Реферат по предмету "Психология"


Изучение невротических реакций у студентов в сессионный период

--PAGE_BREAK--·                     снижение энергичности, которое приводит к повышенной утомляемости и сниженной активности;
·                     выраженная утомляемость даже при незначительном усилии;
·                     сниженная способность к сосредоточению и вниманию, снижение функции памяти;
·                     сниженные самооценка и чувство уверенности в себе;
·                     наличие идей виновности и уничижения;
·                     мрачное и пессимистическое видение будущего;
·                     наличие идей или действий по самоповреждению или суициду;
·                     нарушения сна: сочетание раннего пробуждения и депрессивных мыслей, хотя иногда имеет место чрезмерная сонливость;
·                     состояние психомоторной заторможенности (замедленность движений, мышления) или же, наоборот, состояние ажитации (беспокойство,  объективно выражающееся в безостановочной двигательной активности);
·                     отсутствие интересов и способности радоваться;
·                     депрессивное мышление: мысли, относящиеся к настоящему: больной в любом событии видит только грустную сторону; считает, что ему ничего не удаётся и окружающие видят в нём неудачника; больной не чувствует уверенности в себе и к любому успеху относится скептически; представления о будущем: больной ожидает самого худшего, рисует безнадёжные перспективы, предвидит неудачи на работе, крах в семье и неизбежное разрушение своего здоровья, что сопровождается мыслями о самоубийстве и разработкой соответствующих планов; мысли, посвящённые прошлому: думая о прошлом, больного охватывает необоснованное чувство вины и самобичевания по незначительным поводам;
·                     биологические симптомы: потеря аппетита, снижение массы тела, запоры, утрата либидо, аменорея.[1, с.96]
Симптомы тревожного спектра:   
Тревожность, как и депрессия, может также   включать  потребностные остояния и биохимические факторы. [22, с.12]
Характерен  внешний вид человека — лицо выглядит напряжённым, брови сдвинуты; поза напряжённая; он беспокоен, часто вздрагивает; кожа бледная, обычно наблюдается потоотделение, особенно потеют руки, ноги и подмышки. Готовность к слезам, которая может  поначалу  навести  на мысль о депрессии, отражает общее тревожное состояние. Синдром тревоги характеризуется чрезмерным возбуждением, повышенной функцией симпатической нервной системы.
·                     привычное ощущение тревожного предчувствия;
·                     ощущение тревоги, вызываемое определёнными ситуациями или объектами (внешними по отношению к субъекту), которые в настоящее время не являются опасными;
·                     тревога  может быть генерализованной и стойкой, но не ограничиваться какими-либо определёнными средовыми обстоятельствами и  даже  не  возникать  с  явной предпочтительностью в этих обстоятельствах (т. е. она является «нефиксированной»);
·                     ощущение напряжённости, беспокойства, опасения, связанные с предчувствиями грядущих неприятностей в сфере повседневной жизни;
·                     усиленное реагирование на любые неожиданности или действия, предпринимаемые с целью вызвать испуг;
·                     затруднение сосредоточения внимания, ощущение «пустоты в голове» из-за тревоги и беспокойства;
·                     постоянная раздражительность;
·                     затруднения засыпания из-за беспокойства;
·                     чувствительность к шуму;
·                     нарушение сна  —  невозможность быстрого засыпания, беспокойный кратковременный сон с частыми пробуждениями, отсутствие чувства отдыха утром, «кошмарные» сновидения;
·                     чувство головокружения, слабости, неустойчивости;
·                     страх сумасшествия, страх утраты самоконтроля или надвигающейся потери сознания;
·                     ощущение комка в горле или затруднения при глотании;
·                     ощущение  «взвинченности»,  состояния  на  грани  «нервного срыва» или  психического  напряжения;
·                     страх смерти; восприятие  окружающих  материальных  объектов как «ненастоящих» либо ощущение отделённости от собственной личности  или  нереальности  своего  пребывания  в  данный  момент  в данном месте  (дереализация и деперсонализация).
Тревожность — очень широко распространенный психологический феномен нашего времени. Различают долговременные факторы, предрасполагающие к развитию симптомов тревоги, и факторы, провоцирующие конкретный эпизод. Существенно  повышен   риск  развития  тревожных  расстройств  у  тех,  кто постоянно подвергается негативному воздействию вредных социальных факторов, например трудноразрешимых межличностных проблем или  неблагоприятных условий жизни. Обычно прослеживается некоторая связь между тревожными состояниями и психотравмирующими жизненными событиями..[1, с.109-110]  Значение тревоги как социально — обусловленного фактора было отмечено на одном из первых, ежегодных симпозиумов, проводящихся Американской ассоциацией психологов и психопатологов.[30, с.15,29]
В. В. Суворова. [ 30 ], в своей книге «Психофизиология стресса» определяет тревожность, как психическое состояние внутреннего беспокойства, неуравновешенности и в отличие от страха может быть беспредметной и зависеть от чисто субъективных факторов, приобретающих значение в контексте индивидуального опыта. И относит тревожность к отрицательному комплексу эмоций, в которых доминирует физиологический аспект. А. М. Прихожан[21], определяет тревожность, как устойчивое личностное образование, сохраняющегося на протяжении достаточно длительного периода времени. В целом, повышенная тревожность — это субъективное проявление неблагополучия личности, ее дезадаптации.  Ч. Д. Спилбергера различает тревогу — как состояние и тревожность — как свойство личности.  С помощью шкалы Спилбергера, получившей  широкое  распространение  (в отечественной психологии ее  развил   в  1967  г. В.Ф. Березин  [31, с.385-386],  а 1976-78 г.г.  Ю. Л. Ханин  [ 31, с.388) , можно  количественно  измерить  как  личностную  тревожность,  так  и  состояние  тревожности,   для   которого   характерны субъективно переживаемые неприятные  эмоции  напряжённости,  озабоченности, неудовлетворённости, беспокойства и дурного предчувствия, сопровождающиеся, как  правило,  активацией  вегетативной  нервной  системы.  Это   состояние является  эмоциональной  реакцией  на  различные   стрессоры   (экзамены), связанные в той или иной мере с угрозой престижу, самоуважению и самооценке   человека.
