Реферат по предмету "Психология"


Задержка психического развития

ПЛАН:Введение. Изучение закономерностей аномалий развития психикиявляется необходимой задачей не только патопсихологии, но и дефектологии идетской психиатрии, именно поиск этих закономерностей, изучение причин имеханизмов формирования того или иного дефекта психического развития позволяютсвоевременно диагностировать нарушения и искать способы их коррекции.
Спектрнарушений психического развития у детей достаточно широк, но значительно чащевстречается задержка психического развития.
Задержкапсихического развития (ЗПР) – синдром временного отставания развитияпсихики в целом или отдельных ее функций, замедление темпа реализациипотенциальных возможностей организма, часто обнаруживается при поступлении вшколу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченностипредставлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленностью,преобладании игровых интересов, быстрой пересыщаемости в интеллектуальнойдеятельности
Причины возникновения ЗПР можно разделить на двебольшие группы:
1.   причиныбиологического характера;
2.   причинысоциально –психологического характера.
К причинам биологическогохарактера относят:
1)   различныеварианты патологии беременности (тяжелые интоксикации, резус-конфликт и т.д.);
2)   недоношенностьребенка;
3)   родовыетравмы;
4)   различныесоматические заболевания (тяжелые формы гриппа, рахит, хронические болезни –пороки внутренних органов, туберкулез, синдром нарушенного желудочно-кишечноговсасывания и т.д.)
5)   нетяжелыемозговые травмы.
Среди причинсоциально-психологического характера выделяют следующие:
1)   раннийотрыв ребенка от матери и воспитание в полной изоляции в условиях социальнойдепривации;
2)   дефицитполноценной, соответствующей возрасту деятельности: предметной, игровой,общение со взрослыми и т.д.
3)   искаженныеусловия воспитания ребенка в семье (гипоопека, гиперопека) или же авторитарныйтип воспитания.
В основе ЗПР лежитвзаимодействие биологических и социальных причин.
При систематике ЗПРВласова Т.А. и Певзнер М.С. выделяют две основные формы:
1.   Инфантилизм– нарушение темпа созревания наиболее поздно формирующихся мозговыхсистем.  Инфантилизм может быть  гармонический (связан с нарушениемфункционального характера, незрелостью лобных структур) и дисгармонический(обусловлен явлениями органики головного мозга);
2.   Астения– резкая ослабленность соматического и неврологического характера,обусловленная  функциональными и динамическими нарушениями центральной нервнойсистемы. Астения может быть соматическая и церебрально –астеническая(повышенная истощаемость нервной системы).[1]
Классификация основныхвидов ЗПР по К.С. Лебединской опирается на классификацию Власовой – Певзнер, вее основе лежит этиологический принцип:
-    ЗПР конституционального характера (причина возникновения –не созревание лобных отделов головного мозга). Сюда относятся дети с несложнымгармоническим инфантилизмом, они сохраняют черты более младшего возраста,  уних преобладает игровой интерес, не развивается учебный. Эти дети приблагоприятных условиях показывают хорошие результаты выравнивания.
-    ЗПР  соматогенного происхождения (причина — перенесениеребенком соматического заболевания).  К этой группе относят детей ссоматической астенией, признаками которой являются истощаемость, ослабленностьорганизма, сниженная выносливость, вялость, неустойчивость настроения и т.п.
-    ЗПР психогенного происхождения (причина –неблагоприятныеусловия в семье, искаженные условия воспитания ребенка (гиперопека, гипоопека)и т.п.)
-    ЗПР церебрально-астенического генеза.  (причина -  мозговаядисфункция). К этой группе относят детей с церебральной астенией — повышенной истощаемостью нервной системы. У детей наблюдаются: неврозоподобныеявления; повышенная психомоторная возбудимость; аффективные нарушениянастроения, апатико-динамическое расстройство – снижение пищевой активности,общая вялость, двигательная расторможенность.[2]
В клинико-психологическойструктуре каждого из перечисленных вариантов ЗПР имеется специфическоесочетание незрелости эмоциональной и интеллектуальной сферы.
