Реферат по предмету "Психология"


Ибн Рушд как основоположник аверроизма

НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА ИБИЗНЕСА
Кафедра психологии и педагогики
РЕФЕРАТ
по курсу: «история психологии»
ТЕМА
«Ибн Рушд как основоположникаверроизма»
Выполнил:
студентка 35 потока
Гуманитарный Факультет
Петрушова НадеждаВалерьевна
Проверил:
АРДАТОВ 2009

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Ибн Рушд(Аверроэс) (1126 -1198)
Творческое наследие Ибн Рушда
Психологические воззрения Ибн Рушда
Ибн Рушд –основоположник аверроизма
Аверроизм
Заключение
Литература

ВВЕДЕНИЕ
Представления о том, что в человеке живет нечто особенное,отличное от его физического тела, сложились в глубокой древности.
Это нечто часто связывалось с дыханием – тем, что уходит сосмертью тела (душа, дух, дыхание), и нередко представлялось в виде крылатогосущества, возвращение которого в тело означало бы и его возрождение.
Душа в большинстве случаев представлялась как нечто,связанное с жизнью тела, делающее тело «одушевленным», и еесуществование было несомненным.
В мифах античной Греции душа предстает как своеобразныйдвойник тела, его копия, тень. Она живет после ухода из тела в царстве Аида вбесплотности своей, сохраняя человеческие желания (так, физически страдает отголода и жажды тень Тантала, мучается усталостью тень Сизифа).
Не подвергается сомнению существование души и в эллинскойфилософии, ищущей ответ на основной вопрос – вопрос о субстанции, т. е.первоначале, не имеющем для себя никакой причины, кроме себя же. Что есть душа– самостоятельная ли она субстанция или же свойство другой субстанции(материи)?
По сути, с этого вопроса начинается донаучный этаппсихологии, завершающийся лишь в конце 19 в.
Психотерапия, психокоррекция, психоанализ, психологическийтренинг, личное, семейное, производственное консультирование, телефон доверия,профориентационные центры, кадровая служба предприятий, психодиагностическиеуслуги населению, судебная экспертиза, разрешение конфликтов, психологическиеслужбы в системе образования и т. д. В современной психологии наметилисьследующие основные тенденции:
1. Усложнилась структура психологии: появились новые научныеотрасли (как теоретические, так и прикладные) и новые сферы практическогоприменения психологии. Какие вы знаете теоретические, прикладные и практическиеотрасли, полнившиеся в течение последних десятилетий? Параллельно идет развитиеи вглубь (теория), и вширь (практика) Если раньше часто оспаривалось правопсихологии на существование в качестве науки, то сейчас у психологии-наукипрочные позиции. Психология-практика стала реальным фактором преобразованиямира. По социологическим опросам, профессия психолога станет самойвостребованной в 21 веке.
2. Появились новые школы и направления (смотри названиянаучных школ предыдущем тексте). Идет преодоление методологического кризиса засчет дифференциации и интеграции психологических направлений. Хотя школ инаправлений стало больше, намечается усиление единства их взглядов за счетвзаимопринятия научных достижений и методологических подходов.
3. Произошла деидеологизация психологии в связи сполитической перестройкой, происходящей в нашей стране. Отказ откоммунистической идеологии позволил ученым вести научный поиск, опираясь насамые различные философские подходы, тогда как ранее обязателен был марксизм(диалектический материализм, исторический материализм и научный коммунизм).
4. Появились новые проблемы, которые общество ставит передпсихологами. Это вызвано бурным ходом социального развития. Наркомания,реклама, телевидение… (продолжите список проблем, появившихся в последниеполвека, в решение которых должны внести свой вклад психологи).
5. Психология становится центром современного человекознания.Академик Ананьев Б.Г. несколько десятилетий назад отследил эту тенденцию:благодаря своему предмету психология приобретает особую значимость для всехнаук, изучающих человека: биологических, гуманитарных, социальных.
6. Математизация и кибернетизация: психологи свои концепциивсё чаще оформляют в виде математических и кибернетических моделей,
7. Ощущается приближение периода глобальных изменений картинымира. Благодаря этому может появиться ответ о природе и сущности психики и о еёпроисхождении. Возможно появление философского направления, примиряющегоматериализм и идеализм.