В  воз­никновении тревожности как черты веду­щую роль Спилбергер отводит  взаимоотношениям  с  родителями  на  ранних  этапах развития ребенка, а также определенным событиям, ведущим к фиксации страхов в детс­ком возрасте.  [27, с.309-311]  Но у данной теории есть и недостаток – недооценивается  роль социального фактора, который является очень важным для понимания проблемы.
Трево­га — реакция на грозящую опасность, ре­альную или воображаемую, эмоциональ­ное состояние диффузного безобъектного страха, характеризующееся неопределен­ным ощущением угрозы, в отличие от страха, который представляет собой реакцию на вполне определенную опасность.
Тревожность — индивидуальная психо­логическая особенность, состоящая в по­вышенной склонности испытывать беспо­койство в  различных  жизненных  ситуаци­ях,  в том  числе  и  тех, объективные  харак­теристики  которых  к  этому  не  предраспо­лагают.
Понимание тревоги в теории Спилберге­ра определяется следующими  положени­ями:
Ситуации, представляющие для че­ловека определенную угрозу или личностно значимые, вызывают в нем состояние тревоги. Субъективно  тревога  пережива­ется как неприятное эмоциональное со­стояние различной интенсивности. Интенсивность переживания тревоги пропорциональна степени угрозы или значимости причины переживаний. От этих факторов зависит длительность переживания состояния тревоги. Высокотревожные индивиды вос­принимают ситуации или обстоятельства, которые потенциально содержат возмож­ность неудачи     или угрозы, более интен­сивно. Ситуация тревоги сопровождается изменениями в поведении или же мобилизует защитные механизмы личности. Час­то повторяющиеся стрессовые ситуации приводят к выработке типичных механиз­мов защиты. Итак, выделяют личностную тревожность  и ситуационную (реактивную) тревожность.
Дегоралис и другие исследователи, создатели методики SCL, выделяют такжефобическую тревожность — стойкую реакцию траха на  определенных  людей, места, объекты или ситуации, которая характеризуются как рациональная и неадекватная по отношению к стимулу, ведущая к избегающему поведению.
Страх как невротическая реакция:
На данный момент страхи, пожалуй, являются самым распространенным видом тревожных расстройств. Склонностью к ним страдает до 14% населения. Вероятно, каждому человеку знакомо ощущение страха, например в момент реальной опасности. И сам по себе страх является невротической реакцией. Многочисленные нервные перегрузки, накопившиеся отрицательные эмоции, постоянно испытываемое нервное перенапряжение способствуют развитию такого состояния, когда в жизни человека начинают доминировать чувства тревоги и страха. Однажды возникнув, они могут длиться от нескольких минут до нескольких часов, продолжаться долгие месяцы и даже годы. Сами по себе это могут быть страхи перед конкретными предметами, объектами и явлениями (разнообразные фобии), или другие, немотивированные, бессодержательные, лишенные всякого основания.
Страх принадлежит к категории фундаментальных эмоций человека. Мотивация страха — условно-рефлекторная, т. к. в нем закодирована эмоционально переработанная информация о возможности опасности. Само же чувство страха появляется непроизвольно, помимо воли, сопровождаясь выраженным чувством волнения, беспокойства или ужаса. Страх классифицируется как ситуативно и личностно обусловленный острый и хронический, инстинктивный и социально опосредованный. Боязнь и тревожность, как состояние, соответствующее страху и тревоге. По степени выраженности страх делится на ужас, испуг, собственно страх, тревогу, опасения, беспокойство и волнение. Несмотря на свою отрицательную окраску, страх выполняется разнообразные функции в психической жизни человека. Как реакция на угрозу, страх позволяет избежать встречи с ней, играя таким образом защитную, адаптивную роль в системе психической само регуляции.  Это своеобразное средство в познании окружающей действительности. В некотором роде страх — способ ограничения «Я» от чужеродного, неприемлемого влияния извне, страх может мобилизовать «Я» перед лицом внешней опасности, способствуя интеграции внутренних психических ресурсов.
