Реферат по предмету "Психология"


Индивидуальный и общественный нарциссизм

Индивидуальныйи общественный нарциссизм
 
Одним из наиболее плодотворных открытий Фрейдаявляется понятие нарциссизма. Сам Фрейд считал его одним из важнейшихрезультатов своих исследований и привлекал для обьяснения различных феноменов,таких как психозы («нарциссические неврозы»), любовь, боязнькастрации, ревность и садизм, а также для лучшего понимания массовых явлений,например готовности угнетенных классов быть лояльными по отношению кгосподствующим над ними классам. Представления Фрейда о нарциссизме базируютсяна его понятии сексуального либидо. Однако эта механистическая точка зрения налибидо скорее блокирует, чем продвигает дальше развитие понятия нарциссизма.Содержащиеся в нем возможности могут быть использованы намного лучше, еслирассматривать его с точки зрения психической энергии, которая не идентичнаэнергии полового инстинкта. Эта энергия основывается на психических силах,которые становятся очевидными только в своих проявлениях, обладающихопределенной интенсивностью и идущих в определенном направлении. Она связываети развязывает, держит индивида в самом себе и одновременно поддерживает егосвязь с внешним миром. Существенным в любой теории или терапии, которую можноопределить как психоанализ, является динамическое понимание человеческогоповедения; то есть, исполненные энергией силы мотивируют поведение человека иего можно понять и предсказать лишь тогда, когда поняты сами силы. Этадинамическая точка зрения на человеческое поведение является центральнымпунктом в системе Фрейда.
Существенным в любой теории или терапии, которую можноопределить как психоанализ, является динамическое понимание человеческогоповедения; то есть, исполненные энергией силы мотивируют поведение человека, иего можно понять и предсказать лишь тогда, когда поняты сами силы. Эта динамическаяточка зрения на человеческое поведение является центральным пунктом в системеФрейда. Вопрос о том, как эти силы понимаются в теоретическом плане — впонятиях механистически-материалистической философии или в понятияхгуманистического реализма, — важный, но все же второстепенный по сравнению сцентральным значением динамической интерпретации человеческого поведения.Описание нарциссизма целесообразнее начать с двух контрастных примеров:«первичного нарциссизма» новорожденного и нарциссизма душевнобольного. Новорожденный еще не имеет отношения к внешнему миру. Это можновыразить следующим образом: внешний мир не существует для новорожденного, вовсяком случае, он не в состоянии сделать различие между «Я» и«Не-Я». Новорожденный не имеет «интереса» к внешнему миру.
Единственная реальность, существующая дляноворожденного — это он сам: его тело, его физические ощущения тепла и холода,жажды, потребности в сне и физическом контакте. Душевнобольной находится вположении, которое несущественно отличается от положения новорожденного. Но вто время как для новорожденного внешний мир еще не возник как реальность, длядушевнобольного он уже перестал существовать в качестве реальности. Например, вслучае галлюцинаций органы чувств теряют свою функцию регистрироватьпроисходящее во внешнем мире и регистрируют лишь субъективные переживания типасенсорных реакций на предметы внешнего мира. При мании преследования действуеттот же механизм. Субъективные эмоции, например страх и подозрение, настолькообъективируются, что параноик убежден в заговоре других людей против него.Именно этим он отличается от невротика: последний может жить в постоянномстрахе, что его ненавидят, или преследуют, или что-то подобное, однако онвсегда сознает, что речь идет лишь о его опасениях. Особый род нарциссизма,пограничного между нормой и душевной болезнью, можно наблюдать у людей,обладающих необычайной властью. Египетские фараоны, римские императоры, Гитлер,Сталин — все они обнаруживают определенные сходные черты характера. Они обладаютабсолютной властью; им принадлежит последнее слово, включая жизнь и смерть.Власть делать все, что они хотят, кажется безграничной. Они — боги, и толькоболезнь, возраст или смерть могут им как-то повредить. Они пытаются поступатьтаким образом, словно не существует границ для их прихотей и жажды власти. Чембольше человек пытается стать богом, тем больше он изолирует себя от всехостальных людей, эта изоляция нагоняет на него все возрастающий страх. Психозявляется состоянием абсолютного нарциссизма, состоянием, из-за которого индивидпорвал все связи с внешней реальностью и заместил ее собственной личностью. Онвесь переполнен самим собой, он превратил себя «в бога и весь мир».
Наиболее элементарная форма нарциссизма проявляется усреднего человека в его отношении к своему телу. Большинству людей нравитсясобственное тело, лицо и фигура, и, если их спросить, хотели бы они поменятьсяс кем-нибудь, кто, к примеру красивее их, они ответят на это решительнымотказом. Рассмотрим два феномена, которые на первый взгляд не имеют ничегообщего между собой, но все же оба отмечены нарциссизмом. Некая женщина проводитежедневно по многу часов перед зеркалом, причесываясь и подкрашиваясь. Онаделает это не только потому, что тщеславна. Она прямо одержима своим телом исвоей красотой, и ее тело является для нее единственной значительнойреальностью. Ее поведение напоминает греческую легенду о прекрасном юношеНарциссе, который пренебрег любовью нимфы Эхо, умершей затем от разбитогосердца. Немезида (или Афродита) наказала его тем, что он влюбился в собственноезеркальное отражение в воде озера и погиб от восхищения собой.
