Реферат по предмету "Психология"


Индивидуальный стиль деятельности

ВведениеВ 60-хгодах XX века широкое распространение в советской психологии получили исследование,связанные с индивидуальным стилем деятельности. Данный интерес был вызвандеятельностным подходом, основателем которого был А. Н. Леонтьев. Очевидно, чтоосновным предметом изучения в стилевой характеристике стал индивидуальный стильдеятельности [3].
Над исследованиями вобласти индивидуального стиля деятельности работали такие специалисты в областипсихологии труда, как Мерлин В.С. и Климов Е.А.
Именно Климов Е.А ввелпонятие «индивидуального стиля деятельности». Под индивидуальным стилемдеятельности Климов понимал “индивидуальную систему приемов и способовдействия, которая характерна для данного человека и обеспечивает достижениеуспешных результатов деятельности”.
Индивидуальный стильдеятельности позволяет людям с различными особенностями нервной системы, сразным характером и темпераментом добиваться одинаковой эффективности привыполнении работы разными способами. Например, в своем исследовании по изучениюиндивидуального стиля деятельности у ткачих-многостаночниц Климов заметил, чтоткачихи-меланхолики и ткачики-сангвиники могут быть одинаково успешны в своейработе, но ткачики-меланхолики предпочитают профилактику обрыва нити.
Индивидуальный стильдеятельности
Существуют 4 путиприспособления темперамента к требованиям деятельности:
1) профессиональныйотбор;
2) индивидуальныйподход;
3) формированияположительного отношения к деятельности и соответствующих мотивов;
4) формированиеиндивидуального стиля деятельности.
Считается, что именноформирование индивидуального стиля деятельности является основным и наиболееуниверсальным путем приспособления темперамента к требованиям деятельности, таккак именно он помогает людям с различными темпераментами эффективно выполнятьодинаковую работу.
Иначе индивидуальныйстиль деятельности (ИСД) можно представить как индивидуально-своеобразнуюсистему психологических средств, к которым человек прибегает сознательно илистихийно для наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной)индивидуальности с предметным, внешними условиями деятельности [1].
Индивидуальный стильдеятельности не появляется у человека стихийно, его можно сформировать впроцессе обучения и воспитания. Впервые формирование индивидуального стилядеятельности можно заметить еще в дошкольном возрасте. Это формированиепроисходит при решении игровых задач.
Считается, чтообщепризнанные формальные признаки ИСД можно разделить на 3 вида:
1) устойчиваясистема приемов и способов деятельности;
2) система,обусловленная определенными личными качествами;
3) система,являющаяся средством эффективного приспособления к объективным требованиям.
Структура индивидуального стиля деятельности
 
Согласно исследованиямКлимова можно выделить следующие особенности структуры индивидуального стилядеятельности. Во-первых, существуют такие особенности, которые стихийновозникают на основе имеющихся у человека топологических свойств нервнойсистемы. Эти особенности принято обозначать за ядро ИСД. Они определяют первыйприспособительный эффект и предопределяют направление дальнейшеговзаимодействия со средой.
Вторая группа являетсядополнением первой группе. Данная группа особенностей вырабатывается в течениесознательных или стихийных поисков. Например, у человека возникает стремление кдоведению начатой работы до ее логического завершения, а значит, такуюособенность можно рассматривать как своеобразный способ уравновешивания сосредой. Особенности структуры индивидуальногостиля деятельности
Среди особенностей структурыИСД можно выделить следующие:
1) особенности,составляющие ядро индивидуального стиля. Среди них так же выделяют особенности,благоприятствующие успеху, и особенности, мешающие успеху. Первые особенностипринято обозначать «А», вторые — «Б». Отметим, что данное деление на группыможно считать условными, так как в тот или другой момент одна и та деособенность деятельности может оказаться либо в группе «А», либо в группе «Б».