Возрастные страхи в некоторой степени отражают исторический путь развития самосознания человека. В отличие от естественных, социальные страхи приобретаются путем научения в процессе формирования личности. При большем, чем в норме количестве страхов и их невротическом характере возникает состояние психического напряжения, скованности, аффективно заостренного стремления к поиску опоры. Поведение становится все более пассивным, атрофируется любопытство, любознательность, избегается любой риск, связанный с вхождением в новую, неизвестную ситуацию общения. Развивается настороженность и замкнутость, уход в себя, в свои проблемы. Усиливается ориентация на травмирующее прошлое. Неумение радоваться пропорционально умению тревожиться.(11,  с.124-136)
Механизм   возникновения   невротических  реакций:
Невротические реакции обычно возникают на относительно слабые, но длительно действующие раздражители, приводящие к постоянному эмоциональному напряжению или внутренним конфликтам (события, требующие трудных альтернативных решений, ситуации, порождающие неопределенность положения, представляющие угрозу для будущего.
Механизм возникновения  невротических  реакций заключается  в  том,  что  в прошлом человека существовал неадекватно разрешенный конфликт, серьезная  психотравмирующая  ситуация, не пережитая им, что и влияет на появление неадекватных действий. Приной  невротической  реакции  может  быть  психическая травма или соматическое заболевание. Содержание психической травмы может влиять на проявление болезни, например, страх животных, после нападения собаки и т.д. Невротическая реакция возникает после пережитой психической травмы или заболевания и уменьшается по мере отдаления от травмирующих психику факторов.(6, с.13-16) На   самом    деле суть не в самих  психических травмах, а в  том,   как  их    воспринимают  люди.  Ведь  люди  сильнее реагируют  на    те события,  которые для них наиболее значимы. Очень  важную роль играют  и особенности личности человека. Если он замкнут, насторожен, боязлив или очень легко возбудим, да еще часто болеет – это важные предрасполагающие факторы к возникновениям невротических реакций. Кроме того, описанные симптомы могут быть проявлением какого-либо заболевания (соматического, неврологического, психического). Чтобы помощь была максимально эффективной, очень важно определить причину невротической реакции и устранить ее. Ведь если причина не устранена – трудно рассчитывать на благоприятный прогноз. [6, с.14]
Прогностическая  значимость той или иной невротической реакции определяется не столько ее продолжительностью и глубиной расстройств, сколько общей динамикой нервно-психического состояния.
Любая невротическая реакция — это сигнал о психологическом неблагополучии.    Но  они  в  большинстве  случаев  обратимы. [6, с.14-15 ]
Невротические реакции требуют скорее не лечения, а правильного педагогического и психологического подхода. Профилактика невротических расстройств включает ряд социальных  и  психогигиенических мероприятий, в том числе создание благоприятных семейно-бытовых и трудовых условий, рациональная профессиональная ориентация, предупреждение эмоционального перенапряжения, устранение профессиональных вредностей и др.[ 35 ]
    продолжение
--PAGE_BREAK--1.3 Особенности проявления невротических реакций у студентов
Характеристика   позднего  юношеского  возраста  (17-20)  и  начала периода  взрослости  (20-23):
В данной работе   нас  интересует юношеский (студенческий) возраст, который является решающим периодом развития  самосознания,  его  упрочения  и  закрепления.  Дальнейшие его  изменения  в  общем  плане  представляют  уже  не  развитие  и формирование, а трансформацию в зависимости от социально-политических,  экономических,  демографических  условий. Юношеский   возраст  –  это часть молодости, состоящий из целого ряда более коротких периодов  – возрастных стадий или фаз, а также отдельных лет. Каждый год молодости качественно отличен от других лет, несет в себе особую качественную и количественную нагрузку, как только его связывают с жизнедеятельностью человека.
Юность (от 17 до 20 лет) – это первый период взрослой жизни. Ответственность за свою судьбу, за свою последующую жизнь определяет специфику этого возрастного этапа. Для кого-то в юности начинается реализация жизненных планов, четко намеченных еще в старших классах школы, идет проверка их правильности в жизненной практике. Однако многие продолжают поиски себя, пытаясь решить проблему самоопределения методом проб и ошибок, и эти поиски зачастую мучительны. Итак, для юности характерны три основных жизненных варианта: получение профессионального образования, поиск работы, для юношей служба в армии. То, какой выбор будет сделан в это время, зависит от направленности личности, доминирующих мотивов, основных ценностных ориентаций.  В начале 1990-х гг. наблюдалась тенденция снижения ценности   образования   в   нашей   стране, сейчас образование снова входит в систему ценностей. Самая  большая  трудность – это заработать на жизнь, достичь материальной   независимости   от   родителей, к   этому стремятся почти все в юношеском возрасте. [14]
Развитие интеллектуальной сферы и мышления является   центральным  звеном  развития в том возрасте. В  психическом   облике  юношей (девушек) –  склонность к  рассуждениям,  особая эмоциональность, впечатлительность,  ориентация на будущее,  ведущим  мотивом становится  мотив  учения  ради  будущей  жизненной  перспективы,  происходит рост самостоятельности.  Это вступление в самостоятельную жизнь, резко меняется социальная позиция.[26, с.101]   Юность — напряженный период формирования нравственного сознания, выработки ценностных ориентаций и идеалов, устойчивого мировоззрения, гражданских качеств личности. Ответственные и сложные задачи,  стоящие  перед  индивидом  в  этом  возрасте  при неблагоприятных  общественных  или  микросоциальных  условиях  могут  приводить  к  острым  психологическим  конфликтам  и  глубоким переживаниям, кризисному протеканию  юности,  к разнообразным  отклонениям в поведении  юношей и  девушек от предписываемых  общественных  норм. [19, с.231-232 ]         
Переходный период между юношеским возрастом и ранней зрелостью (от 20 до 25 лет) имеет колоссальное значение в становлении молодого человека, когда многие вопросы, которые прежде можно было отложить на потом, встают с особой силой. Реальная жизнь, реальное самоопределение – серьезнейший период взросления. Наше время отличается глобальными метаморфозами, происходящими в социуме. Современный молодой человек оказался в ситуации предельной нестабильности общественного сознания, когда нет приемлемых идеалов в прошлом, но и еще не найдены новые, адекватные происходящим в мире переменам ориентиры для предстоящего развития, профессионального, личностного, национального самоопределения.  Поэтому сегодня  молодежи   очень   трудно   выделить и усвоить нормы взрослой  жизни. Отсюда   смятение  и  неуверенность   в завтрашнем дне.
