Реферат по предмету "Психология"


Индивидуально-психологических особенности личности суицидентов

--PAGE_BREAK--1.3 Социально–психологические факторы суицида (анализ данных)
          Задумываясь о своем месте в этом мире и о своей сущности, о смысле жизни, человека мучают мысли о смерти. Понимая свое бессилие и беспомощность перед смертью, люди для утешения выдумали такие противоположные понятия, как «загробная жизнь», «потусторонний мир», «рай», «ад», «бессмертие» и др. Человек боится смерти, но у него имеется внутренняя склонность к самоуничтожению и уничтожению других.

Восстание личности против социума отражается в разных формах поведения: отчуждение, деструктивное поведение против социальных преград, самоубийство и др. Суицид, по своей сущности, является такой формой поведения, которая направлена не только против самого суицидента, но и против его окружающих. Даже капризный ребенок, сталкиваясь с запретами своих родителей, сам того не сознавая, желает им смерти, или, покончив с собой, хочет отомстить или наказать их. Одна из респондентов, которая давно уже вышла из подросткового возраста, призналась о своей обиде на родителей: «В детстве я любила дедушку больше всех на свете. С нетерпением ждала поездку в деревню к нему. Когда родители не разрешали, хотела покончить с собой, чтобы они страдали и пожалели, что не отвезли меня к дедушке». Получивший запрет на свои мечты и цели, человек оценивает свою ситуацию как экстремальную и, опираясь на свое бессознательное, протестует против нее. Особенно у подростков в таких случаях берут верх биопсихологические факторы. В этом случае мы сталкиваемся с личностью, чувствующим себя униженным и восставшим против своего окружения. Самоубийство такого рода, будучи формой эгоистической смерти, и в наши дни нередко встречается.

На основе анализа статистических данных попытаемся рассмотреть положение изучаемой проблемы в Азербайджане. В 2004 году в Азербайджане из предпринятых попыток покушения на жизнь, 268 закончилось суицидом, 90 случаев из них произошли в городе Баку.


Как известно, Баку центр культуры и индустрии Азербайджана и жизненный уровень населения здесь выше, чем в других регионах страны. На основе теории концентрированных кругов Р. Парка, можно анализировать пространственную динамику суицида в городе Баку: знаем, что Баку – город средненаселенный и переживает переход к рыночной экономике и политическая и социальная среда города все время формировалась под влиянием разных идеологических направлений, здесь резко не выделялись районы, населенные богатыми и бедными. В настоящее время, т.е. в переходный период, не закончилось четкое распределение богатых и бедных районов города, что и препятствует определению пространственных особенностей деструктивных и суицидальных происшествий. Опираясь на исследования Р.Д.Маккензи об особенностях поселения людей можно сказать, что именно в густонаселенных районах, где располагаются сравнительно обеспеченные люди, т.е. в более мобильных и централизованных частях города часто встречаются случаи суицида. Изучение документов подтвердило это предположение, т.е. именно в центральных, густонаселенных и обеспеченных районах города Баку, наиболее часто происходят самоубийства. Сравнивая уровень самоубийства в центральных районах и окраинах города можно делать выводы, что экологическая среда и демографическая ситуация играет решающую роль в случаях суицида.

В войсковывх частях и в тюрьмах люди, находящиеся под постоянным контролем, особенно склонны к самоубийству. По С.Шабанову. суицид среди солдат связан с положением неадекватной адаптации рядовых к специфическому положению в военных частях. «Суицидные случаи часто встречаются в первой половине военной службы. В первые месяцы службы юные солдаты трудно приспосабливаются к специфическим военным нормам и правилам. Ограничение личной свободы, физическая нестойкость, страх перед врагом, грубость солдат, физическое и психологическое насилие, приводят к конфликтам с тяжелыми последствиями.

В отличие от обычных случаев, суицид творческих людей проявляется как результат духовно-психологической напряженности. Самоубийство творческих людей случается в большинстве случаев в возрасте 28, 37, 49, 53 лет.

Сравнительное изучение материалов судебно-психологической экспертизы и судебно-медицинской экспертизы показало, что в корне суицидов среди солдат и среди гражданского населения стоят аналогичные психосоциальные факторы. На основе обобщения изученных документов была сделана попытка определить тип и психологический портрет суицидентов. Результаты показали, что суицидент – это человек, который родился в большой семье, где дети не чувствуют особого внимания родителей (как излагал Г.Зиммель, в больших социальных группах масштаб социально-психологического отчуждения расширяется).Суициденты обычно интроверты.Самоубийство интровертов связано с социальными факторами. Представители этого типа сталкиваются с проблемами в процессе социализации, при самооценке они очень чувствительны к мнению окружающей микросреды и отличаются своей сензитивностью. У интровертов наблюдается высокий уровень внутреннего конфликта, обнаруживается акцентуация характера, и перед суицидом в поведении прослеживается психогенная депрессия.

Среди экстравертов суицид встречается редко. Это объясняется их адаптационной склонностью к социальной среде и высоким уровнем социализации. Самоубийство представителей этого типа обычно связано с их искусственным устранением от социальной среды, что воспринимается ими как унижение их достоинства. Экстраверты очень чувствительны к собственному «Я», перед суицидом у них в поведении прослеживается реактивная депрессия.