2) Однако в меруналичия у человека типологически обусловленных особенностей деятельности,благоприятствующих успешному ее выполнению, возникают и другие элементыпристройки к ядру стиля, а именно поиски и максимальное использование всехвозможностей, которые открываются в связи с этой категорией особенностейдеятельности [1]. Следовательно, среди особенностей, являющихся дополнением кядру индивидуального стиля, можно выделить следующие две категории:особенности, носящие компенсаторные значения («В»), и особенности, связанные смаксимальным использованием приспособительных возможностей («Г»).Интегральный эффект взаимодействиячеловека с социальной средой
Возможна ситуация, когда подиндивидуальным стилем деятельности необходимо понимать интегральный эффектвоздействия человека с социальной средой. В этом случае формируется отдельнаязадача. Как заявлял Климов Е.А “мы должны в каждом конкретном случае уметьбыстро распознать, где есть или где должен быть сформирован индивидуальныйстиль, под которым понимается некоторая система индивидуально-своеобразныхприемов и способов решения задачи”.
Для решения этой задачинеобходимо выделить систему «субъект — объект» и определить состояние, ккоторому должна придти система.
Более того, необходимовыделить существенные условия, от которых будет зависеть достижение цели. Длядостижения желаемой цели Климов предлагает выделить такие управляющиевоздействия, в отношении которых какое-либотипологическое свойство или сочетание свойств является по своему биологическомусмыслу противодействующим фактором [1].
В результате проделанныхдействий, остается всего лишь искать пути управления формированиеминдивидуального стиля деятельности, путем дополнения необходимых элементов кего ядру.
Можно сделать вывод, чтоформирование индивидуального стиля деятельности позволяет продвинуть личностьна более высокий уровень реализации.Системообразующая функция индивидуальногостиля деятельности
Благодаря индивидуальномустилю деятельности возникают новые взаимосвязи между разнообразнымииндивидуальными свойствами разных иерархических уровней. Опосредующая функцияиндивидуального стиля относится к разным уровням индивидуальности. Мерлинсчитает, изменяя характер связи между разноуровневыми индивидуальнымисвойствами, индивидуальный стиль создает новую систему свойств. Следовательно,он делает вывод о том, что функцию индивидуального стиля можно считатьсистемообразующей.
Системообразующая функцияиндивидуального стиля деятельности игнорируется или не учитывается в томслучае, когда отсутствует материалистическое понимание диалектической связиобъективной детерминации и субъективной обусловленности деятельности [2].
Целью системобразующейфункцией индивидуального стиля Мерлин считал “одно и тоже предшествующеесостояние или свойство субъекта в зависимости от действий может быть связано сразличными последующими состояниями или свойствами”. Поэтому, можно сделатьвывод, что индивидуальный стиль деятельности создает новые связи междусвойствами субъектов.
Исследование природыиндивидуального стиля привели к тому, что зона неопределенности деятельностиявляется необходимой предпосылкой индивидуального стиля и его системообразующейфункции.
В свою очередь зонанеопределенности деятельности можно разделить на две категории: объективныеусловия зоны неопределенности деятельности и субъективные. Так под объективнымиусловиями можно понимать ситуации, когда одни и те же объективные требованиямогут быть осуществлены при помощи различных промежуточных целей или движений.Субъективные условия характеризуются тем, что субъект в определенных условияхвыбирает более или менее адекватные цели или движения, которые в той или инойстепени будут соответствовать его индивидуальным особенностям [2]. Такимобразом, можно заметить, что выбор тех или иных действий или целей при данныхиндивидуальных особенностях, характеризует овладение индивидуального стилядеятельности.Уровни индивидуального стиля деятельности
В советской психологиипринято выделять несколько уровней индивидуального стиля деятельности.
Более низкий уровеньпринято обозначать за индивидуальный стиль жизнедеятельности. К этому уровнюможно отнести режим питания и стиль моторной активности. Разнообразие движенийдля достижения одной и той же цели характеризуют зону неопределенности моторнойактивности. Наиболее полно эту зону исследовал Климов.
