Реферат по предмету "Психология"


Изучение проблемы индивидуальных различий в психологической концепции Хуана Уарте

Министерствообразования Российской Федерации.
Федеральноеагентство по образованию РФ.
НижегородскийГосударственный Педагогический Университет.
Реферат
 
Изучениепроблемы индивидуальных различий в психологической концепции Хуана Уарте./>
Работу выполнили:
студенты:
Чеботарев Иван Александрович
Махалов Станислав Евгеньевич
Разин Антон Александрович
ФМИФ, гр. 324.
Научный руководитель:
Кисова В.В.  

НижнийНовгород. 2008г.

Содержание.
Введение
Экскурс исторического периода
«Исследованиеспособностей к наукам»

Введение.
 
О личности испанского врача эпохи возрождения, Хуана Уарте,известно не так уж много. Точная дата его рождения неуста­новлена, по всей вероятности это было в 1529 году. До недавнего временисчитали, что Уарте учился в университете Уэска. Однако последующие исследованияпоказали, что он учился в Баэсском университете, а медицину изучал в Алькала,где в 1550 г. получил докторскую степень.
Документальныхданных о жизни и деятельности X. Уарте до 1571г. почти не имеется. С 1571 г. он жил в Баэсе, где в 1572 г. получил должность городского врача.
Вот некоторые сведениякоторые даёт нам Большая советская энциклопедия:
Уарте (Huarte) Хуан(около 1530, Сан-Хуан-де-Пье-дель-Пуэрто, Наварра, — не позднее 1592, Баэса),испанский врач и философ-материалист. Учился в университете г. Баэса. Автортруда «Исследование способностей к наукам» (1575, русссикй переревод 1960,вступительная статья Р. Бургсте), в котором способности души в духенатурфилософии Возрождения ставятся в зависимость от телесных особенностейчеловека, его темперамента, определяющегося преобладанием в мозгу одного изчетырёх первоэлементов природы (огня, воздуха, земли, воды), а также отклиматических условий и пищи. Основой изменений в природе и человеческоморганизме является активный элемент — огонь. Уарте одним из первых пыталсясоздать классификацию наук, основанную на человеческих способностях — памяти,разуме и воображении. В теории познания подчёркивал роль наблюдения. Оказал большоевлияние на испанский гуманизм 16—17 вв.
В 1575 г. вышла единственная книга Хуана Уарте (1529—1592) «Исследование способностей к наукам»,принесшая автору всеевропейскую славу.
Уарте рисовал перспективунебывалого усиления могущества Испанской империи при условии оптимальногоиспользования природных дарований людей. Это была первая в истории психологииработа, ставящая в качестве специальной задачи изучение индивидуальных различийв способностях с целью профессионального отбора. Поэтому Хуана Уарте можносчитать родоначальником направления, названного в дальнейшем дифференциальнойпсихологией. В своем исследовании он ставил четыре вопроса: «какими качествамиобладает та природа, которая делает человека способным к одной науке и неспособным к другой… какие виды дарования имеются в человеческом роде… какиеискусства и науки соответствуют каждому дарованию в частности… по какимпризнакам можно узнать соответствующее дарование».  В своей работе мыпостараемся наиболее полно ответить на эти вопросы, проанализировав его труд.
Одно перечисление этихпроблем говорило о принципиально новом подходе. Уарте мечтал об организациипрофессионального отбора в государственном масштабе:
«Для того чтобы никто неошибался в выборе той профессии, которая больше всего подходит к его природномударованию, государю следовало бы выделить уполномоченных людей великого ума изнания, которые открыли бы у каждого его дарование еще в нежном возрасте; онитогда заставили бы его обязательно изучать ту область знания, которая емуподходит...».
Однако, благая мысль отом, чтобы расставить людей в обществе по их природным способностямкощунственно звучала в феодальной Испании, и не могла найти применения.

Экскурсисторического периода.
