Реферат по предмету "Психология"


Жизненный путь личности

Содержание
Введение… 2
Отличительные черты личности… 3
Роль деятельности в жизни человека… 4
Жизненные цели… 9
Жизненные задачи… 10
Смыслы жизни личности… 12
Заключение… 17
Список литературы… 18

Введение
На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному,и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счетпроявляется сложность самого феномена личности. Каждое из определений личности,имеющихся в литературе (если оно включено в разработанную теорию и подкрепленоисследованиями), заслуживает того, чтобы учесть его в поисках глобальногоопределения личности.
Личность чаще всего определяют как человека в совокупностиего социальных, приобретенных качеств. Это значит, что к числу личностных неотносятся такие особенности человека, которые генетически или физиологическиобусловлены, никак не зависят от жизни в обществе. Во многих определенияхличности подчеркивается, что к числу личностных не относятся психологическиекачества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальныйстиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях клюдям, в обществе. В понятие “личность” обычно включают такие свойства, которыеявляются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальностичеловека, определяя его значимые для людей поступки.

Отличительные черты личности
Итак, что же такое личность, если иметь в виду указанныеограничения? Личность – это человек, взятый в системе таких его психологическиххарактеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных поприроде связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственныепоступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.Наряду с понятиями “человек”, “личность” в науке нередко употребляются термины“индивид”, “индивидуальность”. Их отличие от понятия “личность” состоит вследующем.
Если понятие “человек” включает в себя совокупность всехчеловеческих качеств, свойственных людям, независимо от того, присутствуют или отсутствуютони у данного конкретного человека, то понятие “индивид” характеризует именноего и дополнительно включает такие психологические и биологические свойства,которые наряду с личностными также ему присущи. Кроме того, в понятие “индивид”входят как качества, отличающие данного человека от других людей, так и общиедля него и многих других людей свойства.
Индивидуальность — это самое узкое по содержанию понятие извсех обсуждаемых. Оно содержит в себе лишь те индивидные и личностные свойствачеловека, такое их сочетание, которое данного человека отличает от другихлюдей.
Рассмотрим структуру личности. В нее обычно включаютсяспособности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация,социальные установки.
Способности понимаются как индивидуально устойчивые свойствачеловека, определяющие его успехи в различных видах деятельности.
Темперамент включает качества, от которых зависят реакциичеловека на других людей и социальные обстоятельства.
Характер содержит качества, определяющие поступки человека вотношении других людей.
Волевые качества охватывают несколько специальных личностныхсвойств, влияющих на стремление человека к достижению поставленных целей.
Эмоции и мотивация – это, соответственно, переживания ипобуждения к деятельности.
Социальные установки – убеждения и отношения людей.
Роль деятельности в жизни человека
Личностью человек не рождается, личностью он становится. Этостановление личности существенно отличается от развития организма, совершающегосяв процессе простого органического созревания. Сущность человеческой личностинаходит свое завершающее выражение в том, что она не только развивается каквсякий организм, но и имеет свою историю.
В отличие от других живых существ человечество имеетисторию, а не просто повторяющиеся циклы развития, потому что деятельностьлюдей, изменяя действительность, объективируется в продуктах материальной идуховной культуры, которые передаются от поколения к поколению. Через ихпосредство создается преемственная связь между поколениями, благодаря которойпоследующие поколения не повторяют, а продолжают дело предыдущих и опираются насделанное их предшественниками, даже когда они вступают с ними в борьбу.