ИБН РУШД (АВЕРРОЭС) (1126-1198)
Абу-аль-Валид Мухаммед Ибн Ахмед Ибн Рушд родился в 1126 году. Дед его был великим кадием Кордовы, правоведом-маликитом,склонным, однако, судя по некоторым его трудам, к примирению философии срелигией. Тот же пост занимал его отец, благодаря вмешательству которого ИбнБаджа был в свое время освобожден из тюрьмы. Следуя фамильной традиции, ИбнРушд с ранних лет изучал теологию, юриспруденцию, арабскую литературу.Источники сообщают, что он проявлял особые способности к медицине. Имена егонаставников во врачебной науке известны, но у кого он учился философии — обэтом сведений нет. Возможно, определенное влияние на его философскоеобразование оказал Абу-Джаафар Харун, у которого он обучался медицине, ибо,согласно тем же источникам, тот был знаком с древнегреческой философией, вчастности, с учением Аристотеля. Помимо Ибн Туфейля Ибн Рушд дружил с семьейпрославленных врачей Ибн Зухров. В некоторых работах Ибн Рушда встречается дата- 1153 год, когда он находился в Марокко, очевидно, по заданию Абд аль-Мумина всвязи с проектом создания там учебных заведений по образцу тех, что были вАндалузии Во время этой поездки Ибн Рушд наблюдал звезду Канопус и проверял поней шарообразность Земли и ее относительную величину.
Известна также приблизительная дата — втораяполовина 1168 года или первая половина 1169 года — знакомства Ибн Рушда схалифом Абу-Якубом Ярким свидетельством двойственного положения философов в товремя служит эпизод из жизни Ибн Туфейля, ставший поворотным пунктом вбиографии Ибн Рушда. Пользуясь близостью к Абу-Якубу Юсуфу, философ Ибн Туфейльдобился приглашения ко двору своего талантливого друга Когда Ибн Рушд предсталперед этим просвещенным халифом, тот спросил его «Как с точки зренияфилософов — извечно небо или имеет начало во времени9» Ибн Рушдвпоследствии вспоминал: «Тут я оторопел от смущения и страха, сталотговариваться и отрицать, что занимаюсь философской наукой. Я не знал еще, чтозамыслил с ним Ибн Туфейль. Поняв мою робость и смущение, повелительправоверных обратился к Ибн Туфейлю и завел с ним разговор по поводу заданногомне вопроса. Он вспомнил, что говорили об этом Аристотель, Платон и другиефилософы, а также привел контраргументы поборников ислама и я увидел в немтакую эрудированность, какую не мог бы предположить ни у одного из тех, ктозанимается данным предметом, целиком посвящая ему свое время. Он продолжалснимать с меня скованность до тех пор, пока я наконец не заговорил. И он узнал,что у меня было насчет всего этого в уме, а когда я удалился, повелел выдатьмне денег, великолепную почетную одежду и коня». Об этом событии Ибн Рушд рассказывалвпоследствии своим ученикам, и его рассказ дошел до нас в передачеаль-Марракуши. К тому же времени можно отнести содержание рассказа Ибн Рушда одругом важном событии из его биографии — событии, определившем его будущуюславу Комментатора. «Однажды, — вспоминает он, — Ибн Туфейль вызвал меня ксебе и сказал-»Слышал я сегодня, как повелитель правоверных, сетуя натрудные места у Аристотеля — или его переводчиков — и упомянувши о неясностизамыслов их, сказал: «Коли б нашелся для этих книг человек, который,хорошенько осмыслив преследуемые в них цели, дал бы их изложение и доступноетолкование, вот тогда они стали бы для людей удобопонятными». Так что,если у тебя хватит на это сил, возьмись за дело. Я знаю твой большой ум,чистоту твоих задатков и твое сильное влечение к науке и думаю, что это будеттебе по плечу. Я сам взялся бы за это, да только я, видишь, уже в летах, занятказенной службой и заботы мои связаны с делами, по моему разумению, болееважными". Завершая рассказ об этом случае, Ибн Рушд говорит: «Вот чтозаставило меня изложить то, что я изложил из книг Аристотеля». Повелительправоверных, таким образом, не только приблизил к себе сорокатрехлетнегоученого, но и дал ему официальное задание — заняться комментированиемАристотеля. Одновременно Ибн Рушд был назначен кадием Севильи. Несколькомесяцев спустя им была завершена работа над толкованием аристотелевской книги«О возникновении животных».
В 1171 году Ибн Рушд вернулся в Кордову, гдевскоре занял уже ставшую наследственной в его роду должность великого кадия.Государственная служба, несмотря на свои положительные стороны, отнимала многовремени и отвлекала от осуществления научных замыслов. В одном из своих трудовфилософ жалуется, что мог допустить кое-какие ошибки, поскольку был занятпосторонними неотложными делами и не имел под рукой нужных источников, оставшихсяв его кордовском доме, в другом сочинении он сетует на то, что недостатоквремени вынудил его ограничиться наиболее важными вопросами, сравнивая себя спогорельцем, который выхватывает из огня лишь самые необходимые пожитки.
В 1182 году Ибн Рушд замещает Ибн Туфейля надолжности лейб-медика халифа.