Процесс самоопределения, обретения зрелости затягивается из-за того, что юношеские мечты в реальности наталкиваются на множество проблем и трудностей взрослой жизни. Большинство молодых от 18 до 25 лет пробуют разные виды деятельности, учатся принимать себя в нескольких социальных ролях. Они вынуждены корректировать и соотносить с конкретными жизненными  ситуациями  свои  цели  и  действия,    вырабатывая индивидуальные  способы  совладения  с  проблемной действительностью взрослого мира [14, С.363–381].
Таким образом, вхождение во взрослость является переходным периодом между юношеским возрастом и взрослостью. Этот период (переход к ранней зрелости) условно ограничивается временными рамками от 18 до 25 лет. В это время изживаются последние детские и подростковые иллюзии, осуществляется процесс реального самоопределения через ориентацию на ценности саморазвития, когда человек берет на себя ответственность за постановку целей собственного развития, выбор и выработку путей их достижения. [14]
Период  принято рассматривать как стабильный период.  Начинается самый продуктивный,  самый  творческий  период  в жизни человека. На ранних этапах зрелости в 19-20 лет отличаются оптимумы (точки наивысшего подъема) зрительной, слуховой. Кинестетической чувствительности. Отмечены наиболее высокие показатели   кратковременной  вербальной  памяти. Известно,  что   в  основе   обработки  информации  студентов лежит   ориентировочный   рефлекс,   на  характер которого влияют, среди других факторов, индивидуально- типологические особенности человека: экстраверсия, нейротизм, особенности функциональной асимметрии и вегетативной регуляции, а также свойство активированности ЦНС. В   структуре   индивидуальности   человека    эти качества определенным образом взаимосвязаны, что позволяет предполагать  существование типов конституции, определяющих характер ориентировочной реакции и успешной адаптации к студенческой деятельности. В этот период происходит усиление  социального развития личности, включение  ее  в разные сферы общественных отношений и деятельности. Процесс развития личности  при  этом во многом зависит от уровня социальной   активности и  степени  продуктивности самой личности. [26,  с. 963]
Особенности проявления невротических реакций у студентов:
Студенты составляют особую социальную группу, объединенную определенным возрастом, специфическими условиями труда и жизни. Это одна из самых многочисленных групп населения с повышенным уровнем риска заболеваний.
В современных условиях получение   образования  в  высших учебных заведениях можно отнести к специфическому виду деятельности,  связанному  с высоким уровнем психических и физических нагрузок, крайне возрастающих в сессионный период, дефицитом  времени,  необходимостью  усваивать в сжатые сроки большой  объём  информации, повышенными  требованиями к   решению  проблемных  ситуаций,  жёстким контролем  и    регламентацией режима [28, с.265].       
Отсутствие резервов психического и физического здоровья может привести к развитию у студентов невротических расстройств и расстройств адаптации [ 7, с.207-209] Высокая тревожность и на этом фоне выраженный страх могут привести к возникновению невротической реакции (повышение температуры, головные боли, обострение хронических заболеваний).
Студенты вузов испытывают интенсивные интеллектуальные, социально-психологические, а подчас и физические перегрузки и являющиеся весьма характерной моделью социально-незащищенной категории населения.
Провалы на экзаменах, плохая адаптация к чебному процессу,    конфликты  с преподавателями и сокурсниками,  отставание в учебе   достоверно   часто сопровождаются симптоматикой тревожного  и тревожно-депрессивного плана (включая психовегетативные корреляты тревоги),  аффективно насыщенными поведенческими реакциями в ситуациях фрустрации и психоэмоционального стресса, выраженной симптоматикой дисфункций сердечно-сосудистой и пищеварительной систем.