Греческая легенда явно указывает на то, что такогорода «самовлюбленность» есть проклятие и что в своих экстремальныхформах она приводит к саморазрушению. Другая женщина (это вполне может быть ита же самая, только несколькими годами позже) страдает от ипохондрии. Хотя онаи не пытается себя приукрасить, эта женщина также все время занята своим телом,поскольку постоянно боится болезней. В данном случае за обоими феноменамискрывается одинаково нарциссичная занятость собственной персоной,ограничивающая проявление интереса к окружающему миру.
Сходным образом обстоит дело с моральной ипохондрией.Здесь человек опасается не болезни или смерти, а боится провиниться. Такойчеловек постоянно размышляет над тем, в чем он виноват, что он сделалнеправильно, и т. п. В то время как со стороны, а также в своих собственныхглазах он производит впечатление особо совестливого и морального человека, дажеготового заботиться о других, на самом деле он занят только самим собой, своейсовестью, тем, что могут сказать о нем другие. Нарциссизм, лежащий в основефизической и моральной ипохондрии, отличается от нарциссизма тщеславногочеловека лишь тем, что он менее заметен для неопытного глаза. Этот роднарциссизма, который К. Абрахам классифицировал как негативный нарциссизм,обнаруживается особенно отчетливо в состоянии меланхолии. Подобные состоянияхарактеризуются чувствами собственной недостаточности, нереальности исамообвинения.
В менее выраженной форме нарциссическое ориентированиевстречается также в повседневной жизни. Об этом свидетельствует одна шутка:Писатель встречает друга, долго и нудно рассказывает ему о себе. Наконец онговорит: «Я так долго говорил о себе. Теперь давай поговорим о тебе. Кактебе нравится моя последняя книга?» Этот человек является типичнымпредставителем тех, кто занят только собой и интересуется другими лишьпостольку, поскольку они являются эхом его собственной персоны. Даже когда онипроявляют себя как люди любезные, готовые помочь, они делают это зачастую лишьпотому, что сами себе нравятся в этой роли; они употребляют всю свою энергию нато, чтобы восхищаться собой, вместо того чтобы посмотреть на вещи глазамичеловека, которому они помогают.
По каким признакам можно узнать нарциссичногочеловека? Есть тип, который легко распознаваем. Ему присущи все чертысамодовольства. Если он бросает несколько незначительных слов, по нему видно,что у него осталось чувство, будто он сказал нечто очень важное. Обычно онсовсем не слушает других и едва ли интересуется тем, что они говорят (если онумен, то пытается скрыть это, задавая вопросы и принимая вид заинтересованногослушателя). Нарциссичного человека можно также узнать по очень чувствительнойреакции на любую критику. Эта чувствительность может выражаться в оспариванииобоснованности критики и проявлении гневной и депрессивной реакции на нее. Вомногих случаях нарциссическое ориентирование может скрываться за скромным ибезропотным поведением; на самом же деле нередко случается, что нарциссичныйчеловек делает покорность предметом своего самолюбования.
Иногда нарциссичного человека можно определить повыражению его лица. На нем можно наблюдать проблеск ума или усмешку, котораяодним придает выражение самодовольства, а другим позволяет выглядеть сияющимиот счастья, вызывающими доверие, ребячливыми. Нарциссичный человек не всегдаделает предметом своего нарциссизма всю свою личность. Часто он снабжаетнарциссизмом только отдельные ее аспекты, например честь, интеллигентность,физические способности, остроумие, внешность. Чем интенсивнее нарциссизм, темменьше человек признает свою ошибку, тем меньше он признает справедливуюкритику со стороны других. Он будет вне себя от постыдного поведения другогоили будет думать, что у другого недостает чуткости или он недостаточнообразован, чтобы иметь возможность о чем-то правильно судить.
Опаснейшим последствием нарциссической привязанностиявляется потеря рационального суждения. Предмет нарциссического интересарассматривается как ценный (хороший, красивый, умный и т.д.), но не наосновании объективной оценки из-за того, что речь идет о собственной персонеили о том, что ей принадлежит. Нарциссическая оценка есть предубеждение, онанеобъективна. Обычно такое предубеждение в какой-то степени рационализируется,и эта рационализация, в зависимости от интеллигентности и утонченностисоответствующего лица, может быть более или менее обманчивой. Еще болеепатологическим элементом в нарциссизме является эмоциональная реакция накритику какого-либо объекта нарциссизма. Нарциссичный человек реагирует ввысшей степени озлобленно на любую критику, обращенную в его адрес. Он склоненвоспринимать эту критику как враждебную атаку; он не может себе представить,что она может быть справедливой. Интенсивность его озлобленности связана спребыванием вне связи с миром, что он совсем один и одержим страхом.
