 парвариантов поведения в конфликтной ситуации. В каждой паре Вы должны выбратьодин из вариантов поведения, наиболее характерный для Вас («а» или «б»). Свойвыбор зафиксируйте знаком «+» (плюс) рядом с соответствующим вариантомповедения. Долго не задумывайтесь, фиксируйте первое впечатление. Гарантируемнеразглашение Ваших ответов».
1. а) Иногда я предоставляю возможность другому взять на себяответственность за решение спорного вопроса;
б) Вместо того, чтобы обсуждать то, в чем мы расходимся, ястараюсь обратить внимание на то, в чем мы оба согласны.
2. а) Я стараюсь в споре прийти к взаимному соглашению.
б) Я пытаюсь уладить спор с учетом всех интересов другого человекаи моих собственных.
3. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересовдругого человека.
4. а) Я стараюсь прийти к соглашению на основе взаимных уступок.
б) Я стараюсь не задеть чувств другого человека.
5. а) Улаживая спорную ситуацию, я все время пытаюсь найтиподдержку у другого.
б) Я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезнойнапряженности.
6. а) Я пытаюсь избежать неприятностей для себя.
б) Я стараюсь, добиться своего.
7. а) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, чтобы современем решить его окончательно.
б) Я считаю возможным в чем-то одном уступить, чтобы добитьсясвоего в другом.
8. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
б) Я первым делом в споре стараюсь разобраться, какие и чьиинтересы затронуты и вокруг чего возник спор.
9. а) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-товозникших разногласий.
б) Я сделаю все, чтобы добиться в споре своего.
10. а) Я твердо стремлюсь добиться своего.
б) Я пытаюсь найти решение проблемы, которое бы устраивало двоих.
11. а) Первым делом, я стараюсь определить, какие интересызатронуты в споре, из-за чего возник спор.
б) Я стараюсь успокоить другого и, прежде всего, сохранить нашиотношения.
12. а) Зачастую я стараюсь не занимать такую позицию, котораяможет вызвать споры.
б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении,если он также идет мне навстречу.
13. а) Я предлагаю в споре среднюю позицию.
б) Я настаиваю, чтобы все было сделано по-моему.
14. а) Я сообщаю другому свою точку зрения на проблему и спрашиваюо его взглядах.
б) Я пытаюсь убедить другого в правильности и преимуществе моихвзглядов.
15. а) Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.
б) Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряжения вотношениях.
16. а) Я стараюсь не задеть чувств другого.
б) Я обычно пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
17. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезнойнапряженности во взаимоотношениях.
18. а) Если это принесет другому радость, предоставляю ему правонастоять на своем.
б) Я даю другому возможность остаться при своем мнении, если онидет мне навстречу.
19. а) Первым делом я пытаюсь определить из-за чего возник спор, ичьи интересы в нем затронуты.
б) Я стараюсь  отложить спорные вопросы, с тем, чтобы со временемрешить их окончательно.
20. а) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.
б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для насобоих.
21. а) Улаживая отношения, стараюсь быть внимательным к другому.
б) Я всегда склоняюсь к прямому и откровенному обсуждениюпроблемы.
22. а) В споре я пытаюсь найти позицию, которая находитсяпосередине между моей и позицией другого человека.
б) Я отстаиваю свою позицию.
23. а) Как правило, я беспокоюсь о том, чтобы удовлетворитьжелания каждого из нас.
б) Иногда я предоставляю другому взять на себя ответственность зарешение спорного вопроса.
24. а) Если другому его позиция кажется очень важной, я стараюсьидти ему навстречу.
б) Я стараюсь убедить другого пойти на взаимное соглашение.
25. а) Я пытаюсь убедить другого в своей правоте.
б) Решая спорные вопросы я стараюсь быть внимательным к доводамдругого.
26. а) Я обычно предлагаю в споре среднюю позицию.
б) Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас.
27. а) Чаще всего я стремлюсь избежать споров.
б) Если это принесет радость другому я даю ему возможностьнастоять на своем.
28. а) Обычно в споре я настойчиво стремлюсь добиться своего.
б) Улаживая конфликт, я обычно стремлюсь найти поддержку удругого.
29. а) Я предлагаю в споре среднюю позицию.
б) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающихразногласий.
30. а) В споре я стараюсь не задеть чувств другого.
б) Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы совместно мымогли добиться успеха.
Ключ к опроснику представлен в таблице 2:
Таблица 2.
Ключ опросника «Как ты поступаешь в конфликтной ситуации»  Соперничество Сотрудничество Компромисс Избегание Приспособление  01 02 03 04 05 06  01 а б  02 б а  03 а б  04 а б  05 а б  06 б а  07 б а  08 а б  09 б а  10 а б  11 а б  12 б а  13 б а  14 б а  15 б а  16 б а  17 а б  18 б а  19 а б  20 а б  21 б а  22 б а  23 а б  24 б а  25 а б  26 б а  27 а б  28 а б  29 а б  30 б а  Итого:
3.2 Результаты исследования
Результатыисследования по опроснику Лири представлены в таблице 3, по Тейлору – в таблице4.