То, что относится к человечеству в целом, не может не относитьсяв известном смысле и к каждому человеку. Не только человечество, но и каждыйчеловек является в какой — то мере участником и субъектом истории человечестваи в известном смысле сам имеет историю. Всякий человек имеет свою историю,поскольку развитие личности опосредовано результатом ее деятельности,аналогично тому, как развитие человечества опосредуется продуктами общественнойпрактики, посредством которых устанавливается историческая преемственностьпоколений. Поэтому, чтобы понять путь своего развития в его подлиннойчеловеческой сущности, человек должен его рассматривать в определенном аспекте:чем я был? — что я сделал? — чем я стал? Было бы неправильно думать, что всвоих делах, в продуктах своей деятельности, своего труда личность лишь выявляется,будучи до и помимо них уже готовой и оставаясь после них тем же, чем была.Человек, сделавший что-нибудь значительное, становится в известном смыследругим человеком. Конечно, правильно и то, что, чтобы сделать что-нибудьзначительное, нужно иметь какие — то внутренние возможности для этого. Однакоэти возможности и потенции человека глохнут и отмирают, если они нереализуются; лишь, по мере того как личность предметно, объективно реализуетсяв продуктах своего труда, она через них растет и формируется. Между личностью ипродуктами ее труда, между тем, что она есть, и тем, что она сделала,существует своеобразная диалектика. Вовсе не обязательно, чтобы человекисчерпал себя в том деле, которое он сделал; напротив, люди, в отношениикоторых мы чувствуем, что они исчерпали себя тем, что они сделали, обычнотеряют для нас чисто личностный интерес. Тогда же, когда мы видим, что, как бымного самого себя человек ни вложил в то, что он сделал, он не исчерпал себятем, что он совершил, мы чувствуем, что за делом стоит живой человек, личностькоторого представляет особый интерес. У таких людей бывает внутренне болеесвободное отношение к своему делу, к продуктам своей деятельности; не исчерпавсебя в них, они сохраняют внутренние силы и возможности для новых достижений.
Речь, таким образом, идет не о том, чтобы свести историючеловеческой жизни к ряду внешних дел. Меньше всего такое сведение приемлемодля психологии, для которой существенно внутреннее психическое содержание ипсихическое развитие личности; но суть дела в том, что само психическоеразвитие личности опосредовано ее практической и теоретической деятельностью,ее делами. Линия, ведущая от того, чем человек был на одном этапе своейистории, к тому, чем он стал на следующем, проходит через то, что он сделал. Вдеятельности человека, в его делах, практических и теоретических, психическое,духовное развитие человека не только проявляется, но и совершается.
В этом ключ к пониманию развития личности — того, как онаформируется, совершая свой жизненный путь. Ее психические способности не толькопредпосылка, но и результат ее поступков и деяний. В них она не тольковыявляется, но и формируется. Мысль ученого формируется по мере того, как онформулирует ее в своих трудах, мысль общественного, политического деятеля — вего делах. Если его дела рождаются из его мыслей, планов, замыслов, то и самиего мысли порождаются его делами. Сознание исторического деятеля формируется иразвивается как осознание того, что через него и при его участии совершается,наподобие того когда резец скульптора из глыбы каменной высекает образчеловеческий, он определяет не только черты изображаемого, но и художественноелицо самого скульптора. Стиль художника является выражением егоиндивидуальности, но и сама индивидуальность его как художника формируется вего работе над стилем произведений. Характер человека проявляется в егопоступках, но в его поступках он и формируется; характер человека — ипредпосылка, и результат его реального поведения в конкретных жизненныхситуациях; обусловливая его поведение, он в поведении же и складывается. Смелыйчеловек поступает смело и благородный ведет себя благородно; но, для того чтобыстать смелым, нужно совершить в своей жизни смелые дела, и чтобы статьдействительно благородным, — совершить поступки, которые наложили бы начеловека эту печать благородства. Дисциплинированный человек обычно ведет себядисциплинированно, но как становится он дисциплинированным? Только подчиняясвое поведение изо дня в день, из часа в час неуклонной дисциплине.
Точно так же, чтобы овладеть высотами науки и искусства,нужны, конечно, известные способности. Но, реализуясь в какой-нибудьдеятельности, способности не только выявляются в ней; они в ней же иформируются, и развиваются. Между способностями человека и продуктами егодеятельности, его труда существует глубочайшая взаимосвязь и теснейшеевзаимодействие. Способности человека развиваются и отрабатываются на том, чтоон делает. Практика жизни дает на каждом шагу богатейший фактический материал,свидетельствующий о том, как на работе, в учебе и труде развертываются иотрабатываются способности людей. Для человека не является случайным, внешним ипсихологически безразличным обстоятельством его биография, своего рода историяего «жизненного пути». Недаром в биографию человека включают, преждевсего, где и чему учился, где и как работал, что он сделал, его труды. Этозначит, что в историю человека, которая должна охарактеризовать его, включают,прежде всего, что в ходе обучения он освоил из результатов предшествующегоисторического развития человечества и что сам он сделал для его дальнейшегопродвижения — как он включился в преемственную связь исторического развития.