Реакцией на затронутый нарциссизм может быть не тольковзрывная ярость, но, напротив — депрессия. Внешний мир для нарциссичногочеловека не является проблемой, поскольку ему самому удалось стать миром, вкотором он приобрел чувство всезнания и всемогущества.
Описание индивидуального нарциссизма, данное вышепозволяет понять феномен общественного нарциссизма и ту роль, которую он играеткак источник насилия и войны. С точки зрения любой организованной группы,которая хочет продолжать свое существование, необходимо, чтобы группа получаланарциссическую энергию от своих членов. Дальнейшее существование группы зависитот того, воспринимается ли она членами группы столь же серьезно, каксобственная жизнь, и от их веры если и не в превосходство над другими, то покрайней мере в свою правоту. Без этих нарциссических составляющих вряд лисуществовала бы в группе необходимая для ее функционирования энергия, особеннов тех случаях, когда требуются жертвы. Общественный нарциссизм распознатьтруднее, чем индивидуальный. Предположим, кто-то говорит другим людям: «Яи моя семья — самые замечательные люди на земле, только мы одни чисты, интеллигентны,добры и порядочны, все остальные — грязны, глупы, бесчестны ибезответственны».
В этом случае большинство людей восприняло бы его какгрубияна, невыдержанного человека или даже как сумасшедшего. Если же фанатичныйоратор, выступая на массовом собрании, поставит на место слов «я» и«моя семья» такое слово, как народ (раса, религия, политическаяпартия и т. п.), то многие будут славить его и восхищаться им за егопатриотичность, правоверность и т. д. Представители других народов или религий,напротив, обидятся на него за такую речь по той причине, что о них отзываютсяоткровенно плохо.
Однако внутри группы, возвышенной над другими, каждыйчувствует себя польщенным в своем индивидуальном нарциссизме и, поскольку сданным утверждением соглашаются миллионы, оно кажется им разумным.
Одним из важнейших элементов нарциссической патологииявляется вождь группы с которым она могла бы себя идентифицировать. Вождьвосхищает ее, которая проецирует на него свой нарциссизм. В акте подчинениявсемогущему вождю индивид переносит на него свой нарциссизм. Чем значительнеевождь, тем значительнее его последователь. Нарциссизм убежденного в своемвеличии вождя, которому чужды сомнения — это то, что привлекает подчиняющихсяему нарциссичных личностей. Полусумасшедший вождь часто имеет наибольший успехдо тех пор, пока недостаток объективности, гневная реакция на каждое поражениеи потребность поддерживать образ своего всемогущества не приведут к ошибкам,которые повлекут за собой его закат.
Мы живем в историческую эпоху, которая характеризуетсярезким несоответствием между интеллектуальным развитием человека, приведшим егок созданию самого страшного оружия уничтожения, и его духовно-эмоциональнымразвитием, которое все еще позволяет ему пребывать в состоянии ярко выраженногонарциссизма со всеми его патологическими симптомами. Что надо сделать, чтобыизбежать катастрофы, которая легко может вырасти из этого противоречия? Еслинельзя уменьшить нарциссическую энергию в каждом человеке, то, вероятно, можноизменить объект, на который она направлена. Если предметом групповогонарциссизма станет человечество, вся человеческая семья, а не отдельный народ,отдельная раса или отдельная политическая система, вероятно, можно многогодостичь. Если бы индивид мог прежде всего переживать себя как гражданин мира иесли бы он гордился человечеством и его успехами, то предметом его нарциссизмастало бы человечество, а не его противоречивые компоненты. Если бы в системахвоспитания во всех странах обращалось особое внимание на достижениячеловечества, а не собственного народа, то можно было бы с большейубедительностью и обоснованностью привить индивиду гордость за то, что ончеловек. Не группа, класс или религия, а все человечество должно участвовать восуществлении задачи, которая позволила бы каждому индивиду быть гордым за то,что он принадлежит к человечеству.
Существует достаточно много общих для всегочеловечества задач: общая борьба против болезней и голода, распространениезнаний и искусства среди всех народов нашей Земли с помощью средствкоммуникации.
Гуманизм Ренессанса, буржуазные революции, русская икитайская революции и освобождение от колониальной зависимости — все ониосновывались на общей мысли о равенстве всех людей. Даже если некоторые из этихреволюций привели к нарушению принципа равенства в созданных ими системах, всеже является историческим фактом, что идея равенства всех людей и вытекающее изнее убеждение в их свободе и достоинстве завоевали мир, благодаря чему можнонадеяться, что человечество когда-нибудь снова возвратится к понятиям, которыееще недавно господствовали в истории цивилизованного мира.
фрейд ипохондрия нарциссизм индивидуальный

Литература
 
1.З. Фрейд. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1990. — 448 с.
2. Краткий философский словарь / А.П. Алексеев, Г.Г. Васильев [идр.]; под ред. А.П. Алексеева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект,2009. — 496 с.
3. Новый англо-русский медицинский словарь под общ. ред. В. Л.Ривкина, М. С. Бенюмовича, 2008 г. — 832 с.
4.Э. Фромм. Душа человека. Изд-во АСТ, Транзиткнига, 2004 г. 576 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.