Реферат по предмету "Психология"


Иллюзии зрительного восприятия (эксперименты Мюллера-Лайера)

Иллюзии зрительноговосприятия (эксперименты Мюллера-Лайера)

Содержание
ВВЕДЕНИЕ
1. Зрительные иллюзии и их виды
2. Оптико-геометрические иллюзии
3. Метод установки на примере опытаМюллера-Лайера
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Введение
Человек воспринимаетбольшую часть информации об окружающем мире благодаря зрению. Чаще всего глазсчитают похожим на фотоаппарат или телекамеру, проецирующую внешние объекты насетчатку, которая является светочувствительной поверхностью. Мозг«смотрит» на эту картинку и «видит» все, что нас окружает.Однако не все так просто. Во-первых, изображение на сетчатке перевернуто.Во-вторых, из-за несовершенных оптических свойств глаза, таких как аберрация,астигматизм и рефракция, картинка на сетчатке расфокусирована или размазана.В-третьих, глаз совершает постоянные движения: скачки при рассматриванииизображений и при зрительном поиске, мелкие непроизвольные колебания прификсации на объекте, относительно медленные, плавные перемещения при слеженииза движущимся объектом. Таким образом, изображение находится в постояннойдинамике. В-четвертых, глаз моргает приблизительно 15 раз в минуту, а этозначит, что изображение через каждые 5-6 секунд перестает проецироваться насетчатку. Так что же «видит» мозг? Поскольку человек обладаетбинокулярным зрением, то фактически он видит два размытых, дергающихся ипериодически исчезающих изображения, а значит, возникает проблема совмещенияинформации, поступающей через правый и левый глаз. Человеку окружающий миркажется стабильным и надежным, но восприятие может сыграть с ним злую шутку.Иллюзии – результат работы зрительной системы, некий тест. Очень часто людивидят то, что они хотят увидеть. Существует много научных направлений, которые,используя различные экспериментальные методики, пытаются понять, каким образоммы воспринимаем окружающий мир. Один из самых интересных способов изучения –исследование зрительных иллюзий.
1. Зрительные иллюзии и их виды
Зрительные иллюзии (лат. illusere– обманывать) – искажение зрительного восприятия частных признаков тех или иныхпредметов. Обусловлены, прежде всего, действием механизмов, обеспечивающихконстантность видимых размеров и форм объектов. Большинство зрительных иллюзийимеет параллели в осязании. Принято выделять следующие виды зрительных иллюзий:
— иллюзии, основанные нафизиологических явлениях, таких как иррадиация возбуждения, в сетчатке, за счетдействия которой обусловлено восприятие светлых предметов на черном фоне какболее крупных, чем объективно равных с ними черных предметов на светлом фоне;
— длина вертикальныхлиний воспринимается как большая по сравнению с горизонтальными, объективноравными им;
— иллюзия контраста(иллюзия Г. Эббингауза), при которой один и тот же предмет воспринимается какболее крупный среди маленьких фоновых предметов и меньшее среди больших фоновыхпредметов;
— распространениепризнаков целой фигуры на ее части, как например, в иллюзии Мюллера-Лайера, вкоторой одинаковые прямые воспринимаются как неодинаковые, в зависимости от ихзавершения;
— иллюзии, обусловленныеприменением штриховки, когда параллельные линии воспринимаются изогнутыми(иллюзия Цельнера);
— иллюзии, основанные напереоценке величин острых углов;
— автокинетическийфеномен (греч. autos — сам + kinema – движение и phainomenon — являющееся), прикотором если в темном помещении на экран или стену проецируется маленькоенеподвижное световое пятно, то оно кажется движущимся;