Поступив в вуз, молодые люди сталкиваются с большой психоэмоциональной нагрузкой, значительной умственной работой, необходимостью адаптации к новым условиям обучения, режима дня, питания,  а у ряда студентов   и   к  новым условиям проживания и общения с окружающими.  связи с продолжающимся развитием организма студентов в период обучения, он  подвержен различным неблагоприятным воздействиям, что может привести к срыву процесса адаптации и развитию целого ряда заболеваний. Рост заболеваемости студентов снижает эффективность учебного процесса, а в дальнейшем ограничивает их профессиональную деятельность. На современном этапе развития общества отмечается тенденция к росту невротических реакций  среди  студентов.  Наиболее часто в структуре невротических расстройств у студентов встречаются  тревожные  и  депрессивные  реакции, развивающиеся в рамках дезадаптации.  [3, с.87-89] 
У студентов, вчерашних школьников, перестройка к новым социальным условиям вызывает активную мобилизацию, а затем истощение физических резервов организма, особенно в первые годы обучения.На первом курсе  происходит изменение социальной роли обучаемого,  корректировка потребностей и системы ценностей, возникает необходимость более гибко регулировать своё поведение, приспосабливаясь к более жёстким требованиям высшей школы, устанавливать взаимоотношения в новом коллективе;  иногородним — обустраивать быт.   
На снижение уровня здоровья студенческой молодежи в процессе обучения влияет множество факторов, которые условно можно разделить на:
1. объективные, связанные с учебным процессом (продолжительность учебного дня, плотность нагрузки, обусловленная расписанием, кратковременные перерывы между занятиями, общественная деятельность и т.д.);
2. субъективные, личностные характеристики (организованность, дисциплинированность, целеустремленность, мотивация здорового образа жизни, двигательная активность, режим питания, наличие или отсутствие вредных привычек и т.д.).
В связи с актуальностью данной проблемы в целях  предотвращения  появления невротических реакций у студентов важно проводить  профилактику  и  диагностику.[6, с.13]

Глава 2. Эмпирическое исследование проблемы
2.1  Этапы и методы исследования
На современном этапе развития общества отмечается тенденция  к   росту  невротических   расстройств  среди  студентов. Напряженный   ритм   жизни  располагает к  невротическим реакциям,  психогенные расстройствам,  вызываемым конфликтами, ссорами между  людьми, одиночеством,  страхом, пережитыми страшными или печальными событиями, а также разнообразными  заболеваниями. Студенты составляют особую социальную группу, объединенную определенным возрастом, специфическими условиями труда и жизни. Это одна из самых многочисленных групп населения с повышенным уровнем риска заболеваний.
Отсутствие резервов  психического и физического здоровья, высокая тревожность и на этом фоне выраженный страх может привести к развитию у студентов невротических реакций.
Провалы на экзаменах,  плохая адаптация к  учебному процессу, конфликты  с преподавателями и сокурсниками,  отставание в учебе   достоверно часто сопровождаются симптоматикой тревожного  и тревожно-депрессивного плана (включая психовегетативные корреляты тревоги),  аффективно насыщенными поведенческими реакциями в ситуациях фрустрации и психоэмоционального стресса, выраженной симптоматикой дисфункций сердечно-сосудистой и пищеварительной и др. систем.
Поступив в вуз, молодые люди сталкиваются с большой психоэмоциональной нагрузкой, значительной умственной работой, необходимостью адаптации к новым условиям обучения, режима дня, питания,  а у  ряда студентов  и   к  новым условиям проживания и общения с окружающими.
У студентов, вчерашних школьников, перестройка к новым социальным условиям вызывает активную мобилизацию, а затем истощение физических резервов организма, особенно в первые годы обучения.На первом курсе  происходит изменение социальной роли обучаемого,  корректировка потребностей и системы ценностей, возникает необходимость более гибко регулировать своё поведение, приспосабливаясь к более жёстким требованиям высшей школы, устанавливать взаимоотношения в новом коллективе; иногородним — обустраивать быт. 
Студенты вузов испытывают  интенсивные интеллектуальные, социально-психологические, а подчас и физические перегрузки и являющиеся весьма характерной моделью социально-незащищенной категории населения.
Вышеизложенное определяет актуальностьданной  исследовательской работы.
Объектом эмпирического  исследования  явилисьневротические реакции устудентов 1 и 4 курсов дневного отделения факультета педагогики и психологии РГУ им. Есенина  в сессионный период.   
Субъект исследования — 50 студентов первого и четвертого курсов факультета  педагогики  и  психологии РГУ им. Есенина.
Предмет  исследования - специфические особенности проявления невротических реакций у студентов в период летней сессии.
Гипотеза   исследования: в сессионный период  обучения  студенты  первого курса более подвержены  невротическим  реакциям, чем студенты четвертого курса.
Основной целью данного исследования явилось изучение     невротических реакций у студентов на  разных  этапах  обучения.   Исходя  из  цели,   поставлены  следующие    задачи:
1.                  экспериментальное исследование и выявление у студентов 1 и 4 курсов тревожной и депрессивной симптоматики невротических реакций;
2.                 сравнение уровня предрасположенности студентов 1 курса и 4 – го  к проявлению невротических реакций в сессионный период;
3.                 Психологические  рекомендации по поводу возможной психокоррекционной  и профилактической работы со студентами.
