Реферат по предмету "Психология"


Изучение учебной мотивации у студентов-психологов

СОДЕРЖАНИНЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I.ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
1.1 Научные подходы к изучению мотивов учебной деятельности
1.2 Мотив как структурный компонент учебной деятельности
1.3 Особенности мотивации учебной деятельности студентов
Выводы по первой главе
ГЛАВА II.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ МОТИВОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ
2.1 Организация и проведение экспериментального исследования
2.2 Анализ и интерпретация полученных данных
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 
ВВЕДЕНИЕ
Переход от старшегошкольного возраста к студенческому сопровождается противоречиями и ломкойпривычных жизненных представлений. Необходимо учитывать, что отличия вмотивации могут наблюдаться у студентов различных курсов, факультетов испециальностей.
В первую очередь нашинтерес определяется тем, что формирование мотивации и ценностных ориентацийявляется неотъемлемой частью развития личности человека. В переходные,кризисные периоды развития возникают новые мотивы, новые ценностные ориентации,новые потребности и интересы, а на их основе перестраиваются и качестваличности, характерные для предшествующего периода. Таким образом, мотивы,присущие данному возрасту выступают в качестве личностнообразующей системы исвязаны с развитием самосознания, осознания положения собственного “Я” всистеме общественных отношений. Как ценностные ориентации, так и мотивыотносятся к важнейшим компонентам структуры личности, по степенисформированности которых можно судить об уровне сформированности личности.
Актуальностьтемы.
Проблемапрофессиональной мотивации в настоящее время приобретает особое значение.Именно в ней специфическим образом высвечиваются основные моментывзаимодействия индивида и общества, в котором образовательный процессприобретает приоритетное значение.
Изучениеструктуры профессионально-ориентированной мотивации студентов педагогическихфакультетов вузов, знание мотивов, побуждающих к работе в сфере образования,позволит психологически обоснованно решать задачи повышения эффективностипедагогической деятельности: правильно осуществлять отбор, обучение,расстановку кадров, планировать профессиональную карьеру.
Студенческийвозраст представляет особый период жизни человека. Заслуга самой постановкипроблемы студенчества как особой социально-психологической и возрастнойкатегории принадлежит психологической школе Б.Г. Ананьева. В исследованиях Б.Г.Ананьева, Н.В. Кузьминой, Ю.Н. Кулюткина, А.А. Реана, Е.И. Степановой, а такжев работах П.А. Просецкого, Е.М. Никиреева, В.А. Сластенина, В.А. Якунина идругих накоплен большой эмпирический материал наблюдений, приводятся результатыэкспериментов и теоретических обобщений по этой проблеме. Одними из важнейшихкомпонентов педагогической деятельности является мотивационный комплексличности: мотивация учебной и профессиональной деятельности, мотивация успеха ибоязнь неудачи, факторы привлекательности профессии для студентов, обучающихсяв педагогическом вузе. Правильное выявление профессиональных мотивов, интересови склонностей является важным прогностическим фактором удовлетворённостипрофессией в будущем. Отношение к будущей профессии, мотивы её выбора являютсячрезвычайно важными факторами, обуславливающими успешность профессиональногообучения.
Проблемамотивации и мотивов поведения и деятельности – одна из стержневых в психологии.Не удивительно, что эта проблема с давних пор занимает умы учёных, ей посвященоне поддающееся учёту количество публикаций и среди них – монографии российскихавторов: В.Г. Асеева, И.А. Васильева и М.Ш. Магомед-Эминова, В.К. Вилюнаса,И.А. Джидарьяна, Б.И. Додонова, В.А. Иванникова, Е.П. Ильина, Д.А. Кикнадзе,Л.П. Кичатинова, В.И. Ковалёва, А.Н. Леонтьева, B.C. Магуна, B.C. Мерлина, С.Г.Москвичёва, Л.И. Петражицкого, П.В. Симонова, А.А. Файзуллаева, Ш.Н.Чхартишвили, П.М. Якобсона; а также зарубежных авторов: X.Хекхаузена, Д.В.Аткинсона, Д.Халла, А.Г. Маслоу.
В настоящеевремя в науке не выработан единый подход к проблеме мотивации поведениячеловека. Особенно малоизученной оказалась структурапрофессионально-педагогической мотивации у студентов в процессе подготовкиспециалиста в вузе.
Цель исследования – исследование учебной мотивации устудентов-психологов.