Более высокий уровеньиндивидуального стиля характеризуется индивидуальной системой операция.Наиболее общий и основной признак заключается в соотношении ориентировочных,исполнительных и контрольных операций. Данный уровень разбивается на два типа:
1) ориентировочныеоперации предшествуют исполнительным; предварительная ориентировкакратковременна, а мысленный план имеет схематический характер. В процессевыполнения он значительно расширяется и видоизменяется благодаря частнымориентировочным операциям [2].
Например, исследованияпоказали, что первый тип индивидуального стиля проявляется у старшеклассниковво время составления подробного плана для написания сочинения. Второй типаиндивидуального стиля проявляется в том, что учеником составляется весьмакраткий план, в при написания сочинения он детализируется.
Значимый признакиндивидуального стиля деятельности заключается в том, что различныеориентировочные, исполнительные и контрольные операции в нем взаимно связаны ивзаимно обусловлены, что выражается в интеркорреляциях между ними [2].
Мерлин В.С. считал, чтоиндивидуальный стиль деятельности представляет собой симптомокомплекс операций,связанный с определенным свойством нервной системы.
Социально-психологические предпосылки индивидуального стилядеятельности
индивидуальныйстиль деятельность
В советской психологииговорилось о двух предпосылках, при которых возможно усвоение индивидуальногостиля деятельности:
1) зона неопределенностидеятельности, при которой одна и та же цель может быть достигнута различнымидвижениями, целями и операциями;
2) стремление субъектавыбрать наиболее подходящую индивидуальную систему движение, операция ипромежуточных целей, которая помогла бы добиться максимального успеха, и,которая была бы наиболее согласованной с разноуровневыми индивидуальными свойствами.
По мнению Мерлина,существует еще один источник, который непосредственно связан с предыдущимидвумя предпосылками усвоения индивидуального стиля деятельности. Данный типотражает социальные отношения и требования общества в целом. Кроме того, этотисточник отражает взаимоотношения в коллективе и требования коллектива.Индивидуальный стиль деятельности вразличных типах общества
Наиболее общее социальноеусловие, от которого зависит зона неопределенности индивидуальной деятельности,– дифференциация условий жизнедеятельности и в степени деятельности социальныхгрупп. Возьмем классовое эксплуататорское общество. Данное общество будетхарактеризоваться наличием жестких классовых различий как в роли и значениитруда в жизни человека, так и в соотношении физического и умственного труда,так и в усвоении различных форм культуры. В этом типе общества границы, вкоторых человек может применять свою деятельность, жестко определены итруднопреодолимы, только иногда их удается преодолеть. При этом заметим, чтопреодолеть данную границу могут только единицы из всей массы.
Теперь рассмотримобщественные отношения в капиталистическом обществе. Общественные отношения вкапиталистическом обществе также ограничивают усвоение индивидуального стилядеятельности. В данном обществе происходит ограничение стремления работника кусвоению наиболее продуктивной системы движений, операций, которые доставляютработнику наибольшее удовлетворение.
На основе вышесказанного, можно утверждать, что в капиталистическом обществе отсутствуютбазовые объективные предпосылки для формирования индивидуального стилядеятельности в производственных профессиях. Можно также отметить, что всефакторы в капиталистическом обществе дезиндивидуализируют человека.
Более того,научно-технические революции в капиталистическом обществе только усиливаютдезиндивидуализацию человека. Так как научно-техническая революция предполагаетзамещение человеческого труда автоматическими устройствами, то у простогорабочего остается меньше возможностей для движения, поскольку существуютграницы в обществе. Поэтому зона неопределенности деятельности, котораяобеспечивает свободный выбор действий всем индивидам, сводится к «нулю». Врезультате всего вышесказанного, ограничивается возможность развитияиндивидуального стиля деятельности.