В тех случаях, когда, включаясь в историю человечества,отдельная личность совершает исторические дела, т.е. дела, которые входят нетолько в его личную историю, но и в историю общества, — в историю самой науки,а не только научного образования и умственного развития данного человека, висторию искусства, а не только эстетического воспитания и развития даннойличности и т.д., — она становится исторической личностью в собственном смыслеслова. Но свою историю имеет каждый человек, каждая человеческая личность.Всякий человек имеет историю, поскольку он включается в историю человечества.Можно даже сказать, что человек лишь постольку и является личностью, посколькуон имеет свою историю. В ходе этой индивидуальной истории бывают и свои«события» — узловые моменты и поворотные этапы жизненного путииндивида, когда с принятием того или иного решения на более или менеедлительный период определяется жизненный путь человека. При этом все то, чтоделает человек, опосредовано его отношением к другим людям и потому насыщенообщественным человеческим содержанием. В связи с этим дела, которые делаетчеловек, обычно перерастают его, поскольку они являются общественными делами.Но вместе с тем и человек перерастает свое дело, поскольку его сознаниеявляется общественным сознанием. Оно определяется не только отношением человекак продуктам его собственной деятельности, оно формируется отношением ко всемобластям исторически развивающейся человеческой практики, человеческойкультуры. Через посредство объективных продуктов своего труда и творчествачеловек становится человеком, поскольку через продукцию своего труда, через всето, что он делает, человек всегда соотносится с человеком.
За каждой теорией всегда в конечном счете стоит какая-тоидеология; за каждой психологической теорией – какая-то общая концепциячеловека, которая получает в ней более или менее специализированноепреломление. Так, определенная концепция человеческой личности стояла затрадиционной, сугубо созерцательной, интеллектуализированной психологией, вчастности психологией ассоциативной, которая изображала психическую жизнь какплавное течение представлений, как протекающий целиком в одной плоскостипроцесс, урегулированный сцеплением ассоциаций наподобие бесперебойноработающей машины, в которой все части прилажены друг к другу; и точно так жесвоя концепция человека как машины или, вернее, придатка к машине лежит воснове поведенческой психологии. Своя концепция человеческой личности стоит иза всеми построениями нашей психологии. Это реальный живой человек из плоти икрови; ему не чужды внутренние противоречия, у него имеются не только ощущения,представления, мысли, но также и потребности, и влечения; в его жизни бываютконфликты. Но сфера и реальная значимость высших ступеней сознания у него всеширятся и укрепляются. Эти высшие уровни сознательной жизни не надстраиваютсявнешним образом над низшими; они все глубже в них проникают и перестраивают их;потребности человека все в большей мере становятся подлинно человеческимипотребностями; ничего не утрачивая в своей природной естественности, они сами,а не только надстраивающиеся над ними идеальные проявления человека, все вбольшей степени превращаются в проявления исторической, общественной, подлинночеловеческой сущности человека.
Это развитие сознательности человека, ее рост и укоренениеее в нем совершаются в процессе реальной деятельности человека. Сознательностьчеловека неразрывно связана с действительностью, а действенность — ссознательностью. Лишь благодаря тому, что человек, движимый своимипотребностями и интересами, объективно предметно порождает все новые и всеболее совершенные продукты своего труда, в которых он себя объективирует, унего формируются и развиваются все новые области, все высшие уровни сознания.Через продукты своего труда и своего творчества, которые всегда являютсяпродуктами общественного труда и общественного творчества, поскольку самчеловек является общественным существом, развивается сознательная личность,ширится и крепится ее сознательная жизнь. Это в свернутом виде также цельнаяпсихологическая концепция. За ней, как ее реальный прототип, вырисовываетсяоблик человека — творца, который, изменяя природу и перестраивая общество,изменяет свою собственную природу, который в своей общественной практике,порождая новые общественные отношения и в коллективном труде создавая новуюкультуру, выковывает новый, подлинно человеческий облик человека.
Жизненные цели
Овладение средой — слишком абстрактная цель, она недостаточна для того, чтобы направлять жизнь; каждый индивидуум вырабатываетболее специфическую и ценную роль, служащую сосредоточением его стремлений идостижений. Жизненная цель каждого индивидуума складывается под влиянием еголичного опыта, ценностей, отношений, особенностей самой личности. Жизненнаяцель — это не нечто ясно и сознательно выбранное. Взрослые могут иметьопределенные логические основания для выбора, например, профессии. Однакожизненные цели, которые направляют и мотивируют нас, сформировались в раннемдетстве, и остаются несколько неясными и в основном бессознательными. Например,Адлер отмечает, что многие врачи выбрали свою профессию в детстве, как и онсам, как средство справиться с ощущением небезопасности и страхом смерти.