Предметомисследованияявляются мотивационный комплекс личности. Под мотивационным комплексом личностимы понимаем соотношение внутренней, внешней положительной и внешнейотрицательной мотивации в структуре учебной и профессиональной деятельности.
Объектисследования –студенты
Задачиисследования:
1.   Анализ отечественной и зарубежнойлитературы по теме исследования;
2.   Выявление специфики учебной мотивацииу студентов;
3.   Экспериментальное изучениеособенностей учебной мотивационной сферы студентов-психологов.
Методы исследования: в качестве экспериментальных методовиспользовались следующие диагностические средства: Методика изучения мотивовучебной деятельности (модификация А. А. Реана, В. А. Якунина), методикаизучения мотивации обучения в вузе Т.И. Ильиной.
Практическаязначимостьисследовательской работы заключается в том, что она раскрывает содержаниепсихологических особенностей учебной мотивации студента педагогического ВУЗа ивыявляет ее значимые составляющие. Мы полагаем, что проведенное исследованиебудет способствовать саморазвитию студента, овладению учебным материалом,эффективному развитию учебно-познавательных мотивов.
Полученные в работеданные можно использовать в профилактической, консультационной ипсихокоррекционной работе психологической службы высшего педагогическогообразования, профессиональной ориентации и профотбора будущих педагогов.Результаты исследования могут быть учтены в планировании учебного процесса вСГГУ; выявленные особенности мотивации в педагогической деятельности студентовпозволяют осуществить дифференцированный подход в процессе подготовки кпредстоящей профессионально-педагогической деятельности. Результатыисследования могут быть использованы в профконсультационной работе.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙУЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
 
1.1 Научные подходы кизучению мотивов учебной деятельности
Мотивация является однойиз фундаментальных проблем, как в отечественной, так и в зарубежной психологии.Ее значимость для разработки современной психологии связана с анализомисточников активности человека, побудительных сил его деятельности, поведения.Ответ на вопрос, что побуждает человека к деятельности, каков мотив, «радичего» он ее осуществляет, есть основа ее адекватной интерпретации. «Когда людиобщаются друг с другом… то, прежде всего, возникает вопрос о мотивах,побуждениях, которые толкнули их на такой контакт с другими людьми, а также отех целях, которые с большей или меньшей осознанностью они ставили перед собой»[53, с.12 – 13]. В самом общем плане мотив это то, что определяет, стимулирует,побуждает человека к совершению какого-либо действия, включенного в определяемуюэтим мотивом деятельности.
Сложность имногоаспектность проблемы мотивации обусловливает множественность подходов кпониманию ее сущности, природы, структуры, а также к методам ее изучения(Б.Г.Ананьев, С.Л.Рубинштейн, М.Аргайл, В.Г.Асеев, Л.И.Божович, К.Левин,А.Н.Леонтьев, З.Фрейд и др.). Существенно подчеркнуть, что основнымметодологическим принципом, определяющим исследования мотивационной сферы вотечественной психологии, является положение о единстве динамической(энергетической) и содержательно-смысловой сторон мотивации. Активнаяразработка этого принципа связана с исследованием таких проблем, как системаотношений человека (В.Н.Мясищев), соотношение смысла и значения (А.Н.Леонтьев),интеграция побуждений и их смысловой контекст (С.Л.Рубинштейн), направленностьличности и динамика поведения (Л.И.Божович, В.Э.Чудновский), ориентировка вдеятельности (П.Я.Гальперин) и т.д.
В отечественнойпсихологии мотивация рассматривается как сложный многоуровневый регуляторжизнедеятельности человека – его поведения, деятельности. Высшим уровнем этойрегуляции является сознательно-волевой. Исследователи отмечают, что «…мотивационнаясистема человека имеет гораздо более сложное строение, чем простой ряд заданныхмотивационных констант. Она описывается исключительно широкой сферой,включающей в себя и автоматически осуществляемые установки, и текущиеактуальные стремления, и область идеального, которая в данный момент неявляется актуально действующей, но выполняет важную для человека функцию, даваяему ту смысловую перспективу дальнейшего развития его побуждений, без которойтекущие заботы повседневности теряют свое значение» [3, с. 122]. Всё это, содной стороны, позволяет определять мотивацию как сложную, неоднороднуюмногоуровневую систему побудителей, включающую в себя потребности, мотивы,интересы, идеалы, стремления, установки, эмоции, нормы, ценности и т.д., а сдругой, — говорить о полимотивированности деятельности, поведения человека и одоминирующем мотиве в их структуре.