На исходе XV в. все какбудто предвещало Испании радужное будущее. Успешно закончилась затянувшаяся навека реконкиста. В 1492 г. пала Гранада — последний оплот мавританскоговладычества на Пиренейском полуострове. Этой победе в немалой мере содействовалообъединение Кастилии и Арагона в царствование Изабеллы и Фердинанда Католиков(70-е годы XV в.). Испания превратилась наконец в единое национальноекоролевство. Уверенно чувствовали себя горожане. Опираясь на их поддержку,королева Изабелла смирила оппозицию кастильских феодалов. Могучее восстаниекаталонских крестьян в 1462-1472 гг. привело к тому. что сперва в Каталонии(1486), а вскоре затем и на территории всего Арагона указом короля былоотменено крепостное право. В Кастилии его давно уже не существовало.Правительство покровительствовало торговле и промышленности. Экспедиции Колумбаи Америго Веспуччи должны были служить экономическим интересам Испании.
В начале XVI в. Испанияуже представляла собой одно из самых могущественных и обширных государствЕвропы. Под ее властью помимо Германии находились Нидерланды, часть Италии идругие европейские земли. Испанские конкистадоры захватили в Америке рядбогатых владений. Испания становится огромной колониальной державой.
Но у испанского могуществабыло очень шаткое основание. Ведя агрессивную внешнюю политику, Карл V(1500-1558, время правления 1516-1556) во внутренней политике являлсярешительным сторонником абсолютизма. Когда в 1520 г. кастильские города подняли восстание, король с помощью аристократии и немецких ландскнехтовсурово подавил его. В то же время в стране не была проведена настоящаяполитическая централизация. Повсеместно еще давали о себе знать традиционныесредневековые обычаи и законы.
Сравнивая испанскийабсолютизм с абсолютизмом в других европейских странах,  К. Маркс писал:"… в других больших государствах Европы абсолютная монархия выступает какцивилизующий центр, как объединяющее начало общества… Напротив, в Испанииаристократия приходила в упадок, сохраняя свои худшие привилегии, а городаутрачивали свою средневековую власть, не приобретая значения, присущегосовременным городам" .
Испания казалась грозными несокрушимым колоссом, но это был колосс на глиняных ногах. Последующееразвитие событий доказало это с полной очевидностью.
Проводя свою политику винтересах феодальных магнатов, испанский абсолютизм не был способен создатьусловия, которые благоприятствовали бы успешному экономическому развитиюстраны. Правда, из колоний метрополия выкачивала сказочные богатства. Но этибогатства становились достоянием лишь немногих представителей господствующихсословий, вовсе не заинтересованных в развитии торговли и промышленности.Сравнительно кратковременным оказался расцвет испанских городов. Невыносимотяжелым было положение крестьянства. В царствование Филиппа II (1556-1598)положение Испании стало прямо-таки катастрофическим. При нем Испания сталаглавным оплотом европейской феодальной и католической реакции. Однако войны,которые вел король в интересах дворянства, непосильным бременем ложились наплечи страны. И были они далеко не всегда удачными. Филиппу II не удалосьодолеть восставших против испанского гнета нидерландцев. Жестокое поражениепотерпела Испания в войне против Англии.
В 1588 г. едва спаслась от полной гибели «Непобедимая армада». Реакционной испанской монархииеще удавалось одерживать отдельные победы, но она не способна была искоренитьвсе то новое, что поднималось к жизни в различных частях Европы. ОтпадениеСеверных Нидерландов в 1581 г. свидетельствовало об этом с особой ясностью.Внутренняя политика испанского абсолютизма была столь же реакционной, сколь ибесплодной. Своими действиями правительство только ухудшало и без того тяжелоеэкономическое положение страны. Да и что могло дать стране, например, жестокоепреследование морисков (крещеных мавров), по болыцей части искусныхремесленников и торговцев? Подобно неизлечимому недугу расползалась по страненищета. Особенно уродливым и зловещим на фоне народной нищеты выгляделобогатство церкви и кучки высокомерных грандов. Финансовое положение страны былонастолько безнадежным, что Филиппу II пришлось дважды объявлять государственноебанкротство. При преемниках его Испания падала все ниже и ниже, пока, наконец,не превратилась в одно из захолустных государств Европы.