— кажущееся движение, прикотором возникает субъективное восприятие движения при последовательномпредъявлении неподвижных стимулов, находящихся в разных точках пространства.Может возникать как в зрительной системе, так и в слуховой или тактильной. Наоснове использования этой иллюзии был создан кинематограф. Итак, иллюзии –неотъемлемая черта любого восприятия, которое только и занимается тем, чтосопоставляет их с тем, насколько они согласуются с реальностью. Соответственно,потеря жизненного опыта соответствия реальности (физиологические нарушения илиустановление ложных, не соответствующих действительности, связей) приводит киллюзиям и афазиям. Именно, иллюзии, расходящиеся с реальностью, порождаютмногие творческие процессы, когда человек или поражен их значимостью, или онидля него становятся настолько желанны, что своей деятельностью человек пытаетсяизменить реальность так, чтобы достичь соответствия этим мечтам. Но в отличиеот позитивного творческого процесса, направленного вовне, а не только на себя,многие не находя достаточно сил, предпочитают изменять свой внутренний мир,находя для этого вполне посильные средства.2. Оптико-геометрические иллюзии
Иллюзии – это искаженное,неадекватное отражение свойств воспринимаемого объекта. В переводе с латынислово «иллюзия» означает «ошибка, заблуждение». Это говорито том, что иллюзии с давних времен интерпретировались как некие сбои в работезрительной системы. Основной вопрос, интересующий не только психологов, но ихудожников, – как на основе двухмерного изображения на сетчатке воссоздаетсятрехмерный видимый мир. Возможно, зрительная система использует определенныепризнаки глубины и удаленности, например, принцип перспективы, предполагающий,что все параллельные линии сходятся на уровне горизонта, а размеры объекта помере его удаления от наблюдателя пропорционально уменьшаются. Мы не осознаем,насколько сильно изменяется проекция объекта на сетчатке по мере его удаления.Если посмотреть на рис. 1, то кажется, что оба изображенных на нем человекаодинакового роста. Но если одного, стоящего в отдалении, поставить рядом сдругим, находящимся на переднем плане, первый покажется карликом.
/>
Рис. 1 Изображение людейодинакового роста
Одна из самых известныхоптико-геометрических иллюзий – иллюзия Мюллера-Лайера (см. рис. 2). Посмотревна этот рисунок, большинство наблюдателей скажет, что левый отрезок сострелочками наружу длиннее правого со стрелочками, направленными внутрь.Впечатление настолько сильное, что, согласно экспериментальным данным,испытуемые утверждают, что длина левого отрезка на 25-30% превышает длинуправого.
/>
Рис. 2. Иллюзия Мюллера-Лайера
Еще один примероптико-геометрических иллюзий – иллюзия Понцо (рис. 3) – также иллюстрируетискажения восприятия размера. Левый отрезок кажется значительно больше правого.

/>
Рис. 3. Иллюзия Понцо
Было предложено множествотеорий, объясняющих подобные искажения. Одна из наиболее интересных гипотез(Gregory, Day, Leibowitz et al.) предполагает, что человек интерпретирует обекартинки как плоские изображения в перспективе. Стрелочки на концах отрезков, атакже схождение косых лучей в одной точке создают признаки перспективы, ичеловеку кажется, что отрезки расположены на разной глубине относительнонаблюдателя. Учитывая эти признаки, а также одинаковую проекцию отрезков насетчатке, зрительная система вынуждена сделать вывод, что они разного размера.Те фрагменты рисунка, которые кажутся более удаленными, воспринимаются большимипо размеру. Значение перспективы для восприятия иллюзии Мюллера-Лайераиллюстрирует рис. 4.