Общее психическое состояние перед суицидом следующее: переживая эмоциональный стресс, суицидент думает, что невозможно жить в такой ситуации и принимает своеобразное решение. Обычно у суицидентов перед смертью наблюдаются приметы психогенно-депрессивной реакции, такие экстремально психические изменения, как эмоциональный стресс, фрустрация, психическая депрессия и физиологический аффект. Личность, подверженная физическому и духовно-психологическому давлению и насилию переживает хроническую фрустрацию, что создает социально-психологическую дезадаптацию, что и приводит к суициду. Созданный дисбаланс в эмоционально-волевой сфере личности, т.е. ситуация преобладания его неудовольствия над его выносливо-волевой силой, приводит к аутоагрессивным поведенческим актам (обращение агрессии к самому человеку). К регулированию поведения потенциального суицидента влияют экзогенные факторы, в поведении формируются такие качества, как резкая отчаянность, пессимизм и безысходность ситуации, нервозность, нетерпеливость и эмоциональная мобильность.

1.4 Эмоциональное  состояние у психически больных и у наркоманов перед суцидом.

Обычно у психически больных выявляются психопатические черты личности. Изменения привычной среды и суровые требования новой среды превращаются в фактор стресса для конституционально-деффективной личности, и приводят к сенсибилизации его психики. В результате долговременного психо-травматического состояния и влияния внутренних факторов, личность не находит исходный путь из создавшегося положения, т.е. теряет способность дать адекватную реакцию в сложившейся ситуации. У наркоманов обостряются характерные расстройства. Проблемы, возникшие с доставкой наркотического вещества, усиливают аффективно-волевой распад и аутоагрессивные тенденции, что во многих случаях заканчивается суицидом.

В определенных возрастах имеются аналогичные и отличающиеся черты у суицидентов:

1.У суицидентов в 21 — 30 годах — выявляется состояние апатии, страдание из-за комплексов, хроническое состояние устремления к суициду, нигилизм, эгоизм.

2.У суицидентов в 31 – 50 годах – выявляется боязнь потерять разум, крах идей, не принятие идеалов, отверженный образ жизни, принятие смерти, как переход к другой реальности, неудачи в любви, унижение достоинства, угрызения совести.

3.У суицидентов в 41 – 60 годах – осложнение социальных отношений из-за социальных изменений (регрессы, революции, террор, миграции, эмиграция, военное положение, эпидемии и д.), болезненно переживается у людей этого возраста.

4.У суицидентов в 51 -70 годах – случаи самоубийства связаны с мыслью освобождения от мучений старости, болезни, с раздвоением личности.

Изучение документов судебной экспертизы показало, что суицид, как последствие внутриличностных и межличностных конфликтов, возникает на основе своеобразного восприятия возникшей ситуации личностью. Опираясь на обобщение материалов, можем сказать, что суициденты в большинстве случаев: среднеобразованные или необразованные люди с тяжелым жизненным уровнем; безработные и бедные люди; потерявшие свои идеалы; переживающие психический кризис из-за краха дел, которому они посвятили жизнь; осужденные, долгое время страдающие от болезни; попавшие в депрессивный невроз; душевно больные; страдающие от потери близких.

Среди причин, приводящих к суициду, можно перечислить следующие:

— унижение достоинства;

— физическое и психическое насилие;

— клевета;

— угрызение совести;

— увлечение алкоголем и наркотиками и др.;

— конфликтные ситуации;

— дезадаптация к социальной среде;

— духовно-психологическое давление;

— хронические болезни;

— унижение достоинства.

Анализ жизненных историй, изученных Е.А.Кочемировской, показал, что творческих людей приводят к суициду:

— непосредственно психические и социальные травмы;

— материальные и духовные потрясения;

— склонность к одиночеству;

— отчуждение личности от самой себя и окружающей социальной среды;

— угрызения совести;

— боязнь потери творческих способностей;

— творческий кризис;

— иногда рвение к смерти, желание смерти;

— восприятие смерти, как переход к другой реальности;

— освобождение от существенной жизни;

— генетические особенности;

— зависимость от наркотиков и алкоголя и т.д.

Самые распрастроненные виды суицида– повешение, падение с высоты, самосожжение, повреждения своего тела острым предметом, прием ядовитых веществ и лекарств, выстрелы из огнестрельного оружия.

Можно отметить, что суицид непосредственно связан с индивидуально-психическими особенностями личности и уровнем принятия среды (эффект эмерджентности), и анализируя случаи самоубийства, нужно учитывать социо-психо-гносеологические рефлексивные возможности личности в данной ситуации.

    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат «Содержание и методика преподавания учебной дисциплины «Основы научных исследований в агрономии»
Реферат Концептуализация подходов советских психологов к феномену «познавательный интерес» в 60-х - 80-х гг. ХХ в.
Реферат Исследование конкурентоспособности товара
Реферат Нетрадиционные и экстремальные виды туризма в Крыму
Реферат Конституционная герменевтика: понятие, признаки и роль в реализации Конституции
Реферат Полезные свойства молока
Реферат Поэма в камне творчество архитектора Малахова
Реферат Двоевластие в России. Победа Октябрьского вооруженного восстания 1917 г.
Реферат Будова та функції чоловічої та жіночої статевих систем
Реферат Спам его виды, причины возникновения и способы борьбы
Реферат Оригинальные приемы почтовой рекламы
Реферат Дисциплинарная ответственность государственных служащих
Реферат Роль ремарок в пьесе Островского "Гроза"
Реферат Земельный вопрос в Башкирии
Реферат Ellis Island Essay Research Paper Billy J