Формирование жизненных целей начинается в детстве каккомпенсация чувства неполноценности, небезопасности, неуверенности ибеспомощности в мире взрослых. Жизненные цели в целом служат защитой противчувства бессилия, местом между неудовлетворяющим настоящим и ярким,могущественным, совершенным будущим. Они всегда несколько нереалистичны и могутневротически преувеличенными, если чувство неполноценности слишком сильно. Уневротика всегда имеется весьма значительное расхождение между сознательнымицелями и бессознательными, самозащищающими жизненными целями, которые вращаютсявокруг фантазий личного превосходства и самопочитания вместо целей, которые велибы к реальным достижениям. Жизненные цели обеспечивают направление и задачи длянашей деятельности, они дают внешнему наблюдателю возможность интерпретироватьразличные аспекты мышления и поведения с этой точки зрения. Например, человек,который стремится к превосходству, личной власти, разовьет определенные чертыхарактера, необходимые для достижения этой цели — амбицию, зависть, недоверие ипр. Эти черты характера не являются ни врожденными, ни неизменными, они принятыиндивидуумом как грани его целевой ориентации.
Жизненные задачи
Три основные жизненные задачи, с которыми сталкиваетсякаждый индивидуум, — работа, дружба и любовь. Они определены фундаментальнымиусловиями человеческого существования. Эти три основные связи определены темфактором, что мы живем в определенном месте вселенной и должны развиваться втех пределах и возможностях, которые окружающее нам предоставляет, мы живемсреди других существ нашего рода, к которым мы должны пытатьсяприспосабливаться, мы живем двуполо, и будущее нашей расы зависит от отношенийэтих полов.
Работа включает все те деятельности, которые полезныобществу, а не просто тем занятиям, которые обеспечивают нам доход. Работасоздает удовлетворение и чувство собственной значимости в той степени, в какойона полезна другим. Важность нашей работы в конечном итоге основана на нашейзависимости |от физической среды.
Дружба — выражение нашей причастности к человеческой расе ипостоянной необходимости приспосабливаться к другим, взаимодействовать сдругими существами нашего рода. Наши особенные дружбы обеспечивают существенныесвязи с обществом, поскольку ни один индивидуум не соотносится с обществомабстрактно. Дружеские, кооперативные усилия являются также необходимымэлементом конструктивной работы.
Любовь можно понимать как гетеросексуальную любовь. Тесныйсоюз ума и тела, величайшая кооперация между двумя людьми противоположногопола. Любовь основана на том факте, что каждое человеческое существопринадлежит к одному полу, а не к другому, и что интимные отношения междуполами существенны для продолжения нашего рода. Тесные узы брака представляютсобой величайшее испытание нашей способности сотрудничать с другим человеком,удачный брак создает наилучшие условия для воспитания способности к кооперациии общественного чувства в детях.
Эти три задачи — работа, дружба и любовь — всегдавзаимосвязаны. Разрешение одной помогает в разрешении других, мы даже могли бысказать, что все они — аспекты одной и той же ситуации, одной и той же проблемы- необходимости для людей поддерживать и развивать жизнь в той среде, в которойон находится.

Смыслы жизни личности
Проблема смысла жизни относится к числу междисциплинарных.Она является одной из традиционных проблем философии, теологии, активнообсуждается в художественной литературе. Для психологии важно понять, чтопредставляет собой смысл жизни как психологическая реальность. Понятно, что этоособое смысловое образование личности. Это центральное объяснительное понятиепсихологии личности. Это ключ к пониманию личности вообще и конкретнойличности, в частности, поскольку находит проявление во всех ее поведенческихактах, придает им смысл, является источником их смысла, объясняет отдельныепоступки человека.
Способность осознавать, осмысливать собственную жизнь –необходимое условие человеческой жизни. Жизнь, лишенная смысла, теряет своюценность. В психологии используется ряд понятий, описывающих явлениесмыслоутраты: невроз смыслоутраты (или ноогенный невроз, в отличие от психогенногоневроза), “пассивное самоубийство”, экзистенциальная фрустрация,сопровождающаяся состояниями депрессии, апатии, отчаяния.