/>
Рис. 4. Значениеперспективы для восприятия иллюзии Мюллера-Лайера
В повседневной жизни насокружает множество прямоугольных предметов: комнаты, окна, дома, типичныеочертания которых можно видеть на рис. 4а, 4б. Поэтому изображение, на которомлинии расходятся, можно воспринимать как угол здания, расположенный дальше отнаблюдателя, в то время как рисунок, на котором линии сходятся, воспринимаетсякак угол здания, расположенный ближе. Аналогично можно объяснить иллюзию Понцо.Косые линии, сходящиеся в одной точке, ассоциируются либо с длинным шоссе, либос железнодорожным полотном, на котором лежат два предмета. Зрительные шаблоны,сформированные таким «прямоугольным» окружением, и заставляют насошибаться при взгляде на рис. 2, 3. Но при введении в рисунок элементовландшафта иллюзия исчезает. Анализ предложенного объясненияоптико-геометрических иллюзий показывает, что, во-первых, все параметрызрительного образа взаимосвязаны, благодаря чему и возникает целостноевосприятие, воссоздается адекватная картина внешнего мира. Во-вторых, навосприятие влияют сформированные повседневным опытом стереотипы, например,представления о том, что мир трехмерен, начинающие работать, как только вкартинку вносятся признаки, указывающие на перспективу.3. Метод установки на примереопыта Мюллера-Лайера
/>
Метод установки – какследует из названия метода, испытуемый сам манипулирует непрерывно меняющимсясравниваемым стимулом. В некоторых случаях лучше, если манипуляции сосравниваемым стимулом производит экспериментатор, но в наиболее типичной формеэтого метода подравнивать стимул к данному стандарту должен, согласноинструкции, сам испытуемый. Он делает это несколько раз. Метод применяетсяглавным образом для измерения точки субъективного равенства, хотя он может бытьиспользован и для определения разностного порога. Проиллюстрируем этот метод наданных опыта над иллюзией Мюллера-Лайера. Использованная в опыте установкапоказана на рис. 5.
/>
Рис. 5. Схема установкидля исследования иллюзии Мюллера-Лайера
Линии имеют одинаковуюдлину, но линия слева – сравниваемый стимул – кажется длиннее, чем линия справа– стандарт. Выраженность иллюзии можно измерить как константную ошибку (КО) вфизических единицах длины. Испытуемый сидит на расстоянии примерно двух метровот аппарата. Линии находятся на уровне его глаз. Он может изменять длинупеременной линии, двигая «скобку» туда и обратно, прежде чем сделатьокончательную подгонку. Экспериментатор сидит рядом за ширмой, он предъявляет60 линий и записывает результаты подгонки наблюдателя с точностью домиллиметра. Испытуемый не знает, насколько точны его установки, так как задачаопыта заключается только в том, чтобы определить, совпадают ли установкинаблюдателя с физической длиной линии. Половина подгонок начиналась спеременной линии меньшей длины, чем стандарт, так что для подгонки требовалосьдвижение от стандарта («От» или восходящая проба). Для другойполовины переменная линия была установлена на большую длину, чем стандарт, и,следовательно, для подгонки необходимо движение к нему (проба «К» илинисходящая проба). Еще одно необходимое изменение заключалось в том, чтобыустанавливать переменные линии на различных расстояниях от кажущегося равенствав начале каждой пробы. Пробы «От» и «К» уравновешивались,чтобы исключить возможное влияние практики и утомления. Для этого первые 15 пробделались восходящими, следующие 30 – нисходящими и последние 15 – сновавосходящими. Планируя опыт с подгонками, нужно учитывать и другие факторы,значимость которых зависит от общности требуемых психофизических данных. Итак,в иллюзии Мюллера-Лайера существенное значение,несомненно, имеет тот факт, что размеры реальных объектов перевешиваютчастичные оценки элементов этих объектов: линии с расходящимися углами образуютбольшую фигуру, чем линии с идущими внутрь углами.