В 1184 году, после смерти Абу-Якуба, халифскийпрестол перешел к его сыну Абу-Юсуфу Якубу. У нового правителя Ибн Рушд был вне меньшем фаворе, чем у прежнего. Часами, бывало, засиживался он в покоях халифана подушке, отведенной для самых близких друзей хозяина, ведя с ним ученыебеседы и время от времени обращаясь к нему со словами: «Послушай, братмой». А между тем над ним уже сгущались тучи. Гроза разразилась в 1195году, когда Абу-Юсуф повелел сжечь сочинения Ибн Рушда, а самого философасослал в местечко аль-Ясана, близ Кордовы. Распоряжение было отдано халифом вКордове тогда, когда он возвращался из похода на кастильцев. Средневековыеарабские авторы комментируют это событие по-разному. Некоторые из них ищутмотивы, побудившие халифа подвергнуть Ибн Рушда опале, в чрезмернойфамильярности последнего, выразившейся, в частности, в том, что он назвалповелителя правоверных в одной из своих книг просто королем берберов, как этобыло принято у ученых, без обычных пышных титулов и эпитетов. Предполагалитакже, что причиной немилости Абу-Юсу-фа были его подозрения по поводу близкихотношений между Ибн Рушдом и братом халифа Абу-Яхьей, тогдашним губернаторомКордовы. Согласно еще одной версии, по Андалузии разнесся слух о приближающейсягибели рода людского от небывалого урагана, и губернатор Кордовы созвал поэтому случаю наиболее мудрых и уважаемых людей города; Ибн Руш дерзнул датьупомянутому метеорологическому явлению естественнонаучное объяснение, а когдаодин из теологов спросил его, верит ли он в передаваемый Кораном рассказ оплемени Ад, погибшем при аналогичных обстоятельствах, воскликнул: «Бог тымой, само существование племени Ад нереально, так что же говорить о причине егогибели!» Говорили, наконец, что некие злопыхатели раздобыли комментарий,написанный собственноручно Ибн Рушдом, где имелась фраза: «Ясно, чтоаз-Зухра (Венера) есть божество», показали эту фразу в отрыве от контекстахалифу и, приписав ее самому философу, объявили его язычником. Решение халифаподвергнуть Ибн Рушда опале нельзя объяснить простым заговором царедворцевлично против одного из фаворитов Абу-Юсуфа. Во-первых, помимо Ибн Рушдарепрессиям подверглись и другие представители андалузской интеллигенции:ученые, врачи, судьи, поэты и даже некоторые богословы; во-вторых, халифскийэдикт накладывал общий запрет на изучение философии, в связи с чемпредусматривал изъятие и уничтожение всех подозрительных сочинений, кроме книгпо медицине, астрономии и арифметике; наконец, в-третьих, опала Ибн Рушдапродолжалась относительно недолго: после успешного завершения похода,принесшего Абу-Юсуфу почетное прозвище аль-Мансур (Победитель), халиф вернулсяв Марокко, куда пригласил Ибн Рушда и других ученых Речь здесь, следовательно,шла о другом — о стремлении халифа угомонить религиозных фанатиков, дать ихагрессивным чувствам хотя бы временный выход и тем самым обеспечить спокойствиев своих владениях на Пиренейском полуострове.
Мытарства, выпавшие на долю Ибн Рушда в дниопалы, не могли не отразиться на его здоровье — 10 декабря 1198 году онскончался Случилось это в Марокко. Через три месяца по просьбе родственниковфилософа его останки были переправлены в Кордову.
Биографы отмечают высокие моральные качества ИбнРушда, его скромность и снисходительность к недругам Нравственный облик его былстоль чист, что вызывал положительный отклик даже у людей, не симпатизировавшихему как мыслителю. Так, в своих психологических набросках-портретах,посвященных мусульманским философам, Ибн Сабин, весьма нелестно и дажеязвительно отзываясь об интеллектуальных способностях Ибн Рушда и, в частности,отмечая его рабскую зависимость от Аристотеля, добавляет' «Следует вместес тем признать, что это был человек несамолюбивый, преисполненный справедливостии сознающий свои недостатки».
И еще одна черта Ибн Рушда изумляла егосовременников – трудолюбие Говорили, что за всю его жизнь люди не знали вечера,когда бы он не писал или не читал. Лишь дважды Ибн Рушд был вынужден нарушитьсвой обычай в день собственной свадьбы и в день смерти отца.
ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ИБН РУШДА
Свидетельством исключительной трудоспособности иразносторонности научных интересов Ибн Рушда служит и оставленное им творческоенаследие Оно включает в себя сочинения по философии, естественным наукам,медицине, юриспруденции и филологии. По форме его труды делятся на комментариии самостоятельные работы. Комментарии философского (и частичноестественнонаучного и медицинского) содержания были составлены им кпроизведениям Аристотеля, Платона («Государство»), АлександраАфродизийского («О разуме»), Николая Дамаскина («Перваяфилософия»), Фараби (трактаты по логике), Ибн Сины («Урджуза омедицине») и Ибн Баджи («Трактат о соединении человека с деятельнымразумом»). Всего Ибн Рушдом было написано 38 комментариев, из которых 28сохранилось на арабском языке, 36 — в древнееврейском и 34 — в латинскомпереводе. Большинство сочинений этой категории представляет собой толкования ктрудам Аристотеля, перечислять которые значило бы перебрать все работы Стагирита,кроме оставшейся недоступной для арабских философов, включая и Комментатора,«Политики».