 
ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ,внимания, восприятия при задержке психического развития
Память:    
Недостаточнаясформированность познавательных процессов зачастую является главной причинойтрудностей, возникающих у детей с ЗПР при обучении в школе. Как показываютмногочисленные клинические и психолого-педагогические исследования,существенное место в структуре дефекта умственной деятельности при даннойаномалии развития принадлежит нарушениям памяти.
     Наблюдения педагогов иродителей за детьми с ЗПР, а также специальные психологические исследованияуказывают на недостатки в развитии их непроизвольной памяти. Многое из того,что нормально развивающиеся дети запоминают легко, как бы само собой, вызываетзначительные усилия у их отстающих сверстников и требует специальноорганизованной работы с ними.
     Одной из основных причиннедостаточной продуктивности непроизвольной памяти у детей с ЗПР является снижениеих познавательной активности. В исследовании Т.В. Егоровой (1969) этапроблема была подвергнута специальному изучению. Одна из применявшихся в работеэкспериментальных методик предусматривала использование задания, цель которогосостояла в раскладывании картинок с изображениями предметов на группы всоответствии с начальной буквой названия этих предметов. Было выявлено, чтодети с задержкой развития не только хуже воспроизводили словесный материал, нои  тратили на его припоминание заметно больше времени, чем их нормально развивающиесясверстники. Главное отличие заключалось не столько в неординарнойпродуктивности ответов, сколько в разном отношении к поставленной цели. Дети сЗПР самостоятельно почти не предпринимали попыток добиться более полногоприпоминания и редко применяли для этого вспомогательные приемы. В тех случаях,когда это все же происходило, зачастую наблюдалась подмена цели действия.Вспомогательный способ использовался не для припоминания нужных слов,начинающихся на определенную букву, а для придумывания новых (посторонних) словна ту же букву.[3]
    В исследовании Н.Г. Поддубной  изучалась зависимость продуктивности непроизвольногозапоминания от характера материала и особенностей деятельности с ним у младшихшкольников с ЗПР. Испытуемые должны были устанавливать смысловые связи междуединицамиосновного и дополнительногонаборов слов и картинок (в разных комбинациях). Дети с ЗПР обнаружили затрудненияпри усвоении инструкции к сериям, требующим самостоятельного подбора существительных,подходящих по смыслу к предъявленным экспериментатором картинкам или словам.Многие дети не поняли задание, но стремились побыстрее получитьэкспериментальный материал и начать действовать. При этом они, в отличие отнормально развивающихся дошкольников, не могли адекватно оценить своивозможности и были уверены, что знают, как выполнять задание. Выявилисьотчетливые различия как по продуктивности, так и по точность и устойчивостинепроизвольного запоминания. Количество правильно воспроизводимого материала внорме было выше в 1,2 раза.
Н.Г.  Поддубная  отмечает, что наглядный материалзапоминается лучше вербального и в процессе воспроизведения является болеедейственной опорой. Автор указывает на то, что непроизвольная память у детей сЗПР страдает не в такой мере, как произвольная, поэтому целесообразно ееширокое использование при их обучении.[4]
    Т.А. Власова, М.С. Певзнер указывают на снижение произвольной памяти у учащихсяс задержкой психического развития как на одну из главных причин их трудностей вшкольном обучении. Эти дети плохо запоминают тексты, таблицу умножения, неудерживают в уме цель и условия задачи. Им свойственны колебания продуктивностипамяти, быстрое забывание выученного.
    Специфические особенности памяти детей с ЗПР:
¨   Снижение объема памяти и скорости запоминания,
¨   Непроизвольное запоминание менее продуктивно, чем внорме,
¨   Механизм памяти характеризуется снижением продуктивностипервых попыток запоминания, но время, необходимое для полного заучивания,близко к норме,
¨   Преобладание наглядной памяти над словесной,
¨   Снижение произвольной памяти.