Понимаемая как источникактивности и одновременно как система побудителей любой деятельности мотивацияизучается в самых разных аспектах, в силу чего понятие трактуется авторамипо-разному. Исследователи определяют мотивацию как один конкретный мотив, какединую систему мотивов и как особую сферу, включающую в себя потребности,мотивы, цели, интересы в их сложном переплетении и взаимодействии[25, с. 67]..
Трактовка «мотива»соотносит это понятие либо с потребностью (драйвом) (Ж.Ньютенн, А.Маслоу), либос переживанием этой потребности и ее удовлетворением (С.Л.Рубинштейн), либо спредметом потребности. Так, в контексте теории деятельности А.Н.Леонтьеватермин «мотив» употребляется не для «обозначения переживания потребности, нокак означающий то объективное, в чем эта потребность конкретизируется в данныхусловиях и на что направляется деятельность, как на побуждающее ее» [32, с.225]. Отметим, что понимание мотива как «опредмеченной потребности» определяетего в качестве внутреннего мотива, входящего в структуру самой деятельности.
Наиболее полным являетсяопределение мотива, предложенное одним из ведущих исследователей этой проблемы– Л.И.Божович. Согласно Л.И.Божович, в качестве мотивов могут выступатьпредметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания, словом, всето, в чем нашла воплощение потребность [7, с. 41–42]. Такое определение мотиваснимает многие противоречия в его толковании, где объединяются энергетическая,динамическая и содержательная стороны. При этом подчеркнем, что понятие«мотива» уже понятия «мотивация», которое «выступает тем сложным механизмомсоотнесения личностью внешних и внутренних факторов поведения, которыйопределяет возникновение, направление, а также способы осуществления конкретныхформ деятельности» [15].
Наиболее широким являетсяпонятие «мотивационной сферы», включающее и аффективную, и волевую сферуличности (Л.С.Выготский), переживание удовлетворения потребности. Вобщепсихологическом контексте мотивация представляет собой сложное объединение,«сплав» движущих сил поведения, открывающийся субъекту в виде потребностей,интересов, включений, целей, идеалов, которые непосредственно детерминируетчеловеческую деятельность [51]. Мотивационная сфера или мотивация в широкомсмысле слова с этой точки зрения понимается как стержень личности, к которому«стягиваются» такие ее свойства, как направленность, ценные ориентации,установки, социальные ожидания, притязания, эмоции, волевые качества и другиесоциально-психологические характеристики. «Понятие мотивации у человека…включает в себя все виды побуждений: мотивы, потребности, интересы, стремления,цели, влечения, мотивационные установки или диспозиции, идеалы и т.д.» [2]. Такимобразом, можно утверждать, что, несмотря на разнообразие подходов мотивацияпонимается большинством авторов как совокупность, система психологическиразнородных факторов, детерминирующих поведение и деятельность человека.
Продуктивным в изучениимотивации (В.Г.Асеев, Дж.Аткинсон, Л.И.Божович, Б.И.Додонов, А.Маслоу,Е.И.Савонько) является представление о мотивации как о сложной системе, вкоторую включены определенные иерархизированные структуры. При этом структурапонимается как относительно устойчивое единство элементов, их отношений ицелостности объекта; как инвариант системы. Анализ структуры мотивации позволилВ.Г.Асееву выделить в ней а) единство процессуальных и дискретных характеристики б) двухмодальное, т.е. положительное и отрицательное основания еесоставляющих.
Важно также положениеисследователей о том, что структура мотивационной сферы является не застывшей,статической, а развивающимся, изменяющимся в процессе жизнедеятельностиобразованием[48, с. 145].
Существенным дляисследования структуры мотивации оказалось выделение Б.И.Додоновым ее четырехструктурных компонентов: удовольствия от самой деятельности, значимости дляличности непосредственного ее результата, «мотивирующей» силы вознаграждения задеятельность, принуждающего давления на личность [16]. Первый структурныйкомпонент условно назван «гедонической» составляющей мотивации, остальные три –целевыми ее составляющими. Вместе с тем первый и второй выявляютнаправленность, ориентацию на саму деятельность (ее процесс и результат),являясь внутренними по отношению к ней, а третий и четвертый фиксируют внешние(отрицательные и положительные по отношению к деятельности) факторывоздействия. Существенно также и то, что два последних, определяемых какнаграда и избегание наказания, являются, по Дж.Аткинсону, составляющимимотивации достижения. Отметим, что подобное структурное представлениемотивационных составляющих, соотнесенное со структурой учебной деятельности,оказалось очень продуктивным. Интерпретация мотивации и ее структурнойорганизации проводится и в терминах основных потребностей человека (Х.Мюррей,Дж.Аткинсон, А.Маслоу и др.) [4].
