Реферат по предмету "Психология"


Исследование личности студента педагогического колледжа

Контрольная работа
Исследованиеличности студента педагогического колледжа
Бийск 2010г.

Содержание
детство переориентация общение юношеский возраст
Введение
Глава1. Теоретические аспекты особенностей юношеского возраста
1.1Характеристика юношеского возраста
1.2Взаимоотношения с окружающими в юношеском возрасте
Глава2. Практическое исследование взаимоотношений в юношеском возрасте
Заключение
Списоклитературы

Введение
Юношеский возраст — нефаза «подготовки к жизни», а чрезвычайно важный, обладающийсамостоятельной, абсолютной ценностью этап жизненного пути. В общем можноопределить следующие границы 15-25 лет.
Каждый знает, чтоюность ¾определенный этап созревания и развития человека, лежащий между детством ивзрослостью. Слово «юность» обозначает фазу перехода от зависимогодетства к самостоятельной и ответственной взрослости, что предполагает, с однойстороны, завершение физического, в частности полового, созревания, а с другой ¾достижение социальной зрелости. Отношения людей представляют реальность особогорода, которая не сводима ни к совместной деятельности, ни к коммуникации, ни квзаимодействию. Субъективная и фундаментальная значимость этой реальности дляжизни человека и развития его личности не вызывает сомнений. Одна из главныхособенностей юношеского возраста — смена значимых лиц и перестройкавзаимоотношений со взрослыми.
Одна из главныхтенденций юношеского возраста ¾ переориентация общенияс родителей, учителей и вообще старших на ровесников, более или менее равных поположению. Такая переориентация может происходить медленно и постепенно илискачкообразно и бурно, она по-разному выражена в разных сферах деятельности, вкоторых престиж старших и сверстников неодинаков, но происходит онаобязательно. Постоянство возникающих конфликтов подростков с родителямизаставляет снова и снова возвращаться к изучению специфики отношений сокружающими в подростковом возрасте. Тема формирования позитивных отношенийродителей с подростками актуальна и это связано с социальными, политическими,экономическими изменениями в обществе в котором мы живем.

Глава 1. Теоретическиеаспекты особенностей юношеского возраста
1.1 Характеристикаюношеского возраста
Период характеризуетсязавершением физического развития организма, заканчивается половое созревание,приходит в гармоничное соответствие сердечно -сосудистая система, замедляетсятемп роста тела, нарастает мышечная масса, повышается ее работоспособность,заканчивается формирование и функциональное развитие тканей и органов. Девушкии юноши озабочены проблемой соответствия эталоном мужества и женственности.Обусловлены спецификой социальной ситуацией развития, человек проходит этапыпрофессионального самоопределения, которого от него требует общество. Ведущийвид деятельности учебная деятельность, связанная с профессиональнымобразованием. Кризисность данного периода заключается в расхождении системобразования и систем взросления. Центральным местом жизни является обращенностьв будущее, построение жизненных планов и перспектив, т.е. личностноесамоопределение, самопроектирование себя в будущее. Социальная ситуацияопределяет развитие мотивационной сферы. Быстро развиваются специальныеспособности связанные с выбранной профессиональной областью. Новообразования.Самоопределение, готовность к личностному и жизненному самоопределению, продолжаетсяразвитие самосознания, появляется понятие идентичность (по Эриксону – чувствообретения адекватности и владение личностью собственным «я»независимо от ситуации). В юности индивид становится созвучен эпохи,отождествляя себя с ней, поэтому ценным и приятным является воспоминаниясвязанные с этим периодом. Ценности возраста. Обретение чувства личностнойтождественности и целостности (идентичности). Обретение психо сексуальнойидентичности это осознание и самоощущение себя как достойного представителяопределенного пола. Профессиональное самоопределение, самостоятельность,независимость определения жизненных целей и выбор будущей профессии. Развитиеготовности к жизненному самоопределению, что предполагает достаточный уровеньразвития ценностных представлений, волевой сферы, самостоятельности иответственности.