Огромную и мрачную роль вжизни Испании играла католическая церковь. Ее могущество подготовлялось напротяжении ряда веков. Освобождение Испании от мавританского владычества велосьпод религиозными лозунгами, это поднимало авторитет церкви в глазах широкихкругов, усиливало ее влияние. Не пренебрегая земными благами, она становиласьвсе более богатой и сильной. Естественно, что церковь стала верным союзником испанскогоабсолютизма. На службу ему она поставила «святейшую» инквизицию,которая появилась в Испании в 1477 г. для наблюдения за морисками. Инквизициябыла вездесуща и беспощадна, стремясь пресечь и искоренить любое проявление вольномыслия.В XVI в. в Европе не было другой страны, где бы так часто пылали кострыинквизиции. Таков был неутешительный итог испанских великодержавных порядков.
Первые ростки испанскогоВозрождения возникли еще в XV в. (сонеты поэта-петраркиста маркиза деСантильяны и др.). Но развиваться ему пришлось в условиях весьма специфических- в стране, где на каждом шагу можно было встретить пережитки средних веков,где города не получили современного значения, а дворянство, приходя в упадок,не утратило своих привилегий и где, наконец, церкви все еще принадлежаластрашная власть над умами людей.
В этих условиях испанскийгуманизм был лишен той резкой антиклерикальной тенденции, которая стольхарактерна для гуманизма итальянского, французского или немецкого. В испанскойпоэзии и драматургии XVI в. широко разрабатывались религиозные темы. Вмистические тона были окрашены многие произведения тогдашней испанскойсловесности. Религиозным порывом охвачены творения крупнейших испанскихживописцев XVI в. — Луиса Моралеса и Эль Греко.
Все это, однако, вовсе неозначало, что испанская культура эпохи Возрождения была покорной служанкойбогословия. И в Испании встречались ученые и мыслители, осмеливавшиесявыступать против схоластики, отстаивать права человеческого разума и ратоватьза глубокое изучение природы. Это были преимущественно естествоиспытатели иврачи, по роду своей деятельности близкие к человеку и его земным потребностям.Врачом был знаменитый физиолог и философ Мигель Сервет, успешно изучавшийвопросы кровообращения. В 1553 г. он был по настоянию Кальвина сожжен в Женевена костре. Врачом был также Хуан Уарте, выдающийся философ, тяготевший кматериалистическим воззрениям. Его «Исследование способностей кнаукам» (1575) приобрело широкую известность. В конце XVIII в. великийпросветитель Германии Лессинг перевел его на немецкий язык. Зато инквизициянашла трактат испанского гуманиста еретическим. В 1583 г. он был внесен в список запрещенных книг. К первой половине XVI в. относится деятельностьфилософа-гуманиста Хуана Луиса Вивеса, друга  Эразма Роттердамского.
Но, конечно, католическаяИспания была страной, мало подходящей для расцвета гуманистической философии.Зато испанская литература, не столь стесненная церковной догмой, достигла вэпоху Возрождения поистине замечательного расцвета.

 «Исследованиеспособностей к наукам»
В 1575 г. в испанском городе Баэса вышла в светнебольшая книга под названием «Исследование способностей к наукам». Её ав­тор—Хуан Уарте был известен своим согражданам не как писа­тель, но как опытныйврач, уже снискавший себе уважение жителей этого города своими знаниями и, посвидетельству некоторых источников, мужественным поведением в борьбе против постиг­шегогород в 1566 г. несчастья — эпидемии чумы. Эта книга была его первой иединственной.
Она была готова в 1574 г., но тогда не вышла в свет из-за препятствий, чинимых инквизицией. Уарте был вынужден зано­воотредактировать и переделать ряд мест по требованию комис­саров инквизиции.
Книга имела большой успех. В течение трех лет онабыла переиздана четыре раза. С 1579 г. в инквизицию начинают поступать доносына Уарте и его книгу. В 1581 г. португальская инквизиция включает книгу всписок запрещенных книг, а в 1583 г. ее примеру последовала испанскаяинквизиция. Позднее книга Уарте была за­прещена также и в Риме.