О нем говорили: «Аристотель объяснилприроду, а Аверроэс — Аристотеля». Уже одних этих толкований к Необъятномуфилософскому наследию Аристотеля было бы достаточно, чтобы обессмертить имя ихсоздателя Это был действительно научный подвиг — не владея греческим языком иисходя лишь из сравнительного анализа переводов сочинений Стагирита и егокомментаторов, проникнуть в тончайшие изгибы мысли великого античного философаи представить разработанные им учения в освобожденной от неоплатонистскихпримесей форме. Да и сами эти комментарии можно назвать таковыми только вограниченном смысле, ибо кордовский мыслитель вполне самостоятельно трактовал вних (особенно в комментариях к «Метафизике» и к книге «Одуше») вопросы, которые остались после Аристотеля нерешенными, ноприобрели ко времени жизни Ибн Рушда первостепенное, актуальное значение.
Из других трудов рассматриваемой категории дляуяснения собственных взглядов кордовского мыслителя большое значение имееткомментарий к платоновскому «Государству», которое было известно ему,как и предшествовавшим мусульманским философам, в изложении Галена Откомментариев к аристотелевским работам данное произведение отличается тем, чтоавтор толкуемого в нем сочинения не только лишен ореола непогрешимости, но иподвергается критике, особенно в тех случаях, когда Платон дает своейполитической доктрине религиозно-идеалистическое обоснование, совершенно не имеющее,по убеждению Ибн Рушда, доказательной силы. Из работы Платона Ибн Рушд черпаетматериал для построения практической части своего учения о государстве,теоретическим введением к которому служат мысли, заимствованные им главнымобразом из «Никомаховой этики» Аристотеля Кроме того, в комментарииощущается влияние некоторых идей Фараби. Последнее обстоятельство усиливаетсходство социологических воззрений Ибн Рушда и Фараби, которым они, разумеется,были обязаны прежде всего общности вдохновлявшего их источника. Что же касаетсяоригинальных философских трудов Ибн Рушда, то важнейшим из них являетсянаписанный около 1180 года трактат, в котором доказывается несостоятельностьобвинений, выдвинутых перед перипатетиками Абу-Хамидом Газали в«Опровержении философов» По установившейся в западнойисторико-философской литературе традиции это произведение именуют«Опровержением опровержения». По форме изложения этот трактат ИбнРушда напоминает большие комментарии.В нем Ибн Рушд рассматривает вопрос осоотношении философии и религии. Он показывает, что философия и религия оченьсходны в направленности своих суждений. «Философия — это спутница имолочная сестра религии… они спутники по природе, друзья по сущности иврожденному предрасположению». И философия, и религия имеют предметомсвоих изысканий Бога, но рассуждают о нем совершенно по-разному.
Ибн Рушд также рассматривал центральный для всегосредневекового периода вопрос об истолковании бытия: существует ли мир вечноили он сотворен Богом. Согласно Ибн Рущду, материальный мир вечен, как и Бог,который не сотворил мир. Отвергая креационистскую концепцию возникновения мира,он не отказывается от аристотелевского понятия Бога как перводвигателя. Онтакже признает платоновскую эманацию, которая объясняет возникновение низших поотношению к Богу сущностей, двигающих небесные сферы. Конечная причина бытия — Бог, находящийся на вершине иерархии и представляющий собой мыслящее само посебе мышление. Материя существует как постоянная возможность форм, которые изнее возникают; материя и форма, для Ибн Рушда, нераздельны и образуют единство.
Индивидуальные души не являются бессмертными, ониумирают вместе с телом. Этика Ибн Рушда заключается в учении, что человексоздает добро в соответствии со своими установками, а не в зависимости от того,что его ожидает на том свете — Ад или Рай.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ ИБН РУШДА
Велико его влияние на философскую мысль западной Европы.Аверроэс считается автором самых глубоких комментариев к сочинениям Аристотеля,которые помогли ознакомить Европу с античной мыслью. Он дал новую трактовкуАристотелевского учения о душе, о ее высшей способности — разуме (нусе). Этобыло материалистическое объяснение души, связанной с телом.
Аристотель говорил о «пассивном» и«активном» уме как о материи и форме, возможности и действительности.«Пассивный» ум под действием «активного» приобретает форму;в нем актуализируется потенциально данное. Соответственно Аристотель делит душуна две части — чувственную, возникающую, развивающуюся и исчезающую вместе с развитиеми смертью тела и разумную, бессмертную.
Это противоречие, заложенное в трудах Аристотеля, пыталисьразрешить многие его последователи. Так, Александр Афродизийский (конец II — начало III в.) считал, что «пассивный» ум индивидуален и преходящ,неотделим от других, более простых способностей души и развивается под влияниемвнешнего Божественного разума. Но божество у него носит условный характер.Соответственно личное бессмертие им отвергается, он утверждает, что суничтожением тела исчезает и душа.