¨   Нарушение  механической памяти.Внимание:Причины нарушенного внимания:
1.   Оказываютсвое влияние имеющиеся у ребенка астенические явления.
2.   Несформированностьмеханизма произвольности у детей.
3.   Несформированностьмотивации, ребенок проявляет хорошую концентрацию внимания, когда интересно, агде требуется проявить другой уровень мотивации – нарушение интереса.
Исследователь  детей с ЗПР Жаренкова Л.М. отмечает следующиеособенности внимания, характерные для данного нарушения:
¨   Низкая концентрация внимания: неспособность ребенкасосредоточиться на задании, на какой-либо деятельности, быстрая отвлекаемость.В исследовании Н.Г. Поддубной ярко проявились особенности внимания у детей сЗПР: в процессе выполнения всего экспериментального задания наблюдались случаиколебаний внимания, большое количество отвлечений, быстрая истощаемость иутомляемость[5].
¨   Низкий уровень устойчивости внимания. Дети не могутдлительно заниматься одной и той же деятельностью.
¨   Узкий объем внимания.
Более сильно нарушенопроизвольное внимание. В коррекционной работе с этими детьми необходимопридавать большое значение развитию произвольного внимания. Для этогоиспользовать специальные игры и упражнения («Кто внимательней?», « Чего нестало на столе?» и так далее). В процессе индивидуальной работы применять такиеприемы, как: рисование флажков, домиков, работа по образцу и т.д.
Восприятие:
Причины нарушенного восприятия удетей с ЗПР:
1.   ПриЗПР нарушена интегративная деятельность коры головного мозга, больших полушарийи, как следствие, нарушена координированная работа различных анализаторныхсистем: слуха, зрения, двигательной системы, что ведет к нарушению системныхмеханизмов восприятия.
2.   Недостаткивнимания у детей с ЗПР.
3.   Недоразвитиеориентировочно-исследовательской деятельности в первые годы жизни и, какследствие, ребенок недополучает полноценного практического опыта, необходимогодля развития его восприятия.
Особенностивосприятия:
¨         Недостаточная полнота и точность восприятия связана с нарушениемвнимания, механизмов произвольности.
¨         Недостаточная целенаправленность и организованность внимания.
¨         Замедленность восприятия и переработки информации для полноценноговосприятия. Ребенку с ЗПР требуется больше времени, чем нормальному ребенку.
¨         Низкий уровень аналитического восприятия. Ребенок не обдумывает информацию,которую воспринимает («вижу, но не думаю».).
¨         Снижение активности восприятия. В процессе восприятия нарушенафункция поиска, ребенок не пытается всмотреться, материал воспринимаетсяповерхностно.
¨         Наиболее грубо нарушены более сложные формы восприятия,требующие участия нескольких анализаторов и имеющих сложный характер – зрительноевосприятие, зрительно-моторная координация.
Задачадефектолога заключается в том, чтобы помогать ребенку с ЗПР упорядочить процессывосприятия и учить воспроизводить предмет целенаправленно. На первом учебномгоду обучения взрослый руководит восприятием ребенка на занятии, в болеестаршем возрасте детям предлагается план их действий. Для развития восприятияматериал детям предлагается в виде схем, цветных фишек.
ОСОБЕННОСТИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ЗПР.
Эту проблемуизучали У.В. Ульенкова, Т.В. Егорова, Т.А. Стрекалова и другие. Мышление у детейс ЗПР более сохранно, чем у умственно отсталых детей, более сохраннаспособность обобщать, абстрагировать, принимать помощь, переносить умения вдругие ситуации.
На развитиемышления оказывают влияние все психические процессы:
-  уровень развития внимания;
-  уровень развития восприятия и представлений об окружающем мире(чем богаче опыт, тем более сложные выводы может делать ребенок).
-  Уровень развития речи;
-  Уровень сформированности механизмов произвольности (регуляторныхмеханизмов). Чем старше ребенок, тем более сложные задачи он может решить. К6-7 годам дошкольники способны выполнять сложные интеллектуальные задачи, дажеесли они ему неинтересны (действует принцип: «так надо» и самостоятельности)[6].