Заключение
Иллюзии восприятия –искаженные восприятия реальных предметов. Наибольшее их число наблюдается вобласти зрения. Особенно многочисленны зрительные иллюзии («обманы зрения»),возникающие при отражении некоторых пространственных свойств предметов (длинотрезков, величин предметов и углов, расстояний между предметами, формы) идвижения. Итак, зрительные иллюзии – это неправильное или искаженное восприятиевеличины, формы и удаленности предметов. Природа иллюзий определяется не толькосубъективными причинами, такими как установка, направленность, эмоциональноеотношение и т.д., но и физическими факторами и явлениями: освещенность,положение в пространстве и др. Иллюзии Мюллера-Лайера, – вероятно, самаяизученная из всех зрительных иллюзий, при которых воспринимающий ошибочнооценивает длину линий. 2 прямые равны по длине, однако та, что слева,оценивается примерно на 25% длиннее расположенной справа. Эту иллюзию обычноиспользуют для иллюстрации ненадежности наших чувств. Освещение сцены, грим, покройодежды – лишь малая часть примеров практического применения законов иллюзорноговосприятия в нашем визуальном мире. Две горизонтальные линии равны по длине,однако левая кажется значительнее длиннее правой. Чтобы эти линии выгляделиравными, нужно увеличить длину правой примерно на 25%. Иллюзии имеют место вовсех сенсорных модальностях. Лучше всего изучены зрительные иллюзии. Ужеупоминавшаяся зрительная И. Мюллера-Лайера является еще и осязательной.Горизонтально-вертикальная иллюзия состоит в том, что из двух равных по длинеотрезков вертикальный кажется больше горизонтального, разделенного им на равныечасти в точке касания.
Список использованнойлитературы
1.   Бавра Н.В.Поиски новой парадигмы впсихологии восприятия // Философия о предмете и субъекте научного познания /Под ред. Э.Ф.Караваева, Д.Н. Разеева. – СПб: 2002.
2.   Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общуюпсихологию. – М.: «Че-Ро», 2006.
3.   Грегори Р. Разумный глаз. – М.: Мир,1972.
4.   Грегори Р.Л. Глаз и мозг. – М.: Прогресс,1970.
5.   Кроль В.М. Психология. Учебноепособие «Высшая школа». – М.: 2005. – 736 с.
6.   Крылов А.А. Маничев С.А. Практикум пообщей, экспериментальной и прикладной психологии. 2-е изд. – М.: 2006. – 560 с.
7.   Кураев Г.А., Пожарская Е.Н.Психология человека. Курс лекций. – Ростов-на-Дону: 2002, 232 с.
8.   Рожкова Г.И., Токарева В.С., ОгнивовВ.В., Бастаков В.А. Геометрические иллюзии и точность глазомера у детей ивзрослых // Рос. Физиол. журн. им. И.М. Сеченова. – 2004. Т. 90. – № 8 (часть1).
9.   Рок И. Введение в зрительноевосприятие. – М.: Педагогика, 1980.
10.     Рубинштейн С.Л.Основы общей психологии / Сост., авт. коммент. и послесл. А.В. Брушлинский,К.А. Абульханова-Славская. – СПб., 2002.
11.     Хрестоматия пообщей психологии. // Под ред. Т.П. Остапишиной. Психология мышления. – М.:2003.
12.     Шиффман Х.Ощущение и восприятие. – СПб: Питер, 2003.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Молодой герой первой трети XIX века - Онегин и Печорин
Реферат Банкоматная сеть как одно из направлений развития розничного банковского бизнеса в РФ
Реферат Психофармакологические препараты и нервная система: сравнительные аспекты функциональной психонейрофармакологии
Реферат Казахстанский патриотизм идея, проблемы формирования
Реферат Социально-экономическое развитие страны в 20-е годы. Новая экономическая политика. Сущность и значение
Реферат Mending Wall Essay Research Paper 1 This
Реферат 200-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года посвящается…
Реферат Інформаційно комунікаційні технології або ікт технології, пов'язані зі створенням, збереженням, передачею, обробкою І управлінням інформацією
Реферат French Essay Research Paper moi l
Реферат Организация рекламной деятельности торгового предприятия и повышение её эффективности на пример
Реферат Социалистическая политико-правовая идеология в Западной Европе в первой половине ХIX в.
Реферат Анализ постановления Министерства экономики Республики Беларусь "Об утверждении Инструкции о порядке применения цен и тарифов" от 10.09.2008 г. № 183
Реферат Учет хлоридной коррозии при прогнозировании срока службы железобетонных пролетных строений
Реферат Беременность и экстрагенитальная патология
Реферат 1. Идейно-художественное своеобразие «Губернских очерков» С. Щ. «История одного города» как революционно-демократическая сатира на самодержавный режим и бюрократию. Проблема народа и власти. Художественное своеобразие