Таблица 3
Результатыисследования по опроснику Лири№ пары Пол Номер октанта I II III IV V VI VII VIII Пара №1 м 13 11 11 4 2 10 9 ж 4 5 3 4 5 4 11 12 Пара №2 м 4 3 4 1 1 8 9 ж 4 2 4 3 7 7 Пара №3 м 11 11 14 13 1 5 1 ж 13 12 13 12 1 4 1
Таблица 4
Результатыисследования по опроснику Тейлора№ пары Пол Тип состояния Соперничество Сотрудничество Компромисс Избегание Приспособление Пара №1 м 5 9 8 3 5 ж 6 12 7 1 4 Пара №2 м 1 14 8 3 4 ж 1 14 7 3 5 Пара №3 м 12 2 2 10 4 ж 14 2 2 11 1
3.3Анализ результатов исследования
На основаниипроведенных исследований можно сделать следующие выводы:
Результатыисследования первой пары с небольшим опытом семейной жизни фиксируют высокиепоказатели по конструктивным параметрам (сотрудничество, компромисс), присредних показателях в графах «соперничество» и «приспособление». По опросникуЛири у этой пары также высокие показатели по октанту сотрудничества. Внушаютнекоторую тревогу высокие показатели супруга из этой пары в первых трех октантах.При этом у пары прослеживается высокая совместимость и, главное, умениеконструктивно преодолевать  возникающие разногласия.
Результатыисследования второй пары во многом повторяют данные пары №1. При этом вопроснике Лири по всем октантам у исследуемых умеренные показатели. Пара –совместима, их семейная жизнь стабильна, коррекция отношений не требуется.
Итогиисследования пары №3 внушают тревогу. Налицо низкие показатели посотрудничеству по обоим тестам, высокие показатели по соперничеству,агрессивность, несдержанность и вспыльчивость супругов. Поскольку у этой пары,несмотря на обескураживающие показатели, большой стаж совместного проживания,необходимо применение методов психотерапии и коррекции семейных отношений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социальная психология, возникающая настыке социологии и общей психологии, занимается исследованием групповой имассовой психологии, проявляющейся в совокупномповедении, переживаниях и способах психологического общения, изучаетособенности поведения личности под влиянием группы, то, что отличает поведениечеловека в коллективе от поведения его в относительном одиночестве.
Центром, осью всех социально-психологических явлений оказывается как раз то ближайшее окружение,в котором находится индивид, т. е. микроусловия и непосредственное влияние ихна индивида. Задачей социальной психологии является раскрытие механизмовфункционирования группы, влияния группового сознанияна личность, отражение внутренних закономерностей, действующих в той или инойгруппе.
Знание законовсоциально-психологического отражения действительности, законов влияниямикроусловий на личность откроет перед обществом новые возможности научно обоснованного воздействия на поведение человека.
Отечественная социальная психологиярассматривает семью как малую группу со специфическим целевым назначением, впервую очередь семья является коллективом, поскольку ее внесемейная ивнутрисемейная деятельность является социальнозначимой, общественно необходимой; семья, будучи включенной в социальнуюструктуру общества, интегрирует его ценности.
Социально-психологическое исследованиесемьи, применение методовпсихотерапии и коррекции семейных отношений, дает знание той части законов,которые лежат в основе процесса социализации личности и которые наиболее сильновоздействуют на членов семейной общности. В данной работе на основании применения методов социальнойпсихологии было исследованы взаимоотношения конкретныхсемейных пар.

СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.     АндрееваГ.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология наЗападе. М., 1977.
2.     АндрееваГ.М. Социальная психология. М., 1989.
3.     БодалевА.А. Восприятие и понимание человека человеком. — М., 1982.
4.     БойкоВ.В. Малодетная семья (социально-психологический аспект). – М.: Мысль, 1988.
5.     ВасипьченкоГ.С., Решетняк Ю.А. Брачный клиринг // Вопросы кибернетики. – 1978.
6.     ВолковаА.Н. Социально-психологические факторы супружеской совместимости // Дисс. канд.психол. наук. – Л., 1979. С. 67.
7.     ДружининВ.Н. Психология семьи. – 3 изд., испр. и доп. – Екатеринбург: Деловая книга,2000.
8.     КарвасарскийБ.Д. Психотерапия. М., 1985.
9.     КосачеваВ.И. Проблема стабильности молодой семьи: философский и социально-психологический анализ: Дисс. канд. филос. наук. — Минск, 1990.
10.    Обозов Н.Н. Межличностныеотношения. – Л., 1979.
11.   ОбозовН.Н., Обозова А.Н. Диагностика супружеских затруднений // Психологический журнал.–Т.3.–1982. – №2.
12.   ОбозовН.Н… Обозова А.Н. Три подходах исследованию психологической совместимости //Вопросы психологии. –1981.–№6.
13.   ПезешкианН. Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт. М., 1993.
14.   СобчакЛ.Н. Диагностика межличностных отношений. Модифицированный вариантинтерпретации диагностики Т. Лири.
15.    Соловьев Н.Я. Брак исемья сегодня. — Вильнюс, 1977.
16.    Сысенко В.А. Устойчивостьбрака: проблемы, факторы и условия. – М., 1981.
17.    Харчев А.Г. О путяхдальнейшего укрепления семьи в СССР: Социальные исследования. – М., 1965. –Вып. 1.
18.    Эйдемиллер Э.Г., ЮстицкийВ.В. Семейная психотерапия. Л., 1989.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.