В работе использованы следующие методы: методика экспресс-диагностики невроза Хека – Хесса, шкала реактивной и личностной тревоги Спилбергера–Ханина,  шкала депрессии SCL-90,  тест на учебный стресс.
 База  проведения  исследования:  РГУ им. С.А. Есенина, факультет педагогики и психологии.
Характеристика  выборки:  50 студентов мужского и женского пола  в возрасте от 18 до 21 года на первом и четвертом курсах обучения дневного отделения психологического факультета РГУ ( группы 16, 14, 44, 45, 48) в летний сессионный  период.  Обучающихся на первом курсе было протестировано 25 человек   (2 — мужского пола, 23 — женского)  и на четвертом курсе — 25 человек  (1 студент — мужского пола,  24 -  женского).    
Описание используемых в исследовании методик:
Личностные опросники и анкеты удобны в практическом  использовании,  не требуют  специальной  аппаратуры  и  не  занимают  много  времени  для их аполнения.  Этот метод, наиболее удобный для  исследования,  был  и  выбран в данной работе  для  изучения  психологической  проблемы  невротических реакций у студентов в   ситуации экзаменационной сессии.
ШКАЛА SCL-90 R
Методика SCL-90  создана Дегоралисом  в 1974 году на основе Hopkins Symptom Checklist  (HSCL) — методики, ведущей свою историю от Cornel Medical Index (Wider, 1948), которая в свою очередь, опиралась на «Шкалу дискомфорта», разработанную Парлоффом с соавторами в 1953 году.  Опыт работы Дерогатис с HSCL показал, что, несмотря на хорошие результаты, полученные при проверке надежности и валидности шкалы, имел место ряд серьезных ограничений при ее использовании: методика HSCL разрабатывалась как исследовательский инструмент, не предназначавшийся для работы с больными, пять первоначально выделенных симптоматических категорий, хотя и хорошо работали в тех областях, на которые они были направлены, не охватывали других важных областей симптоматики, значительное количество вопросов не имело отношения к измерению пяти основных симптоматических конструктов, а были просто «шумом». Наконец, в HSCL не существовало сравнительной клинической шкалы, которая могла бы позволить сравнивать показатели психологического статуса пациента с клиническими данными. Эти соображения были учтены при создании SCL-90-R. Взяв за основу пункты HSCL для пяти симптоматических категорий определенных ранее, авторы опустили некоторое количество старых вопросов и добавили 45 новых, составивших 4 категории. Все это в целом и образовало методику SCL-90-R, которая исторически связана с HSCL, но отлична от нее.
    SCL-90-R — инструмент определения актуального, присутствующего на данный момент психологического симптоматического статуса. SCL не является методикой изучения личности (за исключением косвенного анализа) то есть методикой выявляющей личностные типы или расстройства личности, которые бы отражались в характерном профиле первичных симптоматических расстройств. Методика создавалась для того, чтобы оценить психологический симптоматический статус широкого спектра индивидов, начиная от лиц из группы «нормы» и различных типов пациентов: от больных общего профиля до инвалидов с психиатрическими расстройствами. При создании теста использовались наиболее доступные для понимания выражения. Вопросы включали в себя простейшие слова, позволяющие сохранить их смысл. Выбор пятиранговой дискретной шкалы для ответов на пункты SCL-90-R. Ответы на 90 пунктов подсчитываются и интерпретируются по 9 основным шкалам симптоматических расстройств: соматизации, обсессивности-компульсивности, межличностной сензитивности, депрессии, тревожности, враждебности, паранойяльных тенденций, психотизма.
    продолжение
--PAGE_BREAK--В данной работе использовалась только одна шкала – шкала депрессии. Шкала депрессии SCL содержит 12 пунктов и ее назначение состоит в том, чтобы оценивать паттерны психологических признаков депрессии  у психиатрических пациентов и здоровых лиц.
Обработка шкалы:
   Каждый из 12 вопросов оценивается по пятибальной шкале (от 1 до 5), где 1 соответствует позиция «совсем нет», а 5 – «очень сильно», общее число утвердительных ответов (PST) указывает на уровень подверженности депрессии.  Выбор пятиранговой дискретной шкалы для ответов на пункты SCL-90-R представляют некоторый компромисс между тем фактом, что надежность пропорциональна числу пунктов между предельными значениями шкалы ответов, и пониманием того, что существуют ограничения в восприятии человеком тяжести переживаемых психологических симптомов. Тестирование может проводиться как однократно, так и многоразово в различных вариантах. Тест — ретестовая надежность для SCL очень хорошая и нет данных о каких-либо существенных искажениях при повторном предъявлении методики.
 Операциональные  ОПРЕДЕЛЕНИЯ шкалы депрессии SCL-90-R
Депрессия. Симптомы этого расстройства отражают широкую область проявлений клинической депрессии. Здесь представлены симптомы дисфории и аффекта, такие как признаки отсутствия интереса к жизни, недостатка мотивации и потери жизненной энергии. кроме того, сюда относятся чувство безнадежности, мысли о суициде и другие когнитивные и соматические корреляты депрессии. Опросник разработан для дифференциальной диагностики депрессивных состояний и состояний, близких к депрессии,  для скрининг — диагностики при массовых исследованиях  и в целях предварительной,  диагностики.   