Возникает вопрос, в какомже обществе возможен индивидуальный стиль деятельности? По мнению Мерлина В.С.индивидуальный стиль деятельности возможен в массовых производственныхпрофессиях, возникающий только в социалистическом обществе. Исследования,проводимые Мерлином и его коллегами, показали, что, изучая трудткачих-многостаночниц и других представителей массовых производственныхпрофессий, что индивидуальный стиль деятельности возможен только при условии,что деятельность будет осуществляться с полуавтоматическим управлением. Болеетого, данные исследования показали, что легче всего с этой работой справляютсятолько ткачихи с подвижными нервными процессами.
Но для того чтобы усвоитьиндивидуальный стиль деятельности, необходим не только правильный тип общества,но и также должны быть созданные правильные условия в коллективе.
Наиболее существенноезначение для развития инициативности и индивидуальности имеет шкала социальныхоценок. Данная шкала может быть более широкой или более узкой. Чем шире шкаласоциальных оценок, тем в большей степени она стимулирует различные действия,операции, которые необходимы для достижения коллективной цели [2]. В результатеможно сделать вывод, чем шире будет эта шкала оценок, тем шире будет зонанеопределенности деятельности.
Кроме того, для тогочтобы обеспечить широту шкалы социальных оценок необходимо, чтобы существоваласплоченность коллектива. Широта шкалы социальных оценок создает наиболееблагоприятные предпосылки для становления индивидуального стиля деятельности.По мнению Мерлина и его соратников, наиболее благоприятные условия длястановления индивидуального стиля деятельности создаются в коллективах свысоким уровнем ценностно-ориентационного единства.
Для того чтобысформировались благоприятные предпосылки индивидуального стиля деятельностинеобходимо не только уровень шкалы социальной оценки, но и за какие именнодействия человек подвергается оценке. Также очень существенна частотасоотношения положительных и отрицательных оценок. Этот фактор очень эффективенв развитии инициативности и индивидуальности работников. Поэтому можно сделатьвывод, что данный фактор является одной из основных предпосылок дляформирования индивидуального стиля деятельности.
ЗаключениеВзаключении хотелось бы сказать, что благодаря индивидуальному стилюдеятельности повышается эффективность деятельности. Посредством индивидуальногостиля деятельности преодолевается и компенсируется отрицательное влияниенекоторых особенностей. В результате его усвоение преодолеваетсярассогласование некоторых разноуровневых индивидуальных свойств.Такжемы выяснили, что зона неопределенности деятельности является одной из основныхпредпосылок индивидуального стиля деятельности.Хотелосьотметить, что индивидуальный стиль деятельности – это некий инструмент, которыйиспользует человек для достижения успешных результатов своей деятельности.
Библиографическийсписок
1) Климов Е.А. // Психологияиндивидуальных различий. Тексты // Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова.М.: Изд-во МГУ, 1982. С. 74-77.
2) Мерлин В.С. // Очеркинтегрального исследования индивидуальности. – М.: Педагогика. – 1986. – 256 с.
3) Плукин С.Г. // Индивидуальныестили деятельности. – plook.ru/index/individualnye-stili-deyatelnosti/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Лирика Пушкина как отражение многогранности личности поэта
Реферат Оценка эффективности управления персоналом 3
Реферат Активизации лидерского потенциала студентов вуза в процессе внеучебной деятельности 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования
Реферат Этапы психического развития младенца. Развитие моторики, перцепции, памяти, мышления. Предречевое развитие
Реферат Страховой рынок проблемы и перспективы
Реферат Data Storage Essay Research Paper Whoops there
Реферат Ряды динамики 4
Реферат Применение технологии солянокислотной обработки установок ЭЦН на Мишкинском месторождении
Реферат Анализ финансово-экономической деятельности организации
Реферат Мое мнение о Базарове
Реферат Використання елементів стилізації форм рослинного і тваринного світу у розвитку навичок декоративно-орнаментального
Реферат Онегин и Печорин в Произведениях Пушкина и Лермонтова
Реферат Что открыла мне лирика Сергея Есенина
Реферат Компьютерной программе Visio v.4.0
Реферат Интерфейсы как решение проблем множественного наследования