У детей с ЗПРвсе эти предпосылки развития мышления в той или иной степени нарушены. Дети струдом концентрируются на задании. У этих детей нарушено восприятие, они имеютв своем арсенале довольно скудный опыт – все это определяет особенностимышления ребенка с задержкой психического развития.
Та сторонапознавательных процессов, которая у ребенка нарушается, связана с нарушениемодного из компонентов мышления.
У детей с ЗПРстрадает связная речь, нарушена способность планировать свою деятельность спомощью речи; нарушена внутренняя речь – активное средство логического мышленияребенка.
Общиенедостатки мыслительной деятельности детей с ЗПР:
1.   Несформированность познавательной, поисковой мотивации (своеобразноеотношение к любым интеллектуальным задачам). Дети стремятся избежать любыхинтеллектуальных усилий. Для них непривлекателен момент преодоления трудностей(отказ выполнять трудную задачу, подмена интеллектуальной задачи более близкой,игровой задачей.). Такой ребенок выполняет задачу не полностью, а ее болеепростую часть. Дети не заинтересованы в результате выполнения задания. Этаособенность мышления проявляется в школе, когда дети очень быстро теряютинтерес к новым предметам.
2.   Отсутствие выраженного ориентировочного этапа при решении мыслительныхзадач. Дети с ЗПР начинают действовать сразу, с ходу. Это положениеподтвердилось в эксперименте Н.Г. Поддубной. При предъявлении инструкции кзаданию многие дети не поняли задания, но стремились побыстрее получитьэкспериментальный материал и начать действовать. Следует заметить, что дети сЗПР в большей мере заинтересованы в том, чтобы побыстрее закончить работу, а некачеством выполнения задания. Ребенок не умеет анализировать условия, не понимаетзначимости ориентировочного этапа, что приводит к появлению множества ошибок.Когда ребенок начинает обучаться, очень важно создать условия для того, чтобыон первоначально думал, анализировал задание.
3.   Низкая мыслительная активность, «бездумный» стиль работы (дети, из-запоспешности, неорганизованности действуют наугад, не учитывая в полном объемезаданного условия; отсутствует направленный поиск решения, преодолениятрудностей). Дети решают задачу на интуитивном уровне, то есть ребенок вроде быправильно дает ответ, но объяснить его не может.
4.   Стереотипность мышления, его шаблонность.
Наглядно-образноемышление.
Дети с ЗПРзатрудняются действовать по наглядному образцу из-за нарушений операцийанализа, нарушение целостности, целенаправленности, активности восприятия – всеэто ведет к тому, что ребенок затрудняется проанализировать образец, выделитьглавные части, установить взаимосвязь между частями и воспроизвести даннуюструктуру в процессе собственной деятельности.
Логическоемышление.
У детей с задержкой психическогоразвития имеются нарушения важнейших мыслительных операций, которые служатсоставляющими логического мышления:
-  Анализ (увлекаются мелкими деталями, не может выделить главное,выделяют незначительные признаки);
-  Сравнение (сравнивают предметы по несопоставимым, несущественнымпризнакам);
-  Классификация (ребенок осуществляет классификацию частоправильно, но не может осознать ее принцип, не может  объяснить то, почему онтак поступил).
У всех детей сЗПР уровень логического мышления значительно отстает от уровня нормальногошкольника. К 6-7 годам дети с нормальным умственным развитием начинаютрассуждать, делать самостоятельные выводы, стараются все объяснить. Детисамостоятельно овладевают двумя видами умозаключений:
1.   Индукция(ребенок способен делать общий вывод путем частных фактов, то есть от частногок общему).
2.   Дедукция (от общего к частному).