В  результате  обработки    шкалы  получаем  уровень   депрессии   ( УД ),    который   колеблется от 12 до 60 баллов.
·                    Если уровень депрессии (УД) не более 20 баллов, то диагностируется состояние без депрессии.   
·                    Если УД  более 20 баллов и менее 30, то диагностируется склонность к депрессивным переживаниям.   
·                    Если УД более 30 и менее 40 баллов, то делается вывод о легкой депрессии ситуативного или невротического генеза.   
·                    Истинное депрессивное состояние диагностируется при УД более 40 баллов.
Протоколы обследования  студентов с помощью этой методики представлены в Приложении.
Методика Ч. Спилбергера – Ю. Ханина
Для уточнения гипотезы мы использовали методику диагностики самооценки Ч. Д. Спилберга  (1966-1973 гг.), которая является единственной методикой, позволяющей дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство (уровень личностной тревожности), и как состояние (уровень ситуативной тревожности).
Операциональные  ОПРЕДЕЛЕНИЯ шкалы:
Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность человека воспринимать широкий круг жизненных ситуаций как  угрожающих  ему  и  реагировать  на  них  появлением  состояния тревоги. Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личностная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные, связанные со специфическими ситуациями угрозы его престижу, самооценке, самоуважению. Высокая личностная тревожность повышает вероятность эмоциональных и невротических срывов, риск психосоматических заболеваний, особенно в тех случаях, когда требования выполняемой профессиональной деятельности предъявляют к работнику повышенные требования.    По Ю. Л. Ханину личностная  тревожность  как  черта,  свойство,  диспозиция дает представление об индивидуальных различиях в подверженности действию различных стрессоров.  Следовательно,  здесь  речь  идет  об   относительно устойчивой склонности человека  воспринимать  угрозу  своему  «Я»   в  самых различных ситуациях и реагировать на  эти  ситуации  повышением  ситуативной тревожности.  [27, с.309]
Ситуационная(реактивная)  тревожность  характеризует особенности  текущего  состояние  человека,  вызванное  выполнением им  какой-либо  деятельности  в тех  случаях, когда  он напряжен, беспокоен,  нервозен. Высокая выраженность ситуационной тревожности может служить показателем наличия определенных проблем при выполнении работником конкретного вида трудовой деятельности; она  вызывает  нарушения внимания, общения с коллегами и клиентами, снижение координации движений и способности быстро и надежно решать профессиональные задачи. Ситуативная, или реактивная, тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает,  как  эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичным во времени. Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны  воспринимать  угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выявляет у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных  ситуациях,  и  особенно  когда они  касаются  оценки  его компетенции и престижа. Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушение тонкой координации. Значительные отклонения от уровня умеренной тревожности требуют особого внимания, высокая тревожность предполагает склонность к появлению состояния тревоги у человека в ситуациях оценки его компетентности. В этом случае следует снизить субъективную значимость ситуаций и задач и перенести акцент на осмысление деятельности и формирование чувства уверенности в успехе. Низкая тревожность, наоборот, требует повышения внимания к мотивам деятельности и повышения чувства ответственности. Но иногда очень низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя в «лучшем свете»… [27, с.309]
В 1976-78 г.г. был Ю. Л. Ханиным [32]  адаптирован, модифицирован и стандартизирован русскоязычный вариант, который известен как шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера — Ханина.
Исследование может проводиться как индивидуально, так   и  в группе. Экспериментатор предлагает испытуемым ответить на вопросы шкал согласно инструкциям, помещенным в опроснике, и напоминает, что испытуемые должны работать самостоятельно. Каждая из частей шкалы снабжена собственной инструкцией, заполнение бланка ответов несложно, продолжитель­ность обследования составляет примерно 5-8 мин.  
Бланк шкал самооценки Спилберга включает инструкции и 40 вопросов-суждений, 20 из которых предназначены для оценки уровня ситуативной тревожности (С Т) и 20 — для оценки  уровня личностной тревожности (Л Т).  На каждый вопрос возможны четыре варианта ответа по степени   интенсивности. Первая шкала предназначена для определения того, как человек чувствует себя сейчас, в данный момент, то есть для диагностики актуального состояния, а задание второй шкалы направлена на выяснение того, как субъект диагностирует тревожность как свойство личности.
Каждое высказывание, включенное в опросник, оценивается респондентами по четырех бальной шкале. Вербальная интерпретация позиций оценочной шкалы в первой и во второй частях различна. Для  СТ: «нет» — 1 балл, «скорее нет» — 2 балла, «скорее да» — 3 балла, «да» — 4 балла. Для ЛТ: «почти никогда» — 1 балл, «иногда» — 2 балла, «часто» — 3 балла, «почти всегда» – 4 балла.  
Шкала состоит из 2-х частей, раздельно оценивающих реактивную (Р Т, высказывания № 1-20) и личностную (Л Т, высказывания № 21-40)  тревожность (см. Приложение ).