Таким образом, в юностипроисходит как бы второе рождение личности, ошибки, сделанные в этом возрастемогут обернуться последствиями драматического характера, происходит вхождениечеловека в мир культуры посредством интеллектуальной и физической возможности,встречается и переживается любовь, дружба, которая остается в памяти навсегда.Взаимоотношения полов становятся основной из воспитательных проблем. Дляполноценного развития личности необходимы поиски и сомнения характерные дляэтого возраста прошедшие это период в большей мере независимы творческиотносятся к делу обладают более гибким мышлением, способны приниматьсамостоятельные решения. Тревожность возникает к моменту окончания обучения.Несмотря на все это можно говорить о стабилизации личности о сформированностиЯ-Концепции о высоком самоуважении, о развитии саморегуляции и самоконтроля, обустойчивом настроении и о нравственной устойчивости личности, самоопределениевырабатывает мировоззрение и окончательный выбор жизненного пути.
1.2 Взаимоотношения сокружающими в юношеском возрасте
Вместе с осознаниемсвоей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувствоодиночества. Юношеское «Я» еще неопределено, расплывчато, оно нередкопереживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которуюнеобходимо чем-то заполнить. Отсюда растет потребность в общении и одновременноповышается его избирательность, потребность в уединении. Другие люди ¾не внешняя среда, предметно воспринимаемая человеком, не обстоятельство егожизни, но его внутреннее достояние, главное содержание его личности.Самосознание человека возможно только через его отношения с другими.
Становлениесамосознания в ранней юности, т.е. осознание не только окружающего, но и самогосебя в своих отношениях с окружающим миром, осознание себя как «Я»,характеризуется и способностью самостоятельно и сознательно ставить перед собойцели своей деятельности и реализовывать их. Особенности межличностных отношениймежду людьми, находящимися в отношениях субординации, оказывают существенноевлияние на характер мотивации, уровень самоуважения, способность ксаморегуляции личностей, находящихся в подчиненном или зависимом положении.
Как же появляется этавозрастная тенденция (не смешивать с отношениями между поколениями!) вотношениях старшеклассников с наиболее значимыми для них конкретными взрослыми, которые являются не только старшими по возрасту, но и полномочнымипредставителями общества взрослых в целом, — родителями и учителями?
Из факторовсоциализации, рассматриваемых по отдельности, самым важным и влиятельным была иостается родительская семья как первичная ячейка общества, влияние которойребенок испытывает раньше всего, когда он наиболее восприимчив. Семейныеусловия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень иуровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненныйпуть ребенка. Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, которое даютему родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причемэффект этого воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуреличности. Наилучшие взаимоотношения старшеклассников с родителями складываютсяобычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания.Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности,активности, инициативы и социальной ответственности. Понять взаимоотношениястаршеклассника с родителями, необходимо знать, как меняются с возрастомфункции этих отношений и связанные с ними представлениями. К старшим классамповеденческая автономия, как правило, уже весьма велика: старшеклассниксамостоятельно распределяет свое время, выбирает друзей, способы досуга и т. д.В семьях с более или менее авторитарным укладом эта автономизация иногдавызывает острые конфликты.
Многих учителей и внешколы отличает назойливо-дидактическая, поучающая манера держать себя. Привычкаупрощать сложные вещи, чтобы сделать их доступными детям, способствует развитиюнегибкого, прямолинейного мышления, вырабатывает склонность видеть мир вупрощенном, черно-белом варианте, а привычка постоянно держать себя в рукахзатрудняет эмоциональное самовыражение.    Положение учителя — это постоянныйискус, испытание властью.
Одна из главныхтенденций юношеского возраста ¾ переориентация общенияс родителей, учителей и вообще старших на ровесников, более или менее равных поположению. Такая переориентация может происходить медленно и постепенно илискачкообразно и бурно, она по-разному выражена в разных сферах деятельности, вкоторых престиж старших и сверстников неодинаков, но происходит онаобязательно.