Иное мнение высказывал Фелисий. Он считал, что«потенциальный» и «актуальный» ум составляют однубожественную субстанцию, отличную от всех других психических способностей. Онавременно проявляется в теле и сохраняется после его гибели. Тем самымдоказывалось индивидуальное бессмертие души.
/>Ибн Рушд дал свое решение этоговопроса, создав, таким образом, учение –аверроизм. Он считал, что и«потенциальный», и «активный» ум — одна субстанция,существующая вне индивида. Важнейшим же свойством души являетсячувствительность, благодаря которой она воспринимает «нус» Подобносолнцу, действующему на зрение, «нус» освещает индивидуальные души. Ив них проявляется ум — и потенциальный, и актуальный. С исчезновением тела исоответствующих ему психических способностей (чувствительность), то, что былоприобретено божественным умом в итоге его актуализации в данной душе, неисчезает бесследно, а поглощается им и существует как момент универсальногоразума, свойственного человеческому роду. Это — некое божественное истечение,эманация, исходящая из нижней сферы неба. Таким образом, отвергается идеяиндивидуального бессмертия души.
С Кораном было несовместимо также вытекающее из учения ИбнРушда утверждение о богоподобии человека. Человек, способный восприниматьбожественный разум, соотносился тем самым с высшими духовными сущностями.
Наконец, наличие универсального всеобщего разума приводило кгуманистическому выводу о равенстве людей по интеллектуальным способностям. Этаидея противоречила духу феодального общества с присущими ему принципами сословногостроения.
Много идей высказал мыслитель и по частным вопросампсихологического знания. В частности, исследуя зрительное восприятие, Аверроэспоказал, что чувствительным аппаратом глаза является не хрусталик, а сетчатаяоболочка.
Ибн Рушд защищал права науки на независимость от догмрелигии, говорил о возможности достижения глубин достоверного познания истины спомощью разума. Пример тому — аподейктическое толкование священных тестов,направленное, по сути, на раскрытие противоречий в религиозных догматах.
ИБН РУШД — ОСНОВОПОЛОЖНИКАВЕРРОИЗМА
Ибн Рушд доказывал, что, следуяАристотелю, необходимо изучать неразрывные связи между функциями организма итеми ощущениями, чувствами, мыслями, которые человек испытывает в качествепроцессов, присущих его душе. Будучи врачом, Ибн Рушд тщательно изучалустройство человеческого тела и его органов чувств, показав зависимостьвосприятия окружающего мира от свойств нервной системы.
Главный вывод Ибн Рушда заключался втом, что вместе с распадом тела индивидуальная душа человека тоже уничтожается.Вместе с тем арабский мыслитель выдвинул необычное представление о том, чтоуниверсальный для всех людей разум сохраняется После распада тела и этосвидетельствует о богоподобии человека Мир вечен и движется по собственнымзаконам, которые можно логически объяснять. Возможно и опытное исследованиеприроды вещей, в том числе души человека, и каждый обладает способностями ктакому познанию. Не отрицая индивидуальных способностей, ограничивающихвозможности каждого отдельного человека, Ибн Рушд подчеркивал, что возможностичеловека в постижении истины неограниченны, и важно только научить людейправильно мыслить, привить им желание размышлять. Общая способность к мышлению,познанию мира и его законов, будучи врожденной, присуща каждому человеку. Такимобразом, бессмертный разум отделялся от смертной души. Это разделение разума идуши было одним из важнейших положений теории Ибн Рушда и стал объектом критикисо стороны теологов.
Он также подчеркивал, что способность к мышлению являетсяпотенциальной. Как солнце воздействует на глаз, вызывая в нем ощущение света,так и всеобщий разум, считал Ибн Рушд, воздействуя на наши потенциальныеспособности, вызывает в нас мысли. Для их актуализации, осознания необходимыопределенные: условия, в частности познавательная мотивация, внешниевпечатления, хорошие учителя.
Согласно Ибн Рушду, «сотворение естьприведение вещи из потенциального существования в актуальное», оноосуществляется «Действователем» — Всемогущим. Сотворение может бытьсоотнесено со Всемогущим только акцидентально, а не сущностно (51). Тот, кто непризнает материи, пишет Аверроэс, полагает, что акт Действователя связанпервичным и сущностным образом с несуществованием. Но это не так. Ибо«имеется два сущностных начала для возникающих и уничтожающихся вещей:материя и форма, и одно. акцидентальное начало — несуществование, которое естьусловие появления того, что появляется, а именно как предшествующее ему: когдавозникающая вещь начинает существовать, ее несуществование исчезает, а когдаона уничтожается, появляется ее несуществование».