1)    по реактивной тревожности:
2)    1 балл — нет, это не так;
3)    2 балла — пожалуй, так;
4)    3 балла — верно;
5)    4 балла — совершенно верно.

РТ = Е1 — Е2 + 50,  где Е1 — сумма зачеркнутых цифр по пунктам шкалы 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18;
Е2 — сумма остальных зачеркнутых цифр (по пунктам 1, 2, 5, 8, 10, 15, 16, 19, 20).
 2) по личностной тревожности:
1 балл — почти никогда;
2 балла — иногда;
3 балла — часто;
4 балла — почти всегда.
ЛТ = Е1 — Е2 + 35,
Где Е1 — сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40;
Е2 — сумма остальных зачеркнутых цифр (по пунктам 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39).
Ю. Л. Ханин получил нормативы поуровневой выраженности тревожности: от 20 -34 баллов — низкий уровень,
от 35 — 44 баллов — средний уровень,
выше 45 баллов — высокий уровень.
Значительные отклонения показателей тревожности от «зоны психологического комфорта» (31-45 баллов) требуют специального внимания.
Высокая тревожность вызывает появление неприятного и затрудняющего деятельность состояния человека, в этом случае необходимо сменить акценты с боязни неудачи и неодобрения окружающих на содержание деятельности, ее смысл, процесс осуществления. Можно, например, спланировать деятельность по отдельным подзадачам, которые легче осуществить и тем самым уменьшить чувство тревоги за конечный результат.
Низкая тревожность, наоборот, требует пробуждения активности личности, заинтересованности и чувства ответственности.
Этот опросник широко распространен в прикладных исследованиях, особенно в области клинической психодиагностики и высоко оценивается за достоверные диагностические данные (бланк теста в приложении).
Опросник невротичности и склонности к невротическому реагированию  Хека -Хесса,  или шкала жалоб (BFB)
Это — наиболее типичных опросников для скрининга неврозов. Он стандартизован на возраст от 16 до 60 лет. бследуемому дается лист с перечнем телесных (приступы астмы, тахикардия, чувство замирания сердца, дрожание рук и т.п.) и психических (трудности контакта, апатичность, о и т. п.) жалоб. Опросник крайне прост, длительность исследования с его помощью составляет 5-10 мин.
Обработка данных является медико-психологической экспресс -диагностической методикой, предназначенной для выявления степени выраженности невротизации.
За  каждый ответ «да» дается один балл, за каждый ответ «нет» — 0 баллов, за исключением вопроса №29 (в №29 ответ «да» оценивается как 0 баллов, ответ «нет» — 1 балл).
Надо подсчитать количество баллов: если получено до 18 баллов – это норма, от 19 до 24 баллов – склонность к невротизации и возможности проявления невротических реакций; более 24 баллов говорит о высокой вероятности невроза.
Этапы  исследования:
Поскольку как содержательная, так и динамическая характеристика невротических реакций  может  быть  весьма  разнообразной [19, с.473] ,  то в зависимости от характера стрессовых воздействий невротические реакции могут быть как проявление острой тревоги, либо депрессии.  Весьма велика вероятность их сочетания – возникновения тревожно — депрессивных реакций. В связи с этим, первым этапом данного исследования, было проведение методики и методики реактивной и личностной тревоги Спилбергера–Ханина с целью выявления наличия или отсутствия    проявления тревожных и депрессивных симптомов у студентов на  1 и 4 курсах обучения как показателей повышенной невротичности. 
Для изучения тревожной и депрессивной симптоматики невротических реакций были проведены вышеперечисленные методики. А для изучения способов внешнего выражения тревожности и симптоматики вегетативного спектра была проведена  тест-анкета на учебный стресс.
Также в исследовании использовалась  методика диагностики невротичности  Хека — Хесса, или шкала жалоб (BFB) и тест на учебный стресс с целью выявления общей картины переносимости сессионных нагрузок у студентов и  характера возникающих в экзаменационный период симптомов невротических реакций.
На  втором этапе производились:
·                                                                                                                                                                                                                                                                                  Обработка и интерпретация результатов   эмпирического исследования. 
·                    Выводы по результатам проведенного  исследования.
2.2 Анализ результатов исследования:
 
Обработка и интерпретация результатов   исследования депрессивности с помощью  шкалы  депрессии SCL-90:
Полученные  данные  (результаты представлены в табл.1)  говорят о  том,  что  хотя истинное депрессивное состояние у студентов не обнаружилось, но в среднем уровень склонности к депрессии у студентов
1 курса  достаточно высокий.  В то же время на 4 курсе  наблюдается относительно низкий показатель  склонности к депрессии.
Как видно из таблицы, удельный вес депрессивности значительно выше на 1 курсе, чем на 4.  
Соотношение показателей уровня  депрессии  студентов на 1 и 4 курсах обучения.
Таблица 1.
Наши  предположения  о повышенной предрасположенности к   депрессивности студентов  первого  курса   по   сравнению с  четвертым  курсом    подтвердились.
Обработка и интерпретация результатов   исследования тревожности с помощью  шкалы  Спилбергера-Ханина:
Таблица 2    Соотношение  показателей  реактивной (ситуативной) тревожности у студентов на 1 и 4 курсах обучения
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.