Смысл человеческой жизни многолик, имеет много граней иобладает собственной динамикой. По Адлеру, смысл жизни присущ каждому человекуи складывается уже к пятилетнему возрасту. Он остается неосознаваемым вбольшинстве случаев, но он объективно существует независимо от того, будет лион осознан в будущем. Смысл жизни связан с уникальным стилем жизни индивида.
По мнению другого зарубежного исследователя К.Г. Юнга,нахождение и реализация смысла жизни выступает как первейшая потребность изадача. С этим согласен А. Маслоу. Польский психолог К. Обуховский потребностьв смысле жизни относит к основным потребностям личности. По К.Г. Юнгу, познаниесмысла жизни становится более важным в старшем возрасте, в молодом — людибольше ориентируются на действие. Смысл жизни — сугубо субъективен; существуетопасность ориентации на навязанные извне роли, значит, — на выдуманный,внушенный себе смысл. Пока жизнь осмысленна, люди мало говорят и размышляют оее смысле. Как только возникает нехватка или отсутствие смысла — проблемасмысла начинает играть важную роль в сознании и самовыражении личности.
Таким образом, К. Юнг, в отличие от А. Адлера, считает, чтосмысл жизни не складывается автоматически; поиски смысла — сложнейшая жизненнаязадача, которую человек решает в процессе жизни. Д.А. Леонтьев рассматривает ихточки зрения как два подхода к решению вопроса о том, как решает человек вопросо смысле на протяжении всей его жизни. Концепцию В. Франкла он считаетобъединяющей эти два взгляда: поиск смысла жизни — важнейшая задача иврожденная мотивационная тенденция, присущая всем людям; смысл жизни доступенлюбому человеку, независимо от пола, возраста, интеллекта, образования,характера, среды, а также религиозности и вероисповедания. Не человек ставитвопрос о смысле своей жизни, жизнь ставит перед ним этот вопрос. Человекуприходится отвечать на него ежедневно и ежечасно своими поступками, а несловами. Смысл жизни уникален и неповторим. С точки зрения В. Франкла,необходимо отвергнуть некоторые “философии жизни” — например, не может бытьсмыслом жизни наслаждение, т.к. это внутренне состояние субъекта, а смысл жизнине изобретается человеком, а находится в объективном мире. Поэтому человек неможет стремиться к счастью, он может лишь искать причины для счастья.
В отечественной психологии К.А. Абульханова-Славскаяутверждает, что смысл жизни отражает жизненную концепцию человека, осознанный иобобщенный принцип его жизни, его жизненную цель. В психологии смыслом (нетолько жизни, но и любого другого действия, поступка, события) принято называтьвнутренне мотивированное, индивидуальное значение для субъекта того или иногодействия или поступка. Способность человека переживать ценность жизни,удовлетворяться ею и составляет ее смысл. Это и способность субъекта переживатьценность жизненных проявлений своего “Я”, своей личности. Смысл жизни, с однойстороны, выражает притязания и стремления личности, а с другой — определяетпритязания личности и выбор тех жизненных задач, которые она берется решать;это ответственность за осуществление собственной жизни, своеобразное чувствосвоей субъектности, возможность творчества жизни. Это, скорее, не когнитивноеобразование, а переживание личностью своей включенности в жизненные структуры,причастности к общественным ценностям, полноты своего самовыражения,интенсивности взаимодействия с жизнью. Насыщенность, интенсивность жизниусиливает ее динамику и смысл, усиливают ценность, значимость. К.А.Абульханова-Славская указывает, что смысл жизни проявляется в специфическоммотиве — успеть воплотить себя в жизни чем-то непреходящим. Это теоретическийспособ организации личностью жизни.
Для определения сущности смысла жизни наиболее адекватнойпредставляется категория “отношение”. На полюсе субъекта отношения — этопереживание значимости, ценности; объектом отношения является целая жизнь — собственная жизнь субъекта. Б.С. Братусь отмечает, что смысл жизни осознается тогда,когда мы соотносим всю свою жизнь с тем, что больше нашей жизни и не оборветсяс ее физическим прекращением.