Ибн Рушд критикует арабских перипатетиков, и вчастности Ибн Сину, утверждая, что те искаженно толкуют Аристотеля. Аверроэсполагает, в частности, что ошибочно думать, будто сущность логическипредшествует и может быть определена независимо от того, существует или нет ее«носитель». Сущность может быть постигнута и определена только в томслучае, если она действительно существует. Аверроэс считает, что причинойдопущенного Ибн Синой ошибочного суждения было смешение им двух смыслов бытия — реального, или онтологического, и концептуального. Только последний может бытьпостигнут и определен.
Ибн Рушд не разделяет также мнения Ибн Сины отом, что существование материи демонстрируется скорее в метафизике, чем вфизике, что бытие природы не является самоочевидным и требует доказательства.Аверроэс ставит под сомнение утверждение Авиценны, что демонстрация конечнойматериальной причины и перводвигателя является делом метафизики, а не физики.Напротив, он считает, что метафизик получает знание о существовании указанныхдвух конечных причин мира прежде всего от физика.
В трактате «Опровержениеопровержения» он отвергалнападки теологов на философию, отстаивая права разума в познании. Им проведеноразграничение рациональной религии, доступной немногим образованным, иобразно-аллегорической религии, доступной всем, что явилось одним из источниковтеории двойственной истины. Аверроэс исходил из признания вечности мира ибезначальности первоматерии. Он трактовал сотворенность мира Богом в томсмысле, что Бог, «совечный миру», превращает в действительностьпотенциальные формы первоматерии. Абстрактный мировой Ум (Нус), варистотелевском его понимании, рассматривается как единая безличная субстанция,общая для всех людей и воздействующая извне на души всех людей. Он отрицал идеюбессмертия индивидуальной души. Эти идеи Аверроэса оказали большое влияние наразвитие европейской средневековой философии.
Ибн Рушд твердо стоял на точке зрения, что первоматериянесотворима и она не может исчезнуть. Признавая бытиеБога, он считал, что Богне предшествует бытию материи (она «совечна» ему) и что функцияБожества — превратить потенциальные, внутренне присущие первоматерии формы вдействительные. Движение столь же вечно, как и материя. Движение — возникновение, изменение и разрушение — содержится как возможность в самойматерии.
АВЕРРОИЗМ
Примерно с III в. до н.э. психологов начали большеинтересовать не столько общие закономерности и функции души, сколько содержаниедуши человека. На первый план стали выходить не общие для всего психическогозаконы, но изучение того, что отличает человека от других живых существ.
Идея о преимущественно энергетической функции души пересталаудовлетворять психологию, так как душа — источник энергии не только длячеловека, но и для других живых существ. В это время ученые пришли к мнению отом, что душа человека служит источником не только активности, но и разума инравственности. Такое новое понимание души было заложено в теории Сократа, азатем развито в концепциях Платона и Аристотеля.
Впервые в этих концепциях психики появилась и идея о том, чтоважнейшим фактором, влияющим именно на психику человека, является культура.Если активность связывалась психологами с определенными материальными факторами,то разум, нравственность понимались как продукты культурного развития, какрезультат духовной работы не одного человека, а народа в целом. Особенно явноэто проявилось в теории Аристотеля. Естественно, что фактор культуры не могповлиять на психику животных и относился только к душе человека, обеспечивая еекачественное отличие. Таким образом, изменение в приоритетах психологическихследований, появление новых концепций души стало важным поворотным моментом вразвитии психологии.
Объяснить же с точки зрения науки (биологии, физики,медицины) того времени, каким образом строение атомов души человека приводит кее качественному, а не только количественному отличию от души животного, былоневозможно. Поэтому психологические концепции в этот период перешли отматериалистической ориентации к идеалистической. Различие материализма иидеализма в психологии связано преимущественно с разным пониманием содержаниядуши, психики; в последней материализм выделяет, прежде всего, активность,материальная природа которой была очевидна для ученых того времени, а идеализм- еще и разум и нравственность, природу которых объяснить материальнымизаконами было невозможно. Поэтому ученик Сократа
Платон пришел к идее о нематериальности и вечности души.
Среди важнейших функций души психологи античности называлипознание мира. Сначала в процессе познания выделялось всего две ступени –ощущение (восприятие) и мышление. При этом для психологов того времени несуществовало разницы между ощущением и восприятием, выделение отдельных качествпредмета и его образа в целом считалось единым процессом.
Постепенно изучение процесса познания мира становилось всеболее значимым для психологов, а в самом процессе познания выделялось уженесколько этапов. Платон впервые выделил память как отдельный психическийпроцесс, подчеркнув ее значение как хранилища всех наших знаний. Аристотель, авслед за ним и стоики, выделили еще и такие познавательные процессы, каквоображение и речь. Таким образом, к концу античного периода представления оструктуре процесса познания были близки к современным, хотя мнения о содержанииэтих процессов, конечно, существенно различались.