Подготавливаясвою книгу к переизданию, Хуан Уарте творче­ски переработал ее, дополнив рядомглав. Новое издание книги, осуществленное его сыном Луисом Уарте, вышло вБаэсе, в 1594 г., когда Уарте, по всей вероятности, уже не было в живых.
Это изданиесущественно отлича­лось от издания 1575 года. В нем было 22 главы (вместо 15глав в первом издании). Первая и вторая главы были написаны заново, снята 7-яглава первого издания, которая была запрещена инк­визицией.
Книга Уартепоразила смелостью мыслей, глубиной постав­ленных вопросов, великолепным языкоми остроумием выражений. Она не представляла собой изолированного явления вкультурной жизни страны и перекликалась с целым рядом философских и ес­тественнонаучныхпроизведений других испанских авторов.
В Исследованииспособностей к наукам Уарте рассматривает следующие вопросы:
·    почемулюди придерживаются различных мнений в своих суждениях?
·    чтотакое дарование, и какие различные виды его обнаруживаются в человече­ском роде?
·    Какие различия, существую­щие между людьми, неспособными к наукам?
·    Какаяприрода де­лает мальчика способным к обучению?
·    Какоезначе­ние имеет темперамент для того, чтобы человек сталблагоразумным идобронравным?
·    Какаячасть тела должна быть хорошо устроена для того, чтобы юноша был способным?
·    Из каких качествпроисходят виды дарований человека?
·    Тленна илисмертна душа?
·    Какие видыдарований имеются в человеческом роде?
·    Какие искусства инауки соответствуют каждому дарованию?
·    Какая существуетзависимость между различными дарованиями?
·    Ккакому роду способностей принадлежит военное искусство, и по каким, признакамможно узнать человека, обладающего этим  талантом?
·    К какому видударования относится королевская власть и какими признаками должен обладать тот,кто имеет такое дарования?
·    Какие условияследует соблюдать для того, чтобы способности сохранились у образовавшихся иуже родившихся детей?
Из всех поставленныхвопросов можно выделить четыре основных, упомянутых в введении :
1.               «Какимикачествами обладает та природа, которая делает человека способным к одной наукеи не способным к другой...» ?
2.              «Какие видыдарования имеются в человеческом роде...»?
3.              «Какие искусстваи науки соответствуют каждому дарованию в частности...»?
4.               «По какимпризнакам можно узнать соответствующее дарование…»?
Рассмотрение этихвопросов и является основой психологической концепции индивидуальных различийХуана Уарте, именно поэтому они и стали предметиом нашего исследования.
Какимиспособностями обладает та природа, которая делает человека способным к однойнауке и неспособным к другой
Подобно другим представителям эпохи Возрождения,Уарте пытается объяснить качественное различие вещей результатом различныхколичественных комбинаций одной и той же первичной материи, различнымиколичественными соотношениями простейших материальных элементов. Об этомподробно говорится в книге. Уарте рассматривает субстанцию как совокупностьчетырех элементов — огня, земли, воздуха и воды, обладающих четырьмя первичнымикачествами (жар, холод, сухость и влажность). Эти элементы и качества, по егомнению, определяют свойства всех предметов и явлений природы.
Уарте выступает против мистико-религиозногообъяснения про­исхождения человека, остроумно высмеивает астрологию. Он учит,что человек, его способности и характер является результатом смешения (вопределенном соотношении) четырех первичных элементов, которые сами являются«такими же, как и те, которые со­ставляют другие естественные вещи».
Уарте считал, что огонь, земля, воздух и вода,проникая через пищу в человеческий организм, определяют его особенности и ум­ственныеспособности. Поэтому жизнь человека и его здоровье зависят не от божественнойволи, а от этих элементов, «из гар­монии которых составляется здоровье и жизньчеловека».
Основойдеятельности человеческого организма Уарте считал внутреннюю энергиюестественного происхождения, источником которой является огонь, выступающийактивным, в отличие от пассивных земли, воздуха и воды. Огонь, учит Уарте,—основа внутреннего обмена и, следовательно основа главных функций организма —дыхания и питания. Кровь и воздух доставляют пищу огню.