Другой отечественный психолог Ф.Е. Василюк подчеркивает, чтосмысл жизни — пограничное образование; в нем сходятся сознание и бытие, идеальноеи реальное, жизненные ценности и бытийные возможности их реализации. Онотражает в себе ценностную целостность индивидуальной жизни. Он может бытьориентирован на будущее, на прошлое или на настоящее.
В отечественной психологии также имеют место исследования,авторы которых обращаются к проблеме нарушения смысла и целостностииндивидуальной жизни в критических ситуациях, когда возникает разлад всейсистемы жизни и одновременно жизненно важная необходимость преодолениякритической ситуации и восстановления ощущения осмысленности жизни. Последнее,по мнению авторов такого рода исследований, становится возможным благодаряпроцессам саморегуляции, рефлексии, “смыслового связывания” как одного измеханизмов, обеспечивающих перестройку смысловых систем. Показано, чтоконструктивное разрешение кризиса требует внутренней активности личности потрансформации смысловых отношений.
Смысл жизни как психологический феномен — это особоепсихическое образование, которое имеет свою специфику возникновения, свои этапыстановления. Приобретая относительную устойчивость и эмансипированность отпородивших его условий, он может существенно влиять на жизнь человека — действовать как некий “буферный механизм”, как система сдержек и противовесов,не допускающих одностороннего подчинения как внешним обстоятельствам, так инепосредственным побуждениям, сиюминутным интересам и влечениям.
Однако феномен смысла жизни, являясь продуктом человеческогоразума, несет в себе двойственность, амбивалентность последнего.А.В. Суворов в работе “Филосфера и смысл жизни” противопоставляет духовнуюсферу человека сфере безумия, имеющей разрушительную, антикультурную,античеловеческую, антиприродную направленость.
В тесной связи со сказанным выступает проблема адекватностисмысла жизни. Были выделены следующие основные характеристики его адекватности:
Реалистичность смысла жизни, то есть его соответствие, содной стороны, наличным, объективным условиям, необходимым для егоосуществления, с другой, — индивидуальным возможностям человека.
“Конструктивность” смысла жизни — характеристика, отражающаястепень его позитивного или негативного влияния на процесс становления личностии успешность де ятельности человека. Несомненно, что “конструктивность” смыслажизни существенно обусловлена содержанием той идеи, которая составляет главнуюцель жизни человека.
Вместе с тем показано, что функция смысла жизни какпсихологического механизма, существенно обусловливающего поведение человека,зависит не только от содержания основной жизненной цели, но и от структурыданного психического образования.
Последнее представляет собой структурную иерархию жизненныхцелей (ценностей), в которой жизненные смыслы могут занимать ведущую роль, бытьотносительно равнозначными, либо находиться в отношении подчинения к главной жизненнойцели. Иерархическая структура смысла жизни является системой, динамика которойобусловлена следующими факторами: социальными обстоятельствами, индивидуальнымии возрастными особенностями человека, его субъективной активностью.

Заключение
Итак, с мыслью о том, что личностью человек не рождается, астановится, согласны сейчас большинство психологов. Однако их точки зрения нато, каким законам подчиняется развитие личности, значительно расходятся. Этирасхождения касаются понимания движущих сил развития, в частности значенияобщества и различных социальных групп для развития личности, закономерностей иэтапов развития, наличия, специфики и роли в этом процессе кризисов развитияличности, возможностей ускорения процесса развития и других вопросов.
Что же касается смысла жизни, то с психологической точкизрения главным является не осознанное представление о смысле жизни, анасыщенность реальной повседневной жизни реальным смыслом. Именно объективносложившаяся направленность жизни несет в себе истинный смысл, а любые попыткисконструировать себе смысл жизни интеллектуальным актом будут быстроопровергнуты самой жизнью. Вместе с тем жизненные ситуации могут ставить передчеловеком задачу на осознание смысла своей жизни. Осознать и сформулироватьсмысл своей жизни — значит, оценить свою жизнь целиком.

Список литературы
1.      Немов Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 3 кн. –4-е изд. – М., ВЛАДОС, 2003 – кн.1.
2.      Психология личности. Учебное пособие / под ред. проф.П.Н. Ермакова,проф.В.А. Лабунской. – М., Эксмо, 2007.
3.      Райгородский Д.Я. Психология личности. Т.1. Хрестоматия. – Самара, Изд.дом “БАХРАХ-М”, 2006.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.