Общение со сверстникамиочень важный специфический канал информации; по нему подростки и юноши узнаютмногие необходимые вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщаютвзрослые. Также общение со сверстниками ¾ этоспецифический вид межличностных отношений. Групповая игра и другие видысовместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социальноговзаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же времяотстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. Вне обществасверстников, где взаимоотношения строятся принципиально на равных и статус надозаслужить и уметь поддерживать, ребенок не может выработать необходимыхвзрослому коммуникативных качеств. Соревновательность групповыхвзаимоотношений, которой нет в отношениях с родителями, также служит ценнойжизненной школой.
Это специфический видэмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, солидарности,товарищеской взаимопомощи не только облегчает подростку автономизацию отвзрослых, но и дает ему чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучияи устойчивости. Сумел ли он заслужить уважение и любовь равных, товарищей,имеет для самоуважения подростка решающее значение.
Психология общения вюношеском возрасте строится на основе противоречивого переплетения двухпотребностей: обособления (приватизации) и аффилиации, т.е. потребности впринадлежности, включенности в какую-то группу или общность. Обособление чащевсего проявляется в эмансипации от контроля старших. Однако оно действует и вотношениях со сверстниками.
Усиливается потребностьне только в социальной, но и пространственной, территориальной автономии,неприкосновенности своего личного пространства. В юношеском возрасте меняютсяпредставления о содержании таких понятий, как «одиночество» и «уединение».Чем самостоятельнее и целенаправленнее юноша, тем сильнее у него потребность испособность быть одному.
Типичная чертаюношеских групп ¾ чрезвычайно высокая конформность.Яростно отстаивая свою независимость от старших, они зачастую абсолютнонекритически относятся к мнениям собственной группы и ее лидеров. Неокрепшее,диффузное «Я» нуждается в сильном «Мы», которое, в своюочередь, утверждается в противоположность каким-то «Они». Причем всеэто должно быть грубо и зримо.
Следует отметить, чтокоммуникативные черты и стиль общения юношей и девушек не совсем одинаковы. Этокасается и уровня общительности, и характера аффилиации.
Юношеские группыудовлетворяют в первую очередь потребность в свободном, нерегламентированномвзрослыми общении. Свободное общение ¾ не простоспособ проведения досуга, но и средство самовыражения, установления новыхчеловеческих контактов, из которых постепенно выкристаллизовывается что-тоинтимное, исключительно свое. Юношеское общение поначалу неизбежно экстенсивно,требует частой смены ситуаций и довольно широкого круга участников.Принадлежность к компании повышает уверенность подростка к себе и даетдополнительные возможности самоутверждения.
Как ни важны для юноститоварищеские отношения и чувство своей принадлежности к коллективу, групповыеконтакты обычно включают в себя соревновательность, борьбу за положение иавторитет. Даже в самом сплоченном коллективе далеко не все его членыиспытывают друг к другу личную симпатию. Жажда самовыражения, предпосылкойкоторой является осознание своей особенности, составляет одну из главных чертюношеской психологии.
Дружба является преждевсего эмоциональной привязанностью, реальная или подразумеваемая близость длянее важнее, чем общность предметных интересов.
Психологическаяценность юношеской дружбы определяется тем, что она является одновременношколой самораскрытия и школой понимания другого человека. Очень интереснопоэтому, какой тип alterego выбирают старшеклассники.
Дружба иногда выступаети как своеобразная форма психотерапии, позволяя молодым людям выразитьпереполняющие их чувства и найти подтверждение того, что кто-то разделяет их сомнения,надежды и тревоги.
Для пониманияпсихологических отличий дружбы взрослых людей от юношеской дружбы особенноважны три момента: относительное завершение формирования самосознания;расширение и дифференциация сферы общения и деятельности; появление новыхинтимных привязанностей.