Значительную трудность, по мнению Уарте,представляло объ­яснение того, каким образом природа соединяет эти элементы дляобразования всех одушевленных я неодушевленных сложных смесей и созданияформального огня, без того, чтобы он опускался из впадины луны или поднималсяиз центра земли, как утвержда­ли некоторые. Сам Уарте пытается объяснить этопроцессом гние­ния, которое разлагает сложные вещества на простейшие состав­ляющие.
«Гниение столь необходимо для явлений природы,—пишет он,— что если оно не происходит, невозможно создать ничего нового, нельзябудет питаться и расти».
И человеческое семя, по его мнению, лишь послеразложения на четыре элемента, может образовать из них новую сложную смесь, т.е. человека. Несмотря на наивную форму, это объяснение природы человекаотвергало библейские сказки о сотворении че­ловека богом.
Считаяприроду основой и единственным объектом познания, Уарте приходит к выводу, чтопричинную обусловленность явле­ний необходимо искать не в областисверхъестественного, а в са­мой природе вещей. Поэтому одной из основных задачнауки он считал установление в процессе опыта причинных связей явлений.
В мире живет огромное количество людей. Все они различны. Вовсем мире не найдется двух одинаковых людей. Если мыобратим внимание на лицо человека, то заметим, что оно составлено из оченьнебольшого ко­личества частей: из двух глаз, одного носа, двух щек, рта и лба;и однако, природа делает из них столько сочетаний и  комбинаций,  что  если  нарисовать сто тысяч человек, каждый будет иметь свое особое, ему свойственное лицо.
То же самоеимеет место с четырьмя стихиями и четырьмя первичными качествами: жаром,холодом, влагой и сухостью, в гармонии которых заключается здоровье и жизньчеловека. Хотя их количество очень незначительно, однако, природа делает на нихстолько сочетаний, что когда рождается сто тысяч человек, каждый их них имеетсвойственное ему одному здоровье, способности.
 «Этополучается не вследствие болезни и не вследствие божественного вдохновения, алишь вследствие природной неумеренности». Основание этого совершенно ясно внатурфилософии, ибо каждая из способностей (природных, жизненных, психических иразумных), управляющих человеком, требует особого темперамента,  чтобы творить  свои дела, как подобает, не нанося ущерба остальным способностям.  Естественная   способность,   которая   переваривает пищу в желудке, требуетжара, та же, которая стремится к пище,— холода. Если какая-либо из этихспособностей будет обладать каким-либо качеством в большей степени, то онабудет сильнее в известной мере; но за это должны будут расплачиваться остальныеспособности, так как невозможно, чтобы при соединении всех четырех способностейвместе, могла возрастать та, которая требует жара, и чтобы при этом не ослаблата, которая работает при помощи холода.
Так, например, Гален говорит, что горячий желудокмного переваривает, но мало стремится к пище и наоборот. Тo же самое имеет место ипо отношению к разумным способностям (памяти, воображению и разуму); память,как мы покажем в дальнейшем, для того чтобы она была хорошей и крепкой, требуетвлажности и мозга, состоящего из плотной субстанции; и наоборот, для разума требуется,чтобы мозг был сухим и составленным из тонких и очень деликатных частиц. Вотпочему, если память усиливается, то разум ослабляется:
Отсюда ясно видно, что человеческое знаниетребует умеренности  и воздержанности,  а  не   расстройства;   вот почемусчитаются самыми  разумными людьми — умеренные люди, потому что «их знаниятрезвы».
Если уравновешенный мозг станет неуравновешеннымвследствие избытка влаги, то нет сомнения, что усилится память и станет слабееум, как мы докажем в дальнейшем; если же в мозгу будет избыток сухости, тоусилится ум и ослабнет память; так обстоит дело с умом,— человек с сухим мозгомбудет знать гораздо больше, чем более здоровый и уравновешенный. Человек, вмозгу которого избыток влаги, будет обладать гораздо лучшей памятью, чем самыйуравновешенный че­ловек в мире. Ибо, согласно мнению медиков, неуравнове­шенныево многих отношениях превосходят уравновешен­ных. Вот почему Платон говорил,что человек с весьма возвышенным дарованием редко не обнаруживает в каком-либоотношении мании, которая является расстройством, происходящим от того, что мозггоряч и сух.