Дети с ЗПРиспытывают очень большие трудности при выстраивании самых простыхумозаключений. Этап в развитии логического мышления – осуществление вывода издвух посылок – еще мало доступен детям с ЗПР. Чтобы дети сумели сделать вывод,им оказывает большую помощь взрослый, указывающий направление мысли, выделяющийте зависимости, между которыми следует установить отношения.[7]По мнению Ульенковой  У.В., «дети с ЗПР не умеют рассуждать, делать выводы; стараютсяизбегать таких ситуаций. Эти дети из-за несформированности логического мышлениядают случайные, необдуманные ответы, проявляют неспособность к анализу условийзадачи. При работе с этими детьми необходимо обращать особое внимание на развитиеу них всех форм мышления»[8].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Задержкапсихического развития проявляется в замедленном темпе созреванияэмоционально-волевой сферы, так и в интеллектуальной недостаточности. Последнеепроявляется в том, что интеллектуальные способности ребенка не соответствуютвозрасту.
Значительноеотставание и своеобразие обнаруживается в мыслительной деятельности. У всехдетей с ЗПР наблюдаются недостатки памяти, причем это касается всех видовзапоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного идолговременного. Отставание в мыслительной деятельности и особенности памятинаиболее ярко проявляются в процессе решения задач, связанных такимикомпонентами мыслительной деятельности, как анализ, синтез, обобщение иабстрагирование.
Учитывая всевыше сказанное, этим детям необходим особый подход.
Требования кобучению, учитывающие особенности детей с ЗПР:
1.   Соблюдениеопределенных гигиенических требований при организации занятий, то есть занятияпроводятся в хорошо проветриваемом помещении, обращается внимание на уровеньосвещенности и размещение детей на занятиях.
2.   Тщательныйподбор наглядного материала для занятий и его размещение таким образом, чтобылишний материал не отвлекал внимание ребенка.
3.   Контрольза организацией деятельности детей на занятиях: важно продумывать возможностьсмены на занятиях одного вида деятельности другим, включать  в план занятийфизкультминутки.
4.   Дефектологдолжен следить за реакцией, за поведением каждого ребенка и применятьиндивидуальный подход.
 
 
 
 
 
 
 
 
Списокиспользованной литературы:
1.   ВласоваТ.А. и Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии.М.1985 г.
2.   Дети сЗПР/ под ред. Власовой Т.А. М., 1983 г.
3.   ЛебединскийВ.В. Нарушения психического развития у детей. М., 1984 г.
4.   ПевзнерМ.С. и др. Психическое развитие детей с нарушением умственной работоспособностиМ., 1985 г.
5.   ПоддубнаяН.Г. Своеобразие процессов непроизвольной памяти у первоклассников сЗПР//Дефектология, №4, 1980 г.
6.   СтрекаловаТ.А. Особенности логического мышления у дошкольников с ЗПР//Дефектология, №4,1982 г.
7.   СтрекаловаТ.А. Особенности наглядного мышления у дошкольников с ЗПР//Дефектология, №1,1987 г.
8.   УльенковаУ.В. Шестилетние дети с ЗПР. М., 1990 г.
9.   Хрестоматия:дети с нарушениями развития/ сост. Астапов В.М., 1995 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Разработка системы управления многосвязных систем автоматического регулирования исполнительного уровня
Реферат Рід невідмінюваних іменників
Реферат Принципы и методы стандаризации
Реферат Развитие коммуникативной компетенции
Реферат Разговорное английское слово как объект перевода в драматургическом тексте (на материале пьесы Б. Шоу "Пигмалион")
Реферат Сategory of number of nouns
Реферат Анализ методов определения минимального, максимального значения функции при наличии ограничений
Реферат Развитие предлогов в истории французского языка
Реферат Биотерроризм
Реферат Культ и культура
Реферат Juvenile Delinquency Essay Research Paper Juvenile Delinquency 2
Реферат Первоначальное накопление капитала в Англии и Голландии в XV-XVII вв. Начало колониальной экспансии
Реферат Лесные богатства России
Реферат Гипотеза эффективности рынков
Реферат Позднее Возрождение. Феномен Т.Г. Шевченко в истории украинской и мировой культуры. Картины И. Репина "Запорожцы пишут письмо турецкому султану", "Бурлаки на Волге"