В юности дружбазанимает привилегированное положение, поскольку она складывается, когда учеловека нет еще ни собственной семьи, ни профессии, ни любимой. Единственный «соперник»юношеской дружбы ¾ любовь к родителям, но эти чувствалежат в разных плоскостях. С появлением новых, «взрослых»привязанностей дружба постепенно утрачивает свое привилегированное положение.

Глава 2. Практическоеисследование взаимоотношений в юношеском возрасте
Природа межличностныхотношений существенно отличается от природы общественных отношений: их важнаячерта – эмоциональная основа. Поэтому межличностные отношения можнорассматривать как фактор психологического климата группы. Семья являетсяпервичной группой во всех возрастах.
Анкета «Взаимоотношениясо взрослыми»
1) Вы эмоциональныйчеловек?
Да-1.
Нет-3.
Наверное человекнастроения-2.
2) Чувствуете ли выответственность за свои поступки?
Всё зависит отобстоятельств-2.
Каждый должен бытьсознательным-1.
3) Родители считают вассамостоятельным человеком?
Иногда родители меняпереоценивают-2.
Да-1.
Не знаю-3.
4) А вы как считаете?
Да-1.
Не знаю-2.
Иногда забота обо мнене помешает-3.
5) Когда вы хотитезадать какой-либо вопрос родителям, можете сделать это прямо?
Могу-1.
Потребуетсяблагоприятная обстановка-2.
Нет-3.
6)Часто ли выумалчиваете перед родителями из того, что вас тяготит?
Да, боюсь, что менямогут не понять-3.
Без утайки всёрассказываю-1.
Иногда считаю, чтородители не всё должны знать-2.
7) Вы чаще делитесь сдрузьями своими проблемами, чем со своими родителями?
Со своими друзьями мыпонимаем лучше друг друга-3.
Иногда-2.
Свои проблемыпредпочитаю обсуждать с родителями-1.
8) Считаете ли выбестактностью, когда родители «влезают» в ваш разговор с друзьями,входят в вашу комнату без стука?
Считаю этонезначительным (не думаю об этом)-3.
Это выводит меня изсебя-2.
У меня родителитактичные люди-1.
9) Бывает ли так, что,когда родители разговаривают с Вами, вы думаете о чём-то другом?
Бывает-3.
Слушаю внимательно-1.
Если «в облаках»то пытаюсь сосредоточить всё своё внимание-2.
10) Будете ли высоветоваться с родителями, даже если вы уверены в правильности своего решения?
Очень редко-2.
Это необходимо дляполной уверенности-1.
Нет-3.
11) В споре сродителями вы самокритичны?
Обычно да-1.
Стараюсь-2.
Нет-3.
12) Когда вы знаете,что родители неправы, Вы доказываете свою правоту, или уходите к себе смыслями: «Родителей не выбирают»?
Отступаю и виню себя влегкомыслии-2.
Остаюсь при своёммнении-1.
Отстаиваю свою позициюесли даже она грозит вылиться в скандал-3.
13) Вы считаете, чтородители должны Вас обеспечивать материально до совершеннолетия, или до техпор, пока вы учитесь и не работаете?
Да, а потом я внесусвою лепту-2.
Мои личные доходы непомешают семье-1.
Не знаю-3.
14) Можете ли выпосмеяться вместе с родителями над ситуацией, где кто-либо из вас выгляделнелепо?
Да, чувство юмораприсуще нашей семье-1.
Смотря, какаяситуация-2.
Нет, это выглядитглупо-3.
15) У вас появилсяпартнёр(ша), который, как вам кажется достоин Вас, а родители так не считают,Вы послушаетесь родителей или будет конфликт?
Попытаюсь доказатьобратное-2.
Конечно:«за другагорой»-3.
Я пересмотрю ипроанализирую качества своего партнёра-1.
16) Отношение родителейк вашим вредным привычкам (если они у вас есть)?
У меня их нет-0.
Они об этом не знают-3.
Знают, но естественноне поощряют-1.
Не акцентируют на этомвнимание-2.