Следовательно,имеется неуравновешенность и болез­ненность, благоприятная для какого-либо родазнаний и неблагоприятная для других; и для человека необходимо знать, какой болезньюи каким расстройством он страдает и какой науке соответствует его дарование.Уравновешенные люди, как мы докажем в дальнейшем, обладают способностью ко всемнаукам; но они в всех будут успевать посредственно, не преуспевая много ни водной. Неуравновешенные же способны лишь к одной науке, не больше; но если ониотдадутся этой науке и будут изучать ее тщательно и заботливо, то добьются замечательных успехов; в других же науках они успеют очень мало. Очевиднымдоказательством этого является точто, как показывает история, каждаянаука была изобретена в какой-либо области с неуравновешенным климатомчеловеком, приспособленным для нее.
Гален написалкнигу, где он доказывает, что привычки души соответ­ствуют темпераменту тела,в котором она обитает, и  что в зависимостиот того, является ли область, в которой живут люди, жаркой или холодной.влажной или сухой, в зависимости от того, какую пишу они едят, какую воду онипьют и какой воздух вдыхают,— одни бывают глупы­ми, а другие умными, одни —мужественными, другие — трусливыми, одни — жестокими, другие — милосерднымиодни — скрытными, другие — откровенными, одни — лживыми, другие правдивыми,одни — изменниками, другие — верными, одни — беспокойными, другие — спокойнымиодни —-двуличными,   другие — простодушными.
И мы видим ясно па опыте, в какой степениотличаются греки от скифов. французы от испанцев, индийцы от нем­цев   и эфиопыот англичан.
Но мы этозамечаем не только на столь отдаленных областях. Если мы будем рассматривать провинции Испании. то мы также сумеемопределить, в зависимости от каждой провинции, достоинства и недостаткижителей.
Мозг является тем органом, который природаустроила для того, чтобы человек мог быть умным и ученым. Остается толькообъяснить, каким требованиям должна удовлетворить эта часть для того, чтобы онамогла считаться хорошо организованной и для того, чтобы человек, обладающийтаким мозгом, мог считаться умным и способ­ным. Мозг, для того чтобы разумнаядуша могла легко совершать те действия, которые требуют ума и понима­ния,должен удовлетворять четырем условиям: во-первых, он должен иметь хорошийсостав; во-вторых, его части должны быть хорошо соединены; в-третьих, жар недолжен слишком превышать холода, а влага сухости; в-четвертых, его субстанциядолжна быть составлена из тонких и очень нежных частей.
Хорошийсостав мозга зависит, в свою очередь, от четырех условий. Первое, хорошаяфигура; второе, достаточное количество мозга; третье, мозг должен иметь четыреясно отличающихся и отделенных желудочка, причем каждый из них долженнаходиться на своем месте; четвертое, способность каждого из них должна быть небольше и не меньше того, что требуется для тех действий, которые он совершает.Гален, рассматривая снаружи форму и фигуру головы, находит, что самый лучшийвид ее будет следующий: она должна быть подобна совершенно круглому восковомушару, который будет слегка сжат с боков: в таком случае лоб и затылок будутслегка выпуклые. Отсюда следует, что если человек имеет очень плоские лоб изатылок, то его мозг не имеет такой фигуры, которая требуется для того, чтобычеловек мог быть умным и способным.
Автор наосновании опыта нашел, что люди, обладающие малым телом, бывают наиболее умнытогда, когда у них голова велика, как и наоборот, полные люди наиболее умны втом случае, если у них голова маленькая: причина этого состоит в том, что втаком случае количество материи. посредством которой действует разумная душа,бывает наиболее уравновешенным. Еще одно из основных условий состоит в том,чтобы мозг был хорошо уравновешенным, чтобы он имел умеренную температуру ичтобы в нем не было избытка остальных качеств. Такое предрасположение и естьто, что называется хорошей природой, так как оно главным образом делаетчеловека способным, как противоположность его — неспособным.
 «Какиевиды дарования имеются в человеческом роде...»?