Одним из ранних исследователей личностной мотивации (втерминах потребностей личности), как известно, была работа Х.Мюррея (1938). Измножества рассматриваемых автором побудителей поведения им были выделены четыреосновных: потребность в достижении, потребность в доминировании, потребность всамостоятельности, потребность в аффиляции. Эти потребности были рассмотрены вболее широком контексте М.Аргайлом (1967). Он включил в общую структурумотивации (потребностей):
1.           не социальныепотребности, которые могут вызвать социальное взаимодействие (биологическиепотребности в воде, еде, деньгах);
2.           потребность взависимости, как принятие помощи, защиты, принятия руководства, особенно оттех, кто авторитетен и имеет власть;
3.           потребность ваффиляции, т.е. стремление быть в обществе других людей, в дружеском отклике,принятия группой, сверстниками;
4.           потребность вдоминировании, т.е. принятия себя другими или группой других как лидера,которому дозволено говорить большее время, принимать решения;
5.           сексуальнаяпотребность – физическая близость, дружеское и интимное социальноевзаимодействие представителя одного пола с привлекательным представителемдругого;
6.           потребность вагрессии, т.е. в нанесении вреда, физически или вербально;
7.           потребность вчувстве собственного достоинства (self-esteem), самоидентификация, т.е. в принятиисамого себя как значимого.
Очевидно, что потребностьв зависимости, в самоутверждении и одновременно в агрессии может в значительноймере представлять интерес для анализа деятельности и поведения обучаемых.
В плане рассмотренияструктуры потребностной сферы человека большой интерес представляет«потребностный треугольник» А.Маслоу, в котором, с одной стороны, очевиднеевысвечивается социальная, интерактивная зависимость человека, а с другойстороны, — его познавательная, когнитивная природа, связанная ссамоактуализацией. Его треугольник потребностей А.Маслоу, обращает на себявнимание при его рассмотрении, во-первых, место и значение, которое отводитсясобственно потребностям человека, и, во-вторых, что потребностная сферачеловека рассматривается вне структуры его деятельности – только применительнок его личности, ее самоактуализации, развитию, комфортному существованию (впонимании Дж.Брунера) [35].
 
1.2 Мотив какструктурный компонент учебной деятельности
Под деятельностью в психологии принято понимать активноевзаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательнопоставленной цели, возникшей в результате появления у него определеннойпотребности, мотива. Виды деятельности, обеспечивающие существование человека иформирование его как личности – общение, игра, учение, труд.
Учение имеет место там, где действия человека управляютсясознательной целью усвоить определенные знания, умения, навыки, формы поведенияи деятельности. Учение – специфически человеческая деятельность, причем оновозможно лишь на той ступени развития психики человека, когда он способенрегулировать свои действия сознательной целью. Учение предъявляет требования кпознавательным процессам (памяти, сообразительности, воображению, гибкости ума)и волевым качествам (управлению вниманием, регуляции чувств и т. д.) [56, с.35].
В учебной деятельности объединяются не только познавательные функциидеятельности (восприятие, внимание, память, мышление, воображение), но ипотребности, мотивы, эмоции, воля.
Учебная деятельность –ведущая деятельность в школьном возрасте. Под ведущей деятельностью понимаетсятакая деятельность, в процессе которой происходит формирование основныхпсихических процессов и свойств личности, появляются новообразования,соответствующие возрасту (произвольность, рефлексия, самоконтроль, внутреннийплан действий). Учебная деятельность осуществляется на протяжении всегопроцесса обучения. Особенно интенсивно формируется учебная деятельность впериод младшего школьного возраста.
В ходе учебнойдеятельности происходят изменения:
·         в уровне знаний,умений и навыков;
·         в уровнесформированности отдельных сторон учебной деятельности;
·         в умственныхоперациях, особенностях личности, т.е. в уровне общего и умственного развития.
Учебная деятельность –это, прежде всего, индивидуальная деятельность. Она сложна по своей структуре итребует специального формирования. Как и труд, учебная деятельностьхарактеризуется целями и задачами, мотивами.
Побудителем учебнойдеятельности является система мотивов, органично включающая в себя:
·         познавательныепотребности;
·         цели;
·         интересы;
·         стремления;
·         идеалы;
·         мотивационныеустановки, которые придают ей активный и направленный характер, входят вструктуру и определяют ее содержательно-смысловые особенности.