17) После знакомства сдругом противоположного пола, считаете ли вы нужным рассказать о нём своимродителям или даже познакомить?
Нет, мне это ненужно-4.
Иногда этопреждевременно-3.
Я рассказываю обовсём-1.
Считаю, что нужноудовлетворить их тайное любопытство-2.
18) Можете ли выоткровенно с родителями поговорить о сексуальных потребностях человека?
Эта тема между наминикогда не затрагивается-4.
Предпочитаю узнатьбольше на эту тему от родителей-1.
Нет, лучше прочитатьспециализированную литературу-2.
Только с близкимидрузьями можно обсуждать такие интимные вопросы-3.
19) Будет ли у Васссора с родителями, если Вы считаете, что Вам недостаточно выделяют денежныхсредств?
Я не имею праватребовать больше-1.
Иногда, когда совсемобижают своим денежным невниманием-2.
Если мне недостаточно,они обязаны удовлетворить мои денежные
потребности-3.
20) Если Выинтересуетесь политикой, то придерживаетесь того же мнения, что и родители?
Меня политика вообще неинтересует-4.
Наверное да, я хочумыслить как они-3.
Нет у меня свои взглядына политику-2.
21) Если у Васполитические лидеры противоположны в своих позициях с лидерами Ваших родителей,может это обернуться скандалом в процессе доказательства правоты?
Никогда, я считаю можноотстаивать своё мнение по этому вопросу без конфликта-1.
Да, такое частобывает-2.
22) Часто ли родителинавязывают Вам своё мнение?
Не дают даже вздохнуть-3.
Не обращаю внимания-1.
Нет-2.
23) Вы считаете этоправильным т.к. они мудрее, старше, опытнее?
Вот поэтому они должныбыть лояльнее-1.
Не знаю-2.
Всё равно они не всегдаправы-3.
24) Вы считаете, чтородители должны давать своему ребёнку свободу выбора, какой бы он не был?
Ограничения этойсвободы должны существовать-1.
Да-3.
Не всегда естьуверенность в правильности выбора-2.
25) Как долго можетпродолжаться конфликт с родителями по любому поводу, или продолжительностьзависит от причины ссоры?
Если повод былсерьёзный, тогда долго-2.
Нет, не долгонезависимо от причины-1.
Когда как-3.
26) Кто первый идёт напримирение?
Конечно же родители-2.
Иногда как-1.
Атмосфера мира саманалаживается-2.
27) Чаще всего по какойпричине происходят споры?
Нет взаимопонимания-1.
Слишком много хотятзнать-2.
Меня простотритируют-3.
Любая другая причина-4.
28) Вы можетеизвиниться перед родителями, если знаете, что сгоряча наговорили непростительногоили считаете «само собой всё пройдёт, они старше, они поймут»?
Не знаю-2.
Чувствую вину за собой,это естественно-1.
Нет, самиспровоцировали-3.
Ключи к опроснику:
101—80 баллов — ответынедостоверны,
79—40 баллов —оптимальные отношения с родителями, конфликты редки,
40—33 баллов — отношенияс родителями в целом благополучны,
Ниже 32—19 баллов — частыеконфликты и разногласия,
Ниже 19 баллов —игнорируют родителей.
Результатыанкетирования
Анализируя данныеполученные, в результате проведения к выводу, что родителям юноша таким, какойон есть, они старается уважать его индивидуальность, проводить с нимопределенное время. В данной семье бывают случаи применения авторитарныхметодов воспитания, при которых мама требует послушания и дисциплины. Вопределенных моментах мама старается навязать юноши свою волю. Проявляют интереск делам своего сына, испытывают чувство гордости за него, положительнооценивают его интеллектуальные и творческие способности. Стараются поощрятьинициативу и самостоятельность, доверяют юноши. Юноша имеет большую зависимостьот семьи, ему свойственно ощущение самопожертвования, также высоки показателивербализации в этой семье. Таким образом, данные исследования показываютстабильные внутрисемейные отношения.