Слово «ingenio» (дарование), которое происходит от глагола «ingenero» (создаю, порождаю),который обозначает порождение пути себя цельной и истинной фигуры,представляющей в живом виде природу предмета, изучаемого наукой. Цицеронопределил ум так: «Понятливость и память, которая носит название ума»
Мы не можем подробно разбирать, какие видыдарований происходят вследствие интенсивности каждого из этих трех качеств,прежде чем мы не перечислим все действия ума, воображения и памяти; пока же мызаметим, что су­ществуют три  главных действия  ума.  Первое  действие это —выводить, второе — заключать, а третье — отбирать; отсюда проистекают три видаума. Память делится на дру­гие три вида: первый легко воспринимает и быстрозабыва­ет, второй — медленно воспринимает и удерживает долгое время, третий желегко воспринимает и очень медленно за­бывает. Воображение имеет гораздо большевидов, так как оно имеет те же три вида, что ум и память, а из каждой степе­нипроистекают другие три.
Аристотель выделил 2 вида ума:
«Хороший ум — это тот, который повинуетсяхорошо говорящему».
«Наилучший ум — это тот, который понимаетвсе через самого себя».
Существует еще третий род ума. не оченьотличающийся от предшествующего; те, которые возвышаются до него, достигают егобез искусства и изуче­ния; они тогда говорят столь тонкие, истинные иудивительные вещи, которых раньше никто не видел, не слышал, не писал и нерассматривал; о таком уме Платон говорит что это «возвышенный ум, соединенныйс безумием». Этот третий вид дарований, о котором говорит Платон, дей­ствительноимеется среди людей.
Человек рождается способным или неспособ­ным.Аристотель нашел его в надлежащем соотношении четырех первичных качеств (жара,холода, влажности и сухости) которое он назвал природой, ибо от него происходятвсе способности людей, все добродетели и пороки и то большое разнообразиедарований, которое мы видим. Он доказы­вает это ясно, рассматривая возрастымудрейшего чело­века, который в детстве является не более, чем неразум­нымживотным и пользуется из способностей души только тем, в которых заключаютсяаффекты и вожделения; но с наступлением юности в нем раскрывается удивительныйразум, и мы видим, что эта  эпоха  продолжается только известное время, ибо снаступлением старости ум ухуд­шается с  каждым днем, пока  он  не разрушитсясовер­шенно. Известно, что   это разнообразие умов   происходит от разумнойдуши, которая во всех возрастах остается той же самой, не терпя никакогоизменения ни в своих силах, ни в своей субстанции, но так как при каждомвозрасте человек обладает различным темпераментом и противо­положнойструктурой, то вследствие этого душа творит одни дела в детстве, другие вюности и третьи в старости; отсюда мы видим ясно, что одна и та же душа творитпротивоположные дела в том же теле, потому что каждо­му возрасту соответствуетпротивоположный темперамент.
Хуан Уарте пришел к заключению:
1. Что из многих видов талантов, имеющихся вчеловеческом роде, ты можешь по преиму­ществу владеть только одним; если толькоприрода в тот момент, когда она тебя формировала, не была очень сильна и несосредоточила все свои силы, чтобы соединить в тебе два или три вида дарований,или же наоборот, вслед­ствие бессилия, не сделала тебя глупым и лишенным вся­когодарования.
2. Что каждому виду дарований соответствует, попреимуществу, только одна наука и не больше; таким образом, если тебе неудастся выбрать ту науку, (которая соответствует твоей природной способно­сти,то ты очень мало успеешь в других науках, хотя бы ты трудился дни и ночи.
3. После того, как ты открыл, какова та наука,которая больше всего соответствует твоему дарованию, тебе остается преодолетьеще одну, более значительную трудность, а именно: иссле­довать, способен ли тыбольше к теория пли к практике. Ибо во всех родах наук теория и практика такпротиворе­чат друг другу и требуют столь различных дарований, чтоонивзаимно ослабляют друг друга, кок будто бы они были настоящими противниками.
«Какиеискусства и науки соответствуют каждому дарованию в частности...»?