В это время ученые впервые стали задумываться над тем, как жепроисходит построение образа мира, какой процесс — ощущение или разум — являетсяведущим и насколько построенная человеком картина мира совпадает с реальной.Иначе говоря, многие вопросы, которые и сегодня остаются ведущими длякогнитивной психологии, были поставлены именно в то время.
Эпоха Средневековья, длившаяся почти десять веков, не имеет вистории достаточно четкой периодизации. Началом этой эпохи считают падениеРимской империи, т. е. V век. В то же время все ученые отмечают, что элементысредневековой идеологии, так же как и средневековой науки, появилисьзначительно раньше, уже в III в. Это естественно, так как появление такихзначительных изменений в культуре, в мироощущении людей не может возникнутьвнезапно, при появлении какого-то внешнего критерия. В то же время и в истории,и в науковедении такой критерий необходим, и выбор века обусловливается еще итем, что в этот период новая мировая христианская религия окончательноутвердилась в Европе. Окончание средневекового периода связывают, как правило,с XV веком, со временем возрождения искусства, светской науки, открытиемАмерики. В то же время первые признаки новой идеологии появились уже к концуXIV в., а говорить об окончательном уходе средневекового мировоззрения можнотолько к концу XVI — началу XVII в., после Реформации. Однако даже в Новоевремя ученым приходилось доказывать возможность и необходимость отделениянауки, особенно науки о душе — психологии, от богословия. Постепенное развитиеи угасание характерных особенностей средневекового мировоззрения в психологиинаглядно отражаются в концепциях Августина Аврелия и Фрэнсиса Бэкона, которыенесколько условно обрамляют этот период.
Одной из важнейших характеристик средневековой науки, вчастности психологии, была ее тесная связь с религией. Точнее говоря,небогословской, внецерковной науки в то время в Европе не существовало. Ееважной особенностью в этот период было появление сакральности, от которойпсихология избавлялась при переходе от мифологии к научному знанию в VII-VI вв.до н.э зависимость от религии снова поставила вопрос о связи и взаимовлияниизнания и веры, который и стал важнейшим для ученых на протяжении всего этогопериода.
После начального этапа развития психология начала стремитьсяк тому, чтобы найти свое место в исследовании души, определить тот кругвопросов, который может быть ей отдан богословием. Естественно, что это привелочастично к пересмотру предмета психологии — в содержании души была выделенаособая категория, подлежащая научному исследованию. Необходимость выделиться избогословия привела к появлению теории двух истин, которая утверждала, чтоистина знания и истина веры не совпадают между собой и не противоречат другдругу, как две параллельные прямые, эта теория была сформулирована в IX-Х вв.арабским ученым Ибн Синой и вскоре получила широкое распространение в Европе.Несколько позже, в XII-XIII вв., в психологии возникло направление, получившееназвание деизм, которое утверждало, что существуют две души — духовная (ееизучает богословие) и телесная, которую изучает психология. Таким образом,появился предмет для научного изучения.
Расширение прав науки привело к тому, что к XIII в. теориядвух истин, несколько перефразированная в томизме — теории, разработаннойизвестным богословом Фомой Аквинским, — была призвана уже защитить веру отнаучных доказательств. Стараясь примирить науку и веру, Фома Аквинский писал отом, что они имеют действительно, две разные истины, но в том случае, еслиистина науки противоречит истине веры, наука должна ей уступить.
Уверенность в незыблемости существующих правил повышал и тотфакт, что люди не имели достаточных знаний о том, что находится за границами ихгеографического мира. Поэтому представления о нормах и правилах поведения, оценностных ориентациях, существующих в определенной области, считалисьабсолютными и обязательными для всех. Уверенность в универсальности иоднотипности пути развития личности делала данные нормы чрезвычайно жесткими.Это сужало вариативность поведения, фрустирируя любые попытки преодолетьстереотипы, свойственные наиболее активным и творческим личностям. Жесткаяфиксация единственного социально одобряемого типа развития существенно сужалаадаптационные возможности тех людей, которые вследствие индивидуальныхособенностей (импульсивности, решительности, стремления к анализу, а не кпринятию на веру информации) отличались от общепринятых, модельных типовличности.
В то же время отсутствие альтернативных способов социальнойадаптации облегчало этот процесс для большинства людей. Облегчало адаптацию исознание безграничности жизни человека, так как уверенность в бессмертии души,возможности повторения, пусть и не полного, жизненного пути давала надежду наисправление ошибок, освобождение от трудностей, бедности, болезней выпавших вземной жизни на долю человека. Это помогало менее эффективно восприниматьтрудности, опасности, смерти близких повышало психологическую устойчивостьмногих людей.