Заключение
Юность ¾одновременно самый искренний и самый неискренний возраст. В юности сильнеевсего потребность быть в согласии с самим собой, бескомпромисность, жаждаполного и безоглядного самораскрытия. Однако известная неустойчивостьпредставлений о собственном «я» рождает желание проверить себя путемразыгрывания каких-то несвойственных ролей. Юноша страдает от того, что у негоне хватает средств и возможностей выразить свой внутренний мир. Но беда его нестолько в недостатке средств, сколько в реальной неясности, незавершенности его«я».
Юность эмоциональна,она бурно увлекается новыми людьми, идеями, делами. Хотя эти увлечения поройнепродолжительны, они помогают в короткий срок пережить и освоить много нового.Одна из главных особенностей подросткового и раннего юношеского возраста — смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений со взрослыми. Одной из самыхважных потребностей переходного возраста становиться потребность в освобожденииот контроля и опеки родителей, учителей, старших вообще, а также отустановленных ими правил и порядков Из факторов социализации, рассматриваемыхпо отдельности, самым важным и влиятельным была и остается родительская семьякак первичная ячейка общества. Всеобъемлющее влияние родителей на детей, атакже содержание и характер этого влияния объясняются теми механизмами социализацииребенка, которые с наибольшей эффективностью активизируются в семейномвоспитании. В качестве таких механизмов, с помощью которых ребенок приобщаетсяк социальной действительности, входит в жизнь, становится ее самостоятельнымучастником, психологи определили подкрепление, индентификацию, понимание.Семейное воспитание происходит в процессе жизни – в отношениях близости, вделах и поступках ребенка.

Список литературы
1.  АвдееваН.Н. Ранний этап в развитии личности // Психология личности: Теория и эксперимент.М., 1982.
2.  АнцыфероваЛ.И. К психологии личности как развивающейся системы// Психология формированияи развития личности, М., 1981.
3.  БахтинМ.М. Эстетика словесного творчества. М., 1972.
4.  БодалевА.А. Психология межличностных отношений //Вопросы психологии.¾1994.¾№ 1.
5.  БодалевА.А.Личность и общение. М., 1983.
6.  БуберМ. Я и Ты. М., 1993.
7.  Диалогио воспитании: Книга для родителей / Под ред.В.Н.Столетова.¾М.: Педагогика, 1985
8.  ИльенковЭ.В. Что же такое личность? //Психология личности: Тексты. М., 1982.
9.  КонИ.С. Психология ранней юности: Книга для учителя. ¾М.: Просвещение, 1989.
10.КонИ.С. Психология юношеского возраста ¾ М.:Просвещение, 1979.
11.КроникА.А. Межличностное оценивание в малых группах, Киев, 1982.
12.ЛубовскийД. Развитие мотивов межличностных отношений у подростков 12-15 лет //Воспитание школьников. ¾ 1997. ¾№ 2.
13.МиславскийЮ.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте
14.ПетровскийВ.А. К психологии активности личности // Вопросы психологии. 1975. ¾№ 3
15.РодионоваЕ.А. Общение как условие развития личности // Психология формирования иразвития личности. М., 1981.
16.РувинскийЛ.И. Самовоспитание личности. М., 1984..
17.СавченкоЕ.А. О готовности старшеклассников противостоять аморальным проявлениям //Вопросы психологии. ¾ 1997. ¾№ 3.
18.СинягинЮ. Ошибки в общении учителя с учениками и их родителями // Воспитаниешкольников. ¾ 1997. ¾№ 1.
19.СмирноваЕ.О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе // Вопросыпсихологии. ¾ 1994. ¾№ 6.
20.РубинштейнС.Л. Человек и мир // Проблемы общей психологии. М., 1973.
21.ЧирковВ.И. Межличностные отношения, внутренняя мотивация и саморегуляция // Вопросыпсихологии. ¾ 1997. ¾№ 3
22.ЧирковВ.И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека // Вопросыпсихологии. ¾ 1996. ¾№ 3.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.