Очень важно по мнению Уарте было выяснить какимвидом дарования обладает тот или иной человек и какая наука соответствует этомувиду дарования: «если человек, лишенный дарований, при­мется изучать какую-либонауку или искусство, то хотя бы он всю жизнь трудился над усвоением ее правил иположений, у него все же ничего не получится: если же человек занимается тем,что соответствует его природным способностям, то мы видим, что в короткий срокон усваивает науку. То же самое происходит в поэзии: если стихи начинаетсочинять тот, кто имеет природные данные, то он их сочиняет с большимсовершенством, если же у него нет этих данных, то он останется навсегда плохимпоэтом. Если дело обстоит так, то мне кажется вполне своевре­менным исследование  того, какое  дарование   в  частности соответствует известной науке, для тогочтобы каж­дый, узнав свою природу, мог бы с точностью понять к какому именноискусству он предрасположен от природы.»
Уартепредлагает следующую классификацию наиболее важных, по его мнению, наук подарованиям, которые способствуют их изучению:
1.              Искусстваи науки, которые постигаются памятью:  грамматика, латинский и другиеязыки, теория юриспруденции, положительное богословие, кос­мография иарифметика.
2.               К разумуотносятся следующие: схоластическая теология, теория медицины, диалектикафилософия природы и нравов, юридическая практика, ко­торую мы называемадвокатской практикой.
3.              Хорошеговоображения требуют все те искусства и науки, предмет которых составляютфигура, соответствие, гармония и пропорция. к ним принадлежат: поэзия,красноречие, му­зыка, искусство проповеди, практика медицины, матема­тическиенауки, астрология, умение управлять государст­вом, военное дело, искусства живописи,черчения, пись­ма, чтения; искусство отпускать шутки, давать прозвища, умениебыть щеголем, проницательным в делах, требу­ющих предусмотрительности, умениевыкидывать разные фокусы и измышлять ухищрения, живой ум, который приводит ввосхищение простой народ, а именно способ­ность диктовать одновременно четыремписцам о самых различных материях и притом так, чтобы все выходило складно.
Далее Уарте на примеренескольких наук из каждого блока доказывает правильность своей концепции. Всвоих доказательствах он опирается на  теории и концепции различных философов, трудыразличных учёных, часто приводит цитаты из Священного писания, иногда и вовсена общеизвестные факты.
Уарте также говорит отом, что в одном человеке, как правило, может быть только одно дарование,иногда ни одного, редко два и совсем великая редкость, если человек обладаетодновременно тремя дарованиями. Если у человека развито одно дарование, то вбольшинстве случаев оно ослабляет остальные дарования. Например: «великаяпамять противоречит рассудку и не даёт ему дойти до совершенства», своёвысказывание он сразу подкрепляет примером, доказательством, суть которого вследующем: лучший из всех схоластов не умел говорить на изящной латыни, а лишьна простой. Это связанно с тем, что для схоластической науки требуется хорошийум, а для знания иностранных языков воображение, и если у схоласта хорошоразвито воображение, то в большинстве случаев, память у него не развита вовсе.
 «По каким признакамможно узнать соответствующее дарование…»?
Наиболее полную идоказательную классификацию признаков Уарте даёт только для самых важных, поего мнению, дарований, а именно признаки по которым можно отличить того, ктоимеет талант к королевской власти и военному искусству. Однако, в текстевстречается очень много разнообразных признаков и советов, относящихся к томуили иному дарованию, вот некоторые из них:
·         Если человеккрасиво пишет – у него развито воображение;
·         Плохой почеркимеют люди с сильным рассудком;
·         Обладающийхорошим воображением не должен заниматься науками;
·         Если человекчрезмерно опрятен, во всём поддерживает чистоту и порядок у него сильно развитовоображение и следовательно такой человек обладает слабым умом;
·         Шутники,говоруны, дающие прозвища, те, кто издевается над другими – так же обладаютхорошим воображением совершенно противоположным уму и памяти.
·         Дети, которыеначали поздно говорить имеют хорошую память (это связанно с наличием большогоколичества влаги в языке и мозгу, что в свою очередь способствует хорошейпамяти) и в будущем такие люди становятся, как правило, хорошими ораторами


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.