Однако в трудные для человека моменты, во время социальныхкатаклизмов (войн, эпидемий и т.д.), случавшихся достаточно часто, особенно напротяжении VI-Х вв., этих естественных регуляторов психологической стабильностиоказывалось недостаточно. Поэтому было необходимо разработать способыэмоциональной разрядки, очищения от страха и чувства вины. Такие способы былинайдены в самой церковной культуре. Это были, прежде всего, обряды исповеди ипокаяния; они давали людям уверенность в возможности очищения, снятия вины засвои поступки, за нарушения правил, неизбежные в реальной жизни, в возможностипрощения и искупления тех ошибок, которые были ими сделаны. Таким образом,недовольство собой не накапливалось, снималась напряженность от осознания своихгрехов, что способствовало укорененности и с собой, и с другими, предотвращалоснижение самооценки. Терапевтический эффект этих обрядов был тесно связан сглубокой верой, надеждой на загробное воздаяние, которые служили в этом случаеосновой для катарсиса.
На вере основывались и способы лечения некоторыхпсихосоматических заболеваний (например, истерии), которые использовалисьмногими священнослужителями в средние века. Уверенность людей в том, что данныйсвященник действительно может им помочь, приводила к тому, что наложение рук,прикосновение к одежде и т. п. становились мощным стрессовым фактором,излечивавшим больного. Технология внушения, помогающая при подобныхзаболеваниях, впоследствии была использована и в психоанализе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ибн Рушд (Аверроэс) считал, что религию можно рассматриватькак верование, содержащее в иносказательной форме философскую истину.
Он доказывал необходимость изучения неразрывные связи междуфункциями организма и теми ощущениями, чувствами, мыслями, которые человекиспытывает в качестве процессов, присущих его душе. Он изучал устройствочеловеческого тела и его органов чувств, показав зависимость восприятияокружающего мира от свойств нервной системы.
Его главный вывод заключался в том, что вместе с распадомтела индивидуальная душа человека тоже уничтожается. Выдвинул необычноепредставление о том, что универсальный для всех людей разум сохраняется послераспада тела и это свидетельствует о богоподобии человека. Подчеркивал, чтовозможности человека в постижении истины неограниченны, и важно только научитьлюдей правильно мыслить, привить им желание размышлять. Общая способность кмышлению, познанию мира и его законов, будучи врожденной, присуща каждомучеловеку. Т.о., бессмертный разум отделялся от смертной души. Это разделениеразума и души было одним из важнейших положений теории Рушда. Он такжеподчеркивал, что способность к мышлению является. Всеобщий разум, воздействуяна потенциальные способности, вызывает в нас мысли. Для их актуализации,осознания необходимы определенные условия, в частности познавательнаямотивация, внешние впечатления, хорошие учителя.
Ибн Рушд доказывал, что, следуя Аристотелю, необходимоизучать неразрывные связи между функциями организма и теми ощущениями,чувствами, мыслями, которые человек испытывает в качестве процессов, присущихего душе. Как врач, Ибн Рушд, тщательно изучая устройство человеческого тела иего органы чувств, показал зависимость восприятия окружающего мира от свойствнервной системы.
Таким образом, развитие знаний о психики людей путейвоздействия на нее обогатились в средние века многими важными данными, вчастности методами экспериментального исследования и регуляции эмоциональныхсостояний, в том числе и аффективных реакций Именно эти вопросы, связанные спрактикой воздействия на психическое развитие и формирование личности, и всталипрежде всего перед учеными в эпоху Возрождения.

ЛИТЕРАТУРА
1.        Б.Веймарн, Г. Каптерева, А. Подольский Искусство арабских народов. – М., 1960.
2.        Ибн Рушд //Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока IX-XIV вв.М., 1961.
3.        НатурфилософияИбн-Сины. – М., 1978
4.        Сагадеев А.В. ИбнРушд (Аверроэс). М., 1973.
5.        С.Н.Григорян Великие мыслители Арабского Востока. – М., 1960.
6.        Степанянц М.Т.Арабская философия // Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни,смерти и бессмертии. М., 1991.
7.        Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайтаhttp://istina.rin.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Анализ финансовой деятельности 2
Реферат Психолого-педагогические аспекты повышения педагогической компетентности родителей детей с ограниченными возможностями
Реферат Социально-экономическое и политическое развитие КНР в 1976-2000 гг.
Реферат Dietary Supplements Essay Research Paper I believe
Реферат Желтуха как симптом
Реферат Battle Of Stalingrad Essay Research Paper Battle
Реферат Цитомегаловирусная инфекция
Реферат Злокачественные лимфомы кожи
Реферат Судове доказування
Реферат Глобальная коротковолновая система связи ВВС США
Реферат Сталинградская битва и ее значение
Реферат Конвективный теплообмен
Реферат Организация работы студенческого кафе на 20 мест
Реферат  1868 ñîñòàâèë «Áèáëåéñêèé ñëîâàðü», ïðåäíàçíà÷åííûé äëÿ ïðîïîâåäíèêîâ è ðåâíèòåëåé Ñëîâà Áîæüåãî. Ñëîâàðü âêëþ÷àë áèáë. èìåíà è ñâåäåíèÿ ïî áèáë
Реферат Анна андреева андрей Дмитриевич