Названная система мотивовобразует учебную мотивацию, которая характеризуется как устойчивостью, так идинамичностью./>/>
Доминирующие внутренниемотивы определяют устойчивость учебной мотивации, иерархию ее основных подструктур.Социальные мотивы обусловливают постоянную динамику вступающих в новыеотношения друг с другом побуждений. А.К. Маркова отмечает, что становлениемотивации «есть не простое возрастание положительного или усугублениеотрицательного отношения к учению, а стоящее за ним усложнение структуры мотивационнойсферы, входящих в нее побуждений, появление новых, более зрелых, иногдапротиворечивых отношений между ними»[34].
По ее мнению, качествамотивов могут быть:
·         содержательными, связанными с характером учебнойдеятельности (осознанность, самостоятельность, обобщенность, действенность,доминирование в общей структуре мотивации, степень распространения на несколькоучебных предметов и др.);
·         динамическими, связанными с психофизиологическимиособенностями ребенка (устойчивость мотива, его сила и выраженность,переключаемость с одного мотива на другой, эмоциональная окраска мотивов) ит.д.
/>Учебнаямотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в определеннуюдеятельность, — в данном случае деятельность учения, учебную деятельность.
Учебная мотивацияпозволяет развивающейся личности определить не только направление, но и способыреализации различных форм учебной деятельности, задействоватьэмоционально-волевую сферу. Она выступает в качестве значимой многофакторнойдетерминации, обусловливающей специфику учебной ситуации в каждый временнойинтервал.
Как и любой другой вид,учебная мотивация определяется целым рядом специфических для той деятельности,в которую она включается, факторов:
·         характеромобразовательной системы;
·         организациейпедагогического процесса в образовательном учреждении;
·         особенностямисамого обучающегося (пол, возраст, уровень интеллектуального развития испособностей, уровень притязаний, самооценка, характер взаимодействия с другимиучениками и т.д.);
·         личностнымиособенностями учителя (преподавателя) и прежде всего системой его отношений кобучаемому, к педагогической деятельности;
·         спецификойучебного предмета.
Учебная деятельностьявляется полимотивированной, так как активность обучаемого имеет различныеисточники. Принято выделять три вида источников активности: внутренние,внешние, личные.
К внутренним источникамучебной мотивации относятся познавательные и социальные потребности (стремлениек социально одобряемым действиям и достижениям).
Внешние источники учебной мотивации определяютсяусловиями жизнедеятельности обучаемого, к которой относятся требования,ожидания и возможности. Требования связаны с необходимостью соблюдениясоциальных норм поведения, общения и деятельности. Ожидания характеризуютотношение общества к учению как к норме поведения, которая принимаетсячеловеком и позволяет преодолевать трудности, связанные с осуществлениемучебной деятельности. Возможности — это объективные условия, которые необходимыдля развертывания учебной деятельности (наличие школы, учебников, библиотеки ит.д.)[6].
Личные источники. Среди названных источниковактивности, мотивирующих учебную деятельность, особое место занимают личныеисточники. К их числу относятся интересы, потребности, установки, эталоны истереотипы и другие, которые обусловливают стремление к самосовершенствованию,самоутверждению и самореализации в учебной и других видах деятельности.
 Взаимодействиевнутренних, внешних и личных источников учебной мотивации оказывает влияние нахарактер учебной деятельности и ее результаты. Отсутствие одного из источниковприводит к переструктурированию системы учебных мотивов или их деформации./>
Учебная мотивацияхарактеризуется силой и устойчивостью учебных мотивов (рис. 1.1).
Сила учебного мотивавыступает показателем непреодолимого стремления учащегося и оценивается постепени и глубине осознания потребности и самого мотива, по его интенсивности.Сила мотива обусловлена как физиологическими, так и психологическими факторами.К первым следует отнести силу мотивационного возбуждения, а ко вторым — знаниерезультатов учебно-познавательной деятельности, понимание ее смысла,определенная свобода творчества[8]. Кроме того, сила мотива определяется иэмоциями, что особенно ярко проявляется в детском возрасте.
Устойчивость учебного мотива оценивается по его наличию во всех основных видахучебно-познавательной деятельности учащегося, по сохранению его влияния наповедение в сложных условиях деятельности, по его сохранению во времени. Посути, речь идет об устойчивости (ригидности) установок, ценностных ориентации,намерений учащегося.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.